Обязательные нормативы для коммерческих банков 2021

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Обязательные нормативы для коммерческих банков 2021». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.

Норматив достаточности капитала Н1 — это, пожалуй, первый и главный показатель, на который следует обратить внимание. Расчет норматива Н1 производится по достаточно сложной формуле, которую упрощенно можно обозначить как отношение собственного капитала банка к размеру его активов. Этот показатель определяет, насколько банк способен выдержать финансовые трудности за счет собственных средств, без ущерба для клиентов.

Норматив Н1 должен быть равен не менее 10%.

А для банков с небольшим размером собственного капитала (менее 180 млн рублей) — не менее 11%. Соответственно, чем дальше норматив Н1 отдален от законодательно установленного минимума, тем более надежным выглядит банк.

Обязательные нормативы ЦБ

Следующие обязательные нормативы ЦБ РФ, на которые обязательно необходимо обратить внимание — это нормативы ликвидности банков: Н2, Н3, Н4. Рассмотрим их подробнее.

Норматив мгновенной ликвидности Н2 характеризует возможность банка выполнить свои обязательства перед клиентами на протяжении одного операционного дня. Норматив Н2 вычисляется как отношение активов банка с наивысшей степенью ликвидности к объему его обязательств по текущим счетам до востребования.

Норматив Н2 не должен опускаться менее 15%.

Норматив текущей ликвидности Н3 показывает, насколько банк способен выполнить свои обязательства в среднесрочной перспективе — на протяжении 1 месяца. Норматив Н3 вычисляется как отношение ликвидных активов банка к остаткам на текущих счетах до востребования и срочных вкладах, срок выплаты по которым наступает в течение ближайшего календарного месяца.

Норматив Н3 не должен опускаться менее 50%.

Норматив долгосрочной ликвидности Н4 отличается от предыдущих нормативов ликвидности банков и рассчитывается как отношение выданных кредитов со сроком погашения свыше 1 года к собственным средствам и обязательствам с таким же сроком исполнения. Таким образом, норматив Н4 определяет допустимый риск снижения ликвидности при выдаче долгосрочных кредитов. Исходя из его расчета, видно, что норматив долгосрочной ликвидности Н4, в отличие от предыдущих нормативов ликвидности, должен иметь не минимальное, а максимальное ограничение.

Норматив Н4 не должен превышать 120%.

При расчете нормативов ЦБ РФ к показателям банков применяются различные корректировочные коэффициенты — я не стал заострять на этом внимание, чтобы вас не запутать, думаю, что этой информации будет достаточно для проведения анализа надежности банка.

Существуют и другие обязательные нормативы ЦБ РФ для коммерческих банков, на которых я также сегодня не заостряю внимание, поскольку рассматриваю только самые основные. При желании вы можете узнать о них из вышеупомянутой Инструкции №139-И.

ЦЕНТРАЛЬНЫЙ БАНК РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ИНСТРУКЦИЯ

от 6 декабря 2017 года N 183-И

Об обязательных нормативах банков с базовой лицензией

3.1. Банки с базовой лицензией обязаны соблюдать установленные настоящей Инструкцией обязательные нормативы ежедневно.

Нарушение банком с базовой лицензией числового значения обязательного норматива по состоянию на любой операционный день является несоблюдением обязательного норматива.

3.2. При определении способов контроля банками с базовой лицензией за ежедневным соблюдением обязательных нормативов, перечня форм отчетности и порядка их представления в Банк России (территориальное учреждение Банка России, уполномоченное структурное подразделение центрального аппарата Банка России, осуществляющее надзор за деятельностью банков с базовой лицензией (далее — Банк России (территориальное учреждение Банка России, уполномоченное структурное подразделение центрального аппарата Банка России), банкам с базовой лицензией следует руководствоваться пунктами 11.2-11.4 Инструкции Банка России N 199-И.
(Пункт в редакции, введенной в действие с 17 апреля 2020 года указанием Банка России от 27 февраля 2020 года N 5404-У.

4.1. Банк России (территориальные учреждения Банка России, уполномоченные структурные подразделения центрального аппарата Банка России) осуществляют надзор за соблюдением банками с базовой лицензией обязательных нормативов на основании:

данных, полученных в составе форм отчетности 0409101 «Оборотная ведомость по счетам бухгалтерского учета кредитной организации», 0409123 «Расчет собственных средств (капитала) («Базель III»)», 0409135 «Информация об обязательных нормативах и о других показателях деятельности кредитной организации» и 0409118 «Данные о концентрации кредитного риска», установленных Указанием Банка России от 8 октября 2018 года N 4927-У «О перечне, формах и порядке составления и представления форм отчетности кредитных организаций в Центральный банк Российской Федерации», зарегистрированным Министерством юстиции Российской Федерации 13 декабря 2018 года N 52992, 13 декабря 2019 года N 56796;
(Абзац в редакции, введенной в действие с 14 июня 2020 года указанием Банка России от 22 апреля 2020 года N 5450-У.

результатов проверок, осуществляемых Банком России (уполномоченными представителями (служащими) Банка России) в соответствии со статьей 73 Федерального закона «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)»;

данных отчетности, представленной банком с базовой лицензией по требованию Банка России (территориального учреждения Банка России, уполномоченного структурного подразделения центрального аппарата Банка России) на внутримесячную дату (внутримесячные даты) по формам отчетности 0409101 «Оборотная ведомость по счетам бухгалтерского учета кредитной организации», 0409123 «Расчет собственных средств (капитала) («Базель III»)», 0409135 «Информация об обязательных нормативах и о других показателях деятельности кредитной организации» и 0409118 «Данные о концентрации кредитного риска»;

информации о величине кредитного риска по условным обязательствам кредитного характера в соответствии с пунктом 13 приложения 2 или приложения 11 к Инструкции Банка России N 199-И, представляемой банком с базовой лицензией по запросу Банка России (территориального учреждения Банка России, уполномоченного структурного подразделения центрального аппарата Банка России);
(Абзац в редакции, введенной в действие с 17 апреля 2020 года указанием Банка России от 27 февраля 2020 года N 5404-У.

5.1. Настоящая Инструкция вступает в силу по истечении 10 дней после дня ее официального опубликования.

Председатель
Центрального банка
Российской Федерации
Э.С.Набиуллина



Зарегистрировано
в Министерстве юстиции
Российской Федерации
2 марта 2018 года,
регистрационный N 50206

Приложение
к Инструкции Банка России
от 6 декабря 2017 года N 183-И
«Об обязательных нормативах банков с базовой лицензией»

(с изменениями на 22 апреля 2020 года)

1. В соответствии с настоящим приложением оценка кредитного риска осуществляется в отношении заключенных на внебиржевом рынке договоров, являющихся ПФИ.

2. Для расчета кредитного риска по ПФИ определяются следующие составляющие:

текущий кредитный риск (стоимость замещения финансового инструмента), отражающий на отчетную дату величину потерь в случае неисполнения контрагентом своих обязательств;

потенциальный кредитный риск (риск неисполнения контрагентом своих обязательств в течение срока от отчетной даты до даты валютирования в связи с неблагоприятным изменением стоимости базисного (базового) актива).

3. Текущий кредитный риск по ПФИ, которые удовлетворяют требованиям пунктов 1 и 3 статьи 4_1 Федерального закона от 23 октября 2002 года* N 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, N 43, ст.4190; 2004, N 35, ст.3607; 2005, N 1, ст.18, ст.46; N 44, ст.4471; 2006, N 30, ст.3292; N 52, ст.5497; 2007, N 7, ст.834; N 18, ст.2117; N 30, ст.3754; N 41, ст.4845; N 49, ст.6079; 2008, N 30, ст.3616; N 49, ст.5748; 2009, N 1, ст.4, ст.14; N 18, ст.2153; N 29, ст.3632; N 51, ст.6160; N 52, ст.6450; 2010, N 17, ст.1988; N 31, ст.4188, ст.4196; 2011, N 1, ст.41; N 7, ст.905; N 19, ст.2708; N 27, ст.3880; N 29, ст.4301; N 30, ст.4576; N 48, ст.6728; N 49, ст.7015, ст.7024, ст.7040, ст.7061, ст.7068; N 50, ст.7351, ст.7357; 2012, N 31, ст.4333; N 53, ст.7607, ст.7619; 2013, N 23, ст.2871; N 26, ст.3207; N 27, ст.3477, ст.3481; N 30, ст.4084; N 51, ст.6699; N 52, ст.6975, ст.6984; 2014, N 11, ст.1095, ст.1098; N 30, ст.4217; N 49, ст.6914; N 52, ст.7543; 2015, N 1, ст.10, ст.11, ст.35; N 27, ст.3945, ст.3958, ст.3967, ст.3977; N 29, ст.4350, ст.4355, ст.4362; 2016, N 1, ст.11, ст.27, ст.29; N 23, ст.3296; N 26, ст.3891; N 27, ст.4225, ст.4237, ст.4293, ст.4305; 2017, N 1, ст.29; N 18, ст.2661; N 25, ст.3596; N 31, ст.4767, ст.4815; N 48, ст.7052) (далее — соглашение о неттинге по ПФИ), равен превышению суммы справедливых стоимостей всех ПФИ, представляющих собой актив, над суммой справедливых стоимостей всех ПФИ, представляющих собой обязательство, с учетом перечисленных возвратных первоначальных и (или) периодических платежей (разница между остатками на балансовых счетах N 52601 и N 52602).
________________
* Вероятно, ошибка оригинала. Следует читать «от 26 октября 2002 года». — Примечание изготовителя базы данных.


Текущий кредитный риск по ПФИ, не включенным в соглашение о неттинге по ПФИ, равен величине справедливой стоимости ПФИ, представляющего собой актив (балансовый счет N 52601). По проданным опционам, не включенным в соглашение о неттинге по ПФИ, текущий кредитный риск (стоимость замещения) не рассчитывается.

4. Потенциальный риск по ПФИ, не включенным в соглашение о неттинге по ПФИ, рассчитывается путем умножения стоимости ПФИ, по которой он отражен на дату заключения договора (сделки), являющегося (являющейся) ПФИ, на соответствующих внебалансовых счетах (далее — номинальная контрактная стоимость) на коэффициенты в зависимости от срока, оставшегося от отчетной даты до даты валютирования, в соответствии со следующей таблицей.

N п/п

Срок до даты валютирования

Все включенные в список ЦБ РФ системно значимые банки 2021 года – это основные игроки профильного рынка. Так же, как и в случае с перечнями предшествующих лет. То есть такие структуры фактически определяют работу банковского сектора России. Достигается это за счет концентрации активов и пассивов. У них находится существенная доля всего рынка.

Стоит отметить, что определение важнейших для страны кредитных организаций постоянно модернизируется. Если изначально учитывались только активы и вклады физлиц, то теперь перечень критериев больше. Причем в 2021 году ЦБ РФ огласит список системно значимых банков по новым правилам. В частности, регулятор учтет международную активность структур. То есть в оценку на 2022 год будет принят во внимание этот нюанс.

Ежегодно регулятор устанавливает перечень структур, имеющих набольшее влияние на банковский сектор. Выполняется это осенью. Ориентировочно в октябре. То есть системно значимые банки 2021 года определены за пару месяцев до его начала. В таком варианте действуют до оглашения нового списка. То есть за пару месяцев до окончания.

Игроки рынка, которые входят в такой ТОП, соответствуют сразу нескольким требования.

  1. Достаточность активов или вкладов граждан. В первом случае объем должен быть не менее 50 млрд рублей. Во втором — 10 млрд рублей. Здесь хватает достижения одного из двух параметров.
  2. Доля всех сфер бизнеса банка должна быть не менее 1% от банковского сектора в целом.
  3. Доля активов всех входящих в список системно значимых банков от рынка составляет не менее 60%.

3.1. В соответствии с финализированным подходом нормативы достаточности капитала банка — норматив Н1.1, норматив Н1.2, норматив Н1.0, за исключением норматива финансового рычага Н1.4, — рассчитываются как отношения величины базового капитала банка, величины основного капитала банка и величины собственных средств (капитала) банка, определяемых по методике, предусмотренной Положением Банка России N 646-П, к сумме:

кредитного риска по активам, отраженным на балансовых счетах бухгалтерского учета (активы за вычетом сформированных резервов на возможные потери и резервов на возможные потери по ссудам, ссудной и приравненной к ней задолженности, взвешенные по уровню риска), рассчитанного в соответствии с пунктом 3.3 или пунктом 3.4 настоящей Инструкции, с учетом применения надбавок к коэффициентам риска, установленных Указанием Банка России N 4892-У;

кредитного риска по условным обязательствам кредитного характера;

кредитного риска по ПФИ;

риска изменения стоимости кредитного требования в результате ухудшения кредитного качества контрагента;

операционного риска;

рыночного риска.

4.1. Минимально допустимое числовое значение надбавок определяется как сумма минимально допустимых числовых значений надбавки поддержания достаточности капитала, антициклической надбавки, а в случае, если банк является системно значимым, надбавки за системную значимость. Соблюдение минимально допустимого числового значения надбавок обеспечивается за счет источников базового капитала в размере, превышающем величину, требуемую для соблюдения нормативов достаточности капитала банка, за исключением норматива финансового рычага (Н1.4).

4.2. Минимально допустимое числовое значение надбавки поддержания достаточности капитала в целях расчета норматива достаточности капитала банка соответствующего уровня устанавливается в размере 2,5 процента от взвешенных по риску активов, рассчитанных в соответствии с главой 2 настоящей Инструкции и приложениями 1, 2, 4 и 7 к настоящей Инструкции (в соответствии с главой 3 настоящей Инструкции и приложениями 1, 4, 7 и 11 к настоящей Инструкции в случае принятия банком решения согласно пункту 1.7 настоящей Инструкции).

4.3. Величина антициклической надбавки определяется банком как средневзвешенная величина национальных антициклических надбавок, установленных во всех государствах (включая антициклическую надбавку Российской Федерации), с резидентами которых банк заключил сделки (предоставил обеспечение по сделкам, в том числе заключенным с третьими лицами), по которым рассчитывается кредитный и рыночный риск.

В расчет антициклической надбавки не включаются сделки, заключенные с центральными банками, государственными органами и органами местного самоуправления, организациями, которым предоставлено право осуществлять заимствования от имени государства, Банком международных расчетов, Международным валютным фондом, Европейским центральным банком, международными банками развития, кредитными организациями, предприятиями, находящимися в государственной и муниципальной собственности.

В целях определения величины активов и внебалансовых обязательств по сделкам с резидентами Российской Федерации из общей суммы активов и внебалансовых обязательств дополнительно исключаются сделки с государственными корпорациями, государственными унитарными предприятиями (в том числе казенными), государственными учреждениями (автономными, бюджетными и казенными), муниципальными унитарными предприятиями, хозяйственными обществами с долей государственной или муниципальной собственности, превышающей 50 процентов уставного капитала, акционерными обществами, в отношении которых используется специальное право на участие Российской Федерации, субъектов Российской Федерации или муниципальных образований Российской Федерации в управлении указанными акционерными обществами (золотая акция).

Величина антициклической надбавки банка рассчитывается в процентах как сумма произведений значений национальных антициклических надбавок (включая антициклическую надбавку Российской Федерации), установленных уполномоченными национальными органами, и отношений сумм требований к резидентам соответствующих государств (за исключением требований к лицам, указанным в абзаце втором настоящего пункта) к совокупной величине всех требований по сделкам с резидентами всех государств (за исключением требований к лицам, указанным в абзаце втором настоящего пункта), по которым рассчитываются кредитный и рыночный риски.

Величина антициклической надбавки принимается банком равной нулю в случаях, если соответствующим уполномоченным национальным органом антициклическая надбавка не установлена, а сделки с резидентами данной страны банком заключены (предоставлено обеспечение по сделкам).

Требования, подверженные кредитному риску, включаются банком в расчет национальной антициклической надбавки в величине, определенной в соответствии с главой 2 настоящей Инструкции и приложениями 1, 2, 4 и 7 к настоящей Инструкции (в соответствии с главой 3 настоящей Инструкции и приложениями 1, 4, 7 и 11 к настоящей Инструкции в случае принятия банком решения согласно пункту 1.7 настоящей Инструкции).

Требования, подверженные рыночному риску, включаются банком в расчет национальной антициклической надбавки в размере суммы специального процентного риска и специального фондового риска, определенных в соответствии с Положением Банка России N 511-П, умноженной на 12,5.

Требования к резиденту одного государства, обеспеченные резидентом другого государства, банк вправе включать в расчет антициклической надбавки в составе требований к резидентам того государства, резидент которого предоставил обеспечение (из числа обеспечения, поименованного в подпунктах 2.3.1-2.3.4 пункта 2.3 настоящей Инструкции (в абзаце четвертом подпункта 3.3.9.2 пункта 3.3 настоящей Инструкции в случае принятия банком решения согласно пункту 1.7 настоящей Инструкции).

В случае если уполномоченный национальный орган (за исключением Банка России) установил национальную антициклическую надбавку в величине, превышающей 2,5 процента от взвешенных по риску активов, такая национальная антициклическая надбавка принимается банком в расчет антициклической надбавки в величине 2,5 процента от взвешенных по риску активов.

Минимально допустимое числовое значение антициклической надбавки устанавливается в размере 100 процентов от значения, рассчитанного в соответствии с настоящим пунктом.

Информация о величине и дате начала применения российской антициклической надбавки, установленной Советом директоров Банка России, публикуется на официальном сайте Банка России. Информация о величине и дате начала применения иных национальных антициклических надбавок, установленных соответствующими уполномоченными национальными органами, публикуется на сайте Базельского комитета по банковскому надзору в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».

5.1. В целях контроля за состоянием ликвидности банка, то есть его способности обеспечить своевременное и полное выполнение своих денежных и иных обязательств, вытекающих из сделок с использованием финансовых инструментов, устанавливаются нормативы мгновенной, текущей, долгосрочной ликвидности, которые регулируют (ограничивают) риски потери банком ликвидности и определяются как отношение между активами и пассивами с учетом сроков, сумм и типов активов и пассивов, других факторов.

10.1. Норматив минимального соотношения размера ипотечного покрытия и объема эмиссии облигаций с ипотечным покрытием (Н18) регулирует (ограничивает) кредитный риск кредитных организаций, осуществляющих эмиссию облигаций с ипотечным покрытием, и определяет минимальное соотношение размера ипотечного покрытия и объема эмиссии облигаций с ипотечным покрытием.

В ЦБ рассказали о планах на 2021 год по развитию банковского регулирования

12.1. Банк России (уполномоченные структурные подразделения центрального аппарата Банка России) осуществляют надзор за соблюдением банками обязательных нормативов и надбавок на основании:

данных, полученных в составе форм отчетности 0409101, 0409123 «Расчет собственных средств (капитала) («Базель III»)» (далее — форма отчетности 0409123), 0409135 и 0409118, установленных Указанием Банка России N 4927-У;

данных проверок, осуществляемых Банком России (его уполномоченными представителями) в соответствии со статьей 73 Федерального закона «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, N 28, ст. 2790; 2019, N 29, ст. 3857);

данных отчетности, представленной банком по требованию Банка России (уполномоченного структурного подразделения центрального аппарата Банка России) на внутримесячную дату (внутримесячные даты) по формам отчетности 0409101, 0409123, 0409135 и 0409118, установленным Указанием Банка России N 4927-У;

информации о величине кредитного риска по условным обязательствам кредитного характера в соответствии с пунктом 13 приложения 2 к настоящей Инструкции (пунктом 13 приложения 11 к настоящей Инструкции в случае принятия банком решения согласно пункту 1.7 настоящей Инструкции), предоставляемой банком по запросу Банка России (уполномоченного структурного подразделения центрального аппарата Банка России);

информации о величине кредитного риска по ПФИ по таблице, приведенной в пункте 10 приложения 3 к настоящей Инструкции, предоставляемой банком по запросу Банка России (уполномоченного структурного подразделения центрального аппарата Банка России);

информации о величине риска изменения стоимости кредитного требования в результате ухудшения кредитного качества контрагента по таблице, приведенной в пункте 8 приложения 7 к настоящей Инструкции, предоставляемой банком по запросу Банка России (уполномоченного структурного подразделения центрального аппарата Банка России).

12.2. Отчетность на внутримесячную дату (внутримесячные даты) представляется в следующие сроки:

банками, не имеющими филиалов, — не позднее чем через 3 рабочих дня после предъявления требования о представлении отчетности Банком России;

банками, имеющими филиалы (за исключением многофилиальных банков), — не позднее чем через 4 рабочих дня после предъявления требования о представлении отчетности Банком России;

многофилиальными банками — не позднее чем через 10 рабочих дней после предъявления требования о представлении отчетности Банком России.

12.3. В целях контроля за рисками, принимаемыми банками, Банк России (уполномоченное структурное подразделение центрального аппарата Банка России) в соответствии с пунктом 1.3 настоящей Инструкции на основании профессионального суждения, формируемого в ходе осуществления надзора (документарного анализа и (или) проверок), предъявляет банку требование о включении в расчет (об исключении из расчета) обязательных нормативов и надбавок активов и (или) обязательств, включая требование об уточнении состава кодов (расшифровок), приведенных в приложении 1 к настоящей Инструкции.

12.4. Банк России вправе применять к банкам меры, предусмотренные статьей 74 Федерального закона «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)», в случае несоблюдения обязательного норматива в совокупности за 6 и более операционных дней в течение любых 30 последовательных операционных дней.

13.1. Банк России (уполномоченное структурное подразделение центрального аппарата Банка России) может устанавливать банкам контрольные значения обязательных нормативов по их ходатайствам в случае нарушения (в том числе прогнозируемого) банком обязательных нормативов с учетом оснований, перечисленных в пункте 13.2 настоящей Инструкции, при условии, что имеется прямая причинно-следственная связь между возникновением основания и невыполнением банком соответствующего норматива. Под установлением контрольных значений обязательных нормативов понимается установление значений обязательных нормативов на квартальные даты, которое позволяет обеспечить равномерное приведение значений нарушенных обязательных нормативов к требуемым (нормативным) значениям. При нарушении контрольных значений обязательных нормативов к банкам применяются меры в соответствии с пунктом 12.4 настоящей Инструкции.

13.2. При установлении банку контрольных значений обязательных нормативов Банк России (уполномоченное структурное подразделение центрального аппарата Банка России) принимает во внимание следующие основания:

изменение Банком России методики расчета обязательных нормативов;

изменение Банком России методики расчета собственных средств (капитала);

изменение Банком России методики формирования резервов на возможные потери и резерва на возможные потери по ссудам, по ссудной и приравненной к ней задолженности;

уточнение (расширение) в законодательстве Российской Федерации или в нормативных актах Банка России состава групп связанных заемщиков и (или) заемщиков, связанных с банком;

возникновение отсутствовавших на дату заключения договоров с заемщиками оснований для отнесения заемщиков к группе связанных заемщиков и (или) для отнесения заемщиков к связанным с банком лицам.

13.3. В случае нарушения (в том числе прогнозируемого) обязательных нормативов по основаниям, перечисленным в пункте 13.2 настоящей Инструкции, банк может направить в Банк России (уполномоченное структурное подразделение центрального аппарата Банка России) ходатайство, составленное в произвольной форме и подписанное лицом, осуществляющим функции единоличного исполнительного органа банка, либо его заместителем, уполномоченным подписывать отчетность, главным бухгалтером либо лицом, его замещающим.

Банк России (уполномоченное структурное подразделение центрального аппарата Банка России) рассматривает ходатайство банка и в течение 10 рабочих дней направляет банку информацию о принятом решении. В случае если это решение является положительным, Банк России (уполномоченное структурное подразделение центрального аппарата Банка России) направляет банку также информацию о контрольных значениях обязательных нормативов и сроке, на который они устанавливаются.

Срок, на который Банк России (уполномоченное структурное подразделение центрального аппарата Банка России) устанавливает банку контрольные значения обязательных нормативов, не может превышать одного календарного года.

Норматив достаточности собственного капитала. Норматив достаточности собственного капитала банковской структуры регулирует потенциальный риск несостоятельности финансового учреждения и устанавливает требования в отношении минимального размера собственного капитала банковской структуры собственных средств банка, который будет достаточным для покрытия кредитного и рыночного рисков при их возникновении. Норматив достаточности собственного капитала банковской структуры рассчитывается как величина собственного капитала банковской структуры и величины ее активов с учетом степени риска.

1.1. Настоящая Инструкция устанавливает следующие обязательные нормативы банков с базовой лицензией (далее — обязательные нормативы):

достаточности собственных средств (капитала) (Н1.0);

достаточности основного капитала (Н1.2);

текущей ликвидности (Н3);

максимального размера риска на одного заемщика или группу связанных заемщиков (Н6);

максимального размера риска на связанное с банком с базовой лицензией лицо (группу связанных с банком с базовой лицензией лиц) (Н25).

1.2. Расчет обязательных нормативов осуществляется банками с базовой лицензией с учетом требований пунктов 1.3 и 1.5 Инструкции Банка России от 28 июня 2017 года №180-И «Об обязательных нормативах банков», зарегистрированной Министерством юстиции Российской Федерации 12 июля 2017 года №47383, 30 ноября 2017 года №49055, 10 января 2018 года №49586 (далее — Инструкция Банка России №180-И).

2.1. Норматив достаточности собственных средств (капитала) (Н1.0) и норматив достаточности основного капитала (Н1.2) рассчитываются в соответствии с подпунктом 2.1.1 пункта 2.1 Инструкции Банка России №180-И с учетом пунктов 2.3 — 2.6 Инструкции Банка России №180-И, приложений 1, 2, 4 и 7 к Инструкции Банка России №180-И и приложения к настоящей Инструкции.

Минимально допустимое числовое значение норматива Н1.0 устанавливается в размере 8 процентов.

Минимально допустимое числовое значение норматива Н1.2 устанавливается в размере 6 процентов.

Кредитные требования и требования по получению начисленных (накопленных) процентов по ссудам, по ссудной и приравненной к ней задолженности, входящие в портфели однородных ссуд, предоставленные субъектам малого и среднего предпринимательства, включаются банками с базовой лицензией в расчет кода 8740 приложения 1 к Инструкции Банка России №180-И, если количество отдельных заемщиков, кредитные требования и (или) условные обязательства кредитного характера которых удовлетворяют требованиям данного кода, составляет не менее 50 и при одновременном соблюдении условий, перечисленных в графе первой строки указанного кода (за исключением абзаца пятого графы первой строки кода 8740 приложения 1 к Инструкции Банка России №180-И).

(В пункт 2.1 внесены изменения в соответствии с Указанием Центрального банка Российской Федерации от 18.07.2019 г. №5213-У)

(см. предыдущую редакцию)

2.2. Норматив текущей ликвидности (Н3) рассчитывается в соответствии с пунктом 4.3 Инструкции Банка России №180-И с учетом пунктов 4.4 и 4.6 Инструкции Банка России №180-И.

Минимально допустимое числовое значение норматива Н3 устанавливается в размере 50 процентов.

3.1. Банки с базовой лицензией обязаны соблюдать установленные настоящей Инструкцией обязательные нормативы ежедневно.

Нарушение банком с базовой лицензией числового значения обязательного норматива по состоянию на любой операционный день является несоблюдением обязательного норматива.

3.2. При определении способов контроля банками с базовой лицензией за ежедневным соблюдением обязательных нормативов, перечня форм отчетности и порядка их представления в Банк России (территориальное учреждение Банка России, уполномоченное структурное подразделение центрального аппарата Банка России, осуществляющее надзор за деятельностью банков с базовой лицензией (далее — Банк России (территориальное учреждение Банка России, уполномоченное структурное подразделение центрального аппарата Банка России), банкам с базовой лицензией следует руководствоваться пунктами 11.2 — 11.4 Инструкции Банка России №180-И.

4.1. Банк России (территориальные учреждения Банка России, уполномоченные структурные подразделения центрального аппарата Банка России) осуществляют надзор за соблюдением банками с базовой лицензией обязательных нормативов на основании:

данных, полученных в составе форм отчетности 0409101 «Оборотная ведомость по счетам бухгалтерского учета кредитной организации», 0409123 «Расчет собственных средств (капитала) («Базель III»)», 0409135 «Информация об обязательных нормативах и о других показателях деятельности кредитной организации» и 0409118 «Данные о концентрации кредитного риска», установленных Указанием Банка России от 24 ноября 2016 года №4212-У «О перечне, формах и порядке составления и представления форм отчетности кредитных организаций в Центральный банк Российской Федерации», зарегистрированным Министерством юстиции Российской Федерации 14 декабря 2016 года №44718, 29 марта 2017 года №46155, 25 декабря 2017 года №49421;

результатов проверок, осуществляемых Банком России (уполномоченными представителями (служащими) Банка России) в соответствии со статьей 73 Федерального закона «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)»;

данных отчетности, представленной банком с базовой лицензией по требованию Банка России (территориального учреждения Банка России, уполномоченного структурного подразделения центрального аппарата Банка России) на внутримесячную дату (внутримесячные даты) по формам отчетности 0409101 «Оборотная ведомость по счетам бухгалтерского учета кредитной организации», 0409123 «Расчет собственных средств (капитала) («Базель III»)», 0409135 «Информация об обязательных нормативах и о других показателях деятельности кредитной организации» и 0409118 «Данные о концентрации кредитного риска»;

информации о величине кредитного риска по условным обязательствам кредитного характера в соответствии с пунктом 13 приложения 2 к Инструкции Банка России №180-И, представляемой банком с базовой лицензией по запросу Банка России (территориального учреждения Банка России, уполномоченного структурного подразделения центрального аппарата Банка России);

информации о величине кредитного риска по ПФИ по таблице пункта 10 приложения к настоящей Инструкции, представляемой банком с базовой лицензией по запросу Банка России (территориального учреждения Банка России, уполномоченного структурного подразделения центрального аппарата Банка России);

информации о величине риска изменения стоимости кредитного требования в результате ухудшения кредитного качества контрагента по таблице пункта 8 приложения 7 к Инструкции Банка России №180-И, представляемой банком с базовой лицензией по запросу Банка России (территориального учреждения Банка России, уполномоченного структурного подразделения центрального аппарата Банка России).

4.2. Отчетность на внутримесячную дату (внутримесячные даты) представляется в следующие сроки:

банками с базовой лицензией, не имеющими филиалов, — не позднее чем через три рабочих дня после предъявления Банком России (территориальным учреждением Банка России, уполномоченным структурным подразделением центрального аппарата Банка России) требования о представлении отчетности;

банками с базовой лицензией, имеющими филиалы, — не позднее чем через четыре рабочих дня после предъявления Банком России (территориальным учреждением Банка России, уполномоченным структурным подразделением центрального аппарата Банка России) требования о представлении отчетности.

4.3. В целях контроля за рисками, принимаемыми банками с базовой лицензией, Банк России (территориальное учреждение Банка России, уполномоченное структурное подразделение центрального аппарата Банка России) осуществляет действия, предусмотренные пунктом 12.3 Инструкции Банка России №180-И.

к Инструкции Банка России от 6 декабря 2017 года №183-И «Об обязательных нормативах банков с базовой лицензией»

Методика расчета кредитного риска по ПФИ

1. В соответствии с настоящим приложением оценка кредитного риска осуществляется в отношении заключенных на внебиржевом рынке договоров, являющихся ПФИ.

2. Для расчета кредитного риска по ПФИ определяются следующие составляющие:

текущий кредитный риск (стоимость замещения финансового инструмента), отражающий на отчетную дату величину потерь в случае неисполнения контрагентом своих обязательств;

потенциальный кредитный риск (риск неисполнения контрагентом своих обязательств в течение срока от отчетной даты до даты валютирования в связи с неблагоприятным изменением стоимости базисного (базового) актива).

3. Текущий кредитный риск по ПФИ, которые удовлетворяют требованиям пунктов 1 и 3 статьи 4.1 Федерального закона от 23 октября 2002 года №127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, №43, ст. 4190; 2004, №35, ст. 3607; 2005, №1, ст. 18, ст. 46; №44, ст. 4471; 2006, №30, ст. 3292; №52, ст. 5497; 2007, №7, ст. 834; №18, ст. 2117; №30, ст. 3754; №41, ст. 4845; №49, ст. 6079; 2008, №30, ст. 3616; №49, ст. 5748; 2009, №1, ст. 4, ст. 14; №18, ст. 2153; №29, ст. 3632; №51, ст. 6160; №52, ст. 6450; 2010, №17, ст. 1988; №31, ст. 4188, ст. 4196; 2011, №1, ст. 41; №7, ст. 905; №19, ст. 2708; №27, ст. 3880; №29, ст. 4301; №30, ст. 4576; №48, ст. 6728; №49, ст. 7015, ст. 7024, ст. 7040, ст. 7061, ст. 7068; №50, ст. 7351, ст. 7357; 2012, №31, ст. 4333; №53, ст. 7607, ст. 7619; 2013, №23, ст. 2871; №26, ст. 3207; №27, ст. 3477, ст. 3481; №30, ст. 4084; №51, ст. 6699; №52, ст. 6975, ст. 6984; 2014, №11, ст. 1095, ст. 1098; №30, ст. 4217; №49, ст. 6914; №52, ст. 7543; 2015, №1, ст. 10, ст. 11, ст. 35; №27, ст. 3945, ст. 3958, ст. 3967, ст. 3977; №29, ст. 4350, ст. 4355, ст. 4362; 2016, №1, ст. 11, ст. 27, ст. 29; №23, ст. 3296; №26, ст. 3891; №27, ст. 4225, ст. 4237, ст. 4293, ст. 4305; 2017, №1, ст. 29; №18, ст. 2661; №25, ст. 3596; №31, ст. 4767, ст. 4815; №48, ст. 7052) (далее — соглашение о неттинге по ПФИ), равен превышению суммы справедливых стоимостей всех ПФИ, представляющих собой актив, над суммой справедливых стоимостей всех ПФИ, представляющих собой обязательство, с учетом перечисленных возвратных первоначальных и (или) периодических платежей (разница между остатками на балансовых счетах №52601 и №52602).

Текущий кредитный риск по ПФИ, не включенным в соглашение о неттинге по ПФИ, равен величине справедливой стоимости ПФИ, представляющего собой актив (балансовый счет №52601). По проданным опционам, не включенным в соглашение о неттинге по ПФИ, текущий кредитный риск (стоимость замещения) не рассчитывается.

4. Потенциальный риск по ПФИ, не включенным в соглашение о неттинге по ПФИ, рассчитывается путем умножения стоимости ПФИ, по которой он отражен на дату заключения договора (сделки), являющегося (являющейся) ПФИ, на соответствующих внебалансовых счетах (далее — номинальная контрактная стоимость) на коэффициенты в зависимости от срока, оставшегося от отчетной даты до даты валютирования, в соответствии со следующей таблицей.

№п/п

Срок до даты валютирования

Валютные сделки

Процентные сделки

Сделки с ценными бумагами

Сделки с драгоценными металлами

Прочие сделки

1

2

3

4

5

6

7

2

Менее 1 года

0,01

0,005

0,06

0,07

0,1

3

От 1 года до 5 лет

0,05

0,005

0,08

0,07

0,12

4

Свыше 5 лет

0,075

0,015

0,1

0,08

0,15

За номинальную контрактную стоимость бивалютных сделок принимается та валюта, по которой у банка с базовой лицензией формируются требования.

Обязательные нормативы банков устанавливаются ЦБ РФ в соответствии с законом «О банках и банковской деятельности» и инструкцией ЦБ РФ №110-И. В России действуют 10 обязательных нормативов (не считая требований к уставному капиталу банка, лимитов открытой валютной позиции и т.д.).

Обязательные нормативыэто количественные ограничения деятельности банка, которые должны обеспечить:

– достаточность собственного капитала;

– ликвидность банков;

– высокое качество активов.

С макроэкономической точки зрения обязательные нормативы выполняют две функции:

– обеспечивают стабильность и ликвидность банковской системы;

– являются инструментами денежно-кредитной политики государства.

При расчете большинства нормативов используется показатель «капитал банка». Под капиталом банка понимается собственный капитал, включающий в себя, в частности, уставной капитал банка, сформированные фонды, нераспределённую прибыль. Капитал банка определяется в соответствии с Положением ЦБ РФ №215-П. Капитал банка в обязательных нормативах рассматривается как амортизатор риска. В случае неблагоприятных событий собственных средств банка должно быть достаточно для покрытия убытков, а вкладчики банка не должны пострадать.

Системно значимые банки 2021 года

Раз уж мы говорим о внутреннем банковском контроле и рисках, то надо упомянуть и комплаенс-контроль — в банке под ним понимается комплекс мер, инструментов контроля, регламентов, направленных на соблюдение требований антиотмывочного, антитеррористического, валютного законодательства.

Комплаенс-отдел как раз и занимается мониторингом, проверкой сомнительных операций, блокировками счетов. При этом многие банки ведут активную работу с клиентами, направленную на предупреждение ограничительных мер, т.е. заранее предупреждают: у вас есть проблемы, нужно что-то менять. Поэтому относитесь к комплаенсу не только как к карателям, но и как к службе поддержки.

Факторы, определяющие ликвидность коммерческого банка, могут быть внутренними и внешними.

К внутренним факторам относятся:

  • качество активов банка;
  • качество привлеченных средств;
  • сопряженность активов и пассивов по срокам;
  • менеджмент и имидж банка.

Крепкая капитальная база означает наличие значительной абсолютной величины собственного капитала. Основу собственного капитала составляют уставный фонд и другие фонды банка, предназначенные для различных целей, в том числе и для обеспечения финансовой устойчивости банка. Чем больше собственный капитал банка, тем выше его ликвидность.

Другим фактором, влияющим на ликвидность банка, является качество его активов. При расчете нормативов активы коммерческого банка распределены на пять групп риска с учетом степени риска вложений средств и, соответственно, возможной потери части стоимости этих средств при неблагоприятной ситуации. Одновременно отдельным категориям активов, входящих в каждую из пяти групп, присваивается соответствующий поправочный коэффициент риска (от 0 до 100%), который показывает, какая часть стоимости данной категории активов может быть потеряна, или иначе, в какой мере надежно вложение средств в гу или иную категорию активов банка.

К внешним факторам относятся:

  • общая политическая и экономическая обстановка в стране;
  • развитие рынка ценных бумаг и межбанковского рынка;
  • система рефинансирования Банком России коммерческих банков;
  • эффективность надзорных функций Банка России.

Общая политическая и экономическая обстановка в стране создает предпосылки развития банковских операций и успешности функционирования банковской системы, обеспечивает стабильность экономической основы деятельности банков, укрепляет доверие отечественных и зарубежных инвесторов к банкам. Без этих условий банки не способны создавать устойчивую депозитную базу, добиваться рентабельности операций, совершенствовать систему управления, повышать качество активов.

Развитие рынка ценных бумаг позволяет обеспечить оптимальную систему ликвидных средств без потери прибыльности, так как самый быстрый путь превращения активов банка в денежные средства в большинстве зарубежных стран связан с функционированием фондового рынка.

Развитие межбанковского рынка способствует перераспределению между банками временно свободных денежных ресурсов, поддержанию ликвидности коммерческих банков. С этим фактором связана и система рефинансирования Банком России коммерческих банков. В этом случае источником пополнения ресурсов становится Банк России, с помощью которого поддерживается ликвидность коммерческого банка.

Эффективность надзорных функций Банка России определяет степень взаимодействия органа государственного надзора с коммерческими банками в части управления ликвидностью.

Ликвидность банка тесно связана с ликвидностью баланса. В целях поддержания ликвидности баланса банк обязан постоянно поддерживать необходимый и достаточный уровень средств на корреспондентских счетах, наличных средств в кассе, быстрореализуемых активов, т.е. управлять ликвидностью.

Основными элементами по управлению ликвидностью являются:

  • анализ состояния мгновенной, текущей и долгосрочной ликвидности;
  • составление краткосрочного прогноза ликвидности;
  • проведение анализа ликвидности и использование негативного для банка развития событий (состояние рынка, положение заемщиков и кредиторов);
  • определение потребности банка в ликвидных средствах;
  • определение избытка/дефицита ликвидности и предельно допустимых его значений;
  • оценка влияния на состояние ликвидности операций в иностранной валюте;
  • определение предельных значений коэффициентов ликвидности по каждой валюте и по всем валютам в целом.

Оценка ликвидности банка является одной из наиболее сложных задач, позволяющих получить ответ на самый важный вопрос: способен ли банк отвечать по своим обязательствам. На способность банка отвечать по обязательствам влияют характеристики состояния и изменения ресурсной базы, возвратность активов, финансовый результат деятельности, размер собственных средств (капитала) банка, а также качество управления банком, менеджмент, которые в определенные моменты могут сыграть и играют решающую роль.

Для контроля за состоянием ликвидности банка установлены три норматива ликвидности (мгновенной, текущей и долгосрочной). Они определяются как соотношение между активами и пассивами с учетом сроков, сумм и видов активов, а также других факторов.

Норматив мгновенной ликвидности (Н2) регулирует (ограничивает) риск потери банком ликвидности в течение одного операционного дня и определяет минимальное отношение суммы высоколиквидных активов банка к сумме пассивов банка по счетам до востребования.

  • Экономическая среда: ее фазы и виды
  • Население мордовии Этнический состав населения мордовии на 1916 год
  • Сколько стоит ипотека в европе
  • Анализ экономического развития хабаровского края Развитие экономики Хабаровского края
  • Экономические реформы в России (1990-е годы)
  • Список кредитных сервисов и автоматов
  • Криптовалютная торговая стратегия для новичка
  • Обряды на быстрое возвращение кредитов и долгов Почему я все время в долгах эзотерика
  • ruAAA – Наивысший уровень кредитоспособности/финансовой надежности/финансовой устойчивости банка.
  • ruAA+ – Высокий уровень устойчивости.
  • ruA+ – Умеренно высокий уровень устойчивости.
  • ruBBB+ – Умеренный уровень финансовой устойчивости.
  • ruBB+ – Умеренно низкий уровень кредитоспособности. Чувствительность к изменению экономической конъюнктуры.
  • ruB+ – Низкий уровень кредитоспособности. Сохраняется возможность исполнения финансовых обязательств, но запас прочности ограничен.
  • ruCCC – Очень низкий уровень надежности. Значительная вероятность невыполнения финансовых обязательств .
Курс ЦБ
$ 73.94
89.61
Биржевой курс
$ 73.71
89.33

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *