Статья 331 УК РФ понятие преступлений против военной службы
Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Статья 331 УК РФ понятие преступлений против военной службы». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.
В русском писаном праве такое понятие, как воинские преступления, появляется еще в середине XVI в. В то же время научная разработка этого понятия в России начинается лишь в XIX в. Термин «воинское преступление» впервые был использован в Военно-уголовном уставе 1839 г. В ст. 2 этого устава указывалось, что преступления, совершаемые лицами военного ведомства, могут быть двух видов: «преступления собственно воинские и преступления общие, служащих по военному ведомству с лицами гражданского звания, учиненные независимо от порядка и обязанности службы».
1. Непосредственным объектом воинских преступлений является установленный в Вооруженных Силах, других войсках, воинских формированиях и органах порядок прохождения военной службы (воинский правопорядок), охраняемый статьями гл. 33 УК.
2. Объективная сторона преступлений против военной службы состоит в нарушении установленного порядка прохождения военной службы.
Охраняемый уголовным законом порядок прохождения военной службы подразделяется на порядок подчиненности и воинских уставных взаимоотношений (ст. ст. 332 — 336 УК), порядок пребывания на военной службе (ст. ст. 337 — 339 УК), порядок несения специальных видов военной службы (ст. ст. 340 — 344 УК), порядок сбережения военного имущества (ст. ст. 346 — 348 УК), правила безопасности использования военно-технических средств (ст. ст. 349 — 352 УК).
Военнослужащие, совершившие воинские преступления, осуждались в последние годы за уклонения от военной службы — 60 — 70%, нарушения уставных правил взаимоотношений между военнослужащими — 20 — 30%, а также за сопротивление, принуждение и насильственные действия в отношении начальника — 5 — 10%.
Нарушения порядка прохождения военной службы, не предусмотренные статьями гл. 33 УК, не являются воинскими преступлениями (к таким нарушениям, например, как это видно из п. 14 Постановления Пленума ВС РФ от 03.04.2008 N 3, относится самовольное оставление части или места службы военнослужащими, проходящими военную службу по призыву, продолжительностью не свыше двух суток, а проходящими военную службу по контракту — не свыше 10 суток. В таких случаях содеянное не является уголовно наказуемым, а признается грубым дисциплинарным проступком), а также деяния хотя формально и содержащие признаки того или иного воинского преступления, но подпадающие под признаки ч. 2 ст. 14 УК.
3. Субъектами преступлений против военной службы являются граждане Российской Федерации, имеющие статус военнослужащего (к ним относятся военнослужащие, проходящие военную службу по призыву либо по контракту), иностранные граждане, проходящие военную службу по контракту, а также граждане, находящиеся в запасе, во время прохождения ими военных сборов.
В ст. 3 Закона о воинской обязанности указывается, что правовой основой воинской обязанности и военной службы являются Конституция, указанный Федеральный закон, другие федеральные законы и иные нормативные правовые акты РФ, международные договоры РФ. Статьи 2, 32 указанного Закона устанавливают, что граждане проходят военную службу по призыву, а также в добровольном порядке (по контракту). Заключение контракта о прохождении военной службы, прекращение его действия, а также иные отношения, связанные с ним, регулируются указанным Федеральным законом, Положением о порядке прохождения военной службы, а также законодательными и иными нормативными правовыми актами, определяющими порядок прохождения военной службы и статус военнослужащих.
Из п. 5 ст. 34 Закона о воинской обязанности следует, что контракт о прохождении военной службы не может быть заключен с гражданами, в отношении которых вынесен обвинительный приговор и которым назначено наказание, в отношении которых ведется дознание либо предварительное следствие или уголовное дело в отношении которых передано в суд, с гражданами, имеющими неснятую или непогашенную судимость за совершение преступления, а также отбывавшими наказание в виде лишения свободы. Контракт не может быть заключен с гражданами, лишенными на определенный срок вступившим в законную силу решением суда права занимать воинские должности, в течение указанного срока.
В случае совершения воинских преступлений лицами, не достигшими установленного законом возраста для прохождения военной службы, оказавшимися на военной службе по ошибке или вследствие подлога документов, ответственность за преступления против военной службы исключается.
Не могут быть признаны субъектами воинских преступлений и лица, негодные или ограниченно годные к военной службе по состоянию здоровья (ст. ст. 23, 50, подп. «г» п. 1 ст. 51 Закона о воинской обязанности). В случае совершения такими лицами общественно опасного деяния, содержащего состав общеуголовного преступления, они подлежат ответственности за это преступление.
Статья 331. Понятие преступлений против военной службы
1. Наряду с признаками, присущими всем преступлениям, посягательства в гл. 33 УК РФ отличаются субъектным составом: они совершаются только военнослужащими, проходящими военную службу по призыву либо по контракту, а также гражданами, пребывающими в запасе, во время прохождения ими военных сборов (далее — военнослужащими, если не указано иное).
Порядок призыва граждан на военную службу и ее прохождения регламентируется Федеральным законом от 28 марта 1998 г. N 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» и Положением о порядке прохождения военной службы, утвержденным Указом Президента РФ от 16 сентября 1999 г. N 1237.
Порядок зачисления граждан в запас, состав запаса, а также вопросы прохождения военных сборов установлены в Федеральном законе «О воинской обязанности и военной службе» и Положении о проведении военных сборов, утвержденном Постановлением Правительства РФ от 29 мая 2006 г. N 333.
2. Глава 33 УК РФ охватывает преступления, совершаемые военнослужащими в мирное время. Уголовная ответственность за преступления против военной службы, совершенные в военное время либо в боевой обстановке, определяется законодательством Российской Федерации военного времени.
-
Арбитражный процессуальный кодекс
-
Бюджетный кодекс
-
Водный кодекс
-
Воздушный кодекс
-
Градостроительный кодекс
-
Гражданский кодекс часть 1
-
Гражданский кодекс часть 2
-
Гражданский кодекс часть 3
-
Гражданский кодекс часть 4
-
Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации
-
Жилищный кодекс
-
Земельный кодекс
-
Кодекс административного судопроизводства
-
Кодекс внутреннего водного транспорта
-
Кодекс об административных правонарушениях
-
Кодекс торгового мореплавания
-
Лесной кодекс
-
Налоговый кодекс часть 1
-
Налоговый кодекс часть 2
-
Семейный кодекс
-
Таможенный кодекс Таможенного союза
-
Трудовой кодекс
-
Уголовно-исполнительный кодекс
-
Уголовно-процессуальный кодекс
-
Уголовный кодекс
-
Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 28.06.2011 N 11 (ред. от 20.09.2018)
«О судебной практике по уголовным делам о преступлениях экстремистской направленности»
-
Федеральный закон от 26.07.2006 N 135-ФЗ (ред. от 04.06.2018)
«О защите конкуренции»
-
Федеральный закон от 02.10.2007 N 229-ФЗ (ред. от 03.08.2018)
«Об исполнительном производстве»
-
Федеральный конституционный закон от 07.02.2011 N 1-ФКЗ (ред. от 29.07.2018)
«О судах общей юрисдикции в Российской Федерации»
-
Федеральный закон от 10.07.2002 N 86-ФЗ (ред. от 29.07.2018)
«О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)»
-
Федеральный закон от 04.12.2007 N 329-ФЗ (ред. от 29.07.2018)
«О физической культуре и спорте в Российской Федерации»
-
Федеральный закон от 29.07.2018 N 227-ФЗ
«О внесении изменения в статью 171.2 Уголовного кодекса Российской Федерации»
-
Федеральный закон от 29.07.2018 N 229-ФЗ
«О внесении изменений в статью 215.3 Уголовного кодекса Российской Федерации и статьи 150 и 151 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации»
-
Федеральный закон от 27.07.2010 N 224-ФЗ (ред. от 03.08.2018)
«О противодействии неправомерному использованию инсайдерской информации и манипулированию рынком и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»
-
Федеральный закон от 23.04.2018 N 114-ФЗ
«О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и статьи 31 и 151 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации»
-
Федеральный закон от 07.08.2001 N 115-ФЗ (ред. от 23.04.2018)
«О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма»
-
Федеральный закон от 24.07.2009 N 209-ФЗ (ред. от 03.08.2018)
«Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»
-
Федеральный закон от 03.08.2018 N 289-ФЗ
«О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»
-
Федеральный закон от 02.10.2018 N 348-ФЗ
«О внесении изменения в статью 315 Уголовного кодекса Российской Федерации»
-
Федеральный закон от 27.06.2018 N 157-ФЗ
«О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации»
-
Федеральный закон от 29.07.2018 N 263-ФЗ
- Постановление Правительства РФ от 18.08.2021 N 1368 «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации»
- Постановление Правительства РФ от 15.10.2001 N 727 (ред. от 18.08.2021) «О порядке обеспечения пособиями по обязательному государственному социальному страхованию осужденных к лишению свободы лиц, привлеченных к оплачиваемому труду»
- Указ Президента РФ от 06.08.2021 N 453 «О внесении изменений в перечень должностей в Следственном комитете Российской Федерации, по которым предусмотрено присвоение высших специальных званий, утвержденный Указом Президента Российской Федерации от 14 января 2011 г. N 38»
- Указ Президента РФ от 01.06.2020 N 350 (ред. от 06.08.2021) «О внесении изменений в перечень должностей в Следственном комитете Российской Федерации, по которым предусмотрено присвоение высших специальных званий, утвержденный Указом Президента Российской Федерации от 14 января 2011 г. N 38»
- Указ Президента РФ от 27.06.2019 N 301 (ред. от 06.08.2021) «О внесении изменений в перечень должностей в Следственном комитете Российской Федерации, по которым предусмотрено присвоение высших специальных званий, утвержденный Указом Президента Российской Федерации от 14 января 2011 г. N 38»
- Указ Президента РФ от 14.01.2011 N 38 (ред. от 06.08.2021) «Вопросы деятельности Следственного комитета Российской Федерации»
- Приказ Минюста России от 05.08.2021 N 132 «Об организации прохождения службы в уголовно-исполнительной системе Российской Федерации»
- Приказ Минюста России от 06.06.2005 N 76 (ред. от 05.08.2021) «Об утверждении Инструкции о порядке применения Положения о службе в органах внутренних дел Российской Федерации в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы»
- Решение Верховного Суда РФ от 22.07.2021 N АКПИ21-387 «Об отказе в удовлетворении заявления о признании недействующим абзаца второго подпункта 76.4 пункта 76 Административного регламента Министерства внутренних дел Российской Федерации по предоставлению государственной услуги по выдаче справок о наличии (отсутствии) судимости и (или) факта уголовного преследования либо о прекращении уголовного преследования, утв. Приказом МВД России от 27.09.2019 N 660 и частично недействующим приложения N 4 к нему»
- Определение Конституционного Суда РФ от 20.07.2021 N 1378-О «По жалобе гражданина Еременко Геннадия Александровича на нарушение его конституционных прав частью первой статьи 401.3 и частью третьей статьи 412.1 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации»
Статья 59 Конституции РФ устанавливает: «Защита Отечества является долгом и обязанностью гражданина Российской Федерации. Гражданин Российской Федерации несет военную службу в соответствии с федеральным законом». Порядок прохождения военной службы регламентируется федеральными законами, уставами и другими нормативно-правовыми актами.
Различные виды уклонения от военной службы ослабляют боеспособность подразделения, части, корабля, отрицательно сказываются на состоянии боевой готовности войск и сил флота, затрудняют комплектование армии и флота личным составом, необходимым для успешного выполнения возложенных на них задач.
Непосредственным объектом преступлений, совершаемых путем уклонения от военной службы, является установленный порядок пребывания на военной службе военнослужащих, проходящих военную службу по призыву либо в добровольном порядке (по контракту).
Самовольное оставление части или места службы (ст. 337 УК РФ).
Объективные признаки
Объективная сторона состоит в самовольном оставлении части или места службы, а равно в неявке без уважительных причин на службу продолжительностью:
а) свыше двух суток, но не более десяти суток — для военнослужащих, проходящих военную службу по призыву (ч. 1 ст. 337 УК РФ) или отбывающих наказание в дисциплинарной воинской части (ч. 2 ст. 337 УК РФ);
б) свыше десяти суток, но не более одного месяца — для военнослужащих, проходящих военную службу по контракту (ч. 3 ст. 337 УК РФ). Для военнослужащих, проходящих военную службу по призыву, такой срок образует квалифицированный состав преступления.
Самовольное оставление части или места службы, а равно неявка в срок без уважительных причин на службу продолжительностью свыше одного месяца предусмотрены ч. 4 ст. 337 УК РФ. По этой части статьи подлежат квалификации деяния, совершенные военнослужащими, проходящими военную службу как по призыву, так и по контракту.
Субъективные признаки
Субъективная сторона характеризуется умышленной формой вины. Военнослужащий намеренно оставляет часть или место службы на время, имея желание возвратиться и продолжить военную службу. Этим обстоятельством рассматриваемое преступление отличается от дезертирства, где виновный преследует цель вовсе уклониться от несения обязанностей военной службы.
ОСВОБОЖДЕНИЕ ОТ ОТВЕТСТВЕННОСТИ
В примечании к ст. 337 УК РФ предусмотрена возможность освобождения от уголовной ответственности за уклонение от военной службы, совершенное путем самовольного оставления части или места службы, если самовольное оставление части явилось следствием стечения тяжелых обстоятельств.
Такие обстоятельства могут быть связаны с применением к военнослужащему насилия, издевательствами со стороны сослуживцев или отдельных командиров, грубым ущемлением его прав и унижением человеческого достоинства. Ими могут признаваться тяжкая болезнь близких родственников или иные тяжелые ситуации в семье, глубокие переживания в связи с неудачами в службе и личной жизни и т. п.
Дезертирство (ст.338 УК РФ).
Объективные признаки
Дезертирство совершается с целью уклониться от военной службы.
С объективной стороны дезертирство может быть совершено путем:
а) оставления воинской части или места службы;
б) неявки в часть или к месту службы при назначении, переводе, из командировки, отпуска или лечебного учреждения.Для оконченного состава дезертирства продолжительность незаконного отсутствия военнослужащего в воинской части или на месте службы значения не имеет. Преступление признается оконченным независимо от того, сколько времени военнослужащий находился вне части или места службы (п. 18 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 3 апреля 2008 г. № 3 «О практике рассмотрения судами уголовных дел об уклонении от призыва на военную службу и от прохождения военной или альтернативной гражданской службы»).
Дезертирство — длящееся преступление.
Субъективные признаки
С субъективной стороны дезертирство может быть совершено только с прямым умыслом.
Обязательным его признаком является цель вовсе уклониться от военной службы. Наличие такой цели отличает дезертирство от самовольного оставления части (ст. 337 УК РФ).
Лица, отбывающие наказание в дисциплинарной воинской части, сохраняют статус военнослужащих. Поэтому побег указанных военнослужащих из дисциплинарной воинской части, совершенный с целью вовсе уклониться от военной службы, является дезертирством и влечет за собой ответственность по ст. 338 УК РФ.
Материальную основу боеспособности и боеготовности Вооруженных Сил РФ составляют состоящие на вооружении средства ведения войны, уровень оснащенности ими войск, а также степень иного материального снабжения войск, позволяющие успешно решать задачи обеспечения военной безопасности государства. Нарушение порядка хранения, использования и применения соответствующих видов вооружения, техники и иного имущества может повлечь снижение боеспособности части или подразделения, причинить ущерб Вооруженным Силам в целом, окружающей среде, населению страны и ее народному хозяйству.
Оставление погибающего военного корабля (ст. 345 УК РФ). Непосредственный объект — установленный порядок несения военной службы командиром и остальными лицами, входящими в состав команды корабля, обеспечивающий постоянную боеготовность, боеспособность и безопасность личного состава военного корабля.
Объективные признаки
Объективная сторона оставления командиром погибающего военного корабля, не выполнившим до конца свои служебные обязанности, выражается в оставлении любым способом борта корабля. При этом он имеет объективную возможность продолжить исполнение возложенных на него обязанностей по спасению погибающего военного корабля, состава команды и других лиц, находящихся на корабле, и др.
Субъективные признаки
Субъективная сторона характеризуется умышленной формой вины.
Субъект преступления — командир военного корабля и лицо из состава команды (экипажа) корабля. Иные лица, находящиеся на корабле, которому грозит гибель (личный состав перевозимого воинского десанта и иных подразделений, представители вышестоящего штаба (проверяющие) и иные граждане), нести ответственность по ст. 345 УК РФ не могут.
Уничтожение или повреждение военного имущества (ст. 346, 347 УК РФ).
Этими статьями предусматривается ответственность за преступления, отличающиеся между собой формой вины, а также тем, что тяжкие последствия в первом преступлении характеризуют квалифицированный состав, а во втором — основной.
Объективные признаки
Предметом преступления являются оружие, боеприпасы и предметы военной техники.
Под оружием понимаются технические устройства, предназначенные для уничтожения живой силы, сооружений и огневых средств противника, находящиеся на вооружении в войсках. К предмету преступления относятся также технические устройства, составной частью которых является один из видов оружия (бронетранспортер, боевая машина пехоты, танк, самоходная артиллерийская установка, боевой самолет и т. п.).
Боевые припасы — прикладная часть соответствующего вида оружия, обладающая поражающим свойством, которое приводится в действие с помощью оружия (патроны, снаряды, заряды, торпеды, мины, бомбы, взрывные устройства и т. д.).
К предметам военной техники относятся технические устройства, находящиеся на снабжении войск, которые непосредственно не предназначены для поражения живой силы противника и иных его военных объектов, но призваны обеспечивать ведение боевых действий с помощью присущих им качеств. Это приборы, используемые для управления боем (радиостанции, телеустановки, радиолокаторы, приборы ночного видения и т. д.), либо специальные машины, обеспечивающие передвижение войск на поле боя, но не несущие на себе оружия (тягачи, автомобили, инженерно-мостовое оборудование и т. п.). Наконец, составные части военной техники, не вмонтированные в соответствующий вид техники, например прицелы, артиллерийский и танковые стволы, подствольники, затворы, замки орудий и т. п., также относятся к предмету преступления.
Объективная сторона выражается в уничтожении или повреждении оружия, боеприпасов или предметов военной техники.
Уничтожение и повреждение понимаются так же, как и в преступлениях, предусмотренных ст. 167 и 168 УК РФ.
Субъективные признаки
Субъективная сторона преступления, предусмотренного ст. 346 УК РФ, в силу прямого указания закона характеризуется умыслом.
Если деяние направлено на оказание помощи иностранному государству во враждебной деятельности в ущерб внешней безопасности Российской Федерации, оно квалифицируется как государственная измена (ст. 275 УК РФ).
Субъективная сторона преступления, предусмотренного ст. 347 УК РФ, характеризуется неосторожной формой вины.
Субъект преступления — любой военнослужащий независимо от того, был ли вверен ему по службе предмет, который он уничтожил или повредил, или он случайно получил к нему доступ.
КВАЛИФИЦИРОВАННЫЙ ВИД
Уничтожение или повреждение военного имущества квалифицируется по ч. 2 ст. 346 УК РФ, если оно повлекло тяжкие последствия. Судебная практика признает тяжкими последствиями причинение крупного размера материального вреда, уничтожение или повреждение уникальных предметов военного имущества, срыв важного боевого, учебно-боевого, хозяйственного мероприятия, большое количество уничтоженных единиц оружия, боеприпасов или предметов военной техники.
Утрата военного имущества (ст. 348 УК РФ).
Преступления против военной службы
Основываясь на общем понятии преступления, сформулированном в ст. 14 УК РФ, законодатель определяет преступления против военной службы как предусмотренные гл. 33 УК РФ преступления против установленного порядка прохождения военной службы, совершенные военнослужащими, проходящими военную службу но призыву либо по контракту, а также гражданами, пребывающими в запасе, во время прохождения ими военных сборов. Исходя из этого определения, можно выделить несколько отличительных признаков преступлений против военной службы.
- Воинскии правопорядок и военная служба как элементы объекта преступления и основания систематизации преступлении против военнои службы 2017 / Мальков Сергей Михайлович
- Разграничение преступлений против военной службы со смежными преступлениями 2016 /
- Преступления против военной службы в дореволюционном законодательстве России: историко-правовой анализ 2016 / Данилов Петр Сергеевич
- Проект федерального закона «о внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации» 2017 / Камаев Ренат Рифатович
- Субъект преступлений против военной службы 2017 / Данилов Петр Сергеевич
В соответствии с Конституцией РФ защита Отечества является долгом и обязанностью гражданина Российской Федерации, который несет военную службу в соответствии с федеральным законом (ст. 59).
Федеральными законами, содержащими систему основополагающих положений в сфере организации военной службы, являются законы: от 31.05.96 № 61-ФЗ «Об обороне» с изм. на 11.11.2003; от 28.03.98 № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» с изм. на 11.11.2003; от 27.05.98 № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» с изм. на 11.11.2003.
Отношения в рассматриваемой сфере регламентируются также общевоинскими уставами Вооруженных Сил РФ и другими нормативными актами (например, Положением о порядке прохождения военной службы, утв. Указом Президента РФ от 16.09.99 № 1237, с изм. на 17.04.2003, Положением о призыве на военную службу граждан Российской Федерации, утв. постановлением Правительства РФ от 01.06.99 № 587 и др.).
В соответствии с Федеральным законом «Об обороне» под обороной понимается система политических, экономических, военных, социальных, правовых и иных мер по подготовке к вооруженной защите, и вооруженной защите Российской Федерации, целостности и неприкосновенности ее территории. В целях обороны устанавливается воинская обязанность граждан Российской Федерации, создаются Вооруженные Силы РФ — государственная военная организация, предназначенная для отражения агрессии, направленной против Российской Федерации, вооруженной защиты целости и неприкосновенности ее территории, выполнения задач в соответствии с международными договорами России.
Помимо Вооруженных Сил РФ, к обороне привлекаются пограничные и другие войска, воинские формирования, иные государственные органы.
Федеральный закон «О воинской обязанности и военной службе» определяет военную службу как особый вид федеральной государственной службы, исполняемой гражданами в Вооруженных Силах РФ, а также в пограничных органах и войсках, входящих в состав федеральной службы безопасности РФ, во внутренних войсках Министерства внутренних дел РФ, в Железнодорожных войсках РФ, войсках Федерального агентства правительственной связи и информации при Президенте РФ, войсках гражданской обороны (далее — другие войска), инженерно-технических и дорожно-строительных воинских формированиях при федеральных органах исполнительной власти (далее — воинские формирования), Службе внешней разведки РФ, органах Федеральной службы безопасности РФ, федеральных органах правительственной связи и информации, федеральных органах государственной охраны, федеральном органе обеспечения мобилизационной подготовки органов государственной власти РФ (далее — органы) и создаваемых на военное время специальных формированиях.
Граждане проходят военную службу по призыву или по контракту. Во время прохождения военной службы они приобретают статус военнослужащего.
Призыву на военную службу подлежат: 1) граждане мужского пола в возрасте от 18 до 27 лет, состоящие или обязанные состоять на воинском учете и не пребывающие в запасе (далее — граждане, не пребывающие в запасе); 2) граждане мужского пола в возрасте от 18 до 27 лет, окончившие государственные, муниципальные или имеющие государственную аккредитацию негосударственные образовательные учреждения высшего профессионального образования и зачисленные в запас с присвоением воинского звания офицера (далее — граждане, зачисленные в запас с присвоением воинского звания офицера).
Контракт о прохождении военной службы заключается гражданином с Министерством обороны РФ или федеральным органом исполнительной власти, в котором предусмотрена военная служба, письменно, по типовой форме и в порядке, определяемом Положением о порядке прохождения военной службы.
Первый контракт о прохождении военной службы вправе заключить только граждане в возрасте от 18 до 40 лет.
Согласно Положению о порядке прохождения военной службы началом военной службы считается:
1) для граждан, призванных на военную службу, не пребывавших в запасе, — день убытия из военного комиссариата субъекта Федерации к месту прохождения военной службы;
2) для граждан, призванных на военную службу из числа зачисленных в запас с присвоением воинского звания офицера, — день убытия к месту прохождения военной службы, указанной в предписании военного комиссариата;
3) для граждан, призванных на военную службу непосредственно после окончания государственных, муниципальных или имеющих государственную аккредитацию негосударственных образовательных учреждений высшего профессионального образования, которым присвоено воинское звание офицера, — день убытия в отпуск, предоставленный военным комиссариатом по окончании указанных образовательных учреждений;
4) для граждан, поступивших на военную службу по контракту, — день вступления контракта в силу;
5) для граждан, поступивших в военно-учебные заведения и не проходивших военную службу или прошедших военную службу ранее, — день зачисления э указанные учебные заведения.
Срок военной службы истекает:
1) для военнослужащих, проходящих военную службу по призыву, — в соответствующее число последнего месяца срока военной службы по призыву;
2) для военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, — в соответствующие месяц и число последнего года контракта либо в соответствующее число последнего месяца срока контракта, если контракт заклю��ен на срок до одного года.
Днем окончания военной службы считается день исключения военнослужащего из списков личного состава воинской части. Военнослужащий должен быть исключен из списков личного состава воинской части в день истечения срока его военной службы.
Преступлениями против военной службы признаются предусмотренные гл. 33 УК преступления против установленного порядка прохождения военной службы, совершенные военнослужащими, проходящими военную службу по призыву либо по контракту, а также гражданами, пребывающими в запасе, во время прохождения ими военных сборов (ч. 1 ст. 331).
Понятие преступления против военной службы сформулировано на основе общего понятия преступления (ч. 1 ст. 14 УК) и характеризуется едиными для всех преступлений признаками: общественной опасностью, уголовной противоправностью, виновностью и наказуемостью.
Общественная опасность преступлений против военной службы проявляется в причинении вреда военной безопасности государства, под которой понимается состояние защищенности страны от внутренних и внешних военных угроз. Ряд преступлений против военной службы способен причинить вред иным социальным ценностям — жизни и здоровью человека, общественному порядку, общественной безопасности и т.д. Однако главным критерием определения их общественной опасности является вред, причиняемый интересам военной службы, что и послужило основанием включения таких составов преступлений в гл. 33 УК.
1. Преступлениями против военной службы признаются предусмотренные настоящей главой преступления против установленного порядка прохождения военной службы, совершенные военнослужащими, проходящими военную службу по призыву либо по контракту, а также гражданами, пребывающими в запасе, во время прохождения ими военных сборов.
2. Утратила силу.
3. Уголовная ответственность за преступления против военной службы, совершенные в военное время либо в боевой обстановке, определяется законодательством Российской Федерации военного времени.
ПРЕСТУПЛЕНИЯ ПРОТИВ ВОЕННОЙ СЛУЖБЫ
7. Понятие, общая характеристика и виды преступлений против военной службы.
8. Преступления против порядка подчинённости и воинской чести.
9. Преступления против порядка прохождения военной службы.
10. Преступления против порядка несения специальных видов военной службы.
11. Преступления против порядка сбережения военного имущества.
12. Преступления против правил безопасности использования военно-технических средств.
Информационный материал
Правовые акты, судебная практика
Федеральный конституционный закон «О военном положении» 2002 г. //СЗ РФ, 2002. №5. Ст.375; Федеральные законы: «О Федеральной службе безопасности» 1995 г. // СЗ РФ, 1995. №15. Ст.1269; «О внешней разведке» 1996 г. // СЗ РФ, 1996. №3. Ст.143; «Об обороне» 1996 г. // СЗ РФ, 1996. №23. Ст.2750; «О внутренних войсках министерства внутренних дел Российской Федерации» 1996 г. // СЗ РФ, 1997. №6. Ст.711; «О воинской обязанности и военной службе» 1998 г. //СЗ РФ, 1998. №13. Ст.1475; «О статусе военнослужащих» 1998 г. // СЗ РФ, 1998. №22. Ст.2331; «О государственной службе российского казачества» 2005 г. // СЗ РФ, 2005. №50. Ст.5245. Устав внутренней службы Вооружённых Сил Российской Федерации, Дисциплинарный устав Вооружённых Сил Российской Федерации, Устав гарнизонной и караульной служб Вооружённых Сил Российской Федерации, – утверждённые указом Президента РФ от 10 ноября 2007 г. //СЗ РФ, 2007. №47 (ч. 1). Ст.5749. Постановление Пленума Верховного Суда РФ «О практике рассмотрения судами уголовных дел об уклонении от призыва на военную службу и от прохождения военной или альтернативной гражданской службы» от 3 апреля 2008 г. //БВС РФ 2008. №6.
Литература
Ахметшин Х.М. Преступления против военной службы. М., 1999; Безнасюк А.С., Толкаченко А.А. Уголовные наказания военнослужащих: теория, законодательство, практика. М., 1999; Боев В.И., Кочубей М.А., Новиков А.П. Война и уголовный закон. М., 2009; Борисенко В.М., Егоров К.И., Исаев Г.Н., Сапсай А.В. Преступления против военной службы. СПб., 2002; Мацкевич И.М., Эминов В.Е. Преступное насилие среди военнослужащих. М., 1994; Преступления против военной службы /Под общ. ред. Н.А. Петухова. СПб., 2002.
1. Преступления против военной службы в отечественном уголовном законодательстве традиционно выделяются в самостоятельную группу, ответственность за которые устанавливается ныне нормами гл. 33 УК. Данное обстоятельство обусловлено важностью отношений, которые защищаются указанными нормами, поскольку в соответствии со ст. 58 Конституции РФ защита Отечества является долгом и обязанностью гражданина РФ. Защита Отечества осуществляется лицами, проходящими военную службу в составе Вооружённых Сил Российской Федерации, а также в составе войск и воинских формирований иных федеральных министерств и ведомств, в которых предусматривается военная служба: МВД, ФСБ и проч.
Объективная сторона
преступлений против военной службы выражается в совершении активных действий (например, насильственные действия в отношении начальника) и бездействия (например, неисполнение приказа). Кроме того, ст. 347 УК предусматривает ответственность за уничтожение или повреждение военного имущества, которое может быть совершено как в результате активных действий, так и бездействия. Рассматриваемая глава представлена как материальными (ст. 336-338 УК и проч.), так и формальными (ст. 342, 347, 351 УК и проч.) составами преступлений.
Субъект данной группы преступлений во всех без исключения случаях является специальным. Помимо общих признаков субъекта необходимо установить наличие у лица специального статуса: а) военнослужащий (проходит военную службу по призыву или по контракту), б) гражданин РФ, пребывающий в запасе, призванный для прохождения военных сборов. В основном преступления, предусмотренные гл. 33 УК, совершаются умышленно. Однако в случаях, предусмотренных ст. 347-352 УК, субъективная сторона характеризуется только неосторожной формой вины.
Преступления против военной службы, как правило, направлены против установленного порядка ее прохождения. Они могут быть совершены военнослужащими, проходящими военную службу по призыву либо по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации, а также гражданами, пребывающими в запасе во время прохождения ими военных сборов.
Привлечение военнослужащих к уголовной ответственности осуществляется на основании Уголовного кодекса РФ (УК РФ).
Обязательным признаком преступления против военной службы является направленность против порядка ее прохождения, установленного Федеральными законами «Об обороне», «О воинской обязанности и военной службе», «О статусе военнослужащих», а также другими федеральными законами, общевоинскими уставами и нормативными правовыми актами Российской Федерации. Предусмотренные в УК РФ преступления против военной службы охватывают различные стороны установленного порядка ее прохождения. Это дает возможность разделить их на следующие группы (см. схему 1).
Описанные в Главе 33 Уголовного кодекса РФ преступления охватывают разные аспекты прохождения службы в армии, а уголовная или административная ответственность за их совершение основана на принципах равенства перед законом, справедливости и гуманизма.
Степень ответственности и мера наказания за преступление также зависят от его характера и от того, насколько опасно оно для общественности. Однако если военнослужащий на добровольной основе отказался от совершения правонарушения или доведения его до конца, его нельзя привлечь к уголовной ответственности.
Если определенное правонарушение не повторилось и не повлекло тяжких последствий, то наказание может быть условным.
Примером преступления, связанного с нарушением уставных взаимоотношений, считается известная всем «дедовщина», то есть жестокое или грубое отношение военнослужащих к новичкам.
Если такое отношение к сослуживцам привело к телесным повреждениям и ухудшению здоровья потерпевшего, то ответственность может предусматривать лишение свободы сроком от 3 до 10 лет.
В случае сопротивления военнослужащего приказу сослуживца, на которого возложено исполнение прямых обязанностей, ответственность может быть выражена в ограничении по службе или лишением свободы до 5 лет.
Если нарушены правила использования оружия, боеприпасов и транспорта, а их применение причинило вред здоровью человека, то данное правонарушение может быть наказано ограничением по службе, арестом на несколько месяцев или лишением свободы на срок до 2 лет.
Если же результатом данного преступления стала смерть одного или более людей, то ответственность предполагает лишение свободы от 5 до 10 лет.
Инициируя уголовный процесс, представитель следственного комитета должен представить документы обосновывающие подобное решение:
- Заключение по результатам проведенного разбирательства командованием военной части, в которой произошло рассматриваемое преступление.
- Выводы, сделанные экспертами после проверки документации.
- Официальная информация от должностных лиц воинской части.
- Рапорта, поданные военнослужащими, которые имеют отношение к происшествию.
- Свидетельства результатов медицинских экспертиз.
Для установления обстановки происшествия проводиться осмотр места совершения преступления. В качестве дополнительной меры проводят осмотр помещения, где проживал подозреваемый.
Все причастные к расследуемым событиям лица, из числа военных и гражданских обязательно приглашаются для проведения допроса. Руководители пострадавшего и злоумышленника обязаны дать полноценные ответы на все интересующие следствие вопросы.
- Спасибо
- Юридические статьи
- Пользовательское Соглашение
- Политика конфиденциальности
- Миграционное право
- Защита прав потребителей
- Административное право
- Гражданское право
- Земельное право
- Спорт и право
- Юридическая поддержка в получении патентов на работу
- Разрешение на временное проживание
- Помощь юристов в получении временной регистрации
Лекция 38. Преступления против военной службы
В ч. 1 ст. 14 УК РФ преступление определяется как виновно совершенное общественно опасное деяния, запрещенное Уголовным кодексом под угрозой наказания. Это определение является формально-материальным, так как предусматривает четыре признака: 1) формальный, нормативный признак (запрещенность деяния уголовным законом); материальный признак (общественную опасность); 3) виновность; 4 наказуемость (последние два признака можно рассматривать и как конкретизацию формально-нормативного признака). В целом же преступление следует определить как запрещенное уголовным законом общественно опасное, виновное и наказуемое деяние (действие или бездействие).
Разновидностью указанного общего понятия преступления, является понятие преступления против военной службы, которое сформулировано в ст. 331 УК РФ. В частности, в названной статье закреплено:
1. Содержащееся в статье понятие является частью общего определения преступления, сформулированного в ст. 14 УК. Воинское преступление представляет собой виновно совершенное военнослужащим общественно опасное деяние, направленное против охраняемых законом интересов военной службы и запрещенное УК под угрозой уголовного наказания. Преступление против военной службы обладает всеми признаками преступления вообще, каждый из которых имеет определенную специфику, обусловливающую выделение в УК специальных воинских преступлений.
Преступления против военной службы (воинские преступления) можно разделить на две группы:
- специальные воинские, т.е. такие, аналогов которым нет в иных нормах УК (например, дезертирство);
- относительно воинские, которые по отдельным признакам сходны с иными, общеуголовными преступлениями (так, насильственные действия в отношении начальника по своим объективным признакам совпадают с некоторыми преступлениями против личности).
2. Для обороны страны с применением средств вооруженной борьбы в соответствии со Стратегией национальной безопасности Российской Федерации до 2020 г., и Военной доктриной Российской Федерации (2000 г.) созданы Вооруженные Силы и установлена воинская обязанность граждан РФ. Защита Отечества является долгом и обязанностью гражданина Российской Федерации (ч. 1 ст. 59 Конституции РФ).
Основными формами реализации конституционной обязанности по защите Отечества являются призыв на военную службу и прохождение военной службы по призыву в соответствии с требованиями Федерального закона от 28.03.98 N 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе», а также прохождение альтернативной гражданской службы вместо военной службы по призыву в порядке, установленном Федеральным законом от 25.07.2002 N 113-ФЗ «Об альтернативной гражданской службе».
Конституционный долг по защите Отечества граждане вправе исполнять путем добровольного поступления на военную службу. В этом случае они проходят военную службу в добровольном порядке (по контракту) в соответствии с положениями Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе» и других нормативных правовых актов.
3. Субъектом преступлений, предусмотренных гл. 33 УК, являются военнослужащие и граждане, пребывающие в запасе, во время прохождения ими военных сборов.
Военнослужащими являются граждане РФ, проходящие военную службу по призыву или в добровольном порядке (по контракту). Ими также могут быть иностранные граждане, проходящие военную службу по контракту на воинских должностях, подлежащих замещению солдатами, матросами, сержантами и старшинами.
В соответствии с законодательством военнослужащие проходят военную службу на воинских должностях в следующих организациях государства:
- Вооруженные Силы РФ;
- внутренние войска МВД России;
- войска гражданской обороны;
- инженерно-технические воинские формирования и дорожно-строительные воинские формирования;
- Служба внешней разведки РФ;
- органы Федеральной службы безопасности РФ, включая Пограничные органы ФСБ России;
- органы Федеральной службы охраны РФ;
- Служба специальных объектов при Президенте России;
- воинские подразделения Государственной противопожарной службы Министерства РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, а также создаваемые на военное время специальные формирования.
Военнослужащие, проходящие военную службу по контракту, могут быть направлены не на воинские должности в международные организации, организации, осуществляющие деятельность в интересах обороны и безопасности государства, на военные кафедры при федеральных государственных образовательных учреждениях высшего профессионального образования. Указанным лицам военная служба приостанавливается, они не входят в численность Вооруженных Сил, других воинских формирований, не считаются исполняющими обязанности военной службы. Поэтому данная категория военнослужащих в период приостановления военной службы не является субъектом преступлений против военной службы.
4. На основании федерального законодательства, в том числе ч. 1 ст. 331 УК, субъектом преступлений против военной службы и, следовательно, специфических воинских уголовно-правовых отношений признаются также граждане, пребывающие в запасе, во время прохождения ими военных сборов.
5. В соответствии со ст. 82 Женевской конвенции об обращении с военнопленными 1949 г. и ст. 2 Федерального закона от 27.05.98 N 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» к уголовной ответственности по некоторым статьям УК о воинских преступлениях могут привлекаться военнопленные, также признаваемые субъектом воинских отношений.
Все перечисленные категории субъектов имеют правовой статус военнослужащих, проходящих службу по призыву либо контракту. На этом основании на них распространяют свое действие соответствующие общие и специальные нормы уголовного и уголовно-исполнительного законодательства (ст. ст. 5, 16, 174, разд. V УИК РФ).
6. Указанные лица должны быть на законных основаниях включены в особую систему военно-служебных отношений, т.е. обладать признаками специального субъекта. По общему правилу военная служба может начинаться не ранее достижения лицом 18 лет; призыв на военную службу допустим лишь до достижения 27 лет. Для добровольно поступающих в военно-учебные заведения этот возраст может быть и меньшим — 16 лет.
К числу специальных субъектных признаков также относятся правомерность призыва гражданина на военную службу, годность его к службе по состоянию здоровья.
1. Правовым основанием установления УО за преступления против военной службы является Конституция, Закон о воинской обязанности, ФЗ от 27.05.1998 N 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» (в ред. от 06.01.2007) , общевоинские уставы Вооруженных Сил РФ, другие ФЗ и иные нормативно-правовые акты РФ в области обороны, воинской обязанности, военной службы и статуса военнослужащих, международные договоры РФ. Так, Конституция в ст. 59 провозглашает защиту Отечества долгом и обязанностью гражданина Российской Федерации. Это положение запрещает гражданам уклоняться от исполнения обязанностей военной службы, а военнослужащим — нарушать установленный порядок ее прохождения. ——————————— СЗ РФ. 1998. N 22. Ст. 2331; 2000. N 1 (ч. 2). Ст. 12, N 26. Ст. 2729, N 33. Ст. 3348; 2001. N 1 (ч. 1). Ст. 2, N 31. Ст. 3173, N 53 (ч. 1). Ст. 5030; 2002. N 1 (ч. 1). Ст. 2, N 19. Ст. 1794, N 21. Ст. 1919, N 26. Ст. 2521, N 48. Ст. 4740, N 52 (ч. 1). Ст. 5132; 2003. N 46 (ч. 1). Ст. 4437, N 52. (ч. 1). Ст. 5038; 2004. N 18. Ст. 1687, N 30. Ст. 3089, N 35. Ст. 3607; 2005. N 17. Ст. 1483; 2006. N 1. Ст. 1, ст. 2, N 6. Ст. 637, N 19. Ст. 2062, ст. 2067, N 29. Ст. 3122, N 31 (ч. 1). Ст. 3452, N 43. Ст. 4415, N 50. Ст. 5281; 2007. N 1 (ч. 1). Ст. 41, N 2. Ст. 360.
2. Военнослужащие несут УО за совершенное преступление на одинаковых для всех граждан основаниях, независимо от воинского звания и занимаемой должности (ст. 23, 28 Устава внутренней службы Вооруженных Сил РФ). Однако с учетом особенностей правового положения они могут привлекаться к УО за совершение не только общеуголовных, но и особых, воинских, преступлений по отдельным, установленным для них нормам военно-уголовного законодательства.
3. Закрепленное в ч. 1 коммент. статьи понятие преступления против военной службы является разновидностью общего понятия преступления, сформулированного в ст. 14, и указывает лишь на особенности воинского преступления. Воинское преступление представляет собой виновно совершенное общественно опасное деяние военнослужащего, запрещенное УК РФ под угрозой наказания.
Доски объявлений – привычное явление для управляющих организаций. Они размещаются во всех подъездах многоквартирного дома, которым управляет УО, или в пределах земельного участка, на котором стоит дом.
На досках объявлений жители дома должны найти наименование управляющей организации, номер лицензии и срок её действия, сведения об органе, который выдал лицензию, адрес местонахождения УО и её представительства, режим работы, дни и часы приёма, адрес сайта УО, ссылку на сайт ГИС ЖКХ.
Обязательно разместите на досках объявлений следующие контактные телефоны:
- вашей организации,
- вашего представительства,
- аварийно-диспетчерской службы,
- аварийных служб ресурсоснабжающих организаций.
Обновляется перечисленная выше информация в течение 3 рабочих дней со дня изменения.
На досках объявлений не позднее чем за 3 рабочих дня до дня осуществления соответствующих мероприятий нужно вывешивать уведомления о предстоящих работах, проверках оборудования, восстановительных и других работах, которые могут принести неудобство жителям дома или в рамках которых жители дома должны присутствовать в определённое время.
Здесь же вывешиваются уведомления об изменении размера платы. Раскрывать её нужно не позднее чем за 30 календарных дней до дня представления жителям дома квитанций, если другой срок информирования не устанавливает договор управления МКД.
Какие сведения УО должна предоставить собственникам
1. Военная служба — особый вид федеральной государственной службы, исполняемой гражданами, не имеющими гражданства (подданства) иностранного государства, в Вооруженных Силах РФ, в других войсках и воинских формированиях.
Прохождение военной службы осуществляется:
— гражданами РФ — по призыву и в добровольном порядке (по контракту);
— иностранными гражданами — по контракту на воинских должностях, подлежащих замещению солдатами, матросами, сержантами и старшинами.
Граждане РФ (иностранные граждане), проходящие военную службу, являются военнослужащими и имеют статус, устанавливаемый федеральным законом. Порядок прохождения военной службы (воинский правопорядок) устанавливается Конституцией РФ, Федеральными законами от 31 мая 1996 г. N 61-ФЗ «Об обороне», от 28 марта 1998 г. N 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе», от 27 мая 1998 г. N 76-ФЗ «О статусе военнослужащих», а также воинскими уставами.
2. Глава 33 УК устанавливает ответственность военнослужащих, а также граждан, пребывающих в запасе, во время прохождения ими военных сборов за преступления против установленного порядка прохождения военной службы (воинские преступления). Уголовная ответственность военнослужащих за общеуголовные преступления наступает на общих основаниях по соответствующим статьям УК.
АПК РФ
Бюджетный кодекс РФ
Водный кодекс РФ
Воздушный кодекс РФ
Градостроительный кодекс РФ
Гражданский кодекс РФ
ГПК РФ
Жилищный кодекс РФ
Земельный кодекс РФ
КоАП РФ
Лесной кодекс РФ
Налоговый кодекс РФ
Семейный кодекс РФ
Таможенный кодекс ЕАЭС
Трудовой кодекс РФ
Уголовный кодекс РФ
Конституция РФ
44-ФЗ
Об ипотеке
О приватизации
Понятие преступлений против военной службы раскрывается в 331 статье УК. Согласно норме, ими считаются посягательства служащих на установленный законодательством и иными нормативными актами порядок несения службы в ВС РФ, в иных воинских формированиях, войсках по контракту или призыву, а также субъектов, находящихся в запасе, в ходе военных сборов.
Установление ответственности за преступление против военной службы в специальных нормах УК обуславливается необходимостью отграничения этих деяний от иных посягательств. По степени выраженности специфичного характера их можно разделить на 2 основные группы:
- Специальные воинские. Этот вид преступлений против военной службы включает в себя деяния, не имеющие аналогов среди иных посягательств. Примером может быть дезертирство, наказание за которое установлено 338 статьей УК.
- Относительно воинские. Эти преступления против военной службы имеют некоторые признаки, схожие с признаками других посягательств. К примеру, речь о применении насильственных действий по отношению к начальнику в/ч.
На практике нередко возникают сложности при квалификации деяний, относящихся ко второму виду.
Адвокат по статье 331. Понятие преступлений против военной службы
Этот признак указывает на то, что любое преступление является деянием, за которое в УК установлено наказание. Уголовная ответственность наступить не может за действия/бездействие, не указанное в Кодексе.
Немаловажное значение имеет место, которое занимает конкретная норма, предусматривающая ответственность. Дело в том, что одно деяние может присутствовать в составе признаков различных преступлений. К примеру, если полицейский избивает гражданина, это деяние может квалифицироваться как посягательство на здоровье человека или как превышение полномочий.
Виды устанавливаются в зависимости от статуса виновного субъекта. Преступления против военной службы отличаются специальной противоправностью. Такими посягательствами могут считаться только те деяния, которые закреплены в 33 главе УК. Прочие преступления, которые совершаются военнослужащими и причиняют ущерб служебным интересам, в эту категорию не входят. Соответственно, они отличаются общей противоправностью. К таким деяниям можно, к примеру, отнести разглашение гостайны военного характера, кражу военного имущества и пр.
Вместе с тем все деяния, имеющие признаки составов, закрепленных в УК в 33 главе и общеуголовными нормами, должны квалифицироваться по специальным статьям гл. 33, а не по общим положениям Кодекса.
Учитывая вышесказанное, можно сформулировать следующий принцип. Деяние, образующее преступление против военной службы, всегда квалифицируется по специальной статье 33 главы. Если будут выявлены обстоятельства, выходящие за рамки состава, не охватывающие деяние и относящиеся к более опасному противоправному действию, дополнительно применяется общеуголовная норма.
К примеру, если служащий при оказании сопротивления начальнику совершает его убийство, то преступление в части причинения смерти квалифицируется по пункту «б» 2 части 105 статьи, сопротивление – по п. «в» ч. 2 333 нормы.
Если обстоятельство, которое выходит за рамки воинского преступления, его охватывает, но при этом имеет признаки более опасного деяния, поведение субъекта квалифицируется исключительно по общеуголовной статье, устанавливающей соответствующее наказание. К примеру, убийство служащим своего начальника по всем признакам подпадает под п. «б» 2 части 105 статьи УК. Соответственно, дополнительная квалификация по 334 норме не осуществляется.
Если же убийство произошло не в связи с исполнением обязанностей по службе, но при их выполнении, содеянное будет квалифицировано по совокупности статей (п. «в» ч. 2 334 нормы и соответствующей части ст. 105).
Проблемы при установлении вины в рамках конкретных преступлений обуславливаются конструктивными особенностями ряда составов, обязанностью уполномоченных органов, ведущих расследование, выполнять предписания 2 части 24 статьи УК, согласно которой ответственность за неосторожные преступления ограничена случаями, прямо указанными в соответствующих нормах Особенной части.
В качестве ключевого показателя формы вины выступает психическое отношение гражданина к содеянному. По 1 части 24 статьи УК, виновным признается субъект, который совершил преступление умышленно или по неосторожности. В свою очередь, отношение к последствиям может быть и неосторожным, и умышленным или только лишь неосторожным.
К примеру, в 1 части 332 статьи устанавливается наказание за невыполнение подчиненным распоряжения начальника, если это причинило существенный ущерб служебным интересам. В ч. 3 этой же нормы закреплена санкция за неисполнение приказа в связи с небрежным или недобросовестным отношением к своим обязанностям, вызвавшее тяжкие последствия. Из этого вытекает, что в 1 части отношение лица к содеянному предполагает умысел. В свою очередь, вина относительно причиненного вреда предполагает и умысел, и неосторожность.
Если в норме отсутствуют какие-либо оговорки, то считается, что субъект действовал умышленно.
Статья 331 УК (уголовного кодекса) РФ Понятие преступлений против военной службы
Для Граждан:
- Задавайте вопрос из любого региона России на форуме и получите ответ сразу нескольких юристов.
- Общайтесь с юристами в чате.
- Пользуйтесь дополнительными платными юридическими услугами.
- Получайте полезный контент.
Для Юристов:
- Общайтесь с авторами вопросов в чате.
- Дополнительный заработок.
- Отвечайте на вопросы на форуме.
- Ведите собственную страницу.
- Публикуйте статьи, показывая уровень Вашей экспертности, привлекая новых клиентов.
Преступления против военной службы
— это предусмотренные ст. 331—352 гл. 33 УК противоправные умышленные или неосторожные общественно
опасные деяния
(действия или бездействие),
совершенные военнослужащими, проходящими военную службу
по призыву либо по контракту в Вооруженных Силах РФ, других войсках и воинских формированиях РФ, а также гражданами, пребывающими в запасе, во время прохождения ими военных сборов, и посягающие на установленный порядок прохождения военной службы, причиняющие вред либо создающие угрозу причинения вреда охраняемым законом интересам службы, личности, государства (см. также ч. 1 ст. 331 УК).Система преступлений
против военной службы включает:
1)преступления, связанные с уклонением от службы
Военная служба — особый вид федеральной государственной службы, исполняемой гражданами, не имеющими гражданства (подданства) иностранного государства, в Вооруженных Силах РФ, в других войсках и воинских формированиях.
Прохождение военной службы осуществляется:
- гражданами РФ — по призыву и в добровольном порядке (по контракту);
- иностранными гражданами — по контракту на воинских должностях, подлежащих замещению солдатами, матросами, сержантами и старшинами.
Граждане РФ (иностранные граждане), проходящие военную службу, являются военнослужащими и имеют статус, устанавливаемый федеральным законом. Порядок прохождения военной службы (воинский правопорядок) устанавливается Конституцией РФ, Федеральными законами от 31 мая 1996 г. N 61-ФЗ «Об обороне», от 28 марта 1998 г. N 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе», от 27 мая 1998 г. N 76-ФЗ «О статусе военнослужащих», а также воинскими уставами.
Глава 33 УК устанавливает ответственность военнослужащих, а также граждан, пребывающих в запасе, во время прохождения ими военных сборов за преступления против установленного порядка прохождения военной службы (воинские преступления). Уголовная ответственность военнослужащих за общеуголовные преступления наступает на общих основаниях по соответствующим статьям УК.
Преступления против порядка подчиненности и воинских уставных взаимоотношений находятся в системе воинских уголовно наказуемых деяний на первом месте и являются одними из самых распространенных на практике. Они нарушают определенные военным законодательством правила отношений подчиненного и начальника, а также военнослужащих, не подчиненных друг другу, между собой.
Все преступления против порядка подчиненности и воинских уставных взаимоотношений (ст. ст. 332 — 336 УК) определенным образом соотносятся между собой.
Так, в ситуации, когда военнослужащий совершает преступление против не состоящего с ним в отношениях подчиненности военнослужащего (равный действует против равного), общей нормой является ст. 335 УК.
Специальные нормы по отношению к указанной общей содержатся в ст. 333, ч. 1 ст. 336 УК.
В ситуации, когда подчиненный совершает преступные действия против начальника, общей нормой является ст. 334 УК, а специальными — ст. ст. 332, 333, ч. 2 ст. 336 УК.
В случае, когда начальник действует против подчиненного, общая норма содержится в ст. 286 УК, а специальная — в ч. 2 ст. 336 УК.
Статья 332 УК предусматривает два вида материальных составов преступлений:
- умышленное неисполнение подчиненным приказа начальника (ч. 1);
- неисполнение приказа вследствие небрежного или недобросовестного отношения к службе (ч. 3).
С объективной стороны преступление, предусмотренное ч. 1 ст. 332 УК, может проявляться в неповиновении, т.е. открытом отказе от исполнения приказа либо в ином намеренном неисполнении приказа, причинившем существенный вред интересам службы.
Состав рассматриваемого преступления является материальным.
По ч. 1 ст. 332 УК подлежит квалификации неисполнение приказа, причинившее существенный вред интересам службы, который может состоять в серьезном нарушении распорядка дня в подразделении, части, затруднении выполнения конкретных задач боевой подготовки, ущемлении прав и законных интересов отдельных военнослужащих, отрыве военнослужащих от исполнения своих обязанностей, причинении материального ущерба и т.п. Неисполнение приказа, не повлекшее причинения существенного вреда интересам службы, может быть признано дисциплинарным проступком.
Неосторожное неисполнение приказа как самостоятельное преступление (ч. 3 ст. 332 УК) отличается от умышленного деяния по субъективной и отчасти по объективным сторонам: оно заключается в невыполнении действий, предписанных приказом, в совершении запрещенных действий, в ненадлежащем (неполном, неточном, несвоевременном) исполнении приказа командира (начальника).
С субъективной стороны преступление совершается по неосторожности вследствие невнимательности, забывчивости, недобросовестного отношения к своим служебным обязанностям.
Приказ, за неисполнение которого установлена ответственность, представляет собой распоряжение (письменное, устное либо переданное по техническим средствам управления) командира (начальника), обращенное к подчиненному и требующее обязательного выполнения либо воздержания от определенных действий, соблюдения определенных правил и порядка. Преступлением признается неисполнение такого приказа, который отдан в порядке службы и не противоречит закону.
Субъектами неисполнения приказа являются военнослужащие, подчиненные начальнику по службе или по воинскому званию. Кроме того, военнослужащие, обязанные в случае нарушения воинской дисциплины или общественного порядка выполнять требования старших по воинскому званию лиц об устранении этих нарушений, а также военнослужащие, начальниками которых при совместном выполнении обязанностей военной службы выступают старшие по воинскому званию или по занимаемой должности.
К тяжким последствиям (ч. ч. 2 и 3 ст. 332 УК) могут быть отнесены:
- срыв мероприятий по обеспечению боевой готовности подразделения, части, корабля;
- причинение по неосторожности смерти, тяжкого или средней тяжести вреда здоровью людей;
- вывод из строя боевой техники; причинение крупного материального ущерба и т.п.
В качестве квалифицирующего обстоятельства неповиновения и иного умышленного неисполнения приказа, кроме наступления тяжких последствий, предусмотрено совершение этого преступления группой лиц, группой лиц по предварительному сговору или организованной группой (ч. 2 ст. 332 УК). Общее понятие указанных квалифицирующих признаков содержится в ст. 35 УК.
Эта статья также объединяет два состава преступления:
- сопротивление начальнику или иному лицу, исполняющему возложенные на него обязанности по военной службе;
- принуждение этого лица к нарушению возложенных на него обязанностей по военной службе.
Непосредственным основным объектом обоих преступлений выступает порядок подчиненности или воинских взаимоотношений; дополнительным объектом — здоровье, личная свобода потерпевшего.
С объективной стороны сопротивление состоит в активном воспрепятствовании начальнику или иному лицу исполнять возложенные на него обязанности военной службы: виновный пытается не допустить исполнения начальником служебных обязанностей, не дать ему возможности действовать в данной конкретной обстановке в соответствии с законом, требованиями воинских уставов. Это, например, случаи воспрепятствования патрульному наряду задержать военнослужащего, грубо нарушающего общественный порядок в городе, командиру — отправить на гауптвахту арестованного подчиненного и т.п.
При сопротивлении виновный лично, своими действиями не дает возможности начальнику или иному лицу выполнять обязанности по службе, а при принуждении он пытается заставить их действовать вопреки интересам службы.
Под принуждением понимаются действия, направленные на то, чтобы заставить начальника или иное лицо нарушить возложенные на него обязанности военной службы, т.е. совершить незаконные действия в интересах принуждающего либо действовать вопреки службе.
В отличие от неповиновения, сопротивление и принуждение могут иметь место в отношении не только командира (начальника), но и любого военнослужащего в момент исполнения возложенных на них обязанностей по военной службе.
Под исполнением обязанностей военной службы понимается не сам факт ее прохождения, а исполнение конкретных функций, возложенных на военнослужащего законом, воинскими уставами или приказами (например, обязанности часового, патрульного, дневального и т.п.).
Сопротивление может быть совершено лишь во время выполнения начальником или иным лицом конкретных обязанностей военной службы.
При сопротивлении или принуждении, сопряженных с убийством начальника или иного лица, исполняющего обязанности по военной службе, лишение жизни одновременно является и тяжким последствием (ч. 2 ст. 333 УК), и основанием для квалификации содеянного дополнительно по совокупности со ст. 105 УК.
Сопротивление или принуждение может быть сопряжено с покушением на убийство начальника или иного лица, исполняющего обязанности по военной службе. В этом случае деяния также следует квалифицировать по совокупности: как оконченное воинское преступление (ст. 333 УК) и как покушение на убийство (ч. 3 ст. 30 и соответствующая часть ст. 105 УК).
Угроза начальнику должна выражаться в угрозе убийством, причинением вреда здоровью или нанесением побоев.
Иные виды угроз (например, уничтожением имущества, разглашением позорящих сведений и др.), высказывания в неопределенной форме («я тебе покажу», «ты будешь меня помнить» и т.п.), а также угроза в адрес не самого начальника, а его близких (родителей, жены, детей) не подпадают под состав данного преступления, но могут образовывать состав смежного общеуголовного деяния.
Понятием насилия в отношении начальника охватываются нанесение ему единичного удара, побоев или применение иного насилия, причинение легкого (ч. 1 ст. 333 УК), тяжкого, средней тяжести вреда здоровью (ч. 2 ст. 333 УК).
Последствия в виде телесных повреждений, за исключением умышленного тяжкого вреда здоровью при отягчающих обстоятельствах (ч. ч. 2, 3 ст. 111 УК), полностью охватываются составом сопротивления (либо принуждения) и дополнительной квалификации по статьям УК о преступлениях против здоровья личности не требуют.
С субъективной стороны сопротивление и принуждение совершаются с прямым умыслом. Виновный при сопротивлении имеет цель помешать, не дать возможности начальнику или иному лицу выполнить возложенные на него обязанности по военной службе, а при принуждении — заставить его нарушить эти обязанности путем совершения незаконных действий или действий вопреки интересам службы.
Субъектом преступлений, предусмотренных ст. 333 УК, может являться любой военнослужащий (как подчиненный, так и равный по статусу с потерпевшим лицом).
Квалифицирующими обстоятельствами сопротивления или принуждения (ч. 2 ст. 333 УК) предусмотрены:
- совершение преступления группой лиц, группой лиц по предварительному сговору или организованной группой (с учетом правил ст. 35 УК); с применением оружия (с учетом Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 12 марта 2002 г. N 5);
- с причинением тяжкого или средней тяжести вреда здоровью либо иных тяжких последствий.
При уголовно-правовой оценке преступлений против порядка подчиненности следует иметь в виду, что при соотношении состава насильственных действий в отношении начальника и составов сопротивления, принуждения последние являются более специальными.
Основным непосредственным объектом рассматриваемого преступления является установленный порядок взаимоотношений между военнослужащими, не состоящими между собой в отношениях подчиненности, факультативным может выступать здоровье потерпевших военнослужащих.
С объективной стороны под нарушением уставных правил взаимоотношений понимаются перечисленные в ч. 1 ст. 335 УК альтернативные действия, связанные с различными видами насилия одних военнослужащих над другими, с унижением чести и достоинства или издевательствами над потерпевшими. Преступные нарушения правил уставных взаимоотношений конкретно проявляются в принуждении потерпевших совершать действия, унижающие их достоинство, оказывать услуги старослужащим, выполнять за них те или иные обязанности военной службы, в сексуальных извращениях и иных формах издевательств. Они могут быть связаны с изъятием у молодых воинов предметов обмундирования, продуктов питания, иных материальных ценностей. Все эти действия, как правило, сопровождаются применением насилия или угрозой его применения и потому дискредитируют воинские отношения.
Насилие может состоять в нанесении побоев, причинении различной тяжести вреда здоровью, иных действиях, связанных с причинением физической боли потерпевшему либо ограничением его свободы. Понятием насилия охватывается также психическое воздействие в виде угроз применением различных видов физического насилия.
По ст. 335 УК подлежат квалификации:
- указанные насильственные и другие действия, когда они совершены в связи с исполнением потерпевшим обязанностей военной службы, например на почве недовольства его добросовестным отношением к службе;
- деяния, совершенные не только в связи с исполнением потерпевшим обязанностей военной службы, но и из иных, в том числе хулиганских, побуждений, если при этом хотя бы один из военнослужащих (потерпевший или виновный) находился при исполнении своих обязанностей по службе, т.е. выполнял конкретные военно-служебные функции (например, дежурного по подразделению);
- деяния, совершенные не в связи и не при исполнении обязанностей военной службы, но сопровождавшиеся проявлением явного неуважения к воинскому коллективу, грубым нарушением внутреннего распорядка в подразделении, нормального отдыха или досуга личного состава, стремлением военнослужащих более раннего призыва утвердить свое мнимое превосходство над молодыми воинами, т.е. иными посягательствами на воинский правопорядок.
С субъективной стороны рассматриваемое преступление совершается с прямым умыслом, о чем свидетельствует альтернативный признак мотива деяния, представленный законодательной формулировкой «в связи с исполнением обязанностей военной службы».
Субъектами преступления, предусмотренного ст. 335 УК, могут быть военнослужащие, проходящие службу по призыву или по контракту: солдаты и матросы, сержанты и старшины, прапорщики и мичманы, а также лица офицерского состава Вооруженных Сил, других войск и воинских формирований, которые не состоят в отношениях подчиненности с потерпевшими, т.е. не являются их начальниками или подчиненными по службе. При этом они могут быть равными с потерпевшими по служебному положению и воинскому званию, старшими или младшими по воинскому званию. Субъектами данного преступления, исходя из общего правила, также могут являться военные строители и пребывающие в запасе граждане, но во время прохождения ими военных сборов.
В качестве квалифицирующих признаков (ч. 2 ст. 335 УК) предусмотрено:
- совершение деяния в отношении двух или более лиц;
- группой лиц, группой лиц по предварительному сговору или организованной группой;
- с применением оружия;
- с причинением средней тяжести вреда здоровью.
Объектом преступлений названной группы является нормативно установленный порядок пребывания на службе военнослужащих, проходящих военную службу по призыву либо по контракту. Как составная часть порядка прохождения военной службы (родового объекта) порядок пребывания на военной службе детально регламентируется Федеральными законами «О воинской обязанности и военной службе», «О статусе военнослужащих», общевоинскими уставами, иными указами, положениями, инструкциями и т.п.
К преступным уклонениям от исполнения обязанностей военной службы относятся деяния, предусмотренные ст. ст. 337, 338 и 339 УК.
Непосредственным (видовым) объектом данной группы преступлений является установленный действующим законодательством РФ порядок пребывания на военной службе, в соответствии с которым военнослужащий должен проходить службу в установленном для него месте и выполнять служебные обязанности в полном объеме.
Военнослужащий, исключенный из сферы воинских правоотношений в связи с применением к нему меры пресечения в виде заключения под стражу, не может нести ответственность по названным статьям.
Так, военным судом А., совершивший побег с гарнизонной гауптвахты, на которой он находился в связи с избранием в отношении его меры пресечения по уголовному делу в виде заключения под стражу, был осужден по ч. 1 ст. 313 и ч. 1 ст. 338 УК. Действия А. суд первой инстанции расценил как побег из-под стражи и дезертирство. Военный суд округа, рассмотрев дело в кассационном порядке, пришел к выводу о том, что с момента избрания меры пресечения в виде заключения под стражу и помещения на гарнизонную гауптвахту А. был выведен из сферы воинских правоотношений, в связи с чем он не подлежал ответственности по ч. 1 ст. 338 УК. По данным основаниям суд второй инстанции приговор в отношении А. в части осуждения за дезертирство отменил и дело прекратил.
Объективная сторона преступления выражается в самовольном, без уважительных причин, оставлении воинской части или места службы либо неявке к месту службы. Самовольным считается оставление военнослужащим воинской части или места службы (района казарменного, лагерного или походного расположения части в границах, установленных соответствующим командованием) без разрешения начальника.
Наравне с самовольным оставлением части или места службы ст. 337 УК устанавливает ответственность военнослужащих за неявку в срок без уважительных причин на службу при увольнении из части, при назначении, переводе, из командировки, отпуска или лечебного учреждения.
С объективной стороны неявка в срок на службу заключается в том, что, покинув воинскую часть или место службы на законном основании, военнослужащий уклоняется от своевременного возвращения, пребывает вне службы свыше установленного срока. Для неявки характерно уклонение от несения обязанностей военной службы путем преступного бездействия.
Необходимым условием ответственности за неявку в срок на службу является отсутствие уважительных причин, перечень которых закон прямо не определяет. Решение этого вопроса зависит от конкретных обстоятельств дела с учетом положений военного законодательства, касающихся предоставления отсрочек от службы и отпусков. Признание причин неявки в установленный срок на службу уважительными исключает ответственность военнослужащего за уклонение.
Ответственности по ст. 337 УК подлежат военнослужащие, проходящие военную службу по призыву и по контракту. Однако признаки объективной стороны составов совершаемых ими преступлений несколько отличаются друг от друга.
Уклонение военнослужащего, проходящего службу по призыву, способами, указанными в ст. 337 УК, образует уголовную ответственность при отсутствии на службе продолжительностью свыше двух суток (ч. 1 ст. 337 УК).
Уклонение на срок свыше 10 суток, но не более одного месяца является для военнослужащих по призыву квалифицирующим, а для военнослужащих, проходящих службу по контракту, — основным (конструктивным) признаком (ч. 3 ст. 337 УК).
Если рассматриваемое уклонение совершено любым военнослужащим на срок свыше одного месяца, то содеянное квалифицируется по ч. 4 ст. 337 УК, а если допущено осужденным, отбывающим наказание в дисциплинарной воинской части (таковым может быть только военнослужащий, имеющий правовое положение проходящего службу по призыву), то по ч. 2 ст. 337 УК.
С субъективной стороны преступления, квалифицируемые по ст. 337 УК, совершаются умышленно. Субъективная сторона этого преступления включает намерение субъекта лишь определенное время находиться вне части или места службы и желание его вернуться в часть и продолжать прохождение военной службы. Отсутствие у виновного цели вовсе уклониться от несения обязанностей военной службы отличает рассматриваемое преступление от совпадающего по объективной стороне состава дезертирства.
В соответствии с нормой, содержащейся в примечании к ст. 337 УК, военнослужащий, впервые совершивший деяния, предусмотренные настоящей статьей, может быть освобожден от уголовной ответственности, если самовольное оставление части явилось следствием стечения тяжелых обстоятельств. Тяжелые обстоятельства как оценочное понятие имеют различный характер. Они могут быть связаны с применением к военнослужащему насилия, издевательств со стороны сослуживцев или отдельных командиров, грубым ущемлением его прав и человеческого достоинства (неуставными отношениями). Ими могут также признаваться тяжкая болезнь близких родственников или иные экстремальные ситуации в семье, глубокие переживания в связи с неудачами по службе, в личной жизни и т.п..
Похожие записи: