Распространяется ли трудовой кодекс на военнослужащих РБ

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Распространяется ли трудовой кодекс на военнослужащих РБ». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.

Многодетный родитель. Дистанционная и временная работа. Гарантии работникам предпенсионного возраста. Возмещение материального вреда.

Р.Филипчик: Важной новацией считаю введение в закон понятия «одинокий родитель». Серьезные гарантии у некоторых категорий работников были и прежде. Например, Указ ­Президента № 180 обязывал нанимателя продлить контракт с беременной женщиной; матерью, имеющей деток в возрасте до 3, в том числе и до 5 лет. А если вдовец остался с маленькими детьми? Почему мать одинокая имеет гарантии, а отец – нет? Проблема неоднократно возникала в судебной практике. Несправедливость устранена. Это касается и вопроса предоставления отцу (отчиму) отпуска при рождении ребенка: наниматель обязан его предоставить, если отец попросил об этом в течение 6 месяцев с даты рождения ребенка. Приоритет – воспитание детей.

Наниматель также обязан продлить контракт с лицом предпенсионного возраста не менее чем за 2 года до наступления права на получение пенсии. Если же истек максимальный, 5-летний, срок контракта, то должен заключить новый. Норма работает при наличии одного основания: когда работник добросовестно относится к труду.

Пример. В суд обратился заместитель руководителя крупного предприятия. Ему оставалось 9 месяцев до пенсии, на службу он ходил кое-как и работал так же, предполагая, что контракт будет продлен. Но руководитель поступил принципиально: извините, истек срок контракта, до свидания. Работник требовал понудить его к продлению контракта. Но ответчик представил доказательства его недобросовестного отношения к труду (докладные, копии приказов, в том числе о лишении истца премии…). Суд правомерно отказал истцу в удовлетворении иска.

М.Лазарь: Мы предложили более 40 обоснованных изменений в Трудовой кодекс. Не все принимались сразу. Мы выяснили, например, что на отдельных предприятиях в Минске и в регионах контракты с более чем 90 процентами работников заключаются на краткосрочный период: на год. Даже с самыми добросовестными. Это ненормальная ситуация: работник не видит стабильности в трудовых отношениях.

Когда такая позиция была озвучена, последовали возражения со стороны нанимателей. Государственные органы поначалу тоже к нам не прислушались. На стадии второго чтения наша позиция была принята. Если работник добросовестный, с ним следует продлить контракт на максимальный, 5-летний срок. Если он истекает, новый заключается на срок до 3 лет. Мы желали бы обязать к этому нанимателя. Но обязанность наступает только после того, как стороны достигли соглашения о продолжении трудовых отношений. Компромисс, но и это шаг вперед, который считаем своим достижением.

В.Масловская: Наниматель, пока не закроет образовавшуюся вакансию, может предложить работнику перейти на временную работу – на срок до 6 месяцев, с его согласия. При этом зарплата должна быть не меньше прежней. Этой же статьей предусмотрен перевод даже к другому нанимателю на такой же период. При этом трудовые отношения с основным нанимателем и зарплата сохраняются. Эта форма уместна, например, при шефской помощи сельхозорганизациям, которая у нас практикуется. Прежде это было возможно только через командировку.

С 28 января в приказе предприятия, организации или ином документе не должна стоять подпись и.о. или врио.

Есть штатное расписание, в котором и следует прописать, кто замещает директора, если он болен или в отпуске. Подписывать документы он должен по своей должности.

Значимая новация касается дистанционной или удаленной работы. Такие отношения уже имеются, но при этом используются не трудовые договоры, а гражданско-правовые. Заключить договор стороны могут только очно. На дистанционную работу распространяются все обязательные нормы: режим работы, обеденное время, отпуск, оплата временной нетрудоспособности. Но надо понимать, что такой контракт действует только на территории Беларуси. Невозможно выполнить условия трудового договора, если человек работает за границей.

Р.Филипчик: Как будет работать норма о временном переводе к другому нанимателю, сказать пока сложно. Переведенный работник подчиняется правилам трудового распорядка временного нанимателя. А меры дисциплинарного взыскания к нему может применить лишь наниматель, с которым заключен основной трудовой договор. Норма, скорее всего, будет работать именно в сфере шефской помощи. Отмена аббревиатуры и.о., полагаю, тоже приживется не сразу.

В.Масловская: Жизнь покажет, как будут работать эти новации: будем изучать практику. Возможно, со временем придется что-то откорректировать.

М.Лазарь: Изменена норма, которая касается материальной ответственности работников за причиненный нанимателю ущерб. Прежде наниматель мог переложить на работника штраф, который на него наложил контролирующий или надзорный орган. Суммы бывают огромные, десятки и даже сотни базовых величин. Это исключено. Хотя и после вступления в силу изменений работники будут продолжать выплачивать ущерб, ранее взысканный по решению суда. Бывает, что сумма доходит до 50 тысяч рублей.

Р.Филипчик: Кодекс конкретизировал, что является материальным ущербом. Учитывается только реальный ущерб. Если вина работника установлена, у нанимателя есть 3 пути разрешения вопроса: добровольный, административный и судебный. Новация такова: если размер ущерба не превышает 3 среднемесячных заработных плат работника, наниматель вправе его взыскать в административном порядке. Издать приказ не позднее двух недель со дня обнаружения ущерба и не ранее 10 дней с момента ознакомления с ним работника передать в бухгалтерию для взыскания.

Ответы на наиболее часто задаваемые вопросы

Кто обращается с иском. Кто чаще выигрывает: наниматель или работник. Где самые законопослушные наниматели?

Р.Филипчик: По вопросам возмещения материального ущерба иски предъявляют, как правило, наниматели. Нередко – прокуроры в интересах нанимателей. За последние 5 лет наметилась тенденция на снижение количества трудовых споров. В 2019 году было рассмотрено 8431 дело: о восстановлении на работе, взыскании заработной платы, об отпусках, дисциплинарных взысканиях…

Тревожат другие цифры. Скажем, исков о восстановлении на работе поступило относительно немного: решения вынесены по 453 делам. Но при этом 175 исков, или 38,6 процента, удовлетворены. Около трети истцов восстановлены на работе. Это много. Значит, наниматель допустил грубые ошибки, неправильно применил норму, пропустил срок для ее применения, уволил работника при отсутствии виновных действий, т.е. нарушил нормы права, влекущие безусловное восстановление на работе… Факт восстановления влечет еще и взыскание зарплаты за вынужденный прогул, и возмещение морального вреда – если работник об этом заявит.

Руководители частных предприятий иногда поступают как удельные князя: предприятие мое, хочу – принимаю на работу, хочу – увольняю.

По делам о взыскании заработной платы удовлетворяется около 88 процентов исков! Суды реагируют, выносят частные определения, письма направляют. Но из года в год процент удовлетворенных исков остается почти неизменным, иногда он доходил до 92. Хотя есть очень жесткая норма: за нарушение срока выплаты зарплаты и (или) пособия к руководителю организации может быть применена самая строгая мера дисциплинарного взыскания – увольнение.

М.Лазарь: У нас есть полномочия представлять интересы членов профсоюза в судах. Наработана огромная судебная практика, которая показывает, что наниматель сплошь и рядом нарушает элементарные нормы Трудового кодекса: не предупредил об увольнении, не получил согласие профсоюза, не продлил контракт с работником предпенсионного возраста… Очевидные вещи, которые наниматель должен знать.

Р.Филипчик: Тогда что делают в этой организации проф­союзы?

М.Лазарь: Не в каждой организации они созданы. Тем не менее множество трудовых конф­ликтов мы разрешаем на досудебной стадии. Многие работники не хотят идти в суд: это всегда психологическая травма, время, иногда деньги. В 2019 году профсоюзные юристы по просьбе работников подготовили более 400 процессуальных документов в судебные органы. И более 160 споров были разрешены в пользу работников без обращения в суд.

Р.Филипчик: Судебная практика показывает, что в сельском хозяйстве наниматели бережнее относятся к своим работникам, допускают меньше нарушений. Во всяком случае, по тем делам, которые рассматривают суды. А вот наниматели с частной формой собственности очень вольно обращаются с нормами трудового права. Или знают их, но не хотят применять, или надеются, что работник не захочет обжаловать решение, или у них просто отсутствуют правовые знания.

  • Распоряжение долей в уставном фонде ООО, которая перешла к обществу: условия, варианты и последствия 07.09.2021
  • Помнить о подвиге 06.09.2021
  • Дополнительные основания увольнения по инициативе нанимателя 03.09.2021
  • Имеется ли срок для завершения строительства садового домика и подлежат ли он государственной регистрации? 01.09.2021

Статья 20. Общие воинские обязанности

Военная служба в рядах вооруженных сил, других войсках и воинских формированиях, создаваемых в соответствии с законодательством, является конституционной обязанностью граждан Республики Беларусь.

Военнослужащие обязаны:

защищать государственный суверенитет и территориальную целостность Республики Беларусь от нападения извне;

дорожить честью и боевой славой защитника своего народа, воинским званием и войсковым товариществом;

совершенствовать воинское мастерство, содержать в постоянной готовности к применению вооружение и военную технику, беречь военное имущество;

быть дисциплинированными, бдительными, хранить военную и государственную тайну;

соблюдать военную присягу, верно и преданно служить Родине, а в военное время — защищать ее;

строго соблюдать Конституцию и законы Республики Беларусь, требования воинских уставов, выполнять приказы командиров и начальников беспрекословно и в срок;

не разглашать государственную и военную тайну.

Статья 21. Должностные и специальные обязанности

1. Должностные обязанности военнослужащих и порядок их выполнения определяются воинскими уставами и другими нормативными актами.

2. Командиры (начальники) являются единоначальниками и отвечают за постоянную боевую и мобилизационную готовность подчиненных военных формирований, успешное выполнение ими боевых задач, боевую подготовку, воспитание, воинскую дисциплину, морально-психологическое состояние личного состава и безопасность военной службы, состояние и сохранность вооружения, военной техники и имущества, материальное, техническое, медицинское, финансовое и бытовое обеспечение.

Для исполнения специальных обязанностей военнослужащие могут актами законодательства и воинскими уставами наделяться дополнительными правами (на применение оружия, на подчинение строго определенным лицам и другими).

3. Военнослужащие при несении службы на боевом дежурстве, в суточном и гарнизонном нарядах, а также при ликвидации последствий стихийных бедствий и в других чрезвычайных обстоятельствах выполняют специальные обязанности, установленные актами законодательства, воинскими уставами и другими нормативными актами, разрабатываемыми на их основе.

Статья 22. Право на хранение, ношение и применение оружия

1. Военнослужащие при исполнении обязанностей военной службы имеют право на ношение и применение оружия.

Правила хранения и ношения военнослужащими оружия определяются воинскими уставами. Порядок применения и использования оружия устанавливается настоящим Законом и другими актами законодательства.

2. Военнослужащие в качестве крайней меры имеют право применять оружие лично или в составе подразделения в следующих случаях:

для отражения группового или одиночного вооруженного нападения на охраняемые военные и гражданские объекты, караулы, помещения и сооружения воинских частей;

для пресечения попытки насильственного завладения оружием и военной техникой;

для защиты военнослужащих и гражданских лиц от нападения в случае угрозы их жизни или здоровью;

для задержания лица, совершившего преступление, оказывающего вооруженное сопротивление либо застигнутого при совершении тяжкого преступления, а также вооруженного лица, отказывающегося выполнить законные требования о сдаче оружия.

Военнослужащие, входящие в состав караула, имеют право применять оружие в случаях и порядке, определенных уставом гарнизонной и караульной служб.

Командир (начальник), кроме того, имеет право применить оружие лично или приказать применить оружие для установления дисциплины и порядка в случае открытого неповиновения подчиненного, когда действия неповинующегося явно направлены на измену Родине или срыв выполнения задачи в боевых условиях.

3. Применению оружия должно предшествовать предупреждение о намерении его применить. Без предупреждения оружие может применяться при внезапном вооруженном нападении, нападении с использованием боевой техники, транспортных средств, летательных аппаратов, речных судов, побеге из-под стражи с оружием.

4. Военнослужащие имеют право использовать оружие для подачи сигнала тревоги или вызова помощи, а также для обезвреживания животного, угрожающего жизни или здоровью людей.

5. При применении и использовании оружия военнослужащий обязан принять все возможные меры для обеспечения безопасности окружающих граждан, а в случае необходимости — оказать неотложную медицинскую помощь пострадавшим.

Запрещается применять оружие в отношении женщин и малолетних, за исключением случаев совершения ими вооруженного нападения, оказания вооруженного сопротивления либо угрожающего жизни группового или одиночного нападения.

6. О каждом случае применения или использования оружия военнослужащий докладывает командиру (начальнику).

Статья 25. Общие начала привлечения военнослужащих к ответственности

Военнослужащие в зависимости от характера и степени общественной опасности совершенного правонарушения несут ответственность, установленную действующим законодательством Республики Беларусь, в том числе и дисциплинарным уставом.

Военнослужащие за нарушение воинской дисциплины, кроме случаев нарушения общественного порядка, могут быть задержаны лишь представителями военного командования и подвергнуты наказанию властью командира (начальника) в порядке, определяемом воинскими уставами.

Статья 26. Меры общественного воздействия

За проступки, связанные с нарушением воинской дисциплины и общественного порядка, а также за аморальные проступки военнослужащие рядового состава могут быть подвергнуты общественному воздействию на собраниях личного состава подразделений, сержанты и старшины — на собраниях сержантов и старшин, прапорщики и мичманы — на собраниях прапорщиков и мичманов, офицеры — на офицерских собраниях. Кроме того, проступки офицеров и прапорщиков могут рассматриваться товарищескими судами чести.

Порядок обсуждения и рассмотрения проступков военнослужащих и применения к ним мер общественного воздействия устанавливается в соответствии с воинскими уставами и другими нормативными актами.

Статья 27. Ответственность военнослужащих, проходящих военную службу по контракту

В случае увольнения военнослужащего, проходящего военную службу по контракту, по ходатайству (представлению) товарищеского суда или офицерского собрания за провинности, дискредитирующие воинское звание, в связи с осуждением судом за совершенное преступление с него удерживается стоимость обмундирования в соответствии с действующим законодательством.

Председатель Верховного Совета

Республики Беларусь С.ШУШКЕВИЧ

Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 28 июня 2016 г. N 27 г. Москва «О внесении изменений в постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29 мая 2014 года N 8 «О практике применения судами законодательства о воинской обязанности, военной службе и статусе военнослужащих»

В целях обеспечения единства практики применения судами законодательства о воинской обязанности, военной службе и статусе военнослужащих, а также учитывая возникающие у судов при рассмотрении данной категории дел вопросы, Пленум Верховного Суда Российской Федерации, руководствуясь статьей 126 Конституции Российской Федерации, статьями 9, 14 Федерального конституционного закона от 7 февраля 2011 года N 1-ФКЗ «О судах общей юрисдикции в Российской Федерации», постановляет дать следующие разъяснения:

Подсудность военным судам гражданских дел, дел об административных правонарушениях и материалов о грубых дисциплинарных проступках

1. В силу статьи 7 Федерального конституционного закона от 23 июня 1999 года N 1-ФКЗ «О военных судах Российской Федерации», статьи 25 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее — ГПК РФ) и статьи 4 Федерального закона от 1 декабря 2006 года N 199-ФЗ «О судопроизводстве по материалам о грубых дисциплинарных проступках при применении к военнослужащим дисциплинарного ареста и об исполнении дисциплинарного ареста» дела, связанные с защитой нарушенных и (или) оспариваемых прав, свобод и охраняемых законом интересов военнослужащих, граждан, проходящих военные сборы, от действий (бездействия) органов военного управления, воинских должностных лиц и принятых ими решений, подсудны военным судам.

Дела по заявлениям лиц, уволенных с военной службы, прошедших военные сборы, пребывавших в мобилизационном людском резерве, подсудны военным судам, если они оспаривают действия (бездействие) органов военного управления, воинских должностных лиц и принятые ими решения, нарушившие их права, свободы и охраняемые законом интересы в период прохождения военной службы, военных сборов, пребывания в мобилизационном людском резерве (например, дела по заявлениям лиц, уволенных с военной службы, о восстановлении на военной службе, о снятии с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях по последнему перед увольнением месту военной службы, о взыскании невыданного денежного довольствия и иных видов обеспечения и т.п.).

Дела об административных правонарушениях, указанных в частях 1 и 2 статьи 23.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее — КоАП РФ) и совершенных военнослужащими и гражданами, призванными на военные сборы, рассматриваются судьями гарнизонных военных судов.

Судьям военных судов подсудны также дела о совершенных военнослужащими административных правонарушениях, которые рассматриваются в порядке, предусмотренном пунктом 3 части 1 статьи 30.1 КоАП РФ. В таких случаях подсудность рассмотрения жалоб на постановления по делам об административных правонарушениях должна определяться местом совершения правонарушения, а не местом нахождения соответствующего органа, от имени которого должностным лицом составлен протокол или вынесено постановление по делу об административном правонарушении в порядке, предусмотренном частью 3 статьи 28.6 и статьей 29.10 КоАП РФ.

Дела по искам к военнослужащим, лицам, уволенным с военной службы, о возмещении ущерба, причиненного ими при исполнении обязанностей военной службы по основаниям, установленным статьями 8, 9 Федерального закона от 12 июля 1999 года N 161-ФЗ «О материальной ответственности военнослужащих», подсудны военным судам.

Судьи гарнизонных военных судов осуществляют судопроизводство по материалам о грубых дисциплинарных проступках при применении к военнослужащим дисциплинарного ареста и об исполнении дисциплинарного ареста.

В силу части 4 статьи 7 Федерального конституционного закона «О военных судах Российской Федерации» военным судам, дислоцированным за пределами территории Российской Федерации, подсудны все гражданские, административные и уголовные дела, подлежащие рассмотрению судами общей юрисдикции, если иное не установлено международным договором Российской Федерации.

21 января 2020 19603

18 июля 2019 подписан Закон Республики Беларусь «Об изменении законов», которым вносятся изменения в Трудовой кодекс Республики Беларусь. Закон вступит в силу 28 января 2020 года, но уже сегодня нанимателю и работнику нужно быть готовыми к новым изменениям.

Мы поговорили на тему грядущих изменений в трудовом законодательстве с судьей судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Беларусь, кандидатом юридических наук, заслуженным юристом Республики Беларусь Риммой Ивановной Филипчик, специализирующейся на рассмотрении трудовых споров.

Контракт

Трудовой договор

Ответственность работника и нанимателя

Наименование должностей и профессий

Отпуска и свободные дни

Споры о природе предоставляемых законом льгот — носят ли отношения трудовой характер или являются административными не утихают до сих пор. Ограничение статуса военнослужащих административными отношениями, лишает их множества гарантий, которыми обладают самые обычные граждане, работающие по трудовому договору. Например, запрет на увольнение во время отпуска или нахождения на больничном, освобождения от уплаты государственной пошлины при обращении в военный суд с заявлением о восстановлении на службе и т.д.

Эти споры вызваны тем, что прямой оговорки законодательство не содержит, отсюда и широкие возможности для трактования закона в пользу той или иной стороны. Армейское начальство считает, что контракт о прохождении военной службы не является трудовым, поэтому гарантии Трудового кодекса на военнослужащих не распространяются. В таком случае это ничто иное, как особый вид договора найма рабочей силы, урегулированный только административными отношениями. Этот специальный вид договора предусмотрен Федеральным законом “О военной службе и воинской обязанности”. Наличие административных отношений вытекает из сущности военной дисциплины, которая является основой военной службы. Если контракт о прохождении военной службы отнести к разновидности трудового договора, то это означало бы признание равных отношений между начальником и подчиненным, что, в свою очередь, лишило бы армию необходимой субординации в ее рядах.

То, что трудовой кодекс РФ среди отдельных видов договоров не рассматривает контракт военнослужащего, еще не означает, что последний автоматически выпадает из сферы трудового права. Чтобы выяснить природу отношений с военнослужащим и определить их главные источники, следует выявить круг возможных понятийных связей. Само слово “контракт” подразумевает взаимные права и обязанности. Отношения подчинения свойственны и трудовому договору, так как одна сторона обязуется выполнять распоряжения другой. К началу 2006 года существование административного контракта научно обосновано в нескольких диссертациях. И эта конструкция послужила методологической основой для дальнейшего разделения трудовых отношений и выполнения обязанностей в силу государственных должностей. К слову, их природа также далека от классического трудового договора.

Действовавший ранее Кодекс законов о труде РСФСР (КЗОТ) был более последователен, и все трудовые договоры, независимо от гражданской или военной сферы, объявлял контрактами. Поэтому его глава III содержала в себе полностью отождествляя эти понятия. И было время, когда на контракт военнослужащего распространялись нормы КЗоТ РСФСР.

Увы, в настоящее время Трудовой кодекс РФ не оперирует понятием “контракт”, что дает основание причислить рассматриваемый вид к отдельному типу соглашений. Вместе с тем, отечественное право развивается по принципу преемственности. Отсутствие революционных изменений согласно принятой политике государства в области социально-культурного строительства (см. Послание Президента Д. А. Медведева Федеральному Собранию «Не будет ни революций, ни контрреволюций») позволяет теоретически распространить трудовые гарантии на военнослужащих по аналогии.

Но есть и другая точка зрения

Базу для применения аналогии создает норма части 2 ст. 1 Федерального закона от 27 мая 1998 г. № 76-ФЗ “О статусе военнослужащих”, “военнослужащие обладают правами и свободами человека и гражданина с некоторыми ограничениями, установленными настоящим Федеральным законом, федеральными конституционными законами и федеральными законами”.

Чтобы определить ограниченный объем прав военнослужащего по сравнению с трудовыми правами гражданского лица (на основании чего сделать вывод о различии между трудовым договором и контрактом о прохождении воинской службы), необходимо найти закон или норму в законе, которые бы прямо указывали на подобное ограничение. На это указывает и текст части 1 указанной статьи, определяющей статус военнослужащего: “Статус военнослужащих есть совокупность прав, свобод, гарантированных государством, а также обязанностей и ответственности военнослужащих, установленных настоящим Федеральным законом, федеральными конституционными законами, федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации”. А Трудовой кодекс России как раз и относится к таким законам.

О трудовом характере взаимоотношений военнослужащего и военной администрации косвенно свидетельствует часть 1 статьи 10, где указано, что “право на труд реализуется военнослужащими посредством прохождения ими военной службы”. Часть 3 той же статьи гарантирует, что “время нахождения граждан на военной службе по контракту засчитывается в их общий трудовой стаж, включается в стаж государственной службы государственного служащего и в стаж работы по специальности из расчета один день военной службы за один день работы”. Однако тот факт, что время службы засчитывается в трудовой стаж, прямо не свидетельствует о наличии трудовых отношений. К примеру время обучения по очной форме в профессиональных учебных заведениях также засчитывается в трудовой стаж, но отношения между студентом и администрацией учебного заведения не считаются трудовыми.

Часть 4 ст. 32 ФЗ от 28 марта 1998 г. № 53-ФЗ “О воинской обязанности и военной службе” определяет, что “контракт о прохождении военной службы заключается гражданином с Министерством обороны РФ или федеральным органом исполнительной власти, в котором настоящим Федеральным законом предусмотрена военная служба, письменно по типовой форме в порядке, определяемом Положением о порядке прохождения военной службы”. Само же Положение о порядке прохождения военной службы, утвержденное Указом Президента РФ от 16 сентября 1999 г. № 1237 “Вопросы прохождения военной службы” (с изменениями от 15 октября 1999 г., 10 апреля, 26 июня 2000 г., 17 апреля 2003 г.), в разделе “Поступление граждан на военную службу по контракту” в п. 3 указывает, что “прохождение в РФ военной службы осуществляется в соответствии с Конституцией РФ, Федеральным законом, другими федеральными законами, настоящим Положением, иными нормативными правовыми актами РФ в области военной службы и статуса военнослужащих, а также с международными договорами РФ в указанной области”.

Первая статья Кодекса определяет трудовой договор – как соглашение между работодателем и сотрудником, которое обязует нанимателя предоставлять задачи для выполнения, достойные рабочие условия и своевременное начисление заработной платы, а сотрудника – выполнять поставленные задачи в соответствии с занимаемой должностью и выдерживать трудовую дисциплину.

Сторонами договора выступают работодатель и сотрудник.

Работодатель (наниматель) – организация или индивидуальный предприниматель, который обладает правом заключения и расторжения трудовых договоров.

Сотрудник – лицо, взаимосвязанное с работодателем на условиях указанных в заключенном трудовом договоре.

Статья 11 Трудового Кодекса РБ определяет права сотрудников:

  1. На основании 41-й статьи Конституции правом на труд, как один из ключевых способов утверждения личности человека, наделен каждый гражданин Республики Беларусь;
  2. Отстаивание своих финансовых и общественных привилегий (в том числе, вступление в профсоюзы);
  3. Членство в собраниях и сопричастность к управлению предприятием;
  4. Достойная и своевременная оплата осуществленной работы, в соответствии с ее качеством и количеством;
  5. Регулярный отдых (ежедневный/еженедельный), а также установленный договором отпуск;
  6. Социальное страхование, пенсия, а также финансовая поддержка в случае профессиональной травмы (заболевания), инвалидности или утери работы;
  7. Невмешательство в личную жизнь;
  8. Защита (в том числе, судебная) прав, определенных ТК РБ и другими правовыми документами.

Палате Представителей Национального Собрания РБ уже представлен проект нового Закона, касающегося внесения дополнений в ТК РБ. В виде законопроекта он предлагает уточнить главу Кодекса, описывающую условия расторжения договора по желанию работодателя, уточнить определение трудовой дисциплины, установить законодательное право нанимателя обращаться за характеристикой с прежнего места работы потенциального сотрудника, а также добавить главы, описывающая нюансы трудовых взаимоотношений между сторонами, заключившими контракт.

Однако это пока лишь проект возможного будущего закона, и данные изменения в Трудовой Кодекс еще не внесены.

Гарантии работникам в связи с выполнением воинских обязанностей

О нас

Реклама

Карта сайта

Общие правила форума

Использование материалов

Пользовательское соглашение

К сверхурочной работе относится только то время, которое отработано с ведома нанимателя, а также по его распоряжению и предложению, но в год не может составлять более 180 часов. Самовольная инициатива переработки не оплачивается и не учитывается юридически.

Выполнение сверхурочных работ осуществляется только с согласия работника (кроме случаев предотвращения и устранения последствий катастроф, бедствий, аварий — ст. 121 ТК).

Каждый час работы в сверхурочное время оплачивается в повышенном тарифе и может компенсироваться дополнительными днями отдыха.

Наши адвокаты являются опытными и квалифицированными специалистами в различных областях. Мы готовы оказать вам юридическую помощь в трудовых вопросах. Закажите консультацию по телефону 375 29 653 94 22 – и получите ответы на все волнующие вопросы.

  • Следующая
  • Предыдущая

Трудовым законодательством и иными актами, содержащими нормы трудового права, регулируются трудовые отношения и иные непосредственно связанные с ними отношения.

Трудовое законодательство и иные акты, содержащие нормы трудового права, также применяются к другим отношениям, связанным с использованием личного труда, если это предусмотрено настоящим Кодексом или иным федеральным законом.

Все работодатели (физические лица и юридические лица, независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности) в трудовых отношениях и иных непосредственно связанных с ними отношениях с работниками обязаны руководствоваться положениями трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права.

Если отношения, связанные с использованием личного труда, возникли на основании гражданско-правового договора, но впоследствии в порядке, установленном настоящим Кодексом, другими федеральными законами, были признаны трудовыми отношениями, к таким отношениям применяются положения трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права.

На территории Российской Федерации правила, установленные трудовым законодательством и иными актами, содержащими нормы трудового права, распространяются на трудовые отношения с участием иностранных граждан, лиц без гражданства, организаций, созданных или учрежденных иностранными гражданами, лицами без гражданства либо с их участием, международных организаций и иностранных юридических лиц, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, другими федеральными законами или международным договором Российской Федерации.

Особенности правового регулирования труда отдельных категорий работников (руководителей организаций, лиц, работающих по совместительству, женщин, лиц с семейными обязанностями, молодежи и других) устанавливаются в соответствии с настоящим Кодексом.

На государственных служащих и муниципальных служащих действие трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права, распространяется с особенностями, предусмотренными федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации о государственной службе и муниципальной службе.

Трудовое законодательство и иные акты, содержащие нормы трудового права, не распространяются на следующих лиц (если в установленном настоящим Кодексом порядке они одновременно не выступают в качестве работодателей или их представителей):

военнослужащие при исполнении ими обязанностей военной службы;

члены советов директоров (наблюдательных советов) организаций (за исключением лиц, заключивших с данной организацией трудовой договор);

лица, работающие на основании договоров гражданско-правового характера;

другие лица, если это установлено федеральным законом.

Внимание: статья носит полемический характер и является исключительно научной, направленной на уяснение места контрактных отношений военнослужащего в системе правовых норм. По вопросам реальной практики прохождения военной службы и действующего законодательства обращайтесь к военному адвокату за разъяснениями.

Когда-то военная служба считалась делом престижным и последние изменения законодательства казалось бы возвращают эти времена. Но среди личного состава, в том числе и старших офицеров бытуют порой мифические представления о своем статусе, препятствующие реализации их собственных прав в полном объеме.

Споры о природе предоставляемых законом льгот — носят ли отношения трудовой характер или являются административными не утихают до сих пор. Ограничение статуса военнослужащих административными отношениями, лишает их множества гарантий, которыми обладают самые обычные граждане, работающие по трудовому договору. Например, запрет на увольнение во время отпуска или нахождения на больничном, освобождения от уплаты государственной пошлины при обращении в военный суд с заявлением о восстановлении на службе и т.д.

Эти споры вызваны тем, что прямой оговорки законодательство не содержит, отсюда и широкие возможности для трактования закона в пользу той или иной стороны. Армейское начальство считает, что контракт о прохождении военной службы не является трудовым, поэтому гарантии Трудового кодекса на военнослужащих не распространяются. В таком случае это ничто иное, как особый вид договора найма рабочей силы, урегулированный только административными отношениями. Этот специальный вид договора предусмотрен Федеральным законом “О военной службе и воинской обязанности”. Наличие административных отношений вытекает из сущности военной дисциплины, которая является основой военной службы. Если контракт о прохождении военной службы отнести к разновидности трудового договора, то это означало бы признание равных отношений между начальником и подчиненным, что, в свою очередь, лишило бы армию необходимой субординации в ее рядах.

Федерального закона от 22.12.2014 N 443-ФЗ)

(см. текст в предыдущей )

Трудовое законодательство и иные акты, содержащие нормы трудового права, не распространяются на следующих лиц (если в установленном настоящим Кодексом порядке они одновременно не выступают в качестве работодателей или их представителей):

военнослужащие при исполнении ими обязанностей военной службы;

члены советов директоров (наблюдательных советов) организаций (за исключением лиц, заключивших с данной организацией трудовой договор);

лица, работающие на основании договоров гражданско-правового характера;

другие лица, если это установлено федеральным законом.

Ст. 11 ТК РФ. Действие трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права

Внимание: статья носит полемический характер и является исключительно научной, направленной на уяснение места контрактных отношений военнослужащего в системе правовых норм. По вопросам реальной практики прохождения военной службы и действующего законодательства обращайтесь к военному адвокату за разъяснениями.

[2]

Когда-то военная служба считалась делом престижным и последние изменения законодательства казалось бы возвращают эти времена. Но среди личного состава, в том числе и старших офицеров бытуют порой мифические представления о своем статусе, препятствующие реализации их собственных прав в полном объеме.

Многие из нас еще застали то время, когда военная служба считалась делом престижным. Военнослужащий и члены его семьи были всегда обеспечены жильем и материально. Тогда никто не вдавался в тонкости льгот для военных и их экономическую природу.В настоящее время среди военнослужащих довольных жизнью людей найдется немного. В поисках лучшей доли защитники отечества штудируют законодательство. Но даже среди старших офицеров и генералов бытуют порой мифические представления о своем статусе.
Камень преткновения в части предоставляемых законом гарантий и льгот, на которые вправе претендовать военнослужащий, — это сущность правовых отношений, возникающих между служащим и военачальником, а именно: носят эти отношения трудовой характер или являются административными.

Определение отношений как трудовых дает основания для распространения на военнослужащих гарантий и льгот, предоставляемых не только законами о военной службе, но и непосредственно Трудовым кодексом РФ, который во многом либеральнее. И наоборот, закрепление административного характера отношений приводит к существенному ограничению прав военнослужащих по сравнению с гражданскими лицами.

Многие военные, проходящие службу по контракту, при разрешении возникающих разногласий с начальством часто сталкиваются с подобным вопросом. Это вызвано тем, что прямой оговорки законодательство не содержит, отсюда и широкие возможности для трактования закона в пользу той или иной стороны. Существуют различные способы и цели толкования, что порой умело используют военные юристы.

Чаще всего подобные вопросы в армии решают с логической точки зрения. Армейское начальство считает, что контракт о прохождении военной службы не является трудовым, поэтому гарантии Трудового кодекса на военнослужащих не распространяются. В таком случае контракт не что иное, как особый вид договора найма рабочей силы, урегулированный только административными отношениями. Этот специальный вид договора предусмотрен Федеральным законом О военной службе и воинской обязанности. Наличие административных отношений вытекает из сущности военной дисциплины, которая является основой военной службы. Если контракт о прохождении военной службы отнести к разновидности трудового договора, то это означало бы признание равных отношений между начальником и подчиненным, что, в свою очередь, лишило бы армию необходимой субординации в ее рядах.

На самом деле такая позиция соответствует только целям самой бюрократии (причем нисколько не угрожает обороноспособности государства), с логической точки зрения не достаточно обоснована и вступает в противоречие с результатами системного толкования закона, то есть исследованием нормы или закона путем сопоставления с текстами других нормативных актов с целью уяснения его смысла.

Начнем с того, что Трудовой кодекс РФ среди отдельных видов договоров не рассматривает контракт военнослужащего. Однако это не значит, что такой контракт автоматически выпадает из сферы трудового права. Чтобы выяснить природу контрактных отношений военнослужащего и определить их главные источники, следует выявить круг возможных отношений.

Все многообразие контрактных отношений в России можно свести к двум группам: гражданско-правовые и трудовые. Само слово контракт подразумевает взаимные права и обязанности. Поэтому предположение о наличии административного характера отношений лишено смысла. Административного контракта существовать не может. Отношения подчинения свойственны любому трудовому договору, так как одна сторона обязуется выполнять распоряжения другой.

[3]

Гражданско-правовым договором контракт военнослужащего также не является, поскольку в его основе лежат такие характеристики, как личное выполнение обязанностей, подчинение армейскому внутреннему распорядку дня, что имеет место только в случае заключения трудового договора. Более того, ранее действовавший КЗОТ был более последователен, и все трудовые договоры, независимо от гражданской или военной сферы, объявлял контрактами. Поэтому глава III КЗОТ содержала в себе два наименования — Трудовой договор (контракт), отождествляя эти понятия. В настоящее время Трудовой кодекс РФ не оперирует понятием контракт, что дает основание причислить военный контракт к отдельному типу соглашений.

Тем не менее отечественное право развивается по принципу преемственности, и полный принятый кодекс не делает революции, сохраняя наработанные общие положения в силе. Как указано в части 2 ст. 1 Федерального закона от 27 мая 1998 г. N 76-ФЗ О статусе военнослужащих, военнослужащие обладают правами и свободами человека и гражданина с некоторыми ограничениями, установленными настоящим Федеральным законом, федеральными конституционными законами и федеральными законами. Таким образом, для того чтобы констатировать ограниченный характер служебных прав военнослужащего по сравнению с трудовыми правами гражданского лица (на основании чего сделать вывод о различии между трудовым договором и контрактом о прохождении воинской службы), необходимо все же найти закон, который бы прямо указывал на подобное ограничение. Об этом свидетельствует и текст части 1 указанной статьи, определяющей статус военнослужащего: Статус военнослужащих есть совокупность прав, свобод, гарантированных государством, а также обязанностей и ответственности военнослужащих, установленных настоящим Федеральным законом, федеральными конституционными законами, федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

СТ 11 ТК РФ.

Трудовым законодательством и иными актами, содержащими нормы трудового права, регулируются трудовые отношения и иные непосредственно связанные с ними отношения.

Трудовое законодательство и иные акты, содержащие нормы трудового права, также применяются к другим отношениям, связанным с использованием личного труда, если это предусмотрено настоящим Кодексом или иным федеральным законом.

Все работодатели (физические лица и юридические лица независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности) в трудовых отношениях и иных непосредственно связанных с ними отношениях с работниками обязаны руководствоваться положениями трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права.

Если отношения, связанные с использованием личного труда, возникли на основании гражданско-правового договора, но впоследствии в порядке, установленном настоящим Кодексом, другими федеральными законами, были признаны трудовыми отношениями, к таким отношениям применяются положения трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права.

На территории Российской Федерации правила, установленные трудовым законодательством и иными актами, содержащими нормы трудового права, распространяются на трудовые отношения с участием иностранных граждан, лиц без гражданства, организаций, созданных или учрежденных иностранными гражданами, лицами без гражданства либо с их участием, международных организаций и иностранных юридических лиц, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, другими федеральными законами или международным договором Российской Федерации.

Особенности правового регулирования труда отдельных категорий работников (руководителей организаций, лиц, работающих по совместительству, женщин, лиц с семейными обязанностями, молодежи и других) устанавливаются в соответствии с настоящим Кодексом.

На государственных служащих и муниципальных служащих действие трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права, распространяется с особенностями, предусмотренными федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации о государственной службе и муниципальной службе.

Трудовое законодательство и иные акты, содержащие нормы трудового права, не распространяются на следующих лиц (если в установленном настоящим Кодексом порядке они одновременно не выступают в качестве работодателей или их представителей):

военнослужащие при исполнении ими обязанностей военной службы;

члены советов директоров (наблюдательных советов) организаций (за исключением лиц, заключивших с данной организацией трудовой договор);

лица, работающие на основании договоров гражданско-правового характера;

другие лица, если это установлено федеральным законом.

Трудовой кодекс Республики Беларусь

В мировой практике уже достаточно отточен способ работы дома, а не в арендуемом руководством офисе. Теперь и Беларусь приобрела такой термин, как дистанционная работа. Главой 25 Трудового кодекса Республики Беларусь предусмотрено, что с 2020 года наниматель не обязан для работника оборудовать рабочее место, тем самым есть возможность снизить затраты на аренду многочисленных офисов.

Что это значит для работника?

Да в принципе ничего, просто появится возможность не попасть под статью прогула, вы же дома. Главное так же добросовестно выполнять свою прямую работу согласно рабочего график для вашей должности. Трудовой кодекс отпуск так же оговорил для таких работников, все остается на таких же условиях, если бы вы работали в офисе.

Автор цитаты

Единственное, статья Трудового кодекса 307 ТК РБ предусматривает, что наниматель и сотрудник самостоятельно в трудовом договоре обязаны каким способом будет производиться обмен документами и деловой информацией связанной с трудовой деятельности.

Да, теперь Трудовой кодекс Республики Беларусь ст 345 ТК РБ говорит, что если вы ушли в трудовой отпуск на своей основной работе, вы сможете в свой законный отпуск работать по совместительству причем не зависимо на полный рабочий день или на целую смену.

Данное изменение Трудового кодекса в большей степени интересно для тех, кто находится в отпуске больше 24 дней, а такие работники есть, например учителя.

Белорусских папы или отчимы получили право в течение первых шести месяцев когда у них родился ребенок, уйти в отпуск сроком не более четырнадцати дней, для того чтобы побыть рядом с новоиспеченной мамой и ребенком. Согласитесь, достаточно правильное решение для семей, где нет возможности кому-то помогать мамочке.

В этом случае, за сотрудником сохраняется его рабочее место, но зарплаты нет, по своей сути сотрудник берет отпуск за свой счет, без сохранения заработной платы.

В этой ситуации наниматель обязан по желанию сотрудника, а именно отца (отчима) ребенка предоставить отпуск. Статья трудового кодекса 186 ТК РБ предусматривает возможность коллективным трудовым договором предприятия данный отпуск увеличить или даже оплачивать.

Трудовой кодекс 2020 года, а именно статьей 263 предусмотрено новшества связанные с женщинами, которые воспитывают детей до трех лет. Итак, теперь женщинам, которые занимаются воспитанием до трехлетнего возраста, разрешено предоставлять служебные командировки и предоставлять возможность поработать выходной и/или праздничный день.

Интересное решение, так как иногда в работе предприятия возникали трудности с отправкой в командировку нужного работника. Теперь Трудовой кодекс РБ 2020 года с изменениями сделал это возможным, главное получить согласие самой женщины.

ТК для военнослужащих

Трудовой кодекс Республики Беларусь ст 93 ТК РБ указывает, что удостоверение для командировки утверждает наниматель предприятия от которого отправляется сотрудник в командировку. Раньше бланк удостоверения на командировку была одна для всех предприятий, так как форму устанавливал республиканский орган государственного управления.

Есть так же условность когда работник уезжает и приезжает из командировки в выходной день. Так, Трудовой кодекс 2020 года по статье 137 ТК РБ указывает, что по приказу наниматель, при наличии желания самого работника, предоставляет ему другой неоплачиваемый день отдыха в течении месяца, следующего за месяцем, в котором работник находился в служебной командировке.

Давайте озвучим основные изменения в Трудовом кодексе связанные с контрактом. Итак, за два дня до начала отпуска должна производится выплата среднего заработка за время отпуска. В самих же контрактах пропадет пункт о материальной помощи. В контракте должна быть прописана единая минимальная компенсация при досрочном расторжении контракта в связи с нарушением нанимателем законодательства о труде, коллективного договора или контракта.

Теперь остановимся на нескольких не менее важных изменениях в Трудовом кодексе:

Внимание: статья носит полемический характер и является исключительно научной, направленной на уяснение места контрактных отношений военнослужащего в системе правовых норм. По вопросам реальной практики прохождения военной службы и действующего законодательства обращайтесь к военному адвокату за разъяснениями.

Когда-то военная служба считалась делом престижным и последние изменения законодательства казалось бы возвращают эти времена.

Но среди личного состава, в том числе и старших офицеров бытуют порой мифические представления о своем статусе, препятствующие реализации их собственных прав в полном объеме.

Споры о природе предоставляемых законом льгот — носят ли отношения трудовой характер или являются административными не утихают до сих пор.

Ограничение статуса военнослужащих административными отношениями, лишает их множества гарантий, которыми обладают самые обычные граждане, работающие по трудовому договору.

Например, запрет на увольнение во время отпуска или нахождения на больничном, освобождения от уплаты государственной пошлины при обращении в военный суд с заявлением о восстановлении на службе и т.д.

Эти споры вызваны тем, что прямой оговорки законодательство не содержит, отсюда и широкие возможности для трактования закона в пользу той или иной стороны.

Армейское начальство считает, что контракт о прохождении военной службы не является трудовым, поэтому гарантии Трудового кодекса на военнослужащих не распространяются.

В таком случае это ничто иное, как особый вид договора найма рабочей силы, урегулированный только административными отношениями.

Этот специальный вид договора предусмотрен Федеральным законом “О военной службе и воинской обязанности”. Наличие административных отношений вытекает из сущности военной дисциплины, которая является основой военной службы.

Если контракт о прохождении военной службы отнести к разновидности трудового договора, то это означало бы признание равных отношений между начальником и подчиненным, что, в свою очередь, лишило бы армию необходимой субординации в ее рядах.

Номер документа: 296-З
Дата принятия: 26/07/1999
Состояние документа: Действует
Начало действия документа: 01/01/2000
Органы эмитенты: Парламент

Распространяется ли трудовое законодательство на военнослужащих РБ

Текущая редакция принята: 06/01/2021 документом Закон Республики Беларусь Об изменении законов по вопросам исполнительного производства № 90-З от 06/01/2021
Вступила в силу с: 15/07/2021


Редакция от 28/05/2021, принята документом Закон Республики Беларусь Об изменении законов по вопросам трудовых отношений № 114-З от 28/05/2021
Вступила в силу с: 30/06/2021


Редакция от 18/07/2019, принята документом Закон Республики Беларусь Об изменении законов № 219-З от 18/07/2019
Вступила в силу с: 28/01/2020


Редакция от 17/07/2018, принята документом Закон Республики Беларусь О внесении изменений и дополнений в некоторые Законы Республики Беларусь по вопросам защиты государственных секретов № 124-З от 17/07/2018
Вступила в силу с: 26/01/2019


Редакция от 13/11/2017, принята документом Закон Республики Беларусь О признании утратившими силу законодательных актов и их отдельных положений № 68-З от 13/11/2017
Вступила в силу с: 29/11/2017


Редакция от 24/10/2016, принята документом Закон Республики Беларусь Об исполнительном производстве № 439-З от 24/10/2016
Вступила в силу с: 16/05/2017


Редакция от 04/06/2015, принята документом Закон Республики Беларусь О внесении дополнений и изменений в некоторые законы Республики Беларусь по вопросам альтернативной службы № 277-З от 04/06/2015
Вступила в силу с: 01/07/2016


Редакция от 15/07/2015, принята документом Закон Республики Беларусь О борьбе с коррупцией № 305-З от 15/07/2015
Вступила в силу с: 24/01/2016


Редакция от 08/01/2015, принята документом Закон Республики Беларусь О внесении дополнений и изменений в некоторые законы Республики Беларусь по вопросам донорства… № 238-З от 08/01/2015
Вступила в силу с: 12/07/2015


Редакция от 01/07/2014, принята документом Закон Республики Беларусь О внесении изменений и дополнений в некоторые законы Республики Беларусь по вопросам прохождения военной службы (службы) № 171-З от 01/07/2014
Вступила в силу с: 09/10/2014


Редакция от 24/04/2014, принята документом Закон Республики Беларусь О внесении изменений и дополнений в некоторые законы Республики Беларусь по вопросам минимальной заработной платы № 134-З от 24/04/2014
Вступила в силу с: 04/08/2014


Редакция от 08/01/2014, принята документом Закон Республики Беларусь О внесении изменений и дополнений в Трудовой кодекс Республики Беларусь № 131-З от 08/01/2014
Вступила в силу с: 25/07/2014


Редакция от 05/01/2013, принята документом Закон Республики Беларусь О коммерческой тайне № 16-З от 05/01/2013
Вступила в силу с: 11/07/2013


Редакция от 30/12/2010, принята документом Закон Республики Беларусь О внешней трудовой миграции № 225-З от 30/12/2010
Вступила в силу с: 12/07/2011


Редакция от 31/12/2009

Постановление Министерства обороны Республики Беларусь «Об утверждении Инструкции о порядке материального стимулирования и оказания материальной…»

Постановление Министерства транспорта и коммуникаций Республики Беларусь «Об утверждении Положения о рабочем времени и времени отдыха для…»

Решение Конституционного Суда Республики Беларусь «О равных гарантиях реализации права граждан на защиту от безработицы»

Постановление Совета Министров Республики Беларусь «Об утверждении Положения о резервном фонде заработной платы»

Постановление Министерства труда Республики Беларусь «Об утверждении Положения о планировании и разработке мероприятий по охране труда»

Статья 349 ТК распространяет действие трудового законодательства на гражданский персонал Вооруженных Сил РФ и иных военизированных формирований, а также лиц, проходящих альтернативную гражданскую службу, заменяющую военную службу. Правовое регулирование труда указанных в ней лиц осуществляется в соответствии с нормами ТК, а также с особенностями, предусмотренными федеральными законами и иными нормативными правовыми актами.

Однако относительно Вооруженных Сил РФ специальных федеральных законов, определяющих подобные особенности, нет. Они содержатся в многочисленных нормативных правовых актах различной юридической силы, среди которых указы Президента РФ, постановления Правительства РФ, постановления Минтруда России и приказы Министерства обороны РФ и так далее. Примером таких нормативных правовых актов Указ Президента РФ от 7 сентября 1992 г. N 1056 «О порядке увольнения работников при передислокации воинских частей и выплаты им пособий и компенсаций». В нем предоставляется право командирам воинских частей при передислокации в другую местность увольнять работников в порядке, предусмотренном для расторжения трудового договора в связи с ликвидацией работодателя. В такой ситуации трудовой договор может расторгаться со всеми работниками, включая беременных женщин и женщин, имеющих малолетних детей, в соответствии со статьей 261 ТК. Увольняемому по этому основанию работнику выплачивается одновременно с выходным пособием средняя заработная плата за второй и третий месяц со дня увольнения.

Основания и порядок предоставления гражданскому персоналу Вооруженных Сил РФ и других военизированных формирований дополнительных выплат, гарантий и компенсаций регламентируют главным образом нормативные правовые акты Правительства РФ.

В их числе можно выделить:

— Постановление Правительства РФ от 15 августа 1994 г. N 961, в соответствии с которым главнокомандующему пограничными войсками предоставлено право устанавливать дополнительные денежные выплаты гражданскому персоналу пограничных войск. В целях этого Постановления Приказом Федеральной пограничной службы РФ от 12 ноября 2001 г. N 678 утверждена Инструкция о порядке выплаты гражданскому персоналу воинских частей и организаций пограничной службы единовременного денежного вознаграждения за добросовестное выполнение должностных обязанностей по итогам года;

— Постановление Правительства РФ от 1 октября 1994 г. N 1122 «О мерах по обеспечению социальной защиты военнослужащих, гражданского персонала Вооруженных Сил Российской Федерации, проходящих военную службу или работающих на космодроме «Байконур» и в г. Ленинске, и членов их семей», которым предусмотрена выплата гражданскому персоналу:

а) должностных окладов (тарифных ставок) с повышением на 50%;

б) ежемесячной надбавки за обеспечение космических программ в размере 50% месячного должностного оклада (тарифной ставки) в соответствии с перечнем должностей (профессий), по которым устанавливается выплата такой надбавки;

в) ежемесячной надбавки за работу в районе экологического кризиса в размере 30% месячного должностного оклада (тарифной ставки);

— Постановление Правительства РФ от 1 октября 1998 г. N 1141 «Об установлении надбавки за работу в опасных для здоровья условиях труда некоторым категориям военнослужащих и гражданского персонала Вооруженных Сил Российской Федерации», которым введена 20-процентная надбавка к окладу (тарифной ставке) за работу в опасных для здоровья условиях труда гражданскому персоналу военно-медицинских и научно-исследовательских учреждений (подразделений) Вооруженных Сил РФ, осуществляющих диагностику и лечение ВИЧ-инфицированных, а также соответствующим категориям гражданского персонала, работа которых связана с материалами, содержащими вирус иммунодефицита человека;

— Постановление Правительства РФ от 15 января 2000 г. N 38 «О дополнительных гарантиях и компенсациях гражданскому персоналу федеральных органов исполнительной власти, привлеченному к выполнению задач по обеспечению правопорядка и общественной безопасности на территории субъектов Российской Федерации, расположенных в Северо-Кавказском регионе», которое установило, что гражданскому персоналу федеральных органов исполнительной власти, привлеченному к участию в выполнении задач по обеспечению правопорядка и общественной безопасности на территории Северо-Кавказского региона, за время этой работы начиная со 2 августа 1999 г.:

— выплачиваются должностные оклады (тарифные ставки) в полуторакратном размере;

— выплачиваются суточные в двукратном размере установленной нормы;

— предоставляется дополнительный оплачиваемый отпуск продолжительностью два календарных дня за каждый полный месяц указанной работы, но не более 14 календарных дней;

— сохраняется выплата процентных надбавок к заработной плате, установленных за работу в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях.

Постановлением Правительства РФ от 31 мая 2000 г. N 424 «О предоставлении дополнительных гарантий и компенсаций военнослужащим, сотрудникам органов внутренних дел, государственной противопожарной службы, сотрудникам уголовно-исполнительной системы и гражданскому персоналу Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов, выполняющим задачи на территории Северо-Кавказского региона» действие Постановления Правительства РФ от 15 января 2000 г. распространено на гражданский персонал федеральных органов исполнительной власти, где предусмотрена военная служба, гражданский персонал органов внутренних дел и уголовно-исполни��ельной системы.

1. Данная статья говорит о возможности установления особенностей правового регулирования труда для:

а) работников органов и организаций Вооруженных Сил Российской Федерации, а также федеральных органов исполнительной власти, в которых законодательством РФ предусмотрена военная служба (далее — работники военных органов и организаций);

б) работников, проходящих заменяющую военную службу альтернативную гражданскую службу (далее — работники, проходящие альтернативную службу).

Статья устанавливает общие положения в части регулирования труда тех лиц, которые достаточно тесно связаны с военной службой, но не имеют правового статуса военнослужащих. Этими двумя в определенной степени конфликтующими друг с другом обстоятельствами и обусловливается некоторая двойственность их правового положения. Отсюда же возникают и проблемы в правовом регулировании соответствующих отношений.

Тесная связь с военной службой обусловливает принципиальную возможность применения в правовом регулировании труда указанных лиц норм военного права, имеющих административный характер, а отсутствие у данных лиц правового статуса военнослужащих создает такую же возможность в отношении применения к ним в процессе труда норм трудового права.

Российский законодатель избрал и закрепил в комментируемой статье второй подход к правовому регулированию, распространив по общему правилу на труд этих лиц трудовое законодательство и иные акты, содержащие нормы трудового права. В то же время тесная связь труда указанных лиц с военной службой обусловливает необходимость руководствоваться при регулировании их труда принципами обеспечения единства Вооруженных Сил Российской Федерации, соблюдения баланса между конституционной обязанностью по защите Отечества и конституционным правом на альтернативную гражданскую службу, равенства в сфере труда. В силу этого на работников военных органов и организаций и работников, проходящих альтернативную службу, надлежит распространять ряд положений, характерных для военного права.

Именно вследствие этого в состав элементов правового положения данных лиц вводятся, кроме частноправовых, и элементы, обладающие публично-правовой природой.

В отличие от предыдущей редакции комментируемой статьи, на работников, труд которых тесно связан с военной службой, распространяется не только трудовое законодательство, но и иные акты, содержащие нормы трудового права. При этом данные акты могут быть приняты как на федеральном уровне, так и на уровне субъекта РФ. При прежнем подходе достаточно трудно было объяснить, почему на этот вид труда распространяются общие положения трудового права, закрепленные, например, в законах субъекта РФ, но не распространяются общие положения, закрепленные, например, в постановлениях Правительства Российской Федерации.

Изменение подхода законодателя к регулированию труда упомянутых работников указывает на то, что законодатель в настоящее время более последовательно реализует конституционный принцип равенства применительно к труду этих работников.

Однако как уже было отмечено, в виду тесной связи с военной службой труд данных работников имеет специфику, которая не учитывается общими нормами трудового права.

Вследствие этого в комментируемой статье предусматривается, что для правового регулирования трудовых отношений с участием работников, труд которых тесно связан с военной службой, применяются нормы специального института трудового права, предназначенные для дифференциации правового регулирования труда соответствующих работников.

Эти нормы могут содержаться не только в ТК, но также в иных федеральных законах и в подзаконных актах. Однако данные подзаконные акты должны приниматься только на уровне Российской Федерации. Тем самым законодатель изменил содержащееся в прежней редакции статьи правило о возможности установления особенностей труда указанной категории работников не только на федеральном уровне, но и на уровне субъекта РФ.

Введенное новой редакцией ст. 349 правило об ограничении источников правового регулирования труда работников, труд которых тесно связан с военной службой, только федеральными нормативными правовыми актами представляется вполне обоснованным. Действительно, предпосылкой для введения таких особенностей является тесная связь труда этих работников с военной службой, а оборона и безопасность, одной из основных гарантий которых является военная служба, относятся исключительно к ведению Российской Федерации (п. «м» ст. 71 Конституции Российской Федерации).

2. Следует иметь в виду, что работники военных органов и организаций являются составной частью такой категории, как лица гражданского персонала Вооруженных Сил РФ (п. 1 ст. 12 Федерального закона от 31 мая 1996 г. N 61-ФЗ «Об обороне» (Российская газета. 1996. 6 июня. N 106). В состав этого персонала, кроме работников военных органов и организаций, входят также лица, проходящие государственную гражданскую службу, и лица, проходящие альтернативную гражданскую службу. Следует отметить, что гражданский персонал Вооруженных Сил РФ вместе с военнослужащими образуют личный состав Вооруженных Сил РФ.

То, что трудовой кодекс РФ среди отдельных видов договоров не рассматривает контракт военнослужащего, еще не означает, что последний автоматически выпадает из сферы трудового права.

Чтобы выяснить природу отношений с военнослужащим и определить их главные источники, следует выявить круг возможных понятийных связей. Само слово “контракт” подразумевает взаимные права и обязанности.

Отношения подчинения свойственны и трудовому договору, так как одна сторона обязуется выполнять распоряжения другой. К началу 2006 года существование административного контракта научно обосновано в нескольких диссертациях.

И эта конструкция послужила методологической основой для дальнейшего разделения трудовых отношений и выполнения обязанностей в силу государственных должностей. К слову, их природа также далека от классического трудового договора.

Действовавший ранее Кодекс законов о труде РСФСР (КЗОТ) был более последователен, и все трудовые договоры, независимо от гражданской или военной сферы, объявлял контрактами. Поэтому его глава III содержала в себе полностью отождествляя эти понятия. И было время, когда на контракт военнослужащего распространялись нормы КЗоТ РСФСР.

Увы, в настоящее время Трудовой кодекс РФ не оперирует понятием “контракт”, что дает основание причислить рассматриваемый вид к отдельному типу соглашений. Вместе с тем, отечественное право развивается по принципу преемственности.

Отсутствие революционных изменений согласно принятой политике государства в области социально-культурного строительства (см. Послание Президента Д. А.

Медведева Федеральному Собранию «Не будет ни революций, ни контрреволюций») позволяет теоретически распространить трудовые гарантии на военнослужащих по аналогии.

Но есть и другая точка зрения

Базу для применения аналогии создает норма части 2 ст. 1 Федерального закона от 27 мая 1998 г.

№ 76-ФЗ “О статусе военнослужащих”, “военнослужащие обладают правами и свободами человека и гражданина с некоторыми ограничениями, установленными настоящим Федеральным законом, федеральными конституционными законами и федеральными законами”.

Чтобы определить ограниченный объем прав военнослужащего по сравнению с трудовыми правами гражданского лица (на основании чего сделать вывод о различии между трудовым договором и контрактом о прохождении воинской службы), необходимо найти закон или норму в законе, которые бы прямо указывали на подобное ограничение. На это указывает и текст части 1 указанной статьи, определяющей статус военнослужащего: “Статус военнослужащих есть совокупность прав, свобод, гарантированных государством, а также обязанностей и ответственности военнослужащих, установленных настоящим Федеральным законом, федеральными конституционными законами, федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации”.

По данному вопросу военнослужащего, юрист, обладающий знаниями в области военного права, во-первых, выяснил бы, что за командировка у него была, во-вторых, применил бы нормы действующего военного законодательства, но никак не трудового. Ведь в соответствии со статьёй 11 самого ТК РФ последний не распространяется на военнослужащих при исполнении ими обязанностей военной службы, кроме случаев, когда эти лица в установленном указанным Кодексом порядке одновременно не выступают в качестве работодателей или их представителей.
Та же позиция содержится и в Постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 17.03.2004 N 2 «О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации.

Сколько часов можно работать по Трудовому Кодексу?

Внимание: статья носит полемический характер и является исключительно научной, направленной на уяснение места контрактных отношений военнослужащего в системе правовых норм. По вопросам реальной практики прохождения военной службы и действующего законодательства обращайтесь к военному адвокату за разъяснениями!!!

Когда-то военная служба считалась делом престижным и последние изменения законодательства казалось бы возвращают эти времена. Но среди личного состава, в том числе и старших офицеров бытуют порой мифические представления о своем статусе, препятствующие реализации их собственных прав в полном объеме.

Трудовым законодательством и иными актами, содержащими нормы трудового права, регулируются трудовые отношения и иные непосредственно связанные с ними отношения.

Трудовое законодательство и иные акты, содержащие нормы трудового права, также применяются к другим отношениям, связанным с использованием личного труда, если это предусмотрено настоящим Кодексом или иным федеральным законом.

Все работодатели (физические лица и юридические лица, независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности) в трудовых отношениях и иных непосредственно связанных с ними отношениях с работниками обязаны руководствоваться положениями трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права.

Если отношения, связанные с использованием личного труда, возникли на основании гражданско-правового договора, но впоследствии в порядке, установленном настоящим Кодексом, другими федеральными законами, были признаны трудовыми отношениями, к таким отношениям применяются положения трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права.

На территории Российской Федерации правила, установленные трудовым законодательством и иными актами, содержащими нормы трудового права, распространяются на трудовые отношения с участием иностранных граждан, лиц без гражданства, организаций, созданных или учрежденных иностранными гражданами, лицами без гражданства либо с их участием, международных организаций и иностранных юридических лиц, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, другими федеральными законами или международным договором Российской Федерации.

Особенности правового регулирования труда отдельных категорий работников (руководителей организаций, лиц, работающих по совместительству, женщин, лиц с семейными обязанностями, молодежи и других) устанавливаются в соответствии с настоящим Кодексом.

На государственных служащих и муниципальных служащих действие трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права, распространяется с особенностями, предусмотренными федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации о государственной службе и муниципальной службе.

Трудовое законодательство и иные акты, содержащие нормы трудового права, не распространяются на следующих лиц (если в установленном настоящим Кодексом порядке они одновременно не выступают в качестве работодателей или их представителей):

военнослужащие при исполнении ими обязанностей военной службы;

члены советов директоров (наблюдательных советов) организаций (за исключением лиц, заключивших с данной организацией трудовой договор);

лица, работающие на основании договоров гражданско-правового характера;

другие лица, если это установлено федеральным законом.

То, что трудовой кодекс РФ среди отдельных видов договоров не рассматривает контракт военнослужащего, еще не означает, что последний автоматически выпадает из сферы трудового права.

Чтобы выяснить природу отношений с военнослужащим и определить их главные источники, следует выявить круг возможных понятийных связей. Само слово “контракт” подразумевает взаимные права и обязанности.

Отношения подчинения свойственны и трудовому договору, так как одна сторона обязуется выполнять распоряжения другой. К началу 2006 года существование административного контракта научно обосновано в нескольких диссертациях.

И эта конструкция послужила методологической основой для дальнейшего разделения трудовых отношений и выполнения обязанностей в силу государственных должностей. К слову, их природа также далека от классического трудового договора.

Внимание: статья носит полемический характер и является исключительно научной, направленной на уяснение места контрактных отношений военнослужащего в системе правовых норм.

Когда-то военная служба считалась делом престижным и последние изменения законодательства казалось бы возвращают эти времена.

Но среди личного состава, в том числе и старших офицеров бытуют порой мифические представления о своем статусе, препятствующие реализации их собственных прав в полном объеме.

Статья 11 ТК РФ. Действие трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права. Трудовым законодательством и иными актами, содержащими нормы трудового права, регулируются трудовые отношения и иные непосредственно связанные с ними отношения.

Трудовое законодательство и иные акты, содержащие нормы трудового права, также применяются к другим отношениям, связанным с использованием личного труда, если это предусмотрено настоящим Кодексом или иным федеральным законом.

Все работодатели физические лица и юридические лица, независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности в трудовых отношениях и иных непосредственно связанных с ними отношениях с работниками обязаны руководствоваться положениями трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права.

Споры о природе предоставляемых законом льгот — носят ли отношения трудовой характер или являются административными не утихают до сих пор. Ограничение статуса военнослужащих административными отношениями, лишает их множества гарантий, которыми обладают самые обычные граждане, работающие по трудовому договору. Например, запрет на увольнение во время отпуска или нахождения на больничном, освобождения от уплаты государственной пошлины при обращении в военный суд с заявлением о восстановлении на службе и т.д.

Эти споры вызваны тем, что прямой оговорки законодательство не содержит, отсюда и широкие возможности для трактования закона в пользу той или иной стороны. Армейское начальство считает, что контракт о прохождении военной службы не является трудовым, поэтому гарантии Трудового кодекса на военнослужащих не распространяются. В таком случае это ничто иное, как особый вид договора найма рабочей силы, урегулированный только административными отношениями. Этот специальный вид договора предусмотрен Федеральным законом “О военной службе и воинской обязанности”. Наличие административных отношений вытекает из сущности военной дисциплины, которая является основой военной службы. Если контракт о прохождении военной службы отнести к разновидности трудового договора, то это означало бы признание равных отношений между начальником и подчиненным, что, в свою очередь, лишило бы армию необходимой субординации в ее рядах.

То, что трудовой кодекс РФ среди отдельных видов договоров не рассматривает контракт военнослужащего, еще не означает, что последний автоматически выпадает из сферы трудового права. Чтобы выяснить природу отношений с военнослужащим и определить их главные источники, следует выявить круг возможных понятийных связей. Само слово “контракт” подразумевает взаимные права и обязанности. Отношения подчинения свойственны и трудовому договору, так как одна сторона обязуется выполнять распоряжения другой. К началу 2006 года существование административного контракта научно обосновано в нескольких диссертациях. И эта конструкция послужила методологической основой для дальнейшего разделения трудовых отношений и выполнения обязанностей в силу государственных должностей. К слову, их природа также далека от классического трудового договора.

Действовавший ранее Кодекс законов о труде РСФСР (КЗОТ) был более последователен, и все трудовые договоры, независимо от гражданской или военной сферы, объявлял контрактами. Поэтому его глава III содержала в себе полностью отождествляя эти понятия. И было время, когда на контракт военнослужащего распространялись нормы КЗоТ РСФСР.

Увы, в настоящее время Трудовой кодекс РФ не оперирует понятием “контракт”, что дает основание причислить рассматриваемый вид к отдельному типу соглашений. Вместе с тем, отечественное право развивается по принципу преемственности. Отсутствие революционных изменений согласно принятой политике государства в области социально-культурного строительства (см. Послание Президента Д. А. Медведева Федеральному Собранию «Не будет ни революций, ни контрреволюций») позволяет теоретически распространить трудовые гарантии на военнослужащих по аналогии.

Но есть и другая точка зрения

Базу для применения аналогии создает норма части 2 ст. 1 Федерального закона от 27 мая 1998 г. № 76-ФЗ “О статусе военнослужащих”, “военнослужащие обладают правами и свободами человека и гражданина с некоторыми ограничениями, установленными настоящим Федеральным законом, федеральными конституционными законами и федеральными законами”.

Чтобы определить ограниченный объем прав военнослужащего по сравнению с трудовыми правами гражданского лица (на основании чего сделать вывод о различии между трудовым договором и контрактом о прохождении воинской службы), необходимо найти закон или норму в законе, которые бы прямо указывали на подобное ограничение. На это указывает и текст части 1 указанной статьи, определяющей статус военнослужащего: “Статус военнослужащих есть совокупность прав, свобод, гарантированных государством, а также обязанностей и ответственности военнослужащих, установленных настоящим Федеральным законом, федеральными конституционными законами, федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации”. А Трудовой кодекс России как раз и относится к таким законам.

О трудовом характере взаимоотношений военнослужащего и военной администрации косвенно свидетельствует часть 1 статьи 10, где указано, что “право на труд реализуется военнослужащими посредством прохождения ими военной службы”. Часть 3 той же статьи гарантирует, что “время нахождения граждан на военной службе по контракту засчитывается в их общий трудовой стаж, включается в стаж государственной службы государственного служащего и в стаж работы по специальности из расчета один день военной службы за один день работы”. Однако тот факт, что время службы засчитывается в трудовой стаж, прямо не свидетельствует о наличии трудовых отношений. К примеру время обучения по очной форме в профессиональных учебных заведениях также засчитывается в трудовой стаж, но отношения между студентом и администрацией учебного заведения не считаются трудовыми.

Часть 4 ст. 32 ФЗ от 28 марта 1998 г. № 53-ФЗ “О воинской обязанности и военной службе” определяет, что “контракт о прохождении военной службы заключается гражданином с Министерством обороны РФ или федеральным органом исполнительной власти, в котором настоящим Федеральным законом предусмотрена военная служба, письменно по типовой форме в порядке, определяемом Положением о порядке прохождения военной службы”. Само же Положение о порядке прохождения военной службы, утвержденное Указом Президента РФ от 16 сентября 1999 г. № 1237 “Вопросы прохождения военной службы” (с изменениями от 15 октября 1999 г., 10 апреля, 26 июня 2000 г., 17 апреля 2003 г.), в разделе “Поступление граждан на военную службу по контракту” в п. 3 указывает, что “прохождение в РФ военной службы осуществляется в соответствии с Конституцией РФ, Федеральным законом, другими федеральными законами, настоящим Положением, иными нормативными правовыми актами РФ в области военной службы и статуса военнослужащих, а также с международными договорами РФ в указанной области”.

Таким образом, контракт о прохождении военной службы должен по идее признаваться трудовым, поскольку в законе иное не оговорено и есть основания распространять на него действие Трудового кодекса либо дублировать все трудовые гарантии и льготы в законе о статусе военнослужащих.

По материалам опубликованной ранее статьи в журнале «Работа и зарплата», сентябрь, 2003 года, автор — адвокат Иван Кузьмин

Трудовым законодательством и иными актами, содержащими нормы трудового права, регулируются трудовые отношения и иные непосредственно связанные с ними отношения.

Трудовое законодательство и иные акты, содержащие нормы трудового права, также применяются к другим отношениям, связанным с использованием личного труда, если это предусмотрено настоящим Кодексом или иным федеральным законом.

Все работодатели (физические лица и юридические лица, независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности) в трудовых отношениях и иных непосредственно связанных с ними отношениях с работниками обязаны руководствоваться положениями трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права.

В п. 8 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 17.03.2004 N 2 «О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации» содержатся следующие разъяснения:

На кого нормы ТК РФ не распространяются?

При разрешении трудовых споров судам следует иметь в виду, что в соответствии со статьей 11 ТК РФ нормы этого Кодекса распространяются на всех работников, находящихся в трудовых отношениях с работодателем, и соответственно подлежат обязательному применению всеми работодателями (юридическими или физическими лицами) независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности.

Трудовой кодекс РФ не распространяется на военнослужащих при исполнении ими обязанностей военной службы, членов советов директоров (наблюдательных советов) организаций (за исключением лиц, заключивших с данной организацией трудовой договор), лиц, работающих на основании договоров гражданско-правового характера, других лиц, если это установлено федеральным законом, кроме случаев, когда вышеуказанные лица в установленном Кодексом порядке одновременно не выступают в качестве работодателей или их представителей (часть восьмая статьи 11 ТК РФ).

В каком случае нормы ТК РФ распространияются на лиц, работающих по гражданско-правовому договору?

Если между сторонами заключен договор гражданско-правового характера, однако в ходе судебного разбирательства будет установлено, что этим договором фактически регулируются трудовые отношения между работником и работодателем, к таким отношениям в силу части четвертой статьи 11 ТК РФ должны применяться положения трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права.

В п. 4 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 28.01.2014 N 1 «О применении законодательства, регулирующего труд женщин, лиц с семейными обязанностями и несовершеннолетних» содержатся следующие разъяснения:

На госслужащих муниципальных служащих, правоохранителей распространяется действие норм права о труде женщин

В силу части седьмой статьи 11 ТК РФ действие положений трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, устанавливающих особенности регулирования труда женщин, лиц с семейными обязанностями, распространяется:

  • на государственных гражданских служащих — в части, не урегулированной Федеральным законом от 27 июля 2004 года N 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» (статья 73 Федерального закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации»), другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации о государственной гражданской службе;
  • на муниципальных служащих — с особенностями, предусмотренными Федеральным законом от 2 марта 2007 года N 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации» (статья 3 Федерального закона «О муниципальной службе в Российской Федерации»), другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации о муниципальной службе;
  • на сотрудников государственных органов, служб и учреждений, в которых предусмотрена правоохранительная служба, — с особенностями, предусмотренными специальным законодательством, регулирующим прохождение правоохранительной службы.

Трудовое право – не для военнослужащих. Но законом предусмотрены отпуска по беременности, уходу за ребенком

В соответствии с частью восьмой статьи 11 ТК РФ трудовое законодательство и иные акты, содержащие нормы трудового права, не распространяются на военнослужащих при исполнении ими обязанностей военной службы. Вместе с тем пунктом 13 статьи 11 Федерального закона от 27 мая 1998 года N 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» предусмотрено предоставление военнослужащим отпуска по беременности и родам, а также отпуска по уходу за ребенком в порядке, установленном федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

  • Риски банкротства военного, если он решил избавиться от ипотечной квартиры
  • Могут ли у военного забрать уже выплаченную жилищную субсидию.
  • Почему военный, проживавший у родственников, может потерять право на служебку
  • Право на жилье семьи военнослужащего в случае его смерти.
  • Особенности внеочередного предоставления жилья и субсидии военным с тремя и более детьми
  • Раздел квартиры по военной ипотеке. Ответы на вопросы военнослужащих.
  • Военная ипотека и эскроу счет: как это работает и есть ли риск?


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *