Основы законодательства Российской Федерации о культуре 2021
Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Основы законодательства Российской Федерации о культуре 2021». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.
(в ред. Федеральных законов от 23.06.99 N 115-ФЗ, от 22.08.2004 N 122-ФЗ, от 31.12.2005 N 199-ФЗ, от 03.11.2006 N 175-ФЗ, от 29.12.2006 N 258-ФЗ, от 23.07.2008 N 160-ФЗ, от 21.12.2009 N 335-ФЗ, от 08.05.2010 N 83-ФЗ, от 22.04.2013 N 63-ФЗ, от 02.07.2013 N 185-ФЗ, от 30.09.2013 N 265-ФЗ, от 05.05.2014 N 102-ФЗ, от 21.07.2014 N 216-ФЗ, от 21.07.2014 N 256-ФЗ, от 01.12.2014 N 419-ФЗ, от 28.11.2015 N 357-ФЗ, от 26.07.2017 N 205-ФЗ, от 29.07.2017 N 234-ФЗ, от 05.12.2017 N 392-ФЗ, от 18.07.2019 N 193-ФЗ, от 01.04.2020 N 98-ФЗ, от 30.04.2021 N 114-ФЗ)
Руководствуясь Конституцией (Основным Законом) Российской Федерации, Федеративным договором, нормами международного права,
признавая основополагающую роль культуры в развитии и самореализации личности, гуманизации общества и сохранении национальной самобытности народов, утверждении их достоинства,
отмечая неразрывную связь создания и сохранения культурных ценностей, приобщения к ним всех граждан с социально-экономическим прогрессом, развитием демократии, укреплением целостности и суверенитета Российской Федерации,
выражая стремление к межнациональному культурному сотрудничеству и интеграции отечественной культуры в мировую культуру,
Верховный Совет Российской Федерации принимает настоящие Основы законодательства о культуре (далее — Основы) в качестве правовой базы сохранения и развития культуры в России.
Основы законодательства Российской Федерации о культуре
Задачами законодательства Российской Федерации о культуре являются:
обеспечение и защита конституционного права граждан Российской Федерации на культурную деятельность;
создание правовых гарантий для свободной культурной деятельности объединений граждан, народов и иных этнических общностей Российской Федерации;
определение принципов и правовых норм отношений субъектов культурной деятельности;
определение принципов государственной культурной политики, правовых норм государственной поддержки культуры и гарантий невмешательства государства в творческие процессы.
Законодательство Российской Федерации о культуре состоит из настоящих Основ, законов Российской Федерации и законов субъектов Российской Федерации о культуре. (в ред. Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ)
Часть вторая — Утратила силу. (в ред. Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ)
В случаях, предусмотренных настоящими Основами и иными законодательными актами Российской Федерации о культуре, издаются нормативные правовые акты Российской Федерации в сфере культуры. (в ред. Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ)
Используемые в настоящих Основах термины означают:
Культурная деятельность — деятельность по сохранению, созданию, распространению и освоению культурных ценностей.
Культурные ценности — нравственные и эстетические идеалы, нормы и образцы поведения, языки, диалекты и говоры, национальные традиции и обычаи, исторические топонимы, фольклор, художественные промыслы и ремесла, произведения культуры и искусства, результаты и методы научных исследований культурной деятельности, имеющие историко-культурную значимость здания, сооружения, предметы и технологии, уникальные в историко-культурном отношении территории и объекты.
Культурные блага — условия и услуги, предоставляемые организациями, другими юридическими и физическими лицами для удовлетворения гражданами своих культурных потребностей.
Творческая деятельность — создание культурных ценностей и их интерпретация.
Творческий работник — физическое лицо, которое создает или интерпретирует культурные ценности, считает собственную творческую деятельность неотъемлемой частью своей жизни, признано или требует признания в качестве творческого работника, независимо от того, связано оно или нет трудовыми соглашениями и является или нет членом какой-либо ассоциации творческих работников (к числу творческих работников относятся лица, причисленные к таковым Всемирной конвенцией об авторском праве, Бернской конвенцией об охране произведений литературы и искусства, Римской конвенцией об охране прав артистов-исполнителей, производителей фонограмм и работников органов радиовещания).
Достоинство культур народов и национальных групп — признание их ценности и проявление уважения к ним.
Культурное наследие народов Российской Федерации — материальные и духовные ценности, созданные в прошлом, а также памятники и историко-культурные территории и объекты, значимые для сохранения и развития самобытности Российской Федерации и всех ее народов, их вклада в мировую цивилизацию.
Культурное достояние народов Российской Федерации — совокупность культурных ценностей, а также организации, учреждения, предприятия культуры, которые имеют общенациональное (общероссийское) значение и в силу этого безраздельно принадлежат Российской Федерации и ее субъектам без права их передачи иным государствам и союзам государств с участием Российской Федерации.
Культурные аспекты программ развития — перспективы социально-экономических, научно-технических и других программ развития с точки зрения воздействия результатов их реализации на сохранение и развитие культуры, а также влияния самой культуры на эти результаты.
Государственная культурная политика (политика государства в области культурного развития) — совокупность принципов и норм, которыми руководствуется государство в своей деятельности по сохранению, развитию и распространению культуры, а также сама деятельность государства в области культуры.
Настоящие Основы регулируют культурную деятельность в следующих областях:
выявление, изучение, охрана, реставрация и использование памятников истории и культуры;
художественная литература, кинематография, сценическое, пластическое, музыкальное искусство, архитектура и дизайн, фотоискусство, другие виды и жанры искусства;
художественные народные промыслы и ремесла, народная культура в таких ее проявлениях, как языки, диалекты и говоры, фольклор, обычаи и обряды, исторические топонимы;
самодеятельное (любительское) художественное творчество;
музейное дело и коллекционирование;
книгоиздание и библиотечное дело, а также иная культурная деятельность, связанная с созданием произведений печати, их распространением и использованием, архивное дело;
телевидение, радио и другие аудиовизуальные средства в части создания и распространения культурных ценностей;
эстетическое воспитание, художественное образование; (в ред. Федерального закона от 02.07.2013 N 185-ФЗ)
научные исследования культуры;
международные культурные обмены;
производство материалов, оборудования и других средств, необходимых для сохранения, создания, распространения и освоения культурных ценностей;
иная деятельность, в результате которой сохраняются, создаются, распространяются и осваиваются культурные ценности.
Российская Федерация самостоятельно реализует на своей территории соглашения и иные акты, регулирующие отношения Российской Федерации в области культуры с другими государствами, объединениями государств, а также международными организациями.
Российская Федерация признает равное достоинство культур, равные права и свободы в области культуры всех проживающих в ней народов и иных этнических общностей, способствует созданию равных условий для сохранения и развития этих культур, обеспечивает и укрепляет целостность российской культуры посредством законодательного регулирования федеральной государственной культурной политики и федеральных государственных программ сохранения и развития культуры.
В Российской Федерации культурная деятельность является неотъемлемым правом каждого гражданина независимо от национального и социального происхождения, языка, пола, политических, религиозных и иных убеждений, места жительства, имущественного положения, образования, профессии или других обстоятельств.
-
Арбитражный процессуальный кодекс РФ
-
Бюджетный кодекс РФ
-
Водный кодекс Российской Федерации РФ
-
Воздушный кодекс Российской Федерации РФ
-
Градостроительный кодекс Российской Федерации РФ
-
ГК РФ
-
Гражданский кодекс часть 1
-
Гражданский кодекс часть 2
-
Гражданский кодекс часть 3
-
Гражданский кодекс часть 4
-
Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации РФ
-
Жилищный кодекс Российской Федерации РФ
-
Земельный кодекс РФ
-
Кодекс административного судопроизводства РФ
-
Кодекс внутреннего водного транспорта Российской Федерации РФ
-
Кодекс об административных правонарушениях РФ
-
Кодекс торгового мореплавания Российской Федерации РФ
-
Лесной кодекс Российской Федерации РФ
-
НК РФ
-
Налоговый кодекс часть 1
-
Налоговый кодекс часть 2
-
Семейный кодекс Российской Федерации РФ
-
Таможенный кодекс Таможенного союза РФ
-
Трудовой кодекс РФ
-
Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации РФ
-
Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации РФ
-
Уголовный кодекс РФ
-
ФЗ об исполнительном производстве
-
Закон о коллекторах
-
Закон о национальной гвардии
-
О правилах дорожного движения
-
О защите конкуренции
-
О лицензировании
-
О прокуратуре
-
Об ООО
-
О несостоятельности (банкротстве)
-
О персональных данных
-
О контрактной системе
-
О воинской обязанности и военной службе
-
О банках и банковской деятельности
-
О государственном оборонном заказе
-
Закон о полиции
-
Закон о страховых пенсиях
-
Закон о пожарной безопасности
-
Закон об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств
-
Закон об образовании в Российской Федерации
-
Закон о государственной гражданской службе Российской Федерации
-
Закон о защите прав потребителей
-
Закон о противодействии коррупции
-
Закон о рекламе
-
Закон об охране окружающей среды
-
Закон о бухгалтерском учете
-
Федеральный закон от 22.04.1996 N 39-ФЗ (ред. от 02.07.2021)
«О рынке ценных бумаг» (с изм. и доп., вступ. в силу с 13.07.2021)
-
Федеральный закон от 27.07.2010 N 190-ФЗ (ред. от 02.07.2021)
«О теплоснабжении»
-
Федеральный закон от 27.07.2010 N 210-ФЗ (ред. от 02.07.2021)
«Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг»
Основы законодательства Российской Федерации о культуре от 09.10.1992 № 3612-1
-
Указ Президента РФ от 02.09.2021 N 512
«О внесении изменения в Положение о Министерстве юстиции Российской Федерации, утвержденное Указом Президента Российской Федерации от 13 октября 2004 г. N 1313»
-
Указ Президента РФ от 02.09.2021 N 511
«О внесении изменений в состав Комиссии при Президенте Российской Федерации по предварительному рассмотрению вопросов назначения судей и прекращения их полномочий, утвержденный Указом Президента Российской Федерации от 17 февраля 2021 г. N 97»
-
Указ Президента РФ от 02.09.2021 N 510
«О внесении изменения в Порядок подготовки проектов правовых актов и поручений Президента Российской Федерации, проектов правовых актов Правительства Российской Федерации об определении единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) товаров, работ, услуг при осуществлении их закупок для государственных нужд, утвержденный Указом Президента Российской Федерации от 14 сентября 2020 г. N 558»
-
Постановление Правительства РФ от 01.09.2021 N 1461
«О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 16 декабря 2020 г. N 2130»
-
Постановление Правительства РФ от 01.09.2021 N 1459
«О внесении изменений в Правила маркировки обувных товаров средствами идентификации»
-
Распоряжение Правительства РФ от 31.08.2021 N 2417-р
«О внесении изменений в распоряжение Правительства РФ от 21.09.2004 N 1222-р»
Номер документа: 3612-1 Дата принятия: 09/10/1992 Состояние документа: Действует Начало действия документа: 17/11/1992 Органы эмитенты: Парламент Текущая редакция принята: 30/04/2021 документом Федеральный закон Российской Федерации О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации № 114-ФЗ от 30/04/2021
Вступила в силу с: 11/05/2021
Редакция от 01/04/2020, принята документом Федеральный закон Российской Федерации О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам предупреждения… № 98-ФЗ от 01/04/2020
Вступила в силу с: 01/04/2020
Редакция от 18/07/2019, принята документом Федеральный закон Российской Федерации О внесении изменений в Закон Российской Федерации Основы законодательства Российской Федерации о культуре № 193-ФЗ от 18/07/2019
Вступила в силу с: 01/09/2019
Редакция от 05/12/2017, принята документом Федеральный закон Российской Федерации О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам совершенствования… № 392-ФЗ от 05/12/2017
Вступила в силу с: 06/03/2018
Редакция от 29/07/2017, принята документом Федеральный закон Российской Федерации О внесении изменений в статью 39 Закона Российской Федерации Основы законодательства Российской Федерации… № 234-ФЗ от 29/07/2017
Вступила в силу с: 10/08/2017
Редакция от 26/07/2017, принята документом Федеральный закон Российской Федерации О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу… № 205-ФЗ от 26/07/2017
Вступила в силу с: 26/07/2017
Редакция от 01/12/2014, принята документом Федеральный закон Российской Федерации О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам социальной защиты… № 419-ФЗ от 01/12/2014
Вступила в силу с: 01/01/2016
Редакция от 28/11/2015, принята документом Федеральный закон Российской Федерации О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации № 357-ФЗ от 28/11/2015
Вступила в силу с: 09/12/2015
Редакция от 21/07/2014, принята документом Федеральный закон Российской Федерации О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации… № 216-ФЗ от 21/07/2014
Вступила в силу с: 01/01/2015
Редакция от 21/07/2014, принята документом Федеральный закон Российской Федерации О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации… № 256-ФЗ от 21/07/2014
Вступила в силу с: 21/10/2014
Редакция от 05/05/2014, принята документом Федеральный закон Российской Федерации О внесении изменения в статью 12 Закона Российской Федерации Основы законодательства… № 102-ФЗ от 05/05/2014
Вступила в силу с: 16/05/2014
Редакция от 22/04/2013, принята документом Федеральный закон Российской Федерации О внесении изменений в Закон Российской Федерации Основы законодательства Российской Федерации о культуре… № 63-ФЗ от 22/04/2013
Вступила в силу с: 01/01/2014
Редакция от 30/09/2013, принята документом Федеральный закон Российской Федерации О внесении изменения в статью 39 закона Российской Федерации Основы… № 265-ФЗ от 30/09/2013
Вступила в силу с: 12/10/2013
Редакция от 02/07/2013, принята документом Федеральный закон Российской Федерации О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу… № 185-ФЗ от 02/07/2013
Вступила в силу с: 01/09/2013
Редакция от 08/05/2010
Федеральный закон Российской Федерации «О библиотечном деле»
Федеральный закон Российской Федерации «О Музейном фонде Российской Федерации и музеях в Российской Федерации»
Написать комментарий
Основы законодательства Российской Федерации о культуре (с изменениями на 1 апреля 2020 года)
Раздел II Права и свободы человека в области культуры (статьи с 8 по 19)
В Российской Федерации культурная деятельность является неотъемлемым правом каждого гражданина независимо от национального и социального происхождения, языка, пола, политических, религиозных и иных убеждений, места жительства, имущественного положения, образования, профессии или других обстоятельств.
Права человека в области культурной деятельности приоритетны по отношению к правам в этой области государства и любых его структур, общественных и национальных движений, политических партий, этнических общностей, этноконфессиональных групп и религиозных организаций, профессиональных и иных объединений.
Каждый человек имеет право на все виды творческой деятельности в соответствии со своими интересами и способностями.
Право человека заниматься творческой деятельностью может осуществляться как на профессиональной, так и на непрофессиональной (любительской) основе.
Профессиональный и непрофессиональный творческий работник равноправны в области авторского права и смежных прав, права на интеллектуальную собственность, охрану секретов мастерства, свободу распоряжения результатами своего труда, поддержку государства.
Каждый человек имеет право собственности в области культуры. Право собственности распространяется на имеющие историко-культурное значение предметы, коллекции и собрания, здания и сооружения, организации, учреждения, предприятия и иные объекты.
Порядок приобретения, условия владения, пользования и распоряжения объектами собственности в области культуры регламентируются законодательством Российской Федерации.
Граждане имеют право создавать организации, учреждения и предприятия (именуемые в дальнейшем организациями) по производству, тиражированию и распространению культурных ценностей, благ, посредничеству в области культурной деятельности в порядке, определяемом законодательством Российской Федерации.
Граждане имеют право создавать ассоциации, творческие союзы, гильдии или иные культурные объединения в порядке, определяемом законодательством об общественных объединениях.
Граждане имеют право вывозить за границу с целью экспонирования, иных форм публичного представления, а также с целью продажи результаты своей творческой деятельности в порядке, определяемом законодательством Российской Федерации.
Закон о культуре в последней редакции датируется 5-м декабря 2017 года. Тогда, с выходом закона ФЗ-392 о внесении изменений в отдельные акты РФ по вопросам усовершенствования независимой оценки качества условий оказания услуг, поправку претерпели статьи 36.1 и 36.2.
Большая часть изменений в законе коснулась однотипных формулировок. Словосочетания, в которых присутствовало слово «качество», были дополнены после него словом «условий» (напр., качество условий оказания услуг).
Статья 1. Задачи законодательства Российской Федерации о культуре
Задачами законодательства Российской Федерации о культуре являются:
обеспечение и защита конституционного права граждан Российской Федерации на культурную деятельность;
создание правовых гарантий для свободной культурной деятельности объединений граждан, народов и иных этнических общностей Российской Федерации;
определение принципов и правовых норм отношений субъектов культурной деятельности;
определение принципов государственной культурной политики, правовых норм государственной поддержки культуры и гарантий невмешательства государства в творческие процессы.
Статья 2. Законодательство Российской Федерации о культуре
Законодательство Российской Федерации о культуре состоит из настоящих Основ, законов Российской Федерации и законов субъектов Российской Федерации о культуре.
(в ред. Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ)
Часть вторая утратила силу. — Федеральный закон от 22.08.2004 N 122-ФЗ.
В случаях, предусмотренных настоящими Основами и иными законодательными актами Российской Федерации о культуре, издаются нормативные правовые акты Российской Федерации в сфере культуры.
(в ред. Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ)
Статья 3. Основные понятия
Используемые в настоящих Основах термины означают:
Культурная деятельность — деятельность по сохранению, созданию, распространению и освоению культурных ценностей.
Культурные ценности — нравственные и эстетические идеалы, нормы и образцы поведения, языки, диалекты и говоры, национальные традиции и обычаи, исторические топонимы, фольклор, художественные промыслы и ремесла, произведения культуры и искусства, результаты и методы научных исследований культурной деятельности, имеющие историко-культурную значимость здания, сооружения, предметы и технологии, уникальные в историко-культурном отношении территории и объекты.
Культурные блага — условия и услуги, предоставляемые организациями, другими юридическими и физическими лицами для удовлетворения гражданами своих культурных потребностей.
Творческая деятельность — создание культурных ценностей и их интерпретация.
Творческий работник — физическое лицо, которое создает или интерпретирует культурные ценности, считает собственную творческую деятельность неотъемлемой частью своей жизни, признано или требует признания в качестве творческого работника, независимо от того, связано оно или нет трудовыми соглашениями и является или нет членом какой-либо ассоциации творческих работников (к числу творческих работников относятся лица, причисленные к таковым Всемирной конвенцией об авторском праве, Бернской конвенцией об охране произведений литературы и искусства, Римской конвенцией об охране прав артистов — исполнителей, производителей фонограмм и работников органов радиовещания).
Достоинство культур народов и национальных групп — признание их ценности и проявление уважения к ним.
Культурное наследие народов Российской Федерации — материальные и духовные ценности, созданные в прошлом, а также памятники и историко-культурные территории и объекты, значимые для сохранения и развития самобытности Российской Федерации и всех ее народов, их вклада в мировую цивилизацию.
Культурное достояние народов Российской Федерации — совокупность культурных ценностей, а также организации, учреждения, предприятия культуры, которые имеют общенациональное (общероссийское) значение и в силу этого безраздельно принадлежат Российской Федерации и ее субъектам без права их передачи иным государствам и союзам государств с участием Российской Федерации.
Культурные аспекты программ развития — перспективы социально-экономических, научно-технических и других программ развития с точки зрения воздействия результатов их реализации на сохранение и развитие культуры, а также влияния самой культуры на эти результаты.
Государственная культурная политика (политика государства в области культурного развития) — совокупность принципов и норм, которыми руководствуется государство в своей деятельности по сохранению, развитию и распространению культуры, а также сама деятельность государства в области культуры.
Статья 4. Область применения Основ законодательства Российской Федерации о культуре
В настоящий момент основополагающим актом законодательства в рассматриваемой области является действующий базовый закон «Основы законодательства Российской Федерации о культуре», который был принят в 1992 году. В свое время он решил много задач и определил основы государственной поддержки культуры.
С 1992 года был принят ряд нормативных правовых актов, регулирующих отдельные аспекты деятельности и отношений в области культуры, разъясняющих и конкретизирующих положения Основ законодательства. К их числу относятся: Закон РФ от 15.04.1993 № 4804-1 (ред. от 17.07.2009) «О вывозе и ввозе культурных ценностей», а также Федеральные законы от 29.12.1994 № 78-ФЗ (ред. от 03.06.2009) «О библиотечном деле», от 17.06.1996 № 74-ФЗ (ред. от 09.02.2009) «О национально-культурной автономии», от 17.11.1995 № 169-ФЗ (ред. от 30.12.2008) «Об архитектурной деятельности в Российской Федерации», от 26.05.1996 № 54-ФЗ (ред. от 23.07.2008) «О Музейном фонде Российской Федерации и музеях в Российской Федерации», от 06.01.1999 № 7-ФЗ (ред. от 23.07.2008) «О народных художественных промыслах», от 25.06.2002 № 73-ФЗ (ред. от 23.07.2008) «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» и др.
Однако «Основы законодательства Российской Федерации о культуре» принимались в условиях правового поля, существенно отличающегося от современного. Достаточно отметить, что действующая Конституция Российской Федерациипоявилась только в следующем после принятия Закона году. В условиях продолжающихся экономических, социальных и административных реформ появились новые факторы, оказывающие существенное влияние на развитие сферы культуры. Таким образом, некоторые положения Закона не соответствуют духу времени и изменениям в обществе.
Как следствие, закон не раз требовал корректировки, многие статьи утрачивали силу, появлялись дополнения. Изменения в него вносились в июне 1999 г., в декабре 2000 г., в декабре 2001 г., в декабре 2002 г., в декабре 2003 г., в августе 2004 г., в декабре 2005 г., в ноябре и декабре 2006 г., и, наконец, в июле 2008 года.
Указанные дополнения и изменения в Основы законодательства вносились, как правило, без системного подхода и были направлены на решение отдельных задач.
К настоящему времени накоплен определенный опыт практики применения установленных им норм, а также иных нормативных правовых актов, регулирующих отношения в области культуры. Определились достоинства и недостатки действующего законодательства о культуре. Однако анализ правоприменительной практики показывает, что отдельные нормыуказанных Основ законодательства носят декларативный характер, недостаточно эффективны либо имеют внутренние противоречия.
Недостаточными представляются механизмы реализации отдельных положений закона, в частности, обеспечениеконституционных прав и свобод человека и гражданина в области культуры. Не менее актуальной является задача приведения положений закона в соответствие с последними документами ЮНЕСКО, принятыми международными договорами и соглашениями. Также необходим анализ и применение лучшего международного опыта в сфере законодательного регулирования культуры.
К настоящему времени во многих субъектах Российской Федерации приняты региональные законы о культуре. Указанный опыт законодательного регулирования также был обобщен и систематизирован при подготовке нового законопроекта. Перечень региональных законов о культуре приводится в Приложении 1 к настоящей Концепции.
В данной ситуации представляется
нецелесообразным сохранять действующие «Основы законодательства о культуре» в сложившемся виде, модифицируя его через новые изменения. По итогам обсуждений в самых разных аудиториях (профильные ведомства, творческие союзы, работники области культуры в регионах и др.), можно говорить о широкой поддержке идеи создания нового Федерального закона о культуре. Вместе с тем, необходимо обеспечить преемственность положений законопроекта с прежней законодательной работой, учесть в новом законе серьезные наработки по совершенствованию прежнего. Основной идеей законопроекта «О культуре в Российской Федерации» является системное регулирование основных правоотношений в области развития российской культуры, в т.ч. национальных культур народов Российской Федерации в соответствии с установленными приоритетами государственной социально-экономической политики.
Создание необходимых условий для развития и реализации культурного и духовного потенциала каждой личности и общества в целом становится особенно важной в контексте стратегической задачи перехода экономики России на инновационный путь развития.
Законодательство Российской Федерации, регулирующее сферу культуры
Российская Федерация самостоятельно реализует на своей территории соглашения и иные акты, регулирующие отношения Российской Федерации в области культуры с другими государствами, объединениями государств, а также международными организациями.
Российская Федерация признает равное достоинство культур, равные права и свободы в области культуры всех проживающих в ней народов и иных этнических общностей, способствует созданию равных условий для сохранения и развития этих культур, обеспечивает и укрепляет целостность российской культуры посредством законодательного регулирования федеральной государственной культурной политики и федеральных государственных программ сохранения и развития культуры.
Настоящие Основы регулируют культурную деятельность в следующих областях: выявление, изучение, охрана, реставрация и использование памятников истории и культуры; художественная литература, кинематография, сценическое, пластическое, музыкальное искусство, архитектура и дизайн, фотоискусство, другие виды и жанры искусства; художественные народные промыслы и ремесла, народная культура в таких ее проявлениях, как языки, диалекты и говоры, фольклор, обычаи и обряды, исторические топонимы; самодеятельное (любительское) художественное творчество; музейное дело и коллекционирование; книгоиздание и библиотечное дело, а также иная культурная деятельность, связанная с созданием произведений печати, их распространением и использованием, архивное дело; телевидение, радио и другие аудиовизуальные средства в части создания и распространения культурных ценностей; эстетическое воспитание, художественное образование, педагогическая деятельность в этой области; научные исследования культуры; международные культурные обмены; производство материалов, оборудования и других средств, необходимых для сохранения, создания, распространения и освоения культурных ценностей; иная деятельность, в результате которой сохраняются, создаются, распространяются и осваиваются культурные ценности.
Российская Федерация самостоятельно реализует на своей территории соглашения и иные акты, регулирующие отношения Российской Федерации в области культуры с другими государствами, объединениями государств, а также международными организациями. Российская Федерация признает равное достоинство культур, равные права и свободы в области культуры всех проживающих в ней народов и иных этнических общностей, способствует созданию равных условий для сохранения и развития этих культур, обеспечивает и укрепляет целостность российской культуры посредством законодательного регулирования федеральной государственной культурной политики и федеральных государственных программ сохранения и развития культуры.
Федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации в обязательном порядке учитывают культурные аспекты во всех государственных программах экономического, экологического, социального, национального развития. В этих целях федеральные государственные программы развития, аналогичные программы субъектов Российской Федерации подвергаются обязательной, независимой и гласной экспертизе группами специалистов в области культуры, назначаемыми совместно органами представительной и исполнительной власти соответствующих уровней. Органы местного самоуправления в обязательном порядке учитывают культурные аспекты во всех программах и планах комплексного социально-экономического развития муниципальных образований.
Закон о культуре в последней редакции датируется 5-м декабря 2017 года. Тогда, с выходом закона ФЗ-392 о внесении изменений в отдельные акты РФ по вопросам усовершенствования независимой оценки качества условий оказания услуг, поправку претерпели статьи 36.1 и 36.2.
Большая часть изменений в законе коснулась однотипных формулировок. Словосочетания, в которых присутствовало слово «качество», были дополнены после него словом «условий» (напр., качество условий оказания услуг).
В первой статье ФЗ «Основы законодательства Российской Федерации о культуре» говорится о приоритетных задачах, которые ставят перед собой создатели нормативного акта. Вот что стоит здесь выделить:
- формирование юридических гарантий для осуществления профессиональной культурной деятельности на свободной основе;
- объединение народов, этносов и граждан для культивирования и популяризации культуры;
- защита и обеспечение конституционного права граждан РФ на деятельность в сфере культуры;
- определение основных принципов и норм юридического характера в сфере культуры;
- своевременное финансирование различных культурных организаций;
- определение принципов проведения политики в сфере культуры;
- поддержка и законодательное закрепление принципа невмешательства государства в творчество;
- отсутствие цензуры.
Какие области регулирует представленный нормативный акт? Здесь стоит отметить работу с памятниками культуры, с литературой и кинематографом, телевидением и наукой, музейным делом, народными промыслами и многими другими явлениями.
Далее следует рассказать, что вообще понимается под культурной и творческой деятельностью в основах законодательства Российской Федерации о культуре.
В разделах II и III Закона № 3612-1 говорится о правах человека, а также различных народов и этносов в культурной сфере РФ. Так, статья 8 закрепляет важнейший принцип неотъемлемости прав каждого человека на деятельность культурного характера. В последующих статьях говорится о приоритетности человеческих прав перед правами государства, различных групп и организаций. В законе «Основы законодательства Российской Федерации о культуре» закрепляются права и свободы на следующие виды деятельности:
- на творчество и проявление личной культурной самобытности;
на приобщение к культурным ценностям; - на воспитание и образование через призму художественности и эстетики;
- на реализацию собственности в сфере культуры;
- на создание организаций, предприятий, общественных объединений или учреждений в культурных сферах;
- на вывоз результатов культурной деятельности за рубеж и т. д.
Российская Федерация признает равное достоинство культур, равные права и свободы в области культуры всех проживающих в ней народов и иных этнических общностей, способствует созданию равных условий для сохранения и развития этих культур, обеспечивает и укрепляет целостность российской культуры посредством законодательного регулирования федеральной государственной культурной политики и федеральных государственных программ сохранения и развития культуры.
Права человека в области культурной деятельности приоритетны по отношению к правам в этой области государства и любых его структур, общественных и национальных движений, политических партий, этнических общностей, этноконфессиональных групп и религиозных организаций, профессиональных и иных объединений.
Бизнес: • Банки • Богатство и благосостояние • Коррупция • (Преступность) • Маркетинг • Менеджмент • Инвестиции • Ценные бумаги: • Управление • Открытые акционерные общества • Проекты • Документы • Ценные бумаги — контроль • Ценные бумаги — оценки • Облигации • Долги • Валюта • Недвижимость • (Аренда) • Профессии • Работа • Торговля • Услуги • Финансы • Страхование • Бюджет • Финансовые услуги • Кредиты • Компании • Государственные предприятия • Экономика • Макроэкономика • Микроэкономика • Налоги • Аудит
Промышленность: • Металлургия • Нефть • Сельское хозяйство • Энергетика
Строительство • Архитектура • Интерьер • Полы и перекрытия • Процесс строительства • Строительные материалы • Теплоизоляция • Экстерьер • Организация и управление производствомБытовые услуги • Телекоммуникационные компании • Доставка готовых блюд • Организация и проведение праздников • Ремонт мобильных устройств • Ателье швейные • Химчистки одежды • Сервисные центры • Фотоуслуги • Праздничные агентства
В настоящий момент основополагающим актом законодательства в рассматриваемой области является действующий базовый закон «Основы законодательства Российской Федерации о культуре», который был принят в 1992 году. В свое время он решил много задач и определил основы государственной поддержки культуры.
С 1992 года был принят ряд нормативных правовых актов, регулирующих отдельные аспекты деятельности и отношений в области культуры, разъясняющих и конкретизирующих положения Основ законодательства. К их числу относятся: Закон РФ от 15.04.1993 № 4804-1 (ред. от 17.07.2009) «О вывозе и ввозе культурных ценностей», а также Федеральные законы от 29.12.1994 № 78-ФЗ (ред. от 03.06.2009) «О библиотечном деле», от 17.06.1996 № 74-ФЗ (ред. от 09.02.2009) «О национально-культурной автономии», от 17.11.1995 № 169-ФЗ (ред. от 30.12.2008) «Об архитектурной деятельности в Российской Федерации», от 26.05.1996 № 54-ФЗ (ред. от 23.07.2008) «О Музейном фонде Российской Федерации и музеях в Российской Федерации», от 06.01.1999 № 7-ФЗ (ред. от 23.07.2008) «О народных художественных промыслах», от 25.06.2002 № 73-ФЗ (ред. от 23.07.2008) «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» и др.
Однако «Основы законодательства Российской Федерации о культуре» принимались в условиях правового поля, существенно отличающегося от современного. Достаточно отметить, что действующая Конституция Российской Федерациипоявилась только в следующем после принятия Закона году. В условиях продолжающихся экономических, социальных и административных реформ появились новые факторы, оказывающие существенное влияние на развитие сферы культуры. Таким образом, некоторые положения Закона не соответствуют духу времени и изменениям в обществе.
Как следствие, закон не раз требовал корректировки, многие статьи утрачивали силу, появлялись дополнения. Изменения в него вносились в июне 1999 г., в декабре 2000 г., в декабре 2001 г., в декабре 2002 г., в декабре 2003 г., в августе 2004 г., в декабре 2005 г., в ноябре и декабре 2006 г., и, наконец, в июле 2008 года.
Указанные дополнения и изменения в Основы законодательства вносились, как правило, без системного подхода и были направлены на решение отдельных задач.
К настоящему времени накоплен определенный опыт практики применения установленных им норм, а также иных нормативных правовых актов, регулирующих отношения в области культуры. Определились достоинства и недостатки действующего законодательства о культуре. Однако анализ правоприменительной практики показывает, что отдельные нормыуказанных Основ законодательства носят декларативный характер, недостаточно эффективны либо имеют внутренние противоречия.
Недостаточными представляются механизмы реализации отдельных положений закона, в частности, обеспечениеконституционных прав и свобод человека и гражданина в области культуры. Не менее актуальной является задача приведения положений закона в соответствие с последними документами ЮНЕСКО, принятыми международными договорами и соглашениями. Также необходим анализ и применение лучшего международного опыта в сфере законодательного регулирования культуры.
К настоящему времени во многих субъектах Российской Федерации приняты региональные законы о культуре. Указанный опыт законодательного регулирования также был обобщен и систематизирован при подготовке нового законопроекта. Перечень региональных законов о культуре приводится в Приложении 1 к настоящей Концепции.
В данной ситуации представляется
нецелесообразным сохранять действующие «Основы законодательства о культуре» в сложившемся виде, модифицируя его через новые изменения. По итогам обсуждений в самых разных аудиториях (профильные ведомства, творческие союзы, работники области культуры в регионах и др.), можно говорить о широкой поддержке идеи создания нового Федерального закона о культуре. Вместе с тем, необходимо обеспечить преемственность положений законопроекта с прежней законодательной работой, учесть в новом законе серьезные наработки по совершенствованию прежнего. Руководствуясь Конституцией (Основным Законом) Российской Федерации, Федеративным договором, нормами международного права,
признавая основополагающую роль культуры в развитии и самореализации личности, гуманизации общества и сохранении национальной самобытности народов, утверждении их достоинства,
отмечая неразрывную связь создания и сохранения культурных ценностей, приобщения к ним всех граждан с социально-экономическим прогрессом, развитием демократии, укреплением целостности и суверенитета Российской Федерации,
выражая стремление к межнациональному культурному сотрудничеству и интеграции отечественной культуры в мировую культуру,
Верховный Совет Российской Федерации принимает настоящие Основы законодательства о культуре (далее — Основы) в качестве правовой базы сохранения и развития культуры в России.
Раздел I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Статья 1. Задачи законодательства Российской Федерации о культуре
Задачами законодательства Российской Федерации о культуре являются:
обеспечение и защита конституционного права граждан Российской Федерации на культурную деятельность;
создание правовых гарантий для свободной культурной деятельности объединений граждан, народов и иных этнических общностей Российской Федерации;
определение принципов и правовых норм отношений субъектов культурной деятельности;
определение принципов государственной культурной политики, правовых норм государственной поддержки культуры и гарантий невмешательства государства в творческие процессы.
Статья 2. Законодательство Российской Федерации о культуре
Законодательство Российской Федерации о культуре состоит из настоящих Основ, законов Российской Федерации и законов субъектов Российской Федерации о культуре.
(в ред. Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ)
Часть вторая утратила силу. — Федеральный закон от 22.08.2004 N 122-ФЗ.
В случаях, предусмотренных настоящими Основами и иными законодательными актами Российской Федерации о культуре, издаются нормативные правовые акты Российской Федерации в сфере культуры.
(в ред. Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ)
Статья 3. Основные понятия
Используемые в настоящих Основах термины означают:
Культурная деятельность — деятельность по сохранению, созданию, распространению и освоению культурных ценностей.
Культурные ценности — нравственные и эстетические идеалы, нормы и образцы поведения, языки, диалекты и говоры, национальные традиции и обычаи, исторические топонимы, фольклор, художественные промыслы и ремесла, произведения культуры и искусства, результаты и методы научных исследований культурной деятельности, имеющие историко-культурную значимость здания, сооружения, предметы и технологии, уникальные в историко-культурном отношении территории и объекты.
Культурные блага — условия и услуги, предоставляемые организациями, другими юридическими и физическими лицами для удовлетворения гражданами своих культурных потребностей.
Творческая деятельность — создание культурных ценностей и их интерпретация.
Творческий работник — физическое лицо, которое создает или интерпретирует культурные ценности, считает собственную творческую деятельность неотъемлемой частью своей жизни, признано или требует признания в качестве творческого работника, независимо от того, связано оно или нет трудовыми соглашениями и является или нет членом какой-либо ассоциации творческих работников (к числу творческих работников относятся лица, причисленные к таковым Всемирной конвенцией об авторском праве, Бернской конвенцией об охране произведений литературы и искусства, Римской конвенцией об охране прав артистов — исполнителей, производителей фонограмм и работников органов радиовещания).
Достоинство культур народов и национальных групп — признание их ценности и проявление уважения к ним.
Культурное наследие народов Российской Федерации — материальные и духовные ценности, созданные в прошлом, а также памятники и историко-культурные территории и объекты, значимые для сохранения и развития самобытности Российской Федерации и всех ее народов, их вклада в мировую цивилизацию.
Статья 37. Полномочия федеральных органов государственной власти в области культуры
(в ред. Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ)
Статья 1. Задачи законодательства Российской Федерации о культуре
Задачами законодательства Российской Федерации о культуре являются:
— обеспечение и защита конституционного права граждан Российской Федерации на культурную деятельность;
— создание правовых гарантий для свободной культурной деятельности объединений граждан, народов и иных этнических общностей Российской Федерации;
— определение принципов и правовых норм отношений субъектов культурной деятельности;
— определение принципов государственной культурной политики, правовых норм государственной поддержки культуры и гарантий невмешательства государства в творческие процессы.Статья 2. Законодательство Российской Федерации о культуре
Законодательство Российской Федерации о культуре состоит из настоящих Основ, законов Российской Федерации и законов республик в составе Российской Федерации о культуре.
Законодательные и иные правовые акты Российской Федерации, республик в составе Российской Федерации, автономной области, автономных округов, краев, областей, городов Москвы и Санкт-Петербурга, прямо или косвенно касающиеся вопросов культуры, должны соответствовать данным Основам. В случае возникновения разногласий действуют нормы настоящих Основ.
Подзаконные акты Российской Федерации в области культуры издаются в случаях, предусмотренных настоящими Основами и иными законодательными актами Российской Федерации о культуре.Статья 3. Основные понятия
Используемые в настоящих Основах термины означают:
— Культурная деятельность — деятельность по сохранению, созданию, распространению и освоению культурных ценностей.
— Культурные ценности — нравственные и эстетические идеалы, нормы и образцы поведения, языки, диалекты и говоры, национальные традиции и обычаи, исторические топонимы, фольклор, художественные промыслы и ремесла, произведения культуры и искусства, результаты и методы научных исследований культурной деятельности, имеющие историко-культурную значимость здания, сооружения, предметы и технологии, уникальные в историко-культурном отношении территории и объекты.
— Культурные блага — условия и услуги, предоставляемые организациями, другими юридическими и физическими лицами для удовлетворения гражданами своих культурных потребностей.
— Творческая деятельность — создание культурных ценностей и их интерпретация.
— Творческий работник — физическое лицо, которое создает или интерпретирует культурные ценности, считает собственную творческую деятельность неотъемлемой частью своей жизни, признано или требует признания в качестве творческого работника, независимо от того, связано оно или нет трудовыми соглашениями и является или нет членом какой-либо ассоциации творческих работников (к числу творческих работников относятся лица, причисленные к таковым Всемирной конвенцией об авторском праве, Бернской конвенцией об охране произведений литературы и искусства, Римской конвенцией об охране прав артистов-исполнителей, производителей фонограмм и работников органов радиовещания).
— Достоинство культур народов и национальных групп — признание их ценности и проявление уважения к ним.
— Культурное наследие народов Российской Федерации — материальные и духовные ценности, созданные в прошлом, а также памятники и историко-культурные территории и объекты, значимые для сохранения и развития самобытности Российской Федерации и всех ее народов, их вклада в мировую цивилизацию.
— Культурное достояние народов Российской Федерации — совокупность культурных ценностей, а также организации, учреждения, предприятия культуры, которые имеют общенациональное (общероссийское) значение и в силу этого безраздельно принадлежат Российской Федерации и ее субъектам без права их передачи иным государствам и союзам государств с участием Российской Федерации.
— Культурные аспекты программ развития — перспективы социально-экономических, научно-технических и других программ развития с точки зрения воздействия результатов их реализации на сохранение и развитие культуры, а также влияния самой культуры на эти результаты.
— Государственная культурная политика (политика государства в области культурного развития) — совокупность принципов и норм, которыми руководствуется государство в своей деятельности по сохранению, развитию и распространению культуры, а также сама деятельность государства в области культуры.Статья 8. Неотъемлемость права каждого человека на культурную деятельность
В Российской Федерации культурная деятельность является неотъемлемым правом каждого гражданина независимо от национального и социального происхождения, языка, пола, политических, религиозных и иных убеждений, места жительства, имущественного положения, образования, профессии или других обстоятельств.Статья 9. Приоритетность прав человека по отношению к правам государства, организаций и групп
Права человека в области культурной деятельности приоритетны по отношению к правам в этой области государства и любых его структур, общественных и национальных движений, политических партий, этнических общностей, этноконфессиональных групп и религиозных организаций, профессиональных и иных объединений.Статья 10. Право на творчество
Каждый человек имеет право на все виды творческой деятельности в соответствии со своими интересами и способностями.
Право человека заниматься творческой деятельностью может осуществляться как на профессиональной, так и на непрофессиональной (любительской) основе.
Профессиональный и непрофессиональный творческий работник равноправны в области авторского права и смежных прав, права на интеллектуальную собственность, охрану секретов мастерства, свободу распоряжения результатами своего труда, поддержку государства.Основы законодательства РФ о культуре (в редакции от 05.12.2017 № 3612-1)
Статья 37. Компетенция федеральных органов государственной власти и управления Российской Федерации в области культуры
К ведению федеральных органов государственной власти и управления Российской Федерации в области культуры относятся:
— обеспечение прав и свобод человека в области культуры;
— установление основ федеральной культурной политики, принятие федерального законодательства в области культуры и федеральных государственных программ культурного развития;
— правовое регулирование отношений собственности, основ хозяйственной деятельности и порядка распоряжения национальным культурным достоянием Российской Федерации;
— формирование федерального бюджета в части расходов на культуру, федеральных фондов развития культуры;
— установление налоговых льгот, стимулирующих сохранение и развитие культуры, и минимума бюджетного финансирования государственных и муниципальных организаций культуры;
— прямое финансирование организаций культуры, находящихся в федеральном ведении;
— координация внешней политики в области культурного сотрудничества;
— регулирование вывоза и ввоза культурных ценностей;
— регулирование правил осуществления валютных операций в области культуры;
— создание, реорганизация и ликвидация государственных организаций культуры федерального подчинения;
— определение принципов государственной политики в области подготовки кадров, занятости, оплаты труда, социальных гарантий, норм и льгот материального обеспечения работников культуры, установление минимального размера ставок авторского гонорара;
— создание единой государственной системы информационного обеспечения культурной деятельности в Российской Федерации;
— официальный статистический учет в области культуры;
— создание и ведение Свода памятников истории и культуры Российской Федерации;
— контроль за исполнением законодательства Российской Федерации о культуре.Статья 38. Совместная компетенция федеральных органов государственной власти и управления Российской Федерации, органов государственной власти и управления республик в составе Российской Федерации, автономной области, автономных округов, краев, областей, городов Москвы и Санкт-Петербурга в области культуры
К совместному ведению органов государственной власти и управления Российской Федерации и субъектов Федерации в области культуры относятся:
— обеспечение прав и свобод человека в области культуры;
— обеспечение сохранности культурного достояния народов Российской Федерации, памятников истории и культуры, историко-культурных территорий, включенных в Свод памятников истории и культуры Российской Федерации;
— осуществление федеральной культурной политики, разработка и реализация федеральных государственных программ культурного развития, их финансового и материально-технического обеспечения;
— охрана авторского права и смежных прав, права интеллектуальной собственности, права наследования объектов собственности в области культуры;
— утверждение требований (стандартов) к профессиональному образованию в области культуры;
— создание условий для культурного развития всех народов и этнических общностей Российской Федерации;
— проведение государственной финансовой политики в области культуры, политики в сфере труда, занятости и оплаты труда работников культуры;
— финансирование особо ценных объектов культурного достояния народов Российской Федерации.
В сфере совместного ведения органы государственной власти и управления республик в составе Российской Федерации самостоятельно издают законы и иные нормативные акты, а автономной области, автономных округов, краев, областей, городов Москвы и Санкт-Петербурга — нормативные акты.В первой статье ФЗ «Основы законодательства Российской Федерации о культуре» говорится о приоритетных задачах, которые ставят перед собой создатели нормативного акта. Вот что стоит здесь выделить:
- формирование юридических гарантий для осуществления профессиональной культурной деятельности на свободной основе;
- объединение народов, этносов и граждан для культивирования и популяризации культуры;
- защита и обеспечение конституционного права граждан РФ на деятельность в сфере культуры;
- определение основных принципов и норм юридического характера в сфере культуры;
- своевременное финансирование различных культурных организаций;
- определение принципов проведения политики в сфере культуры;
- поддержка и законодательное закрепление принципа невмешательства государства в творчество;
- отсутствие цензуры.
Какие области регулирует представленный нормативный акт? Здесь стоит отметить работу с памятниками культуры, с литературой и кинематографом, телевидением и наукой, музейным делом, народными промыслами и многими другими явлениями.
Далее следует рассказать, что вообще понимается под культурной и творческой деятельностью в основах законодательства Российской Федерации о культуре.
В разделах II и III Закона № 3612-1 говорится о правах человека, а также различных народов и этносов в культурной сфере РФ. Так, статья 8 закрепляет важнейший принцип неотъемлемости прав каждого человека на деятельность культурного характера. В последующих статьях говорится о приоритетности человеческих прав перед правами государства, различных групп и организаций. В законе «Основы законодательства Российской Федерации о культуре» закрепляются права и свободы на следующие виды деятельности:
- на творчество и проявление личной культурной самобытности;
на приобщение к культурным ценностям; - на воспитание и образование через призму художественности и эстетики;
- на реализацию собственности в сфере культуры;
- на создание организаций, предприятий, общественных объединений или учреждений в культурных сферах;
- на вывоз результатов культурной деятельности за рубеж и т. д.
В разделе VI закона «Основы законодательства Российской Федерации о культуре» указываются основные обязанности государственных органов в рассматриваемой области. Вот что здесь стоит выделить:
- формирование специальных государственных программ по сохранению и развитию российской культуры;
- обеспечение доступности для граждан культурной деятельности, ценностей и разного рода благ;
- создание условий для самореализации талантов среди граждан;
- своевременное финансирование культурных и творческих организаций;
- ведение точной и качественной статистики в области культуры;
- проведение независимого оценивания качества услуг культурными организациями, контролируемыми государством;
- обеспечение информационной открытости культурными организациями.
Основы законодательства Российской Федерации о культуре №3612-1
Федеральный закон «Основы законодательства Российской Федерации о культуре» был принят 9 октября 1992 года. 26 июля 2017 года были внесены последние изменения.
Основные задачи ФЗ:
- Защита и обеспечение конституционного права граждан РФ;
- Обеспечение условий, которые способствуют созданию культурной деятельности на территории РФ;
- Определение целей субъектов культурной деятельности;
- Определение целей государственной политики и невмешательства Правительства в творческие процессы.
В соответствии с настоящим Федеральным законом каждый гражданин Российской Федерации может заниматься творчеством. Для правильного выбора сферы деятельности учитываются интересы и способности конкретного лица.
Руководители государственных учреждений культуры должны, в первую очередь, уделить внимание проекту закона «О культуре». Первые законодательные акты Федерального закона были отправлены на рассмотрение в Государственную Думу. Следует отметить, что Министерство культуры РФ возлагает на этот проект большие надежды. Тем не менее, основные законодательные положения базируются на тех же идеях, задачах и принципах, которые представлены в «Основах государственной культурной политики».
В проекте ярко выражены взаимоотношения между обществом, культурой и главными объединениями граждан в творческой области. Теперь каждый гражданин Российской Федерации сможет воспользоваться культурными благами, такими как:
- литература;
- искусство;
- религия и прочее.
В проекте закона предлагается больше не использовать денежные средства по остаточному принципу, а разработать специальные нормы, которые будут представлять отдельный резервный фонд, направленный на культурную деятельность. При расчете должна учитываться заработная плата сотрудников, которые активно пропагандируют культурную деятельность в Российской Федерации. При этом уровень оплаты труда должен быть не ниже среднего по региону.
Планируется, что подобный метод финансирования будет более гибким, а расходы на различные направления культурной деятельности станут более эффективными.
Культурное сотрудничество с зарубежными соотечественниками
Правительство поддерживает связь с зарубежными соотечественниками и их потомками. Специально для них организовываются культурные центры, в которых проводятся разнообразные творческие мероприятия. Кроме того, государство заботится о творческих личностях. Оно создает все условия для того, чтобы подобные граждане вернулись на Родину.
С учетом Федерального закона 3612-I культурные мероприятия организовываются не только с благотворительной, но и с коммерческой целью. Стоимость билетов устанавливается организаторами, однако есть категории граждан, для которых предусмотрены льготы.
Руководствуясь Конституцией (Основным Законом) Российской Федерации, Федеративным договором, нормами международного права,
признавая основополагающую роль культуры в развитии и самореализации личности, гуманизации общества и сохранении национальной самобытности народов, утверждении их достоинства,
отмечая неразрывную связь создания и сохранения культурных ценностей, приобщения к ним всех граждан с социально-экономическим прогрессом, развитием демократии, укреплением целостности и суверенитета Российской Федерации,
выражая стремление к межнациональному культурному сотрудничеству и интеграции отечественной культуры в мировую культуру,
Верховный Совет Российской Федерации принимает настоящие Основы законодательства о культуре (далее — Основы) в качестве правовой базы сохранения и развития культуры в России.
Раздел I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Статья 1. Задачи законодательства Российской Федерации о культуре
Задачами законодательства Российской Федерации о культуре являются:
обеспечение и защита конституционного права граждан Российской Федерации на культурную деятельность;
создание правовых гарантий для свободной культурной деятельности объединений граждан, народов и иных этнических общностей Российской Федерации;
определение принципов и правовых норм отношений субъектов культурной деятельности;
определение принципов государственной культурной политики, правовых норм государственной поддержки культуры и гарантий невмешательства государства в творческие процессы.
Статья 2. Законодательство Российской Федерации о культуре
Законодательство Российской Федерации о культуре состоит из настоящих Основ, законов Российской Федерации и законов субъектов Российской Федерации о культуре.
(в ред. Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ)
Часть вторая утратила силу. — Федеральный закон от 22.08.2004 N 122-ФЗ.
В случаях, предусмотренных настоящими Основами и иными законодательными актами Российской Федерации о культуре, издаются нормативные правовые акты Российской Федерации в сфере культуры.
(в ред. Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ)
Статья 3. Основные понятия
Используемые в настоящих Основах термины означают:
Культурная деятельность — деятельность по сохранению, созданию, распространению и освоению культурных ценностей.
Культурные ценности — нравственные и эстетические идеалы, нормы и образцы поведения, языки, диалекты и говоры, национальные традиции и обычаи, исторические топонимы, фольклор, художественные промыслы и ремесла, произведения культуры и искусства, результаты и методы научных исследований культурной деятельности, имеющие историко-культурную значимость здания, сооружения, предметы и технологии, уникальные в историко-культурном отношении территории и объекты.
Культурные блага — условия и услуги, предоставляемые организациями, другими юридическими и физическими лицами для удовлетворения гражданами своих культурных потребностей.
Творческая деятельность — создание культурных ценностей и их интерпретация.
Творческий работник — физическое лицо, которое создает или интерпретирует культурные ценности, считает собственную творческую деятельность неотъемлемой частью своей жизни, признано или требует признания в качестве творческого работника, независимо от того, связано оно или нет трудовыми соглашениями и является или нет членом какой-либо ассоциации творческих работников (к числу творческих работников относятся лица, причисленные к таковым Всемирной конвенцией об авторском праве, Бернской конвенцией об охране произведений литературы и искусства, Римской конвенцией об охране прав артистов — исполнителей, производителей фонограмм и работников органов радиовещания).
Достоинство культур народов и национальных групп — признание их ценности и проявление уважения к ним.
Культурное наследие народов Российской Федерации — материальные и духовные ценности, созданные в прошлом, а также памятники и историко-культурные территории и объекты, значимые для сохранения и развития самобытности Российской Федерации и всех ее народов, их вклада в мировую цивилизацию.
Статья 37. Полномочия федеральных органов государственной власти в области культуры
(в ред. Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ)
К полномочиям федеральных органов государственной власти в области культуры относятся:
(в ред. Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ)
обеспечение прав и свобод человека в области культуры;
установление основ федеральной культурной политики, принятие федерального законодательства в области культуры и федеральных государственных программ сохранения и развития культуры;
(в ред. Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ)
правовое регулирование отношений собственности, основ хозяйственной деятельности и порядка распоряжения национальным культурным достоянием Российской Федерации;
формирование федерального бюджета в части расходов на культуру;
(в ред. Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ)
абзацы шестой — седьмой утратили силу. — Федеральный закон от 22.08.2004 N 122-ФЗ;
координация внешней политики в области культурного сотрудничества;
регулирование вывоза и ввоза культурных ценностей;
абзацы десятый — одиннадцатый утратили силу. — Федеральный закон от 22.08.2004 N 122-ФЗ;
определение принципов государственной политики в области подготовки кадров, занятости, оплаты труда, установление минимального размера ставок авторского вознаграждения по федеральным учреждениям культуры на основании перечня, утверждаемого Правительством Российской Федерации;
(в ред. Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ)
создание единой государственной системы информационного обеспечения культурной деятельности в Российской Федерации;
официальный статистический учет в области культуры;
абзац утратил силу. — Федеральный закон от 22.08.2004 N 122-ФЗ;
контроль за исполнением законодательства Российской Федерации о культуре;
сохранение, использование, популяризация объектов культурного наследия (памятников истории и культуры), находящихся в федеральной собственности, и государственная охрана объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) федерального значения, перечень которых утверждается Правительством Российской Федерации;
(в ред. Федерального закона от 29.12.2006 N 258-ФЗ)
охрана и сохранение особо ценных объектов культурного наследия народов Российской Федерации в порядке, устанавливаемом уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
(абзац введен Федеральным законом от 22.08.2004 N 122-ФЗ, в ред. Федерального закона от 23.07.2008 N 160-ФЗ)
Статья 38. Утратила силу. — Федеральный закон от 22.08.2004 N 122-ФЗ.
Статья 39. Полномочия органов государственной власти субъектов Российской Федерации в области культуры
(в ред. Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ)
К полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в области культуры относятся:
сохранение, использование и популяризация объектов культурного наследия (памятников истории и культуры), находящихся в собственности субъекта Российской Федерации, государственная охрана объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) регионального значения;
(в ред. Федерального закона от 31.12.2005 N 199-ФЗ)
организация библиотечного обслуживания населения библиотеками субъектов Российской Федерации;
создание и поддержка государственных музеев (за исключением федеральных государственных музеев, перечень которых утверждается Правительством Российской Федерации);
организация и поддержка учреждений культуры и искусства (за исключением федеральных учреждений культуры и искусства, перечень которых утверждается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти);
(в ред. Федерального закона от 23.07.2008 N 160-ФЗ)
поддержка народных художественных промыслов (за исключением организаций народных художественных промыслов, перечень которых утверждается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти);
(в ред. Федерального закона от 23.07.2008 N 160-ФЗ)
Правовой базой в сфере сохранения и развития масскультуры, творчества и искусства в России является документ N 3612-1 под названием «Основы законодательства Российской Федерации о культуре», утвержденный Верховным Судом РФ в октябре 1992 года.
Документ составлен из десяти разделов, включающих 62 статьи. В кратком выражении структура закона выглядит следующим образом:
- Общие положения: цели, задачи, терминология, профильное законодательство, область применения, суверенитет РФ в области культуры, равенство статуса культур различных народов России, их прав и обязанностей в данной сфере, обязательность включения культурных направлений в федеральные программы и планы;
- Неотъемлемые права и свободы человека на творчество, самобытность, приобщение к ценностям, эстетическое воспитание и художественное образование, создание различных творческих организаций и объединений, свобода вывоза собственных произведений за рубеж, ведение культурной деятельности в других странах и др.;
- Права и свободы народностей и этно-сообществ на сохранение и развитие национальной самобытности, культурно-национальную независимость; государственная защита культур малочисленных этносов, творческие и культурные организации российской диаспоры за рубежом, а также иностранные — у нас в РФ;
- Культурное наследие: достояние народов России, всероссийские библиотечные, архивные, музейные и другие фонды;
- Статус работника творческой сферы: государство и работники, государство и творческие организации;
- Обязанности государства: госпрограммы сохранения и развития культуры в РФ, обеспечение доступности культурной деятельности и ценностей для населения, предоставление свободы и самостоятельности субъектам культурной деятельности, создание предпосылок для реализации талантов, обеспечение приоритетных позиций для нац. культур РФ, ведение профильной статистики, независимая оценка качества условий оказания услуг, информационная открытость;
- Полномочия участников: федеральных и региональных органов гос. власти, а также органов местного самоуправления; ежегодный доклад государства о достижениях и состоянии российской культуры;
- Экономическое регулирование: создание и ликвидация творческих организаций, особенности управления, источники финансирования, доходы от деятельности, ценообразование, сотрудничество с организациями из других сфер деятельности, соцподдержка работников культуры;
- Международный культурный обмен: субъекты обмена, политика и приоритеты, сотрудничество с согражданами, проживающими за рубежом, российские культурно-исторические ценности за границей, зарубежные центры российской культуры;
- Ответственность за нарушение профильного законодательства.
Полезно также ознакомиться с последними изменениями Федерального закона №161. Подробнее здесь:
Первая статья закона гласит, что основными задачами профильного законодательства являются:
- Охрана и реализация конституционного права населения России на культурную деятельность;
- Обеспечение свободы деятельности объединений, этнических сообществ и народностей РФ в сфере творчества и искусств;
- Обозначение принципов планирования профильной федеральной политики, оказания гос. поддержки; принцип обеспечения невмешательства в творческую деятельность.
Положения закона охватывают следующие области:
- Памятники истории и культуры — их определение, изучение, защита, восстановление и использование;
- Жанры искусства, такие как: худ. литература, музыка, кинематограф и фотография, театральное и хореографическое искусство, архитектура, дизайн и др.;
- Народная культура во всех ее проявлениях: промыслы и ремесла, языки, диалекты, фольклор, традиции и обряды;
- Творческая самодеятельность;
- Коллекционирование и экспонирование;
- Издание книг и печатной продукции, их распространение, использование, архивное и библиотечное дело;
- Теле- и радиовещание в контексте создания и распространения культурных ценностей;
- Образование в сфере художественных искусств;
- Изучение культуры с точки зрения различных наук;
- Международные обмены (знаниями, произведениями и др);
- Создание материально-технической базы и иная деятельность, способствующая сохранению, созданию и популяризации культурных ценностей.
Закон о культуре в РФ с последними изменениями
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ____________________________________________________________________Документ с изменениями, внесенными: (Российская газета, N 124, 02.07.99) (вступил в силу с 1 января 2000 года); (Российская газета, N 245-246, 28.12.2000, N 247, 29.12.2000, N 248, 30.12.2000, N 1, 04.01.2001, N 3, 06.01.2001, N 4, 10.01.2001); (Российская газета, N 256, 31.12.2001); (Парламентская газета, N 246-247, 28.12.2002, N 248-249, 31.12.2002, N 3, 9.01.2003); (Парламентская газета, N 239, 27.12.2003, Парламентская газета, N 240-241, 30.12.2003, Парламентская газета, N 242-243, 31.12.2003, Парламентская газета, N 1, 06.01.2004); (Российская газета, N 188, 31.08.2004) (о порядке вступления в силу см.
); (Российская газета, N 297, 31.12.2005) (о порядке вступления в силу см. ); (Российская газета, N 250, 08.11.2006) (о порядке вступления в силу см.
От редакции «Русского Поля»: 13 июля 2021 года мы опубликовали открытое обращение , в котором одним из пунктов было озвучено следующее предложение: Ускорить разработку и внесение в Государственную Думу законопроекта о культуре, взамен действующего с 1992 года, который не отвечает современным реалиям в этой сфере, не учитывает Основы государственной культурной политики.
Культура перестанет быть госуслугой, и государство делегирует часть полномочий по управлению данной сферой общественным институтам. При этом чиновники не смогут вмешиваться в творческий процесс благодаря введению нового механизма господдержки.
Таковы одни из главных идей концепции нового законопроекта «О культуре», которая была представлена в Госдуме.
Основополагающий документ представители власти обсудили с профессиональным сообществом.
Концепцию нового проекта закона «О культуре» президент РФ Владимир Путин поручил подготовить своей администрации. Рабочую группу возглавил глава администрации президента Антон Вайно.
Непосредственное участие в этом процессе принимали и депутаты Госдумы.
Подготовленную концепцию профильный думский комитет решил обсудить с деятелями культуры — для этого и были организованы большие парламентские слушания. При этом, выбирая,
Пресс-служба 23 Мар 2021 / 21:14 Опубликовать в социальных сетях: (подготовлена рабочей группой по разработке концепции и проекта федерального закона «О культуре», утвержденной распоряжением Администрации Президента Российской Федерации от 29 марта 2021 года № 217) Основная идея, цель и предмет правового регулирования законопроекта В послании Федеральному Собранию Российской Федерации 1 марта 2021 года Президент Российской Федерации В.В.Путин особо отметил, что конечной целью всех сторон деятельности государства является Человек: «Роль, позиции государства в современном мире определяют не только и не столько природные ресурсы, производственные мощности, – я говорил уже об этом, – а прежде всего люди, условия для развития, самореализации, творчества каждого человека».
Именно на таком понимании современных задач
Основы законодательства российской федерации о культуре 2021
- Приказ Минфина России от 02.09.2021 N 385 «Об эмиссии облигаций федерального займа с индексируемым номиналом выпуска N 52004RMFS»
- Письмо ФНС России от 02.09.2021 N БС-4-21/12421@ «О рекомендациях по типовым вопросам применения заявительного порядка предоставления налоговых льгот по налогу на имущество организаций»
- Информация Банка России «Итоги проведения депозитного аукциона»
- Информационное сообщение Банка России «Банк России выпустил инвестиционную монету из серебра»
- Информационное письмо Банка России от 01.09.2021 N ИН-06-59/67 «Об отдельных вопросах расчета полной стоимости потребительского кредита (займа)»
- «Порядок по подготовке информации по расчету норматива достаточности капитала»(утв. Банком России 01.09.2021)
- «Порядок составления некредитными финансовыми организациями в электронной форме информации, предусмотренной статьями 7, 7.5 Федерального закона «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма»(утв. Банком России) (ред. от 01.09.2021)
- «Базовый стандарт защиты прав и интересов физических и юридических лиц — получателей финансовых услуг, оказываемых членами саморегулируемых организаций в сфере финансового рынка, объединяющих брокеров (в новой редакции)»(утв. Банком России, Протокол от 20.12.2018 N КФНП-39) (ред. от 01.09.2021) (вместе с «Методикой оценки результатов тестирования»)
- Распоряжение Правительства РФ от 31.08.2021 N 2408-р «О выделении Минздраву России из резервного фонда Правительства Российской Федерации в 2021 году бюджетных ассигнований на предоставление иного межбюджетного трансферта, имеющего целевое назначение, из федерального бюджета бюджету Свердловской области»
- Приказ Ростуризма от 31.08.2021 N 358-Пр-21 «О внесении изменений в приказ Федерального агентства по туризму от 11 июня 2021 г. N 219-Пр-21 «Об установлении перечня субъектов Российской Федерации, на территориях которых предоставляется туристская услуга, сроков ее предоставления, а также об определении периода оплаты стоимости туристской услуги»
- Масленица – отражение национального духа россиян
- Работа астраханских музеев в летний туристический сезон
- Областной конкурс патриотической песни завершился в Астрахани
- Проект «Каникулы юных мастеров»
- Областная детская библиотека – школьникам
Участники парламентских слушаний – члены Совета Федерации, депутаты Государственной Думы, представители органов государственной власти, экспертного сообщества, деятели культуры и искусства, рассмотрев вопрос о проекте федерального закона «О культуре в Российской Федерации» (новая редакция), отмечают следующее.
На этапах разработки и внесения в Государственную Думу проекта федерального закона «О культуре в Российской Федерации» представителями органов государственной власти, профессионального культурного сообщества высказывались различные точки зрения. Однако доминирующей является та, в которой утверждается, что Закон необходим.
Об этом свидетельствуют поступившие в Государственную Думу на законопроект отзывы органов государственной власти субъектов Российской Федерации, в которых подавляющее число регионов высказалось за принятие нового закона «О культуре в Российской Федерации».
Участники парламентских слушаний считают, что необходимость скорейшего принятия нового закона о культуре становится особенно актуальной в современных условиях.
Она обосновывается различными факторами, в том числе утверждением Указом Президента Российской Федерации Основ государственной культурной политики.
В Основах к числу приоритетных задач, и это следует закрепить законодательно, отнесены вопросы сохранения богатейшего культурного и духовного наследия народов России, продвижения российской культуры, формирования у граждан чувства уважения, любви и ответственности в отношении сохранения культурного наследия, традиционной народной культуры, развития русского языка.
Следует отметить, что в свое время президиум Союза музеев России принял специальное решение, касающееся концепции проекта закона «О культуре в Российской Федерации».
В нем, в частности, указывалось, что Закон должен исходить из аксиомы: цивилизация и культура являют собой тождество, никакое развитие (политическое, общественное, экономическое) без культуры невозможно. Особо подчеркивалось, что права граждан в сфере культуры должны не только декларироваться, но и реально (материально, финансово, законодательно) обеспечиваться государством путем формирования, поддержки и развития единого культурного пространства страны.
Очевидно, что одна из главных задач современного законодательства о культуре – это установление четкого, недвусмысленного перечня видов культурной деятельности, регулирование которых обладает выраженной спецификой.
В связи с этим, такие виды культурной деятельности, как создание произведений искусства, сохранение, изучение и представление музейного фонда, исполнительское искусство, формирование, систематизация и изучение архивного фонда, формирование и сохранение национального библиотечного фонда и библиотечно-информационное обслуживание, выявление, сохранение и популяризация памятников истории и культуры, сохранение и популяризация нематериального культурного наследия народов Российской Федерации требуют совершенного иного правового регулирования.
По мнению экспертов, новое законодательство о культуре должно непременно содержать конкретизацию конституционных норм об обязанностях и о полномочиях государства в сфере культуры.
Таким образом, в законодательном акте необходимо определить, в каких формах осуществляются гарантии прав граждан в области культуры; должны быть сформулированы базовые принципы и положения государственной культурной политики Российской Федерации (именно в таком понимании и формулировке, а не «определение основных приоритетов и целей государственной политики в области культуры»); как именно исполнительная власть должна обеспечивать поддержку культуры и сохранение культурного наследия народов Российской Федерации. Очень важно, чтобы в законопроекте устанавливались нормы, свидетельствующие о несводимости всех видов культурной деятельности к оказанию услуг населению, были сформулированы государственные функции учреждений культуры и образовательных организаций в сфере культуры.
Вместе с тем, законодательство о культуре в принципе не должно пытаться вмешиваться в регулирование рыночных отношений, которые определяются как «экономические отношения, складывающиеся между производителями, продавцами, покупателями, потребителями товаров и услуг, органами государственного и муниципального управления в условиях ориентации на выгоду». Необходимо также установить четкие нормы, определяющие специфику всех видов творческого труда и статуса творческого работника, нормы, фиксирующие формы государственного протекционизма в отношении меценатской и благотворительной деятельности. Кроме того, в новом законе о культуре должен присутствовать специальный раздел, устанавливающий формы и виды сохранения нематериального наследия народов Российской Федерации (неотъемлемой частью данных рекомендаций являются прилагаемые к ним предложения по доработке проекта федерального закона «О культуре в Российской Федерации», высказанные участниками парламентских слушаний)*.
Следует отметить, что данный законопроект включен в программу законопроектной работы Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации в период весенней сессии 2015 года в части законопроектов, подлежащих первоочередному рассмотрению.
В связи с этим и с учетом состоявшегося обсуждения, участники парламентских слушаний рекомендуют:
Правительству Российской Федерации ускорить подготовку официального отзыва Правительства Российской Федерации на проект федерального закона № 617570-5 «О культуре в Российской Федерации».
Похожие записи:
-