Регулирование бухгалтерского учета в Российской Федерации осуществляется в соответствии с принципами

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Регулирование бухгалтерского учета в Российской Федерации осуществляется в соответствии с принципами». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.

(в ред. Федеральных законов от 28.06.2013 N 134-ФЗ, от 02.07.2013 N 185-ФЗ, от 23.07.2013 N 251-ФЗ, от 02.11.2013 N 292-ФЗ, от 21.12.2013 N 357-ФЗ, от 28.12.2013 N 425-ФЗ, от 04.11.2014 N 344-ФЗ, от 23.05.2016 N 149-ФЗ, от 18.07.2017 N 160-ФЗ, от 31.12.2017 N 481-ФЗ, от 29.07.2018 N 272-ФЗ, от 28.11.2018 N 444-ФЗ (ред. от 26.07.2019), от 26.07.2019 N 247-ФЗ)

Принят
Государственной Думой
22 ноября 2011 года

Одобрен
Советом Федерации
29 ноября 2011 года

Статья 20. Принципы регулирования бухгалтерского учета

1. Целями настоящего Федерального закона являются установление единых требований к бухгалтерскому учету, в том числе бухгалтерской (финансовой) отчетности, а также создание правового механизма регулирования бухгалтерского учета.

2. Бухгалтерский учет — формирование документированной систематизированной информации об объектах, предусмотренных настоящим Федеральным законом, в соответствии с требованиями, установленными настоящим Федеральным законом, и составление на ее основе бухгалтерской (финансовой) отчетности.

1. Действие настоящего Федерального закона распространяется на следующих лиц (далее — экономические субъекты):

1) коммерческие и некоммерческие организации;

2) государственные органы, органы местного самоуправления, органы управления государственными внебюджетными фондами Российской Федерации и территориальными государственными внебюджетными фондами; (в ред. Федерального закона от 26.07.2019 N 247-ФЗ)

3) Центральный банк Российской Федерации;

4) индивидуальных предпринимателей, а также на адвокатов, учредивших адвокатские кабинеты, нотариусов и иных лиц, занимающихся частной практикой (далее — лица, занимающиеся частной практикой);

5) находящиеся на территории Российской Федерации филиалы, представительства и иные структурные подразделения организаций, созданных в соответствии с законодательством иностранных государств, международные организации, их филиалы и представительства, находящиеся на территории Российской Федерации, если иное не предусмотрено международными договорами Российской Федерации.

2. Настоящий Федеральный закон применяется с учетом положений бюджетного законодательства Российской Федерации при ведении бюджетного учета нефинансовых и финансовых активов и обязательств Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, операций, изменяющих указанные активы и обязательства, а также при составлении, представлении, рассмотрении и утверждении бюджетной отчетности. Положения настоящего Федерального закона, установленные в отношении организаций бюджетной сферы, распространяются на иные организации в части осуществляемых ими в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации полномочий по ведению бюджетного учета и (или) составлению и представлению бюджетной отчетности. (в ред. Федерального закона от 26.07.2019 N 247-ФЗ)

3. Настоящий Федеральный закон применяется при ведении доверительным управляющим бухгалтерского учета переданного ему в доверительное управление имущества и связанных с ним объектов бухгалтерского учета, а также при ведении, в том числе одним из участвующих в договоре простого товарищества юридических лиц, бухгалтерского учета общего имущества товарищей и связанных с ним объектов бухгалтерского учета.

4. Настоящий Федеральный закон применяется при ведении бухгалтерского учета в процессе выполнения соглашения о разделе продукции, если иное не установлено Федеральным законом от 30 декабря 1995 года N 225-ФЗ «О соглашениях о разделе продукции».

5. Настоящий Федеральный закон не применяется при создании информации, необходимой для составления экономическим субъектом отчетности для внутренних целей, отчетности, представляемой кредитной организации в соответствии с ее требованиями, а также отчетности для иных целей, если законодательством Российской Федерации и принятыми в соответствии с ним правилами составления такой отчетности не предусматривается применение настоящего Федерального закона.

Для целей настоящего Федерального закона используются следующие основные понятия:

1) бухгалтерская (финансовая) отчетность — информация о финансовом положении экономического субъекта на отчетную дату, финансовом результате его деятельности и движении денежных средств за отчетный период, систематизированная в соответствии с требованиями, установленными настоящим Федеральным законом;

2) уполномоченный федеральный орган — федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный Правительством Российской Федерации осуществлять функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности;

3) стандарт бухгалтерского учета — документ, устанавливающий минимально необходимые требования к бухгалтерскому учету, а также допустимые способы ведения бухгалтерского учета;

4) международный стандарт — стандарт бухгалтерского учета, применение которого является обычаем в международном деловом обороте независимо от конкретного наименования такого стандарта;

5) план счетов бухгалтерского учета — систематизированный перечень счетов бухгалтерского учета;

6) отчетный период — период, за который составляется бухгалтерская (финансовая) отчетность;

7) руководитель экономического субъекта — лицо, являющееся единоличным исполнительным органом экономического субъекта, либо лицо, ответственное за ведение дел экономического субъекта, либо управляющий, которому переданы функции единоличного исполнительного органа;

8) факт хозяйственной жизни — сделка, событие, операция, которые оказывают или способны оказать влияние на финансовое положение экономического субъекта, финансовый результат его деятельности и (или) движение денежных средств;

9) организации бюджетной сферы — государственные (муниципальные) учреждения, государственные органы, органы местного самоуправления, органы местной администрации, органы управления государственными внебюджетными фондами Российской Федерации и территориальными государственными внебюджетными фондами. (в ред. Федеральных законов от 23.05.2016 N 149-ФЗ, от 26.07.2019 N 247-ФЗ)

Система нормативного регулирования бухгалтерского учета

Объектами бухгалтерского учета экономического субъекта являются:

1) факты хозяйственной жизни;

2) активы;

3) обязательства;

4) источники финансирования его деятельности;

5) доходы;

6) расходы;

7) иные объекты в случае, если это установлено федеральными стандартами.

1. Экономический субъект обязан вести бухгалтерский учет в соответствии с настоящим Федеральным законом, если иное не установлено настоящим Федеральным законом.

2. Бухгалтерский учет в соответствии с настоящим Федеральным законом могут не вести:

1) индивидуальный предприниматель, лицо, занимающееся частной практикой, — в случае, если в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах они ведут учет доходов или доходов и расходов и (или) иных объектов налогообложения либо физических показателей, характеризующих определенный вид предпринимательской деятельности; (в ред. Федерального закона от 02.11.2013 N 292-ФЗ)

2) находящиеся на территории Российской Федерации филиал, представительство или иное структурное подразделение организации, созданной в соответствии с законодательством иностранного государства, — в случае, если в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах они ведут учет доходов и расходов и (или) иных объектов налогообложения в порядке, установленном указанным законодательством.

3. Бухгалтерский учет ведется непрерывно с даты государственной регистрации до даты прекращения деятельности в результате реорганизации или ликвидации.

4. Упрощенные способы ведения бухгалтерского учета, включая упрощенную бухгалтерскую (финансовую) отчетность, вправе применять, если иное не установлено настоящей статьей, следующие экономические субъекты: (в ред. Федеральных законов от 02.11.2013 N 292-ФЗ, от 04.11.2014 N 344-ФЗ)

1) субъекты малого предпринимательства; (в ред. Федерального закона от 02.11.2013 N 292-ФЗ)

2) некоммерческие организации; (в ред. Федерального закона от 04.11.2014 N 344-ФЗ)

3) организации, получившие статус участников проекта по осуществлению исследований, разработок и коммерциализации их результатов в соответствии с Федеральным законом от 28 сентября 2010 года N 244-ФЗ «Об инновационном центре «Сколково». (в ред. Федерального закона от 02.11.2013 N 292-ФЗ)

5. Упрощенные способы ведения бухгалтерского учета, включая упрощенную бухгалтерскую (финансовую) отчетность, не применяют следующие экономические субъекты: (в ред. Федерального закона от 04.11.2014 N 344-ФЗ)

1) организации, бухгалтерская (финансовая) отчетность которых подлежит обязательному аудиту в соответствии с законодательством Российской Федерации; (в ред. Федерального закона от 04.11.2014 N 344-ФЗ)

2) жилищные и жилищно-строительные кооперативы; (в ред. Федерального закона от 04.11.2014 N 344-ФЗ)

3) кредитные потребительские кооперативы (включая сельскохозяйственные кредитные потребительские кооперативы); (в ред. Федерального закона от 04.11.2014 N 344-ФЗ)

4) микрофинансовые организации; (в ред. Федерального закона от 04.11.2014 N 344-ФЗ)

5) организации бюджетной сферы; (в ред. Федеральных законов от 04.11.2014 N 344-ФЗ, от 26.07.2019 N 247-ФЗ)

Правовое регулирование бухгалтерского учета позволяет государству установить ряд норм и правил, соблюдение которых является обязательным для всех лиц, занимающихся хозяйственной деятельностью.

Общее методологическое нормативное регулирование бухгалтерского учета в РФ осуществляется российским правительством, которое разрабатывает и утверждает правила документирования и отражения в учете различных хозяйственных операций.

В соответствии с п. «р» ст. 71 Конституции России бухучет находится в ведении государства. Методологическое регулирование бухучета возложено российским правительством на Министерство финансов. Регулирование отдельных аспектов ведения бухучета рядом федеральных законов возложено на таких регуляторов, как Центробанк, ФСФР и др., в пределах норм, установленных Минфином. Регулирование бухучета осуществляется путем принятия различных законов, постановлений и различных нормативных актов.

Система нормативно-правового регулирования в России установила четкие правила бухучета для всех субъектов хозяйствования с выделением четырех уровней.

Советуем ознакомиться со статьей, раскрывающей отличия между управленческим учетом и бухучетом: «В чем отличие бухгалтерского учета от управленческого?».

Нормативное регулирование бухгалтерского учета

[Закон о бухгалтерском учёте] [Глава 3]

Регулирование бухгалтерского учёта осуществляется в соответствии со следующими принципами:

  • 1) соответствия федеральных и отраслевых стандартов потребностям пользователей бухгалтерской (финансовой) отчётности, а также уровню развития науки и практики бухгалтерского учета;
  • 2) единства системы требований к бухгалтерскому учету;
  • 3) установления упрощенных способов ведения бухгалтерского учёта, включая упрощенную бухгалтерскую (финансовую) отчётность, для экономических субъектов, имеющих право применять такие способы в соответствии с настоящим Федеральным законом;
  • 4) применения международных стандартов как основы разработки федеральных и отраслевых стандартов;
  • 5) обеспечения условий для единообразного применения федеральных и отраслевых стандартов;
  • 6) недопустимости совмещения полномочий по утверждению федеральных стандартов и государственному контролю (надзору) в сфере бухгалтерского учёта.

Цель – изучение законодательного и нормативного регулирования бухгалтерского учета в Российской Федерации.

Задачи:

  • изучить Федеральный закон РФ «О бухгалтерском учете» от 21.11.1996 г. № 129-ФЗ (с изменениями и дополнениями), Положение по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в РФ от 29.07.1998 г. № 34н;
  • рассмотреть основные вопросы Концепции бухгалтерского учета в период перехода к рыночной экономике России;
  • изучить уровни системы правового и методического регулирования бухгалтерского учета.
2.1. Цели и задачи законодательства о бухгалтерском учете. Государственное регулирование бухгалтерского учета
2.2. Система нормативного регулирования бухгалтерского учета в РФ (четырехуровневая система) и ее основные элементы
Выводы
Вопросы для самопроверки
Библиография

Версия для печати
Хрестоматия
Практикумы
Презентации

Если образно представить, какими документами регламентируется бухгалтерский учет в России, получится своеобразная пирамида из пяти уровней, во главе которой находится Федеральный закон от 06.12.2011 № 402. Рассмотрим, как выглядят на схеме уровни нормативного регулирования бухгалтерского учета 2020, а потом рассмотрим каждый из уровней в отдельности.

Федеральный закон от 06.12.2011 N 402-ФЗ

Функции бухгалтерского учета:

1) контролирующая – обеспечивает контроль за сохранностью, наличием и движением предметов труда, средств труда, денежных средств, за правильностью и своевременностью расчетов с государством и его службами. С помощью учета осуществляются три вида контроля: предварительный, текущий и последующий;

2) информационная функция – является одной из главных функций, так как является источником информации для всех подразделений предприятия и вышестоящих организаций. Информация должна быть достоверной, объективной, своевременной и оперативной;

3) обеспечение сохранности имущества. Выполнение этой функции зависит от действующей системы учета, от наличия специализации, складских помещений, которые оснащены организационной техникой;

4) функция обратной связи – бухгалтерский учет формирует и передает информацию обратной связи;

5) аналитическая функция – с помощью нее происходит раскрытие имеющихся недостатков, наметить и проанализировать способы совершенствования деятельности организации и ее основных служб.


Бухгалтерский учет заключается в следующих принципах:

1) принцип денежного измерения – в бухгалтерских отчетах информация всегда должна быть выражена в едином денежном измерителе (в валюте страны нахождения предприятия);

2) принцип обязательного документирования – непрерывное, сплошное, документально обоснованное и достоверное отражение учитываемых объектов, которые вытекают из одновременно совершающихся в организации различных операций. Эти операции, в свою очередь, отражают постоянно возобновляемый кругооборот всех средств организации и непрерывную смену их форм;

3) принцип двусторонности или двойной записи – заключается по источникам формирования и по признаку размещения с выполнением равенства в обеих группах бухгалтерского учета;

4) принцип автономности организации – в целях сохранения объективности учета бухгалтерских счетов, на которых отражаются все хозяйственные операции организации, ведется обособленно от счетов, которые предназначены непосредственно для учета лиц, связанных с данной организацией. Разделение бухгалтерских счетов организации и ее владельцев (юридических лиц) считается принципом автономности организации;

5) принцип действующей организации – любая создаваемая организация должна существовать (функционировать) и быть постоянно действующим производством;

6) принцип учета по стоимости – активы учитываются по цене приобретения, т. е. по стоимости. Она является основной базой для учета актива в бухгалтерском учете в течение всего времени его существования. Ориентируясь на эти правила, собственные активы и в балансе числятся по первичной цене (по цене приобретения), и независимо от срока их нахождения на предприятии он не переоцениваются, а вновь создаваемая продукция оценивается по сложившейся стоимости затрат в момент ее выпуска;

7) принцип учетного периода: бухгалтерский учет ведется по учетным периодам, которыми принято считать календарные периоды;

8) принцип консерватизма (осторожности) – несомненно, руководители предприятия всегда хотят дела производства представлять в лучшем виде. Но это не всегда согласуется с реальностью. Предварительное поступление доходов в течение отчетного периода нельзя засчитывать в доходы, уже принадлежащие предприятию, если окончательное исполнение операции выходит за пределы отчетного периода. Их лучше отнести к доходам будущих периодов. В случае, если предприятие понесло расходы, а документально не определена окончательность операции (возможно, эти затраты будут возвращены), то их следует засчитывать в расходы будущих периодов, чтобы не искажать истинные показатели по прибыли. Значит, при получении прибыли или выполнении расходов нужно иметь веские доказательства их правомерности. Отсюда следует, что принцип консерватизма имеет две стороны:

а) доход признается только тогда, когда имеется на то обоснованная уверенность;

б) расход признается, как только возникает обоснованная возможность;

[flat_ab id=»11″]

9) принцип реализации – определяет сумму дохода, которая должна быть признана от конкретной продажи в этот период. Так как товар может быть продан по цене выше его стоимости и ниже, в рассрочку и до оплаты, то сумму реализации следует корректировать на предполагаемую сумму безнадежных долгов;

10) принцип увязки – указывает на следующее: если какое-либо событие влияет как на доход, так и на расходы, то воздействие на каждый из них должно быть признано в одном учетном периоде. Затраты на производство продукции входят в себестоимость продукции того отчетного периода, к которому они относятся, независимо от времени оплаты, а прибыль определяется как разница между выручкой от реализации и затратами на ее производство. Из вышесказанного следует, что затраты на производство должны быть включены в себестоимость в том периоде, в котором определена выручка от реализации;

11) принцип последовательности – предприятия могут самостоятельно выбирать метод учета, но с условием соблюдать его в течение достаточно долгого времени (не менее года), пока не возникнут достаточно веские причины для его изменения. В противном случае возникнет ситуация несоизмеримости показателей;

12) принцип существенности – устанавливает, что незначительные события могут не приниматься во внимание, но вся важная информация должна быть раскрыта полностью.

Правовое регулирование бухгалтерского учета позволяет государству установить ряд норм и правил, соблюдение которых является обязательным для всех лиц, занимающихся хозяйственной деятельностью. Общее методологическое нормативное регулирование бухгалтерского учета в РФ осуществляется российским правительством, которое разрабатывает и утверждает правила документирования и отражения в учете различных хозяйственных операций.

Бухгалтерский учет в нашей стране ведется в соответствии с определенными правилами и принципами, а также на основе ряда требований, предусмотренных законодательством. По состоянию на 2019-2020 год, система нормативного регулирования бухгалтерского учета в РФ состоит из 4 уровней.

Федеральный закон от 2 июля 2021 г. N 359-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации» Федеральный закон от 28 ноября 2018 г. N 444-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О бухгалтерском учете»» Федеральный закон от 18 июля 2017 г. N 160-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О бухгалтерском учете»

Принят Государственной Думой 22 ноября 2011 года

Одобрен Советом Федерации 29 ноября 2011 года

Глава 1. Общие положения

Статья 1. Цели и предмет настоящего Федерального закона

1. Целями настоящего Федерального закона являются установление единых требований к бухгалтерскому учету, в том числе бухгалтерской (финансовой) отчетности, а также создание правового механизма регулирования бухгалтерского учета.

2. Бухгалтерский учет — формирование документированной систематизированной информации об объектах, предусмотренных настоящим Федеральным законом, в соответствии с требованиями, установленными настоящим Федеральным законом, и составление на ее основе бухгалтерской (финансовой) отчетности.

Статья 2. Сфера действия настоящего Федерального закона

1. Действие настоящего Федерального закона распространяется на следующих лиц (далее — экономические субъекты):

1) коммерческие и некоммерческие организации;

2) государственные органы, органы местного самоуправления, органы управления государственных внебюджетных фондов и территориальных государственных внебюджетных фондов;

3) Центральный банк Российской Федерации;

4) индивидуальных предпринимателей, а также на адвокатов, учредивших адвокатские кабинеты, нотариусов и иных лиц, занимающихся частной практикой (далее — лица, занимающиеся частной практикой);

5) находящиеся на территории Российской Федерации филиалы, представительства и иные структурные подразделения организаций, созданных в соответствии с законодательством иностранных государств, международные организации, их филиалы и представительства, находящиеся на территории Российской Федерации, если иное не предусмотрено международными договорами Российской Федерации.

2. Настоящий Федеральный закон применяется при ведении бюджетного учета активов и обязательств Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, операций, изменяющих указанные активы и обязательства, а также при составлении бюджетной отчетности.

3. Настоящий Федеральный закон применяется при ведении доверительным управляющим бухгалтерского учета переданного ему в доверительное управление имущества и связанных с ним объектов бухгалтерского учета, а также при ведении, в том числе одним из участвующих в договоре простого товарищества юридических лиц, бухгалтерского учета общего имущества товарищей и связанных с ним объектов бухгалтерского учета.

4. Настоящий Федеральный закон применяется при ведении бухгалтерского учета в процессе выполнения соглашения о разделе продукции, если иное не установлено Федеральным законом от 30 декабря 1995 года N 225-ФЗ «О соглашениях о разделе продукции».

5. Настоящий Федеральный закон не применяется при создании информации, необходимой для составления экономическим субъектом отчетности для внутренних целей, отчетности, представляемой кредитной организации в соответствии с ее требованиями, а также отчетности для иных целей, если законодательством Российской Федерации и принятыми в соответствии с ним правилами составления такой отчетности не предусматривается применение настоящего Федерального закона.

Система нормативного регулирования бухгалтерского учета в РФ

ГЛАВА 1. Общие положения

Ст.1 Цели и предмет настоящего Федерального закона

Ст.2 Сфера действия настоящего Федерального закона

Ст.3 Основные понятия, используемые в настоящем Федеральном законе

Ст.4 Законодательство Российской Федерации о бухгалтерском учете

ГЛАВА 2. Общие требования к бухгалтерскому учету

Ст.5 Объекты бухгалтерского учета

Ст.6 Обязанность ведения бухгалтерского учета

Ст.7 Организация ведения бухгалтерского учета

Ст.8 Учетная политика

Ст.9 Первичные учетные документы

Ст.10 Регистры бухгалтерского учета

Ст.11 Инвентаризация активов и обязательств

Ст.12 Денежное измерение объектов бухгалтерского учета

Ст.13 Общие требования к бухгалтерской (финансовой) отчетности

Ст.14 Состав бухгалтерской (финансовой) отчетности

Ст.15 Отчетный период, отчетная дата

Ст.16 Особенности бухгалтерской (финансовой) отчетности при реорганизации юридического лица

Ст.17 Особенности бухгалтерской (финансовой) отчетности при ликвидации юридического лица

Ст.18 Государственный информационный ресурс бухгалтерской (финансовой) отчетности

Ст.19 Внутренний контроль

ГЛАВА 3. Регулирование бухгалтерского учета

Ст.20 Принципы регулирования бухгалтерского учета

Ст.21 Документы в области регулирования бухгалтерского учета

Ст.22 Субъекты регулирования бухгалтерского учета

Ст.23 Функции органов государственного регулирования бухгалтерского учета

Ст.24 Функции субъекта негосударственного регулирования бухгалтерского учета

Ст.25 Совет по стандартам бухгалтерского учета

Ст.25.1 Совет по стандартам бухгалтерского учета государственных финансов

Ст.26 Программы разработки федеральных стандартов

Ст.27 Разработка и утверждение федеральных стандартов

Ст.28 Разработка федеральных стандартов уполномоченным федеральным органом

ГЛАВА 4. Заключительные положения

Ст.29 Хранение документов бухгалтерского учета

Ст.30 Особенности применения настоящего Федерального закона

Ст.31 О признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) РФ

Ст.32 Вступление в силу настоящего Федерального закона

1. Целями настоящего Федерального закона являются установление единых требований к бухгалтерскому учету, в том числе бухгалтерской (финансовой) отчетности, а также создание правового механизма регулирования бухгалтерского учета.

2. Бухгалтерский учет — формирование документированной систематизированной информации об объектах, предусмотренных настоящим Федеральным законом, в соответствии с требованиями, установленными настоящим Федеральным законом, и составление на ее основе бухгалтерской (финансовой) отчетности.

1. Действие настоящего Федерального закона распространяется на следующих лиц (далее — экономические субъекты):

1) коммерческие и некоммерческие организации;

2) государственные органы, органы местного самоуправления, органы управления государственными внебюджетными фондами Российской Федерации и территориальными государственными внебюджетными фондами;

3) Центральный банк Российской Федерации;

4) индивидуальных предпринимателей, а также на адвокатов, учредивших адвокатские кабинеты, нотариусов и иных лиц, занимающихся частной практикой (далее — лица, занимающиеся частной практикой);

5) находящиеся на территории Российской Федерации филиалы, представительства и иные структурные подразделения организаций, созданных в соответствии с законодательством иностранных государств, международные организации, их филиалы и представительства, находящиеся на территории Российской Федерации, если иное не предусмотрено международными договорами Российской Федерации.

Для целей настоящего Федерального закона используются следующие основные понятия:

1) бухгалтерская (финансовая) отчетность — информация о финансовом положении экономического субъекта на отчетную дату, финансовом результате его деятельности и движении денежных средств за отчетный период, систематизированная в соответствии с требованиями, установленными настоящим Федеральным законом;

2) уполномоченный федеральный орган — федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный Правительством Российской Федерации осуществлять функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности;

3) стандарт бухгалтерского учета — документ, устанавливающий минимально необходимые требования к бухгалтерскому учету, а также допустимые способы ведения бухгалтерского учета;

4) международный стандарт — стандарт бухгалтерского учета, применение которого является обычаем в международном деловом обороте независимо от конкретного наименования такого стандарта;

5) план счетов бухгалтерского учета — систематизированный перечень счетов бухгалтерского учета;

6) отчетный период — период, за который составляется бухгалтерская (финансовая) отчетность;

7) руководитель экономического субъекта — лицо, являющееся единоличным исполнительным органом экономического субъекта, либо лицо, ответственное за ведение дел экономического субъекта, либо управляющий, которому переданы функции единоличного исполнительного органа;

8) факт хозяйственной жизни — сделка, событие, операция, которые оказывают или способны оказать влияние на финансовое положение экономического субъекта, финансовый результат его деятельности и (или) движение денежных средств;

9) организации бюджетной сферы — государственные (муниципальные) учреждения, государственные органы, органы местного самоуправления, органы местной администрации, органы управления государственными внебюджетными фондами Российской Федерации и территориальными государственными внебюджетными фондами.

Законодательство Российской Федерации о бухгалтерском учете состоит из настоящего Федерального закона, других федеральных законов и принятых в соответствии с ними нормативных правовых актов.

ГЛАВА 2. ОБЩИЕ ТРЕБОВАНИЯ К БУХГАЛТЕРСКОМУ УЧЕТУ

Какими документами регулируется бухгалтерский учёт

Объектами бухгалтерского учета экономического субъекта являются:

1) факты хозяйственной жизни;

2) активы;

3) обязательства;

4) источники финансирования его деятельности;

5) доходы;

6) расходы;

7) иные объекты в случае, если это установлено федеральными стандартами.

1. Экономический субъект обязан вести бухгалтерский учет в соответствии с настоящим Федеральным законом, если иное не установлено настоящим Федеральным законом.

2. Бухгалтерский учет в соответствии с настоящим Федеральным законом могут не вести:

1) индивидуальный предприниматель, лицо, занимающееся частной практикой, — в случае, если в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах они ведут учет доходов или доходов и расходов и (или) иных объектов налогообложения либо физических показателей, характеризующих определенный вид предпринимательской деятельности;

2) находящиеся на территории Российской Федерации филиал, представительство или иное структурное подразделение организации, созданной в соответствии с законодательством иностранного государства, — в случае, если в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах они ведут учет доходов и расходов и (или) иных объектов налогообложения в порядке, установленном указанным законодательством.

3. Бухгалтерский учет ведется непрерывно с даты государственной регистрации до даты прекращения деятельности в результате реорганизации или ликвидации.

4. Упрощенные способы ведения бухгалтерского учета, включая упрощенную бухгалтерскую (финансовую) отчетность, вправе применять, если иное не установлено настоящей статьей, следующие экономические субъекты:

1) субъекты малого предпринимательства;

2) некоммерческие организации;

3) организации, получившие статус участников проекта по осуществлению исследований, разработок и коммерциализации их результатов в соответствии с Федеральным законом от 28 сентября 2010 года N 244-ФЗ «Об инновационном центре «Сколково».

5. Упрощенные способы ведения бухгалтерского учета, включая упрощенную бухгалтерскую (финансовую) отчетность, не применяют следующие экономические субъекты:

1) организации, бухгалтерская (финансовая) отчетность которых подлежит обязательному аудиту в соответствии с законодательством Российской Федерации;

2) жилищные и жилищно-строительные кооперативы;

3) кредитные потребительские кооперативы (включая сельскохозяйственные кредитные потребительские кооперативы);

4) микрофинансовые организации;

5) организации бюджетной сферы;

6) политические партии, их региональные отделения или иные структурные подразделения;

7) коллегии адвокатов;

8) адвокатские бюро;

9) юридические консультации;

10) адвокатские палаты;

11) нотариальные палаты;

12) некоммерческие организации, включенные в предусмотренный пунктом 10 статьи 13.1 Федерального закона от 12 января 1996 года N 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» реестр некоммерческих организаций, выполняющих функции иностранного агента.

Система регулирования бухгалтерского учета изложена в гл. 3 Закона «О бухгалтерском учете». Регулирование осуществляется в соответствии со следующими принципами:

  1. соответствие федеральных и отраслевых стандартов потребностям пользователей бухгалтерской (финансовой) отчетности, а также уровню развития науки и практики бухгалтерского учета;
  2. единство системы требований к бухгалтерскому учету;
  3. упрощение способов ведения бухгалтерского учета, включая упрощенную бухгалтерскую (финансовую) отчетность, для субъектов малого предпринимательства и отдельных форм не коммерческих организаций;
  4. применение международных стандартов как основы раз работки федеральных и отраслевых стандартов;
  5. обеспечение условий для единообразного применения федеральных и отраслевых стандартов;
  6. недопустимость совмещения полномочий по утверждению федеральных стандартов и государственному контролю (надзору) в сфере бухгалтерского учета.

Уполномоченный федеральный орган:

  1. утверждает программу разработки федеральных стандартов в порядке, установленном Законом «О бухгалтерском учете»;
  2. утверждает федеральные стандарты и в пределах его компетенции отраслевые стандарты и обобщает практику их применения;
  3. организует экспертизу проектов стандартов бухгалтерского учета;
  4. утверждает требования к оформлению проектов стандартов бухгалтерского учета;
  5. участвует в установленном порядке в разработке международных стандартов;
  6. представляет РФ в международных организациях, осуществляющих деятельность в области бухгалтерского учета и бухгалтерской (финансовой) отчетности;
  7. осуществляет иные функции, предусмотренные настоящим федеральным законом и иными федеральными законами.

Центральный банк РФ в пределах его компетенции:

  1. утверждает отраслевые стандарты и обобщает практику их применения;
  2. участвует в подготовке и согласовывает программу разработки федеральных стандартов;
  3. участвует в экспертизе проектов федеральных стандартов;
  4. участвует совместно с уполномоченным федеральным органом в установленном порядке в разработке международных стандартов;
  5. осуществляет иные функции, предусмотренные настоящим федеральным законом и иными федеральными законами.

Основные принципы и правила ведения бухгалтерского учета

Для проведения экспертизы проектов федеральных стандартов при уполномоченном федеральном органе создается совет по стандартам бухгалтерского учета.

Совет по стандартам бухгалтерского учета проводит экспертизу проектов федеральных стандартов на предмет:

  1. соответствия законодательству Российской Федерации о бухгалтерском учете;
  2. соответствия потребностям пользователей бухгалтерской (финансовой) отчетности, а также уровню развития науки и практики бухгалтерского учета;
  3. обеспечения единства системы требований к бухгалтерскому учету;
  4. обеспечения условий для единообразного применения федеральных стандартов.

Система регулирования бухгалтерского учета изложена в гл. 3 Закона “О бухгалтерском учете”. Регулирование осуществляется в соответствии со следующими принципами:

  • 1) соответствие федеральных и отраслевых стандартов потребностям пользователей бухгалтерской (финансовой) отчетности, а также уровню развития науки и практики бухгалтерского учета;
  • 2) единство системы требований к бухгалтерскому учету;
  • 3) упрощение способов ведения бухгалтерского учета, включая упрощенную бухгалтерскую (финансовую) отчетность, для субъектов малого предпринимательства и отдельных форм некоммерческих организаций;
  • 4) применение международных стандартов как основы разработки федеральных и отраслевых стандартов;
  • 5) обеспечение условий для единообразного применения федеральных и отраслевых стандартов;
  • 6) недопустимость совмещения полномочий по утверждению федеральных стандартов и государственному контролю (надзору) в сфере бухгалтерского учета.

Учет затрат на производство

Учет готовой продукции

Учет финансовых результатов

Функции бухгалтерского учета

История развития бухгалтерского учета

Предмет и метод бухгалтерского учета

Организация бухгалтерского учета

Бухгалтерская отчетность. Формы бухгалтерской отчетности

Регулирование бухгалтерского учета

Учет затрат на производство

Учет готовой продукции

Учет финансовых результатов

Функции бухгалтерского учета

История развития бухгалтерского учета

Предмет и метод бухгалтерского учета

Организация бухгалтерского учета

Бухгалтерская отчетность. Формы бухгалтерской отчетности

Регулирование бухгалтерского учета

Региональная система безналичных платежей

Управление качеством: концептуальные проблемы новых стандартов ИСО 9000

Государственное управление в регионах: новые подходы

Риск процентной ставки

Рыночный риск: измерение и управление

Организационный подход к управлению конфликтом в кризисной ситуации

Бизнес-системы постиндустриального общества

Причины государственного вмешательства в хозяйственную деятельность естественных монополий

Филиалы, данные, анализ

От переработки данных — к анализу

Доходность, ликвидность, риск

Рыночный риск и как с ним бороться

Информация — новый вид финансовых активов

Знание — основа анализа

Информационно-аналитические технологии и выбор решений

Имитационная модель банка — основа аналитической системы

Денежные потоки в коммерческом банке

Внешнее финансирование в системе регулирования финансовых потоков компании

Второй уровень регулирования бухгалтерской отчетности составляют Положения по бухгалтерскому учету (ПБУ). ПБУ разработаны и утверждены Министерством финансов РФ.

ПБУ относятся, прежде всего, к системе нормативного регулирования бухгалтерского учета и отчетности. Они не являются законодательными документами и не регулируют указанные вопросы в рамках юридического поля.

Одним из важнейших документов второго уровня регулирования бухгалтерской отчетности является Положение по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности, в котором сформулированы важнейшие принципы учета в организациях. Положение по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности утверждено Приказом Министерства финансов РФ от 29 июля 1998 г. № 34н, в настоящее время, данное положение действует в редакции Приказа Министерства финансов РФ от 24.12.2010 № 186н.

Положение по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации является основным документом второго уровня нормативного регулирования бухгалтерской отчетности. Многие статьи данного положения были изменены в новой редакции по причине введения в действие части первой ГК РФ и других нормативных актов. Следует отметить, что данный шаг предпринимался законодателями в целях учета новых требований современной рыночной экономики России. В новой редакции также были заменены ранее действовавшие положения о бухгалтерских отчетах и главных бухгалтерах.

Однако, несмотря на всю важность данного документа, его нельзя отнести к документам первого уровня, поскольку данное положение утверждено не законодательным органом, а приказом Министерства финансов России.

Положения (стандарты) по бухгалтерскому учету, устанавливают принципы, правила и способы ведения организациями учета хозяйственных операций, составления и представления бухгалтерской отчетности.

Многие Положения по бухгалтерскому учету непосредственно связаны с составлением отчетности – это прежде всего ПБУ 4/99 «Бухгалтерская отчетность организации», утвержденное приказом Министерством финансов РФ от 6 июля 1999 г. № 43н. Некоторые ПБУ претерпели изменения с момента их первой публикации. На данный момент действуют следующие Положения по бухгалтерскому учету, которые распространяются на все организации, являющиеся юридическими лицами по законодательству Российской Федерации за исключением кредитных организаций, государственных и муниципальных учреждений.

В системе законодательного и нормативного регулирования бухгалтерской отчетности можно выделить четыре уровня. К первому относятся указы Президента, законы, постановления Правительства и Федеральный закон «О бухгалтерском учете». Второй уровень составляют положения по бухгалтерскому учету. Третий уровень включает в себя методические рекомендации и инструкции, имеющие нормативный характер и дающие пояснения к документам первого и второго уровней, и указания отраслевых органов, которые носят рекомендательный характер. Четвертый уровень включает в себя внутренние документы предприятий и организаций, которые формируют их учетную политику.

Это наиболее многочисленная группа документов, к которой относятся План счетов бухгалтерского учета и инструкция по его применению, методические рекомендации по планированию, учету и калькулированию себестоимости продукции (работ, услуг) в промышленности, сельском хозяйстве и др. отраслях; методические указания, инструкции по заполнению форм бухгалтерской отчетности и т. д.

Следует отметить, что Минфином и иными исполнительными органами власти могут издаваться документы в виде писем, разъясняющих тот или иной конкретный узкий вопрос применения норм правил ведения бухгалтерского учета и составления отчетности. Однако в соответствии с п. 2 Правил подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 13 августа 1997 г. N 1009 издание нормативных правовых актов в виде писем и телеграмм не допускается. Поэтому они могут порождать правовые последствия, а следовательно не включаются в систему нормативно-правового регулирования учета и отчетности.

В настоящее время действует более 300 документов Минфина РФ и более 50 документов ФКЦБ, как носящих нормативно-правовой характер (нормативные акты и акты применения права), так и содержащих разъяснения по вопросу их применения, в которых затрагиваются вопросы ведения бухгалтерского учета и составления отчетности. Поэтому в рамках отчета можно остановиться только на отдельных из них.

  • Методические рекомендации, инструкции Минфина РФ
    План счетов бухгалтерского учета и Инструкция по его применению, утвержденные Приказом Минфина от 31.10.2000 № 94н

Одной из причин принятия нового Плана счетов явилась необходимость осуществления сближения российской практики бухгалтерского учета с международными стандартами финансовой отчетности.

Переход на новой План счетов организации осуществляли в течение 2001 г. по мере их готовности.

В соответствии с п. «а» ст.3 Закона «О бухгалтерском учете» Планы счетов бухгалтерского учета и инструкции по их применению относятся к нормативно – правовым актам по бухгалтерскому учету, обязательным для исполнения всеми организациями на территории Российской Федерации.

Следуя логике Закона, План счетов бухгалтерского учета должен быть отнесен ко второму уровню нормативного регулирования, однако официальные разъяснения подчеркивают, что документ должен быть отнесен к третьему уровню единой системы нормативного регулирования и носит прежде всего технический характер. Так Письмо Минфина от 15.04.2001 № 16-00-13/05 указывает на то, что План счетов не носит нормативно-правового характера, обосновывая это тем, что согласно Инструкции по применению плана счетов, принципы, правила и способы ведения организациями бухгалтерского учета отдельных активов, финансовых, хозяйственных операций устанавливаются положениями и другими нормативными актами.

Однако характер документа, его способность порождать те или иные последствия определяется не тем кругом вопросов, которые он регулирует, а порядком его принятия и характером его действия. План счетов бухгалтерского учета, как указывалось выше, относится Законом к нормативно-правовым актам (данная норма Закона не отменена и в ней План счетов имеет приоритет над Положениями), утвержден приказом Минфина РФ – органа, на который возложено регулирование бухгалтерского учета, поэтому никак не может трактоваться как документ, носящий лишь рекомендательный характер. Этот вывод подтверждается и положениями Инструкции по применению Плана счетов, согласно которой «по плану счетов бухгалтерского учета и в соответствии с настоящей Инструкцией бухгалтерский учет должен вестись в организациях (кроме кредитных и бюджетных) всех форм собственности и организационно-правовых форм, ведущих учет методом двойной записи».

Однако, признавая, что данный документ является нормативно-правовым, следует признать, что План счетов и Инструкция по его применению, утвержденные Приказом Минфина от 31.10.2000 № 94н, в отличие от ранее действовавшего, устанавливает лишь наиболее общий порядок отражения фактов хозяйственной деятельности на счетах бухгалтерского учета.

План счетов представляет собой схему регистрации и группировки фактов хозяйственной деятельности (активов, обязательств, финансовых, хозяйственных операций ) в бухгалтерском учете (абз. 5 Инструкции).

В Плане счетов сохранена структура ранее действующего Плана счетов. Кардинальные изменения внесены только в порядок учета материально-производственных запасов, выручки от реализации и финансовых результатов.

На основании Плана счетов и в соответствии с Инструкцией организация утверждает рабочий план счетов бухгалтерского учета.

Нормативно-правовые акты, регулирующие порядок исчисления и уплаты налогов, не связывают прямо порядок исчисления всех налогов с отражением хозяйственных операций в точном соответствии с Планом счетов. Однако фактически План счетов, устанавливая порядок регистрации фактов хозяйственной деятельности, определяет и порядок их отражения в регистрах бухгалтерского учета, а в отношении необходимости исчисления налога на основе данных регистров бухгалтерского учета налоговое законодательство содержит прямое указание (п.1 ст. 54 НК РФ).

На практике, в актах проверки налоговые органы очень часто ссылаются на нарушения в порядке исчисления и уплаты налога вследствие нарушения установленного Планом счетов порядка отражения хозяйственных операций.

Таким образом, хотя налоговым законодательством и не установлена ответственность за неправильное отражение хозяйственных операций в регистрах бухгалтерского учета, использование альтернативных Планов счетов (уникальных для каждой организации) безусловно приведет к возникновению многочисленных споров с налоговыми органами, которые могут быть разрешены только в судебном порядке.

Данным приказом устанавливается публикации годовой бухгалтерской отчетности открытыми акционерными обществами. Под публикацией отчетности и признается объявление обществом бухгалтерской отчетности в средствах массовой информации для всеобщего сведения. Отчетность перед публикацией должна быть подтверждена аудитором и утверждена общим собранием. Публикации подлежат бухгалтерский баланс, публикация которого может производиться по сокращенной форме и отчет о финансовых результатах. Приказ устанавливает перечень показателей, которые обязательно должны быть отражены в бухгалтерском балансе и отчете о финансовых результатах. По каждому числовому показателю публикуемой бухгалтерской отчетности должны быть приведены данные за период, предшествующий отчетному (п.2.6 Приказа). Вместе с бухгалтерской отчетностью публикуется информация о результатах аудита.

Данным приказом в Методические рекомендации включен пункт согласно которому группа может не составлять сводную бухгалтерскую отчетность по правилам, предусмотренным нормативными актами и методическими указаниями по бухгалтерскому учету Минфина, в случае, если одновременно соблюдаются 3 условия:

  • сводная бухгалтерская отчетность составляется на основе Международных стандартов финансовой отчетности (МСФО),
  • группой обеспечена достоверность сводной бухгалтерской отчетности, составленной на основе МФСО,
  • пояснительная записка к сводной бухгалтерской отчетности содержит перечень применяемых требований бухгалтерской отчетности, раскрывает способы ведения бухгалтерского учета, включая оценки, отличающиеся от правил, предусмотренных нормативными актами и методическими указаниями по бухгалтерскому учету Минфина РФ (п. 8 Методических рекомендаций)

Поскольку данным Приказом прямо предусмотрена возможность составления сводной бухгалтерской отчетности не на основе нормативных актов Минфина, а на основе МСФО, то можно говорить о прецеденте, говорящем о возможности составления и иной отчетности по правилам МСФО. Приказ также определяет критерии, позволяющие составлять отчетность по правилам МСФО: достоверность отчетности, раскрытие оценок, отличающихся от правил, предусмотренных нормативными актами и методическими указаниями по бухгалтерскому учету Минфина РФ.

  • Методические рекомендации, инструкции ФКЦБ
    Методические рекомендации по заполнению форм отчетности профессиональных участников рынка ценных бумаг, утвержденные распоряжением ФКЦБ России от 14.08.2002 № 991/р.

Данные методические рекомендации разъясняют порядок заполнения форм отчетности профессиональных участников рынка ценных бумаг, установленных совместным Постановлением ФКЦБ России N 33 и Минфина России N 109н от 11.12.2001 «Об утверждении Положения об отчетности профессиональных участников рынка ценных бумаг» и адресованы профессиональным участникам ценных бумаг. Для кредитных и некредитных организаций – участников рынка ценных бумаг, некоторые отдельные формы отчетности отличаются (к примеру, показатели финансовой деятельности).

Рекомендации определяют дату совершения сделки по эмиссионных ценным бумагам, содержат указания по заполнению форм отчетности. В частности, установлен перечень данных, которые должны включаться в квартальный отчет профессионального участника рынка ценных бумаг. Форма бухгалтерского баланса профессионального участника рынка ценных бумаг должна содержать строки, позволяющие произвести расчет размера собственных средств профессионального участника рынка ценных бумаг в соответствии с Методикой расчета собственных средств профессионального участника рынка ценных бумаг, утвержденной постановлением ФКЦБ России от 15.08.2000 N 8 (стоимость собственных акций (долей, паев), приобретенных и (или) выкупленных у акционеров (участников); сумма задолженности участников (учредителей) по оплате уставного капитала; сумма дебиторской задолженности, платежи по которой ожидаются более чем через 90 дней после отчетной даты; стоимость имущества, являющегося предметом залога; стоимость финансовых вложений в организации, в уставном капитале которых профессиональному участнику принадлежит более 10 процентов акций, включая инвестиции в дочерние общества, за исключением эмиссионных ценных бумаг таких организаций, допущенных к обращению через организаторов торговли; стоимость финансовых вложений в уставный капитал участников (акционеров, учредителей, членов) профессионального участника, за исключением эмиссионных ценных бумаг, допущенных к обращению через организаторов торговли; стоимость эмиссионных ценных бумаг российских эмитентов, выпуски которых не зарегистрированы в установленном законодательством Российской Федерации порядке и др.) Методические рекомендации определяют информацию, которая должна отражаться в составе дебиторской задолженности, в составе краткосрочной финансовых вложений.

В составе сведений о наиболее крупных дебиторах и кредиторах должны указываться только дебиторы и кредиторы – контрагенты по сделкам с ценными бумагами.

Порядок заполнения таблицы «Показатели, характеризующие финансовое состояние организации» содержит толкование ряда понятий (денежные средства, текущие обязательства организации, текущие активы) только применительно к целям заполнения данной формы. Данные бухгалтерского учета используются при составлении таблицы «Сведения о собственных финансовых вложениях и оборотах по операциям от своего имени и за свой счет». В ней отражаются сделки со всеми видами ценных бумаг. Информация по акциям и облигациям указывается обобщенно по всем выпускам каждого вида ценных бумаг эмитента.

Бухгалтерская финансовая отчетность

Согласно п. 3 ст. 5 Закона о бухгалтерском учете организация, руководствуясь законодательством РФ, нормативными актами органов, регулирующих бухгалтерский учет, самостоятельно формирует свою учетную политику, исходя из своей структуры, отрасли и других особенностей деятельности. Таким образом организация может применять любые варианты учетной политики, исходя из специфики ее деятельности, однако при этом она должна действовать в пределах установленных нормативно-правовыми актами правил. И только в том случае, если по конкретному вопросу в нормативных актах отсутствуют способы ведения учета, организация может самостоятельно установить способ учета, но и при этом не может нарушать установленных принципов учета.

Основным нормативным актом, принимаемым организацией, является ее учетная политика. Учетная политика утверждается приказом руководителя организации. Одновременно с учетной политикой, организация утверждает рабочий план счетов бухгалтерского учета, содержащий синтетические и аналитические счета, необходимые для ведения бухгалтерского учета в соответствии с требованиями своевременности и полноты учета и отчетности; формы первичных документов, применяемых для оформления хозяйственных операций, по которым не предусмотрены типовые формы первичных учетных документов, а также формы документов для внутренней бухгалтерской отчетности; порядок проведения инвентаризации и методы оценки имущества и обязательств; правила документооборота и технология обработки учетной информации; порядок контроля за хозяйственными операциями, а также другие решения, необходимые для организации бухгалтерского учета. (п. 3 ст. 6 Закона)

Рабочий план счетов составляется на основе Типового плана счетов и должен содержать полный перечень синтетических и аналитических (включая субсчета) счетов, необходимых для ведения бухгалтерского учета и регистров налогового учета.

Помимо этого организация может вводить в План счетов бухгалтерского учета дополнительные синтетические счета, имея свободные номера счетов, однако согласно Инструкции по применению Плана счетов это возможно только по согласованию с Минфином РФ (абз. 6).

Несмотря на тенденцию усиления самостоятельности организаций в определении подходов к ведению бухгалтерского учета, в РФ существует сложившиеся система государственного регулирования ведения бухгалтерского учета и составления отчетности организациями, которая определена Федеральным законом и отражена в иерархии нормативно-правовых актов, регламентирующих различные вопросы ведения бухгалтерского учета и составления отчетности.

  • Профессиональные объединения бухгалтеров и аудиторов

1. В 1997 году было создано некоммерческое партнерство «Институт профессиональных бухгалтеров России», среди целей и задач которого названы координация деятельности специалистов и юридических лиц в области бухгалтерского учета, аудита, финансового менеджмента, а также разработка методологии и методики бухгалтерского учета. Одной из задач, которую призван решить ИПБ – передача ряда функций регулирования бухгалтерского учета от государства профессиональным организациям.

В настоящее время представители ИПБ принимают участие в работе Межведомственной комиссии по реформированию бухгалтерского учета, в разработке нормативных документов бухгалтерского учета, закона о бухгалтерском учете.

Институт активно участвовал в создании 15 действующих положений по бухгалтерскому учету (ПБУ).

Однако ученые и практики бухгалтерского учета – члены ИПБ России считают, что международные стандарты финансовой отчетности должны быть адаптированы к условиям нашей страны и учитывать правовое поле, в котором они будут действовать, т.е. ПБУ не должны противоречить гражданскому, трудовому законодательству, действующему в Российской Федерации.1

ИПБ принимает участие в создании отраслевых документов по бухгалтерскому учету, к примеру методических рекомендаций по планированию, учету и калькулированию себестоимости продукции (работ, услуг) и формированию финансовых результатов в сфере туризма.

Мерами по реализации в 2001-2005 годах Программы реформирования бухгалтерского учета предусмотрено участие ИПБ в разработке отраслевых инструкций по учету доходов и расходов по обычным видам деятельности. Следует отметить, что Закон «О бухгалтерском учете» в отличие от других законов («О рынке ценных бумаг», «Об аудиторской деятельности») никак не затрагивает вопросов создания и деятельности, а также полномочий в сфере нормативного регулирования учета и отчетности саморегулируемой организации.

2. В соответствии с Законом «Об аудиторской деятельности» аккредитованное профессиональное аудиторское объединение имеет право самостоятельно или по поручению уполномоченного федерального органа проводить проверки качества работы аудиторских организаций или индивидуальных аудиторов, являющихся их членами; представителе организаций входят в Совет по аудиторской деятельности, который принимает участие в подготовке и предварительном рассмотрении основных документов аудиторской деятельности и проектов решений уполномоченного федерального органа.

Таким образом, профессиональные организации аудиторов хотя и не участвуют в непосредственно в регулировании бухгалтерского учета, однако как лица, оценивающие бухгалтерскую отчетность, влияют на формирование требований, предъявляемых к бухгалтерскому учету и отчетности.

  • Роль профессиональных организаций (НАУФОР) в области профессионального регулирования деятельности профессиональных участников рынка ценных бумаг

Под саморегулируемой организацией профессиональных участников рынка ценных бумаг Закон «О рынке ценных бумаг» понимает добровольное объединение профессиональных участников рынка ценных бумаг, действующее в соответствии с названным Законом и функционирующее на принципах некоммерческой организации (ст. 48) Статья 49 Закона определяет права саморегулируемой организации, к числу которых относится право разрабатывать правила и стандарты осуществления профессиональной деятельности и операций с ценными бумагами своими членами и осуществлять контроль за их соблюдением.

Организация приобретает статус саморегулируемой на основании лицензии, выдаваемой ФКЦБ (ст. 50).

Как следует из Закона, одной из целей создания организации является обеспечение условий профессиональной деятельности участников рынка ценных бумаг, а также установления правил и стандартов проведения операций с ценными бумагами.

Однако, в настоящее время государственное регулирование в сфере ценных бумаг играет определяющую роль, подчиняя задачам государственного регулирования и деятельность саморегулируемых организаций.

Действующее Положение о саморегулируемых организациях профессиональных участников рынка ценных бумаг и Положение о лицензировании саморегулируемых организаций (утверждено Постановлением ФКЦБ от 01.07.1994 № 24) определяет порядок создания и деятельности таких организаций, регламентирует их права и обязанности, порядок осуществления организацией контроля за деятельностью ее членов, разрешения споров. Тем самым говорить о существовании «саморегулируемой организации», в условиях когда ее деятельность требует государственного лицензирования, можно лишь условно.

Данный вывод подтверждается также и тем, что одной из функций саморегулируемой организации в настоящее время, является сбор отчетности профессиональных участников рынка ценных бумаг, которую она передает в ФКЦБ. Порядок передачи отчетности определяется соглашением между организацией (НАУФОР) и ФКЦБ (п.3, п.7 Положения об отчетности профессиональных участников рынка ценных бумаг).

В соответствии с п.2 Постановления ФКЦБ от 06.11.98 № 45 саморегулируемая организация НАУФОР обеспечивает прием, сверку, хранение и представление в ФКЦБ отчетности, которую должны представлять профессиональные участники рынка ценных бумаг, ведущие брокерскую, дилерскую деятельность и деятельность по управлению ценными бумагами.

Согласно п. 1.3 Положения о представлении информации профессиональными участниками рынка ценных бумаг, ут��ержденного Постановлением ФКЦБ от 06.11.98 № 45, саморегулируемая организация «Национальная ассоциация участников фондового рынка» (НАУФОР) вправе запрашивать у профессиональных участников дополнительную информацию и документы по представленной отчетности.

ФЗ «О рынке ценных бумаг» содержит в отношении организаторов торговли на рынке ценных бумаг лишь требование о раскрытии информации самим организатором торговли (ст.9).

  • Постановлением ФКЦБ от 04.01.2002 № 1-пс утверждено Положение о требованиях, предъявляемых к организаторам торговли на рынке ценных бумаг»

Данное Положение содержит перечень требований к правилам допуска к обращению и исключения из обращения ценных бумаг. Данные правила разрабатываются организатором торговли и обязательно должны быть согласованы с ФКЦБ (п.2.9. Положения).

Согласно п. 5.4.1. эмитент ценных бумаг должен раскрыть организатору торговли информацию о существенных фактах (событиях и действиях), затрагивающих финансово-хозяйственную деятельность эмитента ценных бумаг, о количестве акционеров эмитента; о ежеквартальных отчетах эмитента ценных бумаг в соответствии с требованиями по составу и срокам представления такой информации, установленными нормативными правовыми актами комиссии; о том, что одно лицо (и (или) его аффилированные лица) стали владельцем более 75% акций этого эмитента.

  • Положение «О системе контроля организаторами торговли на рынке ценных бумаг и дополнительных требованиях к участникам торгов и эмитентам ценных Федеральной Комиссией по рынку ценных бумаг от 26.10.2001 № 28

Положение регулирует отношения, связанные с осуществлением организаторами торговли на рынке ценных бумаг контроля за сделками с ценными бумагами, осуществленными через них. Согласно п. 3.3. эмитенты обязаны в дополнение к установленным законодательством РФ и нормативными актами ФКЦБ России предоставлять организатору торговли ежеквартально установленную законодательством о ценных бумагах отчетность и бухгалтерскую отчетность с приложениями.

Перечень документов и порядок их предоставления регламентирован ФКЦБ России. Организаторы торговли могут включить в Правила лишь дополнительные требования к отчетности эмитентов, однако и эти изменения должны быть согласованы с ФКЦБ России.

Из вышеизложенного следует, что организаторы торговли в настоящее время не могут устанавливать требования, касающиеся составления отчетности эмитентами ценных бумаг самостоятельно. Существующий порядок деятельности организаторов торговли не позволяет устанавливать и иной порядок предоставления отчетности, нежели предусмотренный ФКЦБ России.

В настоящее время аудиторская деятельность регулируется в РФ Законом от 07.08.01 № 119-ФЗ «Об аудиторской деятельности», согласно п. 1 ст. 1 которого аудиторская деятельность, аудит – это предпринимательская деятельность по независимой проверке бухгалтерского учета и финансовой (бухгалтерской) отчетности организаций и индивидуальных предпринимателей.

Действующий Закон во многом приближен к МСА, в частности в определении цели аудита, которой является выражение мнения о достоверности финансовой (бухгалтерской) отчетности аудируемых лиц. Вместе с тем Закон ставит целью аудита выявление соответствия порядка ведения бухгалтерского учета законодательству Российской Федерации, что еще раз подчеркивает, что порядок ведения учета для всех организаций должен соответствовать нормативным Правилам.

Приближена к нормам МСА и трактовка в законе понятия «достоверность отчетности», которая согласно п. 3 ст.1 Закона понимается как возможность для пользователя отчетности на основании ее данных делать правильные выводы о результатах хозяйственной деятельности, финансовом и имущественном положении аудируемых лиц и принимать базирующиеся на этих выводах обоснованные решения.

Закон установил, что для всех аудиторов и аудируемых лиц являются обязательными Правила (стандарты) аудиторской деятельности – единые требования к порядку осуществления аудиторской деятельности, оформлению и оценке качества аудита и сопутствующих ему услуг. Федеральные Правила аудиторской деятельности утверждаются Правительством РФ. Действующие в настоящее время стандарты аудиторской деятельности в большинстве своем соответствуют стандартам МСА и не содержат явных противоречий им, а в некоторых случаях детализируют их или учитывают специфику бухгалтерского учета в России. Вместе с темя ряд стандартов МСА не имеют аналогов среди российских правил (стандартов). К примеру, нет аналогов МСА 402 «Аудит субъектов, пользующихся услугами обслуживающих организаций», МСА 501 «Аудторские доказательства – дополнительное рассмотрение особых статей» и ряд других.

В настоящее время идет разработка и утверждение новых стандартов аудита в наибольшей степени приближенных к требованиям МСА. Постановлением Правительства РФ от 23.09.2002 № 696 утверждено 6 стандартов: цель и основные принципы аудита финансовой (бухгалтерской) отчетности; документирование аудита; планирование аудита; существенность в аудите; аудиторские доказательства; аудиторское заключение по финансовой (бухгалтерской) отчетности. В каждом из этих стандартов прямо указано, что они пригяты с учетом международных.

Продолжают действовать (до появления новых) и другие ранее принятые стандарты. Поэтому не должно возникнуть особых проблем с проведением проверки отчетности по МСФО, которая проверяется по международным стандартам, так как существенных отличий от них большинство российский федеральных стандартов аудита не содержат; они устанавливают принципы и подходы к осуществлению аудита, аналогичные правилам МСА. Согласно статье 13 Федерального закона от 21.11.96 N 129-ФЗ «О бухгалтерском учете», аудиторское заключение является составной частью бухгалтерской отчетности организации в случае, если она, в соответствии с федеральными законами, подлежит обязательному аудиту.

Проверка аудитором финансового положения эмитента включает аудит бухгалтерской отчетности и, в соответствии с требованиями Правила (стандарта) аудиторской деятельности «Прочая информация в документах, содержащих проаудированную бухгалтерскую отчетность», одобренного Комиссией по аудиторской деятельности при Президенте Российской Федерации 20 августа 1999 года протоколом N 5, рассмотрение прочей информации о финансовом положении эмитента, предусмотренной разделом Б части 1 приложения 4 к Стандартам эмиссии, на предмет ее непротиворечивости проаудированной бухгалтерской отчетности. (Письмо ФКЦБ от 23 декабря 1999 г. N ИБ-05/6565 «О проверке аудитором данных о финансовом положении эмитента, содержащихся в проспекте эмиссии»). Согласно п.2.1. Правила (стандарта) аудиторской деятельности «Прочая информация в документах, содержащих проаудированную бухгалтерскую отчетность», аудитор в том случае, если проаудированная отчетность является частью документа, содержащего иную информацию помимо бухгалтерской отчетности.

Стандарт аудиторской деятельности определяет критерии непротиворечивости информации. Информация считается непротиворечивой во всех существенных аспектах проаудированной бухгалтерской отчетности, если в ней отсутствуют существенные данные прямо или косвенно противоречащие данным, содержащимся в проаудированной бухгалтерской отчетности или вытекающим из нее (п.3.1.). В том случае, если рассматривая прочую информацию, аудитор обнаружит противоречия между ней и проаудированной отчетностью, то он должен определить, что должно быть скорректировано – прочая информация или бухгалтерская отчетность и уведомить об этом руководство организации.

Как следует из вышеназванных нормативных актов, аудитор, проверяя бухгалтерскую отчетность эмитентов в том случае, если осуществлялась их реорганизация, должен дать заключение о том, что бухгалтерская отчетность не противоречит отчетности за последний финансовый год, предшествующий дате реорганизации; передаточному акту, вступительному и разделительному балансу, данным учетной политики за год, предшествующий организации; данным последней переоценки основных средств и пр.

Нормативное регулирование бухгалтерского учета и отчетности

  • В России действует четырехуровневая система регулирования бухгалтерского учета.
  • 1 – й уровень – Федеральный закон «О бухгалтерском учете», отдельные нормы, письма Минфина РФ, других ведомств, законодательные акты, указы Президента РФ, постановления правительства;
  • 2 – й уровень – Положению по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности;
  • 3 – й уровень – методические рекомендации, инструкции, комментарии, План счетов, инструкция по его применению;
  • 4 – й уровень – рабочие документы организации.

Устанавливает единые правовые и методологические основы организации и ведения учета в РФ. Сферой деятельности считаются все предприятия, расположенные на территории РФ, филиалы и представительства иностранных организаций.

Все юридические лица, унитарные предприятия, бюджетные организации обязаны вести в полном объеме. Индивидуальные предприятия ведут учет в порядке, установленном законодательством.

Закон определяет нормы, которыми должны руководствоваться бухгалтера и руководители в вопросах бухгалтерского учета и отчетности. В законе учитывается опыт бухгалтерского учета, применительно к российским традициям, действующему законодательству, трудовому и гражданскому праву.

В нем устанавливаются права, обязанности, ответственность юридических лиц, меры, обеспечивающие достоверность информации, порядок публикации отчетности, государственного регулирования.

Задачи закона «О бухгалтерском учете»

  1. Формирование полной, достоверной информации о деятельности предприятий, имущественном положении, для внутренних и внешних пользователей.
  2. Учет и отчетность должны обеспечивать информацией необходимую для контроля за соблюдением Законодательства РФ при осуществлении деятельности, целесообразность, эффективность деятельности, наличие и движение имущества.
  3. Предотвращение отрицательных результатов деятельности, выявление резервов внутри предприятия.

Правовое регулирование бухгалтерского учета позволяет государству установить ряд норм и правил, соблюдение которых является обязательным для всех лиц, занимающихся хозяйственной деятельностью.

Общее методологическое нормативное регулирование бухгалтерского учета в РФ осуществляется российским правительством, которое разрабатывает и утверждает правила документирования и отражения в учете различных хозяйственных операций.

В соответствии с п. «р» ст. 71 Конституции России бухучет находится в ведении государства. Методологическое регулирование бухучета возложено российским правительством на Министерство финансов.

Регулирование отдельных аспектов ведения бухучета рядом федеральных законов возложено на таких регуляторов, как Центробанк, ФСФР и др., в пределах норм, установленных Минфином.

Регулирование бухучета осуществляется путем принятия различных законов, постановлений и различных нормативных актов.

Нормативное регулирование бухгалтерского учета в России сформировано в виде четырехуровневой системы:

  • 1-й уровень — нормативно-правовой, включающий регулирование на основе федеральных законов, правительственных постановлений, президентских указов. Указанные нормативные акты устанавливают единые законные нормы для ведения бухучета в России. Основным нормативным актом здесь можно назвать закон «О бухгалтерском учете» от 06.12.2011 № 402-ФЗ.
  • 2-й уровень — направленный на стандартизацию учета операций и установление общих правил по оформлению хозяйственных операций. Регулирование второго уровня производится при помощи различных утверждаемых федеральной исполнительной властью положений по бухучету и по его ведению. По состоянию на 2016 год в России действуют 24 ПБУ, утвержденных приказами Минфина РФ.

Об основных отличиях российских и международных стандартов по бухучету читайте в статье «В чем основные отличия ПБУ от МСФО?».

  • 3-й уровень содержит методологические указания. В данной подгруппе собраны различные инструкции, методологические рекомендации и другие нормативные документы, утверждаемые министерствами, регуляторами, профобъединениями бухгалтеров и различными органами государственной исполнительной власти. Указанные методологические акты (пример — план счетов бухучета) формируются на основе и для разъяснения документов 1–2-го уровней.

Подробнее о главном методологическом указании по составлению бухгалтерских проводок читайте в статье «План счетов бухгалтерского учета на 2015 год (скачать)».

  • 4-й уровень позволяет решить детальные организационные вопросы. Документы этого уровня содержат инструкции по построению бухучета в разрезе отдельных активов/пассивов, учетной политики в отдельных компаниях и являются обязательными для исполнения. Документы из этой группы не могут вступать в противоречия с нормативно-правовыми актами и рекомендациями 1–3-го уровней, но построены на их основе и с целью реализации указанных в них законных норм. Данные документы являются локальными для компаний и утверждаются их руководителями.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *