Штрафы за незарегистрированные постройки на участке
Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Штрафы за незарегистрированные постройки на участке». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.
Чаще всего самовольно возведенные конструкции выявляются специалистами ГАСК в момент подготовки документов к процедуре смены собственника, а также при возникновении потребности изменить или усовершенствовать коммуникации. Не менее часто основанием для проведения проверки может быть обращение соседей, которым мешает постройка (закрывает доступ к коммуникациям, затеняет или занимает спорную территорию).
Размер штрафов за самовольное строительство в Украине
Под самостроем государство подразумевает:
— проведение строительных работ без разрешения на их выполнение или без утвержденной проектной документации (абзац 2 ст. 1 Закона «Об ответственности предприятий, их объединений, учреждений и организаций за правонарушение в сфере градостроения»);
— проведение подготовительных работ без разрешения на выполнение подготовительных работ или без разрешения на выполнение строительных работ, или без соответствующей утвержденной проектной документации (абзац 13 ст. 1 Закона «Об ответственности предприятий, их объединений, учреждений и организаций за правонарушение в сфере градостроения»);
— жилой дом, здание, сооружение, другое недвижимое имущество считаются самовольным строительством, если они построены или строятся на земельном участке, не отведенном для этой цели, или без надлежащего разрешения или должным образом утвержденного проекта, или с существенными нарушениями строительных норм и правил (ст. 376 Цивильного кодекса Украины).
Итого, можно определить главные признаки самостроя по украинскому законодательству:
- строительство на неоформленном земельном участке (нет ни госакта на землю, ни договора аренды, ни договора суперфиция);
- строительство грубо нарушает строительные нормы по безопасной эксплуатации (это определяется экспертизой в суде или инспекцией ГАСК);
- объект строительства не введен в эксплуатацию или строится без получения законного разрешения;
- объект строительства нарушает права другого лица (и это лицо обратилось в ГАСК, суд и т.д.).
Часть строительных работ разрешается выполнять без получения специальных разрешений.
На даный момент (февраль 2018 г.) существует три основных документа, описывающих, что не является самостроем:
- Инструкция о технической инвентаризации БТИ 2001 г.
- Статьи 100 и 152 Жилищного кодекса Украины (относительно перепланировки) и
- Постановление Кабинета Министров Украины от 2017 г. № 406 (Перечень перечня строительных работ, не требующих документов, дающих право на их выполнение, и по истечении которых объект не подлежит принятию в эксплуатацию).
Например, не считается самостроем строительство временных и некапитальных строений, навесов, калиток и т.д. Больше читайте в статье «Что не считается самостроем» согласно Инструкции БТИ.
- Категория сложности
- Перепланировка или реконструкция
- Как подавать в ГАСК уведомления
- Разрешения для строительства
- Земля под застройку
- Строительный паспорт
- Образец уведомления
- Образец декларации в ГАСК (по уведомлению)
- Строительство: все статьи
Как узаконить самострой в Украине: стоимость, штрафы и причины амнистии
- Можно ли стеклить лоджию
- Площадь балкона
- Инструкция о техинвентаризации БТИ
- Упрощенный порядок — 2015
- Пример заполнения декларации на самострой
- Дата самостроя
- Куда подавать документы
- Самострой без права на землю
- Некапитальная постройка считается самостроем?
- Ввод в эксплуатацию частного дома до 1992 г
- Самостроем не считается
- Самострой-2013
- Самострой
- Штрафы за самострой — 2012
- Штраф за начало строительства без разрешения
- Самострой: все статьи
Стоит рассказать подробнее о причинах, которые есть необходимостью для того, чтобы узаконить недвижимость являющеюся самовольно построенным объектом. Под узакониванием имеется введу юридический процесс, в результате которого осуществляется государственная регистрация права собственности на здание за лицом — собственником. Причинами есть:
- Ответственность за нарушение законодательства — законодательством предусматривается несколько видов юридической ответственности за самовольное строительство, а именно: предупреждение, штраф, принудительный снос здания;
- Невозможность реализации прав собственника – в случае если человек самовольно построил здание и не приобрел при этом право собственности на него. Это означает, человек не имеет возможности передать права на самовольную постройку другим лицам, или продать, подарить, обменять, или даже сдать в аренду;
- Нет возможности законно подключить дом к инженерным сетям — по причине того, что основанием для заключения соответствующих договоров на поставку энергоносителей является зарегистрированная декларация о готовности объекта к эксплуатации.
Само по себе самовольное строительство сооружений жилого или хозяйственного назначения достаточно длительное время не имела ни малейшей перспективы на легализацию в Украине. Для того, чтобы собрать все необходимые документы на собственность и узаконить самострой, необходимо было провести очень непростую бюрократическую операцию, зачастую она была просто невозможной. Уже в апреле 2018 года вступила в силу более упрощённая процедура, позволяющая узаконить объекты самовольного строительства.
Предлагаем узнать подробнее о Законе Украины «О регулировании градостроительной деятельности», согласно этого закона объекты несанкционированного строительства разрешено будет узаконить и привести в соответствие с нормами законодательства.
В том случае, если самострой было решено узаконить, опираясь на правки к закону, то для этого необходимо сделать такие действия:
- Заказать техническую экспертизу объекта (цена может достигать 10000 гривен);
- Следующий шаг – подача заявления в территориальный орган ГАСК;
- Составление и подача в ГАСК декларации относительно готовности объекта к эксплуатации;
- Предоставление копий документов о праве собственности на земельный участок, на котором возведен объект;
- Последним шагом есть предоставление в ГАСК копию технического паспорта объекта.
Не секрет, что если вашими документами по узакониванию пристройки в доме или квартире, будет заниматься представитель из профессиональной компании, то данный вопрос решится гораздо быстрее. Так как данная процедура имеет определенный багаж знаний, так сотрудник БТИ сможет решить все вопросы гораздо быстрее и наверняка все сделает без ошибок, придерживаясь всех привил в заполнении документов. И не стоит медлить с данным вопросом, так как, в случае не своевременного узаконивания, помещение будет считаться как новое строение.
Покупка участка с недостроенным (неоформленным) домом
Бывают случаи, когда все строительные работы уже закончены, а помещение уже в эксплуатации, в таком случае можно провести отдельную процедуру, а именно согласовать перепланировку дома. Для этого необходимо будет выполнить ряд действий:
- Проведение осмотра постройки и проверки его соответствия техническому паспорту;
- Перепроверка проекта, этот шаг очень важен, так как по нему будет производиться осуществление жилья;
- Тщательная проверка состояния коммуникаций, есть ли у них возможность дополнительно обслуживать еще одно помещение;
- Регистрация в ГАСК, только после данного шага данная постройка будет пригодна к использованию;
- Получение регистрации права собственности на объект.
Под самостроем, согласно статье 376 ГК Украины, понимается объект недвижимости, возведенный на земельном участке, не выделенном под эти цели и без соответствующих разрешительных документов и проекта, а также с нарушением СНиП.
Любое строение, которое обладает хотя бы одним из этих признаков, считается самовольной постройкой. Такое здание не может быть введено в эксплуатацию. Это значит, что построенный с нарушением действующего законодательства дом, нельзя будет продать, подарить или заложить. Такая недвижимость не сможет пройти государственную регистрацию.
Очень многие граждане Украины идут на нарушение установленного законом порядка строительства из-за очень длительного срока подготовки разрешительных документов. По факту процедура легализации незаконных строений оказывается еще более длительным и сложным процессом. Затраты на легализацию строения превышают расходы, идущие на оформление разрешительных документов на официальную застройку.
Действующее законодательство приравнивает неоформленные официально дома к строительным материалам. Легализация самостроя проводится двумя основными способами.
Узаконивание самостроя через официальные органы государственной власти
До недавнего времени легализация самостроя в Украине была доступна в форме амнистии. Надеяться на неё в будущем не стоит. Узаконить самовольное строительство можно обратившись в соответствующие органы местной власти. В рамках децентрализации власти происходит разделение полномочий органов архстройконтроля. В настоящее время на практике можно столкнуться с тем, что узаконивание самовольного строительства в Киеве и Киевской области может отличаться в некоторых деталях от такой же процедуры в других регионах страны.
В любом случае для того, чтобы узаконить самовольное строительство придется подавать заявление в соответствующие органы местной власти. Вместе с ним предоставляется пакет документов, в который входят такие бумаги, как:
- копия технического паспорта на самостоятельно возведенную недвижимость;
- документы, подтверждающие готовность объекта к эксплуатации;
- акт технической экспертизы объекта.
Самостоятельно добиться положительного решения крайне трудно. Предоставляемые к рассмотрению документы должны быть оформлены в соответствии с требованиями действующего законодательства, о которых обычному человеку мало что известно. Самый логичный и простой способ узаконить самострой – обратиться в организацию, специализирующуюся на этом виде деятельности.
Судебное решение
Узаконить самострой можно через суд. Исковое заявление подается в отношении местных администраций.
Основания для принятия судом решения в пользу истца дают статьи 376 и 351 ГК Украины. Рассматриваются судом дела только в отношении завершенных объектов строительства. На основании принятого решения проводится государственная регистрация права собственности, вследствие которого происходит легализация самостроя.
Не получится через суд узаконить самострой, если он не будет соответствовать действующим техническим и строительным нормам или возведен на земельном участке, не принадлежащем застройщику. Производить узаконивание самостроя необходимо вместе с оформлением права собственности на земельный надел, на котором он расположен. Сделать это будет очень сложно.
Признание права собственности на объект самовольной застройки не означает предоставления разрешения на его эксплуатацию. Оно выдается застройщику судом при предоставлении ему документов, подтверждающих соответствие строения всем существующим требованиям, предъявляемым к жилым помещениям действующими нормативно-правовыми регламентами.
В решении проблемы с легализацией объекта огромную роль играет техническая экспертиза. Проходит она в два этапа. Сначала проводится предварительный визуальный осмотр, фотографирование объекта и осуществляются его замеры. На втором этапе обследования определяются материалы, использованные для возведения конструкции. На основе проведенной экспертизы ставится соответствующая отметка на техническом паспорте объекта.
Если не узаконить самострой, то он может быть снесен в любое время. Снос производится приставами по решению суда. Оформление самостроя в судебном порядке может длиться несколько лет и ничем не закончиться. Без хорошего адвоката узаконить самострой таким образом не получится. Это самый трудный и дорогостоящий путь решения проблемы.
Оформление самостроя позволяет после легализации строения сдавать его в аренду, продавать, дарить, передавать в наследство, оформлять в залог. Внесение недвижимости в государственный реестр является одним из способов защиты его от захвата мошенниками или от сноса по решению суда.
Узаконить самовольное строительство можно не только для жилых домов, но и для других объектов, таких как гаражи или складские помещения. В соответствии с украинским законодательством, граждане страны считаются собственниками недвижимости только тогда, когда их дома внесены в Реестр прав на недвижимость.
Зачем нужно узаконивание самовольного строительства
Возведение незаконных строений может привести к серьезным последствиям не только для обычных граждан, но и для должностных лиц, выступающих в роли исполнителя услуг. Минимальное наказание за самострой – штраф в размере не менее 850 гривен. Всего в действующем законодательстве за такие нарушения закона насчитывается 11 видов наказаний.
В Уголовном кодексе Украине этой проблеме посвящена статья 1971. Согласно её положениям, в качестве одного из наказаний для виновного лица может быть использован штраф в размере до 500 необлагаемых налогом минимумов доходов граждан. Альтернативой этому наказанию является арест сроком до 6 месяцев или ограничение свободы до трех лет. Грубым нарушениям правил возведения построек посвящена статья 97 КоАП.
Штрафы за самострой назначаются не только за нарушение правил строительства. Они могут накладываться и за отсутствие официального ввода сооружения в эксплуатацию. Меры наказания за такое нарушение закона определены в статье 96 КоАП. Сумма штрафных санкций может превышать 10 тысяч гривен.
За нарушение норм градостроения придется заплатить штраф в размере до 900 необлагаемых налогом минимумов. Накладываться такая мера ответственности может не только на владельца самостроя, но и на строителей, возводивших объект.
В 2008 году строить частный дом на основании стройпаспорта можно было только при наличии проектной документации – это делало процесс и сложнее, и дороже.
Сейчас не нужно дополнительно оплачивать работу архитекторов, авторского и технического надзоров. Но проектом №5701 предлагается вернуть то, что было раньше, констатировал Юрий Брикайло.
Есть сомнительные пункты и в законопроекте №5071. Например, сейчас действует декларативный характер – подал уведомление и на следующий день можно начинать строительство.
Так вот авторы указанного законопроекта предложили ввести регистрацию – это усложнит процесс.
Как узаконить самострой в Украине 2019: законы, штрафы и стоимость
Если говорить о приусадебных и дачных домах, то есть «совсем непонятная норма», отметил Юрий Брикайло. Это – норма о разрешении возводить без каких-либо документов пристройку площадью до 50 кв.м.
«Честно говоря, абсолютно непонятно в разрезе борьбы с коррупцией и с таким некачественным строительством, как можно такое разрешать?» – задался он риторическим вопросом.
Поэтому, пришел к выводу юрист, кроме нескольких моментов, касающихся страхования и сертификации, остальные новации вряд ли народные депутаты поддержат.
По мнению эксперта рынка недвижимости Виктории Берещак, проект закона №5701, «безусловно, содержит немало важных уточнений и изменений, касающихся регуляции «дикого поля» в строительной отрасли».
Ввести недострои Войцеховского в эксплуатацию в ближайшее время не выйдет, – эксперт
Документ усиливает контроль за объектами многоквартирного строительства, где, отметила она, наибольший процент злоупотреблений и нарушений градостроительных норм. А также «снимает петлю» с частного строительства.
В последнем случае речь идет о разрешении на строительство на приусадебных, дачных и садовых земельных участках.
Если закон вступит в силу, то небольшие сооружения (до 50 кв.м) можно будет возводить без строительного паспорта, градостроительных условий и ограничений и разрешительных документов.
Что свободно позволят строить у себя во дворе или на даче:
- хозяйственные здания и сооружения;
- гаражи;
- элементы благоустройства (беседки, навесы, декоративные фонтаны и бассейны, искусственные парковые водопады, ограды);
- сооружения для сбора и вывоза отходов;
- пристройки к существующим жилым домам общей площадью до 50 «квадратов».
«Конечно, здесь открытым остается вопрос сознания наших отдельных граждан, которые могут для начала построить помещение 50 кв.м, а затем в нем самовольно достроить еще два этажа», – подчеркнула Виктория Берещак.
Если госконтроль по каким-либо причинам не выявил факт самовольного строительства в процессе возведения объекта, не осуществил необходимых мер, то должностные лица понесут ответственность.
В частности, законопроект предусматривает наказания, предусмотренные уголовным, административным кодексами и законом «Об ответственности за нарушения в сфере градостроительной деятельности».
Этот пункт особенно интересен в связи с распространенным злоупотреблениями при возведении крупных объектов (класса СС3).
«По факту, новый законопроект разрабатывает «многосложную road map» для ведения девелоперской деятельности в правовом поле и четко намечает, по какому принципу объект оказывается вне правового поля», – констатировала эксперт рынка недвижимости.
Уже скоро под Киевом могут появиться элитные кварталы с новостройками
Речь идет, прежде всего, об усилении регулирования на нескольких этапах:
- первый: обязательное требование к разработке проектной документации и внедрение комплексной экспертизы проектной документации. Сразу возникают вопросы из-за возможных коррупционных злоупотреблений проверяющих органов и экспертных организаций.
«Усиление персональной уголовной ответственности за поставленную подпись под неправомерной экспертизой и разрешительной документацией, убеждена, избавит от желания злоупотреблять служебным положением», – подчеркнула Берещак.
- второй: замена декларативного принципа регистрационным. Крайне важный шаг. Он установит, что начало строительных работ на площадке возможно только после госрегистрации такого права в реестре строительной деятельности. Причем подготовительные работы – это тоже вид строительной деятельности.
«Практика начинать завозить технику, ставить заборы, когда разрешений на руках нет, должна постепенно отойти в прошлое», – добавила эксперт.
- третий: изменение процедуры принятия объектов в эксплуатацию, что по классу относятся к группе с незначительными последствиями (СС1). Предлагается принимать объект после осмотра по представлению заказчика, путем регистрации акта готовности объекта к эксплуатации.
Написать комментарий
В самом термине заложен основной смысл: построено самостоятельно и самовольно, а далее идет важное уточнение – без полного или частичного разрешения, проектирования и согласования у компетентных органов. Таким образом, самострой – это объект, который возведен самовольно без подтверждающих документов. Отсутствие разрешительных документов автоматически превращает возведенный объект в нелегальную постройку, которая не может быть продана, передана по наследству, подарена и т.п.
К таким объектам в Украине относятся частные жилые дома, дачные домики, гаражи, объекты хозяйственного предназначения, а также постройки промышленного и гражданского строительства, возведенные вопреки существующим строительным нормам и без сопровождения разрешительной документации.
Самострой, как явление, имеет широкое распространение в странах, где отсутствует четкая и прозрачная процедура согласования строительства и отведения под строительство земельных участков. В Украине таких объектов несравнимо больше, чем в европейских странах, поэтому эта проблема является актуальной. Важным шагом по ее решению стали принятые в апреле 2018 года поправки в законодательство о самовольном строительстве и том, как узаконить самострой (см. раздел «Как узаконить самострой в Украине?»).
Специалистами выделяются несколько основных типов самостроя:
- Строение возведено на участке, не предназначенном для строительства (на сельскохозяйственных угодьях, на участке, непригодном для жилого строительства и т.п.).
- Объект возведен без соответствующих документов (разрешения на строительство, проектной документации, разрешение муниципальных органов на строительные работы и т.п.).
- Объект возведен с нарушением строительных правил и норм (факт нарушения устанавливается путем проведения строительной экспертизы). Доказать незаконность такого типа самостроя весьма сложно, поскольку нарушение строительных норм может быть установлено только организациями, имеющими соответствующую лицензию на проведение экспертизы.
- Реконструкция, перепланирование, изменение фасада – все это также квалифицируется как самостоятельное строительство, поскольку фактически происходит самовольное изменение первоначального строительного проекта.
Для дальнейшего понимания тематики и законодательных новшеств (амнистии), следует определить правовой статус застройщика, физическое это лицо или юридическое. В настоящей статье мы говорим о застройщиках-физлицах, в отношении которых приняты недавние законодательные поправки.
В 2018 году были приняты поправки в Закон Украины «О регулировании градостроительной деятельности», в соответствии с которыми объекты несанкционированного строительства можно будет узаконить и привести в соответствие с нормами законодательства.
К объектам, на которые распространяются поправки, относятся сооружения, отвечающие следующим признакам:
- Объекты, которые возведены на участке, который соответствует его функциональному целевому предназначению.
- Объекты, которые не имеют разрешающих документов.
- Объекты, которые были возведены в период с 05.08.1992 г. по 09.04.2015 г. (жилые частные дома и дачные жилые постройки, площадь которых не превышает 300 квадратных метров).
- Объекты хозяйственного назначения, возведенные в указанный период площадью до 300 квадратных метров.
- Объекты сельскохозяйственного назначения, которые были возведены до 12.03.2011 г.
Важно учесть, что определение срока окончания строительства представляется не вполне реальным, поскольку точную дату окончания стройки затрудняются назвать даже сами владельцы. Специалисты отмечают, что подобного рода неопределенность позволяет воспользоваться законодательной амнистией, чтобы узаконить самострой, практически всем украинцам.
Если самовольно построенный объект решили узаконить и воспользоваться поправками к закону, то необходимо сделать следующее:
- Заказать техническое обследование объекта недвижимости с изготовлением отчета (кроме случаев, предусмотренных пунктом 5 раздела II Порядка проведения технического обследования и принятия в эксплуатацию индивидуальных (усадебных) жилых домов, садовых, дачных домов, хозяйственных (приусадебных) зданий и сооружений, зданий и сооружений сельскохозяйственного назначения, по классу последствий (ответственности) принадлежат к объектам с незначительными последствиями (СС1), построенные на земельном участке соответствующего целевого назначения без разрешительного документа на выполнение строительных работ).
- Подать заявление в территориальный орган ГАСК (Инспекция государственного архитектурно-строительного контроля Украины, Iнспекція державного архітектурно-будівельного контролю).
- Составить и подать в орган госархконтроля декларацию о готовности объекта к эксплуатации.
- Предоставить заверенные в установленном порядке копии документов, удостоверяющих право собственности или пользования земельным участком.
- Предоставить в ГАСК (орган госархконтроля) заверенную копию технического паспорта объекта с отметкой о проведенном техническом обследовании.
Если пакет документов собран в полном объеме, то в течение 10 дней после подачи документов заявитель получает разрешение на узаконивание самостроя (решение о вводе объекта в эксплуатацию). После этого следует побеспокоиться о присвоении почтового адреса объекта и зарегистрировать имущественное право на объект. Почтовый адрес присваивается в органах местного самоуправления, а имущественные права в обычном режиме у государственного регистратора.
В законе плата за узаконивание отсутствует и подчеркивается ее бесплатный характер, что не исключает наличие других платежей, связанных с подготовкой документов. Например, техническое освидетельствование, по некоторым оценкам, может стоить от одной тысячи до 10-15 тыс. грн. Величина платежа будет зависеть от размера объекта и компании, которая проводит техническое обследование. Право проводить техническое обследование имеют лицензированные компании — бывшие БТИ или частные структуры.
Узаконить самострой можно в любое время, срок действия амнистии не ограничивается временными рамками. Каждый должен решить самостоятельно, когда начать процедуру легализации постройки. Согласно комментариям чиновников, штрафы за незаконное строительство могут последовать только после заявления третьего лица в орган архитектурно-строительного контроля. Если такое произошло, то штрафа можно избежать, если уже поданы документы на легализацию постройки по собственной инициативе.
Строительная амнистия в Украине объявлялась несколько раз. Какие отличительные особенности нынешней кампании в описании и фото ниже.
- Бессрочность – неограниченный период, когда можно провести строительную амнистию.
- Соответствие земельного участка целевому назначению.
- Для объектов с незначительными последствиями (СС1).
- Ограничение общей площади до 300 кв.м.
- Дополнительно включен 4-летний период постройки.
Какие штрафы грозят владельцам земельных участков
КоАП РФ установил денежные взыскания за строительство недвижимого имущества без разрешительной документации
- Для граждан от 2 000 до 5 000 рублей
- Для должностных лиц от 20 000 до 50 000 рублей
- Для юридических лиц от 500 000 до 1 000 000 рублей
При оформлении самостроя штрафных санкций не избежать, их в любом случае придется выплатить, но только последствия могут быть и более глобальными. Дальнейшее развитие событий —ликвидация недвижимости. Во избежание подобных последствий, а также в целях легитимного использования и эксплуатации объекта недвижимости, настоятельно рекомендуем озадачиться вопросом легализации самостроя.
Захламление земельного участка также предусматривает ответственность — наложение административного штрафа на граждан в размере от 20 тыс. до 50 тыс. руб., отметила адвокат. Также дачники могут быть оштрафованы за нарушение вида улицы рядом со своим забором. К примеру, владельцев загородного жилья могут привлечь к ответственности, если у их забора лежит куча песка или щебня. «На уровне регионов и муниципалитетов перечень нарушений и санкции могут отличаться. Собственнику дачи надлежит уточнять правила на местном уровне», — пояснили в юридическом отделе риелторской компании Penny Lane Realty.
Если участок находится в садовом товариществе, то уставом СНТ и решениями общего собрания владельцев участков могут быть предусмотрены специфические санкции, пояснила адвокат. По ее словам, собственника могут оштрафовать за порчу имущества или даже разведение домашних животных, которые мешают членам товарищества. «Владелец питомцев сначала получит предупреждение от председателя СНТ, его обяжут выполнить ряд мероприятий по устранению причин возникновения претензии. Решить возникшую проблему обычно получается путем обращения к председателю СНТ. Если соседи направят претензию в муниципалитет, власти выделят специалиста для оценки ситуации. Жалобы удовлетворяют, но не всегда, так как отдельные граждане могут направлять претензии «из вредности». Если объективно установить нарушение правил невозможно, дальнейшие жалобы от недовольного соседа будут игнорироваться», — объяснила Тарасова.
С 2020 года между жилыми домами, построенными из негорючего материала, должно быть расстояние не менее 6 м. Жилой дом должен располагаться в 3 м от забора, а хозяйственные постройки — в 1 м. Туалет должен размещаться в 12 м от жилого дома и в 8 м от колодца. Если дистанция не соблюдается, то дачника могут оштрафовать на 5 тыс. руб.
Администрация Московского района г.Минска
Согласно ст. 376 Гражданского кодекса Украины жилой дом, здание, сооружение, другое недвижимое имущество считаются самовольным строительством, если они построены или строятся:
- на земельном участке, не отведенном для этой цели;
- без соответствующего документа, который дает право выполнять строительные работы или должным образом утвержденного проекта;
- с существенными нарушениями строительных норм и правил.
Если построенный Вами дом, гараж, сарай, хозяйственная пристройка и т. д. Отвечают хотя бы одному из этих признаков — это самовольное строительство и для того, чтобы зарегистрировать право собственности на него, необходимо будет пройти одну из описанных ниже процедур.
Упрощенная процедура принятия в эксплуатацию органами государственного архитектурно-строительного контроля применяется к объектам строительства, которые по классу последствий (ответственности) относятся к объектам с незначительными последствиями (СС1), построены на земельном участке соответствующего целевого назначения, но без разрешительного документа на выполнение строительных работ, а именно:
- построенные в период с 5 августа 1992 года по 9 апреля 2015 года индивидуальные (усадебные) жилые дома, садовые, дачные дома общей площадью до 300 квадратных метров, а также хозяйственные (приусадебные) здания и сооружения общей площадью до 300 квадратных метров;
- построенные до 12 марта 2011 здания и сооружения сельскохозяйственного назначения.
Собственнику или пользователю земельного участка, на котором построено такое сооружение следует провести техническое обследование строительства, затем обратиться в органы государственного архитектурно-строительного контроля. В течение 10 рабочих дней со дня подачи заявления органы ГАСК должны бесплатно принять объект строительства в эксплуатацию.
Порядок проведения технического обследования и принятия в эксплуатацию таких объектов самовольного строительства утвержден Приказом Министерства регионального развития, строительства и жилищно-коммунального хозяйства от 03.07.2018 № 158. При этом техническое обследование индивидуальных (усадебных) жилых домов, садовых, дачных домов общей площадью до 300 квадратных метров включительно, хозяйственных (приусадебных) зданий и сооружений общей площадью до 100 квадратных метров включительно проводится в ходе их технической инвентаризации с соответствующей отметкой в техническом паспорте.
К владельцам (пользователям) земельных участков штрафные санкции за выполнение строительных работ без получения документов, дающих право на их выполнение, и за эксплуатацию или использование объектов строительства, не принятых в эксплуатацию, не применяются.
Техническое обследование проводится субъектом хозяйствования, который имеет в своем составе соответствующих исполнителей, согласно Закону Украины «Об архитектурной деятельности» получивших квалификационный сертификат, или физическим лицом — предпринимателем, имеющим квалификационный сертификат.
Принятие в эксплуатацию объектов осуществляется безвозмездно в течение 10 рабочих дней со дня подачи заявления, по результатам технического обследования объекта, путем регистрации декларации о готовности объекта к эксплуатации.
Объект не может быть принят в эксплуатацию при наличии отклонений от требований государственных строительных норм, определенных такими нормами как недопустимые (запрещенные).
К заявлению о принятии в эксплуатацию объекта нужно приложить:
- два экземпляра заполненной декларации;
- отчет о проведении технического обследования объекта с информацией о возможности его надежной и безопасной эксплуатации (кроме индивидуальных (усадебных) жилых домов, садовых, дачных домов общей площадью до 300 квадратных метров включительно, хозяйственных (приусадебных) зданий и сооружений общей площадью до 100 квадратных метров включительно);
- заверенные в установленном порядке копии:
- документа, удостоверяющего право собственности или пользования земельным участком, на котором размещен объект;
- технического паспорта (с отметкой о проведенном техническом обследовании).
Один экземпляр декларации после ее регистрации возвращается заказчику, а другой остается в органе государственного архитектурно-строительного контроля, который ее зарегистрировал.
Датой принятия в эксплуатацию объекта является дата регистрации декларации о готовности объекта к эксплуатации.
Зарегистрированная декларация является основанием для заключения договоров о поставках на принятый в эксплуатацию объект необходимых для его функционирования ресурсов — воды, газа, тепла, электроэнергии, включения данных о таком объекте в государственную статистическую отчетность и оформления права собственности на него.
Не стоит забывать, что право собственности на объект недвижимости возникает с момента его государственной регистрации. Поэтому после принятия объекта в эксплуатацию нужно обратиться в Центр предоставления административных услуг для проведения процедуры государственной регистрации права собственности на новострой с такими документами (п.41 Постановления КМУ от 25 декабря 2015 г. № 1127 «О государственной регистрации вещных прав на недвижимое имущество и их ограничений») :
- документ, который в соответствии с требованиями законодательства свидетельствует о принятии в эксплуатацию законченного строительством объекта;
- технический паспорт на объект недвижимого имущества;
- документ, подтверждающий присвоение объекту недвижимого имущества адреса;
- письменное заявление или договор совладельцев о распределении долей в общей собственности на новый объект недвижимого имущества (в случае, когда государственная регистрация проводится в отношении имущества, которое приобретается в общую долевую собственность);
- договор о совместной деятельности или договор простого товарищества (в случае, когда государственная регистрация проводится в отношении имущества, строительство которого осуществлялось в результате совместной деятельности).
Если же объект самовольного строительства не отвечает вышеописанным критериям, например, построен на земельном участке, имеющем иное целевое назначение, узаконить его возможно только через суд.
Согласно части третьей статьи 376 Гражданского Кодекса Украины право собственности на самовольно построенное недвижимое имущество может быть по решению суда признано за лицом, осуществившим самовольное строительство на земельном участке, который не был ему отведен для этой цели, при условии предоставления земельного участка в установленном порядке лицу под уже построенное недвижимое имущество.
Причем, часть четвертая этой же статьи говорит, что если собственник (пользователь) земельного участка возражает против признания права собственности на недвижимое имущество за лицом, которое осуществило самовольное строительство на его земельном участке, или если это нарушает права других лиц, имущество подлежит сносу лицом, которое осуществило самовольное строительство, или за его счет.
Таким образом, владельцу самостроя придется заручиться доказательствами для суда: письменным согласием соседей, документами на право пользования участком и т.д. Иск следует подавать в суд общей юрисдикции по месту нахождения объекта самовольного строительства.
В случае принятия судом положительного решения, собственнику нужно обратиться в Центр предоставления административных услуг для регистрации права собственности на объект недвижимости.
В случае участия в фонде финансирования строительства документом, подтверждающим приобретение в собственность закрепленного за лицом объекта строительства, является выданная управляющим такого фонда справка о праве доверителя на приобретение в собственность объекта инвестирования.
В случае приобретения беспроцентных (целевых) облигаций, по которым базовым товаром является единица недвижимости, документами, подтверждающими приобретение в собственность закрепленного за лицом объекта строительства, является договор купли-продажи облигаций и в случае наличия документ, согласно которому произошло закрепление соответствующего объекта инвестирования за владельцем облигаций (договор резервирования, бронирования и т.д.).
В случае приобретения имущественных прав на объект недвижимости документом, подтверждающим приобретение в собственность закрепленного за лицом объекта строительства, является договор купли-продажи имущественных прав.
Для проведения государственной регистрации права собственности на объекты недвижимого имущества, построенные в результате деятельности жилищного, жилищно-строительного, дачного, гаражного или другого кооператива, заявитель представляет:
- справку жилищного, жилищно-строительного, дачного, гаражного или другого кооператива о членстве в кооперативе и внесении таким членом кооператива паевого взноса в полном объеме;
- технический паспорт на объект недвижимого имущества.
Какие документы должен предоставить регистратору застройщик:
- документ, подтверждающий возникновение, переход и прекращение прав на земельный участок (кроме случаев реконструкции объектов недвижимого имущества без изменения внешних геометрических размеров их фундаментов в плане);
- документ, подтверждающий возникновение, переход и прекращение права собственности на такой объект до проведения реконструкции (в случае проведения реконструкции объекта недвижимого имущества);
- документ, который в соответствии с требованиями законодательства удостоверяет принятие в эксплуатацию законченного строительством объекта;
- документ, подтверждающий присвоение объекту недвижимого имущества адреса (кроме случая, когда в результате реконструкции объекта недвижимого имущества его адрес не изменился);
- утвержденный застройщиком перечень физических и юридических лиц, средства которых привлекались на инвестирование (финансирование) объекта строительства.
Кооператив после принятия дома в эксплуатацию представляет:
- документ, подтверждающий возникновение, переход и прекращение прав на земельный участок (кроме случаев реконструкции объектов недвижимого имущества без изменения внешних геометрических размеров их фундаментов в плане);
- документ, который в соответствии с требованиями законодательства удостоверяет принятие в эксплуатацию законченного строительством объекта;
- документ, подтверждающий присвоение объекту недвижимого имущества адреса (кроме случая, когда в результате реконструкции объекта недвижимого имущества его адрес не изменился);
- утвержденный общим собранием кооператива список членов кооператива.
По истечении срока, отведенного законом на регистрацию права собственности на объект недвижимого имущества, а именно 5 рабочих дней, заявителю выдается Свидетельство о праве собственности на недвижимое имущество, после чего он становится полноправным собственником квартиры.
более 30 онлайн-сервисов!
Ставка — от 0.01%
Срок — до 180 дней
Сумма — до 20 000 грн.
Узаконить самострой в 2021 году
295 грн. у місяць
Онлайн бухгалтерія
для ФОП і малого бізнесу
перші 30 днів безкоштовно!
1) Узаконить самострой через амнистию.
2) Базовые знания для узаконивания самостроя.
3) Территориальные особенности.
4) Различия узаконивания дачных, садовых, жилых самостроев.
5) Регистрация права собственности на самострой.
Задача узаконить самострой является опосредованной для регистрации прав на построенный дом, осуществляется для вступления юридических признаков объектом строительства, без этого невозможно совершать сделки в отношении своего имущества, поэтому тема узаконивания самостроя в Украине имеет актуальное значение, для тех кто хочет подарить, передать по завещанию, продать, застраховать, подключить к электросетям и других коммуникаций свой дом, что должным образом не зарегистрирован в Государственном реестре прав на недвижимое имущество.
Вопрос узаконивания должен решаться в процессе строительства объекта, однако если этого не было сделано, то дом считается самовольно построенным и подпадает под действие статьи 376 Гражданского кодекса Украины. Следует соотносить ввод в эксплуатацию с общей процедурой оформления документов на дом, этапность заключается в том, что узаконивание самостроя шире в значении и соответственно сложнее процессом. В свою очередь возможно узаконивание самостроя по сокращенным процедурам:
- Для построений до 1992 года.
- Для объектов возведенных с 1992 по 2015 год.
Чтобы можно было узаконить самострой по процедуре до 1992 года, необходимо, чтобы земельный участок с его целевым назначением был в пользовании до 1992 года и дом отвечал застройки, которые строятся на основании статьи 27 Закона Украины «О регулировании градостроительной деятельности». Опосредованной условием является возраст владельца, который должен быть совершеннолетним, то есть 18 летним указанной даты. Более сложная процедура для строительной амнистии, детально описано в статье о вводе в эксплуатацию юристов Legal Home, с анализом формальных причин и реальных, то есть тех, которые номинально по законодательству и фактических — что не позволят провести дом через амнистию. Как становится понятно, что существует много критериев для узаконивания самостроя через строительную амнистию.
Предварительный анализ самостроя заключается в определении класса последствий объекта строительства, в Украине на момент 2020 года три класса последствий:
- СС1
- СС2
- СС3
Класс последствий СС1 включает в себя построения на основании проекта и строительного паспорта, намерения строительства по садовых, дачных, жилых домов производятся по простой из возможных процедур, то есть на строительство на основании строительного паспорта застройки земельного участка. Следует иметь в виду, что земельный участок, в первую очередь, должно быть приватизирована, иметь кадастровый номер и право собственности на которую зарегистрировано в Государственном реестре прав на недвижимое имущество. Однако при самовольном строительстве простейшего класса последствий, узаконивание требует глубоких специализированных в архитектуре и градостроительстве юридических знаний, поскольку всегда могут существовать нарушения государственных строительных норм и юридически надо скрыть, чтобы беспроблемно и без судебных тяжб конвертировать из де-факто в аспект де-юре соответствующий самовольно построенный дом.
Класс СС2 предусматривает дома более 4 этажа и усложненной процедурой с полным контролем над выполнением проекта, заметим, что характеристика не касается только этажности, а имеет значение и в стоимости превышающей 2500 минимальных зарплат, одновременности пребывания людей, более 50.
Класс последствий СС3 это многоэтажные дома, которые разрешено строить только в городах и предварительно проводить экспертизу проекта строительства, но касаются они только крупных застройщиков, которые имеют армию юристов, поэтому дальше не будем охарактеризовать.
В то же время составной частью, этапом узаконивания является ввод в эксплуатацию, то есть регистрация декларации о готовности к эксплуатации жилого, садового, дачного дома. Введение в эксплуатацию дома производится после утвержденных намерений строительства архитектурой местного уполномоченного органа и поданного сообщение о строительных работах. При этом этапу определяются физические параметры построенного объекта, которые отражаются в техническом паспорте с указанием: площади, жилой и не жилой. места расположения дома на земельном участке, материалов использованных для сборки, инженерного обеспечения.
Существуют определенные особенности в юридической для жилых, садовых, дачных домов, которые обозначаются по Государственному классификатору 018-2000:
- 1110,3 — жилые дома;
- 1110,1 — загородные коттеджи;
- 1110,4 — садовые и дачные постройки.
Самым важным отличием является целевое назначение земельного участка, который должен соответствовать построению, в свою очередь земельные участки для дачного и садового дома выделятся обычно на юридических лиц, садовые и дачные общества, которые имеют свои отдельные уставы и планировочные решения, могут сужать или наоборот отходить от нормативных требований Государственных строительных норм, вообще дачный, садовый дом из определений ГСН 360-90 может не соответствовать нормам для жилых домов. Возвращаясь к вопросу оформления документов на дом следует понимать и соотносить всю процедуру и отдельный этап, ввод в эксплуатацию, это лишь один шаг общего процесса узаконивания самостроя.
Так юридическими этапами выглядит узаконивание самостроя. Как становится понятно, что процедура очень сложная и регламентируется Законом Украины «О регулировании градостроительной деятельности», который ежегодно претерпевает изменения, в период 2020-2021 года предусматривается диджитализация и вводятся постепенно различные пункты статей, делает его запутанным для обычных людей без юридического образования. Предусматриваются изменения о присвоении адресов, с 29 февраля 2020 года, которые содержатся в статьях соответствующего Закона, 26-3 (части 1-5, 11-12, 16 , 20, 18 кроме абзацев 7-8), 26-5. Содержательно касается отмены экспериментального порядка по присвоению адресов, теперь в течение 5 дней должен приниматься решение по адресу после зарегистрированного разрешения на строительство. Первичной задачей узаконивания самостроя является дойти до финала оформления документов на дом и зарегистрировать право собственности. При этом необходимо ориентироваться в Государственных строительных нормах, предусмотренных правилах и нормах, касающихся добрососедства, инженерных правил при строительстве, охранных зон электрических и газовых сетей, санитарных требований, инсоляционных, очень важных противопожарных разрывов.
Для осуществления регистрационного действия по оформлению права собственности на самострой, согласно пункту 41 постановления Кабинета Министров Украины «О порядке регистрации прав на недвижимое имущество» от 25.12.2015 года, нужны документы:
- Технический паспорт дома, путем технической инвентаризации построенного.
- Декларация о готовности объекта к эксплуатации.
- Решение о присвоенном почтовом адресе.
В результате владелец получает первичное извлечение с Государственного реестра прав на недвижимое имущество. После чего самострой это уже узаконенный дом и можно проводить все сделки с недвижимостью.
Становится понятным, что узаконивание самостроя в Украине нуждается в помощи юриста по недвижимости, который обладает всеми знаниями в архитектуре и градостроительстве. Поэтому, уважаемый читатель, имея крайнею необходимость узаконить самострой обращайся к специалистам.
Риторический вопрос, но все же пройдемся по основным причинам необходимости узаконивания самовольной постройки. Для одинакового понимания сразу отметим, что под узакониванием мы имеем ввиду юридический процесс, результатом которого является государственная регистрация права собственности на здание за лицом — собственником. Итак, причины:
А. Ответственность за нарушение законодательства. Действующим законодательством предусмотрено несколько видов юридической ответственности за самовольное строительство, в том числе:
- Предупреждение. Предписание Госархстройинспекции об устранении нарушений законодательства.
- Штраф.
- Принудительный снос здания.
Б. Невозможность реализации прав собственника. Дело в том, что согласно действующему законодательству тот, кто самовольно построил здание не приобретает право собственности на него. Это означает, что вы не сможете передать права на самовольную постройку другим лицам (продать, подарить, обменять, сдать в аренду, завещать и т.д.).
В. Невозможность законно подключить дом к инженерным сетям (электроэнергия, газ, вода, тепло и т.д.), поскольку основанием для заключения соответствующих договоров на поставку энергоносителей является зарегистрированная декларация о готовности объекта к эксплуатации.
Таким образом, государство не поддерживает тех, кто строит самовольные дома, устанавливая за это ответственность и ограничивая лиц в приобретении права собственности на такие объекты. Однако существуют и исключения, которые мы рассмотрим далее.
1. Техническое обследование. По своей сути техническим обследованием является процедура проведения осмотра состояния конструктивных элементов, определения класса последствий и общие замеры здания, результатом которой является составленный технический паспорт на дом. Технический паспорт, в свою очередь, является одним из документов, который предоставляется для регистрации декларации о готовности объекта к эксплуатации.
2. Декларация. После проведения технического обследования и составления технического паспорта, в местные органы Госархстройинспекции подается следующий перечень документов:
- декларация о готовности объекта к эксплуатации (один экземпляр);
- технический паспорт на дом с отметкой о проведенном техническом обследовании, которая проставляется на схематическом плане земельного участка;
- правоустанавливающий документ на земельный участок (государственный акт, договор, свидетельство и т.п.).
Срок рассмотрения Госархстройинспекцией указанных выше документов — 10 рабочих дней (2 недели). Результат рассмотрения — зарегистрированная декларация о готовности объекта к эксплуатации или возврат документов на доработку.
3. Регистрация права собственности. После проведения технического обследования и получения зарегистрированной декларации, необходимо обратиться к государственному регистратору недвижимого имущества и предоставить ему в оригиналах следующий перечень документов:
- заявление о регистрации (формируется на месте госрегистратором);
- квитанция об уплате сбора за регистрацию (200 грн.);
- декларация о готовности объекта к эксплуатации, зарегистрированная Госархстройинспекцией и внесенная в единый реестр документов, дающих право на выполнение подготовительных и строительных работ и свидетельствуют о принятии в эксплуатацию законченных строительством объектов;
- технический паспорт на дом;
- письменное заявление или договор между совладельцами о распределении долей в общей собственности, если владельцев два и больше.
Срок рассмотрения документов о регистрации права собственности на дом государственным регистратором — 5 рабочих дней. Результат рассмотрения — выписка из Государственного реестра прав на недвижимое имущества, подтверждающая регистрацию права собственности на дом.
Строительная амнистия для домов 1992-2015 гг., введенная в 2018, не имеет срока действия. То есть возможность узаконить самострой, построенный самовольно, будет оставаться и в дальнейшем. То же касается и домов, построенных до 1992 г.
Наша компания имеет большой опыт, технические возможности и соответствующих специалистов для организации работ по узакониванию самостроя, в частности в органах государственной архитектурно-строительной инспекции. Для справок обращайтесь по номеру 044 3388830.
Срок выполнения: от 14 дней
Нажмите для перехода к контактной информации
Смотрите также: строительный паспорт, технический паспорт на дом, раздел земельного участка
Мы уже неоднократно поднимали вопрос какие этапы нужно пройти, чтобы узаконить самострой и стать законным владельцем недвижимости. Но время идет, законодательство не стоит на месте. Изменяется процедура оформления документов на новое строительство. В свою очередь и меняется процедура для узаконивания самовольного строительства.
Строительный паспорт является первоочередным документом. Более подробно о строительном паспорте по ссылке. После того, как строительный паспорт будет получен, нужно подавать уведомления о начале строительных работ в соответствующий орган государственного архитектурно-строительного контроля по местонахождению объекта строительства. После успешной регистрации уведомления о начале строительных работ изготовляется технический паспорт в коммунальном или частном БТИ. И опять же, нужно подавать декларацию о вводе объекта в эксплуатацию в тот же орган государственного архитектурно-строительного контроля по местонахождению объекта строительства.
*Достаточно часто возникают отказы на введения в эксплуатацию самостроев. Причин может быть много: несоответствие требованиям ГСН, несоответствующая форма технического паспорта, некорректно внесены данные в уведомление или декларацию и т.д. В таком случае, нужно исправлять ошибки и подавать пакет документов на подачу снова. Количество попыток на подачу не является ограниченной.
Преступные посягательства на землю как объект собственности и неотъемлемую часть природы влекут за собой как минимум открытие криминального дела, а как максимум – длительный период тюремного заключения для лиц, которые намеренно либо по неосторожности причинили существенный вред охраняемым интересам граждан, организаций, местных общин, общества или государства в целом.
В УК Украины упоминание деяний, касающихся земельных правоотношений, можно найти в 2 разделах:
- Имущественные правонарушения
Ч.1 самоуправное использование земли, в связи с которым собственнику был нанесен ущерб свыше 100 необлагаемых налогом доходов граждан*;
*при квалификации административных или уголовных правонарушений сумма необлагаемого минимума устанавливается на уровне налоговой социальной льготы, определенной п.169.1.1 ст.169 раздела IV Налогового кодекса для соответствующего года. По состоянию на август 2020 г. эта льгота составляет 50% прожиточного минимума для трудоспособного лица, то есть 1059 грн. Таким образом, сумма ущерба в понимании этой нормы должна превысить 105 900 грн.
- штраф от 3 400 до 5 100 грн. или арест до 6 месяцев
Ч.2 то же действие, совершенное повторно/группой лиц/касательно особо ценных земель или участков с особым статусом,
- ограничение свободы на 2-4 года или тюремное заключение сроком до 2 лет
Ч.3 Несанкционированное строительство на чужой земле
- штраф от 17 тыс. до 68 тыс. грн., арест до 6 мес., ограничение свободы до 3 лет
Ч.4 незаконное строительство на землях с особым статусом, или если виновный ранее уже был осужден по ч.3, 4 ст.197-1 УК,
- лишение свободы от 1 до 3 лет
Сумма причиненного урона взыскивается с приговоренного в случае удовлетворения судом гражданского иска от потерпевшего.
- Нарушения против окружающей среды
- штраф в размере 17 000 – 68 000 грн.;
- запрет занимать некоторые должности / заниматься деятельностью до 3 лет
Ч.2. Если перечисленные действия привели к гибели, массовым заболеваниям людей, или повлекли другие тяжелые последствия, то виновным может грозить:
- ограничение свободы от 2 до 5 лет, пребывание за решеткой на тот же период, в некоторых случаях – с лишением права вести деятельность/занимать должности до 3 лет.