Что является объектом административного права 44фз

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Что является объектом административного права 44фз». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.

Что должен отразить заказчик, характеризуя ОЗ в закупочной документации:

  • объективные свойства предмета договора;
  • функциональность, качество и технические возможности объекта;
  • его эксплуатационные свойства.

Нельзя включать в описание предмета закупки по 44-ФЗ требования и ссылки на логотипы марки и ЗО (знаки обслуживания), патенты и названия бренда, полезные модели, производственные образцы, название изготовителя и НМПТ (места происхождения продукта), претензии, предъявляемые к товарам и услугам, а также выполняемым работам. Однако данное ограничение возможно, если оно не лимитирует количество участвующих в госзакупке.

Что такое предмет закупки по 44-ФЗ

Для представления ОЗ заказчик может добавить несколько условий от себя, а именно:

  • Гарантия на продукты (услуги).
  • Объем и срок гарантийных работ (к примеру, в продолжение 2 лет).
  • Требование к сохранности товара (не должен был ранее разбираться и ремонтироваться).
  • Обучение пользователей из персонала заказчика, которым надлежит обслуживать предмет закупки по 44-ФЗ.
  • Ограничение расходов на эксплуатацию.
  • Другие требования, соответствующие техническим условиям к товару.

Нужно учесть и ряд нюансов:

  • В описании объекта договора не должно быть притязаний к самим участникам торгов (их профессиональной репутации; финансовым ресурсам или производственному оборудованию).
  • При заказе медицинских препаратов клиент указывает их непатентованные международные названия. Если таковых нет, то пишут группировочные или химические наименования лекарств.
  • Применение дополнительных параметров ОЗ требует предельной точности, так как отсутствие веских аргументов в пользу практичности их указания грозит заказчику признанием его претензий несостоятельными и голословными.
  • Если описание предмета закупки по 44-ФЗ содержит точные цифровые параметры, судьи могут признать их обоснованными при наличии уточнений «не более», «минимальный», «максимальный», «не менее».

Кроме того, заказчик может дополнительно установить размеры, вид упаковки и способ перевозки продукции при условии, что эти меры не ограничат конкуренцию участников торгов.

Чтобы упорядочить контрактную систему госзакупок и воспрепятствовать беспочвенному ущемлению конкуренции посредством описания ОЗ, Правительство РФ стандартизирует порядок представления продукции. Для этого был утвержден КТРУ согласно положениям закона о закупках. Постановлением Правительства № 145 от 08.02.2017 принят порядок заполнения каталога в ЕИС и правила его эксплуатации заказчиками в сфере тендерных контрактов.

Сейчас КТРУ насчитывает свыше 25 000 товаров и услуг с указанием их технических характеристик.

Заказчики, использующие систему госконтрактов, должны использовать данные каталога по прошествии 30 дней с момента записи туда предмета договора или со дня начала его обязательного применения.

Несколько заказчиков могут проводить совместные закупки одних и тех же товаров, работ и услуг. Организатором совместного конкурса или аукциона выступает государственный уполномоченный орган. Заказчики заключают с ним соглашение, в котором прописывают:

  • юридическую информацию о сторонах,
  • сведения о закупках (идентификационные коды, НМЦ, сроки и т.д.)
  • порядок проведения закупок,
  • перечень полномочий организатора,
  • другую необходимую информацию.

Стороны соглашения несут расходы на проведение совместных закупок пропорционально доле НМЦ. Контракт с победителем каждый заказчик заключает по отдельности.

Статья 1. Сфера применения настоящего Федерального закона

Закон предусматривает возможность централизовать любые закупки госзаказчиков на федеральном или муниципальном уровне. В этом случае один уполномоченный специализированный орган будет планировать закупки, проводить их, оценивать заявки, принимать товар. При этом он не сможет обосновывать закупки, определять условия контракта, в том числе НМЦ, и подписывать контракт. Контракты подписывают заказчики, для которых выбраны поставщики.

Ограничивать участие в закупке можно только в случаях, предусмотренных законом. Все ограничения заказчик перечисляет в документах закупки. Если он выставил ограничение, не предусмотренное 44-ФЗ или постановлением правительства, он должен обосновать это.

Участвовать в закупках поставщики могут самостоятельно или через представителей. Полномочия представителей подтверждаются доверенностью, выданной в соответствии с Гражданским кодексом.

44 федеральный закон – объёмный нормативный акт с большим количеством межстатейных связей, определений и терминов. В документ регулярно вносятся исправления. Актуальные принципы и положения закона обязан знать и уметь трактовать любой поставщик, стремящийся добиться успеха на рынке госзакупок. Закон определяет:

  • порядок, в соответствии с которым заказчик выбирает поставщика товаров или услуг;
  • пошаговую процедуру проведения разных видов закупок;
  • принципы подписания, исполнения и возможного расторжения договоров.

44 закон о госзакупках детально трактует и другие сферы взаимоотношений поставщиков и заказчиков, но именно три перечисленных пункта наиболее важны для понимания обеими сторонами.

Цель закона – не только разово свести поставщика и казенного потребителя на оптимальных для бюджета условиях. Важно, чтобы сформировалась работающая система устойчивых связей госсектора и бизнеса, приносящая выгоду обеим сторонам. В то же время закон направлен на исключение из системы госзакупок недобросовестных участников, стремящихся нарушить нормы разумной конкуренции или предлагающих заведомо некачественные товары и услуги.

Мы постарались рассказать о контрактной системе максимально просто, создав нечто вроде курса «44-ФЗ для чайников». Но если вы не хотите или не имеете времени разбираться в юридических хитросплетениях самостоятельно, обращайтесь к нашим консультантам. Мы обучим работе в рамках 44 ФЗ, проконсультируем по конкретным вопросам правоприменения и поможем во время участия в торгах и на этапе исполнения контракта.

Остановимся на базовых понятиях нормативного акта.

Заказчик – государственное или муниципальное предприятие (орган законодательной или исполнительной власти, бюджетное учреждение и т.д.) публикует на специальном сайте запрос о том, что нуждается в поставке товара, оказании услуг или исполнении работ. В извещении даётся ссылка на тендерную документацию в виде электронных файлов.

Поставщики – юридические или физические лица (к последним относятся индивидуальные предприниматели и самозанятые граждане) – подтверждают соответствие требованиям 44-ФЗ и направляют заявку на участие в тендере. В заявке указываются качественные и количественные параметры поставки (работ, услуг) и необходимая информация о поставщике.

Заказчик оценивает заявки и потенциальных поставщиков, отказывает в участии тем, кто не соответствует параметрам тендера. Затем в ходе одной из возможных электронных процедур выбирается самое выгодное предложение.

Используя средства электронного документооборота и сертификаты электронной цифровой подписи (ЭЦП), стороны заключают контракт.

Поставщик в оговоренный срок исполняет условия контракта, заказчик принимает товар или работу и рассчитывается с поставщиком.

В перечень государственных и муниципальных заказчиков по 44-ФЗ могут входить:

  • организации дошкольного, среднего и среднего специального, высшего и дополнительного образования;
  • бюджетные медицинские учреждения;
  • налоговые органы, пенсионный и внебюджетные фонды;
  • органы государственного казначейства;
  • предприятия сферы ЖКХ и благоустройства и т.д.

Все закупки по 44-му закону проходят по заранее утверждённому плану и финансируются из федерального или местных бюджетов.

Если предприятие с участием государства выделяет на закупку собственные ресурсы, такая сделка подпадает под нормативы 223-ФЗ.

Помимо непосредственных участников торгов (поставщиков и заказчика) в них принимает участие электронная торговая площадка (ЭТП), на базе которой и проходит тендер. Кроме того, в процедуре могут быть задействованы:

  • уполномоченные контролирующие органы;
  • аккредитованные эксперты и оценщики;
  • банковские учреждения, обеспечивающие финансовые гарантии исполнения контрактов и выдающие поставщикам целевые кредиты.

Сорок четвёртый закон обеспечивает экономию бюджетных средств и прозрачность сделок, повышение качества товаров и услуг, снижает риск коррупционной составляющей при госзакупках. Частые изменения в законе направлены как раз на противодействие вновь появляющимся коррупционным схемам и устранение недоработок прежних редакций 44-ФЗ.

Федеральный закон от 05.04.2013 г. № 44-ФЗ

Закупки по 44-ФЗ проводятся на восьми аккредитованных виртуальных площадках. В прошлом поставщикам нужно было регистрироваться на каждой из них, что требовало значительных материальных и временных затрат, либо вынуждало отказываться от участия в перспективных тендерах.

Сейчас достаточно один раз зарегистрироваться в Единой информационной системе (ЕИС) и получить доступ сразу на все площадки. Альтернатива ЕИС – пользовательская система Тендерплан.

При регистрации поставщик получает доступ к полному реестру всех госзакупок в рамках 44-ФЗ, а также к реестру недобросовестных поставщиков. Ещё раз отметим, что обучение у нас не только поможет вам побеждать в тендерах и исполнять контракты, но и убережёт от попадания в черный список. Новички нередко невольно оказываются там из-за незнания элементарных принципов работы в сфере госзакупок.

Конкретный пример. ФЗ о госзакупках не требует непременного документального подтверждения заявленных в анкете сведений, действует декларативный принцип. Но если после заключения контракта выявится разночтение, это может стать чисто формальным поводом для расторжения контракта, внесения исполнителя в стоп-лист и отлучения от госзакупок на два года. Под удар попадает не только юридическое лицо, но и его директор и учредители. Даже если они создадут новую фирму, её участие в торгах останется под вопросом до снятия санкций с проштрафившейся компании.

Каждый заказ по 44-ФЗ рано или поздно проверяется сотрудниками Минфина России. Проверка может иметь разную глубину, но это основная гарантия прозрачности конкурсных процедур.

За соблюдением здоровой конкуренции следит Федеральная антимонопольная служба. Любой поставщик вправе оспорить итоги тендера, если считает, что заказчик нарушил его права, отклонив заявку или отдав победу другому участнику. В случае признания жалобы, обоснованной итоги конкурса отменяются.

Намереваясь влиться в ряды исполнителей госконтрактов, определите свое соответствие требованиям 44-ФЗ. К участию допускаются как представители малого и среднего бизнеса, так и крупные компании, а также некоммерческие объединения, индивидуальные предприниматели, самозанятые и просто физические лица.

Участник госзакупок не имеет права:

  • иметь просроченную задолженность в бюджет;
  • находиться в стадии ликвидации или банкротства;
  • принадлежать к оффшорной юрисдикции;
  • привлекаться к административной ответственности в течение двух последних лет;
  • находиться в реестре недобросовестных поставщиков или иметь ограничение на участие в тендере по иной причине.

Руководитель и главный бухгалтер предприятия, а также ИП или физлицо не должны иметь непогашенных судимостей. Запрещены любые формы аффилированности между поставщиком и заказчиком.

При подаче заявки поставщик безусловно декларирует соответствие перечисленным требованиям. Заказчик проверять его не обязан. Если в дальнейшем выясняется, что предприниматель ввел заказчика в заблуждение, контракт расторгается, а нарушитель попадает в чёрный список на два года.

По статистике ежемесячно в России РНП пополняют до тысячи юридических и физических лиц. В настоящий момент в реестре около 16 тысяч нарушителей. Многие попали туда по незнанию правил и легкомыслию.

Последняя редакция 44-ФЗ ориентируется на общемировую практику и предполагает исключительно электронную форму проведения конкурсных процедур. Исключения – лишь некоторые закрытые аукционы по оборонному заказу, поставкам стратегического сырья и т.д.

Схема торгов выглядит так:

  • Заказчик составляет план-график закупок на год и определяет форму тендеров.
  • Устанавливается начальная максимальная цена контракта (НМЦК).
  • Выкладывается извещение о торгах.
  • Публикуется подробная тендерная документация. Доступ к ней открыт для всех.
  • Потенциальные поставщики подают заявки на участие в тендере.
  • Заказчик отклоняет или одобряет заявки.
  • Проводится непосредственная конкурсная процедура, на основании которой определяется победитель.
  • Стороны подписывают контракт.
  • Поставщик исполняет контракт. В ходе исполнения возможно заключение дополнительных соглашений без назначения нового тендера.
  • Заказчик принимает товар или работу и публикует отчёт о завершении тендера. Если условия контракта не выполнены, запускается процедура расторжения и объявляется новый тендер. Расчёты в таком случае приостанавливаются до рассмотрения дела в суде.

Все перечисленные этапы предполагают массу тонкостей. Рассмотрим их подробнее.

Вид нарушения

Статья КоАП

Размер штрафа, руб.

Закупки по 44-ФЗ простыми словами: последние изменения 2020 года

1 Принятие решения о способе определения поставщика (подрядчика, исполнителя) с нарушением требований ФЗ-44 Часть 1 статьи 7.29. 30 000 2 Выбор иного способа определения поставщика (подрядчика, исполнителя), если определение поставщика (подрядчика, исполнителя) должно осуществляться путем проведения конкурса или аукциона Часть 2 статьи 7.29. 50 000 3 Принятие решения о проведении конкурса с ограниченным участием, закрытого конкурса с ограниченным участием, двухэтапного конкурса в случаях, не предусмотренных ФЗ-44

Нарушение порядка и сроков направления в орган, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок информации и документов для согласования возможности заключения контракта с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем)

Часть 2.1 статьи 7.29. 50 000 4 Включение в план закупок или план-график закупок объекта или объектов закупки, не соответствующих целям осуществления закупок или установленным законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок требованиям к закупаемым заказчиком товарам, работам, услугам и (или) нормативным затратам, либо включение в план-график закупок начальной (максимальной) цены контракта, в том числе заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), в отношении которой обоснование отсутствует или не соответствует требованиям, установленным законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок Часть 3 статьи 7.29 Должностные

лица

5 Несоблюдение порядка или формы обоснования начальной (максимальной) цены Часть 3 статьи Должностные контракта, обоснования объекта закупки (за исключением описания объекта закупки) 7.29 лица 10 000 6 Нарушение порядка или сроков проведения обязательного общественного обсуждения закупок либо непроведение обязательного общественного обсуждения закупок Часть 3 статьи 7.29 Должностные лица 30 000 7 Нарушение срока утверждения плана закупок, плана-графика закупок (вносимых в эти планы изменений) или срока размещения плана закупок, плана-графика закупок (вносимых в эти планы изменений) в единой информационной системе в сфере закупок Часть 3 статьи 7.29 Должностные лица 30 000 8 Нарушение сроков размещения в единой информационной системе информации и документов, размещение которых предусмотрено ФЗ-44 при проведении конкурса, аукциона, не более чем на два рабочих дня Часть 1 статьи 7.30. Должностные лица 5 000

• предоставления конкурсной документации или документации об аукционе- разъяснения положений конкурсной документации или документации об аукционе,

• приема заявок на участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), окончательных предложений

Часть 1.4 статьи 7.30. Должностные лица -15 000 Юридические лица — 50 000 13 Размещение в единой информационной системе в сфере закупок извещения об осуществлении закупки или направление приглашения принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) ранее десяти календарных дней со дня внесения изменений в план-график в отношении такой закупки Часть 1.5 статьи 7.30 Должностные лица 30 000 14 Размещение в единой информационной системе в сфере закупок извещения об осуществлении закупки или направление приглашения принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) в случае, если информация о такой закупке не включена в план-график Часть 1.6 статьи 7.30 Должностные лица 30 000 15 Размещение в единой информационной системе в сфере закупок извещения об осуществлении закупки или направление приглашения принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) в случае, если было вынесено предписание о признании такой закупки необоснованной и если нарушение, указанное в предписании, не устранено Часть 1.7 статьи 7.30 Должностные лица 30 000 16 Часть 3 статьи 7.30. Должностные лица -50 000 Юридические лица — 500 000 19 Установление не предусмотренных ФЗ-44:

• порядка рассмотрения и оценки заявок на участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), окончательных предложений участников закупки,

• требований к участникам закупки,

Часть 4 статьи 7.30. 1% от начальной (максимальной) цены контракта,

но не менее 5 000 и не

• требований к размеру обеспечения заявок на участие,- требований к размеру и способам обеспечения исполнения контракта,

• требования о представлении участниками закупки в составе заявки на участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) не предусмотренных ФЗ-44 информации и документов

более 30 000 20 Включение в описание объекта закупки требований и указаний в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименования места происхождения товара или наименования производителя, требований к товарам, информации, работам, услугам при условии, если такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, предусмотренных ФЗ-44

Включение в состав одного лота, объекта закупки товаров, работ, услуг, технологически и функционально не связанных между собой

Часть 4.1 статьи 7.30. 1% от начальной (максимальной) цены контракта,

но не менее 10 000 и не более 50 000

21

Контрактная система Тульской области в сфере закупок товаров, работ, услуг

Часть 7 статьи 7.30. Должностные лица — 50 000 24 Сокращение сроков подачи заявок в случаях не предусмотренных ФЗ-44 Часть 8 Должностные Нарушение порядка и сроков отмены определения поставщика (подрядчика, исполнителя) статьи 7.30. лица — 30 000 25** Осуществление закупок у субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций в размере менее размера, предусмотренного ФЗ-44 Часть 11 статьи 7.30. Должностные лица — 50 000 26

Заказчикам, которые нарушат требования Закона № 44-ФЗ, грозит штраф или дисквалификация. Самый большой штраф – 500 000 руб.

Заказчик вправе оспорить административную ответственность или попросить снизить сумму штрафа.

Для кого предусмотрена административная ответственность

Под административную ответственность за нарушение 44-ФЗ попадают:

• заказчик;

• специализированная организация;

• должностное лицо заказчика, уполномоченного органа или учреждения.

Должностное лицо – это работник, который нарушил Закон № 44-ФЗ: член комиссии по закупкам, член приемочной комиссии, работник контрактной службы, контрактный управляющий (примечание к ст. 2.4 КоАП РФ).

За что грозит дисквалификация

Контрактному управляющему или сотруднику контрактной службы грозит дисквалификация на один год, если он повторно не выполнит законное предписание или требование ФАС России. Такое наказание предусмотрено частью 7.3 статьи 19.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях.

Если заказчик не выполнит предписание ФАС России в первый раз, организацию оштрафуют на 500 000 руб., а контрактного управляющего или сотрудника контрактной службы – на 50 000 руб. Когда дело касается гособоронзаказа и гостайны, штраф на организацию составляет от 300 000 до 500 000 руб., на должностное лицо – от 30 000 до 50 000 руб.

Кто рассматривает дела о нарушениях 44-ФЗ

Административные дела о нарушениях Закона № 44-ФЗ рассматривают Федеральное казначейство, органы исполнительной власти субъектов РФ по контролю и надзору в финансово-бюджетной сфере, ФАС России, мировой и районный суды.

Как снизить штраф

Должностное лицо вправе попросить, чтобы снизили штраф, минимальный размер которого – 50 000 руб. и более. Однако новый штраф составит не меньше, чем половину размера минимального штрафа. Например, минимальный размер штрафа – 50 000 руб. Тогда штраф должностного лица снизят до суммы не менее 25 000 руб. (ч. 2.2, 2.3 ст. 4.1 КоАП РФ).

Организация вправе попросить, чтобы снизили штраф, минимальный размер которого – 100 000 руб. или выше. Штраф могут снизить только до половины его минимального размера. Например, минимальный размер штрафа для юрлица – 200 000 руб. Такой штраф снизят максимум до 100 000 руб. (ч. 3.2, 3.3 ст. 4.1 КоАП РФ).

Снизить размер минимального штрафа вправе судья, орган или должностное лицо, которые рассматривают:

• дело о правонарушении;

• жалобу на постановление;

• решение по делу.

Об этом сказано в частях 2.2 и 3.2 статьи 4.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях.

Совет: когда оспариваете ответственность и просите суд снизить штраф, ссылайтесь на положения статьи 4.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях и позицию Конституционного суда РФ из постановления от 25 февраля 2014 года № 4-П.

В постановлении № 4-П Конституционный суд РФ поясняет, что судья вправе снизить штраф, минимальный размер которого – от 100 000 руб. При этом новый штраф составит не меньше половины размера минимального штрафа.

Основания, чтобы оспорить административную ответственность

Заказчик вправе оспорить административную ответственность по девяти основаниям.

Основание 1. Нет события правонарушения

Суд не привлечет лицо к ответственности, если установит, что правонарушения не было. При этом не важно, какие доказательства представил административный орган.

Пример: об отсутствии правонарушения

Заместитель руководителя по производственным вопросам заключил государственные контракты без согласования с уполномоченным органом – министерством финансов республики. Контрольно-ревизионное управление министерства наложило на работника штраф в размере 30 000 руб. Основание – часть 1 статьи 7.29 Кодекса РФ об административных правонарушениях. Заместитель руководителя подал заявление в районный суд и просил отменить постановление министерства финансов.

Верховный суд РФ отменил постановление, поскольку не нашел события правонарушения. Судья пояснил, что на день, когда министерство финансов вынесло постановление, обязанность заключать контракт только после того, как уполномоченный орган согласует закупку, отменили. Правительство РФ внесло изменения в пункт 25 части 1 статьи 93 Закона № 44-ФЗ (постановление Верховного суда Республики Башкортостан от 28 сентября 2015 г. по делу № 4А-1093/2015).

Пример: об отсутствии правонарушения

Главный врач заключила контракт на капремонт тепловой сети по пункту 9 части 1 статьи 93 Закона № 44-ФЗ. Ремонт понадобился в результате чрезвычайной ситуации. Департамент области по контролю признал контракт незаконным и привлек главврача к ответственности по части 2 статьи 7.29 Кодекса РФ об административных правонарушениях. Главный врач не согласилась с контрольным органом и обратилась в районный суд.

Судья установил, что события правонарушения не было. Главврач заключила контракт с единственным поставщиком, поскольку прорвало участок труб теплотрассы. Времени на конкурс у заказчика не было, несвоевременный ремонт мог привести к чрезвычайной ситуации и угрожал жизни и здоровью граждан (постановление Смоленского областного суда от 7 августа 2015 г. по делу № 4А-296/2015).

Основание 2. Малозначительность

Суд может освободить заказчика или его должностное лицо от ответственности по малозначительности (ст. 2.9 КоАП РФ).

Малозначительность означает, что действия виновного не угрожают обществу. При этом не свидетельствуют о малозначительности, а лишь влияют на наказание:

• личность и имущественное положение виновного лица;

В закупках по 44-ФЗ заказчиками являются государственные и муниципальные органы и учреждения, бюджетные организации. Участником госзакупок может быть любое юридическое или физическое лицо, в том числе индивидуальные предприниматели.

Участвовать в закупках не могут организации, ИП или физлица, которые:

  • Находятся в процессе ликвидации, на стадии банкротства или конкурсного производства.
  • Имеют задолженность более 25% от балансовой стоимости активов.
  • Имеют судимость за экономические преступления по ст. 289, 290, 291, 291.1 УК РФ.
  • Привлечены к административной ответственности по ст. 19.28 КоАП РФ (дача взятки) в течение двух лет до момента подачи заявки.
  • Имеют конфликт интересов с заказчиком или другим участником закупки (близкие родственные связи).
  • Являются офшорной компанией.
  • Входят в реестр недобросовестных поставщиков.
  • Подпадают под ограничения для участия в закупках, которые установило Правительство РФ.

Участник должен подтверждить, что может участвовать в госзакупке и не относится ни к одному из требований выше, на каждой электронной торговой площадке (ЭТП), где участвует в закупках.

Заказчики могут предъявить дополнительные требования к квалификации участников, их опыту, деловой репутации, финансовым ресурсам и оборудованию. Такие требования устанавливают, если закупка касается реконструкции объекта культурного наследия, строительству объекта капитального строительства, ремонту автодорог и других работ из перечня Правительства РФ №99. Подтвердить соответствие требованиям участник должен до подачи заявки на закупку — прикрепив документы в личном кабинете на федеральной ЭТП.

Заказчик может потребовать, чтобы участник закупки соответствовал требованиям на выполнение определенной деятельности — имел соответствующую лицензию для проведения работ, членство в саморегулируемых организациях и тд.

Участник должен иметь патент, лицензионный договор или другое подтверждение прав на результаты интеллектуальной деятельности. Это требование обязательно, если в рамках контракта заказчик получает права на результаты интеллектуальной деятельности. Требования не устанавливается, если по контракту поставщик создает или исполняет произведение литературы или искусства, финансирует прокат или показ национального фильма.

Некоторым участникам госзкакупок предоставляются льготы или приоритет при рассмотрении заявок. Например, госзаказчики обязаны проводить 15% от всего объема закупок среди субъектов малого предпринимательства (СМП) и социально-ориентированных некоммерческих организаций (СОНКО).

Кроме СМП и СОНКО, преференции в госзакупках предоставляются:

  • учреждениям и предприятиям уголовно-исполнительной системы,
  • организациям инвалидов,
  • поставщикам товаров из стран ЕАЭС (Россия, Белоруссия, Казахстан, Армения, Киргизия).

Госзаказчики могут закупить товар, работу или услуги 7 способами:

  • открытый конкурс
  • конкурс с ограниченным участием
  • двухэтапный конкурс
  • электронный аукцион
  • запрос предложений
  • запрос котировок
  • закупка у единственного поставщика (проводится в ограниченных законом случаях).

В зависимости от вида закупки победителя определяют одним из двух способов:

  1. По минимальной цене, предложенной в ходе закупки — аукцион, запрос котировок.
  2. По лучшему сочетанию цены и условий исполнения контракта, предложенным в заявках или окончательных предложениях — в конкурсах и запросах предложений.

Что нужно для победы

Как участвовать

Аукцион

Наименьшая цена

Подать заявку без ошибок, снижать цену на онлайн-аукционе.

Конкурс

Лучшее сочетание цены и условий исполнения

Направить заявку, в которой указаны цена, характеристики товара и другие условия исполнения контракта с подтверждающими их документами.

Запрос котировок

Наименьшая цена

Отправить заявку, в которой согласиться с условиями исполнения контракта, описать товар и предложить цену.

Запрос предложений

Лучшее сочетание цены и условий исполнения

Направить заявку, в которой указаны цена, характеристики товара и другие условия исполнения контракта с подтверждающими их документами. Условия можно улучшить один раз после вскрытия всех заявок.

Также заказчики по 44-ФЗ могут провести закрытые конкурсы и аукционы, чтобы закупить товары, связанные с гостайной и обеспечением безопасности страны, услуги для Госфонда драгоценных металлов и камней, приставов и судей. Информация о таких закупках не публикуется в открытом доступе, а заказчик направляет приглашения для участия потенциальным поставщикам.

Все закупки по 44-ФЗ проводят в электронной форме. Они проходят на восьми федеральных электронных торговых площадках (ЭТП): ЕЭТП, РТС-тендер, Сбербанк-АСТ, ЗаказРФ, НЭП, Российский аукционный дом, ЭТП ГПБ, ТЭК-Торг.

Чтобы участвовать в торгах по 44-ФЗ, нужно зарегистрироваться в ЕИС. Она дает доступ к госзакупкам на восьми федеральных ЭТП, а также к закупкам по капремонту по 615-ПП и торгам по 223-ФЗ для субъектов малого и среднего бизнеса. Регистрация в ЕИС бесплатная и действует три года.

Поскольку закупки проводятся в электронной форме, то для участия в них необходимо наличие усиленной квалифицированной подписи. Она понадобится для регистрации в ЕИС, отправки заявки, участия в аукционе и подписания контракта.

При подаче заявки на закупку по 44-ФЗ участник должен предоставить обеспечение заявки. Так он подтвердит свое намерение участвовать в тендере. Размер обеспечения заявки зависит от размера начальной максимальной цены контракта (НМЦК):

  • если НМЦК от 0 до 20 млн руб., то обеспечение заявки от 0,5 до 1% НМЦК
  • если НМЦК больше 20 млн руб., то обеспечение — от 0,5 до 5% НМЦК.

Обеспечение можно предоставить деньгами или банковской гарантией. Его вернут всем участникам после того, как определится победитель.

Победитель закупки при подписании контракта должен предоставить обеспечение исполнения контракта. Так он подтверждает, что исполнит свои обязательства по контракту. Размер обеспечения контракта составляет от 10 до 30% от НМЦК. Предоставить его можно деньгами на счет заказчика или банковской гарантией. Обеспечение заказчик полностью вернет, если поставщик выполнит все обязательства по контракту.

Также госзаказчик может потребовать обеспечения гарантийных обязательств. Если в закупке установлено такое требование, то заказчик может подписать акт о приемке только после предоставления обеспечения. Размер обеспечения гарантийных обязательств — не более 10% НМЦК.

Если контракт с победителем заключен по цене, которая ниже НМЦК на 25% и больше, то к победителю применяются антидемпинговые меры:

  1. В закупках с НМЦК больше 15 млн руб. победитель должен предоставить обеспечение контракта увеличенное в 1,5 раза.
  2. В закупках с НМЦК меньше 15 млн руб. победитель может предоставить либо полуторное обеспечение контракта, либо подтвердить свою добросовестность и предоставить обеспечение в обычном размере (указан в документации). Добросовестность подтверждается тремя контрактами за 3 последние года, которые исполнили без неустоек. При этом цена одного из контрактов должна быть не менее 20% от НМЦК текущей закупки.

Кроме того, при снижении НМЦК на 25% и больше победитель не получит аванс, если он был предусмотрен в закупке.

  1. Понятие и виды правонарушений
  2. Должностное лицо как субъект ответственности
  3. Вина юридического лица
  4. Органы и должностные лица, уполномоченные проводить контрольные мероприятия и рассматривать дела об административных правонарушениях
  5. Производство по делам об административных правонарушениях в сфере закупок, порядок обжалования
  6. Анализ практики нарушений порядка осуществления закупки ТРУ отдельными видами юридических лиц (ст.7.32.3 КоАП РФ, части 1-8). Примеры
  7. Статья 19.5. Невыполнение в срок законного предписания (постановления, представления, решения) органа (должностного лица), осуществляющего государственный надзор (контроль), организации, уполномоченной в соответствии с федеральными законами на осуществление государственного надзора (должностного лица), органа (должностного лица), осуществляющего муниципальный контроль. Примеры
  8. Статья 19.7.2-1. Непредставление информации либо представление заведомо недостоверной информации в орган, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц. Примеры

В рамках вебинара будут рассмотрены следующие вопросы: практика привлечения к административной ответственности, составы преступлений, прописанные в КоАП, и практические примеры.

Ответственность за нарушение в сфере закупок

Речь идет не только об административной ответственности, но и других видах ответственности, которые предусмотрены российским законодательством. Первоначально стоит обратиться к 223-ФЗ, а именно к Статье 7:

За нарушение требований Закона № 223-ФЗ и иных принятых в соответствии с ним нормативных правовых актов РФ виновные лица несут ответственность в соответствии с законодательством РФ.

Виды ответственности:

  • дисциплинарная (за невыполнение должностных (трудовых) обязанностей),
  • гражданско-правовая (по условиям договора)
  • административная (КоАП РФ),
  • уголовная ответственность (УК РФ).

Дисциплинарная ответственность — юридическая ответственность за нарушение трудовой дисциплины и выражающаяся в наложении на работника, совершившего дисциплинарный проступок, дисциплинарного взыскания. Работодатель вправе применить дисциплинарное взыскание, только если работник совершит дисциплинарный проступок.

Дисциплинарный проступок — это неисполнение или ненадлежащее исполнение работником своих трудовых обязанностей.

Трудовое законодательство предусматривает три вида дисциплинарных взысканий:

  • замечание (наименьшее строгое дисциплинарное взыскание);
  • выговор (более строгое дисциплинарное взыскание);
  • увольнение (самое строгое дисциплинарное взыскание).

Основание — допущенные работником проступки.

Перечень дисциплинарных проступков на законодательном уровне не определен. Они могут быть определены в трудовом договоре, в коллективном договоре и т.д.

Пример. При наложении штрафа на специалиста имеет ли право руководитель лишить его премии за эту же жалобу? ДА, имеет.

Гражданско-правовая ответственность — одна из форм государственного принуждения, связанная с применением санкций имущественного характера, направленных на восстановление нарушенных прав и стимулирование нормальных экономических отношений юридически равных участников гражданского оборота.

Виды гражданско-правовой ответственности:

  • Денежная — за неисполнение денежного обязательства (за неоплату товара),
  • Натуральная — за неисполнение обязательства передать индивидуально-определенную вещь (за нарушение поставки, выполнения работ).

В зависимости от оснований возникновения гражданско-правовая ответственность может быть:

  • Деликтная (внедоговорная), или ответственность за причинение вреда, эта ответственность возникает непосредственно из правонарушения, при отсутствии на момент его совершения обязательственных отношений между нарушителем и потерпевшим; (неправомерный отказ от заключения договора);
  • Договорная, которая наступает при нарушении должником своих обязательств в уже существующем между сторонами относительном правоотношении (ненадлежащее исполнение подрядчиком своих обязательств по договору подряда).

В составе административного правонарушения выделяют четыре составляющих:

Объективная сторона — совокупность признаков, отражающих внешнее проявление административного правонарушения. Объективная сторона характеризует административное правонарушение как акт поведения лица, его совершившего, и включает такие характеристики, как противоправное действие (бездействие) и наступившие последствия. При этом между действием (бездействием) и последствиями должна быть установлена причинно-следственная связь.

Объект — общественные отношения, урегулированные нормами права и защищенные, охраняемые мерами административной ответственности.

Субъект – лицо по ст 2.4 КоАП РФ.

Субъективная сторона – умысел, неосторожность и т.д.

Объективная сторона:

  • действие или бездействие (деяние),
  • простое и сложное (совокупность действий, растянутых во времени, либо группой лиц),
  • характер действия – неоднократность, повторность (совершение одним и тем же лицом в течение года однородных правонарушений),
  • длящееся (проживание по недействительному паспорту или без регистрации).

В сфере закупок не существует понятия «длящееся правонарушение», все ограничивается разовым совершением или не совершением преступления.

Субъекты административной ответственности:

  • Граждане (достигшие 16 лет, вменяемые),
  • Должностные лица (а равно индивидуальные предприниматели),
  • Юридические лица,
  • Военнослужащие – особый субъект,
  • Собственники (транспортных средств, земельных участков),
  • Водители, родители –специальный субъект.

Субъективная сторона (вина)

  • Умысел — лицо сознавало противоправный характер своего действия (бездействия), предвидело его вредные последствия и желало наступления таких последствий или сознательно их допускало либо относилось к ним безразлично.
  • Неосторожность — лицо предвидело возможность наступления вредных последствий, но без достаточных к тому оснований самонадеянно рассчитывало на предотвращение таких последствий либо не предвидело возможности наступления таких последствий, хотя должно было и могло их предвидеть.

Срок исковой давности

Ст.4.5 КоАП РФ определено, что срок давности за административные правонарушения в сфере закупок составляет 1 год. Срок давности исчисляется с момента совершения правонарушения.

Пример. Нарушение было совершено 19.04.2017, а выявлено 23.04.18, то срок давности уже истек и привлечь не могут? Да, штрафа в денежном выражении не будет. Будет зафиксирован только факт нарушения.

Согласно ст. 2.4 КоАП, должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.

Должностными лицами являются:

  • руководитель заказчика, его заместители,
  • специалисты по закупкам (бухгалтера, юристы, экономисты и т.д),
  • члены комиссий.

Наложение штрафа происходит в соответствии с должностными инструкциями и регламентами работы. При их отсутствии – ответственность ложится на руководителя.

В примечании к ст. 2.4 КоАП четко прописано, кто несет административную ответственность, как должностное лицо:

  • лица, осуществляющие функции по организации и осуществлению закупок,
  • лица, осуществляющие функции члена комиссии по осуществлению закупок ТРУ.

В КоАП предусмотрены следующие статьи применительно к должностным лицам:

ст. 7.32.3, частью 7.2 статьи 19.5, статьей 19.7.2-1

Пример. Можно ли привлечь к ответственности работника контролирующего органа за необоснованные выводы в акте проверки в случае, если последовал штраф и заказчик в суде доказал свою невиновность? Нет, для таких случаев не предусмотрен состав административного правонарушения.

Пример. Председатель комиссии является членом комиссии? На председателя распространяется такая же ответственность, как и на членов комиссии? Да, является, если не установлено иное. Несет ответственность наравне со всеми членами.

Пример. Когда ответственное лицо находится в отпуске, кто несет административную ответственность за возникшие нарушения в этот период? Кто должен замещать его на время отпуска? При отсутствии замещения – руководитель с учетом специфики нарушения. Замещение – любое прочее должностное лицо, с учетом внутренних регламентов.

Пример. Приняли на работу. Были выявлены нарушения за ранний период, совершенные другим специалистом. Кто будет подвергнут административному наказанию? Административное наказание на лицо, их совершившее ранее нарушения.

Пример. Должностное лицо подразумевает под собой одного человека или могут быть привлечены к ответственности все сотрудники отдела закупок в контексте «должностное лицо» по 1 нарушению? Должностное лицо – это одно лицо.

Юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению

Если не указано, что нормы применяются только к физическому лицу или только к юридическому лицу, данные нормы в равной мере действуют в отношении и физического, и юридического лица, за исключением случаев, если по смыслу данные нормы относятся и могут быть применены только к физическому лицу.

Отдельные вопросы по юридическим лицам:

При слиянии привлекается вновь возникшее юридическое лицо.

При присоединении привлекается присоединившее юридическое лицо.

При разделении привлекается то юридическое лицо, к которому согласно разделительному балансу перешли права и обязанности по заключенным сделкам или имуществу, в связи с которыми было совершено административное правонарушение.

При преобразовании привлекается вновь возникшее юридическое лицо.

Статья 4.4 КоАП РФ Назначение административных наказаний за совершение нескольких административных правонарушений

  • При совершении лицом двух и более административных правонарушений административное наказание назначается за каждое совершенное административное правонарушение.
  • При совершении лицом одного действия (бездействия), содержащего составы административных правонарушений, ответственность за которые предусмотрена двумя и более статьями (частями статей) и рассмотрение дел о которых подведомственно одному и тому же судье, органу, должностному лицу, административное наказание назначается в пределах санкции, предусматривающей назначение лицу, совершившему указанное действие (бездействие), более строгого административного наказания.
  • При назначении административного наказания могут быть назначены дополнительные административные наказания, предусмотренные каждой из соответствующих санкций.

Пример. По двум аукционам на должностное лицо наложены два штрафа за одну и ту же ошибку (установление требований к подрядчикам). Возможно ли наложение одного штрафа? Это два самостоятельных нарушения (две закупки). В практике встречается наложение 1 штрафа.

Общие правила назначения наказания:

  • В пределах санкции;
  • За каждое правонарушение в отдельности;
  • С учётом личности, обстоятельств деяния, имущественного положения правонарушителя;
  • С учётом смягчающих (ст.4.2 КоАП РФ) и отягчающих обстоятельств (ст.4.3 КоАП РФ);
  • В течение срока давности (ст.4.5 КоАП РФ).

Никто не может нести административную ответственность дважды за одно и то же административное правонарушение (ч.5 ст.4.1 КоАП РФ).

Пример. Можно ли привлечь одно и то же лицо одновременно — как члена комиссии и как должностное лицо, исполняющее функции по закону № 223-ФЗ? Зависит от обстоятельств правонарушения. Если одно правонарушение – то нет. Если разные – можно.

Статья 1.7. Действие законодательства об административных правонарушениях во времени

1. Лицо, совершившее административное правонарушение, подлежит ответственности на основании закона, действовавшего во время совершения административного правонарушения.

2. Закон, смягчающий или отменяющий административную ответственность за административное правонарушение либо иным образом улучшающий положение лица, совершившего административное правонарушение, имеет обратную силу, то есть распространяется и на лицо, которое совершило административное правонарушение до вступления такого закона в силу и в отношении которого постановление о назначении административного наказания не исполнено. Закон, устанавливающий или отягчающий административную ответственность за административное правонарушение либо иным образом ухудшающий положение лица, обратной силы не имеет.

2.1. В случае одновременного вступления в силу положений закона, отменяющих административную ответственность за содеянное и устанавливающих за то же деяние уголовную ответственность, лицо подлежит административной ответственности на основании закона, действовавшего во время совершения административного правонарушения.

3. Производство по делу о правонарушении осуществляется на основании закона, действующего во время производства по указанному делу.

Субъекты, применяющие административную ответственность (ст.22.1 КоАП):

  • судьи (мировые судьи),
  • комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав,
  • федеральные органы исполнительной власти, их учреждения, структурные подразделения и территориальные органы, а также иные государственные органы,
  • уполномоченные органы и учреждения органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации,
  • административные комиссии, иные коллегиальные органы, создаваемые в соответствии с законами субъектов Российской Федерации.

Стоит отметить, что с 1 июля 2018 года в 223-ФЗ ведено понятие ведомственного контроля, в рамках которого, если будет разработан регламент его проведения, практика привлечения заказчика к административной ответственности за нарушения очень сильно повысится. Формат ведомственного контроля предполагает выборочную проверку закупок, некоторые документы. При нарушениях составляется акт и передается в ФАС, который вынесет решение о правонарушении. На данный момент регламента контроля не установлено.

По общему правилу протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных КоАП РФ, составляются должностными лицами органов, уполномоченных рассматривать дела об административных правонарушениях, в пределах компетенции соответствующего органа (ч.1 ст.28.3 КоАП РФ).

Кто рассматривает дела о нарушениях

Орган Нарушение
ФАС

ч.ч.1, 3–8 ст.7.32.3 КоАП

Основание — ч.1 ст.23.83 КоАП

Суд
(мировой)

ч.2 ст.7.32.3 КоАП, при соблюдении условий:

– к ответственности привлекают лицо, которое не замещает должность муниципальной службы, государственной гражданской службы – федеральной или субъекта РФ

Основание – ч.1, абз.2, 6 ч.3 ст.23.1,

– не предусмотрено проведение административного расследования или оно не проводилось

Основание – ч.1 ст.28.7 КоАП

Суд
(районный)

ч.2 статьи 7.32.3 КоАП, если выполнено какое-либо из условий:

– к ответственности привлекают лицо, которое замещает должность муниципальной

службы, государственной гражданской службы – федеральной или субъекта РФ;

Основание – ч.1, абз.2, 6 ч.3 ст.23.1,

– предусмотрено проведение административного расследования и его проводили

Основание – ч.1 ст.28.7 КоАП

Кто составляет протоколы о правонарушениях

По общему правилу протоколы о правонарушениях составляются должностными лицами органов, уполномоченных рассматривать дела об административных правонарушениях, в пределах компетенции соответствующего органа.

(ч.1 ст.28.3 КоАП РФ)

«Универсальное» право составлять протоколы об правонарушениях имеют должностные лица федерального антимонопольного органа и его территориальных органов — об административных правонарушениях, предусмотренных частью 2 статьи 7.32.3 КоАП РФ

(п.62.1 ст.28.3 КоАП РФ)

Перечень должностных лиц, имеющих право составлять протоколы об административных правонарушениях, устанавливается соответственно (ч.4 ст.28.3 КоАП РФ)

  • уполномоченными федеральными органами исполнительной власти, уполномоченными органами исполнительной власти субъектов РФ в соответствии с задачами и функциями, возложенными на указанные органы федеральным законодательством.
  • уполномоченными органами исполнительной власти субъектов РФ при отнесении дел к компетенции данных органов.

Полномочия прокуратуры

Статья 28.4. КоАП РФ — Возбуждение дел об административных правонарушениях прокурором.

Прокурор вправе возбудить дело о любом другом административном правонарушении, ответственность за которое предусмотрена КоАПом или законом субъекта Российской Федерации.

Статья 28.8. Направление протокола (постановления прокурора) об административном правонарушении для рассмотрения дела об административном правонарушении.

Часть 1

Протокол (постановление прокурора) об административном правонарушении направляется судье, в орган, должностному лицу, уполномоченным рассматривать дело об административном правонарушении, в течение 3 суток с момента составления протокола (вынесения постановления) об административном правонарушении.

Статья 7.32.3. Нарушение порядка осуществления закупки товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц

Часть 1

Осуществление закупки ТРУ в случае, если такая закупка в соответствии с законодательством РФ в сфере закупок ТРУ отдельными видами юридических лиц должна осуществляться в электронной форме, в иной форме – штраф:

  • на должностных лиц — от 10 тысяч до 30 тысяч рублей;
  • на юридических лиц — от 100 тысяч до 300 тысяч рублей.

Обязательные случаи закупки в электронной форме:

1.ПП РФ от 21.06.2012 N 616 «Об утверждении перечня товаров, работ и услуг, закупка которых осуществляется в электронной форме»

Исключения:

  • не подлежит размещению в ЕИС;
  • если потребность в закупке возникла вследствие произошедшей аварийной ситуации, непреодолимой силы, необходимости срочного медицинского вмешательства, чрезвычайных ситуаций природного или техногенного характера, а также в целях предотвращения угрозы их возникновения;
  • если закупка осуществляется у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика) в соответствии с положением о закупке, предусмотренным статьей 2 закона.

2.Предусмотрено ПоЗ

3.Электронные закупки, участниками которых могут быть только СМСП (в рамках ПП РФ от 11.12.2014 №1352) (п.2ч.8 ст.3 и ст.3.4 закона).

Конкурентная закупка с участием СМСП осуществляется только путем проведения конкурса в ЭФ, аукциона в ЭФ, запроса котировок в ЭФ или запроса предложений в ЭФ.

Все конкурентные закупки должны проводиться в электронной форме у любых операторов ЭТП, соответствующим требованиям ст. 3.3 закона 223-ФЗ, если иное не установлено ПоЗ.

Конкурентные закупки для поддержки СМСП всегда должны проводиться в ЭФ на электронных торговых площадках специальных операторов электронных торговых площадок, перечень которых установлен Правительством РФ.

Распоряжение Правительства РФ от 12 июля 2018 года N 1447-р

  1. Акционерное общество «Агентство по государственному заказу Республики Татарстан»
  2. Акционерное общество «Единая электронная торговая площадка»
  3. Акционерное общество «Российский аукционный дом»
  4. Акционерное общество «ТЭК — Торг»
  5. Акционерное общество «Электронные торговые системы»
  6. Закрытое акционерное общество «Сбербанк – Автоматизированная система торгов»
  7. Общество с ограниченной ответственностью «РТС — тендер»
  8. Общество с ограниченной ответственностью «Электронная торговая площадка ГПБ».

Пример

Решение Ярославского областного суда № 30-2-425/2017 от 25.09.2017 по делу № 30-2-425/2017

Оснований для закупки биорегулятора «Биофокс» у единственного поставщика у ОАО «….» не имелось, так как ООО «КСПТ «РАСТР» является не единственным в России производителем природных препаратов по очистке сточных вод. НМЦД превышает 1 500 000 рублей. Исключительных обстоятельств, которые не позволяли заказчику провести конкурентную процедуру выбора поставщика, не имелось.

В соответствии с частью 4 статьи 3 закона Правительство вправе установить перечень товаров, работ, услуг, закупка которых осуществляется в электронной форме. Такой перечень утвержден постановлением Правительства РФ от 21.06.2012 N 616. Биорегуляторы или препараты для очистки сточных вод в утвержденном перечне не поименованы. Таким образом, закупку данных товаров ОАО «…» не было обязано осуществлять в электронной форме.

Вместе с тем, выводы в постановлении в данной части имели бы правовое и доказательственное значение для данного дела об административном правонарушении, если бы по делу было установлено, что закупаемый препарат относится к числу товаров, поименованных в перечне товаров, работ, услуг, закупка которых осуществляется в электронной форме.

При таких обстоятельствах, неверно выбранный способ размещения закупки повлек бы возможность для заказчика не исполнять вышеуказанное постановление Правительства и требования части 4 статьи 3 закона

Состав административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 7.32.3КоАП РФ, в его действиях отсутствует.

Обзор прокурорских проверок

Опубликованы существенные поправки к Закону № 44-ФЗ

Часть 7.2

Невыполнение в установленный срок законного решения или предписания ФОИВ, уполномоченного на осуществление контроля в сфере закупок ТРУ (ФАС) отдельными видами юридических лиц, либо его территориального органа об устранении нарушений законодательства РФ в сфере закупок ТРУ, услуг отдельными видами юридических лиц, штраф:

  • на должностных лиц — от 30 тысяч до 50 тысяч рублей;
  • на юридических лиц — от 300 тысяч до 500 тысяч рублей.

Пример

Решение АС Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 8.09.2017 по делу А56-50048/2017

  • Организатору торгов Управление выдало обязательное для исполнения предписание — совершить действия, направленные на устранение нарушений организации и проведения запроса предложений на заключение договора поставки № 1452 (металлоконструкции, пеноплэкс, узлы, отопление, геотекстиль, грунт) (извещение № 31603621414) путем аннулирования процедуры Закупки с отменой всех юридически значимых документов, составленных в ходе проведения процедуры Закупки.
  • Об исполнении данного предписания надлежало сообщить в Санкт-Петербургское УФАС в срок до 17.06.2016 с приложением подтверждающих документов. Предписание в указанный срок исполнено не было. Указанное решение и предписание не было обжаловано в установленные сроки и, следовательно, вступило в законную силу.
  • По результатам рассмотрения дела №11102-76/17 об административном правонарушении ФГУП «ГУССТ №3 при Спецстрое России» назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 300 000 руб., выразившееся в невыполнении в установленный срок законного предписания федерального органа исполнительной власти, ответственность за которое установлена частью 7.2 статьи 19.5 КоАП РФ.
  • Наложение на Предприятие административного штрафа в размере 300 000 руб. не отвечает целям административной ответственности и с очевидностью влечет избыточное ограничение прав юридического лица, несопоставимо с характером административного правонарушения и наступившими последствиями, в связи, с чем считает возможным снизить сумму штрафа до 150 000 руб.

Все материалы сайта Министерства внутренних дел Российской Федерации могут быть воспроизведены в любых средствах массовой информации, на серверах сети Интернет или на любых иных носителях без каких-либо ограничений по объему и срокам публикации.

Это разрешение в равной степени распространяется на газеты, журналы, радиостанции, телеканалы, сайты и страницы сети Интернет. Единственным условием перепечатки и ретрансляции является ссылка на первоисточник.

Никакого предварительного согласия на перепечатку со стороны Министерства внутренних дел Российской Федерации не требуется.

Различают 4 основных типа преступлений, прямо или косвенно касающихся процедуры проведения торгов.

  1. Коррупционные правонарушения. Должностное лицо получает часть стоимости государственного контракта в обмен на предоставление условий, гарантирующих победу нужной организации.
  2. Вымогательство. Потерпевшими выступают как заказчики, так и добросовестные поставщики. Нарушитель грозится сорвать закупку, используя систему обжалования.
  3. Расходование средств, идущее вразрез с целями ТЗ. В эту категорию попадают: приобретение имущества с целью последующей перепродажи, использование предмета закупки в личных целях, покрытие расходов, не предусмотренных статьями соответствующего бюджета и т.п.
  4. Фальсификация документов. Подобное нарушение чаще всего допускают поставщики. Участники предоставляют заведомо ложные сертификаты или лицензии, дающие им право участвовать в торгах.

К нарушителям применяется административная и уголовная ответственность.

Используя служебное полномочие, представитель заказчика может умышленно нарушить государственные интересы для получения личной выгоды. Преступное деяние использует широкий спектр инструментов:

  • Выставление необоснованной цены. Около 40% коррупционных преступлений в сфере закупок связано с завышением цены контракта. Сильно заниженная стоимость может сигнализировать о том, что работы по данному заказу проводиться не будут. Участники, состоящие в преступном сговоре, получают и делят между собой государственные средства.
  • Заложение нереального времени для выполнения работы. Схема используется, когда нужная компания уже приступила к выполнению заказа. Остальные участники отсеиваются в связи с невозможностью уложиться во время, отведенное техническим заданием.
  • Запрос от участников подтверждающих документов, которые не нужны. Это могут быть сертификаты на продукцию или лицензии на оказание услуг.
  • Объединение нескольких принципиально различающихся лотов в один. Отсев участников связан с невозможностью большинства организаций одновременно предоставить разные виды услуг или поставить не связанные одной номенклатурой товары.
  • Составление размытого технического задания. Из условий не ясно, какими характеристиками должен обладать предмет закупки.
  • Закупка необоснованного товара или услуги. Трата государственных средств на приобретение предметов роскоши или других товаров, не соответствующих должностному статусу заказчика.
  • Установление неудобной схемы оплаты заказа. Одной из разновидностей этого инструмента является длительная отсрочка оплаты.
  • Фальсификация данных в ЕИС. В том числе внесение данных с использованием латиницы.
  • Отклонение заявки неугодного исполнителя под вымышленным предлогом. Чаще всего основанием для отказа нарушители называют неполный комплект документов, предоставленных участником торгов.

Часто схемы формально не нарушают законодательство, но приводят к серьезному ущербу и торможению экономического развития.

Для обеспечения общего подхода к определению правонарушений в области закупок используется Классификатор. Согласно этому документу, преступные деяния, за которые предусмотрена административная ответственность, можно объединить в три подгруппы:

  1. Нарушение формы и последовательности действий. Не провели закупку в электронном формате или пренебрегли условиями 44-ФЗ (воспользовались правилами 223-ФЗ). И другое.
  2. Неправильное размещение данных в ЕИС. Задержали, вообще не опубликовали, не вовремя внесли изменения.
  3. Незаконные претензии к документам и поставщикам, неправильное оформление извещения и документации.

Под административную ответственность попадает также неисполнение требований ФАС, нарушение определенных этим органом сроков для исправления ошибок.

Размер штрафов определяет КоАП.

До 4 мая 2018 к нарушениям в процессе проведения торгов применялись общие статьи УК РФ. Мошеннические действия регулировались 159 ст., при обнаружении коррупционного преступления использовались статьи 204, 285, 286, 290. Ущемление прав участников подходило под ст. 169. Расход бюджета, не обусловленный целями технического задания, попадал под ст. 285.1. Ответственность за предоставление поддельных документов наступала по 327 ст.

По Закону № 99 РФ от 23.04.2018 к нарушителям в сфере закупок стали применяться дополнительно ст. 200.4 (превышение полномочий), 200.5 (взяточничество) и 200.6 (подделка документов).

Коррупционные правонарушения делят на три основные категории:

  • использование должностных полномочий в личных целях;
  • получение взятки;
  • подкуп должностного лица.

Наказание за превышение полномочий зависит от размера причиненного вреда. Принято различать крупный ущерб (2,25-9 млн. рублей) и особо крупный (свыше 9 млн.). Ответственность, наступающая при осуществлении подобных правонарушений, приведена в таблице 3. Дополнительно суд может вынести запрет на выполнение определенных работ и на возможность занимать определенный пост сроком до 3 лет.

Таблица 3. Наказания за злоупотребление должностным положением (ст.200.4 ч.1,2 УК РФ).

Выделение средств на проведение торгов осуществляется государством с указанием конкретного направления их использования. Если расходы вышли за рамки предписанных направлений, они признаются нецелевыми.

При совершении правонарушения, ущерб от которого составил свыше 1,5 млн. рублей, наступает уголовная ответственность. Величина наказания в зависимости от объема расходованных средств представлена в таблице 6. Ответственность в виде штрафа и ареста может дополняться запретом на осуществление какой-либо работы и на возможность быть назначенным на определенные должности сроком до 3 лет.

Таблица 6. Наказание за нецелевую трату средств (ст. 285.1 УК).

Для закупок у единственного поставщика по пунктам 4, 5 части 1 статьи 93 Закона № 44-ФЗ, проведенных на электронной площадке, обеспечивается доступность информации обо всех предварительных предложениях участников в ЕИС (ч. 13 ст. 93 Закона № 44-ФЗ).

Требования к участникам по 44-ФЗ 2021 г.

Контрактная служба Контрактный управляющий
коллегиальный орган заказчика должностное лицо заказчика
в состав должно входить не менее 2 человек может быть один
только одна в организации может быть несколько
действует на основании положения, которое составляется в соответствии с типовым положением (приказ Минфина от 31.07.2020 № 158н) и не может ему противоречить действует в соответствии со своей должностной инструкцией и трудовым договором
обязанности по проведению закупок разделяются между работниками службы (конкретный работник контрактной службы, например, может только планировать закупки, другой — занимается только обоснование цены и т.д. отвечают за одну или несколько закупок полностью (делает все сам — планирует закупки, обосновывает цену, размещает информацию в ЕИС и др.)

Дополнительный список с требованиями устанавливается в Постановлении Правительства России от 4 февраля 2015 года, под номером 99. В данном случае эти доп.требования устанавливаются, в закупочных документах.

Для того, чтобы узнать о доп.требованиях которые применяются к конкурсантам, следует ознакомиться с Обзором судебных практик, которые утверждены Президиумом Верховного Суда России от 28 июня 2017 года и в Письме Минэкономразвития России от 28 августа 2015 года, под номером 23275-ЕЕ/Д28и, ФАС РФ под номером АЦ/45739/15 в Письме Минэкономразвития России от 23 декабря 2016 года, под номером ОГ-Д28-14953.
Заказчик должен знать, что при проведении закупки в позициях 3-29 Приложения к Постановлению Правительства России от 5 сентября 2017 года, под номером 1072, доп.требования к конкурсантам закупки является использовать при производстве товаров, страна происхождения которых — Россия или государство состоящая в Евразийском экономическом союзе.

Первое, что необходимо понять, как работают закупки по закону 44-ФЗ. В кратком изложении схема выглядит так:

  1. Заказчик — государственный орган — публикует запрос о том, что ему нужна закупка на поставку товаров, оказание услуг или проведение работ, при помощи извещения и документации тендера.
  2. Поставщик — юрлицо, ИП или физлицо, соответствующее требованиям 44-ФЗ – направляет заявку на участие в закупке товара, работы, услуги, указывая параметры и информацию о себе
  3. Заказчик рассматривает заявки и проводит электронную процедуру, где выбирается выгодное предложение.
  4. Стороны заключают контракт электронным способом.
  5. Поставщик исполняет договор в установленные сроки и надлежащего качества после чего заказчик производит расчет.

Государственный заказчик по 44-ФЗ — это образовательное, медучреждение, фонд, предприятия ЖКХ и др., которая делает закупки на государственные нужды по плану. Средства на тендер должны быть выделены из бюджета.

Если компания с государственным участием (коммерческих организаций это не касается) выделяет на эти цели собственные средства, то такая закупка уже подпадает под нормы 223-ФЗ.

Но поставщик и заказчик — не все участники закупки по 44-ФЗ. В процессе также присутствуют электронные торговые площадки (далее — ЭТП), контролирующие органы, экспертные и банковские учреждения, оказывающие помощь заказчикам.

Благодаря регулированию системы закупок по 44-ФЗ, заказчик получает выгодные условия, сужаются возможности для коррупционных схем. Именно направленность на прозрачность и инклюзивность закупок в России порождает частые изменения законодательства.

Система госзакупок работает по постоплате. Сначала поставщик исполняет контракт и уже после приемки качества производится оплата. Это требует инвестиций.

Авансирование практически не встречается из-за того, что попасть на тендер и выиграть его может почти любой. Раньше можно было получить аванс и ничего не исполнить. После чего государство выбрало подход, что контакт должна исполнять компания, которая уже располагает всеми ресурсами для этого, а не организовывает бизнес с нуля на предоплату и потом пытается вписаться в контакт.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *