Внеплановая проверка гит по жалобе работника в 2021
Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Внеплановая проверка гит по жалобе работника в 2021». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.
Состав запрашиваемых ГИТ документов таков:
- трудовые и коллективные договоры;
- бухгалтерские документы по зарплате (расчетные листки, зарплатные ведомости);
- кадровые документы (приказы по личному составу, график отпусков, трудовые книжки, штатное расписание);
- локальные нормативные акты, относящиеся к трудовым отношениям (об оплате труда, о командировках, об охране труда);
- журналы инструктажей по технике безопасности и т. д.
Все документы представляются в ГИТ в виде простых копий, удостоверенных подписью руководителя предприятия или иного лица по доверенности. В случае с документарной проверкой возможно и направление электронных документов с использованием усиленной квалифицированной электронной подписи. Изъятие оригиналов документов не допускается.
Период, за который могут быть затребованы документы, не ограничен. Если срок хранения каких-либо документов истек и они были уничтожены, работодателю следует дать соответствующие пояснения. Правомерное уничтожение не повлечет ответственность.
Некоторые работодатели готовы предоставить инспекторам доступ вообще ко всем документам. Делать так не стоит. Рекомендуется предоставлять запрашиваемые документы, и только те, что относятся к предмету проверки.
Внеплановая проверка трудовой инспекции по жалобе работника
В отличие от плановых, внеплановые проверки проводятся инспекторами ГИТ в экстренном порядке, без предварительного уведомления и зачастую неожиданно для работодателей.
Исчерпывающий перечень оснований для проведения внеплановых проверок ГИТ установлен в соответствии с пп. 1, 3−6 ч. 1 и ч. 3 ст. 57 Федерального закона от 31.07.2020 № 248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации». К таким основаниям относятся:
- наличие у ГИТ сведений о нарушениях, допускаемых работодателем. Например, когда в инспекцию подается жалоба/обращение о том, что действия работодателя создают потенциальную угрозу причинения вреда жизни или здоровью работников (такие сведения могут поступить от госорганов, органов МСУ, правоохранителей, частных организаций и физлиц);
- поручение Президента или Правительства РФ о проведении в отношении работодателя внеплановой проверки;
- требование прокурора о проведении контрольного мероприятия по поступившим в органы прокуратуры материалам и обращениям;
- истечение срока исполнения решения контрольного органа об устранении ранее выявленного нарушения;
- поступление от работодателя информации об устранении нарушений обязательных требований в сфере лицензирования, аккредитации, сертификации, включения в реестр, аттестации и т.д. Предмет внеплановой проверки в этом случае ограничивается оценкой устранения нарушений обязательных требований.
Проведение внеплановой проверки требует согласования с прокуратурой и уведомления работодателя. О проведении такой проверки контролируемое лицо уведомляется путем направления копии решения о проведении проверки не позднее, чем за 24 часа до ее начала (п. 49 Положения).
Однако если проверки требуют поступающие в ГИТ сообщения о совершаемых работодателем нарушениях, то инспекция может провести внеплановую проверку незамедлительно. То есть в течение 24 часов после получения ГИТ соответствующих сведений с извещением об этом органа прокуратуры в тот же срок. В этом случае уведомление работодателя о проведении внепланового контрольного мероприятия может не проводиться (ч. 12 ст. 66 Федерального закона от 31.07.2020 № 248-ФЗ).
В рамках осуществления проверок (как плановых, так и внеплановых) инспекторы ГИТ по-прежнему смогут проводить такие контрольные мероприятия, как документарные и выездные проверки. В этом отношении в сфере государственного контроля за соблюдением трудового законодательства ничего не поменялось. Изменились (были сокращены) только сроки проведения документарных и выездных проверок.
Разные инспекторы не будут проверять соблюдение одних и тех же требований
Закон госконтроле исключает проверку соблюдения одних и тех же обязательных требований несколькими контролирующими органами в отношении одного объекта контроля.
Проверки Роструда и других ведомств стали короче
Закон о госконтроле изменил срок проведения документарной и выездной проверок. С 1 июля 2021 года он не может превышать 10 рабочих дней. Для сравнения, до 1 июля был установлен максимум — 20 рабочих дней.
Как и прежде, срок для выездных проверок малых предприятий — не более 50 часов, микропредприятий — не более 15 часов, а если проверку микропредприятия проводят на основании программы проверок — не более 40 часов (п. 7 ст. 72, п. 7 ст. 73 Закона о госконтроле).
Если у компании есть обособленные подразделения в нескольких субъектах РФ, срок выездной проверки устанавливают по каждому из них отдельно.
Сроки ожидания поступления документов при подсчёте продолжительности документарной проверки. Это период с момента, когда инспектор направил вам требование представить необходимые документы до момента, когда вы их представили не учитывается при подсчёте длительности проверки и между тем, как инспектор сообщил вам об ошибке и противоречиях в документах либо о несоответствии сведений в них сведениям, которые есть у ГИТ, и потребовал письменные пояснения до момента представления указанных пояснений (ч. 7 ст. 72 Закона о госконтроле).
Время, которое инспектор затратил на подготовку проверки и оформление её результатов в продолжительность выездной плановой проверки также не включается (п. 62 Регламента, утв. приказом Роструда от 13.06.2019 № 160).
Новые сроки действуют для плановых проверок, которые пройдут после 30 июня 2021 года (п. 4 постановления Правительства от 30.11.2020 № 1969).
Если инспектор превысит срок проведения проверки, грубо нарушит процедуру её проведения, обжалуйте результаты проверки Роструда. Теперь это можно сделать только через личный кабинет на сайте Госуслуг.
Проверки ГИТ в 2021 году: новые правила и сроки
- Низкий риск — не проводятся.
- Умеренный риск — не менее 1 КНМ в 6 лет и не более 1 КНМ в 3 года (ранее — не реже 1 раза в 6 лет).
- Средний риск — не менее 1 КНМ в 6 лет и не более 1 КНМ в 3 года (ранее — не реже 1 раза в 5 лет).
- Значительный риск — не менее 1 КНМ в 4 года и не более 1 КНМ в 2 года (ранее — 1 раз в 3 года).
- Высокий риск — не менее 1 КНМ в 4 года и не более 1 КНМ в 2 года (ранее — 1 раз в 2 года).
- Чрезвычайно высокий риск (новая категория) — не менее 1 КНМ, но не более 2 КНМ в 1 год.
Виды и периодичность проведения плановых проверок для каждой категории риска также указываются в Положении о виде контроля соответствующего контрольного (надзорного) органа (пп.5 ч.5 ст.3, ч.1 ст.25 Закона о госконтроле). Для охраннотрудовых проверок она осталась прежней. Поскольку на сегодняшний день нового положения пока нет, то периодичность проведения проверок останется прежней, что не противоречит Закону о госконтроле.
Новый закон предусмотрел механизмы, с помощью которых можно сократить количество проверок или вообще получить карт-бланш от ревизоров в виде освобождения от плановых проверок.
В отдельных сферах деятельности КНМ органов надзора заменят альтернативные институты:
- независимая оценка соблюдения обязательных требований;
- страхование ответственности;
- участие в саморегулируемых организациях.
К примеру, компания может быть освобождена от проведения плановых проверок, если заключить договор страхования рисков причинения вреда (ущерба) (п. 9 ст. 25 Закона о госконтроле) или станет членом СРО, у которого с надзорным органом заключено соглашение о том, что проверки деятельности членов организацией приравниваются к плановым проверкам органа надзора.
Ещё один способ снижения интенсивности контрольно-надзорных мероприятий, который предлагает закон, — мониторинг сведений об объекте контроля на условиях соглашения между контролируемым лицом и надзорным органом.
Мониторинг предполагает автоматическую фото- и видеосъёмку на объекте компании, при котором собранные материалы направляются контролирующему органу. А лицо, находящееся под таким контролем, будет освобождено от плановых проверок (ст. 96 Закона о госконтроле).
Постановлением от 30.11.2020 № 1969 правительство продлило мораторий на плановые проверки в 2021 году, но только малых предприятий и то не для всех. Мораторий не распространяется на:
- экономические агенты, которые находятся под постоянным госконтролем; предприятия с 1 и 2 классом опасности;
- компании из категории высокого и чрезвычайно высокого риска, а также эксплуатирующие такие объекты;
- предприятия с деятельностью из перечня к закону №294-ФЗ от 26.12.2008 (образование, здравоохранение и т.д.);
- штрафники, для которых действуют вступившие в силу постановления о наказаниях по КоАП за грубые нарушения;
- предприятия, у которых приостановили или аннулировали лицензии.
В последних двух случаях действует еще одно условие — проверка, по результатам которой назначены наказания, прошла меньше 3 лет назад.
Однако и здесь есть исключение, если СМП относится к категории высокого риска, то проверка трудовой инспекции все равно нагрянет.
Поэтому плановые проверки ожидают и малые предприятия, и средние, и крупные, а также некоммерческие организации с численностью сотрудников до 200 человек, на которых высок риск пожаров, несчастных случаев, экологического ущерба и нарушений санитарно-эпидемиологического законодательства.
Кроме того, уточняется, что запрет действует только для плановых проверок и не распространяется на административные расследования, которые проводятся по статье 28.7 КоАП.
На внеплановые проверки мораторий не распространяется — если ГИТ получат сигнал о нарушении, то инициируют внеплановую проверку на любом предприятии или ИП.
Для начала расследования достаточно только информации, указывающей на него: например, обращение работника.
Причём, если госорган усмотрит угрозу жизни или здоровью людей, проверяющие придут без предупреждения. В остальных случаях уведомят за 1 день.
Поэтому в рамках ограничений инспекторы использовали административные расследования без взаимодействия с работодателями.
Например: Роструд имеет право проводить мероприятия без взаимодействия, чтобы проверить, как организация провела специальную оценку условий труда (СОУТ) и оформила её результаты (приказ Минтруда от 16.01.2019 № 13н).
Внеплановые проверки органы надзора инициирую, если:
- у них сведений имеются сведения о причинении вреда или достижении критериев риска нарушения обязательных требований;
- имеется поручение Президента или Правительства о проведении контрольных (надзорных) мероприятий в отношении конкретных контролируемых лиц;
- требует прокурор после обращения к нему с жалобой;
- истечение срока исполнения предписания (п.1, 3 — 6 ч.1 ст.57 Закона о госконтроле, ч.1 ст.66 Федерального закона от 31.07.2020 № 248-ФЗ).
В настоящее время индикаторы риска нарушения обязательных требований федеральными органами исполнительной власти не разработаны, следовательно, положения об использовании органами государственного контроля (надзора) для определения необходимости проведения внеплановых проверок и иных мероприятий по контролю индикаторов риска нарушения обязательных требований не могут быть применены (п.14 письма Росприроднадзора от 11.01.2017 № АС-09-01-36/143).
Работодателям, несогласным со штрафами трудовых инспекторов и готовым идти в суд, поможет анализ судебной практики. Судьи поддержали инспекторов ГИТ и работодателей от штрафа не освободили в следующих случаях:
Нарушение | Судебное решение |
В трудовом договоре не указаны:
|
Решение Забайкальского краевого суда от 04.02.2019 по делу № 7-21-46/2019 Решение Московского городского суда от 12.02.2020 по делу № 7-1784/2020 Решение Московского городского суда от 30.07.2020 по делу № 7-8845/2020 Решение Свердловского областного суда от 18.06.2019 по делу № 72-698/2019 |
На трудовом договоре, хранящемся у работодателя, нет подписи сотрудника, подтверждающей получение им своего экземпляра договора | Решение Московского городского суда от 30.07.2020 по делу № 7-8846/2020 |
В срочном трудовом договоре нет ссылки на причину его заключения | Решение Московского городского суда от 30.07.2020 по делу № 7-8845/2020 |
Работодатель не выдал уволенному сотруднику справку о сумме заработка за 2 предшествующих года, сведения о доходах и удержанном НДФЛ | Решение Московского городского суда от 16.06.2020 № 7-6849/2020 |
Досрочное (до истечения 2 недель с даты подачи заявления) издание приказа об увольнении, если работник увольнение не оспаривал | Решение Забайкальского краевого суда от 25.02.2019 по делу № 7-21-90/2019 |
Отсутствие подписи сотрудника на приказе об увольнении | Решение Московского городского суда от 02.03.2020 по делу № 7-1948/2020 |
Нарушение сроков окончательного расчета с сотрудниками при увольнении | Решение Московского городского суда от 28.02.2020 по делу № 7-2883/2020 |
- невыплата (задержка) или неполная выплата заработной платы в установленный срок;
- установление зарплаты в размере меньшем, чем это предусмотрено трудовым законодательством, то есть ниже МРОТ;
- невыполнение работодателем предписания инспектора труда;
- поступление информации о фактах нарушения трудового законодательства, повлекших возникновение угрозы причинения вреда жизни и здоровью работников;
- жалоба работника на нарушение трудовых прав;
- запрос работника на проверку условий и охраны труда на его рабочем месте;
- приказ руководителей трудовой инспекции или Федеральной службы по труду, изданный на основании поручения Правительства РФ, Президента РФ или прокурора.
Обращения и заявления, не позволяющие установить лицо, обратившееся в Роструд или в его территориальный орган, а также обращения и заявления, в которых отсутствуют сведения об указанных фактах, не могут служить основанием для проведения внеплановой проверки работодателя.
О проведении внеплановой проверки работодатель уведомляется уполномоченным должностным лицом Роструда или его территориального органа, которому поручено проведение проверки, не менее чем за двадцать четыре часа до начала ее проведения любым доступным способом.
Внеплановая проверка работодателя может проводиться в форме документарной проверки и (или) выездной проверки.
Плановая проверка возможна в отношении любых организаций и выполняется один раз в три года.
Для ее осуществления достаточно наличие оснований, указанных в Федеральном Законе от 26.12.2008 № 294-ФЗ:
- прошло три года со дня государственной регистрации работодателя;
- вышел трехлетний срок с момента завершения последней плановой проверки;
- работодатель фактически осуществляет свою предпринимательскую деятельность в течение трех лет (с момента подачи особого извещения в уполномоченный орган).
Данный список оснований является закрытым, то есть проверяющие не имеют права называть иные причины для осуществления запланированных проверок соблюдения норм трудового права.
Проверку государственной инспекции труда в организации можно разделить на 2 направления:
- Проверка кадровых документов.
- Проверка безопасности выполняемых работ.
К ней относятся коллективный договор, правила внутреннего трудового распорядка, положение об оплате труда и премировании, положение о защите персональных данных, положение о коммерческой тайне. Перечисленные документы должны соответствовать закону, не должны противоречить друг другу и не ухудшать положение сотрудников предприятия в сравнении с правилами закона.
Следует сопоставить все эти документы с трудовыми договорами, часто в них находятся разные режимы работы. Также с трудовым договором необходимо сопоставить штатное расписание, Положение об оплате труда и премировании, для исключения разных систем оплаты труда и разных дат получения зарплаты.
Инспекторы непременно обратят внимание на то, как выдается заработная плата (по закону необходимо выплачивать ее два раза в месяц). В Правилах внутреннего распорядка, коллективном и трудовом договорах должна быть отражена информация о времени и месте выдачи зарплаты.
Проверяющие также обратят внимание на размер зарплаты, помните, что она не должна быть ниже установленного законом минимума.
В случае если работнику выплачивают надбавки, премии, организация должна документировать данный факт. Также следует проверить, всем ли уволенным работникам были произведены выплаты.
Каждый работодатель должен обеспечивать своим работникам безопасные условия труда. Они прописаны в документах по охране труда, наличие которых необходимо в любой организации. Это могут быть различные инструкции, документы, подтверждающие, что с работниками проводилось обучение по охране труда. Подобного рода документы должны быть в наличии, независимо от величины организации и количестве нанятых сотрудников.
При проверке безопасности выполняемых работ инспекторы смотрят следующие условия:
- требования, связанные с обучением и инструктированием работников;
- меры безопасности при проведении работ;
- обеспечении работников средствами защиты;
- организация и проведение аттестации рабочих мест по условиям труда (сейчас СОУТ), а также использования результатов АРМ (СОУТ) для предоставления льгот и компенсаций работникам, проведения периодических медицинских осмотров и др.
Во время ревизии инспекторы государственной трудовой инспекции, помимо проверки необходимых документов, могут осматривать все помещения предприятия, задавать вопросы персоналу, запрашивать недостающие сведения у ответственных сотрудников.
Как установило постановление Правительства РФ от 30.11.2020 № 1969, продление моратория на проверки коснулось в 2021 году не всех, а только малых предприятий.
Однако и здесь есть исключение, если СМП относится к категории высокого риска, то проверка трудовой инспекции все равно нагрянет.
Поэтому плановые проверки ожидают и малые предприятия, и средние, и крупные, а также некоммерческие организации с численностью сотрудников до 200 человек, на которых высок риск пожаров, несчастных случаев, экологического ущерба и нарушений санитарно-эпидемиологического законодательства.
Кроме того, уточняется, что запрет действует только для плановых проверок и не распространяется на административные расследования, которые проводятся по статье 28.7 КоАП.
Таким образом, инспектор ГИТ имеет право провести расследование при установлении нарушений трудового законодательства.
Напомним: для начала расследования достаточно только информации, указывающей на него: например, обращение работника.
При этом, инспекторы не обязаны уведомлять работодателя, а также согласовывать проведение расследования с прокуратурой.
Поэтому в рамках ограничений инспекторы использовали административные расследования без взаимодействия с работодателями.
Например: Роструд имеет право проводить мероприятия без взаимодействия, чтобы проверить, как организация провела специальную оценку условий труда (СОУТ) и оформила ее результаты (приказ Минтруда от 16.01.2019 № 13н).
Какие документы проверяет трудовая инспекция
По ранее действующим правилам у работодателя было право выбора того, каким образом он будет обжаловать решения трудового инспектора: в административном порядке (обращаться в вышестоящий орган) или в судебном.
Теперь правила изменились. Прежде чем обратиться в суд, необходимо в обязательном порядке соблюдать досудебный порядок обжалования. Такое требование установлено п.2 ст.39 Закона № 248-ФЗ.
Обратите внимание, что положения Закона № 248-ФЗ являются общими для многих видов проверок. При этом статья 1 Закона 248-ФЗ перечисляет те виды проверок, на которых положения данного закона не распространяются. Это, в частности, налоговый, валютный, таможенный контроль. Поскольку проверки трудовой инспекции в перечень исключений не включены, на них распространяются новые правила.
По общему правилу, предусмотренному п.5.4 ст.98 Закона 248-ФЗ обязательный досудебный порядок обжалования решения контролирующих органов будет применяться с 1 января 2022 года. Вместе с тем, должны быть определены те виды проверок, досудебное обжалование решений которых действует уже с 1 июля 2021 года. Такой перечень установлен Постановлением Правительства РФ от 28 апреля 2021 года № 663. И проверки ГИТ в данный перечень включены.
Соответственно, с 1 июля этого года обжаловать решение инспектора ГИТ в судебном порядке без предварительного административного обжалования не получится.
Новые правила устанавливают различные сроки обжалования для предписания трудового инспектора и иных решений, а также действий (бездействий) инспектора ГИТ.
Итак, срок для обжалования предписания – 10 календарных дней. Он отсчитывается с того дня, когда работодатель получит предписание (п.6 ст.40 Закона 248-ФЗ).
Для остальных решений (действий, бездействий) инспектора ГИТ срок обжалования более продолжительный – 30 календарных дней. Исчисляется он с того дня, когда работодатель узнал или должен был узнать о том, что его права нарушены (п.5 ст.40 Закона 248-ФЗ).
Если работодатель пропустит срок обжалования по уважительным причинам, предполагается, что срок можно будет восстановить. Но с учётом того, что перечень уважительных причин не определён, работодателям следует ориентироваться на установленные законом сроки.
Работодатель в любой момент может отозвать жалобу. Но в этом случае надо иметь в виду, что повторно обратиться с этой жалобой уже нельзя (п.8 ст.40 закона 248-ФЗ).
Н2/ Срок рассмотрения жалобы
Жалоба работодателя должна быть рассмотрена в течение 20 рабочих дней с даты регистрации (п.2 ст.43 Закона 248-ФЗ).
Напомним, что ранее на рассмотрение жалобы уполномоченному органу отводилось 30 календарных дней.
Но также, как и ранее, срок рассмотрение жалобы можно продлить. Максимальный срок продления – 20 рабочих дней. Допускается продление срока только в исключительных случаях.
Если же Роструд при рассмотрении жалобы запросит дополнительные документы, срок рассмотрения приостанавливается (с даты направления запроса). А после того, как работодатель представит необходимый документ или информацию, течение срока возобновляется.
Отметим, что представить дополнительные документы работодатель вправе и без запроса, если посчитает, что они необходимы для рассмотрения жалобы (п.4.1 ст.43 Закона 248-ФЗ).
Плановые проверки выполняются с соблюдением установленного графика, который утверждается заранее. Согласно постановлению Правительства РФ от 30.06.2010 N 489 ежегодный план должен быть утвержден до 31 декабря года, предшествующего проведению контроля. Этот план должен быть согласован с Генеральной прокуратурой РФ. После его окончательного утверждения план проведения контроля соблюдения требований трудового законодательства размещается в открытом доступе на сайте прокуратуры, Роструда и самого контролирующего ведомства. Территориальные подразделения ГИТ публикуют планы проверок по конкретным субъектам Федерации на соответствующих региональных порталах инспекции.
Составление плана осуществляется в соответствии с правилами, описанными в постановлении Правительства от 1 сентября 2012 года N 875. Сейчас в Российской Федерации в области государственного контроля применяются принципы риск-ориентированного подхода. Он предполагает, что деятельность по организации проверок коммерческих компаний осуществляется с учетом степени риска нарушения ими требований трудового законодательства. Для определения этой степени принимаются во внимание три основных критерия:
- добросовестность работодателя в отношении соблюдения трудовых прав работников. Обнаружение факта таких нарушений снижает этот показатель вплоть до нуля;
- потенциальная степень вреда здоровью работников, обусловленная особенностями производства в отрасли. Этот показатель рассчитывается отдельно для каждой сферы деятельности;
- вероятность распространения негативных последствий. Указанный критерий зависит от численности сотрудников предприятия.
На основании перечисленных параметров компании присваивается определенная категория риска.
Категория риска напрямую определяет частоту проведения плановых проверок в отношении конкретной компании. Государственная инспекция труда присваивает каждой проверяемой компании одну из следующих категорий риска:
- высокий — для этих компаний плановые проверки организуются 1 раз в 2 года;
- значительный – плановые проверки проводятся 1 раз в 3 года;
- средний – проверки проводятся 1 раз в 5 лет;
- умеренный – проверки выполняются 1 раз в 6 лет;
- низкий – плановые проверки не проводятся.
При этом в соответствии с действующим законодательством на региональных портала ГИТ публикуются актуализированные списки работодателей, отнесенных к наиболее серьезным категориям – от средней до высокой. Если организация полагает, что такая категория присвоена ей ошибочно, она вправе подать в инспекцию мотивированное заявление о пересмотре этого параметра.
Государственная инспекция труда обязана учитывать нормативную частоту проведения контролирующих мероприятий для конкретной организации с учетом присвоенного ей класса риска. Если в результате ошибки или другой причины в план контроля попала организация, которую инспекторы ГИТ проверяли до истечения установленного срока, компания также вправе подать в государственный орган заявление об исключении из составленного графика.
Такие ошибки действительно случаются, поэтому эксперты рекомендуют руководителям предприятий или ответственным сотрудникам в конце календарного года посещать региональный сайт ГИТ или прокуратуры и изучать опубликованный план проверок. Это лучше сделать заранее, чтобы иметь достаточно времени на обжалование неправомерного решения о включении компании в план: чаще всего это оказывается проще, чем подстраивать график работы организации под визит инспекторов.
Права юридических лиц и предпринимателей при выполнении обязательного государственного контроля защищены действующим законодательством. Такие ограничения введены для того, чтобы обезопасить предприятия от необоснованно длительных визитов проверяющих, которые часто негативно отражаются на нормальном жизненном цикле предприятия. Работодатель вынужден отвлекать сотрудников от основной работы для подготовки нужных документов, сопровождения инспекторов и выполнения других операций. Для этого иногда даже требуется останавливать производственные линии, что отражается на объеме производства, а следовательно – на прибыли компании.
Действующие ограничения при проведении контроля определены федеральным законом № 294-ФЗ. Основная их часть сформулирована в главе 2 этого нормативного документа. Они включают следующие правила:
- проверка может проводиться только на основании соответствующего распоряжения или приказа уполномоченного сотрудника ГИТ. Проводить контроль имеют право только инспекторы, указанные в документе;
- срок проведения проверки для организации не может превышать 20 дней в год, для малого предприятия — 50 часов в год, для микропредприятия – 15 часов в год.
Выделяются несколько категорий риска в зависимости от показателя потенциального риска причинения вреда охраняемым законом ценностям в сфере труда. Речь идет о таких ценностях, как жизнь и здоровье работников, трудовые права работников, связанные с невыплатой в установленный срок зарплаты.
Если работодатель отнесен к категории низкого риска, то хотя плановая проверка Роструда ему не грозит, внеплановая вполне может случиться.
Основания для проведения внеплановой проверки следующие:
- истечение срока исполнения работодателем выданного Рострудом предписания об устранении выявленного нарушения ТК;
- обращения граждан с жалобами на работодателей, поступление соответствующей информации от органов власти, из СМИ о фактах нарушения трудовых прав.
В частности речь идет о следующих нарушениях трудовых прав:
- невыплата работникам зарплаты;
- непредставление оплачиваемых отпусков;
- нарушение режима труда и отдыха;
- уклонение от оформления трудовых отношений или их ненадлежащее оформление;
- необеспечение работников средствами индивидуальной и коллективной защиты;
- допуск к работе лиц, не прошедших обучение, инструктажи, стажировку на рабочем месте, медосмотры, психиатрические освидетельствования;
- отсутствие системы управления охраной труда или ее ненадлежащее функционирование;
- непроведение СОУТ;
- непредставление, нарушение порядка представления гарантий и компенсаций работникам за работу во вредных или опасных условиях труда по результатам СОУТ.
-
Я иду тебя искать: как не разориться на поиске сотрудников
1,2 тыс. 2
Руководители организаций-работодателей должны представлять, к чему готовиться при проверках Государственной инспекции труда (ГИТ), какие у инспекторов ГИТ есть права и обязанности, отталкиваясь от следующих законодательных актов:
- Трудовой кодекс РФ (в особенности статьи 353 и 356).
- Кодекс РФ об административных правонарушениях.
- Федеральный закон №294-ФЗ от 26.12.2008 с учётом поправок, внесённых в него законом №277-ФЗ от 03.07.2016.
- Подзаконные акты, в частности, Постановления Правительства РФ №875 от 01.09.2012, №177 от 13.02.2017, №1080 от 08.09.2017 и Приказ Минтруда №354н от 30.10.2012.
Для понимания причин интереса ГИТ к работе организации следует помнить то, какими бывают трудовые проверки, а именно: плановые и внеплановые.
Основания для планового контроля:
- Прошло уже 3 года с момента регистрации организации или заявления о начале её деятельности.
- Предыдущий плановый контроль имел место более 3 лет назад.
Основания для внепланового визита инспектора:
- Истечение срока исполнения предписания по результатам предыдущего визита.
- Распоряжение прокуратуры, правительства.
- Обращения в ГИТ по фактам нарушения в организации норм трудового законодательства (задержки с выплатами зарплаты, начисление зарплаты ниже МРОТ, несоблюдение правил техники безопасности, других законных прав работников).
- Направленная в ГИТ жалоба действующего или уже уволенного работника организации по поводу нарушения его прав.
Как часто происходят плановые проверки
Проводятся раз в 3 года, а их график на текущий год утверждается не позднее декабря предыдущего года. График публикуется на сайтах Роструда и Генпрокуратуры РФ. Такая частота даёт ответ на вопрос, за какой период проверяет трудовая инспекция — за последние 3 года.
С 01.01.2016 сроком на 3 года были введены «надзорные каникулы» — мораторий на проведение плановых неналоговых надзорных мероприятий субъектов малого бизнеса. Законом №480-ФЗ от 25.12.2018 они были продлены на 2019 и 2020 годы. Организациям, отнесённым статьёй 4 закона №209-ФЗ от 24.07.2007 года к субъектам малого предпринимательства, плановая проверка трудовой инспекции в 2020 году не грозит. Исключения: этот мораторий не действует в отношении компаний, род работы которых связан с социальным обслуживанием, здравоохранением, образованием, теплоснабжением, электроэнергетикой (ст. №21.5 закона №294-ФЗ), и со сферами деятельности, в которых введён риск-ориентированный подход. Полный перечень таких исключений приводится в ст. 1 закона №480-ФЗ.
Кроме того, мораторий не действует в отношении организации, которая в течение трех лет допускала грубые нарушения или лишалась какой-либо лицензии.
Продолжительность инспекции ГИТ регламентирована, а максимальный срок плановой проверки трудовых инспекторов зависит от вида проверяемой организации:
- компания с филиалами — до 2 месяцев;
- компания малого бизнеса — до 5 часов;
- микропредприятие — до 15 часов;
- все другие организации — до 20 дней.
Ответ на вопрос о том, каков максимальный срок трудовой проверки внепланового характера в случаях микропредприятий и субъектов малого бизнеса, дан — ограничиваются общим сроком в 20 дней.
Законом определена последовательность действий проверяющих:
- Оповещение организации о предстоящем визите.
- Запрос интересующих инспектора ГИТ документов с возможным последующим выездом инспектора в проверяемую организацию.
- Составление акта о результатах.
- Вынесение предписаний по результатам.
Инспектор ГИТ обязан уведомить организацию не позднее чем за 3 дня до даты начала плановой проверки, которые бывают:
- Документарными — инспектор запрашивает заверенные копии интересующих его документов, которые должны быть ему предоставлены в течение 10 рабочих дней после запроса, и изучает их на своём рабочем месте.
- Выездными — инспектор выезжает по месту расположения организации и там знакомится с относящимися к предмету инспекции документами. Он обязан предъявить своё удостоверение и приказ о проведении проверки. Срок предоставления документов не регламентирован, но инспектор вправе потребовать к ним незамедлительный доступ. В случае большого объёма затребованных документов необходимо письменно уведомить об этом инспектора и запросить дополнительное время на их сбор.
Инспектор ГИТ обязан уведомить организацию не позднее чем за 24 часа до начала внеплановой проверки. Однако, если она проводится на основании жалобы работника организации о нарушении работодателем его трудовых прав или требований трудового законодательства, что привело к появлению угрозы жизни и здоровью работников, то согласно ч.9 ст. 360 ТК РФ уведомление работодателя о планируемом посещении инспекторами не допускается. Изложенные в заявлении факты — это то, что проверяет трудовая инспекция по жалобе работника — и более ничего, что выходит за данные рамки.
Инспекторы ГИТ не имеют права требовать:
- изъятия оригиналов документов;
- нотариального заверения затребованных документов;
- документов, не относящихся к предмету контроля;
- при внеплановой проверке по жалобе сотрудника — документов, не имеющих отношения к этому работнику. Однако полномочия трудовой инспекции при проверке по жалобе такого рода позволяют запрашивать документы за всё время работы организации, а не как в других случаях — только за последние 3 года.
По результатам проверки ГИТ в 2 экземплярах составляется акт (для ГИТ и для проверяемой организации). Форма акта утверждена Минэкономразвития. Акт составляется немедленно после окончания мероприятия, но инспектор вправе издать этот акт в течение максимум 3 рабочих дней. Если выявлены нарушения, то к акту прилагается предписание по их устранению с указанием сроков исполнения. В случае, когда нарушения носят серьезный характер или нарушены сроки исполнения выданного предписания, инспектор ГИТ составляет протокол об административном нарушении и постановление о назначении административного наказания в виде штрафа. Работодатель вправе немедленно узнать результаты проверки трудовой инспекции, после чего у него имеется 15 дней на подачу на имя вышестоящего должностного лица проверяющей ГИТ своих возражений или 10 дней на судебное обжалование.
Заблуждаетесь, если думаете, что ГИТ никого не будет проверять с 2021 года. Частичный мораторий действовал только до конца 2020 года, постановление правительства от 03.04.2020 № 438. Затем частичный мораторий продлили до конца 2021 года, постановление правительства от 30.11.2020 № 1969. Полный мораторий на проверки никто не вводил.
Вы рискуете получить штрафы до 100 тыс. руб. за каждую ошибку, если понадеетесь на мораторий и станете нарушать права работников или игнорировать требования Трудового кодекса. В 2021 году ГИТ будет проводить как плановые, так и внеплановые проверки. Кого включат в план проверок на 2021 год и какие ситуации станут поводом для внеплановой проверки — далее в статье.
Плановые и внеплановые проверки могут быть документарными, то есть удалёнными, и выездными.
Документарная проверка Выездная проверка Что проверяют — соответствие работников;
— соответствие строений, зданий, территорий;
— состояние оборудования, транспортных средств;
— товары, услуги, работы.— документы по организационно-правовой форме;
— права и обязанности;
— исполнение обязательных требований, предписаний уполномоченных должностных лиц территориальных органов Роструда.Сроки Для малых предприятий — 50 часов, можно продлить ещё на 50 часов.
Для микропредприятий — 15 часов. Можно продлить ещё на 15 часов20 дней, продлить нельзя. Роструд проводит плановые и внеплановые проверки. Плановые проверки — по графику, внеплановые — по жалобе или чтобы проверить, как работодатель исправил нарушения, которые Роструд нашёл во время плановой проверки. И плановые, и внеплановые проверки могут быть документарными и выездными.
Документарные проверки. Роструд проверяет документы работодателя у себя в офисе. Если у вас проводят документарную проверку:
1. Подготовьте документы.
2. Следите за сроками.
3. Проверьте правильность составления акта.
Выездные проверки. При выездных проверках инспектор приезжает к работодателю и проверяет условия труда работников и товары компании или ИП. Если к вам пришли с проверкой:
1. Проверьте документы ревизоров.
2. Предоставьте информацию.
3. Присутствуйте при проверке.
4. Не мешайте проверяющим.
5. Привлеките менеджеров.
6. Следите за сроками.
7. Не платите за экспертизу.
8. Если посчитаете нужным, привлеките к проверке уполномоченного при президенте по защите прав предпринимателей.
9. Проверьте правильность составления акта.
После проверки Роструд может приостановить работу предпринимателя или компании и передать материалы в прокуратуру или суд. Если вы не согласны с результатами проверки, их можно обжаловать.
Повышение квалификации
Защита персональных данных
от 3 375 руб Подробнее
Повышение квалификации
Делопроизводитель
от 2 250 руб Подробнее
Профессиональная переподготовка
Управление персоналом
от 6 468 руб Подробнее
Профессиональная переподготовка
Кадровое делопроизводство
от 6 281 руб Подробнее
Повышение квалификации
Кадровое делопроизводство
от 3 281 руб Подробнее
Повышение квалификации
Управление персоналом
от 2 718 руб Подробнее
Повышение квалификации
Управление мотивацией персонала
от 3 281 руб Подробнее
Профессиональная переподготовка
Делопроизводитель
от 5 343 руб Подробнее
Какие компании проверит Роструд: где искать списки
Электронный ресурс онлайнинспекция.рф дает возможность работодателям пройти самопроверку на предмет соответствия требованиям трудового законодательства. В 2018 году такую самопроверку прошли около 550 тысяч компаний. Результаты самопроверки не радужные.
Результат большой трудовой проверки: у трети компаний зафиксированы критические нарушения в вопросе трудовых отношений.
32 % компаний успешно прошли проверку,
35% компаний получили замечания,
33 % компаний имели критические нарушения.
В январе 2020 года руководством Роструда было заявлено, что в рамках реформы контрольно-надзорной деятельности в сфере трудовых отношений формируется целая экосистема нового надзора.
Важным элементом надзора в сфере труда станет электронный надзор, предусматривающий переход на автоматический мониторинг соблюдения работодателями трудового законодательства.
Современные трудовые инспекторы получили электронный рабочий инструмент – Автоматизированную систему управления надзорной деятельностью, работодатели и работники — портал инспекция.рф. «Частично переложив на информационные системы функцию реагирования на инциденты, теперь инспектор сможет сконцентрироваться на реализации превентивных, профилактических и разъяснительных мероприятиях», — рассказали в Роструде. Эти слова можно трактовать в том числе и так, что Роструд станет более тесно взаимодействовать как с работниками, так и с работодателями.
Согласно 360-й статьи Трудового кодекса, проверки на соблюдение трудового законодательства, которые проводит трудинспекция, бывают двух видов: о которых известно заранее и те, которые «как снег на голову».
2 вида проверок ГИТ:
- плановые,
- внеплановые.
Плановые проверки заранее анонсируются в открытом источнике — Едином реестре проверок. Информация о внеплановых проверках также должна быть внесена в реестр — в течение трех рабочих дней с вынесения решения о проверке.
1 715 036 — количество работников, права которых восстановлены в результате выданных предписаний.
Для плановых проверок установлена периодичность: не чаще одного раза в три года. Для молодых компаний существует «табу» на проверку в течение первых трех лет работы.
Новшества в вопросе плановых проверок.
- Применение риск-ориентированного подхода.
- Использование открытых проверочных чек-листов.
В 2015 году Федеральным законом N 246-ФЗ была введена статья о риск-ориентированном подходе при организации государственного контроля. Риск-ориентированный подход предусматривает выбор интенсивности госконтроля (формы, продолжительности, периодичности) в зависимости от того, к какой категории риска или к какому классу опасности относится вид деятельности юрлица или ИП.
Согласно этому подходу, предприятия делятся на четыре класса опасности. Чем выше класс опасности, чем чаще осуществляются проверки. Если риск не высокий, то работодатель может быть освобожден от проверки на срок до 6 лет. Если риск высок, то проверки могут осуществляться гораздо чаще, но не больше одной проверки в два года.
Плановая проверка стала предсказуемой во всех смыслах – она осуществляется не только согласно заблаговременно установленной даты, но и в рамках открытых проверочных чек-листов. Это регламентированный перечень вопросов, на которые должен ответить работодатель. Помимо чек-листа задавать вопросы инспектор не имеет права. Чек-листы находятся в открытом доступе и проверить себя по ним может любой работодатель.
Если же проверка проводится не по установленному графику, то она является внеплановой. Для назначения такой проверки нужны веские основания.
Основания для внеплановой проверки:
- Проверка на предмет устранения ранее зафиксированных нарушений. На устранение замечаний работодателю дается определенное временя, после его истечения инспектор может приехать вновь с внеплановой проверкой. Если замечания не будут устранены, должностное лицо может быть оштрафовано на сумму до 50 тыс. руб., организация – до 200 тыс. руб.
- Приказ о внеплановой проверке «свыше»: на основании требования прокурора, поручения Правительства РФ или Президента РФ руководитель ГИТ может издать распоряжение о проведении внеплановой проверки.
- Получение инспекцией информации о том, что работодатель нарушает нормы ТК в вопросе трудоустройства, в частности, не заключает трудовые договоры. Не выплачивает зарплату работникам, нарушает условия труда и т.п. Источником такой информации могут быть как заявления работников, так и информация из других источников, в частности, из СМИ.
- Поступление в ГИТ жалобы от работника. Важный момент – жалоба должна быть персонифицирована. По анонимной жалобе проверка не может быть назначена и проведена. Другой нюанс – работник, подавший жалобу, может остаться неназванным работодателю. Об этом он должен сообщить инспектору, и тот имеет право не разглашать имя работника работодателю.
На что жалуются работники в ГИТ:
Топ-5 проблем, с которыми работники обращаются в трудинспекцию.
Тема обращения Количество обращений в ГИТ Заработная плата 15486 Увольнение 16857 Изменение условий труда 1578 Прием на работу 1162 Рабочее время 1119 Данные за 2019 год, по всем субъектам РФ.
Источник: онлайнинспекция.рф
Внеплановая проверка трудовой инспекции по жалобе работника может проводиться как без выезда, так и с выездом на место исполнения трудовых обязанностей или иное место, где находятся необходимые госинспектору документы.
Типы внеплановой проверки:
- Проверка с выездом. Выезд необходим, если инспектор удаленно не может удостовериться в подлинности документов и в их полноте. Также если необходим осмотр рабочего места на предмет оценки условий труда и т.п. В ходе выездной проверки инспектор имеет право находиться на предприятии в любое время суток и неограниченное количество времени в рамках общего срока проверки, опрашивать работников компании, запрашивать относящиеся к предмету контроля документы, объяснения, иную информацию, брать образцы веществ и материалов, производимых, обрабатываемых или используемых на предприятии, расследовать несчастные случаи на производстве.
- Документарная проверка. В ходе такой проверки инспектор запрашивает в письменной форме у работодателя необходимые ему документы. В течение 10 дней работодатель должен подготовить и отправить документы в ГИТ. В случае выявления каких-либо ошибок и несоответствий инспектор может потребовать от работодателя предоставить письменные пояснения. На это у работодателя есть также 10 дней. Документарная проверка может перейти в выездную, если будет зафиксировано нарушение требований ТК.
Трудовые проверки в 2021 году – кого проверит ГИТ?
Внеплановая проверка трудовой инспекции должна уложиться в 20 рабочих дней. Если инспектору необходимо запросить документы у других ведомств, он вправе ходатайствовать перед своим руководством о приостановке. Проверка может быть приостановлена максимум на 10 дней. И такая приостановка может быть сделана только однократно в ходе внеплановой проверки. При наличии веских оснований срок проверки может быть продлен руководителем ГИТ еще на 20 дней.
Периодичность внеплановых проверок законодательно никак не регламентирована. Если работники будут жаловаться – есть риск погрязнуть во внеплановых проверках.
Чтобы не оказаться в числе тех, кто критически не проходит проверку на требования ТК, не иметь проблем с работниками и, как следствие, – не погрязнуть в проверках трудовой инспекции, нужно иметь отдел высококлассных кадровиков. А это роскошь! Значительную часть работы в этом направлении готовы взять на себя электронные помощники – профильные сервисы СБИС.
СБИС Учет и контроль рабочего времени помогает распределять, учитывать и управлять рабочим временем сотрудников. Табель расчета зарплаты заполняется автоматически. Кроме того, сервис позволяет контролировать рабочее время удаленных сотрудников, что в наше время становится очень актуальным.
СБИС Управление персоналом обеспечит контроль за показателями, учет больничных и отпусков, расчет удержаний и допначислений, более того, сервис является комплексным инструментом мотивации персонала.
Также не забывайте, что проверка может нагрянуть не только из ГИТ, но и из налоговой. Помочь не стать объектом такой проверки призваны сервисы СБИС Бухгалтерия и учет и СБИС Оценка налоговых рисков.
Подробнее о возможностях сервисов СБИС в вопросе управления трудовыми отношениями вам готовы рассказать наши специалисты.
Плановые проверки Роструда, назначаемые с учетом риск-ориентированного подхода к объекту контроля, проводятся с периодичностью (пост. Прав-ва №197 от 16/02/17 г.):
- высокий риск – 2 года;
- значительный риск – 3 года;
- средний риск – 5 лет и реже;
- умеренный риск – 6 лет и реже;
- низкий риск – проверок нет.
Основными критериями отнесения к группе риска выступают: результаты проверок фирмы за предшествующий трехлетний период, наличие или отсутствие случаев травматизма за тот же срок, задолженность по оплате труда предшествующие 12 месяцев.
Узнать, включена ли фирма в план проверок на текущий период, можно на сайте Роструда, на странице инспекции соответствующего региона. Сайт Генпрокуратуры публикует сводный план проверок фирм на год. Можно воспользоваться им. Для поиска, помимо наименования фирмы, необходимы ИНН и ОГРН.
Внеплановые проверки назначаются в случаях:
- истечения срока, данного на устранение ранее выявленных нарушений;
- поступления в инспекцию заявления о нарушении трудовых прав, законодательства о труде, (особенно если речь идет о сфере охраны труда либо о невыплате зарплаты);
- заявления от работника о нарушении его прав, с требованием провести проверку;
- издания приказа о проверке на основании поручения Президента, Правительства или требования прокурора (как результат поступивших в прокуратуру обращений, сведений).
Плановая (внеплановая) проверка может быть как выездной, так и документарной.
Роструд может проверить юрлицо или ИП в плановом и внеплановом порядке. Внеплановая проверка возможна по заявлению извне о нарушении фирмой норм трудового законодательства, либо если истекает срок, данный на исправление недостатков при предыдущей проверке.
Плановая проверка назначается с учетом присвоенного компании класса риска применительно к сфере труда. Чем выше этот показатель, тем чаще компания будет попадать в план проверок Роструда. Плановые проверки проводятся с использованием специальных тематических листов ГИТ, содержащих соответствующие теме листа вопросы. У компаний есть возможность заранее подготовиться к визиту инспекторов с помощью сервиса Роструда «Электронный инспектор», методом самопроверки.
Планы проверок на соответствующий год публикуют как региональные инспекции по труду, так и сайт Генпрокуратуры РФ.
Во-первых, стоит сказать, что эти сроки были сокращены. По новым правилам продолжительность выездных и документарных проверок максимально составляет 10 рабочих дней. Во-вторых, был установлен срок проведения выездных проверок для организаций, относящихся к размеру малых, он составляет до 50 часов, 15 часов для микропредприятий, и 40 часов для проведения ревизии на основании программы проверок для микропредприятий. Если ваша организация имеет обособленные подразделения в каких-то других субъектах России, то продолжительность проведения выездной проверки устанавливается индивидуально. Похожие записи: