Права и обязанности судей конституционного суда РФ

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Права и обязанности судей конституционного суда РФ». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.

(Глава в редакции, введенной в действие Федеральным конституционным законом от 9 ноября 2020 года N 5-ФКЗ.

Глава II. Статус судьи Конституционного Суда РФ (ст.ст. 8 — 19)

(Глава в редакции, введенной в действие Федеральным конституционным законом от 9 ноября 2020 года N 5-ФКЗ.


(Дополнительно включена с 15 декабря 2015 года Федеральным конституционным законом от 14 декабря 2015 года N 7-ФКЗ; в редакции, введенной в действие Федеральным конституционным законом от 9 ноября 2020 года N 5-ФКЗ.

(Глава в редакции, введенной в действие Федеральным конституционным законом от 9 ноября 2020 года N 5-ФКЗ.

О Конституционном Суде Российской Федерации (с изменениями на 1 июля 2021 года)

Переходные положения

1. Обращения, поступившие в Конституционный Суд Российской Федерации до вступления в силу Конституции Российской Федерации, рассматриваются и разрешаются Конституционным Судом Российской Федерации в пределах его полномочий, установленных статьей 125 Конституции Российской Федерации.

2. Полный состав Конституционного Суда Российской Федерации должен быть сформирован не позднее чем через тридцать дней после вступления в силу настоящего Федерального конституционного закона.

3. Конституционный Суд Российской Федерации после сформирования его полного состава избирает Председателя, заместителя Председателя, судью-секретаря, формирует персональные составы палат Конституционного Суда Российской Федерации.

4. Положение части первой статьи 12 настоящего Федерального конституционного закона распространяется на всех действующих судей Конституционного Суда Российской Федерации (пункт в редакции, введенной в действие с 9 апреля 2005 года Федеральным конституционным законом от 5 апреля 2005 года N 2-ФКЗ.

5. Материальные гарантии независимости Конституционного Суда Российской Федерации, его судей, установленные до вступления в силу настоящего Федерального конституционного закона, сохраняются.

Вступление настоящего Федерального конституционного закона в силу

1. Настоящий Федеральный конституционный закон вступает в силу со дня его официального опубликования.

2. Признать утратившим силу со дня введения в действие настоящего Федерального конституционного закона Закон РСФСР от 12 июля 1991 года «О Конституционном Суде РСФСР» (Ведомости Съезда народных депутатов РСФСР и Верховного Совета РСФСР, 1991, N 30, ст.1017).

Президент
Российской Федерации
Б.Ельцин

Москва, Кремль
21 июля 1994 года
N 1-ФКЗ



Редакция документа с учетом
изменений и дополнений подготовлена
АО «Кодекс»

Конституционный Суд Российской Федерации: (в ред. Федерального конституционного закона от 09.11.2020 N 5-ФКЗ)

1) по запросам Президента Российской Федерации, Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации (далее — Совет Федерации), Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации (далее — Государственная Дума), одной пятой сенаторов Российской Федерации или депутатов Государственной Думы, Правительства Российской Федерации, Верховного Суда Российской Федерации, органов законодательной и исполнительной власти субъектов Российской Федерации разрешает дела о соответствии Конституции Российской Федерации: (в ред. Федерального конституционного закона от 09.11.2020 N 5-ФКЗ)

а) федеральных конституционных законов, федеральных законов, нормативных актов Президента Российской Федерации, Совета Федерации, Государственной Думы, Правительства Российской Федерации; (в ред. Федерального конституционного закона от 09.11.2020 N 5-ФКЗ)

б) конституций республик, уставов, а также законов и иных нормативных актов субъектов Российской Федерации, изданных по вопросам, относящимся к ведению органов государственной власти Российской Федерации и совместному ведению органов государственной власти Российской Федерации и органов государственной власти субъектов Российской Федерации; (в ред. Федерального конституционного закона от 09.11.2020 N 5-ФКЗ)

в) договоров между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации, договоров между органами государственной власти субъектов Российской Федерации; (в ред. Федерального конституционного закона от 09.11.2020 N 5-ФКЗ)

г) не вступивших в силу международных договоров Российской Федерации; (в ред. Федерального конституционного закона от 09.11.2020 N 5-ФКЗ)

2) по ходатайству Президента Российской Федерации, любого из участвующих в споре органов разрешает споры о компетенции: (в ред. Федерального конституционного закона от 09.11.2020 N 5-ФКЗ)

а) между федеральными органами государственной власти; (в ред. Федерального конституционного закона от 09.11.2020 N 5-ФКЗ)

б) между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации; (в ред. Федерального конституционного закона от 09.11.2020 N 5-ФКЗ)

в) между высшими государственными органами субъектов Российской Федерации; (в ред. Федерального конституционного закона от 09.11.2020 N 5-ФКЗ)

3) по жалобам на нарушение конституционных прав и свобод проверяет конституционность федеральных конституционных законов, федеральных законов, нормативных актов Президента Российской Федерации, Совета Федерации, Государственной Думы, Правительства Российской Федерации, конституций республик, уставов, а также законов и иных нормативных актов субъектов Российской Федерации, изданных по вопросам, относящимся к ведению органов государственной власти Российской Федерации и совместному ведению органов государственной власти Российской Федерации и органов государственной власти субъектов Российской Федерации, примененных в конкретном деле, если исчерпаны все другие внутригосударственные средства судебной защиты; (в ред. Федерального конституционного закона от 09.11.2020 N 5-ФКЗ)

Основными принципами деятельности Конституционного Суда Российской Федерации являются независимость, коллегиальность, гласность, состязательность и равноправие сторон.

Решения Конституционного Суда Российской Федерации обязательны на всей территории Российской Федерации для всех представительных, исполнительных и судебных органов государственной власти, органов местного самоуправления, предприятий, учреждений, организаций, должностных лиц, граждан и их объединений.

Конституционный Суд Российской Федерации независим в организационном, финансовом и материально-техническом отношениях от любых других органов. Финансирование Конституционного Суда Российской Федерации производится за счет федерального бюджета и обеспечивает возможность независимого осуществления конституционного судопроизводства в полном объеме. В федеральном бюджете ежегодно предусматриваются отдельной статьей необходимые для обеспечения деятельности Конституционного Суда Российской Федерации средства, которыми Конституционный Суд Российской Федерации распоряжается самостоятельно. Смета расходов Конституционного Суда Российской Федерации не может быть уменьшена по сравнению с предыдущим финансовым годом.

Конституционный Суд Российской Федерации самостоятельно и независимо осуществляет информационное и кадровое обеспечение своей деятельности.

Имущество, необходимое Конституционному Суду Российской Федерации для осуществления его деятельности и находящееся в его оперативном управлении, является федеральной собственностью. Конституционный Суд Российской Федерации может наделять функциями по осуществлению права оперативного управления указанным имуществом структурные подразделения, входящие в состав его аппарата. (в ред. Федерального конституционного закона от 09.11.2020 N 5-ФКЗ)

Какое бы то ни было ограничение правовых, организационных, финансовых, информационных, материально-технических, кадровых и других условий деятельности Конституционного Суда Российской Федерации, установленных настоящим Федеральным конституционным законом, не допускается.

Федеральный Конституционный закон от 21.07.94 N 1-ФКЗ

Судьей Конституционного Суда Российской Федерации может быть назначен гражданин Российской Федерации, достигший ко дню назначения возраста не менее сорока лет, с безупречной репутацией, имеющий высшее юридическое образование и стаж работы по юридической профессии не менее пятнадцати лет, обладающий признанной высокой квалификацией в области права, постоянно проживающий в Российской Федерации, не имеющий гражданства (подданства) иностранного государства либо вида на жительство или иного документа, подтверждающего право на постоянное проживание гражданина Российской Федерации на территории иностранного государства. (в ред. Федерального конституционного закона от 09.11.2020 N 5-ФКЗ)

Судья Конституционного Суда Российской Федерации не может быть сенатором Российской Федерации, депутатом Государственной Думы, иных представительных органов, занимать либо сохранять за собой другие государственные или общественные должности, иметь частную практику, заниматься предпринимательской, иной оплачиваемой деятельностью, кроме преподавательской, научной и иной творческой деятельности, занятие которой не должно препятствовать выполнению обязанностей судьи Конституционного Суда Российской Федерации и не может служить уважительной причиной отсутствия на заседании, если на то не дано согласия Конституционного Суда Российской Федерации. Запрет быть сенатором Российской Федерации, депутатом, занимать другие государственные должности, а также осуществлять иную деятельность, если она допустима для пребывающего в отставке судьи в соответствии с федеральным законом, регулирующим статус судей в Российской Федерации, не распространяется на судей Конституционного Суда Российской Федерации, пребывающих в отставке. (в ред. Федерального конституционного закона от 09.11.2020 N 5-ФКЗ)

Судья Конституционного Суда Российской Федерации не вправе осуществлять защиту или представительство, кроме законного представительства, в суде, арбитражном суде или иных органах, оказывать кому бы то ни было покровительство в получении прав и освобождении от обязанностей.

Судья Конституционного Суда Российской Федерации не может принадлежать к политическим партиям и движениям, материально их поддерживать, участвовать в политических акциях, вести политическую пропаганду или агитацию, участвовать в кампаниях по выборам в органы государственной власти и органы местного самоуправления, присутствовать на съездах и конференциях политических партий и движений, заниматься иной политической деятельностью. Он не может также входить в руководящий состав каких-либо общественных объединений, даже если они и не преследуют политических целей.

Судья Конституционного Суда Российской Федерации не вправе в печатных изданиях, средствах массовой информации, самостоятельно распространяемых текстах, на сайтах (страницах сайтов) в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», в выступлениях перед любой аудиторией, в переписке с органами публичной власти, организациями и гражданами, которые исходя из обстоятельств ее ведения могут ее обнародовать, высказывать свое мнение о вопросе, который может стать предметом рассмотрения в Конституционном Суде Российской Федерации либо изучается или принят к рассмотрению Конституционным Судом Российской Федерации, до принятия решения по этому вопросу, а также критиковать в какой бы то ни было форме решения Конституционного Суда Российской Федерации. (в ред. Федерального конституционного закона от 09.11.2020 N 5-ФКЗ)

Судье Конституционного Суда Российской Федерации в порядке, установленном федеральным законом, запрещается открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации. (в ред. Федерального конституционного закона от 09.11.2020 N 5-ФКЗ)

На судью Конституционного Суда Российской Федерации распространяются также иные запреты и ограничения, предусмотренные федеральным законом, регулирующим статус судей в Российской Федерации. (в ред. Федерального конституционного закона от 09.11.2020 N 5-ФКЗ)

На судью Конституционного Суда Российской Федерации, пребывающего в отставке, распространяются положения настоящей статьи, за исключением случаев, если настоящей статьей или федеральным законом, регулирующим статус судей в Российской Федерации, в отношении судьи, пребывающего в отставке, предусматривается возможность занятия соответствующей деятельностью и совершения определенных действий. (в ред. Федерального конституционного закона от 09.11.2020 N 5-ФКЗ)

Ничто в настоящей статье не может рассматриваться как ограничение права судьи Конституционного Суда Российской Федерации свободно выражать свою волю гражданина и избирателя путем голосования на выборах и референдуме.

Независимость судьи Конституционного Суда Российской Федерации обеспечивается его несменяемостью, неприкосновенностью, равенством прав судей, установленными настоящим Федеральным конституционным законом порядком приостановления и прекращения полномочий судьи, правом на отставку, обязательностью установленной процедуры конституционного судопроизводства, запретом какого бы то ни было вмешательства в судебную деятельность, предоставлением судье материального и социального обеспечения, гарантий безопасности, соответствующих его высокому статусу.

Материальные гарантии независимости судьи Конституционного Суда Российской Федерации, связанные с оплатой его труда, предоставлением ежегодного отпуска, социальным обеспечением, обеспечением жильем, социально-бытовым обслуживанием, обязательным государственным страхованием жизни и здоровья судьи, а также принадлежащей ему и членам его семьи собственности, устанавливаются настоящим Федеральным конституционным законом, другими федеральными конституционными законами, федеральными законами и иными нормативными правовыми актами. В случаях, если другими правовыми актами для судей предусмотрены иные нормы, устанавливающие более высокий уровень их правовой защиты, материального и социального обеспечения, к судьям Конституционного Суда Российской Федерации применяются положения этих актов. (в ред. Федерального конституционного закона от 09.11.2020 N 5-ФКЗ)

Судья Конституционного Суда Российской Федерации несменяем.

Полномочия судьи Конституционного Суда Российской Федерации могут быть прекращены или приостановлены не иначе как в порядке и по основаниям, установленным настоящим Федеральным конституционным законом.

Конституционный суд получит новые полномочия

Одобрен Государственной Думой 27 октября 2020 года

Одобрен Советом Федерации 3 ноября 2020 года

Статья 1

Внести в Федеральный конституционный закон от 21 июля 1994 года N 1-ФКЗ «О Конституционном Суде Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 1994, N 13, ст. 1447; 2001, N 7, ст. 607; N 51, ст. 4824; 2004, N 24, ст. 2334; 2005, N 15, ст. 1273; 2007, N 7, ст. 829; 2009, N 23, ст. 2754; 2010, N 45, ст. 5742; 2011, N 1, ст. 1; 2012, N 53, ст. 7572; 2013, N 14, ст. 1637; 2014, N 11, ст. 1088; N 23, ст. 2922; 2015, N 24, ст. 3362; N 51, ст. 7229; 2017, N 1, ст. 2; 2018, N 31, ст. 4811) следующие изменения:

1) статью 1 изложить в следующей редакции:

«Статья 1. Конституционный Суд Российской Федерации — высший судебный орган конституционного контроля

Статья 128. Председатель Конституционного Суда Российской Федерации…

Для понимания назначения данной инстанции необходимо понимание ее целей, которые выражаются в следующем:

  • Первой целью, обозначенной для Конституционного Суда, является защита основ конституционного строя, а так же защита основных прав и свобод.
  • Второй целью данного органа является обеспечение верховенства Конституции и ее прямого действия.

В юридической литературе принято выделять задачи Конституционного Суда, к которым относятся следующие положения:

  • всемерное способствование утверждению законности.
  • укрепление правопорядка в стране.
  • воспитание в гражданах и должностных лицах уважения к Конституции РФ.

Кандидатов на должность судьи КС могут предложить Президенту Российской Федерации следующие организации и их участники:

  • Совет Федерации;
  • Государственная Дума;
  • законодательные органы субъектов РФ;
  • высшие судебные органы;
  • Федеральные юридические ведомства РФ;
  • всероссийские юридические сообщества;
  • юридические научные и учебные заведения.

Нет ограничения во времени исполнения обязанностей судьей КС РФ, но его возраст не должен превышать семидесяти лет, в последний день месяца, в котором судьей достигнут возрастной максимум, происходит прекращение полномочий судьи. Исполнять обязанности судья, срок служба которого подходит к концу, может до момента принятия заключительного решения по делу в котором он принимал участие либо с момента назначения нового судьи, т. е. с момента принятия новым судьей присяги.

Замечание 2

Федеральный конституционный закон «О предельном возрасте пребывания в должности судьи» не касается председателя КС.

  • невозможности смены;
  • неприкосновенности;
  • равным правам судей;
  • обязательной процедуре КС;
  • запрету любых вмешательств в судебный процесс;
  • обеспечению судьи как в социальном, так и в материальном направлении;
  • обеспечению, соответствующей должности судьи, безопасности.

Несмотря на особенности правового положения, возможно прекращение либо приостановление полномочий судьи в обстоятельствах, предусмотренных законом, в иных условиях он является несменяемым.

Правовой статус судей Конституционного Суда РФ и его особенности

  • возбуждение уголовного дела касающегося судьи;
  • он является обвиняемым в деле;
  • временная неспособность осуществлять свою деятельность в связи с состоянием здоровья.
  • порядок назначения на должность нарушен;
  • исполнения судье семидесяти лет;
  • наличия заявления об отставке от самого судьи;
  • потеря гражданства РФ;
  • наличие обвинения, вступившего в законную силу;
  • непристойность поведения;
  • несовместимость занятий либо действий с должностью;
  • безучастие судьи во время заседаний КС РФ или избегание им голосовании более двух раз подряд без наличия уважительных причин;
  • признание решением суда, вступившим в силу, недееспособности судьи;
  • признание судьи решением суда, вступившим в силу, без вести пропавшим;
  • признание судьи решением суда, вступившим в силу, умершим;
  • смерть судьи КС.

отсутствие по состоянию здоровья либо другим уважительным причинам длительный период (более десяти месяцев подряд).

  • При рассмотрении дела мнение, выраженное в судебном процессе, судья не может быть привлечен к ответственности, в связи со своей неприкосновенностью, даже после утраты полномочий, но только если не будет доказан факт злоупотребления правовым статусом судьи.
  • Дисциплинарное наказание выраженное в виде лишения полномочий либо предупреждения назначается КС РФ за дисциплинарные проступки (нарушение норм Закона о КС, о статусе судьи конституционного суда рф, положений судейской этики).
  • Административное наказание назначается судебной коллегией (в ее состав входит 3 человека) Верховного суда РФ за административное правонарушение.
  • Председатель Следственного комитета РФ вправе принять решение по вопросу, касающемуся возбуждения уголовного дела и привлечении в качестве обвиняемого судью КС РФ, но только с согласия КС РФ, что указано в п. 3 ст.16 Закона о статусе судьи.

Статусом судьи в первую очередь предопределяется надлежащее исполнение судьей своих полномочий, к чему его обязывает, в частности, присяга, которую, согласно пункту 1 статьи 8 Закона РФ «О статусе судей в Российской Федерации», он приносит при первом избрании на должность. Принятие присяги как юридический факт, с которым закон связывает наделение судьи особым конституционно-правовым статусом, означает, что судья выражает готовность придерживаться установленных законом требований и соблюдать возлагаемые на него ограничения, т. е. публично принимает на себя обязательства независимо и беспристрастно и исключительно на основе профессиональных знаний и внутреннего убеждения осуществлять правосудие (из постановления КС РФ от 20 июля 2011 года № 19-П).

Закон РФ № 3132-1 от 26 февраля 1992 г. «О статусе судей в Российской Федерации» устанавливает следующие требования к судье.
Судья обязан:

  • 1. Судья обязан неукоснительно соблюдать Конституцию Российской Федерации, федеральные конституционные законы и федеральные законы. Судья конституционного (уставного) суда субъекта Российской Федерации, мировой судья обязаны также соблюдать конституцию (устав) субъекта Российской Федерации и законы субъекта Российской Федерации.
    2. Судья при исполнении своих полномочий, а также во внеслужебных отношениях должен избегать всего, что могло бы умалить авторитет судебной власти, достоинство судьи или вызвать сомнение в его объективности, справедливости и беспристрастности.

    В случае возникновения конфликта интересов судья, участвующий в производстве по делу, обязан заявить самоотвод или поставить в известность участников процесса о сложившейся ситуации

Судья не вправе:

  • Замещать иные государственные должности;
  • Принадлежать к политическим партиям и публично выражать своё отношение к политическим партиям;
  • Заниматься предпринимательской деятельностью или другой какой-нибудь оплачиваемой деятельностью, кроме преподавательской, научной и иной творческой деятельности, занятие которой не должно препятствовать исполнению обязанностей судьи;
  • открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках;
  • Получать в связи с осуществлением полномочий судьи не предусмотренные законодательством РФ вознаграждения от физических и юридических лиц;
  • Иметь гражданство другого государства; выезжать в служебные командировки за пределы территории Российской Федерации за счет средств физических и юридических лиц, за исключением служебных командировок, и др.

Конституционный Суд Российской Федерации далее по тексту настоящей лекции будет именоваться — Конституционный Суд

Конституционный Суд Российской Федерации — судебный орган конституционного контроля, самостоятельно и независимо осуществляющий судебную власть посредством конституционного судопроизводства.

Полномочия, порядок образования и деятельности Конституционного Суда Российской Федерации определяются Конституцией Российской Федерации и Федеральным конституционным законом О Конституционном Суде Российской Федерации.

В целях защиты основ конституционного строя, основных прав и свобод человека и гражданина, обеспечения верховенства и прямого действия Конституции Российской Федерации на всей территории Российской Федерации Конституционный Суд :

1) разрешает дела о соответствии Конституции Российской Федерации:

а) федеральных законов, нормативных актов Президента Российской Федерации, Совета Федерации, Государственной Думы, Правительства Российской Федерации;

б) конституций республик, уставов, а также законов и иных нормативных актов субъектов Российской Федерации, изданных по вопросам, относящимся к ведению органов государственной власти Российской Федерации и совместному ведению органов государственной власти Российской Федерации и органов государственной власти субъектов Российской Федерации;

в) договоров между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации, договоров между органами государственной власти субъектов Российской Федерации;

г) не вступивших в силу международных договоров Российской Федерации;

2) разрешает споры о компетенции:

а) между федеральными органами государственной власти;

б) между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации;

в) между высшими государственными органами субъектов Российской Федерации;

3) по жалобам на нарушение конституционных прав и свобод граждан и по запросам судов проверяет конституционность закона, примененного или подлежащего применению в конкретном деле;

4) дает толкование Конституции Российской Федерации;

5) дает заключение о соблюдении установленного порядка выдвижения обвинения Президента Российской Федерации в государственной измене или совершении иного тяжкого преступления;

6) выступает с законодательной инициативой по вопросам своего ведения;

7) осуществляет иные полномочия, предоставляемые ему Конституцией Российской Федерации, Федеративным договором и федеральными конституционными законами; может также пользоваться правами, предоставляемыми ему заключенными в соответствии со статьей 11 Конституции Российской Федерации договорами о разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации, если эти права не противоречат его юридической природе и предназначению в качестве судебного органа конституционного контроля.

Конституционный Суд решает исключительно вопросы права.

Конституционный Суд при осуществлении конституционного судопроизводства воздерживается от установления и исследования фактических обстоятельств во всех случаях, когда это входит в компетенцию других судов или иных органов.

По вопросам своей внутренней деятельности Конституционный Суд принимает Регламент Конституционного Суда Российской Федерации.

Статус судьи Конституционного Суда РФ

Принятие решения

Решение Конституционного Суда принимается открытым голосованием путем поименного опроса судей. Председательствующий во всех случаях голосует последним.

Решение Конституционного Суда считается принятым при условии, что за него проголосовало большинство участвовавших в голосовании судей, если иное не предусмотрено законом.

В случае, если при принятии решения по делу о проверке конституционности нормативного акта, договора между органами государственной власти, не вступившего в силу международного договора Российской Федерации голоса разделились поровну, решение считается принятым в пользу конституционности оспариваемого акта. Решение по спорам о компетенции во всех случаях принимается большинством голосов.

Решение о толковании Конституции Российской Федерации принимается большинством не менее двух третей от общего числа судей.

Судья Конституционного Суда не вправе воздержаться при голосовании или уклониться от голосования.

Требования, предъявляемые к решениям

Решения Конституционного Суда должны основываться на материалах, исследованных Конституционным Судом.

Конституционный Суд принимает решение по делу, оценивая как буквальный смысл рассматриваемого акта, так и смысл, придаваемый ему официальным и иным толкованием или сложившейся правоприменительной практикой, а также исходя из его места в системе правовых актов.

Конституционный Суд принимает постановления и дает заключения только по предмету, указанному в обращении, и лишь в отношении той части акта или компетенции органа, конституционность которых подвергается сомнению в обращении. Конституционный Суд при принятии решения не связан основаниями и доводами, изложенными в обращении.

Постановления и заключения Конституционного Суда излагаются в виде отдельных документов с обязательным указанием мотивов их принятия.

Определения Конституционного Суда оглашаются в заседании и заносятся в протокол, если иное не установлено законом или решением Конституционного Суда.

Изложение решения

В решении Конституционного Суда, излагаемом в виде отдельного документа, в зависимости от характера рассматриваемого вопроса содержатся следующие сведения:

1) наименование решения, дата и место его принятия;

2) персональный состав Конституционного Суда, принявший решение;

3) необходимые данные о сторонах;

4) формулировка рассматриваемого вопроса, поводы и основания к его рассмотрению;

5) нормы Конституции Российской Федерации и закона, согласно которым Конституционный Суд вправе рассматривать данный вопрос;

6) требования, содержащиеся в обращении;

7) фактические и иные обстоятельства, установленные Конституционным Судом;

8) нормы Конституции Российской Федерации и закона, которыми руководствовался Конституционный Суд при принятии решения;

9) доводы в пользу принятого Конституционным Судом решения, а при необходимости также доводы, опровергающие утверждения сторон;

10) формулировка решения;

11) указание на окончательность и обязательность решения;

12) порядок вступления решения в силу, а также порядок, сроки и особенности его исполнения и опубликования.

Итоговое решение Конституционного Суда подписывается всеми судьями, участвовавшими в голосовании.

Провозглашение решения

Решение Конституционного Суда провозглашается в полном объеме в открытом заседании Конституционного Суда немедленно после его подписания.

Постановления и заключения Конституционного Суда не позднее чем в двухнедельный срок со дня их подписания направляются:

судьям Конституционного Суда ;

сторонам;

Президенту Российской Федерации, Совету Федерации, Государственной Думе, Правительству Российской Федерации, Уполномоченному по правам человека;

Верховному Суду Российской Федерации, Высшему Арбитражному Суду Российской Федерации, Генеральному прокурору Российской Федерации, министру юстиции Российской Федерации.

Решения Конституционного Суда могут быть также направлены другим государственным органам и организациям, общественным объединениям, должностным лицам и гражданам.

Опубликование решения

С принятием Конституции России 1993 г. начался новый этап в конституционно-правовом развитии страны, связанный с ролью Конституции как правового фундамента процесса реформирования российского общества.

Впервые в истории России Конституция РФ (1993) закрепила принцип высшей юридической силы и прямого действия Конституции (ч. 1 ст. 15), признание прав и свобод человека и гражданина непосредственно действующими (ст. 18) и гарантирование каждому судебной защиты его прав и свобод (ст. 46), что создало необходимые юридические предпосылки для превращения Конституции из декларативно-пропагандистского документа, каковым во многом были прежние советские конституции, в непосредственно действующее право.

Конституционного Суда Российской Федерации Конституционный Суд РФ состоит из 19 судей, назначаемых на должность Советом Федерации по представлению Президента РФ (ст. 4 ФКЗ О Конституционном Суде).

Конституционный Суд РФ правомочен осуществлять свою деятельность при наличии 2/3 от общего числа судей. Если в случае выбытия судьи из состава

Конституционного Суда РФ число судей окажется менее 2/3 от общего числа судей, Президент РФ вносит в Совет Федерации представление о назначении другого лица на вакантное место судьи не позднее месяца со дня открытия вакансии.

В состав Конституционного Суда РФ входит Председатель Конституционного Суда, заместители Председателя и судьи.

Председатель Конституционного Суда РФ назначается на должность Советом Федерации по представлению Президента РФ сроком на 6 лет из числа судей Конституционного Суда РФ (ст. 26 ФКЗ О Конституционном Суде).

Председатель Конституционного Суда РФ имеет 2 заместителей, которые назначаются на должность Советом Федерации по представлению Президента РФ сроком на 6 лет из числа судей Конституционного Суда РФ.

Председатель и заместители Председателя Конституционного Суда РФ по истечении срока их полномочий могут быть назначены на должность на новый срок.

Председатель и заместители Председателя Конституционного Суда РФ могут по личному письменному заявлению сложить с себя полномочия. Сложение полномочий констатируется решением Конституционного Суда РФ.

Полномочия Председателя или заместителей Председателя Конституционного Суда РФ могут быть досрочно прекращены Советом Федерации по представлению Президента РФ в случае, если решением Конституционного Суда РФ установлено, что Председатель или его заместитель не исполняет должностные обязанности или исполняет их ненадлежащим образом. Указанное решение Конституционного Суда РФ принимается большинством не менее 2/3 голосов от числа действующих судей Конституционного Суда РФ тайным голосованием в порядке, установленном Регламентом Конституционного Суда РФ. Прекращение полномочий Председателя или заместителя Председателя Конституционного Суда Российской Федерации в качестве судьи Конституционного Суда Российской Федерации по основанию, предусмотренному п. 1, 6, 7 или 8 ч. 1 ст. 18 ФКЗ «О Конституционном Суде РФ», без прекращения его полномочий как Председателя или заместителя Председателя Конституционного Суда РФ не допускается.

Председатель Конституционного Суда Российской Федерации (ст. 24 ФКЗ «О Конституционном Суде РФ»): 1) руководит подготовкой заседаний Конституционного Суда Российской Федерации, созывает их и председательствует на них; 2) вносит на обсуждение Конституционного Суда РФ вопросы, подлежащие рассмотрению в его заседаниях; 3) представляет Конституционный Суд РФ в отношениях с государственными органами и организациями, общественными объединениями, по уполномочию Конституционного Суда РФ выступает с заявлениями от его имени; 4) осуществляет общее руководство аппаратом Конституционного Суда РФ, представляет на утверждение Конституционного Суда РФ кандидатуры руководителя аппарата и руководителя Секретариата Конституционного Суда РФ, а также Положение о Секретариате Конституционного Суда РФ и структуру аппарата; 5) осуществляет другие полномочия в соответствии с настоящим Федеральным конституционным законом и Регламентом Конституционного Суда РФ. Председатель Конституционного Суда РФ издает приказы и распоряжения.

Во всех случаях, когда Председатель Конституционного Суда РФ не в состоянии исполнять свои обязанности, их временно исполняет один из заместителей Председателя Конституционного Суда РФ по уполномочию Председателя Конституционного Суда РФ.

В случае невозможности исполнения обязанностей Председателя одним из заместителей Председателя Конституционного Суда РФ временное исполнение этих обязанностей переходит последовательно к судье, имеющему наибольший стаж работы в должности судьи Конституционного Суда Российской Федерации, а при равном стаже — к старейшему по возрасту судье Конституционного Суда РФ.

Заместители Председателя Конституционного Суда РФ осуществляют по уполномочию Председателя Конституционного Суда РФ его отдельные полномочия, а также выполняют иные обязанности, возложенные на них Председателем Конституционного Суда РФ.

Деятельность Конституционного Суда Российской Федерации обеспечивает аппарат (схема 8), состоящий из Секретариата Конституционного Суда Российской Федерации и иных подразделений (ст. 111 ФКЗ О Конституционном Суде).

По итогам конституционного судопроизводства Конституционный Суд РФ принимает соответствующие решения, которые можно разделить на два вида: итоговые решения и иные решения.

Итоговое решение Конституционного Суда РФ по существу любого из вопросов, перечисленных в п. 1, 2, 3, 3.1, 4 и 5.1 ч. 1 ст. 3 ФКЗ О Конституционном Суде РФ, именуется постановлением. Постановления выносятся именем Российской Федерации.

Итоговое решение Конституционного Суда РФ по существу запроса о соблюдении установленного порядка выдвижения обвинения Президента РФ в государственной измене или совершении иного тяжкого преступления именуется заключением.

Все иные решения Конституционного Суда Российской Федерации, принимаемые в ходе осуществления конституционного судопроизводства, именуются определениями.

В заседаниях Конституционного Суда РФ принимаются также решения по вопросам организации его деятельности.

Решение Конституционного Суда РФ принимается открытым голосованием путем поименного опроса судей. Председательствующий во всех случаях голосует последним.

Решение Конституционного Суда РФ считается принятым при условии, что за него проголосовало большинство участвовавших в голосовании судей, если иное не предусмотрено Федеральным конституционным законом.

В случае если при принятии решения по делу о проверке конституционности нормативного акта, договора между органами государственной власти, не вступившего в силу международного договора Российской Федерации голоса разделились поровну, решение считается принятым в пользу конституционности оспариваемого акта. Решение по спорам о компетенции во всех случаях принимается большинством голосов.

Решение о толковании Конституции РФ принимается большинством не менее 2/3 от числа действующих судей.

Судья Конституционного Суда РФ не вправе воздержаться при голосовании или уклониться от голосования.

Решения Конституционного Суда РФ должны основываться на материалах, исследованных Конституционным Судом.

Конституционный Суд РФ принимает решение по делу, оценивая как буквальный смысл рассматриваемого акта, так и смысл, придаваемый ему официальным и иным толкованием или сложившейся правоприменительной практикой, а также исходя из его места в системе правовых актов.

Конституционный Суд РФ принимает постановления и дает заключения только по предмету, указанному в обращении, и лишь в отношении той части акта или компетенции органа, конституционность которых подвергается сомнению в обращении.

Постановления и заключения Конституционного Суда РФ излагаются в виде отдельных документов с обязательным указанием мотивов их принятия.

Определения Конституционного Суда РФ оглашаются в заседании и заносятся в протокол, если иное не установлено ФКЗ «О Конституционном Суде РФ» или решением Конституционного Суда РФ.

Итоговое решение Конституционного Суда РФ подписывается всеми судьями, участвовавшими в голосовании.

Судья Конституционного Суда РФ, не согласный с решением Конституционного Суда РФ, вправе письменно изложить свое особое мнение. Особое мнение судьи приобщается к материалам дела и подлежит опубликованию в Вестнике Конституционного Суда Российской Федерации вместе с решением Конституционного Суда Российской Федерации.

Решение Конституционного Суда РФ, вынесенное по итогам рассмотрения дела, за исключением постановления, принятого в порядке, предусмотренном ст. 47.1 ФКЗ О Конституционном Суде РФ, провозглашается в полном объеме в открытом заседании Конституционного Суда РФ немедленно после его подписания.

Постановления и заключения Конституционного Суда РФ не позднее чем в 2-недельный срок со дня их подписания направляются: судьям Конституционного Суда РФ; сторонам; Президенту РФ, Совету Федерации, Государственной Думе, Правительству РФ, Уполномоченному по правам человека; Верховному Суду РФ, Генеральному прокурору РФ, Председателю Следственного комитета РФ, Министру юстиции РФ (ст. 77 ФКЗ О Конституционном Суде РФ).

Решение Конституционного Суда РФ: окончательно и не подлежит обжалованию; вынесенное по итогам рассмотрения дела, назначенного к слушанию в заседании Конституционного Суда РФ, вступает в силу немедленно после его провозглашения.

Постановление Конституционного Суда РФ, принятое в порядке, предусмотренном ст. 47.1 ФКЗ о Конституционном Суде РФ, вступает в силу со дня его опубликования в соответствии со ст. 78 ФКЗ «О Конституционном Суде РФ».

Иные решения Конституционного Суда РФ вступают в силу со дня их принятия.

Решение Конституционного Суда РФ действует непосредственно и не требует подтверждения другими органами и должностными лицами.

С момента вступления в силу постановления Конституционного Суда Российской Федерации, которым нормативный акт или отдельные его положения признаны не соответствующими Конституции РФ, не допускается применение либо реализация каким-либо иным способом нормативного акта или отдельных его положений, признанных таким постановлением Конституционного Суда РФ не соответствующими Конституции РФ.

Статус судьи Конституционного Суда Российской Федерации

Законом РСФСР от 6 мая 1991 г. № 1175-I «О Конституционном Суде РСФСР», устанавливалось, что Конституционный Суд РСФСР состоит из 15 судей, избираемых Съездом народных депутатов РСФСР (избраны были только 13, 2 судьи так и не были избраны вплоть до принятия Конституции Российской Федерации 1993 г.). Полномочия судьи не ограничивались определенным сроком, устанавливался предельный возраст пребывания в должности судьи — 65 лет. Конституционный Суд РСФСР избирал из своего состава Председателя, заместителя Председателя и секретаря.

Конституцией Российской Федерации от 12 декабря 1993 г. установлено, что Конституционный Суд Российской Федерации состоит из 19 судей, назначаемых на должность Советом Федерации Федерального Собрания Российской Федерации по представлению Президента Российской Федерации. Судьи Конституционного Суда, избранные до вступления в силу Конституции 1993 г. сохраняли свои полномочия до истечения срока, на который они были избраны, т.е. до достижения 65-летнего возраста. До принятия Федерального конституционного закона от 5 апреля 2005 г. № 2-ФКЗ для судей, избранных Съездом народным депутатов РСФСР срок полномочий по-прежнему огранивался достижением 65-летнего возраста.

Федеральным конституционным законом от 21 июля 1994 г. № 1-ФКЗ «О Конституционном Суде Российской Федерации» устанавливалось, что судья Конституционного Суда Российской Федерации назначается на должность на срок 12 лет. Устанавливался предельный возраст для пребывания в должности судьи — 70 лет. Законом устанавливалось, что полномочия судьи прекращаются в последний день месяца, в котором истекает срок его полномочий или в котором ему исполняется 70 лет. Судья Конституционного Суда, срок полномочий которого истек, продолжает исполнять обязанности судьи до назначения на должность нового судьи или до принятия итогового решения по делу, начатому с его участием. Конституционный Суд в пленарном заседании избирает из своего состава Председателя, заместителя Председателя и судью-секретаря сроком на 3 года (допускается возможность переизбрания на новый срок).

Федеральным конституционным законом от 8 февраля 2001 г. № 1-ФКЗ «О внесении изменений и дополнения в Федеральный конституционный закон «О Конституционном Суде Российской Федерации» установлен новый срок полномочий судьи — 15 лет (вместо 12). Предельный возраст пребывания в должности (70 лет) отменялся. Данные нормы распространены на всех действующих судей, назначенных Советом Федерации с 1994 г.

Федеральным конституционным законом от 15 декабря 2001 г. № 4-ФКЗ «О внесении изменений и дополнений в Федеральный конституционный закон «О Конституционном Суде Российской Федерации» вновь введена норма о предельном возрасте пребывания в должности судьи — 70 лет (вступала в силу с 1 января 2005 г.). Срок полномочий остался прежним — 15 лет.

Федеральным конституционным законом от 5 апреля 2005 г. № 2-ФКЗ «О внесении изменений в Федеральный конституционный закон «О Конституционном Суде Российской Федерации» отменено ограничение полномочий судьи определенным сроком (15 лет). Предельный возраст пребывания в должности остался прежним — 70 лет. Данные положения распространены на всех действующих судей Конституционного Суда (в т.ч. и избранных еще Съездом народных депутатов РСФСР в 1991 г.).

В период президентства Б.Н. Ельцина Совет Федерации нередко отклонял по результатам тайного голосования представленные Президентом Российской Федерации кандидатуры для назначения на должность судей Конституционного Суда. При президентах В.В. Путине и Д.А. Медведеве таких случаев не было.

  1. Краснов Михаил Александрович (кандидатура отклонялась трижды — см. постановления Совета Федерации от 25 октября 1994 г. № 222-I СФ, от 16 ноября 1994 г. № 259-I СФ и от 16 апреля 1997 г. № 93-СФ)
  2. Митюков Михаил Алексеевич (кандидатура отклонялась дважды — см. постановления Совета Федерации от 25 октября 1994 г. № 222-I СФ и от 31 марта 1999 г. № 122-СФ)
  3. Савицкий Валерий Михайлович (кандидатура отклонялась дважды — см. постановления Совета Федерации от 25 октября 1994 г. № 222-I СФ и от 16 ноября 1994 г. № 259-I СФ)
  4. Биктагиров Раиф Терентьевич (см. постановление Совета Федерации от 16 ноября 1994 г. № 259-I СФ)
  5. Калмыков Юрий Хамзатович (см. постановление Совета Федерации от 16 ноября 1994 г. № 259-I СФ)
  6. Вицин Сергей Ефимович (см. постановление Совета Федерации от 6 декабря 1994 г. № 277-I СФ)
  7. Цивилев Роберт Макарович (кандидатура отклонялась дважды — см. постановления Совета Федерации от 16 декабря 1994 г. № 299-I СФ и от 17 января 1995 г. № 310-I СФ)
  8. Федотов Михаил Александрович (см. постановление Совета Федерации от 5 марта 1997 г. № 62-СФ)
  1. Должность судьи-секретаря упразднена Федеральным конституционным законом от 2 июня 2009 г. № 2-ФКЗ «О внесении изменений в Федеральный конституционный закон «О Конституционном Суде Российской Федерации»». Этим же законом введена вторая должность заместителя Председателя Конституционного Суда Российской Федерации.

Судья – это должностное лицо государства, которое является исполнителем правосудия и судебной власти. Основные права и обязанности судей прописаны в Законе «О статусе судей в РФ», также в других различных законных и подзаконных актах, указах.

Как представитель власти, занимающий высокое положение, он обладает неприкосновенностью. То есть до тех пор, пока он не будет снят со своего поста, он является неподсудным. Все судьи имеют единый статус, однако объем их прав и обязанностей зависит от уровня занимаемой должности в судебной системе, особенностей местного законодательства и уровня квалификации. В российском законодательстве предусмотрены также требования, предъявляемые к судье, которые действуют на всей территории Российской Федерации. Они обязательны для всех судей, независимо от уровня их компетенции и региона.

Права и обязанности судьи конституционного суда рф

Конституционный суд рассматривает дела, которые связаны с Конституцией РФ, например, деяния, нарушающие права и свободы граждан, прописанных в Конституции. В эту инстанцию входит 19 судей, каждый из которых назначается на должность указом президента сроком на 12 лет. Кандидат должен обладать следующими данными:

  • высшее юридическое образование, специалитет или магистр;
  • стаж занятия юридической деятельностью не менее 15 лет;
  • возраст не менее 40 лет.

Так как такой суд является самым высоким в иерархии судов, претендент должен обладать высокими профессиональными качествами, чтобы попасть на одно из этих 19 мест. В обязанности судьи Конституционного Суда входит рассмотрение случаев нарушения конституционного законодательства, выявление законов, противоречащих Конституции РФ. Для этого он должен уметь разбираться в разных областях права и иметь большой опыт работы.

Он рассматривает преступления, совершенные высокопоставленными должностными лицами. Также в Верховном Суде разбирают дела, правосудность которых оказалась под сомнением. Это дела, начатые по вновь открывшимся обстоятельствам (повторное разбирательство) и апелляциям. Также в нем разбираются дела мирового (районного) суда, которые требуют более высокого уровня компетенции, чем это предусмотрено законом.

Пост Верховного судьи в России может занимать специалист, обладающий следующими квалификационными данными:

  • высшее юридическое образование;
  • опыт работы в юридической области – 10 лет;
  • возраст не менее 35 лет.

На пост Верховного судьи кандидат назначается советом судей путем голосования. К кандидату могут быть предъявлены дополнительные требования или испытание для проверки квалификации кандидата. Назначение подтверждается указом президента РФ.

В обязанности судьи Верховного Суда входит рассмотрение сложных гражданских, уголовных, административных и иных дел, попадающих под общую юрисдикцию. Также он осуществляет контроль над судами нижестоящих инстанций.

В арбитражном суде рассматриваются экономические споры, которые возникли из гражданских и административных правоотношений между юридическими лицами, в том числе граждан осуществляющих предпринимательскую деятельность в качестве ИП. Арбитражный судья в России, заседающий в арбитражном суде, должен соответствовать следующим параметрам:

  • образование – высшее юридическое;
  • стаж работы – 5 лет;
  • возраст не менее 25 лет.

Кандидат на должность назначается решением квалификационной комиссией судей и указом президента РФ. В обязанности судьи входит рассмотрение жалоб, тяжб, разрешение спорных вопросов, касающихся налогов и регистрации предприятия. Дела о банкротстве или взаимных обязательствах предпринимателей. Причем рассматриваются дела не только российских предприятий, но и зарубежных, которые работают или зарегистрированы на территории Российской Федерации. Судья обязан принять подведомственное ему дело, даже если спор происходит между юридическим и физическим лицом или государством.

Мировой суд представляет собой инстанцию первого (нижнего) уровня. Мировой судья занимается разбирательством гражданских, административных и уголовных дел. Он должен отвечать следующим квалификационным требованиям:

  • образование – высшее юридическое;
  • опыт работы не менее 5 лет;
  • возраст не менее 25 лет.

Несмотря на то что требования к председателям таких инстанций самые низкие, по сравнению с другими, занять пост мирового судьи может только высококвалифицированный специалист. Все дело в том, что число судейских мест ограниченно законом. И чтобы занять пост судьи, нужно дождаться, когда предыдущий уйдет в отставку или будет снят с занимаемого поста. Мировой судья назначается на должность решением квалификационной коллегией судей и указом президента. В обязанности районных судей входит:

  • заниматься бракоразводными процессами, при условии, что в семье нет несовершеннолетних детей;
  • выдача судебного приказа;
  • осуществлять справедливый раздел совместного имущества между сторонами бракоразводного процесса, при этом сумма имущества, подлежащего разделу, не должна превышать 100 000 рублей;
  • другие семейные дела, кроме процессов об оспаривании отцовства или материнства, лишении родительских прав и усыновлении детей;
  • имущественные споры, при условии, что стоимость этого имущества не превышает 100 000 рублей;
  • споры между работодателем и работником, кроме случаев, когда истец требует восстановления на прежнее рабочее место.

Однако в обязанности судьи входит рассмотрение не всех гражданских, уголовных и административных дел. Более серьезные судебные процессы рассматривает вышестоящая инстанция. Мировой судья не рассматривает дело, если:

  • цена иска превышает 100 000 рублей;
  • по уголовным делам, наказание по которым составляет лишение свободы более трех лет;
  • бракоразводные процессы по разделу имущества, стоимость которых превышает 100 000 рублей;
  • лишение родительских прав и усыновление детей;
  • бракоразводные дела при наличии у супругов несовершеннолетних детей.

Эти дела рассматриваются в районном, областном или Верховном суде. Мировой суд осуществляет правосудие только определенный район. На этот район и распространяются его полномочия. На территории должно проживать от 15 до 23 тыс. человек. Если население менее 15 тыс. человек, за судьей закрепляется один участок (район). Если в районе проживает большее число граждан, то назначается еще один судья.

Помимо квалификационных качеств (образование, стаж) судья обязан соответствовать определенным профессиональным стандартам, соблюдать этику судей. Какой бы пост в иерархии судей он не занимал, он должен соответствовать следующим параметрам:

  • Быть честным. Судья не может и не имеет права принимать деньги и подарки от участников судебного процесса, игнорировать факты или пытаться их утаить. Он должен выносить решения, основываясь на правде и законе, а не на основе своих корыстных целей.
  • Судья должен быть беспристрастным. У него не должно быть заинтересованности или предпочтения какой-либо из выступающих в суде сторон. Если возникнет ситуация, когда он должен будет судить гражданина, который является его родственником, то судья обязан передать это дело другому лицу.
  • Быть законопослушным. Он не должен иметь судимости не только до вступления в должность, но и после. Так как он занимает высокий пост и является воплощением закона и правосудия, требования к судье как к блюстителю порядка очень высоки. Если он хотя бы раз нарушит закон, это будет ему стоить всей карьеры.
  • Постоянно учиться. Судья обязан поддерживать свою квалификацию на высоком уровне. Для того чтобы выносить решения в соответствии с действующим законодательством, судья должен знать и уметь использовать в своей деятельности законы, постановления, акты. А для этого он должен постоянно читать специальную литературу, кодексы, юридические газеты и журналы.
  • Не заниматься предпринимательской и политической деятельностью. Судья не может участвовать в каких-либо общественных и политических движениях или партиях.
  • Не иметь счетов и собственности за рубежом. Этот пункт также касается наличия гражданства за рубежом или двойного гражданства, которое может вызвать подозрение в честности судьи, что недопустимо.

Помимо профессиональной этики, судья должен соблюдать правила и нормы общечеловеческой морали. Все судьи обязаны соблюдать законы и подчиняться указам президента и правительства. Более подробно, каким должен быть судья, можно узнать из Этики судей и Закона «О статусе судей в РФ».

Конституционный Суд Российской Федерации

Традиционно конституционные судьи имеют следующие права:

· участвовать во всех заседаниях конституционного суда (а также палат конституционного суда) с правом решающего голоса;

· выступать на заседании конституционного суда;

· требовать созыва конституционного суда;

· предлагать вопросы и проекты решений на рассмотрение состава суда;

· выражать свое мнение по обсуждаемым вопросам;

· содержать вспомогательный персонал и др.

Независимо от каких-либо критериев (например, срока пребывания на должности), все без исключения судьи имеют одинаковое право высказывать свое мнение по рассматриваемым делам, допускаться к различным процедурам и действиям в рамках конституционного правосудия и т.д.

Любой судья Конституционного Суда РФ имеет право решающего голоса по всем вопросам, рассматриваемым в пленарных заседаниях.

Обязанности судей конституционных судов обычно перечисляются в тексте присяги и нормах специализированных законов. Как правило, речь идет о том, что судья должен:

· добросовестно и беспристрастно исполнять доверенные ему полномочия по разрешению дел;

· участвовать во всех заседаниях конституционного суда, в голосовании при рассмотрении дел;

· не давать консультации заинтересованным государственным органам, должностным лицам, гражданам, организациям и общественным объединениям до принятия решения по вопросам, находящимся в компетенции конституционного суда;

· не высказывать публично свою позицию по вопросам, которые изучаются или приняты к рассмотрению конституционным судом, до принятия решения по этим вопросам;

· сообразовывать свое поведение с Регламентом, соблюдать судейскую этику и дисциплину;

· не разглашать сведения, которые могут в соответствии с законодательством и Регламентом суда иметь секретный характер;

· в определенный срок до обретении своего статуса, а впоследствии с определенной периодичностью предоставлять декларацию о своем имущественном положении (а возможно, и материальной состоятельности своих родственников), а также о деятельности, которая приносит или может приносить ему (и его родственникам) экономические доходы;

· постоянно соблюдать установленные в законе правила несовместимости своей должности с определенными занятиями и видами деятельности (например, с коммерцией) и др.

Занятия и действия, не совместимые с должностью судьи Конституционного Суда Российской Федерации

Судья Конституционного Суда Российской Федерации не может быть членом (депутатом) Совета Федерации, депутатом Государственной Думы, иных представительных органов, занимать либо сохранять за собой другие государственные или общественные должности, иметь частную практику, заниматься предпринимательской, иной оплачиваемой деятельностью, кроме преподавательской, научной и иной творческой деятельности, занятие которой не должно препятствовать выполнению обязанностей судьи Конституционного Суда Российской Федерации и не может служить уважительной причиной отсутствия на заседании, если на то не дано согласия Конституционного Суда Российской Федерации.

Судья Конституционного Суда Российской Федерации не вправе осуществлять защиту или представительство, кроме законного представительства, в суде, арбитражном суде или иных органах, оказывать кому бы то ни было покровительство в получении прав и освобождении от обязанностей.

Судья Конституционного Суда Российской Федерации не может принадлежать к политическим партиям и движениям, материально их поддерживать, участвовать в политических акциях, вести политическую пропаганду или агитацию, участвовать в кампаниях по выборам в органы государственной власти и органы местного самоуправления, присутствовать на съездах и конференциях политических партий и движений, заниматься иной политической деятельностью. Он не может также входить в руководящий состав каких-либо общественных объединений, даже если они и не преследуют политических целей.

Судья Конституционного Суда Российской Федерации не вправе, выступая в печати, иных средствах массовой информации и перед любой аудиторией, публично высказывать свое мнение о вопросе, который может стать предметом рассмотрения в Конституционном Суде Российской Федерации, а также который изучается или принят к рассмотрению Конституционным Судом Российской Федерации, до принятия решения по этому вопросу.

Ничто в настоящей статье не может рассматриваться как ограничение права судьи Конституционного Суда Российской Федерации свободно выражать свою волю гражданина и избирателя путем голосования на выборах и референдуме.

Проверка законопроектов увеличит объем работы Конституционного суда, но ей будет подвергаться далеко не каждый законопроект, полагает Блажеев. «Речь идет, наверное, о наиболее общественно значимых и важных. С моей точки зрения, расширение полномочий КС выглядит вполне разумным. Например, в Германии Конституционный суд может рассматривать даже конкретные дела, если речь идет о нарушении основных конституционных прав гражданина», — говорит ректор МГЮА. Он полагает, что проверке КС могут подлежать также законы, которые будут приниматься субъектами Российской Федерации, поскольку в них «тоже могут быть определенные угрозы, ведь у нас не во всех субъектах есть уставные и конституционные суды».

Предложение подвергать законопроекты проверке КС не повышает авторитет этой инстанции, а, наоборот, умаляет его, убежден, в свою очередь, Пашин. «Для законопроектов есть органы поскромнее: это Министерство юстиции, государственно-правовое управление президента. С какой стати Конституционный суд должен разбираться в законопроектах? Есть старый принцип римского права: претор пустяками не занимается. Конституционный суд не должен быть филиалом канцелярии», — полагает Пашин.

По его словам, идея наделить КС подобными полномочиями обсуждалась во время работы над законом «О Конституционном суде», принятом в 1994 году, и от нее решили отказаться. Причина в том, что дополнительные полномочия КС поставили бы его в двусмысленное положение, поскольку основная задача суда — анализ на соответствие Конституции действующих законов. «В случае если КС одобрит законопроект, как он сможет потом пересматривать конституционность закона, принятого на основании этого законопроекта? КС окажется в неловком положении. Это примерно как обязать Арбитражный суд участвовать в сделке, чтобы подтверждать ее законность. А потом что же делать, если одна из сторон оспорит сделку?» — объяснил судья в отставке.

«Я не вижу здесь усиления роли КС. В этом есть странное вторжение судебной власти в полномочия власти законодательной и в законодательную процедуру», — полагает адвокат Добрынин.

Пилипенко, говоря о проверке законопроектов со стороны КС, заявил: «Мы видим вторжение судебной власти в сферу компетенции Федерального собрания».

  • Постановление ЦИК России от 20.07.2021 N 26/225-8 (ред. от 03.09.2021)
  • Постановление ЦИК России от 14.07.2021 N 20/169-8 (ред. от 03.09.2021)
  • Порядок составления некредитными финансовыми организациями в электронной форме информации, предусмотренной статьями 7, 7.5 Федерального закона О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма
  • Приказ Ростуризма от 11.06.2021 N 219-Пр-21 (ред. от 31.08.2021)
  • Письмо ФТС России от 08.08.2013 N 14-42/34327 (ред. от 31.08.2021)
  • Письмо ФТС России от 07.02.2012 N 14-42/05514 (ред. от 31.08.2021)
  • Письмо ФТС России от 08.12.2009 N 14-42/58920 (ред. от 31.08.2021)
  • Приказ Генпрокуратуры России от 07.12.2007 N 195 (ред. от 31.08.2021)
  • Приказ ФАС России от 28.06.2021 N 640/21 (ред. от 30.08.2021)
  • Правила составления кредитными организациями в электронной форме сведений и информации, предусмотренных статьями 7, 7.5 Федерального закона О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма
  • Особенности правового статуса судей в РФ

    • 15 сентября 2021 — С. П. Маврин (имеет право занимать должность до 2027 года как заместитель председателя так как был переназначен Советом Федерации 19 мая 2021 года);
    • 7 ноября 2021 — Ю. Д. Рудкин;
    • 20 марта 2022 — В. Г. Ярославцев;
    • 27 августа 2023 — Г. А. Гаджиев;
    • 16 февраля 2025 — С. М. Казанцев.

    Под составом суда подразумеваются списки тех, кто является в нем должностным лицом и выполняет свои определенные функции. В конституционном суде 19 судей. Осуществлять свою деятельность они могут только при наличии 75% всего состава (т. е. минимум 13 судей). Каждый судья выбирается лично президентом нашей страны. Утверждает же кандидата на должность уже Совет Федерации – одна из палат парламента.

    Должностные лица, входящие в его состав органа:

    • Председатель суда.
    • Заместитель Председателя Конституционного Суда РФ.
    • Судья-секретарь.
    • Ряд судий КС, занимающихся именно судебными разбирательствами.
    • Работники аппарата и иных подразделений.

    Суд делится на две похожие палаты, состоящие из 9 судей в одной и 10 — в другой. Их состав определяется посредством жеребьевки. Процесс проведения этой процедуры регулируется действующим регламентом. Составы палат меняются каждые три года. Важно отметить, что председатель и его заместитель обязательно должны быть в разных структурных частях. Каждая палата имеет равные полномочия.

    Также, согласно регламенту, в конституционный суд могут входить пресс-службы, научно-консультативные советы и рабочие комиссии.

    Этой судебной инстанции подвластно:

    • Разбирать дела, связанные с соответствием законодательства основному закону страны – Конституции РФ.
    • Рассматривать по существу споры о компетенции между разными органами власти.
    • Анализировать жалобы граждан о нарушении их основных конституционных прав.
    • Издавать толкования конституции, чтобы каждый мог понять то, что написано юридическим языком.
    • Осуществлять ряд иных полномочий, закрепленных в действующем законодательстве.

    Судьи являются одной из основных ячеек суда. Председатель Конституционного Суда Российской Федерации назначается из списка уже действующих должностных лиц. Кандидаты должны соответствовать нескольким критериям:

    • Быть гражданином России.
    • Возраст к вступлению на должность — не менее 40 лет.
    • Безупречная репутация, т. е. отсутствие судимостей или приводов в суд, никаких конфликтов на предыдущих должностях и т. д.
    • Стаж работы в юридической сфере не меньше 15 лет.
    • Обладать высоким уровнем квалификации в праве.

    Предложить кандидата в судьи КС РФ может не только президент, но и представители Государственной думы, законодательные органы субъектов и высшие судебные органы.

    Совет Федерации РФ обязан вынести постановление о назначении на должность или не принять выдвинутую кандидатуру не позднее 14 дней, как получит представление от имеющих на это право лиц.


    Похожие записи:

    Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *