Обжалование представления прокурора вышестоящему прокурору срок

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Обжалование представления прокурора вышестоящему прокурору срок». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.

Действующее законодательство предусматривает возможность обжалования в порядке гражданского судопроизводства действий (бездействия) должностных лиц и органов прокуратуры. Порядок обжалования предусмотрен главой 25 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.

Заявление об обжаловании действий (бездействия) может быть подано гражданином в суд по месту его жительства или по месту нахождения органа, должностного лица, решение, действие (бездействие) которых оспариваются.

К решениям, действиям (бездействию), оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся решения и действия (бездействие), в результате которых: нарушены права и свободы гражданина;
созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод; на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности.

Гражданин вправе обратиться в суд с заявлением в течение трех месяцев со дня, когда ему стало известно о нарушении его прав и свобод. Пропуск трехмесячного срока обращения в суд с заявлением не является для суда основанием для отказа в принятии заявления. Причины пропуска срока выясняются в предварительном судебном заседании или судебном заседании и могут являться основанием для отказа в удовлетворении заявления.

Решение, принятое прокурором по результатам рассмотрения заявлений и жалоб, не препятствует обращению лица за защитой своих прав в суд. Вместе с тем, решение по жалобе на приговор, решение, определение и постановление суда может быть обжаловано только вышестоящему прокурору.

Юридические лица вправе обжаловать направленные в их адрес акты прокурорского реагирования при несогласии с указанными в них требованиями. С заявлениями такого рода они могут обратиться в суд по месту нахождения органа, должностного лица, решение, действие (бездействие) которых оспариваются, либо к вышестоящему прокурору.

Прокурор разъясняет — Прокуратура Московской области

Все материалы сайта Министерства внутренних дел Российской Федерации могут быть воспроизведены в любых средствах массовой информации, на серверах сети Интернет или на любых иных носителях без каких-либо ограничений по объему и срокам публикации.

Это разрешение в равной степени распространяется на газеты, журналы, радиостанции, телеканалы, сайты и страницы сети Интернет. Единственным условием перепечатки и ретрансляции является ссылка на первоисточник.

Никакого предварительного согласия на перепечатку со стороны Министерства внутренних дел Российской Федерации не требуется.

Справка

Вступление в законную силу изменений, внесенных в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием работы органов предварительного следствия, требует корректировки организации прокурорского надзора за их процессуальной деятельностью.

В целях обеспечения единообразного применения положений уголовно-процессуального закона, а также эффективной реализации поставленных перед органами прокуратуры задач, руководствуясь ст. 17 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации», приказываю:

1. Заместителям Генерального прокурора Российской Федерации, начальникам главных управлений и управлений Генеральной прокуратуры Российской Федерации, прокурорам субъектов Российской Федерации, городов и районов, другим территориальным, приравненным к ним военным прокурорам и прокурорам иных специализированных прокуратур:

1.1. Обеспечить качественный и эффективный надзор за исполнением законов органами предварительного следствия независимо от их ведомственной принадлежности в соответствии с полномочиями, предусмотренными Федеральным законом «О прокуратуре Российской Федерации» и Уголовно-процессуальным кодексом Российской Федерации.

1.2. Считать приоритетным направлением своей деятельности защиту прав и законных интересов лиц и организаций, потерпевших от преступлений, а равно защиту личности от незаконного и необоснованного обвинения, осуждения. Взвешенно подходить к рассмотрению жалоб и заявлений участников уголовного судопроизводства, принимать в пределах имеющихся полномочий меры к восстановлению нарушенных прав, возмещению материального ущерба и компенсации морального вреда.

1.3. Систематически проверять законность действий и решений следственных органов в ходе досудебного производства при приеме, регистрации и разрешении сообщений о преступлениях. В этих целях не реже одного раза в месяц осуществлять выезды в поднадзорные следственные органы, где проводить сверку данных, содержащихся в книгах учета сообщений о преступлениях, регистрации обращений граждан, иных учетных и регистрационных документах, сводках органов внутренних дел, публикациях в СМИ. Кроме того, использовать сведения медицинских и иных учреждений и организаций, а также информацию, содержащуюся в обращениях граждан, поступивших в прокуратуру.

Во всех случаях обращать внимание на наличие в сообщениях данных, указывающих на признаки преступления.

Принимая решение о передаче сообщения о преступлении из одного органа предварительного расследования в другой, строго соблюдать правила подследственности, предусмотренные ст. 151 УПК РФ.

При наличии данных, указывающих на особую значимость проверяемых фактов, сложность их исследования, а также на неоднократные существенные нарушения требований уголовно-процессуального закона, в соответствии с п. 12 ч. 2 ст. 37 УПК РФ изымать материалы проверки сообщения о преступлении у органа предварительного расследования федерального органа исполнительной власти (при федеральном органе исполнительной власти) для передачи в следственные органы Следственного комитета Российской Федерации.

Выявляя нарушения порядка приема, регистрации и разрешения сообщений о преступлениях, добиваться их устранения, а при обнаружении признаков должностного правонарушения принимать меры к привлечению виновных лиц к ответственности, в том числе уголовной.

По фактам укрытия преступлений от учета при наличии достаточных данных, указывающих на признаки преступления, выносить согласно п. 2 ч. 2 ст. 37 УПК РФ мотивированные постановления о направлении в органы предварительного расследования соответствующих материалов для решения вопроса об уголовном преследовании.

Обеспечить проверку законности и обоснованности всех процессуальных решений об отказе в возбуждении уголовного дела. Обращать внимание на соблюдение установленного ч. 4 ст. 148 УПК РФ срока направления постановления заявителю и прокурору. Считать существенным нарушением закона, требующим прокурорского реагирования, представление указанного документа прокурору в срок свыше 24 часов с момента принятия следователем, руководителем следственного органа процессуального решения. Организовать незамедлительное представление в прокуратуру проверочных материалов по поступившему постановлению об отказе в возбуждении уголовного дела.

Раздельно по ведомствам вести книги учета поступивших в прокуратуру копий постановлений об отказе в возбуждении уголовных дел и материалов проверок сообщений о преступлениях, фиксируя в них решения, принятые в ходе осуществления надзорных полномочий (приложение № 1).

Проверяя законность и обоснованность постановлений об отказе в возбуждении уголовного дела, изучать материалы проверок сообщений о преступлениях, обращать внимание на объективность и полноту их проведения, в том числе путем опроса заинтересованных лиц и специалистов.

Признав решение следователя, руководителя следственного органа об отказе в возбуждении уголовного дела незаконным или необоснованным, не позднее 5 суток с момента получения соответствующим прокурором материалов проверки сообщения о преступлении выносить мотивированное постановление о его отмене, в котором указывать обстоятельства, подлежащие дополнительной проверке, нарушения уголовного и уголовно-процессуального законодательства, а при наличии оснований, предусмотренных уголовно-процессуальным законом, ставить вопрос о возбуждении уголовного дела.

Граждане, или юридические лица нередко жалуются прокурору на нарушение законодательства.

Одним из актов прокурорского реагирования на нарушения законодательства является представление прокурора, которое готовится по результатам рассмотрения собранных материалов прокурорской проверки.

Пунктом 1 ст. 24 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» установлено, что представление об устранении нарушений закона вносится прокурором или его заместителем в орган или должностному лицу, которые полномочны устранить допущенные нарушения, и подлежит безотлагательному рассмотрению. В течение месяца со дня внесения представления должны быть приняты конкретные меры по устранению допущенных нарушений закона, их причин и условий, им способствующих; о результатах принятых мер должно быть сообщено прокурору в письменной форме.

Представление прокурора обычно содержит примерно такое требование:

«… безотлагательно рассмотреть с участием прокурора представление и принять меры к устранению допущенных нарушений закона, причин и условий им способствующих; привлечь к дисциплинарной ответственности долностное лицо ФИО»;

или «… незамедлительно рассмотреть настоящее представление с участием представителя прокуратуры; принять меры по устранению и недопущению впредь выявленных нарушений закона, причин и условий им способствующих; привлечь к дисциплинарной ответственности лиц, допустивших выявленные нарушения; о результатах рассмотрения представления с приложением документов сообщить в прокуратуру в установленный законом срок».

Более конкретную формулировку требований прокурорского представления на практике встретить сложно.

Стоит отметить, что в большинстве случаев «нарушитель закона» получив представление прокурора с подобной формулировкой прекрасно понимает какие именно меры для устранения допущенных нарушений закона ему необходимо предпринять.

Однако встречаются представления прокурора, требования которых («устранить нарушения») не представляется возможным исполнить, потому как не только само требование сформулировано без конкретизации мер, которые могут быть приняты, но и «описательная» часть представления фактически не называет ни вменяемого нарушения, ни ссылки на нарушенную норму закона.

Необходимо ли дважды подавать жалобу в одну и ту же прокуратуру по УПК?

Представление прокурора может быть обжаловано в суд.

Напомним, что в законе установлена ответственность за неисполнение требований прокурора.

В соответствии со статьей 17.7 КоАП РФ, умышленное невыполнение требований прокурора, вытекающих из его полномочий, установленных федеральным законом…, — влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до одной тысячи пятисот рублей; на должностных лиц — от двух тысяч до трех тысяч рублей.

Таким образом, если проигнорировать прокурорское представление — оставить его без ответа, действий по устранению нарушений закона не предпринять, прокурор вынесет постановление о возбуждении производства об административном правонарушении, предусмотренном статьей 17.7 КоАП РФ, после дело будет передано на рассмотрение мировому судье.

Следует иметь ввиду, что «прокурору не предоставлено право принудительного взыскания штрафа, поскольку дела данной категории рассматриваются мировыми судьями (часть 1 и абзац четвертый части 3 статьи 23.1 Кодекса). При рассмотрении в судебном порядке дела об указанном административном правонарушении либо дела об оспаривании представления прокурора прокурор должен доказать факт нарушения закона органом или должностным лицом, которому внесено представление, и правомерность своих требований» (Определение Конституционного Суда РФ от 24.02.2005 N 84-О).

Таким образом, оценка законности требований, содержащихся в представлении прокурора может быть дана судом либо в рамках дела по заявлению об обжаловании представления (признании его незаконным), либо мировым судьей в рамках административного производства по статье 17.7 КоАП РФ. Обратим внимание, что и в том и в другом случае бремя доказывания факта нарушений закона и правомерности требований представления лежит на прокуроре, то есть законность и обоснованность своего представления должен доказывать в суде прокурор.

Александр Отрохов, Правовой центр «Логос» (г. Омск), 13.03.2013г.

Определение Судебной коллегии по экономическим спорам ВС РФ от 17 марта 2017 г. N 308-КГ16-16394, вынесенное по вопросу возможности обжалования представлений прокурора в арбитражных судах, расширило сферу судебной защиты, реабилитировав право на судебную защиту.

Поскольку значимость данного Определения прежде всего заключается в толковании процессуального закона, мы здесь коротко опишем только процессуальную составляющую данного дела.

Общество с ограниченной ответственностью «Регион» обратилось в Арбитражный суд Ставропольского края с иском о признании недействительным представления и.о. прокурора г. Невинномысска от 23 июля 2015 г. N 7-84-2015.

В суде первой инстанции прокуратура Ставропольского края заявила ходатайство о прекращении производства по делу ввиду неподведомственности спора арбитражному суду, указывая, что представление прокурора не обладает признаками ненормативного правового акта, поскольку не содержит властно-распорядительных предписаний, влекущих для общества юридические последствия в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности; оспариваемым представлением не были каким-либо образом затронуты права общества, касающиеся его предпринимательской деятельности, оно не повлекло каких-либо последствий и не породило обязательств для данной организации.

Решением суда первой инстанции от 21 апреля 2016 г. представление и.о. прокурора города Невинномысска от 23 июля 2015 г. N 7-84-2015 признано недействительным. Суд первой инстанции, руководствуясь ст. 46, 52, 53, 120 Конституции РФ, положениями Федерального закона от 17 января 1992 г. N 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации», правовой позицией Конституционного Суда РФ, изложенной в Определении от 24 марта 2015 г. N 110-О, Постановлении от 17 февраля 2015 г. N 2-П, в удовлетворении ходатайства о прекращении производства по делу отказал. При этом суд исходил из того, что требование, содержащееся в представлении прокурора, подлежит безусловному исполнению лицом, к которому это требование обращено, а само представление прокурора является ненормативным правовым актом и может быть обжаловано в порядке, предусмотренном положениями гл. 24 АПК РФ.

Постановлением Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 19 июля 2016 г. решение суда первой инстанции отменено, производство по делу прекращено на основании п. 1 ч. 1 ст. 150 АПК РФ в связи с неподведомственностью спора арбитражному суду. Прекращая производство по делу, суд апелляционной инстанции руководствовался положениями ч. 1 ст. 27, п. 2 ч. 1 ст. 29, ч. 1 ст. 198 АПК РФ, а также исходил из взаимосвязанных положений ст. 21, 22, 24 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» и пришел к выводу о том, что само по себе представление прокурора как акт прокурорского реагирования не является ненормативным правовым актом, подлежащим принудительному исполнению, поскольку оно направлено на понуждение указанных в п. 1 ст. 21 данного Закона органов и должностных лиц устранить допущенные нарушения закона прежде всего в добровольном порядке; представление не затрагивает прав и законных интересов общества в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, в связи с чем не подлежит проверке в порядке, установленном гл. 24 АПК РФ.

Арбитражный суд Северо-Кавказского округа Постановлением от 28 сентября 2016 г. оставил в силе Постановление суда апелляционной инстанции, согласившись с выводами о неподведомственности спора арбитражному суду.

Судебная коллегия по экономическим спорам ВС РФ не согласилась с выводами судов апелляционной и кассационной инстанций.

Судебная коллегия указала, что «в силу пункта 2 части 1 статьи 29 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражным судам подведомственны возникающие из административных и иных публичных правоотношений экономические споры и иные дела, связанные с осуществлением организациями и гражданами предпринимательской и иной экономической деятельности, в частности об оспаривании затрагивающих права и иные законные интересы заявителя ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, наделенных федеральным законом отдельными государственными или иными публичными полномочиями должностных лиц».

В соответствии со ст. 1 Закона о прокуратуре прокуратура РФ наделена полномочиями осуществлять от имени Российской Федерации надзор за исполнением действующих на ее территории законов.

Реализуя эти полномочия, прокурор вправе проверять исполнение законов органами и должностными лицами, перечисленными в п. 1 ст. 21 Закона о прокуратуре, а также вносить представления об устранении выявленных нарушений закона в орган или должностному лицу, которые полномочны устранить допущенные нарушения (п. 3 ст. 22, ст. 24, 28 названного Закона).

За невыполнение требований прокурора, вытекающих из его полномочий, ст. 17.7 КоАП РФ, в отношении указанных лиц предусмотрена административная ответственность, что свидетельствует о том, что представление прокурора, являясь основанием для привлечения к административной ответственности, затрагивает права этих лиц.

  • Алименты
  • Усыновление
  • Права работников
  • Прописка
  • Банкротство физлиц
  • Расписка
  • Должностная инструкция
  • Оборот оружия
  • Недееспособность
  • Правила охоты
  • Правила рыбалки
  • Выгул собак
  • Пчеловодство
  • Полеты
  • Госслужащие
    • льготы
    • пенсионное обеспечение

Условия, при которых можно обратиться в суд, зависят от того, в какой именно суд — арбитражный или общей юрисдикции — вы будете обращаться.

Для обжалования протеста в арбитражном суде в порядке, предусмотренном гл. 24 АПК РФ, необходимо наличие следующих условий, а именно (ч. 1 ст. 198, ч. 4 ст. 200, ч. 2 ст. 201 АПК РФ):

1) протест не соответствует закону или иному нормативному правовому акту;

2) протест нарушает права и законные интересы организации в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, создает иные препятствия в данной сфере, незаконно возлагает на организацию какие-либо обязанности.

Если протест обжалуется в суде общей юрисдикции в порядке гл. 22 КАС РФ, то необходимо наличие следующих условий: протест нарушает или оспаривает ваши права, свободы и законные интересы, создает препятствия к их осуществлению или незаконно возлагает на вас какие-либо обязанности (ч. 1 ст. 218, ч. 9 ст. 226, ч. 2 ст. 227 КАС РФ).

Вне зависимости от того, в какой суд вы пойдете обжаловать протест, для положительного результата вам нужно будет доказать, что акт, в отношении которого прокурор вынес протест, не нарушает положений законодательства.

В противном случае вам откажут в признании протеста недействительным (Апелляционное определение Санкт-Петербургского городского суда от 27.04.2016 N 33а-7243/2016 по делу N 2а-13313/2015).

Обжалование действий прокурора

Обжаловать протест прокурора можно в течение трех месяцев со дня, когда вы его получили, так как именно с этого момента вам становится известно о нарушении ваших прав и законных интересов (ч. 4 ст. 198 АПК РФ, ч. 1 ст. 219 КАС РФ).

Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления может быть восстановлен судом (ч. 4 ст. 198 АПК РФ, ч. 7 ст. 219 КАС РФ).

Если вы подаете административное исковое заявление в суд общей юрисдикции, то к заявлению нужно приложить ряд документов, а именно (ч. 1 ст. 126, ч. 3 ст. 220 КАС РФ).

• уведомления о вручении и иные документы, подтверждающие вручение прокурору копий заявления и приложенных к нему документов, которые у него отсутствуют. Если вы не направите ему документы, то предоставьте в суд копии для него (п. 1 ч. 1 ст. 126 КАС РФ);

• документ об уплате госпошлины (п. 2 ч. 1 ст. 126 КАС РФ);

• документы, подтверждающие обстоятельства, на которых вы основываете свои требования. В первую очередь это сам протест прокурора (п. 3 ч. 1 ст. 126 КАС РФ);

• доверенность или иные документы, удостоверяющие полномочия представителя организации, а также документ, подтверждающий наличие у представителя высшего юридического образования или ученой степени по юридической специальности, если заявление подано представителем (п. 5 ч. 1 ст. 126 КАС РФ).

Учтите, что если участвовать в деле от лица организации будет, например, ее директор, то к заявлению не обязательно прикладывать документы о наличии у него высшего юридического образования (ч. 5 ст. 54, п. 4 ч. 1 ст. 126 КАС РФ).

Если заявление подается в арбитражный суд, то перечень прилагаемых документов будет немного отличаться (ч. 2 ст. 199 АПК РФ). Рекомендуем ориентироваться на перечень документов, прилагаемых к заявлению об оспаривании представления прокурора. Подробнее о них смотрите в отдельном материале.

Если протест обжалуется в суде общей юрисдикции, то размер госпошлины для организаций составит 2 000 руб., а если в арбитражном суде — 3 000 руб. (пп. 7 п. 1 ст. 333.19, пп. 3 п. 1 ст. 333.21 НК РФ).

Узнать реквизиты для уплаты госпошлины вы можете на сайте суда, в который вы будете направлять заявление. Напомним, что документ об уплате госпошлины нужно приложить к заявлению (п. 2 ч. 1 ст. 126, ч. 2 ст. 199 АПК РФ, пп. 2 ч. 1 ст. 126, ч. 3 ст. 220 КАС РФ).

Подать заявление в суд можно в бумажном виде. Также его можно подать в электронном виде путем заполнения формы, размещенной на официальном сайте суда в сети Интернет (ч. 1 ст. 125 АПК РФ, ч. 1, 8 ст. 125 КАС РФ).

В бумажном виде вы можете подать заявление:

• обратившись непосредственно в суд (канцелярию или экспедицию);

• направив его по почте заказным письмом на адрес суда.

Заявление должно быть рассмотрено в течение одного месяца со дня его поступления в суд общей юрисдикции. А если заявление было подано в арбитражный суд, то срок равен трем месяцам (ч. 1 ст. 200 АПК РФ, ч. 1 ст. 226 КАС РФ).

Правила оформления документов по обжалованию Порядок процесса обжалования решения прокурора Срок обжалования полученного ответа прокуратуры на жалобу

Эффективность деятельности государства напрямую зависит от правовой грамотности граждан. Органы прокуратуры в числе многих обязанностей отвечают за разъяснения аспектов правовой деятельности путем осуществления надзорных функций.

Просвещение в области права выполняется путем устранения и предупреждения правонарушений. Согласно закону №182 органы прокуратуры обязаны заниматься разъяснением законодательства при обращении общественности. Обжалование отказа или игнорирование требования предоставления объяснений, именуемое как бездействие прокуратуры, подлежит обязательному рассмотрению согласно действующему законодательству.

Право обжалования действий прокурора имеют лица, чьи законные интересы нарушены или затронуты в ходе делопроизводства независимо от того, уголовное это судопроизводство или процессуальные действия.

Целью оспаривания действий или бездействий прокурора является:

  • обеспечение соблюдения прав лиц, задействованных в процессе;
  • выявление нарушения законных прав физических и юридических лиц;
  • обнаружение допущенных ошибок со стороны прокурора;
  • устранение допущенных прокурором нарушений.

Порядок работы с обращениями и жалобами регулируется законодательно – Рисунок 1.

Суд фактически указал на невозможность обжалования действий прокурора в суд

Опротестование принятого прокурорского решения производится путем изначального обращения в прокуратуру. Процесс апеллирования необходимо запускать согласно структуре органа. Обжалование решения районного прокурора невозможно путем подачи документов в генеральную прокуратуру. Такое обращение без рассмотрения будет перенаправлено в соответствующий нижестоящий орган.

Обращение составляется в письменной форме и содержит:

  • точное полное наименования органа обращения;
  • ФИО того, кто подает обращение, актуальный адрес (подтвержденный документами личности);
  • детальное описание ситуации, в которой возникло нарушение;
  • суть обращения (чего добиваемся жалобой);
  • прошение о выполнении необходимого для выявления нарушения ряда действий;
  • доказательства нарушения;
  • дата отправки заявления, ФИО и подпись лица, являющегося заявителем.

Единого образца нет, в каждом случае задействованы разные аргументы, рассматривается тематический вопрос. Можно проанализировать общую стилистику оформления и вид документа на примере образца из рис. 2.

Первая инстанция для подачи обращения – вышестоящий орган относительно того, где было принято решение. Жалобы рассматриваются только в иерархическом порядке.

Обжалование сформированного постановления прокурора путем подачи заявления может производиться как лично через приемную прокуратуры, так и в электронном виде или письмом по почте. Также могут быть обращения от одного лица или коллективные. Рассмотрение поданного обращения обязательно и бесплатно. Уполномоченное лицо (или группа) проводит рассмотрение, ряд действий по проверке отдельных аспектов на протяжении семи рабочих дней с момента получения такого обращения (отмечается в специальном журнале регистрации поступивших обращений). В случае перенаправления жалобы в другое структурное подразделение обязательно уведомляется инициатор обращения. При проверке могут быть задействованы все правовые институты.

Сроки рассмотрения обращений регламентированы законом №59-ФЗ. Поданное обжалование действий прокуратуры рассматривается на протяжении 30 дней с момента регистрации. Этот период не увеличивается при перенаправлении. По итогам рассмотрения может быть принято решение о полном, частичном удовлетворении запросов обращения или об отказе в выполнении изложенных требований. Обязательно прилагается пояснение принятого решения.

Если заявление рассматривает судья, то срок его обработки составляет 5 календарных дней, после чего назначается судебное заседание, и обязательно личное участие всех лиц, чьи интересы затронуты данным обращением.

При обращении в наивысшую инстанцию без рассмотрения согласно иерархии обращение без рассмотрения отправляется в соответствующее нижестоящее структурное подразделение, а срок рассмотрения увеличивается на 7 рабочих дней.

Постановление Верховного Суда РФ от 12.01.2018 N 35-АД17-5

В суде прокурор является государственным обвинителем, выполняя свои основные функции – соблюдение законности. В том случае, если были существенно нарушены права сторон или законодательные нормы, и прокурор увидел это, он может вынести представление.

Представление прокурора — это акт реагирования прокурора на нарушение законодательства, вносимый в орган или должностному лицу, которое уполномочено рассматривать такие дела.

Документ состоит из нескольких частей, а именно: вводная, описательная и резолютивная.

Представление прокурора – образец того, что государственный обвинитель может не только ходатайствовать о назначении наказания, как привыкли думать многие, но и следить за соблюдением законности в любой сфере общественной жизни.

После того как в суде первой инстанции был вынесен приговор, прокурор имеет полномочия обжаловать решение суда, которое еще не имеет законной силы, то есть он обладает такими же правами, как и другие участники уголовного процесса.

Обжалование (апелляционное представление прокурора) может использоваться в том случае, если первоначально в суде не были представлены доказательства, относящие к делу, не были вызваны заявленные свидетели, а также отклонены значимые ходатайства. Сама суть дела при этом не имеет значения, и представление прокурора по уголовному делу содержит только лишь описание нарушенных уголовно-процессуальных норм закона.

Необходимо отметить, что доказательства или свидетели могут быть приняты только в том случае, если они были заявлены ранее в суде первой инстанции, но не были приняты. Данное правило распространяется не только на представление прокурора, но и на все жалобы в апелляционную инстанцию.

Прокурор может обжаловать приговоры судов, включая приговоры Судебной коллегии по уголовным делам, и приговоры по военным делам Верховного Суда РФ.

На то, чтобы вынести апелляционное представление прокурора, дается 10 суток со дня вынесения приговора в суде первой инстанции. При пропуске этого срока государственному обвинителю возвращается представление, но он может ходатайствовать о восстановлении пропущенных сроков, указав при этом те уважительные причины, из-за которых этот период был пропущен.

В том случае, когда уже произведено заседание суда, но кассационное представление прокурора не удовлетворено, он может обжаловать решение в надзорном порядке.

Согласно Федеральному закону «О прокуратуре», прокурор имеет право потребовать любое дело в канцелярии суда, даже по которому сроки подачи жалобы или представления пропущены, и обжаловать его в порядке надзора. Если обжалование таких дел не входит в компетенцию данного прокурора, он может обратиться с письменной просьбой о том, чтобы было вынесено надзорное представление прокурора к вышестоящему государственному обвинителю.

Кроме представления, которое вносится в суд и содержит совокупность нарушенных норм, существует также представление прокурора об устранении нарушений. Предметом данного документа могут являться нарушения норм закона в различных областях общественной деятельности и содержать в себе требования привлечения какого-либо лица (или лиц) к материальной или дисциплинарной ответственности. Ответ на представление должен быть отправлен в письменном виде прокурору, который внес документ на рассмотрение компетентному органу.

На любое представление прокурора, если дело касается физических или юридических лиц, и рассматривается в суде, можно подать жалобу.

В том случае, если прокурор не соглашается с постановлением или решением суда и просит ужесточить меру наказания или увеличить штраф уже осужденному лицу, этот человек имеет право подать жалобу в тот же суд, что и прокурор – апелляционной или кассационной инстанции. В любом случае осужденный может привести возражения, которые базируются только на нормах закона, в письменном варианте, самостоятельно или при помощи третьих лиц.

Следует отметить, что ч.1 ст. 6 Закона «О прокуратуре Российской Федерации» не относит представление прокурора к безусловному исполнению. Законодатель не устанавливает и то, что результатом рассмотрения представления должно быть его удовлетворение.

Из этого следует, что лицо, которому оно вынесено, может признать представление незаконным или необоснованным (указанные факты не нашли подтверждения). Следовательно, такое представление исполнению не подлежит. В этом случае в прокуратуру направляется мотивированный ответ о неисполнении представления.

При поступлении представления в организацию оно регистрируется в секретариате адресата. Термин «безотлагательное рассмотрение» предполагает, что документ рассматривается в ближайшее возможное время.

Законодательство не определяет данный термин «в днях». На практике в течение 3 рабочих дней с момента регистрации, руководитель, на чье имя вынесено представление, определяет круг лиц, которые будут исполнять представление по существу (проводить дополнительную проверку, например).

Если в представлении указано, что на его рассмотрении должен присутствовать прокурор – он письменно или устно уведомляется о месте, дате и времени рассмотрения.

Мнение эксперта

Михайлов Игорь Константинович

Консультант в области права с 10-летним стажем. Специализируется в области гражданского права. Имеет опыт в экспертизе документов.

Срок принятия мер по устранению нарушений исчисляется с даты внесения представления. Закон не дает четких указаний, что понимать под датой: дату регистрации в прокуратуре или дату регистрации у адресата.

На практике, чтобы избежать волокиты при рассмотрении представления в требовательной части документа прокурор может указать конкретную дату принятия мер для устранения нарушений.

Рассказываю случай из недавней практики: ООО «Краснодар Водоканал» выдал технические условия на подключение третьего лица к коммуникационным сетям, которые находятся в общей долевой собственности нескольких частных лиц, и водоканалу не принадлежат.

Частные лица обратились в прокуратуру за защитой своих прав. Прокуратура вынесла представление водоканалу об устранении нарушений закона.

Прокурор указал мотивировано, что водоканал нарушил закон и подзаконный акт, что при выдаче технических условий на подключение третьих лиц необходимо получать согласие собственников коммуникационных систем. Все логично и понятно.

Мнение эксперта

Егоров Сергей Яковлевич

Консультант в области права с 6-летним стажем. Специализация — семейное право. Опыт более 3 лет в защите правовых интересов.

После рассмотрения представления, подтверждения или опровержения фактов, указанных в нем, определения круга лиц, виновных в нарушениях, осуществляется ответ прокурору в письменной форме.

Законодательно не утверждено то, как должен выглядеть ответ на представление, поэтому он составляется произвольно. Документ направляется на фирменном бланке организации.

  • Составляется на имя руководителя.
  • Прописывается полное наименование прокуратуры, выдавшей представление, ФИО руководителя, классный чин.
  • Заголовок звучит так: «Ответ на представление по устранению недостатков, выявленных …».
  • Дается ссылка на дату и номер документа, кратко излагаются требования и сроки по устранению.
  • Приводится список установленных нарушений и список мероприятий по устранению.
  • Прилагаются копии документов, подтверждающих устранение недостатков.
  • Копии приказа о мерах дисциплинарного или иного воздействия на нарушителей.

Ответ подписывается руководителем организации и заверяется печатью.

Данная мера является показателем эффективной работы прокурора и оценивается, как одно представление – одно наказание. Если показатель менее 1, то работа надзорного органа может быть признана неудовлетворительной.

К дисциплинарным взысканиям относятся:

  • замечание;
  • выговор;
  • объявление о несоответствие занимаемой должности;
  • увольнение.

Дисциплинарное взыскание возможно наложить не позднее 6 месяцев со дня его совершения. Ст. 192 Трудового кодекса РФ оставляет право наложения взыскания за работодателем.

Если в требовательной части представления есть указание на применение мер дисциплинарного взыскания, руководитель организации должен провести служебную проверку в рамках исполнения представления. В ходе проверки установить факт нарушения закона (или его отсутствие), степень вины и тяжесть наступивших последствий.

Руководитель вправе отказаться привлекать сотрудника к дисциплинарной ответственности на основании служебной проверки и вопреки требованиям прокурора. В случае разногласий с прокурором вопрос решается в судебном порядке.

Проведение оценки законности требований, которые содержатся в прокурорском представлении, возможно только в судебном порядке в рамках дела об обжаловании указанного документа (его признании незаконным).

Исходя из правил, установленных положениями п. 11 ст. 226 Кодекса административного судопроизводства РФ, п. 1 ст. 65, п. 5 ст. 200 Арбитражного процессуального кодекса РФ, правомерность требований, заявленных в прокурорском представлении, а также бремя доказывания того, что лицом или организацией был нарушен закон, лежат на прокуроре.

Независимо от того, нормативный или ненормативный характер носят акты государственных органов, органов местного самоуправления либо других органов и должностных лиц, они могут быть оспорены в суде в случае, если затрагивают права, а также интересы граждан и юрлиц или предпринимателей.

Граждане, или юридические лица нередко жалуются прокурору на нарушение законодательства.

Одним из актов прокурорского реагирования на нарушения законодательства является представление прокурора, которое готовится по результатам рассмотрения собранных материалов прокурорской проверки.

Пунктом 1 ст. 24 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» установлено, что представление об устранении нарушений закона вносится прокурором или его заместителем в орган или должностному лицу, которые полномочны устранить допущенные нарушения, и подлежит безотлагательному рассмотрению. В течение месяца со дня внесения представления должны быть приняты конкретные меры по устранению допущенных нарушений закона, их причин и условий, им способствующих; о результатах принятых мер должно быть сообщено прокурору в письменной форме.

Представление прокурора обычно содержит примерно такое требование:

«. безотлагательно рассмотреть с участием прокурора представление и принять меры к устранению допущенных нарушений закона, причин и условий им способствующих; привлечь к дисциплинарной ответственности долностное лицо ФИО»;

или «. незамедлительно рассмотреть настоящее представление с участием представителя прокуратуры; принять меры по устранению и недопущению впредь выявленных нарушений закона, причин и условий им способствующих; привлечь к дисциплинарной ответственности лиц, допустивших выявленные нарушения; о результатах рассмотрения представления с приложением документов сообщить в прокуратуру в установленный законом срок».

Более конкретную формулировку требований прокурорского представления на практике встретить сложно.

Стоит отметить, что в большинстве случаев «нарушитель закона» получив представление прокурора с подобной формулировкой прекрасно понимает какие именно меры для устранения допущенных нарушений закона ему необходимо предпринять.

Однако встречаются представления прокурора, требования которых («устранить нарушения») не представляется возможным исполнить, потому как не только само требование сформулировано без конкретизации мер, которые могут быть приняты, но и «описательная» часть представления фактически не называет ни вменяемого нарушения, ни ссылки на нарушенную норму закона.

Обжалование представлений прокурора как эффективная защита законного интереса

П. 1 ст. 24 закона «О прокуратуре РФ» от 17.01.1992 № 2202-I требует вносить представление об устранении нарушения законодательства совершившему таковое должностному лицу в соответствующий орган. Представление прокурора подлежит немедленному рассмотрению. Лица либо организации после получения представления в течение месяца обязаны принять конкретные меры, которые направлены на устранение указанных нарушений, а также тех причин либо условий, которые способствовали такому нарушению.

О результатах предпринятых мер прокурору сообщается в письменном виде (как написать ответ, можно прочитать в статье Ответ на представление прокуратуры об устранении нарушений).

Учитывая позицию Конституционного суда РФ, которая была изложена в определении «Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданки Моторичевой И. И.» от 24.02.05 № 84-О, осуществляя надзор за выполнением законов, органы прокуратуры не могут подменять другие государственные органы (п. 2 ст. 21 закона № 2202-I).

Непосредственно прокурорское представление не имеет абсолютного характера и не обладает силой принудительного исполнения. Цель, с которой представление вносится, — понудить нормами, приведенными в п. 1 ст. 21 закона № 2202-I, устранить нарушения законодательства добровольно.

Требования, подлежащие безусловному исполнению, реализуются путем иных процедур, например посредством обращения прокурора в суд.

Проведение оценки законности требований, которые содержатся в прокурорском представлении, возможно только в судебном порядке в рамках дела об обжаловании указанного документа (его признании незаконным).

Исходя из правил, установленных положениями п. 11 ст. 226 Кодекса административного судопроизводства РФ, п. 1 ст. 65, п. 5 ст. 200 Арбитражного процессуального кодекса РФ, правомерность требований, заявленных в прокурорском представлении, а также бремя доказывания того, что лицом или организацией был нарушен закон, лежат на прокуроре.

Независимо от того, нормативный или ненормативный характер носят акты государственных органов, органов местного самоуправления либо других органов и должностных лиц, они могут быть оспорены в суде в случае, если затрагивают права, а также интересы граждан и юрлиц или предпринимателей.

(комментарий к Определению Судебной коллегии

по экономическим спорам ВС РФ от 17 марта 2017 г.

Султанов А.Р., начальник юридического управления ПАО «Нижнекамскнефтехим».

Определение Судебной коллегии по экономическим спорам ВС РФ от 17 марта 2017 г. N 308-КГ16-16394, вынесенное по вопросу возможности обжалования представлений прокурора в арбитражных судах, расширило сферу судебной защиты, реабилитировав право на судебную защиту.

Поскольку значимость данного Определения прежде всего заключается в толковании процессуального закона, мы здесь коротко опишем только процессуальную составляющую данного дела.

Общество с ограниченной ответственностью «Регион» обратилось в Арбитражный суд Ставропольского края с иском о признании недействительным представления и.о. прокурора г. Невинномысска от 23 июля 2015 г. N 7-84-2015.

В суде первой инстанции прокуратура Ставропольского края заявила ходатайство о прекращении производства по делу ввиду неподведомственности спора арбитражному суду, указывая, что представление прокурора не обладает признаками ненормативного правового акта, поскольку не содержит властно-распорядительных предписаний, влекущих для общества юридические последствия в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности; оспариваемым представлением не были каким-либо образом затронуты права общества, касающиеся его предпринимательской деятельности, оно не повлекло каких-либо последствий и не породило обязательств для данной организации.

Решением суда первой инстанции от 21 апреля 2016 г. представление и.о. прокурора города Невинномысска от 23 июля 2015 г. N 7-84-2015 признано недействительным. Суд первой инстанции, руководствуясь ст. 46, 52,53,120 Конституции РФ, положениями Федеральногозакона от 17 января 1992 г. N 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации», правовой позицией Конституционного Суда РФ, изложенной в Определении от 24 марта 2015 г. N 110-О, Постановлении от 17 февраля 2015 г. N 2-П, в удовлетворении ходатайства о прекращении производства по делу отказал. При этом суд исходил из того, что требование, содержащееся в представлении прокурора, подлежит безусловному исполнению лицом, к которому это требование обращено, а само представление прокурора является ненормативным правовым актом и может быть обжаловано в порядке, предусмотренном положениями гл. 24 АПК РФ.

Как оспорить представление прокурора

Отечественная прокуратура является органом общего надзора за законностью во всех сферах жизни. Всеобъемлющая компетенция и безотказность сделала ее главной жалобной инстанцией страны. Искушенные предпочитают прокуратуру суду: прокуратура перегружена жалобами, ее предписания нередко выносятся на основании поверхностного одностороннего анализа ситуации; акты прокурорского реагирования часто не учитывают специфики правоотношений, которых касаются.

Обращения граждан с жалобами на действия прокурора не имеет ограничений и являются бесплатной процедурой.

Жалоба может быть написана от имени одного гражданина и от имени целого коллектива. От органов прокуратуры ожидается, что они проведут проверку на предмет актуальности жалобы и назначит ответственного за решение всех вопросов, связанных с определенным неправомерным действием со стороны правоохранительных органов, если таковые имели место.

Если вышестоящий орган рассмотрел жалобу и направил ее другому органу — гражданина, подавшего обращение, уведомляют о переадресации его жалобы. Обычно, если жалоба подается не впервые, либо объект жалобы уже не первый раз фигурирует в подобном процессе — вышестоящее руководство со всей серьезностью относится к очередному обращению граждан.

В зависимости от сути жалобы или их количеству организовывается проверка с целью доказать или опровергнуть нарушение. Это делается в целях защиты общественных интересов, прав отдельно взятых граждан или коллективов, избежание репрессий против групп населения или лиц, подлежащих особой социальной защите.

Если речь одет о гражданине, задержанном или арестованном, то на рассмотрение жалобы вышестоящему прокурору отводится не более трёх дней, по истечении которых он должен известить гражданина о принятом решении на основании рассмотренного дела. Если в удовлетворении жалобы отказано — должностное лицо обязано уведомить гражданина о причинах отказа и обосновать свою позицию.

Если жалоба поступила от лица, которое не взято под стражу — на рассмотрение сути вопроса отводится период в один месяц.

я тоже хотела подать иск в ЕСПЧ (я получила контузию головного мозга в Чечне и через каждые пол-года должна пройти лечение), но это же как сапожник, без сапог, не могу же я в защиту себя написать иск, а уже и срок пропущен, я наняла адвоката (который выиграл в Татарстане 8 или 10 исков в ЕСПЧ), а этого адвоката так здесь в Казани «достали» (то в каталажку посадят, то машину отберут), что он решил временно уехать в Америку, да так там и остался (хотя обещал вернуться).

В любом деле общественной значимости необходимо соблюдать, прежде всего, законность выполняемых действий.

Это касается непосредственно и уголовного процесса, так как именно в этот период очень легко нарушить права и свободы человека не только того, кто привлекается за преступление, но и того, кто является свидетелем или потерпевшим.

Прокурор отличается по своим функциям от других граждан и должностных лиц в уголовном процессе.

Это значит, что в течение месяца с момента внесения представления, вы обязаны предпринять конкретные меры в целях устранения имеющихся нарушений закона и сообщить об этом в письменной форме прокурору.

В течение месяца со дня внесения представления должны быть приняты конкретные меры по устранению допущенных нарушений закона, их причин и условий, им способствующих, о чем в письменной форме должно быть сообщено прокурору.

Законодательством на сегодняшний день не предусмотрен специальный порядок обжалования представления прокурора, однако согласно ст. ст. 3 и 245 ГПК по заявлениям об оспаривании решений и действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих любое заинтересованное лицо вправе

В соответствии со ст.

136 ТК РФ заработная плата выплачивается не реже чем каждые полмесяца. День ее выдачи устанавливается правилами внутреннего трудового распорядка организации, коллективным или трудовым договором.

Однако сотрудники этого органа тоже могут допускать ошибки и выносить противозаконные либо ошибочные решения, попустительствовать нарушителям закона. Чаще всего необходимость в обжаловании решений прокуратуры требуется в случае вынесения неверного решения о возбуждении уголовного дела или отказа в его возбуждении, отказа в признании потерпевшим человека, права которого действительно были нарушены. Существует два варианта обжалования решений прокуратуры – в судебном или досудебном порядке.

Далее, переходим к следующему шагу рекомендации .

Чтобы обжаловать решение, принятое прокурором в досудебном порядке, вам придется обратиться в вышестоящую инстанцию территориальных органов прокуратуры.

Желательно обжаловать только письменные решения органов власти. Так будет проще доказать нарушение своих прав.

Для этого сначала обращайтесь в соответствующий орган с письменным заявлением, поставьте на своем экземпляре отметку о его принятии.

Можно отправить заявление по почте с описью вложения.

Обжалование представления прокуратуры — основания, правила

Так как прокуратура – служба весьма влиятельная и изолированная от общего госаппарата, жаловаться на неё не так уж и просто. Существует всего два места, куда вы можете пожаловаться на прокуратуру при бездействии и нарушении ваших прав:

  • Вышестоящее руководство;
  • Различные судебные инстанции.

При этом для жалобы должны быть веские основания. В число причин для подачи заявления с жалобой можно отнести:

  • Неподобающее общение сотрудника: хамство, угрозы, оскорбления;
  • Необоснованный отказ принять ваше заявление с жалобой на нарушение прав;
  • Бездействие при рассмотрении жалобы, умышленное неисполнение обязанностей;
  • Отказ рассматривать важные материалы дела или показания свидетелей;
  • Отказ заводить дело и передавать материалы в вышестоящие службы при необходимости;
  • Распространение персональных данных участников дела;
  • Нарушение гражданских прав участников дела с помощью имеющихся служебных полномочий;
  • Использование служебных полномочий для получения личной выгоды;
  • Получение или передача взяток.

Самая первая ступень, которая рассматривает нарушения гражданских прав – районная прокуратура. Именно в неё поступают жалобы от граждан, и именно с неё начинается большинство дел. Так же именно районная прокуратура наиболее часто выступает в качестве нарушителя прав граждан. Но при этом и пожаловаться на неё достаточно просто.

Для того, чтобы подать заявление с жалобой, нужно обратиться в отделение и найти уполномоченного представителя, ответственного за прием обращений. Так же в большинстве отделений есть специальные ящики и стенды, которые позволяют оставить жалобу не прибегая к помощи сотрудника.

Для того, чтобы пожаловаться на районную прокуратуру, нужно написать заявление на имя её руководителя. В заявлении нужно отметить, какой именно сотрудник, ведущий ваше дело, нарушил ваши права, и как именно он это сделал. Как правило, такой жалобы порой достаточно для того, чтобы привлечь сотрудника к дисциплинарной ответственности.

Но что делать в том случае, если само руководство районной прокуратуры нарушило ваши права или же отказалось рассматривать жалобу на её сотрудника, тем самым прикрыв его от последствий его правонарушения? В этом случае есть два варианта – можно либо пожаловаться в прокуратуру вашего города, либо подать исковое заявление в суд.

Подать заявление в прокуратуру возможно даже в том случае, если нарушение касается не вас лично и не вашей организации, но также если вы стали свидетелем нарушения в отношении третьих лиц или государства.

Единой установленной формы обращения в прокуратуру нет. Заявление пишется в свободной форме с указанием необходимых данных заявителя (ФИО, адрес, контактный телефон). В случае анонимного обращения с сообщением о готовящемся преступлении, заявление будет отправлено в соответствующие органы даже в том случае, если какие-либо контактные данные в нем отсутствуют.

Если заявление не содержит в себе сути нарушения конкретных законодательных актов и ссылок на них, оно может остаться не рассмотренным. При принятии обращения в работу, прокуратура имеет право вызвать заявителя для дачи пояснений по делу, описанному в заявлении.

Срок рассмотрения заявление в прокуратуру составляет тридцать календарных дней. Однако, к большому сожалению, сегодня не являются редкостью случаи, когда прокуратура бездействует по совершенно непонятным причинам: необходимые действия совершаются слишком медленно, а порой создается ощущение, что дело и вовсе не движется.

Итак, допустим, вы передали вашу жалобу в прокуратуру города, но она либо ответила неправомерно, либо же проигнорировала ваш запрос, не предоставив убедительного ответа. Как поступить в этом случае? Вариантов не так много.

В первую очередь вам нужно будет обратиться напрямую к руководителю городской прокуратуры, написав жалобу на его сотрудников. В такой жалобе нужно указать, на что именно вы жаловались в вашем обращении и почему ваше заявление не приняли. При этом нужно будет так же указать на то, что вы жалуетесь именно на нарушение со стороны районной прокуратуры и на её руководство в частности.

Но как поступить в том случае, если руководство прокуратуры города не стало рассматривать вашу жалобу? В этом случае можно сделать только две вещи – подать исковое заявление в суд или же обратиться в еще более вышестоящую службу, а именно в районную прокуратуру.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *