Разрешение на строительство образец 2021

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Разрешение на строительство образец 2021». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.

Следует учитывать позицию Минстроя России при взаимодействии с органами государственного строительного надзора. В соответствии с данными разъяснениями истребование от застройщиков продленных разрешений на строительство, срок действия которых истекает в период с 7 апреля 2020 г. по 1 января 2021 г., является незаконным.

Приложение N 1. Форма разрешения на строительство

Согласно ст. 51 ГрК РФ разрешение на строительство (далее – разрешение) представляет собой документ, который подтверждает соответствие проектной документации требованиям, установленным градостроительным регламентом, ППТиПМ, при осуществлении строительства, реконструкции объекта капитального строительства, не являющегося линейным объектом, или требованиям ППТиПМ при осуществлении строительства, реконструкции линейного объекта[1], а также допустимость размещения объекта капитального строительства на земельном участке в соответствии с разрешённым использованием такого земельного участка и ограничениями, установленными в соответствии с земельным и иным законодательством РФ. В случае, если на земельный участок не распространяется действие градостроительного регламента или для земельного участка не устанавливается градостроительный регламент, разрешение на строительство подтверждает соответствие проектной документации установленным в соответствии с п. 7 ст. 36 ГрК РФ требованиям к назначению, параметрам и размещению объекта капитального строительства на указанном земельном участке.

По общему правилу разрешение выдаётся по заявлению застройщика органом местного самоуправления по месту нахождения земельного участка, которым утверждается и форма заявления. В отношении отдельных видов объектов капитального строительства и земельных участков форма заявления о выдаче разрешения утверждается в особом порядке[2].

Особый порядок выдачи разрешения специально уполномоченными органами (организацией) предусмотрен для некоторых объектов, в частности:

  • объектов космической инфраструктуры;
  • гидротехнических сооружений;
  • объектов, связанных с использованием недр;
  • объектов, связанных с атомной энергией, и т. п.

Например, в случае, если при проведении работ по сохранению ОКН затрагиваются конструктивные и другие характеристики надёжности и безопасности такого объекта, разрешение выдаётся исполнительными органами государственной власти или органами местного самоуправления, уполномоченными в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны ОКН (п. 5.1 ст. 51 ГрК РФ).

Также особый порядок выдачи разрешения предусмотрен в случае строительства, реконструкции объекта капитального строительства:

  • на территориях двух и более субъектов РФ (включая осуществляемую на территории одного субъекта РФ реконструкцию объекта, расположенного на территориях двух и более субъектов РФ), в том числе линейного объекта на территории закрытого административно-территориального образования, границы которого не совпадают с границами субъектов РФ, – выдаётся уполномоченным федеральным органом исполнительной власти;
  • на территориях двух и более муниципальных образований (муниципальных районов, городских округов) – органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации;
  • на территориях двух и более поселений или на межселенной территории в границах муниципального района – органом местного самоуправления муниципального района.

При этом в силу прямо установленного ГрК РФ запрета не допускается выдача разрешения на строительство при отсутствии утверждённых ПЗЗ, за исключением строительства, реконструкции объектов федерального, регионального, местного значения, а также объектов капитального строительства, расположенных на земельных участках, на которые не распространяется действие градостроительных регламентов или для которых не устанавливаются градостроительные регламенты, регламенты, в случае несоответствия проектной документации объектов капитального строительства ограничениям использования объектов недвижимости, установленным на приаэродромной территории, в иных предусмотренных законом случаях.

Кроме того, если земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности, предоставлен в аренду для КРТ, выдача разрешения на строительство многоквартирных домов в границах данной территории допускается только после образования земельных участков из такого земельного участка в соответствии с утверждёнными ППТиПМ.

С 01.01.2024 перечень устанавливаемых ГрК РФ запретов на выдачу разрешения на строительство дополнится запретом на выдачу разрешения на строительство при отсутствии в Едином государственном реестре недвижимости (ЕГРН) сведений о границах территориальных зон, в которых расположены земельные участки, на которых планируются строительство, реконструкция объектов капитального строительства, за исключением строительства, реконструкции объектов федерального значения, объектов регионального значения, объектов местного значения муниципального района и объектов капитального строительства на земельных участках, на которые действие градостроительных регламентов не распространяется или для которых градостроительные регламенты не устанавливаются.

Перечень документов, которые должны быть приложены к заявлению о выдаче разрешения, содержится в п. 7 ст. 51 ГрК РФ. Требуемые документы должны содержать необходимую информацию о земельном участке, в том числе ГПЗУ, выданный не ранее чем за три года до дня представления заявления на получение разрешения на строительство[3], о планируемом строительстве/реконструкции, сведения о застройщике.

С 04.08.2018 перечень документов, прилагаемых к заявлению о выдаче разрешения, был скорректирован. Так, в случае строительства, реконструкции объекта капитального строительства, в связи с размещением которого в соответствии с законодательством РФ подлежит установлению зона с особыми условиями использования территории или ранее установленная зона подлежит изменению, к заявлению о выдаче разрешения должно быть приложено решение об установлении или изменении зоны с особыми условиями использования территории.

Форма разрешения утверждена Приказом Минстроя России от 19.02.2015 № 117/пр «Об утверждении формы разрешения на строительство и формы разрешения на ввод объекта в эксплуатацию». Данный Приказ также содержит подробную инструкцию по заполнению разрешения.

Нарушение утверждённой формы или порядка её заполнения при выдаче разрешения может повлечь за собой признание такого разрешения не соответствующим закону и недействующим, а также приостановление строительства до получения нового разрешения. Например, разрешение может быть признано недействующим в связи с несоответствием содержащихся в нём сведений проектной документации[15].

По общему правилу строительство, реконструкция объектов капитального строительства осуществляются на основании разрешения, а осуществление указанных действий при отсутствии разрешения является основанием для привлечения к административной ответственности и/или признания строительства самовольным.

При этом п. 17 ст. 51 ГрК РФ предусмотрен открытый перечень случаев, когда получение разрешения не требуется:

1) строительство, реконструкция гаража на земельном участке, предоставленном физическому лицу для целей, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности, или строительство, реконструкция на садовом земельном участке жилого дома, садового дома, хозяйственных построек, определённых в соответствии с законодательством в сфере садоводства и огородничества;
2) строительство, реконструкция объектов индивидуального жилищного строительства;
3) строительство, реконструкция объектов, не являющихся объектами капитального строительства (киосков, навесов и иных некапитальных строений, сооружений);
4) строительство на земельном участке строений и сооружений вспомогательного использования;
5) изменение объектов капитального строительства (их частей), не затрагивающее конструктивные и другие характеристики их надёжности и безопасности и не превышающие предельные параметры, установленные градостроительным регламентом, в т. ч. капитальный ремонт объектов капитального строительства, а также строительство, реконструкция буровых скважин;
6) строительство, реконструкция посольств, консульств и представительств РФ за рубежом;
7) строительство, реконструкция объектов, предназначенных для транспортировки природного газа под давлением до 0,6 мегапаскаля включительно;
8) размещение антенных опор (мачт и башен) высотой до 50 метров, предназначенных для размещения средств связи;
9) иные случаи, когда в соответствии с ГрК РФ, законодательством субъектов Российской Федерации о градостроительной деятельности получение разрешения не требуется[16].

Ранее Постановлением Правительства РФ от 17.08.2019 № 1064[17] было также установлено, что в случае строительства, реконструкции линий связи и сооружений связи, не являющихся особо опасными, технически сложными объектами связи, получение разрешения на строительство также не требуется. При этом следует учитывать, что в соответствии с пп. 3 п. 1 ст. 48.1 ГрК РФ к особо опасным и технически сложным объектам относятся сооружения связи, являющиеся особо опасными, технически сложными в соответствии с законодательством Российской Федерации в области связи.

В соответствии с п. 14.1 ст. 1 закона № 126-ФЗ[18] к особо опасным, технически сложным сооружениям связи относятся сооружения связи, проектной документацией которых предусмотрены такие характеристики, как высота от 75 до 100 метров и (или) заглубление подземной части (полностью или частично) ниже планировочной отметки земли от 5 до 10 метров.

Поскольку антенные опоры (мачты и башни) могут быть квалифицированы в качестве сооружений связи, то создаётся риск, при котором указанная совокупность норм может быть истолкована уполномоченными органами и/или судебными органами как допускающая возможность строительства без получения разрешения на строительство только сооружений связи, документацией которых предусмотрены такие характеристики, как высота до 50 метров, а также заглубление подземной части (полностью или частично) ниже планировочной отметки земли до 5 метров. В иных случаях для размещения сооружений связи (антенных опор, мачт и башен), выходящих за пределы указанных характеристик (с заглублением ниже 5 метров), требуется получение разрешения на строительство.

На текущий момент в связи с принятием Постановления Правительства РФ от 12.11.2020 № 1816[19] вышеуказанное Постановление № 1064 утратило силу. Однако новое постановление, не отменяя норму о возможности строительства, реконструкции линий связи и сооружений связи, не являющихся особо опасными, технически сложными объектами связи, без получения разрешения на строительство, дополнило соответствующий перечень новыми 11 случаями. Теперь без получения разрешения допустимо строительство (реконструкция) следующих объектов:

1) линий электропередачи классом напряжения до 35 кВ включительно, а также связанных с ними трансформаторных подстанций, распределительных пунктов;
2) тепловых сетей, транспортирующих водяной пар с рабочим давлением до 1,6 мегапаскаля включительно или горячую воду с температурой до 150 °C включительно;
3) водопроводов и водоводов всех видов диаметром до 500 мм;
4) линейных сооружений водоотведения диаметром до 1000 мм;
5) линейных объектов, размещаемых пользователем недр в целях проведения работ по геологическому изучению недр и (или) разведки и добычи полезных ископаемых в границах участков недр, при условии, что такие объекты не являются особо опасными, технически сложными и уникальными объектами и одновременно строительство, реконструкция таких объектов осуществляются за пределами границ населённых пунктов;
6) отдельно стоящих ветроэнергетических установок высотой менее чем 250 метров, а также солнечных батарей;
7) автомобильных дорог IV и V категорий;
8) объектов капитального строительства, являющихся элементами обустройства автомобильных дорог и (или) защитными дорожными сооружениями и размещаемых в полосе отвода автомоб��льных дорог;
9) местных улиц, местных дорог, проездов улично-дорожной сети сельских поселений;
10) пешеходных улиц и площадей городов;
11) парковых дорог, проездов, велосипедных дорожек.

ГрК РФ допускает поэтапное проектирование и осуществление строительства, реконструкции объектов. Соответственно, возможна и выдача разрешения на отдельные этапы (очереди) строительства (п. 12 ст. 51 ГрК РФ). При этом следует отметить, что в конце 2019 года законом № 472-ФЗ[20] в ГрК РФ внесены изменения, в соответствии с которыми предусматривается выделение этапов и в отношении линейных объектов (объектов капитального строительства, входящих в их состав). Получаются такие разрешения в общем заявительном порядке.

При этом под этапом строительства понимается строительство или реконструкция объекта капитального строительства из числа объектов капитального строительства, планируемых к строительству, реконструкции на одном земельном участке, если такой объект может быть введён в эксплуатацию и эксплуатироваться автономно, т. е. независимо от строительства или реконструкции иных объектов на этом участке, а также строительство или реконструкция части объекта капитального строительства, которая может быть введена в эксплуатацию и эксплуатироваться автономно, т. е. независимо от строительства или реконструкции иных частей этого объекта капитального строительства (п. 2 Положения об организации и проведении государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий[21]).

По общему правилу разрешение выдаётся на весь срок, предусмотренный проектом организации строительства объекта капитального строительства, а на индивидуальное жилищное строительство – на десять лет. Необходимо отметить, что последними серьёзными изменениями в ЗК РФ законодатель установил предельные сроки аренды государственных земель для целей строительства в виде двойного ориентировочного срока на строительство, устанавливаемого Минстроем РФ. Установление этих сроков, по нашему мнению, не определяет фактический срок действия разрешения на строительство (он по-прежнему определяется разделом «Проект организации строительства»).

Разрешение, выданное при отсутствии законных оснований на иной срок, чем предусмотрен проектом, как показывает анализ судебной практики, может быть признано в судебном порядке не соответствующим закону и нарушающим права и законные интересы заявителя[22].

В рамках реализации мер поддержки бизнеса в период чрезвычайных ситуаций, связанных с распространением новой коронавирусной инфекции COVID-19[23], Правительство РФ приняло решение[24] об автоматическом продлении на 1 год срока действия разрешений на строительство, срок действия которых истекает в период с 06.04.2020 до 01.01.2021.

В случае истечения срока действия разрешения до окончания строительства, реконструкции, капитального ремонта объекта возможно его продление уполномоченным органом (организацией), выдавшим разрешение, по заявлению застройщика, поданному не менее чем за десять рабочих дней до истечения срока действия разрешения[25].

Несоблюдение любого из этих условий является самостоятельным основанием для отказа в продлении разрешения (пп.пп. 7–8 п. 21.15 ст. 51 ГрК РФ).

Необходимо отметить, что ранее установленный законом срок на обращение с заявлением о продлении срока действия разрешения (не позднее чем за шестьдесят дней) зачастую воспринимался уполномоченным органом как пресекательный, несмотря на отсутствие прямого указания на это в законе, и в связи с пропуском застройщиком данного срока уполномоченные органы нередко отказывали в продлении срока действия разрешения. Однако судебная практика по данному вопросу сформировалась таким образом, что суды признают такие отказы не соответствующими закону[26]. В текущей редакции норм, регулирующих порядок внесения изменений в разрешение, данная проблема утратила свою актуальность, так как теперь срок действительно пресекательный, и нет места двоякому толкованию за одним исключением.

Согласно п. 21.5 ст. 51 ГрК РФ физическое или юридическое лицо, которое приобрело права на земельный участок, вправе осуществлять строительство, реконструкцию объекта капитального строительства на таком участке в соответствии с разрешением, выданным прежнему правообладателю земельного участка.

Срок действия выданного разрешения при переходе права на земельный участок и/или объекты капитального строительства сохраняется, за исключением установленных законом случаев, когда действие разрешения прекращается на основании решения уполномоченного органа (организации) – п. 21.1 ст. 51 ГрК РФ.

О переходе права собственности на участок, а также об изменении характеристик участка (в случае его объединения, перераспределения, раздела, выдела) новый правообладатель (правообладатель изменённого участка) обязан уведомить орган, выдавший разрешение, для внесения в него соответствующих изменений с приложением соответствующих документов, указанных в пп.пп. 1–4 п. 21.10 ст. 51 ГрК РФ. Если необходимые документы не будут представлены заявителем, уполномоченный орган обязан запросить такие документы или сведения, содержащиеся в них, в соответствующих органах государственной власти или органах местного самоуправления.

Продолжение строительства без приведения разрешения в соответствие с произошедшими изменениями может повлечь за собой сложности с прохождением строительного контроля и надзора, введением постро��нного объекта в эксплуатацию, а также может стать основанием для привлечения застройщика к административной ответственности[27].

Отмена разрешения на строительство – это волевое действие уполномоченного органа по отзыву ранее выданного разрешения на строительство как выданного с нарушениями.

П. 1 ст. 48 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» предусмотрена возможность отмены изданного муниципального правового акта в порядке самоконтроля. Так, в Постановлении от 06.07.2004 № 1424/04 Президиум ВАС РФ указал, что на основании рассматриваемой нормы уполномоченный орган вправе отменить ранее вынесенное им с нарушением предусмотренных законом процедур распоряжение о предоставлении земельного участка в аренду для строительства. В дальнейшем этот подход был распространён арбитражными судами на иные ненормативные акты, в т. ч. и на разрешение на строительство.

Достаточным основанием для отзыва уполномоченным органом разрешения на строительство, по мнению судов, было нарушение застройщиком или уполномоченным органом ст. 51 ГрК РФ, регулирующей правила выдачи такого разрешения, вне зависимости от степени их существенности, например:

  • отсутствие правоустанавливающих документов на земельный участок[31], истечение срока действия договора аренды[32];
  • несоответствие проектной документации положению о составе проектной документации[33], в том числе отсутствие некоторых необходимых разделов[34];
  • несоответствие ВРИ земельного участка[35];
  • несоблюдение санитарных правил при проектировании (отсутствие учёта санитарно-защитной зоны проектируемого объекта)[36];
  • отсутствие положительного заключения экспертизы проектной документации[37];
  • несоблюдение специальной процедуры при выдаче разрешения[38] и т. д.

Необходимо отметить, что в 2011 году ст. 51 ГрК РФ была дополнена п. 21.1, который предусматривает несколько случаев, когда действие разрешения на строительство может быть прекращено уполномоченным органом:

1) принудительное прекращение права собственности и иных прав на земельные участки, в том числе изъятие земельных участков для государственных или муниципальных нужд;
2) поступление предписания уполномоченного Правительством РФ федерального органа исполнительной власти о прекращении действия разрешения на строительство на основании несоответствия разрешения на строительство ограничениям использования объектов недвижимости, установленным на приаэродромной территории;
3) отказ застройщика от права собственности и иных прав на земельные участки;
4) расторжение договора аренды и иных договоров, на основании которых у граждан и юридических лиц возникли права на земельные участки;
5) прекращение права пользования недрами, если разрешение на строительство выдано на строительство, реконструкцию объекта капитального строительства на земельном участке, предоставленном пользователю недр и необходимом для ведения работ, связанных с пользованием недрами.

После появления этой нормы возник следующий вопрос: может ли быть прекращено действие разрешения на строительство в иных, помимо указанных в п. 21.1 ст.51 ГрК РФ, случаях?

Анализ актуальной практики арбитражных судов свидетельствует о том, что мнения судов разделились. В судебной практике представлено две позиции:

  • отзыв разрешения на строительство возможен, если застройщиком или уполномоченным органом нарушены положения ст. 51 ГрК РФ вне зависимости от наличия обстоятельств, указанных в п. 21.1 данной статьи. При этом п. 21.1 устанавливает специальные основания для отмены разрешения на строительство в ситуации, когда на этапе его выдачи никаких нарушений не было допущено, но впоследствии появились обстоятельства, препятствующие дальнейшему строительству. Анализ практики Верховного Суда РФ[39] и арбитражных судов ряда округов свидетельствует о том, что они придерживаются этой позиции[40];
  • п. 21.1 ст. 51 ГрК РФ устанавливает исчерпывающий перечень обстоятельств, при которых разрешение на строительство может быть отозвано. При этом в решении уполномоченного органа должна быть ссылка на одно из обстоятельств, указанных в п. 21.1, в противном случае решение об отзыве является незаконным. В частности, такую позицию занимает Арбитражный суд Волго-Вятского округа[41].

Таким образом, судебная практика в подавляющем большинстве случаев полагает, что отмена разрешения на строительство в порядке самоконтроля возможна, если это разрешение было выдано с нарушением требований градостроительного законодательства.

С 04.08.2018[43] введён новый порядок строительства ИЖС путём направления специального уведомления о планируемом строительстве объектов ИЖС вместо получения разрешения на строительство.

Следует отметить, что указанными поправками в ГрК РФ также было закреплено легальное определение «объект ИЖС», под которым понимается отдельно стоящее здание с количеством надземных этажей не более чем три, высотой не более двадцати метров, которое состоит из комнат и помещений вспомогательного использования, предназначенных для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд, связанных с их проживанием в таком здании, и не предназначено для раздела на самостоятельные объекты недвижимости. Понятия «объект ИЖС», «жилой дом», «индивидуальный жилой дом» равнозначны.

Теперь в целях строительства, а также реконструкции объекта ИЖС или садового дома частные застройщики обязаны направить в уполномоченный орган специальное уведомление о планируемом строительстве, согласно утверждённой форме[44], в порядке, определённом новой ст. 51.1 ГрК РФ.

Из указанной нормы следует, что требование о направлении уведомления о планируемом строительстве распространяется не только на строительство жилых домов, но и на строительство садовых домов, к которым ранее законодательство не предъявляло требований о получении разрешений или иного согласования строительства.

Соответствующее уведомление о планируемом строительстве должно содержать в себе определённый перечень сведений, перечисленных в п. 1 ст. 51.1 ГрК РФ (о застройщике, о земельном участке, о планируемых параметрах постройки и т. д.), а также к нему должны быть приложены документы, перечисленные в п. 3 ст. 51.1 ГрК РФ (правоустанавливающие на земельный участок, описание внешнего облика в определённых случаях), а само уведомление может быть направлено одним из предложенных законом способов: личное обращение, обращение через МФЦ, направление уведомления по почте или через единый портал государственных и муниципальных услуг.

В случае, если в направленном уведомлении о планируемом строительстве отсутствуют необходимые сведения либо к нему не приложены необходимые документы, уполномоченный орган возвращает застройщику уведомление в течение 3 рабочих дней со дня поступления такого уведомления. В этом случае уведомление считается ненаправленным (п. 6 ст. 51.1 ГрК РФ).

После получения уведомления о планируемом строительстве, соответствующего формальным критериям, уполномоченный орган обязан рассмотреть его в течение 7 рабочих дней, результатом чего должно стать направление частному застройщику уведомления о соответствии указанных в уведомлении параметров объекта ИЖС или садового дома установленным параметрам и допустимости размещения таких объектов на земельном участке либо уведомление о несоответствии.

Срок рассмотрения уведомления составляет 20 рабочих дней в случае, если создание объекта ИЖС или садового дома планируется в границах территории исторического поселения федерального или регионального значения и в уведомлении о планируемом строительстве не содержится указание на типовое архитектурное решение, в соответствии с которым планируется строительство такого объекта.

Основания для направления застройщику уведомления о несоответствии параметров объекта ИЖС или садового дома установленным параметрам и (или) недопустимости размещения таких объектов на земельном участке перечислены в п. 10 ст. 51.1 ГрК РФ, указанный перечень оснований является закрытым.

В случае, если в установленный срок (7 или 20 рабочих дней) уполномоченный орган не направит частному застройщику, подавшему уведомление о планируемом строительстве объекта ИЖС или садового дома, уведомление о несоответствии параметров объекта ИЖС или садового дома установленным параметрам и (или) недопустимости размещения таких объектов на земельном участке, то поданное уведомление считается согласованным и даёт право частному застройщику осуществлять строительство в соответствии с указанными им в уведомлении параметрами в течение 10 лет со дня направления такого уведомления. Данное право сохраняется также при переходе прав на земельный участок и объект ИЖС или садовый дом, при этом направление нового уведомления о планируемом строительстве не требуется (п. 13 ст. 51.1 ГрК РФ).

В соответствии с концепцией уведомительного порядка строительства объектов ИЖС в ст. 55 ГрК РФ, регулирующей порядок выдачи разрешения на ввод в эксплуатацию, были внесены дополнения, устанавливающие уведомительный порядок информирования уполномоченных органов об окончании строительства объекта ИЖС (п.п. 16–21 ст. 55 ГрК РФ).

Теперь частные застройщики не позднее одного месяца со дня окончания строительства объекта ИЖС или садового дома в порядке, аналогичном подаче уведомления о планируемом строительстве, направляют в уполномоченные на выдачу разрешений на строительство органы уведомление об окончании строительства такого объекта с указанием необходимых сведений и приложением необходимых документов (п. 16 ст. 51.1 ГрК РФ).

Соответствующее уведомление может быть возвращено застройщику в течение 3 рабочих дней со дня его поступления и считается ненаправленным по следующим основаниям:

  • отсутствие в уведомлении предусмотренных сведений или отсутствие документов, прилагаемых к нему;
  • поступление уведомления об окончании строительства по истечении 10 лет со дня поступления уведомления о планируемом строительстве либо ��сли такое уведомление ранее не направлялось.

В положениях ст. 1 ГрК РФ содержится понятие застройщика, под которым понимается физическое или юридическое лицо, обеспечивающее на принадлежащем ему земельном участке или на земельном участке иного правообладателя строительство, реконструкцию, капитальный ремонт, снос объектов капитального строительства, а также выполнение инженерных изысканий, подготовку проектной документации для их строительства, реконструкции, капитального ремонта.

Одновременно в законе введено понятие технического заказчика – юридическое лицо, которое уполномочено застройщиком и от имени застройщика заключает договоры о выполнении инженерных изысканий, о подготовке проектной документации, о строительстве, реконструкции, капитальном ремонте, сносе объектов капитального строительства, подготавливает задания на выполнение указанных видов работ, предоставляет лицам, выполняющим инженерные изыскания и (или) осуществляющим подготовку проектной документации, строительство, реконструкцию, капитальный ремонт, снос объектов капитального строительства, материалы и документы, необходимые для выполнения указанных видов работ, утверждает проектную документацию, подписывает документы, необходимые для получения разрешения на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию, осуществляет иные функции.

При этом согласно п. 3 ст. 52 ГрК РФ лицом, осуществляющим строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объекта капитального строительства (далее – лицо, осуществляющее строительство), может являться как сам застройщик, так и привлекаемый на основании договора строительного подряда индивидуальный предприниматель или юридическое лицо. Такое лицо, осуществляющее строительство, обеспечивает соблюдение требований проектной документации, технических регламентов, техники безопасности в процессе указанных работ и несёт ответственность за качество выполненных работ и их соответствие требованиям проектной документации.

Таким образом, положения ГрК РФ допускают передачу полномочий как застройщика, так и (технического) заказчика другому лицу. В т. ч. возможна передача полномочий только в рамках одного или нескольких этапов строительства.

Следует помнить, что в законодательстве установлено обязательное требование об участии в СРО лица, планирующего осуществление функций технического заказчика.

На практике случаи передачи полномочий нередки, и оформляется такая передача договорами, чаще всего поименованными как договор на осуществление функций заказчика (застройщика) или договор о распределении функций заказчика (застройщика). Вопрос о правовой природе такого договора является дискуссионным как в теории гражданского права, так и в судебной практике. Единое мнение по данному вопросу не сформировано, в основном такие договоры определяют как договор совместной деятельности, подрядный, инвестиционный или агентский, а также как смешанный договор, содержащий в себе элементы перечисленных договоров в различных комбинациях. По нашему мнению, данный договор представляет собой разновидность агентского договора (гл. 52 ГК РФ). Подтверждением данной позиции является, в частности, то, что выполнение техническим заказчиком своих функций возможно только на основании выданной застройщиком доверенности, т. е. технический заказчик осуществляет некоторые представительские функции для застройщика.

Не следует отождествлять технического заказчика с генеральным подрядчиком. По общему правилу функции, осуществляемые заказчиком, не входят в обязанности генерального подрядчика, и, как видно из приведённых положений ст. 1 ГрК РФ, функции заказчика существенно шире. По общему правилу технический заказчик не осуществляет непосредственно строительные работы, а взаимодействует с генеральным подрядчиком от имени застройщика. В связи с этим, если строительство ведёт генеральный подрядчик, ответственность за качество, срок выполнения работ не может быть возложена на технического заказчика[45].

С 1 июля 2017 года отменено требование о выполнении работ, приведённых в Перечне видов работ по инженерным изысканиям, по подготовке проектной документации, по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, утверждённом Приказом Минрегиона РФ от 30.12.2009 № 624, лицами, имеющими допуски СРО. После 1 июля 2017 года выполнение указанного вида работ допустимо лицами, состоящими в СРО в области строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, без необходимости получения ими каких-либо дополнительных допусков. Положениями ст. 9.5.1 КоАП РФ установлена административная ответственность за осуществление таких видов работ лицом, не являющимся членом СРО.

При этом ранее на практике дискуссионным являлся вопрос о необходимости соблюдения соответствующих требований застройщиком или техническим заказчиком в том случае, когда указанные работы осуществляет привлечённое застройщиком или (техническим) заказчиком на основании договора юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, т. е. (генеральный) подрядчик. С 1 июля 2017 года указанная неопределённость разрешена в связи с наличием требования об исполнении функций технического заказчика только членом, соответственно, саморегулируемой организации в области инженерных изысканий, архитектурно-строительного проектирования, строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, за исключением случаев, предусмотренных п. 2.1 ст. 47, п. 4.1 ст. 48, п. 2.2 ст. 52 ГрК РФ[46].

  • 1 квартал
  • 2 квартал
  • 3 квартал
  • 4 квартал
  • 1 квартал
  • 2 квартал
  • 3 квартал
  • 4 квартал

Минстрой разъяснил порядок продления разрешений на строительство

На земельных участках, если осуществлять возведение объекта, документы следует оформить. Перед началом строительства следует на руках уже иметь готовое разрешение на эту процедуру.

В ст. 55 есть определенный допуск, который подает в эксплуатацию дом. В случае, если дом будет построен, а документов на это нет, то лицо согласно ч. 5 ст. 9.6 кодекса РФ, понесет наказание административного характера. Исключения могут быть, если они регламентированы кодексом, такое здание может проводиться без соответствующего допуска.

Примеры, когда не нужны документы:

  1. Когда человек хочет построить гараж для своих нужд без предпринимательского направления. Нужно получать разрешение, если строится сооружение на площадке дачной.
  2. Проведение реконструкции или возведения, которая не будет относиться к капитальной застройки.
  3. Если строится не неподвижная сооружение, которыми могут выступать киоски, навес и другие переносные помещение.
  4. При построении вспомогательной постройки.
  5. Проведение реконструкции жилого дома, и то что достройка не будет вредить допустимым нормам безопасности.
  6. При реконструкции жилищного строительства, в случае предварительного утвержденному акту работ, и то что они имеют рациональный подход использования недр.

Осуществить оформление документов на разрешение строительства, следует подкармливать определенный список, и написать ходатайство или заявление в структуру, для дальнейшего рассмотрения и вынесения решения.

Документы, которые нужно забрать, для того чтобы отправить ходатайство для получения разрешения на строительство:

  1. Планировка участка.
  2. Документы, подтверждают право собственности на участок.
  3. Документ, который удостоверяет личность.
  4. В случае если есть доверенное лицо, необходимо иметь нотариально заверенную доверенность.
  5. План, где будет размещение сооружение, записка, где будут проходить коммунальные сети, и прочее.
  6. В случае если проект казался частным учреждением, следует предоставить документы, которые будут подтверждать официальность этой структуры проводить соответствующие экспертизы.
  7. При необходимости дать вывод на строительный проект.

Унифицированного бланка написания такого заявления по состоянию на 2021 год нет, поэтому оно заполняется в добровольной форме. Подача заявления может происходить лично, или с помощью почты или доверенного лица. Такой бланк должен составляться в 2 экземплярах, на одном из которых во время получения работником ставит соответствующая отметка о получении. После того как будет подан документ, в период 30 дней, работники должны предоставить ответ заявителю. В случае получении отказа, лицо в праве подать заявление в суд, по обжалованию решения.

При здании конструкции, разрешение является неотъемлемым документом. Без такого разрешения строить дом запрещено. После построения без документации, ввести его в эксплуатацию будет крайне трудно и затратно. В худшем случае, такой объект может быть признанным самосудом и за решение суда может подвергнуться сносу, если он будет нарушать нормы.

В настоящее время точной стоимости за разрешение на строительство назвать трудно, поскольку здесь есть немало факторов, которые на это влияют. Такая стоимость может колебаться от 15 до 50 необлагаемых минимумов доходов граждан по состоянию на 2021 год.

Если смотреть в общем, само разрешение не дорого. Лицу, строящегося, следует будет заплатить только госпошлину, сумма которой колеблется от региона по разному. Большая часть затрат приходится на оформление справок, чтобы получить допуск. Также весомым является время, за которое нужно получить такое разрешение, чем быстрее тем и дороже.

Нужно понимать, что для того чтобы построить себе дом, надо пройти много кабинетов для получения соответствующих документов.

Однако надо и обращать внимание на то, что строить без соответствующих разрешений не требуется, поскольку в дальнейшем могут возникнуть большие проблемы, которые будет трудно решить.

Как получить разрешение на строительство дома

Планируя строительство на загородном участке в СНТ, собственнику земли нужно руководствоваться нормами и правилами, которые прописаны в:

  • Федеральном законе № 217-ФЗ, который вступил в силу 1 января 2019 года;
  • Градостроительном кодексе Российской Федерации (статья № 39);
  • Земельном кодексе РФ, который определяет принадлежность участков к землям для садоводства и огородничества;
  • своде правил СП 53.13330.2019, посвященном планировке и застройке территории ведения гражданами садоводства.

Именно в последнем документе прописано, какие расстояния должны соблюдаться между постройками на загородных участках. Главные цифры мы собрали в виде инфографики.

Если вы приобрели землю в СНТ и готовитесь начать строительство садового или жилого дома, важно помнить про существующие ограничения.

Так, высота дома в СНТ не должна превышать 20 метров. Также на территории садоводческих товариществ запрещено возводить постройки более трех этажей.

Если площадь дома превышает 500 кв. метров, перед началом строительства нужно составить проект, подготовить чертежи и схемы будущей постройки с разных ракурсов. Далее потребуется провести пожарную экспертизу, а после завершения строительства — официально сдать дом в эксплуатацию с разрешения местных служб.

Высота потолков в доме — не менее 2,2 метров. Также существуют и минимальные ограничения по площади комнат:

  • основная комната (зал, гостиная) — от 12 кв.м;
  • спальня — от 8 кв.м;
  • туалет — от 1 кв.м.

При строительстве дома важно учесть его расположение на участке. Жилая постройка должна находиться на расстоянии:

  • 5 метров от улицы;
  • 3 метров от проезда или границы соседнего участка;
  • 6 метров от дома соседей;
  • 15 метров от лесного массива.

Попариться в баньке — один из поводов приехать на дачу. Однако баня — одна из самых пожароопасных построек на участке. Поэтому при ее строительстве особенно важно соблюдать расстояния:

  • от жилого дома — не менее 8 метров;
  • от улицы и проезжей части — не менее 5 метров;
  • от колодца или скважины — не менее 12 метров;
  • от высоких деревьев — не менее 4 метров;
  • от границы участка и соседского забора — не менее 1 метра.

Но самое главное — баня не должна располагаться рядом с другими деревянными постройками. Расстояние от них как на собственном участке, так и по отношению к постройкам соседей, должно составлять не менее 15 метров.

К сельскохозяйственным постройкам на дачном участке относятся сараи, птичники и загоны для скота, склады для хранения инвентаря или урожая. Возводить их разрешается на расстоянии не менее 1 метра от границы с соседним участком.

Если речь идет о колодце, он должен находиться не ближе 5 метров от дома и 8 метров от туалета или компоста.

Уличный туалет или выгребную яму придется оборудовать минимум в 4 метрах от границы с соседним участком.

Границы каждого участка в садоводческом товариществе должны быть отделены забором со всех сторон. Но в соответствии с СП 53.13330.2019, строить глухой забор запрещено. Согласно п.6.2 данного свода правил, для ограждения между участками нужно использовать сетчатый материал.

Более подробно об особенностях ограждений между участками и по периметру товарищества читайте в статье «Заборы в СНТ: главные правила».

Как оформить разрешительную документацию на строительство

Правила строительства на садовом участке не случайно прописывают расстояния от границы с землей соседей. Ведь постройки, возведенные без учета этих расстояний, могут помешать другим людям.

Например, дом рядом с забором может заслонить собой от солнца часть земли у соседей, что отрицательно скажется на урожае. А туалет, построенный на слишком близком расстоянии, будет досаждать не самыми приятными запахами.

Если постройки будут доставлять неудобство, соседи попытаются это исправить и предъявят претензию. В итоге дело может закончиться в суде. Поэтому важно заранее обезопасить себя от ссоры c соседями и возводить строения в строгом соответствии с существующими нормами.

До 3 августа 2018 года и в соответствии с требованиями статьи 51 Градостроительного Кодекса для начала строительства требовалось разрешение, которое призвано зафиксировать факт соответствия проекта строительства жилого дома планам использования участка в данном поселении или его структурной части. Также признаются разрешения, выданные до введение в действие ГрК РФ (п.З ст.8 ФЗ от 29.12.2004 N 191-ФЗ).

Получение разрешения на строительство занимало 10 дней и требовало финансовых и временных затрат на подготовку следующих документов:

  1. Проект строительства дома или его реконструкции;
  2. Акт экспертизы соответствия проекта градостроительному плану;
  3. Общий план застройки в масштабе 1:500 с указанием осей строений;
  4. Выписка из ЕГРН на земельный участок или свидетельство о собственности, либо договор аренды.

Однако, согласно новой статьи 51.1 ГрК РФ, с 3 августа 2018 начал действовать уведомительный порядок и получать разрешение на строительство больше не нужно.

Уведомительный порядок был введён с целью уменьшения сроков рассмотрения заявок и увеличения темпов строительства. Однако срок выдачи разрешений сокращен и для тех объектов, которые не попадают под данный порядок. К ним относятся особо опасные, сложные и уникальные строения. Как правило, жилые дома таковыми не являются.

Целесообразность введения уведомительного порядка оспаривается специалистами. Главные аргументы: увеличение жилых строений, не соответствующих нормам безопасности, а также использование земли не по назначению. Новые проблемы, конечно, решаемы с помощью органов государственного контроля, но они же создают дополнительную нагрузку на контролирующий орган. В общем, замкнутый круг.

Получается, что уведомление о планируемом строительстве или реконструкции объекта ИЖС представляет собой вариант договорных отношений, когда одна из сторон принимает на себя обязанности по возведению строения в соответствии с представленными документами, а другая дает на это разрешение и осуществляет контроль соответствия действий застройщика заявленным документам.

Для легального начала строительства жилого дома требуется:

  1. Уведомление о начале строительства (порядок получения рассмотрим ниже);
  2. Выписка из ЕГРН на земельный участок, в которой заявитель указан собственником или арендатором. Заказать документ можно не выходя из дома.

Обратите внимание, что в Росреестре выписка из ЕГРН стоит 350 рублей (700 рублей для юрлиц). Если хотите получить информацию дешевле, то рекомендую заказать справку через Быстрые Документы — так вы получите документ всего за 250 рублей. Заказ выполняется в течение дня, данные официальные — из ЕГРН Росреестра.

Подавать уведомление о начале строительства должен собственник земельного участка, который указан в выписке из ЕГРН, либо нотариально заверенный представитель. Когда документы готовы, уведомить администрацию можно следующими способами:

  • Лично через МФЦ «Мои документы»;
  • Лично передать документы секретарю Департамента земельно-имущественных отношений (ДИЗО) Администрации, на территории которой расположен земельный участок. Не забудьте взять у секретаря входящий номер обращения;
  • Отправить оригиналы документов почтой с уведомлением;
  • Отправить скан-копии документов через портал «Госуслуги». Нужно иметь электронную цифровую подпись (ЭЦП).

Далее процедура согласования будет выглядеть так (на примере Московской области):

  1. Инспекция ГосАрхСтройНадзора Московской области проводит сверку соответствия заявленной документации реальной ситуации.
  2. После этого орган архитектуры и градостроительства муниципалитета подает документацию на регистрацию в ГосАрхСтройНадзор Московской области.
  3. Пакет документов рассматривается в течение семи дней, после чего объект регистрируется, либо заявка отклоняется.

После проверки параметров дома на соответствии градостроительным нормам и правилам, администрация муниципалитета выдает «Уведомление о соответствии уведомления о планируемом строительстве параметров объекта индивидуального жилищного строительства установленным параметрам и допустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства на земельном участке» (согласитесь, что название можно было бы придумать и покороче), а застройщик получает законное право начать строительство.

Уведомительный порядок распространяется на объекты планируемого строительства менее 500 кв. метров. Для строительства зданий площадью свыше 500 кв. метров, а также особо опасных и уникальных строений, придется получать разрешение на строительство старого образца со всеми вытекающими из этого пакетами документов (приводил выше).

Поскольку Градостроительный кодекс является главным законом, регламентирующим жилищное строительство, в том числе и индивидуальное, разрешение на строительство может быть выдано только тем застройщикам, земли которых находятся под действием градостроительных регламентов. Там, где градостроительный регламент не действует, вопрос о разрешении на строительство может быть решен на федеральном уровне, а также на уровнях субъектов федерации и местного самоуправления. Однако это возможно только в случае, если на территорию есть план застройки.

ГК РФ содержит лишь общие требования к застройщикам. В каждом конкретном случае алгоритм действий может иметь свои нюансы, но обычно индивидуальное жилое строительство проводится на землях муниципалитета. Если это действительно так, то нужно идти в Градостроительный комитет данной территориальной подчинённости.

Фактическую выдачу разрешения на строительство производит главный городской или районный архитектор. Утверждает документ глава города, района или другого органа муниципалитета.

1.6. Разрешение на строительство

В случае, если вы решили получить разрешение на размещение объекта на землях, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов согласно ПП РФ 1300 в Московской области, то нужно следовать Постановлению 229/13 от 08.04.2015.

Проблема может быть в том, что выбранный участок не имеет кадастрового номера, но земель без собственника у нас в России нет, есть просто не оформленная.

Разрешение на строительство является юридическим документом и частью прав на недвижимость. Это означает, что участок с недостроенным объектом можно продать и разрешение при этом перейдет к новому владельцу на законных основаниях.

Поэтому, если срок действия разрешение на строительство истек, а дом ещё не введен в эксплуатацию, нужно только уведомить местную администрацию о смене владельца. К примеру, срок действия разрешения на индивидуальное строительство жилого дома — 10 лет.

Обратите внимание, что летом 2018 Правительство России утвердило проекты законов, касающихся самовольной застройки и устанавливающих единые параметры строящегося индивидуального жилья (ИЖС). По словам главы Минстроя РФ Михаила Меня, ИЖС представляет собой:

  1. Отдельный жилой дом не более трех надземных этажей и высотой до 20 м.
  2. Такой дом не должен состоять из отдельных квартир или блок-секций.
  3. Приведенные ограничения также распространяются на садовые и жилые дома на дачных участках.
  4. Закон устанавливает правовое регулирование возведения ИЖС площадью до 500 и более 500 кв. м.

Количество попыток обращения за продлением сроков разрешения нигде не регламентировано.

Однако, власти устанавливают новый период не более, чем на 3 года. Именно столько даётся застройщику, чтобы он наконец-то закончил строительные работы, ввёл объект в эксплуатацию и отчитался о результатах.

Если вы не уложитесь и в дополнительный 3-летний срок – повторно его не продлят. Остаётся вариант с получением нового разрешения/уведомления.

Да, отказы встречаются по нескольким основаниям.

Уполномоченный орган вправе отказать, если:

  1. Заявитель не уложился в 10-дневный срок на подачу заявления в отдел архитектуры,
  2. Строительные работы так и не начались, то есть по факту участок «голый».

Также откажут, если застройщик не предоставил необходимые документы или допустил ошибки в тексте заявления. Поэтому не нужно откладывать заявку на последний день. Лучше обратиться за месяц и подстраховаться.

Продлением срока действия разрешения на строительство занимается то же ведомство, что первоначально выдавало документ. На проведение процедуры уполномочены госорганы:

  • федеральной и региональной исполнительной власти;
  • местного самоуправления;
  • управляющие использованием атомной энергии;
  • курирующие деятельность по применению ядерных установок и оружия;
  • госкорпорация «Роскосмос» (при строительстве объекта космической структуры).

Уполномоченный госорган вправе отказать продлить разрешение на строительство застройщику по следующим причинам:

  1. Заявление на пролонгацию подано позже обозначенного периода (максимальный срок — 10 дней до окончания действия документа).
  2. Строительство так и не начато или в ведомстве отсутствует достаточная доказательная база о проведении работ.
  3. Представлен не весь перечень документов.
  4. Застройщиком-организацией не подано заявление о начале проведения работ.
  5. Выявлены ошибки или недостоверная информация в заявлении.

Отказ в проведении процедуры передается заявителю в письменном виде с обязательным указанием причин такого решения. Однако это не является препятствием для подачи документов на оформление нового разрешения.

При несогласии с отказом застройщик вправе подать жалобу в вышестоящую инстанцию, исходя из обстоятельств дела (заместителю главы администрации, директору МФЦ). Бумага оформляется произвольно, срок ее рассмотрения — 30 дней после получения госведомством. Если проблема не решена, целесообразно обратиться в суд с предоставлением доказательств ведения строительства.

Да, но только если у вас нет в планах получить новое.

Продление срока действия разрешения на строительство (РНС) нужно в тех случаях, когда застройщик не уложился в изначально запланированный график возведения капитального объекта. Скажем, соорудил фундамент и стены, а остальная конструкция жилого дома – еще не готова.

Если срок действия разрешения закончился – документ не имеет юридической силы, и строить дальше нельзя. По крайней мере до тех пор, пока РНС не будет продлено.

Строительство без разрешения или уведомления от властей – это нарушение установленного порядка. За это могут наказать в соответствии со ст. 9.5 КоАП РФ:

  • Для юридических лиц – от полумиллиона до 1 млн рублей,
  • Альтернативным наказанием для ИП и юр лиц может быть приостановление их деятельности на срок до 90 суток.

Застройщика обяжут получить новое разрешение на строительство. Если же объект не соответствует изначальным техническим параметрам или создаёт угрозу для окружающих – власти обяжут его демонтировать за счёт того, кто соорудил объект. Или снесут постройку самостоятельно, с последующим иском о возмещении расходов к нарушителю.

Минстрой продлит разрешения на строительство со сроком действия до 2021 года

Неправомерное решение об отказе в продлении сроков РНС можно обжаловать в установленном порядке. Например, если вам вынесли отрицательное решение на основании того, что отсутствует какой-то из документов (но его нет в обязательном перечне).

Жалоба подаётся в бумажном или электронном виде в адрес:

  1. Замглавы администрации города или района – на действия (бездействия) должностных лиц Управления.
  2. Главы местной администрации – соответственно на его заместителей.
  3. Директора МФЦ – на действия (бездействия) сотрудников конкретного офиса.

Жалоба составляется в произвольной форме. Тут в тексте нужно отразить наименование исполнительного органа или должностного лица – кому подаётся заявление, а также сведения о лице, чьи действия (бездействия) обжалуются.

Заявитель должен привести доводы в свою пользу. Например, сослаться на регламент, в котором указывается минимальный перечень документов.

Либо приложить доказательства начала строительных работ.

Срок рассмотрения жалобы – 30 дней с момента регистрации (п. 1 ст. 12 ФЗ № 59).

На основе изложенных фактов уполномоченное лицо принимает решение об удовлетворении жалобы или об отказе. Заявитель также вправе дойти до суда.

Нет, не нужно. Если право собственности на ЗУ переходит к другому человеку, а срок действия разрешения на застройку земли еще не истёк, документ будет иметь силу и продлевать его не нужно – в силу ч. 21 ст. 51 ГрК РФ.

Но тут есть исключения. Если землю изымают на муниципальные нужды или переводят в категорию, например, запретной зоны/заповедника – срок действия разрешения на строительство не продлят. Более того, и новое РНС на этот же участок оформить не удастся.

Возведение объектов на земельной площадке должно официально оформляться. То есть, накануне начала возведения сооружения, надобно приобрести на это допуск.

Градостроительный кодекс РФ в ст. 55 предусматривает выдачу допуска на принятие в эксплуатацию построенного здания.

В ч. 5 ст.

9.5 Кодекса РФ, об административных нарушениях законодательства, регламентировано, что эксплуатация построенного сооружения без соответствующего допуска приводит к административному наказанию. К исключению относятся случаи, регламентированные градостроительным кодексом, когда возведение, реконструкция или ремонт объекта, осуществляется без выдачи допуска.

К таким случаям относятся:

  1. Когда собственник земельной площадки желает соорудить гараж, используемый только для собственных нужд, без предпринимательского направления. Также не нужен допуск для возведения сооружения на дачной площадке.
  2. Если человек обеспечивает возведение или реконструкцию сооружения, не относящегося к капитальной застройке.
  3. При возведении навеса, киоска и прочих мобильных сооружений, не относящихся к недвижимым сооружениям.
  4. Когда человек желает соорудить на земельной площадке вспомогательную конструкцию, к примеру, возведение на даче гаража.
  5. Если реконструкция домостроения не будет затрагивать допустимые характеристики надёжности и безопасности.
  6. При разработке или реконструкции скважин бурения, если имеется утвержденный проект на осуществление работ, имеющих отношение к использованию недр.

Как видно из перечня, допуск на возведение не нужен, если конструкция не относится к капитальной постройке. Однако, может появится вопрос, как выявить – относится ли сооружение к капитальному? На практике, определить такое обстоятельство не просто.

Градостроительный кодекс по данному вопросу регламентирует:

  • К объекту капитальной конструкции относятся – здания, домостроения, не завершенные постройки.
  • К исключению относятся временные сооружения, киоски, навесы и прочие подобные конструкции.

В гражданском кодексе регламентировано более точное понятие недвижимости, к которым можно отнести:

  • Земельные площадки, участки недр и конструкции, прочно связанные с площадкой.
  • Сооружения, которые нельзя передвинуть с одного места на другое, в т. ч. помещения и незавершённые конструкции.
  • Воздушные и морские судна, используемые внутри страны и подлежащие госрегистрации.
  • Жилые и нежилые домостроения, гаражи, а также постройки для автомашин, если их границы отображены в кадастровых документах домостроения.

Для допуска на строительные работы нужна подготовка материалов и отправка их совместно с ходатайством в соответствующую структуру, либо при личном посещении учреждения, выдающего разрешение, либо через доверенное лицо, или через отделение МФЦ.

К документам, которые понадобятся для приобретения допуска, можно отнести:

  1. Градостроительную планировку земельной площадки.
  2. Правоустанавливающее свидетельство на участочек земли.
  3. Свидетельство, удостоверяющее личность (паспорт или другое удостоверение).
  4. Доверенность (при отправке документов через доверенное лицо).
  5. Документация (пояснительная записка, данные о коммунальных сетях, план размещения сооружений вместе с планом сноса сооружений капитальной застройки и т. д.).
  6. При выдаче заключения о проекте частной структурой – потребуется предъявить подтверждение на право проведения данным учреждением подобных экспертиз.
  7. Положительный вывод на строительный проект (если он требует экспертизы).

По вопросу документации нужно сделать оговорку. Закон разрешает отсутствие проекта на индивидуальное домостроение до 3-х этажей, для жительства в нем одной семьи. В таком варианте, застройщик самостоятельно может подготовить остальные документы, для представления в структуру, дающую допуск на выполнение строительных работ.

Разрешение на строительство в 2021 году образец заявления

потому что превышение этажности требует получения разрешения на строительство.

Высота дома не должна превышать 20 м.

Объект ИЖС должен состоять из комнат и вспомогательных помещений, которые предназначены для удовлетворения бытовых и иных нужд людей, связанных с их проживанием.

Объект ИЖС не может быть разделен на самостоятельные объекты недвижимости.

Иными словами, в таком доме нельзя зарегистрировать право собственности на отдельные комнаты и помещения.

Другими словами, объект ИЖС нельзя превратить в многоквартирный дом.

Для справки.

Понятия «объект индивидуального жилищного строительства», «жилой дом» и «индивидуальный жилой дом» применяются в одном значении.

Данное правило действует если иное не предусмотрено федеральными законами и нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Под садовым домом понимается здание сезонного использования, предназначенное для удовлетворения людьми бытовых и иных нужд, связанных с их временным пребыванием в таком здании.

Количество этажей садового дома также не может превышать 3-х. Высота садового дома не может превышать 20 м.

Иными словами, по своим техническим параметрам (этажность и высота) садовый дом не должен отличаться от объекта ИЖС, то есть жилого дома.

Чтобы оформление жилого или садового дома в собственность после завершения строительства не стало «колом», необходимо пройти несколько простых этапов.

Все достаточно просто.

Существует 3 уровня органов по выдаче разрешений на строительство:

  • федеральный,
  • региональный,
  • местный.

Если вы арендуете земельный участок, на котором планируете строить дом, то уровень органа зависит от вида собственности.

Проще говоря, если

  • арендуете землю федеральной собственности, то подаете уведомление о начале строительства в федеральное министерство,
  • взяли в аренду землю субъекта РФ, то – в региональный орган.
  • в аренде муниципальная земля, то уведомление подается в местную администрацию.

В подавляющем большинстве случаев

В поле 2.1 указываем кадастровый номер земельного участка.

Данное поле заполняется при наличии у земельного участка кадастрового номера.

Если участок не имеет кадастрового номера, то поле оставляем пустым или ставим прочерк.

Втрое поле под номером 2.2.

В строке 2.2 заполняем адрес или описание местоположения земельного участка.

С адресом все должно быть понятно.

Если участок имеет адрес, то указываем его в точном соответствии, как он прописан в правоустанавливающих документах (то есть в свидетельстве о праве собственности или в выписке из ЕГРН, либо в договоре аренды и т.д.).

Иногда земельный участок не имеет почтового адреса, потому что на нем еще нет объекта недвижимости, которому можно присвоить почтовый адрес.

Участок, не имеющий адреса должен иметь описание своего местоположения.

Для описания местоположения участков, как правило, берется какой-то ориентир (чаще всего за ориентир берут соседний объект недвижимости, имеющий адрес).

От ориентира указывают направление и расстояние до участка, местоположение которого нужно определить.

Например: от жилого дома, расположенного по адресу с. Мухоморовка, ул. Лесная, 10, на северо-запад 150 метров.

Описание местоположения участка можно найти в правоустанавливающих документах.

В строке 2.3 необходимо указать сведения о праве застройщика на земельный участок, а также реквизиты правоустанавливающих документов.

Как правило, застройщик, владеет земельным участком на праве собственности или аренды.

Правоустанавливающими документами могут быть:

  • свидетельство о праве собственности,
  • выписка из ЕГРН,
  • договор купли-продажи (дарения, мены),
  • свидетельство о праве на наследство,
  • судебное решение, вступившее в законную силу,
  • постановление или решение органа власти или местного самоуправления,
  • договор аренды земельного участка.

Данный список не полный.

В него могут также включаться, например, соглашение о разделе имущества между супругами, решение ООО о передаче учредителю имущества, оставшегося после ликвидации, и т.д.

Иными словами, нужен документ, подтверждающий основание, по которому застройщик получил права на земельный участок.

Таким образом, в строке 2.3 нужно указать вид права (собственность или аренда) и реквизиты правоустанавливающего документы (наименование, дата, номер и др.).

В строке 2.4 указываем сведения о наличии прав иных лиц на земельный участок.

Данное поле нужно заполнять в случаях, когда земельный участок находится в долевой или совместной собственности. Либо арендаторами являются 2 или более лиц (это называют множественность лиц на стороне арендатора).

Иными словами, если застройщик не единоличный собственник участка, а владеет землей в долевой или совместной собственности, то в поле 2.4 указывают сведения о других сособственниках.

Такой же подход применяется и к арендаторам.

Если в договоре аренды указаны несколько арендаторов, то в поле 2.4 нужно указать сведения о других соарендаторах.

Разрешение на строительство от соседей: образец 2021 года

Минстрой по этому вопросу пока не дал разъяснений.

Поэтому, исходим их того, что в отношении этих лиц нужно указывать те же сведения, что и о застройщике.

То есть, указываем – ФИО, место жительства и паспортные данные.

Например, сособственник Иванова Зульфия Моисеевна, проживающая по адресу: Московская область, г. Нижнезадрипанск, ул. Веселая, дом 5 кв. 20, паспорт гражданина РФ серия 03 02 номер 555444, выдан 01 апреля 2018 года ОФМС г. Нижнезадрипанска, код подразделения 772-003, зарегистрированная по месту жительства: Московская область, г. Нижнезадрипанск, ул. Веселая, дом 5 кв. 20.

Примечание.

Поскольку Минстрой не давал еще разъяснений по заполнению Уведомления о начале строительства, то остается открытым вопрос: нужно ли указывать в строке 2.4 сведения о банке, который имеет залоговые права на участок (например, когда участок является предметом залога по кредитному договору).

Данный вопрос пока остается открытым.

4 августа 2021 года вступил в силу ФЗ№340, согласно которому людям, желающим строить дома и садовые участки (дачи), больше не нужно получать разрешения. Есть и несколько других изменений:

  • Вместо разрешений для строительства индивидуального жилого дома достаточно подать уведомление в градостроительный отдел администрации по месту нахождения участка, либо в иной уполномоченный орган;
  • То же самое касается садовых домов (дач): их можно строить без предварительного разрешения, но уведомлять госорган обязательно;
  • Собственником жилья подается письменное уведомление, в ответ госорган выдает другое уведомление, отражающее информацию об оповещении о начале и допустимости застройки. Полученное уведомление действует в течение 10 лет, даже если владелец земли впоследствии решит ее продать;
  • Если строительство жилого дома начато до 4 августа 2021 года, уведомление можно было подать до 1 марта следующего года;
  • Если ранее уже было получено разрешение, отправлять уведомление не нужно.

Уведомление подается не только о начале, но и о завершении строительства. После этого регистрируется право собственности.

Обязанность по получению разрешения устанавливается ст. 51 ГрК РФ. Согласно ней, документ требуется лишь в нескольких случаях:

  • Реконструкция, возведение объектов капитального строительства;
  • Реконструкция или застройка объектов использования атомной энергии или космической инфраструктуры;
  • Возведение гидротехнических объектов первого и второго классов, затрагивающих инфраструктуру или находящиеся на территории размещения воздушного, водного, иных видов транспортов, на приграничной местности;
  • Если планируется строительство в особо охраняемой природной зоне, кроме курортов и лечебно-оздоровительных местностей.

Таким образом, если земельный участок не находится на особо охраняемой природной территории (у берега реки, в лесу, и пр.), либо располагается на достаточном расстоянии от аэропорта, оформлять разрешение не нужно.

Возведение объектов на земельной площадке должно официально оформляться. То есть, накануне начала возведения сооружения, надобно приобрести на это допуск.
Градостроительный кодекс РФ в ст. 55 предусматривает выдачу допуска на принятие в эксплуатацию построенного здания. В ч. 5 ст. 9.5 Кодекса РФ, об административных нарушениях законодательства, регламентировано, что эксплуатация построенного сооружения без соответствующего допуска приводит к административному наказанию. К исключению относятся случаи, регламентированные градостроительным кодексом, когда возведение, реконструкция или ремонт объекта, осуществляется без выдачи допуска.

К таким случаям относятся:

  1. Когда собственник земельной площадки желает соорудить гараж, используемый только для собственных нужд, без предпринимательского направления. Также не нужен допуск для возведения сооружения на дачной площадке.
  2. Если человек обеспечивает возведение или реконструкцию сооружения, не относящегося к капитальной застройке.
  3. При возведении навеса, киоска и прочих мобильных сооружений, не относящихся к недвижимым сооружениям.
  4. Когда человек желает соорудить на земельной площадке вспомогательную конструкцию, к примеру, возведение на даче гаража.
  5. Если реконструкция домостроения не будет затрагивать допустимые характеристики надёжности и безопасности.
  6. При разработке или реконструкции скважин бурения, если имеется утвержденный проект на осуществление работ, имеющих отношение к использованию недр.

Как видно из перечня, допуск на возведение не нужен, если конструкция не относится к капитальной постройке. Однако, может появится вопрос, как выявить – относится ли сооружение к капитальному? На практике, определить такое обстоятельство не просто.

Градостроительный кодекс по данному вопросу регламентирует:

  • К объекту капитальной конструкции относятся – здания, домостроения, не завершенные постройки.
  • К исключению относятся временные сооружения, киоски, навесы и прочие подобные конструкции.

В гражданском кодексе регламентировано более точное понятие недвижимости, к которым можно отнести:

  • Земельные площадки, участки недр и конструкции, прочно связанные с площадкой.
  • Сооружения, которые нельзя передвинуть с одного места на другое, в т. ч. помещения и незавершённые конструкции.
  • Воздушные и морские судна, используемые внутри страны и подлежащие госрегистрации.
  • Жилые и нежилые домостроения, гаражи, а также постройки для автомашин, если их границы отображены в кадастровых документах домостроения.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *