Мрот и сверхурочные часы 2021
Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Мрот и сверхурочные часы 2021». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.
Жучок Сергей работает по сменному графику. Режим его работы: 2 рабочих дня (по 10 часов) и 2 выходных, всего 15 смен в месяце. Из-за болезни напарника Жучок С.А. отработал на 5 смен больше норматива. Заработная плата начисляется по часовой тарифной ставке в 250 рублей. Производим подсчет:
- Норматив рабочего времени равен 15 смен × 10 ч. = 150 ч.
- Фактически отработанное ВР (15 см. + 5 см.) × 10 ч. = 200 ч.
- Переработка = 200 – 150 = 50 ч.
- Зарплата по нормативу 150 ч. × 250 руб. = 37 500 руб.
- Доплата за переработку — 24 750 руб. (750 + 24 000) или (2 ч. × 1,5 × 250 + (50 ч. – 2 ч.) × 2 × 250).
- Итого заработная плата за месяц = 62 250 руб. (37 500 + 24 750).
Как должна оплачиваться сверхурочная работа по ТК РФ в 2021 году
Стрекоза Ирина Петровна работает бухгалтером (пятидневка по 8 ч. в день). В мае норматив рабочего ВР для Стрекозы И.П. — 20 рабочих дней (159 ч.). Должностной оклад бухгалтера — 50 000 руб. в месяц или 314,47 руб./час (50 000 / 159). По производственной необходимости бухгалтер Стрекоза И.П. отработала сверхурочно 8 мая 10 часов и 9 мая 11 часов.
Шаг 1. Рассчитываем часы переработки:
- за 8 мая 3 часа (10 – 7 ч.). В расчет берем только 7 ч., так как предпраздничный день является сокращенным;
- за 9 мая 11 ч. — это работа в праздничные дни, следовательно, рассчитывается исключительно в двойном размере и в расчет не включается.
Шаг 2. Считаем зарплату по нормативу.
За полностью отработанный месяц Стрекозе И.П. положен оклад 50 000 руб.
Шаг 3. Считаем доплату за труд в праздничный день.
11 ч. × 2 × 314,47 = 6918,34 руб.
Шаг 4. Рассчитываем доплату за сверхурочную работу.
За первые 2 ч. = 2 ч. × 1,5 × 314,47 = 943,41 руб.
За остальное ВР = (3 – 2 ч.) × 2 × 314,47 = 628,94 руб.
Итого: 943,41 + 628,94 = 1572,35 руб.
Шаг 5. Подсчитываем итоги.
Калькулятор переработки показал, что заработная плата бухгалтера за май = 50 000 + 6918,34 + 1572,35 = 58 490,69 руб.
До 2021 г. размер ежегодного федерального МРОТ определялся на основании информации о прожиточном минимуме трудоспособных граждан за 2 кв. предшествующего года. В 2020 г. МРОТ был равен 12 130 руб. (Федеральный закон от 27.12.2019 г. № 463-ФЗ).
Но с 2021 г. МРОТ будет рассчитываться иным образом, поскольку депутаты Госдумы приняли в третьем чтении законопроект № 1027748-7. Для расчета будет использоваться медианная зарплата — это показатель, условно разделяющий население на две части. У одной части зарплата выше этого значения, а у другой части — ниже этого значения.
В новом году согласно данному законопроекту размер МРОТ составит 42% медианной заработной платы — 12 792 руб., т.е. он увеличится по сравнению с 2020 г. на 5,5%. В следующие периоды МРОТ также будет рассчитываться ежегодно, и при этом важно, что показатель не должен быть ниже прожиточного минимума, который тоже будет рассчитываться из медианного дохода (но с учетом другого процента).
Депутаты предложили на рассмотрение законопроект, согласно которому с 1 января 2021 г. будет определен минимальный размер часовой ставки (МРЧС). Данное изменение позволит повысить доходы граждан и довести оплату их труда до уровня развитых государств.
Согласно проекту закона, первоначальную величину почасового МРОТ планируется установить в размере 150 руб. В последующем данное значение показателя будет ежегодно индексироваться на размер инфляции по результатам прошлого года.
Был вариант определять почасовой МРОТ на основании действующего размера МРОТ, но он был отклонен, т.к.:
- число рабочих часов в каждом месяце разное, а ежемесячное изменение часовой ставки не удобно и не целесообразно;
- часовая ставка, определяемая на основании МРОТ, считается заниженной. К примеру, если МРОТ равен 12 130 руб., то стоимость часа в мае при 135 рабочих часов будет 89,85 руб. (12 130 / 135), а в июле при 176 рабочих часов — 68,92 руб. (12 130 / 176).
Если же часовая ставка установлена в фиксированном размере 150 руб., то работник получит больше зарплаты. К примеру, в мае она будет равна 20 250 руб. (150 * 135), а в июле — 26 400 руб. (150 * 176).
Часовой МРОТ будет использоваться для сотрудников, работающих по определенным условиям, выполняемым одновременно:
- если трудится в условиях неполного рабочего времени;
- если договор срочный, и он оформлен на срок до 3-х месяцев.
Внимание! В иных случаях не допускается применять почасовой МРОТ.
Бухгалтер должен ежемесячно контролировать, чтобы зарплаты всех сотрудников были не меньше МРОТ, а также отдельных сотрудников — не меньше почасового МРОТ.
18 января 2021 г. ООО «Импульс» принимает на работу сотрудника и заключает с ним срочный трудовой договор на 3 месяца. Сотрудник работает на условиях неполного рабочего времени — по 6 часов в день в понедельник, среду и пятницу. Рассчитаем ежемесячную зарплату с учетом того, что федеральный МРОТ на 2021 г. установлен в размере 12 792 руб., а для данного сотрудника используется часовой МРОТ в размере 150 руб.
Месяц |
Кол-во рабочих дней |
Кол-во рабочих часов |
Оплата труда по часовому МРОТ, руб. |
Оплата труда по МРОТ, руб. |
Выгода исходя из расчета по часовому МРОТ, руб. |
Январь (с 18 числа) |
6 |
6 * 6 = 36 |
36 * 150 = 5 400 |
12 792 / 120 * 36 = 3 837,60 |
1 562,40 |
Февраль |
11 |
11 * 6 = 66 |
66 * 150 = 9 900 |
12 792 / 151 * 66 = 5 591,21 |
4 308,79 |
Март |
13 |
13 * 6 = 78 |
78 * 150 = 11 700 |
12 792 / 176 * 78 = 5 669,18 |
6 030,82 |
Апрель (по 17 число включительно) |
7 |
7 * 6 = 42 |
42 * 150 = 6 300 |
12 792 / 175 * 42 = 3 070,08 |
3 229,92 |
Получается, что сотруднику при работе в режиме неполного рабочего времени выгоднее, если его оплата труда будет рассчитываться на основании почасового МРОТ. Однако здесь возникает дискриминация и несправедливость по отношению к сотрудникам, работающим полный рабочий день и получающим зарплату в размере МРОТ. Выходит, что они работают больше по сравнению с сотрудниками на срочных договорах, а в итоге зарплату получают меньше.
В связи с этим чиновники продолжают рассматривать вопрос ввода почасовой ставки, и решение по нему еще не принято.
Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!
МРОТ — это минимальный размер оплаты труда, применяемый для регулирования оплаты труда и определения размеров пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, а также для иных целей обязательного социального страхования (ст. 3 Закона от 19.06.2000 № 82-ФЗ «О минимальном размере оплаты труда»).
МРОТ бывает федеральным и региональным:
Минимальный размер оплаты труда на будущий год по действующим в настоящее время правилам устанавливается в размере прожиточного минимума для трудоспособного населения за второй квартал текущего года (ст. 1 Закона от 19.06.2000 № 82-ФЗ).
Приказом Минтруда от 28.08.2020 № 542н установлен размер прожиточного минимума для трудоспособного населения за второй квартал 2020 года в размере 12 392 руб. Это означает, что и МРОТ с 2021 год должен утверждаться в этом размере.
Если действующие правила изменят и официально утвердят, МРОТ в 2021 году может составить 12 792 руб. (законопроект № 1027748-7 «О внесении изменений в Федеральный закон «О прожиточном уровне в РФ» и ст. 1 Закона № 82-ФЗ).
Получается, что минимальный размер оплаты труда, рассчитанный по новым правилам, вырастет в 2021 году не на 262 руб., а на 662 руб. по сравнению с МРОТ-2020, составляющим 12 130 руб.
Про новую методику расчета МРОТ узнайте из следующего раздела.
В Госдуму внесен проект № 1027748-7 новых правил расчета прожиточного минимума и МРОТ. Законодатели решили отказаться от устаревших методик и использовать международные стандарты.
По новым правилам МРОТ будет привязан не к прожиточному минимуму, а к медианному доходу — доходу, относительно которого у половины населения нашей страны доходы выше этого показателя, а у другой половины — ниже.
В результате применения «медианной» расчетной схемы МРОТ в 2021 году составит 12 792 руб.
В целом законопроект предусматривает:
- размер МРОТ на очередной период устанавливать с учетом медианной заработной платы;
- соотношение минимального размера оплаты труда и медианной заработной платы в 2021 году — 42% (МРОТ = 30 457 руб. х 42% = 12 792 руб.);
- МРОТ не должен быть меньше прожиточного минимума трудоспособного населения на очередной год.
Законодатели планируют заложить темп роста прожиточного минимума на 2021 год выше прогнозируемого уровня инфляции.
Проект предусматривает гибкое реагирование на изменение социально-экономической ситуации и пересмотр не реже 1 раза в 5 лет соотношений:
- МРОТ и медианной заработной платы (42%);
- прожиточного минимума и медианного дохода (44,2%).
Такой подход дает возможность при росте экономики и доходов населения увеличивать указанное соотношение.
На момент написания статьи существует неопределенность с размером федерального МРОТ на 2021 год.
Во-первых, новая методика расчета МРОТ с учетом медианной зарплаты пока официально не утверждена.
Во-вторых, законопроектом № 1027748-7 предусмотрено, что МРОТ на очередной год исчисляется с учетом медианной зарплаты за предыдущий год, которую рассчитывает Росстат. То есть расчеты МРОТ на 2021 год следует производить по медианной зарплате по данным Росстата за 2020 год. При этом в предварительном расчете МРОТ на 2021 год используются данные ПФР за 2019 год.
Каждое изменение МРОТ должно быть под пристальным вниманием работодателей, так как требует пересмотра зарплаты работников, а также некоторых социальных выплат.
Напомним, что зарплата работника, полностью выполнившую за месяц установленную норму труда (трудовые обязанности), не может быть ниже МРОТ (ст. 133 ТК РФ).
Используйте следующие правила при начислении зарплаты (ст. 133.1 ТК РФ):
Сравнивать с МРОТ следует начисленную зарплату до удержания НДФЛ и, если указанная сумма будет меньше, требуется произвести доплату до МРОТ.
Региональные коэффициенты и различные доплаты (сверхурочные, за работу в праздничные дни и т. д.) при сравнении с МРОТ учитывать не нужно (письма Минтруда от 05.06.2018 № 14-0/10/В-4085, от 04.09.2018 № 14-1/ООГ-7353, постановления КС РФ от 11.04.2019 № 17-п, от 16.12.2019 № 40-П, от 07.12.2017 № 38-П).
Произвести перерасчет и доплатить разницу нужно за весь период с момента повышения МРОТ. Если сделать это с опозданием, работодателю придется нести дополнительные расходы по выплате работникам компенсации за зарплатную задержку (ст. 236 ТК РФ).
Повышение МРОТ повлияет и на расчет пособий (по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, по уходу за ребенком до 1,5 лет).
Случаи привлечения к сверхурочным работам и порядок привлечения к ним установлены ст. 99 ТК (см. коммент. к ней).
ТК определяет минимальные размеры оплаты за сверхурочную работу, которая оплачивается за первые два часа не менее чем в полуторном размере; за последующие часы — не менее чем в двойном размере. Однако настоящая статья не устанавливает, что является базой для применения повышающих коэффициентов 1,5 и 2: только тарифная часть заработной платы (тарифная ставка, оклад) или должны учитываться также доплаты и надбавки к ним, если они установлены.
Представляется, что все зависит от конкретной ситуации. Если сверхурочная работа выполняется по той же трудовой функции, за которую установлены такие доплаты и надбавки, они должны учитываться при оплате сверхурочной работы.
Если же нет, то такая оплата может рассчитываться только исходя из тарифной ставки, оклада.
Более высокий размер оплаты сверхурочных работ может быть установлен в коллективном договоре или в ином локальном нормативном акте (например, положении об оплате труда).
ТК также устанавливает возможность для работника выбрать форму компенсации сверхурочных работ. Сверхурочная работа может быть компенсирована работнику предоставлением дополнительного времени отдыха, но не менее времени, отработанного сверхурочно, вместо повышенной оплаты.
Ст 152 ТК РФ оплата сверхурочной работы в редакции 2021 года
1. Статья 152 ТК РФ предусматривает порядок оплаты в случае работы за пределами нормальной продолжительности рабочего времени, т.е. сверхурочной работы.
2. Установленные в ст. 152 ТК РФ правила об оплате сверхурочных работ применяются в отношении работников с нормированным рабочим временем.
3. Поскольку сверхурочная работа осуществляется за пределами нормальной продолжительности рабочего времени, т.е.
в условиях, отклоняющихся от нормальных, ее оплата производится в повышенном размере путем установления соответствующих доплат. Статья 152 ТК РФ устанавливает минимальный размер доплат: первые два часа сверхурочной работы оплачиваются не менее чем в полуторном размере, последующие часы — не менее чем в двойном размере, т.е.
минимальная величина доплат составляет за первые два часа — 50%, за последующие часы — 100% часовой тарифной ставки (оклада).
4. Конкретные размеры доплаты за сверхурочную работу могут быть определены в коллективном договоре, локальном нормативном акте или в индивидуальном трудовом договоре.
Если в договорном порядке или в локальном нормативном акте размеры доплат за сверхурочную работу не установлены, то их следует производить в размере, указанном в ст. 152 ТК РФ.
5. Сверхурочные работы должны оплачиваться в повышенном размере в любом случае, независимо от того, был ли соблюден установленный порядок их производства (см. ч. 2 п. 6 Постановления Пленума Верховного Суда СССР от 24 ноября 1978 г. «О применении судами законодательства, регулирующего оплату труда рабочих и служащих» (БВС СССР. 1979. N 1)).
6. Принципиально новым является правило, допускающее компенсацию сверхурочных работ предоставлением дополнительного времени отдыха, — ст. 152 ТК РФ предусматривает возможность по желанию работника предоставления ему вместо повышенной оплаты дополнительного времени отдыха, но не менее времени, отработанного сверхурочно.
Статья 152 ТК РФ не устанавливает продолжительности дополнительного времени отдыха, ограничивая лишь его минимальный предел: не менее времени, отработанного сверхурочно. Конкретная продолжительность этого времени может быть установлена в коллективном договоре, в индивидуальном трудовом договоре, а также в дополнительном соглашении сторон трудового договора, заключаемом ими либо при привлечении работника к сверхурочным работам, либо при предоставлении этого вида компенсации.
Поскольку ст. 99 ТК РФ связывает привлечение работника к сверхурочным работам с его письменным согласием, целесообразно в нем же определять и вид компенсации, а также продолжительность дополнительного времени отдыха и время его использования при выборе работником именно этого вида компенсации.
Допустимая норма рабочего времени сверх установленных рамок прописана в ТК и в год не должна превышать 120 часов.
Но как грамотно производить учет этого времени? Выбор оптимального способа контроля – забота работодателя.
Избранный тип учета обязан закрепляться управляющим организации в документах, прописывающих правила внутреннего распорядка.
Учет может быть:
- Суммированным.
- Поденным.
- Понедельным.
Суммированный метод предполагает отклонение продолжительности рабочего времени в течение одних суток, недели или целого месяца.
Данный способ актуален в ситуациях, когда не представляется возможным расчет и учет рабочего времени за один день или целую неделю.
При этом для каждого работника ежедневное и еженедельное время работы может разниться по продолжительности. Суммированный учет реализуется посредством ведения внутренней документации предприятия.
В целях выполнения расчета зарплаты конкретного сотрудника при наличии сверхурочки следует идентифицировать стоимость одного рабочего часа за отчетный период.
При этом оклад делится на традиционное число рабочих часов, которые следовало отработать в месяце с переработкой.
Когда вы будете знать точную стоимость одного рабочего часа сотрудника, не составит труда вычислить и размер финансовой доплаты за сверхурочку (ст. 152 ТК).
При суммированном методе учета сумма доплаты вычисляется аналогичным образом. Исключение: калькуляция будет производиться не за месяц, а определенный отчетный период (например, квартал).
В завершение хочется отметить, что бухгалтера и кадровики любого предприятия должны уделять максимум внимания учету внеплановой работы сотрудников, процедурам расчета доплат, так как эти процессы нуждаются в тщательном мониторинге, документальном оформлении, расчете и последующей компенсации.
1. Единые рекомендации по установлению на федеральном, региональном и местном уровнях систем оплаты труда работников государственных и муниципальных учреждений на 2021 год разработаны Российской трехсторонней комиссией по регулированию социально-трудовых отношений в соответствии со статьей 135 Трудового кодекса Российской Федерации в целях обеспечения единых подходов к регулированию заработной платы работников организаций бюджетной сферы.
2. Настоящие рекомендации учитываются Правительством Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления при определении объемов финансового обеспечения деятельности государственных и муниципальных учреждений и разработке законов и иных нормативных правовых актов по оплате труда работников указанных учреждений.
При этом проекты законодательных актов, нормативных правовых и иных актов органов исполнительной власти и органов местного самоуправления по вопросам организации оплаты труда работников государственных и муниципальных учреждений, а также документы и материалы, необходимые для их обсуждения, направляются на рассмотрение соответствующим профсоюзам (объединениям профсоюзов) федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации или органами местного самоуправления, принимающими указанные акты.
Заключения соответствующих профсоюзов (объединений профсоюзов) по направленным им проектам законодательных актов, нормативных правовых и иных актов органов исполнительной власти и органов местного самоуправления подлежат обязательному рассмотрению федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации или органами местного самоуправления, принимающими указанные акты.
3. Настоящие рекомендации учитываются трехсторонними комиссиями по регулированию социально-трудовых отношений, образованными в субъектах Российской Федерации и муниципальных образованиях, при подготовке соглашений и рекомендаций по организации оплаты труда работников государственных и муниципальных учреждений в 2021 году.
Статья 152. Оплата сверхурочной работы
9. Системы оплаты труда работников федеральных государственных учреждений (далее — учреждения) устанавливаются и изменяются соглашениями, коллективными договорами, локальными нормативными актами в соответствии с трудовым законодательством, с общими принципами формирования систем оплаты труда, перечнями норм и условий оплаты труда, регламентируемыми федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, изложенными в разделах II — IV настоящих рекомендаций, требованиями к отраслевым системам оплаты труда, утвержденных Правительством Российской Федерации, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, содержащими нормы трудового права, включая Положение об установлении систем оплаты труда работников федеральных бюджетных, автономных и казенных учреждений, утвержденное постановлением Правительства Российской Федерации от 5 августа 2008 г. N 583 «О введении новых систем оплаты труда работников федеральных бюджетных, автономных и казенных учреждений и федеральных государственных органов, а также гражданского персонала воинских частей, учреждений и подразделений федеральных органов исполнительной власти, в которых законом предусмотрена военная и приравненная к ней служба, оплата труда которых осуществляется на основе Единой тарифной сетки по оплате труда работников федеральных государственных учреждений».
10. Системы оплаты труда работников учреждений устанавливаются и изменяются с учетом:
а) Единого тарифно-квалификационного справочника работ и профессий рабочих и Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих или профессиональных стандартов;
б) обеспечения государственных гарантий по оплате труда, в том числе с учетом правовых позиций Конституционного Суда Российской Федерации, изложенных в постановлениях от 7 декабря 2017 г. N 38-П, от 28 июня 2018 г. N 26-П, от 11 апреля 2019 г. N 17-П и от 16 декабря 2019 г. N 40-П;
в) квалификационных уровней профессиональных квалификационных групп, утверждаемых федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда;
г) перечня видов выплат компенсационного характера в учреждениях, утверждаемого федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда;
д) перечня видов выплат стимулирующего характера в учреждениях, утверждаемого федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда;
е) примерных положений об оплате труда работников федеральных автономных и бюджетных учреждений по видам экономической деятельности, утверждаемых федеральными государственными органами и учреждениями — главными распорядителями средств федерального бюджета;
ж) положений об оплате труда работников подведомственных федеральных казенных учреждений по видам экономической деятельности, утверждаемых федеральными государственными органами, осуществляющими функции и полномочия учредителя;
з) настоящих рекомендаций;
и) мнения выборного органа первичной профсоюзной организации.
11. Размеры окладов (должностных окладов), ставок заработной платы устанавливаются с учетом минимального размера оплаты труда в рамках реализации норм федерального закона и правовых позиций Конституционного Суда Российской Федерации, изложенных в постановлениях от 7 декабря 2017 г. N 38-П, от 28 июня 2018 г. N 26-П, от 11 апреля 2019 г. N 17-П и от 16 декабря 2019 г. N 40-П, дифференцированно по должностям (профессиям) на основе квалификационных уровней профессиональных квалификационных групп, утверждаемых федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда (далее соответственно — профессиональные квалификационные группы, квалификационные уровни), по должностям (профессиям), не включенным в профессиональные квалификационные группы, размеры окладов (должностных окладов), ставок заработной платы — в зависимости от сложности труда в виде схем окладов (должностных окладов), ставок заработной платы.
12. В положении об оплате труда работников учреждения, разрабатываемом учреждением, предусматриваются конкретные размеры окладов (должностных окладов, ставок заработной платы) по соответствующим должностям и профессиям (группам должностей и профессий). При этом в указанном положении не должна использоваться такая терминология, как «рекомендуемые минимальные размеры» или «минимальные размеры» окладов (должностных окладов), ставок заработной платы, которая может содержаться в примерных положениях об оплате труда работников автономных и бюджетных учреждений по видам экономической деятельности, утвержденных федеральными государственными органами и учреждениями — главными распорядителями средств федерального бюджета.
Федеральные государственные казенные учреждения руководствуются носящими обязательный характер положениями об оплате труда работников подведомственных федеральных казенных учреждений по видам экономической деятельности, утверждаемыми федеральными государственными органами, осуществляющими функции и полномочия учредителя, включающими для работников конкретные размеры окладов (должностных окладов, ставок заработной платы) по соответствующим должностям и профессиям (группам должностей и профессий).
13. В трудовом договоре (в дополнительном соглашении к ��рудовому договору) с работником предусматривается фиксированный размер оклада (должностного оклада), ставки заработной платы, установленный ему за исполнение трудовых (должностных) обязанностей определенной сложности (квалификации) за календарный месяц либо за установленную норму труда (норму часов педагогической работы в неделю (в год) за ставку заработной платы за календарный месяц).
21. Заработная плата руководителей учреждений, их заместителей и главных бухгалтеров состоит из должностного оклада, выплат компенсационного и стимулирующего характера.
22. Должностные оклады руководителям учреждений устанавливаются в зависимости от сложности труда, в том числе с учетом масштаба управления и особенностей деятельности и значимости учреждений.
23. Выплаты компенсационного характера устанавливаются руководителям в зависимости от условий их труда в соответствии с трудовым законодательством, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, содержащими нормы трудового права.
24. Выплаты стимулирующего характера руководителям учреждений рекомендуется производить в зависимости от достижения ими целевых показателей эффективности работы, устанавливаемых органом государственной власти или органом местного самоуправления, в ведении которого находится учреждение. В качества показателя оценки результативности работы руководителя учреждения устанавливается показатель роста средней заработной платы работников учреждения в отчетном году по сравнению с предшествующим годом без учета повышения размера заработной платы в соответствии с решениями вышестоящих органов, а также выполнение квоты по приему на работу инвалидов (в соответствии с законодательством Российской Федерации).
25. Условия оплаты труда руководителей, их заместителей, главных бухгалтеров государственных или муниципальных учреждений определяются трудовыми договорами в соответствии с Трудовым кодексом Российской Федерации, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, учредительными документами юридического лица (организации).
Трудовой договор с руководителем государственного (муниципального) учреждения заключается в соответствии с типовой формой трудового договора с руководителем государственного (муниципального) учреждения, утвержденной в соответствии с частью третьей статьи 275 Трудового кодекса Российской Федерации постановлением Правительства Российской Федерации от 12 апреля 2013 г. N 329 «О типовой форме трудового договора с руководителем государственного (муниципального) учреждения».
26. Предельный уровень соотношения среднемесячной заработной платы руководителей, заместителей руководителей, главных бухгалтеров государственных и муниципальных учреждений, формируемой за счет всех источников финансового обеспечения и рассчитываемой за календарный год, и среднемесячной заработной платы работников таких учреждений (без учета заработной платы соответствующего руководителя, его заместителей, главного бухгалтера) определяется государственным органом, органом местного самоуправления, организацией, осуществляющими функции и полномочия учредителя соответствующих учреждений, в размере, не превышающем размера, который установлен:
для руководителей, заместителей руководителей, главных бухгалтеров федеральных государственных учреждений — нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации;
для руководителей, заместителей руководителей, главных бухгалтеров государственных учреждений субъектов Российской Федерации — нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации;
для руководителей, заместителей руководителей, главных бухгалтеров муниципальных учреждений — нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.
Без учета предельного уровня соотношений размеров среднемесячной заработной платы, указанного в абзаце первом настоящего пункта, могут быть установлены условия оплаты труда руководителей, заместителей руководителей, главных бухгалтеров федеральных государственных учреждений, государственных учреждений субъектов Российской Федерации, муниципальных учреждений, включенных в перечни, утвержденные соответственно Правительством Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления.
27. Информация о рассчитанной за 2020 год среднемесячной заработной плате руководителей, заместителей руководителей и главных бухгалтеров государственных и муниципальных учреждений размещается в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» на официальных сайтах государственных органов, органов местного самоуправления, организаций, осуществляющих функции и полномочия учредителя соответствующих учреждений, не позднее 15 мая 2021 г.
Информация о среднемесячной заработной плате руководителей, заместителей руководителей, главных бухгалтеров федеральных государственных учреждений, государственных учреждений субъектов Российской Федерации, муниципальных учреждений по решению государственных органов, органов местного самоуправления, организаций, осуществляющих функции и полномочия учредителя таких учреждений, может также размещаться в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» на официальных сайтах указанных учреждений.
В составе размещаемой на официальных сайтах информации о среднемесячной заработной плате руководителей, заместителей руководителей, главных бухгалтеров федеральных государственных учреждений, государственных учреждений субъектов Российской Федерации, муниципальных учреждений запрещается указывать данные, позволяющие определить место жительства, почтовый адрес, телефон и иные индивидуальные средства коммуникации указанных лиц, а также сведения, отнесенные к государственной тайне или сведениям конфиденциального характера.
28. Фонд оплаты труда в федеральных государственных учреждениях формируется исходя из объема лимитов бюджетных обязательств федерального бюджета, предусмотренных на оплату труда работников казенных учреждений, размеров субсидий бюджетным и автономным учреждениям на финансовое обеспечение выполнения ими государственного задания, объемов средств, поступающих из государственных внебюджетных фондов и от приносящей доход деятельности с учетом положений, предусмотренных подпунктом «и» пункта 7 настоящих рекомендаций.
29. Фонд оплаты труда в государственных и муниципальных учреждениях, находящихся в ведении органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, формируется в соответствии с законодательством Российской Федерации, законодательством субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами муниципальных образований с учетом положений, предусмотренных подпунктом «и» пункта 7 настоящих рекомендаций.
30. Системы оплаты труда работников государственных учреждений субъектов Российской Федерации и муниципальных учреждений (далее — учреждения) устанавливаются соглашениями, коллективными договорами, локальными нормативными актами в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, содержащими нормы трудового права, законами и иными нормативными правовыми актами органов государственной власти субъектов Российской Федерации, нормативными правовыми актами органов местного самоуправления и с учетом общих принципов формирования систем оплаты труда, перечней норм и условий оплаты труда, регламентируемых федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, предусмотренных в разделах II — IV настоящих рекомендаций, а также требованиями к отраслевым системам оплаты труда, утвержденных Правительством Российской Федерации.
Органам государственной власти субъектов Российской Федерации и органам местного самоуправления рекомендуется:
а) при изменении (совершенствовании) систем оплаты труда работников учреждений предусматривать установление минимальных окладов (минимальных должностных окладов), минимальных ставок заработной платы по профессиональным квалификационным группам (квалификационным уровням профессиональных квалификационных групп);
б) не допускать установления по должностям, входящим в один и тот же квалификационный уровень профессиональной квалификационной группы, различных размеров окладов (должностных окладов), ставок заработной платы, а также установления диапазонов размеров окладов (должностных окладов), ставок заработной платы по квалификационным уровням профессиональных квалификационных групп либо по должностям работников с равной сложностью труда по должностям служащих, не включенным в профессиональные квалификационные группы;
в) не допускать снижения достигнутого уровня оплаты труда (включая размеры окладов (должностных окладов), ставок заработной платы) работников учреждений, переданных в другую форму собственности (федеральную собственность, собственность субъекта Российской Федерации, муниципальную собственность), в случае изменения (совершенствования) для них систем оплаты труда, а также работников учреждений, реорганизуемых путем слияния или присоединения их к учреждениям, работники которых имеют более низкий уровень оплаты труда, при условии сохранения объема трудовых (должностных) обязанностей работников, выполнения ими работ той же квалификации и условий труда;
г) при разработке показателей и критериев эффективности работы учитывать методические рекомендации по разработке органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления показателей эффективности деятельности подведомственных государственных (муниципальных) учреждений, их руководителей и работников по видам учреждений и основным категориям работников, утвержденные приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 28 июня 2013 г. N 421, приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 1 июля 2013 г. N 287 и приказом Министерства культуры Российской Федерации от 28 июня 2013 г. N 920, и приказом Министерства науки и высшего образования Российской Федерации от 13 декабря 2018 г. N 73н, предусмотренные в письмах Министерства образования и науки Российской Федерации от 20 июня 2013 г. N АП-1073/02, Министерства культуры Российской Федерации от 5 августа 2014 г. N 166-01-39/04-НМ, а также установленные в планах мероприятий по реализации «дорожных карт» значения целевых показателей развития соответствующих отраслей.
31. Органам государственной власти субъектов Российской Федерации, региональным объединениям профсоюзов и региональным объединениям работодателей рекомендуется заключать в 2021 году региональные соглашения о минимальной заработной плате, размер которой превышает минимальный размер оплаты труда, с распространением их действия на всех работников государственных учреждений субъекта Российской Федерации и муниципальных учреждений.
36. Федеральным органам исполнительной власти, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления и руководителям государственных и муниципальных образовательных учреждений при формировании систем оплаты труда педагогических и иных работников сферы образования в 2021 году необходимо учитывать следующее.
Не допускать снижения уровня заработной платы работников образовательных учреждений, в том числе педагогических работников, достигнутого в 2020 году и определяемого на основе статистических данных Федеральной службы государственной статистики.
В целях развития кадрового потенциала, повышения престижности и привлекательности педагогической профессии совершенствование систем оплаты труда педагогических и иных работников рекомендуется осуществлять на основе квалификационных уровней профессиональных квалификационных групп, утвержденных в установленном порядке, с учетом перераспределения средств, предназначенных для оплаты труда в организациях, так, чтобы на установление окладов (должностных окладов), ставок заработной платы работников направлялось не менее 70 процентов фонда оплаты труда организации (без учета части фонда оплаты труда, предназначенного на выплаты компенсационного характера, связанные с работой в местностях с особыми климатическими условиями, в сельской местности, а также в организациях, в которых за специфику работы выплаты компенсационного характера предусмотрены по двум и более основаниям).
Определять предельную долю расходов на оплату административноуправленческого и вспомогательного персонала в фонде оплаты труда образовательных учреждений в объеме не более 40 процентов.
Обеспечивать формирование систем оплаты труда работников общеобразовательных организаций, в том числе прозрачность порядка, условий и критериев установления работникам образовательных учреждений выплат стимулирующего характера с учетом методических рекомендаций по формированию системы оплаты труда работников общеобразовательных организаций, направленных руководителям органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющих государственное управление в сфере образования (письмо Минобрнауки России от 29 декабря 2017 г. N ВП-1992/02), а также утвержденных приказом Министерства науки и высшего образования Российской Федерации от 13 декабря 2018 г. N 73н.
Определять продолжительность рабочего времени педагогических работников или нормы часов педагогической работы за ставку заработной платы в неделю (в год) в соответствии с положениями приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 22 декабря 2014 г. N 1601 «О продолжительности рабочего времени (нормах часов педагогической работы за ставку заработной платы) педагогических работников и о порядке определения учебной нагрузки педагогических работников, оговариваемой в трудовом договоре» (далее — приказ N 1601), предусматривающими, что в зависимости от должности и (или) специальности педагогических работников с учетом особенностей их труда устанавливается либо продолжительность рабочего времени, составляющая 30 или 36 часов в неделю, либо норма часов педагогической работы за ставку заработной платы, составляющая 18, 20, 24, 25, 30, 36 часов в неделю или 720 часов в год.
При заключении трудовых договоров (дополнительных соглашений к трудовым договорам) с педагогическими работниками, для которых нормы часов педагогической работы за ставку заработной платы в неделю (в год) установлены пунктами 2.3 — 2.8 приложения 1 к приказу N 1601), обеспечивать включение в них условий, связанных с:
размером ставки заработной платы, установленной за норму часов учебной (преподавательской) или педагогической работы за ставку заработной платы и размером фактического объема учебной нагрузки, определяемым ежегодно на начало учебного года (тренировочного периода, спортивного сезона) в порядке, предусмотренном разделами II — V приложения 2 к приказу N 1601;
размером заработной платы, исчисленным с учетом фактического объема учебной нагрузки, фактического объема педагогической работы;
уточнением правил применения повышающих коэффициентов и (или) повышений, устанавливаемых в процентах (в абсолютных величинах) за наличие квалификационной категории, а также по иным основаниям при оплате труда педагогических работников, для которых пунктами 2.3 — 2.8 приложения 1 к приказу N 1601 установлены нормы часов учебной (преподавательской) или педагогической работы за ставку заработной платы (правила применения повышающих коэффициентов приводятся далее в настоящем пункте в положениях, определяющих правила исчисления заработной платы педагогических работников с учетом фактического объема педагогической или учебной (преподавательской) работы);
размерами и факторами, обусловливающими получение выплат компенсационного характера, в том числе выплат за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, к которым могут быть отнесены выплаты за дополнительную работу, связанную с классным руководством, проверкой письменных работ, заведованием отделениями, филиалами, учебно-консультационными пунктами, кабинетами, отделами, учебными мастерскими, лабораториями, учебно-опытными участками, руководством предметными, цикловыми и методическими комиссиями и другими видами дополнительной работы, определение которых следует осуществлять из размеров ставок заработной платы, установленных в организации по квалификационному уровню профессиональных квалификационных групп (далее — ПКГ) без применения к ним каких-либо повышающих коэффициентов и (или) повышений, устанавливаемых в ��роцентах (в абсолютных величинах);
размерами и условиями выплат стимулирующего характера.
Действительно ли переработка входит в МРОТ?
Предложение заключается в том, чтобы теперь МРОТ зависел от медианной зарплаты за предыдущий год.
В законопроекте уточняется, что с 2021 года соотношение МРОТ и медианной зарплаты устанавливается в размере 42 %. Это соотношение будет пересматриваться не реже одного раза в 5 лет с учетом социально-экономических обстоятельств.
При этом размер МРОТ не может быть ниже величины прожиточного минимума трудоспособного населения в целом на очередной год.
Под этим понятием следует иметь в виду величину денежного дохода, относительно которой половина населения имеет значение среднедушевого дохода ниже данной величины, другая половина — выше данной величины.
Медианный среднедушевой доход исчисляется с учетом собранной статистической информации.
Размер МРОТ в 2020 году
С 1 января 2020 года величина МРОТ составляет 12 130 руб. в месяц — это 100 % величины прожиточного минимума за 2-й квартал 2019 года. Таким образом, по отношению к предыдущему размеру, установленному годом ранее (11 280 руб.), МРОТ увеличился на 7,5 %.
Нередки ситуации, когда ООО зарегистрировано в одном субъекте РФ, а его работники трудятся в филиале ООО в другом субъекте. На какой МРОТ в данном случае ориентироваться при установлении зарплаты филиальным сотрудникам?
Законно в этом случае устанавливать зарплату с учетом МРОТ, установленного в субъекте, где находится филиал ООО.
С целью защиты интересов каждого трудоустроенного человека, законодательством установлен минимальный размер оплаты труда. Каждый работодатель обязан гарантировать своим служащим получение установленной суммы, но только при условии полноценного отработанного месяца. В случае исполнения труда в меньших объемах, сумма официальной прибыли уменьшается пропорционально.
В 2021 году за основу принимаются следующие показатели:
- отработка рабочего времени за месяц в полном размере (минимум 40 часов в неделю, но может быть установлена и другая продолжительность штатным расписанием);
- соблюдение нормативов (например, изготовление в месяц 5 000 деталей на заводе).
МРОТ – государственная величина, то есть установленная сумма заработной платы, действующая на всей территории Российской Федерации. Распространяется требование одинаково на все отрасли занятости, на государственные и частные компании. Но региональные власти наделены правом установления минимальной заработной платы, действующей на территории конкретного субъекта Федерации.
Минимальная зарплата в регионе не может быть ниже суммы МРОТ.
Еще одна особенность регионального регулирования размера зарплаты трудоустроенного человека – работодатели подписывают с муниципалитетом соглашение об использовании суммы МЗП. Подписание договора – добровольное, поэтому не все компании действуют на основании размера МЗП. Более того, стороной соглашения может выступать не только юридическое лицо или ИП, но также профсоюзы компаний, защищающие интересы трудящихся.
В 2021 году размер МРОТ в России составляет 11 280 рублей.
За нарушение законодательства в сфере оплаты труда официально трудоустроенных граждан, юридические лица привлекаются к ответственности в рамках административного и гражданского законодательства.
Статья 129 Трудового кодекса определяет, какие виды выплат будут входить в состав заработной платы человека.
Таблица «Виды отчислений»
Оклад |
Стимулирующие выплаты |
Компенсация |
Должностной оклад зависит от вида трудовой деятельности. Сумма фиксируется в штатном расписании и, будет одинакова для всех служащих конкретной должности. |
Материальные поощрения, предусмотренные за отдельные виды достижений. Например, перевыполнение планов производства. В эту категорию относятся следующие виды денежных выплат:
Законом не предусмотрен единый список таких поощрений, поэтому в зависимости от особенностей производства работодатель может самостоятельно регулировать перечень и порядок предоставления материального поощрения служащим. Главное условие – справедливость, то есть получение поощрения должно быть доступно всем официально трудоустроенным лицам. |
В эту категорию относятся регулярные компенсации, предоставляемые человеку за исполнение труда в особых условиях. Пример:
Компенсация предоставляется индивидуально, в зависимости от функциональных обязанностей человека. |
Законом установлено, что МРОТ включает оклад, регулярные компенсации и материальные поощрения. В эту величину не будут включаться разовые компенсации, связанные, например, с оплатой командировок, компенсацией стоимости канцелярских принадлежностей или топлива/такси, необходимых для проезда до места работы.
Несмотря на строгое определение, из каких элементов состоит минимальный размер оплаты труда, на практике предстоит учитывать ряд особенностей, связанных с начислением официальной прибыли работающему человеку.
Трудовой кодекс оставляет за работодателями возможность самостоятельного регулирования порядка предоставления зарплаты с учетом обязательных требований:
- месячный доход не может быть ниже суммы МРОТ;
- выплачиваются деньги минимум два раза в месяц.
Что касается премий, то это дополнительные надбавки, которые могут быть разовыми и периодическими (ежемесячные, ежеквартальные, годовые, праздничные). Независимо от того, какой вид премии начислен служащему, он входит в сумму МРОТ.
Пример:
Работники завода «Клуша-Баклуша» получили разовую премию в канун Нового года. Цель – благодарность работникам за эффективный трудовой год. Сумма премии составила 7 000 рублей и, она была учтена в размере минимальной оплаты труда.
Согласно требованиям трудового законодательства, в случае привлечения работника к официальной трудовой деятельности в выходные и праздничные дни, а также при работе в ночные смены, деятельность человека должна оплачиваться дополнительно. Это регулярная компенсационная выплата, связанная с отсутствием нормального отдыха.
Постановлением Пленума Верховного суда РФ установлено, что такие компенсационные выплаты должны включаться в сумму МРОТ, но их предоставление должно быть универсальным и справедливым для всех участников трудовых правоотношений конкретного предприятия.
При приеме на работу человек должен предупреждаться о том, что трудовая деятельность будет связана с вредными условиями. Также стороны договора должны оговорить размер заработной платы, начисляемой за такой труд. Кроме оклада оговаривается сумма надбавки, которая также включается в минимальный размер оплаты труда (фиксированные 11 280 рублей).
Судебная практика показывает, что суды разных регионов принимают различные решения по таким вопросам. Так, есть практика, когда сверхурочные часы были включены в МРОТ, поскольку это время относится к официально отработанному сроку. Человек находится на производстве, исполняет свои трудовые функции.
С другой стороны, существуют прецеденты, когда сверхурочный труд не был включен в МРОТ. Суд аргументирует свое решение тем, что рабочий день человека давно завершен и, он заслужил полноценный отдых, но вынужден работать, поэтому такая доплата должна быть поощрением, превышающим размер МРОТ.
Введение районного коэффициента обусловлено особыми климатическими условиями, с которыми приходится сталкиваться работникам конкретного региона. Также повышающий коэффициент может вводиться по причине особо высокой ценовой политики на территории субъекта Федерации.
С целью устранения противоречий и споров, Конституционным судом России были даны разъяснения касательно регионального коэффициента и МРОТ. Так, принято решение не включать в минимальный размер оплаты труда повышающие коэффициенты. То есть сначала считается МРОТ, а затем добавляется фиксированная надбавка. Это обусловлено тем, что работа в особых климатических условиях связана с постоянными вредными или опасными условиями труда. Поэтому такие служащие должны получать больший доход, нежели работники аналогичных областей других регионов.
Это правило утверждено Постановлением Конституционного суда России от 7 декабря 2017 года № 38. Обратной силы закон не имеет, поэтому служащие, которым ранее районный коэффициент включался в сумму МРОТ, не могут претендовать на увеличение выплат. Но с 7.12.2017 нарушение установленных требований будет основанием для юридической ответственности работодателя.
Уведомить о выборе банка работник обязан не позже, чем за 5 дней до даты ближайшего аванса или же ЗП.
- Работник имеет права получить средства через кассу.
Внимание В случае, если организация не финансируется из муниципального или госбюджета, не является внебюджетным фондом, то внесенные в законодательство нововведения с 1 июля 2021 года не коснутся сотрудников частного сектора.
› Плата за труд рассчитывается за каждый день переработки отдельно.
Доплата выдается по итогам месяца. Пример: Менеджер Барулин В.М.
отработал внеурочно 3 ч. 3 марта 2021 и 4 ч. 10 марта 2021. Его часовой заработок составляет 140 рублей. Первые два часа каждой переработки следует оплатить в полуторном размере.
Остальное время — в двойном. Сумма будет такова: 3 марта = (140 р. * 1,5 * 2 ч.) + (140 р. * 2 * 1 ч.) = 700 руб. При этом режим рабочего времени и времени отдыха, а также остальные характеристики рабочей смены, включая ее продолжительность, время начала и окончания работы, время и длительность перерывов, устанавливаются в соответствии с пожеланиями работника, но с учетом условий производства (работы) у конкретного работодателя.
Еще одна поправка, связанная с неполным рабочим временем, — отказ от перерыва для отдыха и питания. Работодателям будет позволено не предоставлять такой перерыв, если продолжительность ежедневной работы (смены) для работника не превышает 4 часов.
Ни дня без инструкций × Ни дня без инструкций
- Сервисы:
Переработки — не такая уж редкость. Но чтобы впоследствии правильно рассчитать зарплату сотрудника, нужно помнить о множестве нюансов.
27 января 2021 Автор: Чеканова Яна Это работа сверх нормы рабочего времени, которая вызвана производственной необходимостью и инициирована руководителем (статья 99 ТК РФ). Есть ряд важных условий, которые касаются работы сверх нормы:
- Нельзя работать четыре часа в течение двух дней подряд и более 120 часов в год.
- Нельзя привлечь беременных и лиц младше 18 лет.
- Нет необходимости в согласии работников при чрезвычайных ситуациях.
Оплату регулирует статья 152 ТК РФ.
Сверхурочная работа оплачивается по правилу: первые два часа необходимо оплатить не менее, чем в полуторном размере, следующие не менее, чем в двойном.
› Что говорит Трудовой кодекс В рамках ст.
99 ТК РФ устанавливается, что руководство предприятия, на котором осуществляет трудовую деятельность работник, имеет право привлечь сотрудников к сверхурочной работе, если того требует производственная необходимость. Также есть несколько категорий сотрудников, которые могут работать сверхурочно, но только по своему желанию:
- Женщин с детьми до 3 лет (в том числе опекаемыми и приемными)
- .
При расчете размера платы за дополнительное рабочее время необходимо исходить из минимальных требований:
- за все последующие часы – с увеличением в 2 раза.
- за первые 2 ч.
нужно заплатить по обычной часовой ставке, увеличенной в 1,5 раза;
Таким образом, фиксированная сумма не устанавливается, поэтому в коллективном трудовом договоре и других внутренних документах работодатель может установить и другой размер оплаты, однако он не может быть меньше описанных выше ставок.
В Госдуму внесен законопроект о почасовом МРОТ в 150 рублей с 2021 года
- Плата за труд. Она зависит от многих факторов: квалификации специалиста, сложности работы, объема функций, условий труда и других.
- Компенсации. Например, северные надбавки и другие подобные выплаты.
- Стимулирующие выплаты. Это разного рода премии и поощрительные надбавки.
В 2021 году федеральный МРОТ в РФ равен 11280 руб. в месяц (закон от 25.12.2021 № 481-ФЗ). Регионы вправе устанавливать свой размер «минималки», но он должен быть не ниже федерального (ст. 133.1 ТК РФ). Работодатели обязаны придерживаться установленного уровня и выплачивать зарплату не ниже регионального МРОТ, если норма времени сотрудниками выработана полностью (ст. 133 ТК РФ). Если в субъекте «минималка» не установлена, для расчетов используется федеральная сумма МРОТ.
Не включаются в МРОТ доплаты за особые климатические условия – районные коэффициенты и надбавки, начисляемые за труд на определенных территориях (постановление КС РФ от 07.12.2021 № 38-п), доплаты за выход в праздничные, выходные дни, сверхурочные и ночные часы (постановление КС РФ от 11.04.2021 № 17-П). Причем за труд в ночное время в МРОТ не включается именно доплата, размер которой определяет работодатель, но не ниже 20% от заработка (ст. 154 ТК РФ, Постановление Правительства от 22.07.2021 № 554). Сами ночные часы входят в МРОТ, если они обусловлены рабочим графиком. Подробнее о том, какие выплаты входят в МРОТ, читайте здесь.
Каждому работнику в равной мере должны быть обеспечены как заработная плата в размере не ниже МРОТ, так и повышенная оплата в случае выполнения работы в условиях, отклоняющихся от нормальных, в том числе за сверхурочную работу, работу в ночное время, в выходные и нерабочие праздничные дни. В противном случае зарплата работников, привлеченных к работе в условиях, отклоняющихся от нормальных, не отличалась бы от оплаты труда лиц, работающих в обычных условиях. То есть работники, выполнявшие сверхурочную работу, работу в ночное время, в выходной или нерабочий праздничный день, оказывались бы в таком же положении, как и те, кто выполнял аналогичную работу в рамках установленной продолжительности рабочего дня (смены), в дневное время, в будний день.
Сторожу организации был установлен должностной оклад в размере 4 268 рублей, то есть ниже МРОТ. При этом общий размер зарплаты с учетом оклада и доплат за работу в ночное время, в выходные и нерабочие праздничные дни, сверхурочную работу превышал «минималку».
Суд пришел к выводу, что взаимосвязанные положения статьи 129, частей первой и третьей статьи 133 и частей первой — четвертой и одиннадцатой статьи 133.1 ТК по своему конституционно-правовому смыслу в системе действующего правового регулирования не предполагают включения в состав заработной платы (части заработной платы) работника, не превышающей МРОТ, повышенной оплаты сверхурочной работы, работы в ночное время, выходные и нерабочие праздничные дни.
Так как оклад был установлен в размере ниже размера МЗП в Иркутской области, расчет оплаты труда осуществлялся исходя из того, что размер зарплаты с учетом оклада и всех выплат, включая оплату сверхурочной работы, работы в ночное время, в выходные и нерабочие праздничные дни, должен составлять не менее МЗП (начисление районного коэффициента и процентной надбавки производилось на всю сумму заработной платы). Полагая, что действия работодателя по начислению зарплаты нарушают его права, мужчина обратился в суд.
Что входит в МРОТ: какие выплаты и доплаты
Такой порядок расчетов применяют в случаях, когда сотрудник отработал меньше часов из-за увольнения, болезни или отпуска, в первый месяц выхода на работу, при отсутствии на рабочем месте по уважительным причинам или без них.
Соответствие заработной платы утвержденному МРОТ не освобождает работодателя от уплаты НДФЛ. Поэтому после уплаты налога работник получит сумму, которая будет меньше МРОТ, что не считается нарушением закона.
\r\n\r\n
Сторожу организации был установлен должностной оклад в размере 4 268 рублей, то есть ниже МРОТ. При этом общий размер зарплаты с учетом оклада и доплат за работу в ночное время, в выходные и нерабочие праздничные дни, сверхурочную работу превышал «минималку».
\r\n\r\n
Работник обратился в суд. По его мнению, работодатель должен был исчислить оплату фактически отработанного времени исходя из МРОТ, а затем к полученной сумме прибавить сумму оплаты в повышенном размере сверхурочной работы, работы в ночное время, выходные и нерабочие праздничные дни.
\r\n\r\n
Сторожу организации был установлен должностной оклад в размере 4 268 рублей, то есть ниже МРОТ. При этом общий размер зарплаты с учетом оклада и доплат за работу в ночное время, в выходные и нерабочие праздничные дни, сверхурочную работу превышал «минималку».
Работник обратился в суд. По его мнению, работодатель должен был исчислить оплату фактически отработанного времени исходя из МРОТ, а затем к полученной сумме прибавить сумму оплаты в повышенном размере сверхурочной работы, работы в ночное время, выходные и нерабочие праздничные дни.
Работникам, получающим оклад (должностной оклад), работа в праздник оплачивается в зависимости от того, как время работы в праздник соотносится с установленной нормой рабочего времени в текущем месяце: работа в праздник производилась в пределах нормы, или сверх месячной нормы рабочего времени.
Исходя из норм Статьи 153 ТК вытекают минимальные размеры оплаты в праздники, но работодатель вправе установить иной, повышенный размер оплаты во внутренних нормативных актах.
Основные трудности для Работодателя заключаются в корректности определения часовой тарифной ставки и учета нормы рабочего времени для корректного расчета оплаты в праздник.
Стоит подчеркнуть, что Трудовым кодексом четко определено понятие минимального размера оплаты труда, однако не прописан порядок расчета часовой тарифной ставки. Часовая не регламентируется законодательством, а определяется по инициативе компании.
Расходы по оплате труда подтверждают табелями, расчетными ведомостями, приказами и докладными записками. При доплате до МРОТ издается приказ в свободной форме, на фирменном бланке. Приводим перечень обязательных реквизитов, указываемых в приказе:
- Подпись сотрудника о том, что с приказом ознакомлен.
- Ф.И.О. лица о котором пойдет речь в приказе;
- Название предприятия, организации;
- Размер заработка;
- Величина доплаты на уровне федерального или регионального размера МРОТ;
- Подпись руководителя, директора;
- Дата и место где составлен приказ;
- Период с которого будет осуществляться начисление;
Основная часть должна содержать следующее: ПРИКАЗ О доплате до минимального уровня МРОТ Ф.И.О.
В тех случаях, когда предприятие производило расчет дохода сотрудников, не уточняя изменения в законе регулирующих изменения МРОТ