Что вам грозит за несданную отчетность: от штрафа до вылета из ЕГРЮЛ
1,6 тыс. 0
VIDEO
Согласно ст. 4 закона «О развитии предпринимательства в РФ» от 24.07.2007 № 209-ФЗ, к СМП (субъектам малого предпринимательства) причисляются различные хозяйственные субъекты, а именно:
индивидуальные предприниматели;
крестьянские (фермерские) хозяйства;
хозяйственные общества;
хозяйственные партнерства;
потребительские кооперативы;
производственные кооперативы.
Все они обязаны соответствовать главным и дополнительным критериям малого предпринимательства, обозначенным в законе 209-ФЗ. К ним имеют отношение основополагающие характеристики хозяйствования любой компании, а именно: численность работников, полученный доход и состав уставного капитала. На их основе определяется, можно ли считать организацию малой или ее необходимо причислить к иным категориям хозяйствующих субъектов. Рассмотрим, какими критериями характеризуется малое предприятие, более детально.
Существуют определенные обстоятельства, наступление которых приведет к тому, что организация потеряет статус малого предприятия. Естественно, это связано с тем, что оно не будет подпадать под критерии малых предприятий в 2020-2021 годах. К таким условиям относятся следующие моменты:
Если обстоятельства связаны с увеличением процента участия в уставном фонде выше предельного значения, то предприятие потеряет статус малого бизнеса. При этом моментом перехода в среднее или крупное предприятие считается дата внесения записи в ЕГРЮЛ об изменении уставного капитала организации.
Если обстоятельства связаны с увеличением среднесписочной численности персонала или дохода от осуществления всех видов предпринимательской деятельности выше установленного законом предельного значения, статус малого сохраняется за предприятием в течение трех лет. По истечении упомянутого срока малое предприятие лишится этого статуса и станет средним или крупным в зависимости от значения данных критериев, о чем указано в п. 4 ст. 4 закона 209-ФЗ.
Чтобы иметь категорию малого предприятия, компании необходимо соответствовать критериям, указанным в законе 209-ФЗ. К ним относятся среднесписочная численность персонала, доход от осуществления всех типов деятельности и доля участия в уставном капитале. Если все условия соответствуют требуемым значениям, компания автоматически получает статус малого и вносится налоговыми органами в специальный реестр субъектов малого и среднего предпринимательства России.
Единый реестр субъектов МСП: для чего он нужен и как в него попасть
Критерии отнесения к субъектам малого предпринимательства в 2021 году устанавливает государство. Основные требования, при соблюдении которых возможно отнесение бизнесмена к субъектам малого и среднего предпринимательства (МСП), касаются численности работников и размера получаемого дохода.
Кто является МСП, т.е. относится к субъектам малого предпринимательства, определяет закон от 24.07.2007 N 209-ФЗ в статье 4. Укажем эти критерии в таблице.
Чтобы получить сведения о юрлице или ИП, необходимо в строке «поиск» ввести ИНН, ОГРН или ОГРНИП, наименование организации или ФИО ИП. Также возможен поиск по списку ИНН.
Выйдет следующая информация, которую при желании можно выгрузить в формате Excel:
наименование юрлица или ФИО ИП;
категория субъекта (микро-, малое или среднее предприятие);
ИНН;
место нахождения юрлица или место жительства ИП;
основной вид деятельности;
дата внесения сведений в реестр;
пометка о том, является ли субъект вновь созданным юрлицом или вновь зарегистрированным ИП;
наличие заключенных договоров, контрактов;
информация о производстве инновационной, высокотехнологичной продукции;
участие в программах партнерства;
сведения о полученных лицензиях.
Информационная база реестра включает сведения из налоговой отчетности, ЕГРЮЛ и ЕГРИП и других госисточников, которые предоставили информацию в ФНС. Сведения поступают автоматически, без участия предпринимателей. Но если компания не представляет сведения о среднесписочной численности работников и налоговую отчетность, то ФНС просто не внесет ее в реестр.
До 1 мая 2020 г. приостановлены взыскания штрафов и пеней (см. Федеральный закон от 01.04.2020 №102-ФЗ) — но только по решениям, принятым после 25 марта.
Приостановлена блокировка счетов, которая применяется для обеспечения возврата долгов.
Для компаний, попавших в перечень наиболее пострадавших отраслей бизнеса (туризм, авиаперевозки, культура, спорт, гостиничный бизнес, общепит и др.), взыскание налогов отложено до 1 мая.
С 1 апреля по 31 декабря 2021 г. действуют пониженные тарифы страховых взносов для субъектов МСП: совокупный тариф равен 15% (для выплат, превышающих МРОТ).
Отсрочка по арендным платежам — если арендодателем является государство (см. Распоряжение Правительства РФ от 19.03.2020 №670-р). Впрочем, если арендодатель не государство, арендатор также вправе обратиться к владельцу недвижимости с просьбой о предоставлении отсрочки или рассрочки (см. Федеральный закон от 01.04.2020 N 98-ФЗ). Такое обращение собственник обязан рассмотреть в течение 30 дней.
Мы перечислили меры поддержки, принятые на федеральном уровне. Несмотря на то что характеристика малого предприятия не отличается от региона к региону, власти регионов вправе установить собственные льготы для предприятий — следите за обновлением регионального законодательства.
Организацию не надо отдельно регистрировать и получать подтверждения того, что ваша фирма является субъектом МСП. Статус в дальнейшем тоже сохраняется автоматически. Достаточно того, что фирма или предприниматель соответствует перечисленным условиям. Причем даже если в течение одного или двух лет вы превысите установленные лимиты, статус предприятия сохранится. Изменение статуса происходит, только когда максимальные показатели количества сотрудников, величины доходов или долей в капитале не соблюдаются три календарных года, идущих подряд (ч. 4 ст. 4 ФЗ №209).
Малые предприятия в 2020 году — какие компании попадают в эту категорию
С 07.11.2020 действуют поправки, внесенные в Федеральный закон от 24.07.2007 № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации».
В настоящее время сведения об организациях и предпринимателях, которые отвечают требованиям субъектов малого и среднего предпринимательства (за исключением вновь созданных (зарегистрированных)), вносятся в реестр МСП ежегодно 10 августа на основании сведений (среднесписочная численность, годовой доход) из ЕГРЮЛ (ЕГРИП) на 1 июля текущего года (см. подробнее).
С 7 ноября 2020 года вступают в силу поправки, согласно которым организации и предпринимателей будут включать в реестр 10-го числа каждого месяца (на основании сведений на 1-е число этого месяца), а не раз в год, как это было раньше. Причем включать налогоплательщиков в реестр будут:
с 10 января по 10 июня – на основании сведений за календарный год, предшествующий предыдущему году, то есть с 10.01.2021 по 10.06.2021 на основании сведений за 2019 год;
с 10 июля по 10 декабря – на основании сведений за предшествующий календарный год, то есть с 10.07.2021 по 10.12.2021 на основании сведений за 2020 год.
С учетом изменений 10 ноября и 10 декабря в реестр могут быть включены те организации и предприниматели, которые сдали отчетность за 2019 год, но ранее не были включены.
Исключать из реестра будут не 10 августа (как сейчас), а 10 июля. Причины остаются те же:
непредставление налоговой отчетности за предшествующий календарный год (то есть несдача данных за 2020 год может послужить исключению из реестра в 2021 году);
несоответствие критериям отнесения к субъектам малого и среднего предпринимательства.
Если организация (предприниматель) ранее была исключена из реестра МСП, то в случае соответствия требованиям (представления документов) ее включат в реестр в течение года (10-го числа очередного месяца). Ждать 10 августа следующего года больше не нужно. Такие изменения позволят оперативно восстановить налогоплательщика в реестре МСП.
К микропредприятиям будут относиться созданные (зарегистрированные) с 1 июля по 30 июня года, следующего за текущим:
хозяйственные общества, акционерные общества с единственным акционером, хозяйственные товарищества с долей владения участника (РФ, субъект РФ, муниципальное образование, фонд) в уставном (складочном) капитале не более 25 процентов;
хозяйственные партнерства, производственные и потребительские кооперативы, крестьянские (фермерские) хозяйства;
предприниматели.
Ранее такая категория МСП определялась за период с 1 августа по 31 июля следующего года.
Кроме того:
сведения о наличии у организации (предпринимателя) в предшествующем году контрактов на госзакупки вносятся в реестр (исключаются из реестра) ежегодно 10 июля (вместо 10 августа);
сведения о том, что организация (предприниматель) является вновь созданной (вновь зарегистрированным) исключаются из реестра 10 июля (вместо 10 августа) года, следующего за годом, в котором сведения вносились.
Субъекты малого и среднего предпринимательства (МСП) – это организации и ИП, которые в соответствии с определенными условиями относятся к малым и средним предприятиям и сведения о которых внесены в единый реестр таких субъектов.
Нормативная основа – Федеральный закон «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» от 24.07.2007 №209-ФЗ.
I.I. Чтобы хозяйственное общество, хозяйственное товарищество, хозяйственное партнерство было отнесено к субъектам малого и среднего предпринимательства, оно должно соответствовать трем критериям:
1. Требования к организационно-правовым формам и к структуре уставного (складочного) капитала (должно быть выполнено хотя бы одно из следующих требований):
а. Участники хозяйственного общества либо хозяйственного товарищества
Российская Федерация,
субъекты Российской Федерации,
муниципальные образования,
общественные организации,
религиозные организации (объединения),
благотворительные и иные фонды (за исключением инвестиционных фондов)
владеют суммарно не более чем 25% долей в уставном капитале ООО либо складочном капитале хозяйственного товарищества или не более чем 25% голосующих акций АО.
При этом участники хозяйственного общества либо хозяйственного товарищества
иностранные юридические лица и (или)
юридические лица, не являющиеся субъектами малого и среднего предпринимательства,
должны владеть суммарно не более чем 49% долей в уставном капитале ООО либо складочном капитале хозяйственного товарищества или не более чем 49% голосующих акций АО.
Если перечисленные субъекты не являются участниками хозяйственного общества, хозяйственного товарищества, данный критерий также считается соблюденным.
Ограничение в отношении суммарной доли участия:
общественных объединений инвалидов,
иностранных юридических лиц и (или)
юридических лиц, не являющихся субъектами малого и среднего предпринимательства
не распространяется на:
участников хозяйственных обществ – иностранных юридических лиц, у которых доход, полученный от осуществления предпринимательской деятельности за предшествующий календарный год, не превышает 2 млрд рублей, и среднесписочная численность работников которых за предшествующий календарный год не превышает 250 человек включительно (за исключением иностранных юридических лиц, государством постоянного местонахождения которых являются офшорные зоны;
на хозяйственные общества, соответствующие условиям, указанным ниже (пп. «б»-«е» включительно).
б. Акции АО, обращающиеся на организованном рынке ценных бумаг, отнесены к акциям высокотехнологичного (инновационного) сектора экономики в порядке, установленном Правительством РФ от 22.02.2012 №156 «Об утверждении Правил отнесения акций и облигаций российских организаций, а также инвестиционных паев, обращающихся на организованном рынке ценных бумаг, к ценным бумагам высокотехнологичного (инновационного) сектора экономики».
в. Деятельность хозяйственных обществ, хозяйственных партнерств заключается в практическом применении (внедрении) результатов интеллектуальной деятельности (программ для электронных вычислительных машин, баз данных, изобретений, полезных моделей, промышленных образцов, селекционных достижений, топологий интегральных микросхем, секретов производства (ноу-хау), исключительные права на которые принадлежат учредителям (участникам) соответственно таких хозяйственных обществ, хозяйственных партнерств – бюджетным, автономным научным учреждениям либо являющимся бюджетными учреждениями, автономными учреждениями образовательным организациям высшего образования .
г. Хозяйственные общества, хозяйственные партнерства получили статус участника проекта в соответствии с Федеральным законом от 28 сентября 2010 года №244-ФЗ «Об инновационном центре «Сколково» ».
д. Учредителями (участниками) хозяйственных обществ, хозяйственных партнерств являются юридические лица, включенные в перечень юридических лиц, предоставляющих государственную поддержку инновационной деятельности в формах, установленных Федеральным законом «О науке и государственной научно-технической политике» (утв. Распоряжением Правительства Российской Федерации от 25 июля 2015 г. №1459-р).
е. Участниками ООО являются только общероссийские общественные объединения инвалидов и (или) их отделения (территориальные подразделения), и в таких обществах с ограниченной ответственностью за предшествующий календарный год среднесписочная численность инвалидов по отношению к другим работникам составляет не менее чем 50%, а доля оплаты труда инвалидов в фонде оплаты труда – не менее чем 25%.
Условие соответствия хозяйственного общества, хозяйственного товарищества, хозяйственного партнерства какому-либо из указанных выше требований является первоочередным. Если организация не удовлетворяет ни одному из указанных критериев, проверка на соответствие последующим критериям не осуществляется.
Основной причиной является то, что организацией или ИП были нарушены сроки предоставления сведений о среднесписочной численности работников за предшествующий календарный год и (или) налоговой отчетности, которая позволяет определить величину дохода, полученного от осуществления предпринимательской деятельности за предшествующий календарный год. Поэтому крайне важно правильно оформлять и своевременно подавать соответствующие отчетные документы в рамках налогового учета и отчетности. Кроме того, непредставление отчетности является основанием для исключения сведений об организации и ИП из реестра.
Не исключена также и техническая ошибка ФНС, либо непредставление сведений уполномоченными органами.
1. Кадровый учет
Главой 48.1 Трудового Кодекса РФ предусмотрено, что работодатели-микропредприятия вправе отказаться полностью или частично от принятия локальных нормативных актов, содержащих нормы трудового права (правила внутреннего трудового распорядка, положение об оплате труда, положение о премировании, график сменности и др.).
При этом вопросы, которые должны регулироваться соответствующими локальными нормативными актами, должны быть включены в трудовые договоры с работниками. Указанные трудовые договоры заключаются на основе типовой формы трудового договора, которая в настоящее время утверждена Постановлением Правительства РФ от 27.08.2016 №858 (актуальная редакция от 15.11.2019).
Как только микропредприятие переходит в категорию малого бизнеса, оно становится обязанным вести кадровый учет. В этом случае необходимо будет в течение четырех месяцев утвердить все необходимые кадровые документы.
2. Учет и отчетность
В соответствии со ст. 6 Федерального закона от 06.12.2011 №402-ФЗ «О бухгалтерском учете», субъекты малого предпринимательства вправе применять упрощенные способы ведения бухгалтерского учета, включая упрощенную бухгалтерскую (финансовую) отчетность.
3. Закупки
3.1. По Федеральному закону от 05.04.2013 №44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».
a. Правила обеспечения контракта для закупок среди субъектов малого предпринимательства.
При закупках у субъектов малого предпринимательства размер обеспечения рассчитывается исходя из цены контракта, а не начальной (максимальной цены контракта). При этом обеспечение не может быть меньше размера аванса. Размер обеспечения гарантийных обязательств не может превышать 10% начальной (максимальной) цены контракта (ч. 6 ст. 96 Федерального закона №44).
b. Победитель может вовсе не предоставлять обеспечение.
Субъекты малого предпринимательства, в соответствии с ч. 8.1 ст. 96 Федерального закона №44, могут не предоставлять обеспечение исполнения контракта, если у них есть опыт исполнения госконтрактов, который подразумевает, что:
контрактов должно быть не меньше трех в течение последних трех лет до даты подачи заявки,
контракты должны быть исполнены без применения к субъекту малого предпринимательства штрафов и неустоек,
сумма цен контрактов должна быть не меньше начальной (максимальной) цены контракта, указанной в извещении об осуществлении закупки и документации о закупке.
c. Заказчик должен вернуть обеспечение контракта и оплатить товары/работы не позже 15 рабочих дней с даты подписания акта-приемки (ч. 8 ст. 30 Федерального закона №44).
3.2. По Федеральному закону от 18.07.2011 №223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц».
a. Правила об обеспечении [2]. Если в документации о закупке, участниками которой являются только субъекты малого и среднего предпринимательства, установлено требование:
к обеспечению заявки на участие, сумма обеспечения заявки не может превышать 2% от начальной (максимальной) цены договора (цены лота);
к обеспечению исполнения договора, сумма обеспечения договора не может превышать 5% от начальной (максимальной) цены договора (цены лота) или должна быть равна сумме аванса (если договором предусмотрена выплата аванса).
b. Максимальный срок оплаты по договору с субъектами малого и среднего предпринимательств составляет 15 рабочих дней со дня подписания акта-приемки [3]. При условии, если
закупка была проведена на общих основаниях,
участвовать в ней могли только субъекты малого и среднего предпринимательства,
субъекты малого и среднего предпринимательства выступали субподрядчиками.
4. Упрощенный порядок ведения кассовых операций [4]
Индивидуальные предприниматели, а также субъекты, отнесенные к малым предприятиям и микропредприятиям, вправе не устанавливать лимит остатка наличных денег в кассе.
5. Имущественная поддержка субъектов МСП
5.1. Предоставление имущества, находящегося в публичной собственности, во владение/пользование.
В соответствии с ч. 4 ст. 18 Федерального закона от 24.07.2007 №209-ФЗ, органы исполнительной власти (и федерации, и субъектов), а также органы местного самоуправления утверждают перечни (а также до 1 ноября текущего года дополняют перечни) государственного имущества и муниципального имущества, которое используется в целях предоставления его во владение и (или) в пользование на долгосрочной основе (в том числе по льготным ставкам арендной платы) субъектам МСП.
5.2. Приобретение арендуемого публичного имущества [5].
По общему правилу, арендатор публичной собственности из числа субъектов МСП может без торгов выкупить это имущество, если:
оно находится в аренде не менее двух лет на день подачи заявления;
отсутствует задолженность по арендной плате и неустойкам;
имущество не включено в перечень имущества для поддержки малого бизнеса.
Более подробно об особенностях выкупа арендуемого публичного имущества читайте в материале Романа Речкина , старшего партнера INTELLECT, руководителя группы практик «Разрешение споров».
Постановлением Правительства РФ от 03.04.2020 №434 (последняя редакция – от 18.04.2020) был утвержден перечень отраслей российской экономики, в наибольшей степени пострадавших в условиях ухудшения ситуации в результате распространения новой коронавирусной инфекции.
Осуществление организациями и индивидуальными предпринимателями деятельности в пострадавшей отрасли определяется по коду основного вида деятельности, информация о котором содержится в ЕГРЮЛ либо в ЕГРИП по состоянию на 1 марта 2020 года.
Для бизнеса в этих отраслях предусмотрены дополнительные меры поддержки.
1. Продлены сроки уплаты налогов [12]:
a. На шесть месяцев продлен срок уплаты налога на прибыль организаций, УСН, ЕСХН за 2019 год.
b. Срок уплаты налогов (за исключением НДС, налога на профессиональный доход, налогов, уплачиваемых в качестве налогового агента) (авансовых платежей) за отчетные периоды, приходящиеся:
на 1 квартал 2020 года – продлен на шесть месяцев ,
на полугодие (2 квартал) 2020 года – продлен на четыре месяца .
c. Срок уплаты налога, уплачиваемого в связи с применением патентной системы налогообложения, приходящийся на 2 квартал 2020 года, продлен на четыре месяца .
d. Срок уплаты НДФЛ за 2019 год, уплачиваемый ИП в соответствии с п. 6 ст. 227 НК РФ (срок уплаты до 15 июля 2020 года), продлен на три месяца .
e. Сроки уплаты авансовых платежей по транспортному налогу, налогу на имущество организаций и земельному налогу перенесены:
за 1 квартал 2020 года – не позднее 30 октября 2020 года ,
за 2 квартал 2020 года – не позднее 30 декабря 2020 года .
2. Продлены сроки уплаты страховых взносов [13]:
исчисленных с выплат за март-май 2020 года – на шесть месяцев ,
исчисленных с выплат за июнь-июль 2020 года – на четыре месяца ,
исчисленных индивидуальным предпринимателем за 2019 год с суммы дохода, превышающей 300 тыс. руб., – на четыре месяца .
Также о продлении сроков уплаты налогов и страховых взносов читайте в материале Юлии Курмамбаевой , партнера INTELLECT, руководителя группы практик «Коммерческое право», руководителя практики «Налоговое право».
3. Кредитные каникулы [14].
3 апреля 2020 года вступил в силу закон о кредитных каникулах, в соответствии с которым субъекты МСП вправе по заявлению получить льготный период по заключенным с ними до 03.04.2020 кредитным договорам . Льготный период подразумевает под собой, что:
a) на срок до 6 месяцев не допускается:
начисление неустойки (штрафа, пени);
предъявление требования о досрочном исполнении обязательства по кредитному договору;
обращение взыскания на предмет залога или предмет ипотеки по соответствующему кредитному договору;
обращение с требованием к поручителю (гаранту).
b) Если на момент обращения с требованием о предоставлении кредитных каникул обязательства по кредитному договору просрочены и кредитором были начислены проценты, неустойка (штраф, пени), то их сумма фиксируется на день установления льготного периода и подлежит погашению по истечении льготного периода.
По окончании льготного периода проценты, которые не были уплачены в льготный период, будут включены в сумму основного долга.
В случае если заемщик на время льготного периода требовал не приостановления исполнения обязательств, а уплаты платежей в меньшем размере, то сумма обязательств по процентам, включаемая в сумму обязательств заемщика по основному долгу, уменьшается на размер обязательств по процентам, исполненных за счет платежей, уплаченных заемщиком в течение льготного периода.
Более подробно о кредитных каникулах для бизнеса читайте в материале Андрея Тишковского , руководителя группы практик «Гражданское судопроизводство и исполнение судебных решений» юридической фирмы INTELLECT, и Анны Скоровой , юриста INTELLECT.
4. Беспроцентное кредитование на неотложные нужды для поддержки и сохранения занятости [15].
Режим ЕНВД прекращает свое существование с 2021 года (Федеральный закон от 02.06.2016 № 178-ФЗ). В связи с этим все «вмененщики», планирующие в будущем году применять другой специальный налоговый режим, должны до конца 2020 года представить в ИФНС соответствующее уведомление. Так, для перехода с 2021 года на УСН организации и ИП должны направить в ИФНС уведомление о применении УСН до 31.12.2020. В целях перехода с ЕНВД на ПСН с 01.01.2021 — не позднее 17.12.2020.
По новым правилам ПСН с 2021 года может применяться в отношении любых видов предпринимательской деятельности, перечень которых установлен законом субъекта РФ (Федеральный закон от 23.11.2020 № 373-ФЗ). Одновременно в 3 раза увеличиваются площади торговых залов и залов обслуживания для заведений розничной торговли и общепита, применяющих ПСН. По аналогии с ЕНВД ограничение по площади залов при ПСН также составит 150 кв. м .
Субъекты РФ получат право с 01 .01 .2021 вводить налоговые каникулы для впервые зарегистрированных ИП (Федеральный закон от 31.07.2020 № 266-ФЗ). Налоговые льготы для начинающих ИП региональные власти могли устанавливать вплоть до конца текущего года. Теперь соответствующее право региональных властей устанавливать налоговую ставку 0% по УСН и ПСН в отношении впервые зарегистрированных ИП продлевается до 01.01.2024.
Ставка 0% по УСН и ПСН может устанавливаться для ИП, осуществляющих деятельность в производственной, социальной и научной сферах, а также в сфере бытовых услуг населению. Также налоговые каникулы могут распространяться на ИП, оказывающих услуги по предоставлению мест для временного проживания. Льготная ставка действует в течение 2 лет со дня регистрации ИП.
Основной новеллой в области обязательных страховых взносов можно считать льготные режимы для организаций в области информационных технологий. Это планомерно развивает идеи России о необходимости предоставления преференций тем компаниям, которые заняты в области высокотехнологичного производства. Данные поправки закона подчеркивают желание России при помощи налогов локализовать ИТ-проекты
Льготы, которые сможет применять IT-компания с 2021 года:
с 01.01 .2021 для IT-компаний, получивших документ о государственной аккредитации организации, осуществляющей деятельность в области информационных технологий, совокупная ставка страховых взносов снижается с 14% до 7,6% (6,0% – на пенсионное страхование; 1,5% – на случай временной нетрудоспособности и 0,1% – на медицинское страхование) при соблюдении ряда жестких условий (Федеральный закон от 31.07.2020 № 265-ФЗ).
с 01.01 .2021 IT-компаниям предоставляется право на вычет по НДС при покупке за границей рекламы и маркетинговых услуг для реализации программного обеспечения (ПО) (Федеральный закон от 23.11.2020 № 374-ФЗ). Речь идет о вычете НДС по рекламным и маркетинговым услугам, приобретенным за рубежом для целей реализации на внешних рынках отечественных программ для ЭВМ и баз данных. Право на вычет станет предоставляться при продвижении на внешних рынках программ, которые включены в российский реестр ПО.
Льготы по налогу на прибыль для этой сферы
С 2021 года начинает применяться новая форма расчета по страховым взносам (приказ ФНС России от 15.10.2020 № ЕД-7-11/751@). Изменения утверждают новую редакцию Титульного листа расчета, в котором предусматривается дополнительное поле для указания среднесписочной численности работников за предшествующий период. С 2021 года представлять отдельный отчет о среднесписочной численности работников не требуется (абзац. 6 п. 3 ст. 80 НК РФ в ред. Федерального закона от 28.01.2020 № 5-ФЗ, приказ ФНС России от 15.10.2020 № ЕД-7-11/752@).
Раздел 1 формы расчета дополняется новым Приложением 5.1 для организаций, осуществляющих деятельность в области информационных технологий, а также деятельность по проектированию и разработке изделий электронной компонентной базы и электронной продукции.
Обновленная форма применяется с отчетности за 2020 год.
При достижении суммы выплат работнику в течение года размера предельной величины взносы на случай временной нетрудоспособности перестают начисляться, а на обязательное пенсионное страхование начисляются по страховому тарифу 10%.
В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 26.11.2020 № 1935 на 2021 год устанавливается для страховых взносов на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством предельная величина базы в размере 966 000 руб., что на 5,9% выше действующего в 2020 году размера 912 000 руб.
Для страховых взносов на обязательное пенсионное страхование предельная величина базы в 2021 году – 1 465 000 руб ., что на 13,4% выше показателя 2020 года (1 292 000 руб.).
С 01.01.2021 вступает в силу закон о фиксированных страховых взносах для индивидуальных предпринимателей, адвокатов, нотариусов и прочих лиц, которые занимаются частной практикой (Федеральный закон от 15.10.2020 № 322-ФЗ).
Согласно закону, в 2021 году фиксированные размеры страховых взносов на обязательное пенсионное и медицинское страхование сохранятся на уровне 2020 года . Таким образом, величина взносов на обязательное пенсионное страхование в 2021 году составит 32 448 руб ., а взносов на обязательное медицинское страхование – 8 426 руб .
Для внесения субъекта в реестр либо исключения из него ФНС опирается на следующие сведения:
данные из ЕГРЮЛ и ЕГРИП;
информация по среднесписочной численности, доходах предпринимателей и сведения о применении налоговых спецрежимов – вся информация берется за прошедший год;
информация от Министерства науки и образования, информационного центра «Сколово», Министерства экономического развития, Министерства промышленности и торговли, а также от держателей реестров акционеров АО и аудиторов.
Минфин России также напоминает, что помимо понижающих страховых взносов, для субъектов МСП в 2020 году были установлены:
освобождение от исполнения обязанности уплачивать налоги, авансовые платежи по налогам (за исключением НДС) и страховые взносы за II квартал 2020 года для ИП и организаций, относящихся к числу малых и средних и осуществляющих деятельность в определенных отраслях, а также социально ориентированных некоммерческих организаций (постановлением Правительства РФ от 02.04.2020 № 409);
уменьшение для индивидуальных предпринимателей, установленной на 2020 год суммы страховых взносов на обязательное пенсионное страхование на величину минимального размера оплаты труда.
Налоговые каникулы, введенные в апреле 2020 года, распространяются на субъекты МСП, занимающиеся видами деятельности, которые указаны в постановлении Правительства РФ от 03.04.2020 г. № 434 «Об утверждении перечня отраслей российской экономики, в наибольшей степени пострадавших в условиях ухудшения ситуации в результате распространения новой коронавирусной инфекции».
В 2021 году подобных налоговых каникул нет. Поэтому чиновники отмечают, если финансовое положение не позволяет уплатить налог в установленный срок, то можно получить отсрочку (рассрочку) по уплате обязательных платежей при наличии оснований, установленных п. 2 ст. 64 НК РФ.
2021 год 2020 год 2019 год 2018 год 2017 год 2016 год 2015 год 2014 год 2013 год 2012 год 2011 год 2010 год 2009 год
на 1 января на 1 апреля
на 1 января на 1 апреля на 1 июля на 1 октября
на 1 января на 1 апреля на 1 июля на 1 октября
на 1 января на 1 апреля на 1 июля на 1 октября
на 1 января на 1 апреля на 1 июля на 1 октября
на 1 января на 1 апреля на 1 июля на 1 октября
на 1 января на 1 апреля на 1 июля на 1 октября
на 1 января на 1 апреля на 1 июля на 1 октября
на 1 января на 1 апреля на 1 июля на 1 октября
на 1 января на 1 апреля на 1 июля на 1 октября
на 1 января на 1 апреля на 1 июля на 1 октября
на 1 января на 1 апреля на 1 июля на 1 октября
на 1 октября Ещё +Свернуть —
Одним из приоритетных направлений поддержки малого и среднего предпринимательства (МСП) в рамках национального проекта «Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы» является социальное предпринимательство.
Федеральным законом от 26.07.2019 № 245-ФЗ внесены изменения в Федеральный закон от 24.07.2007 № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» в части определения понятий социального предпринимательства и социального предприятия (статья 24.1). Теперь непосредственного в законе установлено каким условиям должен соответствовать субъект МСП для отнесения его к деятельности к социальному предпринимательству.
С 2020 года предусмотрено формирования Перечня субъектов МСП, имеющих статус социального предприятия (далее – Перечень). Органом, уполномоченным на формирование Перечня, является Министерство инвестиций, промышленности и науки Московской области.
Перечень формируется ежегодно, не позднее 5 июля текущего календарного года. В 2021 году перечень формируется по состоянию на 1 июля 2021 года. Информация об отнесении субъектам МСП к социальным предприятиям включается в единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства.
Субъекты МСП с 11 января по 30 апреля могут подать пакет документов для получения статуса социального предприятия в центры «Мой бизнес» в соответствии с инструкцией.
Обращаем внимание, что финансовая поддержка может быть предоставлена только субъектам МСП, имеющим статус социального предприятия. Дополнительно планируется создание комплекса региональных мер поддержки социальным предприятиям, входящих в Перечень
Кто может получить: ИП, юридические лица
Регулирующие документы
Формирование перечня субъектов МСП, имеющих статус социального предприятия, реализуется в соответствии с:
частью 2 статьи 24.1 Федерального закона от 24.07.2007 № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации»;
приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 29.11.2019 № 773 «Об утверждении Порядка признания субъекта малого и среднего предпринимательства социальным предприятием и Порядка формирования перечня субъектов малого и среднего предпринимательства, имеющих статус социального предприятия»;
частью 4 статьи 16.1 Закона Московской области № 95/2010-ОЗ «О развитии предпринимательской деятельности в Московской области»;
постановлением Правительства Московской области от 23.06.2020 № 369/18 «Об утверждении перечня документов, необходимых для признания субъектов малого и среднего предпринимательства Московской области социальными предприятиями» (образование дополнительное детей и взрослых, предоставление услуг по дневному уходу за детьми, производство изделий народно-художественных промыслов).
Как мы уже говорили, государство создаёт для микро- и малого бизнеса особые льготные условия предпринимательской деятельности, преследуя следующие финансовые и социальные цели:
обеспечить выход из тени и самозанятость лиц, оказывающих услуги населению, занятых мелким производством, работающим по типу фриланса;
создать новые рабочие места и снизить за счет роста благосостояния населения социальную напряжённость в обществе;
уменьшить расходы из бюджета на пособия по безработице, медицинскому страхованию и пенсионному обеспечению официально неустроенных лиц;
развить новые виды деятельности, особенно в сфере инновационных производств, не требующих значительных затрат.
Проще всего этих целей можно добиться, сделав процедуру госрегистрации простой и быстрой, снизив административное давление на бизнес, уменьшив налоговую нагрузку. Кроме того, на деятельности начинающих предпринимателей хорошо сказывается целевое финансирование в виде безвозвратных субсидий.
Основной перечень преференций для субъектов малого предпринимательства выглядит так:
Налоговые льготы.
Специальные режимы налогообложения (УСН, ЕНВД, ЕСХН, ПСН) позволяют работать на сниженной налоговой ставке. С 2016 года региональные власти вправе дополнительно снижать налоги на ЕНВД (с 15% до 7,5%) и на УСН Доходы (с 6% до 1%). На УСН Доходы минус Расходы возможность снижать ставку с 15% до 5% существует уже не первый год. Кроме того, до 2024 года продлена программа налоговых каникул для ИП на УСН и ПСН, впервые зарегистрированных после вступления в силу соответствующего регионального закона.
Финансовые льготы.
Это прямая финансовая господдержка в виде грантов и безвозмездных субсидий, выдаваемых в рамках общероссийских программ. Финансирование можно получить на возмещение затрат по лизингу; процентов по займам и кредитам; на участие в конгрессно-выставочных мероприятиях; проектов по софинансированию.
Административные льготы.
Здесь имеются в виду такие послабления, как упрощённый бухучёт и кассовая дисциплина, надзорные каникулы (ограничение количества и продолжительности проверок), возможность оформлять с работниками срочные трудовые договоры. При участии в госзакупках действует специальная квота для представителей малого бизнеса – не менее 15% совокупного годового объёма закупок государственные и муниципальные учреждения обязаны производить у них. При получении кредитов поручителями малого бизнеса выступают государственные гарантийные организации.
Страховые взносы для МСП: есть ли льготы в 2021 году?
Совместно с Минэкономразвития и Банком России разработана Программа стимулирования кредитования субъектов, реализующих проекты в приоритетных отраслях (по кредитам в сумме не менее 5 млн. рублей процентная ставка на уровне до 10,6% годовых). В реализации программы участвуют более 40 банков.
Создана национальная гарантийная система (НГС), в рамках которой осуществляется предоставление прямых гарантий для получения банковских кредитов.
Реализуется Программа «Инвестиционный лифт», предоставляющая финансовую поддержку субъектам, деятельность которых направлена на производство высокотехнологичной наукоемкой экспортоориентированной продукции (займы на реализацию промышленных инвестиционных проектов по ставке 5% годовых в размере от 5 до 500 млн руб. на срок до 7 лет).
Реализуется программа льготного лизинга оборудования по ставкам 6% годовых (для отечественного оборудования) и 8% годовых (для иностранного оборудования).
Узнать больше о финансовой поддержке в своем регионе можно на портале корпорация МСП, бизнес-навигатор.
VIDEO
Возвращаясь к изменениям в порядке включения в реестр МСП: изменения также коснулись и поставщиков сведений, к которым, в том числе, относятся аудиторские организации. С ноября 2020 года подача сведений будет производиться с 1 по 5 число каждого месяца, что значительно ускорит получение статуса МСП организациями, учредителями которых являются иностранные компании.
Напомним, что начиная с 2019 года для российских организаций, соответствующих критериям малых и средний предприятий, учредителями которых являются иностранные юридические лица предусмотрена возможность включения в Реестр МСП.
Для включения в Реестр МСП иностранная материнская компания должна соответствовать требованиям, установленным абз. 2 пп. «а» п. 1 ч. 1.1 ст. 4 Федерального закона № 209-ФЗ:
среднесписочная численность работников не превышает 250 человек;
сумма годового дохода не превышает 2 млрд. рублей.
При этом компания-учредитель не должна быть зарегистрирована на территории, включенной в перечень оффшорных зон.
В соответствии с п. 6.2 ч. 4.1 Закона № 209-ФЗ передача сведений о российских компаниях, учрежденных иностранными юридическими лицами, производится аудиторскими компаниями (внесенными в реестр аудиторов и аудиторских организаций в соответствии с Законом от 30.12.2008 N 307-ФЗ»).
Группа «ДЕЛОВОЙ ПРОФИЛЬ» соответствует всем необходимым требованиям и предоставляет услуги по подтверждению соответствия иностранных компаний установленным критериям. Если Ваша компания имеет долю иностранного капитала свыше 49%, эксперты окажут поддержку в подтверждении соответствия критериям, обеспечат сопровождение процедуры включения в Реестр МСП и проведут:
анализ отчетности иностранной компании-учредителя;
анализ соответствия данных о доходах и численности работников иностранной компании критериям, согласно Федеральному закону № 209-ФЗ;
передачу сведений для включения в Реестр МСП в ФНС России и сопровождение всех контрольных мероприятий.
С учетом вступивших в силу поправок, получение статуса малого (среднего) предприятия возможно уже с декабря текущего года.
Отношения в сфере развития МСП регулируются нормами закона «О развитии…» от 24.07.2007 № 209-ФЗ. В ч. 1 статьи 4 указанного нормативного акта устанавливается, что к субъектам МСП относятся лица (хозобщества, партнерства, компании по производственной кооперации, сельхозфермы и ИП), прошедшие госрегистрацию в соответствии с действующим законодательством и отвечающие ряду требований.
Перечень условий, соответствие которым дает право относиться к субъектам МСП, установлен в ч. 1.1. ст. 4 закона № 209-ФЗ и состоит из 4 показателей (о них мы расскажем чуть позже).
Помимо базового нормативного акта в пакет документации в области применения показателей относимости к субъектам МСП включаются иные акты и письма, в том числе:
письмо ФНС России от 18.08.2016 № 14-2-04/0870@;
правила, утвержденные постановлением Правительства РФ от 08.12.2014 № 1335;
постановление Правительства РФ «О предельном…» от 22.11.2017 № 1412;
постановление Правительства РФ «О предельных…» от 04.04.2016 № 265.
К обстоятельствам, позволяющим причислить бизнесменов к субъектам МСП, относятся (ч. 1.1 ст. 4 закона № 209-ФЗ):
Один из приведенных ниже показателей (для хоз. обществ или партнерств):
совокупное долевое участие государства, религиозных и/или общественных организаций, благотворительных и прочих фондовых компаний в складочном капитале ООО составляет не более 25%, с совокупным процентом собственности зарубежных компаний или фирм, не относящихся к субъектам МСП, не более 49%;
отнесение ценных бумаг фирмы к акциям инновационного экономического кластера;
осуществление деятельности, связанной с применением результатов интеллектуального творчества, что является ключевым видом деятельности, если правообладателями на такие результаты являются государственные научные учреждения, государственные организации высшего образования;
наличие у организации статуса участника проекта ИЦ «Сколково»;
принадлежность учредителей компании к организациям, оказывающим господдержку инновационной деятельности и относящихся к публичным акционерным обществам (ПАО) с госсобственностью в складочном капитале от 50%; обществам, в которых указанные ПАО правомочны распоряжаться пакетом более 50% голосующих акций; гос. корпорациям; компаниям, созданным в результате реорганизации РК нанотехнологий.
Среднесписочная численность трудового коллектива не превышает установленных предельных показателей.
Суммированный доход не превышает предельных нормативов, установленных для каждой группы субъектов МСП.
Согласно п. 2 ч. 1.1 ст. 4 закона № 209-ФЗ, если фигуранты соотносятся с одним из условий п. 1 ч. 1.1 ст. 4, перечисленных выше, то для признания этих лиц субъектами МСП среднесписочное количество членов трудового коллектива не должна превышать:
для микропредприятий — 15 человек;
для мелких предприятий — 100 человек;
для средних коммерсантов — 250 человек.
Микропредприятия, малый и средний бизнес следует разграничивать между собой. Также необходимо четко определять границы между названными лицами и крупным бизнесом, т. к. это имеет значение для оценки наличия или отсутствия прав на меры поддержки, установленные законом № 209-ФЗ.
Очевидно, что если фигурант не подпадает под условия, определенные в ст. 4 закона № 209-ФЗ, то внести его в реестр субъектов МСП нельзя. Таким образом, к крупному бизнесу можно отнести коммерсантов:
не отвечающих хотя бы одному из требований, перечисленных в п. 1 ч. 1.1 ст. 4 того же закона;
имеющих коллектив, среднесписочная численность которого превышает 250 единиц;
имеющих доход за прошедший период более 2 млрд руб.
***
Таким образом, в отношении среднего и малого бизнеса критерии в 2020 году, так же как и ранее, четко регламентированы законом № 209-ФЗ, что дает возможность четко разграничить субъектов предпринимательства между собой. Так как положения данного закона достаточно сложны для понимания, в статье мы изложили их в доступной форме.
Больше полезной информации — в рубрике «Бизнес».
Источники:
Закон «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» от 24.07.2007 № 209-ФЗ
Постановление Правительства РФ «О предельных значениях дохода, полученного от осуществления предпринимательской деятельности, для каждой категории субъектов малого и среднего предпринимательства» от 04.04.2016 № 265
Постановление Правительства РФ «О предельном значении среднесписочной численности работников за предшествующий календарный год для средних предприятий — хозяйственных обществ, хозяйственных партнерств, которые осуществляют в качестве основного вида деятельности предпринимательскую деятельность в сфере легкой промышленности, и об утверждении Правил формирования перечня хозяйственных обществ, хозяйственных партнерств…» от 22.11.2017 № 1412
Постановление Правительства РФ «Об утверждении Правил включения юридических лиц в перечень юридических лиц, предоставляющих государственную поддержку инновационной деятельности в формах, установленных Федеральным законом «О науке и государственной научно-технической политике», для целей статьи 4 Федерального закона «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» от 08.12.2014 № 1335
Определение Верховного Суда РФ от 19.10.2017 № 305-КГ17-16725 по делу № А40-216724/2016
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 19.07.2017 № 09АП-20234/2017 по делу № А40-227420/16
Письмо ФНС России «О направлении разъяснений по вопросам ведения Единого реестра субъектов малого и среднего предпринимательства» от 18.08.2016 № 14-2-04/0870@
Для получения статуса СМП необходимо соответствовать критериям, установленным законом.
Статус присваивает ФНС автоматически на основании данных из отчетности организации. Никаких дополнительных документов подавать не нужно. Однако если перестанете представлять отчетность, вас исключат из реестра.
Статус малого предприятия будет снят или изменен, если показатели вашей фирмы перестанут соответствовать установленным критериям.