Чем поминают на 9 дней после смерти дома
Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Чем поминают на 9 дней после смерти дома». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.
При расчете этого сакрального дня имеет значение не только день, но время смерти. Поминки устраивают не позже девятых суток, а чаще всего это делают на день раньше, но никак не позже.
Если человек умер после обеда, то поминки следует делать через 8 дней. Дата смерти не связана со временем похорон. По православной традиции, тело предают земле на вторые, третьи сутки, но бывают случаи, что дата погребения переносится на шестой и седьмой день.
Исходя из этого, дату поминок исчисляют в зависимости от времени смерти.
9 дней после смерти — что делать и как поминать усопшего
Поминки не являются простым ритуалом. На девятый день родственники и близкие собираются на обед, чтобы отдать дань памяти умершему, оставив в своем сознании лучшие моменты из его жизни.
На поминальный обед не принято приглашать людей, они приходят сами. Безусловно, следует уточнить, где и когда происходить это событие, предупредить родных о своем желании присутствовать на обеде.
Начинают и заканчивают поминовение Господней молитвой.
Молитва «Отче наш»
Отче наш, сущий на небесах!
да святится имя Твое;
да приидет Царствие Твое;
да будет воля Твоя и на земле, как на небе;
хлеб наш насущный дай нам на сей день;
и прости нам долги наши, как и мы прощаем должникам нашим;
и не введи нас в искушение, но избавь нас от лукавого.
Ибо Твое есть Царство и сила и слава во веки.
Мало кто из людей специально изучает погребальные, поминальные ритуалы и традиции, но никто не может избежать участи хоронить или поминать кого-то из близких.
- После поминальной службы присутствующие на ней люди отравляются на кладбище, принося цветы.
- На могиле следует зажечь лампадку, прочитать молитву «Отче наш», если нет приглашенного священника для чтения литии.
- Несколько человек вслух говорят об умершем человеке, остальные вспоминают его мысленно. Не рекомендуется во время посещения кладбища вести мирские беседы, разговаривая на посторонние темы.
- Запрещается устраивать поминальную трапезу около могилы, тем более распивать спиртные напитки. Это может навредить душевному состоянию усопшего.
- Не оставляют еду на могиле новопреставленного. Почтить память об усопшем просят малоимущих, раздавая, как милость, им сладости, булочки, пирожки и конфеты. Это могут быть и деньги, пожертвованные нищим. Решение в этом случае только за родственниками.
- Уходя с кладбища, надо погасить лампадку, чтобы не вызвать пожара на могиле.
Мольбы, прошения и молитвы близких людей способны вымолить у Бога прощение ушедшему в Небеса родному человеку, представшему перед Всевышним на девятый день.
Считается, что чин девяти ангелов приходится именно на 9-тый день. Именно они вместе с душей умершего просят у престола Господа о помиловании и снисхождении к грешной душе человека. Если удается умилостивить Господа, тогда душа остается в раю, не проходя мытарства в аду, которые длятся до сорокового дня. В случае если душа не была праведной, ее отправляют на испытания в ад, для прохождения мытарств.
Необходимо перед поминальной трапезой прочитать чин литии об усопшем, которая совершается дома или на кладбище, непосредственно перед могилкой:
Молитвами святых отец наших, Господи Иисусе Христе, Боже наш, помилуй нас. Аминь.
Слава Тебе, Боже наш, слава Тебе.
Царю Небесный, Утешителю, Душе истины, Иже везде сый и вся исполняяй, Сокровище благих и жизни Подателю, прииди и вселися в ны, и очисти ны от всякия скверны, и спаси, Блаже, души наша.
Святый Боже, Святый Крепкий, Святый Безсмертный, помилуй нас. (Tрижды)
Слава Отцу и Сыну и Святому Духу, и ныне и присно и во веки веков. Аминь.
Пресвятая Троице, помилуй нас; Господи, очисти грехи наша; Владыко, прости беззакония наша; Святый, посети и исцели немощи наша, имене Твоего ради.
Господи, помилуй. (Трижды)
Слава Отцу и Сыну и Святому Духу, и ныне и присно и во веки веков. Аминь.
Отче наш, Иже еси на небесех! Да святится имя Твое, да приидет Царствие Твое, да будет воля Твоя, яко на небеси и на земли. Хлеб наш насущный даждь нам днесь; и остави нам долги наша, якоже и мы оставляем должником нашим; и не введи нас во искушение, но избави нас от лукаваго.
Господи, помилуй. (12 раз)
Слава Отцу и Сыну и Святому Духу. И ныне и присно и во веки веков. Аминь.
Приидите, поклонимся Цареви нашему Богу. (Поклон)
Приидите, поклонимся и припадем Христу, Цареви нашему Богу. (Поклон)
Приидите, поклонимся и припадем Самому Христу, Цареви и Богу нашему. (Поклон)
Псалом 90
Живый в помощи Вышняго, в крове Бога Небеснаго водворится. Речет Господеви: Заступник мой еси, и Прибежище мое, Бог мой, и уповаю на Него. Яко Той избавит тя от сети ловчи и от словесе мятежна, плещма Своима осенит тя, и под криле Его надеешися: оружием обыдет тя истина Его. Не убоишися от страха нощнаго, от стрелы летящия во дни, от вещи во тьме преходящия, от сряща и беса полуденнаго. Падет от страны твоея тысяща, и тма одесную тебе, к тебе же не приближится: обаче очима твоима смотриши, и воздаяние грешников узриши. Яко Ты, Господи, упование мое, Вышняго положил еси прибежище твое. Не приидет к тебе зло, и рана не приближится телеси твоему. Яко ангелом Своим заповесть о тебе, сохранити тя во всех путех твоих. На руках возмут тя, да не когда преткнеши о камень ногу твою. На аспида и василиска наступиши, и попереши льва и змия. Яко на Мя упова, и избавлю и; покрыю и, яко позна имя Мое. Воззовет ко Мне, и услышу его; с ним есмь в скорби, изму его, и прославлю его; долготою дний исполню его, и явлю ему спасение Мое.
Слава Отцу и Сыну и Святому Духу, и ныне и присно и во веки веков. Аминь.
Аллилуиа, аллилуиа, аллилуиа, слава Тебе, Боже. (Трижды)
Тропарь, глас 4-й:
Со духи праведных скончавшихся, душу раба Твоего, Спасе, упокой, сохраняя ю во блаженной жизни, яже у Тебе, Человеколюбче.
В покоищи Твоем, Господи, идеже вси святии Твои упокоеваются, упокой и душу раба Твоего, яко Един еси Человеколюбец.
Слава Отцу и Сыну и Святому Духу.
Ты еси Бог, сошедый во ад, и узы окованных разрешивый, Сам и душу раба Твоего упокой.
И ныне и присно и во веки веков. Аминь.
Едина Чистая и непорочная Дево, Бога без семени рождшая, моли спастися душе его.
Седален, глас 5-й:
Покой, Спасе наш, с праведными раба Твоего, и сего всели во дворы Твоя, якоже есть писано, презирая, яко Благ, прегрешения его вольная и невольная, и вся яже в ведении и не в ведении, Человеколюбче.
Кондак, глас 8-й:
Со святыми упокой, Христе, душу раба Твоего, идеже несть болезнь, ни печаль, ни воздыхание, но жизнь безконечная.
Икос
Сам Един еси Безсмертный, сотворивый и создавый человека, земнии убо от земли создахомся, и в землю туюжде пойдем, якоже повелел еси, Создавый мя и рекий ми: яко земля еси, и в землю отъидеши, аможе вси человецы пойдем, надгробное рыдание творяще песнь: аллилуиа, аллилуиа, аллилуиа.
Достойно есть яко воистинну блажити Тя, Богородицу, Присноблаженную и Пренепорочную и Матерь Бога нашего. Честнейшую Херувим и славнейшую без сравнения Серафим, без истления Бога Слова рождшую, сущую Богородицу Тя величаем.
Слава Отцу и Сыну и Святому Духу, и ныне и присно и во веки веков. Аминь.
Господи, помилуй (Трижды), благослови.
Молитвами святых отец наших, Господи Иисусе Христе, Боже наш, помилуй нас. Аминь.
Во блаженном успении вечный покой подаждь, Господи, усопшему рабу Твоему (имя), и сотвори ему вечную память.
Вечная память. (Трижды)
Душа его во благих водворится, и память его в род и род.
Поминки на 9 дней после смерти — правила проведения
Что готовят на 9 дней после смерти? Прежде чем ознакомиться с кулинарными традициями поминок, необходимо понять, что такое православное поминовение умершего. Человек создан Господом как непостижимый нашему уму союз материального тела и бессмертной души. Со смертью тела этот союз распадается. Материальная сущность человека уходит в землю, а духовная продолжает существование в Вечности.
Поминками называют коллективную трапезу для поминовения души усопшего. Во-первых, это доброе дело, милостыня для ближних со стороны родственников умершего ради спасения его души. Во-вторых, это молитвенная помощь усопшему, оказываемая в благодарность за трапезу её участниками.
Первая поминальная трапеза совершается вслед за погребением усопшего, то есть на 3-й день после его кончины. Затем поминки проводятся на 9-й и 40-й день. Эти даты привязаны к определённым этапам пути души после смерти. Церковное предание говорит, что в течение трёх дней после кончины душа свободна и пребывает на земле, посещая дорогие ей места. Затем до 9-го дня душа созерцает рай и прикасается к вечному блаженству пребывания с Господом. После этого до 40-го дня ей даётся возможность увидеть загробную жизнь без Бога, то есть адские мучения.
Между перечисленными этапами душа предстаёт перед Всевышним. На 40-й день она вновь поклоняется Богу. Над душой проводится частный суд и определяется место, где она будет находиться до всеобщего Страшного суда. Нередко поминки в узком семейном кругу проводятся и в последующие годовщины смерти, а также в дни рождения усопшего.
Протоиерей Андрей Ефанов, отвечая на вопрос, что готовят на 9 дней, советует в эту дату помянуть покойного, прежде всего, церковной молитвой. То есть панихидой и проскомидией. После этого можно приступить и к поминальной трапезе. Также священник рекомендует прочитать в этот день Канон об усопшем или же помолиться о душе покойника своими словами.
В Древней Руси на поминках принимали всех желающих, в том числе незнакомых и нищих людей. Традиционными блюдами были кутья, мёд, блины, различные каши и кисель. До наших дней сохранился обычай приносить поминальную еду в церковь и раздавать ближним угощение «за упокой души».
Тем, кто ищет информацию по теме «меню на 9 дней поминки дома», следует знать об обязательном блюде на каждой поминальной трапезе. Это ко́ливо (или кутья) – рисовая или пшеничная каша с медом и изюмом. Зерна символизируют Воскресение умершего в Вечной Жизни, а мёд с изюмом – сладость пребывания праведной души с Богом. Перед трапезой коливо следует освящать на панихиде в церкви. Именно с этого блюда начинается поминальный обед. Коливо нужно попробовать каждому, кто присутствует на поминках. Первыми это делают родные и близкие усопшего.
После кутьи принято подавать борщ, каши, котлеты, грибы, мясо, рыбу. Также едят блины, сыр, колбасу, салаты, пироги. Однако нельзя забывать, что в постные дни трапеза должна быть соответствующей. На десерт принято угощать сладкими пирожками, пряниками и конфетами. Меню должно быть простым, без изысков.
Поминальный обед на 9 дней нужно начинать и заканчивать молитвой с совершением крестного знамения. Женщины на трапезе должны сидеть с покрытыми головами, а мужчины, напротив, без головных уборов. Не следует проводить поминки у могилы усопшего. Это древняя языческая традиция, подразумевающая разделение трапезы с умершим. Душе покойного нужна не еда, а наша молитва. На самом деле вопрос, что готовят на 9 дней, не принципиален. По этой же причине не надо ставить стакан водки перед портретом усопшего и отдельные столовые приборы для него.
На поминках не следует подавать алкогольные напитки. Иначе благочестивая трапеза может превратиться в непристойное застолье. Вот что об этом говорит протоиерей Виктор Гузенко:
«И с христианской точки зрения, и с человеческой алкоголь не уместен на поминках. Какая может быть польза душе, когда за нее пьют водку? Поминальный обед – это вид милостыни, принесенный за упокой души».
На поминках нельзя шуметь и празднословить. Лучше по-доброму вспомнить об усопшем и помолиться о спасении его души. Оставшуюся после трапезы пищу принято раздать уходящим гостям, чтобы те ещё раз помянули усопшего дома со своими близкими.
Короткая молитва об усопшем
Упокой, Господи, души усопших раб Твоих: родителей моих, сродников, благодетелей (имена их), и всех православных христиан, и прости им вся согрешения вольная и невольная, и даруй им Царствие Небесное.
Молитва об усопшем до 40 дней
Помяни, Господи Боже наш, в вере и надежди живота вечнаго новопреставленного раба Твоего (или рабы Твоей), имярек, и яко благ и человеколюбец, отпущаяй грехи и потребляяй неправды, ослаби, остави и прости вся вольная его согрешения и невольная, возставляя его во святое второе пришествие Твое в причастие вечных Твоих благ, ихже ради в Тя Единаго верова, истиннаго Бога и Человеколюбца. Яко Ты еси воскресение и живот, и покой рабу Твоему, имярек, Христе Боже наш. И Тебе славу возсылаем, со безначальным Твоим Отцем и с Пресвятым Духом, ныне и присно и во веки веков, аминь.
Помяни, Господи Боже наш, в вере и надежди живота вечнаго преставльшагося раба Твоего, брата нашего (имя), и яко Благ и Человеколюбец, отпущаяй грехи, и потребляяй неправды, ослаби, остави и прости вся вольная его согрешения и невольная, избави его вечныя муки и огня геенскаго, и даруй ему причастие и наслаждение вечных Твоих благих, уготованных любящым Тя: аще бо и согреши, но не отступи от Тебе, и несумненно во Отца и Сына и Святаго Духа, Бога Тя в Троице славимаго, верова, и Единицу в Троице и Троицу во Единстве, православно даже до последняго своего издыхания исповеда.
Темже милостив тому буди, и веру, яже в Тя вместо дел вмени, и со святыми Твоими яко Щедр упокой: несть бо человека, иже поживет и не согрешит. Но Ты Един еси кроме всякаго греха, и правда Твоя, правда во веки, и Ты еси Един Бог милостей и щедрот, и человеколюбия, и Тебе славу возсылаем Отцу и Сыну и Святому Духу, ныне и присно, и во веки веков. Аминь.
Традиция предполагает на 9 день после смерти посетить могилу умершего родственника. Лучше съездить на кладбище днем. Могилу желательно привести в порядок: убрать с участка мусор, поправить венки, положить цветы, в летнее время их лучше поставить в емкости с водой, чтобы они сохранялись подольше.
В безветренную погоду вы можете зажечь свечу на могиле, но не забудьте ее погасить при уходе. Если покойный при жизни был глубоко верующим человеком, то на 9 день на кладбище можно пригласить священнослужителя, чтобы тот провел особую службу над местом погребения. Либо прочтите молитву сами.
Помните, что кладбище – это не место для праздных разговоров. Лучше свои мысли сосредоточить на личности ушедшего родственника. Вспоминайте его с хорошей стороны, про себя или вслух.
Если родственники придерживаются православных традиций, им обязательно следует на 9 день пойти в храм и совершить заупокойную службу. Порядок ритуала следующий.
- В храме есть икона, возле которой прихожане ставят свечи за упокой. Традиционно это образ распятого Иисуса. Надо подойти к иконе и перекреститься.
- Заранее приготовленные свечи родственники зажигают от других свеч, стоящих рядом с иконой. В случае если таковых не оказалось, можно зажечь свечу от лампадки. А вот использовать для этого спички или зажигалку непозволительно.
- Когда свеча разгорится, ее следует установить рядом с иконой на свободное место. Для придания устойчивости можно предварительно расплавить нижнюю часть свечи.
- После того как свеча за упокой поставлена, надо обратиться к Всевышнему и попросить его дать покой душе умершего. При этом необходимо назвать полное имя человека, за которого вы молитесь.
- Затем следует осенить себя крестом, поклониться иконе и спокойно отойти от стола.
Как правило, свечи за упокой ставят на специальном столе в левой половине храма. Такой стол имеет прямоугольную форму, а круглые предназначены для свечек за здравие.
Траурное застолье рекомендуется начать христианской молитвой «Отче наш».
Отче наш, Иже еси на небесех!
Да святится имя Твое,
да приидет Царствие Твое,
да будет воля Твоя,
яко на небеси и на земли.
Хлеб наш насущный даждь нам днесь;
и остави нам долги наша,
якоже и мы оставляем должником нашим;
и не введи нас во искушение,
но избави нас от лукаваго.
Ибо Твое есть Царство и сила и слава во веки.
Аминь.
Некоторые произносят ее вслух, некоторые про себя. Это личный выбор каждого гостя. Если вы не знаете молитву наизусть, то удобнее просто повторять ее за теми, кто молится вслух. Молитву лучше произносить стоя, из уважения к усопшему.
Что значит 9 день после смерти для усопшего и его родственников
В поминальной трапезе важен не факт принятия пищи, а атмосфера. Люди приходят, чтобы почтить память покойного и поддержать родных в тяжелые дни утраты. Надо помнить, что это траурное мероприятие. Поэтому не следует допускать за столом легкомысленного веселья, громкого смеха. Тем более неуместно коллективное пение.
Древние римляне говорили: «О мертвых либо хорошо, либо ничего». Эту мудрость надо держать в памяти во время поминок. Критиковать умершего, обсуждать дурные поступки, негативные свойства характера – неуместно и некрасиво.
Это связано с поверьем, что на 40 день на небесах будет приниматься решение о том, куда направить душу умершего: в рай или ад. Любые отрицательные оценки, осуждение и критика могут стать решающими при вынесении приговора.
В день, когда душа предстает перед Создателем, родные и близкие должны приложить все усилия, чтобы помочь усопшему заслужить рай. Считается, что на 9 день после смерти о душе ходатайствуют ангелы. Но молитвы живых людей также имеют большое значение.
Конечно, если относиться к поминальным обычаям формально, то проку от этого будет мало. Молитва о спасении души должна быть искренней, тогда она обретает подлинную силу.
Господи Иисуси, прими ты душу раба своего (имя покойного), отпусти ему все грехи его малые и большие, и прими в рай. Как намучался он в жизни своей, как устал страдать и печалиться на земле этой, так пусть же теперь он покоится с миром и спит вечным сном. Убереги его от огня адского, не допусти чтобы к демонам он попал и к дьяволу на растерзанье. Во имя Отца, и Сына и Святого Духа. Аминь.
Желательно, чтобы в этот день родственники посетили храм и провели молебен за упокой. Но если такой возможности нет, то к Богу обращаются дома, а также зажигают свечи в память о почившем.
Во время девятин родственники должны сосредоточиться на светлых качествах покинувшего мир человека. Нужно искренне попросить у него прощения и простить его. Вспоминать покойника необходимо лишь с хорошей стороны.
В доме и на могиле желательно зажечь свечу или лампадку. Лучше установить ее перед фотографией, обрамленной траурной лентой черного цвета. Перед портретом можно поставить стакан воды и хлеб.
На 9 день после смерти разрешается освободить зеркала от покрывал. Лишь зеркало в спальне покойного стоит оставить прикрытым.
Первым идет день, когда человек ушел из жизни. При этом неважно, когда именно это произошло: под утро, вечером или ночью. Календарные сутки длятся с 0 часов до 23:59. В этот день следующего года отмечают годовщину смерти.
Если человек покинул этот мир 1 февраля, то девятым днем будет 9 февраля. Математическая разница составляет не 9, а 8 дней (9 — 1 = 8). То есть при расчете надо прибавлять число 8. Скажем, день смерти был 17 марта, то девятины будут 25 марта.
Дата похорон никак не влияет на расчет. Хоронили человека на третий или пятый день, поминальный девятый день не переносится. Его считают исключительно по дате, когда душа оставила физическое тело.
Есть один особый случай, когда поминальные обряды, связанные с девятинами, переносятся. Речь идет о периоде Великого поста. Церковь рекомендует не проводить поминки в будние дни, а перенести их на ближайшую субботу. Более точно о проведении поминок во время поста вам может рассказать священник из действующего храма.
3 дня, 9 дней после смерти, 40 дней… Эти даты — важный момент для души усопшего человека. Согласно церковному Преданию до 3 дней после смерти душа пребывает рядом с телом. Она уже перешла в новое состояние, но еще не совсем покинула этот мир. На третий день душа человека отправляется ко Господу, где может увидеть райские обители. На девятый день душа предстает перед Богом и может узнать, что такое — ад, вечная жизнь без Господа. На 9-ый день для души человека наступает время очищения. Пребывать без поддержки близких в этот день душе может быть тяжело. Посмертная память у человека сохраняется, его душа знает и помнит, что в земной жизни остались люди, которые могут о нем помолиться. Память — это часть человеческой личности и нигде не говорится о том, что попадая на небо, душа человека совершенно утрачивает связь с этим миром. Тем более впереди страшная встреча с обителями ада. Эта встреча длится дольше, потому что в Царствие Небесное входят «тесными вратами». Адские обители гораздо больше райских. Но сороковой день определятся дальнейшая участь человека до Страшного Суда, душа почившего будет пребывать в Раю или в аду до того момента, как Господь придет «судить живых и мертвых», и наступит новый мир. Во время Страшного Суда, где окончательно решится участь всех людей, они воскреснут.
Путешествие по раю и аду — это образное понятие. О том, как именно встречаются Бог и душа человека после смерти нам ничего неизвестно доподлинно. В земной жизни человек не может узреть Бога, поэтому нет сомнений в том, что после путешествия по райским обителям, встреча с Богом — это ответственный и важный момент. Ангел-Хранитель водил человека по Царству Небесному и, вот, человек оказывается на поклонении у Небесного Отца. Человек несовершенен, в земной жизни он совершил множество грехов. И душе трудно выдержать встречу с совершенным Создателем. Суеверные представления часто рисуют ад, как место со сковородками и кипящими котлами. В действительности, мы знаем только образно, что ждем человека, который не оказывается в Раю. Точно нам известно лишь то, что жизнь без Бога — это мучение для человека, и все хорошее, что у нас есть в земной и грядущей жизни — от Бога. Точного обетования у нас нет. 3 дня, 9 дней после смерти и 40 дней после смерти — это те числа, которые часто встречаются в Библии. Возможно, 9 дней после смерти — это очень долго в нашем понимании, но мы воспринимаем дни, как время земное, время небесное может идти совсем по-другому. Рассчитывать 9 дней после смерти нужно правильно. Обычный математический метод (прибавить к дню кончины человека 9 дней) — неверный способ. Чтобы правильно рассчитать 9 дней со дня смерти нам надо учитывать ту дату, в которую скончался человек. Даже, если это случилось в 11 часов вечера. Если человек скончался 4 ноября, 9-ый день со дня смерти — 12 ноября. Обязательно надо учитывать дату смерти, если смерть произошла в течение суток 4 ноября, этот день также учитывается при подсчете. Доподлинно о 9 дне после смерти, 40 дне после смерти нам известно одно — эти вехи становятся особыми и самыми важными для души человека в его загробной жизни.
9 дней после смерти. Что происходит с душой усопшего?
Самое лучшее для души усопшего человека — поехать на кладбище на 9-ый день, попросить священника совершить панихиду. Конечно, можно молиться о душе человека и келейно. Мы не знаем, как именно действует наша молитва. Рассуждая о таких вещах, можно строить только предположения, но Церковь однозначно говорит о том, что молитва в эти дни облегчает участь и усопшего и дарует утешение родственникам и близким человека, который отошел в жизнь вечную. Существуют разные предрассудки и суеверия, которые говорят о том, что на 9 день после смерти не следует посещать кладбище. Но все утверждения о том, что это — плохая примета или каким-то образом может навредить душе человека, не соответствуют действительности. Церковь решительно отвергает суеверные убеждения, не основанные на Церковном Предании. Опыт Церкви говорит о том, что человек может ходить на кладбище, может не ходить, если не имеет такой возможности. Главное, — помолиться за душу почившего.
Смерть близкого человека или родственника всегда рождает скорбь. Бог создавал нас для вечной жизни, именно поэтому кончина воспринимается нашим разумом как нечто ненормальное, противное человеческой природе, пугающее и неправильное. «Смерть — это та единственная епитимья, которую не избежал ни один человек», — говорят священники. Смертью мы расплачиваемся за несовершенство этого мира, в котором мы оказались вследствие Первородного греха. Наше тело насильственно разлучают с душой и, разумеется, это испытание и для усопшего и для его близких. Душа человека перейдет в вечность в том состоянии, в котором смерть застала ее. Мы никогда не знаем, когда перейдем в Богу, именно поэтому нужно на протяжении всей жизни стараться жить достойно и праведно. Но у христиан есть утешение. Мы знаем, что Господь наш, Иисус Христос «смертью смерть попрал». Господь взял на себя наши грехи, чтобы мы могли войти в жизнь вечную. Он победил смерть. По милости своей Бог предоставил нам возможность помочь душе человека, который сам уже не может помочь себе покаянием. Паисий Святогорец говорил «самая лучшая панихида по усопшему — исправление собственной жизни». Поэтому искренняя молитва, без формального подхода, угодна Богу, и мы действительно все еще можем помогать нашим близким, если молимся за них после их кончины.
Чин литии, которую миряне совершают келейно и у могилы покойного отличается от чина литии, который читают священнослужители.
Вот лития, которую могут читать и миряне:
Молитвами святых отец наших, Господи Иисусе Христе, Боже наш, помилуй нас. Аминь.
Слава Тебе, Боже наш, слава Тебе.
Царю Небесный, Утешителю, Душе истины, Иже везде сый и вся исполняяй, Сокровище благих и жизни Подателю, прииди и вселися в ны, и очисти ны от всякия скверны, и спаси, Блаже, души наша.
Святый Боже, Святый Крепкий, Святый Безсмертный, помилуй нас. (Tрижды)
Слава Отцу и Сыну и Святому Духу, и ныне и присно и во веки веков. Аминь.
Пресвятая Троице, помилуй нас; Господи, очисти грехи наша; Владыко, прости беззакония наша; Святый, посети и исцели немощи наша, имене Твоего ради.
Господи, помилуй. (Трижды)
Слава Отцу и Сыну и Святому Духу, и ныне и присно и во веки веков. Аминь.
Отче наш, Иже еси на небесех! Да святится имя Твое, да приидет Царствие Твое, да будет воля Твоя, яко на небеси и на земли. Хлеб наш насущный даждь нам днесь; и остави нам долги наша, якоже и мы оставляем должником нашим; и не введи нас во искушение, но избави нас от лукаваго.
Господи, помилуй. (12 раз)
Слава Отцу и Сыну и Святому Духу. И ныне и присно и во веки веков. Аминь.
Приидите, поклонимся Цареви нашему Богу. (Поклон)
Приидите, поклонимся и припадем Христу, Цареви нашему Богу. (Поклон)
Приидите, поклонимся и припадем Самому Христу, Цареви и Богу нашему. (Поклон)
Псалом 90
Живый в помощи Вышняго, в крове Бога Небеснаго водворится. Речет Господеви: Заступник мой еси, и Прибежище мое, Бог мой, и уповаю на Него. Яко Той избавит тя от сети ловчи и от словесе мятежна, плещма Своима осенит тя, и под криле Его надеешися: оружием обыдет тя истина Его. Не убоишися от страха нощнаго, от стрелы летящия во дни, от вещи во тьме преходящия, от сряща и беса полуденнаго. Падет от страны твоея тысяща, и тма одесную тебе, к тебе же не приближится: обаче очима твоима смотриши, и воздаяние грешников узриши. Яко Ты, Господи, упование мое, Вышняго положил еси прибежище твое. Не приидет к тебе зло, и рана не приближится телеси твоему. Яко ангелом Своим заповесть о тебе, сохранити тя во всех путех твоих. На руках возмут тя, да не когда преткнеши о камень ногу твою. На аспида и василиска наступиши, и попереши льва и змия. Яко на Мя упова, и избавлю и; покрыю и, яко позна имя Мое. Воззовет ко Мне, и услышу его; с ним есмь в скорби, изму его, и прославлю его; долготою дний исполню его, и явлю ему спасение Мое.
Слава Отцу и Сыну и Святому Духу, и ныне и присно и во веки веков. Аминь.
Аллилуиа, аллилуиа, аллилуиа, слава Тебе, Боже. (Трижды)
Тропарь, глас 4-й:
Со духи праведных скончавшихся, душу раба Твоего, Спасе, упокой, сохраняя ю во блаженной жизни, яже у Тебе, Человеколюбче.
В покоищи Твоем, Господи, идеже вси святии Твои упокоеваются, упокой и душу раба Твоего, яко Един еси Человеколюбец.
Слава Отцу и Сыну и Святому Духу.
Ты еси Бог, сошедый во ад, и узы окованных разрешивый, Сам и душу раба Твоего упокой.
И ныне и присно и во веки веков. Аминь.
Едина Чистая и непорочная Дево, Бога без семени рождшая, моли спастися душе его.
Седален, глас 5-й:
Покой, Спасе наш, с праведными раба Твоего, и сего всели во дворы Твоя, якоже есть писано, презирая, яко Благ, прегрешения его вольная и невольная, и вся яже в ведении и не в ведении, Человеколюбче.
Кондак, глас 8-й:
Со святыми упокой, Христе, душу раба Твоего, идеже несть болезнь, ни печаль, ни воздыхание, но жизнь безконечная.
Икос:
Сам Един еси Безсмертный, сотворивый и создавый человека, земнии убо от земли создахомся, и в землю туюжде пойдем, якоже повелел еси, Создавый мя и рекий ми: яко земля еси, и в землю отъидеши, аможе вси человецы пойдем, надгробное рыдание творяще песнь: аллилуиа, аллилуиа, аллилуиа.
Достойно есть яко воистинну блажити Тя, Богородицу, Присноблаженную и Пренепорочную и Матерь Бога нашего. Честнейшую Херувим и славнейшую без сравнения Серафим, без истления Бога Слова рождшую, сущую Богородицу Тя величаем.
Слава Отцу и Сыну и Святому Духу, и ныне и присно и во веки веков. Аминь.
Господи, помилуй (Трижды), благослови.
Молитвами святых отец наших, Господи Иисусе Христе, Боже наш, помилуй нас. Аминь.
Во блаженном успении вечный покой подаждь, Господи, усопшему рабу Твоему (имя), и сотвори ему вечную память.
Вечная память. (Трижды)
Душа его во благих водворится, и память его в род и род.
Церковные традиции поминовения в особые даты установлены веками, и соблюдать их крайне важно. Как поминать на 9 дней после смерти? Что должны делать члены семьи и близкие покойного в такой день? Стоит ли говорить, что весь этот скорбный период должен проходить в постоянной домашней молитве? А сам поминальный день должен выглядеть так:
- посещение церкви и совершение службы там;
- посещение места захоронения;
- поминальная трапеза.
Поминать на девятины в церкви надо именно в этот день — не раньше и не позже, учитывая его важность для души усопшего. А «застольное» поминовение может быть в любой другой удобный день.
Практика показывает, что понятия «поминовение» и «поминки» (в плане организации поминального стола), нередко смешиваются. Возможно, поэтому традиция девяти дней окружена множеством вопросов и «бабкиных советов» на тему «можно ли?..» Поэтому имеет смысл «расставить точки над i».
Вопреки мнению некоторых «знатоков» можно:
- устраивать поминки в воскресенье и понедельник;
- после полудня и даже вечером;
- до и после 9-го дня.
Все время помним о том, что главное для души новопреставленного — церковная молитва и сотворенная милостыня, а не то, сколько и когда блюд будет съедено за столом.
Отсчет девяти дней начинают непосредственно со дня смерти, включая его, если смерть наступила до полуночи. Если же после, то начинают считать со следующего дня включительно. И уже исходя из этого исчисляется дата поминок.
В течение дня в доме стоит посуда с водой и лежит ломтик хлеба. Рядом с фотографией новопреставленного обычно ставят зажженную свечу или лампаду.
На поминальном обеде непременно должна присутствовать традиционная кутья — сваренные пшеничные зерна с сахаром или медом, которую необходимо освятить в храме. Если это сделать невозможно, кутью трижды окропляют святой крещенской водой.
Поскольку в разных регионах свои обычаи, то иногда готовят рисовую или кукурузную кашу, украшая ее изюмом; кое-где это замоченные в медовой воде кусочки белого хлеба.
Существует несколько точек зрения о том, что происходит после смерти человека. Причем каждая касается определенного аспекта, не рассматривает весь процесс в целом. Чтобы получить полную картину, следует учитывать все мнения.
Часто встречается ситуация, когда называют время похорон, а значит, и дней поминания ошибочно. Чтобы понять, когда следует назначить дату погребения, нужно отсчитать 3 дня со дня смерти. Для этого лучше взять календарь. Многие начинают отсчет со следующего дня, это неправильно. Если для примера рассмотреть вариант, когда день смерти пришелся на среду, то хоронить умершего нужно в пятницу. Можно упростить эту задачу, для чего существуют калькуляторы дня погребения. Тогда три, девять дней после смерти, как и сорок дней, будут отмечаться в положенное время, т. к. душе покойного требуется помощь именно в эти даты.
После смерти человек не исчезает полностью. Остается его душа, которая должна возродиться для вечной жизни, когда придет Царствие Небесное. Нетленная оболочка покидает тело, как только останавливаются основные процессы в тканях. Затем она проходит несколько этапов перерождения, начало каждого из них отмечают, устраивая поминки: на 3-й, 9-й день после смерти, сороковой и т. д.
Если интересно, 9 дней после смерти, что значит, необходимо рассматривать обе стороны: духовную, материальную. Медики, ученые стремятся объяснить процессы, которые происходят с человеком в момент смерти и после прекращения работы всех систем с точки зрения логики, фактов.
Например, доказано, что в человеческом мозгу есть область, отвечающая за изменение взгляда на собственное тело.
Это объясняет, почему после смерти или в моменты тяжелой болезни человек видит себя со стороны – будто находится над телом. Значит, дух не возносится, когда останавливается сердце и прекращает функционирование головной мозг. Все это – следствие физических процессов. Такие факты являются для ученых подтверждением того, что души нет, после погребения разрушается тело, больше ничего не происходит.
Считается, что смерть – часть жизни, оборотная ее сторона. Она не является чем-то негативным. Многие скульпторы, художники используют в своих творениях образы, олицетворяющие одновременно оба понятия. Причем основополагающей является и теория эзотериков о реинкарнации, предполагающая возможность перерождения души в разных формах – от животного до человека высшего развития (ума, достатка и т. д.).
Частные поминальные дни (3, 9, 40, первая годовщина смерти) в большинстве случаев отмечаются сходным образом, по единому сценарию. Это обусловлено тем, что целью такого обычая считают молитву –она помогает душе умершего. Религиозные атрибуты лишь способствуют созданию подходящей атмосферы для поминания, почтения нетленной оболочки. Отличия, которые возможны при этом:
- поминание в широком и узком кругу: сразу после похорон за поминальным столом собирается большое количество людей – все, кто пришел на обряд погребения;
- на 9 день после смерти, что делать: приглашают только близких людей (родных, друзей);
- на 40 день количество людей на поминках снова можно увеличить, т. к. это важнейшая дата, когда решается, что дальше будет происходить с душой, попадет она в ад или рай;
- на первую годовщину достаточно собраться узким кругом близких родственников.
Кроме того, поминки на 9 дней после смерти и в другие даты проводятся по разным правилам:
- на столе может быть скоромная пища, содержащая животные жиры;
- соблюдается пост.
В храме молятся об умерших, как о живых, что позволяет им воссоединиться с Богом. После смерти родные заказывают Сорокоуст, священнослужители проводят панихиду, Литургию. Кроме того, близкие могут самостоятельно обращаться к Господу, Иисусу Христу и святым с просьбой о помиловании души усопшего, прощении грехов и принятии нетленной оболочки в райские обители.
Важно понять, что происходит с душой на 9 день после смерти, благодаря этому знанию появляется возможность правильно вести себя во время поминовения усопшего. Это важный день, а потому следует посетить храм, после чего отправиться на могилу, где захоронен близкий. Порядок помина для поддержания души усопшего на погосте, когда наступает 9 день с момента смерти:
- на кладбище нельзя употреблять пищу, для этого предусматривается поминальная трапеза после смерти на 9 день;
- допустимо принести на погост кутью, блины или пирожки, но эта пища не предназначается для умершего (там, где находится душа, необходимы только молитвы, но не материальные ценности), ее оставляют, чтобы неимущие помянули покойного;
- тот, кто ходит на погост сразу после храма, может не произносить молитву у могилы, родным следует немного побеседовать с душой умершего: рассказать новости, поговорить о событиях в семье, но постоянно призывать покойника нельзя, т. к. это привяжет его к земле, воспрепятствует переходу к иной жизни.
Кончина близкого человека или просто знакомого – это всегда означает скорбное событие. Поминки, что происходят после смерти на 3, 9 и 40 день, сопровождаются печалью от расставания с усопшим. Принято надевать на похороны или поминании одежду темных тонов или скромную, неброской расцветки. Неуместно выглядят в этот день яркие цвета, обильная косметика и украшения. Женщинам положено надеть платье или юбку ниже колен, даже в самые жаркие дни принято закрывать плечи. Голова и область декольте должны быть прикрыты темным платком или шарфиком. Мужчины должны быть в брюках, не яркой рубашке, прикрывающей плечи. В церкви или при прощании с усопшим на кладбище, принято обязательно снимать головной убор, даже в сильный холод, исключения бывают только для совсем маленьких детей. Прощаясь, можно сказать несколько добрых слов, произнести небольшую речь.
Можно представить себе, какие чувства испытывает душа, когда ее приводят к Творцу. Как именно проходит этот важный разговор, нам не дано знать. Скорее всего, характер беседы определяет индивидуальность человека, количество дурных и хороших поступков, его искренность. Эта встреча может быть решающей, поскольку все сомнения в существовании Бога и загробного мира уйдут прочь. Человек может испытать искреннее раскаяние, чем в корне изменит свою судьбу в ином мире.
Как поминать на 9 дней после смерти? Сейчас детально расскажем. Отметим, что поминки – это необходимый, но не очень простой ритуал с целью отдать дань памяти умершему. При этом оставив в своем сознании все лучшее из его жизни.
Поминки на 9-й дней не принято проводить на кладбище. Можно просто близким прийти к могиле умершего. Устраивать поминки можно дома. Если нет возможности сделать это там, то можно провести мероприятие и в кафе.
Принято так, что на поминальный обед людей не приглашают. Они должны приходить сами. Безусловно, что нужно сказать им, когда и где будет проходить мероприятием. Также нужно выразить желание того, чтобы эти люди присутствовали на поминальном обеде, начинают и заканчивают который Господней молитвой.
Как правильно помянуть на 9 дней? Нужно устроить специальный обед. Только помните, что он ничего общего с празднованием не имеет. Во время этого обеда не может быть смеха, веселья и песен.
Церковь не рекомендует ставить на стол и употреблять алкогольные напитки, которые вызывают неподобные случаи поведения. Вообще, пьянство является великим грехом. А, как известно, во время поминок люди молятся о прошении грехов, причем не только мертвых, но и живых. Во время обеда на 9-й день, если предаваться пьянству, можно нанести умершему вред.
Как поминать на 9 дней после того как люди помолились? Тогда каждый из присутствующих накладывает себе кутью, которую специально приготовили и освятили в церкви. Отметим, что если не было возможности освятить кушанье, то его можно трижды сбрызнуть святой водой.
После погребения тела умершего близкие родственники обязаны носить траурные одежды по возможности до 40 дней. Все, кто придет хоронить, а затем поминать усопшего, должны быть одеты скромно, в темные платья или костюмы. Православная церковь говорит, что яркая одежда не должна отвлекать людей от основного поминального мероприятия.
Во время поминок принято читать молитвы, поэтому женщины должны быть с покрытой головой. Мужская часть присутствующих гостей наоборот должна быть без головных уборов. Платки надевают женщины только черного цвета – этот оттенок означает скорбь.
Как уже стало понятно, основным блюдом, то есть тем, чем поминают на 9 дней, является кутья. В каждом регионе существуют свои уникальные традиции приготовления кушанья. Но основными компонентами является зерно и мед. Могут использовать в приготовлении такие крупы, как:
- пшено;
- рис;
- кукуруза;
- пшеница.
Отметим, для приготовления этого блюда вовсе не случайно выбирается зерно. Оно имеет сакральный смысл. Здесь имеется в виду, что семя при приготовлении умирает, точно так же, как и умирает человек. Последний может в Царствии Небесном возродиться в новом облике. Чтобы пожелать умершему райской жизни, в кутью добавляют мак и мед.
Не всегда в это постное блюдо добавляют изюм и орехи. Это потому, что они символизируют здоровую жизнь и благополучие. Символами райского пребывания являются сладости, такие как мед и сахар. Их тоже добавляют в кутью. Не стоит превращать поминальный обед в простую трату время. Это время предназначено для утешения родных и воспоминаниях об умерших.
Поминки на 9 дней после смерти — правила, как поминать
В Русской Православной Церкви существуют традиции, соблюдение которых обязательно при проведении поминок. Поминки устраиваются на третий, девятый и сороковой день после смерти покойного.
На них у родственников и друзей есть возможность вспомнить о добрых делах покойного и помолиться за упокой его души.
Разговор должен проходить за накрытым столом, в спокойной обстановке, располагающей к беседе.
Во время организации поминального стола стоит внимательно отнестись к выбору угощений. Ниже приведем описание главных блюд, которые обязательно должны быть на столе.
В первые дни душа покидает тело, но находится между небом и землей. Она наблюдает за родственниками, слышит все, что говорят и видит, что делают. Поэтому совершение богослужений и обрядов поминовения для нее очень важно.
Девятый день является важным, душа отправляется в преисподнюю и наблюдает грешников в геенне огненной. Она должна пройти мытарства, но не каждой душе это удается. Мытарства это посты, на которых человеческие духи не пускают бесы. Они предъявляют грехи, которые были совершены. Но с душой рядом ангелы, которые противопоставляют добрые дела. Если душа не проходит испытания, бесы забирают в преисподнюю, где она находится до часа Страшного суда. Родственники могут облегчить участь душе на земле. Это молитвы, сорокоуст, панихида. Обычай поминать ушедших в мир иной давняя традиция.
Перед началом поминального обеда совершают литию, небольшую часть богослужения, которую может провести мирянин, произнести 90 псалом и «Отче наш».
Кутья является традиционным блюдом на поминовение. Готовят ее из зерна:
- пшеницы;
- кукурузы;
- риса;
- пшена
с добавлением меда, изюма, орехов, кураги, чернослива. Зерно знак возрождения в раю, а мед сладости райской обители. Кутья освящается во время поминального богослужения, если это не возможно, то окропляется свяченой водой. Если в период Великого поста выпадают поминки среди недели, то их переносят на выходные дни.
Необходимо отметить, что меню не должно быть роскошным и богатым. Меню поминального обеда на 9 дней выглядит так:
- щи, борщ и лапша на бульоне с курицей;
- на гарнир картофель или каша из гречневой крупы, из бобовых, фасоли или гороха, фаршированный перец;
- в качестве основных блюд отбивная из мяса или котлеты, блюда из рыбы это идеальный вариант постного меню;
- салаты могут быть разнообразными из овощей, исключая мясные;
- завершает поминальный обед компот, пирожки или блинчики.
Приготовьте салат из отваренной свеклы с сыром. Для этого нужно взять:
- свёкла — 2 шт.;
- чесночок – 2 зубочка;
- сыр твердого сорта -100 г;
- майонез, соль.
Можно добавить орехи, чернослив, курагу, изюм.
Свеклу отваривают. Затем очищают и трут на мелкой терке свеклу, сыр и чеснок. Все тщательно смешивают с майонезом и солью, добавляют чернослив, курагу, изюм.
На первое блюдо можно приготовить лапшу с домашней курицей. Это делается быстро. Из курицы заготавливают бульон, добавляют во время варки лук, морковь и соль по вкусу, черный и душистый горошек. Перед подачей на стол насыпают в бульон лапшу, приобретенную в магазине, и варят. В каждую тарелку добавляют порезанную петрушку для украшения.
Мясо по-французски — замечательное блюдо для обеденного стола. Понадобится:
- мясо – 500 г;
- луковица — 4 шт.;
- сыр твердого сорта — 400 г;
- майонез – 400 г;
- соль, перец.
Что означает 9 дней после смерти человека — в это время душа занята тем, что ищет путь, по которому он будет следовать дальше. Очень трудно представить, каким он будет. Некоторые люди верят в перерождение душ после смерти? В литературе можно узнать что реинкарнация душ происходит с 3 по 40 день. В это время душа занята просмотром и анализированием своих ошибок. Даже есть такое мнение, что душа сама может выбрать, каким будет её последующее воплощение.
Как говорится в православной литературе, праведники в Рай, грешники в Ад. Но на 9 день душа ищет свой путь. И вот именно в этот момент родные и близкие должны отпустить человека. Никто не говорит о том, что боль и страдание, связанное с потерей можно забыть. Этим пропитана любая человеческая утрата. Но именно успокоение души — это великое дело для покойного.
И надо молиться, а не реветь. Молитвой усопший человек может обрести покой, перестать беспокоится о тех, кто остался, и уйти туда, куда ему предначертано.
В православии известно, что с 4 по 9 день душе показывают Рай с 9 по 40 – Ад. На 9 день покойный полностью забывает всю скорбь, которая была у него в мирской жизни. Он забывает боль телесную. Души грешные в этот момент раскаиваются. Почему отмечают 9 дней после смерти: именно молитва родных – это огромная поддержка усопшему человеку.
Молитвы нужны еще и потому, что душа на 9 день после смерти предстаёт перед Господом впервые. Принято в эти дни заказывать молебны, поминать усопшего, читать молитвы по нему. Словом, оказывать ему посильную помощь. В церкви принято просить о душе усопшего, чтобы её присоединили к душам ангелов. Родственник может стать чьим-то Ангелом-Хранителем. Люди верят, что усопшие родственник всегда рядом и всегда помогут.
- На девятый день на поминки людей не зовут, они так и называются незваные. Это значит, что люди приходят помянуть человека сами, если они хотят. Звать на поминки не рекомендуют. Люди должны сами прийти и помянуть усопшего.
- По традиции должны быть обязательно родственники, люди, которые производили омовение покойного, те, кто мастерил ему гроб, копальщики могилы. Если это всё делали люди из ритуальных служб, то традиция теряет свою актуальность.
За столом нельзя смеяться, веселится, громко разговаривать. Что говорят на 9 день после смерти — нельзя вспоминать покойного с плохой стороны, его неблаговидные поступки, пагубные пристрастия. О покойном или хорошо, или никак.
До 40 дня будет приниматься решение, где находится ему в Раю или в Аду, поэтому негативное будет складываться на плохую чашу весов, а это прямиком ведёт к страшному приговору.
Внешний вид пришедших тоже должен быть соответственный. Головы женщин должны быть покрыты, лучше всего платком, волосы собраны. Мужчинам надо снимать головные уборы в помещении еще при входе. Черный траур носят только родные и близкие.
Первые 9 дней после смерти, как провести их родственникам. Труд родных принесёт усопшему пользу в следующей его жизни или поможет попасть в рай — тут уже кто во что верит. Что происходит на 9 день после смерти: объединяются люди и ангелы для того, чтобы усопший попал в Рай. Поминальные дни — это не просто формальность. Это то время, когда живой помогает тому, кто умер.