Виды правонарушений в таможенной сфере на 2021 год

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Виды правонарушений в таможенной сфере на 2021 год». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.

Опубликовано: 22 ноября 2018 13:43 Последнее изменение: 16 декабря 2020 12:30

В случаях нарушения таможенного законодательства в Российской Федерации предусмотрена административная и уголовная ответственность.

Перечень составов административных правонарушений, отнесенных к компетенции таможенных органов:

  • сокрытие товаров от таможенного контроля путем использования тайников или иных способов, затрудняющих обнаружение товаров, либо путем придания одним товарам вида других при перемещении их через таможенную границу Евразийского экономического союза;
  • недекларирование по установленной форме либо недостоверное декларирование товаров, подлежащих таможенному декларированию;
  • несоблюдение запретов и (или) ограничений на ввоз товаров на таможенную территорию Евразийского экономического союза или в Российскую Федерацию и (или) вывоз товаров с таможенной территории Евразийского экономического союза или из Российской Федерации;
  • недекларирование либо недостоверное декларирование физическими лицами наличных денежных средств и (или) денежных инструментов;
  • перемещение товаров и (или) транспортных средств либо лиц, через границу зоны таможенного контроля или в ее пределах либо осуществление производственной или иной хозяйственной деятельности без разрешения таможенного органа, если такое разрешение обязательно;
  • нарушение сроков временного хранения товаров;
  • невывоз с таможенной территории Евразийского экономического союза физическими лицами временно ввезенных товаров и (или) транспортных средств в установленные сроки временного ввоза либо неосуществление физическими лицами обратного ввоза в Российскую Федерацию временно вывезенных товаров, подлежащих в соответствии с законодательством Российской Федерации обязательному обратному ввозу;
  • передача права пользования или иное распоряжение временно ввезенными физическими лицами транспортными средствами без соблюдения условий, установленных таможенным законодательством Евразийского экономического союза;

в иных случаях, предусмотренных Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях.

Перечень составов уголовных преступлений, отнесенных к компетенции таможенных органов:

  • уклонение от уплаты таможенных платежей, взимаемых с организации или физического лица;
  • контрабанда наличных денежных средств и (или) денежных инструментов;
  • контрабанда алкогольной продукции и (или) табачных изделий;
  • контрабанда сильнодействующих, ядовитых, отравляющих, взрывчатых, радиоактивных веществ, радиационных источников, ядерных материалов, огнестрельного оружия или его основных частей, взрывных устройств, боеприпасов, оружия массового поражения, средств его доставки, иного вооружения, иной военной техники, а также материалов и оборудования, которые могут быть использованы при создании оружия массового поражения, средств его доставки, иного вооружения, иной военной техники, а равно стратегически важных товаров и ресурсов или культурных ценностей либо особо ценных диких животных и водных биологических ресурсов;
  • контрабанда наркотических средств, психотропных веществ, их прекурсоров или аналогов, растений, содержащих наркотические средства, психотропные вещества или их прекурсоры, либо их частей, содержащих наркотические средства, психотропные вещества или их прекурсоры, инструментов или оборудования, находящихся под специальным контролем и используемых для изготовления наркотических средств или психотропных веществ.

Федеральная таможенная служба

Все материалы сайта Министерства внутренних дел Российской Федерации могут быть воспроизведены в любых средствах массовой информации, на серверах сети Интернет или на любых иных носителях без каких-либо ограничений по объему и срокам публикации.

Это разрешение в равной степени распространяется на газеты, журналы, радиостанции, телеканалы, сайты и страницы сети Интернет. Единственным условием перепечатки и ретрансляции является ссылка на первоисточник.

Никакого предварительного согласия на перепечатку со стороны Министерства внутренних дел Российской Федерации не требуется.

Итоги работы правоохранительного блока ФТС России в 1 квартале 2021 г.

Производством по делам об административных правонарушениях, как правило, занимается ОАР таможни – отдел административных расследований. Действующим законодательством Российской Федерации установлено 3 формы ведения производства по делам об административных правонарушениях:

  • общий порядок административного производства;
  • специальный порядок;
  • упрощенный порядок

Решение об избранной форме производства остается за лицом, наделенным правом возбуждать дела об административных правонарушениях в данной сфере. Можно сказать, что на практике в отношении юридических лиц обычно применяется специальный порядок производства, в то время как в отношении физических лиц – общий или упрощенный порядок. Каждой форме административного производства соответствует тот или иной процессуальный документ:

  • протокол об административном таможенном правонарушении;
  • определение о возбуждении дела об административном таможенном правонарушении;
  • постановление о привлечении к административной ответственности за правонарушения в области таможенного дела, постановление-предупреждение

Общий порядок административного производства по таможенным делам предполагает вынесение таможенным органом протокола об административном таможенном правонарушении. Протокол таможней может быть вынесен немедленно в момент выявления факта предполагаемого правонарушения либо составлен в ходе административного расследования.

По своей сути, таможенный протокол об административном правонарушении – это процессуальный документ, в котором зафиксированы все обстоятельства совершения правонарушения, доказательства факта его совершения и вины лица, привлекаемого к ответственности за нарушение таможенных правил. По результатам рассмотрения протокола уполномоченным лицом таможни выносится уже постановление о привлечении лица к ответственности. В отличие от общего порядка административного производства по таможенным делам, в рамках которого оно сводится к протоколу и постановлению, специальный порядок предусматривает вынесение не протокола, а определения о возбуждении дела об административном правонарушении.

Вынесение таможней определения об административном правонарушении означает избрание инспектором специального порядка ведения производства по делу об административном правонарушении. Определение таможенного органа о возбуждении административного дела предполагает, что для установления всех обстоятельств дела необходимо проведение административного расследования таможенного правонарушения.

Постановление таможенного органа о привлечении к административной ответственности – процессуальный документ, в рамках которого определяется мера наказания за совершенное таможенное правонарушение. Постановление таможни ставит точку в проведении административного расследования и рассмотрения дела.

При упрощенном порядке производства по делу по отдельным видам административных правонарушений таможня имеет право сразу выносить постановление-предупреждение. Данная возможность предполагает отсутствие общественной опасности, признания вины лицом, привлекаемым к ответственности, и его готовность оплатить таможенный штраф на месте (при условии, что мерой административного наказания является штраф). К таким случаям относятся, в частности, административные правонарушения по ст. 16.5 и ч. 3 ст. 16.23 КоАП РФ.

Если лицо, привлекаемое к административной ответственности за правонарушение в сфере таможенного дела несогласно с фактом его привлечения или с избранной ему таможней мерой административного наказания по делу, постановление о привлечении к административной ответственности может быть обжаловано.

Ст. 16.3 КОАП РФ предусмотрена ответственность за несоблюдение установленных международными договорами государств — членов Евразийского экономического союза, решениями Евразийской экономической комиссии, нормативными правовыми актами Российской Федерации запретов и ограничений на ввоз товаров на таможенную территорию Евразийского экономического союза или в Российскую Федерацию и (или) вывоз товаров с таможенной территории Евразийского экономического союза или из Российской Федерации, за исключением случаев, предусмотренных частью 3 статьи 16.2 КОАП РФ.

За указанное нарушение установлена ответственность в виде наложения административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до двух тысяч пятисот рублей с конфискацией товаров, явившихся предметами административного правонарушения, или без таковой либо конфискацию предметов административного правонарушения; на должностных лиц — от пяти тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц — от пятидесяти тысяч до трехсот тысяч рублей с конфискацией товаров, явившихся предметами административного правонарушения, или без таковой либо конфискацию предметов административного правонарушения.

  • Лицом не были приняты все зависящие от него меры по соблюдению обязательных требований технических регламентов, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, при этом не представлено доказательств объективной невозможности выполнения нарушенных правил и норм. Несогласие общества с толкованием судами норм законодательства, подлежащих применению к рассматриваемым правоотношениям, с установленными фактическими обстоятельствами дела и оценкой доказательств не является основанием для отмены оспариваемых судебных актов в кассационном порядке (Определение Верховного Суда РФ от 26.04.2018 N 308- АД18-3513 по делу N А63-253/2017).

КоАП-2021: Ответственность за нарушение таможенного законодательства

  1. Заявление в декларации на товары недостоверных сведений о них либо представление недействительных документов, если такие сведения и документы могли послужить основанием для помещения товаров под таможенную процедуру, предусматривающую полное или частичное освобождение от уплаты таможенных пошлин, налогов либо возврат уплаченных сумм и (или) неприменение мер нетарифного регулирования, за исключением случаев, предусмотренных частью 3 статьи 16.1, частями 2 и 3 статьи 16.2, статьей 16.17 настоящего Кодекса, — ответственность влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи пятисот до двух тысяч пятисот рублей с конфискацией товаров, явившихся предметами административного правонарушения, или без таковой либо конфискацию предметов административного правонарушения; на должностных лиц — от пяти тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц — от ста тысяч до пятисот тысяч рублей с конфискацией товаров, явившихся предметами административного правонарушения, или без таковой либо конфискацию предметов административного правонарушения.
  • ошибочное указание одной цифры серийного номера при наличии возможности у таможенного органа идентифицировать заявленный к декларированию товар по иным признакам не повлекло негативных последствий, в том числе необоснованного помещения товара под заявленный таможенный режим. Доказательств, свидетельствующих о том, что недостоверные сведения могли послужить основанием для полного или частичного освобождения от уплаты таможенных пошлин, таможенным органом не представлено. (Постановление Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 21.09.2017 № Ф02-4338/2017 по делу № А33-23099/2016)

  • Пользование или распоряжение товарами в нарушение таможенной процедуры, под которую они помещены, в том числе передача права использования таможенной процедуры посредством передачи в отношении товаров прав владения, пользования или распоряжения, если это допускается в соответствии с таможенной процедурой, другому лицу без разрешения таможенного органа, если такое разрешение обязательно, — ответственность влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи пятисот до двух тысяч пятисот рублей с конфискацией товаров, явившихся предметами административного правонарушения, или без таковой либо конфискацию предметов административного правонарушения; на должностных лиц — от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц — от одной второй до двукратного размера стоимости товаров, явившихся предметами административного правонарушения, с их конфискацией или без таковой либо конфискацию предметов административного правонарушения.
  • Незавершение в установленные сроки таможенной процедуры, в отношении которой установлено требование о ее завершении, — ответственность влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до двух тысяч рублей; на должностных лиц — от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц — от пятидесяти тысяч до трехсот тысяч рублей с конфискацией товаров, явившихся предметами административного правонарушения, или без таковой либо конфискацию предметов административного правонарушения.
  • Определение 1

    Административное правонарушение в таможенном деле (нарушение таможенных правил) является противоправным виновным действием (бездействием) физических или юридических лиц, которое посягает на установленные в таможенном законодательстве Таможенного союза и России правила таможенного регулирования, за которые Кодексом об административных правонарушениях установлено понесение административной ответственности.

    Беря во внимание все интеграционные особенности таможенного регулирования (статья номер 1 Таможенного кодекса Таможенного союза и статья номер 2 Закона о таможенном регулировании) в современном сине, противоправные действия в таможенном деле могут посягать на общественные отношения в таких сферах:

    1. порядок того, как перемещаются товары и средства международных перевозок, которые находятся в зоне таможенного контроля через таможенную границу Таможенного союза и по единой таможенной территории;
    2. порядок таможенного оформления, выпуска и использования товаров и средств международных перевозок по заявленной таможенной процедуре;
    3. применение мер таможенного контроля;
    4. установления и взимание таможенных платежей;
    5. предоставление участникам внешнеэкономической деятельности таможенных льгот и то, как они могут их использовать;
    6. реализация властных отношений таможенных органов и лиц, которые пользуются, владеют и распоряжаются товарами и транспортными средствами (нормальная работа таможенных органов).

    В Таможенном союзе квалификации по составам главы 12 Кодекса об административных правонарушениях подлежат правонарушения, которые выявлены в Российской Федерации, а также правонарушения, которые выявили на единой таможенной территории за пределами Российской Федерации, если они связаны с тем, что товары не были доставлены (или документация к ним), которая была выпущена таможенным органом Российской Федерации на основании процедуры транзита.

    Нормы, указанные в 16 главе Кодекса об административных правонарушениях, – юридическое основание административной ответственности в таможенном деле. Фактическое основание для того, чтобы наступила административная ответственное – это событие нарушения таможенных правил, которое было реально совершено, обладающее перечнем объективных и субъективных признаков (состав таможенного проступка)(рисунок 1):

    1. объект таможенного проступка;
    2. объективная сторона таможенного проступка;
    3. субъект таможенного проступка;
    4. субъективная сторона таможенного проступка.
    Определение 2

    Объектом таможенного проступка являются урегулированные на основании норм таможенного законодательства общественные отношения, которым противоправными деяниями физического или юридического лица причиняется вред или создается угроза причинения вреда. В зависимости от того, какую степень конкретизации имеют объекты административного таможенного правонарушения, их разделяют на родовые (общие) и непосредственные.

    Определение 3

    Субъектом таможенного проступка является лицо, которое совершило правонарушение, описанное в статьях главы 16 Кодекса об административных правонарушениях.

    Субъект нарушения таможенных правил может являться:

    1. индивидуальным субъектом – физическое лицо;
    2. коллективным субъектом – юридическое лицо.

    Признаки, которые присущи индивидуальным субъектам делятся на 2 группы:

    1. общие, которые присутствуют у любых лиц, привлекаемых к понесению административной ответственности, достигшие возраста 16 лет (статья 2.3 Кодекса об административных правонарушениях) и вменяемые (статья 2.8 Кодекса об административных правонарушениях);
    2. специальные, которые связаны с особенностями деятельности лиц (должностных и ИП без образования юр. лица) либо с особенностями правового статуса лиц (военные, призванные на военные сборы; лица, которые имеют специальные звания; несовершеннолетние; граждане, иностранцы, лица без гражданства). Если в норме не содержатся специальные признаки субъекта, к ответственности в соответствии с ее положениями можно привлечь любых субъектов, которые обладают общими признаками.

    Основная особенность 16 главы Кодекса об административных правонарушениях заключается в том, что в соответствии с ее нормами лица, которые осуществляют индивидуальную деятельность без образования юр. лица (ИПБЮЛ), могут быть привлечены к нанесению юридической ответственности в качестве юридических лиц, несмотря на то, что в соответствии с общим правилом административного законодательства за соверения других проступков их привлекают к понесению административной ответственности в качестве должностных лиц (статья 2.4 Кодекса об административных правонарушениях).

    Замечание 2

    В таможенном деле законодательством ужесточается ответсвенность ИПБЮЛ, при учете потенциально высокой общественной опасности правонарушений в таможенной сфере, которые могут быть совершены ими в ходе осуществления хозяйственной внешнеэкономической деятельности.

    Коллективные субъекты таможенных правоотношений можно разделить на несколько групп в соответствии с пределами деликтоспособности:

    1. общие – юр. лица, которым присуща общая деликтоспособность за счет того, что они созданы и зарегистрированы в порядке, установленном законом;
    2. специальные – круг юр. лиц, которые указаны в правоохранительных нормах. К примеру, статьей 16.23 Кодекса об административных правонарушениях предусматривается ответственность юр. лиц, которые занимаются коммерческой деятельностью в таможенном деле: таможенные представители, таможенные перевозчики, владельцы складов временного хранения,владельцы таможенных складов, уполномоченные экономические операторы и другие.

    Большая часть статей 16 главы Кодекса об административных правонарушениях по субъектному составу являются универсальными, другими словами они могут охватывать широкий круг возможных субъектов правонарушений: физические, юридические и должностные лица. Существуют определенные составы, которые могут закреплять как правонарушителя только физическое лицо, к примеру статья 16.4 Кодекса об административных правонарушениях. Определенные статьи наоборот, не рассматривают физические лица как субъекты правонарушений (пункты 2 и 3 статьи 16.23 Кодекса об административных правонарушениях).

    Субъективной стороной таможенных проступков является определенное количество признаков, которые характеризуют психическое отношение лиц к совершенным ими проступками и его последствиям для других физических лиц.

    Замечание 3

    Важнейших элемент субъективной стороны правонарушения – это вина.

    Вина является принципиальным фактором для того, чтобы отнести событие к правонарушению. В статье 1.5 Кодекса об административных правонарушениях, закрепляющей презумпцию невиновности, указывается, что лица могут подлежать понесению административной ответственности исключительно за те административные правонарушения, по отношению к которым устанавливается вина. Административным законодательством устанавливаются такие формы вины для физ. лиц (статья 2.2 Кодекса об административных правонарушениях):

    1. умысел – в случае, если лицом, которым было совершено правонарушение, осознавался противоправный характер деяния, предвиделись последствия и ожидалось наступление данных последствий;
    2. неосторожность – в случае, если лицом, которым было совершено правонарушение, предвиделась возможность того, что наступят вредные последствия действий (бездейтсвия), но при отсутствии оснований рассчитывало на то, что они будут предотвращены, либо им были не предвидены подобные последствия.

    Для юридических лиц Кодекс об административных правонарушениях констатирует особую форму вины (пункт 2 статья 2.1 Кодекса об административных правонарушениях).

    Замечание 4

    Юридическое лицо может быть признано виновным в том, что им было совершено административное правонарушение в случае установления наличия возможности для того, чтобы соблюдать правила и нормы, в случае нарушения которых предусматривается понесение административной ответственности, но данное лицо не приняло все возможные меры их соблюдения, которые зависели от него.

    Административные наказания за нарушения таможенных правил

    1. — Невозвращение из-за границы средств в иностранной валюте (ст.193 УК РФ).
    2. — Уклонение от уплаты таможенных платежей (ст.194 УК РФ).
    3. — Контрабанда (ст.188УК РФ).
    4. — Невозвращение на территорию РФ предметов художественного, исторического и археологического достояния народов России и зарубежных стран (ст.190 УК РФ).
    5. — Незаконный экспорт или передача сырья, материалов, оборудования, технологий, научно-технической информации, незаконное выполнение работ (оказание услуг), которые могут быть использованы при создании оружия массового поражения, вооружения и военной техники (ст.189 УК РФ).

    АП в сфере таможенного дела (НТП).

    1. — Незаконное перемещение товаров и (или) транспортных средств через таможенную границу РФ (ст.16.1 КоАП РФ);
    2. — Недекларирование либо недостоверное декларирование товаров и (или) транспортных средств (ст.16.2 КоАП РФ);

    Перемещение через таможенную границу РФ, совершенное помимо или с сокрытием от таможенного контроля, либо с обманным использованием документов или средств таможенной идентификации, либо сопряженное с недекларированием или недостоверным декларированием: 2) Деяния, предусмотренные частями первой или второй 188 статьи УК РФ, совершенные либо должностным лицом с использованием своего служебного положения, либо с применением насилия к лицу, осуществляющему таможенный контроль (часть 3); 3) Деяния, предусмотренные частями первой, второй или третьей 188 статьи УК РФ, совершенные организованной группой (часть 4).

    • не остановка транспортного средства в месте нахождения таможенного органа, которое следует через государственную границу;
    • отправление транспортного средства, которое находится в процессе прохождения таможенного контроля, без разрешения таможенного органа;
    • причаливание к судну, которое находится в процессе прохождения таможенного контроля, без разрешения таможенного органа;
    • воспрепятствование доступу должностного лица таможенного органа при осуществлении им своих должностных обязанностей к имуществу, которое находится в процессе прохождения таможенного контроля;
    • непредставление документов в установленный срок таможенному органу, которые нужны для таможенного контроля имущества, которое находится в процессе прохождения таможенного контроля;
    • перемещение вещей через границу в обход мест расположения органов таможенного контроля, либо сокрытие вещей от таможенного контроля, в случае если отсутствует состав контрабанды или иных преступлений;
    • перемещение вещей через границу с использованием поддельных, недействительных, либо добытых преступным путем документов в случае, если отсутствует состав контрабанды или иных преступлений;
    • не декларирование товаров при импорте в установленные сроки;
    • транспортировка, хранение, приобретение вещей, которые прибыли на территорию таможни в обход таможенного контроля.

    Определение 1
    Правонарушение является действием в нарушение норм законодательства, которое осуществлено дееспособным гражданином и имеет вредоносные последствия для всего общества и отдельных его членов.

    Замечание 1

    Здесь следует учитывать, что правонарушением может считаться не только действие, нарушающее нормы права, но и аналогичного рода бездействие.

    Причинами противоправных действий зачастую становятся желания одного лица, удовлетворить свои потребности за счет нарушения прав и интересов другого лица или лиц.

    Многие исследователи проблемы правонарушений утверждают, что уровень опасности для общества противоправных действий во многом зависит от биологических и психологических особенностей лица, совершающего их.

    • Курсовая работа Таможенные правонарушения 470 руб.
    • Реферат Таможенные правонарушения 280 руб.
    • Контрольная работа Таможенные правонарушения 220 руб.

    Получить выполненную работу или консультацию специалиста по вашему учебному проекту Узнать стоимость

    Под понятие правонарушений нельзя подвести такие категории как мысли, помыслы, чувства, но до тех пор, пока они не найдет реального выражения в противоправных действиях или бездействиях.

    Бездействие подпадает под категорию правонарушений лишь в ситуации, если лицо, обязанное совершить действия в определенной ситуации и при определенных условиях не совершает оного.

    «Публичная декларация целей и задач на 2021 год» (утв. ФТС России)

    Законодательством не дано оправление понятию таможенного правонарушения.

    Определение 2

    Однако в юридической литературе под понятием гражданского правонарушения понимают действие виновного деликтоспособного лица, которое влечет за собой нанесение вреда социуму и как следствие наступление юридической ответственности в области таможенного права.

    Замечание 2

    Правонарушения в области таможенного права могут подпадать под наказания уголовной юрисдикции, так и под наказания административной юрисдикции.

    • Незаконное переправка через границу Таможенного союза товаров, автомобилей международной перевозки. Данное правонарушение представляет собой действия, при которых лицо ввозит или вывозит товары, равно как и скрывает их при перемежении или же просто дезинформирует таможенный орган о количестве весе или иных характеристиках декларируемых товаров, перемещаемых через границу таможенной территории.
    • Недекларирование, недостоверное декларирование товаров. При недекларировании или недостоверном декларировании товаров физическими лицами законом предусмотрена ответственность. К примеру, если вы возвращаетесь из заграничного отпуска и перевозите с собой наличные алкоголь или табак свыше разрешенных норм и не декларируете их — вас ждёт соответствующая санкция. Недекларирование, недостоверное декларирование физическими лицами наличных денежных средств. Данная статья отличается от предыдущей лишь предметом правонарушения: если вы собираетесь в отпуск за границу и перевозите с собой наличные деньги размером больше десяти тысяч долларов или же дорожных чеков при этом их не декларируя – вас ждёт соответствующая санкция.
    • Несоблюдение запретов на ввоз (вывоз) товаров на таможенную территорию Евразийского экономического союза или в Российскую Федерацию и наоборот. При несоблюдении запретов, установленных международными договорами при перемещении их через границу в отношении определенных товаров установлена соответствующая санкция. Данная статья применяется, в случае если товары запрещены или ограничены к ввозу и вывозу. Например, экстремистская литература или ядовитые, токсичные вещества.
    • Нарушение режима зоны контроля таможни. Вышеуказанный состав представляет собой несколько подвидов, нарушение зоны таможенного контроля может быть выражено в перемещении товаров, лиц или же в осуществлении хозяйственной деятельности без разрешения таможенного органа, к примеру, открытие магазина беспошлинной торговли (дьюти фри).
    • Непринятие мер при аварии или непреодолимой силы. Данная статья возлагает на перевозчика ответственность за непринятие мер по обеспечению сохранности товаров в случае аварии или стихийного бедствия, но только при условии, если перевозчик не мог предотвратить негативные такие последствия. Законодателем установлен особый порядок действий в случае если при перевозке декларируемых товаров происходит авария или стихийное бедствие и если данные действия не исполняются, то перевозчика ждут санкции.
    • Представление недействительных документов для таможенных операций. Нарушением в данной статье является представление декларантами подложных документов или недостоверных сведений, которые повлекли за собой получение таможенной или налоговой выгоды: освобождение или снижение таможенных или налоговых платежей.
    • Недоставка, утрата товаров или недоставка документов на них. Данная статья посвящена ответственности за утрату или недостачу товаров или документов при осуществлении таможенного транзита, то есть по пути следования грузов из пункта отправки в пункт назначения.

    Анализируя нормы главы 16 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее — КоАП РФ) и опираясь на структуру таможенного законодательства Таможенного союза, Российской Федерации и положения ч. 1 ст. 2.1 КоАП РФ, где сформулировано понятие административного правонарушения, нарушение таможенных правил можно определить как противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, посягающее на установленный Таможенным кодексом таможенного союза (далее – ТК ТС), Единого таможенного тарифа таможенного союза Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации, утвержденного Решением Межгосударственного Совета Евразийского экономического сообщества (высшего органа таможенного союза) от 27.11.2009 г. № 18 и Решением Комиссии таможенного союза от 27.11.2009 г. № 130, Федеральным законом «О таможенном регулировании в Российской Федерации», другими актами российского законодательства по таможенному делу и международными договорами России, контроль за исполнением которых возложен на таможенные органы России, порядок перемещения (включая применение таможенных процедур), таможенного контроля и таможенных операций товаров и транспортных средств, перемещаемых через таможенную границу Российской Федерации, порядок соблюдения мер экономической политики, обложения таможенными платежами и их уплаты, за которое Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена ответственность[1].

    Объектом таможенного правонарушения являются урегулированные нормами таможенного законодательства общественные отношения. Они охраняются административными мерами, предусмотренными ТК ТС, ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации», а также Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее — КоАП РФ). Исходя из определения нарушения таможенных правил (далее — НТП), можно выделить следующие группы объектов – структурных элементов состава правонарушения в таможенной сфере: порядок перемещения товаров и транспортных средств через таможенную границу Российской Федерации; порядок таможенного оформления товаров и транспортных средств, перемещаемых через таможенную границу Российской Федерации; порядок соблюдения мер экономической политики; порядок таможенного контроля товаров и транспортных средств, перемещаемых через таможенную границу Российской Федерации; порядок обложения товаров и транспортных средств, перемещаемых через таможенную границу Российской Федерации, таможенными платежами и их уплаты.

    Отдельные деяния могут посягать одновременно на несколько из обозначенных объектов. Например, статья 16.14 КоАП РФ предусматри-вает ответственность за нарушение порядка помещения товаров на хранение, порядка их хранения либо порядка проведения с ними операций. Объектом правонарушения по данной статье являются общественные отношения в сфере таможенного оформления и таможенного контроля.

    Под непосредственным объектом нарушения таможенных правил в КоАП РФ подразумеваются конкретные стадии таможенного оформления, контроля, порядка уплаты таможенных платежей, т.е. части какого-то конкретного общего объекта НТП. Так, статья 16.12 КоАП РФ предусмат-ривает административную ответственность за несоблюдение сроков подачи таможенной декларации или представления документов и сведений. Общим объектом посягательства в данном случае выступают общественные отношения, складывающиеся в процессе осуществления таможенного оформления, непосредственным – декларирование как стадия таможенного оформления товаров и транспортных средств.

    Предметами НТП являются конкретные товары и транспортные средства. Их понятие закреплено ст. 4 ТК ТС и п. 7 ст. 5 ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации».

    Объективная сторона НТП проявляется в действии или бездействии.

    Административное правонарушение в сфере таможенного дела: понятие, признаки. Отличительные особенности от иных административных правонарушений.

    Административное правонарушение в области таможенного дела (нарушение таможенных правил)— противоправное виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, посягающее на установленные таможенным законодательством Таможенного союза и Российской Федерации правила таможенного регулирования, за которое КоАП РФ установлена административная ответственность.

    Административные правонарушения в области таможенного дела в Таможенном союзе посягают на экономические интересы и безопасность госу- дарств-членовТаможенного союза, населения стран, экологическое благополучие, морально-нравственные устои общества.

    Признаки:

    1) антиобщественность— заключается в том, что административные правонарушения наносят вред охраняемым общественным отношениям;

    2) противоправность — заключается в том, что субъект совершает действие, запрещенное нормой права, или не совершает действия, предписанного правовым актом;

    3) виновность— правонарушение совершено виновно, умышленно или по неосторожности;

    4) наказуемость — только то деяние, за которое действующим законодательством установлена административная ответственность, может быть признано административным правонарушением.

    Учитывая интеграционные особенности таможенного регулирования на современном этапе, противоправные деяния в области таможенного дела, посягают на общественные отношения в сфере:

    · порядка перемещения товаров и средств международной перевозки через таможенную границу таможенного союза;

    · порядка их перемещения по единой таможенной территории таможенного союза при нахождении под таможенным контролем;

    · порядка таможенного декларирования, выпуска и использования товаров и средств международной перевозки в соответствии с заявленной таможенной процедурой;

    · применения мер таможенного контроля;

    · правил установления и взимания таможенных платежей;

    · правил предоставления участникам ВЭД таможенных льгот и пользования ими;

    · реализации властных отношений между таможенными органами и лицами, осуществляющими права владения, пользования и распоряжения товарами и транспортными средствами (нормальную работу таможенных органов).

    В рамках Таможенного союза квалификации по составам главы 16 КоАП РФ подлежат правонарушения, выявленные на таможенной территории РФ, а также правонарушения, выявленные за пределами таможенной территории РФ, если они связаны с недоставкой товаров (документов к ним), выпущенных таможенными органами РФ в соответствии с процедурой транзита.

    Настораживает также положение Процессуального кодекса, несколько дублирующее норму проекта КоАП, об определении вины юридического лица. В проекте КоАП определение приведено практически такое же как в действующем Кодексе, но в Процессуальном кодексе добавляется несколько правил, касающихся соотношений вины должностного лица организации и самой организации.

    Данный принцип выражается в установлении законодательством относительно коротких сроков производства отдельных процессуальных действий по делу о нарушении таможенных правил.

    Статистика правонарушений в Казахстане свидетельствует о снижении уровня преступности в 2020 году на 12,6%. За год было зафиксировано 316,4 тыс. преступлений.

    Согласно п. 19 ст. 4 ТК ТС под незаконным перемещением товаров и транспортных средств понимается совершение действий по ввозу на таможенную территорию ТС или по вывозу с этой территории товаров и транспортных средств с нарушением установленного порядка, включая нарушение норм процедурного характера.

    Как правило в большинстве случаев прецеденты с незаконным ввозом на территорию Российской Федерации попадают в две основные категории: запрещенные товары, например, оружие и наркотические средства. Или товары, которые находятся в свободном обороте, например, алкоголь или табачные изделия.

    Таможенный контроль должен производиться в четком соответствии с нормами права, которые регламентируют данную процедуру. Разнообразие таможенных нарушений достаточно велико, в КоАП РФ даже выделена целая глава, рассматривающая данный вопрос. В УК РФ выделено только 8 статей. Ответственность, так же как и нарушения, вполне разнообразна, об этом будет сказано далее.

    Рассмотрено законодательство трех стран ЕАЭС, поскольку они являются членами Таможенного союза более пяти лет (с 2010 г. Таможенный союз в рамках ЕврАзЭС, с 2015 г. Таможенный союз в рамках ЕАЭС). За эти годы сложилась определенная правоприменительная практика, на основании которой можно провести сравнительный анализ.

    Глава 16 Кодекса РФ об административных правонарушениях содержит 23 состава, предусматривающих ответственность за нарушения таможенных правил.

    Для сравнительного анализа мер ответственности за таможенные правонарушения размеры административных штрафов в РБ и РК конвертированы в российские рубли.

    Таким образом, таможенное правонарушение являетсясодержательной юридической категорией, связанной с другими отраслями права, например, такими как административное и уголовное право, и, подразделяющейся на виды в зависимости от ответственности, которая наступает за нарушение таможенных правил.

    Для сравнительного анализа мер ответственности за таможенные правонарушения размеры административных штрафов в РБ и РК конвертированы в российские рубли.

    Существуют весьма разнообразные критерии классификации правонарушений в таможенной сфере. Рассмотрим некоторые из них.

    Привлечение же к ответственности за нарушения таможенных правил по остальным статьям достаточно редкое явление. В каких же случаях таможня чаще всего привлекает к ответственности за административные правонарушения в области таможенного дела? Кого таможня привлекает чаще: физических или юридических лиц?

    Административные таможенные правонарушения

    Это означает, что лицо осознает, желает или допускает наступление последствий правонарушения или осознает и надеется предотвратить, или не предвидит вредных последствий, но может и должен их предвидеть.

    Уголовная ответственность является самым тяжелым видом ответственности за таможенные преступления. В таком случае необходима четкая квалификация действия лица, нарушающего нормы таможенного регулирования, чтобы можно было привлечь его к данному виду ответственности.

    В новом КоАП предусмотрено три части. Первая – это общая часть, которая касается всех правонарушений, не только в области таможенного дела. В ней закладываются общие подходы по привлечению к административной ответственности.

    А для участников и организаторов массовых мероприятий верхний предел штрафа увеличен до 100 и 150 БВ соответственно.

    В настоящее время существует только перечень стратегически важных товаров и ресурсов, для которых крупным размером признается стоимость, превышающая 100 тыс. рублей, утвержденный Постановлением Правительства от 13 сентября 2012 г. N 923 [3].

    Отличием законодательства РФ от законодательства РК и РБ в рассматриваемой сфере является возможность выражения суммы штрафа в размере, кратном размеру стоимости товаров, явившихся предметами административного правонарушения.

    Предполагаем, это обусловлено тем, что правонарушения в таможенной сфере в большинстве случаев наносят ущерб экономическим интересам государства, поэтому и наказания носят характер материального воздействия на правонарушителей.

    В ходе исследования были выявлены основные проблемы функционирования таможенных органов в связи с несоблюдением таможенного законодательства и предложены пути их решения.

    Данный принцип заключается в том, что все участники производства по делу о нарушении таможенных правил наделяются равными процессуальными правами.

    Понятие объекта правонарушения является одним из важных понятий общей теории правонарушений. Каждое преступление, выражается ли оно в действии или бездействии всегда есть посягательство на определенный объект. Преступление, которое ни на что не посягает, в природе не существует.

    Материал поможет разобраться со сложными вопросами заключения лицензионного договора и включения его условий в смешанные договоры.

    Именно размер штрафа вызывает опасения у лица, привлекаемого таможней к административной ответственности.

    Согласно ст. 156 ТК ТС прибытие товаров и транспортных средств на таможенную территорию ТС допускается в пунктах пропуска через Государственную границу, установленных в соответствии с законодательством РФ, и во время работы таможенных органов.
    В случае привлечения лица к административной ответственности в области таможенного законодательства наиболее частой санкцией со стороны таможни является назначение административного штрафа. Размер штрафа может быть как фиксированным, так и варьирующимся в зависимости от стоимости товара, который стал предметом административного правонарушения.

    Объектом исследования данной работы являются отношения, возникающие в результате таможенных правонарушений.

    Такое различие приобретает формализованное выражение –нарушение таможенных правил и влечет административную ответственность, а преступление — уголовную.

    В первую очередь хочу отметить те общие положительные изменения, и может не совсем положительные, но которые действительно могут иметь значение для лиц, занятых в таможенной сфере. С удовлетворением могу констатировать, что принцип справедливости и соразмерности нашел отражение в проекте КоАП. В действующем КоАП этого принципа нет.

    Понятие виды и классификация таможенных правонарушений

    Таможенные правила на 2021 год усложнили положение путешественников. Если раньше гражданин мог провести с собой 1500 евро, то теперь сумма снизилась втрое. Она составляет 500 евро. Устанавливаются и ограничение по весу. Если человек не хочет платить пошлины и налоги, он может провести через границу не больше 25 кг.

    Вышеуказанные нормы затронут всех физических лиц. Ужесточение произошло для того, чтобы пресечь деятельность так называемых челноков. Подобные лица выполняли выезд в другие страны для закупки оптовой партии товаров для последующей реализации на родине.

    Сумма Не больше 500 евро
    Вес багажа на любых видах транспорта, кроме самолета Не больше 25 кг
    Нормы, касающиеся самолета Вес багажа не больше 50 кг, а стоимость – не больше 10000 евро

    Законодательной базой таможенного оформления для физлиц является ТК ЕАЭС, законодательные акты и Решение Совета ЕЭК №107. Ввозимые физлицами в Россию товары, в том числе отправляемые по почте или заказанные в зарубежных интернет-магазинах, тоже подлежат таможенному оформлению. Физлица могут осуществлять доставку товаров и личных вещей:

    • авиационным транспортом;
    • другими видами транспорта, кроме авиационного, в том числе пешком;
    • компанией-перевозчиком;
    • международным почтовым отправлением (МПО) или экспресс-перевозчиком.

    Каждый вид доставки предусматривает ограничения по стоимости и весу товара. Таможенное оформление доставленных товаров проводится на постах фактического контроля, а не в центрах электронного декларирования (ЦЭД).

    Изменения в таможенном оформлении товаров, доставляемых компаниями-перевозчиками или МПО.

    С 2021 года изменились нормы беспошлинного ввоза товаров через перевозчиков любыми видами транспорта (автомобильным, воздушным, железнодорожным или морским). Теперь они составляют 200 евро и 31 кг.

    200 евро и 31 кг – норма беспошлинного ввоза

    В случае превышения данных норм придется оплатить платеж:

    15% от стоимости, или 2 евро за 1 кг в части превышения

    За посылку весом 25 кг и стоимостью 450 евро придется заплатить с части превышения по стоимости 200 евро, таможенный платеж равный 37,5 евро.

    Пример расчета: таможенный платеж (450евро-200евро)*15%=37,5 евро Если доставляемая посылка превышает беспошлинный лимит по весу, но не превышает лимит по стоимости, например 45 кг и стоимостью 190 евро, то таможенный платеж будет рассчитан следующим образом (45кг–31кг)*2евро/кг=28 евро таможенный платеж в таможню!

    Это ограничение накладываются на товары, находящиеся в каждой посылке, без учёта количества посылок. Если вес и стоимость товара, доставляемого указанными способами, меньше этих ограничений, то за ввоз платить не нужно. Необходимо помнить, что товары могут быть предназначены только личного потребления, недопустимо пересылать товары, предназначенные для продажи.

    Внимание! Раньше ограничения накладывались на стоимость и вес товаров, доставленных в течении месяца, то с 2020 года ограничивается стоимость и вес товаров, доставляемых в каждой посылке, без учёта количества посылок.

    В МПО нельзя пересылать алкоголь и табачные изделия. Ввезти до 5 литров алкоголя и пива физлицо может перевозчиком, заплатив за каждый литр по 10 евро.

    Вышеуказанные ограничения устанавливаются и на продукцию, которую люди приобретают в других странах для личного пользования. В учёт не принимается, самостоятельно ли человек хочет привезти ее или осуществляет заказ через интернет. Единственное исключение составляют авиаперевозки. Их коррективы не затронули.

    Изменение таможенных правил в 2021 году затронуло продукцию, ввозимую на речных судах, автомобиле, поезде. Желая произвести шопинг за границей, лицо должно рассчитывать, что сумма приобретения не может быть больше 500 евро. В иной ситуации предстоит заплатить госпошлину. Ее внесение должно выполняться своевременно.

    На практике человек может вести дорогостоящие вещи с собой. В этой ситуации потребуется инициировать заполнение добровольной декларации. Эксперты советуют осуществить процедуру для того, чтобы в последующем не столкнуться с необходимостью доказывать факт приобретения покупки до путешествия в другое государство. Вещи личного пользования могут быть провезены без оплаты госпошлины. Однако к гражданину могут возникнуть вопросы, если он планирует вывести новую технику в упаковке.

    Если человек привык приобретать продукцию через интернет-магазин, произошедшие изменения его также затронут. В 2020 году человек может получать посылки стоимостью до 200 евро. Если вышеуказанный порог превышен, предстоит заплатить налоги и госпошлины.

    Работники таможни проверяют лиц, пересекающих границу. Если выявится нестандартный набор вещей, всё это может повлечь за собой возникновение подозрений. Особое внимание уделяют дорогим гаджетам, часам, шубам и пуховиком, если провоз одежды производится летом. Проверяя багаж путешественника, представители уполномоченного органа обратят внимание на следующие особенности:

    • присутствие следов износа;
    • соответствует ли продукция традиционным особенностям применения;
    • присутствуют ли этикетки, ярлыки и бирки.

    Человеку обязательно зададут дополнительные вопросы, если он хочет провести с собой 3 новых ноутбука. Однако если на них наблюдаются потертости и царапины, технику отнесут к вещам личного пользования.

    Особо придирчиво таможенники относятся к ввозу алкоголя и табачных изделий. Объём жидкости не может превышать 3 л на человека. Исключение составляют ситуации, когда лицо путешествует наземным транспортом. В этом случае установленные лимиты будут повышены до 5 л. Однако за каждый из них предстоит заплатить госпошлину в размере 10 евро.

    Ввоз табака допустим. Однако на него также накладываются ограничения. Они напрямую зависят от типа изделия.

    Количество денежных средств, которые человеку предстоит предоставить на границе, напрямую зависят от объёма превышения лимита. Расчёт производится на основании следующего алгоритма:

    1. Если допущено превышение допустимой стоимости багажа, размер пошлины составит 30% от реальной стоимости цены товаров.
    2. Если превышена масса, но цена остаётся в норме, расчёт пошлины производится в зависимости от лишних килограммов. С путешественника возьмут по 4 евро за каждый из них. Однако если при таком расчете сумма выходит больше, с человека могут потребовать 30% от стоимости продукции.
    3. Если нарушены сразу оба параметра, применяется максимальный тариф.

    ► Юридический таможенный аудит ► Ответственность на таможне

    Уголовная ответственность
    Административная ответственность
    ► Корректировка таможенной стоимости
    ► Решение таможни об изменении кода ТН ВЭД после выпуска

    Уголовный кодекс РФ

    АП в области таможенного дела — это противоправное виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, посягающее на установленные таможенным законодательством Евразийского экономического союза (далее — ЕАЭС) и Российской Федерации (далее — РФ) правила таможенного регулирования, за которое КоАП РФ установлена административная ответственность.

    Объект АП в области таможенного дела общественные правоотношения, возникающие на стадиях таможенных операций (подача декларации на товары, размещение товаров на СВХ, проведение таможенного досмотра и т.д.).
    Объективная сторона АП в области таможенного дела внешнее выражение правонарушения, которое включает деяние и его признаки, описанные в статьях главы 16 КоАП РФ.
    Субъект АП в области таможенного дела лицо, совершившее правонарушение, описанное в статьях главы 16 КоАП РФ.
    Субъективная сторона АП в области таможенного дела совокупность признаков, характеризующих психическое отношение лица к содеянному проступку и его последствиям (для физических лиц).

    К признакам объективной стороны АП в области таможенного дела можно отнести:

    • время совершения правонарушения (Пример: фактическое перемещение товаров через таможенную границу ЕАЭС вне времени работы таможенных органов);
    • место совершения правонарушения (Пример: ввоз товаров и транспортных средств на таможенную территорию помимо мест перемещения товаров через таможенную границу ЕАЭС);
    • способ совершения правонарушения (Пример: нарушение таможенных правил способом несоблюдения установленных сроков подачи полной таможенной декларации при временном периодическом таможенном декларировании);
    • признак «третьего лица», в той или иной форме участвующего в правоотношениях (Пример: совершение таможенных операций от имени декларанта и других заинтересованных лиц юридическим лицом, не включенным в реестр таможенных представителей).

    Объективная сторона АП в области таможенного дела может быть выражена в двух формах:

    1. Действия, нарушающего прямой запрет (Пример: уничтожение, повреждение, удаление, изменение либо замена средств идентификации);
    2. Бездействия, нарушающего правовое предписание (Пример: непринятие мер в случае аварии или действия непреодолимой силы).

    Субъектами АП в области таможенного дела могут быть:

    • физические лица (индивидуальные субъекты);
    • юридические лица (коллективные субъекты).

    Признаки индивидуального субъекта правонарушения можно разделить на две группы:

    • общие, которыми должны обладать любые лица, привлекаемые к административной ответственности: достижение шестнадцатилетнего возраста и вменяемость[2];
    • специальные, связанные с особенностью деятельности лица (должностное лицо, индивидуальный предприниматель) либо особенностью правового статуса лица (несовершеннолетний; гражданин /юридическое лицо РФ, не гражданин РФ / юридическое лицо иного государства). Если норма не содержит специальных признаков субъекта, следовательно, к ответственности по ней может привлекаться любой субъект, обладающий общими признаками.

    Отличительной особенностью главы 16 КоАП РФ является то, что по ее нормам лица, осуществляющие деятельность в качестве индивидуального предпринимателя, привлекаются к административной ответственности как юридические лица (по общему правилу за совершение иных проступков они привлекаются к административной ответственности как должностные лица).

    Коллективные субъекты АП в области таможенного дела могут быть поделены на две группы по пределам деликтоспособности (способность и возможность нести административную ответственность за свои противоправные деяния):

    Виды правонарушений в таможенной сфере на 2021

    Согласно Таможенному кодексу Евразийского экономического союза таможенные органы ведут административный процесс (осуществляют производство) по делам об АП и привлекают лиц к административной ответственности[28].

    Таможенный орган рассматривает дела об АП в отношении:

    • управления транспортным средством без отличительного на нем и (или) прицепах к нему знака государства регистрации транспортного средства (прицепа) при осуществлении международной автомобильной перевозки;
    • осуществления международных автомобильных перевозок с незаполненными разрешениями, разрешениями, заполненными с нарушением установленных правил, или разрешениями, не соответствующими виду перевозки, либо без разрешений, если такие разрешения обязательны;
    • перевозки опасных грузов водителем, не имеющим свидетельства о подготовке водителей транспортных средств, перевозящих опасные грузы, свидетельства о допуске транспортного средства к перевозке опасных грузов, специального разрешения или аварийной карточки системы информации об опасности, предусмотренных правилами перевозки опасных грузов, нарушение правил перевозки опасных грузов, при международной перевозке таких грузов;
    • движения тяжеловесного и (или) крупногабаритного транспортного средства с нарушением установленных норм – при осуществлении международной перевозке грузов;
    • невыполнения законного требования должностного лица таможенного органа об остановке транспортного средства;
    • непредставления или несвоевременного представления в таможенный орган статистической формы учета перемещения товаров либо представления статистической формы учета перемещения товаров, содержащей недостоверные сведения;
    • правонарушений, зафиксированных в главе 16 КоАП РФ.

    Рассматривать дела об АП вправе:

    1. Руководитель федерального органа исполнительной власти, уполномоченного в области таможенного дела и его заместители;
    2. Руководитель структурного подразделения федерального органа исполнительной власти, уполномоченного в области таможенного дела и его заместители;
    3. Начальники региональных таможенных управлений и их заместители;
    4. Начальники таможен и их заместители;
    5. Начальники таможенных постов и их заместители — об АП, совершенных физическими лицами;
    6. Иные должностные лица таможенных органов, уполномоченные на проведение таможенного контроля, осуществление других видов государственного контроля, выявление и пресечение АП, осуществление производства по делам об АП.

    Производством по делам об АП, как правило, занимается отдел административных расследований таможни.

    Существуют следующие стадии производства по делам об АП в области таможенного дела:

    • возбуждение дела и при необходимости — административное расследование;
    • рассмотрение дела по существу;
    • пересмотр постановления и решения в порядке обжалования;
    • исполнение постановления или решения.

    В 2020 году таможенными органами возбуждено более 114 500 дел об АП в области таможенного дела[29].

    Процентное соотношение по субъектам АП в области таможенного дела за 2020 год выглядит следующим образом:

    • 56% (64 194 дела) — на юридические лица,
    • 25,4% (29 054 дела) — на физические лица,
    • 12,4% (14 209 дел) — на должностные лица,
    • 6% (6 798 дел) — лица, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица.

    В разрезе видов АП в области таможенного дела выявлена следующая статистика:

    • 25 316 дел (22% от общего количества возбужденных дел) — за недекларирование либо недостоверное декларирование товаров;
    • 10 692 дела (9,3% от общего количества возбужденных дел) — за несоблюдение запретов или ограничений на ввоз/вывоз товаров.

    По составам, не относящимся к нарушениям таможенных правил, наибольшее количество дел возбуждено:

    • 33 357 дел (29% от общего количества) — за непредставление или несвоевременное представление в таможенный орган статистической формы учета перемещения товаров;
    • 8 220 дел (7,1% от общего количества) — за нарушения валютного законодательства Российской Федерации и актов органов валютного регулирования.

    В 2020 году исполнено около 73,5 тыс. постановлений по делам об АП в области таможенного дела. В результате взыскано 2,1 миллиарда рублей административных штрафов, в уполномоченные органы передано имущество общей стоимостью 9,4 миллиарда рублей.

    Как пишет Norma.uz, в частности, вводятся:

    во-первых, штрафы за незаконное вскрытие багажа транспортных средств, загруженных товаров, находящихся под таможенным контролем, – с граждан от 10 до 20, а с должностных лиц – от 20 до 30 БРВ. Повторное правонарушение в течение года после административного взыскания грозит гражданам штрафом от 20 до 30, а должностным лицам – от 30 до 50 БРВ;

    во-вторых, повышенные штрафы за повторное в течение года после применения административного взыскания:

    • непредставление таможенному органу в установленные сроки таможенной декларации на товары и транспортные средства, а равно документов и дополнительных сведений – с граждан от 5 до 10, а с должностных лиц от 10 до 15 БРВ;
    • перемещение товаров через таможенную границу Узбекистана под видом товаров не для коммерческих целей – от 10 до 15 БРВ с конфискацией товаров;

    в-третьих, конфискация ранее ввезенных товаров и транспортных средств, не вывезенных за пределы таможенной территории Узбекистана в течение 30 дней после применения административного взыскания за их невывоз, если такой вывоз обязателен (например, при помещении под таможенный режим реэкспорта, временного ввоза или переработки на таможенной территории, ред.).

    Кроме того, усиливаются санкции по ряду правонарушений в таможенной сфере.

    № п/п Диспозиция Санкция (размер штрафа)
    до 2 февраля 2020 года с 2 февраля 2020 года
    1 Распоряжение товарами и транспортными средствами, в отношении которых таможенное оформление не завершено

    с граждан – от 5 до 10 БРВ;

    с должностных лиц – от 7 до 15 БРВ

    с граждан – от 20 до 30 БРВ;

    с должностных лиц – от 30 до 50 БРВ

    2

    Изменение, уничтожение, повреждение либо утрата средств таможенной идентификации

    с граждан – от 3 до 7 БРВ;

    с должностных лиц – от 5 до 10 БРВ

    с граждан – от 10 до 20 БРВ;

    с должностных лиц – от 20 до 30 БРВ

    То же правонарушение, совершенное повторно в течение года после применения административного взыскания

    с граждан – от 7 до 10 БРВ;

    с должностных лиц – от 10 до 20 БРВ

    с граждан – от 20 до 30 БРВ;

    с должностных лиц – от 30 до 50 БРВ

    3 Распоряжение товарами и транспортными средствами, помещенными под определенный таможенный режим, не соответствующее требованиям этого таможенного режима

    с граждан – от 5 до 10 БРВ;

    с должностных лиц – от 7 до 15 БРВ

    с граждан – от 20 до 30 БРВ;

    с должностных лиц – от 30 до 50 БРВ

    Расширяются полномочия работников таможенных органов в части:

    • административного задержания – оно также производится ими по статьям 1851, 189 и 1891 КоАО (по двум последним сейчас задержание производится органами внутренних дел, ред.);
    • задержания и досмотра транспортных средств – включены статьи 2271 – 22727 КоАО.

    Субъектами административной ответственности являются физические и юридические лица. С точки зрения определения мер ответственности физические лица в свою очередь подразделяются на две категории: должностные лица и граждане.

    Субъектами ответственности за совершение административных правонарушений в области таможенного дела (нарушения таможенных правил) могут выступать лица любой вышеуказанной категории в зависимости от формулировки конкретной санкции.

    B РФ Частью 3 статьи 2.1 КоАП РФ установлен так называемый принцип «двусубъектной» ответственности. Заключается он в том, что назначение административного наказания юридическому лицу не освобождает от административной ответственности за совершенное нарушение виновное физическое (в том числе и должностное) лицо. При этом привлечение к административной или уголовной ответственности физического лица не освобождает от административной ответственности за данное правонарушение юридическое лицо. Вместе с тем, возбуждение уголовного дела в отношении конкретного физического лица исключает возможность осуществления в отношение него административного производства по одному и тому же факту совершения противоправных действий.

    Иностранные граждане, лица без гражданства и иностранные юридические лица, совершившие на территории Таможенного Союза административные правонарушения, в том числе в сфере таможенного дела, подлежат административной ответственности на общих основаниях.

    На территории РФ, существенным исключением являются нарушения таможенных правил, за совершение которых предприниматели без образования юридического лица несут административную ответственность как юридические лица (примечание 1 к статье 16.1 КоАП РФ). Тем самым повышается размер возможных к применению в отношении данных субъектов санкций. Юридическим лицом в соответствии с Гражданскими кодексами государств-участниц ТС признается организация, которая имеет в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении обособленное имущество и отвечает по своим обязательствам этим имуществом, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде.

    В случае привлечения к административной ответственности юридических лиц необходимо учитывать, что при слиянии нескольких юридических лиц к административной ответственности за совершение административного правонарушения привлекается вновь возникшее юридическое лицо.

    При присоединении юридического лица к другому юридическому лицу к административной ответственности за совершение административного правонарушения привлекается присоединившее юридическое лицо. В случаях разделения юридического лица или при выделении из состава юридического лица одного или нескольких юридических лиц к административной ответственности за совершение административного правонарушения привлекается то юридическое лицо, к которому согласно разделительному балансу перешли права и обязанности по заключенным сделкам или имуществу, в связи с которыми было совершено административное правонарушение.

    При преобразовании юридического лица одного вида в юридическое лицо другого вида к административной ответственности за совершение административного правонарушения привлекается вновь возникшее юридическое лицо.

    Возможность привлечения юридических лиц к мерам административной ответственности также непосредственным образом связана с установлением виновности в его действиях. Вместе с тем, вина юридического лица существенно отличается от понятия вины физического лица, поскольку по своей природе не может быть связана с психическим отношением к совершенному правонарушению. Поэтому юридическое лицо по закону признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, но им не были приняты все зависящие меры по их соблюдению. Только наличие данных обстоятельств в совокупности свидетельствует о вине рассматриваемой категории лиц и возможности привлечения к ответственности.

  • Постановление ЦИК России от 20.07.2021 N 26/225-8 (ред. от 03.09.2021)
  • Постановление ЦИК России от 14.07.2021 N 20/169-8 (ред. от 03.09.2021)
  • Порядок составления некредитными финансовыми организациями в электронной форме информации, предусмотренной статьями 7, 7.5 Федерального закона О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма
  • Приказ Ростуризма от 11.06.2021 N 219-Пр-21 (ред. от 31.08.2021)
  • Письмо ФТС России от 08.08.2013 N 14-42/34327 (ред. от 31.08.2021)
  • Письмо ФТС России от 07.02.2012 N 14-42/05514 (ред. от 31.08.2021)
  • Письмо ФТС России от 08.12.2009 N 14-42/58920 (ред. от 31.08.2021)
  • Приказ Генпрокуратуры России от 07.12.2007 N 195 (ред. от 31.08.2021)
  • Приказ ФАС России от 28.06.2021 N 640/21 (ред. от 30.08.2021)
  • Правила составления кредитными организациями в электронной форме сведений и информации, предусмотренных статьями 7, 7.5 Федерального закона О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма
  • К экономическим преступлениям относят очень большой список нарушений закона, которые объединяет несколько общих черт: во-первых, действия направлены на незаконное обогащение, во-вторых, они редко напрямую связаны с насилием (то есть, грабеж к экономическим преступлениям не относится). В целом же перечень экономических преступлений принято делить на несколько видов:

    • незаконные действия в кредитной сфере – сюда относят различные махинации, связанные с получением кредитных средств и погашением обязательств по ним, например, незаконное получение кредита или уклонение от его погашения;
    • коррупционные преступления – сюда относят деяния, которые предусматривают получение незаконной выгоды за выполнение своих должностях обязательств, например, дача или получение взятки (для госслужащих), а также коммерческий подкуп (для частных юридических лиц);
    • правонарушения, связанные с банкротством – довольно часто процедурой банкротства злоупотребляют, инициируя ее даже в тех ситуациях, когда для этого нет незаконных оснований. Среди статей УК в этой сфере – преднамеренной или фиктивное банкротство, незаконные действия при банкротстве и др.;
    • получение выгоды за счет злоупотребления доверием – очень широкая сфера преступной деятельности, где правонарушители обманом, махинациями и другими незаконными методами отнимают средства у физических и юридических лиц. В первую очередь речь идет о таком преступлении как мошенничество, также сюда относят обман потребителей и некоторые другие нарушения закона;
    • преступления в таможенной сфере – сюда относят действия, связанные с незаконным ввозом и вывозом товаров, материальных ценностей, другого имущества. Прежде всего, речь идет о контрабанде, также в эту категорию включают незаконный экспорт технологий, ввоз и вывоз оружия, нарушения ввоза/вывоза предметов, имеющих культурную ценность, валюты, уклонение от платы таможенных сборов и т.д.;
    • действия, нарушающие установленный порядок совершения экономической деятельности – речь идет о нарушениях, направленных на обход действующих правил ведения бизнеса, например, легализация доходов, полученных преступным путем, незаконная банковская деятельность, недобросовестная конкуренция и т.д.;
    • нарушения в сфере авторского права – сюда включается использование чужих зарегистрированных торговых знаков, лозунгов, другой интеллектуальной собственности;
    • преступления, связанные с оборотом денежных средств и ценных бумаг – выпуск поддельных наличных денег, подделка кредитных карт, махинации с выпуском акций и т.д.

    Кроме того, уголовные преступления в экономической сфере включают также такие действия как создание препятствий для ведения хозяйственной деятельности, валютные преступления, уклонения от уплаты налоговых и других сборов.

    Учитывая, что в категорию экономических преступлений входит очень большое количество самых разных действий, соответственно и наказание за них также предусмотрено различное. Существует подход, по которому можно определить строгость наказания за совершение правонарушения:

    • чем больший ущерб нанесен, тем строже будут санкции: если размер ущерба составляет несколько тысяч рублей, скорее всего, виновный отделается небольшим штрафом или условным сроком, а по уголовным делам по экономическим преступлениям, где суммы ущерба составляют миллионы рублей, предусмотрено наказание до 10-15 лет лишения свободы. Штрафы также напрямую зависят от суммы ущерба;
    • влияние отягчающих обстоятельств – если преступление совершалось группой лиц, по предварительному сговору, было сопряжено с насилием или угрозой применения силы, был задействован шантаж и т.д., санкции могут быть намного строже, чем в случаях, когда таких обстоятельств не было;
    • рецидивы преступных действий – если человек впервые нарушает закон, при этом раскаивается, сотрудничает со следствием, скорее всего, ему пойдут навстречу и дадут минимально возможный вид наказания, вероятнее всего – штраф или условный срок. Если же преступление совершается повторно (особенно если аналогичное или схожее), санкции будут гораздо строже, и, вероятнее всего, будут включать реальные тюремные сроки.

    Также следует учитывать, что обвиняемым по экономическим преступлениям вместе с основным наказанием часто присуждают дополнительные санкции – штрафы, конфискацию имущества или запрет занимать определённые должности (если преступление было связано с исполнением служебных обязанностей).

    Судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дело при назначении штрафа за нарушение режима зоны таможенного контроля, могут признать смягчающими следующие обстоятельства / ст. 4.2 КОАП РФ:

    • раскаяние лица, совершившего административное правонарушение;
    • добровольное прекращение противоправного поведения;
    • добровольное сообщение о совершенном административном правонарушении;
    • оказание содействия органу, уполномоченному осуществлять производство по делу об административном правонарушении, в установлении обстоятельств, подлежащих установлению по делу об административном правонарушении;
    • предотвращение вредных последствий административного правонарушения;
    • добровольное возмещение причиненного ущерба или добровольное устранение причиненного вреда;
    • добровольное исполнение до вынесения постановления по делу об административном правонарушении предписания об устранении допущенного нарушения;
    • совершение административного правонарушения в состоянии сильного душевного волнения (аффекта) либо при стечении тяжелых личных или семейных обстоятельств;
    • совершение административного правонарушения несовершеннолетним;
    • совершение административного правонарушения беременной женщиной или женщиной, имеющей малолетнего ребенка;
    • Судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дело об административном правонарушении, могут признать смягчающими иные обстоятельства.

    Как правило, служба может обращаться к процедуре на основании:

    1. Необходимости проверить все документы и данные, которые были предоставлены, на предмет достоверности.

    2. Необходимости проверить все сведения на соответствие информации, которая была получена из других источников.

    3. Необходимости запросить дополнительную информацию и документы для проверки всех данных которые содержатся в документации.

    4. Запрос о проверке поступил из соответствующих органов.


    Похожие записи:

    Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *