Закон об образовании рф последняя редакция 2021 краткое содержание

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Закон об образовании рф последняя редакция 2021 краткое содержание». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.

В принципе, закон направлен на улучшение образование, на формирование более жестких правил разработки структуры и программ образовательного характера, на улучшение профессиональных качеств преподавателей.

  1. Законодатель определяет, что школьное образование, в соответствии с конституционными нормами, остается бесплатным, и предоставляется все желающим по месту жительства. То есть, ребенка вы можете отправить на обучение в школу, рядом с домом. Также прописаны определенные нормы для тех школьников, которые проживают в том или же ином городе на основании временной регистрации;
  2. Определен четкий возраст приема в школу. В принципе, данный возраст основан на многочисленных исследований специалистов, которые уверены, что именно с данным аспектом связано восприятие ребенка обучающей информации. Также устанавливаются нормативы, которые определяют важность и значимость дошкольного и дополнительного образования. Таким образом, законодатель ставит акцент на всестороннее развитие ребенка. В школе он получает определенные знания и навыки стандартного плана. Дополнительные учебные заведения позволяют развивать профессиональные и творческие наклонности ребенка. А дошкольное образование позволяет правильно подготовить ребенка к школе;
  3. Кроме всего прочего, законодатель определил необходимость проведения мониторинга, эффективности работы вузов. Так, каждый год, производится специализированный процесс оценки качества и эффективности образования. Причем, под проверку попадают не только государственные, но частные заведения;
  4. Законодатель установил определенные изменения по поводу результатов едино государственного экзамена. Теперь данные результаты будут действительными в течение пяти лет. Таким образом, человек в течение данного времени сможет выбрать профессиональное направление для дальнейшего обучения.

Закон РФ «Об образовании» (273-ФЗ) 2021, 2020

26439

Фото 47114

14434

25803

Закон об образовании краткое содержание

Фото Видео 17118

Фото 15911

14308

Сегодня существует много вариантов образования, и особенности каждого из них рассматривает новый закон. Согласно его положениям, существует несколько уровней образования: дошкольное, начальное, основное и среднее общее, средне-профессиональное и высшее, включая студентов, получающих дипломы бакалавров, специалистов и магистров. Внося изменения в основной закон об образовании, законодатели учли особенности обучения некоторых категорий граждан:

  • учащихся и студентов, имеющих выдающие способности и требующих разработки специальных обучающих программ.
  • людей с физическими недостатками и не имеющими возможности учиться наравне со сверстниками.
  • иностранцы и люди без гражданства, также испытывающие определенные сложности.
  • осужденные за разные правонарушения, а право их на образование также никто не отменял.

Что касается научной деятельности, включая подготовку специалистов с разными учеными степенями (докторантура), то данный вид образования обновленным законом переведен в разряд научной деятельности. Подготовку научных кадров регламентируют другие законодательные акты.

01.09.2020 вступают в силу изменения в статье 37 закона об образовании, введенные ФЗ от 01.03.2020 №47-ФЗ, об обеспечении учеников начальной школы (с 1 по 4 класс) бесплатным горячим питанием не менее одного раза в день. Финансировать бесплатное горячее питание младшеклассников предполагается за счет бюджетов федерального, регионального и местного уровней и из других источников. Тем субъектам РФ, которые не смогут самостоятельно нести новые расходы, выделят субсидии из федерального бюджета на софинансирование организации и обеспечения бесплатным горячим питанием младших школьников.

В бесплатное меню каждого ученика 1—4 классов с 1 сентября должно входить:

  • минимум одно горячее блюдо;
  • один горячий напиток.

Для организации бесплатного горячего питания остальных школьников в государственных и муниципальных образовательных организациях предусмотрен переходный период с 01.09.2020 по 01.09.2023 год. На эти изменения выделили 21 млрд рублей.

2021 год ознаменуется для школьных учителей внедрением новой системы аттестации. Появятся такие квалификационные категории, как «учитель-методист» и «учитель-наставник». Министерство образования и просвещения Российской Федерации представило результаты опроса, и пройти обновленную аттестацию готовы уже более 1/3 работающих педагогов. В настоящее время корректируется нормативная база. Планируется, что введенные категории расширят возможности карьерного роста для учителей-предметников, а также будут способствовать развитию школьного наставничества.

Учителя-методисты будут заниматься разработкой и внедрением в образовательную систему новых педагогических технологий, учебников и методических пособий, принимать участие в разных методических объединениях и обсуждении проектов нормативной документации. Кроме этого, они смогут создавать программы повышения квалификации, проводить семинары и мастер-классы, заседать в жюри на конкурсах педагогического мастерства, руководить студенческой практикой. Чтобы получить категорию, необходимо иметь 5-летний стаж работы в должности учителя и иметь действующую первую или высшую квалификационную категорию по специальности «учитель». Также необходимо иметь дополнительное профессиональное образование, полученное не раньше, чем за три года до момента подачи заявления на аттестацию.

Учитель-наставник – это специалист, в задачи которого будут входить оказание помощи молодым педагогам, выявление пробелов в их подготовке, разработка планов профессионального роста. Простыми словами, наставник будет помогать молодому учителю и передавать ему свой опыт. Основными требованиями для допуска к аттестации являются семилетний стаж работы, высшая квалификационная категория, дополнительное профессиональное образование.

Введение этих двух квалификационных категорий связано с тем, что теперь ничего не будет зависеть от воли директора школы. Педагог может иметь сразу две категории (к примеру, «учитель-методист» и высшую) и при этом получать надбавки к заработной плате за обе – таким образом, новая аттестационная система будет способствовать непрерывному профессиональному развитию.

Уже сейчас полным ходом идет подготовка к Единому госэкзамену 2021. В будущем году обязательными к сдаче останутся математика и русский язык. На выбор учащимся предлагаются физика, биология, обществознание, история, информатика, химия, география, иностранный язык и литература.

Из нововведений в ЕГЭ нужно отметить:

  • Увеличение времени на выполнение заданий по биологии с 210 до 235 минут;
  • Изменение задания №7 с кратким ответом по литературе: в текст, где пропущено два слова нужно будет вписать два литературоведческих фактора или термина;
  • Поменяется форма задания № 25 в экзамене по истории – историческое сочинение необходимо будет написать по одному из 3-х предложенных исторических процессов или по одной из 3-х предложенных исторических личностей;
  • В экзамене по русскому языку изменится формулировка заданий № 9 и № 27;
  • Экзамен по информатике будет проводиться в компьютерной форме. В него войдут задания на практическое программирование.

Планируемые нововведения направлены на упрощение порядка записи детей в детские сады. В ближайшем будущем у родителей не будут требовать свидетельство о рождении ребенка – законодательный акт об этом уже опубликован, и он вступил в силу с 1 января. Свидетельство может понадобиться только в единственном случае: если оно было выдано другим, иностранным государством.

В рамках системы дошкольного образования будет введен новый порядок приема. Закрепляется территориальный принцип набора детей в детские сады, при этом дети имеют преимущество при зачислении, если их сестры и братья посещают конкретный детский сад. Основанием для приема в муниципальное дошкольное учреждение будет являться направление территориального органа управления образованием.

Родители, которые хотят перевести ребенка из одного сада в другой, нужно будет обратиться в территориальные органы исполнительной власти и подать соответствующее заявление. Если в новом ДОУ будет свободное место, мам и пап уведомят об этом, после этого они должны написать заявление о переводе и отнести его в «старый» сад.

Еще одно нововведение касается создания единой информационной системы федерального значения и разработки правил формирования электронной очереди в детский сад на региональном уровне. Согласно законодательному проекту принципы работы этой системы будут общими абсолютно для всех.

Как повлияют эти и другие изменения на дошкольное, школьное, вузовское, средне-специальное и профессиональное образование предугадать сложно. Время покажет, насколько эффективно сработают новшества.

Нормативный акт состоит из 15 тематических глав, которые включают в себя 111 статей. Основные определения традиционно содержатся в главе «Общие положения», в дальнейшем каждая глава сфокусирована на конкретной области, детально регламентируя отношения в ней и давая дополнительные определения. Глава вторая детализирует структуру системы образования, главы с третьей по пятую определяют участников правоотношений, шестая глава устанавливает особенности начала или окончаний таких правоотношений.

Далее, закон устанавливает нормы для общего и профессионального образования, получения профессионального обучения и дополнительного образования. Отдельное внимание уделяется специальным программам обучения. Вопросы государственного регулирования в образовательной сфере находят отражение в 12 главе закона, а в последующих главах основной темой являются финансирование и международное сотрудничество.

Знание положений закона «Об образовании» позволяет чётко определиться с тем, какие права или гарантии относятся к учащимся и их родителям. Что именно может ожидать от них администрация учебных заведений любого типа, а какие требования выходят за рамки закона. Знание структуры системы образования на законодательном уровне позволяет выбрать тот вариант обучения, который будет наиболее подходящим учащемуся, разумно оценивая все последствия этого выбора.

Закон также позволяет определить, в какой степени в учебный процесс или деятельность образовательных организаций могут вмешиваться государственные структуры. Это может быть важно для защиты интересов учащегося или работников образовательной сферы.

Для стимулирования учебного процесса предусмотрено множество гарантий, о которых идёт речь в этом законе. Это и стипендиальное обеспечение, и образовательное кредитование, и специальные программы обучения.

Тем не менее, большая часть положений закона требует специального регулирования особыми актами правительства. Поскольку законодательный акт устанавливает только общие правила, детальное регламентирование производится соответствующей исполнительной структурой.

Зная, что федеральный закон предусматривает то или иное право, гарантию или обязательство, следует найти правительственный акт, который определяет порядок их реализации. Только потом, уже зная полный механизм, можно быть уверенным в получении всех законных прав и гарантий.

  • Глава 1. Общие положения
    • Статья 1. Предмет регулирования настоящего Федерального закона
    • Статья 2. Основные понятия, используемые в настоящем Федеральном законе
    • Статья 3. Основные принципы государственной политики и правового регулирования отношений в сфере образования
    • Статья 4. Правовое регулирование отношений в сфере образования
    • Статья 5. Право на образование. Государственные гарантии реализации права на образование в Российской Федерации
    • Статья 6. Полномочия федеральных органов государственной власти в сфере образования
    • Статья 7. Полномочия Российской Федерации в сфере образования, переданные для осуществления органам государственной власти субъектов Российской Федерации
    • Статья 8. Полномочия органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере образования
    • Статья 9. Полномочия органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов в сфере образования
  • Глава 2. Система образования
    • Статья 10. Структура системы образования
    • Статья 11. Федеральные государственные образовательные стандарты и федеральные государственные требования. Образовательные стандарты
    • Статья 12. Образовательные программы
    • Статья 12.1. Общие требования к организации воспитания обучающихся
    • Статья 13. Общие требования к реализации образовательных программ
    • Статья 14. Язык образования
    • Статья 15. Сетевая форма реализации образовательных программ
    • Статья 16. Реализация образовательных программ с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий
    • Статья 17. Формы получения образования и формы обучения
    • Статья 18. Печатные и электронные образовательные и информационные ресурсы
    • Статья 19. Научно-методическое и ресурсное обеспечение системы образования
    • Статья 20. Экспериментальная и инновационная деятельность в сфере образования
  • Глава 3. Лица, осуществляющие образовательную деятельность
    • Статья 21. Образовательная деятельность
    • Статья 22. Создание, реорганизация, ликвидация образовательных организаций
    • Статья 23. Типы образовательных организаций
    • Статья 24. Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова, Санкт-Петербургский государственный университет. Категории образовательных организаций высшего образования
    • Статья 25. Устав образовательной организации
    • Статья 26. Управление образовательной организацией
    • Статья 27. Структура образовательной организации
    • Статья 28. Компетенция, права, обязанности и ответственность образовательной организации
    • Статья 29. Информационная открытость образовательной организации
    • Статья 30. Локальные нормативные акты, содержащие нормы, регулирующие образовательные отношения
    • Статья 31. Организации, осуществляющие обучение
    • Статья 32. Индивидуальные предприниматели, осуществляющие образовательную деятельность

    Федеральный закон от 1 октября 2019 г. N 328-ФЗ «О службе в органах принудительного исполнения Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» Федеральный закон от 19 июля 2018 г. N 197-ФЗ «О службе в уголовно-исполнительной системе Российской Федерации и о внесении изменений в Закон Российской Федерации «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы» Федеральный закон от 23 мая 2016 г. N 141-ФЗ «О службе в федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» Федеральный закон о службе в органах внутренних дел и внесении изменений в отдельные законодательные акты Закон о Следственном комитете Федеральный закон об МГУ имени М.В. Ломоносова и СПбГУ Закон о техническом регулировании Федеральный закон о правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации Федеральный закон «О гражданстве Российской Федерации» ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» Федеральный закон «О прокуратуре Российской Федерации»

    Принят Государственной Думой 24 декабря 2020 года

    Одобрен Советом Федерации 25 декабря 2020 года

    Статья 1

    Изменения в Закон «Об образовании в РФ»

    Статья 1. Предмет регулирования настоящего Федерального закона

    1. Предметом регулирования настоящего Федерального закона являются общественные отношения, возникающие в сфере образования в связи с реализацией права на образование, обеспечением государственных гарантий прав и свобод человека в сфере образования и созданием условий для реализации права на образование (далее — отношения в сфере образования).

    2. Настоящий Федеральный закон устанавливает правовые, организационные и экономические основы образования в Российской Федерации, основные принципы государственной политики Российской Федерации в сфере образования, общие правила функционирования системы образования и осуществления образовательной деятельности, определяет правовое положение участников отношений в сфере образования.

    1. Государственная политика и правовое регулирование отношений в сфере образования основываются на следующих принципах:

    1) признание приоритетности образования;

    2) обеспечение права каждого человека на образование, недопустимость дискриминации в сфере образования;

    3) гуманистический характер образования, приоритет жизни и здоровья человека, прав и свобод личности, свободного развития личности, воспитание взаимоуважения, трудолюбия, гражданственности, патриотизма, ответственности, правовой культуры, бережного отношения к природе и окружающей среде, рационального природопользования;

    4) единство образовательного пространства на территории Российской Федерации, защита и развитие этнокультурных особенностей и традиций народов Российской Федерации в условиях многонационального государства;

    5) создание благоприятных условий для интеграции системы образования Российской Федерации с системами образования других государств на равноправной и взаимовыгодной основе;

    6) светский характер образования в государственных, муниципальных организациях, осуществляющих образовательную деятельность;

    7) свобода выбора получения образования согласно склонностям и потребностям человека, создание условий для самореализации каждого человека, свободное развитие его способностей, включая предоставление права выбора форм получения образования, форм обучения, организации, осуществляющей образовательную деятельность, направленности образования в пределах, предоставленных системой образования, а также предоставление педагогическим работникам свободы в выборе форм обучения, методов обучения и воспитания;

    8) обеспечение права на образование в течение всей жизни в соответствии с потребностями личности, адаптивность системы образования к уровню подготовки, особенностям развития, способностям и интересам человека;

    9) автономия образовательных организаций, академические права и свободы педагогических работников и обучающихся, предусмотренные настоящим Федеральным законом, информационная открытость и публичная отчетность образовательных организаций;

    10) демократический характер управления образованием, обеспечение прав педагогических работников, обучающихся, родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся на участие в управлении образовательными организациями;

    11) недопустимость ограничения или устранения конкуренции в сфере образования;

    12) сочетание государственного и договорного регулирования отношений в сфере образования.

    2. Правительство Российской Федерации ежегодно в рамках обеспечения проведения единой государственной политики в сфере образования представляет Федеральному Собранию Российской Федерации доклад о реализации государственной политики в сфере образования и опубликовывает его на официальном сайте Правительства Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» (далее — сеть «Интернет»).

    1. Отношения в сфере образования регулируются Конституцией Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, а также другими федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, содержащими нормы, регулирующие отношения в сфере образования (далее — законодательство об образовании).

    2. Целями правового регулирования отношений в сфере образования являются установление государственных гарантий, механизмов реализации прав и свобод человека в сфере образования, создание условий развития системы образования, защита прав и интересов участников отношений в сфере образования.

    3. Основными задачами правового регулирования отношений в сфере образования являются:

    1) обеспечение и защита конституционного права граждан Российской Федерации на образование;

    2) создание правовых, экономических и финансовых условий для свободного функционирования и развития системы образования Российской Федерации;

    3) создание правовых гарантий для согласования интересов участников отношений в сфере образования;

    4) определение правового положения участников отношений в сфере образования;

    5) создание условий для получения образования в Российской Федерации иностранными гражданами и лицами без гражданства;

    6) разграничение полномочий в сфере образования между федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления.

    4. Нормы, регулирующие отношения в сфере образования и содержащиеся в других федеральных законах и иных нормативных правовых актах Российской Федерации, законах и иных нормативных правовых актах субъектов Российской Федерации, правовых актах органов местного самоуправления, должны соответствовать настоящему Федеральному закону и не могут ограничивать права или снижать уровень предоставления гарантий по сравнению с гарантиями, установленными настоящим Федеральным законом.

    5. В случае несоответствия норм, регулирующих отношения в сфере образования и содержащихся в других федеральных законах и иных нормативных правовых актах Российской Федерации, законах и иных нормативных правовых актах субъектов Российской Федерации, правовых актах органов местного самоуправления, нормам настоящего Федерального закона применяются нормы настоящего Федерального закона, если иное не установлено настоящим Федеральным законом.

    6. В случае, если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем те, которые предусмотрены настоящим Федеральным законом, применяются правила международного договора.

    6.1. Решения межгосударственных органов, принятые на основании положений международных договоров Российской Федерации в их истолковании, противоречащем Конституции Российской Федерации, не подлежат исполнению в Российской Федерации. Такое противоречие может быть установлено в порядке, определенном федеральным конституционным законом. (в ред. Федерального закона от 08.12.2020 N 429-ФЗ)

    7. Действие законодательства об образовании распространяется на все организации, осуществляющие образовательную деятельность на территории Российской Федерации.

    8. Законодательство об образовании в отношении Московского государственного университета имени М.В. Ломоносова, Санкт-Петербургского государственного университета, а также организаций, расположенных на территории инновационного центра «Сколково», на территории международного медицинского кластера, на территориях опережающего социально-экономического развития, на территории свободного порта Владивосток, на территориях инновационных научно-технологических центров и осуществляющих образовательную деятельность, применяется с учетом особенностей, установленных специальными федеральными законами. (в ред. Федеральных законов от 29.06.2015 N 160-ФЗ, от 13.07.2015 N 213-ФЗ, от 29.07.2017 N 216-ФЗ)

    1. К полномочиям федеральных органов государственной власти в сфере образования относятся:

    1) разработка и проведение единой государственной политики в сфере образования;

    2) организация предоставления высшего образования, включая обеспечение государственных гарантий реализации права на получение на конкурсной основе бесплатно высшего образования;

    3) организация предоставления дополнительного профессионального образования в федеральных государственных образовательных организациях;

    4) разработка, утверждение и реализация государственных программ Российской Федерации, федеральных целевых программ, реализация международных программ в сфере образования;

    5) создание, реорганизация, ликвидация федеральных государственных образовательных организаций, осуществление функций и полномочий учредителя федеральных государственных образовательных организаций;

    6) утверждение федеральных государственных образовательных стандартов, установление федеральных государственных требований;

    7) лицензирование образовательной деятельности:

    а) организаций, осуществляющих образовательную деятельность по образовательным программам высшего образования;

    б) федеральных государственных профессиональных образовательных организаций, реализующих образовательные программы среднего профессионального образования в сферах обороны, производства продукции по оборонному заказу, внутренних дел, деятельности войск национальной гвардии Российской Федерации, безопасности, ядерной энергетики, транспорта и связи, наукоемкого производства по специальностям, перечень которых утверждается Правительством Российской Федерации; (в ред. Федерального закона от 03.07.2016 N 227-ФЗ)

    в) российских образовательных организаций, расположенных за пределами территории Российской Федерации, образовательных организаций, созданных в соответствии с международными договорами Российской Федерации, а также осуществляющих образовательную деятельность дипломатических представительств и консульских учреждений Российской Федерации, представительств Российской Федерации при международных (межгосударственных, межправительственных) организациях;

    г) иностранных образовательных организаций, осуществляющих образовательную деятельность по месту нахождения филиала на территории Российской Федерации;

    8) государственная аккредитация образовательной деятельности организаций, осуществляющих образовательную деятельность и указанных в пункте 7 настоящей части, а также иностранных образовательных организаций, осуществляющих образовательную деятельность за пределами территории Российской Федерации;

    9) государственный контроль (надзор) в сфере образования за деятельностью организаций, указанных в пункте 7 настоящей части, а также органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющих государственное управление в сфере образования;

    10) формирование и ведение федеральных информационных систем, федеральных баз данных в сфере образования, в том числе обеспечение конфиденциальности содержащихся в них персональных данных в соответствии с законодательством Российской Федерации;

    11) установление и присвоение государственных наград, почетных званий, ведомственных наград и званий работникам системы образования;

    12) разработка прогнозов подготовки кадров, требований к подготовке кадров на основе прогноза потребностей рынка труда;

    13) обеспечение осуществления мониторинга в системе образования на федеральном уровне;

    13.1) создание условий для организации проведения независимой оценки качества условий осуществления образовательной деятельности организациями, осуществляющими образовательную деятельность; (в ред. Федеральных законов от 21.07.2014 N 256-ФЗ, от 06.03.2019 N 17-ФЗ)

    14) осуществление иных полномочий в сфере образования, установленных в соответствии с настоящим Федеральным законом.

    Внесены изменения в закон об образовании в Российской Федерации

    1. Система образования включает в себя:

    1) федеральные государственные образовательные стандарты и федеральные государственные требования, образовательные стандарты, образовательные программы различных вида, уровня и (или) направленности;

    2) организации, осуществляющие образовательную деятельность, педагогических работников, обучающихся и родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся;

    3) федеральные государственные органы и органы государственной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющие государственное управление в сфере образования, и органы местного самоуправления, осуществляющие управление в сфере образования, созданные ими консультативные, совещательные и иные органы;

    4) организации, осуществляющие обеспечение образовательной деятельности, оценку качества образования;

    5) объединения юридических лиц, работодателей и их объединений, общественные объединения, осуществляющие деятельность в сфере образования.

    2. Образование подразделяется на общее образование, профессиональное образование, дополнительное образование и профессиональное обучение, обеспечивающие возможность реализации права на образование в течение всей жизни (непрерывное образование).

    3. Общее образование и профессиональное образование реализуются по уровням образования.

    4. В Российской Федерации устанавливаются следующие уровни общего образования:

    1) дошкольное образование;

    2) начальное общее образование;

    3) основное общее образование;

    4) среднее общее образование.

    5. В Российской Федерации устанавливаются следующие уровни профессионального образования:

    1) среднее профессиональное образование;

    2) высшее образование — бакалавриат;

    3) высшее образование — специалитет, магистратура;

    4) высшее образование — подготовка кадров высшей квалификации.

    6. Дополнительное образование включает в себя такие подвиды, как дополнительное образование детей и взрослых и дополнительное профессиональное образование.

    7. Система образования создает условия для непрерывного образования посредством реализации основных образовательных программ и различных дополнительных образовательных программ, предоставления возможности одновременного освоения нескольких образовательных программ, а также учета имеющихся образования, квалификации, опыта практической деятельности при получении образования.

    1. В Российской Федерации гарантируется получение образования на государственном языке Российской Федерации, а также выбор языка обучения и воспитания в пределах возможностей, предоставляемых системой образования.

    2. В образовательных организациях образовательная деятельность осуществляется на государственном языке Российской Федерации, если настоящей статьей не установлено иное. Преподавание и изучение государственного языка Российской Федерации в рамках имеющих государственную аккредитацию образовательных программ осуществляются в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами, образовательными стандартами.

    3. В государственных и муниципальных образовательных организациях, расположенных на территории республики Российской Федерации, может вводиться преподавание и изучение государственных языков республик Российской Федерации в соответствии с законодательством республик Российской Федерации. Преподавание и изучение государственных языков республик Российской Федерации в рамках имеющих государственную аккредитацию образовательных программ осуществляются в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами, образовательными стандартами. Преподавание и изучение государственных языков республик Российской Федерации не должны осуществляться в ущерб преподаванию и изучению государственного языка Российской Федерации.

    4. Граждане Российской Федерации имеют право на получение дошкольного, начального общего и основного общего образования на родном языке из числа языков народов Российской Федерации, а также право на изучение родного языка из числа языков народов Российской Федерации, в том числе русского языка как родного языка, в пределах возможностей, предоставляемых системой образования, в порядке, установленном законодательством об образовании. Реализация указанных прав обеспечивается созданием необходимого числа соответствующих образовательных организаций, классов, групп, а также условий для их функционирования. Преподавание и изучение родного языка из числа языков народов Российской Федерации, в том числе русского языка как родного языка, в рамках имеющих государственную аккредитацию образовательных программ осуществляются в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами, образовательными стандартами. (в ред. Федерального закона от 03.08.2018 N 317-ФЗ)

    5. Образование может быть получено на иностранном языке в соответствии с образовательной программой и в порядке, установленном законодательством об образовании и локальными нормативными актами организации, осуществляющей образовательную деятельность.

    6. Язык, языки образования определяются локальными нормативными актами организации, осуществляющей образовательную деятельность по реализуемым ею образовательным программам, в соответствии с законодательством Российской Федерации. Свободный выбор языка образования, изучаемых родного языка из числа языков народов Российской Федерации, в том числе русского языка как родного языка, государственных языков республик Российской Федерации осуществляется по заявлениям родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся при приеме (переводе) на обучение по образовательным программам дошкольного образования, имеющим государственную аккредитацию образовательным программам начального общего и основного общего образования. (в ред. Федерального закона от 03.08.2018 N 317-ФЗ)

    Базой для Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ (с учетом изменений 2017 — 2018 годов) стала государственная гарантия общедоступного и бесплатного образования, предоставляемого на основе федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС).

    Эти стандарты распространяются на дошкольное, начальное, основное, среднее общее и среднее профессиональное образование.

    Статья 5 «Право на образование. Государственные гарантии реализации права на образование в Российской Федерации» Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (ред. от 03.08.2018)

    Бесплатно в соответствии с этим законом и высшее образование:

    • но при одном условии – оно предоставляется на конкурсной основе тем, кто получает его впервые.

    Органы власти субъектов РФ обладают полномочиями обеспечивать соблюдение установленных законом об образовании норм через предоставление субвенций бюджетам муниципального уровня:

    • так финансируется оплата труда преподавателей, приобретение учебников, учебных пособий, средств обучения, игр, игрушек в соответствии с нормативами, определяемыми органами государственной власти субъектов РФ.

    п. 3 ч. 1 Статьи 8 «Полномочия органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере образования» Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»

    При этом законом установлено, что платные услуги не могут подменять обучение, которое профинансировано бюджетными средствами. В противном случае образовательная организация должна будет вернуть все потраченные средства.

    Закон «Об образовании в РФ» закрепил законодательно такие новые явления, как:

    • дистанционное,
    • электронное,
    • сетевое и
    • семейное обучение.

    Дошкольное образование стало первым уровнем в общей системе образования:

    • по закону об образовании оно должно быть доступным населению без очередей и в нескольких формах:

      • в детском саду,
      • группах при школах и
    • обязано обеспечивать подготовку детей к школе;

    • отказ в приеме ребенка в школу допустим, лишь когда отсутствуют свободные места.

    Новшеством данного закона об образовании стало то, что он регулирует процессы обучения и затрагивает особенности обучения в отношении отдельных категорий лиц:

    • с выдающимися способностями;
    • с ограниченными возможностями;
    • иностранцев и апатридов;
    • осужденных.

    Многие положения Федерального закона № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» посвящены педагогическим работникам, их правам, обязанностям, ответственности, особому статусу.

    Педагогическим работникам Законом об образовании гарантируется право:

    • на повышение квалификации,

    • на профессиональную переподготовку и дополнительное профобразование (1 раз в 3 года),

    • на прохождение аттестации с присвоением квалификационной категории,

    • на определенные меры социальной поддержки;

    • на предоставление удлиненного основного отпуска, а также длительного (за 10 лет

    • непрерывного стажа), на досрочную пенсию.

    Масштабные корректировки Закона об образовании прошли в феврале 2018 года, они затронули положения о независимой оценке качества условий осуществления образовательной деятельности.

    В марте 2018 года Закон об образовании снова претерпел изменения:

    • Глава 12 «Управление системой образования. Государственная регламентация образовательной деятельности» была дополнена статьей 98.1 «Обеспечение размещения информации о предоставлении мер социальной поддержки и иных социальных гарантий обучающимся, педагогическим работникам и руководителям образовательных организаций».

    Данная норма касается обеспечения размещения данных о мерах социальной поддержки и иных социальных гарантий обучающимся, педагогическим работникам и руководителям образовательных организаций. Она предусматривает, что такие сведения размещаются в Единой государственной информационной системе социального обеспечения на основании Федерального закона от 17 июля 1999 года № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи» (ред. от 07.03.2018).

    Прогнозы корректировки положений Закона об образовании на текущий год:

    • в колледжах и техникумах вводится «демонстрационный» экзамен, где выпускники будут показывать навыки, полученные в ходе обучения;

    • в регионах появятся «опорные» ВУЗы, цель которых – способствовать социально-экономическому развитию областей и удерживать талантливых специалистов на местах;

    • будет повышена стипендия, а также продолжится льготная программа кредитов на учебу;

    • процедуру по лицензированию и аккредитации ВУЗов планируется полностью перевести в электронный вид.

    Федеральный закон № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» как метод регулирования одной из важнейших социальных сфер уже обладает достаточно мощным функционалом. Его дальнейшее развитие видится взаимосвязанным с инновационными технологиями и их использованием в учебных процессах различного уровня образования.

    Об уровнях образования в современной образовательной системе РФ поговорим в следующем материале.

    Ключевые изменения в образовании в 2021

    1. равноправие всех граждан в получении среднего, средне-специального и высшего образования;
    2. безусловная приоритетность образовательной системы как основополагающей платформы развития общества;
    3. акцент на воспитании не только грамотного, но и культурного члена социума, который бережно относится к историческому наследию, природным богатствам и общественным ценностям;
    4. перевод процесса обучения в цивилизованный правовой формат во всех деталях и направлениях;
    5. автономный светский характер всех учебных заведений, работающих на государственной и муниципальной платформе;
    6. возможность получения образования в любом возрасте представителей любых профессий
    1. определение основных понятий образовательной системы и работающих в ней взаимоотношений;
    2. законодательное регулирование системы платного и бесплатного обучения;
    3. гармонизация всех правовых документов касающихся получения образования, преподавания, экзаменационных процессов, льгот и привилегий для учащихся и педагогов;
    4. формирование правовых гарантийных обязательств, позволяющих гражданам страны обучаться в рамках свободы личного выбора;
    5. определение возможностей иностранных граждан в российской образовательной системе;
    6. дифференцирование полномочий законодательной и исполнительной власти различных уровней в данном секторе;
    7. описание вариантов стимулирования и содействия гражданам, проявляющим уникальные успехи в области обучения и преподавания;
    8. определение статуса, возможностей, прав и обязанностей профессиональных преподавателей, учеников, родителей и опекунов;
    9. полное описание структуры и принципов работы образовательных отношений;
    10. правовое определение и регулирование социальных, экономических и финансовых взаимоотношений в образовательной отрасли;
    11. регламентация работы инновационного сектора в системе обучения и преподавания

    Реализация образовательных процессов в рамках описанных функций и правил предоставляет возможность перевести всю систему на рельсы интенсивного бесконфликтного развития. Правовой аппарат, предлагаемый законом, охватывает все ключевые процессы и догмы, позволяя участникам образовательных отношений в полной мере пользоваться принципами равноправия, справедливости и гуманности.

    Последняя редакция практически завершила основной этап эволюции этого основополагающего законодательного инструмента, ставшего основой эволюционной стабильности образовательной платформы в нашей стране. Внесённые изменения коснулись таких важных направлений как создание так называемых электронных школ с удалёнными уроками, ликвидацию в средних школах второй и третьей смены, снижение объёма отчетных документов педагогов.

    Внедрение общероссийского института всеобщего повышения профессионализма педагогов – ещё одно важное нововведение, позволяющее учителям постоянно совершенствовать свои знания и умения со всеми вытекающими преимуществами.

    Отдельным пунктом выделена приоритетность изучения русского языка и литературы, выражающаяся в таких масштабных мероприятиях как Тотальный диктант, охватывающий все регионы России.

    Кроме того, последняя редакция регламентировала следующие знаковые моменты:

    1. гимназии и лицеи отныне приравниваются к общеобразовательным школам. Это позволяет всему населению страны получать доступ к полному пакету современных программ;
    2. определена возможность составления индивидуального графика обучения для учеников, которые по тем или иным весомым причинам не могут посещать школу наравне с остальными учащимися. В частности, речь идёт о спортсменах и гастролирующих музыкантах, для которых теперь можно составлять персональные учебные программы;
    3. в законе отменяются льготы для детей-сирот при поступлении в высшие учебные заведения. Но в целях соблюдения социальной справедливости для таких детей будут организованы бесплатные подготовительные курсы;
    4. оценка работы учителей будет проводиться преимущественно в удалённом режиме без бюрократической волокиты и бумажного документооборота

    Новый Закон об образовании РФ – это мощный правовой регулятор одной из самых важных социальных сфер, от прогресса которой напрямую зависит будущее страны. В дальнейшем этот законодательный акт получит новое развитие с ориентацией на инновационные технологии и быстро растущие социальные запросы.

    • Арбитражный процессуальный кодекс РФ

    • Бюджетный кодекс РФ

    • Водный кодекс Российской Федерации РФ

    • Воздушный кодекс Российской Федерации РФ

    • Градостроительный кодекс Российской Федерации РФ

    • ГК РФ

    • Гражданский кодекс часть 1

    • Гражданский кодекс часть 2

    • Гражданский кодекс часть 3

    • Гражданский кодекс часть 4

    • Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации РФ

    • Жилищный кодекс Российской Федерации РФ

    • Земельный кодекс РФ

    • Кодекс административного судопроизводства РФ

    • Кодекс внутреннего водного транспорта Российской Федерации РФ

    • Кодекс об административных правонарушениях РФ

    • Кодекс торгового мореплавания Российской Федерации РФ

    • Лесной кодекс Российской Федерации РФ

    • НК РФ

    • Налоговый кодекс часть 1

    • Налоговый кодекс часть 2

    • Семейный кодекс Российской Федерации РФ

    • Таможенный кодекс Таможенного союза РФ

    • Трудовой кодекс РФ

    • Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации РФ

    • Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации РФ

    • Уголовный кодекс РФ

    • Указ Президента РФ от 07.09.2019 N 429 (ред. от 06.10.2020)

      «Об утверждении Положения о заключении между Федеральной службой исполнения наказаний (ее территориальным органом) и гражданином Российской Федерации договора о целевом обучении в профессиональной образовательной организации или образовательной организации высшего образования, которые реализуют образовательные программы, имеющие государственную аккредитацию, и не входят в уголовно-исполнительную систему Российской Федерации»

    • Указ Президента РФ от 25.12.2019 N 618 (ред. от 06.10.2020)

      «О некоторых вопросах прохождения службы сотрудниками органов принудительного исполнения Российской Федерации» (вместе с «Квалификационными требованиями к стажу службы в органах принудительного исполнения Российской Федерации или стажу (опыту) работы по специальности, уровню образования, профессиональным знаниям и навыкам, необходимым для замещения должностей высшего начальствующего состава в органах принудительного исполнения Российской Федерации», «Положением о порядке возложения на сотрудника

    • Приказ Управления делами Президента РФ от 27.05.2020 N 162

      «О плате, взимаемой с родителей (законных представителей) за присмотр и уход за детьми в подведомственных Управлению делами Президента Российской Федерации образовательных организациях, осуществляющих образовательную деятельность по реализации образовательных программ дошкольного, начального общего, основного общего и среднего общего образования» (Зарегистрировано в Минюсте России 07.07.2020 N 58857)

    • Распоряжение Правительства РФ от 31.05.2014 N 941-р (ред. от 21.03.2019)

      «Об утверждении Стратегии развития туризма в Российской Федерации на период до 2020 года»

    • Распоряжение Правительства РФ от 30.12.2013 N 2593-р

      «Об утверждении Программы повышения эффективности управления общественными (государственными и муниципальными) финансами на период до 2018 года»

    • Поручение Правительства РФ от 09.02.2021

      «О решениях по итогам рабочей поездки в Республику Карелия»

    • Информация Рособрнадзора от 04.02.2021

      «Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки информирует организации, осуществляющие образовательную деятельность по основным образовательным программам среднего общего образования»

    • Распоряжение Минпросвещения России от 28.01.2021 N Р-30

      «О внесении изменения в распоряжение Министерства просвещения Российской Федерации от 28 февраля 2019 г. N Р-16 «Об утверждении методических рекомендаций о создании и функционировании центров опережающей профессиональной подготовки»

    • Письмо Минприроды России от 18.01.2021 N 25-50/321-ОГ

      «О рассмотрении обращения по вопросу обязательности применения профессионального стандарта»

    Благодаря Федеральному Закону 273 Российская Федерация может на государственном уровне финансировать общее образование для каждого гражданина. Согласно седьмой статье описанного Закона, Федеральные органы вправе организовывать и предоставлять образовательные учреждения, доступные и бесплатные для граждан. В статье 8 описана информация о полномочиях органов, среди которых гарантии на предоставление, организацию и сохранение дошкольных общеобразовательных бесплатных учреждений, таких же учреждений общих, начальных и средних классов. Обеспечивается и дополнительное обучение в муниципальных организациях, которым предоставляется часть бюджета. Такие организации считаются наполовину частными, полугосударственными.

    Органы власти РФ оплачивают труд преподавателей, покупку учебников и любых других учебных пособий, игрушек, развивающих игр, средств для обучения и т. д. Организации пересылают информацию о нормативах в органы для получения бюджета. По первому пункту 9 статьи все образовательные организации, зависящие от государства, работают по условиям и требованиям, установленным Правительством и контролируются государственными органами.

    Изменения в Федеральном законе об образовании в Российской Федерации в 2021 году

    Образование – единый целенаправленный процесс воспитания и обучения личности, совокупность приобретаемых знаний, умений, опыта, нравственных ценностей, установок. Цель – формирование всесторонне развитого гражданина, имеющего высокое интеллектуальное, физическое, культурное, духовно-нравственное развитие.

    Ошибочно полагать, что образование заключается только в получении информации. Здесь мы неверно оперируем терминами.

    Дежурство по школе – традиция, которая досталась нам из советского прошлого. Многие родители до сих пор не видят проблемы в мытье полов детьми в рамках дежурства по школе. Однако 34 статья Закона прямо предусматривает согласие родителей на подобное привлечение ребенка к труду. Обязательными являются занятия по технологии и трудовому обучению. Именно на них учеников на законных основаниях, в соответствии с федеральными государственными программами, обязаны привлекать к труду: шитье, готовка, обработка древесины. Все остальное – только по желанию родителей.

    Все положения ФЗ-273 классифицированы на 15 глав, где в общей сложностей представлено 111 пунктов. Общая информация, определения и понятия представлены в первой главе с комментариями. Далее каждая глава отражает определенные задачи и их пути решения.

    Во второй главе описана общая структура образования на территории РФ, 3-5 главы концентрируют информацию на участниках правовых отношений, в шестой – ключевые моменты всего процесса формирования процесса и деятельности между участниками.

    Затем определяются нормы для профессионального и общеобразовательного процесса, структура и порядок получения профессии в процессе обучения и дополнительное образование. Что касается дополнительных программ, то они рассматриваются в отдельном порядке. Основной темой 12 главы является регулирование работы всего процесса со стороны государственного аппарата. В 13-15 описывается механизм международного взаимодействия и финансирование.

    На территории РФ система общего образования поделена на несколько категорий:

    1. Дошкольное
    2. Общее начальное
    3. Общее основное
    4. Общее среднее.

    Касательно профессионального уровня:

    1. Среднее
    2. Высшее. Сюда относят бакалавра, специалиста и магистратуру
    3. Высшая квалификация, подразумевающая новый уровень: ординатура, ассистентура.

    Важно принять во внимание, что ранее присутствующая докторантура из последней редакции была исключена из образовательной программы и теперь отнесена к виду научной деятельности.

    По мнению специалистов, последняя редакция ФЗ способствует объединения европейского и отечественного взгляда на образовательный процесс.

    В связи с данным обстоятельством была введена шестая глава, которая направлена на следующие аспекты:

    1. Процесс признания иностранного образования занимает меньше времени
    2. Разработка совместных образовательных проектов
    3. Оптимальные условия для передвижения педагогического и ученического состава.

    Было установлено, что результаты сданного ЕГЭ остаются действительными в течение 5 лет. Для учеников, заканчивающих 9 класс, ГИА является обязательным условием для завершения среднего неполного образования.

    По завершению подготовки и вступления закона в силу, критики поспешили отметить тот факт, что сократилось количество мест для льготного, бесплатного обучения в ВУЗах страны. Так, например, предусмотрена квота в 10% для граждан с различными группами инвалидности. Иные граждане (сироты или с родителями, которым присвоена I, II категории инвалидности) имеют право получить на бесплатной основе исключительно образование в подготовительной группе.

    При учете индивидуальных потребностей студентов, существует возможность выбирать специальные программы обучения и посещать выборочные образовательные дисциплины. Также предоставлена возможность проходить обучение с ОВЗ. Граждане обучаются в обычном муниципальном учреждении, а не в специализированном.

    Основная часть поправок в 273-ФЗ произошла в феврале 2020 года. В первую очередь – это положения касательно независимой системы оценок качества учебной деятельности. В марте на основании 56-ФЗ была выпущена новая редакция закона. В 12 главе появился новый пункт 98.1. В нем прописаны нормы социальной поддержки и предоставляемые гарантии участникам образовательного процесса (учащимся, преподавателям и руководителям муниципальных учреждений). Согласно 178-ФЗ подобная информация должна быть зарегистрирована в 178-ФЗ.

    Последние поправки также ввели новый экзамен «демонстрационного» типа в техникумах и колледжах. Он подразумевает знакомство будущих студентов с процессом обучения, который наглядно показывают студенты старших курсов. Во всех регионах страны будут появляться опорные учреждения, целью которых является удерживание талантливых студентов и обеспечение позитивного экономического развития страны.

    Также предусмотрена разработка льготной системы кредитования для желающих получить высшее образование, увеличится размер стипендий. Аккредитация и лицензирование высших учебных заведений планируется перевести в электронный формат.

    Поправки в федеральном законе об образовании необходимы в соответствии с развитием современных технологией, экономической ситуации и нормами, принятыми в социальном обществе. Специалисты утверждают, что 273-ФЗ еще не раз будет изменен и дополнен новыми пунктами и статьями, чтобы сохранить свою актуальность.

    • Разъяснения и советы

    Дума в декабре 2012 г. приняла новый федеральный закон «Об образовании» №273-ФЗ, момент вступления в силу большинства его положений — сентябрь 2013 г., хотя вступление в силу некоторых статей было перенесено на январь 2014 г. Также до января 2016 г. было отведено время для внесения изменений учебными заведениями в свои уставы для перехода на новые стандарты.

    Этот закон является комплексным актом, заменившим целый ряд нормативных документов. Он интегрировал в себе рад общих положений, нормативов, регулирующих отношения во всех подвидах образования. Данный документ гарант того, что дошкольное, школьное, дополнительное обучение (в школах, средних профессиональных заведениях) будет бесплатное, общедоступное.

    Впервые школьники получили возможность заниматься по индивидуальному графику. Это помогает совмещать школу с занятиями спортом, в музыкальных школах.

    Настоящий закон дает родителям преимущественное право по обучению несовершеннолетних и указывает, что именно они обязаны вложить в них основы интеллектуального, физического, нравственного развития. Также обязанности родителей включают:

    • 1. Обеспечить получение несовершеннолетними общего образования.
    • 2. Соблюдать правила всех обучающих организаций, где учатся их дети.
    • 3. Оформлять взаимоотношения с обучающими организациями, а также их прекращение.
    • 4. Уважать честь, достоинство работников обучающих организаций.
    • 5. Нести ответственность за невыполнение норм данного закона.

    Права родителей:

    • 1. Выбирать для детей обучающую организацию.
    • 2. Дать ребенку семейные знания.
    • 3. Знакомиться с уставом обучающей организации, ее лицензией на право обучения, формой государственной аккредитации, учебной документацией и тд.
    • 4. Знакомиться с методами обучения.
    • 5. Защищать права обучающихся детей.
    • 6. Получать (причем своевременно) информацию о всех обследованиях: психологических, прочих. Давать разрешение на их проведение.
    • 7. Принимать участие в управлении обучающей организацией, в рамках устава.


    Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *