Возврат НДС при экспорте в Казахстан 2021
Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Возврат НДС при экспорте в Казахстан 2021». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.
С начала 2015 года в связи с подписанием Договора о Евразийском экономическом союзе от 29.05.2014 регулировать порядок возмещения НДС наряду с НК РФ стал Протокол о порядке взимания косвенных налогов и механизме контроля за их уплатой при экспорте и импорте товаров, выполнении работ, оказании услуг (Приложение 18, далее — Протокол). Таким образом, вопрос экспорта товара в Казахстан и документальное оформление данной сделки регулируются Протоколом, гл. 21 НК РФ и Таможенным кодексом РФ.
При реализации товара за пределы Российской Федерации у налогоплательщика есть возможность сэкономить на уплате НДС в силу положений п. 1 ст. 164 НК РФ, воспользовавшись ставкой 0 процентов. Однако чтобы реализовать такую возможность, необходимо собрать пакет документов, который подтвердит обоснованность данной ставки. Реализация в страны ЕАЭС осуществляется в более упрощенной форме в связи с тем, что перечень документов, обосновывающих ставку 0 процентов, значительно уже, чем при экспорте в другие страны.
Таким образом, чтобы подтвердить нулевую отгрузку в Казахстан, необходимо иметь для налогового ведомства следующие документы (п. 4 р. II Протокола):
- контракт с казахским контрагентом;
- товаросопроводительные и транспортные документы (например, CMR);
- заявление о ввозе товара и уплате косвенных налогов или перечень заявлений.
Причем в связи с отменой границы между странами ЕАЭС отметки таможенного органа на товаросопроводительных документах не требуется. На заявлении о ввозе товара отметка делается налоговым органом Казахстана.
Какой порядок возврата (возмещения) НДС при экспорте в Казахстан?
В рамках подтверждения нулевой ставки необходимо соблюсти следующие процедуры:
- После отгрузки товаров казахскому контрагенту необходимо выставить в течение 5 дней счет-фактуру (п. 1 ст. 169 НК РФ).
- По факту отгрузки восстановить НДС, ранее принятый к вычету по экспортируемым товарам (письмо Минфина РФ от 13.02.2015 № 03-07-08/669).
- Восстановленные суммы НДС отразить в строке 100 графы 5 Раздела 3 Декларации по НДС за квартал отгрузки (приказ ФНС России от 29.10.2014 № ММВ-7-3/558).
- В книге продаж отразить данную отгрузку по ставке 0 процентов в периоде возникновения налогового обязательства (п. 9 ст. 167 НК РФ, п. 2 правил ведения книги продаж), т. е. на конец квартала, в котором собран полный пакет документов, подтверждающий факт экспорта. На такое подтверждение у налогоплательщика есть 180 дней. В зависимости от того, удастся ему собрать пакет документов или нет, и от того, когда это произойдет, порядок заполнения декларации и отражения НДС в учете будет меняться.
После того как налогоплательщик произвел отгрузку товара, у него есть 180 дней, чтобы подтвердить возможность применения ставки 0 процентов. И в зависимости от того, удастся ему собрать пакет документов или нет, порядок заполнения декларации и отражения НДС в учете будет меняться.
В случае если налогоплательщик собрал полный пакет документов на подтверждение экспорта, в этом же периоде необходимо заполнить декларацию следующим образом:
- в строке 010 раздела 4 заполняется «Код операции»;
- в строке 020 раздела 4 — сумма выручки по экспортной отгрузке;
- в строке 030 раздела 4 — сумма вычета по «входному» НДС, относящемуся к этой отгрузке..
Если документы собраны по истечении указанного срока, то за период, когда собраны документы, необходимо выполнить следующие действия:
- Ранее начисленный НДС по ставке 10 или 18 процентов принимается к вычету (п. 10 ст. 171 НК РФ).
- В книге покупок регистрируется счет-фактура, составленный при неподтверждении ставки 0 процентов и зарегистрированный в книге продаж.
- НДС, ранее принятый к вычету, восстанавливается.
Декларация заполняется следующим образом:
- строка 010 раздела 4 — «Код операции»;
- строка 020 раздела 4 — сумма выручки от реализации на экспорт;
- строка 030 раздела 4 — сумма вычетов по подтвержденной экспортной операции;
- строка 040 раздела 4 — сумма налога, начисленная по экспортной отгрузке в связи с отсутствием документов;
- строка 050 раздела 4 — сумма вычета по товарам, участвующим в экспортной отгрузке.
Если документы, подтверждающие ставку 0, собраны, но права на вычет нет, то после возникновения такого права необходимо заполнить раздел 5.
Возврат НДС при экспорте в 2021 году в РК
После представления налогоплательщиком декларации по НДС с пакетом документов, подтверждающим право на применение ставки 0 процентов, налоговые органы начинают камеральную проверку обоснованности применения данной ставки (ст. 88 НК РФ).
В случае если налоговая принимает положительное решение, налогоплательщик оставляет за собой право применения ставки 0 процентов. А в случае отказа нужно будет представить «уточненку» и доплачивать неуплаченную сумму НДС в бюджет по данной отгрузке, а также пени и штраф за несвоевременную уплату налога.
См. также материал «Как возвращается НДС: схема возврата (возмещения)?»
Осуществляя отгрузку в страны ЕАЭС, в частности в Казахстан, российские организации получают большую экономическую выгоду за счет того, что налогоплательщик-экспортер, в соответствии с действующим законодательством, не начисляет НДС с данной реализации.
Однако к таким отгрузкам налоговые органы относятся очень подозрительно и досконально изучают документы, обосновывающие применение ставки. Но все же в рамках ЕАЭС экспортная отгрузка вызывает меньше вопросов со стороны контролирующих органов, чем при экспорте в другие государства, и экспортеру достаточно предоставить корректно оформленные:
- контракт;
- заявление о ввозе товара и уплате косвенных налогов;
- товаросопроводительные документы.
Если все требования будут выполнены, то камеральная проверка пройдет с положительным результатом.
Согласно пункту 2 статьи 386 Налогового кодекса документами, подтверждающими экспорт товаров, являются:
1) договор (контракт) на поставку экспортируемых товаров;
2) копия декларации на товары с отметками таможенного органа, осуществляющего выпуск товаров с помещением под таможенную процедуру экспорта, а также с отметкой таможенного органа РК или таможенного органа другого государства – члена Евразийского экономического союза (ЕАЭС), расположенного в пункте пропуска на таможенной границе ЕАЭС;
3) копия полной декларации на товары с отметками таможенного органа, производившего таможенное декларирование, при вывозе товаров с помещением под таможенную процедуру экспорта:
– по системе магистральных трубопроводов или по линиям электропередачи;
– с использованием временного таможенного декларирования;
4) копии товаросопроводительных документов.
В случае вывоза товаров с помещением под таможенную процедуру экспорта по системе магистральных трубопроводов или по линиям электропередачи вместо копий товаросопроводительных документов представляется акт приема-сдачи товаров;
5) подтверждение уполномоченного государственного органа в области охраны прав интеллектуальной собственности о праве на объект интеллектуальной собственности, а также его стоимости – в случае экспорта объекта интеллектуальной собственности;
6) копии декларации на товары с отметками таможенного органа, осуществляющего выпуск товаров в таможенной процедуре экспорта, а также с отметкой таможенного органа, расположенного в контрольно-пропускном пункте специальной экономической зоны (СЭЗ), пределы которой полностью или частично совпадают с участками таможенной границы ЕАЭС;
7) копия декларации на товары с изменениями (дополнениями), внесенными после окончания заявленного периода поставки товаров, содержащая сведения о фактическом количестве вывезенного товара, в случае вывоза товаров с помещением под таможенную процедуру экспорта с использованием периодического таможенного декларирования.
Следует обратить внимание, что при использовании плательщиками НДС контрольных счетов в соответствии со статьей 433 Налогового кодекса наличие копии товаросопроводительных документов не требуется.
В случае осуществления дальнейшего экспорта товаров, ранее вывезенных за пределы таможенной территории ЕАЭС с помещением под таможенную процедуру переработки вне таможенной территории, или продуктов их переработки подтверждение экспорта осуществляется в соответствии с пунктом 2 статьи 386 Налогового кодекса, а также на основании следующих документов:
1) копии декларации на товары, в соответствии с которой производится изменение таможенной процедуры переработки вне таможенной территории на таможенную процедуру экспорта;
2) копии декларации на товары, оформленной с помещением под таможенную процедуру переработки вне таможенной территории;
3) копии декларации на товары, оформленной при ввозе товаров на территорию иностранного государства с помещением под таможенную процедуру переработки на таможенной территории (переработки товаров для внутреннего потребления), заверенной таможенным органом иностранного государства, осуществившим такое оформление;
4) копии декларации на товары, в соответствии с которой производится изменение таможенной процедуры переработки для внутреннего потребления на территории иностранного государства на таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления на территории иностранного государства или таможенную процедуру экспорта.
Декларация на товары в виде электронного документа, по которой в информационных системах налоговых органов имеется уведомление таможенных органов о фактическом вывозе товаров, также является документом, подтверждающим экспорт товаров. При наличии декларации на товары в виде электронного документа, предусмотренной пунктом 4 статьи 386 Налогового кодекса, представление документов, установленных подпунктами 2, 3 и 6 пункта 2 и подпунктами 1 и 2 пункта 3 статьи 386 Налогового кодекса, не требуется.
При экспорте товаров с территории РК на территорию другого государства – члена ЕАЭС применяется нулевая ставка НДС (ст. 446 Налогового кодекса).
Согласно пункту 1 статьи 447 Налогового кодекса документами, подтверждающими экспорт товаров, являются:
1) договоры (контракты) с учетом изменений, дополнений и приложений к ним (далее – договоры (контракты)), на основании которых осуществляется экспорт товаров, а в случае лизинга товаров или предоставления займа в виде вещей – договоры (контракты) лизинга, договоры (контракты), предусматривающие предоставление займа в виде вещей, договоры (контракты) на изготовление товаров;
2) заявление о ввозе товаров и уплате косвенных налогов по форме 328.00 (приложение 26 к приказу первого заместителя премьер-министра РК – министра финансов РК от 20 января 2020 года № 39 (далее – Приказ № 39)) с отметкой налогового органа государства – члена ЕАЭС, на территорию которого импортированы товары, об уплате косвенных налогов и (или) освобождении и (или) ином способе уплаты (на бумажном носителе в оригинале или копии либо в электронной форме);
3) копии товаросопроводительных документов, подтверждающих перемещение товаров с территории одного государства – члена ЕАЭС на территорию другого государства – члена ЕАЭС.
В случае экспорта товаров по системе магистральных трубопроводов или по линиям электропередачи вместо копий товаросопроводительных документов представляется акт приема-сдачи товаров;
4) подтверждение уполномоченного государственного органа в области охраны прав интеллектуальной собственности о праве на объект интеллектуальной собственности, а также его стоимости …
В налоговом учете операции по вывозу товаров фиксируются отдельно от остальных, используются специальные регистры. Организации обязаны вести раздельный учет НДС при экспорте и внутренней реализации товаров, работ и услуг. Он заключается в использовании субсчетов и отдельных ведомостей и журналов. В налоговой декларации заполняются разделы 4-6:
- если нулевая ставка подтверждена, то оформляется лист 4 декларации;
- если не подтверждена — лист 6 декларации;
- лист 5 используется редко.
В бланке декларации выделено больше видов экспортных операций, чем в НК РФ, — по каждому из них предусмотрен индивидуальный регистр учета.
Иначе подтверждается 0 ставка НДС при экспорте в Казахстан, Белоруссию и Армению. Расчеты по таким операциям учитывайте отдельно. Возможно, в будущем налогообложение станет проще за счет электронного взаимодействия налоговых и таможенных органов государств ЕАЭС, и список документов на подтверждение 0 ставки НДС при экспорте в 2021 году сократится. А пока необходимо спрашивать заявление об уплате НДС от покупателей. При его отсутствии применить нулевую ставку невозможно.
Налоговая ставка при вывозе товаров из России составляет 0% (подп. 1 п. 1 ст. 164 НК РФ). Иначе говоря, экспортеры не освобождены от налога на добавленную стоимость: они являются его плательщиками, должны сдавать декларации, вправе претендовать на вычет входящих сумм. Чтобы воспользоваться преференциями, следует подтвердить экспортные операции. Подтверждать их необходимо документами, предусмотренными статьей 165 НК РФ.
Вот основные документы для подтверждения 0 ставки при экспорте в 2021 году:
- оригинал или копия внешнеторгового контракта;
- таможенная декларация;
- копии транспортных и товаросопроводительных справок.
Кроме того, нулевая ставка распространяется на таможенные режимы, перечисленные в п. 2 ст. 151 НК РФ:
- экспорт;
- таможенный склад для вывоза;
- свободная таможенная зона;
- реэкспорт;
- вывоз припасов.
С 2018 года обложение налогом на добавленную стоимость при экспорте по 0% стало не обязанностью, а правом плательщиков. Они получили возможность официально не применять льготу на экспортируемые товары. Отказ возможен по всем экспортным сделкам в комплексе при условии подачи в налоговую службу заявления в срок не позднее 1-го числа квартала, с которого налогоплательщик планирует рассчитываться по НДС по обычным правилам.
В интернете часто встречаются все три термина, означающие уменьшение или освобождение от налоговых платежей, и их легко спутать:
- вычет относится к вычислению суммы налога (ст. 171), определяется самим предприятием при подаче декларации;
- возмещение или возврат НДС при экспорте из России — общее понятие для зачета и возврата (ст. 176), вопрос о нем решает ФНС на основании поданных документов: деклараций и заявлений.
Уплата налогов зачастую приводит к ситуации, кода из-за вычетов сумма налога станет отрицательной. Дальнейшие действия по возмещению налога:
- Предприятие подает декларацию и заявление о зачете или возврате НДС. Зачет по декларации — сумма идет на штрафы, недоимки или будущие платежи; если по документам возврат — сумма перечисляется на банковский счет.
- Налоговая проверяет сведения в отчетных декларациях в течение трех месяцев, как предусматривает 88 статья НК РФ о ставке 0 процентов НДС при экспорте. Налоговики уполномочены запросить дополнительные документы, например, копии счетов-фактур, книгу продаж или уточняющие декларации.
- Затем она в течение семи дней принимает решение о полном, частичном возмещении или отказе в нем. Форма возмещения — зачет или возврат — определяется либо ФНС для покрытия недоимок в бюджет, либо согласно заявлению.
- Федеральная инспекция отправляет платежные документы в Казначейство на следующий день после принятия решения о возврате. Деньги перечисляются Казначейством в течение пяти дней.
Экспорт в Казахстан: НДС и бухгалтерский учет
При экспорте в Белоруссию, Казахстан, Армению нулевой НДС подтверждается:
- Договором, по которому покупатель из страны ЕАЭС импортирует продукцию.
- Заявлением о ввозе товаров и уплате косвенных налогов от покупателя.
- Транспортными или товаросопроводительными документами (рекомендована товарно-транспортная накладная ТТН).
Как подтвердить 0 ставку НДС при экспорте в другие государства — направить в ИФНС:
- Договор или другие документы по сделке, если договора нет (например, оферту и акцепт).
- Копию таможенной декларации или электронный реестр (по каждому виду операций предоставляется отдельный реестр).
- Копии транспортных или товаросопроводительных документов с отметками таможни или их электронный реестр.
Остальные документы (банковские выписки, счета-фактуры) не обязательно прикладывать к декларации, но стоит хранить на случай, если налоговая инспекция потребует подтвердить информацию, указанную в декларации.
Если налогоплательщик не предоставил документы на подтверждение нулевой ставки налога, то необходимо начислить НДС по общим основаниям, и все расчеты раскрыть в декларации. Например, по ставке 10% или 20%.
Согласно п. 1 ст. 2 Таможенного кодекса таможенного союза единую таможенную территорию таможенного союза составляют территории Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации.
Основными документами, регулирующими порядок взимания НДС при вывозе товаров с территории РФ в Казахстан, являются:
- Соглашение между Правительством РФ, Правительством Республики Беларусь и Правительством Республики Казахстан от 25.01.2008 «О принципах взимания косвенных налогов при экспорте и импорте товаров, выполнении работ, оказании услуг в Таможенном союзе» (далее — Соглашение);
- Протокол от 11.12.2009 «О порядке взимания косвенных налогов и механизме контроля за их уплатой при экспорте и импорте товаров в таможенном союзе» (далее — Протокол);
- НК РФ (в частности глава 21 НК РФ).
При этом приоритет имеют нормы Соглашения и Протокола (ст. 7 НК РФ).
В соответствии со ст. 1 Соглашения экспортом товаров является вывоз товаров, реализуемых налогоплательщиками (плательщиками), с территории одного государства — участника таможенного союза на территорию другого государства — участника таможенного союза.
При экспорте товаров применяется нулевая ставка НДС при условии документального подтверждения факта экспорта (ст. 2 Соглашения).
В силу п. 1 ст. 1 Протокола при экспорте товаров с территории РФ на территорию Казахстана применяется нулевая ставка НДС при условии представления в налоговый орган документов, предусмотренных п. 2 ст. 1 Протокола.
На основании п. 2 ст. 1 Протокола для подтверждения нулевой ставки НДС организация-экспортер представляет в налоговый орган одновременно с налоговой декларацией следующие документы (их копии):
- договор (контракт) с учетом изменений, дополнений и приложений к нему, на основании которого осуществляется экспорт товаров;
- заявление о ввозе товаров и уплате косвенных налогов, составленное по форме приложения 1 к Протоколу об обмене информацией в электронном виде между налоговыми органами государств — членов таможенного союза об уплаченных суммах косвенных налогов, с отметкой налогового органа государства — члена таможенного союза, на территорию которого импортированы товары, об уплате косвенных налогов (освобождении или ином порядке, исполнения налоговых обязательств) (в оригинале или в копии по усмотрению налоговых органов государств — членов таможенного союза);
- транспортные (товаросопроводительные) документы, подтверждающие перемещение товаров с территории РФ на территорию Казахстана. Указанные документы не представляются в случае, если для отдельных видов перемещения товаров оформление таких документов не предусмотрено законодательством РФ (отметим, что по мнению контролирующих органов, на транспортных и товаросопроводительных документах, представляемых в налоговые органы, не предусмотрено каких-либо отметок таможенного органа о вывозе товара (письмо УФНС РФ по г. Москве от 17.08.2010 N 16-15/086789));
- иные документы, подтверждающие обоснованность применения нулевой ставки НДС, предусмотренные законодательством РФ (уточним, что под иными документами следует понимать, например, договоры комиссии (агентские договоры, договоры поручения), если товары с территории РФ в государства — члены таможенного союза поставляются через посредников).
Отметим, что в настоящее время выписку банка при экспорте товаров в Республику Беларусь и Республику Казахстан в налоговый орган представлять не требуется (пп. 2 п. 2 ст. 1 Протокола, п. 1 ст. 165 НК РФ).
Прежде всего отметим, что каких-либо особенностей для отражения на счетах бухгалтерского учета операций, связанных с реализацией товаров на экспорт, действующим законодательством не предусмотрено.
Пункт 5 ПБУ 9/99 «Доходы организации» (далее — ПБУ 9/99) определяет, что доходами от обычных видов деятельности является в том числе выручка от продажи товаров. Следовательно, выручка от реализации товаров на экспорт на общих основаниях учитывается организацией-экспортером в составе доходов по обычным видам деятельности (на счете 90 «Продажи»).
Соответственно, расходы, связанные с такой реализацией, в частности стоимость приобретения товаров, признаются расходами по обычным видам деятельности (п. 5 ПБУ 10/99 «Расходы организации»).
Подпунктом «г» п. 12 ПБУ 9/99 установлено, что выручка в бухгалтерском учете у продавца признается при условии перехода права собственности на продукцию (товар) к покупателю.
Инструкцией по применению Плана счетов финансово-хозяйственной деятельности организаций, утвержденной приказом Минфина России от 31.10.2000 N 94н, для обобщения информации о наличии и движении отгруженных товаров, выручка от продажи которых определенное время не может быть признана, предусмотрен счет 45 «Товары отгруженные».
Поэтому если на момент отгрузки товара на экспорт право собственности к покупателю еще не перешло, то отгруженные товары списываются со счета 41 «Товары» в дебет счета 45.
Принимая во внимание изложенное, полагаем, что в учете организации-экспортера могут быть сделаны следующие бухгалтерские записи (с использованием счета 45):
Дебет 45 Кредит 41
— отгружен товар покупателю в Республику Казахстан;
Дебет 62 Кредит 90, субсчет «Выручка»
— признана выручка от реализации товаров;
Дебет 90, субсчет «Себестоимость продаж» Кредит 45
— списана стоимость реализованного товара.
Если организация при приобретении товара уже приняла к вычету НДС, то при его отгрузке на экспорт в учете следует сделать проводку по восстановлению налога:
Дебет 19 Кредит 68, субсчет «НДС»
— восстановлен ранее принятый к вычету НДС.
На последнее число квартала, в котором собран полный пакет документов, подтверждающих ставку в размере 0%, в учете делается запись:
Дебет 68, субсчет «НДС» Кредит 19
— НДС принят к вычету.
Следует обратить внимание, что в случае, если договор на поставку товаров будет заключен в иностранной валюте, при отражении операций по реализации товаров на счетах бухгалтерского учета следует учитывать и нормы ПБУ 3/2006 «Учет активов и обязательств, стоимость которых выражена в иностранной валюте».
При приобретении товаров или производстве собственной продукции/работ в стоимость единицы товара изначально заложен НДС, уплаченный поставщику. При перепродаже такого изделия на российской территории компания будет вынуждена 10% или 18% от суммы реализации заплатить в бюджет.
Если же этот товар продать иностранному предприятию, то обязанность уплачивать НДС у экспортера отпадает, поскольку для таких операций предусмотрено использование ставки НДС в 0%.
Перечень таможенной документации, прилагаемой к декларации по НДС и обосновывающий правомерное применение нулевой налоговой ставки, зависит от направления экспортных операций:
- вывоз товаров в страны Евразийского экономического союза (бывшие республики СССР);
- отгрузка в прочие страны, находящиеся за пределами ЕАЭС.
НДС при экспорте: возврат налога и применение нулевой ставки
При перемещении товаров в Евразийский экономический союз (ЕАЭС) – Белоруссию, Армению, Казахстан или Киргизию – применяется упрощенный таможенный регламент, поэтому перечень документов, необходимых для обоснования применения ставки в 0%, достаточно ограничен. Продавец должен предъявить в налоговую службу следующие бумаги:
- транспортные и товарные документы на экспортный груз;
- заявительные документы на ввоз товаров и подтверждение уплаты покупателем косвенных налоговых платежей;
- контракт между российским продавцом и покупателем из стран ЕАЭС.
Поскольку между таможенной и налоговой службами налажен двусторонний электронный обмен данными о ввозе/вывозе товаров, предъявление документов в бумажном варианте не обязательно. Фирме-экспортеру достаточно сформировать реестр необходимой документации в электронном виде и передать его в налоговую инспекцию.
При экспорте товаров в страны, не входящие в ЕАЭС, подтвердить применение 0%-й ставки НДС можно соответствующими документами:
- копия внешнеторгового контракта либо, при его отсутствии, акцепт или оферта;
- договор оказания посреднических услуг – если экспорт осуществляется через третье лицо (поверенного, агента, посредника);
- таможенная декларация (копия либо реестр в электронном виде);
- товарные и транспортные документы (коносамент, грузовая накладная CMR, авиа- или комбинированные накладные).
Все предъявляемые документы должны иметь официальные пометки таможенных служб, свидетельствующие о фактическом вывозе товара с территории России.
Налоговые органы при камеральной проверке могут затребовать банковские выписки или счета-фактуры по экспортной сделке, поэтому продавцу целесообразно подготовить копии документов для приложения к декларации по НДС.
Применение любых льгот для налогоплательщика носит исключительно добровольный порядок. Достаточно часто организации не пользуются положенными послаблениями, если не уверены, что могут достоверно и аргументированно подтвердить свое право на льготу.
В отличие от установленных законом налоговых привилегий, использование при экспортных операциях нулевой ставки НДС – обязательное условие. Налогоплательщик не освобождается от уплаты налога, он должен на общих правах вести учет облагаемых операций и предоставлять в налоговый орган декларацию по НДС.
Помимо этого, налогоплательщику обязательно следует разделять учет операций по стандартным ставкам (10% и 18%) и по нулевой ставке. «Входящий» НДС по товарам/услугам, впоследствии используемым при экспортных операциях, должен учитываться отдельно. Сюда входят расходы на приобретение материалов и сырья, товаров для продажи, транспортные услуги сторонних компаний, аренда складов и т.д. Вся сумма налога по приобретенным ресурсам, идущим на обеспечение экспорта, подлежит возмещению из бюджета, поэтому во избежание налоговых споров, необходимо строгое ведение учета.
Помните: экспортные сделки сопровождаются обязательным выставлением счета-фактуры с выделенной нулевой ставкой. Документ должен быть выписан не позднее пяти дней после совершения отгрузки.
По завершении трехмесячной камеральной проверки налоговая служба выносит решение, в котором предписывает полностью или частично возместить компании-экспортеру уплаченный «входной» НДС. На принятие решения закон выделяет контролирующему органу не более 7 календарных дней.
Налогоплательщик может заявить о намерении направить сумму возмещения на покрытие имеющейся недоимки по обязательным платежам. Если такое заявление не поступило в ФНС, в течение пяти банковских дней на расчетный счет экспортера должна поступить сумма возмещения.
Среди государств, участвующих в Евразийском Экономическом Союзе установлены единые требования относительно документов для экспорта товаров. Казахстан в данном случае не является исключением.
Чтобы осуществить экспорт товаров в Казахстан, потребуются следующие документы:
-
Договор, на основе которого осуществляется экспорт товаров в Казахстан. Очень важно, чтобы бумаги были правильно и разборчиво оформлены. Любые неточности или неясности могут задержать товары на границе с Казахстаном и вообще поставить вопрос о невозможности их экспорта.
-
Заявление об экспорте товара и уплате НДС за ввоз покупателем. Важно, чтобы налоговая инспекция поставила на данном документе соответствующую отметку. Требуется, чтобы НДС за экспорт товаров в Казахстан был уплачен покупателем до двадцатого числа следующего месяца. Кроме того, требуется, чтобы экспортер тоже имел копию данного документа.
-
Транспортная документация. Тут возможны варианты: транспортная накладная или УПД, которые должны быть подписаны водителем, а также должен стоять номер машины, которая перевозила продукцию на территорию Казахстана. Следует учесть, что далеко не все организации, которые осуществляют перевозку, способны правильно оформить бумаги. Это приводит к проблемам при экспорте товаров в Казахстан.
-
Прочая документация, которая требуется по закону. Например, если сумма по договору более пятидесяти тысяч долларов, необходимо наличие паспорта сделки.
НДС за экспорт товаров на территорию Казахстана возвращается после того, как в налоговую инспекцию подается декларация. Но это далеко не единственное условие. Например, если документы оформлены не вовремя либо если НДС за экспорт товаров в Казахстан, который должен был оплатить поставщик, не оплачен, на возврат НДС рассчитывать не стоит.
Таким образом, что бы мы ни пытались реализовать в государствах, состоящих в ЕАЭС, оно будет (для плательщика НДС из России) облагаться налогом с нулевой ставкой.
Следует отметить, что порядок вычета НДС сейчас не требует учитывать «входной» НДС для товаров, которые направляются на экспорт. Это значительно упрощает процедуру. Единственное исключение – сырьевые продукты. Таким образом, потребуется наличие счета-фактуры, и тогда можно не беспокоиться о затратах на «входной налог».
Как же возвратить НДС, осуществляя экспорт товаров в Казахстан? Есть два варианта: осуществить это самостоятельно или обратиться к специалистам, оказывающим такие услуги.
Первый вариант возвращения НДС при экспорте товаров в Казахстан содержит такой алгоритм действий:
-
Оформление и представление деклараций и прочей необходимой документации в налоговую.
-
Камеральная проверка.
-
Если в результате камеральной проверки налоговая инспекция выносит положительное решение, то заявителю возвращается НДС за экспорт товаров в Казахстан.
Продолжительность этих трех этапов в сумме составит от трех до пяти месяцев.
Но бывают ситуации, когда деньги требуется вернуть сразу, да и нет желания связываться с налоговой инспекцией, нет времени на сбор документов. Тогда целесообразно обратиться за помощью к специалистам, которые помогут оперативно возвратить НДС за экспорт товаров в Казахстан.
Что еще важно знать при возврате НДС за экспорт товаров в Казахстан? В первую очередь важно учесть, что на сбор документов дается строго установленный срок – 180 дней с момента, когда произошла отгрузка товаров. В том случае, если за это время весь пакет не подан в ИФНС, НДС потребуется оплатить ставкой 10 или 18 %. Начисляется он исходя из периода самой операции. Со 181-го дня начисляется пеня.
Но случается, что документы собраны, хотя и с опозданием. НДС также можно вернуть, о чем говорится в статье 78 Налогового Кодекса Российской Федерации.
Даже если не удалось воспользоваться нулевой ставкой, выход есть. НДС за экспорт товаров в Казахстан, который пришлось уплатить, можно отнести к расходам по налогу на прибыль. Объясняется это просто: поставщик сам оплачивал налог, а значит, запрет из п. 19 ст. 270 Налогового Кодекса не действует.
Экспорт товаров в Казахстан, как операция в страны ЕАЭС, должен быть отражен в четвертом разделе декларации. Приложениями выступает документация, способная подтвердить нулевую ставку. В противном случае, за период отгрузки надо подать уточненную декларацию.
Читайте статью: Российские товары на экспорт: прошлое и настоящее
Осуществить экспорт товаров в Казахстан затруднительно, если эти товары могут использовать в военных целях. Но даже если такого намерения нет, следует учитывать, что некоторые экспортеры даже не подозревают, что их товары могут попасть в данную категорию. К примеру, кто бы мог подумать, что оптические линзы или липкая лента зеленого цвета могут быть товарами двойного назначения. В данном разделе подробно разберем, существует ли перечень таких товаров и что делать, чтобы все-таки получить разрешение на экспорт товаров в Казахстан.
Что такое товары двойного назначения? Так называют продукцию, которая применяется в гражданских целях, но может быть использована для создания самых разных видов вооружения. Это может быть оборудование, различные материалы, сырье. Кроме того, в данный список входит и некоторая информация научно-технического характера, которая может быть применима при создании:
-
различной военной техники и вооружения;
-
ядерного и ракетного оружия;
-
химического и бактериологического оружия.
Все товары двойного назначения в обязательном порядке проходят экспортный контроль, который представляет собой систему защиты интересов страны при конверсии оборонной промышленности, при расширении ВЭД и следовании международным обязательствам по нераспространению оружия массового поражения. Система экспортного контроля реализуется Комиссией по экспортному контролю при российском правительстве.
В 2010 году Таможенный союз между бывшими странами СССР, Казахстаном, Белоруссией и Россией не только начал функционировать, но и установил Единый перечень товаров, которые подлежат лицензированию при экспорте в Казахстан и другие страны союза. В каждой стране имеются свои инстанции, которые выдают лицензии товарам. Например, на территории России такую деятельность осуществляет Минпромторг.
Применение данного договора на практике показало, что чаще всего в Минпромторг обращаются за лицензиями на высокочастнотное и радиоэлектронное оборудование и прекурсоры.
На таможне каждому товару присваиваются определенные коды ТН ВЭД, которые совпадают с подобным кодом товара, являющегося объектом экспортного контроля. Лицо, осуществляющее грузоперевозку, должно предъявить документацию, которая бы свидетельствовала о том, что лицензия в отношении этих товаров не нужна, или, наоборот, необходима. Существуют общие и частные признаки товаров двойного и военного назначения, по которым определяется необходимость оформления на них лицензии: код ТН ВЭД СНГ и некоторые значения характеристики товара. При совпадении только общих признаков лицензия не нужна.
Например, товар может быть классифицирован как продукция двойного назначения согласно коду, но при этом обладать характеристиками, не соответствующими реальному уровню угрозы. Например, бинокли могут быть расценены как товар двойного назначения, потому что их можно использовать в военных целях. Но если в реальности такой бинокль приближает достаточно слабо, то и лицензия на этот товар не нужна.
Следует отметить, что определенные организации, в соответствии с постановлением № 477 от 21.06.2011 «О системе независимой идентификационной экспертизы товаров и технологий, проводимой в целях экспортного контроля», имеют разрешение на осуществление экспертизы контролируемых товаров и технологий.
Что же касается товаров, которые могут стать проблемными при их экспорте в Казахстан, то, к сожалению, такого полного перечня не существует. Есть различные постановления и приказы, но никто не проводил работу по сведению их в единый реестр. Таким образом, имеется лишь код ТН ВЭД, по которому решение принимается таможенными органами на месте, исходя из характеристик товаров.
Товары двойного назначения перечислены в указе Президента № 1661 от 17.12.11 г. Список этот довольно объемный: пять разделов включает девять категорий товаров.
К примеру, если вы экспортируете в Казахстан токарный станок с числовым программным управлением, то он попадает в список продукции двойного назначения. Если при сравнении его технического описания с характеристиками, данными в указе, выявлены совпадения, то надо будет получить лицензию на его вывоз или предписание о том, чтобы не относить данный станок к объектам экспортного контроля. Обычно такие предписания оформляются в течение двух-четырех недель.
Нельзя сбрасывать со счетов и личный фактор, ведь за выпуск товаров на экспорт отвечает таможенный инспектор. Например, он может настоять на проведении экспортного контроля технически сложного товара, поскольку сам недостаточно компетентен в технических вопросах. Но экспорт сложной техники в Казахстан из России – явление относительно редкое, т. к. импортных поставок намного больше, чем экспортных.
На таможне могут запретить экспорт какого-либо товара в Казахстан в случае, если имеются сомнения на счет возможностей его применения. Кроме того, отсутствие какой-либо документации также станет весомым основанием для отказа. Поэтому так важно иметь на руках лицензию или какие-то иные документы (техдокументация, заключение ФСТЭК), которые способны подтвердить, что данный товар после экспорта в Казахстан не будет применен для военных целей.
Как уже говорилось, частым предметом споров при экспорте товаров в Казахстан становятся бинокли. Конечно, имеются четко прописанные критерии оптических приборов, которые нельзя пр��возить через границу, но следует понимать, что таможенные служащие – такие же люди, и они могут ошибиться либо просто в силу каких-то подозрений запретить экспорт определенного товара в Казахстан.
При экспорте в Казахстан как товары двойного назначения могут быть классифицированы электронно-оптические преобразователи, обладающие приведенными ниже признаками:
Важная налоговая особенность экспортной деятельности — реализация таких товаров облагается НДС по ставке 0%.В соответствии с пп. 2, п. 1 ст. 164 НК РФ реализация товаров, вывезенных из РФ на территорию другого государства члена ЕАЭС, облагается НДС по ставке 0% Дополнительно налогоплательщик вправе заявить вычеты по НДС за приобретённый экспортируемый товар. (См. п. 3 ст. 172 НК РФ).
Организация экспорта: практические вопросы и налоговые последствия
Если при таких вводных торговать станет российская компания, это приведёт к образованию так называемого постоянного учреждения. В данном случае российская компания обязана в течение 30 дней с даты начала ведения деятельности подать в налоговый орган РК заявление о постановке на регистрационный учёт. (См. п. 1, ст. 76 НК РК).
С точки зрения налоговых последствий, подобная организация деятельности ведёт к обложению доходов постоянного учреждения корпоративным подоходным налогом (КПН). При этом по правилам Республики Казахстан налог фактически оплачивается дважды, поскольку нерезиденты облагают КПН налогооблагаемые доходы по ставке 20% и чистые доходы (чистую прибыль) по ставке 10%.(Ставка для российских компаний отличается от общей ставки, установленной НК РК (предусматривает 15%), ввиду положений п. 6, ст. 10 и ст. 24 Конвенции между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Казахстан об устранении двойного налогообложения, что также подтверждает позиция Минфин РФ в письме от 19 января 2012 г. № 03-08-05).
Важно, что уплаченный КПН может быть зачтён на территории РФ, однако сумма такого зачёта ограничена суммой налога, которую бы пришлось уплатить с такого дохода в России. В этой связи, фактически зачесть КПН с чистого дохода (10%) не получится.
Что же касается НДС, то общий порядок не меняется: российская организация имеет право на применение ставки 0 % при экспорте при условии надлежащего подтверждения. Казахстанский покупатель уплачивает импортный НДС самостоятельно.
Второй вариант — это создание компании на территории Республики Казахстан. В таком варианте предполагается, что текущая российская организация будет поставлять товар своей иностранной партнёрской организации, которая в свою очередь реализует его покупателю. (См. п. 1 ст. 400 НК РК).
Использование данного варианта позволяет облагать доходы в общем, привычном нам порядке, по ставке 20%. При этом появляется обязанность самостоятельно уплатить в бюджет Казахстана при ввозе товара НДС по ставке 12%, который пойдёт в зачёт при уплате налога с реализации покупателю.
Важной особенностью реализации данного варианта является обязанность учредителя такой иностранной компании сообщить в российский налоговый орган: (1) о своём участии и (2) о наличии контролируемой иностранной компании. Сделать это необходимо (1) не позднее трёх месяцев с даты возникновения участия и (2) не позднее 20 марта года следующего за налоговым периодом, в котором контролирующим лицом признается доход в виде прибыли контролируемой иностранной компании. При этом сама прибыль КИК в данном случае освобождается от налогообложения на территории РФ, поскольку иностранная компания является резидентом страны из ЕАЭС.(См. пп. 2, п. 1, ст. 25.13-1 НК РФ).
При оказании услуг (работ) от лица российской компании, налогообложение доходов, по аналогии с торговой деятельностью, зависит от возникновения постоянного учреждения на территории Казахстана. Порядок же обложение налогом на добавленную стоимость определяется исходя из места реализации услуг. Оба названных фактора зависят от видов деятельности, реализуемых компанией.
В отношении работ данного вида Конвенция об устранении двойного налогообложения отдельно указывает, что для возникновения постоянного учреждения строительная площадка, на которой ведутся работы, должна существовать более 12 месяцев.(См. п. 3 ст. 5 Конвенции между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Казахстан об устранении двойного налогообложения). В отношении шефмонтажа те же условия — услуги должны оказывать более 12 месяцев.
Таким образом, всё зависит от срока. Если он не превышает указанный, налог на прибыль уплачивается в Российской Федерации. В противном случае, последствия такие же, как и для торговли: 20% + 10%.
При условии, что площадка и/или оборудование находятся на территории Республики Казахстан, обязанность уплатить НДС в РФ не возникает. Его (по ставке 12%) заплатит заказчик,(См. п. 1, ст. 373 НК РК) что необходимо учесть при ценообразовании.
«Освобождение» от уплаты НДС в данном случае имеет последствия. Так, входящий налог от всех поставщиков, субподрядчиков, арендодателей и прочих контрагентов, привлечение которых направлено на выполнение работ, не может быть принят к вычету юр.лицом-исполнителем работ.
При этом налоговый орган пошёл дальше и отказал в возмещении НДС арендодателю спецтехники, используемой российской компанией для работ в Казахстане. Компания-арендодатель попыталась обжаловать данное решение налоговой, однако суд встал на сторону налогового органа. В действиях арендодателя и арендатора была установлена налоговая схема, направленная на необоснованное получение возмещения НДС из бюджета.
Под it-услугами мы подразумеваем разработку программного обеспечения и его техническую поддержку. Место реализации таких услуг для целей исчисления НДС признаётся Казахстан, а, значит, обязанность уплатить налог также возлагается на заказчика.
Что касается налогообложения доходов, то всё зависит от возникновения постоянного учреждения. Если услуги оказывают удалённо, не в Казахстане, налог платится в РФ.
Здесь необходимо отдельно проговорить налогообложение лицензионных платежей, именуемых в Конвенции об устранении двойного налогообложения как роялти. Дело в том, что взимая с резидента Республики Казахстан лицензионные платежи за использование программного обеспечения, пользователь в соответствии с конвенцией и Налоговым кодексом Казахстана обязан удержать из вознаграждения налог у источника в размере 10% от общей суммы выплаты. При этом данное удержание российская компания вправе зачесть в счёт уплаты налога в РФ.
Важно, что контролирующие ведомства в Казахстане относят к роялти не только лицензионное вознаграждение, но также плату за доработку и модификацию ПО, используемого по лицензии.(См. ответ Председателя КГД МФ РК от 26.09.2019 года на вопрос от 20.09.2019 года № 570477). Обоснование здесь следующее: поскольку изменять и дорабатывать программный продукт, можно исключительно при предоставлении правообладателем специальной лицензии, предполагается, что такая плата включена в платёж за услугу.
Использование местной компании для выполнения работ на территории Казахстана видится возможным лишь при условии реализации долгосрочного проекта и лишь в определённых сферах, поскольку, например, в части оказания IT-услуг, подобные решения неактуальны.
В случае успешной деятельности иностранной компании, созданной в Казахстане, рано или поздно возникнет потребность в изъятии у такой компании прибыли. Сделать это можно посредством выплаты дивидендов её учредителям.
Независимо от того, являются ли участниками иностранной компании физ. лицо-нерезидент или же российская компания, при выплате дивидендов необходимо удержать налог у источника. Размер удержания не может превышать 10% от суммы дивидендов.(См. п. 3 ст. 10 Конвенции между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Казахстан об устранении двойного налогообложения). При этом данный налог может быть зачтён при налогообложении данного вознаграждения в России. То есть, в России необходимо будет доплатить 3 %.
Важно, что Налоговый Кодекс Республики Казахстан предусматривает освобождение от уплаты налога с дивидендов для физических лиц-нерезидентов, при условии, что на момент их начисления срок владения долей (акциями) составляет более 3-х лет, а иностранная компания (плательщик дивидендов) не ведёт деятельность в сфере недропользования.(См. п. 4, ст. 7 654 НК РК).
Таким образом, если необходимо создать офис в Казахстане, выгоднее зарегистрировать там компанию — резидента Казахстана. В этом случае 10%-ый налог будет уплачиваться только по факту выплаты дивидендов, а не автоматически, как при образовании постоянного учреждения.
При экспорте (вывозе) товаров в страны ЕАЭС (Белоруссию, Казахстан, Киргизию и Армению) также применяется нулевая ставка НДС. Но порядок подтверждения нулевой ставки установлен Приложением N 18 к Договору о Евразийском экономическом союзе (подписан в г. Астане 29.05.2014) (далее Протокол). Перечень документов, подтверждающих нулевую ставку НДС, приведен в п.4 Протокола (это договор, транспортные и товаросопроводительные документы и др.), а особенности их представления регулируются п.1.3 ст.165 НК РФ.
В отличие от «обычного» экспорта для подтверждения нулевой ставки НДС вместо таможенной декларации необходимо представить заявление о ввозе товаров и уплате косвенных налогов, составленное по форме, предусмотренной отдельным международным межведомственным договором. Такое заявление с отметкой своего налогового органа российскому продавцу должен передать иностранный покупатель.
Но вместо заявления можно представить перечень заявлений (на бумажном носителе или в электронном виде с электронной (электронно-цифровой) подписью налогоплательщика) (утв. Приказом ФНС России от 06.04.2015 N ММВ-7-15/139@). При представлении перечня заявлений в электронной форме транспортные документы вместе с декларацией по НДС можно не представлять (п.1.3 ст.165 НК РФ).
Также отметим, что при экспорте в страны ЕАЭС 180-дневный срок для подтверждения нулевой ставки отсчитывается от даты отгрузки товаров, т.е. с даты первого по времени составления первичного документа, оформленного на покупателя товаров (первого перевозчика) или иного обязательного документа, предусмотренного законодательством государства-члена для налогоплательщика НДС (п. 5 Протокола).
Чтобы не применять нулевую ставку НДС необходимо представить соответствующее заявление в налоговую инспекцию, причем сделать это нужно заранее — не позднее 1-го числа квартала с которого налогоплательщик хочет отказаться (п.7 ст.164 НК РФ). Т.е. если у налогоплательщика «случайно» возникла разовая экспортная операция, а он заранее не отказался от применения нулевой ставки НДС, ему придется применять ставку 0 %.
Отказаться от применения нулевой ставки можно не менее чем на 12 месяцев.
Самые существенные налоговые риски возникают у российских покупателей услуг и работ, облагаемых по нулевой ставке НДС. Т.е. если, например, по услугам международной перевозки товаров (в т.ч. по транспортно-экспедиционным услугам) заказчик получит счет-фактуру со ставкой НДС 20%, и примет к вычету эту сумму налога, налоговый орган откажет в вычете НДС. Причем судебная практика в таких ситуациях не на стороне налогоплательщиков (Определение ВС РФ от 03.09.2014 N 307-ЭС14-314, Постановление Арбитражного суда Московского округа от 04.03.2019 N Ф05-1400/2019, Постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 10.03.2020 N Ф06-57939/2020, Постановление Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 14.11.2014 по делу N А33-3050/2013; Определение Верховного Суда РФ от 20.02.2015 N 302-КГ14-8990). Кроме того, неправомерно предъявленный НДС покупатель не может учесть в расходах, уменьшающих налогооблагаемую прибыль (п.2 ст.170, п.19 ст.270 НК РФ).
У экспортеров-продавцов есть риск, что покупатель взыщет с него незаконно предъявленные 20% НДС как неосновательное обогащение (См. Постановление Президиума ВАС РФ от 17.04.2012 N 16627/11 по делу N А40-127287/10-89-913, Постановления ФАС ВСО от 22.03.2012 по делу N А19-10351/2011, от 20.12.2010 по делу N А33-437/2010, ФАС МО от 08.02.2012 по делу N А40-8404/07-37-86, от 25.01.2012 по делу N А40-7806/11-22-60).
Кроме того, если на экспорт отгружались сырьевые товары или налогоплательщик неправомерно предъявил 20% НДС по работам или услугам, облагаемым по ставке 0%, есть риск «доначисления входного НДС». Т.е. налоговые органы уберут вычеты, произведенные до определения налоговой базы и (или) на дату отгрузки товаров (работ, услуг) восстановят суммы НДС, ранее принятые к вычету по таким операциям. Это связано с тем, что при применении нулевой ставки НДС по вышеперечисленным операциям действует особый порядок вычетов (п.3 ст.172 и п.10 ст.165 НК РФ).
Ответ на данный вопрос зависит от того какой товар отгружается на экспорт, а также когда товары (работы, услуги), задействованные в экспортных операциях были приняты к учету.
С 1 июля 2016 года налоговый вычет по НДС при экспорте товаров, не относящихся к сырьевым, производится в обычном порядке после отражения приобретений в учете (п.3 ст.172 и п.10 ст.165 НК РФ).
Если же на экспорт отгружаются товары, относящиеся к сырьевым или в экспортных операциях задействованы «старые» приобретения (т.е. товары, работы, услуги, принятые к учету до 01.07.2016), то входной НДС по ним подлежит вычету в особом порядке. Такие вычеты производятся на момент определения налоговой базы по НДС, т.е. в квартале, в котором подтверждена нулевая ставка НДС. А если в течение 180 дней собрать пакет документов, подтверждающих нулевую ставку НДС не удастся, то вычеты НДС будут произведены на дату отгрузки товаров (в уточненной декларации).
Соответственно вычеты НДС, относящиеся к экспорту сырьевых товаров или по «старым» приобретениям отражаются в книге покупок только при определении налоговой базы по экспорту, а в декларации по НДС суммы таких вычетов отражаются в «экспортных» разделах: в Разделе 4 (если ставка 0% подтверждена) или в Разделе 6 (если в течение 180 дней собрать пакет документов не удалось).
Если на экспорт отгружаются несырьевые товары, принятые к учету с 01.07.2016 г. и позднее, то восстанавливать НДС или каким-либо образом вести раздельный учет входного НДС не нужно. Минфин РФ также разъясняет, что суммы входного НДС по «новым» товарам (работам, услугам), принятым к вычету на момент их приобретения, восстановлению в налоговом периоде, на который приходится момент определения налоговой базы по экспортируемым несырьевым товарам, не подлежат (Письма Минфина России от 12.12.2016 N 03-07-08/73930, от 12.10.2017 N 03-07-08/66748).
При экспорте сырьевых товаров или по «старым» приобретениям, относящимся к экспорту несырьевых товаров, как уже говорилось, налогоплательщик обязан вести раздельный учет входного НДС, т.е. такие вычеты производятся только на момент определения налоговой базы по НДС. Поэтому в случае, когда налогоплательщик не предполагал использовать такие товары в экспортных операциях и принял к вычету НДС, НДС, ранее принятый к вычету, придется восстановить при отгрузке товаров на экспорт, в том числе после истечения трехлетнего срока, исчисляемого с момента принятия к учету приобретенных товаров (работ, услуг) (Письма Минфина России от 28.05.2020 г. N 03-07-08/44851, от 15.03.2018 N 03-07-08/16129).Принять его к вычету можно будет только при определении налоговой базы (п.3 ст.172 НК РФ).
Пример:
В 4-м квартале 2020 года налогоплательщик отгрузил на экспорт несырьевые товары. Причем часть отгруженных товаров была приобретена им еще в мае 2016 года, а часть в 2019 году. НДС по ним был принят к вычету. В этом случае при отгрузке товаров на экспорт в 4-м квартале 2020 налогоплательщик должен восстановить НДС по части экспортированных товаров, которые были приняты им к учету в мае 2016 года. А по экспортированным товарам, которые были приобретены в 2019 году восстанавливать НДС не нужно. Если, например, продавец соберет пакет документов в 1-м квартале 2021 года, налог, восстановленный в 4-м квартале, продавец заявит к вычету, отразив его сумму в Разделе 4 декларации по НДС.
1C:Бухгалтерия 8: НДС при экспорте несырьевых товаров в ЕАЭС
При экспорте товаров в страны ЕАЭС вычеты производятся в порядке, установленном нормами НК РФ (п. 5 Протокола). Поэтому обязанность по ведению раздельного учета входного НДС и соответственно по восстановлению НДС возникает в тех же случаях, что и при экспорте товаров в страны «дальнего зарубежья», т.е. при экспорте сырьевых товаров или по товарам (работам, услугам), относящимся к экспортным операциям, если эти приобретения были отражены в учете до 01.07.2016 г.
В целях главы 21 «НДС» НК РФ к сырьевым товарам относятся минеральные продукты, продукция химической промышленности и связанных с ней других отраслей промышленности, древесина и изделия из нее, древесный уголь, жемчуг, драгоценные и полудрагоценные камни, драгоценные металлы, недрагоценные металлы и изделия из них (п.10 ст.165 НК РФ). Коды видов таких сырьевых товаров, в соответствии с единой Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза (далее — ТН ВЭД ЕАЭС) определены постановлением Правительства Российской Федерации от 18.04.2018 № 466.
Если код ТН ВЭД ЕАЭС экспортируемого товара отсутствует в данном перечне, то в целях раздельного учета НДС товар к сырьевым не относится, поэтому входной НДС может быть принят к вычету в обычном порядке (Письмо Минфина России в письме от 10.07.2018 № 03-07-08/47794).
Порядок уплаты НДС при экспорте товаров в страны Евразийского экономического союза (ЕАЭС) установлен в Протоколе о порядке взимания косвенных налогов и механизме контроля за их уплатой при экспорте и импорте товаров, выполнении работ, оказании услуг, который является Приложением № 18 к Договору о Евразийском экономическом союзе от 29.05.2014 (подписан в г. Астане 29.05.2014) (п. 1 ст. 72 Договора).
Согласно пункту 2 статьи 1 Протокола «экспорт товаров» — вывоз товаров, реализуемых налогоплательщиком, с территории одного государства-члена ЕАЭС на территорию другого государства-члена ЕАЭС.
Членами ЕАЭС являются: Республика Беларусь; Республика Казахстан; Российская Федерация; Республика Армения (ст. 1 Договора о присоединении Республики Армения к Договору о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 года (подписан в г. Минске 10.10.2014); Кыргызская Республика (ст. 1 Договора о присоединении Кыргызской Республики к Договору о Евразийском экономическом союзе от 29.05.2014 (подписан в г. Москве 23.12.2014).
Под товарами понимаются реализуемые или предназначенные для реализации: любое движимое и недвижимое имущество, транспортные средства, все виды энергии.
При экспорте товаров с территории одного государства-члена ЕАЭС на территорию другого государства-члена ЕАЭС применяется нулевая ставка НДС, если организация-экспортер в течение 180 календарных дней с даты отгрузки (передачи) товаров подтвердит обоснованность ее применения путем представления в налоговый орган одновременно с налоговой декларацией документов, предусмотренных пунктом 4 Протокола (п. 1, п. 5 Протокола). В общем случае такими документами являются:
- договоры (контракты), заключенные с налогоплательщиком другого государства-члена ЕАЭС или с налогоплательщиком государства, не являющегося членом ЕАЭС, на основании которых осуществляется экспорт товаров;
- заявление о ввозе товаров и уплате косвенных налогов с отметкой налогового органа государства-члена ЕАЭС, на территорию которого импортированы товары (на бумажном носителе в оригинале или в копии по усмотрению налоговых органов государств-членов), либо перечень заявлений (на бумажном носителе или в электронном виде с электронной (электронно-цифровой) подписью налогоплательщика);
- транспортные (товаросопроводительные) и (или) иные документы, предусмотренные законодательством государства-члена Евразийского экономического союза, подтверждающие перемещение товаров с территории одного государства-члена на территорию другого государства-члена;
- иные документы, подтверждающие обоснованность применения нулевой ставки НДС и (или) освобождения от уплаты акцизов, предусмотренные законодательством государства-члена, с территории которого экспортированы товары.
Организация ООО «Торговый дом», применяющая общую систему налогообложения, приобрела 20.07.2018 у ООО «Фабрика диванов» (поставщик):
Согласно заключенному контракту с иностранным партнером ТОО «Astana» (Казахстан) организация ООО «Торговый дом»:
Последовательность операций приведена в таблице 1. Таблица 1
|