Положение о суот в организации образец 2021 года

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Положение о суот в организации образец 2021 года». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.

Образец Положения по ОТ трудно назвать типовым, ведь на каждом предприятии/производстве существуют особые условия труда и, соответственно, используются разные подходы для обеспечения безопасности работников. В то же время типовое положение поможет понять структуру данного нормативного локального документа, а значит, трудностей с разработкой индивидуального Положения возникнуть не должно.

При составлении этого документа необходимо придерживаться условий, перечисленных в ГОСТ 12.0.230-2007, пользоваться типовым списком мероприятий по ОТ. На нашем сайте вы сможете скачать образец Положения по охране труда, созданный на основе этого документа.

Положение об охране труда работников — образец-2021

На каждом предприятии работодатель обязан обеспечивать создание безопасных условий труда для своих сотрудников. С этой целью он должен спланировать и ежегодно реализовывать ряд мероприятий, улучшающих условия труда сотрудников. Также ему следует определить уровень ответственности и круг лиц, которые обеспечат внедрение практики по выполнению норм ОТ.

С этими задачами справится единый локальный документ — положение по охране труда, в котором будет учтено всё необходимое для обеспечения безопасных и комфортных условий труда сотрудников. При разработке такого документа предприятие может использовать предложенный нами выше образец.

В шпаргалке собрана полезная информация из статьи:

  • Проект положения о системе управления СУОТ 984.4 КБ

СУОТ нужна для обеспечения безопасных условий деятельности, профилактики травматизма. Система связана со всеми управленческими процессами на предприятии: планирование производства, кадровое обеспечение, бюджетирование, закупки, технологические процессы, анализ и отчетность. Требования СУОТ обязаны выполнять все сотрудники организации, независимо от трудовой функции, а также подрядчики и посетители.

Из чего состоит СУОТ

Организационная структура — уровни управления СУОТ (совпадает с оргструктурой предприятия)

Процессы

Документация и записи

Работодатель распределяет ответственность и обязанности по охране труда между всеми структурными подразделениями, единицами, закрепляет их документально:

— рабочее место*

— производственная бригада или группа

— производственный участок

— цех

— структурное подразделение (отдел)*

— служба

— управление*

— департамент*

— филиал или дивизион

— организация в целом.

* Уровни введены проектом ПП

Действия по созданию и поддержанию СУОТ в рабочем состоянии:

1. Мероприятия по охране труда:

— СОУТ

— управление профессиональными рисками**

— обучение персонала

— организация и проведение медосмотров

— обеспечение работников СИЗ, лечебно-профилактическим питанием, молоком

— выполнение ПОТ при эксплуатации зданий и сооружений, оборудования, технологических процессах

— социальное страхование

— расследование и учет несчастных случаев, микротравм, профессиональных заболеваний

— обеспечение оптимальных режимов труда и отдыха

— взаимодействие с надзорными органами, профсоюзами

— организация и безопасное проведение работ повышенной опасности ***

— работа с персоналом подрядных организаций

— внедрение электронного документооборота по ОТ

— информирование работников об условиях труда на рабочем месте

— внедрение культуры ОТ

— фиксация производственного процесса на цифровые носители (по решению работодателя)

— санитарно-бытовое и медицинское обслуживание работников.

2. Разработка и выполнение корректирующих действий.

3. Управление документацией СУОТ.

** Приложение 1 к ПП

*** Приложение 2 к ПП

Работодатель разрабатывает документы, ведет записи по требованиям ПП:

1. Политика (подлежит пересмотру не реже раза в три года) и цели в области охраны труда

2. Положение о СУОТ с распределением ответственности

3. Управление документацией

4. Перечень процессов ОТ по результатам оценки профессиональных рисков и СОУТ (смотрите п. 1 столбца 2)

5. Порядки, регламенты выполнения мероприятий по ОТ, контроля над их выполнением

6. Документы по результатам СОУТ, ОПР

7. План мероприятий по ОТ

8. Порядок реализации мониторинга и оценки эффективности функционирования СУОТ, результаты мониторинга и контроля

9. Планы улучшений

10. Квалификационные требования к персоналу

11. Перечень профессий (должностей):

— для стажировки

— для обучения ОТ

— освобожденных от обучения

— ответственных за инструктажи и стажировку

— освобожденных от повторных инструктажей

12. Программы инструктажей

Система управления охраной труда (далее — СУОТ) — это совокупность процедур и документов, регламентирующих политику и цели охраны труда в организации, а также обязанности должностных лиц, уровни управления.

Система управления охраной труда (СУОТ) состоит из основных элементов:

  • Положения о системе управления охраной труда
  • Политики и целей в области охраны труда
  • Предварительного анализа состояния охраны труда у работодателя и обсуждение Политики

В основе предварительного анализа состояния охраны труда применяют:

  • результаты специальной оценки условий труда;
  • статистику производственного травматизма и профессиональной заболеваемости;
  • материалы расследования несчастных случаев (в особенности анализ их причин);
  • предписания органов государственного надзора (контроля).

Оценку эффективности СОУТ в конкретной организации можно провести внешним или внутренним аудитом. Если в организации осуществляется внутренний аудит СУОТ в соответствии с требованиями международных стандартов или российских ГОСТов, то об этом целесообразно упомянуть в данном разделе. Если аудит СУОТ не проводится, то необходимо указать, что эффективность системы оценивается при формировании периодической отчетности о ходе реализации процедур, а также эти вопросы рассматривают на совещаниях, круглых столах с представительным органом работников.

Некоторые руководители формулируют обязанности не в соответствии с целями и определениями, а в форме пожелания или лозунга. Обязанности такого типа работнику не всегда удается выполнить. В этом случае контроль результативности, корректировка, и тем более необходимость замены работника другим более подходящим, едва ли возможны.

Не учет способностей работников к выполнению поручаемой им работы при реализации возложенных на них обязанностей приводит к понижению чувства их ответственности за результаты работы. В противоположность этому, при учете способностей работника и правильно организованном его участии в работе дает возможность работнику проявить себя, что, в конечном итоге, ведет к формированию чувства ответственности за выполняемую деятельность.

В некоторых случаях при организации работ с высоким риском для окружающих к работникам, которым поручается такая работа, предъявляется повышенная ответственность. Тогда на первое место может выйти вопрос надежности. В таком случае будет оправдан подход, основанный на использовании дублирования, а также других мер контроля, включая технические средства, повышающих надежность выполнения обязанностей и обеспечивающих безопасность. Из зарубежного опыта известны примеры, когда функции безопасности встраивают непосредственно в конструкцию оборудования (системы интеллектуальных блокирующих устройств, допуск работника в рабочую зону по результатам оценки состояния работника и т.д.).

Для обеспечения улучшения исполнения работником порученных ему обязанностей рекомендуется предусматривать повышение квалификации на основе образования и (или) профессиональной подготовки. Исполнению работниками своих обязанностей необходимо обучать. Обучение обязанностям должно охватывать также обучение подрядчиков, временных работников, контролеров на входе в зону повышенной опасности и т.д.

Качество выполнения работником своих обязанностей может существенно повышаться в случае применения специализированных автоматизированных систем, которые обеспечивают и высокую производительность, и возможность проведения быстрого анализа для принятия или подготовки оптимальных управленческих решений. Опыт подтверждает, что в ряде случаев перед допуском к исполнению обязанностей необходим профотбор работников.

Управление обязанностями предполагает сопоставление наблюдаемых результатов исполнения работниками, возложенных на них обязанностей и первоначально планируемых (ожидаемых) исходя из анализа целей процесса, или установленных требований. При отсутствии оценки результативности, или недостаточном контроле обязанностей, не представляется возможным осуществлять мониторинг результативности их исполнения, соответственно не возникает потребности в корректировке обязанностей и улучшении деятельности.

Проведение анализа результативности исполнения работником своих обязанностей на основе наблюдений и оценки соответствия фактических показателей деятельности требованиям позволяет выявлять несоответствия и определять направления улучшения деятельности за счет корректировки исполнения работниками своих обязанностей по итогам анализа результативности их исполнения. Например, по результатам анализа функционирования СУОТ. Оценка соответствия может осуществляться в тех случаях, когда обязанности документированы и основаны на выполнении определенных требований.

Исходя из опыта командной организации работ, для командной работы полезно отсутствие четких разграничительных линий между отдельными видами работ, расширение и пересечение ответственности работников разных квалификаций и формирование общих интересов с работающими в смежных областях. При распределении работ подобным образом, следует оценивать возможности работников с точки зрения круга работ, которые они на себя взяли, а не количества обязанностей, которыми их наделили.

Общее распределение обязанностей руководителей и специалистов, а также работников рабочих профессий в целом для обеспечения функционирования СУОТ должно быть направлено на обеспечение линейной управляющей функции и соответствовать общей задаче управления с учетом основных принципов (обратная связь, непрерывное совершенствование и др.).

Обеспечение функционирования СУОТ должно достигаться на основе установленной структуры, учитывающей организационную структуру организации.

Структура СУОТ должна отражать общую взаимосвязь элементов системы, используемых для выработки политики в области охраны труда и постановки целей и достижения этих целей. Пример функциональной схемы СУОТ, основанной на управлении профессиональными рисками, приведен на рисунке 1. Согласно этой схеме функционирование СУОТ обеспечивается исходя из распределения обязанностей, ответственности и полномочий назначенных лиц, и установленной схемы взаимодействия.

Структура СУОТ включает следующие уровни управления:

а) высшее должностное лицо – руководитель организации (работодатель) – обеспечивает формирование политики в области охраны труда с учетом основных направлений государственной политики в области охраны труда и выделяет ресурсы;

б) ответственный за функционирование СУОТ (далее – руководитель СУОТ) – наделяется работодателем полномочиями в части организации работ по охране труда, созданию и обеспечению функционирования СУОТ;

1. Настоящее Типовое положение о системе управления охраной труда (далее – Типовое положение) разработано в соответствии с подпунктом 41-1) статьи 16 Трудового кодекса Республики Казахстан от 23 ноября 2015 года в целях оказания содействия работодателям при создании и обеспечении функционирования системы управления охраной труда (далее — СУОТ).

2. СУОТ создается во всех организациях вне зависимости от форм собственности, управление основывается на управлении профессиональными рисками и распространяется на все структурные подразделения организации, работников и лиц, находящихся на территории, в зданиях и сооружениях, относящихся к ответственности работодателя.

3. В организациях СУОТ создается на основе международных, межгосударственных и национальных стандартов, с условием соблюдения структурных элементов СУОТ, предусмотренным настоящим Типовым положением и обеспечением соблюдения требований трудового законодательства Республики Казахстан.

4. Все этапы создания и функционирования СУОТ работодатель осуществляет самостоятельно (силами службы безопасности и охраны труда или специалистов по охране труда) либо с привлечением экспертов.

5. Структурными элементами СУОТ являются:

планирование СУОТ;

функционирование СУОТ;

контроль функционирования СУОТ и мониторинг реализации процедур;

совершенствование СУОТ.

6. Принципы и приоритеты, устанавливаемые в СУОТ:

приоритет сохранения жизни и здоровья работников, а также обеспечение безопасных условий их труда;

недопущение необратимых последствий вредного воздействия производственных факторов на жизнь и здоровье работников;

установление единых требований к обеспечению безопасности и охраны труда в соответствии с нормативными правовыми актами Республики Казахстан;

осуществление комплекса профилактических мер по предупреждению несчастных случаев на производстве и минимизации их последствий;

постоянное улучшение условий и охраны труда работников, за счет совершенствования технологических процессов, технического оснащения, повышения уровня квалификации.

7. СУОТ предусматривает закрепление функций и полномочий по обеспечению безопасности и охране труда должностных лиц с использованием всех уровней управления, предусмотренных структурой организации, включая:

подготовку работников по безопасности и охране труда (повышение квалификации, обучение, инструктирование);

обеспечение документацией по безопасному ведению работ;

мониторинг состояния здоровья работников;

обеспечение оптимальных режимов труда и отдыха работников;

предоставление гарантий за работу во вредных условиях труда;

расследование несчастных случаев, связанных с трудовой деятельностью;

страхование от несчастных случаев при исполнении трудовых (служебных) обязанностей;

обеспечение безопасного выполнения работ.

Положение о системе управления охраной труда (СУОТ) с 2021 года

Здесь может быть приведен список сотрудников, отвечающих за:

  • контроль за функционированием системы охраны труда в компании;
  • обеспечение соответствия локальных нормативных актов фирмы, принимаемых в целях функционирования системы охраны труда, положениям НПА федерального, регионального и местного уровня;
  • мониторинг исполнения положений локальных актов в области охраны труда сотрудниками;
  • разработку методов совершенствования текущих механизмов, в рамках которых функционирует система охрана труда;
  • организацию обучения сотрудников, направленного на приобретение ими знаний в области охраны труда;
  • практическую реализацию норм, регулирующих функционирование системы охраны труда на предприятии, в части обеспечения сотрудников средствами защиты, инструкциями по их использованию, доступом к системам безопасности и другим объектам инфраструктуры предприятия, которая задействуется в процессе охраны труда;
  • реагирование на инциденты на производстве, обеспечение их расследования;
  • реализацию мер социальной защиты сотрудников от инцидентов на производстве и профессиональных заболеваний;
  • проведение спецоценки условий труда в порядке, предусмотренном законодательством РФ;
  • проведение обучения сотрудников по программам охраны труда с привлечением внештатных инструкторов из специализированных организаций или ведомств;
  • контроль за корректным ведением документации, используемой в рамках системы охраны труда на предприятии.

Главным из таких органов должна быть служба охраны труда, которую в соответствии с положениями ст. 217 ТК РФ должны учреждать работодатели с численностью штата более 50 человек.

Если в компании работает меньшее количество сотрудников, руководство должно назначить хотя бы 1 ответственного за охрану труда. В этом случае орган управления охраной труда в фирме будет единоличным. Если это сделать невозможно, то функции, связанные с обеспечением функционирования системы охраны труда, должен взять на себя руководитель фирмы или ИП (если бизнес ведется в данной правовой форме). Либо следует привлечь стороннего специалиста по договору подряда и сформировать внешний орган управления охраной труда.

В рассматриваемом разделе можно зафиксировать формулировки, отражающие:

  • какой именно орган управления охраной труда учрежден в фирме: служба, единоличный в виде ответственного специалиста или внешний в виде подрядчика;
  • указание на то, что служба охраны труда (или ответственный за охрану труда специалист, или подрядчик) выполняет свои функции в соответствии со ст. 217 ТК РФ;
  • кто именно в организации учреждает службу охраны труда или назначает ответственного специалиста (чаще всего это руководитель);
  • основные задачи, которые решает служба охраны труда, ответственный специалист или подрядчик.

Правила ОТ в ЖКХ (Приказ Минтруда России от 29.10.2020 № 758н) распространяются только на определенных объектах ЖКХ.

Формируют правила по ОТ на предприятия, а также на объектах ЖКХ. К подобным объектам можно отнести жилой фонд, общежития, гостиницы, дополнительные сооружения, оборудования для пляжа и бассейнов, и объекты, которые задействованы в газовой, тепловой сфере, электроснабжении и т.д. Работы в области вобоснабжения и водотведения, цехи, гаражи, склады, объекты культуры, спорта и т.д. Подобные правила обязательны для исполнения независимо от формы деятельности объекта, которые проводят работы в области ЖКХ.

Внеплановый инструктаж нужно проводить после издания приказа по ОТ. Подписанный приказ, нужно зарегистрировать и заверить руководителем предприятия. Если приказ не подписан, то у специалистов по ОТ, нет необходимости проводить инструктаж, а также нет возможности отчитаться перед инспекторами о его проведении.

Для внепланового инструктажа в приказе обязаны быть отмечены такие сведения: когда проводится инструктаж по ОТ; где он будет проведен; количество работников, для которых проводится инструктаж по ОТ; контроль за выполнением документа. Внеплановый инструктаж должен проводить руководитель предприятия. Каждый сотрудник, обязан пройти обучение по ОТ в организации. В данном случае, лучшим вариантом будет Институт Прогрессивных Технологий, который имеет право заниматься обучением по охране труда и получил аккредитацию Минтруда.

  1. Правила по охране труда при работе на высоте, утверждённые приказом Минтруда России от 16.11.2020 № 782н. У нас есть статья, где подробно разобраны все изменения в сравнении с правилами, действующими ранее.

  2. Правила по охране труда в морских и речных портах, утверждённые приказом Минтруда России от 15.06.2020 № 343н.

  3. Правила по охране труда в лесозаготовительном, деревообрабатывающем производствах и при выполнении лесохозяйственных работ, утверждённые приказом Минтруда России от 23.09.2020 № 644н.

  4. Правила по охране труда при эксплуатации объектов инфраструктуры железнодорожного транспорта, утверждённые приказом Минтруда России от 25.09.2020 № 652н.

  5. Правила по охране труда при проведении работ в метрополитене, утверждённые приказом Минтруда России от 13.10.2020 № 721н вступают в силу с 1 сентября 2021 года.

  6. Правила по охране труда в сельском хозяйстве, утверждённые приказом Минтруда России от 27.10.2020 № 746н.

  7. Правила по охране труда при погрузочно-разгрузочных работах и размещении грузов, утверждённых приказом Минтруда России от 28.10.2020 № 753н.

  8. Правила по охране труда в жилищно-коммунальном хозяйстве, утверждённые приказом Минтруда России от 29.10.2020 № 758н.

  9. Правила по охране труда при нанесении металлопокрытий, утверждённые приказом Минтруда России от 12.11.2020 № 776н.

    С первого января 2021 года начали действовать новые Правила противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 16 сентября 2020 г. № 1479 (взамен старых правил ­- №390 от 25.04.2012 г.).

    Мы ранее писали статью об изменениях, которые привнесут эти новые правила. Интересный нюанс – в этих новых правилах впервые прописаны программы дополнительного образования. Видимо, в ближайшем будущем ждем отмену 645 Приказа МЧС.

    Лица допускаются к работе на объекте защиты только после прохождения обучения мерам пожарной безопасности. Обучение лиц мерам пожарной безопасности осуществляется по программам противопожарного инструктажа или программам дополнительного профессионального образования.

    Постановление Правительства РФ от 18 сентября 2020 г. № 1485 «Об утверждении Положения о подготовке граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства в области защиты от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера».

    Выдержка:

    5. Для лиц, впервые назначенных на должность, связанную с выполнением обязанностей в области защиты от чрезвычайных ситуаций, получение дополнительного профессионального образования в области защиты от чрезвычайных ситуаций в течение первого года работы является обязательным.

    Субъекты малого бизнеса зачастую не считают нужным создавать СОУТ, считая, что она необходима только для производственных процессов и крупных предприятий, где существует риск травматизма. Но они не совсем правы в силу следующих факторов:

    • даже при небольшом штате должна быть разработана схема управления процессами. А при его увеличении система уже не будет такой простой, как кажется;
    • в любой организации руководитель является ответственным за охрану труда и должен пройти специальное обучение. Любой несчастный случай в рабочее время будет рассматриваться с точки зрения несоблюдения норм по охране труда и руководитель будет наказан соответствующим образом. Поэтому мероприятия по ОТ должны проводиться даже в малых организациях;
    • СОУТ необходим даже, если штат составляют только офисные работники и обслуживающий персонал. Поэтому следует отойти от представления, что опасность существует только на производстве.

    Теперь перейдем к вопросу: Обязан ли работодатель создать систему управления охраной труда в организации?

    Ответ однозначный – обязан в соответствии со ст. 212 Трудового кодекса. При этом законодательство не разделяет работодателей на крупных и мелких субъектов бизнеса, не устанавливает нормативы по штатной численности и иным критериям.

    Конечно, СОУТ для малых форм предпринимательства и крупных субъектов будет различаться по структуре мероприятий и затратам на них. Для первых предусмотрено составление упрощенной системы управления охраной труда и внедрение ее в свой процесс ведения бизнеса.

    В случае, когда в организации произошел производственный инцидент с группой людей, имеющий тяжкие последствия или смертельный исход, будет проведена внеплановая проверка сотрудником Государственной инспекции по труду. Проводится дважды: в период расследования несчастного случая и по его завершению.

    Инспектор ГИТ может явиться на проверку без предварительного уведомления в течение 20 рабочих дней. Он обязательно запросить все документы, относительно соблюдения требований по охране труда, как в отношении пострадавшего, так и в целом по организации. Это касается положения о СОУТ и кадровых документов для установления законности трудовых отношений с пострадавшим:

    • трудового договора;
    • карточки Т2;
    • табелей учета рабочего времени.

    Все выявленные нарушения будут отражены в акте с предписанием и сроком об их устранении. По истечении указанного в акте срока инспектор ГИТ снова выйдет на проверку в организацию и проверит исполнение требований акта.

    Работодатель, уклонившийся от устранения выявленных нарушений, будет оштрафован на основании протокола об административном правонарушении, составленного инспектором ГИТ. Далее протокол передается вместе с другими материалами по расследованию в суд.

    Штраф составляет от 100 до 200 тысяч рублей.

    Управление охраной труд на предприятии до 50 человек стоит за работодателем или тем, на кого соответствующие обязанности возложили приказом. Если же в организации более 50 сотрудников, то эти полномочия за специалистом по охране труда.

    Так же дела обстоят и с СУОТ. В этом случае все должны действовать сообща, как единый механизм, в том числе и руководитель организации, который будет финансировать данное внедрение 🙂

    Но ключевое лицо, отвечающее за функционирование СУОТ, – это специалист по охране труда.

    Сразу стоит сказать и про сроки проведения СУОТ, потому как это часто задаваемый вопрос. Дело в том, что он нигде не регламентирован и, конечно же, зависит только от масштабов вашей организации.

    Выше мы говорили о том, что можно применять СУОТ в упрощенном виде, если у вас в организации маленькая численность работников. Расскажем подробнее.

    Если предприятие, предположим, до 50 сотрудников, срок внедрения может занять, грубо говоря, месяц, а если штат уже более 2000 и есть еще подразделения с разной территориальной локацией, то тут, конечно, разговор уже будет идти о нескольких месяцах, а может и год.

    Все зависит от сложности конкретного предприятия и от оперативности работы службы охраны труда и руководителей подразделений.

    То есть если у вас ИП, где работает несколько сотрудников, то разрабатывается минимальный пакет документов, например, положение, политика в области охраны труда, возможно, раздел по медосмотрам и обучению, далее смотрите по необходимости. Процедуру обеспечения работников молоком и другим лечебно-профилактическим питанием явно готовить не нужно 🙂

    Но чем больше организация, тем больше направлений в каждом разделе (число которых также увеличится) следует охватить. К примеру, в Порядок допуска персонала к выполнению работ, к которым предъявляются дополнительные требования, можно включить все нюансы, предъявляемые к соискателю на вакантное место – какие “корочки” и группы допуска должны быть, какой стаж работы и так далее.

    Можно разработать своего рода матрицу, в которой указываются все должности предприятия и требования к ним. И, естественно, такие внедрения и ноу-хау должны быть согласованы с кадрами, профсоюзом и работодателем, но оно того стоит. Хоть и потрудиться придется немало.

    Имейте в виду, что если придет с проверкой инспектор или произойдет несчастный случай, то отсутствие СУОТ сразу вскроется.

    А как часто нужно пересматривать документы, подтверждающие создание и функционирование СУОТ? Какой срок действия?

    Конкретного регламента по периодичности проведения и пересмотра документов системы управления охраной труда нет. Но если отталкиваться от тех направлений, которых касается СУОТ, то можно установить срок пересмотра не реже 1 раза в 5 лет.

    Потому как СОУТ, инструкции по охране труда, программы инструктажей и прочие ЛНА пересматриваются с такой же периодичностью, логично будет и для системы установить этот же срок.

    Но если будут внесены изменения в НПА, технологический процесс, специфику предприятия или откроются новые направления, то СУОТ в данном разделе необходимо в обязательном порядке пересмотреть и проконтролировать функционирование по новым правилам по факту.

    В этой заметке постаралась довольно подробно и доступным, простым языком рассказать о том, что это такое СУОТ в организации.

    Для чего она нужна и почему важно, чтобы разработанный пакет документов не пылился на полке, а работал и приносил пользу как работодателю, так и работникам.

    Ведь СУОТ – это отличный инструмент для снижения травматизма в любой организации, если правильно им пользоваться. Разработав и внедрив систему, можно повысить рейтинг компании в глазах заказчиков и тем самым получать в будущем выгодные контракты и заказы.

    Как говорится, все малое – начало большого!

    Желаю вам эффективной и безопасной работы!


    Если какие-то вопросы по СУОТ остались не охвачены заметкой, пишите в комментариях, будем обсуждать. А если вам нужна помощь в разработке системы, обращайтесь, помогу.

    Дорогие и уважаемые наши Заказчики!

    Хотим довести до вашего сведения одну очень важную информацию. Наше Правительство, заботясь о качестве предоставляемых в строительстве услуг, а также беспопокоясь о некотролируемом росте стоимости строительства, особенно за бюджетные деньги, внесло в Градостроительный Кодекс Российской Федерации некоторые изменения. Отныне, с 01.01.2020 года, сметную оценку стоимости строительства имеет право проводить только эксперт-сметчик, обладающий квалификационным аттестатом по направлению «Ценообразование и сметное нормирование», выданным Минстроем России.

    На сегодняшний день, таких экспертов-сметчиков у нас в стране единицы. Но, Экспертный центр «ИНДЕКС», как ведущая экспертная организация России, в области строительства, заранее побеспокоилась об этом и все наши эксперты-сметчики прошли данную аттестацию. Поэтому в штате нашей организации имеется целый ряд квалифицированных аттестованных специалистов по ценообразованию и сметному нормированию.

    Мы, всегда будем рады помочь вам, в любых, даже самых сложных вопросах обоснования сметной стоимости строительства, а также в спорных ситуациях, в том числе с ведомственными и надзорными органами, а также в случае судебных разбирательств.

    С уважением, Генеральный директор Волощук Елена Ивановна

    Ответ на вопрос, что такое СУОТ, получится достаточно развернутым. Это бизнес-процесс, состоящий из следующих элементов:

    1. Политика и цели в сфере безопасности работников конкретной компании. Например, цель организации — сокращение или недопущение несчастных случаев на производстве.
    2. Процедура по достижению заявленных целей. В нее входят: создание регламентирующих документов, определение круга обязанностей сотрудников, выделение материально-технических ресурсов.

    На практике система управления охраной труда на предприятии создается поэтапно. Необходимо:

    • определить уровни ответственности: от руководителя компании до рядового сотрудника;
    • распределить обязанности по ОТ между работниками;
    • осуществлять конкретные мероприятия и процедуры;
    • описать все это в документах компании.

    На предприятиях, где работают менее 15 человек, охрана труда имеет упрощенную структуру, но все требования законодательства по ОТ обязаны соблюдаться в полной мере. Таким образом, система управления охраной труда — это комплекс мер по обеспечению безопасности рабочих мест на предприятии (см. типовой документ, утвержденный приказом Минтруда от 19.08.2016 № 438н).

    Поскольку система управления ОТ и утвержденное положение о внутренней системе управления охраной труда — это обязательное требование законодательства (ст. 209, 211, 212 ТК РФ), их полное или частичное отсутствие влечет за собой штраф (ч. 1 ст. 5.27.1 КоАП). Для индивидуальных предпринимателей штрафы совсем небольшие — от 2000 до 5000 рублей. А вот если отсутствует положение по СУОТ для предприятия, предусмотрены более серьезные санкции: от 50 000 до 80 000 рублей.

    Прежде чем дать определение, что такое СУОТ, зачем она необходима и где применяется, необходимо зафиксировать ее отличие от СОУТ — специальной оценки условий труда. Очень важно не путать эти два понятия: система управления охраной труда — это другой, но не менее важный способ внутреннего регулирования техники безопасности в организации. Речь идет о комплексе взаимосвязанных и взаимодействующих между собой элементов, устанавливающих политику и цели в области охраны труда у конкретного работодателя и процедуры по достижению этих целей. Она представляет собой совокупность действий и документов, которые охватывают все вопросы безопасного производства работ на предприятии, в том числе должностные и функциональные обязанности всех сотрудников, руководителей и специалистов.

    Разработанная и внедренная СОУТ, грамотно составленное положение не только спасет от штрафов, но и позволит выявить слабые места и оптимизировать затраты, как материальные, так и временные. Поэтому, в конечном итоге, грамотно выстроенная и отлаженная система необходима для создания эффективного менеджмента охраны труда в организации, снижения риска несчастных случаев и аварий на производстве и уменьшения связанных с этим затрат предприятия.

    СУОТ – сокращенная аббревиатура понятия “система управления охраной труда”. Сегодня мы поговорим о приказе внедрения и положении СУОТ на предприятии – образец новый 2020 года.

    Система управления охраной труда (СУОТ) должна создаваться на любом предприятии в России, не зависимо от формы собственности! И это требование закреплено в статье 212 ТК РФ, 4 абзац ТК РФ Статья 212. “Обязанности работодателя по обеспечению безопасных условий и охраны труда: Обязанности по обеспечению безопасных условий и охраны труда возлагаются на работодателя. Работодатель обязан обеспечить:

    • безопасность работников при эксплуатации зданий, сооружений, оборудования, осуществлении технологических процессов, а также применяемых в производстве инструментов, сырья и материалов;
    • создание и функционирование системы управления охраной труда;…”

    Причём создание СОУТ не зависит от количества человек, работающих на предприятии. Ее в любом случае придется создавать. Она нужна для обеспечения безопасности и охраны здоровья работников предприятия.

    1.1. Настоящее Положение разработано в соответствии со статьёй 209 Трудового кодекса РФ, Типовым положением о системе управления охраной труда, утверждённого приказом Министерства труда и социальной защиты РФ от 19 августа 2016 года № 438н и другими, действующими в сфере охраны труда, нормативными актами.

    Система управления охраной труда (далее – СУОТ) – часть общей системы управления, обеспечивающая управление рискам и в области охраны здоровья и безопасности труда, связанными с деятельностью ГКУ СО «Наименование ЦСОН» (далее – Предприятие, Организация, Учреждение – что-то одно выберите).

    Настоящее Положение определяет порядок и структуру управления охраной труда на Предприятии, служит правовой и организационно-методической основой формирования управленческих структур, нормативных документов. Объектом управления является охрана труда, как система сохранения жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности, включающая в себя правовые, социально-экономические, организационно-технические, санитарно-гигиенические, лечебно-профилактические, реабилитационные и иные мероприятия.

    1.2. Действие Положения распространяется на всей территории Организации, во всех зданиях и сооружениях Предприятия.

    1.3. Требования Положения обязательны для всех работников Учреждения.

    2.1. Политика Предприятия в области охраны труда (далее – Политика по охране труда) является публичной документированной декларацией Организации о намерении и гарантированном выполнении им обязанностей по соблюдению государственных нормативных требований охраны труда и добровольно принятых на себя обязательств.

    2.2. Политика по охране труда обеспечивает:

    • а) приоритет сохранения жизни и здоровья работников в процессе их трудовой деятельности;
    • б) соответствие условий труда на рабочих местах требованиям охраны труда;
    • в) выполнение последовательных и непрерывных мер (мероприятий) по предупреждению происшествий и случаев ухудшения состояния здоровья работников, производственного травматизма и профессиональных заболеваний, в том числе посредством управления профессиональными рисками;
    • г) учёт индивидуальных особенностей работников, в том числе посредством проектирования рабочих мест, выбора оборудования, инструментов, сырья и материалов, средств индивидуальной и коллективной защиты, построения производственных и технологических процессов;
    • д) непрерывное совершенствование и повышение эффективности СУОТ;
    • е) обязательное привлечение работников к участию в управлении охраной труда и обеспечении условий труда, соответствующих требованиям охраны труда, посредством необходимого ресурсного обеспечения и поощрения такого участия;
    • ж) личную заинтересованность в обеспечении, насколько это возможно, безопасных условий труда;
    • з) выполнение иных обязанностей в области охраны труда исходя из специфики деятельности Организации.

    3.1. Основные цели Системы управления охраной труда в Учреждении:

    • реализация основных направлений политики организации в сфере охраны труда и выработка предложений по её совершенствованию;
    • разработка и реализация программ улучшения условий и охраны труда;
    • создание условий, обеспечивающих соблюдение законодательства по охране труда, в том числе обеспечение безопасности эксплуатации здания и помещений, используемых в трудовом процессе, оборудования, приборов и технических средств трудового процесса;
    • формирование безопасных условий труда;
    • контроль над соблюдением требований охраны труда;
    • обучение и проверка знаний по охране труда, в том числе, создание и совершенствование непрерывной системы образования в области обеспечения охраны труда;
    • предотвращение несчастных случаев с лицами, осуществляющих трудовую деятельность в Учреждении;
    • охрана и укрепление здоровья персонала, лиц, осуществляющих трудовую деятельность в Учреждении, организация их лечебно-профилактического обслуживания, создание оптимального сочетания режимов труда, производственного процесса, организованного отдыха.

    4.1. Организационно система управления охраной труда в Учреждении является двухуровневой.

    Управление охраной труда на первом уровне в соответствии с имеющимися полномочиями осуществляет директор Предприятия. Управление охраной труда на втором уровне в соответствии с имеющимися полномочиями осуществляет специалист по охране труда.

    4.2. Порядок организации работы по охране труда в Организации определяется Правилами внутреннего трудового распорядка, должностными инструкциями и в соответствии с требованиями настоящего Положения.

    Важный элемент для работы большинства компаний — это система управления охраной труда (СУОТ), и соблюдение действующих в этой области нормативов обязательно для любого объекта. Указанные в законодательной базе правила должны найти отражение в локально-нормативной документации каждой организации, включаясь в систему организации управления охраной труда на предприятии. Игнорирование требований способно привести как к штрафам, так и к закрытию предприятия в целом. На фоне этого ответственные должностные лица обязаны выполнять определенный комплекс мер, указанных в таких НПА:

    • приказ от 16.11.2020 № 782н об утверждении правил по ОТ при работе на высоте (основной законодательный акт, которым должны руководствоваться компании);
    • ТК РФ;
    • национальный стандарт РФ ГОСТ Р 12.0.007-2009 «Система стандартов безопасности труда. Система управления охраной труда в организации. Общие требования по разработке, применению, оценке и совершенствованию»;
    • постановление правительства РФ от 23.09.2002 № 695 «О прохождении обязательного психиатрического освидетельствования работниками, осуществляющими отдельные виды деятельности, в том числе деятельность, связанную с источником повышенной опасности (с влиянием вредных веществ и неблагоприятных производственных факторов), а также работающими в условиях повышенной опасности»;
    • методические рекомендации по разработке инструкций по охране труда (утв. Минтрудом РФ 13.05.2004);
    • постановление Минтруда и социального развития Российской Федерации от 08.02.2000 № 14 «Об утверждении Рекомендаций по организации работы службы охраны труда в организации»;
    • постановление Минтруда и Минобразования от 13.01.2003 № 1/29, которое утвердило порядок обучения и проверки знаний по ОТ работников организаций, и др.

    В предложенном списке перечислены как узкоспециализированные НПА, так и документы, применимые к любой сфере. В соответствии с ними, работодателю необходимо разработать методические пособия и инструкции, предоставляющие работникам максимальное количество информации, необходимой для сокращения количества производственных травм и эффективного управления имеющимися на конкретном производстве рисками. При правильном подходе к созданию и внедрению СУОТ организации получают возможность поднять на новый уровень безопасность любого процесса, что позволяет минимизировать количество производственных несчастных случаев, и оказывает положительное влияние на производительность в целом.

    По требованиям ТК РФ и приказа Федеральной службы по труду и занятости от 21.03.2019 № 77 «Об утверждении Методических рекомендаций по проверке создания и обеспечения функционирования системы управления охраной труда» и приказа Минтруда от 19.08.2016 № 438Н, основными элементами системы управления охраны труда являются:

    • разработанная система безопасности по направлению охраны труда;
    • созданные методики, помогающие в достижении поставленных перед работниками задач;
    • основные цели при обеспечении охраны труда сотрудникам, выполняющим высотные работы;
    • методы отслеживания того, насколько соблюдаются утвержденные правила, и т. п.

    Важно отметить, что СУОТ является не только гарантом безопасности сотрудников при работе на высоте, но и повышает уровень корпоративной культуры, что открывает перед организацией новые горизонты для развития, к примеру, способствует получению сертификатов международного уровня или заключению договоров с гигантами в этой области при условии, что система правильно работает.

    Немаловажную роль в этом играют внедрение и обеспечение функционирования СУОТ, предусматривающие:

    • развитие политики в направлении объединения холдингов;
    • подробные инструкции сотрудникам по тому, как безопасно выполнять свою работу;
    • рекомендации по четкому разделению трудовых обязанностей;
    • план по проведению мероприятий, направленных на повышение СУОТ;
    • документация, позволяющая проводить расследование (если установлен факт несчастного случая);
    • документы, в которых отражены предоставленные работникам гарантии и компенсационные меры в случае несчастного случая, и т. п.

    Каждая организация должна создавать собственные ИС с обширной информационной базой, возможностью анализа допущенных ошибок и поиска путей их скорейшего устранения.

    Говоря про разработку различной документации, имеющей отношение к СУОТ, крайне важно учитывать специфику работы каждой конкретной компании. Разработать СУОТ можно как самостоятельно, так и обратившись в специализированную компанию, что особенно актуально при проведении высотных работ, поскольку необходимо учитывать большое количество разнообразных факторов для обеспечения защиты как сотрудников, так и организации.

    Аутсорсинг по охране труда — это передача функций менеджмента безопасностью сторонней компании или внешней фирме, которая специализируется в области услуг по охране профессиональной деятельности, ведения документации и контроля за обеспечением безопасности. Основная цель подобного аутсорсинга: выстраивание полноценной системы охраны труда с максимальной отдачей и обеспечением полной безопасности. Эти агентства могут заниматься только строго определенной деятельностью, связанной с обеспечением безопасности.

    1. Федор, Александрович Вестов Правовое государство: теоретическое проектирование и современная политическая практика. Монография / Федор Александрович Вестов. — М.: Проспект, 2006. — 241 c.
    2. Ваши права № 2/2013; Налоговый вестник — М., 2013. — 896 c.
    3. Методы оценки соответствия № 8 2012; Стандарты и качество — М., 2012. — 538 c.
    4. Введение апелляционного порядка пересмотра судебных решений по гражданским и уголовным делам. Материалы семинара в рамках совместного проекта СЕ и ЕС; Проспект — М., 1981. — 865 c.
    5. Правовое регулирование деятельности организаций, оказывающих услуги в сфере здравоохранения, образования и культуры; Юриспруденция — М., 2013. — 633 c.

    Понятие системы управления охраной труда дано в статье 209 ТК РФ и определяется как единый механизм взаимодействующих и связанных между собой элементов, устанавливающих политику работодателя в области охраны труда. Вместе с тем определяются процедуры, позволяющие достигнуть поставленных целей.

    В помощь организации при разработке СУОТ приказом Министерства труда было утверждено положение от 19.08.2016 № 438н.

    Система является частью менеджмента (управления) организации. Именно она позволяет не только снизить риски опасных и вредных производственных факторов, создать благоприятную, безопасную обстановку на местах, но и повысить производительность труда.

    СУОТ представляет собой единство:

    • локальной нормативной базы работодателя и ведения необходимой документации с фиксацией действий в актах, журналах и иных учетных регистрах;
    • организационных мер управления с возложением на должностных лиц обязанностей по охране труда;
    • процедур и порядков действия системы, в том числе планирование, пути реализации мероприятий, имеющим значение для улучшения организационных методов ОТ и условий труда.

    Положения и требования СУОТ обязательны к исполнению всеми работниками организации. Для нормального действия системы работодателю необходимо:

    • составить ее структуру,
    • уточнить связи между структурными единицами организации;
    • распределить обязанности в области ОТ каждого из подразделений (отделов, цехов и т.п.),
    • назначить меру ответственности должностных лиц в сфере ОТ.

    Все эти функции необходимо закреплять нормативными документами.

    Вся методическая работа, нормативные документы, которые разрабатываются работодателем в области охраны труда, должны быть направлены на:

    • постоянный мониторинг состояния ОТ во всех структурных подразделениях;
    • формулировку целей и единый подход к политике в области ОТ;
    • соблюдение действующего законодательства по охране труда;
    • разработку и реализацию способов достижения поставленных целей;
    • постоянную работу по улучшению трудовых условий.

    В связи с этим на СУОТ возлагаются следующие задачи:

    • обеспечение безопасности технологических процессов, используемых у конкретного работодателя, зданий, сооружений, производственного оборудования;
    • улучшение условий труда работников с соблюдением оптимального режима труда и отдыха, обеспечением лечебно-профилактического обслуживания;
    • проведение консультаций, инструктажей, учебных занятий по охране труда, постоянная работа, направленная на грамотность работников в этой области и соблюдение основных норм применительно к специфике деятельности организации;
    • анализ причин аварий, производственных травм, профессиональных заболеваний и проведение мероприятий по снижению этих рисков.

    Основная ответственность соблюдения норм СУОТ возлагается на руководителя организации. Он вправе выделить специалиста по ОТ или службу, закрепив за ними функции приказом и прописав в должностных инструкциях. Постоянные профилактические мероприятия в сфере ОТ позволяют предупредить производственный травматизм и профессиональные заболевания.

    Как составить положение об организации работы по охране труда

    Субъекты малого бизнеса зачастую не считают нужным создавать СОУТ, считая, что она необходима только для производственных процессов и крупных предприятий, где существует риск травматизма. Но они не совсем правы в силу следующих факторов:

    • даже при небольшом штате должна быть разработана схема управления процессами. А при его увеличении система уже не будет такой простой, как кажется;
    • в любой организации руководитель является ответственным за охрану труда и должен пройти специальное обучение. Любой несчастный случай в рабочее время будет рассматриваться с точки зрения несоблюдения норм по охране труда и руководитель будет наказан соответствующим образом. Поэтому мероприятия по ОТ должны проводиться даже в малых организациях;
    • СОУТ необходим даже, если штат составляют только офисные работники и обслуживающий персонал. Поэтому следует отойти от представления, что опасность существует только на производстве.

    Теперь перейдем к вопросу: Обязан ли работодатель создать систему управления охраной труда в организации?

    Ответ однозначный – обязан в соответствии со ст. 212 Трудового кодекса. При этом законодательство не разделяет работодателей на крупных и мелких субъектов бизнеса, не устанавливает нормативы по штатной численности и иным критериям.

    Конечно, СОУТ для малых форм предпринимательства и крупных субъектов будет различаться по структуре мероприятий и затратам на них. Для первых предусмотрено составление упрощенной системы управления охраной труда и внедрение ее в свой процесс ведения бизнеса.

    В случае, когда в организации произошел производственный инцидент с группой людей, имеющий тяжкие последствия или смертельный исход, будет проведена внеплановая проверка сотрудником Государственной инспекции по труду. Проводится дважды: в период расследования несчастного случая и по его завершению.

    Инспектор ГИТ может явиться на проверку без предварительного уведомления в течение 20 рабочих дней. Он обязательно запросить все документы, относительно соблюдения требований по охране труда, как в отношении пострадавшего, так и в целом по организации. Это касается положения о СОУТ и кадровых документов для установления законности трудовых отношений с пострадавшим:

    • трудового договора;
    • карточки Т2;
    • табелей учета рабочего времени.

    Все выявленные нарушения будут отражены в акте с предписанием и сроком об их устранении. По истечении указанного в акте срока инспектор ГИТ снова выйдет на проверку в организацию и проверит исполнение требований акта.

    Работодатель, уклонившийся от устранения выявленных нарушений, будет оштрафован на основании протокола об административном правонарушении, составленного инспектором ГИТ. Далее протокол передается вместе с другими материалами по расследованию в суд.

    Штраф составляет от 100 до 200 тысяч рублей.

    Положение по охране труда должно создаваться на каждом предприятии вне зависимости от форм собственности. Письмо разрабатывается специальной комиссией, службой по ОТ или отдельным специалистом по типовой форме, утвержденной приказом Минтруда №15.

    Руководитель предприятия ставит подпись и печать, после чего положение считается вступившим в силу. Локальный акт должен храниться на предприятии от 45 до 75 лет. Дополнительноего требуется утвердить путем составления специального приказа.

    Распоряжение об утверждении подписывается руководителем и направляется в отдел кадров. Там он должен храниться в журнале с приказами в течение пяти календарных лет и может потребоваться в ходе внешних и внутренних инспекций.

    Дорогие и уважаемые наши Заказчики!

    Хотим довести до вашего сведения одну очень важную информацию. Наше Правительство, заботясь о качестве предоставляемых в строительстве услуг, а также беспопокоясь о некотролируемом росте стоимости строительства, особенно за бюджетные деньги, внесло в Градостроительный Кодекс Российской Федерации некоторые изменения. Отныне, с 01.01.2020 года, сметную оценку стоимости строительства имеет право проводить только эксперт-сметчик, обладающий квалификационным аттестатом по направлению «Ценообразование и сметное нормирование», выданным Минстроем России.

    На сегодняшний день, таких экспертов-сметчиков у нас в стране единицы. Но, Экспертный центр «ИНДЕКС», как ведущая экспертная организация России, в области строительства, заранее побеспокоилась об этом и все наши эксперты-сметчики прошли данную аттестацию. Поэтому в штате нашей организации имеется целый ряд квалифицированных аттестованных специалистов по ценообразованию и сметному нормированию.

    Мы, всегда будем рады помочь вам, в любых, даже самых сложных вопросах обоснования сметной стоимости строительства, а также в спорных ситуациях, в том числе с ведомственными и надзорными органами, а также в случае судебных разбирательств.

    С уважением, Генеральный директор Волощук Елена Ивановна

    Сразу стоит сказать и про сроки проведения СУОТ, потому как это часто задаваемый вопрос. Дело в том, что он нигде не регламентирован и, конечно же, зависит только от масштабов вашей организации.

    Выше мы говорили о том, что можно применять СУОТ в упрощенном виде, если у вас в организации маленькая численность работников. Расскажем подробнее.

    Если предприятие, предположим, до 50 сотрудников, срок внедрения может занять, грубо говоря, месяц, а если штат уже более 2000 и есть еще подразделения с разной территориальной локацией, то тут, конечно, разговор уже будет идти о нескольких месяцах, а может и год.

    Все зависит от сложности конкретного предприятия и от оперативности работы службы охраны труда и руководителей подразделений.

    То есть если у вас ИП, где работает несколько сотрудников, то разрабатывается минимальный пакет документов, например, положение, политика в области охраны труда, возможно, раздел по медосмотрам и обучению, далее смотрите по необходимости. Процедуру обеспечения работников молоком и другим лечебно-профилактическим питанием явно готовить не нужно 🙂

    Но чем больше организация, тем больше направлений в каждом разделе (число которых также увеличится) следует охватить. К примеру, в Порядок допуска персонала к выполнению работ, к которым предъявляются дополнительные требования, можно включить все нюансы, предъявляемые к соискателю на вакантное место – какие “корочки” и группы допуска должны быть, какой стаж работы и так далее.

    Можно разработать своего рода матрицу, в которой указываются все должности предприятия и требования к ним. И, естественно, такие внедрения и ноу-хау должны быть согласованы с кадрами, профсоюзом и работодателем, но оно того стоит. Хоть и потрудиться придется немало.

    Имейте в виду, что если придет с проверкой инспектор или произойдет несчастный случай, то отсутствие СУОТ сразу вскроется.

    Кому-то может показаться, что политика в области охраны труда – это лишний документ в СУОТ. Ан нет! Это важный документ и должен быть даже у небольших компаний: он содержит цели, которых ваша организация стремится достичь, внедряя систему управления. Это могут быть:

    1. Повышение организационной культуры в области охраны труда.
    2. Изменение отношения работников к собственной безопасности и к безопасности коллег.
    3. Повышение ответственности в процессе выполнения работы.
    4. Подчеркивает приверженность компании к определенным целям.

    В идеале это должны быть не пустые слова, а реальная стратегия организации к снижению травматизма и повышения важности охраны труда в целом.

    Также политика в области охраны труда понадобится для участия в тендерных закупках крупных компаний и холдингов – этот документ они в обязательном порядке запрашивают.

    А как часто нужно пересматривать документы, подтверждающие создание и функционирование СУОТ? Какой срок действия?

    Конкретного регламента по периодичности проведения и пересмотра документов системы управления охраной труда нет. Но если отталкиваться от тех направлений, которых касается СУОТ, то можно установить срок пересмотра не реже 1 раза в 5 лет.

    Потому как СОУТ, инструкции по охране труда, программы инструктажей и прочие ЛНА пересматриваются с такой же периодичностью, логично будет и для системы установить этот же срок.

    Но если будут внесены изменения в НПА, технологический процесс, специфику предприятия или откроются новые направления, то СУОТ в данном разделе необходимо в обязательном порядке пересмотреть и проконтролировать функционирование по новым правилам по факту.

    В середине октября 2021 года Минюст России зарегистрировал приказ Минтруда от 19 августа 2021 года № 438н, который утвердил примерное положение о системе управления охраной труда. Такое должно быть на каждом предприятии. А значит, нужно понимать, как составить приказ о СУОТ (образец будет ниже в статье).

    Вообще основной документ о СУОТ организация может разработать как самостоятельно, так и с помощью третьих лиц – частных специалистов и фирм по охране труда в данной области, в которой организация ведет деятельность.

    Также см. «Какой должна быть система управления охраной труда с 2021 года на предприятии».

    Седьмой пункт приказа Минтруда обязывает нанимателя выпустить приказ об утверждении СУОТ (разработанного положения о нем). Причем это нужно обязательно сделать с учетом мнения сотрудников и/или их уполномоченного представительного органа (если такой есть).

    Положения о системе управления охраной труда в образовательных организациях

    С августа 2021 года, работодателям наконец-то дали примерный образец приказа СУОТ, по которому должен составляться документ. Произошло это после утверждения приказа министерства труда, который предоставил простой и правильный вариант оформления СУОТ.

    СУОТ – это тот вид документов, который может заполнять и составлять сам работодатель либо же перекладывать обязанность на третьих лиц, то есть специальным организациям. Как правило, такие фирмы точно знают, как нужно составлять и заполнять документ, благодаря чему можно обойти все подводные камни, ошибки и опечатки. Предоставлять услуги могут как частные лица, так и целые компании.

    Увольнение по причине непрохождения испытательного срока должно проводится на основе Трудового кодекса РФ. САНПИН школы с изменениями на 2021 год можете скачать тут.

    После утверждения приказа министерства труда к обычному СУОТ добавился также и приказ об его утверждении. Как говорится, это дополнение необходимо, чтобы показать все положения и подтвердить работоспособность и реальность систему управления охраной труда. У этого документа есть одна тонкость – приказ должен составляться с учетом мнения сотрудников либо лиц, которые могут представлять их интересы. Так можно обезопасить СУОТ, согласовав его со своими работниками.

    Образец приказа о внедрении системы управления охраной труда

    Приказ не дал много информации и ничего кардинально не изменил, а сам документ не имеет дополнительных требований. То есть достаточно выпустить приказ о СУОТ предприятия как отдельное распоряжение либо же ввести уже работающую для организации СУОТ со всеми ее спецификами и особенностями. Этот документ также должен подписать именно руководящее лицо.

    В ходе проверок именно он станет тем человеком, на котором будет лежать вся ответственность за безопасность. Грамотно и достоверно составить СОУТ необходимо не только для работников, но и руководящего лица.

    СУОТ – сокращенная аббревиатура понятия “система управления охраной труда”. Сегодня мы поговорим о приказе внедрения и положении СУОТ на предприятии – образец новый 2020 года.

    Система управления охраной труда (СУОТ) должна создаваться на любом предприятии в России, не зависимо от формы собственности! И это требование закреплено в статье 212 ТК РФ, 4 абзац ТК РФ Статья 212. “Обязанности работодателя по обеспечению безопасных условий и охраны труда: Обязанности по обеспечению безопасных условий и охраны труда возлагаются на работодателя. Работодатель обязан обеспечить:

    • безопасность работников при эксплуатации зданий, сооружений, оборудования, осуществлении технологических процессов, а также применяемых в производстве инструментов, сырья и материалов;
    • создание и функционирование системы управления охраной труда;…”

    Причём создание СОУТ не зависит от количества человек, работающих на предприятии. Ее в любом случае придется создавать. Она нужна для обеспечения безопасности и охраны здоровья работников предприятия.

    1.1. Настоящее Положение разработано в соответствии со статьёй 209 Трудового кодекса РФ, Типовым положением о системе управления охраной труда, утверждённого приказом Министерства труда и социальной защиты РФ от 19 августа 2016 года № 438н и другими, действующими в сфере охраны труда, нормативными актами.

    Система управления охраной труда (далее – СУОТ) – часть общей системы управления, обеспечивающая управление рискам и в области охраны здоровья и безопасности труда, связанными с деятельностью ГКУ СО «Наименование ЦСОН» (далее – Предприятие, Организация, Учреждение – что-то одно выберите).

    Настоящее Положение определяет порядок и структуру управления охраной труда на Предприятии, служит правовой и организационно-методической основой формирования управленческих структур, нормативных документов. Объектом управления является охрана труда, как система сохранения жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности, включающая в себя правовые, социально-экономические, организационно-технические, санитарно-гигиенические, лечебно-профилактические, реабилитационные и иные мероприятия.

    1.2. Действие Положения распространяется на всей территории Организации, во всех зданиях и сооружениях Предприятия.

    1.3. Требования Положения обязательны для всех работников Учреждения.

    2.1. Политика Предприятия в области охраны труда (далее – Политика по охране труда) является публичной документированной декларацией Организации о намерении и гарантированном выполнении им обязанностей по соблюдению государственных нормативных требований охраны труда и добровольно принятых на себя обязательств.

    2.2. Политика по охране труда обеспечивает:

    • а) приоритет сохранения жизни и здоровья работников в процессе их трудовой деятельности;
    • б) соответствие условий труда на рабочих местах требованиям охраны труда;
    • в) выполнение последовательных и непрерывных мер (мероприятий) по предупреждению происшествий и случаев ухудшения состояния здоровья работников, производственного травматизма и профессиональных заболеваний, в том числе посредством управления профессиональными рисками;
    • г) учёт индивидуальных особенностей работников, в том числе посредством проектирования рабочих мест, выбора оборудования, инструментов, сырья и материалов, средств индивидуальной и коллективной защиты, построения производственных и технологических процессов;
    • д) непрерывное совершенствование и повышение эффективности СУОТ;
    • е) обязательное привлечение работников к участию в управлении охраной труда и обеспечении условий труда, соответствующих требованиям охраны труда, посредством необходимого ресурсного обеспечения и поощрения такого участия;
    • ж) личную заинтересованность в обеспечении, насколько это возможно, безопасных условий труда;
    • з) выполнение иных обязанностей в области охраны труда исходя из специфики деятельности Организации.

    3.1. Основные цели Системы управления охраной труда в Учреждении:

    • реализация основных направлений политики организации в сфере охраны труда и выработка предложений по её совершенствованию;
    • разработка и реализация программ улучшения условий и охраны труда;
    • создание условий, обеспечивающих соблюдение законодательства по охране труда, в том числе обеспечение безопасности эксплуатации здания и помещений, используемых в трудовом процессе, оборудования, приборов и технических средств трудового процесса;
    • формирование безопасных условий труда;
    • контроль над соблюдением требований охраны труда;
    • обучение и проверка знаний по охране труда, в том числе, создание и совершенствование непрерывной системы образования в области обеспечения охраны труда;
    • предотвращение несчастных случаев с лицами, осуществляющих трудовую деятельность в Учреждении;
    • охрана и укрепление здоровья персонала, лиц, осуществляющих трудовую деятельность в Учреждении, организация их лечебно-профилактического обслуживания, создание оптимального сочетания режимов труда, производственного процесса, организованного отдыха.

    4.1. Организационно система управления охраной труда в Учреждении является двухуровневой.

    Управление охраной труда на первом уровне в соответствии с имеющимися полномочиями осуществляет директор Предприятия. Управление охраной труда на втором уровне в соответствии с имеющимися полномочиями осуществляет специалист по охране труда.

    4.2. Порядок организации работы по охране труда в Организации определяется Правилами внутреннего трудового распорядка, должностными инструкциями и в соответствии с требованиями настоящего Положения.

    4.3. Директор Предприятия в порядке, установленном законодательством:

    • осуществляет общее управление охраной труда в Организации;
    • обеспечивает соблюдение действующего законодательства о труде, выполнение постановлений и распоряжений вышестоящих органов, нормативных (правовых) документов по вопросам охраны труда, предписаний органов государственного надзора и контроля;
    • организует работу по созданию и обеспечению условий работы в соответствии с действующим законодательством о труде, межотраслевыми и ведомственными нормативными документами, локальными актами по охране труда Учреждения;
    • обеспечивает безопасную эксплуатацию здания и помещений, инженерно-технических коммуникаций, оборудования и принимает меры по приведению их в соответствие с действующими стандартами, правилами и нормами по охране труда;
    • своевременно организует осмотры и ремонт здания (помещений) Учреждения;
    • утверждает должностные обязанности по обеспечению охраны труда и инструкции по охране труда для работников Учреждения;
    • обеспечивает разработку и реализацию планов мероприятий по охране труда, целевых программ по охране труда;
    • принимает меры по внедрению предложений коллектива, направленных на дальнейшее улучшение и оздоровление условий работы;
    • выносит на обсуждение совещаний и собраний трудового коллектива вопросы организации работы по охране труда;
    • отчитывается на собраниях трудового коллектива о состоянии охраны труда, выполнении мероприятий по улучшению условий труда, а также принимаемых мерах по устранению выявленных недостатков;
    • обеспечивает финансирование мероприятий по охране труда и осуществляет контроль над эффективностью их использования, организует обеспечение работников Учреждения спецодеждой, спецобувью и другими средствами индивидуальной защиты в соответствии с действующими типовыми нормами и инструкциями, а также лиц, проходящих производственную практику;
    • осуществляет поощрение работников Учреждения за активную работу по созданию и обеспечению здоровых и безопасных условий труда;
    • осуществляет привлечение к дисциплинарной ответственности лиц, виновных в нарушении законодательства о труде, правил и норм по охране труда;
    • проводит профилактическую работу по предупреждению травматизма и снижению заболеваемости работников, лиц, проходящих производственную практику;
    • контролирует своевременное проведение диспансеризации работников;
    • обеспечивает выполнение директивных и нормативных документов по охране труда, предписаний органов управления, государственного надзора и технической инспекции труда;
    • сообщает о групповом, тяжёлом несчастном случае и случае со смертельным исходом в государственную инспекцию труда, фонд социального страхования, прокуратуру, администрацию района, Ростехнадзор и в другие государственные и муниципальные органы;
    • принимает все возможные меры к устранению причин, вызвавших несчастный случай, обеспечивает необходимые условия для проведения своевременного и объективного расследования согласно действующим положениям;
    • контролирует выполнение ежегодных соглашений по охране труда;
    • утверждает инструкции по охране труда для работающих, лиц, проходящих производственную практику.

    4.4. Служба охраны труда.

    Служба охраны труда создается для организации работы по охране труда директором Предприятия.

    Функции службы охраны труда в Организации возлагаются на специалиста по охране труда, который подчиняется непосредственно директору Предприятия.
    Специалист по охране труда в своей деятельности руководствуются законами и иными нормативными правовыми актами об охране, соглашениями (отраслевым), соглашением по охране труда, другими локальными нормативными правовыми актами Учреждения.

    Основными задачами специалиста по охране труда являются:

    • организация работы по обеспечению выполнения работниками требований охраны труда;
    • контроль за соблюдением работниками законов и иных нормативных правовых актов об охране труда, соглашения по охране труда, других локальных нормативных правовых актов Учреждения;
    • организация профилактической работы по предупреждению производственного травматизма, профессиональных заболеваний и заболеваний, обусловленных производственными факторами, а также работы по улучшению условий труда;
    • оснащение Учреждения необходимыми пособиями по охране труда, средствами обучения и т. п.;
    • разработка новых и пересмотр устаревших инструкций по охране труда;
    • контроль в предусмотренных случаях проведения предварительных (при поступлении на работу) и периодических медицинских осмотров работников;
    • контроль за выдачей работникам спецодежды, спецобуви и других необходимых средств индивидуальной защиты;
    • контроль за своевременным обеспечением работающих смывающими средствами в соответствии с установленными нормами;
    • контроль за своевременным проведением специальной оценки условий труда, паспортизации санитарно-тех��ического состояния условий труда, разработкой и выполнением по их результатам мероприятий по приведению условий и охраны труда в соответствие с нормативными требованиями;
    • изучение и распространение передового опыта по охране труда, пропаганда вопросов охраны труда.

    5.1. С целью организации процедуры подготовки работников по охране труда директор Организации своим приказом устанавливает:

    • а) требования к необходимой профессиональной компетентности по охране труда работников, ее проверке, поддержанию и развитию;
    • б) перечень профессий (должностей) работников, проходящих обучение по охране труда, с указанием ее продолжительности по каждой профессии (должности);
    • г) перечень профессий (должностей) работников, проходящих подготовку по охране труда у работодателя;
    • д) перечень профессий (должностей) работников, освобожденных от прохождения первичного инструктажа на рабочем месте;
    • е) работников, ответственных за проведение инструктажа по охране труда на рабочем месте в структурных подразделениях, за проведение стажировки по охране труда;
    • ж) вопросы, включаемые в программу инструктажа по охране труда;
    • л) порядок организации подготовки по вопросам оказания первой помощи пострадавшим в результате аварий и несчастных случаев на работе;
    • м) порядок организации и проведения инструктажа по охране труда;
    • н) порядок организации и проведения мероприятий по охране труда;
    • о) организационный порядок проведения специальной оценки условий труда на рабочих местах в части деятельности комиссии по проведению специальной оценки условий труда.

    5.2. При рассмотрении различных производственных опасностей директором Предприятия устанавливается порядок проведения анализа, оценки и упорядочивания всех выявленных опасностей исходя из приоритета необходимости исключения или снижения уровня создаваемого ими профессионального риска и с учётом не только штатных условий своей деятельности, но и случаев отклонений в работе, в том числе связанных с возможными авариями.

    5.3. С целью организации процедуры информирования работников об условиях труда на их рабочих местах, уровнях профессиональных рисков, а также о предоставляемых им гарантиях, полагающихся компенсациях директор Организации своим приказом устанавливает (определяет) формы такого информирования и порядок их осуществления.

    Такое информирование может осуществляться в форме:

    • а) включения соответствующих положений в трудовой договор работника;
    • б) ознакомления работника с результатами специальной оценки условий труда на его рабочем месте;
    • в) размещения сводных данных о результатах проведения специальной оценки условий труда на рабочих местах;
    • г) проведения совещаний, круглых столов, семинаров, конференций, встреч заинтересованных сторон, переговоров;
    • д) изготовления и распространения информационных бюллетеней, плакатов, иной печатной продукции, видео- и аудиоматериалов;
    • е) использования информационных ресурсов в информационно-телекоммуникационной сети “Интернет”;
    • ж) размещения соответствующей информации в общедоступных местах.

    6.1. С целью планирования мероприятий по реализации процедур директор Предприятия, исходя из специфики деятельности Предприятия, устанавливает порядок подготовки, пересмотра и актуализации плана мероприятий по реализации процедур (далее – План).

    6.2. В Плане отражаются:

    • а) результаты проведенного специалистом по охране труда анализа состояния условий и охраны труда;
    • б) общий перечень мероприятий, проводимых при реализации процедур;
    • в) ожидаемый результат по каждому мероприятию, проводимому при реализации процедур;
    • г) сроки реализации по каждому мероприятию, проводимому при реализации процедур;
    • д) ответственные лица за реализацию мероприятий, проводимых при реализации процедур, на каждом уровне управления;
    • е) источник финансирования мероприятий, проводимых при реализации процедур.

    С 1 сентября 2021 года комплектовать аптечки первой помощи нужно будет по новым правилам (Приказ Минздрава России от 15.12.2020 № 1331н).

    В аптечках должны быть 12 медицинских изделий вместо прежних 22. В новый перечень входят:

    • маска хирургическая;
    • маска лицевая для защиты дыхательных путей;
    • перчатки смотровые;
    • маска для сердечно-легочной реанимации (в прежнем — устройство для проведения искусственного дыхания);
    • жгут на верхнюю/нижнюю конечность многоразового использования (в прежнем —жгут кровоостанавливающий для остановки артериального кровотечения);
    • бинт марлевый тканый, стерильный (в прежнем — бинт марлевый медицинский размером не менее 5 м х 10 см);
    • рулон марлевый тканый, нестерильный (в прежнем — бинт марлевый медицинский размером не менее 7 м х 14 см);
    • салфетка марлевая тканая, стерильная (в прежнем — салфетки марлевые медицинские стерильные размером не менее 16 х 14 см №10);
    • лейкопластырь кожный стандартный (в прежнем — лейкопластырь фиксирующий рулонный размером не менее 2 х 500 см);
    • лейкопластырь для поверхностных ран антибактериальный (в прежнем — лейкопластырь бактерицидный размером не менее 1,9 х 7,2 см);
    • лейкопластырь для поверхностных ран антибактериальный (в прежнем — лейкопластырь бактерицидный размером не менее 4 х 10 см);
    • одеяло спасательное (в прежнем — покрывало спасательное изотермическое размером не менее 160 х 210 см);
    • ножницы хирургические общего назначения многоразового использования (в прежнем — ножницы для разрезания повязок);
    • футляр или сумка (в прежнем — футляр и сумка);
    • инструкция по оказанию первой помощи с применением аптечки для оказания первой помощи работникам.

    Если организация укомплектовала аптечки до того, как новые требования вступили в силу, то такие аптечки действуют до конца их срока годности, но не позднее 31 августа 2025 года.

    Понятие системы управления охраной труда дано в статье 209 ТК РФ и определяется как единый механизм взаимодействующих и связанных между собой элементов, устанавливающих политику работодателя в области охраны труда. Вместе с тем определяются процедуры, позволяющие достигнуть поставленных целей.

    В помощь организации при разработке СУОТ приказом Министерства труда было утверждено положение от 19.08.2016 № 438н.

    Система является частью менеджмента (управления) организации. Именно она позволяет не только снизить риски опасных и вредных производственных факторов, создать благоприятную, безопасную обстановку на местах, но и повысить производительность труда.

    СУОТ представляет собой единство:

    • локальной нормативной базы работодателя и ведения необходимой документации с фиксацией действий в актах, журналах и иных учетных регистрах;
    • организационных мер управления с возложением на должностных лиц обязанностей по охране труда;
    • процедур и порядков действия системы, в том числе планирование, пути реализации мероприятий, имеющим значение для улучшения организационных методов ОТ и условий труда.

    Положения и требования СУОТ обязательны к исполнению всеми работниками организации. Для нормального действия системы работодателю необходимо:

    • составить ее структуру,
    • уточнить связи между структурными единицами организации;
    • распределить обязанности в области ОТ каждого из подразделений (отделов, цехов и т.п.),
    • назначить меру ответственности должностных лиц в сфере ОТ.

    Все эти функции необходимо закреплять нормативными документами.

    Система управления охраной труда должна быть налажена в любой организации. Процесс ее создания является трудоемким, но в помощь разработано типовое Положение о СУОТ. Оно может стать хорошей основой для работодателей, достаточно лишь предусмотреть моменты, специфичные для конкретной области деятельности.

    Типовое Положение о СУОТ от 19.08.2016 438н

    Образец Положения о СУОТ

    Субъекты малого бизнеса зачастую не считают нужным создавать СОУТ, считая, что она необходима только для производственных процессов и крупных предприятий, где существует риск травматизма. Но они не совсем правы в силу следующих факторов:

    • даже при небольшом штате должна быть разработана схема управления процессами. А при его увеличении система уже не будет такой простой, как кажется;
    • в любой организации руководитель является ответственным за охрану труда и должен пройти специальное обучение. Любой несчастный случай в рабочее время будет рассматриваться с точки зрения несоблюдения норм по охране труда и руководитель будет наказан соответствующим образом. Поэтому мероприятия по ОТ должны проводиться даже в малых организациях;
    • СОУТ необходим даже, если штат составляют только офисные работники и обслуживающий персонал. Поэтому следует отойти от представления, что опасность существует только на производстве.

    Теперь перейдем к вопросу: Обязан ли работодатель создать систему управления охраной труда в организации?

    Ответ однозначный – обязан в соответствии со ст. 212 Трудового кодекса. При этом законодательство не разделяет работодателей на крупных и мелких субъектов бизнеса, не устанавливает нормативы по штатной численности и иным критериям.

    Конечно, СОУТ для малых форм предпринимательства и крупных субъектов будет различаться по структуре мероприятий и затратам на них. Для первых предусмотрено составление упрощенной системы управления охраной труда и внедрение ее в свой процесс ведения бизнеса.

    Если в организации работает более 50 человек, ст. 217 ТК РФ обязывает работодателя либо создавать отдельную службу охраны труда, либо вводить должность соответствующего специалиста. Наниматель, в подчинении которого менее 50 лиц, может решить этот вопрос по своему усмотрению, но с учетом специфики осуществляемой производственной деятельности.

    Типового положения о службе охраны труда в России не утверждено. Каждый работодатель разрабатывает свой образец. документа в первую очередь зависит от того, чем занимается организация. В школе, в ДОУ или в страховой компании одни условия труда, на заводе или в шахте – совсем другие.

    Однако любой локальный акт должен отвечать предписаниям действующего законодательства. Поэтому чаще всего положение о службе охраны труда разрабатывается на основе постановления Минтруда №14 от 08.02.2004 года. Кроме этого, работодатели ориентируются на приказ Минтруда №438н, приказ Минздравсоцразвития №181н и другие нормативные источники, в том числе профильные законы.

    Ниже приведена примерная структура положения о службе охраны труда:

    • Раздел 1 – Вступление, общие положения. В этой части раскрывается понятие СОТ, статус этого органа, основания функционирования.
    • Раздел 2 – Основные задачи СОТ.
    • Раздел 3 – Функции СОТ. В этом разделе также можно прописать мероприятия и порядок оформления документации, связанной с деятельностью службы.
    • Раздел 4 – Полномочия сотрудников СОТ.
    • Раздел 5 – Организация работы СОТ.
    • Раздел 6 – Формирование СОТ. Требования к претенденту на должность.
    • Раздел 7 – Контроль и ответственность.
    • Раздел 8 – Список потенциальных профессиональных рисков работников.
    • Раздел 9 – Процедура расследования несчастных случаев.


    Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *