Закон о правах потребителя РБ 2021

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Закон о правах потребителя РБ 2021». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.

(в ред. Федеральных законов от 09.01.96 N 2-ФЗ, от 17.12.99 N 212-ФЗ, от 30.12.2001 N 196, от 22.08.2004 N 122-ФЗ, от 02.11.2004 N 127-ФЗ, от 21.12.2004 N 171-ФЗ, от 27.07.2006 N 140-ФЗ, от 16.10.2006 N 160-ФЗ, от 25.11.2006 N 193-ФЗ, от 25.10.2007 N 234-ФЗ, от 23.07.2008 N 160-ФЗ, от 03.06.2009 N 121-ФЗ, от 23.11.2009 N 261-ФЗ, от 27.06.2011 N 162-ФЗ, от 18.07.2011 N 242-ФЗ, от 25.06.2012 N 93-ФЗ, от 28.07.2012 N 133-ФЗ, от 02.07.2013 N 185-ФЗ, от 21.12.2013 N 363-ФЗ, от 05.05.2014 N 112-ФЗ, от 13.07.2015 N 233-ФЗ, от 03.07.2016 N 265-ФЗ, от 01.05.2017 N 88-ФЗ, от 18.04.2018 N 81-ФЗ, от 04.06.2018 N 133-ФЗ, от 29.07.2018 N 250-ФЗ, от 18.03.2019 N 38-ФЗ, от 18.07.2019 N 191-ФЗ, от 02.12.2019 N 425-ФЗ (ред. от 22.12.2020), от 24.04.2020 N 144-ФЗ, от 31.07.2020 N 290-ФЗ, от 08.12.2020 N 429-ФЗ, от 11.06.2021 N 170-ФЗ)

Настоящий Закон регулирует отношения, возникающие между потребителями и изготовителями, исполнителями, импортерами, продавцами, владельцами агрегаторов информации о товарах (услугах) при продаже товаров (выполнении работ, оказании услуг), устанавливает права потребителей на приобретение товаров (работ, услуг) надлежащего качества и безопасных для жизни, здоровья, имущества потребителей и окружающей среды, получение информации о товарах (работах, услугах) и об их изготовителях (исполнителях, продавцах), о владельцах агрегаторов информации о товарах (услугах), просвещение, государственную и общественную защиту их интересов, а также определяет механизм реализации этих прав. (в ред. Федеральных законов от 21.12.2004 N 171-ФЗ, от 25.10.2007 N 234-ФЗ, от 29.07.2018 N 250-ФЗ)

Основные понятия, используемые в настоящем Законе:

Национальный правовой Интернет-портал Республики Беларусь

1. Отношения в области защиты прав потребителей регулируются Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Законом, другими федеральными законами (далее — законы) и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. (в ред. Федерального закона от 21.12.2004 N 171-ФЗ)

2. Правительство Российской Федерации не вправе поручать федеральным органам исполнительной власти принимать акты, содержащие нормы о защите прав потребителей.

Правительство Российской Федерации вправе издавать для потребителя и продавца (изготовителя, исполнителя, уполномоченной организации или уполномоченного индивидуального предпринимателя, импортера, владельца агрегатора) правила, обязательные при заключении и исполнении публичных договоров (договоров розничной купли-продажи, энергоснабжения, договоров о выполнении работ и об оказании услуг). (в ред. Федеральных законов от 21.12.2004 N 171-ФЗ, от 24.04.2020 N 144-ФЗ)

Абзац — Утратил силу. (в ред. Федерального закона от 18.07.2011 N 242-ФЗ)

1. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила о защите прав потребителей, чем те, которые предусмотрены настоящим Законом, применяются правила международного договора. (в ред. Федерального закона от 08.12.2020 N 429-ФЗ)

2. Решения межгосударственных органов, принятые на основании положений международных договоров Российской Федерации в их истолковании, противоречащем Конституции Российской Федерации, не подлежат исполнению в Российской Федерации. Такое противоречие может быть установлено в порядке, определенном федеральным конституционным законом. (в ред. Федерального закона от 08.12.2020 N 429-ФЗ)

1. Продавец (исполнитель) обязан передать потребителю товар (выполнить работу, оказать услугу), качество которого соответствует договору.

2. При отсутствии в договоре условий о качестве товара (работы, услуги) продавец (исполнитель) обязан передать потребителю товар (выполнить работу, оказать услугу), соответствующий обычно предъявляемым требованиям и пригодный для целей, для которых товар (работа, услуга) такого рода обычно используется. (в ред. Федерального закона от 25.10.2007 N 234-ФЗ)

3. Если продавец (исполнитель) при заключении договора был поставлен потребителем в известность о конкретных целях приобретения товара (выполнения работы, оказания услуги), продавец (исполнитель) обязан передать потребителю товар (выполнить работу, оказать услугу), пригодный для использования в соответствии с этими целями.

4. При продаже товара по образцу и (или) описанию продавец обязан передать потребителю товар, который соответствует образцу и (или) описанию.

4.1. При продаже отдельных видов технически сложных товаров с предварительно установленными программами для электронных вычислительных машин потребителю обеспечивается возможность использовать отдельные виды технически сложных товаров с предварительно установленными программами для электронных вычислительных машин, странами происхождения которых являются Российская Федерация или другие государства — члены Евразийского экономического союза. Перечень отдельных видов указанных технически сложных товаров, порядок составления и ведения перечня программ для электронных вычислительных машин, странами происхождения которых являются Российская Федерация или другие государства — члены Евразийского экономического союза и которые должны быть предварительно установлены, и порядок их предварительной установки, включая требования к функционированию, определяются Правительством Российской Федерации. (в ред. Федерального закона от 02.12.2019 N 425-ФЗ (ред. от 22.12.2020))

Предварительно установленные программы для электронных вычислительных машин, используемые потребителем на отдельных видах технически сложных товаров для доступа к информации на сайтах в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», должны обеспечивать возможность использования без дополнительных настроек (по умолчанию) поисковой системы, страной происхождения которой является Российская Федерация или другие государства — члены Евразийского экономического союза, в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Требования к указанной поисковой системе и порядок ее определения устанавливаются Правительством Российской Федерации. (в ред. Федерального закона от 02.12.2019 N 425-ФЗ (ред. от 22.12.2020))

5. Если законами или в установленном ими порядке предусмотрены обязательные требования к товару (работе, услуге), продавец (исполнитель) обязан передать потребителю товар (выполнить работу, оказать услугу), соответствующий этим требованиям. (в ред. Федерального закона от 21.12.2004 N 171-ФЗ)

Изготовитель обязан обеспечить возможность использования товара в течение его срока службы. Для этой цели изготовитель обеспечивает ремонт и техническое обслуживание товара, а также выпуск и поставку в торговые и ремонтные организации в необходимых для ремонта и технического обслуживания объеме и ассортименте запасных частей в течение срока производства товара и после снятия его с производства в течение срока службы товара, а при отсутствии такого срока в течение десяти лет со дня передачи товара потребителю.

1. Потребитель имеет право на то, чтобы товар (работа, услуга) при обычных условиях его использования, хранения, транспортировки и утилизации был безопасен для жизни, здоровья потребителя, окружающей среды, а также не причинял вред имуществу потребителя. Требования, которые должны обеспечивать безопасность товара (работы, услуги) для жизни и здоровья потребителя, окружающей среды, а также предотвращение причинения вреда имуществу потребителя, являются обязательными и устанавливаются законом или в установленном им порядке. (в ред. Федерального закона от 17.12.99 N 212-ФЗ)

2. Изготовитель (исполнитель) обязан обеспечивать безопасность товара (работы) в течение установленного срока службы или срока годности товара (работы).

Если в соответствии с пунктом 1 статьи 5 настоящего Закона изготовитель (исполнитель) не установил на товар (работу) срок службы, он обязан обеспечить безопасность товара (работы) в течение десяти лет со дня передачи товара (работы) потребителю.

Вред, причиненный жизни, здоровью или имуществу потребителя вследствие необеспечения безопасности товара (работы), подлежит возмещению в соответствии со статьей 14 настоящего Закона.

3. Если для безопасности использования товара (работы, услуги), его хранения, транспортировки и утилизации необходимо соблюдать специальные правила (далее — правила), изготовитель (исполнитель) обязан указать эти правила в сопроводительной документации на товар (работу, услугу), на этикетке, маркировкой или иным способом, а продавец (исполнитель) обязан довести эти правила до сведения потребителя.

4. Если на товары (работы, услуги) законом или в установленном им порядке установлены обязательные требования, обеспечивающие их безопасность для жизни, здоровья потребителя, окружающей среды и предотвращение причинения вреда имуществу потребителя, соответствие товаров (работ, услуг) указанным требованиям подлежит обязательному подтверждению в порядке, предусмотренном законом и иными правовыми актами. (в ред. Федерального закона от 21.12.2004 N 171-ФЗ)

Не допускается продажа товара (выполнение работы, оказание услуги), в том числе импортного товара (работы, услуги), без информации об обязательном подтверждении его соответствия требованиям, указанным в пункте 1 настоящей статьи. (в ред. Федерального закона от 17.12.99 N 212-ФЗ)

5. Если установлено, что при соблюдении потребителем установленных правил использования, хранения или транспортировки товара (работы) он причиняет или может причинить вред жизни, здоровью и имуществу потребителя, окружающей среде, изготовитель (исполнитель, продавец) обязан незамедлительно приостановить его производство (реализацию) до устранения причин вреда, а в необходимых случаях принять меры по изъятию его из оборота и отзыву от потребителя (потребителей).

Если причины вреда устранить невозможно, изготовитель (исполнитель) обязан снять такой товар (работу, услугу) с производства. При невыполнении изготовителем (исполнителем) этой обязанности уполномоченный федеральный орган исполнительной власти принимает меры по отзыву такого товара (работы, услуги) с внутреннего рынка и (или) от потребителя или потребителей в порядке, установленном законодательством Российской Федерации. (в ред. Федеральных законов от 21.12.2004 N 171-ФЗ, от 18.07.2011 N 242-ФЗ)

Убытки, причиненные потребителю в связи с отзывом товара (работы, услуги), подлежат возмещению изготовителем (исполнителем) в полном объеме.

6. Пункт утратил силу. (в ред. Федерального закона от 21.12.2004 N 171-ФЗ)

30 июня 2010

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПЛЕНУМА ВЕРХОВНОГО СУДА РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

24 июня 2010 г. № 4

Изменения и дополнения:

Постановление Пленума Верховного Суда Республики Беларусь от 30 марта 2017 г. № 3 (Национальный правовой Интернет-портал Республики Беларусь, 13.04.2017, 6/1596)

Обсудив материалы изучения судебной практики по делам о защите прав потребителей, в целях правильного и единообразного применения законодательства Пленум Верховного Суда Республики Беларусь

постановляет:

1. Обратить внимание судов, что отношения в области защиты прав потребителей регулируются Гражданским кодексом Республики Беларусь, Жилищным кодексом Республики Беларусь, законами Республики Беларусь «О защите прав потребителей» от 9 января 2002 года (в редакции от 8 июля 2008 года) и «О защите прав потребителей жилищно-коммунальных услуг» от 16 июля 2008 года, иными нормативными правовыми актами, а также нормами международных договоров Республики Беларусь.

К отношениям в области защиты прав потребителей жилищно-коммунальных услуг, не урегулированным Законом «О защите прав потребителей жилищно-коммунальных услуг», применяется законодательство о защите прав потребителей.

Нормативные правовые акты, принимаемые государственными органами, не могут ограничивать права потребителей и снижать гарантии их защиты по сравнению с установленными Законом «О защите прав потребителей», если иное не установлено Конституцией Республики Беларусь или нормативными правовыми актами Президента Республики Беларусь (п. 2 ст. 3 Закона «О защите прав потребителей»).

2. Разъяснить судам, что законодательство о защите прав потребителей распространяется на отношения по договору между физическим лицом – потребителем, имеющим намерение заказать или приобрести либо заказывающим, приобретающим товар (работу, услугу) или использующим товар (результат работы, услуги) исключительно для личных, семейных, домашних или иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности, – с одной стороны, и организацией, индивидуальным предпринимателем, иным физическим лицом, реализующим товары, выполняющим работы или оказывающим услуги в рамках ремесленной деятельности, либо оказывающим услуги в сфере агроэкотуризма, либо осуществляющим разовую реализацию товаров на торговых местах на рынках и (или) иных местах, на которых торговля может осуществляться в соответствии с законодательством, – с другой стороны.

Законодательство о защите прав потребителей не распространяется на договорные отношения между физическими лицами, если они не вытекают из осуществления предпринимательской, ремесленной деятельности или деятельности в сфере агроэкотуризма, на отношения, возникшие в связи с приобретением товаров для осуществления предпринимательской деятельности, а также на отношения по приобретению товаров, выполнению работ и оказанию услуг для нужд организаций.

3. Судам надлежит иметь в виду, что законодательство о защите прав потребителей применяется к отношениям, возникающим из договоров: розничной купли-продажи; продажи недвижимости; аренды, включая прокат; подряда (бытового, строительного, на выполнение проектных и изыскательских работ); на оказание жилищно-коммунальных услуг; перевозки пассажиров, их багажа и грузов; комиссии; страхования; энергоснабжения; хранения; на оказание банковских услуг, направленных на удовлетворение личных, семейных, домашних и иных нужд потребителя-гражданина, в частности, предоставление кредитов, открытие и обслуживание текущих счетов; возмездного оказания услуг (связи, медицинских, ветеринарных, по обучению, туристическому обслуживанию) и других подобных договоров.

К отношениям, вытекающим из договора создания объекта долевого строительства, применяется Закон «О защите прав потребителей» и иное законодательство о защите прав потребителей в части, не противоречащей нормативным правовым актам Президента Республики Беларусь (например, Указу Президента Республики Беларусь от 6 июня 2013 г. № 263 «О долевом строительстве объектов в Республике Беларусь).


В соответствии с Законом Республики Беларусь «О защите прав потребителей», Правилами продажи товаров при осуществлении дистанционной торговли, утвержденными постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 15 января 2009 г. N 31 в редакции постановления Совета Министров Республики Беларусь от 25 июня 2021 г. N 363, Рекомендациями МАРТ для продавцов при осуществлении Интернет-торговли от 22.07.2014 «О мерах по обеспечению соблюдения законодательства о защите прав потребителей при осуществлении Интернет-торговли».


1. При продаже товаров через Интернет-магазины до сведения потребителя должна доводиться следующая информация:

1.1. на главной странице сайта Интернет-магазина:

— полное наименование и место нахождения юридического лица, а также информация о государственной регистрации юридического лица;

— номера контактных телефонов, адрес электронной почты продавца, а также лица, уполномоченного продавцом рассматривать обращения покупателей о нарушении их прав, предусмотренных законодательством о защите прав потребителей;

— номера контактных телефонов работников местных исполнительных и распорядительных органов по месту государственной регистрации продавца, уполномоченных рассматривать обращения покупателей в соответствии с законодательством об обращениях граждан и юридических лиц;

— режим работы;

— способы оплаты товаров и их доставки;

— дата включения сведений об интернет-магазине в Торговый реестр Республики Беларусь.

1.2. на любой странице сайта Интернет-магазина:

— образцы платежных документов, формируемых с использованием кассового оборудования, подтверждающих прием продавцом от покупателя наличных денежных средств;

— информация о возможности оплаты товара путем дистанционного перечисления денежных средств;

— следующая информация о товаре: наименование товара; цена, условия приобретения и оплаты товара, а также способы оплаты товара; способы и сроки доставки товара; цена и условия оплаты доставки товаров; гарантийный срок, если он установлен; полное наименование, место нахождения изготовителя, а также при наличии – организации или ИП, осуществляющей деятельность по ввозу товаров на территорию Республики Беларусь для их последующей реализации, представителя, ремонтной организации; страна происхождения товара, если она не совпадает с местом нахождения изготовителя; информация о том, что товар были в употреблении или в нем устранялся недостаток, в том числе об имеющихся в товаре недостатках, размещаемая с наименованием товара.

1.3. Следующая информация может доводиться до сведения покупателей в устной форме либо по требованию покупателя в письменной форме:

— указание на нормативные документы, устанавливающие требования к качеству товара (для товаров, выпускаемых по таким нормативным документам);

— сведения об основных потребительских свойствах товаров; рекомендации и (или) ограничения по использованию, если их использование без этих рекомендаций и (или) ограничений затруднено либо может причинить вред здоровью покупателей, их имуществу;

— дата изготовления а также срок службы, и (или) срок годности, и (или) срок хранения товара, указание условий хранения товара, если они отличаются от обычных условий хранения соответствующих товаров либо требуют специальных условий хранения, а также сведения о необходимых действиях покупателя по истечении указанных сроков и возможных последствиях при невыполнении таких действий, если товар по истечении указанных сроков представляет опасность для жизни, здоровья, наследственности, имущества покупателя и окружающей среды или становится непригодными для использования по назначению;

— сведения об обязательном подтверждении соответствия товара, подлежащего обязательному подтверждению соответствия;

— количество или комплектность товара; сведения о классах энергоэффективности товаров в случаях, если их установление предусмотрено законодательством;

— полное наименование и место нахождения юридического лица или ИП, уполномоченного продавцом на доставку товаров;

— информация об условиях, сроках и порядке расторжения договора, в том числе в случае отказа покупателя от исполнения договора до передачи ему товаров, включая информацию о порядке возврата денежной суммы, уплаченной за товары;

— иные сведения, которые в соответствии с законодательством, техническими регламентами Таможенного союза и Евразийского экономического союза или соответствующими договорами обязательны для предоставления покупателю, в том числе сведения, относящиеся к соответствующему договору и предоставляемые по просьбе покупателя.

2. Вся информация должна доводиться до сведения потребителя на белорусском или русском языке.

3. Цена товаров должна указываться исключительно в белорусских рублях.

4. При предоставлении скидок информация об их размере доводится до покупателей в процентном отношении к установленной цене товаров либо в абсолютном выражении в денежных единицах. (Например: «Скидки от 10% до 50% от цены товара» или «Скидки от 10 рублей от цены товара»).

5. В момент доставки товара потребитель вправе отказаться от приобретения товара без возмещения продавцу расходов, если потребителю не была предоставлена вся необходимая информация о товаре.

6. Продавец обязан принять претензию потребителя и рассмотреть ее в установленном Законом Республики Беларусь «О защите прав потребителей» порядке.

zakon-o-zpp-respublika-belarus.doc (268.29 , doc)

Нормативно-правовая база стран СНГ в сфере защиты прав потребителей

Небольшие магазины обяжут принимать карты

Принят Государственной Думой 15 июля 2020 года

Одобрен Советом Федерации 24 июля 2020 года

Статья 1

Внести в Закон Российской Федерации от 7 февраля 1992 года N 2300-I «О защите прав потребителей» (в редакции Федерального закона от 9 января 1996 года N 2-ФЗ) (Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации, 1992, N 15, ст. 766; Собрание законодательства Российской Федерации, 1996, N 3, ст. 140; 1999, N 51, ст. 6287; 2002, N 1, ст. 2; 2004, N 35, ст. 3607; N 45, ст. 4377; N 52, ст. 5275; 2006, N 31, ст. 3439; N 43, ст. 4412; N 48, ст. 4943; 2007, N 44, ст. 5282; 2008, N 30, ст. 3616; 2009, N 23, ст. 2776; N 48, ст. 5711; 2011, N 27, ст. 3873; N 30, ст. 4590; 2012, N 26, ст. 3446; N 31, ст. 4322; 2013, N 27, ст. 3477; N 51, ст. 6683; 2014, N 19, ст. 2317; 2015, N 29, ст. 4359; 2016, N 27, ст. 4198; 2017, N 18, ст. 2665; 2018, N 17, ст. 2430; N 24, ст. 3400; N 31, ст. 4839; 2019, N 12, ст. 1228; N 29, ст. 3858; N 49, ст. 6984; 2020, N 17, ст. 2722) следующие изменения:

1) в абзаце тринадцатом преамбулы слова «путем перевода денежных средств владельцу агрегатора» заменить словами «путем наличных расчетов либо перевода денежных средств владельцу агрегатора»;

2) в пункте 1 статьи 161:

а) в абзаце первом слово «(исполнитель)» заменить словами «(исполнитель, владелец агрегатора в случае использования в своей деятельности наличных расчетов с потребителем)»;

б) в абзаце втором:

слово «(исполнителя)» заменить словами «(исполнителя, владельца агрегатора)», слова «от реализации товаров (работ, услуг)» заменить словами «от реализации товаров (выполнения работ, оказания услуг)»;

слова «сорок миллионов» заменить словами «двадцать миллионов».

Статья 2

1. Настоящий Федеральный закон вступает в силу с 1 ноября 2020 года, за исключением абзаца третьего подпункта «б» пункта 2 статьи 1 настоящего Федерального закона.

2. Абзац третий подпункта «б» пункта 2 статьи 1 настоящего Федерального закона вступает в силу с 1 июля 2021 года.

3. В период с 1 марта до 30 июня 2021 года включительно обязанность обеспечить возможность оплаты товаров (работ, услуг) с использованием национальных платежных инструментов в рамках национальной системы платежных карт распространяется на продавца (исполнителя, владельца агрегатора), у которого выручка от реализации товаров (выполнения работ, оказания услуг) за предшествующий календарный год превышает тридцать миллионов рублей.

Президент Российской Федерации В. Путин

В соответствии со статьей 40 Закона Российской Федерации «О защите прав потребителей» Правительство Российской Федерации постановляет:

1. Утвердить прилагаемое Положение о федеральном государственном контроле (надзоре) в области защиты прав потребителей.

2. Признать утратившими силу:

постановление Правительства Российской Федерации от 2 мая 2012 г. N 412 «Об утверждении Положения о федеральном государственном надзоре в области защиты прав потребителей» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, N 19, ст. 2435);

постановление Правительства Российской Федерации от 18 августа 2018 г. N 967 «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2018, N 35, ст. 5558);

постановление Правительства Российской Федерации от 14 декабря 2018 г. N 1536 «О внесении изменений в Положение о федеральном государственном надзоре в области защиты прав потребителей» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2018, N 53, ст. 8639);

пункт 2 изменений, которые вносятся в акты Правительства Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13 июля 2019 г. N 895 «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2019, N 29, ст. 4038);

пункт 1 изменений, которые вносятся в акты Правительства Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 4 сентября 2020 г. N 1351 «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2020, N 37, ст. 5725).

3. Установить, что реализация полномочий, предусмотренных настоящим постановлением, осуществляется Федеральной службой по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека в пределах установленной Правительством Российской Федерации предельной численности работников центрального аппарата и территориальных органов Службы, а также бюджетных ассигнований, предусмотренных ей в федеральном бюджете на руководство и управление в сфере установленных функций.

4. Настоящее постановление вступает в силу с 1 июля 2021 г.

Председатель Правительства
Российской Федерации
М. Мишустин

1. Настоящее Положение устанавливает порядок организации и осуществления федерального государственного контроля (надзора) в области защиты прав потребителей (далее — государственный контроль (надзор).

2. Государственный контроль (надзор) в области защиты прав потребителей осуществляется Федеральной службой по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (далее — контрольный (надзорный) орган).

3. Должностными лицами, уполномоченными на осуществление государственного контроля (надзора), являются должностные лица контрольного (надзорного) органа, должностными регламентами которых установлена обязанность по осуществлению государственного контроля (надзора), в том числе проведение профилактических и контрольных (надзорных) мероприятий.

Для целей настоящего Положения под контролируемыми лицами понимаются лица, указанные в подпунктах «а» и «б» пункта 4.

Для целей настоящего Положения инспекторами являются должностные лица, указанные в подпунктах «в» — «и» пункта 5 и подпунктах «в» — «ж» пункта 6.

9. Объектами государственного контроля (надзора) (далее — объект контроля) являются:

а) деятельность, действия (бездействие) юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, связанные с соблюдением ими обязательных требований, регламентированных соответствующими правилами продажи товаров, оказания услуг (выполнения работ), в том числе в части заключения и (или) исполнения договоров с потребителями на предмет выявления в них условий, ущемляющих права потребителей;

б) товары (непродовольственная и продовольственная продукция), работы и услуги как результаты деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, к которым предъявляются обязательные требования, в том числе в части информации о товарах (продукции), работах (услугах).

10. Контрольный (надзорный) орган обеспечивает учет объектов контроля.

11. При сборе, обработке, анализе и учете сведений об объектах контроля для целей их учета контрольный (надзорный) орган использует информацию, представляемую ему в соответствии с нормативными правовыми актами, информацию, получаемую в рамках межведомственного взаимодействия, а также общедоступную информацию.

12. В ходе осуществления государственного контроля (надзора) могут быть привлечены свидетели, специалисты, эксперты, экспертные организации.

13. Контрольный (надзорный) орган проводит следующие профилактические мероприятия:

информирование;

обобщение правоприменительной практики;

меры стимулирования добросовестности;

объявление предостережения;

консультирование;

самообследование;

профилактический визит.

Федеральные бюджетные учреждения, подведомственные контрольному (надзорному) органу, в рамках обеспечения выполнения государственного задания на оказание государственных услуг (выполнение работ) в соответствии с планом работы контрольного (надзорного) органа, а также по отдельным поручениям контрольного (надзорного) органа вправе проводить консультирование и профилактический визит.

14. Профилактические мероприятия осуществляются в порядке, установленном Федеральным законом «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации».

Контрольный (надзорный) орган обеспечивает учет профилактических мероприятий.

15. Итоги обобщения правоприменительной практики по осуществлению государственного контроля (надзора) после публичных обсуждений включаются в государственный доклад о защите прав потребителей в Российской Федерации в порядке, предусмотренном постановлением Правительства Российской Федерации от 5 апреля 2012 г. N 283 «О государственном докладе о защите прав потребителей в Российской Федерации».

Доклад размещается на официальном сайте Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (ее территориальных органов) в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» (далее — сеть «Интернет») не позднее 1 июля года, следующего за отчетным.

16. В целях мотивации контролируемых лиц к соблюдению обязательных требований контрольный (надзорный) орган проводит мероприятия, направленные на нематериальное поощрение добросовестных контролируемых лиц (далее — меры стимулирования).

Оценка добросовестности контролируемых лиц проводится в случае их обращения при условии осуществления ими деятельности не менее 3 лет и при представлении подтвержденных сведений о реализации следующих мероприятий, направленных на профилактику нарушений обязательных требований:

реализация контролируемым лицом мероприятий по предотвращению вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям;

наличие внедренных сертифицированных систем внутреннего контроля в соответствующей сфере деятельности;

предоставление контролируемым лицом доступа контрольному (надзорному) органу к своим информационным ресурсам;

добровольная сертификация, подтверждающая повышенный необходимый уровень безопасности охраняемых законом ценностей;

заключение контролируемым лицом со страховой организацией договора добровольного страхования рисков причинения вреда (ущерба), объектом которого являются имущественные интересы контролируемого лица, связанные с его обязанностью возместить вред (ущерб) охраняемым законом ценностям, причиненный вследствие нарушения контролируемым лицом обязательных требований.

Критериями добросовестности контролируемого лица являются следующие параметры:

соблюдение контролируемым лицом обязательных требований, а также иных требований, соблюдение которых оценивается контрольным (надзорным) органом в рамках иных видов контроля (учитывается отсутствие нарушений требований, выявленных по итогам контрольных (надзорных) мероприятий, производств по делам об административных правонарушениях, привлечение к уголовной ответственности, отсутствие случаев объявления контролируемому лицу предостережений о недопустимости нарушений обязательных требований);

своевременность представления контролируемым лицом в контрольный (надзорный) орган обязательной информации;

отсутствие исковых заявлений о защите прав потребителей, удовлетворенных судебными органами;

реализация мероприятий, направленных на профилактику нарушений обязательных требований, указанных им при обращении в контрольный (надзорный) орган с целью оценки его добросовестности;

наличие декларации соблюдения обязательных требований.

Соответствие контролируемого лица критериям добросовестности оценивается за три года.

Для поощрения и стимулирования добросовестных контролируемых лиц могут применяться следующие меры:

выдвижение представителей контролируемых лиц в общественные и иные органы при контрольном (надзорном) органе;

возможность проведения инспекционного визита, выездной проверки с использованием средств дистанционного взаимодействия;

присуждение контролируемому лицу репутационного статуса, обозначающего добросовестное соблюдение контролируемым лицом обязательных требований, и предоставление контролируемому лицу права публично размещать данную информацию в открытых источниках, в том числе в информационных и рекламных.

Информация об оценке контролируемых лиц предоставляется заинтересованным лицам посредством размещения на официальном сайте контрольного (надзорного) органа в сети «Интернет».

Срок действия репутационного статуса, обозначающего добросовестное соблюдение контролируемым лицом обязательных требований, составляет 3 года со дня присвоения указанного статуса.

Репутационный статус, обозначающий добросовестное соблюдение контролируемым лицом обязательных требований, аннулируется при установлении контрольным (надзорным) органом несоответствия контролируемого лица критериям добросовестности, о чем контролируемое лицо уведомляется в течение одного месяца.

Новые правила: какие законы изменят ретейл и рестораны в 2021 году

21. Государственный контроль (надзор) осуществляется без проведения плановых контрольных (надзорных) мероприятий.

22. При осуществлении государственного контроля (надзора) проводятся следующие виды внеплановых контрольных (надзорных) мероприятий при взаимодействии с контролируемым лицом:

контрольная закупка;

мониторинговая закупка;

выборочный контроль;

инспекционный визит;

рейдовый осмотр;

документарная проверка;

выездная проверка.

Без взаимодействия с контролируемым лицом проводятся:

наблюдение за соблюдением обязательных требований;

выездное обследование.

23. Основанием для проведения контрольных (надзорных) мероприятий могут быть:

наличие у контрольного (надзорного) органа сведений о причинении вреда (ущерба) или об угрозе причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям либо выявление соответствия объекта контроля параметрам, утвержденным индикаторами риска нарушения обязательных требований, или отклонения объекта контроля от таких параметров;

поручение Президента Российской Федерации, поручение Правительства Российской Федерации о проведении контрольных (надзорных) мероприятий в отношении конкретных контролируемых лиц;

требование прокурора о проведении контрольного (надзорного) мероприятия в рамках контроля (надзора) за исполнением законов, соблюдением прав гражданина по поступившим в органы прокуратуры материалам и обращениям;

истечение срока исполнения предписания контрольного (надзорного) органа об устранении выявленного нарушения обязательных требований в случае непредставления документов и сведений контролируемым лицом, представление которых установлено этим предписанием, или на их основании невозможно сделать вывод об исполнении указанного предписания.

Контрольные (надзорные) мероприятия без взаимодействия проводятся должностными лицами контрольного (надзорного) органа на основании заданий уполномоченных должностных лиц контрольного (надзорного) органа, указанных в пункте 6 настоящего Положения, включая задания, содержащиеся в планах работы контрольного (надзорного) органа.

Инспектор определяет вид контрольных (надзорных) мероприятий с учетом характера нарушения обязательных требований, контрольных (надзорных) действий, необходимых для оценки их соблюдения.

В ходе проведения контрольного (надзорного) мероприятия инспектором оценивается соблюдение обязательных требований в отношении объектов государственного контроля (надзора), к которым предъявляются обязательные требования, указанные в предмете контрольного (надзорного) мероприятия.

24. Информация о контрольных (надзорных) мероприятиях в рамках государственного контроля (надзора) размещается в едином реестре контрольных (надзорных) мероприятий.

25. В ходе проведения контрольной закупки могут совершаться следующие контрольные (надзорные) действия:

осмотр;

эксперимент.

26. В ходе мониторинговой закупки могут совершаться следующие контрольные (надзорные) действия:

осмотр;

опрос;

эксперимент;

инструментальное обследование;

истребование документов;

испытание;

экспертиза.

27. В ходе выборочного контроля могут совершаться следующие контрольные (надзорные) действия:

осмотр;

получение письменных объяснений;

истребование документов;

отбор проб (образцов);

инструментальное обследование;

испытание;

экспертиза.

28. В ходе инспекционного визита могут совершаться следующие контрольные (надзорные) действия:

осмотр;

опрос;

получение письменных объяснений;

инструментальное обследование;

истребование документов, которые в соответствии с обязательными требованиями должны находиться в месте нахождения (осуществления деятельности) контролируемого лица (его филиалов, представительств, обособленных структурных подразделений) либо объекта контроля.

29. В ходе рейдовых осмотров могут совершаться следующие контрольные (надзорные) действия:

осмотр;

досмотр;

опрос;

получение письменных объяснений;

истребование документов;

инструментальное обследование;

испытание;

экспертиза.

30. В ходе документарных проверок могут совершаться следующие контрольные (надзорные) действия:

получение письменных объяснений;

истребование документов;

экспертиза.

31. В ходе выездных проверок могут совершаться следующие контрольные (надзорные) действия:

осмотр;

досмотр;

опрос;

получение письменных объяснений;

истребование документов;

отбор проб (образцов);

инструментальное обследование;

испытание;

экспертиза.

Срок проведения выездной проверки не может превышать 10 рабочих дней. В отношении одного субъекта малого предпринимательства общий срок взаимодействия в ходе проведения выездной проверки не может превышать 50 часов для малого предприятия и 15 часов — для микропредприятия. Срок проведения выездной проверки в отношении организации, осуществляющей свою деятельность на территориях нескольких субъектов Российской Федерации, устанавливается отдельно по каждому филиалу, представительству, обособленному структурному подразделению организации или производственному объекту.

32. В ходе контрольных (надзорных) мероприятий контрольные (надзорные) действия совершаются в порядке, установленном Федеральным законом «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации» и пунктами 36 — 39 настоящего Положения.

46. В целях качественной оценки уровня защиты охраняемых законом ценностей в области защиты прав потребителей используются ключевые и индикативные показатели результативности и эффективности государственного контроля (надзора).

47. Ключевым показателем государственного контроля (надзора) является показатель уровня минимизации вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям в области защиты прав потребителей, который рассчитывается как отношение общего объема возмещенного ущерба, причиненного в результате нарушения обязательных требований в области защиты прав потребителей, к общему объему ущерба, причиненного в результате нарушения обязательных требований в области защиты прав потребителей.

Ключевой показатель государственного контроля (надзора) приведен в приложении.

Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека ежегодно осуществляет подготовку доклада о государственном контроле (надзоре) с указанием сведений о достижении ключевых показателей и сведений об индикативных показателях, в том числе о влиянии профилактических мероприятий и контрольных (надзорных) мероприятий на достижение ключевых показателей.

(процентов)

Наименование ключевого показателя Годы и целевые (плановые) значения ключевого показателя
2021 2022 2023 2024 2025 2026
Показатель уровня минимизации вреда (ущерба) охраняемых законом ценностей в области защиты прав потребителей 33 34 35 36 37 38

2020 год для ретейлеров и рестораторов был тяжелым. Правда, пока оффлайн-бизнес терпел убытки, появлялись новые маркетплейсы и агрегаторы, развивалась доставка. Многие компании за время карантина прошли ускоренную цифровизацию.

Сложно предсказать, что ждет магазины и рестораны в следующем, 2021 году, но к некоторым переменам можно подготовиться заранее. Речь о законах, которые вступят в силу или, скорее всего, будут приняты в ближайшие месяцы. Рассмотрим три ключевых изменения.

Закон о защите прав потребителей

Закон о защите прав потребителей имеет особое значение для организации отечественного рынка. Он повлиял на отношения продавцов и покупателей значительно больше, чем Закон о торговле и многие другие документы.

Наличие такого закона избавляет рынок от явного обмана и пренебрежения потребительскими правами. И, что немаловажно, дает выход агрессии покупателей.

Этот закон порождает и поддерживает такое явление как «потребительский экстремизм».

Но, можно предположить, что отсутствие такого закона привело бы к более «криминальным» способам отстаивания своих прав. Может статься, что жалобы в исполком и суды предохраняют от разбитых витрин и поджогов.

Когда ты тратишь свои честно заработанные деньги на приобретение того или иного товара или услуги, ты, естественно, хочешь, чтобы они соответствовали твоему ожиданию: как правило, были качественными. Но, к сожалению, не все производители и реализаторы товаров и услуг являются добросовестными. В результате чего, наши ожидания могут быть обмануты. Как же защититься потребителям в таких случаях, попробуем сегодня выяснить.

Кстати, давайте сначала разберемся с тем, кто же такие потребители, чтобы более четко понимать, о защите чьих прав сегодня будет идти речь.

К большому сожалению, многие потребители не осведомлены и не знают своих потребительских прав. Что, естественно, на руку недобросовестным производителям и продавцам. Поэтому попробуем сейчас перечислить и разобрать некоторые права потребителей.

Итак, начнем.

Как потребитель, вы имеете право на информацию о товарах, предоставляемых услугах или осуществляемых работах. Информация сия должна быть представлена на белорусском или/и русском языках. Также вы имеете право на получение информации о производителях, реализаторах, исполнителей этих товаров/услуг/работ.

Вы вправе приобретать товар или услуг по своему выбору. Сокрытие информации о наличии и доступности товара или услуги является нарушением.

Вы имеете право на надлежащее качество товаров, их надлежащую комплектность и надлежащее количество. Также вы имеете право на безопасность приобретаемых вами товаров или услуг.

В случаях, когда недостатки товара/услуги/работ стали причиной нанесения вам вреда или убытков, вы имеете право на полную их компенсацию.

Вы имеете право на государственную и общественную защиту своих прав. А также вы вправе создавать общественные объединения потребителей.

Чтобы хоть немного вооружить вас к бою с недобросовестными производителями/продавцами, мы решили написать сию маленькую памятку. Надеемся, она станет для вас полезной.

  1. Внимательно изучайте информацию, находящеюся на товаре
  2. Не ленитесь и не забывайте брать чек или другой документ, подтверждающий факт покупки
  3. Помните, качественные продовольственные товары не подлежат обмену и возврату, в то время, как непродовольственные вы всегда можете обменять или вернуть в течение 14 дней с момента покупки
  4. В случае приобретения товара ненадлежащего качества, вы имеете право (на свой выбор) требовать либо возврат денег, либо безвозмездный ремонт, либо уменьшения цены на сей товар, либо замену сего товара на качественный
  5. При заявлении обоснованных требований об уменьшении цены товара, о возмещении расходов по его ремонту или о возврате денег, они должны быть удовлетворены продавцом незамедлительно, максимум – 7 дней. Требования о безвозмездном ремонте и при необходимости проведения экспертизы должный удовлетворяться незамедлительно, максимум – 14 дней. Требования о замене некачественного товара качественным – незамедлительно, максимум – 1 месяц
  6. Возврат денег за некачественный товар вы вправе требовать в любом случае
  7. Предъявить претензию по качеству товара вы можете: продавцу, изготовителю, поставщику или представителю
  8. Вернуть товар ненадлежащего качества вы вправе без упаковки
  • Расчет, ставки, порядок уплаты утилизационного сбора

  • Системы налогообложения в Беларуси

  • Схема, нормативные значения собственного капитала

  • Яндекс деньги: регистрация, пополнение, снятие денег с кошелька

  • Электронные кошельки и деньги в Беларуси

  • Электронная цифровая подпись: возможности, получение

  • Экологический налог: ставки, субъекты, объекты налогообложения

  • Таможенный союз, ЕАЭС: цели, страны

  • Какие виды субсидий можно оформить в Беларуси

  • Пенсия по потере кормильца: виды, размеры, надбавки

  • Необычные налоги в Беларуси: какие есть и какие могли быть

  • Как рассчитываются и начисляются отпускные? Виды отпусков

  • Выход на пенсию в Беларуси: возраст, начисление

  • Что такое овердрафт на карту?

  • Как оплатить коммунальные услуги через интернет

  • Как и сколько стоит оформить паспорт Республики Беларусь

  • Как выбрать и пользоваться банковской картой

  • Как оформить кредит на потребительские нужды

  • Подоходный налог: ставки, вычеты, уплата

  • Как выбрать РКО для ИП, юридических лиц

  • Налог на добавленную стоимость: ставки, расчет, возврат

  • Налог на прибыль в Беларуси: ставки, формула расчета

  • Сроки подачи налоговой декларации в Беларуси

Изменения в Закон «О защите прав потребителей» вступили в силу

Покупка товара или услуги – это всегда обмен, в котором участвует минимум две стороны: покупатель и продавец. В процесс могут быть также вовлечены производители и поставщики продукции, перевозчики, курьеры.

Когда вы платите за товар или получаете услугу, вы ожидаете, что они будут полностью соответствовать вашим ожиданиям. Но бывает, из-за недобросовестного производителя или некомпетентного перевозчика товар не соответствует заявленному качеству, а продавец отказывается принимать его обратно.

Как потребитель, каждый гражданин имеет право на:

  • Свободный выбор товаров, работ и услуг (никто не может принудить вас купить ту или иную продукцию или не продать вам её)
  • Покупку товаров, работ и услуг надлежащего качества, отвечающих правилам безопасности
  • Получение информации как о товаре, так и о его производителе
  • Возмещение убытков и морального ущерба при покупке товаров и услуг
  • Государственную защиту своих прав в судебных и иных инстанциях
  • Общественную защиту своих прав в общественных организациях и объединениях
  • Создание общественных организаций потребителей

Чек — не просто доказательство совершения покупки, но и гарантия защиты права потребителя. Если возникнет спор с продавцом или производителем, этот документ станет самым веским аргументом в вашу защиту.

Однако, если вы потеряли или выкинули чек, ваши требования всё равно должны удовлетворить. Главное – доказать факт покупки продукции именно у этого продавца. Кроме чека доказательством могут выступать:

  • Показания свидетелей
  • Упаковка товара или её фрагменты, где имеются отметки об этом продавце
  • Документы (квитанция к отрывному талону или приходному кассовому ордеру; инструкция по эксплуатации; руководство пользователя; технический паспорт, оформленный без ошибок)
  • Иные доказательства

Бывают случаи, когда для установления факта ненадлежащего качества или наличия дефектов товара, магазину необходимо провести экспертизу. Эта процедура должна проходить согласно следующим правилам:

  1. Экспертиза проводится за счёт продавца.
  2. Если будет выявлено, что дефекты товара возникли в ходе неправильной транспортировки, хранения или использования покупателем, тогда затраты на экспертизу возмещает покупатель.
  3. Проверка проводится в вашем присутствии, о чём вы можете указать в своей претензии.
  4. О месте и времени проведения проверки вас должны уведомить в письменной форме.
  5. При несогласии с результатами экспертизы вы можете оспорить их в судебном порядке или просвети дополнительную экспертизу за ваш счёт.

Если ваши права потребителя были нарушены, отстоять их можно:

  • Самостоятельно
  • Через представителя
  • С помощью государственных органов
  • С помощью общественных объединений

В каждом регионе Беларуси действуют собственные учреждения и организации, куда можно обратиться при возникновении конфликтов. Их сотрудники бесплатно предоставляют юридические консультации и проводят экспертизы.

Защита прав потребителей в Беларуси: обмен и возврат товара

Чтобы в дальнейшем избежать неприятных ситуаций, споров и быть готовыми к «встрече» с недобросовестными продавцами и производителями, всегда соблюдайте небольшую памятку:

  • Внимательно изучайте товар и информацию о производителе/гарантии/сроках годности и т.п.
  • При покупке берите чек на кассе.
  • Претензию вы можете предъявить не только продавцу, но также производителю или поставщику.
  • Если попался особо безответственный продавец, с которым вы постоянно воюете по поводу качества товара, пора подумать о том, как написать жалобу в вышестоящие органы.

Не обязательно наизусть знать законы, чтобы суметь постоять за себя. Элементарное знание своих прав окажет вам огромную услугу при предъявлении требований продавцу, возврате товара и получении денежной компенсации.

В статье 1 Закона о торговле среди основных терминов не было термина «администрация рынка» и «администрация торгового центра». Эти понятия раскрывались в иных статья Закона о торговле. Теперь законодатель решил перенести данные термины в статью 1, где содержатся все основные термины данного закона. И это, по сути, ни на что не влияет, но, если бы сами определения не содержали очень существенные изменения.

Так, если посмотреть на действующие сейчас (т.е. до 08.07.2021г.) понятия «администрация рынка» и «администрация торгового центра», то это юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, создавшие рынок или, соответственно, торговый центр. Новые определения данных терминов будут выглядеть с 08.07.2021г. следующим образом:

«1.1. администрация рынка – юридическое лицо, индивидуальный предприниматель, организующие работу рынка»;

«1.2. администрация торгового центра – юридическое лицо, индивидуальный предприниматель, организующие работу торгового центра».

Таким образом, теоретически, я могу сделать предположение, что теперь администрацией рынка и администрацией торгового центра может быть абсолютно стороннее юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, которые по договору будут организовывать работу рынка или торгового центра, соответственно. То есть, теперь это необязательно должны быть именно те субъекты, которые создали рынок или торговый центр.

На мой взгляд, это очень хорошее нововведение, которое позволит рациональнее и эффективнее построить работу таких объектов.

В статье 1 Закона о торговле есть термин «группа лиц», который перекочевал из законодательства о монополистической деятельности. С 08.07.2021г. данного термина в статье не будет, будет просто ссылка на Закон Республики Беларусь «О противодействии монополистической деятельности и развитии конкуренции».

Термин «торговое помещение» практически имел аналогию определения торгового зала. Данный термин исключен и теперь, соответственно, под магазином понимается стационарный торговый объект, имеющий торговый зал (торговый залы), а не торговое помещение.

Исключены такие термины, как «магазин современного формата», «магазин шаговой доступности», «покупатель», «специализированный магазин», «специализированный рынок», «торговая зона», «универсальный рынок», «дискриминационные условия», «интернет-магазин».

Часть указанных терминов содержится в других нормативных актах, поэтому их исключение понятно. Что касается термина «интернет-магазин», то этот термин был перенесен в статью 16 новой редакции Закона о торговле. По аналогии в статьи Закона о торговле были перенесены термины «специализированный рынок», «универсальный рынок», «магазин шаговой доступности» и другие. Но вот куда был перенесен термин «специализированный магазин» пока мне установить не удалось, а ведь такой вид магазина есть в классификации торговых объектов по видам и типам и нужно понимать, что он означает.

Главные изменения по терминам Закона о торговле мы рассмотрели.

Из моментов, на которые следует обратить внимание, выделил следующие.

Раньше в Законе о торговле (т.е. до 08.07.2021г.) было закреплено право субъекта торговли самостоятельно определять порядок размещения рекламы внутри торгового объекта. С 08.07.2021г. такого права у субъектов торговли не будет и при размещении рекламы внутри торгового объекта нужно будет руководствоваться исключительно общими требованиями законодательства о рекламе. При этом любая реклама размещалась и размещается всегда в соответствии с требованиями законодательства о рекламе, но наличие права самостоятельно определять порядок ее размещения внутри торгового объекта в определенных судебных спорах помогала субъектам торговли отстаивать свои права, если реклама внутри торгового объекта чему-то не соответствовала. Теперь же такого права у субъектов не будет и в этом отношении все станет однозначным.

И важное изменение, которое нужно знать всем.

Теперь для любой формы торговли или любого объекта общественного питания будет уведомительный, а не заявительный принцип включения сведений в Торговый реестр. Уведомление нужно будет направлять в соответствующий исполком в течение 5 календарных дней с момента начала работы соответствующего объекта. Формы таких уведомлений будут утверждаться МАРТ. Из Закона о торговле исключены все положения о том, что торговый объект, объект общественного питания, торговый центр и иные объекты считаются созданными только после включения сведений в Торговый реестр. Тем самым ликвидировано противоречие между нормами Закона о торговле, согласно которым торговые объекты могли работать только после включения сведений в Торговый реестр и нормами Декрета № 7, которые разрешают просто направить уведомление в исполком и начать работу без включения сведений в торговый реестр.

Исходя из норм Декрета № 7 из Закона о торговле исключена норма, по которой торговые центры и рынки могли создаваться только исходя из схем размещения соответствующих объектов, утверждаемых местными органами исполнительной власти.

Однако несмотря на предоставленные Декретом № 7 права в Законе о торговле все равно остается норма о том, что рынок разрабатывает свою схему размещения на нем различных объектов и обязательно согласовывает эту схему с исполкомом, что нивелирует свободу администрации рынка в своих действиях.

Новая редакция Закона о торговле, которая вступает в силу с 08.07.2021г. имеет, на мой взгляд, ряд революционных изменений. Некоторые из них не понравятся субъектам торговли.

Итак, в статье 19 действующей сейчас (т.е. до 08.07.2021г.) редакции Закона о торговле указано, что субъект торговли вправе осуществлять розничную торговлю с через сеть Интернет с использованием доменного имени интернет-магазина, право на администрирование которого получено субъектом торговли в порядке, установленном законодательством Республики Беларусь. Такой порядок установлен только в отношении национальной доменной зоны, то есть .by и .бел. Именно на этом основании требовалось, чтобы все интернет-магазины размещались исключительно в этих национальных доменных зонах.

В новой редакции Закона о торговле (с 08.07.2021г.) таких положений нет.

Что это может означать?

В соответствии с п.2 Указа Президента Республики Беларусь № 60 от 01.02.2010г. «О мерах по совершенствованию использования национального сегмента сети Интернет» интернет-магазины должны использовать информационные сети, системы и ресурсы национального сегмента сети Интернет.

Этим Указом определено, что понимается под национальным сегментом сети Интернет. Это совокупность информационных сетей, систем и ресурсов, имеющих подключение к сети Интернет, размещенных на территории Республики Беларусь и (или) использующих доменные имена в национальной доменной зоне, которую образуют доменные зоны «.by» и «.бел».

Благодаря союзу «или» могу предположить, что теперь любой интернет-магазин может размещаться в любой доменной зоне, главное, чтобы он находился на сервере, размещенном в Республике Беларусь. Думаю, что стоит дождаться официальной позиции МАРТ по этому вопросу.

Ну и следующее важное изменение, на которое стоит обратить внимание и изучить при этом другие нормативные акты.

В отличие от старой редакции новая редакция Закона о торговле не содержит нормы о том, что субъект торговли, осуществляющий розничную торговлю через интернет-магазин, вправе использовать иные информационные ресурсы сети Интернет для размещения информации о продаже товаров при наличии в этой информации адресации (гиперссылки) на зарегистрированный субъектом торговли в Торговом реестре интернет-магазин. То есть, сейчас (до 08.07.2021г.) можно в том же самом инстаграм размещать информацию о товарах и ссылку на интернет-магазин. В том случае, если в правила осуществления розничной торговли по образцам или в закон Республики Беларусь о рекламе не будут внесены нормы о возможности размещения на других ресурсах информации о товаре, то, теоретически, это может означать либо запрет на использование других ресурсов, что глупо, либо означать, то, что не запрещено – разрешено.

Я, кстати, посмотрел нормы правил торговли по образцам, а также изменения в закон о рекламе, которые тоже вступают в силу с 08.07.2021г. и подобных положений не увидел.

Думаю, этот вопрос тоже нужно будет уточнять в МАРТ, чтобы понимать их позицию после 08.07.2021г.

Анализ изменений в Законе о торговле 2021 (с 8 июля)

Новая редакция Закона о торговле не содержит норму о том, что ассортиментный перечень товаров должен располагаться на видном для покупателей месте. Также я проанализировал на наличие этой нормы Правила розничной торговли по постановлению Совета Министров № 703, но такой дублирующей нормы не нашел. Таким образом, с 08.07.2021г. вы можете размещать ассортиментные перечни в любом месте торгового объекта.

Думаю, этот вопрос тоже нужно будет уточнять в МАРТ, чтобы понимать их позицию после 08.07.2021г.

Как вы знаете, юридические лица, индивидуальные предприниматели, являющиеся производителями товаров, а также субъекты торговли, получившие право продажи товаров конкретного производителя с использованием его товарного знака либо фирменного наименования, в том числе на условиях договоров комплексной предпринимательской лицензии (франчайзинга), вправе создавать фирменные магазины.

Но теперь (с 08.07.2021г.) требования к фирменным магазинам будут определяться Советом Министров Республики. То есть, будет принято отдельное постановление, которое заменит действующий старый приказ Министерства торговли 1998 года, которым утверждено типовое положение о фирменном магазине.

На этом всё.

В статье описаны самые важные, на мой взгляд, изменения.

Если Вам что-то не понятно из статьи, Вы можете задавать вопросы через форму обратной связи на сайте или просто написать на электронную почту.

Спасибо за внимание!

  • Изменения в Закон о рекламе 08.07.2021
  • Нюансы получения разрешения на работу в Беларуси
  • Изменения в Трудовой кодекс Республики Беларусь 2021
  • Дистанционная торговля 2021 Беларусь

Потребитель имеет право потребовать соразмерного уменьшения стоимости недоброкачественного товара. Такое требование может быть предъявлено только к продавцу.[∗] подпункт 1.2 статьи 20 Закона Республики Беларусь от 09.01.2002 «О защите прав потребителей»

Законодательством не установлен порядок определения суммы, на которую может быть уменьшена покупная цена товара. В связи с этим размер суммы, подлежащей выплате, определяется по соглашению между потребителем и продавцом. Это требование не может быть предъявлено изготовителю.

Требование потребителя о соразмерном уменьшении покупной цены товара должно быть удовлетворено продавцом незамедлительно. Если это невозможно сделать сразу, то продавец должен произвести перерасчет стоимости товара в течение 7 календарных дней, а при необходимости проведения экспертизы – в течение 14 календарных дней. За нарушение этих сроков продавец уплачивает потребителю неустойку в размере 1% от цены товара за каждый день просрочки.[∗] пункт 1 статьи 25 и пункт 1 статьи 26 Закона Республики Беларусь от 09.01.2002 «О защите прав потребителей»

Защита прав потребителя при покупке товаров


Потребитель имеет право сам или с чьей либо помощью устранить недостатки товара и потребовать возмещения расходов на такое устранение.[∗] подпункт 1.4 статьи 20 Закона Республики Беларусь от 09.01.2002 «О защите прав потребителей»

Данное требование целесообразно заявлять перед устранением недостатков, так, что бы продавец смог убедится, что недостатки в товаре действительно имеются.

Однако бывают случаи, когда потребитель вынужден в срочном порядке устранить недостатки товара самостоятельно или обратиться за помощью к третьим лицам. Стоит отметить, что в этом случае довольно сложно выяснить, был ли недостаток на самом деле, а также причины его возникновения. Поэтому потребитель будет вынужден доказать:

  • действительно ли в товаре имелся недостаток (это может быть подтверждено свидетельскими показаниями, а также заключением эксперта);
  • возникли ли расходы в связи с устранением именно этого недостатка (данный факт должен быть подтвержден документально: распиской в получении денег за ремонт, чеком на приобретение запчастей и материалов или квитанцией на оплату стоимости ремонта).

Стоит отметить, что после устранения недостатков даже экспертиза не всегда может точно установить, имелся ли недостаток в товаре или нет.

В документе, описывающем гарантийные обязательства, могут прописываться условия снятия с гарантийного обслуживания при ремонте не уполномоченными на то лицами, вмешательстве иных лиц и т.п. Однако эти условия, считаются ничтожными, так как они устанавливают непредусмотренное освобождение от гарантийных обязательств продавца (изготовителя, поставщика, ремонтной организации), то есть устанавливают условия, ограничивающие права потребителя.

Расходы, связанные с устранением недостатков в приобретенном товаре, должны быть необходимыми, разумными и обоснованными, соизмеримыми с ценами, действовавшими на аналогичные товары, поскольку завышенные цены на ремонт продавец может оспаривать в судебном порядке. В таком случае потребитель будет обязан доказать в суде, действительно ли понесенные им расходы на устранение недостатков товара были целесообразны и необходимы.

Требование о возмещении расходов на устранение недостатков товара должно быть удовлетворено продавцом незамедлительно. Если это невозможно сделать сразу, то продавец должен возместить расходы в течение 7 календарных дней, а при необходимости проведения экспертизы – в течение 14 календарных дней. За нарушение этих сроков продавец уплачивает потребителю неустойку в размере 1% от цены товара за каждый день просрочки.[∗] пункт 1 статьи 25 и пункт 1 статьи 26 Закона Республики Беларусь от 09.01.2002 «О защите прав потребителей»


Потребитель имеет право потребовать возврата уплаченных за недоброкачественный товар денег.[∗] пункт 3 статьи 20 Закона Республики Беларусь от 09.01.2002 «О защите прав потребителей»

Требование о возврате денег должно быть удовлетворено продавцом незамедлительно. Если это невозможно сделать сразу, то продавец должен вернуть деньги в течение 7 календарных дней, а при необходимости проведения экспертизы – в течение 14 календарных дней. За нарушение этих сроков продавец уплачивает потребителю неустойку в размере 1% от цены товара за каждый день просрочки.[∗] пункт 1 статьи 25 и пункт 1 статьи 26 Закона Республики Беларусь от 09.01.2002 «О защите прав потребителей»

Потребитель по требованию и за счет продавца должен возвратить приобретенный им товар ненадлежащего качества. Такой товар может быть возвращен без упаковки.[∗] пункт 3 статьи 20 Закона Республики Беларусь от 09.01.2002 «О защите прав потребителей»


Дополнительно к остальным требованиям потребовать имеет право требовать полного возмещения убытков, причиненных вследствие недостатков товара.[∗] пункт 2 статьи 15 Закона Республики Беларусь от 09.01.2002 «О защите прав потребителей»

Требование о возмещении убытков должно быть удовлетворено продавцом незамедлительно. Если это невозможно сделать сразу, то продавец должен возместить убытки в течение 7 календарных дней. За нарушение этого срока продавец уплачивает потребителю неустойку в размере 1% от цены товара за каждый день просрочки.[∗] пункт 2 статьи 25 и пункт 1 статьи 26 Закона Республики Беларусь от 09.01.2002 «О защите прав потребителей»


Отсутствие у потребителя чека или другого документа, подтверждающего факт приобретения товара, не может являться основанием для отказа в удовлетворении его требований. Подтверждением того, что товар приобретался у данного продавца могут являться:[∗] пункт 10 статьи 20 Закона Республики Беларусь от 09.01.2002 «О защите прав потребителей»

  • показания свидетелей;
  • элементы потребительской тары (упаковки), на которых имеются отметки, подтверждающие приобретение товара у данного продавца;
  • документы, например:
  • квитанция к приходному кассовому ордеру;
  • квитанция к отрывному талону;
  • надлежащим образом оформленный технический паспорт;
  • инструкция по эксплуатации;
  • руководство пользователя;
  • другие доказательства, указывающие на приобретение товара у данного продавца.

По общему правилу потребитель вправе предъявить требования продавцу (изготовителю, поставщику, представителю, ремонтной организации) в отношении недостатков товара в течение гарантийного срока или срока годности товара. В случае, когда гарантийный срок или срок годности не установлены или гарантийный срок составляет меньше 2 лет, потребитель может предъявить свои требования При этом потребителю самому придется доказывать, что недостатки товара возникли до передачи его покупателю или по причинам, возникшим до такой передачи.
(статьи 446 и 447 Гражданского кодекса Республики Беларусь), если недостатки товара были обнаружены им в течение 2 лет со дня передачи товара. В отношении недвижимого имущества действуют другие правила: если гарантийный срок не установлен, потребитель может предъявить свои требования в течение 3 лет со дня его передачи потребителю, если более длительные сроки не установлены законодательством или договором.[∗] пункт 1 статьи 21 Закона Республики Беларусь от 09.01.2002 «О защите прав потребителей»

Гарантийный срок товара исчисляется с момента передачи товара потребителю, а срок службы и срок годности с момента его изготовления.[∗] пункт 2 статьи 21 Закона Республики Беларусь от 09.01.2002 «О защите прав потребителей» Однако из этого правила есть исключения:

для сезонных товаров (одежды, меховых изделий и др.);

Для сезонных товаров (одежды, меховых изделий и др.) гарантийные сроки исчисляются с момента наступления соответствующего сезона:[∗] пункт 3 статьи 21 Закона Республики Беларусь от 09.01.2002 «О защите прав потребителей»

  • для товаров весенне-летнего ассортимента – с 1 апреля;
  • для товаров осенне-зимнего ассортимента – с 1 октября.

Для обуви сезонного назначения гарантийные сроки носки исчисляются:[∗] пункт 3 статьи 21 Закона Республики Беларусь от 09.01.2002 «О защите прав потребителей»

  • для зимней обуви – с 15 ноября;
  • для весенней – с 1 марта;
  • для осенней обуви – с 15 сентября,
  • для летней обуви – с 1 мая.

Течение гарантийного срока прерывается с наступлением другого сезона. Однако если потребитель начал пользоваться сезонным товаром до указанных сроков и в ходе его использования обнаружены недостатки, то гарантийный срок исчисляется со дня начала использования такого товара, заявленного потребителем.[∗] пункт 3 статьи 21 Закона Республики Беларусь от 09.01.2002 «О защите прав потребителей»

для товара, нуждающегося в специальной установке (подключении) или сборке

Если товар нуждается в специальной установке (подключении) или сборке, гарантийный срок исчисляется со дня его установки (подключения) или сборки. Если у потребителя нет возможности использовать товар по обстоятельствам, зависящим от продавца (когда товар нуждается в специальной установке (подключении) или сборке, которые обязаны осуществить продавец или уполномоченная им в соответствии с договором организация, либо в нем имеются недостатки, либо он не может использоваться потребителем по иным причинам), гарантийный срок не исчисляется до устранения продавцом таких обстоятельств. Если день доставки, установки (подключения) или сборки товара, устранения зависящих от продавца обстоятельств, вследствие которых потребитель не может использовать товар по назначению, определить невозможно, этот срок исчисляется со дня заключения договора.[∗] пункт 4 статьи 21 Закона Республики Беларусь от 09.01.2002 «О защите прав потребителей»

Брестское областное унитарное предприятие «Управление ЖКХ»
224005, г.Брест ул.Гоголя 2-1
График работы: 8.30 до 17.30, обед с 13.00 до 14.00
Приемная: +375-162 27-92-51
Канцелярия: +375-162-27-92-89; +375-162-27-92-90
Факс: +375-162 279230
Горячая линия: 115
[email protected]

В соответствии с Законом Республики Беларусь «О защите прав потребителей», Правилами продажи товаров при осуществлении дистанционной торговли, утвержденными постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 15 января 2009 г. N 31 в редакции постановления Совета Министров Республики Беларусь от 25 июня 2021 г. N 363, Рекомендациями МАРТ для продавцов при осуществлении Интернет-торговли от 22.07.2014 «О мерах по обеспечению соблюдения законодательства о защите прав потребителей при осуществлении Интернет-торговли».

1. При продаже товаров через Интернет-магазины до сведения потребителя должна доводиться следующая информация:

1.1. на главной странице сайта Интернет-магазина:

  • полное наименование и место нахождения юридического лица, а также информация о государственной регистрации юридического лица;
  • номера контактных телефонов, адрес электронной почты продавца, а также лица, уполномоченного продавцом рассматривать обращения покупателей о нарушении их прав, предусмотренных законодательством о защите прав потребителей;
  • номера контактных телефонов работников местных исполнительных и распорядительных органов по месту государственной регистрации продавца, уполномоченных рассматривать обращения покупателей в соответствии с законодательством об обращениях граждан и юридических лиц;
  • режим работы;
  • способы оплаты товаров и их доставки;
  • дата включения сведений об интернет-магазине в Торговый реестр Республики Беларусь.

1.2. на любой странице сайта Интернет-магазина:

  • образцы платежных документов, формируемых с использованием кассового оборудования, подтверждающих прием продавцом от покупателя наличных денежных средств;
  • информация о возможности оплаты товара путем дистанционного перечисления денежных средств;
  • следующая информация о товаре: наименование товара; цена, условия приобретения и оплаты товара, а также способы оплаты товара; способы и сроки доставки товара; цена и условия оплаты доставки товаров; гарантийный срок, если он установлен; полное наименование, место нахождения изготовителя, а также при наличии – организации или ИП, осуществляющей деятельность по ввозу товаров на территорию Республики Беларусь для их последующей реализации, представителя, ремонтной организации; страна происхождения товара, если она не совпадает с местом нахождения изготовителя; информация о том, что товар были в употреблении или в нем устранялся недостаток, в том числе об имеющихся в товаре недостатках, размещаемая с наименованием товара.

1.3. Следующая информация может доводиться до сведения покупателей в устной форме либо по требованию покупателя в письменной форме:

  • указание на нормативные документы, устанавливающие требования к качеству товара (для товаров, выпускаемых по таким нормативным документам);
  • сведения об основных потребительских свойствах товаров; рекомендации и (или) ограничения по использованию, если их использование без этих рекомендаций и (или) ограничений затруднено либо может причинить вред здоровью покупателей, их имуществу;
  • дата изготовления а также срок службы, и (или) срок годности, и (или) срок хранения товара, указание условий хранения товара, если они отличаются от обычных условий хранения соответствующих товаров либо требуют специальных условий хранения, а также сведения о необходимых действиях покупателя по истечении указанных сроков и возможных последствиях при невыполнении таких действий, если товар по истечении указанных сроков представляет опасность для жизни, здоровья, наследственности, имущества покупателя и окружающей среды или становится непригодными для использования по назначению;
  • сведения об обязательном подтверждении соответствия товара, подлежащего обязательному подтверждению соответствия;
  • количество или комплектность товара; сведения о классах энергоэффективности товаров в случаях, если их установление предусмотрено законодательством;
  • полное наименование и место нахождения юридического лица или ИП, уполномоченного продавцом на доставку товаров;
  • информация об условиях, сроках и порядке расторжения договора, в том числе в случае отказа покупателя от исполнения договора до передачи ему товаров, включая информацию о порядке возврата денежной суммы, уплаченной за товары;
  • иные сведения, которые в соответствии с законодательством, техническими регламентами Таможенного союза и Евразийского экономического союза или соответствующими договорами обязательны для предоставления покупателю, в том числе сведения, относящиеся к соответствующему договору и предоставляемые по просьбе покупателя.

2. Вся информация должна доводиться до сведения потребителя на белорусском или русском языке.

3. Цена товаров должна указываться исключительно в белорусских рублях.

4. При предоставлении скидок информация об их размере доводится до покупателей в процентном отношении к установленной цене товаров либо в абсолютном выражении в денежных единицах. (Например: «Скидки от 10% до 50% от цены товара» или «Скидки от 10 рублей от цены товара»).

5. В момент доставки товара потребитель вправе отказаться от приобретения товара без возмещения продавцу расходов, если потребителю не была предоставлена вся необходимая информация о товаре.

6. Продавец обязан принять претензию потребителя и рассмотреть ее в установленном Законом Республики Беларусь «О защите прав потребителей» порядке.

ЗоЗПП имеет решающее значение в Республике Беларусь. Согласно исследованиям, он повлиял на развитие белорусского рынка больше, чем иные нормативно-правовые акты, связанные с законодательством в области торговли.

Основная функция этого закона заключается в том, чтобы урегулировать отношения между сторонами договора о купле-продаже, защитить права покупателя в случае недобросовестного отношения продавца к нему, а также защитить самого продавца, в случае недобросовестного поведения со стороны потребителя.

Кроме того, ЗоЗПП РБ описывает возможности и права граждан, приобретающих различного рода продукцию. Например, в права покупателя входит получение полной и достоверной информации о товарах и услугах, которые покупаются им. Таким образом, продавец не вправе утаивать информацию о товаре или же предоставлять неточные сведения.

А также покупатель вправе воспользоваться всей информацией о приобретаемом продукте, при этом доступ к этим сведениям не может быть ограничен продавцом, производителем и иными лицами.

Человек, совершающий покупку, вправе самостоятельно выбрать нужный ему товар. При этом продавцу следует знать о том, что он не имеет права влиять на выбор покупающего, но подсказать при выборе покупки обязан.

Гарантия возврата

Мы гарантируем, что в случае заводского дефекта мы бесплатно заменим товар.

Гарантия качества

Весь представленный на страницах сайта товар соответствует ГОСТ и ТР ТС!

  • 07.09.2021 Автоковрики салона
  • 07.09.2021 Ковры багажника
  • 25.06.2021 Трещотки пневматические
  • 25.06.2021 Гайковерты пневматические
  • 22.06.2021 Компрессоры пневматические


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *