Правила возврата субсидий в бюджет

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Правила возврата субсидий в бюджет». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.

Даты возврата средств и порядок реализации этой операции утверждаются региональными и местными нормативными актами. Схема определения объема денег, подлежащих взысканию, представлена несколькими этапами:

  1. До 1 июля в следующем финансовом годовом периоде за учреждением закреплена обязанность представлять в отделение казначейства, в котором открыт для целевого финансирования лицевой счет, форму 0501016. Этот документ отражает информацию об операциях, производимых в рамках освоения средств целевого субсидирования. Отчет утверждается органом, обладающим функциями и набором прав учредителя. Суммы, допущенные к освоению в следующем финансовом периоде на прежние цели, указываются в графе 6. Приводимые числовые значения должны быть предварительно согласованы с учредителем.
  2. При отсутствии в казначействе по состоянию на вечер 30 июня отчета формы 0501016 от конкретного учреждения с его лицевого счета остатки субсидий переводятся в бюджет. Дата совершения операции будет соответствовать первому рабочему дню в июле.

Проверка целевого использования средств субсидирования нужна государственным структурам для своевременного выявления нарушителей бюджетного процесса и остановки их незаконной деятельности на начальном этапе. Для решения этой задачи и предотвращения финансовых махинаций применяется система контрольных проверок. Одним из ее элементов является акт проверки на соответствие направлений расходования средств заявленным целям.

Как проводится возврат субсидий в бюджет

При образовании остатков от целевых субсидий, которые были предоставлены учреждению в предыдущем периоде, невостребованные суммы должны быть возвращены на счета бюджета. Порядок отражения таких операций описан в Письме Минфина от 1 апреля 2016 г. №02-06-07/19436. Алгоритм действий направлен на реализацию таких этапов:

  1. Определение фактического объема остатка средств, которые остались неиспользованными по целевым программам в закончившемся финансовом периоде.
  2. Отражение субсидированных ресурсов в сумме их остатка, подлежащего возврату или взысканию в бюджет, в составе задолженности.
  3. Перечисление средств на казначейский счет бюджета.

ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ! Предприятие, не использовавшее в полном объеме целевую субсидию, должно вернуть остаток в текущем периоде. Если этого не будет сделано, сумма будет взыскана принудительно в следующем году.

При самостоятельном возврате неизрасходованных ресурсов до даты окончания текущего финансового срока бюджетное учреждение отражает операцию корреспонденцией между Д5.205.81.560 и К5.201.11.610. Кредитуется и 17 счет забалансового типа (по КОСГУ 180). Автономные организации в учете формируют такие записи:

  • Д5.205.80.000 – К5.201.11.000;
  • в забалансовом учете К17 (по КОСГУ 180).

В ситуациях с переходом остатков на новый финансовый год эти суммы должны быть показаны не только проводками, но и в отчетной документации. Точный объем остатков денег по этому виду финансирования надо отразить в балансовой форме 0503730 и занести в финансовые результаты бланка 0503721.

В отчете для обобщения информации об исполнении плана по ФХД унифицированной формы 0503737 данные приводятся в соответствии с нормами Приказа Минфина от 25 марта 2011 г. № 33н. Остатки средств из числа целевого субсидирования, осуществленного в прошлых периодах, заносятся в третий раздел в ячейку по строке 592. Характерная особенность – значение суммы вписывается со знаком «минус». Данные дублируются в графе по строку 910, которая находится в 4 разделе отчета.

В учетной документации бюджетные организации формируют записи:

  • между Д5.205.81.560 и К5.303.05.730 – проводка составляется в момент начисления задолженности перед бюджетом по нереализованному возврату средств из полученного в прошлом году объема субсидий;
  • при перечислении остатков через казначейство средства будут зачислены в доход определенного уровня бюджета, отправитель остатков оформляет операцию через дебетование 5.303.05.830 и кредитование 5.201.11.610, по кредиту будет проходить сумма и в забалансовом 18 счете (по КОСГУ 610).

Для автономных учреждений обязательство по перечислению субсидий целевого типа в сумме их остатка с прошлых лет отражается корреспонденцией с участием Д5.205.80.000 и К5.303.05.000. После перевода средств этот факт фиксирует дебетовый оборот по 5.303.05.000 и кредитовое движение по 5.201.11.000, кредитование на сумму операции 18 счета забалансового типа (по КОСГУ 610).

В данных бухгалтерского учета распределение целевых субсидий на счетах производится с учетом их предназначения:

  • по КФО 5 показываются суммы субсидий для других целей;
  • по КФО 6 отражаются операции по субсидиям, выделенным на капитальные вложения.

Организация зафиксировала остаток субсидии за прошлый период в сумме 85 000 руб. Получатель денег заявил о необходимости выделения средств на эти же цели и в новом году. С учредителем был согласован объем финансирования в 44 000 руб. Эти средства остаются у предприятия, а разница между остатком и обновленным размером субсидии в рамках нового финансирования должна быть возвращена на счета бюджета.

В учете комплекс операций будет отражен через такие корреспонденции:

  • Д 6.205.81.560 – К 6.303.05.730 с указанием суммы 85 000 руб. при отражении остатков за прошлые годы;
  • Д 6.303.05.830 – К 6.205.81.660 в размере 44 000 руб. – этой проводкой задолженность перед бюджетным органом была скорректирована в сторону уменьшения для уточнения остатка, подлежащего возврату;
  • Д 6.303.05.830 – К 6.201.11.610 – при перечислении сумм взыскания.

Департамент бюджетной методологии Министерства финансов Российской Федерации рассмотрел письмо по вопросам, связанным с применением отдельных положений Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее — Кодекс) и Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее — КоАП), и сообщает.

В соответствии с Положением о Министерстве финансов Российской Федерации, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июня 2004 г. N 329, Министерству финансов Российской Федерации не предоставлено право официального толкования положений законодательства Российской Федерации и практики их правоприменения.

Вместе с тем полагаем возможным сообщить следующее.

В соответствии с пунктом 3 части 3 статьи 78 Кодекса нормативные правовые акты, муниципальные правовые акты, регулирующие предоставление субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам — производителям товаров, работ, услуг (далее — получатели субсидий), должны определять порядок возврата субсидий в соответствующий бюджет в случае нарушения условий, установленных при их предоставлении.

Установленная Кодексом необходимость возврата субсидий в соответствующий бюджет в случае нарушения условий, установленных при их предоставлении, направлена, прежде всего, на стимулирование добросовестного исполнения получателями субсидий условий предоставления средств из бюджета бюджетной системы Российской Федерации, а также на обеспечение восстановления средств бюджета в размере, эквивалентном выявленному нарушению.

Данная мера обеспечивает восстановление прав и соблюдение законных интересов публично-правового образования, предоставившего бюджетные средства получателю субсидии на определенных нормативными правовыми актами и (или) соглашениями (договорами) условиях.

Обязанность по восстановлению права публично-правового образования, нарушенного в результате действия (бездействия) получателя субсидии, ответственностью не является, поскольку ответственность представляет собой обязанность виновного лица отвечать за противоправные действия (бездействие), то есть за совершенные правонарушения.

В данном случае правонарушением, служащим основанием наступления ответственности, в соответствии со статьей 15.15.5 КоАП является нарушение юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем, физическим лицом, являющимися получателями субсидий, условий их предоставления, за исключением случаев, предусмотренных статьей 15.14 КоАП.

Санкцией, установленной за указанное административное правонарушение является административный штраф на граждан и должностных лиц в размере от десяти тысяч до тридцати тысяч рублей; на юридических лиц — от 2 до 12 процентов суммы полученной субсидии.

Таким образом, возврат субсидий в соответствующий бюджет в случае нарушения условий, установленных при их предоставлении, и наложение административного штрафа на нарушителя указанных условий имеют различную правовую природу и двойным наказанием не являются.

По аналогичным основаниям возврат из бюджета субъекта Российской Федерации в доход федерального бюджета предоставленных из федерального бюджета субсидий в соответствии с пунктами 16 и 19 Правил формирования, предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 30.09.2014 N 999, и наложение административного штрафа, предусмотренного статьей 15.15.3 КоАП «Нарушение условий предоставления межбюджетных трансфертов» или статьей 15.15.4. КоАП «Нарушение условий предоставления бюджетных инвестиций», двойным наказанием не являются.

Заместитель директора Департамента
бюджетной методологии
С.С. Бычков

Отражаем в учете возврат неиспользованных субсидий

  • Получение субсидии
  • Признание доходов текущего года, корректировка показателей
  • Возврат субсидии
  • Типовые корреспонденции по учету целевых субсидий текущего характера
  • Типовые корреспонденции по принятию обязательств за счет целевой субсидии текущего характера

В письме приведен перечень типовых корреспонденций для отражения бюджетным (автономным) учреждением целевой субсидии текущего характера в соответствии с СГС «Доходы», утв. приказом Минфина России от 27.02.2018 № 32н.

Комментируемой статьей регулируются случаи и порядок предоставления из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации субсидий юридическим лицам (за исключением государственных (муниципальных) учреждений), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам — производителям товаров, работ, услуг.

Разъяснения о порядке применения комментируемой статьи даны в совместном письме Минфина России и Минэкономразвития России от 29.08.2008 N 02-01-04/2523, 12064-АП/Д05.

Несмотря на то что статьей 78.1 БК РФ установлены специальные нормы, касающиеся предоставления субсидий автономным учреждениям и государственным корпорациям, субсидии за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации (местных бюджетов) соответствующим организациям могут быть предоставлены на основании положений комментируемой статьи.

Случаи и порядок предоставления юридическим лицам, в том числе некоммерческим организациям (кроме государственных (муниципальных) учреждений) субсидий, получаемых из бюджета, предусматривает именно закон (решение) о бюджете, а нормативный правовой акт, регулирующий предоставление указанных субсидий, должен определять цели, условия и порядок их предоставления.

Предоставление субсидий юридическим лицам (кроме государственных (муниципальных) учреждений) на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения указанных затрат может осуществляться как до их возникновения, так и по факту возникновения.

Деятельность некоторых некоммерческих организаций обладает своей спецификой, которая обусловлена особенностями их правового положения, и преследует достижение различных целей: социальных, благотворительных, культурных, образовательных, научных, управленческих, оказание поддержки малому и среднему предпринимательству и иных целей.

Так, например, в соответствии с комментируемой статьей получателям средств из бюджета (в том числе некоммерческим организациям — объектам инфраструктуры поддержки малого и среднего предпринимательства), не являющимся бюджетными учреждениями, могут быть предоставлены денежные средства из бюджета (гранты) в форме единовременно, безвозмездно и безвозвратно выплачиваемых субсидий.

Комментируемая статья не содержит ограничений в отношении предоставления субсидий из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), в том числе созданным в форме фонда.

Например, закон субъекта Российской Федерации о бюджете субъекта Российской Федерации (муниципальный правовой акт представительного органа муниципального образования о местном бюджете), с учетом требований комментируемой статьи, может предусматривать выделение субсидии из регионального бюджета (местного бюджета) в целях оказания содействия субъектам малого предпринимательства в качестве добровольного имущественного взноса на учреждение государственного или муниципального фонда поддержки предпринимательства, фонда содействия кредитованию (гарантийного фонда, фонда поручительств), фонда для приобретения паев закрытых паевых инвестиционных фондов, привлекающих инвестиции для субъектов малого и среднего предпринимательства и иных видов объектов инфраструктуры поддержки малого и среднего предпринимательства и обеспечение их деятельности.

На практическом уровне это означает, что предоставление в соответствии с законом (решением) о бюджете субсидий некоммерческим организациям различных форм (в том числе общественным и религиозным организациям (объединениям), фондам, некоммерческим партнерствам, автономным некоммерческим организациям), за исключением бюджетных учреждений, не противоречит БК РФ.

В письме от 27.03.2014 N 02-03-09/13602 Минфин России пояснил, что случаи и порядок предоставления субсидий из бюджета субъекта Российской Федерации юридическим лицам (за исключением субсидий муниципальным учреждениям), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам — производителям товаров, работ, услуг должны быть предусмотрены законом субъекта Российской Федерации о бюджете субъекта Российской Федерации, требования к условиям и порядку предоставления субсидии устанавливаются нормативными правовыми актами высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации или актами уполномоченных им органов государственной власти субъекта Российской Федерации, регулирующими предоставление указанных целевых средств.

Следовательно, осуществление органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации деятельности, связанной с предоставлением субсидии, не относится к предмету правового регулирования Федерального закона от 27.07.2010 N 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг».

Аналогичный вывод сформулирован и в письме Минфина России от 27.03.2014 N 02-03-09/13605: требования к условиям и порядку предоставления субсидий из местного бюджета юридическим лицам (за исключением субсидий муниципальным учреждениям), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам — производителям товаров, работ, услуг (далее — субсидии) должны быть установлены муниципальными правовыми актами местной администрации или актами уполномоченных ею органов местного самоуправления, регулирующими предоставление указанных целевых средств.

Таким образом, выполнение органом местного самоуправления функций, связанных с предоставлением субсидий, не может рассматриваться как муниципальная услуга, а относится к обязанности данного органа в соответствии с решением о местном бюджете осуществить финансовое обеспечение (возмещение) затрат в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг в интересах публично-правового образования.

Пример.

Правила предоставления субсидии утверждены постановлением Правительства от 13.03.21 № 362.

Деньги от ФСС смогут получить почти все работодатели, но Правительство всё же установило несколько требований:

  1. Работодатель зарегистрирован до 1 января 2021 года.
  2. Нет долгов по зарплате, налогам, сборам, взносам, пеням и штрафам.
  3. Нет просроченной задолженности по возврату в федеральный бюджет субсидий, бюджетных инвестиций и пр.
  4. Работодатель не находится в процессе реорганизации (кроме присоединения), ликвидации, банкротства, не приостановил и не прекратил свою деятельность.
  5. В реестре дисквалифицированных лиц нет сведений о руководителе, членах исполнительного органа, главбухе работодателя.

Чтобы получить субсидию, безработных нужно трудоустроить на полный рабочий день и платить им не меньше МРОТ.

Выплату по субсидии вы получите три раза: первую — через месяц работы у вас трудоустроенных безработных, вторую — через три месяца, третью — через шесть месяцев.

Сумма субсидии рассчитывается по формуле:

Сумма субсидии = (Федеральный МРОТ + страховые взносы) × Районный коэффициент × Численность трудоустроенных (на 1, 3 и 6 месяцы соответственно).

Если в первые полгода после трудоустройства работник, на которого выплачивается субсидия, заболеет и будет получать от ФСС пособие по временной нетрудоспособности, часть субсидии придётся вернуть. Сумма возврата будет равна всей сумме больничного, выплаченного ФСС, но не больше самой субсидии, которую получил работодатель.

Ещё одна причина для возврата — увольнение нанятых безработных. На 15 декабря 2021 года нужно оставить в штате не меньше 80 % трудоустроенных безработных граждан. Это будут проверять по сведениям от ПФР.

Если к этой дате у работодателя окажется меньше 80 % от принятых сотрудников, надо будет вернуть часть средств. Сумму к возврату рассчитают по формуле:

Сумма возврата = Сумма полученной субсидии × (1 — T/S), где:

  • T — процент оставшихся в штате безработных от принятых изначально на 15 декабря;
  • S — 80 % (плановое значение).

Не возвращать деньги разрешат, только если работодатель сможет доказать, что работники уволены из-за обстоятельств непреодолимой силы.

Да, если это дети или родители владельца жилья.

Субсидия может предоставляться в размерах той доли, которая закреплена за гражданином, подающим документы на субсидию. Если все владельцы совершеннолетние и имеют право на помощь, можно просто подать документы одновременно, чтобы получить субсидию.

Регулярно разрабатываются новые положения на государственном уровне, но местные власти могут составить адресную или общую помощь на своем, местном уровне. Все зависит от руководителей и направления их политики.

В части регионов можно получать субсидию, если просто доходы не позволяют оплачивать счета на коммуналку. Но придется доказывать, что доходов действительно нет. Главное – чтобы не было долгов по коммунальным платежам, иначе помощь могут и не дать.

1. Бюджетные и автономные учреждения формируют План финансового-хозяйственной деятельности (далее – План ФХД), где принимают к учету показатели плана в части доходов от получения субсидии на государственное задание. Для отражения утвержденных плановых назначений в БГУ 2.0 в меню «Планирование и санкционирование» – «Плановые показатели деятельности» предусмотрен документ «Плановые назначения».

Льготников предупредили о возврате части субсидий по ЖКХ

1. Поступлении субсидии из бюджета на лицевой счет учреждения отражается в меню «Денежные средства» – «Расчетно-платежные документы» документом «Кассовое поступление» на основании Выписки из лицевого счета. На основании документа формируются следующие бухгалтерские записи:

ДТ 4.201.11.510 – КТ 4.205.31.661

ДТ 4.17.01.131

ДТ 4.508.10.131 – КТ 4.507.10.131 – отражено исполнение плана текущего года по доходам в виде субсидии на выполнение задания.

Бюджетным и автономным учреждениям из бюджетов могут быть выделены субсидии на иные цели (согласно абз. 2 п. 1 ст. 78.1 БК РФ). Субсидии на иные цели предоставляются учреждению на расходы, не связанные с выполнением государственного задания. Субсидии на иные цели могут быть выделены из различных уровней бюджета, что будет определять их объем и условия предоставления:

  • из федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов;
  • из бюджетов субъектов РФ, бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов;
  • из местных бюджетов.

Порядок 209н регулирует предоставление целевых субсидий двух видов: текущего и капитального характера. Если субсидия на иные цели предоставлена учреждению только на приобретение основных средств, нематериальных активов, непроизведенных активов – это субсидия капительного характера. Если за счет субсидии буду произведены расходы как капитального, так и иного характера – она относится к субсидии текущего характера.

Учет операций по субсидиям на иные цели ведется в разрезе кода финансового обеспечения 5 п. 12.1.3 Порядка, утвержденного приказом Минфина РФ от 06.06.2019 № 85н, регламентирует, что доходы учреждения в виде субсидии на иные цели отражается по статье 150 аналитической группы подвида доходов бюджетов. Согласно п. 9.5.2 Порядка 209н учет субсидии на иные цели текущего характера отражается по коду 152 КОСГУ, согласно п. 9.6.2 Порядка 209н субсидия на иные цели капительного характера отражается по коду 162 КОСГУ.

В соответствии п. 40 СГС «Доходы» доходы от безвозмездных поступлений (включая субсидии и гранты), предоставленных на условиях при передаче актива, принимаются к учету в момент возникновения права на их получение в составе доходов будущих периодов. Основанием отразить в учете доходы будущих периодов является соглашение, заключенное между учредителем и учреждением. По мере реализации условий предоставления субсидии на иные цели в соответствии с отчетом о достижении целевых показателей (о выполнении условия при передаче актива) доходы будущих периодов признаются доходами текущего года.

Порядок отражения субсидии на иные цели в программе «1С: Бухгалтерия государственного учреждения», ред. 2.0, аналогичен порядку отражения субсидии на выполнение государственного задания. Рассмотрим основные бухгалтерские записи по учету субсидии на иные цели:

  1. Приняты к учету показатели плана ФХД в части доходов от получения субсидии на иные цели текущего (капитального) характера:

    07060000000000000150.5.507.10.152 (162) – 07060000000000000150.5.504.10.152 (162)

  2. Начислены доходы будущих периодов по предоставлению субсидии на иные цели:

    07060000000000000150.5.205.52.561 (205.62.561) – 07060000000000000150.5.401.40.152 (162)

  3. Получена субсидия на лицевой счет учреждения:

    00000000000000000000.5.201.11.510 – 07060000000000000150.5.205.52.661 (205.62.661)

    07060000000000000150.5.17.01.152 (162)

  4. Исполнение плана текущего финансового года по доходам

    07060000000000000150.5.508.10.152 (162) – 07060000000000000150.5.507.10.152 (162)

  5. Признаны доходы будущих периодов по субсидии доходами текущего года:

    07060000000000000150.5.401.40.152 (162) – 07060000000000000150.5.401.10.152 (162).

Уважаемый пользователь!

Убедитесь, что NCALayer запущен/установлен и повторите попытку.

Инструкция по запуску программы

Для дальнейшей работы с egov.kz Вам необходимо установить сертификат Национального удостоверяющего центра Республики Казахстан.

Уважаемый пользователь!

Убедитесь, что NCALayer запущен/установлен и повторите попытку.

Инструкция по запуску программы

Компенсация за жкх в 2021 году получит новые правила, что вступят в силу с 1 января, потому граждане, которые могут растать на субсидию, должны с ними ознакомиться. Малоимущий гражданин должен собрать папку документов, подтверждающих его незащищенный социальный статус. Это же должен сделать пенсионер и ветеран. Если папка с документами будет неполной, практически гарантировано в оформлении откажут.

Также при оформлении субсидии и компенсации по жкх учитывается уровень дохода граждан. В помощи откажут, если у семьи достаточно высокий или даже средний уровень материального положения. Чтобы определить размер дохода, учитывается финансовая ситуация всех членов семьи, проживающих в квартире, за которую нужно вносить коммунальный платеж. При подсчете принимают во внимание пенсии пенсионеров и стипендии студентов. Главное, чтобы у дохода был официальный характер. Если доходы растят, материальную помощь отменят.

Предоставление субсидий и бюджетных инвестиций юридическим лицам

Выплаты компенсаций жкх рассчитываются по специальной формуле. Выглядит она следующим образом: (Стандарт стоимости ЖКХ × Количество членов семьи) − (Совокупный доход семьи × Доля допустимых расходов).

Если практически все части формулы понятны и не раз уже просчитывались, то «доля допустимых расходов» не столь известная единица расчётов. Под этим понятием подразумевается отношение расходов на коммунальныеуслуги к основному доходу. Этот показатель имеет региональную основу (в каждом городе он свой) и мало в чем зависит от дохода семьи. Для примера, в таблице представлена доля допустимых расходов в нескольких городах на 2021 год.

Москва от 0% до 10%
Екатеринбург 12% или 22%
Санкт-Петербург 14%
Новосибирск 16% или 22%
Нижний Новгород 22%

Получить юридическую помощь по вопросам ЖКХ можно на нашем сайте.

Департамент бюджетной методологии Министерства финансов Российской Федерации рассмотрел письмо по вопросам, связанным с применением отдельных положений Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее — Кодекс) и Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее — КоАП), и сообщает.

В соответствии с Положением о Министерстве финансов Российской Федерации, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июня 2004 г. N 329, Министерству финансов Российской Федерации не предоставлено право официального толкования положений законодательства Российской Федерации и практики их правоприменения.

Вместе с тем полагаем возможным сообщить следующее.

В соответствии с пунктом 3 части 3 статьи 78 Кодекса нормативные правовые акты, муниципальные правовые акты, регулирующие предоставление субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам — производителям товаров, работ, услуг (далее — получатели субсидий), должны определять порядок возврата субсидий в соответствующий бюджет в случае нарушения условий, установленных при их предоставлении.

Установленная Кодексом необходимость возврата субсидий в соответствующий бюджет в случае нарушения условий, установленных при их предоставлении, направлена, прежде всего, на стимулирование добросовестного исполнения получателями субсидий условий предоставления средств из бюджета бюджетной системы Российской Федерации, а также на обеспечение восстановления средств бюджета в размере, эквивалентном выявленному нарушению.

«Ревизии и проверки финансово-хозяйственной деятельности государственных (муниципальных) учреждений», 2015, N 7

Идею для написания статьи подал читатель, приславший такой вопрос в нашу редакцию. В бюджетном учреждении работники контрольно-ревизионного отдела учредителя провели проверку его финансово-хозяйственной деятельности. В ходе проверки было выявлено завышение оплаты выполненных ремонтно-строительных работ по контракту, заключенному в 2014 г. Оплата работы подрядчиков производилась за счет средств целевых субсидий. Работники контрольно-ревизионного отдела по итогам проверки составили акт, а затем и требование, в котором постановили вернуть в бюджет средства целевых субсидий, необоснованно уплаченных поставщикам. Подрядчик согласен вернуть учреждению денежные средства. Как в бухгалтерском учете отразить возврат целевых средств в доход бюджета? Преследуя цель помочь читателю, задавшему вопрос (а также другим читателям нашего журнала, ведь ситуация по возврату средств целевых субсидий достаточно часто встречается в практике учреждений), мы публикуем эту статью.

Согласно положениям п. 18 ст. 30 Федерального закона от 08.05.2010 N 83-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений» не использованные в текущем финансовом году остатки средств, предоставленных бюджетным учреждениям из соответствующего бюджета бюджетной системы РФ, в соответствии с абз. 2 п. 1 ст. 78.1 БК РФ (в этом абзаце говорится о средствах целевых субсидий), подлежат перечислению бюджетными учреждениями в соответствующий бюджет. Указанные остатки средств могут использоваться бюджетными учреждениями в очередном финансовом году при наличии потребности в направлении их на те же цели в соответствии с решением органа государственной власти (государственного органа), органа управления государственным внебюджетным фондом, органа местного самоуправления, осуществляющего функции и полномочия учредителя бюджетного учреждения.

С учетом изложенного перечислению в бюджет подлежат только те остатки целевых субсидий, в отношении которых органами, осуществляющими функции и полномочия учредителя (далее — учредитель), не принято решение о наличии потребности в указанных остатках.

Возврат целевой субсидии в доход бюджета осуществляется при нецелевом ее расходовании. Обычно в положении о предоставлении из бюджета целевой субсидии устанавливаются правила ее возврата. Например, может быть указано, что в течение срока действия соглашения о предоставлении субсидий, заключаемого между учредителем и учреждением, как получатель субсидии учредитель вправе принимать участие в проверках выполнения условий предоставления субсидий и осуществлять контроль за целевым использованием субсидий. В случае выявления нарушений условий предоставления субсидий, в том числе нецелевого использования субсидий получателем субсидий, учредитель составляет акт о нарушении условий предоставления субсидий и (или) нецелевом использовании субсидий, в котором указываются выявленные нарушения и сроки их устранения. На основании обозначенного акта учредителем принимается решение о возврате в бюджет сумм субсидий, составляется требование о возврате целевой субсидии и устанавливается срок возврата .

При возникновении такой ситуации учреждение, в отношении которого проводилась проверка и был установлен факт нецелевого использования средств целевой субсидии, может обратиться в суд и в судебном порядке доказать правомерность своих действий, опровергнув факт нецелевого расходования сумм субсидий.

Проведение учредителем проверки правильности расходования средств целевых субсидий является его полномочиями, обусловленными нормами ст. 160.2-1 БК РФ. Из положений названной статьи следует, что главный распорядитель (распорядитель) бюджетных средств осуществляет внутренний финансовый контроль, направленный:

  • на соблюдение внутренних стандартов и процедур составления и исполнения бюджета по расходам, включая расходы на закупку товаров, работ, услуг для обеспечения государственных (муниципальных) нужд, составления бюджетной отчетности и ведения бюджетного учета этим главным распорядителем бюджетных средств и подведомственными ему распорядителями и получателями бюджетных средств;
  • на подготовку и организацию мер по повышению экономности и результативности использования бюджетных средств.

В рамках мероприятий внутреннего финансового контроля учредитель и проводит проверку правильности использования средств субсидий.

Возврат переплаты по жилищной субсидии

Условия, сроки и порядок возврата на каждом уровне бюджета определены в нормативных актах соответствующих органов власти. Как правило, они прописаны и в соглашении о предоставлении субсидии.

Средства субсидий прошлого года придется вернуть в двух случаях. Во-первых, если они не использованы в 2015 году. Во-вторых, когда ревизоры установили нецелевое использование. Раccмотрим каждую ситуацию подробнее.

4.1. Остаток Субсидии, не использованный Объектом инфраструктуры — получателем Субсидии в отчетном финансовом году, в случаях, предусмотренных Соглашением (далее — остаток Субсидии), подлежит возврату в краевой бюджет в текущем финансовом году.

4.2. В случае нарушения условий предоставления Субсидий, установленныхразделом 2настоящего Положения, и (или) необоснованного получения Субсидий в результате предоставления ответственному исполнителю Мероприятий Программы недостоверных сведений, указанных в документах, представляемых в соответствии спунктом 3.1 раздела 3настоящего Положения, а также использования Субсидии на возмещение и (или) финансовое обеспечение затрат, не предусмотренныхпунктом 2.3 раздела 2настоящего Положения, Субсидии подлежат возврату в краевой бюджет.

4.3. В указанных впунктах 4.1,4.2настоящего раздела случаях ответственный исполнитель Мероприятий Программы в течение десяти рабочих дней с даты установления фактов возврата Субсидии (остатка Субсидии) выставляет Объекту инфраструктуры — получателю Субсидии требование о возврате предоставленной Субсидии (остатка Субсидии) в краевой бюджет (далее — требование).

Объект инфраструктуры — получатель Субсидии в течение двадцати рабочих дней с даты получения требования перечисляет Субсидию (остаток Субсидии) в краевой бюджет.

4.4. В случае неперечисления Объектом инфраструктуры — получателем Субсидии в краевой бюджет Субсидии (остатка Субсидии), указанной в требовании, в срок, установленный пунктом 4.3настоящего раздела, указанные средства взыскиваются ответственным исполнителем Мероприятий Программы в судебном порядке.

Государственные структуры, ответственные за разработку регламента предоставления субсидий, перечислены в ст. 78.1 БК РФ. Учреждения могут получать субсидированные им ресурсы для выполнения определенных государственных заданий или достижения конкретных целей. В первом случае организация обязуется по итогам финансового периода отчитаться в использовании выделенных ей средств и степени готовности задания. При наличии законодательно утвержденных условий невостребованные средства должны быть возвращены в бюджет.

В бухгалтерском учете возврат сумм целевой субсидии требуется отражать в соответствии с нормами Инструкции N 174н, при этом возможны следующие ситуации:

  1. На лицевом счете отсутствуют денежные средства для возврата сумм целевой субсидии. Такая ситуация возможна, например, в том случае, который мы описывали в самом начале статьи. Учреждение производит оплату подрядчику согласно условиям контракта и счетов (счетов-фактур), выставленных на оплату. Затем приходит проверка, в ходе которой выявляются нарушения, учреждение обязывают вернуть в бюджет излишне перечисленные подрядчику денежные средства. Допустим, подрядчик не против вернуть такие суммы. Тогда подрядчик возвращает учреждению денежные средства, а затем они перечисляются в доход бюджета. Но подрядчик может отказаться вернуть суммы, ссылаясь на то, что сделка была правомерной и в ходе ее исполнения не было нарушено ни норм законодательства РФ, ни условий контракта (договора). В этом случае учреждение исполняет требование учредителя по возврату средств целевой субсидии на счет средств, полученных от оказания приносящей доход деятельности, подает в суд на подрядчика и пытается в судебном порядке доказать его неправоту. В случае если суд встанет на сторону учреждения и обяжет подрядчика перечислить необходимые суммы истцу-учреждению, поступившие от ответчика на лицевой счет суммы по решению суда будут являться доходом учреждения.
  2. Денежные средства на лицевом счете, открытом для движения целевых средств, есть, но они выделены на другие цели. В такой ситуации возникает вопрос: можно ли, пока подрядчик перечисляет денежные средства, подлежащие возврату в бюджет, исполнить требование учредителя за счет других целевых средств, а затем восстановить их?

Предлагаем, руководствуясь нормами Инструкции N 174н, рассмотреть на примерах, как в бухгалтерском учете учреждения отражается возврат средств целевых субсидий в разных ситуациях.

В завершение хотелось бы отметить, что в статье рассмотрены лишь некоторые ситуации, которые могут произойти на практике. На самом деле их огромное количество, и вопросов зачастую бывает гораздо больше, чем ответов. В частности, ни в Инструкции N 174н, ни в Письмах Минфина не разъяснено, как на счетах бухгалтерского учета отражается возврат средств целевой субсидии, если фактически средства на этом лицевом счете отсутствуют. Автор, приводя корреспонденцию счетов по такой ситуации, рассмотренной на примере, руководствовался нормативно-правовыми актами, Письмами Минфина и проектом приказа «О внесении изменений в Приказ Министерства финансов Российской Федерации от 16 декабря 2010 г. N 174н». Вполне возможно, у вас будет иной вариант отражения операций, рассмотренных в примерах, отличный от предложенного автором, а может быть, вы пойдете в суд и в судебном порядке опровергнете результаты проверки. Напомним, что в силу норм Инструкции N 157н в случае отсутствия в Инструкции N 174н корреспонденции счетов по отражению необходимой финансово-хозяйственной операции учреждение вправе самостоятельно разработать корреспонденцию счетов, согласовать ее с учредителем, отразить в своей учетной политике и применять в работе.

Возврат в бюджет остатка целевой субсидии прошлых лет в «1С:БГУ 8»?

Субсидии, выделенные для реализации плана по госзаданию, могут быть израсходованы по результатам года частично. Остаток средств направляется обратно в бюджет или переносится на новый финансовый год. Для продления срока пользования деньгами необходимо соблюсти главное условие – выполнить задание.

СПРАВОЧНО! П. 17 ст. 30 закона №83-ФЗ от 8 мая 2010 г. разрешает считать госзадание выполненным, если отклонения в достижении показателей не имеют существенного значения.

При несоответствии значений достигнутых показателей уровню заявленных остаток сумм субсидий подлежит возврату в бюджет.

Целевые субсидии взыскиваются в бюджет при наличии одной из двух ситуаций:

  • ресурсы не были израсходованы;
  • деньги были потрачены, но с нарушением их целевого предназначения.

Во втором случае надо будет вернуть ту сумму средств, которую использовали вразрез поставленным изначально целям. Правовые нормы систематизированы в Письме, изданном Минфином 1 апреля 2016 г., № 02-06-07/19436.

Неиспользованные остатки выделенных средств в рамках программы субсидирования могут быть возвращены в бюджет или продолжать расходоваться в следующем году. Для получения разрешения дальнейшего пользования ресурсами надо получить положительное решение от соответствующего государственного органа. Важным условием сохранения выделенных денег выступает необходимость в их освоении в полной сумме и актуальность запланированных мероприятий в грядущем финансовом году. Цели расходования не должны быть изменены – они остаются прежними.

ВАЖНО! Взыскание субсидированных средств производится через органы казначейства, которые зачисляют возвращаемые остатки в бюджет соответствующего уровня.

Даты возврата средств и порядок реализации этой операции утверждаются региональными и местными нормативными актами. Схема определения объема денег, подлежащих взысканию, представлена несколькими этапами:

  1. До 1 июля в следующем финансовом годовом периоде за учреждением закреплена обязанность представлять в отделение казначейства, в котором открыт для целевого финансирования лицевой счет, форму 0501016. Этот документ отражает информацию об операциях, производимых в рамках освоения средств целевого субсидирования. Отчет утверждается органом, обладающим функциями и набором прав учредителя. Суммы, допущенные к освоению в следующем финансовом периоде на прежние цели, указываются в графе 6. Приводимые числовые значения должны быть предварительно согласованы с учредителем.
  2. При отсутствии в казначействе по состоянию на вечер 30 июня отчета формы 0501016 от конкретного учреждения с его лицевого счета остатки субсидий переводятся в бюджет. Дата совершения операции будет соответствовать первому рабочему дню в июле.

Проверка целевого использования средств субсидирования нужна государственным структурам для своевременного выявления нарушителей бюджетного процесса и остановки их незаконной деятельности на начальном этапе. Для решения этой задачи и предотвращения финансовых махинаций применяется система контрольных проверок. Одним из ее элементов является акт проверки на соответствие направлений расходования средств заявленным целям.

В проверочных актах указывается комплекс данных:

  • обоснование необходимости инициации проверочных мероприятий;
  • тематика проверки;
  • круг вопросов, ответы на которые должны найти проверяющие лица;
  • сведения, идентифицирующие инспекторов, проводящих контрольные действия;
  • общая информация об организации, получившей целевое финансирование в форме субсидии, деятельность которой нуждается в проверке;
  • перечисляются документы, послужившие основанием для выделения бюджетных ресурсов конкретному предприятию;
  • нормативная база;
  • направления трат, которые были согласованы с органом, выплачивающим деньги по субсидии в пользу учреждения-получателя;
  • список фактических расходов по субсидии;
  • сопоставление целей, заявленных на этапе согласования необходимости выделения финансирования, с направлениями произведенных по факту расходов;
  • оценка эффективности осуществленных мероприятий;
  • признание использования денег целевым или нецелевым.

При обнаружении нарушений в форме нецелевого расходования бюджетного ресурса на должностных и юридических лиц будет наложено административное наказание по ст. 15.14 КоАП РФ. Выделенную ранее субсидию учреждение должно будет вернуть в бюджет, предоставивший деньги. Возврату подлежит не только сумма остатка, но и те средства, которые были потрачены с нарушением условий соглашения.

При образовании остатков от целевых субсидий, которые были предоставлены учреждению в предыдущем периоде, невостребованные суммы должны быть возвращены на счета бюджета. Порядок отражения таких операций описан в Письме Минфина от 1 апреля 2016 г. №02-06-07/19436. Алгоритм действий направлен на реализацию таких этапов:

  1. Определение фактического объема остатка средств, которые остались неиспользованными по целевым программам в закончившемся финансовом периоде.
  2. Отражение субсидированных ресурсов в сумме их остатка, подлежащего возврату или взысканию в бюджет, в составе задолженности.
  3. Перечисление средств на казначейский счет бюджета.

ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ! Предприятие, не использовавшее в полном объеме целевую субсидию, должно вернуть остаток в текущем периоде. Если этого не будет сделано, сумма будет взыскана принудительно в следующем году.

При самостоятельном возврате неизрасходованных ресурсов до даты окончания текущего финансового срока бюджетное учреждение отражает операцию корреспонденцией между Д5.205.81.560 и К5.201.11.610. Кредитуется и 17 счет забалансового типа (по КОСГУ 180). Автономные организации в учете формируют такие записи:

  • Д5.205.80.000 – К5.201.11.000;
  • в забалансовом учете К17 (по КОСГУ 180).

В ситуациях с переходом остатков на новый финансовый год эти суммы должны быть показаны не только проводками, но и в отчетной документации. Точный объем остатков денег по этому виду финансирования надо отразить в балансовой форме 0503730 и занести в финансовые результаты бланка 0503721.

В отчете для обобщения информации об исполнении плана по ФХД унифицированной формы 0503737 данные приводятся в соответствии с нормами Приказа Минфина от 25 марта 2011 г. № 33н. Остатки средств из числа целевого субсидирования, осуществленного в прошлых периодах, заносятся в третий раздел в ячейку по строке 592. Характерная особенность – значение суммы вписывается со знаком «минус». Данные дублируются в графе по строку 910, которая находится в 4 разделе отчета.

В учетной документации бюджетные организации формируют записи:

  • между Д5.205.81.560 и К5.303.05.730 – проводка составляется в момент начисления задолженности перед бюджетом по нереализованному возврату средств из полученного в прошлом году объема субсидий;
  • при перечислении остатков через казначейство средства будут зачислены в доход определенного уровня бюджета, отправитель остатков оформляет операцию через дебетование 5.303.05.830 и кредитование 5.201.11.610, по кредиту будет проходить сумма и в забалансовом 18 счете (по КОСГУ 610).

Для автономных учреждений обязательство по перечислению субсидий целевого типа в сумме их остатка с прошлых лет отражается корреспонденцией с участием Д5.205.80.000 и К5.303.05.000. После перевода средств этот факт фиксирует дебетовый оборот по 5.303.05.000 и кредитовое движение по 5.201.11.000, кредитование на сумму операции 18 счета забалансового типа (по КОСГУ 610).

В данных бухгалтерского учета распределение целевых субсидий на счетах производится с учетом их предназначения:

  • по КФО 5 показываются суммы субсидий для других целей;
  • по КФО 6 отражаются операции по субсидиям, выделенным на капитальные вложения.

Организация зафиксировала остаток субсидии за прошлый период в сумме 85 000 руб. Получатель денег заявил о необходимости выделения средств на эти же цели и в новом году. С учредителем был согласован объем финансирования в 44 000 руб. Эти средства остаются у предприятия, а разница между остатком и обновленным размером субсидии в рамках нового финансирования должна быть возвращена на счета бюджета.

В учете комплекс операций будет отражен через такие корреспонденции:

  • Д 6.205.81.560 – К 6.303.05.730 с указанием суммы 85 000 руб. при отражении остатков за прошлые годы;
  • Д 6.303.05.830 – К 6.205.81.660 в размере 44 000 руб. – этой проводкой задолженность перед бюджетным органом была скорректирована в сторону уменьшения для уточнения остатка, подлежащего возврату;
  • Д 6.303.05.830 – К 6.201.11.610 – при перечислении сумм взыскания.

Новая субсидия — 3 МРОТ за каждого трудоустроенного безработного

Лицом, ответственным за ведение дел экономического субъекта, является руководитель экономического субъекта (ст. 3 Закона о бухгалтерском учете). Исходя из этого основным должностным лицом, которое несет ответственность за состояние финансово-хозяйственной деятельности учреждения, а также использование выделенных бюджетных и иных средств, является руководитель учреждения.

Кроме того, напомним, что без подписи руководителя учреждения (или уполномоченных им лиц) к бухгалтерскому учету не принимается ни один первичный документ (п. 8 Инструкции № 157н).

Таким образом, зачастую административная ответственность, предусмотренная ст. 15.14 КоАП РФ в отношении должностного лица, применяется именно к руководителю учреждения. Вместе с тем, как показывает судебная практика, штраф может быть вынесен в отношении любого должностного лица, подписывающего документы, связанные с нецелевым использованием средств.

К примеру, согласно материалам дела, рассматриваемого в Решении № 7-122/2017, к административной ответственности за нецелевое использование средств субсидии привлечено должностное лицо, подписавшее акт приемки ремонтных работ. Указанный сотрудник выполнял в учреждении организационно-распорядительные и административно-хозяйственные функции.

Такой вывод приведен в Решении № 12-133/2017. Согласно материалам дела в автономном образовательном учреждении представители Департамента казначейства провели проверку правильности использования средств субсидии, предоставленной учреждению на выполнение государственного задания. В ходе проверки было установлено нецелевое использование указанных средств: за счет субсидии были осуществлены расходы (оплата юридических услуг), которые не предусмотрены государственным заданием и не являются необходимыми для обеспечения выполнения функций учреждения.

На основании результатов проверки к административной ответственности по ч. 1 ст. 15.14 КоАП РФ были привлечены должностные лица, подписавшие документы об оплате названных расходов: исполняющий обязанности директора учреждения и главный бухгалтер. Не согласившись с вынесенным постановлением, главный бухгалтер С. обратилась в суд с жалобой.

В суде она пояснила: несмотря на то, что она обладает правом подписи финансовых документов, решения по всем финансовым вопросам принимаются руководителем учреждения, без подписи которого эти документы недействительны. Кроме того, в суд был представлен устав учреждения, в одном из пунктов которого прописано, что директор несет персональную ответственность за нарушение бюджетного законодательства РФ, состояние финансово-хозяйственной деятельности учреждения, использование выделенных бюджетных и иных средств.

Согласно разъяснениям главбуха оплата спорных услуг была осуществлена на основании заключенного договора и акта оказанных услуг, которые подписывались директором учреждения в пределах его компетенции и в соответствии с положениями устава учреждения.

С учетом приведенных доводов и доказательств жалоба главного бухгалтера была удовлетворена. Поскольку у нее не было единоличной возможности распоряжаться средствами субсидии, суд счел, что необходимости в привлечении двух должностных лиц за совершение одного и того же административного правонарушения нет. В связи с этим суд отменил постановление ревизоров в отношении главбуха на основании п. 7 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ (то есть прекратил производство по делу в связи с наличием по одному и тому же факту совершения противоправных действий постановления о назначении административного наказания в отношении другого должностного лица).

Е.Н. Михайлова,
руководитель Департамента методологии внутреннего финансового контроля
(Санкт-Петербург)

Расскажем об особенностях нарушений нецелевого использования и расходования и приведем обзор правоприменительной практики в части нецелевого использования за последнее время.
Основной источник финансового обеспечения бюджетных и автономных учреждений – различные виды субсидий (средства из бюджета). Средства субсидии расходуются учреждениями в соответствии с целями и условиями их предоставления по соглашениям и согласно утвержденному плану финансово-хозяйственной деятельности. Субсидии подлежат госконтролю со стороны Федерального казначейства и учредителя. Федеральное казначейство имеет право проверять использование средств субсидии и принимать меры административной ответственности по результатам проверок.
Рассмотрим пример актуального запроса по перечню документов при проверках госконтроля Казначейством субсидий в 2019 году.

Административным органом и обществом заключен договор о предоставлении субсидии из средств краевого бюджета в для возмещения части затрат на уплату процентов по кредитному договору в части целевого использования кредита на цели, установленные Порядком субсидирования из средств краевого бюджета процентной ставки по банковским кредитам, полученным юридическим лицом, в том числе жилищными и жилищно-строительными кооперативами, на строительство жилья, в том числе малоэтажного и (или) эконом-класса, утвержденным постановлением главы администрации (губернатора) Краснодарского края (далее – Порядок предоставления субсидий).

Надзорным органом проведена проверка на предмет соблюдения бюджетного законодательства при расходовании денежных средств, выделенных в рамках реализации государственных программ Краснодарского края.

По результатам проверки надзорный орган пришел к выводу о нецелевом использовании средств краевого бюджета, выразившемся в завышении суммы субсидии, предоставленной обществу, в результате несоблюдения требований Порядка предоставления субсидий.

Административный орган обратился в арбитражный суд с заявлением о взыскании с общества излишне выплаченной субсидии и процентов, взыскиваемых по правилам ст. 395 ГК РФ.

Решением суда первой инстанции, оставленным без изменения постановлением суда апелляционной инстанции, требование о взыскании средств субсидии удовлетворено, в остальной части требований отказано. Суды исходили из того, что правоотношения по возврату субсидий вытекают из норм Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее – БК РФ). Возможность применения к таким отношениям норм гражданского законодательства не предусмотрена, в связи с чем у административного органа не возникло право требования процентов на основании ст. 395 ГК РФ.

Судебная коллегия Верховного Суда Российской Федерации отменила названные судебные акты в части отказа во взыскании процентов по следующим основаниям.

В п. 3 ст. 78 БК РФ предусмотрены требования к нормативным правовым актам, регулирующим предоставление субсидий. В частности, эти акты должны содержать положения об обязательной проверке главным распорядителем (распорядителем) бюджетных средств, предоставляющим субсидию, и органом государственного (муниципального) контроля соблюдения условий, целей и порядка предоставления субсидии, а также порядок возврата субсидии в соответствующий бюджет в случае нарушения условий, установленных при ее предоставлении. Если получатель субсидии не возвращает денежные средства по требованию контролирующего органа в порядке, предусмотренном нормативным правовым актом и соглашением о предоставлении субсидии, то орган, выдавший субсидию, принимает меры по взысканию субсидии в судебном порядке.

БК РФ не предусматривает начисления процентов на сумму субсидии, подлежащей возврату, поскольку не устанавливает ответственность лиц, не являющихся участниками бюджетного процесса. В силу п. 2 ст. 3061 БК РФ такие лица несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Таким образом, к отношениям сторон по исполнению условий договора о предоставлении субсидии могут быть применены нормы ГК РФ.

Тот факт, что денежные средства были израсходованы обществом не по целевому назначению, свидетельствует о возникновении на стороне лица, получившего субсидию, неосновательного обогащения. При этом не имеет правового значения то обстоятельство, что полученные денежные средства являлись бюджетными.

В силу п. 1 ст. 1102, п. 2 ст. 1107 ГК РФ неосновательно обогатившееся лицо обязано не только возвратить сумму неосновательного обогащения, но и уплатить на нее проценты в порядке, предусмотренном ст. 395 ГК РФ.

Учитывая, что договором, заключенным сторонами, предусмотрена ответственность общества за использование субсидии на цели, не соответствующие условиям ее получения, в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации, следует признать, что требование административного органа о взыскании с общества излишне выплаченной субсидии и процентов по правилам ст. 395 ГК РФ является обоснованным.

Субсидия на оплату ЖКХ в 2021 году

Процесс распределения бюджетных средств в России контролируется Бюджетным кодексом РФ. 38-я статья данного документа гласит, что деньги нельзя выделить без уточнения цели, на которую они должны быть потрачены. Статья 306.4 БК РФ определяет, что любое уклонение от цели, указанной в документах, на основании которых выделены деньги, будет считаться нецелевым расходованием бюджетных средств. К таким документам относятся:

  • Закон о бюджете.
  • Свободная бюджетная роспись.
  • Бюджетная смета.
  • Договор о предоставлении субсидии.
  • Соглашение.
  • Другой правомочный документ.

Главным виновником в нарушении цели расхода выделенных денег признаётся юридическое лицо, то есть организация, эти средства получившая. Но также к ответственности привлекут и конкретных должностных лиц. Деятельность организации могут приостановить и назначить её штраф, а персональным виновникам произошедшего грозит штраф, запрет занимать должность, принудительные работы, а в некоторых случаях и лишение свободы.

Виновным будет тот сотрудник организации, кто подписывал соответствующие документы, на основании которых были получены бюджетные средства или на основании которых они были неправильно расходованы. Чаще всего это руководитель организации или его заместитель.

В силу ч. 1 ст. 78.1 БК РФ в бюджетах бюджетной системы РФ бюджетным и автономным учреждениям предусматриваются субсидии на финансовое обеспечение выполнения ими государственного (муниципального) задания. Кроме того, им могут предоставляться субсидии на иные цели. Расходование данных средств осуществляется в соответствии с планом ФХД.

Является ли расходование субсидий на цели, не предусмотренные планом ФХД, их нецелевым использованием? Можно ли привлечь должностных лиц организации к ответственности за данное нарушение?

Заинтересовала статья «Нецелевое использование бюджетных субсидий»?

Прочитать ее в полном объеме можно, только если у вас установлена система КонсультантПлюс.

Просто перейдите по ссылке:

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-КАВКАЗСКОГО ОКРУГА

арбитражного суда кассационной инстанции

от 6 декабря 2005 года Дело N Ф08-5817/2005“

Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа при участии представителя от истца — департамента сельского хозяйства и перерабатывающей промышленности Краснодарского края, представителя от ответчика — открытого акционерного общества “Кубаньхлебопродукт“, рассмотрев кассационную жалобу департамента сельского хозяйства и перерабатывающей промышленности Краснодарского края на решение от 02.08.2005 и постановление апелляционной инстанции от 27.09.2005 Арбитражного суда Краснодарского края по делу N А32-16232/2004-17/368, установил следующее.

Департамент сельского хозяйства и перерабатывающей промышленности Краснодарского края (далее — департамент) обратился в арбитражный суд с иском к ОАО “Кубаньхлебопродукт“ (далее — общество) о взыскании 577105 рублей 16 копеек полученных

ответчиком субсидий в связи с нецелевым использованием части кредитных средств.

Решением от 02.08.2005, оставленным без изменений постановлением апелляционной инстанции от 27.09.2005, в иске отказано. Судебные инстанции указали, что в силу статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации возврат в бюджет субсидий при их нецелевом использовании является мерой ответственности. Постановлением главы администрации Краснодарского края от 30.12.2003 N 1275 ответственность за нецелевое использование субсидий после совершения правонарушения была смягчена. Кроме того, ответчик добровольно исполнил обязанность по возврату истцу части субсидий в размере 21503 рублей 42 копеек, приходящихся на долю кредитных средств, использованных им не по целевому назначению.

В кассационной жалобе департамент просит отменить судебные акты. По мнению заявителя жалобы, возврат субсидий в бюджет не является мерой ответственности, а представляет собой восстановительную меру. Акты бюджетного законодательства не имеют обратной силы. Ввиду использования части кредитных средств, по которым выданы субсидии, не по целевому назначению, в бюджет подлежит возвращению вся сумма полученных ответчиком субсидий в размере 577105 рублей 16 копеек.

В отзыве на кассационную жалобу общество просит оставить принятые по делу судебные акты без изменения, полагая, что они соответствуют нормам закона.

Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа, изучив материалы дела и выслушав представителей сторон, считает, что кассационная жалоба не подлежит удовлетворению.

Как видно из материалов дела, департамент и общество заключили договор от 06.05.2003 N 237 субсидирования в 2003 году за счет средств краевого бюджета части процентной ставки по кредитному договору общества со Сбербанком России от 25.12.2002 N 838. Предметом названного договора является субсидирование департаментом за счет средств краевого бюджета 1/2 ставки рефинансирования (учетной ставки) Банка России.

Договор субсидирования заключен на основании постановления главы

администрации Краснодарского края от 04.01.2003 N 3 “О возмещении в 2003 году из краевого бюджета части затрат на уплату процентов по кредитам, полученным предприятиями агропромышленного комплекса Краснодарского края“ (далее — постановление). Указанным постановлением утвержден Порядок субсидирования, в пункте 2 которого определены виды закупаемой продукции, подлежащей субсидированию.

Согласно пункту 8 Порядка заемщики лишаются права на получение субсидии на весь срок субсидирования и возвращают в краевой бюджет полученные суммы компенсаций в случае использования кредита не по целевому назначению.

Аналогичное условие содержится в пункте 4.2 договора субсидирования.

Из материалов дела следует, что департамент просубсидировал проценты в части кредита на сумму 8238200 рублей, перечислив обществу 598608 рублей 58 копеек (л.д. 7-19).

Актом проверки Краснодарского краевого контрольно-ревизионного управления от 14.11.2003 установлено, что сумма нецелевого расходования средств просубсидированной части кредита составила 299 тыс. рублей (л.д. 12-19).

Общество платежным поручением от 12.02.2004 возвратило департаменту 21503 рубля 42 копейки субсидий, рассчитанных исходя из суммы нецелевого использования кредита (л.д. 66). Правильность указанной суммы департамент не оспорил.

Довод департамента о том, что при нецелевом использовании части кредитных средств возврату подлежит вся сумма полученных субсидий, обоснованно не принят во внимание судом.

Пунктом 2 статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации установлено два основания для возврата в соответствующий бюджет предоставленной субсидии, а именно: нецелевое использование субсидии в сроки, устанавливаемые уполномоченными органами исполнительной власти, либо ее неиспользование в установленные сроки.

Согласно п. 9 Порядка № 59 не использованные в текущем финансовом году остатки целевой субсидии подлежат перечислению (возврату) в федеральный бюджет в порядке, установленном Приказом Минфина РФ от 28.07.2010 № 82н (далее – Порядок № 82н). Вместе с тем такие остатки могут быть использованы учреждением в очередном финансовом году на те же цели при принятии Минспортом решения о наличии потребности в остатках целевой субсидии, согласованного с Минфином.

Если учреждение планирует использовать в текущем году остатки целевой субсидии, образовавшиеся на начало года, оно должно представить не позднее 20 мая (или первого рабочего дня, следующего за указанной датой) в территориальный ОФК сведения об операциях с целевыми субсидиями на 20__ год (ф. 0501016) с указанием разрешенного к использованию остатка целевых средств (п. 3 Порядка № 82н).

Обратите внимание: срок представления сведений (ф. 0501016) сокращен. В прошлом году такие сведения представлялись до 1 июля.

При непредставлении сведений (ф. 0501016) в обозначенный срок территориальный ОФК не позднее десятого рабочего дня после 1 июня текущего финансового года (или первого рабочего дня, следующего за названной датой) осуществляет взыскание остатков целевых субсидий путем их перечисления на счет, открытый на балансовом счете 40101 «Доходы, распределяемые органами Федерального казначейства между бюджетами бюджетной системы Российской Федерации», для последующего перечисления остатков целевых субсидий в доход федерального бюджета (п. 3 Порядка № 82н).

При этом, не дожидаясь взыскания указанных средств, учреждения при отсутствии утвержденных сведений (ф. 0501016) обязаны самостоятельно перечислить соответствующие неподтвержденные остатки целевых средств в доход федерального бюджета не позднее 1 июня текущего финансового года (п. 34 Постановления Правительства РФ от 09.12.2017 № 1496 «О мерах по обеспечению исполнения федерального бюджета»).

Бухгалтерский учет. Согласно Указаниям № 65н, письмам Минфина РФ от 29.04.2016 № 02-05-11/25399, от 14.01.2016 № 02-01-09/787 суммы возврата в бюджет средств в объеме остатков целевых субсидий, в отношении которых наличие потребности в направлении их на те же цели не подтверждено, подлежат отражению в 2017 году по статье 180 «Прочие доходы», а в 2018 году – по подстатье 183 «Доходы от субсидии на иные цели» КОСГУ.

В силу п. 21 Инструкции № 157н учет операций, производимых за счет целевых субсидий, ведется с применением в 18-м разряде номеров бухгалтерских счетов кода вида финансового обеспечения 5 «Субсидии на иные цели».

Операции по возврату в бюджет остатков целевых субсидий при неподтверждении потребности в таких остатках в бухгалтерском учете бюджетных (автономных) учреждений спорта будут отражены следующими проводками (п. 93, 94, 133 Инструкции № 174н, п. 96, 97, 161 Инструкции № 183н):

Бюджетные учреждения

Автономные учреждения

Дебет

Кредит

Дебет

Кредит

Увеличение задолженности по возврату неиспользованных остатков целевых субсидий

11000000000000180
5 205 81 560*

11000000000000180
5 303 05 730

11000000000000180
5 205 81 000*

11000000000000180
5 303 05 000

Перечисление (возврат) остатков субсидий в доход бюджета

11000000000000180
5 303 05 830

11000000000000000
5 201 11 610

11000000000000180
5 303 05 000

Еще одно основание для возврата целевой субсидии в бюджет – выявление по результатам последующего государственного (муниципального) финансового контроля нарушений в порядке ее использования, в частности, нецелевое использование субсидии.

Целевые субсидии должны быть израсходованы в строгом соответствии с целями их предоставления, обозначенными в соответствующих соглашениях. Контроль за использованием целевых субсидий могут осуществлять учредители, а также органы государственного (муниципального) финансового контроля, к которым относятся:

  • Счетная палата РФ, контрольно-счетные органы субъектов РФ и муниципальных образований – органы внешнего государственного (муниципального) финансового контроля;

  • Федеральное казначейство, органы государственного (муниципального) финансового контроля, являющиеся соответственно органами (должностными лицами) исполнительной власти субъектов РФ, местных администраций – органы внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля.

Согласно п. 4 Указа Президента РФ от 25.07.1996 № 1095 «О мерах по обеспечению государственного финансового контроля в Российской Федерации» средства, израсходованные не по целевому назначению, подлежат возмещению по предписаниям соответствующих органов государственного финансового контроля в течение одного месяца после выявления названных нарушений.

Кроме того, за нецелевое использование средств субсидии (то есть направление средств, полученных из бюджета бюджетной системы РФ, на цели, не соответствующие целям, определенным соглашением) бюджетное (автономное) учреждение может быть привлечено к административной ответственности, предусмотренной ст. 15.14 КоАП РФ (Письмо Федерального казначейства от 10.08.2017 № 07-04-05/09-665).

Бухгалтерский учет. Операции по возврату в бюджет средств субсидий в случае выявления по результатам государственного (муниципального) финансового контроля нарушений порядка использования данных субсидий отражаются в бухгалтерском учете учреждений спорта следующими проводками (п. 152, 133 Инструкции № 174н, п. 180, 161 Инструкции № 183н, Письмо Минфина РФ от 07.02.2017 № 02-06-10/6527):

Бюджетные учреждения

Автономные учреждения

Дебет

Кредит

Дебет

Кредит

Начисление задолженности по возврату в доход бюджета остатков неиспользованных целевых субсидий в случае выявления по результатам последующего государственного (муниципального) финансового контроля нарушений порядка использования указанных субсидий

11000000000000180
5 401 10 183*

11000000000000180
5 303 05 730

11000000000000180
5 401 10 183*

11000000000000180
5 303 05 000

Перечисление (возврат) остатков субсидий в доход бюджета

11000000000000180
5 303 05 830

11000000000000000
5 201 11 610

11000000000000180
5 303 05 000

11000000000000000
5 201 11 000

* Код 183 КОСГУ применяется с 2018 года.

Пример 4.

Фото 392

643

18093

Фото 14229


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *