Положение о структурном подразделении 2021 год

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Положение о структурном подразделении 2021 год». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.

Прописать функции контрактной службы можно, отдельно выделив следующие этапы закупок:

  • планирования (п. 3.1 типового положения);
  • определения поставщиков (п. 3.2.), включая подготовку и размещение извещений, разъяснений, извещений об отмене определения поставщика, оформление и размещение в ЕИС протоколов, а также организационно-техническое обеспечение и привлечение экспертов;
  • заключения контрактов (п. 3.3.), в том числе размещение в ЕИС, рассмотрение протоколов разногласий, направление уведомления о заключении контракта, хранение протоколов, заявок, иной документации;
  • исполнения, изменения и расторжения контрактов (п. 3.4.), включая приемку товаров и услуг, подготовку решения о создании приемочной комиссии, оформление документа о приемке товара, взаимодействие с контрагентом, обеспечение одностороннего расторжения контракта.

Кроме того, можно включить в положение и другие функции, даже если их могут выполнять работники, не включенные в состав контрактной службы.

Если статья была вам полезна, пожалуйста, оцените ее по «звездной» шкале ниже, где 5 звезд — очень полезна.

Мы хотим, чтобы вы читали только интересные материалы, и будем благодарны за обратную связь!

Положение о структурном подразделении

Профессиональная переподготовка

Специалист в сфере закупок

от 6 843 руб Подробнее

Повышение квалификации

Основные изменения правового регулирования закупок для государственных и муниципальных нужд

от 4 406 руб Подробнее

Повышение квалификации по 44-ФЗ

Контрактная система в сфере закупок товаров, работ, услуг

от 3 281 руб Подробнее

Профессиональная переподготовка

Эксперт в сфере закупок

от 7 031 руб Подробнее

Повышение квалификации по 223-ФЗ

Менеджмент в сфере закупок товаров, работ, услуг. Практические аспекты применения закона 223-ФЗ

от 3 656 руб Подробнее

Повышение квалификации

Государственные, муниципальные, корпоративные закупки для поставщиков (подрядчиков, исполнителей)

от 4 593 руб Подробнее

Повышение квалификации

Особенности осуществления закупок в сфере строительства по 44-ФЗ

от 4 593 руб Подробнее

Положения о структурных подразделениях визируются руководителем службы кадров, юристом, заместителем руководителя организации, курирующим данное подразделение, а также руководителем других структурных подразделений, с которыми данное подразделение взаимодействует в работе.

Положения о подразделениях подписываются руководителем подразделения и утверждаются руководителем организации. Положение о подразделении может утверждаться распорядительным документом(постановлением, приказом, распоряжением), если одновременно с утверждением документа необходимо дать поручения, связанные с его применением.

Положение о структурном подразделении оформляется на общем бланке организации.

Обязательными реквизитами положения о структурном подразделении являются: наименование организации, наименование вида документа, дата и номер документа (при непосредственном утверждении руководителем), место составления, заголовок к тексту, подпись, визы согласования документа, гриф утверждения.

Как построить типовое Положение о структурном подразделении в Business Studio и как на его основе построить действующее Положение об отделе (в качестве примера Положения о структурном подразделении рассматривается Положение об отделе кадров) можно подробно посмотреть в методике «Проектирование системы управления».

Глоссарий. Положение о структурном подразделении

1.1. Отдел кадров (далее — отдел) является структурным подразделением ООО «Верона» (далее — организация).

1.2. Отдел создается и ликвидируется приказом генерального директора.

1.3. Отдел подчиняется заместителю генерального директора.

1.4. Отдел создается с целью обеспечения организации трудовым ресурсами, комплектования кадрами служащих требуемых профессий и квалификации в соответствии с задачами и направлением ее деятельности, разработки кадровой политики организации, соблюдения прав, льгот и гарантий работников в области трудового права, а также ведения кадрового делопроизводства в соответствии с законодательством РФ.

1.5. В своей деятельности отдел руководствуется:

— Конституцией РФ;

— Трудовым кодексом РФ;

— федеральными законами РФ;

— указами и распоряжениями Президента РФ;

— постановлениями и распоряжениями Правительства РФ;

— Государственной системой документационного обеспечения управления (ГСДОУ);

— государственными стандартами (ГОСТ);

— нормативными актами, разработанными и утвержденными Росархивом;

— перечнями типовых управленческих документов;

— Правилами ведения и хранения трудовых книжек, изготовления бланков трудовой книжки и обеспечения ими работодателей;

— Инструкцией по заполнению трудовых книжек;

— Уставом организации;

— локальными нормативными актами.

2.1. Структуру и количество штатных единиц отдела утверждает генеральный директор.

2.2. Отдел подчиняется начальнику отдела.

2.3. В состав отдела входят следующие должности:

— начальник отдела — 1 шт. ед.;

— ведущий специалист по кадрам — 1 шт. ед.;

— специалист по кадрам — 2 шт. ед.

3.1. Основные задачи отдела:

— совершенствование процессов управления;

— подбор, отбор, прием на работу и расстановка кадров;

— учет личного состава работников;

— создание резерва кадров для выдвижения на вышестоящие должности;

— организация проведения аттестации работников;

— организация работы по профессиональной подготовке и переподготовке кадров;

— ведение кадрового делопроизводства;

— методическое руководство и координация деятельности кадровых подразделений филиалов;

— осуществление воинского учета.

В функции отдела входит:

4.1. Определение и разработка кадровой политики и стратегии в соответствии с направлением деятельности организации и сферой ее деятельности.

4.2. Формирование штатного расписания Предприятия.

4.3. Определение текущей потребности в кадрах.

4.4. Подбор квалифицированных специалистов путем:

— информирования работников организации об имеющихся вакансиях;

— размещения в средствах массовой информации объявлений о вакансиях;

— обращения в органы службы занятости;

— взаимодействия с учебными заведениями.

4.5. Комплектование организации необходимыми кадрами в соответствии с критериями отбора и оценкой нанимаемого персонала, в том числе:

— перемещение работников внутри организации;

— прием на работу новых работников.

4.6. Документальное оформление приема, перевода и увольнения работников в соответствии с трудовым законодательством — оформление трудовых договоров с работниками и изменений к ним, подготовка проектов приказов по личному составу и основной деятельности организации, заполнение личных карточек работников.

4.7. Ведение работы с трудовыми книжками, в том числе прием трудовых книжек от принимаемых на работу работников, их учет, хранение, заполнение, а также выдача при прекращении трудовых отношений.

4.8. Учет личного состава путем составления различного вида отчетов.

4.9. Составление графиков отпусков, оформление приказов о предоставлении работникам различных видов отпусков, учет количества использованных дней отпуска.

4.10. Оформление и учет служебных командировок (подготовка проектов приказов и служебных удостоверений).

4.11. Работа с листками нетрудоспособности.

4.12. Проверка правильности и полноценного заполнения табелей учета рабочего времени работниками структурных подразделений организации.

4.13. Подготовки и выдача справок о занимаемой должности и периоде работы в организации.

4.14. Взаимодействие со сторонними организациями:

— страховыми компаниями в части подачи сведений на оформление полисов обязательного медицинского страхования (ОМС) и добровольного медицинского страхования (ДМС);

— военными комиссариатами по вопросам постановки, снятия с воинского учета работников организации, их учета и предоставления отчетов.

— пенсионными фондами в целях предоставления документов для изготовления страховых свидетельств государственного пенсионного страхования.

4.15. Подготовка кадровой документации для передачи в архив организации для дальнейшего хранения.

4.16. Организация работы с филиалами организации:

— контроль за соблюдением кадрового делопроизводства в филиалах;

— консультирование работников филиала в части трудового законодательства;

— получение отчетности о приеме, переводе и увольнении работников филиалов.

4.17. Подготовка материалов для представления работников к поощрению.

4.18. Подготовка материалов для привлечения работников к дисциплинарной ответственности.

4.19. Контроль за соблюдением дисциплины труда и выполнением работниками Правил внутреннего трудового распорядка и иных локальных нормативных актов.

4.20. Организация воинского учета работников.

Отдел в процессе выполнения функций, возложенных на него, взаимодействует:

6.1. Со всеми структурными подразделениями.

6.1.1. По вопросам получения:

— табелей учета рабочего времени;

— заявлений;

— объяснительных записок;

— листков нетрудоспособности.

6.1.2. По вопросам предоставления:

— справок;

— выписок, копий запрашиваемых документов.

6.2. С бухгалтерией.

6.2.1. По вопросам предоставления:

— копий приказов по личному составу;

— табелей учета рабочего времени;

— листков временной нетрудоспособности;

— заявлений для начисления и выплаты пособий;

— документов для оформления служебных командировок.

6.2.2. По вопросам получения:

— информации о заработной плате работников.

6.3. С правовым отделом:

6.3.1. По вопросам получения:

— разъяснений действующего законодательства и порядка его применения.

6.3.2. По вопросам предоставления:

— проектов документов для согласования.

6.4. С отделом документационного обеспечения:

6.4.1. По вопросам:

— регистрации входящей и исходящей корреспонденции, приказов по общей деятельности;

— отправки писем и иных документов;

— передачи документов на архивное хранение.

6.5. С лицами, ответственными за кадровое делопроизводство в филиалах:

6.5.1. По вопросам:

— отправки и получения информации, кадровой документации для координации и контроля за деятельностью кадровых подразделений в филиалах;

— направления методических материалов, включая локальные нормативные акты, для ознакомления работников филиалов и применения их в работе;

— консультирования по вопросам кадрового делопроизводства и трудового законодательства в целом.

Отдел несет ответственность:

7.1. За несвоевременное и некачественное выполнение возложенных на отдел задач.

7.2. За несоблюдение законодательства в области трудового права.

7.3. Работники отдела несут персональную ответственность в пределах должностных обязанностей, определенных трудовым договором.

7.3.1. Работники отдела могут быть привлечены к дисциплинарной, материальной, уголовной ответственности в случае и в порядке, предусмотренном законодательством.

7.3.2. Порядок привлечения к дисциплинарной ответственности предусмотрен Правилами внутреннего трудового распорядка.

Акт приема-передачи трудовых книжек

Повышение квалификации в электронной трудовой книжке

Уведомление судебных приставов об увольнении работника (образец)

Реестр профессиональных стандартов

Уведомление о необходимости явиться за трудовой книжкой

Кадровая служба – отдел, без которого сложно представить деятельность компании. Однако в небольшой организации его может и не быть — работодатель имеет право не создавать отдел кадров. В зависимости от количества сотрудников, которые трудятся в компании и объема кадровой документации руководитель может принять решение поручить данные обязанности работнику организации в порядке совмещения должностей (например, выполнять отдельные функции кадровика может секретарь или бухгалтер), а также нанять стороннюю организацию на аутсорсинг.

Если было принято решение о создании собственной кадровой службы,руководителю организации необходимо определить структуру отдела, назначить его руководителя, рассчитать численность сотрудников. Законодательство не содержит определенных требований к количеству работников отдела кадров, штат и структуру отдела работодатель определяет самостоятельно.

В Положении приняты следующие сокращения:

№ п/п Полное наименование Сокращённое наименование
1 Техническая дирекция ДИРЕКЦИЯ, ТД
2 Научно-производственное предприятие НПП
3 Отдел разработки электронных автокомпонентов Отдел, ОРЭл
4 Конструкторский отдел КО
5 Отдел разработки нестандартного технологического оборудования ОРНТО
6 Отдел нормативно-технической документации и координации работ ОНТД
7 Техническое задание ТЗ
8 Технические требования ТТ
9 Технические условия ТУ
10 Научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы НИОКР
11 Технико-экономическое обоснование ТЭО
12 Программное обеспечение ПО
13 Конструкторская документация КД
14 Извещение об изменении КД ИИ
15 Печатная плата ПП
16 Нормативно-техническая документация НТД

Права Отдела во взаимоотношениях со структурными подразделениями и руководством ТД непосредственно осуществляет Начальник отдела.

Начальник ОНТД имеет право:

  • Участвовать в формировании планов деятельности ТД.
  • Формировать план деятельности Отдела на основании планов ТД.
  • Самостоятельно принимать и осуществлять оперативные решения, необходимые для выполнения задач, поставленных перед Отделом.
  • Утверждать планы деятельности подразделений входящих в Отдел.
  • Координировать и контролировать выполнение работ в соответствии с планами Отдела и установленными сроками.
  • Запрашивать и получать от всех взаимодействующих и обеспечивающих подразделениях ТД и НПП данные, необходимые для планирования и организации деятельности Отдела.
  • Предоставлять другим подразделениям ТД и НПП разъяснения, рекомендации и указания по вопросам, входящим в компетенцию Отдела.
  • Вносить предложения по совершенствованию организации планирования и повышения эффективности деятельности ТД.
  • Выходить с предложениями к Техническому директору по изменению штатного расписания Отдела.
  • Организовывать и проводить аттестации сотрудников и принимать решения о целесообразности их работы после испытательного срока, а также по результатам аттестации.
  • Выходить с предложениями к Техническому директору о командировках сотрудников, а также о сроках предоставления очередных отпусков.
  • Требовать от сотрудников выполнения заданий и поручений, связанных с задачами и функциями Отдела.
  • Разрешать конфликты, возникающие в Отделе.
  • Выходить с предложениями к Техническому директору о применении мер материального и морального стимулирования к сотрудникам, направленных на повышение эффективности деятельности Отдела, укрепление трудовой дисциплины и неукоснительное выполнение требований техники безопасности.
  • Вносить предложения руководству ТД и НПП по созданию необходимых условий труда.

Права сотрудников Отдела устанавливаются должностными инструкциями, утверждаемыми заместителем управляющего директора НПП по производству и техническому развитию.

Всю полноту ответственности за качество и своевременность выполнения возложенных на Отдел задач и функций несет Начальник отдела.

Начальник отдела несет ответственность за:

  • Правильное и своевременное использование предоставленных прав.
  • Организацию и контроль деятельности сотрудников Отдела.
  • Обеспечение выполнения плановых заданий.
  • Контроль трудовой и исполнительской дисциплины сотрудников Отдела.
  • Обеспечение соответствия должностных инструкций сотрудников Положению об Отделе.
  • Соблюдение сотрудниками Отдела действующего законодательства и внутренних документов НПП.
  • Соблюдение коммерческой тайны и иной конфиденциальной информации НПП.
  • Обеспечение соблюдения сотрудниками Отдела правил техники безопасности, требований по охране труда и противопожарной безопасности, правил внутреннего трудового распорядка НПП.

В отсутствие начальника отдела, заместитель начальника отдела исполняет его обязанности в полном объеме и несет ответственность за результаты работы отдела в этот период.

Руководители групп несут ответственность за результаты деятельности соответствующих групп, а также соблюдение требований норм охраны труда и техники безопасности на рабочем месте.

Степень ответственности других сотрудников Отдела определяется соответствующими должностными инструкциями.

Взаимодействие с другими структурными подразделениями ТД и НПП осуществляется на основании нормативной документации утвержденной Генеральным директором НПП.

2.4.1.

1.5. Отдел возглавляется начальником. Начальник отдела назначается на должность по результатам выборов и освобождается от занимаемой должности приказом директора по представлению заместителя директора по социальному развитию.

На должность начальника отдела назначается лицо, имеющее высшее образование и стаж работы на инженерно-технических должностях не менее 3 лет.

1.6. Штатное расписание отдела разрабатывается и согласовывается в установленном порядке и утверждается директором предприятия.

1.7.

Все актуальные типовые и стандартные положения заказчиков различных типов, отраслей и организационно-правовых форм можно изучить в Единой информационной системе в открытом доступе абсолютно бесплатно. Для этого пользователь переходит на официальный сайт ЕИС и в контекстном меню выбирает раздел «Планирование». Все стандарты организаций-заказчиков будут представлены там.

  • Все изменения в законодательстве из-за коронавируса
  • Антикризисные меры: как сохранить бизнес в период COVID-19
  • Запреты и ограничения из-за эпидемии
  • Все изменения по проверкам организаций
  • Как организовать удаленную и офисную работу во время коронавируса
  • Переносы сроков по налогам и сборам
  • Как снизить страховые взносы до 15%
  • Налоговые каникулы и другие меры поддержки организаций
  • Получите доступ на 2 дня ко всем материалам К+

УТВЕРЖДАЮ
Руководитель ___________
________________________
«___»________ ___ г.

1.1. Отдел охраны труда (далее — отдел) является структурным подразделением ________ «__________________» (далее — предприятие).

1.2. Отдел создан на основании приказа Руководителя N _____ от «___»________ ___ г.

1.3. Работники отдела назначаются и освобождаются от должности на основании решения Руководителя по представлению начальника отдела .

1.4. Сотрудники отдела должны знать и руководствоваться в своей работе следующим:

— Конституция Российской Федерации;

— законодательные и нормативные правовые акты, методические материалы по вопросам охраны труда;

— трудовое законодательство;

— штатное расписание предприятия;

— основные технологические процессы и режимы производства: оборудование предприятия и принципы его работы;

— методы изучения условий труда на рабочих местах;

— указания по организации работы по охране труда;

— система стандартов безопасности труда;

— психофизиологические требования к работникам, исходя из категории тяжести работ, ограничения применения труда женщин, подростков, рабочих, переведенных на легкий труд;

— правила и средства контроля соответствия технического состояния оборудования требованиям безопасного ведения работ;

— порядок проведения расследования несчастных случаев;

— передовой отечественный и зарубежный опыт в области охраны труда;

— методы и формы пропаганды и информации по охране труда;

— порядок и сроки составления отчетности о выполнении мероприятий по охране труда;

— основы экономики, организации производства, труда и управления;

— основы трудового законодательства;

— правила и нормы охраны труда;

— локальные акты предприятия.

1.5. В отделе должны быть документы и материалы по следующим вопросам:

— законодательные и нормативные правовые акты, методические материалы по вопросам охраны труда;

— производственная и организационная структура предприятия;

— правила и средства контроля соответствия технического состояния оборудования требованиям безопасного ведения работ;

— порядок проведения расследования несчастных случаев;

— отчетность о выполнении мероприятий по охране труда;

— методы эффективного применения оргтехники и других технических средств управленческого труда;

— Правила внутреннего трудового распорядка; правила и нормы охраны труда.

Альфа – потому, что кандидат в работники организации лучше определит свое место в ней, если предварительно ознакомится с кругом своих обязанностей или если предложит работодателю свое видение этого места. Так или иначе, предметом обсуждения на собеседовании будет состав функций работника и обеспечивающий их выполнение баланс прав и ответственности.

Омега – потому, что ПП и ДИ являются венцом серьезного процесса под названием «организационное проектирование»: сначала определяются объекты управления, потом – методы и функции, далее – процессы, затем – необходимые роли участников процессов, и лишь в заключение из ролей формируются должности, а из должностей – подразделения. Таким образом, совокупность задач и функций подразделений, обязанностей, прав и ответственности должностей складывается только тогда, когда деятельность организации представлена достаточно подробно (ср. [20], [23]).

Подчеркнем, что ДИ следует отличать от рабочих (операционных) инструкций, которые описывают последовательность действий на данном рабочем месте при исполнении той или иной функции, а также от методических инструкций, которые описывают методы работы вне зависимости от позиции исполнителя.

Строго говоря, ПП и ДИ будут некорректными до тех пор, пока не будет отработана вся описанная логическая цепочка. Однако, по счастливой случайности (или в результате эволюционного отбора) сложились достаточно стабильные представления о комплексах функций, которые традиционно поручаются подразделению или работнику определенного профиля. Все прекрасно понимают, чем занимаются бухгалтер, юрист, главный механик, производственно-технический или конструкторско-технологический отделы. Отраслевая специфика начинает серьезно сказываться, когда речь заходит о функциональной нагрузке рабочих или служащих и специалистов низшего звена. Но уже функции работников логистических подразделений в меньшей степени зависят от отраслевой принадлежности предприятия, а функции финансово-экономических, юридических, кадровых служб практически не зависят от нее.

Это обстоятельство и позволяет говорить об «образцах» для ПП и ДИ работников высшего звена управления или работников вспомогательных и поддерживающих подразделений.

ДИ может являться основанием для уменьшения доходов организации на сумму некоторых расходов, производимых организацией в связи с обеспечением деятельности работника при выполнении им трудовых функций, указанных в его ДИ [12]. К таким расходам могут быть, например, отнесены: транспортные расходы работника, услуги сотовой связи, оплата обучения.

Разработчик ДИ должен учесть налоговые аспекты при подготовке документа и согласовать их с бухгалтером.

Действующее законодательство РФ не определяет требований к структуре ПП и ДИ. Таким образом, организация вправе самостоятельно определить такие требования. Поэтому на практике ПП и ДИ весьма разнообразны по своей структуре.

Можно, однако, выделить минимальное «ядро» каждого документа:

Положение о структурном подразделении

  1. Общие положения
  2. Основные задачи
  3. Функции
  4. Структура
  5. Взаимодействие

Должностная инструкция

  1. Общие положения
  2. Должностные обязанности
  3. Права
  4. Взаимодействие
  5. Ответственность

В ряде случаев в ПП включают разделы «Права» и «Ответственность», описывая в них права и ответственность руководителя подразделения. Иногда же формулируются некие «общие» права и ответственность подразделения.

На наш взгляд, первое нецелесообразно, поскольку права и ответственность руководителя подразделения уместно изложить в его ДИ. Второе же представляется некорректным, поскольку реализация права определяется волей субъекта и если речь идет о подразделении в целом, то должен быть определен механизм формирования и выражения этой коллективной воли, а если речь идет о совокупности отдельных работников подразделения, то, как правило, далеко не все из них на деле обладают одинаковыми правами; кроме того, работник, как правило, несет персональную ответственность, а потому состав его должностных обязанностей и прав так же должен быть определен персонально.

Формы ПП и ДИ рекомендуется разрабатывать в соответствии с ГОСТ Р 6.30-2003 «Унифицированные системы документации. Унифицированная система организационно-распорядительной документации. Требования к оформлению документов» (введен в действие Постановлением Госстандарта России от 03.03.2003 № 65-ст) [8].

Обязательными реквизитами ПП и ДИ являются: наименование организации, наименование вида документа об утверждении, его дата и номер, место составления, гриф утверждения. Они помещаются в начале текста документа.

Подписи лиц, согласующих проекты ПП и ДИ, помещаются либо в конце текста документа, либо на отдельном листе согласования, реквизиты которого должны однозначно определять, какой документ был согласован.

В конце текста ПП или ДИ или на отдельном листе ознакомления работники проставляют свои подписи об ознакомлении с документом и получении его копии на руки.

Положение о структурных подразделениях

1.1. Дается полное и сокращенное наименование структурного подразделения (далее – Подразделения).

1.2. Указывается, какому работнику Общества непосредственно подчиняется Подразделение.

В этом пункте раскрывается принцип единоначалия применительно к рассматриваемому Подразделению.

Подразделение может:

  • являться самостоятельным структурным подразделением Общества и подчиняться непосредственно генеральному директору Общества (например: служба безопасности, юридический отдел, секретариат);
  • подчиняться непосредственно какому-либо работнику Общества (например: производственно-технический отдел непосредственно подчиняется директору по производству или отдел материально-технического обеспечения непосредственно подчиняется директору по логистике);
  • входить в состав какого-либо структурного подразделения и подчиняться непосредственно руководителю этого подразделения (например: отдел расчетов с персоналом входит в состав бухгалтерии и подчиняется непосредственно главному бухгалтеру).

Подразделение, выполняющее функции внутреннего аудита или иные аналогичные контрольные функции, может быть непосредственно подчинено Общему собранию акционеров (участников) или Совету директоров.

1.3. Описывается порядок создания и расформирования Подразделения.

Здесь можно ограничиться такой формулировкой: «Подразделение создается и расформировывается в соответствии с организационной структурой и штатным расписанием Общества, в порядке, определенном действующим законодательством Российской Федерации».

Для подразделений, подчиняющихся непосредственно Общему собранию акционеров (участников) или Совету директоров, необходимо указать: «по согласованию с Общим собранием акционеров (участников) (Советом директоров)».

1.4. Указывается полное наименование должности руководителя Подразделения. Указываются полные наименования должностей оперативного, методических или иных руководителей Подразделения (при их наличии)4.

Руководитель Подразделения – это работник Подразделения, руководящий его текущей деятельностью. Компетенция Руководителя Подразделения определяется его ДИ.

Методический руководитель Подразделения – работник Общества или сторонней организации (например, управляющей компании), не являющийся непосредственным или вышестоящим прямым начальником структурного подразделения или работника Общества, но в установленном в Обществе порядке дающий структурному подразделению или работнику Общества обязательные для исполнения указания, разъяснения, иные документы (в том числе, типовые документы), касающиеся методов и способов осуществления деятельности структурным подразделением или работником.

Вышестоящий прямой руководитель не указывается как методический, поскольку его указания, как по текущей деятельности, так и методического характера, транслируются работникам Подразделения по «вертикали управления» через Руководителя подразделения.

Методическое руководство возможно при матричной организационной структуре. Возможно (в редких случаях) наличие нескольких методических руководителей. Другой распространенной ситуацией является методическое руководство из корпоративного центра (управляющей компании). Например, главный бухгалтер организации непосредственно подчиняется управляющему директору, а методическое руководство его деятельностью осуществляет руководитель департамента методологии бухгалтерского и налогового учета управляющей компании.

Оперативный руководитель Подразделения – работник Общества, координирующий в оперативном порядке деятельность Подразделения и некоторых других подразделений и/или работников, дающий Подразделению обязательные для исполнения указания, касающиеся оперативной деятельности Подразделения. Например, под оперативным руководством начальника удаленного участка может находиться расположенное на территории этого участка подразделение транспортного обеспечения, подчиненное непосредственно директору по логистике. Начальник участка дает задания подразделению, определяет расстановку транспортных средств и т.п., однако не вправе давать указания, касающиеся методов работы, давать предложения по кадровому составу подразделения без согласования с директором по логистике и т.п.

При наличии методического или оперативного руководства необходим локальный нормативный акт, в котором определялись бы правила поведения работника в случае, когда указания непосредственного руководителя противоречат указаниям методического или оперативного руководителя. Если непосредственный, методический и оперативный руководители работника не согласовали свои указания, то решение должен принимать работник, в прямом подчинении которого находятся все эти руководители (как правило, генеральный директор).

1.5. Указывается порядок замещения должности руководителя Подразделения в случае его отсутствия.

Указывается:
конкретная должность работника, замещающего руководителя Подразделения (например: заместитель, один из руководителей подчиненных подразделений), или
назначение работника, замещающего руководителя Подразделением, приказом (распоряжением) генерального директора Общества.

В разделе «Функции» перечисляются функции, выполняемые Подразделением и направленные на решение поставленных перед ним задач, перечисленных в разделе «Основные задачи».

Описание функции должно кратко излагать деятельность работника Подразделения или Подразделения в целом, приводящую к определенному результату, требования к которому определены либо извне Общества (действующим законодательством, органами контроля и надзора, заказчиками и т.п.), либо другими структурными подразделениями Общества.

Описание функции Подразделения начинается глаголом: «разрабатывает …», «проводит …», «организует …», «участвует в …», «ведет мониторинг …», «контролирует …» и т.п. При этом:

  • «Организует …» – означает: привлекает и координирует действия структурных подразделений и/или работников Общества для выполнения каких-либо действий (работ, мероприятий, проектов и др.).
  • «Участвует в …» – означает: выполняет определенную часть действий (работ, мероприятий, проектов и др.) по заданию непосредственного руководителя или уполномоченного организатора совместно с другими структурными подразделениями и/или работниками Общества.
  • «Обеспечивает …» – означает: поставляет (предоставляет) определенные ресурсы для выполнения каких-либо действий (работ, мероприятий, проектов и др.) или выполняет какие-либо действия для получения каких-либо результатов.
  • «Учитывает …» – означает: в установленном порядке собирает и обобщает информацию о результатах или ходе выполнения каких-либо действий (работ, мероприятий, проектов и др.), выполняемых внутри Общества; проверяет ее достоверность, непротиворечивость и актуальность.
  • «Ведет мониторинг …» – означает: собирает и обрабатывает информацию о состоянии или действиях внешних по отношению к Обществу объектов или субъектов.
  • «Контролирует …» – означает: сопоставляет фактически полученные (или промежуточные) результаты выполнения каких-либо действий (работ, мероприятий, проектов и др.) внутри Общества с запланированными и/или определенными соответствующим нормативным актом, задачами, критериями и т.п. (в формулировке указывается, какими конкретно) и выполняет (или инициирует) действия, направленные на минимизацию выявленных отклонений.

Например:

  • Ведет мониторинг рынка транспортных услуг в регионах производственной деятельности Общества.
  • Разрабатывает стратегические планы развития Общества в области оказания транспортных услуг.
  • Оказывает методическую помощь работникам Общества по подготовке производственных и инвестиционных планов.
  • Организует согласование документов работниками Общества в соответствии с локальными нормативными актами, регламентирующими документооборот Общества, а также в соответствии с поручениями генерального директора.
  • Участвует в разработке проектов локальных нормативных актов Общества по вопросам, относящимся к компетенции Подразделения.
  • Учитывает поступающие денежные средства, товарно-материальные ценности и основные средства.
  • Контролирует исполнение производственной программы в соответствии с требованиями заказчиков.
  • Анализирует финансовые результаты деятельности Общества и участвует в разработке мероприятия по повышению рентабельности, снижению себестоимости, повышению экономической эффективности Общества.

Не рекомендуется в качестве функции указывать просто анализ чего-либо, поскольку результат этого анализа не определен. А за процесс ради процесса деньги работнику платить не стоит.

В описании функции не допускается использовать неопределенные качественные прилагательные, например: «обеспечивает правильную эксплуатацию», «оказывает качественные услуги». В таких случаях рекомендуется указывать требования (и/или нормативный документ – источник требований), которым должен отвечать результат выполнения функции, например: «обеспечивает эксплуатацию в соответствии с руководством по эксплуатации предприятия-изготовителя», «оказывает услуги в соответствии с требованиями заказчика». В случае, когда источник правил или требований понятен из контекста, допускается использовать формулировки: «в установленном порядке», «надлежащего качества».

Описание функций в ПП и ДИ должно быть исчерпывающим, то есть должны быть описаны все действия, которые могут потребоваться от Подразделения или его работника. Поэтому следует каким-либо образом систематизировать описываемые функции. Например, можно перечислять функции в следующем порядке:

  • функции в области разработки нормативных документов для других структурных подразделений;
  • функции в области методического руководства;
  • функции в области мониторинга и прогнозирования;
  • функции в области планирования, разработки (разделов) бюджета, инвестиционных проектов;
  • функции в области оперативного руководства;
  • прочие функции, выполняемые Подразделением самостоятельно;
  • прочие функции, выполняемые Подразделение совместно с другими структурными подразделениями Общества;
  • функции в области курирования договоров (если они не определены в иных локальных нормативных актах Общества);
  • функции в области учета и отчетности;
  • функции в области контроля деятельности других работников или структурных подразделений Общества;
  • функции в области анализа, разработки и выполнения мероприятий по развитию Общества.

В разделе «Структура» указывается, из каких структурных подразделений состоит Подразделение, перечисляются работники Общества, находящиеся в непосредственном подчинении руководителя Подразделения; либо указывается, что «Структура и штатная численность Подразделения определяются действующей организационной структурой и штатным расписанием Общества». Первое удобнее тем, что из ПП можно понять, каковы ресурсы Подразделения. Второе удобнее тем, что позволяет не переутверждать ПП при изменении организационной структуры и/или штатного расписания.

Наш словарик Положение – это организационно-правовой документ, регламентирующий порядок образования, права, обязанности, ответственность и организацию работы структурного подразделения (должностного лица, совещательного или коллегиального органа), а также его взаимодействие с другими подразделениями и должностными лицами.

В коммерческой организации могут действовать несколько видов положений:

  • Положение об организации;
  • положения о структурных подразделениях, например Положение о бухгалтерии или Положение об отделе кадров;
  • положения, определяющие деятельность комиссии или группы, например Положение об экспертной архивной комиссии;
  • положения, регламентирующие работу должностных лиц, например Положение о генеральном директоре;
  • положения, регулирующие организационные отношения по какому-либо конкретному вопросу, например Положение об аттестации работников или положение о работе с заявлениями и претензиями физических лиц.

Практическая польза положений состоит в том, что в них максимально конкретно прописано, кто и что должен делать, какие задачи выполнять и за что нести ответственность. В свою очередь, это значительно облегчает контроль за выполнением поручений руководителя. Когда два отдела организации «перебрасывают» друг на друга выполнение какой-либо задачи, затягивая ее решение, и не могут договориться между собой, кто и что будет делать, помогут разобраться положения о подразделениях. Поэтому дальновидные руководители обычно лично заинтересованы в том, чтобы было подготовлено положение об их отделе и чтобы оно было настолько подробным, насколько это возможно.

Самый простой пример: отдел хочет сдать в архив неоформленные документы – в скоросшивателях или вовсе россыпью. Документы не отсортированы и неизвестно, к каким делам они относятся. Начальник отдела настаивает на том, что разбирать эти документы и формировать их в дела должен секретарь. Секретарь же, открыв Положение об архиве, обращает внимание начальника на то, что в архив принимаются документы, сформированные в дела в соответствии с номенклатурой дел. Это внутрикорпоративный закон, и с ним приходится считаться.

Пишем положение о подразделении и должностную инструкцию

С утвержденным положением в обязательном порядке следует ознакомить всех заинтересованных работников предприятия: если это положение об отделе, то всех работников отдела; если положение о работе с претензиями – всех, кто работает с претензиями, и т.п. Каждый новый работник организации в свой первый рабочий день должен изучить все положения и инструкции, по которым ему придется работать.

Виза ознакомления оформляется по аналогии с визой согласования, но выполняется собственноручно: работник пишет «Ознакомлен» или более подробно «С Положением о премировании ознакомлен», указывает свою должность, расписывается, расшифровывает подпись и указывает дату ознакомления.

Кстати Вопрос о том, где писать данные об ознакомлении с документом, решается по-разному. Можно оформить лист ознакомления с документом, который подшивается к положению. Когда будет заполнен один лист, нужно подшить другой и т.д.
Визы ознакомления с положениями, касающимися трудовых отношений с персоналом, могут вписываться прямо в трудовой договор с работником еще до его подписания.

Положение является бессрочным документом и действует с момента своего утверждения до отмены или замены новым. Периодически (раз в несколько лет) положение нужно пересматривать и при необходимости вносить в него актуальные изменения. Отмена положения, его замена или внесение в него изменений производятся приказом по основной деятельности (Пример 4).

Пример 4

Приказ об отмене действующего положения и утверждении нового

Общество с ограниченной ответственностью «Гибралтар»
(ООО «Гибралтар»)

ПРИКАЗ

27.06.2014 № 33

г. Москва

В связи с изменением штатной структуры ООО «Гибралтар»

ПРИКАЗЫВАЮ:

  1. Отменить действующее Положение об отделе рекламы ООО «Гибралтар» с 01.07.2014.
  2. Утвердить и ввести в действие Положение об управлении маркетинга ООО «Гибралтар» с 01.07.2014 (Приложение 1).
  3. Начальнику отдела кадров Ивановой Р.А. ознакомить работников с настоящим приказом под роспись до 30.06.2014.
  4. Контроль за исполнением настоящего приказа оставляю за собой.

Генеральный директор Владимиров П.А. Владимиров

В соответствии со ст. 50 Перечня типовых управленческих архивных документов, образующихся в процессе деятельности государственных органов, органов местного самоуправления и организаций, с указанием сроков хранения, утвержденного приказом Минкультуры России от 25.08.2010 № 558, отмененное положение хранится в архиве организации постоянно.

В завершение приведем пример Положения о секретариате негосударственной организации (Пример 5).

Пример 5

Положение о секретариате

Общество с ограниченной ответственностью «Перекресток»
(ООО «Перекресток»)

УТВЕРЖДАЮ

Генеральный директор

Румачик А.Н. Румачик

14.07.2014

ПОЛОЖЕНИЕ
о секретариате

14.07.2014 № 7/25-Пол

г. Москва

1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

1.1. Секретариат является структурным подразделением Общества с ограниченной ответственностью «Перекресток» (далее – Организация).

1.2. Создание, реорганизация и ликвидация секретариата проводятся по решению генерального директора Организации и оформляются приказом по основной деятельности.

1.3. Руководство секретариатом осуществляет начальник секретариата.

1.4. Начальник секретариата подчиняется непосредственно генеральному директору Организации, назначается и освобождается от должности его приказом.

1.5. В своей деятельности секретариат руководствуется:

1.5.1. Законодательством в сфере информации и документации.

1.5.2. Нормативными актами Президента и Правительства Российской Федерации, Госстандарта России и Росархива по вопросам документационного обеспечения управления и архивного хранения документов.

1.5.3. Уставом Организации.

1.5.4. Приказами и распоряжениями генерального директора Организации.

1.5.5. Инструкцией по делопроизводству Организации.

1.5.6. Другими нормативными актами и методическими документами по организации документационного, организационного и информационно-справочного обеспечения управления.

1.5.7. Настоящим Положением.

2. СТРУКТУРА СЕКРЕТАРИАТА

2.1. В состав секретариата входят:

2.1.1. Помощник генерального директора.

2.1.2. Секретарь заместителя генерального директора.

2.1.3. Секретарь главного инженера.

2.1.4. Офис-менеджер.

2.1.5. Курьер.

2.2. Обязанности работников секретариата устанавливаются должностными инструкциями.

3. ОСНОВНЫЕ ЗАДАЧИ СЕКРЕТАРИАТА

3.1. Основными задачами секретариата являются:

3.1.1. Документационное обеспечение работы руководства Организации: генерального директора, его заместителя, главного инженера (далее – Руководство), а также коллегиального органа Организации – Собрания учредителей.

3.1.2. Организационное обеспечение работы Руководства Организации.

3.1.3. Справочно-информационное обеспечение работы Руководства Организации.

4. ФУНКЦИИ СЕКРЕТАРИАТА

4.1. Секретариат выполняет следующие функции:

4.1.1. Проводит обработку входящих, исходящих и внутренних документов Организации.

4.1.2. Осуществляет прием, передачу и учет факсограмм, телефонограмм, телеграмм, электронных сообщений, поступающих в адрес Руководства Организации и отправляемых от его имени.

4.1.3. Принимает, рассматривает и представляет на рассмотрение документы, поступающие в адрес Руководства Организации.

4.1.4. Осуществляет контроль правильности оформления документов, представляемых на подпись Руководству Организации.

4.1.5. Готовит по поручению Руководства Организации проекты отдельных приказов, распоряжений, служебных писем, справок и других документов, согласовывает их с руководителями структурных подразделений и иными должностными лицами и специалистами.

4.1.6. Осуществляет редактирование документов по поручению Руководства.

4.1.7. Обеспечивает распечатку, сканирование и оперативное размножение документов, используемых в деятельности Руководства Организации.

4.1.8. Обеспечивает учет и своевременную регистрацию документов, их сохранность.

4.1.9. Организует рациональный документооборот и контроль движения документов в Организации.

4.1.10. Контролирует правильность оформления документов и обеспечивает методическую и организационную помощь работникам Организации в оформлении документов.

4.1.11. Обеспечивает формирование дел секретариата в соответствии с утвержденной номенклатурой дел, их хранение, своевременную передачу дел на архивное хранение и выделение к уничтожению дел и документов с истекшими сроками хранения.

4.1.12. Организует планирование рабочего дня Руководства Организации.

4.1.13. Осуществляет телефонное обслуживание Руководства и работников Организации.

Положение о структурном подразделении (далее – Положение) – правовой акт, определяющий порядок образования, права, обязанности и организацию работы подразделения. Положение может закреплять также правовой статус и компетенцию должностных лиц, осуществляющих общие функции управления организацией (в этом случае документ может называться «Должностное положение» или «Положение о должности»).

Положение относится к подсистеме организационных документов системы организационно-распорядительной документации. В Общероссийском классификаторе управленческой документации положение о структурном подразделении включается в подсистему унифицированных документов по созданию организации и в подсистему унифицированных документов по организационно-нормативному регулированию деятельности организации. Правовая функция положения о подразделении как организационного документа выступает на первый план и отражает цель его создания.

Классификация Положений очень проста. Они могут разрабатываться как индивидуальные документы для конкретных подразделений, а также быть примерными и типовыми для однородных подразделений с однотипными функциями.

Примерные положения о подразделениях имеют рекомендательный характер, и на их основе следует разработать и утвердить конкретное Положение, а типовые положения (обычно это типовые положения о филиале, территориальном представительстве, типовое положение о бухгалтерии в организации с территориально-распределенной структурой и т.п.) являются обязательными для применения и не требуют разработки конкретных положений.

Положения обязательны для всех подразделений и всех должностных лиц внутри самой организации, их действие распространяется на всех ее сотрудников (руководителей, штатных сотрудников и лиц, работающих на основании гражданско-правовых договоров о возмездном оказании услуг). На основании Положений строятся взаимоотношения внутри организации, т.к. подразделения обязаны взаимодействовать и сотрудничать, а не вмешиваться в сферы деятельности и зоны ответственности друг друга. На базе положений о структурных подразделениях разрабатываются инструкции, правила, регламенты, устанавливающие порядок выполнения основных задач и функций организации, строятся технологии. С помощью Положений упорядочивается вся деятельность организации (организационно-управленческая, финансовая, производственная, кадровая и др.) и закладывается юридическая основа для принятия управленческих решений.

Положения имеют значение официального доказательства при рассмотрении споров в судах и арбитражных судах, при проведении проверок контролирующими органами, в процессе подготовки официальных заключений оценщиками и аудиторами, а также практически во всех случаях взаимодействия организации во внешней среде.

Срок хранения Положения устанавливается статьями 55 и 56 Перечня типовых управленческих архивных документов, образующихся в процессе деятельности государственных органов, органов местного самоуправления и организаций, с указанием сроков хранения (М., 2010). Обычно это постоянный срок хранения по месту разработки и утверждения Положения, т.е. фактически в самом подразделении. В этом случае копия Положения передается в кадровую службу, где хранится в течение 3 лет после утверждения нового Положения («замены новым»).

Но конкретное решение о месте хранения оригинала и копий Положения, порядке его направления в структурные подразделения, порядке ознакомления и контроля за соблюдением его…

  • Свежие
  • Посещаемые

Положение как организационно-правовой документ

Музыкальная группа как форма организованной групповой деятельности в условиях структурного подразделения Лекотека.

Одной из форм организованной групповой деятельности, которую мы активно практиковали в структурном подразделение Лекотека, в течение всего учебного года, стала музыкальная группа….

Образец Положения по ОТ трудно назвать типовым, ведь на каждом предприятии/производстве существуют особые условия труда и, соответственно, используются разные подходы для обеспечения безопасности работников. В то же время типовое положение поможет понять структуру данного нормативного локального документа, а значит, трудностей с разработкой индивидуального Положения возникнуть не должно.

При составлении этого документа необходимо придерживаться условий, перечисленных в ГОСТ 12.0.230-2007, пользоваться типовым списком мероприятий по ОТ. На нашем сайте вы сможете скачать образец Положения по охране труда, созданный на основе этого документа.

На каждом предприятии работодатель обязан обеспечивать создание безопасных условий труда для своих сотрудников. С этой целью он должен спланировать и ежегодно реализовывать ряд мероприятий, улучшающих условия труда сотрудников. Также ему следует определить уровень ответственности и круг лиц, которые обеспечат внедрение практики по выполнению норм ОТ.

С этими задачами справится единый локальный документ — положение по охране труда, в котором будет учтено всё необходимое для обеспечения безопасных и комфортных условий труда сотрудников. При разработке такого документа предприятие может использовать предложенный нами выше образец.

Грамотный приказ об утверждении положения об оплате труда должен включать следующие позиции:

В верхней части указывают название организации (логотип), юридический адрес, а также ИНН, КПП
Дата и место принятия документа
Название документа: приказ / распоряжение
За каким номером
Правовое основание издания документа (норма ТК РФ)
Вся информация по утверждению Положения по оплате труда, а также как распределена задача по ознакомлению каждого сотрудника под роспись с этим актом
Дата начала действия Положения

Если такой даты нет, то акт начинает действовать с даты оформления приказа об утверждении положения об оплате труда (образец 2019 года см. ниже).

В конце обязательно ставят подпись руководителя организации, прописывают его должность и Ф.И.О.

После разработки конечного текста документа руководитель организации издает приказ об утверждении положения об архиве, после чего документ вступает в силу. Изменения в положения вносятся тоже с помощью соответствующего приказа: в нем либо перечисляются вносимые изменения, либо в качестве приложения оформляется новая редакция положения.

Важно помнить как ознакамливают с положением об архиве, — все сотрудники, которых напрямую касается положение, знакомятся с ним под подпись. Сотрудники, не связанные напрямую со специализированным подразделением, на работу которых положение не повлияет, с ним знакомиться не обязаны.

\r\n\r\n

При составлении любого локального нормативного акта, в том числе Положения об оплате труда, нужно придерживаться общих требований юридической техники. Это, в частности, означает, что используемый глоссарий необходимо закрепить непосредственно в документе, дав четкое определение каждому термину.

\r\n\r\n

Также в ЛНА принято выделять раздел с общими положениями. В нем указываются цели и порядок применения документа, а также даются ссылки на законы, подзаконные акты и локальные акты организации, которые действуют при регулировании соответствующих правоотношений. В этом же разделе можно привести данные о лицах, ответственных за решение вопросов, связанных с премированием, рассмотрением конфликтных ситуаций и т.п.

\r\n\r\n

Два названных раздела — общие положения и глоссарий (еще его называют «термины и определения») — формируют вводную часть документа. Далее следует основная часть Положения.

\r\n\r\n

Обычно ее открывает раздел, регламентирующий порядок и условия оплаты труда. Здесь указывается применяемая система оплаты труда и дается ее описание. Если для разных категорий работников вводятся разные системы оплаты труда, то каждой из них нужно посвятить отдельные пункты. В них указываются категории сотрудников, которые подпадают под ту или иную систему.

При составлении любого локального нормативного акта, в том числе Положения об оплате труда, нужно придерживаться общих требований юридической техники. Это, в частности, означает, что используемый глоссарий необходимо закрепить непосредственно в документе, дав четкое определение каждому термину.

Также в ЛНА принято выделять раздел с общими положениями. В нем указываются цели и порядок применения документа, а также даются ссылки на законы, подзаконные акты и локальные акты организации, которые действуют при регулировании соответствующих правоотношений. В этом же разделе можно привести данные о лицах, ответственных за решение вопросов, связанных с премированием, рассмотрением конфликтных ситуаций и т.п.

Два названных раздела — общие положения и глоссарий (еще его называют «термины и определения») — формируют вводную часть документа. Далее следует основная часть Положения.

Обычно ее открывает раздел, регламентирующий порядок и условия оплаты труда. Здесь указывается применяемая система оплаты труда и дается ее описание. Если для разных категорий работников вводятся разные системы оплаты труда, то каждой из них нужно посвятить отдельные пункты. В них указываются категории сотрудников, которые подпадают под ту или иную систему.

Законодатели позаботились о работодателях и утвердили правила составления ПВТР Постановлением Госкомтруда СССР №213 от 20.07.1984 (утратило силу), то есть еще в Советском Союзе и более 30 лет назад. Очевидно, что использовать эти правила в современных условиях практически невозможно. Теоретически их разрешено взять за основу, так как общие принципы подхода к этому вопросу не зависят от времени. Сейчас то, какие вопросы регламентируются правилами внутреннего трудового распорядка, регулирует ТК РФ и отраслевые НПА. Каждая компания самостоятельно выбирает, как сформулировать этот важный документ с учетом специфики своей работы, пожеланий собственников и мнения профсоюза работников. ПВТР обязательно должны согласовываться с профсоюзным комитетом, и это согласование оформляется протоколом и выносится на титульный лист локального нормативного акта.

По сути внутренний нормативный акт отдельно взятой фирмы практически дублирует в миниатюре большой Трудовой кодекс целой страны. Внутренний регламент включает следующие разделы, тесно перекликающиеся со статьями ТК:

  • порядок приема на работу сотрудников;
  • порядок увольнения сотрудников;
  • режим работы и время отдыха;
  • основные права и обязанности работодателя;
  • основные права и обязанности работников;
  • ответственность работодателя;
  • ответственность работников;
  • порядок оплаты труда;
  • меры поощрения и меры взыскания;
  • другие вопросы регулирования трудовых отношений (можно прописать в документе требования к внешнему виду работников, так называемый дресс-код, включая ограничения по использованию личных телефонов в служебное время, и т.п.).

Если работодатель забудет и не включит в ПВТР какой-либо важный раздел, который регулирует тот же раздел в ТК РФ, то при проверке Государственной инспекцией труда этот факт приведет к оформлению предписания, поскольку это нарушение. Следовательно, при формировании документа нельзя упускать ни одной из основополагающих статей ТК РФ, правда, и переписывать в эти правила половину кодекса дословно тоже не стоит. Важно помнить главное: ни одно из требований внутреннего распорядка организации или ИП не должно ухудшать положение работников, по сравнению с нормами, установленными российским законодательством. В этом случае работает статья 8 ТК РФ, которая попросту аннулирует такие требования.

Чтобы избежать ненужных споров с работниками, в правила внутреннего трудового распорядка включите полный перечень нарушений дисциплины на рабочем месте, которые, по нормам статьи 81 ТК РФ, приводят к увольнению (прогулы, нетрезвое состояние в рабочее время, хулиганство и т.п.).

ВАЖНО!

Нельзя прописывать дисциплинарные меры, не предусмотренные ТК РФ. Разрешено применять к провинившимся сотрудникам:

  • замечание;
  • выговор;
  • увольнение.

Допускается конкретизировать нормы по нарушениям дисциплины, не раскрытые в кодексе: привести как аргумент позицию Верховного Суда, изложенную в п. 49 Постановления Пленума ВС РФ №2 от 17.03.2004, где в качестве грубого нарушения со стороны руководителя судьи привели неисполнение им своих обязанностей, в связи с чем произошло причинение вреда здоровью работников или нанесен имущественный ущерб компании. Разрешается прописать дополнительные наказания, например, в виде лишения премии, дополнительно к замечанию и выговору.

Приказ относится к распорядительной документации фирмы, как правило, регулирует внутренние правовые отношения работодателя и подчиненных и является документом, в котором фиксируется волеизъявление руководства.

Без него работники предприятия могут с легкостью оспорить любой изданный акт, положение и пр., а также действия директора и администрации при помощи трудовой инспекции или суда.

Непосредственно писать приказ, исходящий от лица руководства компании, может любой работник фирмы, обладающий достаточными знаниями и навыком по созданию таких распоряжений.

Главное условие, которое нужно соблюсти: после окончательного формирования передать документ на визирование директору – без его подписи он не будет считаться действительным.

Образца приказа, унифицированного и обязательного к применению, на сегодняшний день нет, так что представители организаций и предприятий могут создавать его в произвольном виде или использовать шаблон, утвержденный внутри фирмы.

Важно лишь придерживаться некоторых норм делопроизводства в части написания распорядительной документации и не пренебрегать правилами русского языка.

В приказе необходимо указывать:

  • номер, дату, место создания;
  • название предприятия, в котором он издается;
  • в основной части нужно написать основание для создания приказа;
  • указать ссылку на номер и дату Положения об оплате труда и зафиксировать его утверждение;
  • здесь же нужно вписать дату, с которой Положение вводится в действие;
  • включить сведения об ответственных за исполнение данного приказа лиц (указав их должности, фамилии-имена-отчества) – это может быть как один работник предприятия, так и сразу несколько.

Если к приказу прикладываются какие-то дополнительные документы, их нужно отметить в основном тексте отдельным пунктом.

В дальнейшем при необходимости в Положение можно вносить какие-либо изменения, которые также следует оформлять специальным приказом. Если корректировки будут нести значительных характер, лучше не ограничиваться внесением изменений, а создать новое Положение.

После составления приказ необходимо хранить определенным образом. На период действия его нужно подшить в папку с текущей распорядительной документацией.

После того, как актуальность документа истечет, его следует передать в архивный отдел, где он должен находиться в течение срока, установленного законодательством Российской Федерации или же локальными актами компании.

СУОТ – сокращенная аббревиатура понятия “система управления охраной труда”. Сегодня мы поговорим о приказе внедрения и положении СУОТ на предприятии – образец новый 2020 года.

Система управления охраной труда (СУОТ) должна создаваться на любом предприятии в России, не зависимо от формы собственности! И это требование закреплено в статье 212 ТК РФ, 4 абзац ТК РФ Статья 212. “Обязанности работодателя по обеспечению безопасных условий и охраны труда: Обязанности по обеспечению безопасных условий и охраны труда возлагаются на работодателя. Работодатель обязан обеспечить:

  • безопасность работников при эксплуатации зданий, сооружений, оборудования, осуществлении технологических процессов, а также применяемых в производстве инструментов, сырья и материалов;
  • создание и функционирование системы управления охраной труда;…”

Причём создание СОУТ не зависит от количества человек, работающих на предприятии. Ее в любом случае придется создавать. Она нужна для обеспечения безопасности и охраны здоровья работников предприятия.

1.1. Настоящее Положение разработано в соответствии со статьёй 209 Трудового кодекса РФ, Типовым положением о системе управления охраной труда, утверждённого приказом Министерства труда и социальной защиты РФ от 19 августа 2016 года № 438н и другими, действующими в сфере охраны труда, нормативными актами.

Система управления охраной труда (далее – СУОТ) – часть общей системы управления, обеспечивающая управление рискам и в области охраны здоровья и безопасности труда, связанными с деятельностью ГКУ СО «Наименование ЦСОН» (далее – Предприятие, Организация, Учреждение – что-то одно выберите).

Настоящее Положение определяет порядок и структуру управления охраной труда на Предприятии, служит правовой и организационно-методической основой формирования управленческих структур, нормативных документов. Объектом управления является охрана труда, как система сохранения жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности, включающая в себя правовые, социально-экономические, организационно-технические, санитарно-гигиенические, лечебно-профилактические, реабилитационные и иные мероприятия.

1.2. Действие Положения распространяется на всей территории Организации, во всех зданиях и сооружениях Предприятия.

1.3. Требования Положения обязательны для всех работников Учреждения.

2.1. Политика Предприятия в области охраны труда (далее – Политика по охране труда) является публичной документированной декларацией Организации о намерении и гарантированном выполнении им обязанностей по соблюдению государственных нормативных требований охраны труда и добровольно принятых на себя обязательств.

2.2. Политика по охране труда обеспечивает:

  • а) приоритет сохранения жизни и здоровья работников в процессе их трудовой деятельности;
  • б) соответствие условий труда на рабочих местах требованиям охраны труда;
  • в) выполнение последовательных и непрерывных мер (мероприятий) по предупреждению происшествий и случаев ухудшения состояния здоровья работников, производственного травматизма и профессиональных заболеваний, в том числе посредством управления профессиональными рисками;
  • г) учёт индивидуальных особенностей работников, в том числе посредством проектирования рабочих мест, выбора оборудования, инструментов, сырья и материалов, средств индивидуальной и коллективной защиты, построения производственных и технологических процессов;
  • д) непрерывное совершенствование и повышение эффективности СУОТ;
  • е) обязательное привлечение работников к участию в управлении охраной труда и обеспечении условий труда, соответствующих требованиям охраны труда, посредством необходимого ресурсного обеспечения и поощрения такого участия;
  • ж) личную заинтересованность в обеспечении, насколько это возможно, безопасных условий труда;
  • з) выполнение иных обязанностей в области охраны труда исходя из специфики деятельности Организации.

3.1. Основные цели Системы управления охраной труда в Учреждении:

  • реализация основных направлений политики организации в сфере охраны труда и выработка предложений по её совершенствованию;
  • разработка и реализация программ улучшения условий и охраны труда;
  • создание условий, обеспечивающих соблюдение законодательства по охране труда, в том числе обеспечение безопасности эксплуатации здания и помещений, используемых в трудовом процессе, оборудования, приборов и технических средств трудового процесса;
  • формирование безопасных условий труда;
  • контроль над соблюдением требований охраны труда;
  • обучение и проверка знаний по охране труда, в том числе, создание и совершенствование непрерывной системы образования в области обеспечения охраны труда;
  • предотвращение несчастных случаев с лицами, осуществляющих трудовую деятельность в Учреждении;
  • охрана и укрепление здоровья персонала, лиц, осуществляющих трудовую деятельность в Учреждении, организация их лечебно-профилактического обслуживания, создание оптимального сочетания режимов труда, производственного процесса, организованного отдыха.

Приказ об утверждении структуры организации – Образец, бланк 2021 года

5.1. С целью организации процедуры подготовки работников по охране труда директор Организации своим приказом устанавливает:

  • а) требования к необходимой профессиональной компетентности по охране труда работников, ее проверке, поддержанию и развитию;
  • б) перечень профессий (должностей) работников, проходящих обучение по охране труда, с указанием ее продолжительности по каждой профессии (должности);
  • г) перечень профессий (должностей) работников, проходящих подготовку по охране труда у работодателя;
  • д) перечень профессий (должностей) работников, освобожденных от прохождения первичного инструктажа на рабочем месте;
  • е) работников, ответственных за проведение инструктажа по охране труда на рабочем месте в структурных подразделениях, за проведение стажировки по охране труда;
  • ж) вопросы, включаемые в программу инструктажа по охране труда;
  • л) порядок организации подготовки по вопросам оказания первой помощи пострадавшим в результате аварий и несчастных случаев на работе;
  • м) порядок организации и проведения инструктажа по охране труда;
  • н) порядок организации и проведения мероприятий по охране труда;
  • о) организационный порядок проведения специальной оценки условий труда на рабочих местах в части деятельности комиссии по проведению специальной оценки условий труда.

5.2. При рассмотрении различных производственных опасностей директором Предприятия устанавливается порядок проведения анализа, оценки и упорядочивания всех выявленных опасностей исходя из приоритета необходимости исключения или снижения уровня создаваемого ими профессионального риска и с учётом не только штатных условий своей деятельности, но и случаев отклонений в работе, в том числе связанных с возможными авариями.

5.3. С целью организации процедуры информирования работников об условиях труда на их рабочих местах, уровнях профессиональных рисков, а также о предоставляемых им гарантиях, полагающихся компенсациях директор Организации своим приказом устанавливает (определяет) формы такого информирования и порядок их осуществления.

Такое информирование может осуществляться в форме:

  • а) включения соответствующих положений в трудовой договор работника;
  • б) ознакомления работника с результатами специальной оценки условий труда на его рабочем месте;
  • в) размещения сводных данных о результатах проведения специальной оценки условий труда на рабочих местах;
  • г) проведения совещаний, круглых столов, семинаров, конференций, встреч заинтересованных сторон, переговоров;
  • д) изготовления и распространения информационных бюллетеней, плакатов, иной печатной продукции, видео- и аудиоматериалов;
  • е) использования информационных ресурсов в информационно-телекоммуникационной сети “Интернет”;
  • ж) размещения соответствующей информации в общедоступных местах.

6.1. С целью планирования мероприятий по реализации процедур директор Предприятия, исходя из специфики деятельности Предприятия, устанавливает порядок подготовки, пересмотра и актуализации плана мероприятий по реализации процедур (далее – План).

6.2. В Плане отражаются:

  • а) результаты проведенного специалистом по охране труда анализа состояния условий и охраны труда;
  • б) общий перечень мероприятий, проводимых при реализации процедур;
  • в) ожидаемый результат по каждому мероприятию, проводимому при реализации процедур;
  • г) сроки реализации по каждому мероприятию, проводимому при реализации процедур;
  • д) ответственные лица за реализацию мероприятий, проводимых при реализации процедур, на каждом уровне управления;
  • е) источник финансирования мероприятий, проводимых при реализации процедур.

Это основной акт, который описывает, как действует комиссия, и которым она руководствуется в своей деятельности. Организация разрабатывает его самостоятельно, взяв за основу примерное положение об экспертной комиссии по архиву, утвержденное указанным выше Приказом №43. Примерное положение применимо к любым организациям и учреждениям: на его основе разрабатывается положение об экспертной комиссии в бюджетном учреждении или коммерческой компании. В локальном акте описываются:

  • функции, например, организация и отбор дел для последующего хранения или уничтожения, согласование описей дел и консультации сотрудникам компании по вопросам архивного хранения;
  • права, в их числе: приглашать сторонних консультантов, выступать с инициативами по оптимизации хранения документов, давать рекомендации сотрудникам по хранению бумаг;
  • обязанности: протоколировать заседания, решать все вопросы своего ведения по мере их поступления и взаимодействовать с государственными или муниципальными архивами.

В положении указывается и общая информация, в том числе, как создается экспертно-проверочная комиссия, цели создания, нормативные основания ее работы, указание на наличие в составе комиссии председателя и секретаря — эти сведения расположены, как правило, в первой части документа.

Это общий документ, касающийся всех аспектов деятельности группы, издавать более конкретные документы, например, положение об экспертной комиссии по уничтожению документов, необходимости нет.

Все важные нормы, которые необходимо описать в локальном документе, перечислены в приказе Росархива, компаниям достаточно адаптировать готовый текст под себя.

Утверждено Генеральный директор ООО «Пион»

_____________А.В. Воронов

Положение об экспертной комиссии организации

I. Общие положения

1. Настоящее положение об экспертной комиссии организации (далее — Положение) разработано в соответствии с Приказом Федерального архивного агентства от 11.04.2018 №43.

Основным документом инвентаризационного процесса является приказ. Поэтому рассмотрим его подробнее и научимся составлять этот документ правильно. Унифицированный образец приказа на инвентаризацию 2021 г. можно найти в Постановлении Госкомстата России от 18.08.1998 № 88. Форма № ИНВ-22 представляет собой универсальный бланк, который могут использовать организации всех форм собственности. Форму можно применять как при проведении плановых, так и при назначении внеплановых проверок материальных ценностей.

Под инвентаризацией понимают проведение мероприятий, в процессе которых проверяется наличие и состояние определенного товара либо имущества предприятия, а также сверяется его фактическое соответствие данным, указанным в бухотчетности. Поводом для начала такой проверки является издание руководством организации соответствующего приказа.

В зависимости от определяющих критериев, инвентаризацию можно поделить на несколько условных видов.

  1. Внеплановая – проводится в срочном порядке, вне зависимости от ранее запланированного графика.
  2. Плановая – проводится на протяжении всего года по заранее составленному и согласованному руководством инвентаризационному графику.
  3. Контрольная – является своеобразной проверкой уже проведенной инвентаризации. На ней присутствуют члены комиссии и МОЛ (материально-ответственные лица) с целью удостовериться, что проверка прошла корректно.
  4. Повторная – проводиться после контрольной, если возникают подозрения в правдивости и правильности проведении первой.
  • ТМЦ (товарно-материальных ценностей);
  • расчетов;
  • нематериальных средств;
  • ОС — основных средств;
  • денежных средств.
  1. Неполная – проводится опись только определенных видов имущества.
  2. Полная – описывается все имущество предприятия, которое можно отнести к ТМЦ.

Согласно Приказу МФ №49 от 1995г., проведение инвентаризации имеет следующие цели:

  1. Сверка полноты и корректности отображения в учете предприятия его обязательств.
  2. Выявления количества имущества, которое по факту имеется на предприятии.
  3. Сопоставление данных, указанных в бухучете с тем, что имеется по факту.

Если в организации работники несут коллективную материальную ответственность (КМО), то инвентаризация должна проводиться в следующих ситуациях:

  • из бригады либо коллектива выбыло более 50% участников;
  • происходит смена руководителя;
  • от одного либо нескольких членов коллектива поступило требование провести инвентаризацию.

Независимо от формы предприятия, в обязательном порядке инвентаризация должна проводиться в таких случаях:

  • Планируется составление ежегодной бухотчетности.
  • Предусмотрена смена МОЛ.
  • На предприятии были выявлены либо есть подозрения на злоупотребление сотрудниками своим положением, хищения, недостачи, факты порчи имущества.
  • Имущество предприятия планируют передать в аренду, предстоит реорганизация, преобразование либо его полная ликвидация.
  • Произошел форс-мажор – стихийное бедствие, пожар, авария и т.п.

Проведение такого мероприятия позволяет проверить и обнаружить:

  1. Насколько правильно хранятся ТМЦ.
  2. Присутствие недостачи и фактов хищения.
  3. ТМЦ, которые в процессе хранения, полностью либо частично утратили свою первоначальную стоимость.
  4. Наличие на хранении неиспользуемых либо превышающих нормативное количество ТМЦ, которые в последствии, будут подлежать реализации.

Как правило, положение, предусматривающее порядок функционирования такого подразделения, утверждается в момент создания этого подразделения. Но может быть утверждено и позднее. В приказе об утверждении положения указывается дата, с которой такое положение начнет действовать. Соответственно, само положение является приложением к приказу. Как с положением о подразделении, так и с приказом об утверждении положения о нем, необходимо ознакомить сотрудников под роспись. Как минимум, тех, которые будут работать в этом структурном подразделении.

Приведем образец приказа об утверждении положения о подразделении.

В целях повышения качества системы управления и эффективности процессов предприятия.

1. С 1-го марта 2021 года утвердить структуру управления ООО «Инженер» согласно приложению. 2. Отделам менеджмента качества (Петров П.М.) и планово-экономическому (Иванов И.И.) внести изменения в документацию до 1-го апреля 2021 г. согласно утвержденной структуре. 3.

Руководителям структурных подразделений пересмотреть должностные инструкции и положения о подразделениях, при необходимости актуализировать их и подать служебные записки на изменения соответствующих документов в отдел кадров. 4. Отделу кадров (Сидорова С.С.) до 1-го мая 2021 г.

внести изменения согласно поступившим служебным запискам в должностные инструкции и положения о подразделениях. 5. Специалисту по работе с документами (Васильев В.В.) настоящий приказ довести до сведения исполнителей.

Начальнику отдела кадров к 21.02.2009 во взаимодействии с председателем аттестационной комиссии предприятия представить предложения по перемещению работников, указанных в п. 1, структурных подразделений, их доукомплектованию, а также кандидатуры на должности начальника управления и его заместителей.

Обратить особое внимание на соблюдение законности при рассмотрении вопросов, связанных с перемещением и в особенности с увольнением работников, должности которых в связи с указанными организационными изменениями подлежат сокращению. До 01.02.

2009 во взаимодействии с заместителем генерального директора по управлению и главным бухгалтером обеспечить внесение необходимых изменений в действующую организационную структуру, численный состав и штатное расписание предприятия. 3.

Причины проведения изменений руководителем учреждения могут быть разными, как внутренними, так и внешними.

К внутренним относятся:

  • низкая производительность труда и работоспособность;
  • большая нагрузка, приходящаяся на одного сотрудника;
  • конфликтные отношения между работниками;
  • выпуск товаров меньше нормы.

Внешними причинами являются:

  • укрупнение организации, вследствие чего требуется реорганизация;
  • занятие предпринимательской деятельностью некоммерческой организации, её выход на лидирующие позиции среди других фирм такого же статуса.

Исходя из этих причин, могут проводиться изменения в учреждении, согласно которым, сотрудники могут быть переведены в другой отдел или другое юридическое лицо.

Соответственно, наименования должностей должны быть поставлены в соответствие с задачами данного раздела.

Так создавая отдел кадров будет целесообразно ввести следующие должности: «инспектор отдела кадров», «старший инспектор отдела кадров», «начальник отдела кадров».

Вместе с тем, как показывает практика, за каждым направлением в структуре с единым управлением целесообразно и логично закрепить свое подразделение (отдел). В том случае, если работодатель принимает решение изменить организационную структуру предприятия издается о внесении изменений в штатное расписание.

Руководителям структурных подразделений ___________________________________________________(наименование кредитной организации)в срок до «___» __________ 20___ г.

представить члену временной администрации ___________________(фамилия, И.О.)предложения по штатной численности, персональному составу, должностям и должностным окладамслужащих по соответствующим подразделениям.6.

Руководителям структурных подразделений получить у служащих соответствующих структурныхподразделений письменные заявления на назначение на новые должности (на продолжение трудовыхотношений по соответствующим должностям нового штатного расписания) и в срок до _____ час.

Разработка и оформление положения о структурном подразделении

Данный нормативный документ может быть как индивидуальным, так и универсальным. Для однотипных организаций с аналогичным функционалом актуальны универсальные положения. Например, на каждом предприятии есть такое структурное подразделение, как кадровая служба.

Какой бы характер ни носила производственная деятельность предприятия, учет кадров всегда одинаков. Для него актуальны типовые нормативы и принцип работы. Поэтому в любом учреждении имеется универсальное Положение о работе отдела кадров.

За основу при разработке индивидуальных Положений берется типовое. Именно на его основе разрабатываются уникальные нормативные, административные, дисциплинарные и другие правила.

Единого федерального образца требований к Положению не существует. Они формируются, отталкиваясь от условий производства, выпускаемой продукции, кадрового состава и других нюансов.

Однако в любом случае Положение предполагает наличие следующих разделов:

  • основные сведения;
  • базовые задачи;
  • функции;
  • ответственность по служебной вертикали (перед вышестоящими подразделениями и администрацией);
  • ответственность по служебной горизонтали (имеется в виду подотчетность каждого члена структурного подразделения перед его руководителем);
  • права руководителя;
  • внутрикорпоративные взаимоотношения.

Каждый пункт положения необходимо формулировать с учетом позыва на конкретное действие. Кроме того, параграфы Положения должны содержать информацию о помощи, на которую руководитель того или иного подразделения может рассчитывать.

В этом разделе должен быть указан правовой акт, на базе которого сформировано и функционирует данное подразделение. При этом необходимо также обозначить время создания документа и его номер. Здесь же необходимо указать полное наименование данного подразделения.

Раздел Основные сведения должен включать также указания:

  • кто является руководителем;
  • в чьем подчинении находится подразделение;
  • наличие или отсутствие индивидуальной печати.

В каждом подразделении происходят свои кадровые перестановки. В главе Основные сведения указываются, каков порядок назначения и снятия с должности руководителя.

В данном разделе озвучивается комплекс работ и профессиональных обязанностей, которые поставлены перед персоналом. Именно в данном разделе отражается профессиональная специфика работы.

В данной главе озвучиваются все допустимые виды административной и дисциплинарной ответственности, которую руководитель имеет право применить в случае нарушения регламента или трудовой дисциплины кем-нибудь из членов коллектива.

Кроме того, в этой части Положения описывается отчетность подразделения в рамках предприятия.

В данном разделе озвучиваются права руководителя. Они не предполагают обозначение каких-то личных свобод человека, состоящего в данной должности. Речь идет о перечислении тех прав, которые нужны руководителю подразделения для оптимизации производственного процесса.

Положение должно конкретизировать детально права руководителя отдела.

К ним относятся:

  • представление интересов подразделения во взаимоотношениях с другими отделами;
  • привлечение сторонних специалистов для решения поставленных задач (после предварительного согласования с руководством);
  • приглашение сторонних консультантов для оказания методической и консультативной помощи в работе.

Положения о структурных подразделениях

С какой целью создают положения об отделах предприятия? Основная задача данного документа — это наиболее полно описать место отдела (службы, сектора) в компании, а также его состав, статус и порядок взаимодействия с внешними и внутренними контрагентами.
Благодаря четко изложенному описанию целей сотрудники намного лучше понимают стратегию предприятия, вклад своего структурного подразделения в общие достижения.

Положение об отделе имеет статус организационно-правового документа. Основная его роль заключается в том, что наряду со структурой и штатным расписанием он регламентирует полноту функций, приоритетность вопросов, ареал ответственности, порядок управления подразделением в компании. Например, положение об отделе кадров описывает, за какие задачи по работе с личным составом оно отвечает, кто может занимать должность руководителя, какими правами наделен начальник и так далее.

В положении определяется: правовое положение и порядок создания подразделения; его структура и штатная численность; права и ответственность, задачи, функции, порядок взаимодействия с другими структурами организации.

Таким образом, Положение может включать следующие разделы:

  1. Общие положения.
  2. Структуру и штатную численность.
  3. Функции.
  4. Задачи.
  5. Права.
  6. Ответственность.
  7. Взаимодействие.

Данная структура документа носит рекомендательный характер. На практике в Положении может быть как больше разделов (добавляют условия оплаты труда, имущество и средства и т.д.), так и меньше.
(Размер: 73,0 KiB / Скачиваний: 5 883) (Размер: 74,5 KiB / Скачиваний: 2 388) (Размер: 67,5 KiB / Скачиваний: 2 037) (Размер: 71,5 KiB / Скачиваний: 2 834) (Размер: 63,5 KiB / Скачиваний: 3 028) (Размер: 61,0 KiB / Скачиваний: 2 484) (Размер: 59,5 KiB / Скачиваний: 2 142) (Размер: 55,5 KiB / Скачиваний: 2 072)

  • порядок формирования подразделения;
  • правовой и административный статус в общей иерархии предприятия;
  • стоящие перед ним цели и задачи;
  • функционал;
  • горизонтальные и вертикальные взаимосвязи с другими структурными подразделениями;
  • зона ответственности как подразделения в целом, так и его руководителя.

Разработка положения об отделе позволяет конкретизировать функционал и выполняемые подразделением задачи. В итоге утверждение таких локальных нормативных актов позволяет равномерно распределить функции между подразделениями и исключить их дублирование.

Это выгодно всем. Исполнители — руководитель и сотрудники каждого отдела получают четкое представление о задачах и функциях подразделения, зонах его ответственности.

Если должностная инструкция составлена как самостоятельный документ, утвердите ее приказом руководителя организации и знакомьте с ней сотрудников, принимаемых на соответствующую должность, под подпись (ч. 3 ст. 68, ст. 57 ТК РФ).

Начнем с того, что отметим две важных детали:

  1. Написание положений актуально, если есть реальное деление организации на эти самые подразделения.
  2. Наличие рассматриваемых положений не обязательно для организации.

Структурное подразделение организации — выделенная в установленном порядке, но не обладающая признаками юридического лица и не являющаяся обособленной, часть предприятия, на которую возлагаются самостоятельные задачи, функции и ответственность.

Основным критерием для выделения части предприятия (работников) в отдельную структуру является возложение на неё особых задач и функций, а также придание особых полномочий, необходимых для решения этих задач.

Практика управления показывает, что эффективно организовать работу и осуществлять контроль возможно, если в непосредственном подчинении у одного руководителя находится не более 8-10 работников. Следовательно, желательно деление крупных подразделений на более мелкие структурные единицы:

  • управления — отделы, службы;
  • цеха — секторы, участки;
  • отделы — отделения, секторы, участки.

Это важно знать: Расторжение договора управления МКД по инициативе собственников

Наиболее важной составной частью положений является разграничение зон ответственности и упорядочение взаимосвязей между подразделениями. Попробуйте свои существующие «прямоугольники» (структурные подразделения) соединить между собой линиями, указывающими на их связи. Получится картинка напоминающая паутину. А если Вы проанализируете круг вопросов, по которым идет взаимодействие, то я уверен, что обнаружите массу «пустых» (информация просто не нужна тому отделу, куда она поступает) и дублирующих друг друга связей. А ведь организационное построение и в частности разрабатываемые положения направлены именно на то, чтобы упорядочить эти информационные потоки, уменьшить время их прохождения от исполнителя до руководителя и обратно, и в конечном счете повысить качество и скорость принятия решений.

Обязательность утверждения Положения о структурном подразделении зависит от вида такого подразделения.

Например, организация решила создать представительство или филиал. Напомним, что представительство – это обособленное подразделение юридического лица, расположенное вне места его нахождения, которое представляет интересы юридического лица и осуществляет их защиту (п. 1 ст. 55 ГК РФ). А филиал – это обособленное подразделение юридического лица, которое расположено вне места его нахождения и осуществляет все его функции или их часть, в т.ч. функции представительства (п. 2 ст. 55 ГК РФ).

Несмотря на то, что представительства и филиалы не являются юридическими лицами, закон указывает, что действуют они на основании утвержденных им положений (п. 3 ст. 55 ГК РФ).

А если организация создает новый отдел или организует департамент, нужно ли разрабатывать и утверждать положение о таком структурном подразделении? В этом случае разработка положений отдается на усмотрение самой организации. Однако учитывая, что одними из целей создания структурных подразделений являются совершенствование системы управления и повышение эффективности деятельности организации в целом, разработка таких положений считается целесообразной. Ведь именно в положении можно раскрыть задачи и функции структурного подразделения, его подчиненность и порядок взаимодействия с другими подразделениями и работниками организации, а значит, — создать основу для эффективного функционирования такого подразделения.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *