Берут ли налог на бездетность

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Берут ли налог на бездетность». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.

Сегодня россиянам беспокоиться не надо. Деньги за отсутствие детей они платить не будут. Налог отменили в январе 1992 года, когда не стало СССР. Советское поколение не было избавлено от подобной необходимости. Холостяков и семьи, в которых дети отсутствовали, налогом обложили в 1941 году. Война стремительно сокращала численность россиян, и новорожденные были необходимы, как и деньги для экономики борющейся с врагом державы.

Кто платит налог на бездетность

Президенту Российской Федерации Владимиру Владимировичу Путину предъявили плановую версию положения федерального законодательства «О состоянии семей с большим количеством детей в стране». Кроме того, этот проектный документ предлагает добавить налог для семейных пар с малым числом детей. Как сказано в газете «Известия», начальник Института демографии и регионального развития Юрий Крупнов переслал Владимиру Владимировичу Путину документ модернизации государственного закона, который представляет собой ряд решений, помогающих и поддерживающих многодетных. Те, кто разработали эту инициативу, дополнили свое мнение предложением ввести налог на бездетных (не по медицинской причине), а также имеющих всего лишь одного ребенка. Размера суммы налога до сих пор не было объявлено.

Сегодня из-за уже существующего налога семьи без детей или с одним-двумя детьми платят государству куда больше, нежели многодетные. По данным из российской статистики:

  • семьи без детей, которые зарабатывают в месяц 72 400 рублей, налог списывает 9 410 рублей;
  • родители, у которых есть три или более детей платят государству 7 900 рублей, то есть на 1 500 рублей меньше.

Удерживаемый налог попадает на бюджет страны и региона (в пропорциях 85%/15%).

Сумма тратится на:

  • социальную поддержку;
  • образование;
  • строительство дорог;
  • медицину;
  • другие отрасли.

Разработчик этого нововведения планирует отправлять деньги в ныне неработающий «Государственный фонд помощи многодетным семьям», финансы которого будут тратиться исключительно на поддержку многодетных семей (сюда же входят пособия, выплачиваемые им каждый месяц).

На самом деле налог на бездетность у нас в стране есть, только в завуалированном виде – в форме налоговых вычетов «на детей». То есть не у бездетных граждан берут деньги, а налогоплательщикам-родителям немножко возвращают. Однако очередной, 401-й способ «сравнительно честного отъема денег у населения» не дает покоя депутатам.

Первым проявил инициативу депутат Госдумы от Партии «Родина» Александр Чуев в 2003 году. Он полагал, что было бы неплохо «отщипнуть» 3-5% доходов у всех бездетных мужчин и женщин детородного возраста, вне зависимости от их семейного положения.

Спустя пару лет это же предложение прозвучало со стороны сопредседателя партии «Правое дело» и главы общественной организации «Деловая Россия» Бориса Титова. Он вообще оказался очень практично мыслящим политиком. К примеру, предложил позволить юношам, не желающим служить в армии, «вносить компенсацию», то есть, попросту официально откупаться от исполнения священного долга. Что до бездетности, то Борис Титов предлагал обложить 2%-ным налогом только граждан 22–25 лет, доходы которых составляют от 100 тыс. рублей.

Как тут не вспомнить фразу, с которой начинается знаменитый роман «Гордость и предубеждение» Джейн Остен: «Всем известно, что молодой человек, располагающий средствами, должен подыскивать себе жену».

Две попытки, проваленные законодательным собранием, – достаточный повод отказаться от идеи ведения налога, но нет: в 2006 году с аналогичной инициативой выступает зампред комитета Госдумы по охране здоровья Николай Герасименко. На этот раз ВЦИОМ даже провел опрос общественного мнения (69% опрошенных высказались против введения налога), а инициативного депутата попытался урезонить тогдашний председатель Совета Федерации Сергей Миронов, заметивший, что у нас и так молодые семьи откладывают рождение первенца до тех пор, пока не приобретут жилье, и новый налог никак не ускорит этот процесс.

Казалось бы, тут и точку можно поставить. Но в 2013 году внезапно сделал заявление Дмитрий Смирнов, который являлся на тот момент главой синодального отдела по взаимодействию с Вооруженными силами и правоохранительными органами Русской Православной церкви.

«Если ты не хочешь идти на подвиг рождения детей… или не можешь, то поучаствуй в этом деньгами, небольшим налогом», – заявил священнослужитель.

Наконец, в 2015 году в ход пошла тяжелая артиллерия: с предложением вернуть шестипроцентный налог к президенту обратился Владимир Жириновский. А, как известно, экстремальные высказывания этого политика часто становятся своего рода «пробными шарами» в отношении спорных инициатив власти.

Последняя глава саги о налоге: с концепцией федерального закона «О статусе многодетных семей в Российской Федерации» выступил председатель Наблюдательного совета некоммерческой организации Института демографии, миграции и регионального развития Юрий Крупнов.

Итак, вернемся к концепции предполагаемого федерального закона (мы сохраняем орфографию авторов).

«В настоящее время в РФ многодетные семьи составляют 6,5 процентов от всех семей с детьми, однако в них растёт почти 20 % всех российских детей. Для того, чтобы численность населения в Российской Федерации хотя бы сохранялась и не убывала число многодетных семей в стране к 2035 году должно увеличиться в 7 раз и составить примерно половину всех российских семей».

Мы не знаем, какой именно вариант концепции отправил Юрий Крупнов президенту Путину, но, судя по присутствующим в сети черновым вариантам, лидеру страны предстоит вечер увлекательного чтения: по жанру этот законопроект ближе всего к классическому роману-утопии. Вы можете судить об этом сами – загляните под спойлер.

Концепция федерального закона

«О статусе многодетных семей в Российской Федерации»

В ситуации острого демографического кризиса в Российской Федерации и дальнейшего обезлюживания страны, когда при сохранении существующей демографической политики численность российского населения к концу столетия уменьшится вдвое, единственным инструментом преодоления данного кризиса является существенное, в несколько раз, увеличение количества многодетных семей.

В настоящее время в РФ многодетные семьи составляют 6,5 процентов от всех семей с детьми, однако в них растёт почти 20 % всех российских детей. Для того, чтобы численность населения в Российской Федерации хотя бы сохранялась и не убывала число многодетных семей в стране к 2035 году должно увеличиться в 7 раз и составить примерно половину всех российских семей. Это является своего рода категорическим демографическим императивом для российского государства и общества.

Несмотря на культивируемые до настоящего времени установки на малодетность, более того, поддержание состояния фактически принудительной малодетности, указанный целевой рост числа многодетных семей вполне возможен. В любом случае, главным инструментом и драйвером демографии в России является направленное наращивание числа многодетных семей с помощью всех возможных культурных, гуманитарных, социальных и финансово-экономических усилий государства и общества.

По существу это предполагает перевод социального слоя (страты) многодетных семей из состояния только объекта социальной защиты в состояние элитного социального слоя России. Однако для этого необходимо законодательно определить и обеспечить по аналогии с федеральными законами «О статусе военнослужащих» (N 76-ФЗ) или «О статусе члена Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» (N 3-ФЗ) особый статус многодетных семей как национального достояния и главного ресурса позитивной демографии.

Именно введение специального статуса многодетных семей как элиты российского населения составляет суть и новизну предлагаемого законопроекта.

Концепция федерального закона «О статусе многодетных семей» разрабатывается в исполнение Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. N 606 «О мерах по реализации демографической политики Российской Федерации» и в целях кардинального повышения статуса многодетных семей, превращение их в привилегированный социальный слой, что позволит к 2030 году преодолеть ситуацию национальной демографической катастрофы и от суженного коллапсирующего отрицательного воспроизводства перейти как минимум к простому воспроизводству населения, а также создать наилучшие условия для воспитания и социализации детей как в многодетных семьях, так и в тех семьях, что на данный момент являются малодетными, однако готовы к рождению новых детей и перехода в статус многодетной семьи.

Главными заказчиками предлагаемого закона предлагается сделать Минобороны и Минэкономразвития России, поскольку закон призван в государственной перспективе содействовать также и решению проблемы достаточности национальных трудовых и человеческих ресурсов в интересах обеспечения конкурентоспособности и обороноспособности страны.

Ключевыми параметрами реализации предлагаемого законопроекта станет увеличение количества рождаемых гражданами РФ детей в год и повышение к 2035 году суммарного коэффициента рождаемости до 2,5.

Следует отметить, что в Государственную Думу РФ в 1990-2000-е годы вносился федеральный закон «О государственной поддержке многодетных семей», был принят ей 17.11.99, затем одобрен Советом Федерации 23.12.99, но отклонен Исполняющим обязанности Президента РФ 03.01.2000 (N Пр-30) в связи с тем, что та версия Федерального закона не имела собственного предмета правового регулирования, так как значительная часть содержащихся в нем норм уже была на тот момент урегулирована Конституцией РФ, Федеральными законами «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», «Об общественных объединениях» и другими законами, а кроме того, ряд положений Федерального закона противоречил требованиям Конституции РФ о недопустимости вмешательства федеральных органов государственной власти в компетенцию субъектов Российской Федерации.

Это выплата в пользу государства, которую должны осуществлять те люди, которые по достижении репродуктивного возраста не имеют детей. Цель такого налога – это уменьшение разницы в доходах той категории граждан, которая имеет детей, и той, которая их не имеет. В зависимости от страны, в которой был введен подобный налог, он имел некоторые отличия. Но в любом случае его не должны оплачивать те граждане, которым поставлен диагноз «бесплодие». Кроме того, люди, которые имеют приемных детей, также освобождаются от платы в пользу государства.

Этот вид налога появился с Советском Союзе в 1941 году. В чем же состояла суть закона? Одинокие мужчины в возрасте 20 – 50 лет, а также женщины от 20 до 45, которые не имели детей, должны были отдавать государству 6% от своего дохода.

От оплаты налога освобождались:

  1. Граждане, месячный доход которых составлял менее 70 рублей.
  2. Люди, страдающие бесплодием.
  3. Граждане, дети которых умерли или пропали без вести во время войны.
  4. Семьи, которые усыновили ребенка.
  5. Незамужние девушки.

Для некоторых категорий граждан существовали льготы. Они должны были оплачивать налог, но его сумма была значительно ниже.

Налог на бездетность в 2021 году

На протяжении более 40 лет существовал в Советском Союзе налог на бездетность. Когда отменили его? Это произошло в 80-х годах XX века. До этого времени налоги должны были оплачивать все, кто не входил в категорию льготников. Звучит несколько абсурдно, но в эту категорию не входили молодожены. То, что у них не было достаточно времени, чтобы обзавестись потомством, правительство страны не учитывало. Даже во время беременности жены молодая семья должна была отдавать часть своего заработка в пользу страны. Прекратить выплату налога можно было только с рождением ребенка.

Налог на бездетность можно было считать дикостью хотя бы потому, что существовали определенные представления – достаточно патриархальные – о девичьей чести, первой брачной ночи и т. д.

Возможно, в это трудно поверить, но Советский Союз и Германия имели много общего. Еще одним доказательством этого является налог на бездетность в Германии. Введен он был как раз в то время, когда во главе страны стояла партия фашистов. Но обоснование этого налога кардинально отличалось от советского варианта. Каждый ариец и арийка должны были «выполнить свой долг перед народным сообществом». Причем те, кто детей по каким-то причинам не имел, приравнивались к врагам государства. Нередко можно было услышать о том, чтобы признавать таких людей осквернителями расы.

В России существует налог на доходы физических лиц, который в принципе имеет те же основания, что и подоходный налог за бездетность. Его суть состоит в том, что для граждан, которые не имеют детей, сума выплаты несколько больше, чем для тех, кто воспитывает детей. Начиная с 2012 года граждане, которые воспитывают одного или двух малышей, платят в казну на 1400 рублей меньше. Если же в семье три или больше малыша, то сума вычета составляет 3000 рублей.

В 2013 году протоиерей Дмитрий Смирнов сделал заявление. По его мнению, налог на бездетность в России необходимо вернуть. Священнослужитель уверен, что бездетные семьи должны выплачивать определенную сумму их своего бюджета, но она пойдет не просто в пользу государства, а на поддержку тем семьям, которые воспитывают приемных детей. Необходимо сказать, что сам отец Дмитрий на протяжении длительного времени опекает три детских дома.

Такое предложение вызвало массу откликов. Некоторые называли такой закон безнравственным. Другие утверждали, что невозможно будет проконтролировать, идут ли уплаченные деньги по назначению. Кроме того, многие высказывали мнение, что в случае, когда благотворительность становится обязательной, она перестает быть благотворительностью.

Официальным названием налога на бездетность было «Налог на холостяков, одиноких и малосемейных граждан СССР». В народе его называли куда более грубо — «налогом на яйца». Такое необычное название было связано с тем, что больше от этого налога страдали именно мужчины. После принятия этого налога мужчины оказались под куда более сильным экономическим и социальным давлением, чем женщины. Причина в том, что мужчина, у которого не было детей, обязан был уплачивать налог, даже если он не был женат. Налог касался женщин лишь в том случае, если они, будучи замужем, не имели детей.

Через четыре года после победы СССР в Великой Отечественной войне было окончательно подсчитано, насколько серьезный удар был нанесен по демографии СССР и какие слои населения пострадали больше всего.

Ими оказалось население, проживавшее в селах и деревнях. Причиной сложившейся ситуации стало того, что продвигаясь по советской территории, фашисты заходя в села и деревни, сметали все на своем пути, не оставляя в живых ни стариков, ни детей.

Именно по этой причине в конце 1949 года были внесены еще более радикальные поправки, которые касались именно жителей сельских местностей. Жители сел и деревень, которые не имели детей, обязаны были платить государству ежегодно по 150 рублей. Те, у кого был один ребенок, платили 50 рублей в год. Семьи с двумя детьми облагались налогом в 25 рублей.

Несмотря на политику экономического равенства, в Советском Союзе некоторые лица не облагались налогом на бездетность. Так, были освобождены от оплаты лица, чьи дети умерли, числились погибшими или без вести пропавшими на полях сражений во время Великой Отечественной войны.

Кавалеры Ордена Славы трех степеней, Герои Советского Союза и лица, проходящие обучение, также обязаны были платить налог, однако для них существовала особая система льгот. Не облагались налогом лица, которые по состоянию здоровья не могли иметь детей.

От налога были освобождены лица, только что вступившие в брак, но эта поправка была внесена лишь в 80-х годах. Освобождение это действовало со дня регистрации брака в течение одного года. Если за год у семьи не рождался ребенок, налогообложение возобновлялось.

При рождении в семье ребенка родители освобождались от уплаты налога на бездетность. Лица, взявшие ребенка на усыновление, также не платили его. Однако в случае смерти или гибели ребенка от несчастного случая обязанность выплачивать налог для родителей возобновлялась.

Если ребенок рождался у родителей, которые не состояли в официальном браке, то от уплаты освобождалась только мать. Отец не облагался налогом лишь в случае наличия совместного заявления родителей в органы ЗАГСа, или вопрос решался в судебном порядке.

Несмотря на откровенную критику и непопулярность данного налога, он все же принес желаемые результаты.

С момента принятия налога и до 1991 года количество населения Советского Союза было увеличено со 195 миллионов до 294. А с того момента, когда налог на бездетность отменили в 1992 году, население уменьшилось (с 1992 до 2016 года) на 145 миллионов, практически в два раза. Поэтому сколько бы ни велись споры по поводу необходимости в СССР вводить такой налог, цифры говорят сами за себя — налог на бездетность выполнил задачу, которая была очень актуальной для послевоенного времени — увеличение численности населения.

Нужен ли нам налог на малодетность?

Сегодня вопрос о восстановлении этого налога поднимается в Государственной Думе практически ежегодно. Причиной тому служит рост уровня смертности и падение уровня рождаемости и, как результат, снижение численности населения. Все попытки стимулировать рост рождаемости, в том числе введение материнского капитала, дают незначительный результат. До сих пор попытки введения налога не находят поддержки в правительстве.

С инициативой ввести новый налог выступила председатель правления общероссийской общественной организации «Совет матерей» Татьяна Буцкая. В эфире радиостанции «Говорит Москва» она сказала:

Либо любит детей и рожает, либо не любит и платит за то, что не любит

Она предложила брать налог и с мужчин, и с женщин, которые сознательно отказываются от идеи заводить детей. По предложению Буцкой, налог должен составить 300−500 рублей в месяц (3 600 — 6 000 в год).

Для семей с детьми есть налоговая льгота — стандартный налоговый вычет на ребёнка.

  • на первого и второго — 1 400 рублей;
  • на третьего и каждого последующего — 3 000 рублей;
  • наребёнка-инвалида I и II группы — 12 000 рублей.

Получается, что родитель двух детей при доходе 40 000 рублей получит зарплату больше, чем его бездетный коллега.

В СССР существовал такой вид сборов, как налог на бездетность. Его ввели в 1941 г., размер его составлял 6% от заработной платы. Естественно, что платили его не все. Но очень многие. Например, существовало возрастное ограничение: для мужчин — старше 20 и младше 50 лет, для женщин верхняя планка составляла 50 лет. Кроме того, освобождались от обязанности делиться с государством:

  • граждане, имевшие проблемы со здоровьем;
  • студенты до 25 лет;
  • лица, проходившие военную службу;
  • Герои Советского Союза и т.д.

С течением времени правила налогообложения менялись, становились более гибкими (например, его отменили для незамужних женщин и отложен на 12 месяцев — для пар, только вступивших в брак). Этот сбор просуществовал до 1992 г. и прекратил свое существование с развалом СССР.

Налог на бездетность. Введут ли налог на бездетность?

Обсуждения введения налога для бездетных россиян актуализируется из года в год, но реализации они не получают. 12 октября 2020-го с идеей выступила общественная организация «Совет матерей» в лице ее председателя Татьяны Буцкой. По мнению организации, мужчины и женщины репродуктивного возраста, которые по тем или иным причинам отказываются рожать детей и поддерживать демографию страны в целом, должны платить налог за свою свободу. Буцкая даже назвала сумму налога — 500 рублей в месяц за право не становиться родителям. От налога будут освобождены бесплодные и те, кто не может иметь детей по другим причинам.

Люди, период трудовой деятельности которых пришелся на времена существования СССР, еще помнят такой вид сбора с зарплаты, как налог на бездетность. Налог этот во многом противоречив. Им облагались все холостые работники, не имеющие детей.

Такой налог был призван существенно увеличить рождаемость, стимулировать молодое поколение к рождению детей. Особенно актуальна эта задача стала после окончания ВОВ, когда демографическая ситуация в стране была крайне неблагоприятной.

Налог на бездетность начал действовать с 21 ноября 1941 года. Он являлся дополнительным сбором к НДФЛ. Сколько процентов от зарплаты составлял налог на бездетность в период СССР? Ставка по данному сбору равнялась 6%. Отчислять его должны были:

  • мужчины в возрасте 20–60 лет, не имеющие детей;
  • женщины в возрасте 20–45 лет.

Налог по современным меркам более чем дискриминационный. Во-первых, противоречива сама подоплека сбора: обязанность иметь детей вне зависимости от желания, уровня дохода, семейных обстоятельств и наличия собственной жилплощади налогоплательщика. Во-вторых, даже возрастная планка (для мужчин на 15 лет выше) дискриминирует сотрудников-женщин.

На данный момент в 2015 году налога на бездетность в России не существует. Однако де-факто он есть и скрыт в обычном подоходном налоге. Так, для людей имеющих детей предоставляются льготы (вычеты):

  • 1400 рублей на одного или двух малышей в семье (уменьшение базы для отчисления налога);
  • 3000 на третьего (следующего) ребенка или ребенка с инвалидностью.

Такой вычет, представляющийся в виде льготы, на самом деле является освобождением от так называемого налога на бездетность в современном налогообложении. Сколько же составляет фактический «налог на бездетность» сегодня? Те, кто не имеет детей и льготами не пользуется, отчисляет со своей заработной платы в среднем на 200–400 рублей больше. Конечно, это не ежемесячные 6-процентные удержания в бюджет, как во времена СССР, но по факту тот же сбор на отсутствие детей.

В России периодически пересматривается демографический вопрос. Государство всячески пытается изменить сложившееся положение и простимулировать высокую рождаемость искусственно.

Не так давно Депутат Московской гордумы выступил с предложением к Президенту РФ воскресить некогда существовавший в советский период налог на бездетность в России. По логике законодателей такой налог необходимо ввести для поддержки семей с детьми.

Действительно ли в этом имеется необходимость или нет — попробуем проанализировать.

После проведенного анализа существующих норм, специалисты сделали вывод, что наше законодательство уже и так предполагает определенный налог на семьи у которых нет детей. Для семей с детьми предусмотрены льготы, а все остальные обязаны платить налог в полной мере.

Если каждый месяц платить налог, то налоговая база будет уменьшена следующим образом:

  • с 1-м ребенком — на 1,4 тысячи рублей;
  • с 2-мя детьми — на 2,8 тысяч рублей;
  • на каждого 3-го ребенка сверху по 3 тысячи рублей и так далее;
  • усыновителям на 12 тысяч рублей;
  • попечителям и приемным родителям на 6 тысяч рублей.

Каждый месяц, человек у которого есть 1 ребенок, будет получать к зарплате 182 рубля. А с семей у которых нет детей эту сумму будут удерживать.

Глава Минздравсоцразвития и депутаты Госдумы налог на бездетность в России считают эффективным инструментом для существенного увеличения рождаемости и полного преодоления демографического кризиса. Еще с 2006 года Михаил Зурабов настоятельно требовал увеличить фискальную нагрузку на холостяков, а также на семейные пары, не имеющие ребенка в силу каких-либо обстоятельств, однако полноценный законопроект так и не был разработан до сих пор.

Налоговые выплаты смогут не выплачивать люди с диагнозом «бесплодие», а также те, кто берет детей в семью на воспитание или усыновляют их. При этом власти уверены в том, что подобные меры позволят увеличить рождаемость в государстве, потому что россияне могут испугаться еще одной статьи расходов для собственного бюджета и у многих из них возникнет желание завести ребенка.

  1. Налог за малодетность в Советском Союзе
  2. Налоговый вычет на детей
  3. Введение налога в современной России
  4. Налог в других странах
  5. Заключение
  6. Наиболее популярный вопрос и ответ на него по налогу за бездетность
  7. Список законов

В России предложили ввести налог на бездетность

Глава парламента посетовал, что в минувшем году в Башкирии родилось лишь 19 622 ребёнка, хотя в 1950-х рождалось по сто тысяч и более. Толкачёв винит в низкой рождаемости менталитет молодёжи, которая больше думает о личностном росте, чем о росте количества членов семьи. Башкирский политик надеется, что введение налога простимулирует молодых людей плодиться и размножаться.

Пока что предложение не оформлено в законопроект. Но для примера — в СССР налог на бездетных составлял 6% от зарплаты. Его платили бездетные мужчины в возрасте от 20 до 50 лет и женщины от 20 до 45 лет.

В 1960-х годах Румыния столкнулась с рекордным снижением рождаемости. Правительство задействовало, кажется, все инструменты, чтобы исправить эту ситуацию. Законодательно запретили разводы. В больницах дежурили полицейские, чтобы не допустить абортов. Бездетные пары обложили налогом. А многодетные, напротив, стимулировали финансово.

Кончилась инициатива тем, что уже в 1970-х количество брошенных детей выросло в несколько раз. Граждане рожали малышей, получали компенсацию и оставляли чад в детских домах. Кампанию пришлось свернуть. В 1980-х годах рождаемость в стране упала вновь.

В Южной Корее рождаемость в наше время снизилась практически до нуля. Всему виной финансовое положение. Жизнь в городах — дорогое удовольствие. И молодые люди очень поздно обретают финансовую самостоятельность. Поэтому мысли о детях посещают их после тридцати лет. И, как правило, после рабочего дня в офисе.

Чтобы поднять боевой дух, правительство ввело «День семьи». Каждую третью среду месяца в 19:00 во всех офисах Южной Кореи выключали свет. Это, по задумке, должно было выгнать работников домой — чтобы там воссоединиться с семьями и начать плодить потомство. На практике всплеска рождаемости не последовало. Но многие уходили с работы раньше и зачастую шли в бар.

Нация живёт долго, но детей не заводит. Япония столкнулась с проблемой, когда процент пожилого населения растёт, а молодых людей не прибавляется. Через пару десятилетий страну ждёт демографическая катастрофа. Бороться с бедой японцы решили фантастическим способом.

Студенты одного из университетов разработали робота-младенца. Пластиковый свёрток хнычет, ворочается, капризничает — словом, делает всё то же, что и обычный живой ребёнок. По проекту, этого младенца хотят выдавать потенциальным родителям для подготовки к будущему отцовству и материнству. Ну, чтобы в руках покрутили и поняли, что их ждёт. По мнению ряда экспертов, метод современный, но слишком уж экстравагантный, чтобы реально сработать даже в Японии.

Официальным названием налога на бездетность было «Налог на холостяков, одиноких и малосемейных граждан СССР». В народе его называли куда более грубо — «налогом на яйца». Такое необычное название было связано с тем, что больше от этого налога страдали именно мужчины. После принятия этого налога мужчины оказались под куда более сильным экономическим и социальным давлением, чем женщины. Причина в том, что мужчина, у которого не было детей, обязан был уплачивать налог, даже если он не был женат. Налог касался женщин лишь в том случае, если они, будучи замужем, не имели детей.

С момента введения и до отмены действия побора его ставка не менялась. Незначительно изменялась лишь суть налога. Главным вопросом был возраст лица облагаемого налогом, а также сколько процентов налог на бездетность составлял от дохода лица, не имеющего детей.

Было решено из заработной платы взимать 6 %. Возраст лиц для уплаты налога также был четко установлен. Уплата налога ложилась на плечи бездетных мужчин от 20 и до 50 лет. В отличие от мужчин женщины его платили с 20 до 45 лет. Если в документах, удостоверяющих личность, не стоял месяц и день рождения, то первое взимание налога производилось в январе того года, когда человеку исполнялось 20 лет. Последнюю выплату налога человек производил в декабре того года, когда ему исполнялось 50 (для мужчин) или 45 (для женщин) лет.

Для подпадающего под действие налога населения ставка налога на бездетность зависела от размера заработной платы. Так для тех, кто зарабатывал в месяц менее 91 рубля, действовала пониженная ставка. Те же, чья зарплата не превышала 70 рублей, налогом не облагались вообще.

Налог на бездетность начал действовать с 21 ноября 1941 года. Он являлся дополнительным сбором к НДФЛ. Сколько процентов от зарплаты составлял налог на бездетность в период СССР? Ставка по данному сбору равнялась 6%. Отчислять его должны были:

  • мужчины в возрасте 20–60 лет, не имеющие детей;
  • женщины в возрасте 20–45 лет.

Налог по современным меркам более чем дискриминационный. Во-первых, противоречива сама подоплека сбора: обязанность иметь детей вне зависимости от желания, уровня дохода, семейных обстоятельств и наличия собственной жилплощади налогоплательщика. Во-вторых, даже возрастная планка (для мужчин на 15 лет выше) дискриминирует сотрудников-женщин.

Через четыре года после победы СССР в Великой Отечественной войне было окончательно подсчитано, насколько серьезный удар был нанесен по демографии СССР и какие слои населения пострадали больше всего.

Ими оказалось население, проживавшее в селах и деревнях. Причиной сложившейся ситуации стало того, что продвигаясь по советской территории, фашисты заходя в села и деревни, сметали все на своем пути, не оставляя в живых ни стариков, ни детей.

Именно по этой причине в конце 1949 года были внесены еще более радикальные поправки, которые касались именно жителей сельских местностей. Жители сел и деревень, которые не имели детей, обязаны были платить государству ежегодно по 150 рублей. Те, у кого был один ребенок, платили 50 рублей в год. Семьи с двумя детьми облагались налогом в 25 рублей.

Несмотря на политику экономического равенства, в Советском Союзе некоторые лица не облагались налогом на бездетность. Так, были освобождены от оплаты лица, чьи дети умерли, числились погибшими или без вести пропавшими на полях сражений во время Великой Отечественной войны.

Кавалеры Ордена Славы трех степеней, Герои Советского Союза и лица, проходящие обучение, также обязаны были платить налог, однако для них существовала особая система льгот. Не облагались налогом лица, которые по состоянию здоровья не могли иметь детей.

От налога были освобождены лица, только что вступившие в брак, но эта поправка была внесена лишь в 80-х годах. Освобождение это действовало со дня регистрации брака в течение одного года. Если за год у семьи не рождался ребенок, налогообложение возобновлялось.

При рождении в семье ребенка родители освобождались от уплаты налога на бездетность. Лица, взявшие ребенка на усыновление, также не платили его. Однако в случае смерти или гибели ребенка от несчастного случая обязанность выплачивать налог для родителей возобновлялась.

Если ребенок рождался у родителей, которые не состояли в официальном браке, то от уплаты освобождалась только мать. Отец не облагался налогом лишь в случае наличия совместного заявления родителей в органы ЗАГСа, или вопрос решался в судебном порядке.

Несмотря на откровенную критику и непопулярность данного налога, он все же принес желаемые результаты.

С момента принятия налога и до 1991 года количество населения Советского Союза было увеличено со 195 миллионов до 294. А с того момента, когда налог на бездетность отменили в 1992 году, население уменьшилось (с 1992 до 2020 года) на 145 миллионов, практически в два раза. Поэтому сколько бы ни велись споры по поводу необходимости в СССР вводить такой налог, цифры говорят сами за себя — налог на бездетность выполнил задачу, которая была очень актуальной для послевоенного времени — увеличение численности населения.

Сейчас в России не предусмотрено дополнительное налоговое бремя для тех граждан, что еще не обзавелись потомством. Но в истории страны был период, когда бездетные должны были отчислять дополнительные взносы в бюджет страны.

В СССР существовал такой вид сборов, как налог на бездетность. Его ввели в 1941 г., размер его составлял 6% от заработной платы. Естественно, что платили его не все. Но очень многие. Например, существовало возрастное ограничение: для мужчин — старше 20 и младше 50 лет, для женщин верхняя планка составляла 50 лет. Кроме того, освобождались от обязанности делиться с государством:

  • граждане, имевшие проблемы со здоровьем;
  • студенты до 25 лет;
  • лица, проходившие военную службу;
  • Герои Советского Союза и т.д.

С течением времени правила налогообложения менялись, становились более гибкими (например, его отменили для незамужних женщин и отложен на 12 месяцев — для пар, только вступивших в брак). Этот сбор просуществовал до 1992 г. и прекратил свое существование с развалом СССР.

Улучшение демографических показателей — одна из основных задач социальной политики в последние годы. Об этом, например, говорится в указе Президента от 07.05.2012 № 606. И в умах законодателей появилась идея вернуть налог на бездетность в России 2019.

По мнению сторонников введения сбора, он поможет улучшить демографическую ситуацию в стране, а полученные средства предлагалось направить на помощь многодетным семьям и детским домам. Также существует мнение, что в случае введения нового налога платить его должна только мужская половина населения, поскольку законотворцы считают, что мужчины отвечают за продолжение рода.

Противники идеи полагают, что дополнительное налоговое бремя для молодых людей вводить нецелесообразно: это может отодвинуть время готовности завести детей. Тем более что для родителей существует материальное поощрение, которое должно стимулировать их к деторождению.

Речь идет о налоговом вычете, который получают все, кто воспитывает хотя бы одного ребенка. Сумма вычета на первого и второго ребенка — по 1400 рублей, а на третьего и каждого последующего — 3000 рублей. Такие вычеты положены до наступления 18-летнего возраста или до наступления 24 лет, если ребенок продолжил обучение в ВУЗе или другом учебном заведении.

Кроме этого, семьям, в которых появился второй и каждый последующий ребенок, полагается материнский капитал в размере 453 026 рублей, а малообеспеченные семьи могут рассчитывать на получение ежемесячного пособия на первенца до достижения им возраста полутора лет.

Если отвлечься от анализа плюсов и минусов законодательной инициативы и обратиться к официальным документам, можно сделать вывод, что ни в этом, ни в следующем году налог на бездетность не введут. Об этом, например, говорит Письмо Минфина России от 06.07.2018 № 03-04-05/47109. В документе сказано, что в период с 2018 по 2020 г. введение сбора не планируется. Таким образом, бездетным гражданам нашей страны остается только верить в честность законотворцев.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *