Закон о фермерских крестьянских хозяйствахв на 2021 год
Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Закон о фермерских крестьянских хозяйствахв на 2021 год». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.
Федеральная налоговая служба, рассмотрев обращение, сообщает следующее.
Правовые основы для осуществления производственной или иной хозяйственной деятельности в области сельского хозяйства содержатся в Гражданском кодексе Российской Федерации.
В силу пункта 5 статьи 23 Гражданского кодекса Российской Федерации граждане вправе заниматься вышеуказанной предпринимательской деятельностью без образования юридического лица на основе соглашения о создании крестьянского (фермерского) хозяйства, заключённого в соответствии с законом о крестьянском (фермерском) хозяйстве. Главой крестьянского (фермерского) хозяйства может быть гражданин, зарегистрированный в качестве индивидуального предпринимателя.
Кроме того, в соответствии с абзацем первым пункта 1 статьи 861 Гражданского кодекса Российской Федерации граждане, ведущие совместную деятельность в области сельского хозяйства без образования юридического лица на основе соглашения о создании крестьянского (фермерского) хозяйства (статья 23), вправе создать юридическое лицо — крестьянское (фермерское) хозяйство.
Вышеприведённые нормы введены Федеральным законом от 30.12.2012 N 302-ФЗ «О внесении изменений в главы 1, 2, 3 и 4 части первой Гражданского кодекса Российской Федерации».
Таким образом, Гражданским кодексом Российской Федерации предусмотрена возможность регистрации юридического лица (в том числе в форме крестьянского (фермерского) хозяйства) либо без образования юридического лица (индивидуального предпринимателя).
В целях государственной регистрации указанных субъектов предпринимательской деятельности ФНС России издан приказ от 31.08.2020 N ЕД-7-14/617@ об утверждении форм заявлений, в который специальная форма заявления о регистрации крестьянского (фермерского) хозяйства без образования юридического лица не включена, поскольку порядок государственной регистрации таких хозяйств действующим законодательством Российской Федерации не установлен.
Вместе с тем при отсутствии механизма ведения учёта крестьянских (фермерских) хозяйств без образования юридического лица и в целях необходимости идентификации указанных фермерских хозяйств совместно с Министерством сельского хозяйства Российской Федерации прорабатывается вопрос возможности отражения в Едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей сведений о том, что индивидуальный предприниматель является главой крестьянского (фермерского) хозяйства.
В.Г. Колесников |
Продлят ли статус КФХ на 2021 год?
ГК РФ предусмотрена регистрация юрлица, в т. ч. в форме крестьянского (фермерского) хозяйства, либо ИП.
Специальная форма заявления о регистрации хозяйства без образования юрлица не установлена, поскольку соответствующая процедура не предусмотрена законом.
При этом прорабатывается вопрос о возможности отражения в ЕГРИП сведений о том, что ИП является главой крестьянского (фермерского) хозяйства.
Федеральный закон о крестьянском (фермерском) хозяйстве
Принят Государственной Думой 22 декабря 2020 года
Одобрен Советом Федерации 25 декабря 2020 года
Статья 1
Внести в абзац первый пункта 3 статьи 23 Федерального закона от 11 июня 2003 года N 74-ФЗ «О крестьянском (фермерском) хозяйстве» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2003, N 24, ст. 2249; 2009, N 44, ст. 5168; 2012, N 53, ст. 7588) изменение, исключив слова «на период до 1 января 2021 года».
Статья 2
Настоящий Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования.
Президент Российской Федерации В. Путин
О КРЕСТЬЯНСКОМ ИЛИ ФЕРМЕРСКОМ ХОЗЯЙСТВЕ
- Какой статус будет у фермера после госрегистрации?
Компанию, работающую в с/х сфере, можно зарегистрировать как ИП или юрлицо. Статус присваивается сразу после госрегистрации бизнеса.
- Можно ли фермерской организации использовать упрощенную систему бухучета?
Да, компания может задействовать минимальный объем регистров при ведении налоговой и бухгалтерской отчетности.
- Нужно ли учитывать средства по кассовым операциям?
Фермерское хозяйство обязуется выполнять законодательные нормы. Если имеются кассовые расчеты, то эти операции нужно документировать.
- Если по итогам отчетного периода получился убыток, налагается ли штраф при ЕСХН?
Доходность или убыточность предприятия не влияет на обязательства налогоплательщика уплачивать авансовые и основные платежи в ИФНС. Если деньги не поступают, то налагается штраф (пеня).
(в ред. Федеральных законов от 04.12.2006 N 201-ФЗ, от 13.05.2008 N 66-ФЗ, от 30.10.2009 N 239-ФЗ, от 28.12.2010 N 420-ФЗ, от 28.07.2012 N 133-ФЗ, от 25.12.2012 N 263-ФЗ, от 28.12.2013 N 446-ФЗ, от 23.06.2014 N 171-ФЗ, от 29.12.2020 N 474-ФЗ)
Принят
Государственной Думой
23 мая 2003 года
Одобрен
Советом Федерации
28 мая 2003 года
Настоящий Федеральный закон определяет правовые, экономические и социальные основы создания и деятельности крестьянских (фермерских) хозяйств.
Настоящий Федеральный закон гарантирует гражданам право на создание крестьянских (фермерских) хозяйств и их самостоятельную деятельность.
1. Крестьянское (фермерское) хозяйство (далее также — фермерское хозяйство) представляет собой объединение граждан, связанных родством и (или) свойством, имеющих в общей собственности имущество и совместно осуществляющих производственную и иную хозяйственную деятельность (производство, переработку, хранение, транспортировку и реализацию сельскохозяйственной продукции), основанную на их личном участии.
2. Фермерское хозяйство может быть создано одним гражданином.
3. Фермерское хозяйство осуществляет предпринимательскую деятельность без образования юридического лица.
К предпринимательской деятельности фермерского хозяйства, осуществляемой без образования юридического лица, применяются правила гражданского законодательства, которые регулируют деятельность юридических лиц, являющихся коммерческими организациями, если иное не вытекает из федерального закона, иных нормативных правовых актов Российской Федерации или существа правовых отношений.
4. Фермерское хозяйство может признаваться сельскохозяйственным товаропроизводителем в соответствии с законодательством Российской Федерации.
1. Федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления содействуют созданию фермерских хозяйств и осуществлению ими своей деятельности, оказывают поддержку фермерским хозяйствам, в том числе посредством формирования экономической и социальной инфраструктур для обеспечения доступа фермерским хозяйствам к финансовым и иным ресурсам, а также в соответствии с законодательством Российской Федерации о малом предпринимательстве.
2. Вмешательство федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления в хозяйственную и иную деятельность фермерского хозяйства не допускается, за исключением случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации.
1. Право на создание фермерского хозяйства имеют дееспособные граждане Российской Федерации, иностранные граждане и лица без гражданства.
2. Членами фермерского хозяйства могут быть:
1) супруги, их родители, дети, братья, сестры, внуки, а также дедушки и бабушки каждого из супругов, но не более чем из трех семей. Дети, внуки, братья и сестры членов фермерского хозяйства могут быть приняты в члены фермерского хозяйства по достижении ими возраста шестнадцати лет;
2) граждане, не состоящие в родстве с главой фермерского хозяйства. Максимальное количество таких граждан не может превышать пять человек.
1. В случае создания фермерского хозяйства одним гражданином заключение соглашения не требуется.
2. Граждане, изъявившие желание создать фермерское хозяйство, заключают между собой соглашение.
3. Соглашение о создании фермерского хозяйства (далее — соглашение) должно содержать сведения:
1) о членах фермерского хозяйства;
2) о признании главой фермерского хозяйства одного из членов этого хозяйства, полномочиях главы фермерского хозяйства в соответствии со статьей 17 настоящего Федерального закона и порядке управления фермерским хозяйством;
3) о правах и об обязанностях членов фермерского хозяйства;
4) о порядке формирования имущества фермерского хозяйства, порядке владения, пользования, распоряжения этим имуществом;
5) о порядке принятия в члены фермерского хозяйства и порядке выхода из членов фермерского хозяйства;
6) о порядке распределения полученных от деятельности фермерского хозяйства плодов, продукции и доходов.
4. К соглашению прилагаются копии документов, подтверждающих родство граждан, изъявивших желание создать фермерское хозяйство.
5. Соглашение подписывается всеми членами фермерского хозяйства.
6. По усмотрению членов фермерского хозяйства в соглашение могут включаться иные не противоречащие гражданскому законодательству условия.
7. Изменения, касающиеся состава фермерского хозяйства, должны быть внесены в соглашение, заключаемое членами фермерского хозяйства.
1. В состав имущества фермерского хозяйства могут входить земельный участок, хозяйственные и иные постройки, мелиоративные и другие сооружения, продуктивный и рабочий скот, птица, сельскохозяйственные и иные техника и оборудование, транспортные средства, инвентарь и иное необходимое для осуществления деятельности фермерского хозяйства имущество. (в ред. Федерального закона от 04.12.2006 N 201-ФЗ)
2. Плоды, продукция и доходы, полученные фермерским хозяйством в результате использования его имущества, являются общим имуществом членов фермерского хозяйства.
3. Имущество фермерского хозяйства принадлежит его членам на праве совместной собственности, если соглашением между ними не установлено иное.
Доли членов фермерского хозяйства при долевой собственности на имущество фермерского хозяйства устанавливаются соглашением между членами фермерского хозяйства.
4. Перечень объектов, входящих в состав имущества фермерского хозяйства, порядок формирования имущества фермерского хозяйства устанавливаются членами фермерского хозяйства по взаимному согласию.
Члены фермерского хозяйства сообща владеют и пользуются имуществом фермерского хозяйства. Порядок владения и пользования имуществом фермерского хозяйства определяется соглашением, заключенным между членами фермерского хозяйства в соответствии со статьей 4 настоящего Федерального закона.
Всё имущество, за исключением прав на землю, формально будет передано членам к(ф)х (как физическим лицам) на праве общей собственности.
С землёй всё сложнее. Право собственности на землю, а также права владения и аренды, исключены с 27.12.1990 года из состава имущества к(ф)х (статья 14 Закона РСФСР от 22 ноября 1990 г. N 348-1).
Земельные участки в тот период «предоставлялись членам для организации к(ф)х», т.е. физическим лицам, которые потом «как бы передавали» их юридическому лицу. «Как бы» – потому, что такая передача не оформлялась вообще никак.
В некоторых регионах органы гос. власти, в том числе и суды, считают, что члены «как бы передали» в собственность свои земельные участки, а в некоторых – в пользование. От этого зависит – какой субъект права указан в свидетельстве о праве собственности на такой земельный участок. Единой практики по стране не сложилось.
Это обстоятельство может оказаться очень важным впоследствии, например, при переоформлении земли. К этому вопросу мы ещё вернёмся.
Законодательство не предлагает ни организационно-правовые формы, ни способ изменения правового статуса к(ф)х-90 – налицо пробел в праве («депутаты забыли»).
Так, об изменении статуса к(ф)х-90 есть всего два упоминания в действующем законодательстве; помимо вышеприведённого – вот второе:
Статья 7. Юридические лица, указанные в пунктах 2 — 7 статьи 6 настоящего Федерального закона, а также крестьянские (фермерские) хозяйства освобождаются от уплаты регистрационного сбора при регистрации изменений их правового статуса в связи с его приведением в соответствие с нормами части первой Кодекса.
(Федеральный закон от 30.11.1994 № 52-ФЗ (в ред. от 08.05.2009) «О введении в действие части первой Гражданского кодекса Российской Федерации).
Таким образом, Гражданский Кодекс предлагает любую из более 30 организационно-правовых форм, предусмотренных законами.
Чаще всего фермеры выбирают следующие организационно-правовые формы:
- крестьянские (фермерские) хозяйства с главой в качестве индивидуального предпринимателя и
- общества с ограниченной ответственностью.
Ошибочно толкование статьи 259 Гражданского кодекса России, согласно которой выбор ограничен только двумя формами:
Членами крестьянского (фермерского) хозяйства на базе имущества хозяйства может быть создано хозяйственное товарищество или производственный кооператив.
Эта статья относится к крестьянским (фермерским) хозяйствам, образованным без прав юридического лица с регистрацией главы в качестве индивидуального предпринимателя, уже после вступления ГК в силу в 1995 году (по закону 2003 года о к(ф)х).
Налоговый и бухучет КФХ в 2021 году
Гражданским Кодексом России установлен только один способ «изменения статуса» юридического лица – реорганизация (например, в форме преобразования).
5. При преобразовании юридического лица одного вида в юридическое лицо другого вида (изменении организационно-правовой формы) к вновь возникшему юридическому лицу переходят права и обязанности реорганизованного юридического лица в соответствии с передаточным актом.
К(ф)х-90 не может быть преобразован в крестьянское (фермерское) хозяйство с регистрацией главы в качестве индивидуального предпринимателя, поскольку такая форма ведения дел не является юридическим лицом, а преобразование или иная форма реорганизации возможно исключительно с юридическими лицами, но не гражданами (см. выше п.5.ст.58 ГК РФ).
По этой причине, в 2003 году Министерством по налогам и сборам предложена Форма № Р27002 «Заявление о внесении в Единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей записи о крестьянском (фермерском) хозяйстве, зарегистрированном до вступления в силу части первой Гражданского кодекса Российской Федерации» (Приложение № 4 к Приказу МНС России от 03.12.2003 № БГ-3-09/664).
По такому заявлению ФНС регистрирует прекращение к(ф)х-90 и одновременно регистрируется новый статус главы хозяйства в качестве индивидуального предпринимателя. Никаких передаточных актов к заявлению не прикладывается, сообщения, положенные при реорганизации, в вестнике гос.регистрации не публикуется. К(ф)х-90 просто исключается из ЕГРЮЛ, а глава считается вновь зарегистрированным ПБОЮЛ.
В выписках из ЕГРЮЛ/ЕГРПИП не содержится никаких ссылок на реорганизации, т.е. к(ф)х-90 прекращается без универсального правопреемства.
В случае прекращения к(ф)х, арендующего земельный участок из фонда перераспределения земель, такой участок возвращается в фонд перераспределения земель (ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения»).
Права на землю, находящуюся в собственности к(ф)х переходят к членам к(ф)х, а затем, зарегистрировав переход права собственности на земельный участок на себя, члены могут внести эти права в общее имущество к(ф)х-2003.
В случае же реорганизации (преобразования) и арендуемые, и собственные земельные участки переоформляются на новое юр.лицо в соответствии с передаточным актом (в котором просто должна быть ссылка на соответствующих договор аренды).
По этой причине, мы настоятельно рекомендуем не пользоваться предложенным ФНС «лёгким» путём, и формой Р27002, поскольку права аренды на земельные участки будут, в таком случае, утрачены. Наиболее простой способ сохранить права аренды на земельные участки для к(ф)х-90 — юридического лица — это пройти общую процедуру реорганизации в форме преобразования.
Новость отредактировал: artyukhov — 20-07-2020
Причина: продлили срок для «приведения статуса» КФХ.
Директор Национального союза производителей плодов и овощей Михаил Глушков предполагает, что для 99% фермеров данная инициатива мало что изменит. Он уверен, что проходимость в торговых точках на земельных участках КФХ будет минимальной. «Сколько человек реально будет посещать такие торговые объекты? Особенно среди тех, кто до введения закона не покупал эту продукцию онлайн или по знакомству?» — задаётся он вопросом.
Михаил Глушков предполагает, что новый законопроект может быть интересен тем фермерам, земля которых прилегает к федеральным трассам. С этим согласен и Михаил Шконда. «У нас в ассоциации есть хозяйства, которые находятся рядом с дорогой, — для них это преимущество. Ведь фермеры в принципе торгуют, как правило, небольшими объёмами. А сбыт напрямую с фермы может закрыть значительную часть продаж», — считает эксперт. Ещё одним преимуществом для фермера, по его словам, является то, что клиент не только приобретает продукцию без посредников, но и может видеть землю, на которой она выращена.
Михаил Глушков предлагает пойти дальше и разрешить фермерам строительство жилых домов на принадлежащих им участках сельхозназначения, чтобы те были ближе к своей земле.
Однако Михаил Шконда отмечает, что в инициативе со строительством домов появляется лазейка для злоупотребления. «У многих появится соблазн получить землю, построить там дом, посадить несколько плодовых деревьев и называть это сельскохозяйственной деятельностью», — говорит он. А вот нынешняя инициатива Минсельхоза — строительство торговых точек на фермерских участках — такие лазейки не даёт.
По мнению Тамары Решетниковой, серьёзной подмогой для фермеров также может стать цивилизованная организация закупочных контор — районных и региональных, когда в период сбора урожая к фермерам специально бы приезжали за продуктами. В таком случае аграрии заранее были бы уверены, что их продукцию купят, а также устанавливали свои цены на товар.
Федеральный закон от 11.06.2003 N 74-ФЗ
5. Дополнительные права региональных властей
Региональным властям предоставлено право самостоятельно (своими законами) определять те муниципалитеты, на территории которых строительство/реконструкция/эксплуатация фермерских домов не допускаются. В запретный перечень попадут, к примеру, земельные участки с расположенными на них особо ценными с/х угодьями.
Наделяя власти регионов дополнительными полномочиями, законодатель принял во внимание большие опасения фермеров в образовании потенциальных проблем:
- прогнозируемые скачки стоимости фермерской земли, в тех муниципалитетах, которые находятся вблизи больших городов
- резкое ограничение возможности получения земли под фермерство в аренду – как следствие роста цены на землю
По информации парламентария Николаева Н.П., Председателя комитета Госдумы по природным ресурсам, собственности и земельным отношениям, являющегося одним из инициаторов разработки закона ФЗ №299-ФЗ от 02.07.2021, в России на данный момент:
- зарегистрировано порядка 170 тысяч крестьянско-фермерских хозяйств, обрабатывающих более 43 млн. га с/х земель
- это более 20% тех земель, которые в стране есть и которые обрабатываются
- необходима поддержка инициатив граждан в создании и развитии деятельности КФХ с приемлемыми для них условиями предоставления сельхозземли
С учётом того, фермерские хозяйства зачастую находятся достаточно далеко от населённых пунктов, норма о разрешении на строительство жилого дома на сельхозземлях для многих из них актуальна. Логично предположить, что такие земли:
- не будут входить в ограничительный перечень муниципальных земель, который подготовят власти субъектов РФ
- будут застроиваться фермерскими домами
В отличие от ИП, которое может быть открыто только на одно лицо, КФХ позволяет его участникам (связанным между собой родством или свойством) объединиться с целью производства, хранения, переработки какой-либо сельскохозяйственной продукции. Руководителем КФХ — главой — становится человек, на которого регистрируется ИП. Создать КФХ может и один человек.
Есть также принципиальные особенности возглавляемого предпринимателем фермерского хозяйства:
- предполагается личное участие в нем всех родственников, входящих в объединение (родственники не более чем из трех семей, возраст каждого участника не моложе 16 лет);
- используется общее имущество членов хозяйства (к примеру, земельные участки);
- допускается принимать не более 5 участников, не связанных родственными связями с главой КФХ (ограничение не касается найма работников по трудовому договору).
Кроме того, по всем обязательствам ИП отвечает всем своим имуществом, а при КФХ возникает субсидиарная ответственность участников объединения.
Чтобы понять, что такое КФХ, обратимся к Федеральному закону от 11.06.2003 N 74-ФЗ (ред. от 23.06.2014) «О крестьянском (фермерском) хозяйстве»:
- Статья 1. Понятие крестьянского (фермерского) хозяйства — Крестьянское (фермерское) хозяйство (далее также — фермерское хозяйство) представляет собой объединение граждан, связанных родством и (или) свойством, имеющих в общей собственности имущество и совместно осуществляющих производственную и иную хозяйственную деятельность (производство, переработку, хранение, транспортировку и реализацию сельскохозяйственной продукции), основанную на их личном участии.
- Статья 3. Фермерское хозяйство осуществляет предпринимательскую деятельность без образования юридического лица. К предпринимательской деятельности фермерского хозяйства, осуществляемой без образования юридического лица, применяются правила гражданского законодательства, которые регулируют деятельность юридических лиц, являющихся коммерческими организациями, если иное не вытекает из федерального закона, иных нормативных правовых актов Российской Федерации или существа правовых отношений.
Другими словами, коллективное фермерское хозяйство — это зарегистрированное в установленном порядке объединение граждан, которые:
- состоят в родстве (свойстве);
- имеют общее имущество (землю, постройки, птицу, скот, оборудование, технику, инвентарь и т.п.);
- принимают личное участие в совместной хозяйственной деятельности, предметом которой является сельскохозяйственная продукция.
Учредить КФХ могут:
- российские граждане;
- иностранцы;
- лица, не имеющие гражданства.
Все члены коллективного фермерского хозяйства должны обладать дееспособностью. Закон налагает некоторые ограничения на состав членов КФХ:
- супруги могут привлекать к участию в бизнесе только своих родителей, бабушек и дедушек, а также достигших шестнадцатилетнего возраста детей, внуков, сестер, братьев;
- состав хозяйства не может содержать представителей более чем трех семей;
- в качестве исключения допускается привлекать к участию в деятельности лиц, которые не состоят в родстве (свойстве) с главой КФХ. Таких граждан может быть не более пяти.
Состав не является постоянным. Гражданин, отвечающий требованиям закона, может быть принят в члены коллективного фермерского хозяйства по обоюдному согласию его учредителей. Для выхода из КФХ достаточно подать его главе письменное заявление.
Предметом деятельности является сельскохозяйственная продукция. Хозяйство вправе ее производить, перерабатывать, хранить, перевозить и реализовывать по собственному усмотрению. КФХ может заниматься:
- животноводством;
- земледелием;
- полеводством;
- лесоводством и т.п.
Коллективное фермерское хозяйство вправе иметь в пользовании автомобильный транспорт. На нем можно перевозить грузы, необходимые для осуществления хозяйственной деятельности. Закон не запрещает транспортировать: корма; удобрения; семена; сырье; изготовленную продукцию; ГСМ; технику и запасные части; другие грузы, нужные для хозяйства.
Коллективное фермерское хозяйство считается отрытым со дня государственной регистрации. Только после постановки на налоговый учет оно получает правосубъектность и может осуществлять хозяйственную и иную законную деятельность. Правовая система допускает регистрацию КФХ в форме юридического лица, однако чаще всего его глава регистрируется в качестве индивидуального предпринимателя.
Для совершения регистрационных действий понадобится собрать пакет документов. Глава КФХ может лично подать бумаги в налоговую инспекцию по месту своей прописки. Это позволит избежать затрат на нотариальное удостоверение подписей.
В перечень документов, необходимых для проведения регистрации, входят:
- заявление формы р21002;
- соглашение о создании коллективного фермерского хозяйства;
- квитанция (чек) об оплате госпошлины;
- копия паспорта главы КФХ и оригинал для сверки;
- уведомление о переходе на выбранный режим налогообложения (при необходимости).
Внимание стоит уделить составлению учредительного соглашения. В нем нужно детально прописать все главные вопросы функционирования будущего субъекта хозяйственной деятельности. Согласно действующему законодательству в этом документе должны содержаться положения, определяющие:
- членов и главу КФХ;
- порядок управления и полномочия главы;
- права и обязанности членов;
- порядок формирования имущественного фонда, а также правоотношения собственности;
- правила принятия новых членов и выхода из состава коллективного фермерского хозяйства;
- порядок распределения полученных в процессе деятельности доходов, продукции.
Соглашение должно содержать сведения о дате и месте заключения. В конце документа все учредители ставят свои подписи.
Регистрация занимает не более трех рабочих дней. По истечении этого срока можно будет забрать следующие документы:
- свидетельство о государственной регистрации;
- свидетельство о постановке на учет в налоговом органе;
- выписку из государственного реестра.
Обязательно стоит открыть расчетный счет в банке. Он понадобится для безналичных расчетов, в том числе для уплаты обязательных платежей в бюджеты и внебюджетные фонды. Регистрация КФХ в ПФР и ФСС происходит автоматически. Соответствующие уведомления направляются почтой на адрес главы хозяйства.
О крестьянском (фермерском) хозяйстве
Государство реализует различные программы с целью развития сельскохозяйственного бизнеса. Меры, направленные на поддержку фермеров, принимаются как на федеральном, так и на региональном уровне. После открытия КФХ можно претендовать на помощь со стороны государства.
В регионах часто проводятся конкурсы по распределению финансовых средств среди фермерских хозяйств. Желающие в них участвовать заранее подают заявки в конкурсные комиссии. Правилами обычно предусматривается последующая подача отчетов о расходовании государственных активов.
С целью улучшения платежеспособности в сельскохозяйственной отрасли государство предоставляет субсидии на погашение обязательств по инвестиционным кредитам. Выбор победителей также осуществляется на конкурсной основе после рассмотрения поданных заявок.
Реализация проектов по финансовой поддержке фермеров возлагается на профильные государственные учреждения. Уровни лимитов, виды помощи и правила участия в программах ежегодно меняются. Следить за актуальной информацией можно на сайтах государственных органов, работающих с бизнесом в области сельского хозяйства.
Наиболее подходящие варианты:
- купить земельный участок у частного лица;
- арендовать частную землю;
- взять в аренду земельный участок, находящийся в муниципальной собственности.
Последний вариант больше всего подходит для недавно открытых КФХ. Арендовать муниципальную землю подчас намного выгоднее, чем частную. И дело даже не в том, что это дорого, просто очень сложно найти в продаже подходящий участок. Органы местного самоуправления вправе выделять коллективным фермерским хозяйствам участки из сельскохозяйственных земель. Такая территория может использоваться только по прямому назначению (под посевы, пастбища и т.п.). Для постройки зданий и сооружений выделяются населенных пунктов земли.
Практика по предоставлению земельных участков для ведения фермерского хозяйства в аренду по регионам разная. Все земельные участки под ведение фермерского хозяйства, независимо от того, к какой категории земель они относятся – к сельскохозяйственным или к фонду перераспределения, предоставляет местная администрация. Чтобы получить земельный участок и организовать на нем фермерское хозяйство, нужно обратиться в местную администрацию с заявлением. После рассмотрения заявления будет предоставлена информация о месте расположения предоставляемой земли. (При этом, в заявлении вы так же можете указать конкретный сформированный участок).
Если он не сформирован то необходимо будет провести межевание, топографическую съемку, составить план и точный замер участка. Поставить зем участок на кадастровый учёт, получить кадастровый паспорт. После чего получить копию кадастрового плана и выписку из кадастрового паспорта. Все документы следует представить в администрацию для вынесения постановления о передаче участка (ст. 77 ЗК РФ).
Вам понадобится:
- паспорт;
- заявление в администрацию;
- кадастровый паспорт;
- выписка из кадастрового паспорта и копия кадастрового плана;
- постановление администрации;
- квитанция об оплате за участок;
- квитанция об оплате регистрации;
- регистрация собственности или аренды.
КФХ может получить земельный участок в аренду без торгов в случаях, установленных специальным законом об обороте земель сельскохозяйственного назначения (подп. 12 п. 2 ст. 39.6 Земельного кодекса РФ). Земельный участок из числа муниципальных земель может быть предоставлен КФХ во внеконкурсном порядке, если он уже используется КФХ и при соблюдении определенных сроков обращения (п. 5.1 ст. 10 Федерального закона от 24 июля 2002 г. № 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения»). Во всех остальных случаях КФХ должно участвовать в торгах на общих условиях.
Порядок действий следующий:
- Можно пробовать начинать сразу с заявления о выделении земли от имени главы КФХ, миную подготовку и утверждение схемы расположения ЗУ. В заявлении указывают: цель — ведение или расширение фермерской деятельности; предположительный срок аренды; бизнес-план с обоснованными расчетами; адрес и площадь запрашиваемого участка.
- К заявлению прилагают документ о государственной регистрации крестьянско-фермерского хозяйства.
- Далее сельсовет должен выдать заявителю схему участка на кадастровом плане. Но если вам вдруг откажут, не поленитись подготовить схему расположения ЗУ самостоятельно — это быстрее и дешевле, чем бадаться с муниципалитетом.
- Заявитель обеспечивает выполнение межевых и кадастровых работ. Исполнительный орган, в течение 14 дней после получения кадастрового паспорта, принимает решение о предоставлении аренды на землю. Документы оформляют в течение 7 дней, с момента принятия решения.
Для КФХ доступны различные режимы налогообложения, предусмотренные законом. Наибольшей популярностью пользуются:
- общая налоговая система;
- единый сельскохозяйственный налог (ЕСХН);
- упрощенная система налогообложения (УСН).
Если в налоговую инспекцию в течение месяца после регистрации КФХ не поступило уведомление о переходе на один из специальных режимов налогообложения, то применяется общий порядок. Систему налогообложения можно менять один раз в год. Выбранный режим будет применяться с начала следующего календарного года.
Коллективное фермерское хозяйство, которое использует общую систему налогообложения, отдельно уплачивает все установленные налоги и сборы и сдает соответствующую отчетность. Применение ЕСХН и УСН предусматривает освобождение от уплаты:
- налога на прибыль организаций или НДФЛ;
- налога на имущество;
- НДС.
Остальные налоги, сборы и страховые взносы уплачиваются на общих основаниях. Режим ЕСХН был разработан специально для КФХ. Он предусматривает значительные послабления и льготы для производителей сельскохозяйственной продукции, поэтому фермеру разумно выбрать именно эту налоговую систему.
- Считаю, что коллективное фермерское хозяйство — это очень удобная форма организации малого бизнеса для людей, которые привыкли работать на земле и жить своим трудом.
- После регистрации КФХ можно рассчитывать на финансовую помощь со стороны государства. Доступны льготные кредиты на покупку техники, инвентаря, сельскохозяйственного сырья и т.п.
- Предусмотрен специальный налоговый режим с небольшой ставкой и отсутствием бумажной волокиты.
Что можно строить на участке под КФХ
Как оформить ЛПХ и начать зарабатывать с нуля
-
+1 3
- Аренда земельного участка под бизнес
- Земли сельскохозяйственного назначения
Все дело в приказе Федеральной налоговой службы от 31 августа прошлого года. Оно утвердило новые требования к подаче документов для регистрации предпринимателей. При этом почему-то была отменена форма заявления о госрегистрации КФХ. Теперь тем, кто рискнет стать фермером в статусе КФХ и подать документы на регистрацию, приходит отказ из налоговой — а нет такой формы. «Это что же получается, — недоумевают мужики на форумах. — Закон «О КФХ» никто не отменял, но налоговая его игнорирует?»
— Мы оказались перед колоссальной и абсурдной проблемой, которая прилетела, откуда вообще не ждали, — подтверждает член Общественной палаты РФ, сыровар Олег Сирота. — Деятельность КФХ регулируется отдельным федеральным законом, а налоговая вдруг берет и с ноября не регистрирует их. А зачем тогда нужны Госдума, Совфед, если у налоговой такие полномочия? За четверть века было написано много законов именно под КФХ, а теперь в одностороннем порядке они вдруг стали «мертвыми». Теперь всем предлагают регистрироваться ИП. Но почему? Чтобы лучше понять масштаб абсурда, представьте ситуацию: вы идете получать права на управление легковушкой, а вам говорят, что можно только на грузовик…
Теперь всё сами: кому выгодна торговля на фермерских землях
Гадая, для чего это было сделано, фермеры пытаются найти ответ на вопрос: кому это было на руку? И находят. Фермер в статусе КФХ имеет еще одно важное преимущество, к которому аграрии и законодатели шли много лет. На конкурсах по приобретению земли победным фактором, как правило, является цена: кто больше предложил, тот и выиграл. И понятно, что соревноваться с агрохолдингами, которые легко повышали ставки, малый сельхозпроизводитель не в состоянии. В итоге было закреплено, что заявки от КФХ рассматриваются в первую очередь, а землю в пользование фермер мог и вовсе получать без конкурса. Теперь же получается, что фермер, зарегистрировавшийся как ИП, на таких аукционах будет торговаться на общих основаниях. С почти предсказуемым итогом.
Глава Ассоциации крестьянских (фермерских) хозяйств России (АККОР), депутат Госдумы Владимир Плотников увидел в этом еще один негативный момент. В стране немало крупных личных подсобных хозяйств (ЛПХ), которые занимаются товарным сельхозпроизводством с превышением пределов площадей и привлечением наемной рабочей силы. Все это запрещено Законом «О ЛПХ». И рано или поздно такие бизнесмены, находящиеся в «тени» и не уплачивающие налогов, все равно попадут в поле зрения ФНС.
— Поэтому мы говорили: не надо их трогать, пусть занимаются, они имеют большое значение, — говорит Владимир Плотников. — Но давайте предложим им добровольно зарегистрироваться в качестве КФХ и они получат доступ к госпомощи и льготным кредитам — пусть развиваются! А им сейчас предлагают стать ИП. Однако люди этого не хотят, они боятся…
Но для чего же все это было сделано?
Субсидии начинающему фермеру выделяют по многим направлениям. Перечислим некоторые из них:
- приобретение сельскохозяйственной техники;
- средства на приобретение сельскохозяйственных животных;
- компенсация (не в полном объеме) за строительство производственных объектов (например, завод по производству молочных продуктов);
- средства для модернизации в хозяйстве (например, для приобретения современного оборудования);
- на приобретение земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения;
- компенсация по платежам за лизинг (дословно — аренда за отдельную плату);
- на приобретение посадочного материала и пр.
Начинающий фермер может рассчитывать сразу на несколько вариантов поддержки от государства, при условии, что будет соответствовать всем существующим требованиям.
Получить субсидию может не только начинающий сельскохозяйственный предприниматель, но и уже действующий, которому необходима помощь в развитии своего дела. Требования предъявляются ко всем кандидатам одинаковые.
Список требований не слишком велик, однако соответствовать им могут далеко не все фермеры.
К основным критериям относятся:
- Профессионализм. Предпочтение отдается тем фермерам, которые имеют высшее образование или опыт ведения хозяйства, сроком не менее 10 лет. То есть если человек вел более 10 лет подсобное хозяйство, и может подтвердить это, но при этом не имеет высшего или специального образования, то получить грант он может.
- Наличие собственных средств для начала бизнеса. Государство допускает, что у начинающего фермера может быть не вся сумма на руках. Поэтому минимальный порог был установлен в 30% от всех необходимых средств, этот порог каждый регион устанавливает самостоятельно.
- Грамотный бизнес-план. Без планирования будущего развития бизнеса средства из федерального бюджета выделены не будут, поскольку у комиссии не будет представления о том, какую пользу принесет развиваемое сельское хозяйство.
- Наличие в собственности хотя бы минимального количества земли и производственных объектов. То есть в собственности у начинающего предпринимателя должен быть участок и строения на нем.
- Четкий план о сбыте полученной продукции. Предприниматель должен четко представлять, как и куда он будет сдавать или продавать полученные от сельского хозяйства продукты.
- Создание постоянных рабочих мест. Общепринято, что при получении гранта фермер должен создать хотя бы одно рабочее место в сельскохозяйственной сфере, там где это возможно.
Если хотя бы одно из условий не будет выполнено, то в гранте будет отказано до тех пор, пока гражданин не станет подходить под критерии.
В случае если профессионального опыта у начинающего фермера не хватает, то грант может быть одобрен с дозволения муниципальных властей. То есть представители муниципалитета могут дать рекомендации для гражданина, который начинает развивать сельское хозяйство в районе, и рассчитывает получить субсидии.
Рассмотрением документов занимается специальная комиссия в Министерстве сельского хозяйства региона, которая выносит решение о том, будут ли выделены субсидии в помощь предпринимателю или нет. Отбор производится между всеми участниками, которые подали заявку. И предпочтение отдается тому кандидату, который наиболее полезен обществу и соответствует требованиям.
Отказ в одном гранте не означает, что в субсидировании по другому направлению будет так же отказано. Поэтому кандидат вправе подать заявления сразу по нескольким направлениям. Комиссия самостоятельно решает, на что переводить средства федерального бюджета.
В условиях экономических санкций и нестабильности мировой экономики, для государства приоритетным заданием является развитие отдельных отраслей производства.
К ним можно отнести животноводство, садоводство и сельское хозяйство. Для того чтобы поддерживать эти отрасли и привлекать в них бизнесменов, государством разработана целая система мер.
Размер субсидии напрямую зависит от того, в каком регионе происходит регистрация КФХ. С каждым годом размер субсидий возрастает, а география расширяется.
Распределение общей суммы, выделенной государством на поддержку хозяйств, происходит не в равных долях между регионами. На размер субсидирования каждого региона влияет множество факторов:
- ущерб от санкций в регионе;
- благоприятность климатических условий;
- развитие сельского хозяйства в регионе в целом.
Для того чтобы получить помощь от государства в виде субсидий, начинающий бизнесмен и его хозяйство должны соответствовать целому ряду требований.
- Необходимо зарегистрировать форму собственности будущего предприятия.
- Необходимо иметь собственные средства в размере не менее 100 тысяч рублей.
- Должен быть составлен бизнес-план, в котором должны быть показаны расходы и будущая прогнозируемая прибыль.
- Бизнесмен должен проработать не менее трёх лет.
- Если фермерское хозяйство находится в коллективной собственности, то они должны работать не менее года к моменту обращения за субсидией.
В целом следует отметить, что хоть субсидии и предназначены для начинающих, обратиться за ней могут и те, кто работает уже давно.
Для того чтобы зарегистрировать КФХ не нужно иметь какую-то особую квалификацию. Но это не означает, что не нужно обладать знаниями в области сельского хозяйства.
Членом крестьянско-фермерского хозяйства могут стать как граждане Российской Федерации, так и лица без гражданства и иностранцы. Для того чтобы образовать КФХ, глава хозяйства должен предварительно зарегистрироваться как индивидуальный предприниматель.
В классификаторе ОКВЭД для сельского хозяйства выделен почти весь раздел А.
Подраздел 01.1 — однолетние растительные культуры, пример 01.11.16 — выращивание гречки.
Подраздел 01.2 — многолетние растительные культуры, пример 01.27.1 — выращивание чая.
Подраздел 01.3 — выращивание рассады, пример тут один, 01.30, название то же.
Подраздел 01.4 — животноводство, пример 01.41.12 – разведение племенного молочного крупного рогатого скота.
Внутри этих подразделов выбираются виды деятельности (не менее 4 знаков), которыми предполагаете заниматься.
Понятие личного подсобного хозяйства установлено положениями Федерального закона № 112 от 7.07.2003. Согласно ст. 2 указанного нормативного акта, под ЛПХ понимается особая форма непредпринимательской деятельности, направленной на производство и переработку сельскохозяйственной продукции.
Реализация продукции, полученной в результате ведения гражданином и членами его семьи, не требует соответствующей регистрации в налоговом органе. Гражданин имеет право на ведение личного подсобного хозяйства с момента регистрации прав на земельный участок, предназначенный для осуществления указанной деятельности.
Для того чтобы получить право на использование бюджетных средств в целях развития личного подсобного хозяйства, потребуется собрать следующий пакет документов:
- заявление на получение субсидии;
- выписку из похозяйственной книги, используемой при ведении ЛПХ;
- копии платежных документов, подтверждающих факт несения затрат на развитие ЛПХ;
- копии технических паспортов транспорта, используемого в ЛПХ;
- копии договоров на получение кредита или займа, направленного на развитие ЛПХ;
- реестр скота;
- акты выполненных работ по убою скота и т.п.
Согласно действующему законодательству, размер субсидий, направляемых на развитие ЛПХ, устанавливается властями на региональном уровне.
Согласно п. 13.1 ст. 217 Налогового кодекса РФ, субсидии, полученные на развитие личного подсобного хозяйства и использованные по назначению, не подлежат обложению налогом на доходы физических лиц. При этом законодатель отмечает, что для освобождения от налогового бремени необходимо выполнение следующих условий:
- общая площадь земельного участка, используемого для ведения ЛПХ, не должна превышать 0,5 га (этот норматив может быть увеличен региональными властями, но не более чем в 5 раз);
- для работы в ЛПХ не привлекаются наемные работники.
Итак, действующее законодательство предоставляет владельцам личных подсобных хозяйств право на получение субсидий с целью развития сельского хозяйства в стране.
Точный размер и порядок получения бюджетных денежных средств устанавливается на региональном уровне: именно поэтому наиболее полную информацию о правилах предоставления субсидии можно получить в органах местного самоуправления.
Стоит помнить, что средства на развитие ЛФХ выделяют практически все субъекты федерации, поэтому пренебрегать своими правами на их получение не стоит.
Заниматься бизнесом и при этом не платить налогов кажется нереальным предприятием. Однако, оформив личное подсобное хозяйство (ЛПХ), вы будете зарабатывать, не занимаясь официально предпринимательской деятельностью.
При этом никаких нарушений закона, наоборот: такую деятельность государство поддерживает. ЛПХ — это натуральное хозяйство площадью до 0,5 га для выращивания растений (овощи, фрукты, злаковые, ягоды), разведения скота, птицы для нужд своей семьи.
В статье мы рассмотрим нюансы и особенности оформления и ведения ЛПХ.
В законе сказано, что господдержка – одна из составляющих ведения ЛПХ.
Помощь заключается в:
- организации инфраструктуры и содействии в создании кооперативов, которые будут помогать в обслуживании, переработке и сбыте продуктов;
- создании условий для развития (речь идет о беспроцентных займах и аренде техники);
- проведении различных мероприятий для улучшения мясных качеств животных;
- организации осеменения животных;
- бесплатном осмотре скота ветврачами.
Но независимо от того, решило ли государство подержать деятельность, мелкие землевладельцы изначально ощущают плюсы ведения подобного бизнеса.
В Думе предложили сохранить статус юрлиц за фермерскими хозяйствами до 2028 года
Излишки овощей, фруктов, мяса и др. владельцы имеют право беспрепятственно реализовывать. Единственное условие – для выращивания и ухода за растениями, живностью могут быть задействованы только члены семьи.
ЛПХ как бизнес-идея для начинающих — подробная статья для углубления в тему.
ЛПХ не регистрируется в налоговой, то есть освобождается от ведения отчетности. Учет ведут местные власти, занося сведения в похозяйственную книгу, предоставленные исключительно владельцем. Единственный обязательный налог – на землю.
На натуральное хозяйство распространяется поддержка государства, прописанная в законодательной базе про сельскохозяйственных товаропроизводителей. Для подобного содействия выделяются деньги с бюджетов РФ на разных уровнях.
Также госорганы разрабатывают и воплощают программы по упрощению ведения ЛПХ.
Как взять кредит на ЛПХ или грант на развитие сельского хозяйства — читайте в специальных статьях.
Прежде чем разобраться, как открыть КФХ в 2021 году, поразмышляем, чем же привлекателен этот вид бизнеса. И искренне скажем о его рисках. Итак, крестьянско-фермерским хозяйством называют сельскохозяйственное предприятие, в котором трудятся в основном родственники. Они самостоятельно производят, перерабатывают, хранят, транспортируют и реализуют продукцию на основе владения собственным имуществом.
Фермерское хозяйство может быть создано и одним гражданином.
Почему этот вид деятельности приобретает все больше последователей? Перечислим притягательные факторы:
- Продукты питания всегда востребованы;
- Цены на продовольствие стабильно растут, обеспечивая прибыль производителю;
- Санкции западных стран в последние годы расчистили место российскому сельхозпроизводителю на внутреннем рынке по целому ряду позиций;
- Потребитель часто отдает предпочтение отечественным продовольственным товарам, доверяя их качеству и экологичности;
- Выбор видов деятельности широк, об этом тоже думает человек, решая, как зарегистрировать КФХ в 2021 году. Есть возможность использовать особенности местности проживания, климата, и др.;
- Существует несколько федеральных и региональных программ по поддержке аграриев, особенно, в первые годы работы КФХ. Например, выдача субсидий и грантов, возмещений процентных кредитных ставок.
Да, есть и сложности, и негативные моменты. Это прибыльный бизнес, но при занятии земледелием существуют риски неурожаев
Облегчает задачу, как открыть КФХ в 2021 году, еще и такая особенность: здесь изначально не требуется