Реструктуризация и банкротство организации
Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Реструктуризация и банкротство организации». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.
Реструктуризация представляет собой сложный и дорогостоящий метод управлений корпорацией. Решение о ее проведении должно быть стратегическим. Это связано с тем, что изменения, которые произойдут в компании в дальнейшем, будут необратимыми. Проведение изменения структуры связано с:
- усовершенствованием управленческой системы;
- улучшением политики финансов и экономики;
- восстановлением операционной деятельности.
При угрозе банкротства юридического лица немаловажным моментом является изменение структуры. В данном случае подразумевается разработка эффективной антикризисной политики. Объектом реструктуризации выступают все активы. Поскольку речь идет о сложном процессе, то к нему прибегают в соответствующих ситуациях, когда необходимо избежать несостоятельности. В отдельных ситуациях банкротство может рассматриваться как один из вариантов методик изменения структуры корпорации.
В экономической современности ведение бизнеса неотрывно связывают с вероятными рисками. Руководство корпораций часто склоняется к принятию решений, которые направлены на противодействие отрицательным факторам. Те риски, которые напрямую имеют связь с задолженностью компании в кризисных условиях, могут возрастать.
Актуальными остаются вопросы предупреждения несостоятельности. Одним из методов предупреждения несостоятельности является реструктуризация. Суть методики заключается в намеренном изменении структуры организации и всех элементов, которые в нее входят. Необходимо также пересмотреть все бизнес-процессы, чтобы увеличить эффективность ее работы. Программу изменения структуры корпорации чаще всего запускают при нехватке оборотных средств и наличии кредиторской задолженности. Процедура предусматривает выполнение комплекса различных мероприятий: организационных, производственных и финансовых.
В зависимости от конкретных изменений, которые планируют проводить, реструктуризация бывает стратегической либо оперативной. Ниже рассмотрим особенности каждого вида:
- Оперативный вид предусматривает изменение рабочих процессов компании с целью ее финансового оздоровления. Выполняется способами продажи активов. Процедура должна улучшать результаты деятельности предприятия.
- Стратегическая подразумевает процесс, направленный на расширение возможностей компании. Реализация такой процедуры направлена на рост конкурентоспособности организации и рыночной стоимости ее собственного капитала.
Улучшение финансового состояния – задача сложная и трудоемкая. Грамотная постановка цели будущей реструктуризации позволит определить вид и методы, установить сроки.
Изменение структуры корпорации – это сложный процесс, который требует и времени, и финансов, и ресурсов. Запуская процесс, нужно понимать, каковы цели реструктуризации, как именно она будет проводиться. По отзывам риски банкротства и финансовой реструктуризации корпорации могут быть следующими:
- Отсутствует четкое целеполагание осуществляемых действий.
- Дефицит финансов, времени и человеческих ресурсов.
- Разные направления интересов разных групп, которые принимают участие в процессе.
- Отрицательные социальные последствия.
- Недостаточность юридической проработки.
Успешное проведение возможно только при условии грамотно проработанной стратегии развития компании.
Финансовое оздоровление предприятия. Способы реструктуризации задолженности
Если гражданин становится банкротом, не всегда он может попросить о реструктуризации. Арбитражный суд, рассматривая дело о банкротстве граждан, не назначит реструктуризацию в следующих обстоятельствах:
- доход должника отсутствует или не превышает прожиточного минимума;
- у должника имеется непогашенная судимость за умышленное экономическое преступление;
- должник был под административной карой за мелкое хищение или умышленное уничтожение или повреждение имущества;
- физлицо уже было банкротом в течение 5 последних лет;
- ему уже предоставлялась реструктуризация в течение 8 предыдущих лет.
Как правило, инициатором оформления реструктуризации является должник. Если организация ясно понимает, что не может выплачивать задолженность, следует самостоятельно обратиться к кредитору. Для изменения соглашения должны быть следующие условия:
- Серьезные причины для реструктуризации (невозможность выплачивать долг в прежнем режиме).
- Отсутствие реструктуризации, взятой ранее.
- Отсутствие просроченных задолженностей.
Это самые примерные положения. Кредитор может предложить реструктуризацию и на других условиях. Для того чтобы банк или другое учреждение предложили удобные условия, он должен быть уверен в благонадежности заемщика. Реструктуризация охотнее оформляется на задолженности, которые обеспечены залогом (недвижимость, авто).
ВАЖНО! Процедура предполагает документальное оформление. Составляется соответствующее соглашение, на котором ставятся подписи кредитора и дебитора. После этого должнику выдается соответствующий документ.
Реструктуризация оформляется в отношении разных кредитов, в том числе ипотечных, целевых, потребительских. Нюансы процедуры зависят от конкретного банковского учреждения. Рассмотрим общую очередность действий:
- Должник заполняет анкету. В ней прописываются основания для реструктуризации (к примеру, резкое ухудшение финансового положения), информация об имуществе компании, ее доходах и расходах.
- Выбирается подходящий вариант перекредитования.
- Анкета анализируется отделом по работе с просроченными кредитами.
- Проводится собеседование у сотрудников отдела.
- Дебитор собирает документы.
- На основании предоставленных документов принимается решение о реструктуризации.
- Составляется и подписывается соглашение.
В некоторых банковских учреждениях вместо анкеты должник заполняет заявление.
Существует много видов реструктуризации. Рассмотрим самые распространенные из них:
- Пролонгация. Срок выплаты задолженности продлевается. Следовательно, размер ежемесячных выплат уменьшается. Сумма кредита остается прежней.
- Кредитные каникулы. Отменяется выплата льгот или основного «тела» кредита на некоторое время. В некоторых случаях выплаты и вовсе отменяются на период, составляющий 3-6 месяцев. Предполагается, что за это время должник приведет свои финансовые дела в порядок и сможет продолжить выплачивать задолженность. Кредитные каникулы предоставляются крайне редко. Связано это с тем, что этот вариант невыгоден для банков.
- Изменение валюты, в которой предоставлялся кредит. С ростом доллара организациям стало крайне сложно выплачивать кредиты, ранее оформленные в иностранной валюте. Данная форма реструктуризации также крайне невыгодна банку.
- Снижение ставки по процентам. В данном случае уменьшается размер ежемесячных выплат, но сам размер кредита остается неизменным или же увеличивается. Снижение ставки практикуется только в том случае, если кредитная история должника идеальна.
- Списание неустойки. Банковские учреждения могут или предоставить отсрочку на выплаты штрафов, или вовсе списать их. Данная мера используется крайне редко. Она актуальна при банкротстве предприятия.
- Комбинированная реструктуризация. Предполагает сочетание нескольких способов. К примеру, срок кредитования продлевается. Одновременно с этим списываются пени.
Выбор конкретного способа зависит от пожеланий банковского учреждения и самого должника.
Что такое реструктуризация задолженности и каковы ее виды
Для получения реструктуризации нужно составить заявление. Оно должно соответствовать форме, утвержденной Приказом ФНС от 28 сентября 2010 года №ММВ-7-8/469@. Если компания претендует на продление срока задолженности, в заявлении нужно указать согласие на обязанность уплачивать проценты. К обращению прилагается ряд документов:
- Справка из налоговой, свидетельствующая о состоянии налоговых расчетов организации.
- Справка из налоговой с указанием перечня счетов компании в кредитных учреждениях.
- Документы о движении денежных средств по счетам фирмы за последние 6 месяцев.
- Документы о наличии или отсутствии расчетных счетов.
- Справки из кредитных организаций о средствах, имеющихся на счетах.
- Перечень контрагентов с указанием стоимости соглашений.
- Бумаги, подтверждающие веские причины для реструктуризации.
В некоторых случаях могут потребоваться дополнительные документы.
Основанием для реструктуризации является банкротство или угроза банкротства. Признаки банкротства изложены в статье 6 ФЗ от 26.10.2002 г. №127:
- Неспособность исполнить обязательства перед кредиторами.
- Неспособность оплачивать налоги.
- Размер обязательств составляет не менее 100 000 рублей.
- Обязательства компании не исполнялись в течение более 3 месяцев.
Реструктуризация может предоставляться и в том случае, если компания ведет сезонную деятельность.
Решить, какое количество компаний вам необходимо
Начать процесс реорганизации необходимо с определения того, какое количество компаний действительно необходимо бизнесу. Например, нельзя однозначно сказать, что нужно иметь три юридических лица: держателя активов, продающую и операционную компанию.
В каждом конкретном случае решение принимается индивидуально и зависит от видов бизнеса, количества партнеров, региональных представительств и т.д. Решение должно обсуждаться и приниматься всеми топ-менеджерами, а не только юридическим департаментом, который видит ситуацию лишь со своей стороны.
Учитывать сроки оформления прав и лицензий
При составлении плана по реорганизации необходимо учитывать временные рамки регистрационных действий. Например, регистрация транспорта, недвижимости, опасных промышленных объектов (ОПО) и т.п. занимает много времени. Это надо просчитывать, потому что вряд ли кто-то захочет, к примеру, останавливать производство из-за того, что новая компания, создаваемая в результате слияния двух старых, еще не получила права на транспортные средства или подъемные механизмы.
Аналогична ситуация с допусками СРО, аттестацией рабочих мест и т.д. Оформление ОПО может занять до месяца при правильной постановке работы, аттестация рабочих мест зависит от их количества. А еще зачастую крупные заказчики требуют наличие сертификации по ISO, что требует тщательной подготовки и также может занять до одного месяца.
Соблюдать сроки проведения корпоративных процедур
Любая юридическая реорганизация потребует принятия корпоративных решений. Необходимо обратить внимание на сроки при соблюдении корпоративных процедур, особенно если в структуре участников и партнеров есть иностранные компании для получения документов, от которых требуется их легализация (апостиль или консульская легализация).
Не стоит также забывать о том, что проведение собрания акционеров требует соблюдения минимально установленного законодательством времени на уведомление всех акционеров (от 20 календарных дней и более, в зависимости от повестки дня) и уменьшить его невозможно.
Также акционеры или участники могут находиться в разных городах и странах и далеко не везде можно без проблем сделать доверенность на участие в собрании. Где-то (например, Сингапур) для этого придется обращаться в российское посольство, запись в которое может быть растянута на несколько месяцев. Особенно важно понимать это сейчас. В связи с пандемией коронавируса очереди на оформление документов могут быть увеличены.
Помнить про кредитные обязательства
Также изменение корпоративной структуры, количества собственников и т.д. придется согласовывать с банком, если у компании есть невыплаченные кредиты. Многие юридические лица не задумываются об этом, когда решаются на реорганизацию и сталкиваются с проблемами, когда процесс уже запущен и поворачивать назад слишком неоправданно и дорого.
Основная проблема заключается в том, что не всегда финансовая служба способна правильно оценить последствия юридической реорганизации, а юридический департамент не может верно оценить требования к финансовым обязательствам (ковенантам), установленным кредитным договором.
Поэтому только их слаженная совместная работа поможет заранее определить, какие именно условия необходимо согласовать с банком до начала реорганизации. Например, в большинстве кредитных договоров сам факт принятия решения уполномоченным органом без согласования с банком о реорганизации является основанием для досрочного погашения кредита.
Не стоит забывать и про необходимость регистрации изменений в залогах, если в результате реорганизации предполагается смена собственников, которые станут правопреемниками заложенного имущества.
Учитывать наличие госконтрактов
Кроме того, при реорганизации компании необходимо обратить внимание на ключевые контракты и условия их изменения. В случае, если заключены госконтракты или договоры на использование государственной или муниципальной собственности, необходимо найти решения, при которых держатель ключевого контракта не будет затронут реорганизацией.
Например, у ООО «Василек» заключен договор на использование муниципальной собственности. Помимо данного юрлица в группе присутствует еще пять компаний. В таком случае реорганизация не должна затронуть ООО «Василек», а включает только оставшиеся пять компаний, чтобы не нарушить условия договора.
Учитывать требования антимонопольного законодательства
Особое внимание нужно обратить на соблюдение антимонопольных требований к реструктуризации. В последнее время размер активов и выручки компаний, подпадающих под согласование антимонопольного ведомства, значительно повысился. Поэтому надо верно оценить, до каких именно размеров вы выросли, кто именно входит в группу компаний, поскольку перечень оснований для определения группы лиц достаточно сложный, хотя и понятный с точки зрения логики.
Часто проблемы возникают при определении перечня лиц, входящих в органы управления организаций: кого-то периодически забывают, и уже в процессе согласования с антимонопольной службой выясняется, что еще какие-то компании входят в группу лиц по признаку совпадающего состава коллегиальных органов или по призн��ку избрания директора по предложению миноритарного акционера (участника) (ст.9 ФЗ «О защите конкуренции»).
-
Сопровождение процедур реструктуризации задолженности и работа с проблемными активами, включая реструктуризацию капитала, проблемное кредитование и обеспечительные сделки, изменение состава кредиторов и вопросы трансграничной реструктуризации.
-
Общее сопровождение процедур банкротства на стороне кредиторов и должников.
-
Представление интересов в рамках процессов по оспариванию сделок должника, споров о привлечении контролирующих лиц к субсидиарной ответственности и взыскании убытков.
-
Представление интересов в параллельных разбирательствах на территории России и в иностранных юрисдикциях.
-
Подготовка правовых заключений по российскому банкротному праву для иностранных судов и арбитражей.
-
Уголовное сопровождение споров о несостоятельности.
Как мы уже отметили выше, существует несколько способов реструктуризации финансовых задолженностей, поэтому перед началом проведения данной процедуры кредитор и заемщик должны договориться о выборе наиболее эффективного из них. Поскольку схема реструктуризации зависит и от конкретного вида долгового обязательства, предлагаем подробнее остановиться на каждом из ее методов.
Популярность банкротства как одного из способов решения вопроса финансовой несостоятельности юридического лица объясняется тем, что грамотное проведение процедуры эффективно защищает интересы всех участников.
Преимущества открытия дела о банкротстве для компании-должника очевидны и заключаются в следующем:
- защита имущества организации на время осуществления мероприятия;
- возможность продолжения деятельности в случае успешного финансового оздоровления;
- снятие ареста с собственности компании, что увеличивает возможности для расчета с кредиторами;
- предоставление определенного лимита времени на ведение переговоров с кредиторами на предмет реструктуризации долга;
- списание части долгов.
Для кредитора запуск банкротства также выгоден. Основные его преимущества выражаются в возможности принять участие в выборе арбитражного управляющего, а также гарантиях законного распределения имущества должника между кредиторами, которые обеспечиваются жестким контролем над происходящим процессом со стороны арбитражного суда.
Главным основанием для начала процедуры банкротства выступает невозможность юридического лица выполнять собственные финансовые обязательства. Речь в данном случае идет о накоплении предприятием самых различных долгов:
- перед сотрудниками по заработной плате;
- перед бюджетом — по налогам и другим обязательным выплатам;
- перед контрагентами – по счетам за сырье, материалы и предоставленные услуги;
- перед банками и другими финансовыми организациями – по кредитам;
- перед собственниками – по выплате дивидендов и т.д.
Можно выделить несколько формальных признаков, выявление которых позволяет считать предприятием финансово несостоятельным. К ним относятся:
- размер общей задолженности компании превышает 300 тыс. рублей;
- просрочка по выплатам достигла 3-х и более месяцев;
- появились и накапливаются внутренние долги организации по заработной плате и социальным выплатам работникам.
Принятие решение о начале процедуры банкротства предполагает изучение и анализ не только признаков финансовой несостоятельности юридического лица, но и причин возникновения негативных явлений.
Они делятся на две группы – внешние и внутренние. Первые напрямую не зависят от деятельности компании и касаются объективных процессов, происходящих в экономике. Типичные примеры внешних причин банкротства – финансовый кризис, высокая инфляция, скачки курса национальной валюты.
Внутренние причины, как правило, связаны с качеством принятых в процессе управления предприятием финансовых, кадровых, юридических и других решений. Следствием допущенных ошибок становится низкая эффективность работы компании и, как следствие, потеря конкурентоспособности на рынке.
Решение о начале процедуры признания юридического лица финансово несостоятельным принимает судья арбитражного суда на основании документов, предоставленных заявителем. Стандартный комплект документации, формируемый в подобной ситуации, обычно включает:
- пакет учредительных и регистрационных документов предприятия;
- все виды отчетности – финансовой, бухгалтерской, управленческой, кадровой – за предыдущие 3 года деятельности компании;
- документальные доказательства наличия задолженности;
- заверенные банковскими организациями выписки по счетам компании-должника;
- перечень кредиторов, как можно более полный и развернутый с указанием размера задолженности перед каждым;
- другие документы, подтверждающие неплатежеспособность юридического лица.
Основное требование к пакету документации для принятия положительного решения о начале процедуры банкротства – наличие объективных и неоспоримых доказательств финансовой несостоятельности должника.
Фактически арбитражный управляющий появляется в деле о банкротстве на первом этапе в статусе временного управляющего. Он назначается судом по рекомендации кредитора, выступившего инициатором запуска рассматриваемой процедуры. При этом заявитель имеет право как указать конкретного специалиста, так и ходатайствовать о привлечении арбитражного управляющего из определенной саморегулируемой ассоциации. Во втором случае назначение происходит исходя и ответа, полученного от СРО.
Характерной особенностью принятой в России процедуры банкротства выступает возможность назначения отдельного специалиста на любую из стадий. В зависимости от этого, он называется внешним, административным, временным или конкурсным управляющим. В большинстве случаев на практике в течение всей процедуры банкротства работает один и тот же специалист, тем более – если его деятельность устраивает кредиторов и судью.
Наиболее важные функции арбитражного управляющего заключаются в следующем:
- постоянное отслеживание финансовой ситуации на предприятии, контроль над деятельностью компании-должника;
- обеспечение точного учета и сохранности имущества организации;
- защита интересов кредиторов путем законного распределения активов банкрота между ними;
- четкое выполнение всех предусмотренных законодательством процедур, сопровождающих банкротства фирмы, например, по уведомлению персонала;
- организация работы по взысканию с третьих лиц задолженностей перед компанией-банкротом;
- организация и проведение собраний кредиторов;
- формирование и ведение реестра кредиторской задолженности юридического лица.
Необходимо отметить, что стать арбитражным управляющим далеко не просто. К специалистам предъявляются серьезные требования — как квалификационные (высшее образование, опыт работы, членство в профильной СРО), так и финансовые (членские и вступительные взносы, платеж в компенсационный фонд СРО, обязательное страхование ответственности).
Зачем нужна реструктуризация компании и как правильно это сделать
Стадия не является обязательной. Необходимость ее реализации определяется по результатам санации. Основанием для принятия решения о внешнем управлении предприятием-должником становится улучшение его финансового состояния в процессе оздоровления, хотя и не позволившее полностью закрыть долги компании.
В результате руководство предприятия смещается, а его функции передаются арбитражному управляющему. Общая продолжительность внешнего управления не может превышать одного года. За это время новое руководство предпринимает следующие действия, направленные на восстановление платежеспособности предприятия:
- закрытие убыточных производств и бизнес-проектов компании;
- реорганизация или реструктуризация юридического лица;
- взыскание долгов с третьих лиц;
- реструктуризация задолженности перед кредиторами и ее погашение на новых, более выгодных условиях;
- привлечение инвестиций с целью развития компании, выхода ее на прибыльную работу и полного расчета с долгами.
Как и на любом другом этапе процедуры банкротства, после завершения внешнего управления подводятся итоги работы предприятия. Если компания гасит долги в полном объеме, судья прекращает дело. В противном случае принимается решение о признании фирмы банкротом и переходе к завершающей стадии процедуры.
После признания должника финансово несостоятельным запускается последняя стадия банкротства – конкурсное производство. Продолжительность этапа – 12 месяцев, в случае необходимости и при наличии объективных оснований судья имеет возможность продлевать данную стадию вплоть до выполнения всех необходимых по делу мероприятий.
На этой стадии юридическое лицо ликвидируется, о чем в ЕГРЮЛ вносится соответствующая запись. Ее осуществлением занимается конкурсный управляющий, который назначается судьей. Под контролем специалиста проводится:
- инвентаризация активов компании-банкрота;
- формирование конкурсной массы и независимая оценка ее стоимости;
- распродажа имущества должника на торгах;
- погашение долгов предприятия путем распределения полученных средств между кредиторами.
Особенно серьезное внимание в действующей редакции Федерального закона «О банкротстве» уделяется процедуре проведения торгов. Это показывает важность мероприятия, особенности которого следует рассмотреть подробнее.
Доверяя нам, будьте уверены: если мы беремся за что-то, то относимся к делу с полной самоотдачей. Мы не возьмемся за то, что не является нашим профилем. Мы не будем делать вид, что Ваша тема — наш профиль, если это не так. Хирург должен заниматься хирургией, а стоматолог — улыбками людей. И мы точно знаем: в юриспруденции специализация не менее важна.
+7 (343) 286-13-53
г. Екатеринбург, ул. Мамина-Сибиряка 101, оф. 9.08
Реструктуризация и банкротство
Если должник будет игнорировать свои обязательства по выполнению утвержденного судом плана реструктуризации долгов в рамках банкротства физлица, то кредиторы или финансовый управляющий вправе подавать ходатайство о его отмене и введении процедуры реализации имущества, в ходе которой собственность должника будет распродана на торгах для погашения задолженностей перед кредиторами.
И, как показывает судебная практика, такое далеко не редкость. Это автоматически приводит к удорожанию стоимости банкротства физических лиц минимум на 25 тысяч рублей. Дело в том, что услуги финуправляющего оплачиваются, исходя из числа проведенных им процедур, и составляют 25 тысяч рублей за каждую. К тому же, за проведенную реализацию финуправляющему положено 7% от вырученной суммы.
Специалисты рекомендуют банкротящимся гражданам тщательно взвесить свои финансовые возможности для определения, смогут ли они погашать долги, и стоит ли разрабатывать график их погашения. В противном случае лучше подать в Арбитражный суд ходатайство о пропуске реструктуризации и переходу непосредственно к реализации имущества.
Для проведения процедуры банкротства по инициативе должника необходимо выполнение следующих условий, которые свидетельствуют о неплатежеспособности гражданина:
- — суммарный размер долгов по кредитам, налогам и штрафам с учетом пени больше, чем оценочная стоимость имущества должника;
- — на руках имеется постановление ФССП об окончании исполнительного производства по причине отсутствия доступного для реализации имущества;
- — должник перестал платить по финансовым обязательствам, что привело к наличию просрочки;
- — официального дохода гражданина недостаточно, чтобы вносить хотя бы 10% от обязательных ежемесячных платежей по кредитам.
Кроме того, должны выполняться и следующие требования:
- — должник является добросовестным заемщиком и предпринимал попытки самостоятельно решить вопрос с кредиторами (можно предоставить переписку с банком);
- — должник не скрывает свои доходы или имущество, иначе суд откажет в объявлении банкротства.
- — должник работает или пытается трудоустроиться (в этом случае обязательно быть на учете официальной службы занятости).
Чтобы объявить себя банкротом в 2021 году, можно подать заявление и необходимые документы в арбитражный суд или же обратиться в МФЦ.Этапы процедуры банкротства:
1) сбор документов;2) оплата госпошлины;3) выбор финансового управляющего;4) подача документов в суд;
5) рассмотрение дела, в ходе которого суд решит проводить одну из двух процедур: реструктуризацию долга или реализацию имущества;6) предоставление суду отчета о проведении одной из процедур и признание гражданина банкротом.
— Реструктуризация — это восстановление платежеспособности физлица путем изменения условий выплаты задолженности кредиторам. Суд может признать заявление обоснованным и ввести процедуру реструктуризации долгов, — пояснила Лилия Ших.
Такое промежуточное решение суда говорит о том, что:
- — заявление соответствует предъявляемым к нему требованиям;
- — у гражданина действительно существует задолженность перед кредиторами, которую он не способен погасить;
- — он отвечает признакам неплатежеспособности;
- — если заявление подано кредитором или уполномоченным органом, у должника нет на него возражений.
Если же реструктуризация невозможна, то на основании ходатайства должника выносится решение о признании его банкротом и введении другой процедуры – реализации имущества.После того, как сообщение об обоснованности заявления будет опубликовано, у кредиторов есть 2 месяца на предъявление требований к должнику.
Чтобы можно было применить в отношении физлица процедуру реструктуризации долгов, оно должно соответствовать требованиям:
- — получать стабильный доход, чтобы кроме погашения долгов иметь возможность удовлетворять свои базовые потребности;
- — не быть судимым за экономические преступления;
- — не привлекаться за административные правонарушения, связанные с хищением или уничтожением имущества, преднамеренным банкротством;
- — не иметь принятые решения о банкротстве в течение последних 5 лет;
- — не иметь плана реструктуризации задолженности за последние 8 лет.
- — План реструктуризации долгов составляет основу реализации процедуры. Его может предложить как сам должник, так и кредитор или уполномоченный орган. Проект плана направляется финансовому управляющему в течение 10 дней после составления реестра требований кредиторов. Если проект никто не предложит, тогда на собрании кредиторов будет решаться вопрос о признании гражданина банкротом и реализации его имущества, — пояснила юрист.
Реформа законодательства о банкротстве: что ожидает бизнес
— Суд отказывает в принятии заявления, когда в нем имеются грубые ошибки (оно должно соответствовать АПК, ст. 37 и 213.3 4 ФЗ о банкротстве), пакет документов не полон, отсутствует квитанция. Кроме того, это происходит, если гражданин не доказал свою неплатежеспособность, и когда между должником и кредиторами имеется спор, который нужно разрешать через исковое производство, — пояснила Лилия Ших.
— Во время процедуры банкротства формируется конкурсная масса (имущество, денежные средства, которые могут удовлетворить требования кредиторов в какой-то части). Зарплата и пенсия также входят в конкурсную массу, но важно отметить, что должнику остаются денежные средства в размере прожиточного минимума на него и на членов его семьи, — рассказала Екатерина Кузнецова.
До процедуры банкротства нельзя совершать сделок, которые могут быть оспорены финансовым управляющим во время процедуры банкротства, например, фиктивные сделки.Также во время процедуры банкротства все права в отношении имущества, состояния конкурсной массы осуществляются только финансовым управляющим и не могут осуществляться гражданином лично. Сделки, совершенные гражданином лично без участия финансового управляющего, ничтожны.
Для того чтобы реструктурировать долг во внесудебном порядке, необходимо обратиться в банк с соответствующим заявлением и документами, подтверждающими временность трудностей. Вместе с тем, банк вправе отказать в реструктуризации долга, так как закона, обязывающего его провести реструктуризации нет. Однако мы рекомендуем, при невозможности исполнить обязательства перед банком в установленный срок обратиться в банк с заявлением о реструктуризации заранее, еще до наступления просрочки, чем вы лишний раз докажете банку свою добросовестность и ответственность, и, возможно, банк в свою очередь пойдет вам навстречу, тем более, если у вас хорошая кредитная история. Такой вариант наиболее благоприятен для должника, так как, как правило, не требует значительных расходов, затрат времени и сил.
Для банка такой вариант тоже может быть выгоднее банкротства:
- банк сохраняет клиента и доход от предоставления кредита, хоть и растянутый во времени
- при банкротстве остается риск для банка/кредитора не получить все суммы долга, особенно, если отсутствует залог.
Реструктуризация долгов гражданина является одной из процедур банкротства гражданина (при банкротстве гражданина в суде применяются следующие процедуры: реструктуризация долгов, реализация имущества, мировое соглашение).
Данная процедура предшествует процедуре реализации имущества, назначаемой в исключительных случаях:
- гражданином, конкурсными кредиторами и (или) уполномоченным органом не представлен план реструктуризации долгов гражданина в течение срока, установленного законом
- собранием кредиторов не одобрен план реструктуризации долгов гражданина и суд не утвердил данный план, воспользовавшись правом, предусмотренным законом в этом случае
- арбитражным судом отменен план реструктуризации долгов гражданина
- производство по делу о банкротстве гражданина возобновлено в связи с отменой определения о реструктуризации долга (реализации имущества) в случае выявления фактов сокрытия гражданином имущества или незаконной передачи гражданином имущества третьим лицам или возобновления производства по делу о банкротстве гражданина в связи с нарушением условий мирового соглашения.
Таким образом, при признании заявления о признании физического лица банкротом суд вводит в первую очередь процедуру реструктуризации. Вместе с тем, по ходатайству должника (именно должника, кредитора не вправе заявить подобное ходатайство), если он не соответствует требованиям для утверждения плана реструктуризации долгов, установленным законом, суд вправе (но не обязан!) вынести решение о признании его банкротом и введении процедуры реализации имущества гражданина (минуя процедуру реструктуризации).
Банкротство без реструктуризации: возможно ли и в каких случаях?
- Для реструктуризации долгов нужен финансовый управляющий. В определении о признании заявления о банкротстве обоснованным и введении процедуры реструктуризации долгов суд назначает финансового управляющего (кандидатуру представляет СРО, должник вправе выбрать СРО, кредитор при обращении с заявлением о банкротстве вправе выбрать также кандидатуру самого ФУ), поэтому без финансового управляющего процедура реструктуризации долга в судебном порядке невозможна.
- План реструктуризации может быть представлен не для всех граждан. Воспользоваться реструктуризацией не смогут физические лица, признанные банкротами в течение последних 5 лет или воспользовавшиеся реструктуризацией долга в течение последних 8 лет. Гражданин должен также соответствовать следующим требованиям: 1) иметь источник дохода на дату представления плана реструктуризации его долгов и 2) не иметь неснятой или непогашенной судимости за совершение умышленного преступления в сфере экономики и до даты принятия заявления о признании гражданина банкротом должен истечь срок, в течение которого гражданин считается подвергнутым административному наказанию за мелкое хищение, умышленное уничтожение или повреждение имущества либо за фиктивное или преднамеренное банкротство.
- Срок для включения в реестр требований кредиторов — 2 месяца с даты опубликования сообщения о признании обоснованным заявления о признании гражданина банкротом. В случае пропуска указанного срока по уважительной причине он может быть восстановлен арбитражным судом.
- Срок процедуры реструктуризации законом прямо не установлен, однако его можно исчислить исходя из промежуточных сроков для отдельных действий, которые могут быть (должны быть совершены) в этой процедуре: включение требований в реестр кредиторов — 2 месяца с даты публикации; предоставление плана реструктуризации — 10 дней с даты истечения предыдущего срока; проведение первого собрания кредиторов — в течение 60 дней с даты истечения срока для включения в реестр, проведение судебного заседания для утверждения плана — примерно 14-30 дней с даты собрания. То есть срок данной процедуры до утверждения плана реструктуризации составляет примерно 4,5 — 5 месяцев + срок выполнения план (максимальный срок выплаты долга согласно плану реструктуризации может быть 3 года, а в случае утверждения плана судом вопреки решению собрания кредиторов — 2 года).
- План реструктуризации вправе представить должник, конкурсные кредиторы, уполномоченный орган, а утверждает его суд (а если представлено 2 и более планов, то первоначально план утверждается собранием кредиторов), но только после удовлетворения гражданином требований по текущим обязательствам, задолженности перед кредиторами 1 и 2 очереди, требования которых включены в реестр требований кредиторов и при соблюдении следующих условий: а) план соответствует требованиям закона, план содержит полные и достоверные сведения; б) соблюден порядок принятия собранием кредиторов решения об одобрении плана реструктуризации долгов гражданина.
- Уже при введении процедуры реструктуризации долговое бремя становится легче. О последствиях введения процедуры реструктуризации читайте далее.
- План реструктуризации может быть отменен судом.
Суд отменяет план в следующих случаях:
- при наличии в указанном плане и прилагаемых к нему документах недостоверных сведений
- при неисполнении гражданином обязанности по уведомлению кредиторов о фактах привлечения гражданина к административной ответственности за мелкое хищение, умышленное уничтожение или повреждение имущества, неправомерные действия при банкротстве, фиктивное или преднамеренное банкротство, об известных гражданину уголовных и административных делах в отношении его, а также о наличии неснятой или непогашенной судимости, о принятых решениях о признании гражданина банкротом или об исполненных планах реструктуризации его долгов в течение восьми лет, предшествующих представлению плана реструктуризации долгов гражданина
- при неисполнении гражданином обязательств перед конкурсным кредитором или уполномоченным органом в соответствии с условиями указанного плана
Суд отменяет план реструктуризации по основанию, предусмотренному в пункте 2 при наличии ходатайства любого конкурсного кредитора (уполномоченного органа). В случае, предусмотренном пунктом 3, план отменяется только при наличии ходатайства конкурсного кредитора или уполномоченного органа, требования которых включены в указанный план.
С введением данной процедуры закон связывает наступление серьезных последствий для должника и кредиторов, а именно:
- вводится мораторий на удовлетворение требований кредиторов по денежным обязательствам, об уплате обязательных платежей, за исключением некоторых
- срок исполнения возникших до принятия арбитражным судом заявления о признании гражданина банкротом денежных обязательств, обязанности по уплате обязательных платежей считается наступившим
- требования кредиторов по денежным обязательствам, об уплате обязательных платежей, за исключением текущих платежей и некоторых иных требований, могут быть предъявлены только в рамках дела о банкротстве
- прекращается начисление неустоек (штрафов, пеней) и иных финансовых санкций, а также процентов по всем обязательствам гражданина, за исключением текущих платежей
- снимаются ранее наложенные аресты на имущество гражданина и иные ограничения распоряжения имуществом гражданина
- приостанавливается исполнение исполнительных документов по имущественным взысканиям с гражданина, за исключением некоторых.
Вместе с тем, процедура реструктуризации долга накладывает также ограничения на должника в части совершения сделок. В ходе реструктуризации долгов гражданина он вправе совершать ряд сделок только с предварительного письменного согласия финансового управляющего. К таким сделкам относятся сделки по приобретению, отчуждению или в связи с возможностью отчуждения прямо либо косвенно имущества, стоимость которого составляет более чем 50 000 рублей, недвижимого имущества, ценных бумаг, долей в уставном капитале и транспортных средств, по получению и выдаче займов, получению кредитов, выдаче поручительств и гарантий, уступке прав требования, переводу долга, а также учреждению доверительного управления имуществом гражданина, по передаче имущества гражданина в залог. В случае наличия разногласий по поводу совершения указанных сделок у гражданина и финансового управляющего они вправе обратиться за разрешением таких разногласий в арбитражный суд, рассматривающий дело о банкротстве гражданина. Также с даты введения реструктуризации долгов гражданина он не вправе вносить свое имущество в качестве вклада или паевого взноса в уставный капитал или паевой фонд юридического лица, приобретать доли (акции, паи) в уставных (складочных) капиталах или паевых фондах юридических лиц, а также совершать безвозмездные сделки.
Требуется юрист по банкротству физического лица? Позвоните нам по телефону 8 (495) 223-48-91 или оставьте заявку для бесплатной консультации.
Несмотря на то, что ее чаще всего назначают по умолчанию в процедуре банкротства физлица, необходимо соблюдение ряда условий, чтобы судом была введена процедура реструктуризации долгов в отношении должника:
- у банкрота должен иметься стабильный источник доходов;
- должник не признавался банкротом за последние 5 лет или в отношении его не вводилась процедура реструктуризации в течение последних 8 лет;
- размеров доходов должника достаточно для формирования графика платежей длительностью до 3 лет, исполнение которого позволит удовлетворить большую часть требований кредиторов;
Стоит отметить, что реструктуризация задолженности в ходе банкротства гражданина вводится только если одной из сторон не было подано ходатайство о пропуске этой процедуры и введении реализации имущества.
Реструктуризация долга при банкротстве физлица — одна из двух проводимых финансовым управляющим процедур в ходе признания гражданина финансово несостоятельным. Финуправляющий получает за проведение данной процедуры определенную денежную сумму.
Величина вознаграждения составляет 25 тысяч рублей. Эта сумма оплачивается банкротом при подаче заявление или до первого судебного заседания, плюс 7% от размера погашенных кредиторских требований (выплачивают по окончании процедуры из полученных средств).
Вкратце рассмотрим, что такое реструктуризация долга физического лица и что в нее входит:
- Суть реструктуризации заключается в погашении задолженностей перед кредиторами путем ежемесячного внесения денежных средств согласно разработанному графику.
- При исполнении требований плана должник избавляется от долгов, сохраняя все свое имущество.
- При невыполнении банкротом условий плана вводится процедура реализации имущества.
- Срок реструктуризации долга может составлять не более 3 лет, сам план рассчитывается с учетом доходов должника, размера требований кредиторов и их количества.
- Стороны могут обжаловать разработанный план и представить на рассмотрение свой график.
Реструктуризация при банкротстве завершается и при частичном выполнении банкротом требований утвержденного плана. Остальная часть задолженности гражданина перед кредиторами будет просто списана.
Сроки реструктуризации задолженности и методы сотрудничества с кредиторами
После подачи заявления в Арбитражный суд, назначается заседание по делу должника, в рамках которого:
- выясняются причины банкротства физлица;
- назначается финансовый управляющий;
- определяется подходящая процедура в соответствии с деталями дела: реструктуризация долга или реализация личного имущества.
Не каждый заемщик удовлетворяет условиям, которые предъявляются для прохождения данной процедуры. Итак, кто может пройти реструктуризацию долга физического лица?
- Человек, который имеет постоянный доход в размере не менее 30 000 рублей.
- У него не должно быть судимостей по экономическим преступлениям или же они должны быть погашены.
- Не должно быть действующих административных наказаний.
- Отсутствие признаков фиктивного банкротства.
- Гражданин не проходил реструктуризацию кредитов за последние 8 лет.
- Гражданин не получал статус банкрота в течение определенного срока (не менее 5-ти лет).
Отметим, что с небольшими отличиями в документах, но в том же порядке проходят процедуру реструктуризации индивидуальные предприниматели (ИП).
17 мая 2021 года в Госдуму поступил согласованный вариант поправок в закон «О банкротстве». Большинство нововведений касается процедуры признания несостоятельными юридических лиц, но есть новости и для должников — физ. лиц.
Очень много поправок касается процедуры реструктуризации долгов юридических лиц. Эта поляна, в буквальном смысле слова, перепахана заново. Но при этом надо отметить, что процедура реструктуризации долга физ. лица в судебном порядке после принятия поправок практически не изменится.
Но есть одно большое НО — сам закон должен после принятия изменений сменить свое название и, в общем-то, суть. Его предложено называть законом «О реструктуризации и банкротстве». Это значит, что государство делает упор не на списание долгов, а все же на их выплату — пусть поэтапную, растянутую во времени и со списанием части пени, штрафов и процентов. Но на возврат долга, а не на его полное прощение.
После принятия поправок положения закона будут вступать в силу в течение года, то есть в срок до конца 2022 года.
Задумайтесь, может вам не стоит откладывать подачу документов на банкротство?
- Особенности реструктуризации предприятий в процедурах несостоятельности 2008 / Богомолец P. C.
- Банкротство как бизнес в условиях экономического кризиса (как предотвратить превращение банкротства в формальную процедуру списания долгов?) 2009 / Гаврилова Наталья Викторовна
- Финансовое оздоровление организаций в процессе реализации процедур банкротства: отечественный и зарубежный опыт 2010 / Осипов В. В., Бджола В. Д.
- Антикризисный потенциал банкротства 2016 / Львова Ольга Александровна
- Виды банкротства в современных условиях 2012 / Львова Ольга Александровна
Реструктуризация предприятия до и после банкротства. Международные подходы и российская специфика*
А.Ю. Ерофеев
партнер, руководитель группы реструктуризации и финансового оздоровления компании «КПМГ»
Действенность процедур банкротства как инструмента реструктуризации бизнеса должника сильно зависит от принятой в каждой конкретной стране системы несостоятельности, а также сформированных на ее основе ожиданий сторон. К примеру, в британской системе практически единственно возможным вариантом спасения бизнеса является его быстрая продажа, в то время как согласно главе 11 Кодекса о банкротстве США переговоры по реструктуризации могут длиться годами. В целом, однако, надо сказать, что процедуры несостоятельности создают не лучшие условия для реструктуризации хотя бы потому, что сам факт их начала способен нанести существенный ущерб бизнесу, а в отраслях, основанных прежде всего на доверии контрагентов (как, например, в банковском деле), — привести к полному его краху.
В то же время эффективность процедур несостоятельности крайне важна для успешности реструктуризации проблемных предприятий в период до банкротства. Это связано с тем, что стороны, участвующие в переговорах по такой реструктуризации, должны четко представлять свои позиции в случае начала банкротства. Именно на этом тезисе, а также на понимании того, что предприятие как действующий бизнес, как правило, стоит больше совокупности составляющих его активов, основаны общепринятые международные подходы к внесудебной реструктуризации (Лондонский подход, Принципы ^БОЬ и т. д.). Приведу некоторые из наиболее важных принципов:
• добровольный мораторий основных кредиторов на истребование долга на период проведения переговоров по реструктуризации и их обязательство не предпринимать действий, ухудшающих позиции кредиторов в целом;
• ответное обязательство должника не выводить активы и не предпринимать иных действий, подрывающих интересы кредиторов;
• создание специального комитета для координации действий кредиторов;
• исследование текущей ситуации и перспектив бизнеса должника с привлечением независимых профессиональных консультантов;
• равный доступ всех сторон к информации;
• учет в любых предложениях по реструктуризации относительной приоритетности требований каждого кредитора при возможном банкротстве должника;
• приоритетный статус нового финансирования (согласованного с существующими кредиторами) по отношению к старым долгам.
Прецеденты применения этих принципов в России есть, хотя их и немного. К примеру, в конце 1990-х годов компания КПМГ как финансовый консультант способствовала заключению первого после кризиса 1998 года мирового соглашения между банком «Российский Кредит» и его кредиторами. Залогом успеха стала именно способность усадить стороны за стол переговоров и пре-
* Статья подготовлена по материалам выступления на конференции INSOL Europe, проходившей в мае 2008 года в городе Санкт-Петербурге.
АНТИКРИЗИСНОЕ УПРАВЛЕНИЕ
доставление им объективной информации. После принятия Федерального закона от 8 июля 1999 года № 144-ФЗ «О реструктуризации кредитных организаций» соглашение было одобрено российским арбитражным судом, а впоследствии было признано одним из судов США по банкротству как отвечающее международной практике и стандартам.
Общие положения и понятия о банкротстве предприятий в Российской Федерации
Конкуренция, как неотъемлемый элемент рыночных отношений, предполагает не только определенный рыночный динамизм, но и ее противоположную, отрицательную сторону — стагнацию (стагнацию) производства. Последнее связано с нестабильным финансовым положением предприятия, вызванным отсутствием или недостаточностью оборотного капитала, ростом просроченной и дебиторской задолженности и другими обстоятельствами, приводящими к его банкротству, то есть прекращением платежей по их обязательствам.
Основная роль в системе правового регулирования несостоятельности (банкротства) отводится Федеральному закону от 26 октября 2002 г. N 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)», в задачи которого входит исключение несостоятельных юридических лиц из гражданского оборота и предоставить добросовестным предпринимателям возможность улучшить свои дела под контролем арбитражного суда и кредиторов и снова добиться финансовой стабильности.
В соответствии со статьей 65 Гражданского кодекса Российской Федерации несостоятельностью является юридическое лицо, являющееся коммерческой организацией (за исключением государственного предприятия), а также действующее в форме потребительского кооператива или Благотворительный или иной фонд и не в состоянии удовлетворить требования кредиторов, могут быть признаны только по решению суда.
Такое решение влечет за собой ликвидацию юридического лица.
Впервые понятие «банкротство» было определено в Указе Президента № 623 от 14 июня 1992 года «О мерах по поддержке и совершенствованию несостоятельных государственных предприятий и применении к ним специальных процедур». Государственные предприятия считаются банкротами, в том числе предприятия, в уставном капитале которых доля государственной собственности составляет 50 и более процентов.
Настоящий Указ, а также Закон Российской Федерации «О несостоятельности предприятий», принятый 19 ноября 1992 года, вступивший в силу 1 марта 1993 года, не были реально задействованы.
Толчком к «продаже с молотка» обанкротившихся государственных предприятий стало завершение 30 июня 1994 г. чековой приватизации и формирование частных и коллективных форм собственности. К 1 июля 1994 года около 70% занятых в промышленности работали на приватизированных предприятиях, доля которых в общей стоимости имущества составляла 60-70%.
К сожалению, количество не пошло в качество. «Шоковая терапия» не дала положительных результатов. Критическое финансовое положение большинства предприятий, вызванное кризисом неплатежей и падением объемов производства, требует переосмысления характера финансово-экономических процедур. Предполагается, что акцент в приватизации после приватизации будет сделан не только на формировании слоя частных собственников, но и на реконструкции приватизированных предприятий с участием как государственного, так и частного капитала. Качественный показатель деятельности этих предприятий с учетом отраслевых и региональных особенностей должен получить приоритеты при либерализации приватизационных процедур.
Дальнейший путь к рынку связан с денежной приватизацией, которая, по замыслу ее авторов и разработчиков, будет способствовать формированию рациональной структуры капитала приватизированных предприятий. В этом направлении планируется использовать специально организованную продажу непроданных пакетов акций, принадлежащих государственным (муниципальным) предприятиям, по инвестиционным тендерам. Мелкие инвесторы получают право приобрести не менее 30% акций любого акционерного общества. Предполагается, что у них уже есть накопления, накопленные на первом этапе, в процессе проверки приватизации. Обязательная продажа имущества предприятий несостоятельных должников введена в практику по требованию кредиторов для ускорения решения проблемы неплатежей в народном хозяйстве. В связи с этим предполагается, что это фактически связано с обращением векселей.
Средства государства и иностранных инвесторов планируется инвестировать в реконструкцию приватизированных предприятий только при соблюдении следующих требований:
- корпоративное управление;
- в частной собственности трудового коллектива более 90% акций;
- отсутствие ограничений на покупку и продажу акций предприятия;
- наличие независимого регистратора, осуществляющего ведение реестра акционеров этого предприятия.
Постприватизация расширила перечень методов покупки недвижимости, разработав схемы приватизации для сверхбольших предприятий с уставным капиталом не менее 10 млрд. рублей в ценах по состоянию на 1 января 1992 года организован конкурс на соучредительство, аренда имущества запрещена к приватизации. Особое внимание ожидается уделить специализированным денежным аукционам.
На данном этапе приватизации государственного имущества планируется запустить механизм банкротства, нормативной базой которого являются не только вышеперечисленные акты, но и ряд новых.
Продолжающийся спад производства и растущий кризис неплатежей в национальной экономике определили стратегию реформирования экономики в ближайшем будущем, что в значительной степени проявляется в функциях, возложенных на Федеральное ведомство по вопросам несостоятельности (банкротства).
К ним относятся:
Суть реструктуризация при банкротстве физического лица.
Центральное место в системе правового регулирования несостоятельности (банкротства) занимает Федеральный закон от 26 октября 2002 г. N 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» (с изменениями от 05.05.2007, с изменениями от 04 / 26/2007), в задачи которых входит, с одной стороны, исключение несостоятельных лиц из гражданского оборота, а с другой — предоставление добросовестным предпринимателям возможности улучшить свои дела под контролем арбитражного суда и кредиторы и снова добиться финансовой стабильности. В этом смысле институт банкротства гарантирует социальную справедливость в рыночной среде, одним из основных элементов которой является конкуренция.
В соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации настоящий Федеральный закон устанавливает основания для объявления должника несостоятельным (банкротом), регламентирует порядок и условия осуществления мер по предупреждению несостоятельности (банкротства), порядок и условия производства по делу о банкротстве. и другие отношения, возникающие в связи с неисполнением должником требований в полном объеме требований кредиторов.
Настоящий Федеральный закон распространяется на все юридические лица, за исключением государственных предприятий, учреждений, политических партий и религиозных организаций.
Отношения, связанные с несостоятельностью (банкротством) граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, регулируются настоящим Федеральным законом. Правила, регулирующие несостоятельность (банкротство) граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, и содержащиеся в других федеральных законах, могут применяться только после внесения соответствующих изменений и дополнений в настоящий федеральный закон.
Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем те, которые предусмотрены настоящим Федеральным законом, то применяются правила международного договора Российской Федерации.
Положения настоящего Федерального закона применяются к отношениям с участием иностранных лиц, регулируемым настоящим Федеральным законом в качестве иностранных кредиторов, если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации.
Решения иностранных судов по делам о несостоятельности (банкротстве) признаются на территории Российской Федерации в соответствии с международными договорами Российской Федерации.
При отсутствии международных договоров Российской Федерации решения иностранных судов по делам о несостоятельности (банкротстве) признаются в Российской Федерации на основе взаимности, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Для целей настоящего Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)» используются следующие основные понятия:
Основой для успешной реализации всей программы реорганизации и обеспечения на практике ее эффективности являются мобилизация, организация и создание интереса среди сотрудников, которые будут ее реализовывать. Необходимо постоянно учитывать и не упускать из виду тот факт, что реорганизация предприятия является не только организационно-техническим процессом, но и социальным, затрагивающим интересы различных групп — собственников, менеджеров и сотрудников разных уровни.
Результатами работы на этом этапе должны стать: разработка для всей организации своего рода «мандата на реорганизацию», включая организационную структуру, состав и положение группы, которая будет непосредственно вовлечена в реструктуризацию, план запланированные меры и действия.
На этом этапе необходимо ответить на следующие ключевые вопросы:
- Каковы цели и ожидаемые результаты деятельности топ-менеджеров организации по данному проекту? Какова степень их участия в разработке проектов?
- Каковы цели этого проекта в целом? Как их достичь, не нанося заметного ущерба организации?
- Кого следует включить в команду по реорганизации? Каким должно быть сочетание квалификации и профессиональных знаний, навыков и опыта в группе?
- Какие качества членов группы не могут быть представлены самой организацией? Как они могут быть предоставлены посредством дополнительного обучения или внешнего участия?
- Какие конкретные навыки реорганизации должны выучить члены группы?
- Какие вопросы следует адресовать всем сотрудникам организации за их поддержку и доверие?
Необходимость реорганизации обычно возникает в результате изменений рынка, технологических условий и среды организации. Под влиянием этих изменений высшее руководство приходит к выводу, что необходимо принять соответствующие меры — провести реорганизацию. Чтобы поддержать это, это привлекает много сторонников этой идеи.
На встречах представители владельцев и старших руководителей организации участвуют в обсуждении этого вопроса. Их задача — обучить команду управления проектом методологии, которая будет использоваться; обеспечить руководство и поддержку проекта; определить проблемы, которые необходимо решить; привлекать других акционеров; установить цели и установить приоритеты для проекта. Формируется реорганизационная группа, разрабатывается положение о ней.
Указанная группа получает всю необходимую информацию для выполнения задачи. Она информирована о цели, поставленной руководством, определена структура работы, рассмотрены примеры других реорганизаций и, наконец, распределена ответственность за реализацию проекта.
Как показывает практика, часто проект реорганизации встречает сопротивление, и для того, чтобы он был успешным, необходимо управлять всеми процессами изменений. Рассматривается вопрос о том, как конструктивно общаться с владельцами, разрабатывается методология оценки степени заинтересованности всех участников проекта и методы вмешательства, если нет желания участвовать в процессе реорганизации. Составлен план проекта, определены сроки его реализации и методы управления.
Целью этого этапа является выявление потребительских товаров и услуг. Для этого определяются клиенты, их долгосрочные и текущие потребности; определены меры, необходимые для успешного достижения цели; мероприятия намечены. Составлены текущая и перспективная структурные схемы организации, определены необходимые ресурсы, объемы и периодичность производства и услуг; процессы реорганизации систематизируются.
Ключевые вопросы, на которые необходимо ответить на данном этапе:
- Каковы основные процессы в организации?
- Как эти процессы соотносятся с интересами потребителей и поставщиков?
- Каковы стратегические процессы организации?
- Какие процессы должны быть реорганизованы в течение квартала, года?
Принципиально важно тщательно выявлять и учитывать запросы и пожелания потребителей, планировать действия, необходимые для выполнения их требований. И главное — обосновать целесообразность конкретных организационных изменений, которые непосредственно направлены на удовлетворение потребительского спроса.
Это касается не только внутренней структуры предприятия, но и обеспечения эффективных и бесперебойных каналов связи и взаимодействия с поставщиками и потребителями.
Также решается проблема моделирования каждого процесса и выявления последствий изменений, выявления факторов, которые могут помешать успешной работе, а также затрат и ожидаемых результатов. Речь идет об ориентации реорганизационной группы таким образом, чтобы она в равной степени обращала внимание как на намеченные процессы, так и на выполняемые функции. Расходы по каждому виду деятельности, объемы и периодичность операций должны быть определены. Полученная информация используется для ориентировочных расчетов годовых затрат по всем операциям в отдельности и по процессу в целом, удельным затратам.
Необходимо взвесить каждый процесс с точки зрения его влияния на цель. Определены приоритеты и рассчитана потребность в потребляемых ресурсах. Для установления приоритетов используется многосторонний подход, который учитывает время, затраты, трудности и риски в процессе реорганизации. Когда приоритеты установлены, планируются этапы реализации каждого организационного решения.
Цель этого этапа — выработать видение проблем, которые могут привести к быстрому достижению цели. Этот этап позволяет выявить организационные проблемы текущего процесса, информационных потоков. Планируется деятельность текущего процесса, согласовываются задачи и возможности его совершенствования, запланированные изменения.
На данном этапе необходимо ответить на следующие ключевые вопросы:
- Каковы основные и вспомогательные мероприятия, охватываемые процессом реорганизации? В каком порядке они выполняются?
- Как происходит движение ресурсов, информации и оперативный поток на протяжении всего процесса?
- Почему дело ведется именно так, как сейчас? Какие изменения в методах выполненной работы можно наметить?
- Существуют ли способы достижения разработанных бизнес-планов и выполнения требований потребителя, которые сегодня кажутся невозможными, но, если они были удовлетворены, могли бы кардинально изменить организацию?
- Каковы границы взаимодействия с деловыми партнерами, потребителями, поставщиками, стратегическими союзниками? Как можно пересмотреть эти границы, чтобы улучшить весь ход работы?
- Каковы основные сильные и слабые стороны каждого отдельного процесса?
- Как другие компании того же класса проводят эти процессы и решают связанные с ними трудности?
- Какие меры следует предпринять, учитывая результаты сравнения этого уровня работы с другими более успешными компаниями того же класса?
- Что вызывает отставание в работе по сравнению с другими более успешными компаниями? Чему вы можете научиться у этих компаний?
- Как вы можете использовать результаты этого этапа в разработке запланированных процессов?
- Каковы конкретные задачи для улучшения новых процессов?
- Как донести концепцию и стратегию изменений до всех сотрудников?
В ходе выполнения этих задач необходимо расширить понимание статических аспектов процессов. Мы говорим об охвате всех видов деятельности и этапов процесса, круге вовлеченных организаций и действующих подразделений. Наряду с этим подготовлена матрица операций, отражающая все виды деятельности компании. И именно на этой основе готовятся предложения по организационным формам и технологиям управления.
На этом же этапе влияние каждой операции на получение конечного результата оценивается с помощью определения операций, которые имеют наибольшую ценность. Проводятся сравнения процессов внутри организации и уровня их управления в аналогичных организациях. Необходимо идентифицировать компании, сходные по уровню, определить их показатели эффективности и основные отличия в процессах, определить возможности использования лучших элементов и методик. Определены факторы, тормозящие производственный процесс, дисфункции и несоответствия, причины информационной задержки.
Вся ранее полученная информация используется для выявления приоритетных процессов. Идет поиск быстрых улучшений. Выявленные противоречия и несоответствия между всеми возможными вариантами дают основание для разработки способов их эффективного разрешения в масштабе всей организации.
Рассмотрены сроки, достаточные для реализации запланированной программы реорганизации. Они должны быть распределены согласно соответствующим этапам работы.