Причины отказа в назначении на должность судьи в 2021 году

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Причины отказа в назначении на должность судьи в 2021 году». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.

  • Пн
  • Вт
  • Ср
  • Чт
  • Пт
  • Сб
  • Вс

    UPD: ВККС разбиралась, почему не рекомендовали кандидатов в судьи

    Статья 1

    Пункт 3 статьи 11 Закона Российской Федерации от 26 июня 1992 года N 3132-I «О статусе судей в Российской Федерации» (Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации, 1992, N 30, ст. 1792; 1993, N 17, ст. 606; Собрание законодательства Российской Федерации, 1995, N 26, ст. 2399; 2001, N 51, ст. 4834; 2005, N 15, ст. 1278; 2009, N 29, ст. 3594; 2012, N 24, ст. 3083; 2020, N 50, ст. 8071) изложить в следующей редакции:

    «3. Мировой судья в первый раз назначается (избирается) на должность сроком на три года.

    При повторном назначении (избрании) на должность мировой судья назначается (избирается) на соответствующую должность без ограничения срока полномочий.

    Предельный возраст пребывания в должности мирового судьи — 70 лет.».

    Статья 2

    Внести в Федеральный закон от 17 декабря 1998 года N 188-ФЗ «О мировых судьях в Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 1998, N 51, ст. 6270; 2005, N 15, ст. 1278; 2012, N 41, ст. 5529) следующие изменения:

    1) пункт 2 статьи 6 после слов «до истечения срока полномочий мирового судьи,» дополнить словами «до достижения мировым судьей предельного возраста пребывания в должности мирового судьи,»;

    2) статью 7 изложить в следующей редакции:

    «Статья 7. Срок полномочий мирового судьи

    1. Мировой судья в первый раз назначается (избирается) на должность сроком на три года. По истечении указанного срока лицо, занимавшее должность мирового судьи, вправе снова выдвинуть свою кандидатуру для назначения (избрания) на данную должность.

    2. При повторном назначении (избрании) на должность мировой судья назначается (избирается) на соответствующую должность без ограничения срока полномочий. Предельный возраст пребывания в должности мирового судьи — 70 лет.».

    Статья 3

    1. Настоящий Федеральный закон вступает в силу по истечении девяноста дней после дня его официального опубликования.

    2. После дня вступления в силу настоящего Федерального закона мировые судьи сохраняют свои полномочия до истечения срока, на который они были назначены (избраны).

    Президент Российской Федерации В. Путин

    1. Комиссия при Президенте Российской Федерации по предварительному рассмотрению вопросов назначения судей и прекращения их полномочий (далее — Комиссия) является консультативным органом при Президенте Российской Федерации по обеспечению реализации конституционных полномочий Президента Российской Федерации по назначению судей федеральных судов и по внесению в Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации представления о прекращении полномочий судей, указанных в части 3 статьи 15 Федерального конституционного закона от 31 декабря 1996 г. N 1-ФКЗ «О судебной системе Российской Федерации» (далее — Федеральный конституционный закон «О судебной системе Российской Федерации») и статье 141 Закона Российской Федерации от 26 июня 1992 г. N 3132-I «О статусе судей в Российской Федерации» (далее — Закон Российской Федерации «О статусе судей в Российской Федерации»).

    2. Правовую основу деятельности Комиссии составляют Конституция Российской Федерации, федеральные конституционные законы, федеральные законы, указы и распоряжения Президента Российской Федерации, а также настоящее Положение.

    3. Положение о Комиссии утверждается Президентом Российской Федерации.

    4. Основными задачами Комиссии являются:

    а) подготовка рекомендаций Президенту Российской Федерации по представлению в соответствии со статьями 83 и 128 Конституции Российской Федерации Совету Федерации Федерального Собрания Российской Федерации кандидатур для назначения на должности Председателя Верховного Суда Российской Федерации, первого заместителя Председателя Верховного Суда Российской Федерации, заместителей Председателя Верховного Суда Российской Федерации — председателей судебных коллегий Верховного Суда Российской Федерации, председателя и заместителя председателя Апелляционной коллегии Верховного Суда Российской Федерации, судей Верховного Суда Российской Федерации;

    б) подготовка с учетом мнения полномочных представителей Президента Российской Федерации в федеральных округах рекомендаций Президенту Российской Федерации по назначению на должности судей, в том числе председателей и заместителей председателей, федеральных судов общей юрисдикции и федеральных арбитражных судов;

    в) подготовка рекомендаций Президенту Российской Федерации по внесению в Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации представлений о прекращении полномочий судей, указанных в части 3 статьи 15 Федерального конституционного закона «О судебной системе Российской Федерации» и статье 141 Закона Российской Федерации «О статусе судей в Российской Федерации», по результатам рассмотрения материалов, подготовленных по решению Президента Российской Федерации или Руководителя Администрации Президента Российской Федерации;

    г) подготовка предложений Президенту Российской Федерации по совершенствованию законодательства Российской Федерации в части, касающейся процедуры подбора кандидатов на должности судей федеральных судов и порядка наделения полномочиями судей федеральных судов;

    д) подготовка предложений Президенту Российской Федерации по совершенствованию единой государственной политики в области подбора кадров на должности судей федеральных судов.

    5. Основными функциями Комиссии являются:

    а) рассмотрение внесенных в установленном порядке материалов по кандидатурам на должности Председателя Верховного Суда Российской Федерации, первого заместителя Председателя Верховного Суда Российской Федерации, заместителей Председателя Верховного Суда Российской Федерации — председателей судебных коллегий Верховного Суда Российской Федерации, председателя и заместителя председателя Апелляционной коллегии Верховного Суда Российской Федерации, судей Верховного Суда Российской Федерации, подготовка по указанным материалам предложений Президенту Российской Федерации;

    б) рассмотрение внесенных в установленном порядке с учетом мнения полномочных представителей Президента Российской Федерации в федеральных округах материалов по кандидатурам на должности судей, в том числе председателей и заместителей председателей, федеральных судов общей юрисдикции и федеральных арбитражных судов, иных материалов, связанных с подбором кандидатов на должности судей федеральных судов, подготовка по указанным материалам предложений Президенту Российской Федерации;

    в) рассмотрение материалов и подготовка рекомендаций Президенту Российской Федерации по вопросу прекращения полномочий судей, указанных в части 3 статьи 15 Федерального конституционного закона «О судебной системе Российской Федерации» и статье 141 Закона Российской Федерации «О статусе судей в Российской Федерации»;

    г) участие в подготовке проектов федеральных законов, вносимых в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации Президентом Российской Федерации, касающихся процедуры подбора кандидатов на должности судей федеральных судов и порядка наделения полномочиями судей федеральных судов;

    д) подготовка ежегодных докладов о деятельности Комиссии и представление их Президенту Российской Федерации.

    6. Комиссия в целях решения своих основных задач имеет право запрашивать и получать в установленном порядке необходимые материалы от федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, организаций и должностных лиц, в том числе от полномочных представителей Президента Российской Федерации в федеральных округах.

    7. Материалы по кандидатурам на должности судей, указанных в подпунктах «а» и «б» пункта 5 настоящего Положения, за исключением Председателя Верховного Суда Российской Федерации, рассматриваются Комиссией в течение двух месяцев со дня внесения таких материалов в установленном порядке.

    8. В случае если Комиссия не получила необходимые материалы, запрошенные в установленном порядке в соответствии с пунктом 6 настоящего Положения, она вправе отложить рассмотрение материалов по кандидатуре на должность судьи федерального суда, но не более чем на один месяц.

    9. Предложения о представлении Президентом Российской Федерации Совету Федерации Федерального Собрания Российской Федерации кандидатур для назначения на должности первого заместителя Председателя Верховного Суда Российской Федерации, заместителей Председателя Верховного Суда Российской Федерации — председателей судебных коллегий Верховного Суда Российской Федерации, председателя и заместителя председателя Апелляционной коллегии Верховного Суда Российской Федерации, судей Верховного Суда Российской Федерации, а также предложения о назначении на должности председателей и заместителей председателей других федеральных судов, судей федеральных судов общей юрисдикции и федеральных арбитражных судов направляются Президенту Российской Федерации в течение одного месяца со дня заседания Комиссии, на котором были рассмотрены соответствующие материалы.

    10. Материалы по вопросу прекращения полномочий судей, указанных в части 3 статьи 15 Федерального конституционного закона «О судебной системе Российской Федерации» и статье 141 Закона Российской Федерации «О статусе судей в Российской Федерации», рассматриваются Комиссией в течение двух месяцев со дня получения таких материалов. Срок рассмотрения материалов может быть продлен Комиссией, но не более чем на один месяц.

    11. Состав Комиссии утверждается Президентом Российской Федерации.

    12. Заседание Комиссии считается правомочным, если на нем присутствует не менее половины членов Комиссии.

    13. Решение Комиссии принимается большинством голосов членов Комиссии, присутствующих на заседании. Отсутствующий по уважительной причине член Комиссии до начала заседания может письменно проинформировать секретаря Комиссии о своем мнении по вопросам повестки дня заседания. Эта информация оглашается на заседании Комиссии и приобщается к материалам заседания.

    14. Член Комиссии не принимает участия в рассмотрении материалов в отношении себя, своих родственников и свойственников.

    15. В случае если председательствующий на заседании или секретарь Комиссии не участвует в заседании, его обязанности выполняет по решению Комиссии один из членов Комиссии.

    16. Решения Комиссии оформляются протоколом и заключением по каждому вопросу повестки дня заседания, подписываются председательствующим на заседании и секретарем Комиссии. Особые мнения членов Комиссии оформляются в письменном виде, заносятся в протокол и прилагаются к заключению.

    17. Организационно-техническое обеспечение деятельности Комиссии осуществляет Управление Президента Российской Федерации по вопросам государственной службы и кадров.

    ВС разбирался, должны ли ККС мотивировать свои отказы кандидатам в судьи

    Лебедев В.М. Председатель Верховного Суда Российской Федерации (председательствующий на заседании Комиссии)
    Травников М.А. начальник Управления Президента Российской Федерации по вопросам государственной службы и кадров (секретарь Комиссии)
    Брычева Л.И. помощник Президента Российской Федерации — начальник Государственно-правового управления Президента Российской Федерации
    Ваничкин М.Г. заместитель Министра внутренних дел Российской Федерации
    Гусев А.В. Генеральный директор Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации (по согласованию)
    Коновалов А.В. полномочный представитель Президента Российской Федерации в Конституционном Суде Российской Федерации
    Кучерена А.Г. председатель центрального совета Общероссийского общественного движения за достойную жизнь и справедливость «Гражданское общество», председатель Общественного совета при МВД России (по согласованию)
    Локаткина Т.А. начальник Управления Президента Российской Федерации по обеспечению конституционных прав граждан
    Момотов В.В. председатель Совета судей Российской Федерации (по согласованию)
    Пономарев Ю.А. заместитель Генерального прокурора Российской Федерации (по согласованию)
    Серышев А.А. помощник Президента Российской Федерации
    Тимошин Н.В. председатель Высшей квалификационной коллегии судей Российской Федерации (по согласованию)
    Чоботов А.С. начальник Управления Президента Российской Федерации по вопросам противодействия коррупции
    Шальков Д.В. помощник Президента Российской Федерации — начальник Контрольного управления Президента Российской Федерации
    Ярин А.В. начальник Управления Президента Российской Федерации по внутренней политике

    В связи с внесенными изменениями в Конституцию РФ, а также в законы о статусе судей и о судебной системе Президент РФ уполномочен вносить в Совет Федерации представления о прекращении полномочий отдельных категорий судей, в т. ч. Конституционного, Верховного Суда, кассационных и апелляционных судов. Основание — совершение поступка, порочащего честь и достоинство судьи, иные случаи, свидетельствующие о невозможности реализации судьей своих полномочий.

    В связи с этим Комиссию при Президенте РФ по предварительному рассмотрению кандидатур на должности судей федеральных судов решено преобразовать в Комиссию при Президенте РФ по предварительному рассмотрению вопросов назначения судей и прекращения их полномочий. Определен порядок работы последней.

    Дополнен перечень функций управлений Президента РФ по вопросам государственной службы и кадров, противодействия коррупции.

    Указы о деятельности Комиссии при Президенте РФ по предварительному рассмотрению кандидатур на должности судей федеральных судов признаны утратившими силу.

    Указ вступает в силу со дня подписания.

    (Глава в редакции, введенной в действие Федеральным конституционным законом от 9 ноября 2020 года N 5-ФКЗ.

    (Глава в редакции, введенной в действие Федеральным конституционным законом от 9 ноября 2020 года N 5-ФКЗ.


    (Глава в редакции, введенной в действие Федеральным конституционным законом от 9 ноября 2020 года N 5-ФКЗ.


    Президент Российской Федерации вправе направить в Конституционный Суд Российской Федерации запрос о проверке конституционности проектов федеральных конституционных законов и федеральных законов, а также законов, принятых в порядке, предусмотренном частями 2 и 3 статьи 107 и частью 2 статьи 108 Конституции Российской Федерации, до их подписания Президентом Российской Федерации и законов субъекта Российской Федерации до их обнародования высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации (руководителем высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации).

    Президент Российской Федерации направляет в Конституционный Суд Российской Федерации запрос о проверке конституционности проекта закона Российской Федерации о поправке к Конституции Российской Федерации в части, касающейся норм, изменяющих положения Конституции Российской Федерации или определяющих порядок вступления в силу таких норм, в течение пяти дней после внесения в Государственную Думу данного проекта субъектом права инициативы такого предложения, установленным статьей 134 Конституции Российской Федерации, а также о проверке конституционности поправки к такому закону (в части указанных норм) в течение пяти дней после того, как комитет Государственной Думы, к ведению которого отнесены вопросы конституционного законодательства, рекомендует эту поправку к принятию, либо после того, как Государственная Дума примет решение о принятии поправки к закону Российской Федерации о поправке к Конституции Российской Федерации, ранее не рекомендовавшейся указанным комитетом Государственной Думы к принятию.

    В части, касающейся норм проекта закона Российской Федерации о поправке к Конституции Российской Федерации, не изменяющих положений Конституции Российской Федерации и не определяющих порядка вступления в силу норм, изменяющих положения Конституции Российской Федерации, Президент Российской Федерации вправе направить в Конституционный Суд Российской Федерации в соответствии с частью первой настоящей статьи запрос, который рассматривается Конституционным Судом Российской Федерации в порядке, установленном настоящей главой для рассмотрения таких запросов.

    Президент Российской Федерации после направления ему Председателем Совета Федерации для подписания и официального опубликования закона Российской Федерации о поправке к Конституции Российской Федерации вправе направить в Конституционный Суд Российской Федерации запрос о проверке соответствия Конституции Российской Федерации порядка его принятия Государственной Думой, Советом Федерации и рассмотрения законодательными (представительными) органами государственной власти субъектов Российской Федерации. К запросу, направленному в Конституционный Суд Российской Федерации в соответствии с настоящей частью, прилагаются материалы, подтверждающие, по мнению Президента Российской Федерации, нарушение установленного порядка принятия и рассмотрения закона Российской Федерации о поправке к Конституции Российской Федерации.

    Переходные положения

    1. Обращения, поступившие в Конституционный Суд Российской Федерации до вступления в силу Конституции Российской Федерации, рассматриваются и разрешаются Конституционным Судом Российской Федерации в пределах его полномочий, установленных статьей 125 Конституции Российской Федерации.

    2. Полный состав Конституционного Суда Российской Федерации должен быть сформирован не позднее чем через тридцать дней после вступления в силу настоящего Федерального конституционного закона.

    3. Конституционный Суд Российской Федерации после сформирования его полного состава избирает Председателя, заместителя Председателя, судью-секретаря, формирует персональные составы палат Конституционного Суда Российской Федерации.

    4. Положение части первой статьи 12 настоящего Федерального конституционного закона распространяется на всех действующих судей Конституционного Суда Российской Федерации (пункт в редакции, введенной в действие с 9 апреля 2005 года Федеральным конституционным законом от 5 апреля 2005 года N 2-ФКЗ.

    5. Материальные гарантии независимости Конституционного Суда Российской Федерации, его судей, установленные до вступления в силу настоящего Федерального конституционного закона, сохраняются.

    Вступление настоящего Федерального конституционного закона в силу

    1. Настоящий Федеральный конституционный закон вступает в силу со дня его официального опубликования.

    2. Признать утратившим силу со дня введения в действие настоящего Федерального конституционного закона Закон РСФСР от 12 июля 1991 года «О Конституционном Суде РСФСР» (Ведомости Съезда народных депутатов РСФСР и Верховного Совета РСФСР, 1991, N 30, ст.1017).

    Президент
    Российской Федерации
    Б.Ельцин

    Москва, Кремль
    21 июля 1994 года
    N 1-ФКЗ



    Редакция документа с учетом
    изменений и дополнений подготовлена
    АО «Кодекс»

    Айгелов Нурман Абаевич

    Асанова Гульжан Бидайхановна

    Есназаров Джаркинбек Аскербекович

    Касымханова Айнур Куанышевна

    Маженова Алия Сералиновна

    Назаркулова Алтынгул Бахытовна

    Оспанова Балжан Каиргельдиновна

    Рахимжанов Госман Коркубаевич

    Сергазин Серик Боранбаевич

    Тулеев Айнар Буратович

    Хасенова Аделия Ондасыновна

    по Кызылординской области

    Рыскулов Эльдар Искендерович

    Шекербеков Ергали Амирханович

    по Мангистауской области

    Аппасов Еркебулан Кайратович

    Кенжеева Лариса Мадениетовна

    Махамбетова Сұлушаш Сәбитбекқызы

    Нұрғабылұлы Қанат

    Утебалиев Даурен Даулетович

    Утеев Берик Адылович

    по Павлодарской области

    О назначении и освобождении судей

    • Арбитражный процессуальный кодекс РФ

    • Бюджетный кодекс РФ

    • Водный кодекс Российской Федерации РФ

    • Воздушный кодекс Российской Федерации РФ

    • Градостроительный кодекс Российской Федерации РФ

    • ГК РФ

    • Гражданский кодекс часть 1

    • Гражданский кодекс часть 2

    • Гражданский кодекс часть 3

    • Гражданский кодекс часть 4

    • Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации РФ

    • Жилищный кодекс Российской Федерации РФ

    • Земельный кодекс РФ

    • Кодекс административного судопроизводства РФ

    • Кодекс внутреннего водного транспорта Российской Федерации РФ

    • Кодекс об административных правонарушениях РФ

    • Кодекс торгового мореплавания Российской Федерации РФ

    • Лесной кодекс Российской Федерации РФ

    • НК РФ

    • Налоговый кодекс часть 1

    • Налоговый кодекс часть 2

    • Семейный кодекс Российской Федерации РФ

    • Таможенный кодекс Таможенного союза РФ

    • Трудовой кодекс РФ

    • Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации РФ

    • Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации РФ

    • Уголовный кодекс РФ

    • ФЗ об исполнительном производстве

    • Закон о коллекторах

    • Закон о национальной гвардии

    • О правилах дорожного движения

    • О защите конкуренции

    • О лицензировании

    • О прокуратуре

    • Об ООО

    • О несостоятельности (банкротстве)

    • О персональных данных

    • О контрактной системе

    • О воинской обязанности и военной службе

    • О банках и банковской деятельности

    • О государственном оборонном заказе

    • Закон о полиции

    • Закон о страховых пенсиях

    • Закон о пожарной безопасности

    • Закон об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств

    • Закон об образовании в Российской Федерации

    • Закон о государственной гражданской службе Российской Федерации

    • Закон о защите прав потребителей

    • Закон о противодействии коррупции

    • Закон о рекламе

    • Закон об охране окружающей среды

    • Закон о бухгалтерском учете

      • Постановление Правительства РФ от 01.09.2021 N 1461

        «О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 16 декабря 2020 г. N 2130»

      • Постановление Правительства РФ от 01.09.2021 N 1459

        «О внесении изменений в Правила маркировки обувных товаров средствами идентификации»

      • Распоряжение Правительства РФ от 31.08.2021 N 2417-р

        «О внесении изменений в распоряжение Правительства РФ от 21.09.2004 N 1222-р»

      • Письмо ФНС России от 02.09.2021 N БС-4-21/12421@

        «О рекомендациях по типовым вопросам применения заявительного порядка предоставления налоговых льгот по налогу на имущество организаций»

      • Приказ Минфина России от 02.09.2021 N 385

        «Об эмиссии облигаций федерального займа с индексируемым номиналом выпуска N 52004RMFS»

      • Порядок составления некредитными финансовыми организациями в электронной форме информации, предусмотренной статьями 7, 7.5 Федерального закона

        «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» (утв. Банком России) (ред. от 01.09.2021)

      Если следовать букве закона, то председатель суда, в котором открылась вакантная должность судьи, сообщает об этом в соответствующую квалификационную комиссию судей, которая не позднее чем через 10 дней после получения сообщения объявляет об открытии вакансии в региональных СМИ или в «Российской газете». Информация об открытии конкурса на замещение вакантных должностей судей публикуется, в том числе, на сайте ВККС, ККС субъектов РФ и иногда на сайтах судов.

      То есть нам необходимо отследить публикацию, выяснить, в какой суд требуется судья и в какой срок необходимо подать документы, чтобы поучаствовать в конкурсе.

      После сдачи квалификационного экзамена гражданин РФ вправе обратиться в соответствующую ККС с заявлением о рекомендации его на вакантную должность судьи. Помимо заявления претендент должен предоставить документы, подтверждающие его соответствие требованиям, предъявляемым к кандидатам на должность судьи.

      К таким документам относятся:

      1) паспорт (его копия);

      2) анкета, содержащая биографические сведения о кандидате;

      3) диплом, подтверждающий наличие высшего юридического образования;

      4) копия трудовой книжки, подтверждающей необходимый стаж работы;

      5) справка об отсутствии заболеваний, препятствующих назначению на должность судьи;

      6) сведения о результатах квалификационного экзамена (представляются гражданином, который не является судьёй, а также судьёй, пребывающим в отставке более 3 лет);

      7) характеристика с места работы (службы) за последние 5 лет;

      8) сведения о доходах, имуществе, принадлежащем на праве собственности, и обязательствах имущественного характера претендента, его (её) супруга (-и) и несовершеннолетних детей.

      Все эти документы необходимо передать в Квалификационную коллегию в сроки, установленные в объявлении.

      Квалификационная коллегия судей организует проверку достоверности документов, представленных кандидатами. Также коллегия направит запросы на кандидата во всевозможные государственные органы (прокуратура, ФСБ, ИЦ УМВД, ФНС, ФССП, Росфинмониторинг и т.д.).

      Проверка сведений проводится не только по кандидату, но и по его родственникам (братья, сестры, родители, супруг (-а), дети, братья и сестры супруга (-и), родители супруга (-и)).

      Проверяется информация о наличии задолженностей по уплате налогов, фактам привлечения к административной и уголовной ответственности, в том числе как по реабилитирующим, так и по нереабилитирующим основаниям.

      Критерии, которые используются при оценке претендентов, не прописаны в законе и не находятся в открытом доступе. При этом результаты таких проверок используются при решении вопроса о рекомендации или нерекомендации кандидата на судейскую должность.

      После получения всех необходимых сообщений по результатам проведения проверочных мероприятий Квалификационная коллегия судей назначает дату проведения заседания, на которое приглашаются все кандидаты, подавшие документы на вакантную должность.

      В день заседания Квалификационной коллегии вам необходимо явиться на заседание и дать пояснения на те вопросы, которые будут вам заданы.

      Затем путём голосования будет принято заключение о рекомендации или нерекомендации кандидата на должность судьи.

      В целом все выглядит более-менее прозрачным, но так ли это на самом деле?

      В связи с тем, что закон «О статусе судей в РФ» не конкретизирует критерии и условия проведения конкурса на замещение вакантной должности судьи, процедура принятия ККС решений голосованием позволяет им отказывать в рекомендации на должность судьи кандидатам, соответствующим требованиям этого закона.

      Отсутствие строгих критериев отбора, последовательно применяющихся на практике, рождает произвол при назначении судей на должность. Это связано с нарушениями в процессе принятия решения и с отсутствием определённости, вызванным нечёткостью процедуры.

      При желании информация о любом претенденте интерпретируется как компрометирующие данные. Так, отказывая одной судье в рекомендации, ККС приняла во внимание факт привлечения сестры её супруга к административной ответственности.

      Кроме того, на практике встречаются случаи, когда одна и та же информация о кандидате либо игнорируется ККС, либо играет решающую роль в случаях, когда судья «не подходит судебной системе».

      Стоит обратить внимание на решающую роль председателя суда, в котором открыта вакансия, на мнение ККС при принятии решения. В случае, если председатель возражает против кандидата, с вероятностью 100% решение будет принято не в пользу кандидата.

      Каждый второй впервые назначенный судья – из аппарата суда

      36326

      Фото 14539

      12632

      18130

      Фото Видео 23047

      9469

      5045

      — На руководящие должности в областных и окружных судах порой выдвигаются до семи претендентов. А насколько конкурентны судейские выборы в Татарстане?

      — Отбор всегда происходит на конкурсной основе. Представляете, на последних заседаниях ККС РТ на должность мирового судьи судебного участка по Ютазинскому судебному району участвовали три кандидата! А в Арбитражный суд РТ на две вакансии судей претендовали четверо. На должность федерального судьи в Верхнеуслонском райсуде заявились три кандидата. И это неплохо, когда есть из кого выбирать — всегда можно определить лучшего кандидата. Но вот по Верхнеуслонскому району все кандидаты были достойны. Однако с учетом профессиональных, деловых качеств кандидатов, мнения председателя Верховного суда, председателя Совета судей и руководства судебного департамента коллегия рекомендовала на вакантную должность следователя из СК РФ по РТ. Хочу отметить, все претенденты по конкурсу в этот райсуд были казанские, но выражали готовность поменять место жительства.

      — То есть действующие судьи были готовы перебраться в район?

      — Это были не действующие судьи, претендентами, в частности по этому конкурсу, являлись должностные лица из Следственного комитета и службы судебных приставов. В настоящее время они работают в правоохранительных органах, но уже сдали квалификационный экзамен на судью и вправе были участвовать в наших конкурсах.

      — И что, в один день следователь может стать судьей?

      — На самом деле назначение на должность судьи процесс долгий, на прохождение всех проверок и согласований может уйти более восьми месяцев. Только указ президента РФ является основанием для прекращения действующих трудовых отношений и вступления в должность судьи. Я таким же образом назначался, был на работе в прокуратуре, мне позвонил Ильгиз Идрисович (Гилазов, нынешний председатель ВС РТ, — прим. ред.), тогда он возглавлял гражданскую коллегию Верховного суда, и сказал: «Радик Равилович, поздравляем. Указ подписан, вы назначены судьей Верховного суда республики Татарстан». На следующий день я пошел в отдел кадров прокуратуры республики и написал заявление. И вот уже на протяжении почти 15 лет осуществляю правосудие в этом суде.

      А из прокуратуры я ушел с должности зампрокурора Вахитовского района Казани, я тогда осуществлял надзор за законностью судебных постановлений по уголовным и гражданским делам. Участвовал в судах, поддерживая обвинение либо давая заключения по гражданским делам.

      — А много ли в Татарстане судей из числа бывших силовиков, адвокатов и помощников судей? Можно ли в процентах оценить состав судейского корпуса?

      — Мы эту статистику отдельно не ведем. Однако на моей памяти эти проценты приводил на конференции или на совещании Ильгиз Идрисович. Основная масса вновь назначенных судей состоит из помощников судей и секретарей суда — это наш кадровый резерв, который мы формируем. Мы этих людей знаем, видим, как они работают, как они ведут себя в быту. Но в кадровый резерв могут быть включены и представители других ведомств. Зачастую это прокурорские работники, следователи, адвокаты и практикующие юристы.

      — Может на судейских выборах молодой претендент обойти соперника с большим стажем и опытом?

      — Если в конкурсе участвуют действующие судьи, то обычно на вышестоящие должности либо на вакантные места в других районных судах отдают предпочтение кандидату, имеющему значительный опыт работы. И, конечно, перед тем, как участвовать в конкурсе, человек предварительно вправе обсудить эти темы с руководством суда. Если на вакансию выдвигается не один кандидат, безусловно, учитывается та работа, которую он провел в том или ином суде. Так что молодой или нет — не главный вопрос. Главный — способен ли он работать на вакантной должности, нет ли препятствий в продвижении по службе и, конечно, его морально-психологические качества.

      — А бывает, что недавно назначенный судья уходит в отставку, понимает, что не готов к такой ответственности?

      — Конечно, бывает, это жизнь. Причем судейская работа постоянно требует ответственности и самоотдачи. Но причины ухода в отставку могут быть разные, мы их на коллегии не обсуждаем. У нас единственный только вопрос — нет ли долгов относительно рассмотренных дел. Есть такие судьи, которые, не проработав до положенной пенсии, также обращаются с заявлениями об отставке, и мы удовлетворяем эти заявления. Может быть, и нагрузка роль играет, может, и что-то связанное с близкими родственниками, а может, другая интересная работа появилась. Перед тем как обратиться с таким заявлением, как правило, они посещают председателя суда. Стать судьей сложно, а для прекращения его полномочий на добровольной основе достаточно только заявления.

      — Помните ли вы, как сами еще кандидатом в судьи держали ответ перед квалифколлегией?

      — Это было в 2003 году. Для меня все прошло довольно легко. Особых вопросов ко мне не было.

      — Прокуроры призывного возраста, чтобы избежать в будущем проблем по службе, сейчас сами уходят в армию. А судей эти изменения законодательства коснулись?

      — Больше это коснулось тех, кто только намеревается участвовать в конкурсе — в нашем случае, нынешние помощники судей. Вот они уходят. Только у нас в Верховном суде РТ два помощника уже отслужили и вернулись. Это неплохо, я считаю, чтобы быть безупречным и достойно участвовать в конкурсе на замещение вакантной должности.

      В отношении действующих судей таких примеров нет, так как они все возрастные и у них на руках военные билеты.

      Когда мы проходили назначение, этих вопросов не возникало, как и многих других. Сейчас мы кандидата просвечиваем от и до. Все биографические, анкетные данные его и членов семьи. Помимо этого, изучаются вопросы, связанные с конфликтами интересов. Поэтому армейский фактор — далеко не решающий. Хотя требования к мужчинам-кандидатам, которые имеют на руках военный билет, повысились. Во многом это связано с отсутствием каких-то медицинских документов, ведь личные дела призывников по истечении трех лет хранения просто уничтожаются. А когда проходит значительное время, более 10—15 лет появляется необходимость изучения этих документов, нам приходится направлять запросы в военную прокуратуру.

      О том, как не стать судьей! Часть II

      Напомню, судьей может стать только гражданин РФ, достигший как минимум 25-летнего возраста, с высшим юридическим образованием и стажем в юриспруденции не менее пяти лет, без медицинских противопоказаний, который сдал квалификационный экзамен на должность судьи. Причем возраст и стаж для определенных уровней судебной системы различен: на должность судьи Верховного суда субъекта может претендовать юрист не моложе 30 лет с юридическим стажем от 7 лет, в Верховный суд РФ — не моложе 35 лет со десятилетним стажем, а Конституционный суд РФ, по-моему, поднял возрастной ценз до 40 лет и стаж требует не менее 15 лет.

      Такой гражданин после сдачи экзамена вправе подать нам документы о замещении вакантной должности. И с этого только начинается процедура его проверки и назначения. Кандидат вместе с заявлением представляет все анкетные данные в отношении себя и своих близких родственников — супруга (супруги), несовершеннолетних детей, родителей, братьев, сестер. Помимо этого, он представляет декларацию о своих доходах и расходах за текущий год, автобиографию, медицинские документы. И вы представляете, вот это все мы проверяем! По каждому отправляем семь официальных запросов: в МВД и информационный центр МВД, федеральную службу судебных приставов, ФСБ, налоговую, Генпрокуратуру и Росфинмониторинг. Причем в отношении всех членов семьи. И это еще не весь перечень. В отношении мужчин идет запрос в военную прокуратуру, а в отношении возможных родственников за границей — в Министерство иностранных дел.

      — Один экс-работник военной прокуратуры провел сверку персоналий татарстанских судей с базами учредителей предприятий. И нашел ряд совпадений. В частности, один из судей Верховного суда Татарстана в базах Росреестра с 2005 года числится соучредителем некоммерческого партнерства «Адвокатская коллегия «Практик». Это допустимо?

      — Я знаю, о ком вы говорите. Он еще в 2012 году вышел из состава НП, есть соответствующий протокол собрания учредителей. Видимо, адвокатская контора не обновила эту информацию. А вообще, такая проблема существует, по адвокатам в особенности. Выйти из состава учредителей не так просто — сам ты написал заявление, для себя все решил, но нужно, чтобы эти изменения еще были отражены в ЕГРЮЛ и на сайте налоговой.

      Отставка отменяется при наличии хотя бы одного из представленных ниже оснований:

      • Обнаружено, что судья занимался деятельностью, несовместимой с судейским статусом: предпринимательство, политическая деятельность, и пр.;
      • Выявление уполномоченными лицами нарушений, допущенных судьей во время работы, если такие нарушения должны повлечь привлечение к дисциплинарной ответственности и приостановление судейских полномочий;
      • Вступление судебного решения о признании судьи умершим в законную силу;
      • Смерть судьи;
      • Несоблюдение запрета на публичное выражение о деятельности политических партий;
      • Совершение проступка, порочащего честь и достоинство судьи, противоречащего нормам кодекса судейской этики;
      • Вступление обвинительного приговора по уголовному делу в отношении судьи.

      Решение об отмене отставки принимается квалификационной судейской коллегией по месту трудоустройства судьи. Также соответствующее решение может быть принято председателем, представлением органа судейского сообщества.

      После оформления отставки судьи вправе воспользоваться компенсационными выплатами, получать пенсии. В обязательном порядке предоставляется выходное пособие и иные льготы. Рассмотрим все привилегии более подробно.

      Судьи могут пользоваться компенсациями как во время трудовой деятельности, так и после отставки:

      Название компенсации Размер Особенности
      Общие выплаты В размере должностного оклада Полагаются при компенсировании причиненного вреда здоровью и жизни, если в дальнейшем судья не может исполнять свои обязанности. В случае смерти выплаты полагаются близким родственникам судьи
      Компенсация расходов на оплату жилья в аренду Размер устанавливается властями субъектов РФ Расходы на оплату аренды компенсируются полностью или частично до того момента, пока судья не получит отдельную комнату или целое помещение для проживания
      Иные компенсации Выплаты производятся при отказе судьи от переезда в другой город по причине ликвидации или реорганизации суда

      Обратите внимание! Если судья отказывается от переезда и хочет уйти в отставку, по результатам ему выплачивается выходное пособие в размере нескольких окладов.

      «Судьи подлежат обязательному страхованию. Кроме того, у нас они могут получить бесплатную медицинскую помощь, подавать жалобы по вопросам предоставления социальной защиты, встать на очередь для улучшения жилищных условий. Последнее возможно лишь в том случае, если семьи судей признаются нуждающимися»

      А.Н. Трубицын, начальник Управления социальной защиты судей.

      Для оформления пособия нужно обратиться в специальную комиссию при своем суде, или подать документы в Судебный департамент. Как все выглядит пошагово:

      1. Сформируйте пакет документов и подайте в уполномоченный орган.
      2. Комиссия будет рассматривать заявление в течение 10 дней, проверяет обоснованность отставки и назначения пособия, принимает решение.
      3. Документы передаются на оформление председателю суда, который все подписывает в пятидневный срок. Он составляет приказ, в котором указывается срок и общий размер выплат с детальным описанием.
      4. Деньги поступают на банковский счет уходящего в отставку судьи.

      Обратите внимание! Если судья умер или признан умершим, пособие все равно выплачивается. В этом случае получить деньги могут родители, дети или супруг, если подтвердят родство документами. Действовать нужно по вышеуказанному алгоритму.

      Судья в процессе трудовой деятельности могут пользоваться разными льготами, начиная от предоставления увеличенных отпусков и заканчивая начислением доплат к зарплате. Рассмотрим особенности далее.

      Если судья работает, ему предоставляется минимум 30 дней оплачиваемого отпуска в году. В отдельных случаях продолжительность может увеличиваться:

      • Работа на Крайнем Севере и приравненных к нему регионах – 51 день;
      • Трудоустройство в районах, приближенных к условиям Крайнего Севера – 45 дней.

      В зависимости от стажа могут начисляться дополнительные дни отдыха:

      • Если стаж варьируется от 5 до 10 лет, судья получает 5 дней к основному отпуску дополнительно. Они подлежат оплате;
      • При периоде работы в должности от 10 до 15 лет добавляется уже 10 суток;
      • Если стаж свыше 15 лет, судье дается дополнительно 15 дней.

      Также судьи получают компенсацию затрат при поездках в командировки. Деньги на бронирование отелей, транспорта, посещение профессиональных мероприятий выделяются из соответствующего бюджета. Если судья решает пройти курсы подготовки или направляется туда по решению председателя, время обучения тоже входит в общий стаж.

      Обратите внимание! Работающие судьи имеют право на материальную помощь 1 раз в год. Как правило, она выделяется в размере одного оклада. Чаще всего ее берут перед началом отпуска. Чтобы ею воспользоваться, нужно подать заявление председателю.

      Размер заработной платы зависит от оклада, надбавок, места работы и других факторов. Что входит в общую зарплату:

      • Оклад, устанавливаемый с учетом занимаемой должности. Меньше всего получают мировые судьи, больше – судьи вышестоящих инстанций;
      • Денежные надбавки за наличие ученой степени, иные профессиональные заслуги;
      • Ежемесячная премия;
      • Надбавки за выслугу лет;
      • Надбавка в размере 50% от оклада, если стаж судьи превышает 20 лет на должности.

      Если судья проходит курсы повышения квалификации, ему также предоставляется денежное поощрение.

      В целом, размер зарплат у судей начинается от 50 000 руб. –такие выплаты обычно предоставляются в мировых судах.

      Ошибка №1. Судьи могут пользоваться льготами при оплате такси.

      Нет. Судьям в отставке предоставляются только льготы при использовании городского транспорта, в некоторых городах – пригородного. На такси данная привилегия не распространяется.

      Ошибка №2. Судья отказался от бесплатной путевки в санаторий. Теперь он не может получить компенсационную выплату за это.

      Нет, при отказе от поездки судье полагается денежная компенсация. Ее нужно оформлять через председателя.

      Судьи в процессе трудовой деятельности и после отставки могут получать ряд разнообразных льгот. К таковым относятся трудовые привилегии, повышенные размеры оплаты труда, дополнительные компенсации, бесплатное лечение в санаториях, предоставление увеличенных отпусков. В отставке же судьи могут пользоваться только пособиями и компенсационными выплатами, размер которых нередко достигает 12 должностных окладов.

      Какие родственные связи дозволительны судье?

      1. Все судьи в Российской Федерации обладают единым статусом. Особенности правового положения некоторых категорий судей, включая судей военных судов, определяются федеральными законами, а в случаях, предусмотренных федеральными законами, также законами субъектов Российской Федерации. (в ред. Федерального закона от 21.06.95 N 91-ФЗ)

      Особенности правового положения судей Конституционного Суда Российской Федерации определяются федеральным конституционным законом.

      2. Судьям в зависимости от занимаемой должности, стажа работы в должности судьи и иных предусмотренных законом обстоятельств присваиваются квалификационные классы в порядке, предусмотренном настоящим Законом. Присвоение судье квалификационного класса не означает изменение его статуса относительно других судей в Российской Федерации. (в ред. Федерального закона от 25.12.2012 N 269-ФЗ)

      1. Судья обязан неукоснительно соблюдать Конституцию Российской Федерации, федеральные конституционные законы и федеральные законы. Судья конституционного (уставного) суда субъекта Российской Федерации, мировой судья обязаны также соблюдать конституцию (устав) субъекта Российской Федерации и законы субъекта Российской Федерации. (в ред. Федерального закона от 25.12.2008 N 274-ФЗ)

      2. Судья при исполнении своих полномочий, а также во внеслужебных отношениях должен избегать всего, что могло бы умалить авторитет судебной власти, достоинство судьи или вызвать сомнение в его объективности, справедливости и беспристрастности.

      В случае возникновения конфликта интересов судья, участвующий в производстве по делу, обязан заявить самоотвод или поставить в известность участников процесса о сложившейся ситуации. (в ред. Федерального закона от 25.12.2008 N 274-ФЗ)

      Под конфликтом интересов понимается ситуация, при которой личная заинтересованность (прямая или косвенная) судьи влияет или может повлиять на надлежащее исполнение им должностных обязанностей и при которой возникает или может возникнуть противоречие между личной заинтересованностью судьи и правами и законными интересами граждан, организаций, общества, муниципального образования, субъекта Российской Федерации или Российской Федерации, способное привести к причинению вреда правам и законным интересам граждан, организаций, общества, муниципального образования, субъекта Российской Федерации или Российской Федерации. (в ред. Федерального закона от 25.12.2008 N 274-ФЗ)

      Под личной заинтересованностью судьи, которая влияет или может повлиять на надлежащее исполнение им должностных обязанностей, понимается возможность получения судьей при исполнении должностных обязанностей доходов в виде материальной выгоды либо иного неправомерного преимущества непосредственно для судьи, членов его семьи или иных лиц и организаций, с которыми судья связан финансовыми или иными обязательствами. (в ред. Федерального закона от25.12.2008 N 274-ФЗ)

      3. Судья не вправе:

      1) замещать иные государственные должности, должности государственной службы, муниципальные должности, должности муниципальной службы, быть третейским судьей, арбитром;

      2) принадлежать к политическим партиям, материально поддерживать указанные партии и принимать участие в их политических акциях и иной политической деятельности;

      3) публично выражать свое отношение к политическим партиям и иным общественным объединениям;

      4) заниматься предпринимательской деятельностью лично или через доверенных лиц, в том числе принимать участие в управлении хозяйствующим субъектом независимо от его организационно-правовой формы;

      5) заниматься другой оплачиваемой деятельностью, кроме педагогической, научной и иной творческой деятельности, занятие которой не должно препятствовать исполнению обязанностей судьи и не может служить уважительной причиной отсутствия на заседании, если на то не дано согласия председателя соответствующего суда (для мировых судей — председателя соответствующего районного суда, для председателей судов — президиумов соответствующих судов, а в случае отсутствия таких президиумов — президиумов вышестоящих судов). При этом педагогическая, научная и иная творческая деятельность не может финансироваться исключительно за счет средств иностранных государств, международных и иностранных организаций, иностранных граждан и лиц без гражданства, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации, международными договорами Российской Федерации или договоренностями на взаимной основе Конституционного Суда Российской Федерации, Верховного Суда Российской Федерации, конституционного (уставного) суда субъекта Российской Федерации с соответствующими судами иностранных государств, международными и иностранными организациями; (в ред. Федеральных законов от 02.07.2013 N 185-ФЗ, от 12.03.2014 N 29-ФЗ)

      1. Ежемесячное денежное вознаграждение судьи состоит из месячного оклада в соответствии с замещаемой им должностью судьи (далее — должностной оклад), месячного оклада судьи в соответствии с присвоенным ему квалификационным классом (далее — оклад за квалификационный класс), ежемесячного денежного поощрения, ежемесячной доплаты за выслугу лет, ежемесячных доплат за ученую степень кандидата юридических наук, доктора юридических наук, за ученое звание доцента, профессора, за почетное звание «Заслуженный юрист Российской Федерации», а также в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, ежемесячной доплаты за знание иностранных языков и их использование при исполнении должностных обязанностей. (в ред. Федерального закона от 25.12.2012 N 269-ФЗ)

      Размер должностного оклада Председателя Конституционного Суда Российской Федерации устанавливается указом Президента Российской Федерации. (в ред. Федерального закона от 25.12.2012 N 269-ФЗ)

      Установить размеры должностных окладов судей Конституционного Суда Российской Федерации в процентном отношении к должностному окладу Председателя Конституционного Суда Российской Федерации согласно приложению 6 к настоящему Закону. (в ред. Федерального закона от 25.12.2012 N 269-ФЗ)

      Установить размер должностного оклада Председателя Верховного Суда Российской Федерации в размере 98 процентов должностного оклада Председателя Конституционного Суда Российской Федерации. (в ред. Федерального закона от 12.03.2014 N 29-ФЗ)

      Установить размеры должностных окладов судей в процентном отношении к должностному окладу Председателя Верховного Суда Российской Федерации согласно приложению 7 к настоящему Закону. (в ред. Федерального закона от 12.03.2014 N 29-ФЗ)

      Размеры должностных окладов судей ежегодно увеличиваются (индексируются) в соответствии с федеральным законом о федеральном бюджете на соответствующий год и на плановый период с учетом уровня инфляции (потребительских цен). Решение об увеличении (индексации) размеров должностных окладов судей принимается Президентом Российской Федерации. (в ред. Федерального закона от 25.12.2012 N 269-ФЗ)

      Действие абзаца шестого пункта 1 статьи 19 приостановлено с 10.01.2021 до 01.01.2022 (Федеральный закон от 30.12.2020 N 485-ФЗ).

      Установить размеры окладов за квалификационный класс судей в процентном отношении к должностным окладам судей: (в ред. Федерального закона от 25.12.2012 N 269-ФЗ)

      девятый квалификационный класс — 30 процентов; (в ред. Федерального закона от 25.12.2012 N 269-ФЗ)

      восьмой квалификационный класс — 40 процентов; (в ред. Федерального закона от 25.12.2012 N 269-ФЗ)

      седьмой квалификационный класс — 50 процентов; (в ред. Федерального закона от 25.12.2012 N 269-ФЗ)

      шестой квалификационный класс — 60 процентов; (в ред. Федерального закона от 25.12.2012 N 269-ФЗ)

      пятый квалификационный класс — 75 процентов; (в ред. Федерального закона от 25.12.2012 N 269-ФЗ)

      четвертый квалификационный класс — 90 процентов; (в ред. Федерального закона от 25.12.2012 N 269-ФЗ)

      третий квалификационный класс — 105 процентов; (в ред. Федерального закона от 25.12.2012 N 269-ФЗ)

      Закон о статусе судей предусматривает прохождение кандидатурой на должность судьи последовательно нескольких инстанций.

      Первая ступень — сдача квалификационного экзамена на должность судьи.

      В целях установления наличия у кандидата на должность судьи знаний, навыков и умений, необходимых для работы в должности судьи в суде определенного вида и уровня, формируются экзаменационные комиссии по приему квалификационного экзамена на должность судьи (далее — экзаменационные комиссии).

      Порядок формирования экзаменационных комиссий, их полномочия и процедура принятия квалификационного экзамена на должность судьи определяются Федеральным законом от 14 марта 2002 года N 30-ФЗ «Об органах судейского сообщества в Российской Федерации».

      Любой гражданин, достигший установленного Законом возраста, имеющий высшее юридическое образование, требуемый стаж работы по юридической профессии и не имеющий заболеваний, препятствующих назначению на должность судьи, вправе сдать квалификационный экзамен на должность судьи, обратившись для этого в соответствующую экзаменационную комиссию с заявлением о сдаче квалификационного экзамена с приложением документов по установленному Законом перечню.

      Экзаменационная комиссия не вправе отказать в приеме квалификационного экзамена на должность судьи гражданину, представившему указанные документы (или их копии).

      Квалификационный экзамен на должность судьи принимается Высшей экзаменационной комиссией по приему квалификационного экзамена на должность судьи в случае, если заключение о рекомендации кандидата на эту должность дает Высшая квалификационная коллегия судей Российской Федерации, и экзаменационной комиссией субъекта Российской Федерации по приему квалификационного экзамена на должность судьи в случае, если заключение о рекомендации кандидата на эту должность дает квалификационная коллегия судей субъекта Российской Федерации.

      Квалификационный экзамен на должность судьи Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области принимается экзаменационной комиссией города Санкт-Петербурга по приему квалификационного экзамена на должность судьи.

      Квалификационный экзамен на должность судьи сдают граждане, которые не являются судьями, за исключением граждан, которые имеют ученую степень кандидата юридических наук или ученую степень доктора юридических наук и которым присвоено почетное звание «Заслуженный юрист Российской Федерации». Результаты квалификационного экзамена действительны в течение трех лет после его сдачи, а после назначения гражданина на должность судьи — в течение всего времени пребывания его в качестве судьи.

      На практике дела обстоят гораздо сложнее.

      Во-первых, вероятнее всего, если размещено объявление о вакантной должности, то на данную вакансию уже есть кандидат, которого поддерживает председатель суда, в котором открыта вакансия.

      Во-вторых, если вы хотите назначаться в какой-либо определенный суд, то вам нужно предварительно разговаривать с председателем суда и убедить его в том, что вы ему нужны.

      В-третьих, если председатель суда не поддержит вашу кандидатуру, то вы получите отказ в рекомендации по любому малейшему промаху, например, если кто-то из родственников или вы привлекались к административной ответственности.

      В-четвертых, даже если вы приглянулись председателю районного (городского) суда, куда вы хотите попасть, не факт, что ваша кандидатура приглянется председателю вышестоящего суда, согласием которого также придется обзавестись.

      Ну и последнее в списке, но не по значению: в случае получения рекомендации на желаемую должность впереди вас ждет Кадровая комиссия при Президенте РФ, которая может просто вернуть ваши документы без исполнения.

      Как думаете, на каком этапе сломалась моя машина?

      Всё достаточно просто, у меня не все хорошо оказалось с родителями, которые умерли, когда мне было 14 и 18 лет.

      Кто там говорил, что дети не отвечают за своих родителей?

      — На руководящие должности в областных и окружных судах порой выдвигаются до семи претендентов. А насколько конкурентны судейские выборы в Татарстане?

      — Отбор всегда происходит на конкурсной основе. Представляете, на последних заседаниях ККС РТ на должность мирового судьи судебного участка по Ютазинскому судебному району участвовали три кандидата! А в Арбитражный суд РТ на две вакансии судей претендовали четверо. На должность федерального судьи в Верхнеуслонском райсуде заявились три кандидата. И это неплохо, когда есть из кого выбирать — всегда можно определить лучшего кандидата. Но вот по Верхнеуслонскому району все кандидаты были достойны. Однако с учетом профессиональных, деловых качеств кандидатов, мнения председателя Верховного суда, председателя Совета судей и руководства судебного департамента коллегия рекомендовала на вакантную должность следователя из СК РФ по РТ. Хочу отметить, все претенденты по конкурсу в этот райсуд были казанские, но выражали готовность поменять место жительства.

      — То есть действующие судьи были готовы перебраться в район?

      — Это были не действующие судьи, претендентами, в частности по этому конкурсу, являлись должностные лица из Следственного комитета и службы судебных приставов. В настоящее время они работают в правоохранительных органах, но уже сдали квалификационный экзамен на судью и вправе были участвовать в наших конкурсах.

      — И что, в один день следователь может стать судьей?

      — На самом деле назначение на должность судьи процесс долгий, на прохождение всех проверок и согласований может уйти более восьми месяцев. Только указ президента РФ является основанием для прекращения действующих трудовых отношений и вступления в должность судьи. Я таким же образом назначался, был на работе в прокуратуре, мне позвонил Ильгиз Идрисович (Гилазов, нынешний председатель ВС РТ, — прим. ред.), тогда он возглавлял гражданскую коллегию Верховного суда, и сказал: «Радик Равилович, поздравляем. Указ подписан, вы назначены судьей Верховного суда республики Татарстан». На следующий день я пошел в отдел кадров прокуратуры республики и написал заявление. И вот уже на протяжении почти 15 лет осуществляю правосудие в этом суде.

      А из прокуратуры я ушел с должности зампрокурора Вахитовского района Казани, я тогда осуществлял надзор за законностью судебных постановлений по уголовным и гражданским делам. Участвовал в судах, поддерживая обвинение либо давая заключения по гражданским делам.

      — А много ли в Татарстане судей из числа бывших силовиков, адвокатов и помощников судей? Можно ли в процентах оценить состав судейского корпуса?

      — Мы эту статистику отдельно не ведем. Однако на моей памяти эти проценты приводил на конференции или на совещании Ильгиз Идрисович. Основная масса вновь назначенных судей состоит из помощников судей и секретарей суда — это наш кадровый резерв, который мы формируем. Мы этих людей знаем, видим, как они работают, как они ведут себя в быту. Но в кадровый резерв могут быть включены и представители других ведомств. Зачастую это прокурорские работники, следователи, адвокаты и практикующие юристы.

      — Может на судейских выборах молодой претендент обойти соперника с большим стажем и опытом?

      — Если в конкурсе участвуют действующие судьи, то обычно на вышестоящие должности либо на вакантные места в других районных судах отдают предпочтение кандидату, имеющему значительный опыт работы. И, конечно, перед тем, как участвовать в конкурсе, человек предварительно вправе обсудить эти темы с руководством суда. Если на вакансию выдвигается не один кандидат, безусловно, учитывается та работа, которую он провел в том или ином суде. Так что молодой или нет — не главный вопрос. Главный — способен ли он работать на вакантной должности, нет ли препятствий в продвижении по службе и, конечно, его морально-психологические качества.

      — А бывает, что недавно назначенный судья уходит в отставку, понимает, что не готов к такой ответственности?


      Похожие записи:

    Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *