Проверка валютного законодательства налоговыми органами

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Проверка валютного законодательства налоговыми органами». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.

^К началу страницы

Правила представления физическими лицами — резидентами налоговым органам отчетов о движении денежных средств и иных финансовых активов по зарубежным счетам (вкладам) утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 12.12.2015 № 1365 (далее – Правила).

По всем счетам (вкладам), открытым в банках и иных организациях финансового рынка, расположенных за пределами территории Российской Федерации, представляется один отчет ., в составе которого:

  • в случае представления информации по счетам (вкладам), на которых учитываются денежные средства, — количество листов № 2 и 3 отчета соответствует количеству таких счетов (вкладов);
  • в случае представления информации по счетам (вкладам), на которых учитываются иные финансовые активы, — количество листов № 2, 4* и 5 отчета соответствует количеству таких счетов (вкладов);
  • в случае представления информации по счетам (вкладам), на которых учитываются денежные средства и иные финансовые активы, — количество листов № 2 – 5** отчета соответствует количеству таких счетов (вкладов).

Количество записей на листах № 3 и 4 отчета должно соответствовать количеству валют счета (вклада) либо количеству валют стоимостного выражения учитываемых финансовых активов.

Количество листов № 6 отчета должно соответствовать количеству валют стоимостного выражения учитываемых финансовых активов.

*В листе № 4 отчета по счету (вкладу), на котором учитываются иные финансовые активы, указывается стоимостное выражение таких финансовых активов на начало и конец отчетного периода, а также стоимостное выражение таких финансовых активов, зачисленных и списанных на счет (вклад), со счета (клада в отчетом периоде в денежном эквиваленте в валюте финансового актива или валюте счета (вклада), по данным банка или иной организации финансового рынка, расположенных за пределами территории Российской Федерации.

**В листе № 5 отчета по счету (вкладу), на котором учитываются иные финансовые активы, указываются все виды иных финансовых активов, стоимостное выражение которых указано в листе (листах) № 4 отчета.

Валютный контроль налоговыми органами

^К началу страницы

К валютным относятся операции, установленные п. 9 ч. 1 ст. 1 № 173-ФЗ от 10.12.2003.

По общему правилу, расчеты при осуществлении валютных операций производятся резидентами через банковские счета в уполномоченных банках.

Закон допускает проведение расчетов при осуществлении валютных операций без использования счетов в уполномоченных банках в случаях, установленных частями 2 — 4 статьи 14 Закона № 173-ФЗ от 10.12.2003.

Случаи, когда резидент вправе переводить и зачислять средства на свои счета в банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, установлены ст. 12 Закона № 173-ФЗ от 10.12.2003.

Зачисление денежных средств на счета (во вклады) резидентов в организациях финансового рынка, расположенных за пределами территории Российской Федерации, и списание денежных средств с таких счетов (вкладов) осуществляются во всех случаях без ограничений (Указание Банка России от 24.12.2019 № 5371-У).

Валютный контроль необходим для того, чтобы проверить законность операций, которые проводят участники внешнеэкономической деятельности. Такой контроль позволяет предотвратить нелегальный отток денежных средств из России.

Для осуществления валютного контроля используется целая система мероприятий, в которую вовлечены как обслуживающие банки, так и Банк России.

Перечень операций, в отношении которых проводится валютный контроль, прописан в Законе №173-ФЗ.

Обозначим их.

1 группа операций – между резидентами и нерезидентами.

Эта группа операций осуществляется без каких-либо ограничений. Валюта операций – валюта РФ и иностранная валюта.

Несколько слов о том, кто является резидентом, а кто нерезидентом.

Ведь в «валютном» Законе свое понятие «резидент» и «нерезидент».

К резидентам относятся:

  • компании, которые зарегистрированы по российским законам, а также их зарубежные филиалы, представительства и иные подразделения;

Исключение составляют международные компании, которые созданы РФ.

  • дипломатические представительства, консульства РФ, находящиеся за рубежом;
  • «физики» – это граждане РФ, а также иностранцы и лица без гражданства, которые постоянно проживают в России на основании ВНЖ.

В свою очередь, к нерезидентам относятся:

  • компании, которые зарегистрированы по законам соответствующего иностранного государства, а также их российские филиалы, представительства и иные подразделения;
  • дипломатические представительства, консульства иностранных государств, находящиеся на территории РФ;
  • «физики» – это не граждане РФ, а также иностранцы, которые не проживают в России на основании ВНЖ.

Операции между резидентами и нерезидентами включают в себя:

  • валютные операции, которые проводятся по внешнеторговым контрактам;
  • операции по ценным бумагам;
  • предоставление и возврат кредитов и займов;
  • инвестиционные операции;

Например, приобретение недвижимого имущества.

  • операции, не связанные с внешнеторговыми сделками.

Например, доверительное управление имуществом, договоры уступки права требования.

Отметим, что львиную долю операций, которые подлежат валютному контролю, составляют сделки по внешнеторговым контрактам.

2 группа операций – операции между нерезидентами на территории России в рублях.

3 группа операций – переводы резидентов между своими счетами и операции между резидентами.

Переводы – это внутренние операции, при которых резидент переводит деньги на свои зарубежные счета.

По общему правилу, операции резидентов между собой в иностранной валюте запрещены.

Например, две российские компании-резиденты не могут заключать между собой сделки по покупке или отчуждению иностранной валюты, а также валютных ценностей. Но из общего правила есть исключения (п. 1 ст. 9 Закона № 173-ФЗ).

Важно! Понятие «отчуждение» здесь равносильно переходу права собственности на валютные ценности. А, например, такие операции, как передача в залог векселей в иностранной валюте, не относятся к запрещенной (Определение Судебной коллегии по экономическим спорам ВС РФ от 12.02.2020 № 305-ЭС19-14066, № 305-ЭС19-14065).

Также к числу «исключительных» операций относятся получение и гашение кредитов и займов, посреднические операции, выплата зарплаты сотрудникам зарубежных филиалов и представительств, а также зарубежные командировки. Разрешены операции между «физиками» по переводу денег в зарубежные банки в сумме не более 5 000 долларов США в течение одного опердня в банке.

Валютный контроль – многоступенчатая процедура.

В систему осуществления валютного контроля вовлечены Правительство РФ, Центральный банк России, налоговики, таможенники и обслуживающие банки, а также участники рынка ценных бумаг.

Контроль проходит по определенной цепочке – от низшего звена к высшему.

Например, сначала контроль за операциями клиента осуществляют банки, профессиональные участники рынка ценных бумаг, в «валютном» Законе они именуются «агенты валютного контроля».

Зафиксировав нарушение валютного законодательства, банки передают такие сведения в Центробанк России, который именуется как «орган валютного контроля». В свою очередь, Центробанк передает сведения о нарушениях налоговикам, которые, также являясь органами валютного контроля, вправе штрафовать участников внешнеэкономической деятельности.

Правительство выступает как базис в этой иерархии. Его роль сводится к установлению правил игры на валютном рынке, то есть к разработке законодательства в части валютного регулирования.

Как проводится валютный контроль?

Валютный контроль начинается с низшего звена – с агентов валютного контроля.

Заметим, что этот банкет за счет самих клиентов. Расценки за услуги валютного контроля у разных банков отличаются. Некоторые банки включают комиссию за услуги валютного контроля в общий тариф, некоторые берут сверху от 0,10 до 0,20 %.

При проведении валютного контроля банки руководствуются Инструкцией Банка России от 16.08.2017 № 181-И.

Например, при заключении внешнеторгового контракта между резидентом и нерезидентом, у российской компании возникает обязанность осуществить так называемую постановку на учет в обслуживающем банке. Правда для этого сумма экспортного контракта должна быть больше 6 млн рублей, а импортного – 3 млн. рублей. Для этого резиденту нужно представить в банк пакет документов в определенный срок. В противном случае банк может отказать компании в проведении валютной операции.

Валютный контроль экспорта услуг

  • Сделки с криптовалютой

    131 0

    Владимиру было очевидно, что Центробанк, как главный по регулированию потока иностранного капитала, заинтересован в соблюдении законов больше всего. Кто же еще занимается проверкой?

    Все верно. Центробанк является одним из органов, который проверяет соблюдение всех мер. Но не только он.

    Помимо этого задействованы 3 уровня госорганов:

    • Правительство РФ;
    • Органы валютного контроля: Центробанк, Федеральная таможенная служба и Федеральная налоговая служба;
    • Агенты валютного контроля: уполномоченные банки.

    Чем же занимаются все участники проверки? У каждой организации есть свои права и обязанности.

    Начнем с прав. У органов и агентов права схожи, но у органов они шире.

    Сравните:

    Права органов и агентов Права органов
    • проверка соблюдения законодательства, полноты и достоверности отчетности по сделкам;
    • доступ к документам и данным по операциям.
    • выдача распоряжения на исправление нарушений в ходе соглашения;
    • применение мер наказания за нарушение законодательства.

    А вот обязанностей у агентов больше:

    Обязанности органов и агентов Обязанности агентов
    • сохранить коммерческую, налоговую, банковскую тайну, а также обеспечить ее конфиденциальность.
    • контролировать исполнение валютного законодательства;
    • обеспечить органы информацией о валютных операциях, в которых они участвуют.

    У Владимира появился вопрос: как в будущем узнать, какие сделки попадают под процедуру контроля? Ведь это не первый его иностранный партнер. Всегда ли нужно проходить через все этапы? К тому же бывают разные виды сделок: например, когда юрлица из России в виде исключений расплачиваются не рублями.

    В поле зрения закона попадают следующие виды операций:

    1. Поступление инвалюты и ценных бумаг через границу страны;
    2. Все виды операций между резидентами (физлицо или юрлицо РФ) и нерезидентами (участник иностранной стороны);
    3. Операции между нерезидентами в рублях;
    4. Операции между резидентами в валюте.

    Когда Владимир обратился к бухгалтеру с просьбой оформить все документы, первым делом у него спросили сумму сделки и объяснили, что для разных сделок нужен разный набор документов. Все зависит от того, какой итог будет указан в договоре.

    Какую отчетность нужно предоставить:

    • Сумма сделки в пределах 200 тысяч рублей: сообщите банку только код операции;
    • Если вы прописываете в договоре итог от 200 тысяч до 3 млн рублей, то банковскому работнику потребуется договор, акт или счет;
    • Если же на ваш счет импортом поступает от 3 млн до 6 млн рублей, или же вы берете кредит, то предоставьте договор;
    • В случае, если соглашение превышает 6 млн рублей, то вас тоже попросят предоставить договор.

    Совет от банка:

    Сумма в контракте должна быть указана в рублях. Для правильного перевода ориентируйтесь на курс Центробанка.

    Что такое валютный контроль в банке

    Для контрактов свыше 200 тыс. руб. документы представляют:

    • при поступлении валюты на транзитный валютный счет — в течение 15 дней с даты поступления;
    • при списании валюты или при списании в пользу нерезидента — одновременно с распоряжением о списании.

    Сроки постановки контракта на учет валютного контроля аналогичные. Только помимо того, что резидент должен представить в уполномоченный банк необходимые документы, сопровождающие сделку, банк после получения этих документов не позднее следующего рабочего дня присваивает контракту уникальный номер валютного контроля. Применяемые раньше паспорта сделки валютного контроля не используются, теперь вместо них — УНК валютного контроля (уникальный номер контракта).

    Кроме того, резидент должен самостоятельно осуществлять контроль за репатриацией валютной выручки и сообщить о ее сроках в банк.

    Организация контрольной работы ориентирована на то, чтобы вмешательство государства в экономическую деятельность было минимальным и не создавало препятствий для добросовестных бизнесменов:

    1. Экономические методы контроля имеют приоритет над административными.
    2. Вмешательство в проводимые бизнесменами валютные операции допустимо только в рамках, предусмотренных законом.
    3. Единый подход к валютному контролю в рамках внешней и внутренней политики.
    4. Защита прав всех сторон сделки.

    Валютный контроль делится на следующие формы:

    1. Предварительный, который осуществляется до проведения операции.
    2. Текущий, который производится непосредственно при реализации контракта и осуществлении валютных расчетов.
    3. Последующий, проводимый после завершения сделки.

    Регулирование в этой области осуществляют:

    1. Органы валютного контроля: Центральный банк РФ и Правительство РФ.
      ЦБ РФ осуществляет свои контрольные обязанности непосредственно, а Правительство – наделяет соответствующими полномочиями государственные органы. На сегодня это – налоговая и таможенная службы. Органы валютного контроля (ОВК) не только занимаются проверками, но и могут издавать нормативные акты.
    2. Агенты валютного контроля (АВК) – это структуры, которые непосредственно работают с бизнесменами.
      В первую очередь – это уполномоченные банки, т.е. российские кредитные организации, которые имеют право работать с валютой. Также к категории АВК относятся профучастники рынка ценных бумаг и госкорпорация ВЭБ.РФ.

    В функции АВК входит текущий контроль, а в случае необходимости они передают материалы проверок в ОВК.

    К «подконтрольным» операциям в этой области относятся:

    1. Любые перемещения денег или ценных бумаг через государственную границу.
    2. Любые операции между нерезидентами и резидентами.
    3. Рублевые сделки между нерезидентами.
    4. Валютные сделки между резидентами.

    Нужно отметить, что расчеты между резидентами с использованием иностранной валюты в общем случае запрещены. Однако из этого правила закон предусматривает три десятка исключений: расчеты по агентским договорам, при покупке ценных бумаг, оплате командировочных расходов и т.п. Поэтому валютные расчеты между резидентами правильнее назвать «условно-разрешенными».

    А вот операции в валюте между резидентами и нерезидентами можно проводить практически без ограничений. Однако эта «свобода» касается только самого факта осуществления операции. Порядок ее оформления, напротив, жестко регламентирован. Основной целью контроля здесь является обеспечение своевременного поступления валютной выручки за товары (работы, услуги) или возврат выданного аванса либо займа.

    Причем после изменений, внесенных в законодательство с 1 марта 2018 года, бизнесмены должны при оформлении внешнеторговых сделок сообщать банкам точные сроки поступления валютных средств.

    Перечень документов для предоставления в банки зависит от суммы сделки, определяемой в рублях по курсу ЦБ РФ, а также от ее категории.

    Сумма

    Экспорт

    Импорт или кредитование

    до 200 тыс. руб. документы предоставлять не нужно, достаточно сообщить банку код операции
    от 200 тыс. руб. до 3 млн руб. любой документ, позволяющий банку проставить код операции: контракт, акт, счет и т.п. любой документ, позволяющий банку проставить код операции: контракт, акт, счет и т.п.
    от 3 млн руб. до 6 млн руб. контракт для регистрации
    свыше 6 млн руб. контракт для регистрации

    Как видно из таблицы, при крупных суммах сделки бизнесмен должен зарегистрировать в банке контракт, при этом кредитная организация присваивает документу уникальный номер. Эта операция заменяет составление паспорта сделки, отмененное с 01.03.2018.

    Для регистрации можно использовать и проект контракта, в этом случае готовый документ нужно предоставить в банк в течение 15 дней после его подписания.

    По всем контрактам, подлежащим обязательной регистрации, в банк предоставляется справка о подтверждающих документах (СПД), заполняемая бухгалтерией в соответствии с приложением 6 к инструкции № 181-И Т.к. ведомость по паспорту сделки теперь не оформляется, то СПД по новым правилам является основной формой отчетности по исполнению контрактов, заключенных с нерезидентами.

    СПД представляет собой реестр документов, подтверждающих исполнение контракта, с указанием суммы, и, в случае необходимости, – срока возврата валютных средств.

    Срок для оформления СПД – 15 рабочих дней с последнего дня месяца, когда российской стороной был исполнен контракт, например – отгружен товар или оказана услуга. При возврате займа 15 дней нужно отсчитывать от завершения того месяца, когда были возвращены деньги. Такие же правила действуют для возврата иностранным партнером аванса при импорте товаров (п. 8.2 инструкции № 181-И).

    Образец заполнения СПД можно скачать здесь

    О нюансах привлечения к ответственности за нарушение валютного законодательства

    Закон здесь предусматривает административную ответственность, а при крупных суммах – возможно и уголовное преследование.

    Если сумма неполученной выручки сравнительно «мала» (до 9 млн руб. единовременно или в течение года), то применяется ст. 15.25 КоАП РФ.

    Штраф для организаций и ИП в данном случае составит:

    • 1/150 ключевой ставки ЦБ от суммы нарушения за каждый день просрочки;
    • от 75% до 100% от суммы сделки.

    Указанные виды санкций могут применяться как по отдельности, так и совместно. Виновные должностные лица будут оштрафованы на сумму от 20 до 30 тыс. руб.

    За нарушения в области представления документов для валютного контроля предусмотрены отдельные санкции. Нарушение регламента представления данных документов влечет за собой штраф для юридических лиц в сумме от 40 до 50 тыс. руб., а для ИП и должностных лиц – от 4 до 5 тыс. руб.

    При непредоставлении документов размер санкций зависит от длительности просрочки:

    Просрочка

    Юридические лица

    Должностные лица и ИП

    до 10 дней от 5 до 15 тыс. руб. от 0,5 до 1 тыс. руб.
    от 10 до 30 дней от 20 до 30 тыс. руб. от 2 до 3 тыс. руб.
    более 30 дней от 40 до 50 тыс. руб. от 4 до 5 тыс. руб.

    При повторном нарушении сумма санкций существенно возрастает и может достигнуть 150 тыс. руб. для юридических лиц и 15 тыс. руб. – для должностных лиц и ИП.

    Если эквивалент невозвращенных средств в российской валюте превысил лимит в 9 млн руб., то начинает работать ст. 193 УК РФ. Тяжесть наказания здесь зависит от суммы «зависших» валютных средств и наличия отягчающих обстоятельств.

    Максимальные санкции применяются, в частности, при достижении особо крупных размеров (45 млн руб.) или при использовании «подставного» юридического лица. В этом случае сумма штрафа может достичь 1 млн руб., а срок лишения свободы – 5 лет.

    Самым распространенным нарушением валютного законодательства является задержка получения валютной выручки. Часто деньги не приходят вовремя из-за нарушений условий контракта, допущенных иностранными контрагентами.

    Однако закон в любом случае возлагает ответственность на российскую компанию, которая не сумела получить средства из-за рубежа.

    Это подтвердил и Конституционный суд, который отказался принять к рассмотрению жалобу ОАО «Контактор» (определение от 19.05.2009 № 572-О-О). Компания пыталась оспорить правомерность возложения на продавца ответственности за обеспечение поступления выручки от покупателя-нерезидента.

    Но судьи указали, что компания-экспортер должна обеспечить выполнение установленных законом обязанностей, в том числе и путем «правильного» выбора контрагента.

    КС РФ рекомендовал пострадавшей российской компании в дальнейшем взыскать сумму штрафа с иностранного партнера, нарушившего договорные обязательства. Но понятно, что если нерезидент не оплатил даже полагающуюся по договору сумму, то получить с него еще и компенсацию штрафа будет весьма непросто.

    Гарантированно избежать штрафных санкций можно только, если российская компания застраховала риски неисполнения внешнеторгового контракта, но так поступают далеко не все.

    Кроме того, состав административного правонарушения не образуется, если контракт не был выполнен по причине форс-мажорных обстоятельств (войны, революции, стихийные бедствия и т.п.). Но на практике такие ситуации встречаются нечасто.

    Однако есть и еще одна возможность избежать наказания. Бизнесмен может попытаться убедить проверяющих, а при необходимости – и суд в том, что сделал все возможное для обеспечения поступления выручки по контракту.

    В данном случае можно воспользоваться, например, рекомендациями ФТС РФ (письмо от 10.01.2008 г. № 01-11/217), которые предусматривают комплекс «предупредительных» мер на разных стадиях работы с иностранным партнером.

    1. На этапе предварительных переговоров следует выяснить деловую репутацию контрагента, воспользовавшись информацией торгово-промышленной палаты или официальных органов иностранного государства.
    2. При подготовке контракта следует:
      • внести в него условия об обеспечении (например, банковскую гарантию);
      • предусмотреть такие формы расчета, которые исключают или минимизируют риск неисполнения (предоплата, аккредитив и т.п.);
      • внести в договор порядок разрешения возможных разногласий;
      • указать, в каком судебном органе будет рассматриваться спор, если его не удастся разрешить в досудебном порядке;
      • предусмотреть страхование коммерческих рисков.
    3. При нарушении иностранным контрагентом обязательств:
      • своевременно выслать претензию в соответствии с условиями контракта;
      • направить иск в суд, если претензия оказалась безрезультатной;
      • добиться исполнения решения суда на территории иностранного государства; последний пункт очень важен, т.к. без него контролирующие органы не признают, что бизнесмен принял все необходимые меры для взыскания задолженности.

    Также избежать наказания (или, как минимум, получить больше времени для решения проблемы) можно, если продлить срок действия договора. Но важно заключить соответствующее дополнительное соглашение до истечения первоначального срока поступления денежных средств.

    Однако, даже приняв все перечисленные выше меры, бизнесмен не может быть полностью уверен в том, что наказания удастся избежать. Судебная практика по данному вопросу противоречива.

    Например, письмо с требованием об оплате в одном случае учитывается судом (Постановление 9 ААС от 29.07.2011 г. № А40-29737/11-154-218), а в другом – признается недостаточным (Постановление 18 ААС от 16.12.2015 г. №18АП-14087/2015).

    А в Постановлении АС СЗО от 08.11.2017 г. по делу N А42-273/2017 был признан недостаточным целый ряд мер, включающих не только претензии, но и подачу иска. Судьи отметили, что меры были приняты несвоевременно и в итоге цель не была достигнута.

    Валютный контроль — это комплекс мер государственного регулирования и контроля в сфере операций с валютами и ценными бумагами. Основные направления валютного контроля в РФ установлены Федеральным законом от 10.12.2003 № 173-ФЗ. Приведём выдержки из ФЗ о валютном регулировании и валютном контроле, которые раскрывают ключевые положения валютного законодательства России:

    • 173-ФЗ устанавливает правовые основы и принципы валютного регулирования и валютного контроля в РФ, полномочия органов валютного регулирования, права и обязанности органов агентов валютного контроля (ст. 2);
    • объектами валютного контроля являются права и обязанности резидентов в отношении владения, пользования и распоряжения валютой РФ и российскими ценными бумагами за пределами РФ, а также валютными ценностями, права и обязанности нерезидентов в отношении владения, пользования и распоряжения валютными ценностями на территории РФ, валютой РФ и российскими ценными бумагами (ст. 2);
    • валютный контроль в РФ осуществляется для защиты экономических интересов участников операций с валютой и ценными бумагами (п. 5 ст. 3);
    • органы валютного регулирования – Банк России и Правительство РФ, они издают нормативные акты в сфере валютного регулирования (ч. 1,2 ст. 5);
    • органы валютного контроля – Банк России, Федеральная таможенная служба и Федеральная налоговая служба (ч. 2 ст. 22);
    • агентами валютного контроля являются уполномоченные банки и другие органы (ч. 3 ст. 22, об этом далее).

    Ст. 5 173-ФЗ декларирует пять принципов валютного регулирования и валютного контроля:

    • экономические меры в области валютного регулирования являются приоритетными;
    • неоправданное вмешательство государства в валютные операции должно быть исключено;
    • единство внешней и внутренней валютной политики государства;
    • единство системы валютного регулирования и валютного контроля;
    • обеспечение защиты прав интересов резидентов и нерезидентов при осуществлении валютных операций.

    Валютный контроль осуществляется как для юридических лиц, так и для физических лиц. Основные цели и функции валютного контроля:

    • обеспечение соблюдения требований законодательства при проведении операций с валютами и ценными бумагами, экспортных операций, импортных операций, открытии банковских счетов;
    • проверка международных контрактов на соответствие требований нормативных актов;
    • выявление и пресечение противозаконных операций.

    Методы валютного контроля регламентирует ст. 23 173-ФЗ:

    • проведение проверок соблюдения резидентами и нерезидентами норм валютного законодательства;
    • проведение проверок полноты и достоверности учёта и отчётности по валютным операциям;
    • запрос, получение и анализ документов и сведений, связанных с проведением валютных операций, открытием и ведением счетов, срок предоставления документов по запросам органов и агентов валютного контроля – от 7-ми рабочих дней со дня подачи запроса;
    • выдача предписаний об устранении выявленных нарушений;
    • применение установленных законодательством мер ответственности за нарушение валютного законодательства.

    Согласно положениям ч. 1 ст. 22 173-РФ валютный контроль осуществляют:

    • Правительство РФ;
    • органы валютного контроля;
    • агенты валютного контроля.

    Органами валютного контроля в РФ являются (ч. 2 ст. 22):

    • Банк России;
    • подразделения валютного контроля таможни;
    • подразделения валютного контроля налоговой службы.

    Ч. 3 ст. 22 определяет уполномоченные банки как агенты валютного контроля, также в их число включены профессиональные участники рынка ценных бумаг и государственная корпорация развития «ВЭБ.РФ».

    В соответствии с положениями ч. 6 ст. 22:

    • Правительство РФ координирует деятельность органов налогового контроля таможни и налоговой службы, а также их взаимодействие с Банком России (ч. 6 ст. 22);
    • Банк России взаимодействует с другими органами валютного контроля, координирует взаимодействие агентов валютного контроля с органами валютного контроля при обмене информацией.

    Функции органов валютного контроля:

    • в функции Банка России при осуществлении валютного контроля входит контроль за осуществлением валютных операций кредитными и некредитными финансовыми организациями (ч. 4 ст. 22);
    • органы и агенты валютного контроля осуществляют контроль за валютными операциями других субъектов, резидентов и нерезидентов РФ (ч. 5 ст. 22).

    Валютный контроль в 2021 году для юридических и физических лиц

    Перечень сделок, подлежащих валютному контролю (п. 9 ч. 1 ст. 1 173-ФЗ):

    • приобретение резидентом у резидента и отчуждение резидентом в пользу резидента валют, использование их для платежей;
    • приобретение резидентом у нерезидента либо нерезидентом у резидента и отчуждение резидентом в пользу нерезидента либо нерезидентом в пользу резидента валют, рублей и внутренних ценных бумаг, использование валют рублей и внутренних ценных бумаг для платежей;
    • приобретение нерезидентом у нерезидента и отчуждение нерезидентом в пользу нерезидента валют, рублей и внутренних ценных бумаг, использование валют, рублей и российских ценных бумаг для платежей;
    • ввоз в РФ и вывоз из неё валют, рублей и внутренних ценных бумаг;
    • перевод валют, рублей, внутренних и внешних ценных бумаг со счёта за пределами РФ на счёт того же лица в РФ и в обратном направлении;
    • перевод нерезидентом рублей, внутренних и внешних ценных бумаг со счёта в РФ на счёт того же лица в РФ;
    • перевод рублей со счёта резидента за пределами РФ на счёт другого резидента в РФ и в обратном направлении;
    • перевод рублей со счёта резидента за пределами РФ на счёт другого резидента за пределами РФ;
    • перевод рублей со счёта резидента за пределами РФ на счет того же резидента за пределами РФ.

    О том, какие нужны документы для валютного контроля, говорится в Инструкции Банка России от 16.08.2017 № 181-И. В ней прописан порядок представления резидентами и нерезидентами уполномоченным банкам подтверждающих документов и информации при проведении валютных операций. Рассмотрим этот вопрос на примере экспортных контрактов и приведём выдержки из Инструкции, касающиеся предоставления документов для постановки на учёт (регистрация) договора в банке и иных действий:

    • резидент-экспортёр представляет в банк сведения об экспортном контракте, необходимые для постановки его на учёт по форме банка либо сам экспортный контракт (выписку из экспортного контракта, содержащую информацию, необходимую банку для постановки контракта на учёт и осуществления валютного контроля), и иную информацию, необходимую для формирования банком раздела I ведомости банковского контроля (п. 5.3);
    • в первом варианте резидент должен указать вид экспортного контракта, его дату и номер (при наличии), валюту и сумму контракта для валютного контроля, дату исполнения обязательств по контракту, реквизиты нерезидента, являющегося стороной контракта – наименование, страна (п. 5.4).
    • при исполнении (прекращении) обязательств, изменении суммы обязательств по контракту резидент должен предоставить в банк справку о подтверждающих документах (СПД, приложением 6 к Инструкции) и документы, подтверждающие исполнение (прекращение) обязательств, изменение суммы обязательств (п. 8.1);
    • при внесении изменений (дополнений) в контракт, а также при изменении иных сведений, содержащихся в разделе I ведомости банковского контроля, резидент должен направить в банк заявление о внесении изменений и предоставить подтверждающие документы (пп. 7.1-7.3).

    В число основных органов в РФ, ответственных за исполнение законодательных норм, входят Правительство, ЦБ, а также федеральные органы власти.

    Отнесены к агентам по контролю структуры, участвующие в деятельности по ценным бумагам, регистраторы реестров, уполномоченные банки. В своей деятельности агенты подотчетны ЦБ и федеральным органам власти.

    Правительством обеспечивается согласование работы и взаимодействие агентов и органов контроля в ходе исполнения полномочий, их подотчетность ЦБ РФ.

    В рамках полученных полномочий контролирующие структуры (агенты, органы власти) осуществляют изучение соглашений, соблюдения компаниями и гражданами законодательно определенного порядка перемещения валюты сквозь таможенные рубежи страны.

    Важно! Налоговая служба и таможенная структура с 2017 года освобождены от осуществления агентской деятельности, поскольку теперь решением Правительства РФ они отнесены к органам контроля. Надзорные полномочия за ведением операций с валютой ЦБ распространил на некредитные организации, включив их в подотчетные структуры и тем расширив сферу своего влияния.

    Резиденты и нерезиденты, работающие в РФ по валютным соглашениям, обязаны передавать соответствующие сведения о сделках в уполномоченные структуры.

    Участники соглашений должны соблюдать установленные правила по учету и составлению отчетов по операциям, а также гарантировать их сохранение на период не меньше 36 месяцев от даты совершения. При выявлении у организаций и физических лиц нарушений законодательства последние обязаны полностью исполнить полученное предписание органов контроля о нарушении.

    Банки — это контролирующие агенты, а потому они выполняют проверку и наблюдение за всеми валютными договоренностями. К таковым отнесены сделки неторгового характера, внешнеторговые и кредитные соглашения.

    Клиент должен передать подготовленные им самостоятельно или с помощью сотрудников банка документы:

    1. Паспорт сделки (ПС), в который занесены сведения по контрактам между нерезидентами и резидентами, необходимые для составления отчетности и ведения учета (ФЗ № 173, инструкция ЦБ № 138, 04.06.2012). Данные учитываются по оригиналам договоров, хранящихся у задействованного в сделке лица. Информация должна передаваться в банк не позже исполнения контрактных обязательств или проведения первой сделки (в валюте).
    2. Справку:
      • о приходе валюты РФ (СПВ), которая формируется при перечислении рублей РФ по договору с нерезидентом;
      • о валютных операциях (СВО), свидетельствующую о движении средств (валютных) и передаваемую в банк вместе с подтверждением (по закупу, переводу или продаже валюты);
      • о подтверждающих документах (СПД) вместе с подтверждениями завоза/вывоза продукции из РФ, выполнения договоренностей по контракту.

    Агенты при проверке процедур открытия или ведения счетов, проведения иных операций вправе запросить документы:

    • свидетельствующие о регистрации предпринимателя (индивидуального);
    • подтверждающие постановку на налоговый учет, статус компании;
    • подтверждающие право собственности/владения/распоряжения на имущество (недвижимое);
    • сформированные в стране проживания (регистрации) нерезидента и удостоверяющие его полномочия по открытию счетов (при необходимости), ведению операций в валюте;
    • служащие основанием для договоренностей соглашения или контракты;
    • подтверждающие передачу товаров, информации или исполнение работ;
    • оформляемые кредитными структурами в подтверждение исполнения валютных операций;
    • таможенные документы касательно ввоза в страну рублей Российской Федерации, валюты других государств и ценных бумаг.

    Важно! Все сведения, имеющие непосредственное отношение к рассматриваемой валютной операции, должны быть непросроченными на момент передачи в банк. Сведения передаются в оригиналах или в виде копий, имеющих нотариальное оформление и переведенных на русский язык (при необходимости).

    Валютный контроль 2021: что нужно знать

    При открытии паспорта сделки в банке данные передаются не позже дня оформления справок или даты сдачи таможенной декларации.

    Для переоформления ПС выделяется 15 дней от даты составления договоров, согласно которым изменяются сведения в ПС, или после завершения договора, в тексте которого присутствует пункт о его автоматической пролонгации. При замене сведений о резиденте или внесении корректировок в ЕГРЮЛ срок для переоформления продлевается до 30 рабочих дней.

    При поступлении валюты другого государства или рублей РФ, перечисленных нерезидентом, справку СВО следует предоставить до истечения 15 дней (рабочих) после прихода денег на расчетный счет (с оформлением ПС) или на валютный счет (транзитный).

    В банк при таможенном оформлении СПД передается не позже 15 дней после месяца, когда была сделана таможенная отметка, подтверждающая выпуск товара, или подготовлены документы об исполнении договорных требований.

    Корректирование СВО, СПД производится в срок до 15 дней после составления документов, подтверждающих обновления.

    Важно! Для проведения контроля документы рекомендуется передавать в банк с запасом времени (не меньше 3 дней), чтобы успеть устранить замечания и недочеты, если они будут выявлены.

    Ответственность административного плана (ст. 15 КоАП РФ) устанавливается, если:

    • соглашения в денежных единицах иных государств исполнены без привлечения уполномоченных банков;
    • резидент не направил или нарушил срок, отведенный для отправки данных об открытии в ином государстве банковского счета;
    • нарушен срок для получения денег за товары, направленные в адрес иностранцев, на банковский счет;
    • в РФ не возвращены деньги, направленные за товары нерезидентам, которые при этом не были перемещены на территорию РФ;
    • не соблюден порядок отчетности по сделкам.

    За перечисленные нарушения назначается штрафная выплата в размере, зависящем от вида и тяжести проступка. К примеру, некорректное составление документации по внешнеторговым сделкам влечет штрафные санкции для предприятия (40000 руб.-50000 руб.) и его руководителя (4000 руб.-5000 руб.) (ст. 15 КоАП РФ).

    Некоторые нарушения законодательных норм предусматривают меры в виде уголовной ответственности по ст. 193 УК РФ.

    Незачисление валюты в банк и иные нарушения в крупном размере (от 9 млн.руб.) предусматривает ответственность в виде:

    • штрафа;
    • работ принудительного характера;
    • лишения свободы.

    Важно! По письму МФ РФ № 15-05-29/455 (09.04.2004) предприятие, допустившее несколько административных правонарушений в течение одного рабочего дня, может быть наказано лишь один раз (по одному правонарушению). На практике указанное положение может быть использовано для уменьшения суммы штрафов.

    В договорах обычно есть условие — срок, в который клиент обязан оплатить услуги. Но клиенты не всегда платят в срок, иногда задерживают деньги, а штраф получает компания. Причем за каждый день просрочки.

    Елена, владелец пиар-агентства из нашего примера, подписала договор с клиентом и зафиксировала условия оплаты — 5000 евро через пять дней после подписания акта.

    Клиент акт подписал, но деньги не перевел. Елена звонила, оставляла сообщения, писала в вотсап и на Фейсбуке. Клиент заплатил через 15 дней. Елена получила штраф — 5000 евро.

    Штраф — 1/150 от ставки рефинансирования ЦБ за каждый день просрочки и (или) 75-100% от задержавшейся суммы.

    Если клиент перечисляет деньги с задержкой, это и так проблема. Еще хуже, когда за это приходится платить штраф. Есть несколько способов заставить клиента платить вовремя. Некоторые из них безопасные, а некоторые расстроят клиента, но расскажем обо всех.

    Поставить в договоре дату с запасом. По закону срок и условия получения денег можно написать любые. Чтобы себя обезопасить, напишите: «Клиент оплачивает услуги в течение 10 дней со дня выставления счета, но не позднее 30 дней». Так у вас будет месяц, чтобы получить деньги. Но если клиент ненадежный, он воспользуется формулировкой, чтобы затянуть платеж.

    Объяснить клиенту важность сроков. Если в стране клиента нет штрафов за просрочку платежа, он не понимает беспокойства. Поэтому поговорите с клиентом, объясните ситуацию. Если клиент порядочный и понимающий, он не захочет, чтобы из-за него вы получили штраф.

    Работать по 100% предоплате и не начинать работу, пока не получите предоплату. На это не все согласятся, но вы будете в безопасности. Предоплату клиент тоже может просрочить, но вероятность меньше, потому что без предоплаты работа не начнется.

    Главное — не привязывать предоплату к дате заключения договора, а то риск получить штраф останется. Лучше привяжите оплату к действию: «Клиент оплачивает услугу после передачи исполнителю технического задания». Если к вам будут вопросы, проще доказать, что это клиент не сдал ТЗ, поэтому оплата пришла позже.

    Назначить пени. Пропишите в договоре пени за задержку оплаты и предупредите клиента, что потребуете их оплатить в случае просрочки.

    Совет довольно опасный, здесь нужно быть аккуратным. Если заставите клиента платить пени, он может захотеть отомстить. Найти повод легко: клиент может оштрафовать за пропущенный звонок или мелкие замечания по работе. Поэтому перед требованием оплатить пени, убедитесь, что вас не за что штрафовать.

    Предприниматель обязан получить полную оплату услуг. Если клиент не заплатил совсем или заплатил не всю сумму, виноват предприниматель. Он и заплатит штраф. Это приз за доверчивость. Еще одна история:

    Пиар-агентство Елены уже год работало с клиентом. Клиент всегда платил вовремя, а работой был доволен. Потом клиент попросил оплатить новый заказ в рассрочку, и Елена пошла навстречу. Это условие описали в договоре: компания взяла предоплату 1000 евро, а оставшиеся 9000 евро ждала после завершения работы. Но когда работу сделали, клиент скрылся и не заплатил. Компания понесла убытки и получила штраф по валютному контролю — те самые 9000 евро.

    Есть еще одна причина, почему сумма может прийти не вся — комиссия за перевод. При переводе денег из иностранного банка в российский, иностранный банк берет комиссию — 15-30 евро с перевода. Комиссию банк вычитает из суммы перевода: клиент переводит 100 евро, банк вычитает 30, на счет приходит 70 евро вместо ста. Это повод для штрафа.

    Штраф — 75-100% от суммы, которая не поступила на счет

    Чтобы не получить штраф из-за комиссии банка или недобросовестного клиента, советуем сделать вот что:

    Договориться о комиссии. Зафиксируйте в договоре, кто платит комиссию за банковский перевод. Если на счет придет меньше денег, банк и госорганы поймут причину и не станут штрафовать.

    Если комиссию оплачивает клиент, в договоре можно написать: «Все банковские комиссии оплачивает отправитель». Тогда пусть переводит деньги с запасом

    Чтобы исключить штраф, некоторые банки предлагают писать заявление при получении денег. В заявлении вы пишете, что комиссию оплачиваете сами, поэтому сумма различается. Если у госорганов будут вопросы, покажете заявление.

    Подавать в суд. Если клиент вас обманул, штраф можно оспорить или уменьшить. Для этого надо доказать, что вы выбивали деньги из клиента как могли: писали заявление в полицию, подавали в суд, жаловались регулятору рынка или профильной ассоциации. Если докажете, штрафа не будет.

    Не доверять. Конечно, если компания впервые работает с клиентом, и он не заплатил, штрафа не будет. Банк и не узнает, что сделка была. Но если банк уже видел договор, отступать нельзя: оплаты нужно добиться. Главное — не бояться показаться навязчивым параноиком или обидеть клиента. Это ваши деньги, пусть клиент думает, что хочет, штраф платить не ему.

    Для валютного контроля предприниматель сдает в банк документы: договор с клиентом, распоряжение о списании валюты с транзитного счета и справку о валютных операциях. Если он получил 50 000 долларов и больше, то паспорт сделки и справку о подтверждающих документах. Всё, кроме договора, надо заполнить в сроки валютного контроля и без ошибок.

    Шаблон документов разработал Центробанк, поэтому бланки стандартные. Но каждый банк сам решает, как клиент будет их заполнять: дает подсказки в личном кабинете, заполняет сам или оставляет клиента наедине с шаблонами.

    Если предприниматель ошибется в документах, а банк их примет, предприниматель нарушит закон и получит штраф. Ошибиться легко — например, если не понять термины в документах и написать «зачисление на счет резидента» вместо «зачисление на счет фактора». Опечатки тоже считаются за ошибку:

    Пиар-агентство Елены подписало договор с компанией «Mamа Roma». Но в паспорте сделки Елена ошиблась и написала «Mama Romo». Реквизиты счета, адрес компании и остальная информация совпадает, поэтому понятно, что речь об одном и том же юрлице. Но опечатка в одну букву — это тоже ошибка, и за нее компания получила штраф 50 000 рублей.

    Банк не обязан показывать клиенту его ошибки, он может просто вернуть документы с пометкой «Не принято» или принять с ошибками. Помогать клиенту или нет — зависит от банка.

    Штраф за ошибки — 4000-5000 рублей для ИП, 40 000-50 000 рублей для ООО. За повторную ошибку — 150 000 рублей для ООО и 15 000 рублей для ИП.

    Единственный способ уберечься от ошибки — найти банк, который помогает заполнить документы. Некоторые банки делают это бесплатно, а другие — помогают за деньги. Но всё равно это будет дешевле, чем платить штраф.

    Валютный контроль — это когда государство проверяет валютные транзакции на предмет соблюдения закона о валютном регулировании. Закон распространяется и на бизнес, и на физических лиц.

    В этом законе есть ряд мер, направленных на укрепление государства и рубля, и гигантские штрафы за несоблюдение мер.

    Органами валютного контроля, то есть теми, кто устанавливает «правила игры», выступают Правительство и Центробанк РФ. А агентами валютного контроля, то есть теми, кто проверяет соблюдение этих правил — банки, проф. участники рынка ценных бумаг и госкорпорация ВЭБ.РФ

    • все денежные переводы между нерезидентами и резидентами РФ;
    • расчеты между нерезидентами РФ в российских рублях;
    • все перечисления между резидентами РФ в иностранной валюте.

    Документы для валютного контроля

    Закон определяет какие сведения нужны банку для валютного контроля. Если вы занимаетесь экспортом, импортом или прочим ВЭД, наверняка сталкиваетесь с контролем. Если только планируете, читайте нашу статью дальше.

    За внешнеэкономическими договорами строго следит обслуживающий банк. Контроль оформления валютных документов по ВЭД— это его прямая функция.

    Все подписанные договоренности с нерезидентами по сумме подразделяются на три группы В каждой из них индивидуальный перечень.

    Банк требует для подтверждения реальности сделки следующее:

    • контракт,
    • инвойс,
    • акт,
    • транспортные накладные (например: коносамент, авианакладная, ж/д накладная и пр.)
    • и другие, которые сопровождают сделку и перевозку.


    Сроки валютного контроля в этой группе:

    • после зачисления на счет валюты или российских рублей от нерезидентов — 15 рабочих дней;
    • при перечислении валюты или рублей за рубеж — одновременно с платежкой.

    По февраль 2018 года включительно, для любой валютной сделки нужно было заполнить паспорт сделки. В паспорте сделки прописывалась вся ключевая информация по контракту ВЭД.

    С 1 марта 2018 паспорт сделки отменили, но теперь для выполнения функции валютного контроля, банк ставит договор ВЭД на учет с присвоением ему уникального номера контракта (УНК). Присвоение УНК — это обязательный этап валютного контроля, если:

    • по импорту и договорам кредита (займа) сумма соглашения составляет 3 млн. р. и больше (в эквиваленте по курсу на дату подписания либо заключения последних допсоглашений);
    • по экспорту сумма соглашения составляет 6 млн. р. и больше (в эквиваленте по курсу на дату заключения либо последних допсоглашений).


    Сроки предоставления сведений в банк в этой группе при предоплате:

    • При экспорте или другом зачислении денег (RUR или валюта) на счет — не позже, чем через 15 рабочих дней с даты зачисления средств.
      Если счет открыт в банке-нерезиденте РФ – не позже 30 рабочих дней после месяца, в котором произошло зачисление.
    • При импорте или другом списании денег (RUR или валюта) со счета — не позже даты когда вы направили платежку в банк.
      Если расчетный счет в банке-нерезиденте, то не позже 30 рабочих дней после месяца, в котором произошло списание.

    При постоплате сроки регистрации контракта и получения УНК такие:

    • Ввоз или вывоз товара с обязательным составлением таможенной декларации – не позже даты подачи декларации.
    • Ввоз или вывоз товара без таможенного декларирования (например, поставки в ЕАЭС ) — 15 рабочих дней после месяца, в котором был ввезен/вывезен товар.
    • Услуги/работы/передача прав — 15 рабочих дней после месяца, в котором оформлены акты.

    К сведению:

    Для экспортеров сделали небольшое послабление – скан контракта можно подавать в течение 15 рабочих дней после постановки его на учет. А до этого его будут учитывать на основании «основных сведений из контракта». У каждого банка есть форма: заполняете, отправляете, ставят на учет и присваивают УНК — и начинайте работать.

    Банк ставит контракт на учет в течение 1 рабочего дня, и плюс один рабочий день дается кредитной организации, чтобы уведомить компанию о присвоенном УНК. Итого, у банка 2 дня для уведомления о присвоенном номере.

    По экспортным операциям сроки сокращены до 1 рабочего дня за всю процедуру.

    Важно:

    Если подписывается дополнительное соглашение, которым вносятся хоть какие-то изменения в поставленный на учет контракт, не забудьте отнести это соглашение в банк.
    Срок — 15 раб. дней после даты подписания допника. Банки следят за сроками внимательно, зная «любовь» предпринимателей рисовать допники «задним числом», и , если просрочка, сразу влепят штраф.

    Что бухгалтеру нужно знать о валютном контроле

    Справка о подтверждающих документах (СПД) предоставляется только по контрактам, требующим постановки на учет (и присвоения УНК).

    Сроки подачи СПД при валютном контроле:

    • при оформлении таможенной декларации (ГТД) — предоставление СПД обязательно в течение 15 рабочих дней после месяца, в котором составлена ГТД;
    • для сделок без таможенной декларации — 15 рабочих дней после месяца, в котором оформлены отгрузочные накладные.
    • для иных сделок и ситуаций — 15 рабочих дней после месяца оформления подтверждающих актов.

    Вместе со справкой предоставляются и сами подтверждающие документы (кроме таможенной декларации — ее банк получит из таможни электронно).

    К ним относятся:

    • при ввозе/вывозе товара в ТС — товаросопроводительные бумаги;
    • при оказании услуг/выполнении работ/передаче результатов интеллектуальной деятельности — акты приема-передачи, счета, счета-фактуры и/или другие документы по контракту.
      Т.е. например, карточка по 26 счету с проводкой, отражающей полученную услугу, тоже может считается подтверждением.

    Справка по сделкам экспорта-импорта товара, подлежащим таможенному декларированию (с оформлением ГТД), предоставляется в случае:

    1. Экспорта с отсрочкой платежа (ГТД оформлена до поступления выручки).
    2. Импорта с предоплатой.

    При авансировании экспортных сделок и оплате после поставки по импортным сделкам СПД не предоставляется, данные поступают в банк непосредственно из ФТС.

    За непредоставление документов валютного контроля можно отделаться штрафом, а можно и сесть. Компания несет ответственность за то, чтобы получить причитающиеся ей по договору денежные средства и получить их вовремя. Нельзя отгрузить товар за границу и не получить за него денег. Нельзя и просрочить получение денег. Всё это штрафуется.

    А еще, если авансом оплатили товары или услуги, а товары вам не поставили (услуги не оказали), то обязательно вернуть уплаченную предоплату в Россию. Не смогли вернуть — штраф.

    Если сумма просроченной или неполученной выручки (п. 4 ст. 15.25 КоАП РФ), или сумма невозвращенного в срок аванса (п. 5 ст. 15.25 КоАП РФ) окажется до 100 миллионов р., то штраф составит:

    При просрочке получения выручки:

    • Предупреждение или штраф в размере 1/150 ставки ЦБ РФ за каждый день просрочки.

    При невозврате

    • от 3 до 10% на компанию при контракте в рублях;
    • от 5 до 30% на компанию при контракте в валюте:
    • на руководителя компании от 20 000 до 30 000 р.

    За повторное нарушение валютного законодательства в этой части гендиректор получит дисквалификацию на срок от 6 месяцев до 3 лет.

    Если просрочено, неполучено или невозвращено более 100 миллионов р. (п. 5.2 ст. 15.25 КоАП РФ):

    При первой просрочке получения выручки:

    • Предупреждение или штраф в размере 1/150 ставки ЦБ РФ за каждый день просрочки.

    При невозврате

    • от 75 до 100% на компанию
    • на руководителя компании от 40 000 до 50 000р. или дисквалификация до 3х лет.

    За повторное нарушение валютного законодательства в этой части возбуждается уголовное дело по ст. 193 УК РФ, и директору грозит лишение свободы на срок до 3х лет, да деяние в особо крупном размере — до 5 лет лишения свободы.

    К общим существенным условиям валютных договоров, заключаемых между резидентами и нерезидентами, относится указание срока исполнения обязательств нерезидентами:

    при экспорте — по оплате переданных нерезиденту товаров, нераскрытой информации, исключительных прав на объекты интеллектуальной собственности, имущественных прав, имущества в аренду (внесению арендной платы и иных связанных с арендой платежей), выполненных работ, оказанных услуг, что соответствует условиям расчетов, обязательность указания которых предусмотрена в абз.5 подп.1.16 п.1 Указа № 178.

    Пример договорного условия

    «Покупатель обязуется оплатить Товар в порядке предварительной оплаты не позднее 10 (десяти) банковских дней от даты подписания Сторонами инвойса, если иное не предусмотрено в инвойсе»;

    при импорте — по возврату нерезидентом белорусских рублей, иностранной валюты, внесенных резидентом в качестве предварительной оплаты, в случае неисполнения или исполнения не в полном объеме нерезидентом обязательств по передаче товаров, нераскрытой информации, исключительных прав на объекты интеллектуальной собственности, имущественных прав, имущества в аренду, выполнению работ, оказанию услуг (ч.2 п.1 ст.10 Закона № 226-З).

    Пример договорного условия

    «Производитель обязуется вернуть перечисленные Покупателем суммы предварительной оплаты в случае неисполнения или исполнения не в полном объеме нерезидентом обязательств по передаче товаров не позднее ______________, если иное не согласовано Сторонами путем заключения дополнительного соглашения к Контракту».

    При этом Законом № 226-З не предусмотрены предельные сроки исполнения нерезидентом соответствующих обязательств, которые не могут превышать сроки, указанные сторонами в валютном договоре.

    В соответствии с общим правилом п.2 ст.392 ГК, если после заключения и до прекращения действия договора принят акт законодательства, устанавливающий обязательные для сторон правила, иные, чем те, которые действовали при заключении договора, условия заключенного договора должны быть приведены в соответствие с законодательством, если иное не предусмотрено законодательством.

    Таким образом, валютные договоры, которые заключены до 9 июля 2021 г., нужно привести в соответствие с новыми требованиями законодательства путем заключения дополнительных соглашений к ним.

    Исключения

    Не требуется приводить в соответствие с новыми нормами валютного законодательства договоры, которые одновременно соответствуют следующим критериям:

    • заключены до 9 июля 2021 г.;

    • предусматривают проведение валютных операций с использованием иностранной валюты в случаях, установленных нормами, которые действовали до 9 июля 2021 г.;

    • срок действия которых не будет продлен (увеличен) (ст.4 Закона от 30.06.2020 № 36-З «Об изменении законов по вопросам валютного регулирования и валютного контроля»).

    Что представляет собой валютный контроль в РФ

    Постановлением № 191 предусмотрено, что банки Республики Беларусь, ОАО «Банк развития Республики Беларусь» до 31 июля 2021 г. включительно при проведении платежей юридических лиц и ИП, являющихся резидентами Республики Беларусь, по валютным договорам, предусматривающим экспорт, импорт, в случае указания в платежных инструкциях регистрационного номера сделки, присвоенного такому договору банком Республики Беларусь до 9 июля 2021 г. в соответствии с подп.1.11 п.1 Указа № 178, не проверяют соблюдение требований о регистрации валютного договора на веб-портале.

    Валютный договор подлежит регистрации в следующие сроки в зависимости от того, какое из нижеуказанных событий наступает раньше:

    • до совершения резидентом действий, направленных на исполнение валютного договора;

    • не позднее 7 рабочих дней с даты, следующей за датой поступления денежных средств по валютному договору на счет, открытый резиденту в банке либо иностранном банке (ч.1 п.6 Инструкции № 37).

    Исключение

    В случае внесения в ранее не подлежавший регистрации валютный договор изменений, в соответствии с которыми:

    • сумма обязательств по нему достигает либо увеличивается до суммы, предусмотренной ч.1 п.3 Инструкции № 37 (4 000 БВ — для юридического лица — резидента и ИП-резидента, 2 000 БВ — для физического лица — резидента)

    или

    • становится неопределенной, —

    такой валютный договор подлежит регистрации не позднее 7 рабочих дней с даты внесения указанных изменений (ч.2 п.6 Инструкции № 37).

    Обязанность осуществить регистрацию валютного договора несет резидент (подп.2.3 п.2 ст.8 Закона № 226-З).

    При этом в Руководстве Нацбанк рекомендует определить в организации круг лиц, которые обязаны регистрировать валютные договоры. Данная обязанность может быть установлена приказом (распоряжением), в должностной инструкции, положении об отделе или локальном правовом акте нанимателя.

    Несмотря на то что обязанность осуществить регистрацию валютного договора несет резидент (подп.2.3 п.2 ст.8 Закона № 226-З), фактически данное действие может быть выполнено несколькими субъектами.

    Регистрация валютного договора

    Резиденты могут регистрировать валютные договоры
    (ч.1 п.5 Инструкции № 37)
    Самостоятельно на веб-портале Нацбанка С помощью банков Республики Беларусь, ОАО «Банк развития Республики Беларусь» при условии осуществления ими банковских операций, в том числе расчетно-кассового обслуживания резидента, по валютному договору
    Основание — предварительно заключенный договор между банком и резидентом об оказании услуг (ч.2 п.5 Инструкции № 37)

    В связи с упразднением Росфиннадзора функции федерального органа исполнительной власти в области валютного контроля были возложены на ФНС России.

    Как сообщает официальное издание ФНС России «Налоговая политика и практика», с 18 апреля 2016 года к полномочиям ФНС России отнесен контроль:

    • за соблюдением резидентами (кроме кредитных и некредитных финансовых организаций) и нерезидентами валютного законодательства (за исключением операций, связанных с перемещением товаров через таможенную границу ЕвразЭС, с ввозом товаров в РФ и их вывозом из РФ, который находится в ведении ФТС России);
    • за соблюдением физическими и юридическими лицами-резидентами обязанности уведомлять налоговые органы по месту своего учета об открытии (закрытии, изменении реквизитов) счетов (вкладов) в банках, расположенных за пределами территории РФ, а также за порядком представления отчетов о движении средств по таким счетам (вкладам).

    Таким образом, на налоговые органы возложен контроль за законностью проведения всех валютных операций резидентов, не связанных с перемещением через границу товаров, а также за репатриацией выручки по внешнеторговым контрактам, предусматривающим выполнение работ, оказание услуг, передачу информации и результатов интеллектуальной деятельности, в том числе исключительных прав.

    Относительно функции по контролю за порядком открытия и использования резидентами своих счетов в зарубежных банках, сообщается, что «отчеты о движении средств по таким счетам используются не только в целях валютного контроля, но и при планировании и проведении мероприятий налогового контроля».

    Согласно ст. 22 Федерального закона от 10.12.2003 № 173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле» (далее – Закон № 173-ФЗ) в алютный контроль в Российской Федерации осуществляется Правительством РФ, органами и агентами валютного контроля. Агентами валютного контроля являются в том числе налоговые органы.

    Налоговые органы, а также их должностные лица в пределах своей компетенции имеют право (ч. 1 ст. 23 Закона № 173-ФЗ):

    — проводить проверки соблюдения резидентами и нерезидентами валютного законодательства;

    — проводить проверки полноты и достоверности учета и отчетности по валютным операциям резидентов и нерезидентов;

    — запрашивать и получать документы и информацию, которые связаны с проведением валютных операций, открытием и ведением счетов.

    [2]

    Кроме этого, налоговые органы, а также их должностные лица обязаны (ч. 7 ст. 23 Закона № 173-ФЗ):

    — осуществлять контроль за соблюдением резидентами и нерезидентами валютного законодательства;

    — представлять органам валютного контроля информацию о валютных операциях, проводимых с их участием, в порядке , установленном валютным законодательством.

    Порядок налогового контроля валютных операций, осуществляемых резидентами и нерезидентами РФ (за исключением кредитных организаций и валютных бирж), регулируется Административным регламентом, утвержденным Приказом Минфина РФ от 04.10.2011 № 123н.

    Кто проводит проверки

    Проверки осуществляют должностные лица центрального аппарата ФНС России и ее территориальных органов (п. 17 регламента).

    КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за нарушение валютного законодательства и актов органов валютного регулирования.

    Так, за совершение незаконных валютных операций налагается штраф на должностных и юридических лиц в размере от 3/4 до 1 размера суммы операции (часть 1 статьи 15.25). Предусмотрены штрафы за непредоставление резидентом в налоговый орган уведомления об открытии (закрытии) счета (вклада) или об изменении реквизитов счета (вклада) в банке, расположенном за рубежом (часть 2.1 статьи 15.25). Также привлекают к ответственности за несоблюдение процедуры направления отчетности по валютным операциям, отчетов о движении средств по счетам (вкладам) в банках за рубежом и (или) подтверждающих банковских документов (часть 6 статьи 15.25).

    По мнению ФНС России, если валютная операция по зарубежному счету совершена резидентом с несоблюдением требований валютного законодательства, то он может быть привлечен к административной ответственности одновременно по всем перечисленным видам нарушений.

    Отмечено, что получение налоговыми органами информации о наличии у резидента счета в банке за рубежом, по которому им не предоставлено соответствующее уведомление об открытии счета или отчет о движении средств, является основанием для проведения проверки соблюдения валютного законодательства.

    Письмо Федеральной налоговой службы

    последние изыски ВАСи по поводу компетенции налоргов привели к следующим размышлениям.

    Итак, чем регулируются проверки валютного контроля:

    10 декабря 2003 года N 173-ФЗ

    О ВАЛЮТНОМ РЕГУЛИРОВАНИИ И ВАЛЮТНОМ КОНТРОЛЕ

    Статья 22. Валютный контроль в Российской Федерации, органы и агенты валютного контроля
    3. Агентами валютного контроля являются уполномоченные банки, подотчетные Центральному банку Российской Федерации, государственная корпорация «Банк развития и внешнеэкономической деятельности (Внешэкономбанк)», а также не являющиеся уполномоченными банками профессиональные участники рынка ценных бумаг, в том числе держатели реестра (регистраторы), подотчетные федеральному органу исполнительной власти по рынку ценных бумаг, таможенные органы и налоговые органы.
    5. Контроль за осуществлением валютных операций резидентами и нерезидентами, не являющимися кредитными организациями или валютными биржами, осуществляют в пределах своей компетенции федеральные органы исполнительной власти, являющиеся органами валютного контроля, и агенты валютного контроля.

    6….
    Уполномоченные банки как агенты валютного контроля передают таможенным и налоговым органам для выполнения ими функций агентов валютного контроля информацию в объеме и порядке, установленных Центральным банком Российской Федерации.

    Статья 23. Права и обязанности органов и агентов валютного контроля и их должностных лиц

    1. Органы и агенты валютного контроля и их должностные лица в пределах своей компетенции и в соответствии с законодательством Российской Федерации имеют право:
    1) проводить проверки соблюдения резидентами и нерезидентами актов валютного законодательства Российской Федерации и актов органов валютного регулирования;
    2) проводить проверки полноты и достоверности учета и отчетности по валютным операциям резидентов и нерезидентов;
    3) запрашивать и получать документы и информацию, которые связаны с проведением валютных операций, открытием и ведением счетов. Обязательный срок для представления документов по запросам органов и агентов валютного контроля не может составлять менее семи рабочих дней со дня подачи запроса.

    Валютный контроль осуществляется не только органом валютного контроля, но и агентами, в частности налоговыми органами.

    Согласно ч. 3 ст. 22 ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле» налоговый орган, уполномоченные банки, профессиональные участники рынка ценных бумаг, Внешэкономбанк, а также таможенные органы являются агентами валютного контроля. Главное отличие агента валютного контроля от органа валютного контроля заключается в отсутствии права применения мер ответственности за нарушение валютного законодательства, а также выдавать предписания об устранении выявленных нарушений. Агенты валютного контроля вправе проводить проверки соблюдения валютного законодательства и запрашивать документы. При выявлении нарушений, информация передается Банку России (если контролируемый субъект – кредитная организация) или Росфиннадзору (если контролируемый субъект – не кредитная организация), которые принимают меры по устранению нарушений. Однако, как уже было отмечено, Росфиннадзор упразднен Указом Президента РФ от 2 февраля 2016 г., полномочия органа переданы, в том числе ФНС РФ. Согласно пп. б п. 2 названного Указа Президента РФ функции органа валютного контроля переданы ФТС РФ и ФНС РФ. Между тем не внесены изменения в ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле», подтверждающие изменение правового статуса ФНС РФ и ФТС РФ как органа валютного контроля.


    Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *