Возврат налога на прибыль из бюджета
Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Возврат налога на прибыль из бюджета». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.
Переплата по налогу на прибыль возникает у организаций в следующих случаях:
- Организация платит ежемесячные авансовые платежи. Налог на прибыль, начисленный по итогам квартала, в течение которого эти платежи уплачены, оказался меньше суммы авансовых платежей. Или же организация по итогам квартала получила не прибыль, а убыток.
Подробнее об авансовых платежах читайте в материале «Авансовые платежи по налогу на прибыль: кто платит и как рассчитать?».
- Организация представила уточненную декларацию по прибыли за предшествующий период с уменьшением суммы начисленного к уплате налога или с заменой прибыли на убыток.
Об особенностях формирования уточненной декларации читайте в статье «Уточненная декларация: что нужно знать бухгалтеру?».
- Организация при оплате налогов допустила техническую ошибку и перечислила в бюджет сумму, превышающую начисленную по декларации.
Как вернуть или зачесть переплату по налогу на прибыль?
Если вы обнаружили переплату по налогу, то для ее зачета или возврата на расчетный счет достаточно написать соответствующее заявление. При этом нужно учесть, что процедура возврата более длительная по сравнению с зачетом налога.
Больше материала по возврату и зачету налогов см. в рубрике «Возврат налогов в 2020 — 2021 годах (заявление и порядок)».
Переплату по налогу на прибыль можно:
- зачесть в счет погашения недоимки (а также задолженности по пеням и штрафам) по другим налогам;
- зачесть в счет предстоящих платежей по налогу на прибыль или другим налогам;
- вернуть из бюджета.
Это установлено статьей 78 Налогового кодекса РФ.
Процедура зачета (возврата) переплаты строго регламентирована. То есть, независимо от того, что делают с переплатой (зачитывают или возвращают), необходимо взаимодействие с налоговой инспекцией. По правилам, предусмотренным статьей 78 Налогового кодекса РФ.
Если недоимки по другим налогам, сборам, пеням и штрафам у организации нет, переплату по налогу на прибыль можно зачесть в счет предстоящих платежей в бюджет.
Для того, чтобы произвести такой зачет, организация должна подать в инспекцию заявление по форме (см. Приложение № 9 к приказу ФНС от 14.02.2017 № ММВ-7-8/182@).
Решение о зачете (либо отказе в этом) инспекция должна принять в течение 10 рабочих дней:
- либо со дня получения заявления налогоплательщика;
- либо со дня подписания акта о сверке расчетов с бюджетом (если такая сверка проводилась).
Основание – пункт 4 статьи 78 Налогового кодекса РФ.
В течение еще пяти рабочих дней с момента принятия решения о зачете (либо отказе в нем) ИФНС обязана письменно сообщить об этом налогоплательщику. Форма сообщения – в Приложении № 4 к приказу ФНС России от 14.02.2017 № ММВ-7-8/182@. Документ передают руководителю (либо уполномоченному представителю) организации лично под расписку. Либо направляют по почте заказным письмом с уведомлением о вручении.
Такой порядок предусмотрен пунктом 9 статьи 78 Налогового кодекса РФ.
После получения сообщения о положительном решении о зачете переплаты в счет будущих платежей можно считать переплату зачтенной.
Излишняя уплата налога обычно имеет место, когда налогоплательщик самостоятельно исчисляет подлежащую внесению в бюджет сумму налога и по какой-либо причине допускает ошибку (при расчете налоговой базы, применении неверной ставки налога, заполнении платежного поручения и т. д.). Обычно это происходит вследствие незнания налогового закона или добросовестного заблуждения (п. 2.5 Определения КС РФ от 27.12.2005 № 503-О). Другой объективной причиной возникновения переплаты может стать превышение перечисленных в течение года авансовых платежей над суммой налога, исчисленного по итогам налогового периода.
Вопросы возврата излишне уплаченной суммы налога урегулированы ст. 78 НК РФ, положения которой применяются в том числе в отношении авансовых платежей, сборов, страховых взносов, пеней и штрафов. В пункте 7 данной статьи сказано, что заявление (заявление подается по форме, утвержденной Приказом ФНС РФ от 14.02.2017 № ММВ-7-8/182@, в налоговый орган по месту учета налогоплательщика)о возврате суммы излишне уплаченного налога может быть подано налогоплательщиком в течение трех лет со дня уплаты налога (по общему правилу налоги считаются уплаченными с момента предъявления в банк поручения на перечисление денежных средств в бюджет (пп. 1 п. 3, п. 8 ст. 45 НК РФ)), если иное не предусмотрено налоговым законодательством РФ.
Таким образом, в общем случае налоговики могут вернуть переплату по налогу, если со дня ее возникновения прошло не более трех лет (Письмо Минфина РФ от 05.03.2020 № 03-04-06/16605).
Обратите внимание: возврат переплаты должен быть произведен в течение месяца со дня получения налоговым органом соответствующего заявления (п. 6 ст. 78 НК РФ). Нарушение ИФНС чревато уплатой процентов, которые начисляются за каждый день нарушения срока возврата (п. 10 ст. 78 НК РФ).
Но Налоговым кодексом не урегулирован вопрос о том, может ли налогоплательщик взыскать с ИФНС проценты за несвоевременный возврат налога при подаче иска в суд, если во внесудебном порядке он обратился в инспекцию только по истечении трех лет с момента образования переплаты. В Определении ВС РФ от 01.11.2019 № 301-ЭС19-10633 по делу № А28-4206/2018 сказано, что если налогоплательщик обращается в налоговый орган с заявлением о возврате суммы переплаты по истечении трех лет с момента ее образования, то он утрачивает право на взыскание процентов за несвоевременный возврат этой суммы, поскольку налоговый орган не обязан ее возвращать.
Вместе с тем налоговая переплата может быть возвращена и после того, как истек трехлетний срок. Но об этом мы поговорим чуть позже. Вначале рассмотрим порядок возврата переплаты, возникшей из-за излишне уплаченных в бюджет авансовых платежей по налогу (например, по УСНО или налогу на прибыль).
Порядок исчисления «упрощенного» налога установлен ст. 346.21 НК РФ и предусматривает самостоятельное определение (п. 2) налогоплательщиками суммы налога по итогам налогового периода. По итогам же каждого отчетного периода «упрощенцы» (независимо от применяемого объекта налогообложения) исчисляют сумму авансового платежа исходя из ставки налога и налоговой базы, рассчитанной нарастающим итогом с начала налогового периода до окончания отчетного (налогового) периода (п. 3, 4 ст. 346.21 НК РФ). Авансовые платежи по итогам отчетных периодов уплачиваются в сроки, которые определены п. 7 ст. 346.21 НК РФ, – не позднее 25-го числа первого месяца, следующего за истекшим отчетным периодом. Согласно п. 5 названной статьи авансовые платежи по итогам отчетного периода засчитываются в счет уплаты налога по итогам следующего отчетного (налогового) периода.
Таким образом, указанные положения ст. 346.21 НК РФ устанавливают правило о зачете уплаченных авансовых платежей в счет уплаты последующих авансовых платежей и налога по УСНО, исчисленного по итогам налогового периода методом нарастающего итога.
Предположим, организация уплатила авансовые платежи по УСНО за I квартал и полугодие 2019 года 19.04.2019 и 17.07.2019 соответственно. По итогам девяти месяцев и года организация получила убыток. Декларация по УСНО за 2019 год была представлена 11.03.2020. Возникает вопрос о том, с какого момента организации нужно исчислять трехлетний срок для подачи в инспекцию заявления о возврате излишне уплаченного «упрощенного» налога:
-
со дня, когда были фактически перечислены авансовые платежи (19.04.2019 и 17.07.2019);
-
со дня, когда фактически была сдана налоговая декларация (11.03.2020);
-
со дня, который установлен ст. 346.23 НК РФ для сдачи декларации (31.03.2020).
Согласно п. 7 ст. 78 НК РФ заявление о возврате суммы излишне уплаченного налога может быть подано в течение трех лет со дня уплаты указанной суммы.
Если «упрощенец» не заявил о возврате излишне уплаченного авансового платежа (в нашем примере – за I квартал и полугодие 2019 года), данный платеж учитывается на дату окончания следующего отчетного и налогового периодов. Определение окончательного финансового результата и размера обязанности по налогу производится налогоплательщиками в налоговой декларации, представляемой по итогам года. Президиум ВАС еще в Постановлении от 28.06.2011 № 17750/10 указал, что основания для возврата переплаты по итогам финансово-хозяйственной деятельности налогоплательщика наступают с даты представления налоговой декларации за соответствующий год.
Таким образом, сумма «упрощенного» налога может быть квалифицирована как излишне уплаченная только с даты фактического представления декларации за налоговый период. Дата внесения авансовых платежей не может рассматриваться в качестве даты возникновения излишней уплаты налога по УСНО. А это значит, что заявление о возврате суммы излишне уплаченного «упрощенного» налога организация может подать в течение трех лет с даты представления декларации по УСНО (то есть начиная с 11.03.2020).
В завершение добавим, что такой порядок определения даты возникновения переплаты из-за излишне внесенного аванса касается любых налогов, предполагающих уплату авансовых платежей в течение налогового периода.
Налоговым законодательством не регламентирован порядок восстановления пропущенного срока давности, установленного п. 7 ст. 78 НК РФ, для возврата налоговой переплаты. В этом случае налогоплательщик может обратиться в суд для защиты своих прав в пределах общего срока исковой давности, предусмотренного ст. 196 ГК РФ. В таком случае действуют общие правила исчисления срока исковой давности (см. письма Минфина РФ от 08.11.2019 № 03-02-08/86022, от 04.11.2019 № 03-02-07/2/87318).
Зачёт и возврат налоговой переплаты: новые правила
В деле № А76-12783/2016, рассмотренном в Постановлении АС УО от 14.03.2017 № Ф09-406/17, проанализирована следующая ситуация. ИНФС в конце 2015 года выдала организации (по ее запросу) справку о состоянии расчетов с бюджетом, где была отражена переплата по налогу на прибыль и НДС, уплаченным в 2007 – 2011 годах.
На основании этой справки организация подала в ИФНС заявление о возврате налоговой переплаты. Однако ей было отказано из-за пропуска трехлетнего срока, установленного п. 7 ст. 78 НК РФ. По мнению налоговиков, организация должна была знать и знала об имеющейся переплате и раньше, поскольку она сдавала в 2008 – 2011 годах первичные и уточненные декларации, но не воспользовалась правом на подачу заявления о возврате переплат в пределах установленного срока.
Между тем арбитры приняли довод организации о том, что о наличии переплаты ей стало известно только после получения справки о состоянии расчетов. Поэтому отправной точкой для исчисления трехлетнего срока для возврата переплаты они признали дату выдачи справки о состоянии расчетов. Арбитры также учли, что налоговики в данном деле самостоятельно засчитывали переплату по налогу в счет недоимки. При этом решения о зачетах не принимались и уведомления в адрес налогоплательщика не направлялись. Следовательно, о точной сумме переплаты организация могла узнать только из извещения о переплате (справки о состоянии расчетов с бюджетом, актов сверок по налогам).
Справедливости ради следует отметить: судебная практика по этому вопросу не является однородной. Есть судебные акты, в которых указывается, что справки расчетов с бюджетом и акты сверки не являются единственными документами, свидетельствующими о возникновении у налогоплательщика переплаты. Эти документы, по мнению судей, лишь отображают состояние его расчетов с бюджетом (см., например, постановления АС ЗСО от 07.09.2016 № Ф04-3529/2016 по делу № А45-6464/2015, АС ПО от 18.08.2017 № Ф06-23272/2017 по делу № А55-18404/2016).
Если организация по результатам выездной проверки узнала, что она не должна была платить налог или должна была его платить в меньшем размере, то именно с этой даты должен исчисляться срок на обращение в суд за возвратом переплаты. К такому выводу еще в 2010 году пришел Президиум ВАС в Постановлении от 21.12.2010 № 3972/10 по делу № А09-9907/08-30.
Данная позиция является справедливой и в наши дни (см., например, постановления АС СЗО от 30.09.2019 № Ф07-11447/2019 по делу № А05-2680/2019, АС ВСО от 21.03.2017 № Ф02-655/2017 по делу № А58-3566/2016). В них также сделан вывод, что трехлетний срок для возврата налоговой переплаты начал течь, когда налогоплательщик получил свое решение по выездной проверке.
В то же время если будет установлено, что налогоплательщик явно знал о том, что он не должен уплачивать налог (например, из-за превышения лимита доходов по УСНО), то суд может признать: срок на возврат этого налога должен исчисляться не с даты составления акта выездной проверки, а с момента уплаты налога. Так было в Постановлении АС ВВО от 10.06.2016 № Ф01-1970/2016 по делу № А82-10796/2015.
Предметом налогового спора зачастую является пересмотр налоговых обязательств того или иного налогоплательщика. В этом случае является ли отправной точкой для исчисления трехлетнего срока дата вступления в силу судебного акта, где сделан вывод об отсутствии у налогоплательщика обязанности по уплате конкретного налога? Все зависит от обстоятельств возникшего спора.
Так, в деле № А28-11542/2018 была рассмотрена следующая спорная ситуация. Изначально организация, применяющая УСНО (с объектом налогообложения «доходы»), уплатила за 2013 – 2015 годы налог в общей сумме 3,2 млн руб. Но в июле 2018 года она подала «уточненки» по УСНО за указанные периоды, в которых отразила отсутствие дохода и налог к уплате 0 руб. Одновременно она направила заявление о возврате переплаты по «упрощенному» налогу в вышеуказанном размере.
ИНФС отказала ей в возврате переплаты. Суды тоже. Руководствуясь нормами ст. 21, 45, 78 НК РФ, Определением КС РФ № 173-О, п. 79 Постановления № 57 и Постановлением Президиума ВАС РФ № 12882/08, арбитры пришли к выводу, что организация обратилась в суд за пределами трехлетнего срока с момента, когда она узнала или должна было узнать о факте излишней уплаты налога.
Здесь необходимо пояснить истинные причины отказа. Дело в том, что организация была создана в результате реорганизации ООО (правопредшественник) в форме выделения. В отношении ООО была проведена выездная проверка, результатом которой стало доначисление налогов по общей системе налогообложения.
ООО предприняло попытку оспорить результаты проверки в суде. Но вступившимв законную силу Решением Арбитражного суда Кировской области от 18.07.2018 по делу № А28-16408/2017 был подтвержден факт создания ООО схемы дробления бизнеса путем осуществления реорганизации в форме выделения новых предприятий, применяющих УСНО (то есть бизнес раздробили специально, чтобы перевести на УСНО). При этом суды сочли правомерными действия налоговиков, включивших доходы, полученные правопреемниками (в том числе организацией), в налоговую базу ООО, на том основании, что именно оно, а не лица, с участием которых общество учло операции не в соответствии с их действительным экономическим смыслом, осуществляло спорную деятельность и получило данные доходы. (Это обстоятельство и стало основанием для подачи организацией «уточненок» по УСНО за 2013 – 2015 годы.)
Организация, ссылаясь на указанные обстоятельства, настаивала, что до принятия окончательного решения по спору о дроблении бизнеса и доначислениях она не могла знать о наличии у нее переплаты по УСНО.
Однако суды пришли к выводу: дата вступления в силу судебного акта по делу № А28-16408/2017 не влияет на исчисление срока давности.Организация (будучи правопреемником) производила уплату «упрощенного» налога,осознавая ошибочность и необоснованность такой уплаты (вследствие применения налоговой схемы). Арбитры подчеркнули, что организация не представила доказательств своей неосведомленности об излишней уплате в бюджет спорной суммы налогов до момента принятия решения по делу № А28-16408/2017, а также доказательств наличия объективных препятствий для реализации права на возврат излишне уплаченного налога в судебном порядке в установленный срок (Постановление АС ВВО от 09.08.2019 № Ф01-3573/2019).
* * *
Казалось бы, процедура возврата налоговой переплаты достаточно четко регламентирована налоговыми нормами. Между тем они не в состоянии учесть все многообразие ситуаций, возникающих на практике. Это приводит к спорам с налоговиками, которые нередко разрешаются только в судебном порядке.
Правоприменительная практика по данному вопросу в равной степени как обширна, так и неоднозначна. Мы рассказали об общих тенденциях в разрешении подобных споров. Но все мы понимаем, что исход конкретного спора напрямую зависит от присущих только ему обстоятельств.
По общим правилам, любой федеральный налог, в том числе на прибыль, можно зачесть в счет будущих платежей по любому другому федеральному платежу или штрафов и пеней в федеральный бюджет. При этом имеющаяся недоимка погашается инспекцией самостоятельно и не требует участия организации. Однако за последней сохраняется право подать обращение на зачет переплаты по налогам, заявление для этого подается в инспекцию по месту учета организации в бумажном или электронном виде.
Для отражения операции зачета, согласно плану счетов, утвержденному Приказом 94н, для бюджетных учреждений используются счета по аналогии.
Произведен зачет суммы по прибыли в счет уплаты НДС |
68-НДС |
68-пр |
20 000 р. |
Решение, бухгалтерская справка |
Как зачесть или вернуть переплату по налогу на прибыль
Возвратом денежных средств имеет смысл заниматься, когда вы уверены, что у организации нет долгов по оплате налогов, уплате пеней и штрафов. В идеале нужно получить акт сверки с налоговой инспекцией. Имейте в виду, возврат произведут только после погашения имеющейся недоимки. В противном случае заявление на возврат отклонят.
Если руководитель организации принял решение, что излишне уплаченную сумму требуется вернуть, необходимо заполнить заявление на возврат переплаты по налогам, сроки перечисления на расчетный счет организации при этом исчисляются с момента подачи заявления и составляют не более одного календарного месяца.
Возврат переплаченной суммы нужно отразить стандартной проводкой.
Проводка |
Операция |
Дт 51 Кт 68 |
Возвращен излишне уплаченный налог на прибыль |
Обратите внимание, что претендовать на возврат денежных средств из бюджета следует с учетом сложившихся обстоятельств. Например, по ежемесячным платежам, таким как страховые взносы или НДФЛ, возвращать переплаченные суммы не имеет смысла, ведь уже в следующем месяце организация снова начислит заработную плату и исчислит платежи в счет страхового обеспечения. Однако если речь идет о реорганизуемой или ликвидируемой компании, то возврат оправдан.
Также следует учитывать плановые показатели деятельности компании. Например, если бюджетное учреждение ранее оказывало платные услуги. По итогам предоставленной отчетности в ФНС была выявлена излишне уплаченная сумма НДС. Однако предпринимательская деятельность прекращена по решению учредителя. Напомним, что бюджетники освобождены от уплаты НДС по деятельности, финансируемой за счет субсидий. Следовательно, обязанности исчислять и уплачивать НДС в текущем периоде у учреждения нет. И зачесть переплату в счет будущих начислений НДС не получится (платные услуги прекращены). Именно в таком случае нужно оформить заявление на возврат переплаты по налогу.
Но даже в такой ситуации учреждение вправе перебросить излишне уплаченные деньга на другие платежи. Например, на погашение задолженности по транспортному, земельному налогу или же по налогу на имущество. Следовательно, решение должно отвечать и положениям законодательства и удовлетворять потребности налогоплательщика.
Подчеркнем, что заявление на возврат переплаты налога, образец и бланк которого можно скачать ниже, обязательно к составлению, а подать его можно в письменной или электронной форме.
Повторимся, что бланк КНД 1150058 «Заявление на возврат налога» изменен. Используйте в работе форму, утвержденную Приложением № 8 к Приказу ФНС России от 14.02.2017 № ММВ-7-8/182@ (ред. от 30.11.2018).
Заявление на возврат налога заполняется по аналогичным правилам. Обратите внимание, что сама обновленная форма КНД 1150058 уже содержит детальные инструкции и подсказки к заполнению.
Документ может быть оформлен только в отношении конкретного фискального платежа. Объединить несколько видов переплат в одном заявлении на возврат нельзя. Даже если налогоплательщик возвращает излишне уплаченные пени и штрафы по одному сбору, то придется подготовить два заявления на возврат. Одно — для пени по налогу, второе заявление — на возврат штрафа. Так как для каждого платежа определяется соответствующий код бюджетной классификации — КБК.
Заявление на возврат налога подавайте именно в то отделение ФНС, в котором налогоплательщик поставлен на учет. Если переплаченная сумма выявлена по обособленному подразделению, заявите о ней в ИФНС по месту постановки на учет ОП.
Инструкция по заполнению заявления на возврат налога, ключевые аспекты:
- КПП следует указывать код, присвоенный организации либо обособленному подразделению в налоговом органе, в который подаете заявление на возврат налога.
- Верно укажите причину образования переплаты. Доступно несколько вариантов на выбор. Например, при излишней уплате укажите в заявлении на возврат налога код «1». Если же налогоплательщик претендует на возмещение НДС или акцизов из бюджета, то впишите «3».
- Детализируйте вид платежа, по которому оформляете возврат денежных средств из бюджета. Если возвращаете сумму по основному обязательству, пропишите в заявлении на возврат «1», для возмещения излишне уплаченных пеней — «4», по штрафам — «5».
- В раздел «Сведения о счете» заявления на возврат налога внесите необходимую информацию о банковской организации, в которой открыт соответствующий расчетный счет. Затем укажите вид счета, согласно расшифровке, обозначенной в пункте 6 правил заполнения (смотри саму форму КНД 1150058). Получатель — это организация-заявитель.
Обратите внимание, что для учреждений бюджетной сферы предусмотрены исключительные правила заполнения. Так, к примеру, бюджетное учреждение в пункте «Наименование банка» должно указать наименование органа Федерального казначейства, в котором открыт лицевой счет. Номер счета — это стандартные 20 знаков. А вот получатель платежа для бюджетников — это не наименование организации, как например, должны прописать НКО или коммерческие фирмы. В данном пункте необходимо указать код «3» и вписать наименование органа, осуществляющего открытие и ведение лицевых счетов. В большинстве случаев это территориальное отделение органа Федерального казначейства.
Номер лицевого счета и КБК зачисления НКО и коммерческие фирмы не указывают. А вот учреждениям госсектора заполнять пункты обязательно. Номер лицевого счета — это уникальный номер (может содержать не только цифры, но и латинские буквы). А вот КБК определяется для каждого типа учреждения в индивидуальном порядке:
- автономные проставляют нули в коде бюджетной классификации;
- бюджетные — указывают КБК 00000000000000000130;
- казенные — заполняют КБК в соответствии с Приказом Минфина № 132н.
Последний раздел заявления на возврат налога заполнять не нужно. Он предназначен для физических лиц.
Если вы обнаружили переплату, у вас есть два варианта:
-
Зачесть её в счёт будущих платежей или существующего долга.
-
Вернуть её на расчётный счёт.
По общему правилу, срок для зачёта или возврата переплаты — три года со дня уплаты налога. Если три года прошли — налоговая инспекция откажет.
Однако трёхлетний срок не всегда отсчитывается с даты уплаты. Например, переплата возникла из-за уплаты авансовых платежей по налогу на прибыль. А бухгалтер узнал о ней, когда подал декларацию по итогам года.
Поэтому если налоговая вам отказала, проверьте, знали ли вы о переплате в тот момент, когда она возникла. Или вы по объективным причинам узнали о ней позже.
Если со дня, как налогоплательщик реально узнал об излишке, три года еще не истекли, можно обратиться в суд. Суд считает трёхлетний срок с момента, когда компания узнала или должна была узнать о переплате. При этом судья проверит причины, из-за которых фирма или ИП не смогли узнать о переплате раньше.
Например, фирма «Спектр» подала декларацию по налогу на прибыль и уплатила налог за 2016 год 13 марта 2017 года. 20 марта 2020 года фирма подала уточнённую декларацию за 2016 г. В ней она дозаявила расходы, которые не могла отразить в первичной декларации из-за судебного спора с контрагентом. В результате, после подачи уточнённой декларации, образовалась переплата. 10 июля 2020 г. компания подала заявление о возврате излишне уплаченного налога. Инспекция отказала в возврате налога, так как с момента его уплаты (13 марта 2017 г.) прошло больше трёх лет. Однако организация может добиться возврата налога через суд, так как о переплате ей стало известно только 20 марта 2020 г., когда были скорректированы данные учёта. Если считать три года от этой даты, то на момент подачи заявления срок возврата еще не прошел.
Возврат сумм излишне уплаченных налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафа
Пользуясь своим правом по ст. 78 НК РФ, физические лица или компании переплаченные в бюджет налоги (на доходы, прибыль, имущество, НДС и др.) могут зачесть в счет налогов, подлежащих уплате в будущем (или недоимки по другим платежам), или вернуть их из бюджета.
Обратиться за возвратом/зачетом переплаченного излишне сбора, налога, взноса или штрафа можно лично, по электронной или обычной почте или из своего личного кабинета. Важно сделать это не позднее 3-х лет после уплаты этой суммы.
Чаще на практике, получив обращение с просьбой засчитать или возвратить сумму переплаты по какому-нибудь платежу, ИФНС перед вынесением своего решения делает сверку расчетов.
Само решение «зачесть или вернуть» выносится налоговым органом в течение не более 10-тидневного срока с получения обращения или совместно подписанного акта по итогам сверки налогов, о котором письменно сообщается заявителю. При этом со стороны налоговой инспекции компании может поступить запрос о представлении подтверждающих документов о возникших лишних суммах уплаты налогов.
Принятое ФНС решение служит основанием, чтобы перечислить излишне уплаченную сумму налога: по НК РФ это их обязанность в течение 1-го месяца от получения указанного заявления о возврате.
В заявлении в суд нужно четко изложить свои требования и привести основания для них. В частности, необходимо:
•указать, за какой период и на каком основании уплачен налог в завышенном размере и в какой сумме он должен был быть уплачен. В подтверждение нужно привести данные налоговых деклараций (в том числе уточненных);
•подтвердить факт перечисления налога в бюджет платежными документами;
•отразить обстоятельства, которые определяют момент начала течения трехлетнего срока исковой давности для обращения в суд.
Найти переплату по налогам может как сам налогоплательщик, так и налоговые инспекторы. Вы можете заказать акт сверки в налоговой инспекции или проверить свои перечисления в личном кабинете на сайте ФНС. В течение пяти рабочих дней после подачи документов налоговики должны оформить акт сверки и направить налогоплательщику.
Если переплату первыми обнаружили налоговики, они обязаны известить организацию — в течение 10 рабочих дней они должны выслать письменное сообщение и указать дату выявления переплаты (п. 3 ст. 78 НК РФ). Датой обнаружения переплаты считается день, когда инспектор обнаружил излишки по конкретному налогу. Независимо от того, сообщила налоговая инспекция о факте излишней уплаты налогоплательщику или нет, переплатой можно распорядиться в течение трёх лет с момента возникновения.
Срок исковой давности для возврата переплаты по налогу
Зачесть или вернуть переплату организация может в течение трёх лет с даты уплаты излишней суммы налога. Дата уплаты считается по-разному. Например, у НДС, который уплачивается без авансовых платежей, трёхлетний срок будет отсчитываться с даты перечисления налога. А для налога на прибыль, в котором предусмотрены авансовые платежи, срок будет исчисляться с момента подачи декларации.
Если организация пропустила срок подачи заявления, можно обратиться в суд. При рассмотрении дела в суде срок исковой давности — 3 года будет рассчитываться по нормам гражданского, а не налогового законодательства. И отсчёт срока идёт не с момента уплаты излишней суммы, а с момента, когда организация узнала или должна была узнать об этом (п. 1 ст. 200 ГК). Но вам придется доказать, что вы узнали о переплате позже, чем она возникла. А это не так-то просто.
ИФНС не проведет зачёт или возврат сумм автоматически. Для этого нужно пройти определенную процедуру.
Свериться с налоговой инспекцией. Подайте заявление по месту учёта организации или ИП. Заявление можно подать на бумажном носителе или послать электронно через ТКС. Заявление составляется в свободной форме, но в нём обязательно укажите:
- Наименование и адрес ФНС.
- Данные налогоплательщика: наименование, ИНН, юридический адрес.
- Данные о сверке: за какой период и по каким налогам.
- Дата составления заявления.
- Как вам удобнее получить готовый акт — в налоговой инспекции или электронно.
Через 5 рабочих дней налоговая инспекция пришлёт вам акт сверки. Если вы согласны с данными в акте, подпишите его и направьте обратно в ФНС. Если найдёте расхождения — при подписании укажите, что акт подписан с разногласиями.
Закажите акт сверки с налоговой в Личном кабинете интернет-бухгалтерии «Моё дело»
Результат придёт туда же. Электронную подпись всем пользователям мы помогаем оформлять бесплатно.
- Напомнит о сроках сдачи
- Учёт переносы в выходные и праздники
- Настраивается по вашим параметрам
- Учитывает совмещение налоговых режимов
В соответствии со ст. 21 НК РФ распорядиться суммой переплаты можно следующим образом:
- оформить заявление на возврат средств на лицевой счет организации
- сохранить переплату в счет предстоящих платежей по соответствующему налогу
- в заявительном порядке учесть данную сумму для погашения задолженностей по прочим налогам, штрафам, пеням
Ныне действующие требования не позволяют производить зачет выявленных средств между налогами разного уровня. Так переплата, установленная на федеральном уровне, может быть использована к налогам только этого уровня, например, НДС или налог на прибыль.
Еще одним нововведением будет тот факт, что организации позволят вернуть деньги на свой расчетный счет только при условии отсутствия задолженностей перед бюджетом.
Организация имеет право обратиться в налоговую инспекцию с заявлением на возврат или зачет выявленных сумм в течение 3 лет с момента обнаружения образовавшейся суммы. Таким моментом будет считаться дата фактического осуществления платежа в бюджет. Однако, здесь существуют ограничения и оговорки.
Если переплата создалась по причине излишне уплаченных авансовых платежей по определенному налогу. То срок, с которого начнется отсчет в 3 года, начинается с момента подачи соответствующей годовой декларации.
Если организация не успела обратиться с заявлением в налоговую инспекцию в течение трехлетнего срока, то возврат будет возможен только в судебном порядке. Срок исковой давности по таким делам составляет 3 года. Отсчет будет идти с того времени, как организация узнала о возникшем праве на возврат излишне уплаченной суммы.
По новым правила, когда в обязанности налоговой инспекции входит уведомление налогоплательщика о суммах переплат, срок для обращения в суд начинается с момента получения такого уведомления.
Как зачесть переплату по налогу на прибыль
Заявление на возврат переплаты по налогу
Код ошибки 0400400007 в РСВ – как исправить
РСВ в 2021 году без работников
База для начисления страховых взносов в 2021 году
Кэшбек за туризм в России в 2021 году
Расчеты с налоговой нередко завершаются образованием переплаты по налогам. Возврат излишне уплаченных сумм – процедура несложная, но требующая соблюдения установленного порядка взаимодействия с ИФНС. Расскажем, какой срок возврата налоговой переплаты по налогу утвержден для российских налогоплательщиков.
Порядок возврата излишне уплаченных налогов гражданами осуществляется в аналогичном организациям порядке. Но некоторые особенности можно выделить:
- по имущественным налогам физлица декларации не подают, поэтому для них действует правило возврата переплаты в течение 1 месяца с момента подачи заявления;
- для возврата НДФЛ предусмотрена возможность подачи заявления одновременно с декларацией, т.к. с 01.01.2021 оно включено в состав формы 3-НДФЛ. В таком случае действует правило о завершении камеральной проверки, т.е. фактически средства вернут в течение 4 месяцев с момента подачи 3-НДФЛ (3 месяца на проверку + 1 месяц на возврат).
По итогам 2018 и 2019 года Кузнецов А.А. заплатил 10 000 руб. налога на имущество (по 5 000 руб. в год). В 2021 году гражданин добился пересмотра кадастровой стоимости своей недвижимости, в результате чего налог уменьшился до 3 000 руб. по каждому налоговому периоду. Образовалась переплата за 2018 и 2019 годы в сумме 4 000 руб. (10 000 – 3 000 х 2).
15.06.2021 Кузнецов А.А. подал заявление о возврате переплаты в сумме 4 000 руб. Средства ИФНС обязана вернуть не позднее 15.07.2021.
Пунктом 7 статьи 78 Налогового кодекса установлено, что заявление о зачете или о возврате суммы излишне уплаченного налога может быть подано в течение трех лет со дня уплаты указанной суммы, если иное не предусмотрено законодательством. По информации ФНС, заявление о возврате суммы излишне уплаченного налога на прибыль может быть подано в течение трех лет с даты представления декларации.
То есть вернуть или зачесть «старую» переплату, с момента возникновения которой прошло более трех лет, компания не сможет. Поэтому необходимо своевременно позаботиться о ее «судьбе».
Согласно письму ФНС от 1 ноября 2013 года № НД-4-8/19645@, НК РФ не определяет основания и порядок списания инспекцией излишне уплаченных сумм налогов, сборов, пеней и штрафов, со дня уплаты которых прошло более трех лет. Но с другой стороны, НК РФ и не препятствует списанию переплаты с истекшим сроком исковой давности на основании решения руководителя (заместителя руководителя) налогового органа. Кроме того, ревизоры вправе произвести списание суммы излишне уплаченного налога на основании вступившего в силу судебного решения об отказе компании в восстановлении срока давности возврата суммы налога.
Что касается списания переплаты, то НК РФ не препятствует налоговому органу осуществить списание сумм, в отношении которых истек срок, указанный в пункте 7 статьи 78 НК РФ, при обращении компании в инспекцию с просьбой о списании указанных средств, в том числе сумм отмененных налогов. Вместе с тем списание указанных сумм без волеизъявления коммерсантов является неправомерным (Официальный сайт ФНС России, раздел «Часто задаваемые вопросы», 2014). Встречаются решения судов, в которых говорится, что если суд подтвердил невозможность вернуть переплату, то налоговый орган вправе ее списать (Постановление АС Западно-Сибирского округа от 20 мая 2016 г. по делу № А27-14361/2015).
Как вернуть переплату по налогам
Согласно Определению Конституционного суда от 21 июня 2001 года № 173-О, положения статьи 78 Налогового кодекса не препятствуют компании в случае пропуска установленного срока обратиться в суд с иском о возврате из бюджета переплаченной суммы в порядке гражданского или арбитражного судопроизводства. И в этом случае действуют общие правила исчисления срока исковой давности – со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права (п. 1 ст. 200 ГК РФ).
Поэтому в случае пропуска срока, установленного пунктом 7 статьи 78 Налогового кодекса, фирма может обратиться в суд для защиты своего права в пределах общего срока исковой давности, установленного статьей 196 ГК РФ (письмо Минфина России от 17 ноября 2017 г. № 03-02-08/75912).
С иском в суд компания вправе обратиться в течение трех лет, считая со дня, когда ею было выявлено нарушение своего права на своевременный зачет или возврат переплаты (п. 79 постановления Пленума ВАС РФ от 30 июля 2013 г. № 57).
Обратите внимание
Пунктом 10 статьи 78 НК РФ установлено, что в случае, если возврат суммы излишне уплаченного налога осуществляется с нарушением законных сроков, ревизорам на сумму переплаты, которая не возвращена, начисляются проценты в пользу компании за каждый календарный день нарушения срока возврата.
С указанным соглашаются и нижестоящие суды (Постановления АС Северо-Кавказского округа от 14 июня 2017 г № Ф08-3157/2017, АС Центрального округа от 5 июля 2016 г. № Ф10-1951/2016, АС Волго-Вятского округа от 5 апреля 2016 г. № Ф01-638/2016, АС Московского округа от 18 января 2016 г. № Ф05-18975/2015).
Вопрос определения времени, когда компания узнала или должна была узнать об излишней уплате налога, надлежит разрешать с учетом оценки всех имеющих значение для дела обстоятельств в совокупности:
- установить причину, по которой налогоплательщик допустил переплату;
- определить, была ли у компании возможность для правильного исчисления налога по данным первоначальной налоговой декларации;
- проверить изменения законодательства в течение рассматриваемого налогового периода;
- выявить другие обстоятельства, которые могут быть признаны судом в качестве достаточных для признания не пропущенным срока на возврат налога.
При этом бремя доказывания обстоятельств возлагается на компанию (Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 8 февраля 2017 г. № Ф01-6252/ 2016 по делу № А11-13538/2015).
Пунктом 10 статьи 78 НК РФ установлено, что в случае, если возврат суммы излишне уплаченного налога осуществляется с нарушением законных сроков, ревизорам на сумму переплаты, которая не возвращена, начисляются проценты в пользу компании за каждый календарный день нарушения срока возврата.
Суммы процентов за несвоевременный возврат определяются исходя из фактического количества календарных дней просрочки с учетом дня фактического возврата налога и ставки процентов, которая определяется как ставка рефинансирования Центрального банка, действовавшая в дни нарушения срока возмещения, деленная на количество дней в году (Постановление Президиума ВАС РФ от 21 января 2014 г. № 11372/13, Методические рекомендации по ведению информационного ресурса результатов по зачетам и возвратам, утв. приказом ФНС России от 25 декабря 2008 г. № ММ-3-1/683@, письмо Минфина России от 18 июля 2017 г. № 03-05-04-03/45570).
В России устанавливаются следующие виды налогов и сборов: федеральные, региональные и местные (п. 1 ст. 12 НК РФ). В соответствии с пунктами 1 и 2 статьи 78 Налогового кодекса зачет сумм излишне уплаченных федеральных налогов и сборов, региональных и местных налогов производится по соответствующим видам налогов и сборов, а также по пеням.
Другими словами, зачесть переплату налога на имущество организаций можно в счет уплаты транспортного налога, но нельзя – в счет уплаты налога на прибыль, поскольку первые два налога – региональные, а последний – федеральный, хотя и уплачивается в федеральный и региональный бюджет. А вот зачесть переплату по НДС в счет уплаты налога на прибыль можно.
Согласно разъяснениям налоговой службы, данным в письме от 6 февраля 2017 года № ГД-4-8/2085@, правила, установленные статьей 78 Налогового кодекса, распространяются на налоговых агентов, плательщиков сборов и участников консолидированной группы налогоплательщиков (п. 14 ст. 78 НК РФ). Поэтому зачет переплаты соответствующего вида налога возможен в счет погашения задолженности по НДФЛ налогового агента.
Обратите внимание
Подтверждение факта ошибочного перечисления сумм по реквизитам уплаты НДФЛ, как и подтверждение факта излишнего удержания и перечисления НДФЛ, производится на основании выписки из регистра налогового учета за соответствующий период и сверки платежных документов.
А вот по вопросу зачета излишне уплаченной суммы НДФЛ в счет будущих платежей по этому же налогу ФНС сообщила следующее: пунктом 9 статьи 226 Налогового кодекса установлено, что уплата НДФЛ за счет средств налоговых агентов не допускается, поэтому перечисление в бюджет суммы, превышающей сумму налога, фактически удержанного из доходов сотрудников, не является уплатой НДФЛ.
В этом случае налоговый агент вправе обратиться в инспекцию с заявлением о возврате на расчетный счет суммы, не являющейся НДФЛ и ошибочно перечисленной в бюджет.
Ревизоры в случае отсутствия у указанного агента задолженности по иным федеральным налогам, не являющейся НДФЛ, осуществляют возврат в порядке, установленном статьей 78 Налогового кодекса.
Подтверждение факта ошибочного перечисления сумм по реквизитам уплаты НДФЛ, как и подтверждение факта излишнего удержания и перечисления НДФЛ, производится на основании выписки из регистра налогового учета за соответствующий период и сверки платежных документов.
Кроме того, возможен зачет таких ошибочно перечисленных сумм по реквизитам уплаты НДФЛ в счет погашения долгов по налогам соответствующего вида, а также в счет будущих платежей по иным налогам соответствующего вида.
Официально трудоустроенный человек каждый месяц делает налоговые отчисления. Это происходит без его участия – 13% с дохода сотрудника обязан перечислять работодатель. Часть этих средств налогоплательщик может вернуть. Возмещение НДФЛ возможно в нескольких случаях.
- Работник приобрел жилье либо земельный участок под застройку, соответственно может претендовать на имущественную льготу.
- Сотрудник оплатил дорогостоящее лечение или обучение и теперь вправе запросить компенсацию.
- Гражданин проходил курсы повышения квалификации, получал высшее, средне-специальное и любое другое образование.
Все вычеты производятся через налоговую службу.
Физлицо собирает необходимый пакет документов, а затем передает его в отделение ФНС по месту жительства. Налоговики проверят их и вынесут решение о возможности возмещения НДФЛ в заявленном объеме. Если налоговая служба удовлетворит запрос, деньги перечислят на указанные платежные реквизиты – в течение месяца после положительного решения вопроса. Если отклонит – человек получит письменное уведомление, в котором будут прописаны все основания для отказа.
О сроках для возврата переплаты по налогам
Список категорий граждан, которые вправе претендовать на выплаты, не прописан на законодательном уровне. Однако, согласно порядку налогообложения, платить НДФЛ обязаны резиденты Российской Федерации. Следовательно, за возвращением могут обращаться все, кто исправно делал отчисления с дохода.
При этом в налоговом кодексе РФ предусмотрено освобождение от уплаты пошлин по определенным статьям доходов. К примеру, студенты, обучающиеся на очной форме и имеющие государственную стипендию, не смогут запросить возмещение НДФЛ. Разумеется, если у них нет иного официального источника заработка.
Причины, на основании которых физическое лицо может запросить возврат подоходного налога:
- особые условия трудовых и гражданско-правовых контрактов;
- приобретение дорогостоящих лекарств или оплата медуслуг;
- проведение сделок купли-продажи с недвижимостью;
- манипуляции с ценными бумагами и прочими финансовыми инструментами;
- оплата обучения, образовательных курсов.
В отдельных случаях на возмещение могут рассчитывать лица, которым присвоен специальный статус.
Вычеты отличаются по характеру, сущности и специфике предоставления. В действующем НК РФ прописаны следующие категории:
- классические/стандартные;
- социальные;
- инвестиционные (распространяются на ценные бумаги и прочие финансовые инструменты);
- профессиональные.
Первые два – самые распространенные.
Прописаны в ст. 218 НК РФ. Сумма возмещения определяется категорией физического лица. Так, например, 3 тыс. рублей в месяц с уплаченных налогов полагаются:
- участникам ликвидации чернобыльской аварии (те, кто имеют инвалидность или перенесли серьезные заболевания, связанные с радиацией);
- ликвидаторам последствий ядерных испытаний;
- инвалидам Великой Отечественной войны;
- военнослужащим, получившим инвалидность во время службы в СССР.
Было ваше – стало наше: как вернуть налоговую переплату из бюджета
Дата публикации
Расчеты по налогу на прибыль учитываются на счете 303 03 (п. 263 инструкции, утв. приказом Минфина России от 01.12.2010 № 157н, далее — Инструкция № 157н).
Бюджетные (автономные) учреждения начисляют и уплачивают налог на прибыль по статье аналитической группы подвида доходов бюджетов 180 и подстатье 189 «Иные доходы» КОСГУ (п. 12.1.7 порядка, утв. приказом Минфина России от 06.06.2019 № 85н, далее — Порядок № 85н, п. 9 порядка, утв. приказом Минфина России от 29.11.2017 № 209н, далее — Порядок № 209н). Следовательно, переплата по налогу на прибыль возвращается на лицевой счет по коду доходов 180 и подстатье 189 КОСГУ.
Перечисление бюджетным (автономным) учреждением налога на прибыль отражается аналогично возврату полученных ранее доходов, применяется забалансовый счет 17 «Поступления денежных средств» (п. 365 Инструкции № 157н). Соответственно, поступление излишне уплаченного в прошлом периоде налога на прибыль рассматривается в качестве доходной операции с применением забалансового счета 17.
Казенные учреждения уплачивают налог на прибыль за счет расходов по КВР 852 «Уплата прочих налогов, сборов » в увязке с подстатьей 291 «Налоги, пошлины и сборы» КОСГУ (п. 48.8.5.2 Порядка № 85н, п. 10.9.1 Порядка № 209н). Если возвращаются денежные средства, уплаченные в текущем году, операция отражается в качестве восстановления кассового расхода по тем же кодам бюджетной классификации, по которым отражалась кассовая выплата (п. 2.5.4 порядка, утв. приказом Федерального казначейства от 10.10.2008 № 8н, далее — Порядок № 8н).
Если возвращаются денежные средства, уплаченные в прошлом году, операция отражается в качестве возврата дебиторской задолженности прошлых лет, формирующей доходы бюджета (п. 2.5.6 Порядка № 8н). Администраторы таких доходов учитывают их по подстатье 136 «Доходы бюджета от возврата дебиторской задолженности прошлых лет» (п. 9.3.6 Порядка № 209н).
В новых практических статьях справочников хозяйственных операций показано, как в программе отразить возврат излишне уплаченного налога на прибыль:
- по «1С:БГУ 8» для бюджетных и автономных учреждений;
- по «1С:БГУ 8» для казенных учреждений.
В 2020 году в законодательстве произошли изменения относительно выплат инвестиционного налогового вычета:
- Проект № 210-ФЗ дает возможность применять инвестиционный вычет к основным средствам 8-10 амортизационной группы. Действует это исключительно в отношении объектов, купленных или произведенных в 2020 году.
- Проект № 210-ФЗ предусматривает, что инвестиционный вычет может включать до 100% суммы затрат на транспортные и коммунальные объекты, а также до 80% затрат на социальные объекты.
Согласно действующему законодательству, использование льготы возможно до 2027 года.
В данный момент в Российской Федерации существует пять видов налоговых вычетов, применимых к НДФЛ, в частности: Стандартный, Имущественный, Социальный, Профессиональный и Инвестиционный, о котором уже говорилось в предыдущем разделе статьи. О каждом следует говорить более подробно.
Этот вопрос регулирует 218 статья налогового законодательства РФ. Сюда входит возврат в таких размерах:
- 500 рублей ежемесячно лицам, имеющим особый социальный статус, например, Героя РФ или СССР, обладателя Ордена Славы и т.д.
- 1400 рублей ежемесячно родителям, имеющим одного или двоих детей.
- 3000 рублей ежемесячно родителям, имеющим троих и более детей.
- 3000 рублей ежемесячно лицам, пострадавшим вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, ПО Маяк, ВОВ, ядерных испытаниях и т.д.
- 12 000 рублей ежемесячно родителям, имеющим ребенка с инвалидностью первой или второй группы, ребенка-студента дневной формы обучения, ребенка, учащегося в аспирантуре, интернатуре или ординатуре. На каждого ребенка, имеющего один из перечисленных статусов, полагается возврат в размере 12 000 рублей. Если речь идет не о родителе, а об опекуне или попечителе, на каждого ребенка с одним из перечисленных статусов полагается ежемесячный возврат в размере 6000 рублей.
Если ребенка воспитывает только один родитель, он получает вычет в двойном размере ежемесячно.
Если оба родителя в семье имеют по одному ребенку от предыдущих браков, то их первый ребенок считается третьим, поэтому они могут претендовать на возврат в размере 3000 рублей.
Определение и полномочия для социального вычета прописаны в 219 статье Налогового Кодекса РФ. Имеют право на возврат социальных средств:
- Студенты любой формы обучения, которые в течение года несли расходы на свое обучение или родители/опекуны, которые платили за обучение детей. Размер ограничен суммой 50 000 рублей для родителей и 38 000 рублей для опекунов.
- Налогоплательщики, которые понесли расходы на медицинское лечение себя, своего брата/сестры, родителей или ребенка. Максимальный размер составляет 13% от 120 000 рублей.
- Лица, заключившие договор негосударственного пенсионного обеспечения с ПФР. Налог может быть возвращен в полном размере.
Все вычеты осуществляются после отчетного периода, в котором были понесены расходы.