Обязательное и добровольное социальное страхование на случай нетрудоспособности и материнства
Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Обязательное и добровольное социальное страхование на случай нетрудоспособности и материнства». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.
- Телефоны «ГОРЯЧИХ ЛИНИЙ»
- Прямые выплаты
- Отчетность
- Уплата страховых взносов
- Регистрация и снятие с учета
- Финансирование предупредительных мер в 2021 году
- Страхование профрисков
- Обеспечение инвалидов
- Возмещение пособий страхователям
- Листок нетрудоспособности
- Бланки документов
- Обращения граждан
- Положение о конкурсе «Лучший страхователь года»
- Добровольное социальное страхование
- Для ЛПУ
- Очередь на санаторно-курортное лечение
Федеральный закон от 29.12.2006 г. № 255-ФЗ
Статьей 6 Федерального закона № 478-ФЗ установлено, что с 1 января 2021 года не применяются положения:
-
ст. 15, 17, 18 Федерального закона от 24.07.1998 № 125-ФЗ «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний» (далее – Федеральный закон № 125-ФЗ), касающихся назначения и выплаты страхователем обеспечения по страхованию и осуществления расходов на обеспечение по страхованию в счет уплаты страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;
-
ст. 4.1, 4.2, 4.3, 4.6, 4.7, 13, 15 Федерального закона от 29.12.2006 № 255-ФЗ «Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством» (далее – Федеральный закон № 255-ФЗ), касающихся назначения и выплаты страхователем страхового обеспечения (исключение – пособие по временной нетрудоспособности за первые три дня временной нетрудоспособности вследствие заболевания или травмы), а также осуществления расходов на страховое обеспечение в счет уплаты страховых взносов по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством.
При этом предусмотрено, что в период с 1 января по 31 декабря 2021 года Правительством РФ определяются особенности:
-
финансового обеспечения, назначения и выплаты ФСС застрахованным лицам страхового обеспечения и обеспечения по страхованию;
-
осуществления иных выплат и возмещения расходов страхователя на предупредительные меры по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний работников, а также на санаторно-курортное лечение работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными производственными факторами.
В связи с эпидемиологической обстановкой Федеральным законом от 01.04.2020 № 104-ФЗ «Об особенностях исчисления пособий по временной нетрудоспособности и осуществления ежемесячных выплат в связи с рождением (усыновлением) первого или второго ребенка» был установлен особый порядок назначения и выплаты больничных. Действие этого порядка было ограничено 31 декабря 2020 года. Однако Федеральный закон № 478-ФЗ сделал временные правила постоянными. Для этого ст. 14 Федерального закона № 255-ФЗ была дополнена ч. 6.1 и 6.2.
В соответствии с ч. 6.1 в ситуации, когда исчисленное пособие по временной нетрудоспособности в расчете за полный календарный месяц ниже МРОТ, установленного федеральным законом на день наступления страхового случая, пособие по временной нетрудоспособности исчисляется из минимального размера оплаты труда в следующем порядке:
-
размер дневного пособия по временной нетрудоспособности определяется путем деления МРОТ, установленного федеральным законом на день наступления страхового случая, на число календарных дней в календарном месяце, на который приходится период временной нетрудоспособности;
-
размер пособия по временной нетрудоспособности, подлежащего выплате, исчисляется путем умножения полученного размера дневного пособия по временной нетрудоспособности на число календарных дней, приходящихся на период временной нетрудоспособности в каждом календарном месяце.
К сведению: в районах и местностях, в которых в установленном порядке применяются районные коэффициенты к заработной плате, сравнивать размер исчисленного пособия необходимо с МРОТ с учетом этих коэффициентов.
Если застрахованное лицо на момент наступления страхового случая работает на условиях неполного рабочего времени (неполной рабочей недели, неполного рабочего дня), размер пособия по временной нетрудоспособности, исчисляемый в соответствии с ч. 6.1 ст. 14 Федерального закона № 255-ФЗ исходя из минимального размера оплаты труда, определяется пропорционально продолжительности рабочего времени застрахованного лица (ч. 6.2 ст. 14 Федерального закона № 255-ФЗ).
К сведению: пунктом 4 ст. 8 Федерального закона № 478-ФЗ предусмотрено, что положения ч. 6.1 и 6.2 ст. 14 Федерального закона № 255-ФЗ применяются при исчислении пособий по временной нетрудоспособности за период временной нетрудоспособности, приходящийся на период начиная с 1 января 2021 года.
Согласно ст. 7 Федерального закона № 478-ФЗ в период с 1 января по 31 декабря 2021 года страхователи обязаны:
-
представлять в ФСС сведения и документы, необходимые для назначения и выплаты застрахованным лицам пособий. Порядок и сроки подачи таких документов и сведений устанавливаются Правительством РФ;
-
возмещать страховщику суммы излишне понесенных им расходов на выплату страхового обеспечения или обеспечения по страхованию вследствие представления страхователем недостоверных и (или) неполных сведений.
В целях осуществления контроля за соблюдением требований в части полноты и достоверности сведений и документов, представляемых страхователем для назначения и выплаты пособий, ФСС в период с 1 января по 31 декабря 2021 года будет проводить камеральные и выездные проверки. Порядок проведения таких проверок аналогичен порядку проведения камеральных и выездных проверок, установленному Федеральным законом № 125-ФЗ.
ФСС принимает решение о возмещении страхователем излишне понесенных страховщиком расходов на выплату пособия и направляет страхователю требование об их возмещении в случае выявления в результате проверки:
-
фактов представления страхователем недостоверных сведений и документов;
-
фактов сокрытия сведений, влияющих на получение застрахованным лицом страхового обеспечения или обеспечения по страхованию либо на исчисление размера страхового обеспечения или размера обеспечения по страхованию.
Порядок принятия решения и направления требования аналогичен порядку вынесения решений по результатам рассмотрения материалов проверки и направления требований об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов, установленному Федеральным законом № 125-ФЗ. Формы документов, применяемых при проведении проверок, и форма требования о возмещении излишне понесенных расходов утверждаются ФСС.
К сведению: требование о возмещении излишне понесенных расходов должно быть исполнено страхователем в течение десяти календарных дней со дня получения им соответствующего требования, если в этом требовании не указан более продолжительный период времени для возмещения названных расходов.
Если страхователь не исполнит в установленный срок требование о возмещении излишне понесенных расходов, то взыскание указанных расходов осуществляется в судебном порядке. Территориальный орган страховщика обращается в суд с заявлением о взыскании излишне понесенных расходов на выплату страхового обеспечения или обеспечения по страхованию в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования о возмещении излишне понесенных расходов.
К сведению: страхователь имеет право обжаловать:
-
решения и иные акты ненормативного характера ФСС;
-
действия (бездействие) должностных лиц, связанные с осуществлением контроля за полнотой и достоверностью сведений и документов, представляемых для назначения и выплаты страхового обеспечения или обеспечения по страхованию.
Порядок обжалования аналогичен порядку обжалования актов территориального органа страховщика и действий (бездействия) его должностных лиц, связанных с осуществлением контроля за уплатой страховых взносов, установленному Федеральным законом № 125-ФЗ.
Проверки правильности произведенных страхователями расходов на выплату страхового обеспечения или обеспечения по страхованию застрахованным лицам за отчетные (расчетные) периоды, истекшие до 1 января 2021 года, в том числе при обращении страхователя за возмещением произведенных расходов, осуществляются ФСС в порядке, установленном федеральными законами № 125-ФЗ и 255-ФЗ.
Постановлением Правительства РФ № 2375 были утверждены:
-
Положение об особенностях назначения и выплаты в 2021 году застрахованным лицам страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством и иных выплат (далее – Положение);
-
Положение об особенностях назначения и выплаты в 2021 году застрахованным лицам пособия по временной нетрудоспособности в связи с несчастным случаем на производстве или профессиональным заболеванием, а также оплаты отпуска застрахованного лица (сверх ежегодного оплачиваемого отпуска, установленного законодательством Российской Федерации) на весь период лечения и проезда к месту лечения и обратно;
-
Положение об особенностях возмещения расходов страхователей в 2021 году на предупредительные меры по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний работников.
Порядок, в соответствии с которым ФСС назначает и выплачивает пособия в 2021 году, во многом повторяет правила пилотного проекта, установленные Постановлением Правительства РФ от 21.04.2011 № 294.
К основным новшествам можно отнести:
-
исключение требования по оформлению заявления застрахованным лицом;
-
необходимость предоставления работниками сведений о себе, требуемых для назначения и выплаты пособий. Форму, по которой нужно подать информацию, утвердит ФСС. Сведения могут быть представлены как на бумаге, так и в электронном виде.
Новые правила применяются и к тем страховым случаям, по которым страхователь не назначил и не выплатил пособия до 1 января 2021 года.
Положение определяет особенности назначения и выплаты ФСС в 2021 году:
-
пособий по временной нетрудоспособности (за исключением пособий по временной нетрудоспособности в связи с несчастным случаем на производстве или профессиональным заболеванием);
-
пособий по беременности и родам;
-
единовременного пособия женщинам, вставшим на учет в медицинских организациях в ранние сроки беременности;
-
единовременного пособия при рождении ребенка;
-
ежемесячного пособия по уходу за ребенком.
Также Положение регулирует порядок возмещения расходов страхователям на выплату социального пособия на погребение, оплаты дополнительных оплачиваемых выходных дней одному из родителей (опекуну, попечителю) для ухода за детьми-инвалидами и возмещения специализированной службе по вопросам похоронного дела стоимости услуг, предоставляемых согласно гарантированному перечню услуг по погребению.
К сведению: Положение не распространяется на лиц, добровольно вступивших в правоотношения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством.
При наступлении страхового случая работник (застрахованное лицо) представляет страхователю по месту своей работы (службы, иной деятельности) документы (сведения), необходимые для назначения и выплаты пособия. Перечень документов, необходимых для назначения и выплаты пособий, определяется в соответствии с федеральными законами:
-
№ 255-ФЗ;
-
от 19.05.1995 № 81-ФЗ «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей».
Необходимо представлять документы только в случае их отсутствия у работодателя.
К сведению: при отсутствии у работника на день обращения к страхователю за пособием по временной нетрудоспособности, пособием по беременности и родам, ежемесячным пособием по уходу за ребенком справки (справок) о сумме заработка, необходимой для назначения указанных пособий, соответствующее пособие назначается ФСС на основании представленных страхователем документов или сведений.
Для перерасчета ранее назначенного пособия застрахованное лицо (его уполномоченный представитель) обращается к страхователю с заявлением о перерасчете ранее назначенного пособия (далее – заявление о перерасчете) и документами, необходимыми для такого перерасчета. Форма заявления о перерасчете утверждается ФСС.
При наступлении у застрахованного лица временной нетрудоспособности в результате установленного судом умышленного причинения вреда своему здоровью или попытки самоубийства либо вследствие совершения застрахованным лицом умышленного преступления также представляются документы, подтверждающие указанные обстоятельства.
К сведению: документы и сведения могут подаваться не только застрахованным лицом, но и его уполномоченным представителем. В этом случае к документам (сведениям), а также к заявлениям при их подаче необходимо приложить документ, подтверждающий полномочия этого представителя.
При трудоустройстве или в период осуществления трудовой, служебной (иной) деятельности работник представляет страхователю по месту работы сведения о себе, необходимые страхователю и территориальному органу ФСС для выплаты страхового обеспечения, по форме, утверждаемой ФСС. Сведения о застрахованном лице оформляются в виде документа на бумажном носителе либо формируются в электронном виде.
После получения документов от работника страхователь не позднее пяти календарных дней представляет в ФСС по месту регистрации поступившие к нему документы (сведения), необходимые для назначения и выплаты страховщиком соответствующих видов пособия, в том числе сведения о застрахованном лице, а также опись представленных документов (сведений), составленную по форме, утверждаемой ФСС.
К сведению: в случае представления работником заявления о перерасчете и справок о сумме заработка страхователь не позднее пяти календарных дней со дня получения этих документов также представляет их в ФСС. Фондом производится перерасчет назначенного пособия за все прошлое время, но не более чем за три года, предшествующих дню представления справок о сумме заработка застрахованного лица.
В связи с исполнением обязанностей страхователя работодателям необходимо помнить о следующем:
-
если численность работников превышает 25 человек, то сведения, необходимые для назначения и выплаты соответствующего вида пособия (реестр сведений), нужно направлять в ФСС в электронном виде по форматам, установленным фондом. Формы реестров сведений и порядок их заполнения утверждаются ФСС;
-
в трехдневный срок необходимо направить в ФСС уведомление о прекращении права застрахованного лица на получение ежемесячного пособия по уходу за ребенком в случае прекращения с ним трудовых отношений, начала (возобновления) его работы на условиях полного рабочего дня, смерти его ребенка и в иных случаях прекращения обстоятельств, наличие которых явилось основанием для назначения и выплаты соответствующего пособия. Форма такого уведомления утверждается ФСС;
-
если утрата трудоспособности произошла вследствие заболевания или травмы, то пособие по временной нетрудоспособности за первые три дня болезни назначается и выплачивается страхователем за счет собственных средств, а за остальной период начиная с четвертого дня – за счет средств ФСС;
-
в случае представления в ФСС не в полном объеме документов (сведений), сведений о застрахованном лице, необходимых для назначения и выплаты соответствующего вида пособия, фонд в течение пяти рабочих дней со дня их получения направляет (вручает) страхователю извещение о представлении недостающих документов (сведений) по форме, утверждаемой ФСС. Извещение считается полученным по истечении шести рабочих дней со дня направления заказного письма. Недостающие документы и сведения должны быть представлены в течение пяти рабочих дней со дня получения извещения;
Выплата социального пособия на погребение производится страхователем в соответствии с Федеральным законом от 12.01.1996 № 8-ФЗ «О погребении и похоронном деле». Для возмещения расходов на выплату социального пособия на погребение страхователь представляет в ФСС заявление о возмещении таких расходов по форме, утверждаемой фондом, и справку о смерти. Фонд в течение 10 рабочих дней со дня получения указанных документов принимает решение о возмещении расходов страхователю на выплату социального пособия на погребение и не позднее двух рабочих дней со дня его принятия перечисляет средства на расчетный счет страхователя.
Возмещение расходов страхователю на оплату дополнительных оплачиваемых выходных дней одному из родителей (опекуну, попечителю) для ухода за детьми-инвалидами производится ФСС по месту регистрации страхователя за счет межбюджетных трансфертов из федерального бюджета. Для возмещения указанных расходов страхователь представляет в ФСС заявление о возмещении расходов на оплату дополнительных оплачиваемых выходных дней одному из родителей (опекуну, попечителю) для ухода за детьми-инвалидами по форме, утверждаемой ФСС, и заверенную копию приказа о предоставлении дополнительных оплачиваемых выходных дней одному из родителей (опекуну, попечителю) для ухода за детьми-инвалидами.
Фонд в течение десяти рабочих дней со дня получения документов принимает решение о возмещении расходов страхователю на оплату дополнительных оплачиваемых выходных дней одному из родителей (опекуну, попечителю) для ухода за детьми-инвалидами и в течение двух рабочих дней со дня принятия указанного решения перечисляет средства на расчетный счет страхователя.
Как изменится порядок оплаты больничных
Принят Государственной Думой 22 апреля 2021 года
Одобрен Советом Федерации 23 апреля 2021 года
Страховые взносы в 2020 и 2021 году
Внести в Федеральный закон от 21 ноября 2011 года N 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2011, N 48, ст. 6724; 2013, N 48, ст. 6165; 2017, N 18, ст. 2663; N 31, ст. 4791) следующие изменения:
1) в статье 59:
а) в части 1 слово «долечиванием» заменить словом «лечением»;
б) часть 2 изложить в следующей редакции:
«2. Экспертиза временной нетрудоспособности проводится лечащим врачом, который единолично формирует в форме электронного документа или в отдельных случаях выдает в форме документа на бумажном носителе листок нетрудоспособности на срок до пятнадцати календарных дней включительно, а в случаях, установленных уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, — фельдшером либо зубным врачом, которые единолично формируют в форме электронного документа или в отдельных случаях выдают в форме документа на бумажном носителе листок нетрудоспособности на срок до десяти календарных дней включительно.»;
в) в части 31 слово «выдают» заменить словами «формируют в форме электронного документа или в отдельных случаях выдают в форме документа на бумажном носителе»;
г) часть 32 изложить в следующей редакции:
«32. Листок нетрудоспособности формируется в форме электронного документа, подписанного с использованием усиленной квалифицированной электронной подписи медицинским работником и медицинской организацией, или выдается в форме документа на бумажном носителе в случаях, установленных законодательством Российской Федерации.»;
д) часть 7 после слов «пособий по временной нетрудоспособности» дополнить словами «, по беременности и родам, единовременного пособия женщинам, вставшим на учет в медицинских организациях в ранние сроки беременности,»;
2) в пункте 31 статьи 78 слово «выдавать» заменить словами «формировать в форме электронного документа или в отдельных случаях выдавать в форме документа на бумажном носителе».
Признать утратившими силу:
1) статью 17 Федерального закона от 28 сентября 2010 года N 243-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «Об инновационном центре «Сколково» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2010, N 40, ст. 4969);
2) статью 3 Федерального закона от 28 ноября 2011 года N 339-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2011, N 49, ст. 7017);
3) пункт 6 статьи 1 Федерального закона от 29 декабря 2012 года N 276-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством» и статью 1 Федерального закона «О внесении изменений в статью 14 Федерального закона «Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством» и статьи 2 и 3 Федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон «Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, N 53, ст. 7601);
4) пункт 2 Федерального закона от 23 июля 2013 года N 243-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2013, N 30, ст. 4076);
5) пункт 7 статьи 9 Федерального закона от 3 июля 2016 года N 250-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с передачей налоговым органам полномочий по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2016, N 27, ст. 4183).
Предельная величина базы для исчисления страховых взносов по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством в отношении каждого физического лица нарастающим итогом:
Период
Сумма
(руб.)
Нормативный документ
с 01.01.2021 966 000 Постановление Правительства РФ от 26.11.2020 № 1935
«О предельной величине базы для исчисления страховых взносов на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством и на обязательное пенсионное страхование с 1 января 2021 г.»
с 01.01.2020 912 000 Постановление Правительства РФ от 06.11.2019 № 1407
«О предельной величине базы для исчисления страховых взносов на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством и на обязательное пенсионное страхование с 1 января 2020 г.»
с 01.01.2019 865 000 Постановление Правительства РФ от 28.11.2018 № 1426
«О предельной величине базы для исчисления страховых взносов по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством и на обязательное пенсионное страхование с 1 января 2019 г.»
с 01.01.2018 815 000 Постановление Правительства РФ от 15.11.2017 № 1378
«О предельной величине базы для исчисления страховых взносов на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством и на обязательное пенсионное страхование с 1 января 2018 г.»
с 01.01.2017 755 000 Постановление Правительства РФ от 29.11.2016 № 1255
«О предельной величине базы для исчисления страховых взносов на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством и на обязательное пенсионное страхование с 1 января 2017 г.»
с 01.01.2016 718 000 Постановление Правительства РФ от 26.11.2015 № 1265
«О предельной величине базы для начисления страховых взносов в Фонд социального страхования Российской Федерации и Пенсионный фонд Российской Федерации с 1 января 2016 г.»
С 1 января 2017 года порядок применения страховых взносов по обязательному социальному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством регулируется главой 34 Налогового кодекса Российской Федерации (часть вторая) от 05.08.2000 № 117-ФЗ.
Федеральный закон от 29.12.2006 N 255-ФЗ
В соответствии с частью 5 статьи 13 Федерального закона от 29 декабря 2006 г. N 255-ФЗ «Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2007, N 1, ст. 18; 2017, N 18, ст. 2663) и частью 3.2 статьи 59 Федерального закона от 21 ноября 2011 г. N 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации 2011, N 48, ст. 6724; 2017, N 18, ст. 2663) приказываю:
1. Утвердить Порядок выдачи и оформления листков нетрудоспособности, включая порядок формирования листков нетрудоспособности в форме электронного документа, согласно приложению.
2. Признать утратившими силу:
приказ Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 29 июня 2011 г. N 624н «Об утверждении Порядка выдачи листков нетрудоспособности» (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 7 июля 2011 г., регистрационный N 21286);
приказ Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 24 января 2012 г. N 31н «О внесении изменений в Порядок выдачи листков нетрудоспособности, утвержденный приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 29 июня 2011 г. N 624н» (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 6 апреля 2012 г., регистрационный N 23739);
приказ Министерства здравоохранения Российской Федерации от 2 июля 2014 г. N 348н «О внесении изменений в пункт 35 Порядка выдачи листков нетрудоспособности, утвержденного приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 29 июня 2011 г. N 624н» (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 18 июля 2014 г., регистрационный N 33162);
приказ Министерства здравоохранения Российской Федерации от 2 июля 2014 г. N 349н «О внесении изменения в пункт 35 Порядка выдачи листков нетрудоспособности, утвержденного приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 29 июня 2011 г. N 624н» (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 17 июля 2014 г., регистрационный N 33147);
приказ Министерства здравоохранения Российской Федерации от 28 ноября 2017 г. N 953н «О внесении изменений в Порядок выдачи листков нетрудоспособности, утвержденный приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 29 июня 2011 г. N 624н» (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 28 марта 2018 г., регистрационный N 50556);
приказ Министерства здравоохранения Российской Федерации от 10 июня 2019 г. N 386н «О внесении изменения в пункт 1 Порядка выдачи листков нетрудоспособности, утвержденного приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 29 июня 2011 г. N 624н» (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 8 июля 2019 г., регистрационный N 55162).
3. Настоящий приказ вступает в силу по истечении трех месяцев со дня его официального опубликования.
Министр
М.А. МУРАШКО1. Листок нетрудоспособности выдается в форме документа на бумажном носителе либо формируется (с письменного согласия пациента) в форме электронного документа (далее — выдается (формируется) по результатам проведения экспертизы временной нетрудоспособности в связи с заболеваниями, травмами, отравлениями и иными состояниями, связанными с временной потерей трудоспособности, долечиванием в санаторно-курортных организациях, при необходимости ухода за больным членом семьи, в связи с карантином, на время протезирования в стационарных условиях, в связи с беременностью и родами, при усыновлении ребенка гражданам Российской Федерации, постоянно или временно проживающим на территории Российской Федерации иностранным гражданам и лицам без гражданства, а также иностранным гражданам и лицам без гражданства, временно пребывающим в Российской Федерации (за исключением высококвалифицированных специалистов в соответствии с Федеральным законом от 25 июля 2002 г. N 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации») (далее — граждане), подлежащим обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством:
Часть 3.2 статьи 59 Федерального закона от 21 ноября 2011 г. N 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» (далее — Федеральный закон N 323-ФЗ) (Собрание законодательства Российской Федерации, 2011, N 48, ст. 6724; 2017, N 18, ст. 2663).
Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, N 30, ст. 3032; 2020, N 31, ст. 5027.
лицам, работающим по трудовым договорам, в том числе руководителям организаций, являющимся единственными участниками (учредителями), членами организаций, собственниками их имущества;
государственным гражданским служащим, муниципальным служащим;
лицам, замещающим государственные должности Российской Федерации, государственные должности субъекта Российской Федерации, а также муниципальные должности, замещаемые на постоянной основе;
членам производственного кооператива, принимающим личное трудовое участие в его деятельности;
священнослужителям;
лицам, осужденным к лишению свободы и привлеченным к оплачиваемому труду;
адвокатам, индивидуальным предпринимателям, членам крестьянских (фермерских) хозяйств, физическим лицам, не признаваемым индивидуальными предпринимателями (нотариусы, занимающиеся частной практикой, иные лица, занимающиеся в установленном законодательством Российской Федерации порядке частной практикой), членам семейных (родовых) общин коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации, добровольно вступившим в правоотношения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством и уплачивающим за себя страховые взносы в Фонд социального страхования Российской Федерации в соответствии со статьей 4.5 Федерального закона от 29 декабря 2006 г. N 255-ФЗ «Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством» (далее — Федеральный закон N 255-ФЗ) ;
Часть 3 статьи 2 Федерального закона N 255-ФЗ (Собрание законодательства Российской Федерации, 2007, N 1, ст. 18; 2018, N 27, ст. 3947).
иным категориям лиц, которые подлежат обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в соответствии с федеральными законами при условии уплаты за них страховых взносов в Фонд социального страхования Российской Федерации;
лицам, у которых заболевание или травма наступили в течение 30 календарных дней со дня прекращения работы по трудовому договору, осуществления служебной или иной деятельности либо в период со дня заключения трудового договора до дня его аннулирования .
Часть 2 статьи 5 Федерального закона N 255-ФЗ (Собрание законодательства Российской Федерации, 2007, N 1, ст. 18; 2010, N 50, ст. 6601).
Листок нетрудоспособности также выдается (формируется) иностранным гражданам и лицам без гражданства, временно пребывающим на территории Российской Федерации, имеющим право на пособие по временной нетрудоспособности вследствие несчастного случая на производстве или профессионального заболевания .
19. При лечении заболеваний, профессиональных заболеваний, травм (в том числе полученных вследствие несчастного случая на производстве), отравлений и иных состояний, связанных с временной потерей гражданами трудоспособности, лечащий врач единолично выдает (формирует) листки нетрудоспособности сроком до 15 календарных дней включительно.
Фельдшер либо зубной врач единолично выдает (формирует) листки нетрудоспособности сроком до 10 календарных дней включительно .
Часть 2 статьи 59 Федерального закона N 323-ФЗ (Собрание законодательства Российской Федерации, 2011, N 48, ст. 6724).
20. При сроках временной нетрудоспособности, превышающих сроки, предусмотренные пунктом 19 настоящего Порядка, листок нетрудоспособности выдается (формируется) и продлевается по решению врачебной комиссии.
21. По решению врачебной комиссии при благоприятном клиническом и трудовом прогнозе листок нетрудоспособности может быть выдан (сформирован) и продлен до дня восстановления трудоспособности с периодичностью продления по решению врачебной комиссии не реже, чем через каждые 15 календарных дней, но на срок не более 10 месяцев с даты начала временной нетрудоспособности, при состоянии после травм и реконструктивных операций, а при лечении туберкулеза — не более 12 месяцев.
22. При заболеваниях, профессиональных заболеваниях и травмах, в том числе полученных вследствие несчастного случая на производстве, когда оказание медицинской помощи осуществляется в амбулаторных условиях, листок нетрудоспособности выдается (формируется) в день установления временной нетрудоспособности на весь период временной нетрудоспособности, включая нерабочие праздничные и выходные дни.
23. Гражданину, направленному в медицинскую организацию из структурного подразделения медицинской организации, имеющей в соответствии с законодательством Российской Федерации о лицензировании лицензию на медицинскую деятельность, которая не включает работы (услуги) по экспертизе временной нетрудоспособности, или из созданного работодателем подразделения (кабинет врача, здравпункт, медицинский кабинет, медицинская часть и другие подразделения, состоящие из медицинских работников организации), имеющего в соответствии с законодательством Российской Федерации о лицензировании лицензию на медицинскую деятельность, которая не включает работы (услуги) по экспертизе временной нетрудоспособности, и оказывающего медицинскую помощь работникам организации, и признанному нетрудоспособным, медицинской организацией выдается (формируется) листок нетрудоспособности с момента обращения в соответствующее подразделение медицинской организации (работодателя) при наличии медицинских документов, подтверждающих его нетрудоспособность.
24. Гражданам, нуждающимся в специализированной, в том числе высокотехнологичной, медицинской помощи, выдается (формируется) листок нетрудоспособности непосредственно в медицинской организации, оказывающей специализированную, в том числе высокотехнологичную, медицинскую помощь.
25. Медицинская организация, направившая гражданина по решению врачебной комиссии в другую медицинскую организацию, выдает (формирует) листок нетрудоспособности с учетом числа дней, необходимых для проезда к месту нахождения соответствующей медицинской организации.
26. Гражданам, направленным по решению суда на судебно-медицинскую или судебно-психиатрическую экспертизу, признанным нетрудоспособными, выдается (формируется) листок нетрудоспособности со дня явки гражданина для проведения соответствующей экспертизы.
27. В случаях проведения сложных урологических, гинекологических, проктологических и других исследований, манипуляций, процедур, медицинских вмешательств при оказании медицинской помощи в амбулаторных условиях выдается (формируется) листок нетрудоспособности по решению врачебной комиссии на дни проведения соответствующего исследования (манипуляции, процедуры, медицинского вмешательства).
В этих случаях в листке нетрудоспособности указываются календарные дни проведения исследований (манипуляций, процедур, медицинских вмешательств) и освобождение от работы производится на дни проведения исследований (манипуляций, процедур, медицинских вмешательств).
28. При наступлении временной нетрудоспособности в период отпуска без сохранения заработной платы, отпуска по беременности и родам, отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста 3-х лет листок нетрудоспособности выдается (формируется) со дня окончания указанных отпусков в случае продолжающейся временной нетрудоспособности.
33. Гражданину, имеющему стойкие нарушения функций организма, обусловленные заболеваниями, последствиями травм, отравлений или дефектами, после проведения медицинской организацией необходимых диагностических, лечебных и реабилитационных или абилитационных мероприятий по решению врачебной комиссии листок нетрудоспособности выдается (формируется) и продлевается при:
очевидном неблагоприятном клиническом и трудовом прогнозе — на срок не более 4 месяцев с даты начала временной нетрудоспособности;
благоприятном клиническом и трудовом прогнозе — на срок не более 10 месяцев с даты начала временной нетрудоспособности при состоянии после травм и реконструктивных операций и не более 12 месяцев при лечении туберкулеза .
Часть 4 статьи 59 Федерального закона N 323-ФЗ (Собрание законодательства Российской Федерации, 2011, N 48, ст. 6724).
По истечении указанных сроков, в случае если медицинская организация после проведения необходимых диагностических, лечебных и реабилитационных или абилитационных мероприятий по решению врачебной комиссии не направляет гражданина на медико-социальную экспертизу (далее — МСЭ), и выписывает его к занятию трудовой деятельностью.
Гражданину, имеющему стойкие нарушения функций организма, обусловленные заболеваниями, последствиями травм, отравлений или дефектами при необходимости установления (изменения) группы инвалидности, а также гражданину, имеющему стойкие нарушения функций организма, обусловленные профессиональными заболеваниями или последствиями производственных травм, полученных вследствие несчастного случая на производстве, при необходимости определения степени утраты профессиональной трудоспособности в процентах листок нетрудоспособности выдается, продлевается и формируется в соответствии с требованиями настоящего Порядка до даты направления на МСЭ.
34. При установлении (изменении) по результатам МСЭ группы инвалидности либо определении степени утраты профессиональной трудоспособности в результате несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний срок временной нетрудоспособности завершается датой, непосредственно предшествующей дате регистрации документов в федеральном учреждении МСЭ (далее — бюро МСЭ).
В случаях, если дата регистрации документов в бюро МСЭ позднее даты направления гражданина в бюро МСЭ при установлении группы инвалидности или степени утраты профессиональной трудоспособности либо изменении группы инвалидности, период освобождения от работы по решению врачебной комиссии может быть продлен до даты, предшествовавшей дате регистрации документов в бюро МСЭ.
35. Временно нетрудоспособным лицам, которым не установлена (не изменена) группа инвалидности либо степень утраты профессиональной трудоспособности в результате несчастного случая на производстве или профессионального заболевания, листок нетрудоспособности может быть продлен по решению врачебной комиссии до восстановления трудоспособности или до повторного направления на МСЭ с периодичностью продления листка нетрудоспособности по решению врачебной комиссии не реже чем через каждые 15 календарных дней.
36. При отказе гражданина от направления на МСЭ или неявке без уважительных причин в назначенный срок на МСЭ листок нетрудоспособности не продлевается со дня отказа от направления на МСЭ или неявки на МСЭ; сведения об этом указываются в листке нетрудоспособности и в медицинской карте пациента, получающего медицинскую помощь в амбулаторных условиях, либо в истории болезни стационарного больного или иной медицинской документации, обосновывающей необходимость временного освобождения от работы.
37. При направлении гражданина на долечивание в санаторно-курортную организацию, расположенную на территории Российской Федерации, непосредственно после оказания медицинской помощи в стационарных условиях листок нетрудоспособности продлевается медицинским работником по решению врачебной комиссии санаторно-курортной организации на весь период долечивания, но не более чем на 24 календарных дня.
38. При направлении гражданина, пострадавшего в связи с тяжелым несчастным случаем на производстве, после оказания ему медицинской помощи в стационарных условиях (условиях дневного стационара), амбулаторных условиях, на медицинскую реабилитацию в санаторно-курортную организацию в период временной нетрудоспособности (до направления на МСЭ) листок нетрудоспособности выдается (формируется) медицинской организацией, направившей гражданина на медицинскую реабилитацию, на весь период медицинской реабилитации и проезда к месту лечения и обратно по решению врачебной комиссии в соответствии с настоящим Порядком.
39. При направлении медицинскими организациями больных туберкулезом по путевкам в санаторно-курортные организации на лечение в случае, когда санаторно-курортное лечение заменяет оказание медицинской помощи в стационарных условиях, а так же на долечивание после оказания медицинской помощи в стационарных условиях листок нетрудоспособности выдается (формируется) по решению врачебной комиссии противотуберкулезной организации и продлевается решением врачебной комиссии санаторно-курортной организации, на весь период оказания медицинской помощи, санаторно-курортного лечения и проезда к месту лечения и обратно в соответствии с настоящим Порядком.
40. По уходу за больным членом семьи выдается (формируется) листок нетрудоспособности медицинским работником одному из членов семьи, иному родственнику, опекуну или попечителю, фактически осуществляющему уход (далее — лицо, осуществляющее уход).
41. Выдается (формируется) листок нетрудоспособности:
в случае ухода за больным ребенком в возрасте до 7 лет — на весь период лечения ребенка в амбулаторных условиях или совместного пребывания с ребенком в медицинской организации при оказании ему медицинской помощи в стационарных условиях (условиях дневного стационара);
в случае ухода за больным ребенком в возрасте от 7 до 15 лет — по каждому случаю лечения ребенка в амбулаторных условиях или совместного пребывания с ребенком в медицинской организации при оказании ему медицинской помощи в стационарных условиях (условиях дневного стационара);
в случае ухода за больным ребенком в возрасте до 15 лет, проживающим в зоне отселения и зоне проживания с правом на отселение, эвакуированным и переселенным из зон отчуждения, отселения, проживания с правом на отселение, включая тех детей, которые на день эвакуации находились в состоянии внутриутробного развития, а также за детьми первого и последующих поколений граждан, родившимися после радиоактивного облучения одного из родителей , — на весь период амбулаторного лечения или совместного пребывания с ребенком в медицинской организации при оказании ему медицинской помощи в стационарных условиях (условиях дневного стационара);
Статья 25 Закона Российской Федерации от 15 мая 1991 г. N 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» (Ведомости Совета Народных Депутатов и Верховного Совета Российской Федерации, 1991, N 21, ст. 699; Собрание законодательства Российской Федерации, 2009, N 30, ст. 3739).
в случае ухода за больным ребенком в возрасте до 15 лет, страдающим заболеванием вследствие радиационного воздействия на родителей — на весь период амбулаторного лечения или совместного пребывания с ребенком в медицинской организации при оказании ему медицинской помощи в стационарных условиях (условиях дневного стационара);
в случае ухода за больным ребенком-инвалидом в возрасте до 18 лет — на весь период лечения ребенка в амбулаторных условиях или совместного пребывания с ребенком в медицинской организации при оказании ему медицинской помощи в стационарных условиях (условиях дневного стационара);
в случае ухода за больным ребенком в возрасте до 18 лет, являющимся ВИЧ-инфицированным, — на весь период совместного пребывания с ребенком в медицинской организации при оказании ему медицинской помощи в стационарных условиях (условиях дневного стационара);
в случае ухода за больным ребенком в возрасте до 18 лет при его болезни, связанной с поствакцинальным осложнением, при злокачественных новообразованиях, включая злокачественные новообразования лимфоидной, кроветворной и родственных им тканей, — на весь период лечения ребенка в амбулаторных условиях или совместного пребывания с ребенком в медицинской организации при оказании ему медицинской помощи в стационарных условиях (условиях дневного стационара);
в остальных случаях ухода за больным членом семьи при лечении в амбулаторных условиях — не более чем на 7 календарных дней по каждому случаю заболевания.
42. При необходимости по уходу за больным членом семьи могут выдаваться (формироваться) листки нетрудоспособности попеременно разным лицам, осуществляющим уход, в пределах сроков, установленных пунктами 11, 19, 20, 25, 40 и 41 настоящего Порядка.
43. По уходу за больным членом семьи выдается (формируется) листок нетрудоспособности в соответствии с пунктами 11, 19, 20, 25, 40 и 41 настоящего Порядка.
44. При заболевании двух детей одновременно выдается один листок нетрудоспособности на бумажном носителе по уходу за ними. При заболевании более двух детей одновременно выдается второй листок нетрудоспособности на бумажном носителе по уходу за ними. При заболевании двух и более детей одновременно формируется один листок нетрудоспособности в форме электронного документа по уходу за ними.
45. При заболевании второго (третьего) ребенка в период болезни первого ребенка выданный (сформированный) листок нетрудоспособности по уходу за первым ребенком продлевается до выздоровления всех детей без зачета дней, совпавших с днями освобождения от работы по уходу за первым ребенком.
При этом в листке нетрудоспособности указываются родственная (семейная) связь, имена, возраст всех детей.
48. В случае введения ограничительных мероприятий (карантина) гражданам, в отношении которых в соответствии с законодательством Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения приняты меры по изоляции или по временному отстранению от работы , листок нетрудоспособности выдается (формируется) врачом-инфекционистом, а в случае его отсутствия — лечащим врачом (фельдшером) на весь период изоляции гражданина или временного отстранения от работы соответственно.
Статья 31 Федерального закона N 52-ФЗ (Собрание законодательства Российской Федерации, 1999, N 14, ст. 1650; 2004, N 35, ст. 3607).
Часть 1 статьи 33 Федерального закона от 30 марта 1999 г. N 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» (далее — Федеральный закон N 52-ФЗ) (Собрание законодательства Российской Федерации, 1999, N 14, ст. 1650).
Часть 2 статьи 33 Федерального закона N 52-ФЗ (Собрание законодательства Российской Федерации, 1999, N 14, ст. 1650).
49. Одному из родителей, иному законному представителю или иному члену семьи выдается (формируется) листок нетрудоспособности по уходу за ребенком до 7 лет, посещающим дошкольную образовательную организацию, или за членом семьи, признанным в установленном порядке недееспособным , в случае введения главными государственными санитарными врачами и их заместителями в соответствии с законодательством Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения ограничительных мероприятий (карантина) в организации , которую посещает (в которой находится) ребенок или член семьи, признанный в установленном порядке недееспособным. В указанном случае листок нетрудоспособности выдается (формируется) лечащим врачом (фельдшером), осуществляющим оказание медицинской помощи ребенку (члену семьи, признанному в установленном порядке недееспособным), на весь период ограничительных мероприятий (карантина).
Статья 29 «Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая)» от 30 ноября 1994 г. N 51-ФЗ (Собрание законодательства Российской Федерации, 1994, N 32, ст. 3301; 2012, N 53, ст. 7627).
Пункт 6 части 1 статьи 51 Федерального закона N 52-ФЗ (Собрание законодательства Российской Федерации, 1999, N 14, ст. 1650).
50. При оказании медицинской помощи с применением телемедицинских технологий при угрозе распространения заболеваний, включенных в перечень заболеваний, представляющих опасность для окружающих , осуществляется выдача (формирование) листка нетрудоспособности, в том числе по беременности и родам, в соответствии с особенностями организации оказания медицинской помощи при угрозе распространения заболеваний, представляющих опасность для окружающих, установленными Правительством Российской Федерации .
Постановление Правительства Российской Федерации от 1 декабря 2004 г. N 715 «Об утверждении перечня социально значимых заболеваний и перечня заболеваний, представляющих опасность для окружающих» (Собрание законодательства Российской Федерации 2004, N 49, ст. 4916; 2020, N 6, ст. 674).
Постановление Правительства Российской Федерации от 2 июля 2020 г. N 973 «Об особенностях организации оказания медицинской помощи при угрозе распространения заболеваний, представляющих опасность для окружающих» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2020, N 28, ст. 4425).
Формирование листка нетрудоспособности в форме электронного документа при оказании медицинской помощи с применением телемедицинских технологий осуществляется лечащим врачом (фельдшером), сведения о котором внесены в Федеральный регистр медицинских работников, являющийся подсистемой единой государственной информационной системы в сфере здравоохранения , а также при условии регистрации медицинской организации, соответствующей требованиям пункта 3 настоящего Порядка, в Федеральном реестре медицинских организаций, являющемся подсистемой единой государственной информационной системы в сфере здравоохранения .
Обязательное социальное страхование в России — часть государственной системы по соцзащите населения. Речь идет о социальной защите как работающего, так и неработающего населения от вероятных изменений в их материальном или социальном положении, вследствие субъективных или объективных причин.
Социальное страхование в РФ представлено следующими видами:
- обязательное социальное;
- обязательное медицинское;
- обязательное пенсионное;
- страхование пассажиров;
- страхование автогражданской ответственности.
Фонд социального страхования РФ представляет собой один из внебюджетных государственных фондов, цель которого заключается в обеспечении обязательного социального страхования российских граждан.
Обратившись с заявлением фонд социального страхования, вы можете рассчитывать на:
- возмещение расходов, связанных с лечением, устранением последствий форс-мажорных обстоятельств;
- выплату пособий;
- подтверждение вида деятельности;
- оплату больничного листа;
- оплату родовых сертификатов, выплату пособий, связанных с беременностью и материнством;
- обеспечение льготников путевками на санаторно-курортное лечение.
Добровольное страхование на случай временной нетрудоспособности
Фонды, деятельность которых простирается в рамках обязательного страхования в России, являются внебюджетными, это значит, что они не зависят от российской бюджетной системы.
Все отчисления в Фонд социального страхования осуществляются предприятиями (страхователями), где работают застрахованные физические лица. Если наблюдается дефицит бюджета в фондах, недостаток средств восполняется из федерального бюджета РФ с помощью трансферных платежей.
Что касается размера страховых взносов, то рассчитываются они при учете размеров оплаты труда работников, а также других выплат и вознаграждений. В особом порядке суммы взносов определяются в случае с ИП, нотариусами и адвокатами.
Статья 10. Продолжительность выплаты пособия по беременности и родам
1. Пособие по беременности и родам выплачивается застрахованной женщине суммарно за весь период отпуска по беременности и родам продолжительностью 70 (в случае многоплодной беременности — 84) календарных дней до родов и 70 (в случае осложненных родов — 86, при рождении двух или более детей — 110) календарных дней после родов.
2. При усыновлении ребенка (детей) в возрасте до трех месяцев пособие по беременности и родам выплачивается со дня его усыновления и до истечения 70 (в случае одновременного усыновления двух и более детей — 110) календарных дней со дня рождения ребенка (детей).
3. В случае, если в период нахождения матери в отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет у нее наступает отпуск по беременности и родам, она имеет право выбора одного из двух видов пособий, выплачиваемых в периоды соответствующих отпусков.
Статья 11. Размер пособия по беременности и родам
1. Пособие по беременности и родам выплачивается застрахованной женщине в размере 100 процентов среднего заработка.
2. Размер пособия по беременности и родам не может превышать максимальный размер пособия по беременности и родам, установленный федеральным законом о бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации на очередной финансовый год. В случае если застрахованное лицо работает у нескольких работодателей, размер пособия по беременности и родам не может превышать указанный максимальный размер указанного пособия по каждому месту работы.
3. Застрахованной женщине, имеющей страховой стаж менее шести месяцев, пособие по беременности и родам выплачивается в размере, не превышающем за полный календарный месяц минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом, а в районах и местностях, в которых в установленном порядке применяются районные коэффициенты к заработной плате, в размере, не превышающем минимального размера оплаты труда с учетом этих коэффициентов.
- Отпуск по беременности и родам при суррогатном материнстве 2018 / Дзюбак Анна Васильевна.
- О некоторых вопросах правового регулирования системы добровольного вступления в правоотношения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством 2013 / Максимов Алексей Владимирович
- Об уточнениях порядка исчисления пособий гражданам, подлежащих обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством 2011 / Бескоровайная С. А.
- Новое в методике расчета пособия по беременности и родам в 2011 году 2011 / Соколова А. Л.
- Законодательство о страховых пособиях:современное состояние и тенденции дальнейшего развития 2016 / Захаров Михаил Львович
Главным нормативно-правовым актом, регламентирующим отношения в сфере социальной защиты временно потерявших трудоспособность лиц, является Федеральный закон РФ № 255-ФЗ от 20.12.2006 «Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством».
В Российской Федерации данный вопрос находится в компетенции Фонда социального страхования. Деятельность этой организации позволяет гражданину сохранить место трудоустройства на время восстановления от болезни или полученной травмы.
Важно, что это происходит без материального ущерба для работодателя и субъекта страхования.
К категории таких обстоятельств относятся события, после которых появляется ответственность страховщика. В качестве последнего и выступает ФСС Российской Федерации.
В отдельных случаях ответственность несет страхователь, то есть работодатель, у которого трудоустроено застрахованное лицо.
Именно они согласно российскому законодательству обязаны осуществлять страховые выплаты лицам, которые по тем или иным причинам временно потеряли возможность получения заработной платы, вознаграждений и других выплат. К страховым случаям относятся:
- Наступление болезни или получение травмы, в том числе:
- оперативные вмешательства, целью которых является искусственное прерывание беременности;
- экстракорпоральное оплодотворение.
- Постоянный уход за членом семьи, заболевшим тяжёлым заболеванием;
- Карантин субъекта или его ребёнка, которому ещё не исполнилось 7 лет и посещающего дошкольное учреждение образования;
- Протезирование, выполненное на основании медицинских показаний в профильном стационаре;
- Реабилитация в санаторно-курортных учреждениях;
- Беременность и роды;
- Отпуск по уходу за ребенком до 1,5 лет;
- Наступление смерти застрахованного лица или же члена его семьи, не достигшего возраста совершеннолетия.
В то же время следует подчеркнуть, что к страховым случаям не относятся связанные с профессиональной деятельностью болезни и полученные вследствие несчастных случаев на производстве травмы. Такие события относятся к другому типу обязательного социального страхования, имеют свои принципы, методы оценки и тарификации. Эту тему мы освещали в этой статье.
Несколько статей Федерального закона №255 регулируют процесс уплаты страховых взносов со стороны страхователей в пользу страховщика. Но сначала следует разобраться в самом понятии.
Взносы представляют собой денежные средства, которые формируются за счет осуществления платежей страхователем страховщику.
Кроме того, к этим ресурсам относится имущество, которое находится в оперативном управлении ФСС РФ.
Закон 255-ФЗ определяет:
- Виды материального обеспечения.
- Обязанности и юридические возможности субъектов права.
- Размеры, порядок, условия предоставления материального обеспечения.
Нормативный акт “Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством” не распространяется на отношения, касающиеся денежных перечислений гражданам, не имеющим возможности выполнять профессиональные задачи вследствие производственных травм или профзаболеваний. Из данного правила есть ряд исключений. Они определяются положениями статей 12-15 рассматриваемого акта в части, не противоречащей ФЗ №125.
Нормативный акт “Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством” определяет ситуации, в которых субъекты могут рассчитывать на материальное обеспечение. В документе дается в первую очередь определение риска.
Им называется временная потеря заработка либо другого дохода, вознаграждения гражданином вследствие наступления страхового случая.
К рискам приравниваются также затраты, которые несет субъект или его родственники при невозможности выполнять свои профессиональные задачи в соответствии с должностной инструкцией.
Выплата пособий по временной нетрудоспособности производится при:
- Невозможности осуществлять рабочую деятельность вследствие травмы или болезни. Исключение составляют получение производственной травмы или профзаболевания, а также иные обстоятельства, определенные 5 статьей рассматриваемого нормативного акта.
- Беременности и родах.
- Уходе за малолетним до 1,5 лет.
- Рождении детей (ребенка).
- Гибели субъекта или несовершеннолетнего члена семьи.
К ним относят выплаты:
- Женщинам, которые встали на учет в медучреждения на ранних сроках беременности.
- При рождении ребенка. Эта материальная помощь предоставляется единовременно.
- По беременности/родам.
- По уходу за малолетним. Данная помощь осуществляется ежемесячно в течение 1,5 лет.
- Вследствие временной невозможности выполнять профессиональные задачи.
- На погребение.
Размеры, условия, порядок предоставления обеспечения устанавливают нормативные акты №81 от 19 мая 1995 г., №8 от 12 янв. 1996 г., а также Федеральный Закон 255-ФЗ.
Закон 255-ФЗ распространяется на:
- Лиц, выполняющих профессиональные обязанности в соответствии с договором.
- Государственных гражданских, муниципальных служащих.
- Членов производственных кооперативов, если они лично принимают участие в их деятельности.
- Священнослужителей.
- Лиц, осужденных к тюремному заключению и привлеченных к оплачиваемой работе.
- Субъектов, замещающих госдолжности федерального, регионального уровня, а также пребывающих на муниципальных постах на постоянной основе.
Страховой риск по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством – временная утрата заработка или иных выплат, вознаграждений застрахованным лицом в связи с наступлением страхового случая либо дополнительные расходы застрахованного лица или членов его семьи в связи с наступлением страхового случая.
Закон об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности предусматривает выплаты пособий по следующим страховым случаям (ст. 1.3).
- 1. Временная нетрудоспособность застрахованного лица вследствие заболевания или травмы (за исключением временной нетрудоспособности вследствие несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний) и в других случаях, предусмотренных ст. 5 данного закона.
- 2. Беременность и роды.
- 3. Рождение ребенка (детей).
- 4. Уход за ребенком до достижения им возраста полутора лет.
- 5. Смерть застрахованного лица или несовершеннолетнего члена его семьи.
Страховщик по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством имеет право:
-
проводить проверки правильности начисления и уплаты страховых взносов страхователями в Фонд социального страхования РФ, а также выплаты страхового обеспечения застрахованным лицам, требовать и получать от страхователей необходимые документы и объяснения по вопросам, возникающим в ходе проверок;
-
запрашивать у страхователей документы, связанные с начислением и уплатой страховых взносов в Фонд социального страхования РФ, расходами на выплату страхового обеспечения застрахованным лицам, в том числе при выделении страхователю средств на указанные расходы сверх начисленных страховых взносов;
-
запрашивать у страхователя сведения об остатках денежных средств на счетах страхователя в кредитных организациях и о недостаточности денежных средств на счетах страхователя в кредитных организациях для удовлетворения всех предъявленных к счетам требований в случае обращения страхователя в территориальный орган страховщика в соответствии с частью 2 статьи 4.6 Федерального закона N 255-ФЗ «Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством»;
-
получать от органов Федерального казначейства сведения о поступивших в Фонд социального страхования РФ суммах страховых взносов, пеней, штрафов;
-
не принимать к зачету в счет уплаты страховых взносов расходы на выплату страхового обеспечения застрахованным лицам, произведенные страхователем с нарушением законодательства РФ об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, не подтвержденные документами, произведенные на основании неправильно оформленных или выданных с нарушением установленного порядка документов;
-
осуществлять в порядке, установленном уполномоченным Правительством РФ федеральным органом исполнительной власти, проверку соблюдения порядка выдачи, продления и оформления листков нетрудоспособности;
-
предъявлять иски к медицинским организациям о возмещении суммы расходов на страховое обеспечение по необоснованно выданным или неправильно оформленным листкам нетрудоспособности;
-
представлять интересы застрахованных лиц перед страхователями;
-
в случаях, указанных в части 4 статьи 13 Федерального закона N 255-ФЗ «Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством», запрашивать документы (сведения), необходимые для оказания бесплатной помощи застрахованному лицу в виде составления заявлений, жалоб, ходатайств и других документов правового характера, а также в виде представления интересов застрахованного лица в судах, назначения и выплаты пособий, и
документы (сведения), подтверждающие наличие оснований, предусмотренных частью 4 статьи 13 Федерального закона N 255-ФЗ, у страхователя или застрахованного лица, если необходимые документы (сведения) не находятся в распоряжении государственных органов, органов местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организаций или если необходимые документы (сведения) включены в определенный Федеральным законом от 27 июля 2010 года N 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» перечень документов.
Иные необходимые документы (сведения) запрашиваются страховщиком в государственных органах, органах государственных внебюджетных фондов, органах местного самоуправления и подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организациях.
В случаях, предусмотренных частью 4 статьи 13 Федерального закона N 255-ФЗ, страхователь или застрахованное лицо вправе представить необходимые для назначения и выплаты пособий документы в полном объеме по собственной инициативе;
-
запрашивать в кредитных организациях сведения об остатках денежных средств на счетах страхователя и о недостаточности денежных средств на счетах страхователя для удовлетворения всех предъявленных к счетам требований,
если указанные сведения не были представлены страхователем в территориальный орган страховщика, при принятии решения о назначении и выплате пособий территориальным органом страховщика в соответствии с частью 4 статьи 13 Федерального закона N 255-ФЗ в случае невозможности их выплаты страхователем в связи с недостаточностью денежных средств на его счетах в кредитных организациях для удовлетворения всех предъявленных к счетам требований;
-
осуществлять иные полномочия, установленные законодательством РФ об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством.
Страховщик по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством обязан:
-
осуществлять управление средствами обязательного социального страхования на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством в соответствии с законодательством РФ об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством и бюджетным законодательством РФ;
-
составлять проект бюджета Фонда социального страхования РФ и обеспечивать исполнение бюджета Фонда социального страхования РФ в соответствии с бюджетным законодательством РФ;
-
вести в установленном порядке учет средств обязательного социального страхования на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством;
-
составлять проект отчета об исполнении бюджета Фонда социального страхования РФ, а также установленную бюджетную отчетность;
-
осуществлять контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) страховых взносов в Фонд социального страхования РФ, а также контроль за соблюдением страхователями законодательства РФ об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством при выплате страхового обеспечения застрахованным лицам;
-
осуществлять в случаях, установленных законодательством РФ об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, выплату страхового обеспечения застрахованным лицам;
-
выделять страхователям в установленном порядке необходимые средства на выплату страхового обеспечения сверх начисленных ими страховых взносов;
-
осуществлять регистрацию страхователей, вести реестр страхователей;
-
вести учет физических лиц, добровольно вступивших в правоотношения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, а также уплаченных ими страховых взносов и сумм выплаченного им страхового обеспечения;
-
бесплатно консультировать страхователей и застрахованных лиц по вопросам применения законодательства РФ об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством;
-
оказывать застрахованному лицу бесплатную помощь, необходимую для получения страхового обеспечения в соответствии с частью 4 статьи 13 Федерального закона N 255-ФЗ «Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством», в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере социального страхования, в виде составления заявлений, жалоб, ходатайств и других документов правового характера, а также в виде представления интересов застрахованного лица в судах в случае, если застрахованное лицо письменно заявляет о необходимости оказания ему указанной помощи и дает согласие на получение и обработку его персональных данных;
-
не разглашать без согласия застрахованного лица сведения о результатах его медицинских обследований (диагнозе), получаемых им доходах, за исключением случаев, предусмотренных законодательством РФ;
-
выполнять иные требования, установленные законодательством РФ.
Права и обязанности страховщика по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, связанные с осуществлением контроля за уплатой страховых взносов, устанавливаются Федеральным законом от 24 июля 2009 г. N 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд РФ, Фонд социального страхования РФ, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования».
- Урок 4. Регистрация и снятие с регистрационного учета страхователей по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством
- Урок 7. Права и обязанности застрахованных лиц по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством
- Урок 5. Права и обязанности страхователей по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством
- Урок 3. Лица, подлежащие обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством
- Урок 16. Обеспечение ежемесячным пособием по уходу за ребенком из средств Фонда социального страхования
Субъектами страховых отношении являются:
- Застрахованный: любое физическое лицо, которое работает согласно трудового законодательства России, и может заключить договор страхования своей жизни, здоровья.
- Страхователь: это компания, которая оказывает услуги страхования физических лиц.
- Страховщик: фонды соцстраха Российской Федерации.
Когда человек трудится на производстве, у него больше вероятности получить повреждения, покалечиться или приобрести заболевание из-за специфики работы. Чтобы предупредить развитие плохих последствий, обезопасить работающее общество, а при необходимости посодействовать в лечении и восстановлении здоровья, государство разработало комплекс мероприятий, направленных на сокращение потерь от чрезвычайных происшествий и возврат трудящимся расходов на больницу и реабилитацию вследствие увечий и заболеваний, полученных на рабочем месте.
Защита населения определяется конституционным правом и Федеральным законом, и является необходимой. Все работодатели должны застраховать своих работников от последствий травм и болезней. Таким образом, власть защищает интересы не просто граждан, но и интересы общества в целом.
Такой вид страхования обеспечивает людям:
- защиту в общественном плане;
- компенсацию оплаты медицинского обслуживания, если человек покалечился, выполняя трудовой долг;
- проведение упреждающих действий и мероприятий по сокращению травматизма на рабочих местах;
Таким образом, лица, пострадавшие в производственных происшествиях во время работы, или получившие профзаболевания, подлежат страховке, которая формируется из средств:
- взносов самих страхователей;
- оплачиваемых штрафов;
- платежей от страхователей, в случае их ликвидации;
- других платежей, не противоречащих законам Российского государства.
В каком объеме будет возмещен ущерб, полученный в процессе работы, зависит от класса профессионального риска. Есть 32 категории опасности профессий. Начинает этот список специалист по акклиматизации морских биоресурсов, а самой опасной профессией считается шахтер по добыче угля.
Мужчины и женщины, занятые в медицине и фармацевтике, спасая людей, каждый день подвергаются угрозам, поэтому к ним особое отношение. Власти утвердили список медицинских «опасных» статусов, у которых степень риска заразиться и навредить здоровью очень высок.
Порядок страхования устанавливается Правительством для медработников учреждений федерального уровня, и органами государственной власти для сотрудников медицинских учреждений, которые находятся в ведомстве субъектов Российского государства.
Когда эти люди должны быть защищены? Когда они:
- оказывают психиатрическую помощь;
- контактируют с туберкулезными пациентами;
- осуществляют диагностику, лабораторные исследования и проводят лечение пациентов ВИЧ-инфецированных;
- работают в должностях, которые состоят в перечне, утвержденном Правительством РФ.
По факту наступления страхового случая берется во внимание степень профессионализма сотрудника и есть в этом конкретно его вина. Возможно ситуация возникла по неосторожности, или недостаточной компетентности.
Если медработник при исполнении своего долга оказания медицинской помощи, или при проведении медицинских исследований, погибает, то семья погибшего получает единовременного денежное пособие, которое утверждается органами Правительства, власти и местного управления в соответствии с местом работы погибшего.
Расчет страховых взносов, как основного и регулярного платежа, производит бухгалтерия предприятия. Он состоит из фиксированной части страхового тарифа, и переменной части в виде процентов нему, который страхователь оплачивает страховщику.
Размер процентов фиксируется страховщиком и может изменяться, быть ниже или выше в зависимости от состояния условий охраны труда, насколько хорошо оборудованы заводские территории, сколько затрат относится на страхование сотрудников, но не превышая 40% самого тарифа.
При расчете тарифа берут за основу суммы выплат застрахованным гражданам. Страховые тарифы устанавливаются и контролируются Законодательством РФ, в зависимости от видов экономической деятельности.
Индивидуальные предприниматели, лица, осуществляющие частную практику на основании лицензии, оплачивают суммы своих взносов в индивидуальном порядке в зависимости от суммы доходов. Объем социальной помощи для жителей России прямо зависит от состояния компаний, где они работают, от отношения нанимателя к трудящимся. Внутренняя атмосфера и проявление заботы руководства о своих подчиненных в виде предоставления страховки – яркий показатель фирмы.
Субъекты обязательного социального страхования – это партнеры или участники отношений, которые приравниваются к страхованию.
В жизни любого человека могут возникнуть ситуации, которые подразумевают под собой необходимость получения от государства материальной и финансовой помощи.
Субъекты страхования – это работодатели, страховые компании, застрахованные граждане, а также многие другие органы, компании, организации, предприниматели и граждане. Они определяются при помощи соответствия федеральному закону, в котором учитывается и вид страхования.
Страхователи представляют собой определенные организации, которые имеют любую организационно-правовую форму. Сюда можно отнести граждан, которые имеют определенные обязательства, соответствующие федеральным законам.
В таком случае обязательное социальное страхование осуществляется в виде страховых взносов, которые в первую очередь устанавливаются при помощи действующего законодательства.
В качестве страхователя выступают исполнительные службы, кроме этого, при оформлении выплаты принимают участие в проверке документации и органы местного самоуправления.
Граждане, подлежащие обязательному социальному страхованию, это:
- лица, которые работают по договору найма, государственные служащие, муниципальные работники;
- члены производственных кооперативов, которые принимают непосредственное участие в развитии и деятельности предприятия;
- священнослужители;
- лица, которые были осуждены или привлечены к оплачиваемому трудовому времени;
- жители без гражданства;
- частные предприниматели, адвокаты, физические лица, которые не были признаны индивидуальными предпринимателями;
- лица, которые были застрахованы, имеют полное право получать страховое обеспечение, но только при соблюдении всех установленных условий, которые предусмотрены законами;
- граждане, которые работают по заключенному трудовому договору.
Включает в себя следующие отдельные виды обязательного социального страхования:
- оплата медицинским учреждениям всех необходимых статей расходов, которые были связаны с предоставлением застрахованному лицу медикаментозного лечения и помощи;
- выплата пенсии по старости;
- выплата пенсий по инвалидности;
- пенсия, которая выдается в случае потери одного из кормильцев;
- пособия по случаю временной нетрудоспособности;
- отчисления, которые получены по причине получения производственного несчастного случая — сюда относятся полученные профессиональные заболевания, оплата дополнительных расходов, которые были осуществлены на медицинскую и профессиональную реабилитацию;
- выплата пособий по беременности и родам;
- выплата ежемесячного пособия по уходу за ребенком до 3-х лет;
- многие другие виды обеспечения, которые были специально остановлены при помощи составления федерального закона «Про конкретные виды обязательного социального страхования»;
- единовременные пособия для женщин, которые встали на учет в медицинские учреждения на ранних сроках беременности;
- единовременные пособия, которые выплачиваются после рождения ребенка;
- социальное пособие на погребение человека.
Обязательное социальное страхование материнства является системой, которая в полной мере гарантирует полное обеспечение всех застрахованных лиц.
В таком случае им будут выплачены все необходимые пособия и установленные компенсации, которые осуществляются при помощи счета страховых взносов.
Сумма материнского пособия рассчитывается по определенной формуле, фонды страхования видят все взносы на обязательное социальное страхование от работодателя. Исходя из этих данных, производится расчет начислений.
Обеспечение по обязательному социальному страхованию материнства осуществляется при помощи выплат застрахованным лицам. Это могут быть:
- пособия на период ухода в отпуск по беременности и на роды;
- единовременное пособие для женщин, которые встали на учет к специалисту на ранних сроках беременности;
- единовременное пособие, которое выплачивается при рождении ребенка;
- пособия, предназначенные для выплаты в период отпуска по уходу за маленьким ребенком.
Пособия могут быть выплачены при необходимости получения санаторного или курортного лечения. Также сюда можно отнести оздоровление детей.
Похожие записи: