Как поставить на кадастровый учет земельный участок как ранее учтенный

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Как поставить на кадастровый учет земельный участок как ранее учтенный». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.

Регистрация права на земельный участок представляет собой процедуру внесения в Единый государственный реестр недвижимости (ЕГРН) записи о праве лица на данный объект недвижимости. В результате регистрации официально признается и подтверждается возникновение, изменение, переход, прекращение права лица на недвижимое имущество. Так, например, после заключения договора купли-продажи, мены, дарения земельного участка производится госрегистрация перехода права собственности на данный объект недвижимости.

Регистрируются в ЕГРН и ограничения прав, обременения недвижимого имущества, в частности сервитут, ипотека, доверительное управление, аренда. При этом договоры аренды, субаренды земельного участка, безвозмездного пользования им, заключенные на срок менее чем один год (например, на 11 месяцев), не подлежат государственной регистрации.

Процедура регистрации регулируется Федеральным законом от 13 июля 2015 г. № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» (далее – Закон № 218-ФЗ). Условно можно выделить следующие ее этапы:

1. Обращение в уполномоченный орган с заявлением о государственной регистрации прав.

2. Осуществление правовой экспертизы документов уполномоченным органом и внесение в ЕГРН записи о праве заявителя на объект недвижимости.

3. Выдача документов после осуществления государственной регистрации прав.

Ранее учтенные объекты: постановка на кадастровый учет и регистрация прав

В настоящее время регистрация права на земельный участок в ЕГРН – единственное доказательство существования этого права. Отсутствие регистрации существенно затрудняет владение, пользование и распоряжение участком.

Земельный участок, права на который не зарегистрированы, не может быть сдан в аренду, выступать в качестве залога при ипотечном кредитовании.

Трудности возникают и при продаже участка. Во-первых, при совершении сделки покупатель устанавливает законного владельца, руководствуясь сведениями ЕГРН. При их отсутствии он рискует стать жертвой мошенников или совершить сделку, которая в дальнейшем будет признана недействительной. Поэтому разумный покупатель от покупки такого участка воздержится. Во-вторых, для государственной регистрации перехода права к новому собственнику требуется сперва зарегистрировать право продавца на данный объект недвижимости. Отсутствие зарегистрированного права прежнего собственника как минимум затянет процедуру купли-продажи. Подобные трудности могут иметь место при совершении и иных сделок с землей.

Информация о правообладателе в ЕГРН, помимо частных лиц, используется органами государственной власти, нотариусами. Соответственно, проблемы, связанные с отсутствием регистрации прав, возникают и при изъятии, резервировании земельного участка для государственных или муниципальных нужд, а также при оформлении наследства, дарении объекта недвижимости.

Наличие сведений о праве лица в ЕГРН минимизирует риски мошеннических действий с земельным участком, поскольку удостовериться в наличии официально зарегистрированного права может любой желающий. Таким образом, госрегистрация защищает от выбытия участка из рук законного владельца. Никто не может посягать на зарегистрированные права на земельный участок.

Вместе с тем государственная регистрация ранее возникшего права в ЕГРН проводится по желанию правообладателя. Это означает, что права на объекты недвижимости, возникшие до 1998 г., признаются юридически действительными при отсутствии их регистрации в ЕГРН. Государственные акты, свидетельства и другие документы, удостоверяющие права на эту недвижимость, имеют такую же юридическую силу, как и записи в ЕГРН. Однако для совершения сделок с данными объектами государственная регистрация прав все же потребуется. Иначе переход права не зарегистрируют.

Регистрация права на объект недвижимости и государственный кадастровый учет связаны между собой.

Государственный кадастровый учет представляет собой внесение в ЕГРН сведений о земельных участках и иных объектах недвижимости, которые подтверждают существование такого объекта недвижимости с характеристиками, позволяющими определить его в качестве индивидуально-определенной вещи, или подтверждают прекращение его существования. Другими словами, при постановке на кадастровый учет подтверждается существование участка, который является уникальным, имеет свои индивидуальные характеристики. Ему присваивается кадастровый номер, который не может повторяться.

Государственный кадастровый учет и регистрация права на земельный участок могут проходить одновременно или по очереди в зависимости от обстоятельств (основания кадастрового учета и госрегистрации предусмотрены ст. 14 Закона № 218-ФЗ).

Чтобы изменить статус «временный» на «учтенный», необходимо осуществить государственную регистрацию прав на участок. Что для этого требуется?

1. Соберите документы, которые являются основанием регистрации прав. Например: акты органов государственной власти или местного самоуправления, устанавливающие наличие прав на объект недвижимости; договоры в отношении недвижимого имущества; свидетельства о праве на наследство; вступившие в законную силу судебные акты.

2. Уплатите государственную пошлину. Согласно налоговому законодательству размер госпошлины в отношении земельного участка для ведения личного подсобного хозяйства, огородничества, садоводства, индивидуального гаражного или индивидуального жилищного строительства составляет 350 руб. для физических лиц.

В случае если права на участок были приобретены до 31 января 1998 г., госпошлину платить не требуется.

3. Обратитесь в Росреестр с заявлением о государственной регистрации прав. Подать его можно и через МФЦ. Приложите к заявлению вышеуказанные документы в бумажном виде в одном экземпляре-подлиннике. После завершения государственной регистрации вам их вернут.

4. Дождитесь внесения в ЕГРН сведений, необходимых для государственной регистрации прав. Срок регистрации прав составляет 7 рабочих дней с даты приема заявления Росреестром и 9 рабочих дней с даты приема документов в МФЦ.

В некоторых случаях госрегистрация может быть приостановлена, например если имеются противоречия между заявленными и уже зарегистрированными правами (основания и сроки приостановления осуществления кадастрового учета и регистрации прав регламентированы ст. 26 Закона № 218-ФЗ).

5. Получите документы после осуществления регистрации прав.

Если земельный участок находится в государственной или муниципальной собственности, «временный» статус изменяется с момента государственной регистрации аренды.


1 В этот день вступил в силу Федеральный закон от 24 июля 2007 г. № 221-ФЗ «О кадастровой деятельности».

Росреестр разъяснил порядок определения границ земельного участка

Ранее учтенный земельный участок – это площадь земли, поставленная на учет до марта 2008 года. Почему определен именно этой датой? Именно в этом году в марте стал действовать закон ФЗ № 221 от 24 июля 2007 о систематизации информации о статусе земельных наделов. Согласно ему вся информация о земле должна содержаться в кадастре.

Данные о ранее учтенных участках в кадастровой палате неполные, поскольку не содержат сведения о границах участка. Если в документах на землю есть необходимая информация, то можно обратиться с ними в регистрирующий орган для их внесения. Если нет – то необходимо провести межевание участка, то есть установление его точных границ.

Плюсом такого надела земли является то, что для его постановки на учет не требуется проходить затратную по времени и силами процедуру постановки на учет. Для регистрации таких земель требуется межевание, а также внесение достоверных сведений о ранее учтенном земельном участке.

Минусом является то, что зачастую данные о таких участках, содержащиеся в кадастре, являются неточными и неверными.

Порядок постановки на учет определяется следующими нормами права:

  • ФЗ от 24.07.2007 № 221 ФЗ (в редакции от 03.07.2016) – о кадастровой деятельности;
  • ФЗ от 13.07.2015 № 218 ФЗ (в редакции от 28.02.2018) – о государственной регистрации недвижимости
  • Приказ Минэкономразвития России от 16.12.2015 № 943 (в редакции от 11.12.2017) – о регистрации.

Сведения в реестр по кадастру вносятся по имеющейся информации о земле. Если такие данные не являются внесенными в реестр, это вовсе не означает, что имущество перестает быть вашим. На него ложится запрет по реализации в виде продажи, дарения, передачи в наследство и обмена. В таких случаях необходимо пройти процедуру регистрации земельного участка.

Если надел является ранее учтенным, то для того, чтобы поставить его на учет по новым правилам, необходимо определить его границы. Для этого обратиться в специализирующийся орган с заявлением о межевании участка.

Если в кадастровом реестре не содержится вообще никаких данных об участке земли, они вносятся по заявлению на основе официальных документов. Если в реестре содержится недостоверная информация, то она может быть скорректирована на основе имеющихся официальных документов.

Для того чтобы иметь полный список прав на площадь земли, владелец должен его поставить на учет. Поставить на учет участок можно следующим образом:

  1. Собрать документы для регистрации.
  2. Обратиться в регистрирующий орган либо в обслуживающий центр, предоставляющий такие услуги.
  3. По истечении 30 дней прийти за паспортом на объект.
  4. Получить на основании заявления и необходимых документов свидетельство, подтверждающее право на надел.

Для получения этой услуги можно обратиться в кадастровую палату, за которой закреплен данный участок. Обратите внимание, что именно в кадастровую палату по месту расположению площади земли. При обращении не по месту расположения надела откажут в регистрации.

Регистрирующие органы работают в будни в рабочие часы, когда и большинство населения также заняты работой. В таком случае для удобства людей созданы многофункциональные центры, оказывающие услуги по приему различных документов и заявлений. Этот центр затем сам направляет необходимые документы в палату. Однако забирать кадастровый паспорт придется уже самостоятельно в учреждении регистрации. После того как будет сдан пакет бумаг и заявление о постановке на учет, на руки выдадут расписку о получении этих документов. В расписке указывается, когда и куда необходимо подойти для получения готового кадастрового паспорта. С этой распиской и с документом, удостоверяющим личность, можно обращаться в назначение место в определенный день. После получения паспорта на участок необходимо оформить и свидетельство о праве собственности. На это оформление также потребуется пакет документов и заявление на получение.

За вступлением в силу нового порядка постановки на учет земельных участков последовало возникновение немалого количества проблем. К одной из них относится то, что не обо всех объектах недвижимости, таких как земельные наделы, загородные и многоквартирные дома, содержатся какие-либо сведения в государственном реестре. В связи с этим не все собственники могут в полной мере распоряжаться принадлежащим им по праву имуществом. В реестре должны учитываться достоверные сведения обо всех объектах недвижимости. Чтобы внести эти сведения, необходимо учесть временные затраты, потраченные на эту процедуру. Зачастую возникают ситуации, когда необходимо как можно скорее получить паспорт на объект недвижимого имущества, а информации об объекте нет. Объединением всех проблем является наличие неточностей в официальных данных и документах.

Таким образом, ранее учтенный участок довольно несложно поставить на учет, если не учитывать всех проблемных ситуаций, которые могут возникнуть.

Потребность внесения в ЕГРН (гл.2 закона «О госрегистрации недвижимости» за №218-ФЗ) новых (обновленных) кадастровых сведений требуется как при изменении характеристик недвижимого объекта, так и при его регистрационном оформлении.

В первом варианте причинами постановки на кадастровый госучет будут:

  • существенные изменения характеристик (к примеру, увеличение площади) объекта недвижимости, возведенного на состоящей в собственности земельной территории;
  • выполнен снос объекта на находящемся в собственности участке, причем права на снесенную недвижимость прежде в ЕГРН не регистрировались.

Во втором варианте, более распространенном, постановка недвижимости на госучет в кадастре выполняется при регистрации прав на данный объект, а именно:

  • по факту создания (к примеру, после постройки коттеджа), при отсутствии объекта в ЕГРН ранее или при его образовании (к примеру, после раздела земельного участка);
  • по факту сноса недвижимой собственности, учтенной в ЕГРН.

Если собственник недвижимости сменился, а характеристики ее остаются прежними, то достаточно выполнить лишь госрегистрацию прав на этот объект (п.4 ст.14 закона «О госрегистрации недвижимости» за №218-ФЗ).

Регистрация участков с «временным» статусом: что изменится с 1 марта 2022 г.

Комплект документов здесь зависит от регистрируемого объекта – участка земли, машино-места, объекта ИЖС или иной недвижимости.

Чтобы поставить на госучет в кадастре дом (не регистрированный прежде, свежеприобретенный, или перепланированный, либо реконструированный), необходимо выполненное кадастровым инженером заключение, а также техплан или техзаключение с межевым планом по участку, если прежде его межевание не производилось.

Все названные документы готовятся кадастровыми инженерами по расценкам, зависящим от площади и местоположения недвижимого объекта. К примеру, документация на небольшой дом или участок в шесть соток стоить будет от 8 тыс. рублей.

Располагая актуальной документацией, составленной инженером кадастровой службы, необходимо подготовить заявление на необходимую госуслугу (кадастровый госучет и/или госрегистрация прав) в соответствии с формой, имеющейся на ресурсе росреестра:

Сопровождать техпланом заявление на госучет по арендованным помещениям здания не нужно, если:

  • в ЕГРН имеются данные по всем помещениям данного недвижимого объекта;
  • арендуемые площадь представляют собой помещения (одно или несколько) с общими строительными конструкциями (смежные комнаты), находящиеся в пределах одного, либо нескольких этажей.

В прочих вариантах выполнить регистрацию аренды на часть здания, либо часть участка земли можно лишь по предоставлении, соответственно, техплана или межевого плана к этим частям. Иначе постановку на госучет Росреестр не выполнит – зарегистрирует аренду в формате обременения по объекту недвижимости. Также законом за №120-ФЗ от 30.04.2021 закреплено, что в случае аренды части здания или земельного участка снятия всего объекта недвижимости с госучета не происходит.

Что значит статус «ранее учтенный земельный участок»? Это понятие не всегда существовало в юридической практике. Государственный учёт земли и её владельцев производится давно, но с течением времени порядок изменялся. 24 июля 2007 года был принят Федеральный Закон №221- ФЗ «О Кадастровой деятельности», установивший новый алгоритм внесения данных. С 1 января 2017 года некоторые положения закона были уточнены, а кадастровый учёт объектов недвижимости стал осуществляться в рамках закона — это ФЗ№ 218 от 25 июля 2017 года «О государственной регистрации недвижимости».

Согласно законодательству участки бывают следующих видов:

Как уточнить границы? Процедура межевания необходима для обозначения конкретных параметров участка земли на местности. В ранее указанных сведениях не содержалось результатов уточнения границ, в расположении указывался адрес и общая площадь.

Границы должны быть указаны для постановки на учёт в органах Кадастра и получения основных документов на собственность. Межевание проходит в несколько этапов:

  • подготовительный, в ходе которого инженер изучает имеющуюся документацию на земельную площадь;
  • основной — непосредственное определение границ и поворотных точек группой геодезистов, при котором участвует кадастровый инженер, владелец участка и соседи;
  • отчётный — проверка сведений и подготовка плана по полученным замерам.

Заявление о внесении сведений заполняется непосредственно владельцем участка и обязательно содержит пункты:

  • ФИО заявителя;
  • наименование документа, удостоверяющего личность;
  • серия и номер паспорта, кем и когда был выдан документ;
  • данные свидетельства о праве собственности на землю, праве пожизненно наследуемого владения или бессрочного пользования с датой вступления его в силу, выписка из похозяйственной книги или другой документ, подтверждающий права собственника;
  • адрес и телефон обратившегося лица;
  • способ получения кадастрового паспорта: в территориальном органе учёта, почтовым отправлением;
  • подпись заявителя.

ВНИМАНИЕ! Также указывается количество экземпляров кадастрового паспорта. В начале заявления прописана строка «Прошу внести в государственный кадастр недвижимости сведения о ранее учтенном земельном участке в соответствии с прилагаемыми документами».

К заявлению прилагаются документы:

Особенности ранее учтенного земельного участка

Не всегда требуется поставить на учёт землю, порой нужно произвести обратную процедуру. Снятие с учёта ранее учтенного участка земли имеет место, когда происходит изменение границ надела или его разделение между собственниками. В большинстве случаев приходится прибегать к помощи суда, поскольку с законодательной точки зрения установленного порядка решения подобных вопросов нет. Обойтись без судебного органа можно в нескольких случаях.

  • Планируется провести раздел между лицами, обладающими свидетельствами о правах собственности на этот надел. Необходимо только произвести фактическое разделение.
  • Ранее указанная информация о собственности была временной.
  • Данные о земле содержались в органах учёта, но регистрация прав не была осуществлена в течение 2 лет.

При этом понадобится заявление в установленной форме, в котором указана просьба собственника снять его недвижимость с регистрационного учёта, и документ, подтверждающий права владельца.

СПРАВКА! Обращение можно оформить лично или в электронном виде. Если решение государственного органа не является положительным, стоит обратиться в суд.

Владелец земельной площади получит отказ если:

  • недвижимость не состоит на учёте в Земельном Кадастре;
  • комплект документов не отвечает требованиям уполномоченного органа;
  • на исправление документов отводилось 3 месяца, но результаты не были предъявлены;

Отказ оформляется в письменной форме и передаётся владельцу, который далее защищает свои интересы в суде.

При обращении в суд собственник также должен составить заявление, которое содержит обязательные пункты.

  1. Наименование инстанции, которой направляется заявление.
  2. Сведения о заявителе.
  3. Подробно описание сложившейся ситуации, ранее предпринятых действий и других нюансов.
  4. Требование о снятии с учёта ранее учтенного участка.

К заявлению прикладываются документы, подтверждающие собственность лица, бумаги с информацией об участке и письменный отказ в снятии с учёта, полученный от кадастрового органа. Также потребуется квитанция о выплате государственной пошлины. В течение месяца уполномоченный орган изучает обстоятельства и документы. При отсутствии вопросов, выносится положительное решение, которое направляется в государственный орган для дальнейшего исполнения.

Рекомендуем прочитать:

Как оспорить кадастровую стоимость земельного участка?
О земельных спорах
Согласование границ земельного участка

В основе регулирования кадастровых отношений лежат Земельный, Жилищный, Градостроительный кодекс, федеральные законы, приказы, нормативные акты местной власти. Это целый пласт запутанных законодательных норм, в котором под силу разобраться только специалисту в своей области.

С 1 января 1998 года вступает в силу 122-ФЗ «О регистрации прав на недвижимость». Закон действует до глобальных изменений 2017 года. По его правилам все права на недвижимость вносятся в Единый государственный реестр прав, о чем выдаются свидетельства о регистрации права собственности по установленной законом форме.
До 1998 года выдаются старые свидетельства (розового цвета) в соответствии с требованиями Земельного кодекса РСФСР.

Что такое ранее учтенный земельный участок?

Ранее учтенные объекты недвижимости — это имущество, права собственности и кадастровый учет которых проводился до 2008 года. Также к этой категории относятся объекты, не стоящие на госучете, но с зарегистрированными имущественными правами.

Подобные права имеют статус «ранее возникший» при условии, что они оформлялись без нарушения действующего на тот момент законодательства. Их повторная регистрация не обязательна. Она требуется в случае проведения юридических операций с недвижимостью или земельным участком (продажа,дарение, передача в наследство).

Согласно ФЗ № 218 (ст. 69) ранее учтенным объектом недвижимости имеют следующие признаки:

  • Зарегистрированы в Кадастре до 1 марта 2008 года;
  • Оформлены права собственности и присвоен временный идентификатор;
  • Земельные участки и другие объекты недвижимости, права на которые возникли до 1997 года.

С 1998 года до масштабных изменений в законодательстве в 2017, регистрация прав собственности производится согласно Федеральному Закону № 122. Согласно его статьям, права владельцев имущества вносятся в базу ЕГРП, после чего собственник получает подтверждающий документ — Свидетельство.

В дополнение к предыдущему проекту в 2008 году вступает в силу закон № 221 “О кадастровой деятельности”, который постоянно изменялся, вплоть до 2017 года. На сегодняшний день большинство статей данного акта утратили силу. Он регламентирует работу кадастровых инженеров.

С января 2018 года вступает силу ФЗ № 218. Он объединил регистрацию недвижимости и права на нее. В результате образовалась единая база данных — ЕГРН. В нее перешла информация обо всех зарегистрированных объектах с формулировкой “ранее учтенные”.

Частая смена законодательства направлена на упрощение процесса оформления прав собственности и постановки имущества на кадастровый учет.

Оформление прав собственника — это рекомендательная процедура. Необходимость в ней возникает в случае совершения юридических сделок с имуществом. Если правообладатель хочет продать, подарить или совершить иные сделки с объектом, ему необходимо зарегистрировать свои права на него.

При отчуждении имущества в Государственном едином реестре фиксируется переход прав, а новые данные вносятся в базу Росреестра. Таким образом, при оформлении купли продажи или другой сделки, в первую очередь регистрируют права собственности на владельца, а потом — вносят изменения.

Как поставить дом или земельный участок на кадастровый учет

Процедура оформления ранее учтенных объектов является бесплатной. Заявитель несет расходы в том случае, если потребуются услуги кадастрового инженера для проведения межевания и составления дополнительной технической документации.

Тарифы на услуги кадастровых инженеров в “Геомер групп” можно уточнить на сайте организации или по телефону ☎ +7 (495) 481-49-21.

Процедура постановки на кадастровый учёт совершается согласно установленному алгоритму:

  • Обращение с заявлением в Росреестр;
  • предъявление бумаг, способствующих идентификации земельного участка при постановке на учёт;
  • направление запроса Россреестром о присвоении ЗУ категории и вида разрешенного пользования.

Постановка объекта на учёт завершается внесением изменений в ЕГРН. После окончания процедуры заявитель получит выписку из Единого государственного реестра недвижимости.

Ранее учтенный земельный участок уже находится на учете в кадастре. Меняется только его владелец. Поэтому порядок постановки объекта государственной недвижимости на учет будет упрощенной.

Перед постановкой полученной или приобретенной собственности важно уточнить следующие моменты:

  • Проверить, насколько правильно установлены границы недвижимости;
  • Посмотреть, не было ли перераспределения площади объекта, объединения или урезания;
  • Нет ли ошибок в имеющихся документах.

Все эти действия значительно упростят процедуры регистрации ранее учтенного земельного участка и сократят ее время.

По закону в регистрации могут отказать если:

  • Есть иные законные претенденты на данный объект государственной недвижимости и его принадлежность кому-либо является спорной;
  • Объект состоит из разных частей, категорий земель;
  • Земля была выведена из учета;
  • Были неправильно установлены границы объекта;
  • В документах обнаружены ошибки или исправления.

Для регистрации собственности новому владельцу следует произвести следующие действия:

  • Написать заявление;
  • Прикрепить к нему имеющиеся документы на объект;
  • Уточнить границы объекта недвижимости;
  • Подождать решение. На его вынесение отводится 18 дней;
  • Получить новое свидетельство.

Проходить регистрацию следует своевременно, не затягивая данный процесс на длительный период.

Для уточнения границ новый владелец должен обращаться в кадастровую палату. Эти работы осуществляются специалистами данной службы. По заявлению кадастровый инженер выезжает на место и сверяет имеющийся сведения с фактически существующим объектом. На основании увиденного он вносит исправления и уточняет границы.

Уточненные сведения вносятся в федеральный реестр государственной недвижимости. На проведение данных работ органам кадастра отводится от двух недель до трех месяцев. Стоимость уточнения границ зависит от множества факторов. Например, очень важна удаленность ранее учтенного земельного объекта и его размер. Стоимость уточнения границ может устанавливаться от трех до шести тысяч рублей.

Как сделать межевание земельного участка

Этот термин возник с принятием ФЗ «О федеральном кадастре недвижимости» в 2007г. Им называются территориальные массивы, правомочия на которые были зарегистрированы до принятия закона. Раньше тоже существовала процедура, которая предполагала внесение данных в единую систему.

Но для этого должны соблюдаться некоторые условия:

  1. Выполнены все правила учета ранее действующих нормативных актов в части достоверности оформления документации;
  2. Регистрация недвижимого имущества осуществлялась на основании норм права, устанавливающих порядок оформления правомочий на объекты, действующих с 2000г., если оно не было учтено, как было установлено.

Что такое ранее учтенные участки и что с ними будет, смотрите в этом видео:

Законы, в основной своей массе, не имеют обратного действия, поэтому всё недвижимое имущество, полученное в собственное владение, остается у них. Первоначально, при передаче земли в собственность, границы никак и никем не отмечались, процесс был достаточно хаотичен.

Региональные органы пытались регулировать ситуацию, вводя свои регламентирующие акты, но это ещё больше вносило беспорядок. Сегодня проводится так называемая «дачная амнистия», призванная упорядочить процесс оформления наделов хозяевами.

Государство придает такому упорядочиванию большое внимание с целью:

  • Исключения спорных ситуаций между владельцами;
  • Учета всех земельных площадей;
  • Поддержка источника наполнения бюджета.

Для осуществления процедуры заинтересованное лицо должно обратиться в регистрационную службу с просьбой внести информацию о наделе и представить:

  1. Заявление обратившегося;
  2. Документация о правомочиях на участок: постановление государственного органа, передающего права, свидетельство о пользовании на неопределенный срок, выписка из домовой книги, соглашение об аренде и иные бумаги;
  3. Удостоверение личности;
  4. Свидетельство о наследовании, постановление суда;
  5. Судебное решение.

Если он раньше был внесен реестр, соответственно, и его границы уже установлены. Однако, если они подлежат уточнению, следует воспользоваться следующим порядком действий. Такое правило подходит для тех объектов, площадь которых после уточнения не меняется.

В такой ситуации не потребуется согласование таких границ с владельцами соседних территорий. Сведения уточняются путем подачи заявки в уполномоченную структуру, регулирующую земельные правоотношения.

Если же размеры надела существенно меняются, он приобретает другую форму или площадь, то придется делать повторный его учет.

Особенности кадастрового учета земельных участков. Разъяснения ФКП

Подготовка документов для оформления земельного участка – довольно затратная процедура, стоимость зависит от региона и сложности работы. Цена начинается от 10-15 тысяч рублей и стремится к ста тысячам. Владелец земельного участка не имеет права самостоятельно выполнить необходимые работы и вынужден обращаться в специализированные организации или к сертифицированным специалистам.

При выборе инженера или специализированного бюро нужно ориентироваться в первую очередь на наличие необходимой квалификации и допусков, а уже потом обсуждать стоимость услуг. Ошибка кадастрового инженера может дорого обойтись владельцу участка.

Специалист должен сдать квалификационный экзамен, иметь членство в СРО и, желательно, профессиональный стаж. Проверить кадастрового инженера можно бесплатно на сайте Росреестра в разделе «Сервисы – Реестр кадастровых инженеров».

Полный пакет необходимых документов зависит от конкретной ситуации, а основной список выглядит так:

  1. Заявление о постановке участка на кадастровый учет.
  2. Межевой план (подается в виде электронного документа, заверенного усиленной ЭЦП кадастрового инженера).
  3. Решение суда по земельному спору (если спорили с соседями о границах).
  4. Акт согласования границ (при необходимости).

Любой процесс подготовки пакета документов на землю начинается с получения актуальной выписки из ЕГРН, в которой указаны сведения об основных параметрах и принадлежности участка, которые содержатся в базах Росреестра.

Официальные выписки из ЕГРН, заверенные электронно-цифровой подписью, предоставляет онлайн-сервис ЕГРН.Реестр. Такие выписки принимает любое учреждение, в том числе Росреестр, банки и суды. Документ можно распечатать или использовать в электронном виде.

Нередко по земельным участкам, приобретенным несколько лет назад, владелец или наследник не могут найти документ-основание получения прав на землю. С помощью выписки из ЕГРН можно уточнить, по какому основанию была эта земля получена, и найти его или запросить дубликат.

Межевой план готовит кадастровый инженер, предоставлять его нужно в электронном виде.

Процессы по постановке на кадастровый учет и регистрации прав собственности сейчас сосредоточены в руках Росреестра. Поэтому пройти сразу обе процедуры можно в одном органе – это удобно.

Еще более приятно то, что есть несколько вариантов взаимодействия с Росреестром, совершенно не обязательно даже лично посещать это учреждение. Если готовы все нужные документы, то поставить земельный участок на кадастровый учет можно:

  • лично – для этого нужно подать комплект бумажных документов непосредственно в Росреестр либо через МФЦ или центр «Мои документы»;
  • почтой – отправить пакет документов в Росреестр заказным письмом с уведомлением о вручении и с описью вложения;
  • через Интернет – переслать электронные документы через портал «Госуслуги» или сразу отправить в Росреестр. Для этого потребуется усиленная квалифицированная ЭЦП.

Текст: Наталья Петракова

Постановка на кадастровый учёт ранее учтённых земельных участков осуществляется в следующем порядке:

  • подача заявления в Росреестр для постановки участка на кадастровый учет;
  • предоставление документов, которые могут помочь в идентификации участка при постановке участка на кадастровый учет;
  • запрос Росреестром документов о присвоенной категории земельного участка, а также о виде разрешенного использования;
  • постановка участка на кадастровый учет путем внесения соответствующих изменений в Единый государственный реестр недвижимости.

После того, как участок будет поставлен на кадастровый учет, лицу, подававшему заявление о постановке участка на учет, будет выдана на руки Выписка из Единого государственного реестра недвижимости, в которой содержатся сведения о том, какой кадастровый номер присвоен конкретному участку.

Информация для землевладельцев: что значит ранее учтенный земельный участок

Для того, чтобы поставить участок на кадастровый учет, в Росреестр следует предоставить определенный пакт документов, который позволит идентифицировать участок. К таким документам относятся:

  • паспорт заявителя (если идет речь о физическом лице как заявителе) или учредительные документы юридического лица (если в качестве заявителя выступает юридическое лицо);
  • документы, подтверждающие факт возникновения права собственности на участок (договор купли-продажи, дарения и т.д.);
  • Выписка из Единого государственного реестра недвижимости, подтверждающая наличие права собственности на участок заявителя о постановке такого участка на кадастровый учет;
  • документы о проведении межевания участка и акт согласования установленных границ (с 1 января 2021 года наличие проведенного межевания является обязательным для всех земельных участков, существующих на территории Российской Федерации, так как в случае его отсутствия участок полностью выпадает из гражданско-правового оборота);
  • в случае возникновения территориальных споров относительно расположения границ и удачного их разрешения потребуется предоставить документы, подтверждающие разрешение таких споров;
  • квитанция об оплате госпошлины за постановку участка на кадастровый учет.

Постановка ранее учтенных земельных участков на кадастровый учет имеет свои особенности.

Заявление о внесении сведений заполняется непосредственно владельцем участка и обязательно содержит пункты:

  • ФИО заявителя;
  • наименование документа, удостоверяющего личность;
  • серия и номер паспорта, кем и когда был выдан документ;
  • данные свидетельства о праве собственности на землю, праве пожизненно наследуемого владения или бессрочного пользования с датой вступления его в силу, выписка из похозяйственной книги или другой документ, подтверждающий права собственника;
  • адрес и телефон обратившегося лица;
  • способ получения кадастрового паспорта: в территориальном органе учёта, почтовым отправлением;
  • подпись заявителя.

ВНИМАНИЕ! Также указывается количество экземпляров кадастрового паспорта. В начале заявления прописана строка «Прошу внести в государственный кадастр недвижимости сведения о ранее учтенном земельном участке в соответствии с прилагаемыми документами».

К заявлению прилагаются документы:

  • свидетельство, подтверждающее права владельца на земельную площадь (договор дарения, купли-продажи, подтверждение права наследования и т.д.);
  • план, полученный в результате межевания;
  • подтверждение оплаты госпошлины;
  • документ, подтверждающий личность заявителя;
  • нотариально заверенная доверенность, если заявление подает не собственник;

Заявление и копии бумаг передаются в отделение Кадастра, территориально относящееся к участку. Если в орган учёта обращается юридическое лицо, перечень бумаг дополняется учредительными документами. После передачи пакета бумаг уполномоченному специалисту, заявитель получает расписку с датой и подписью сотрудника.

Сумма государственной пошлины для физического лица — 200 руб., для юридического — 600 руб. при получении документа в бумажном формате. В электронной форме паспорт стоит дешевле, физическое лицо заплатит 150 руб., юридическое — 300 руб. С момента обращения до выдачи готового документа проходит 7–10 дней.

Не всегда требуется поставить на учёт землю, порой нужно произвести обратную процедуру. Снятие с учёта ранее учтенного участка земли имеет место, когда происходит изменение границ надела или его разделение между собственниками.

В большинстве случаев приходится прибегать к помощи суда, поскольку с законодательной точки зрения установленного порядка решения подобных вопросов нет. Обойтись без судебного органа можно в нескольких случаях.

  • Планируется провести раздел между лицами, обладающими свидетельствами о правах собственности на этот надел. Необходимо только произвести фактическое разделение.
  • Ранее указанная информация о собственности была временной.
  • Данные о земле содержались в органах учёта, но регистрация прав не была осуществлена в течение 2 лет.

При этом понадобится заявление в установленной форме, в котором указана просьба собственника снять его недвижимость с регистрационного учёта, и документ, подтверждающий права владельца.

СПРАВКА! Обращение можно оформить лично или в электронном виде. Если решение государственного органа не является положительным, стоит обратиться в суд.

Владелец земельной площади получит отказ если:

  • недвижимость не состоит на учёте в Земельном Кадастре;
  • комплект документов не отвечает требованиям уполномоченного органа;
  • на исправление документов отводилось 3 месяца, но результаты не были предъявлены;

Отказ оформляется в письменной форме и передаётся владельцу, который далее защищает свои интересы в суде.

При обращении в суд собственник также должен составить заявление, которое содержит обязательные пункты.

  1. Наименование инстанции, которой направляется заявление.
  2. Сведения о заявителе.
  3. Подробно описание сложившейся ситуации, ранее предпринятых действий и других нюансов.
  4. Требование о снятии с учёта ранее учтенного участка.

К заявлению прикладываются документы, подтверждающие собственность лица, бумаги с информацией об участке и письменный отказ в снятии с учёта, полученный от кадастрового органа.

Также потребуется квитанция о выплате государственной пошлины. В течение месяца уполномоченный орган изучает обстоятельства и документы.

При отсутствии вопросов, выносится положительное решение, которое направляется в государственный орган для дальнейшего исполнения.

Актуальная информация о статусе раннее возникшего права:

Этим термином называют участок земли, права (владения, собственности, застройки или аренды) на который были зарегистрированы до 01.03.2008 года. При этом кадастровый учет в отношении такого участка произведен не был.

Самостоятельное определение ранее учтенного участка возникло с принятия Закона «О государственном кадастре недвижимости» 27 июля 2007 года.

Границы земельных наделов, учтенных «по-старому», не имеют четких параметров. На учет в кадастре по новым правилам они не поставлены, так как ГКН образовался лишь в 2007 году. Поэтому в Госкадастре содержатся только примерные данные по таким земельным объектам, взятые из каких-то старых записей, архивов.

Как поставить на учёт в Кадастре ранее учтенный земельный участок

  1. Если земельный надел был ранее учтен, то при постановке его на кадастровый учет нет острой необходимости в проведении кадастровых работ, с целью уточнить его границы. Достаточно приложить имеющийся старый кадастровый план, даже с неуточненными границами, а кадастровые работы по уточнению провести позже.
  2. Росреестр может отказать заявителю в постановке на кадастровый учет земельного объекта, который был ранее уже учтен, по следующим основаниям: в Госкадастре специалисты не нашли никакой информации о месторасположении испрашиваемого участка; нет сведений о характерных точках, обозначающих его границы; пределы участка, который учтен позднее, пересекаются с границами надела, который заявитель хочет поставить на учет в данный момент.
  3. Если гражданин захочет снять ранее не учтенный надел с кадастрового учета, он сможет это сделать только через суд, потому что законодательные правила снятия с учета такой группы земель нигде не закреплены.

Процедура внесения новых сведений в ЕГРН в отношении уже учтенных отрезков земли очень схожа с той, что проводится применительно к участкам, которые еще не были на учете. Тем не менее стоит учитывать свои особенности и трудности, а также знать, к каким ситуациям может привести отсутствие вовремя занесенных сведений по земельному объекту в официальный реестр.

Статус «Учтенный» присваивается тем наделам, сведения о которых в Росреестре отражены в полном объеме: габариты, точные границы, иные характеристики, дающие возможность точно идентифицировать объект недвижимости среди прочих подобных. Результатом постановки на учет является выписка из ЕГРН.

Ранее учтенные участки в реестре значатся без обозначения точных границ, поскольку они не прошли процедуру межевания. Для того, чтобы перевести землю в статус «учтенный» необходимо обратиться к специалистам, которые имеют право осуществлять кадастровые работы.

Законом предусмотрена смена статуса «ранее учтенный» и «учтенный» на «архивный» в беззаявительном порядке. Это возможно:

  • при регистрации прав на иные объекты, которые сформированы из такого участка;
  • участок находился в собственности государства или муниципалитета до разграничения и регистрации права аренды хотя бы на один из вновь образованных наделов.

Всю информацию об участке земли, которая содержится в базах Росреестра, достаточно просто. Для этого существует один из онлайн-способов:

  • публичная кадастровая карта. Поиск осуществляется по уникальному кадастровому номеру. В карточке сведений об участке содержится информация, которая была занесена в базы при государственной регистрации;

Владельцу участка со статусом «Ранее учтенный» следует знать, что он не сможет совершать сделки, связанные с таким объектом. Вроде и правоустанавливающие бумаги все на руках, но без дополнения сведений в Росреестре выписку из ЕГРН получить невозможно. Поэтому необходимо произвести межевание и обратиться в Росреестр с соответствующим заявлением о внесении данных по участку.

Особенностью таких земель является отсутствие строго установленных границ участка. Информация о площади надела содержится только в документах владельца. В момент их выдачи точный обмер площади участка не производился. На оборотной стороне документа наносили примерный чертеж, из которого можно было сделать выводы о размере и конфигурации участка.

По прошествии значительного количества лет эти параметры могли претерпеть изменения. Поэтому без точного установления местоположения участка невозможно дополнить сведения о нем.

Присвоение землевладению кадастрового номера указывает на то, что надел поставлен на кадастровый учет.

Землевладение может находиться в статусе:

  • ранее учтенного;
  • учтенного;
  • временного;
  • аннулированного;
  • архивного.

Изменение статуса данной записи может происходить с учетом определенных мероприятий, порождающих юридические последствия, которые совершены в отношении надела или планируются к совершению.

Таким образом, статус свидетельствует о возможности проведения каких-либо действий с конкретным участком земли.

После того, как право собственности на надел оформлено, кадастровая информация получает статус «учтенный». Когда собственником землевладения является государство или муниципалитет, то указанный статус присваивается после того, как договор аренды прошел процедуру регистрации.

К группе ранее учтенных относятся те наделы, право на которые зарегистрировано до 1 марта 2008 года. Нередко подобные земли оказываются неразмежеванными и зафиксированы в кадастре как участки без границ.

Наличие такого статуса дает возможность на распоряжение наделом в определенных рамках. Если межевальные работы проводились, то обладание статусом ранее учтенного участка гарантирует собственнику право распоряжения наделом в полном объеме.

У ранее учтенных землевладений и учтенных есть определенные отличия. Для учтенных наделов характерно наличие всесторонней информации о габаритах, границах и прочих характеристиках, которая зафиксирована государственным кадастром недвижимости. Помимо отмеченного, на такую недвижимость имеется свидетельство о праве собственности.

Ранее учтенные участки прошли процедуру постановки на учет до того времени, как в законную силу вступил новый правовой акт, регулирующий вопросы, связанные с недвижимостью, либо права, на которые были приобретены до 1 марта 2008 года, но объекты не были подвержены кадастровому учету.

Если землевладение не межевалось и в отношении него не проводились кадастровые работы, то оно фиксируется в кадастре без обозначенных границ. Для того, чтобы определить границы надела, обратитесь к специалистам, осуществляющим кадастровые оценочные работы на вашей земле, учтенной ранее.

Иногда возможна смена статуса учтенной либо ранее учтенной земли на архивный без оформления заявок при учете прав на образованные из такого имущества другие объекты. Также это возможно, если землевладение является собственностью государства или муниципалитета до проведения межевых работ и регистрации права аренды хотя бы на один сформированный надел из таких объектов.

При наличии документа на такой надел, но отсутствии сведений о нем в кадастре, обратитесь в компетентные органы для их внесения.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *