Закон о негосударственных пенсионных фондах 2021
Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Закон о негосударственных пенсионных фондах 2021». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.
Ещё в 2014 правительство объявило мораторий на перевод этих средств в НПФ. Все они поступают в страховой фонд. Мораторий несколько раз продлевался. Господин М. Топилин, возглавляющий правление ПФР, поведал гражданам, что за время моратория бюджет уже сэкономил свыше двух триллионов рублей.
В.В. Путин подписал закон, по которому заморозка накопительных пенсий продлевается с 1 января 2021 до конца 2023 года.
Накопительная пенсия в 2021 году
С 2014 года работодатель перечисляет 22% от зарплаты каждого работника в ПФР. Они полностью идут на страховую часть пенсии. Свои отчисления каждый гражданин может увидеть, запросив через портал «Госуслуги» извещение о состоянии лицевого счёта в ПФР. В нём подробно расписано: стаж для установления пенсии, количество накопленных баллов, сумма, перечисленная работодателем поквартально. Также есть сумма, размещённая в негосударственном пенсионном фонде, если гражданин заключал с ним договор.
Эти сведения предоставят в Многофункциональном центре (МФЦ), а также в отделении пенсионного фонда.
Сумма на личном счёте гражданина в НПФ или ПФР ежегодно увеличивается на инфляционный процент, установленный правительством.
Кто имеет право на накопительную пенсию
- Те, у кого средства накопились на личном счёте.
- Имеющие 11 лет страхового стажа и минимальные 18,6 пенсионных баллов.
- Люди, достигшие пенсионного возраста.
Подать заявление в свой негосударственный пенсионный фонд (если имеете договор) либо в отделение ПФР лично, через законного представителя или на официальном сайте пенсионного фонда.
Для НПФ необходимо предоставить паспорт и справку из ПФР о назначении страховой пенсии по старости. В негосударственный пенсионный фонд можно отправить все документы по почте, но они должны быть заверены у нотариуса. Это стоит достаточно дорого, свыше тысячи рублей за каждый документ. Кроме паспорта и справки нужны банковские реквизиты для перечисления денег.
Заявление вместе с документами должно быть рассмотрено в течение десяти дней. Гражданина официально уведомят о принятом решении. Если оно положительное, то выплату произведут в течение двух месяцев.
Накопительная пенсия в наступающем новом году индексируется, как и раньше, на процент инфляции. Возраст дожития увеличился, в связи с чем ежемесячные выплаты уменьшатся. Мораторий (заморозка) накопительной части продляется.
Если вы нашли ошибку
Пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl + Enter
CTRL + ENTER
Законом регулируются отношения, что возникают в процессе деятельности негосударственных фондов, которые могут создаваться только в виде акционерных обществ, обеспечивающих пенсионное страхование. ФЗ № 75 регламентируется необходимость в осуществлении контроля над выполнением функций НПФ, их ликвидацией или реорганизацией.
Фондам выдается лицензия, на основании которой они проводят деятельность в сфере пенсионного страхования и обеспечения. В ст. 3 Основных положений указаны и описаны понятия, применяемые в законе.
Между участником и НПФ заключается договор, в соответствии с которым вкладчик перечисляет пенсионные взносы, а фонд выплачивает ему негосударственное денежное пособие.
Между организацией и застрахованным человеком подписывается соглашение об обязательном страховании. Далее происходит перевод пенсии в негосударственный фонд. При наступлении основания НПФ должен выплачивать гражданину накопительную пенсию или осуществить срочную или единовременную выплату участнику фонда или его правопреемнику.
Тем, кто формирует накопительную часть пенсии, не лишним будет изучить – рейтинг доходности негосударственных пенсионных фондов.
Согласно ст.3 данного закона люди, работающие в условиях, что в официальном порядке признаны опасными и вредными, имеют право на заключение с НПФ договора досрочного пенсионного обеспечения. Исходя из подписанного документа, негосударственными фондами средства выплачиваются раньше достижения мужчинами 60, женщинами 50 лет.
Сторонами соглашения являются:
- вкладчик;
- участник;
- НПФ.
К первой категории относится владелец предприятия, предоставляющий рабочие места, которые по заключению комиссии признаны опасными.
Договор должен содержать:
- названия сторон;
- их обязанности и права;
- вид досрочного обеспечения;
- основания для выплаты;
- порядок назначения и доставки;
- условия прекращения соглашения;
- ответственность участников.
В соответствии с законом работодателем разрабатывается специальная программа по выплате сотрудникам пенсией раньше достижения возраста выхода на заслуженный отдых. Этим документом определяется порядок функционирования системы досрочного обеспечения выплат работникам, что трудятся на местах с условиями, признанными вредными для здоровья.
В статье 13 представлены права и обязанности застрахованных граждан и участников НПФ. Они определяются не только этим законом, но и нормативами Банка России, договорами о пенсионном обеспечении и страховании.
Участники вправе требовать:
- выполнения всех обязательств по заключенному соглашению;
- выплату и перевод сумм в другие фонды;
- изменение условий договора по пенсионному обеспечению.
В обязанности вкладчиков входит своевременное перечисление взносов в размере, которые установлены соглашением и порядком, действующим в НПФ.
Негосударственные фонды создавались для того чтобы аккумулировать пенсионные взносы, которые затем направлять на выплаты своим участникам. Эти компании гарантируют вкладчикам выполнение взятых обязательств даже в случае прекращения деятельности
В 2013 году был принят закон «Об акционировании НПФ». Исходя из него все негосударственные организации, заключающие договора о пенсионном страховании, подвергаются процедуре акционирования, начиная с 2016. В связи этим все накопления участников переводятся ПФР.
Центральный банк осуществляет проверку управляющих компаний, после чего они должны вступить в государственную программу гарантирования сохранности накоплений вкладчиков. Создается страховой резерв, который будет составлять до 10% от пенсионных вложений.
Законом предусматривается уменьшение количества зарубежных организаций, исключение офшорных компаний в участии сбора взносов и инвестирования и пенсионных отчислений.
Заниматься контролем деятельности НПФ, выдавать им лицензии поручается Центробанку. Изменения коснулись уставного фонда этих организаций, его размер не может быть меньше 150 млн. р. Помимо увеличения количества собственного капитала, установлены другие поправки:
- Усилены требования к регистрации НПФ и к их руководителям.
- Составлен новый порядок ликвидации организаций.
- Приняты правила досрочного обеспечения пенсионеров.
Негосударственным фондам запрещается заниматься страхованием на профессиональном уровне. В обновленном варианте закона прописываются гарантии вкладчикам и создание резервного фонда. Сотрудники НПФ не имеют права заключать договора с людьми и дистанционно снимать деньги с их счета.
В стране проводится модернизация действующей пенсионной системы, пересматриваются положения, которые касаются деятельности негосударственных фондов. Эти организации перераспределяют свободные ресурсы на потребности экономики, а не только выплачивают дополнительные средства пенсионерам.
Перспективы развития НПФ связаны с разработкой мероприятий, направленных на привлечение физических лиц, а также руководителей предприятий к участию в системе негосударственного обеспечения пенсий.
Такой вариант устраивает граждан тем, что они могут откладывать деньги в небольшом количестве, а НПФ гарантирует сохранность накоплений и их увеличение. Государство обязуется стимулировать развитие фондов, привлекать граждан к участию в системе пенсионного страхования.
Такие организации предлагают вкладчикам гибкие схемы, которые базируются на договорной основе и правовых механизмах.
НПФ или, по-другому, негосударственные пенсионные фонды обладают полномочиями акционерных фондов, но к тому же имеют право заниматься деятельностью по обязательным обеспечениям. После оформления государством указа о введении настоящей категории организаций, они стали популярны среди юридических лиц.
Последние изменения в закон 75 о негосударственных пенсионных фондах были внесены 31 декабря 2017 года, при принятии ФЗ номер 482.
Согласно последней редакции, изменения были внесены в статью номер 25.1, был добавлен пункт 7. Ситуации, когда фонды не имеют право раскрывать сведения или ситуации, когда фонды могут раскрывать только ограниченное количество информации, определяются Правительством РФ. В общих случаях публичное предоставление информации определяется настоящим Федеральным законом.
Также Правительство России определяет, когда фонд имеет право раскрывать или не раскрывать информацию о клиентах.
Также изменения произошли и в статье 36.14. В первом абзаце статьи к слову «Управляющая» была добавлена цифра 1. Также в статью добавили 2 пункт.
Согласно закону, управляющие фондов обязаны в определенных ситуациях раскрывать или ограничивать, либо полностью скрывать информацию о собственных клиентах (акционерах). Однако после добавления 2 пункта, Правительство РФ имеет право рассматривать отдельные случаи и запрещать или предоставлять доступ к информации.
В 2021 году продолжают меняться условия получения страховой пенсии. Как мы помним, с 2019 года в России начал постепенно повышаться общеустановленный возраст, дающий право на назначение страховой пенсии по старости и пенсии по государственному обеспечению. Изменения происходят поэтапно в течение длительного переходного периода, который составляет 10 лет и завершится в 2028 году. В результате пенсионный возраст будет повышен на 5 лет и установлен на уровне 60 лет для женщин и 65 лет для мужчин. В 2018 году пенсионный возраст женщин составлял 55 лет, пенсионный возраст мужчин — 60 лет.
Для получения страховой пенсии есть еще требования по стажу и пенсионным коэффициентам (их иногда еще называют пенсионными баллами). В течение десяти лет, пока идет реформа, эти показатели также будут меняться и к 2029 году составят — 15 лет рабочего стажа и 30 баллов.
Условия назначения страховой пенсии в 2021 году: выход на пенсию для мужчин в 61 год 6 месяцев, для женщин — в 56 лет и 6 месяцев. Страховой стаж должен составлять не менее 12 лет, число накопленных коэффициентов (баллов) — 21.
Федеральный закон от 07.05.98 N 75-ФЗ
С 1 января 2021 года страховые пенсии неработающих пенсионеров проиндексированы на 6,3%, что выше показателя прогнозной инфляции по итогам 2020 года. В результате индексации страховая пенсия по старости большинства неработающих пенсионеров увеличилась не меньше чем на тысячу рублей в месяц, а ее средний размер достиг 17,5 тыс. рублей.
Также повысилась стоимость одного пенсионного коэффициента, тоже на 6,3%, и фиксированной выплаты. Стоимость одного коэффициента в новом году повышена с 93 рублей до 98,86 рубля, размер фиксированной выплаты — с 5 686,25 до 6 044,48 рубля.
С 1 апреля будут проиндексированы пенсии по государственному пенсионному обеспечению, включая социальные. Изменения будут осуществлены в соответствии с ростом прожиточного минимума пенсионера за 2019 год.
С 1 августа Пенсионный фонд России и НПФ проведут ежегодную корректировку размера накопительных пенсий и срочных пенсионных выплат по обязательному пенсионному страхованию.
С 1 января 2021 года в России вступил в силу закон об увеличении периода выплаты накопительной пенсии — или, как его еще называют, срока дожития. Это ожидаемый период выплаты накопительной пенсии. Он устанавливается специальным законом в соответствии со среднестатистическим сроком жизни гражданина после выхода на заслуженный отдых. Используется для расчета накопительной пенсии (для этого все накопления надо поделить на срок дожития). В 2020 году составляет 258 месяцев, в 2021 году — 264 месяца. Дальнейшее изменение этого показателя непредсказуемо.
С этого года минимальный размер оплаты труда (МРОТ) и прожиточный минимум рассчитываются исходя не из потребительской корзины, как раньше, а из медианного дохода россиян. Медианный доход означает, что половина работающих получает больше этой величины, половина — меньше.
Размер МРОТ в 2021 году составляет 42% от медианной заработной платы (12 792 рубля), а прожиточный минимум в целом по РФ равен 11 653 рубля. Величина прожиточного минимума трудоспособного населения составит 109% от прожиточного минимума на душу населения в целом по РФ, прожиточного минимума пенсионеров — 86%, прожиточного минимума детей — 97%.
Показатель прожиточного уровня пенсионера нужен для того, чтобы рассчитать размеры доплат к пенсиям. Если у неработающего пенсионера все доходы — страховая или социальная пенсия, дополнительные выплаты и льготы — не достигают величины минимума в регионе его проживания, то государство устанавливает ему федеральную или социальную доплату.
- Еще немного повысится пенсионный возраст, требования к стажу и накопленным баллам
- В 2021 году будут произведены индексации и корректировки пенсионных выплат
- Граждане теперь могут пожаловаться финомбудсмену на НПФ
- Граждан оградили от пенсионных агентов
- НПФ будут обязаны раскрыть состав своих портфелей по эмитентам
- НПФ будут инвестировать добровольные пенсионные сбережения россиян по новым правилам
- В России изменился срок дожития
- Для пенсионеров по-новому рассчитывают прожиточный минимум
1. Учредительным документом фонда является устав фонда. Устав фонда утверждается его учредителями (учредителем). (в ред. Федеральных законов от 10.01.2003 N 14-ФЗ, от 12.11.2012 N 180-ФЗ, от 21.07.2014 N 218-ФЗ)
2. Дополнительно к сведениям, предусмотренным Федеральным законом от 26 декабря 1995 года N 208-ФЗ «Об акционерных обществах», устав фонда должен содержать: (в ред. Федерального закона от 28.12.2013 N 410-ФЗ)
1) полное фирменное наименование фонда, содержащее слова «негосударственный пенсионный фонд», и сокращенное фирменное наименование фонда, содержащее аббревиатуру «НПФ»; (в ред. Федерального закона от 28.12.2013 N 410-ФЗ)
2) указание на исключительный характер деятельности фонда; (в ред. Федеральных законов от 28.12.2013 N 410-ФЗ, от 21.07.2014 N 218-ФЗ)
3) указание на максимальную долю от доходов, полученных фондом от размещения средств пенсионных резервов и инвестирования средств пенсионных накоплений, направляемую в состав собственных средств фонда; (в ред. Федерального закона от 28.12.2013 N 410-ФЗ)
4) указание на формирование попечительского совета фонда с включением в его состав вкладчиков, участников и застрахованных лиц (их представителей). (в ред. Федерального закона от 28.12.2013 N 410-ФЗ)
3. Пункт утратил силу. (в ред. Федерального закона от 10.01.2003 N 14-ФЗ)
1. Фонд осуществляет свою деятельность на основании настоящего Федерального закона, других федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также нормативных актов Банка России, устава и правил фонда. (в ред. Федерального закона от 23.07.2013 N 251-ФЗ)
2. Фонд в соответствии с уставом выполняет следующие функции:
разрабатывает правила фонда;
заключает пенсионные договоры и договоры об обязательном пенсионном страховании; (в ред. Федерального закона от 28.12.2013 N 410-ФЗ)
аккумулирует пенсионные взносы и средства пенсионных накоплений;
ведет пенсионные счета негосударственного пенсионного обеспечения;
Абзац 6 — Утратил силу. (в ред. Федерального закона от 28.12.2013 N 410-ФЗ)
Абзац 7 — Утратил силу. (в ред. Федерального закона от 28.12.2013 N 410-ФЗ)
информирует вкладчиков, участников и застрахованных лиц о состоянии указанных счетов;
заключает договоры с иными организациями об оказании услуг по организационному, информационному и техническому обеспечению деятельности фонда;
Абзац 10 — Утратил силу. (в ред. Федерального закона от 06.12.2007 N 334-ФЗ)
определяет инвестиционную стратегию при размещении средств пенсионных резервов и инвестировании средств пенсионных накоплений;
Абзац 12 — Утратил силу. (в ред. Федерального закона от 28.12.2013 N 410-ФЗ)
формирует пенсионные резервы, организует размещение средств пенсионных резервов и размещает пенсионные резервы;
организует инвестирование средств пенсионных накоплений;
заключает договоры с управляющими компаниями, специализированными депозитариями, другими субъектами и участниками отношений по негосударственному пенсионному обеспечению и обязательному пенсионному страхованию; (в ред. Федерального закона от 28.12.2013 N 410-ФЗ)
Абзацы 16 — 18 — Утратили силу. (в ред. Федерального закона от 06.12.2007 N 334-ФЗ)
рассматривает отчеты управляющей компании (управляющих компаний) и специализированного депозитария о финансовых результатах деятельности по размещению средств пенсионных резервов и инвестированию средств пенсионных накоплений;
расторгает договоры с управляющей компанией (управляющими компаниями) и специализированным депозитарием по основаниям, предусмотренным настоящим Федеральным законом и законодательством Российской Федерации;
принимает меры, предусмотренные законодательством Российской Федерации, для обеспечения сохранности средств фонда, находящихся в распоряжении управляющей компании (управляющих компаний), с которой (которыми) расторгается (прекращается) договор доверительного управления;
ведет в установленном порядке бухгалтерский и налоговый учет;
ведет обособленный учет средств пенсионных резервов и средств пенсионных накоплений; (в ред. Федерального закона от 21.07.2014 N 218-ФЗ)
осуществляет актуарные расчеты; (в ред. Федерального закона от 12.11.2012 N 180-ФЗ)
производит назначение и осуществляет выплаты негосударственных пенсий участникам;
Пенсии-2021: возможное банкротство ПФР
Требования к пенсионным схемам, применяемым для негосударственного пенсионного обеспечения населения в соответствии с настоящим Федеральным законом, определяются нормативными актами Банка России (в ред. Федеральных законов от 23.07.2008 N 160-ФЗ, от 23.07.2013 N 251-ФЗ)
1. Пенсионный договор должен содержать:
наименование сторон;
сведения о предмете договора;
положения о правах и об обязанностях сторон;
положения о порядке и об условиях внесения пенсионных взносов;
вид пенсионной схемы;
пенсионные основания;
положения о порядке выплаты негосударственных пенсий;
положения об ответственности сторон за неисполнение своих обязательств;
сроки действия и прекращения договора;
положения о порядке и об условиях изменения и расторжения договора;
положения о порядке урегулирования споров;
реквизиты сторон.
2. Пенсионным договором могут быть предусмотрены другие положения, не противоречащие законодательству Российской Федерации.
В целях обеспечения исполнения обязательств перед участниками и застрахованными лицами фонды вправе создавать на добровольной основе объединенные гарантийные фонды.
Принципы создания объединенных гарантийных фондов и порядок управления ими определяются входящими в них фондами в соответствии с федеральным законом.
Фонды вправе участвовать в обществах взаимного страхования, а также заключать договоры страхования, обеспечивающие дополнительные гарантии исполнения обязательств фондов перед участниками.
На средства гарантийных фондов или имущество общества взаимного страхования не может быть обращено взыскание по обязательствам фондов, если возникновение таких обязательств не было связано с осуществлением предусмотренной настоящим Федеральным законом деятельности.
Контроль за деятельностью объединенных гарантийных фондов осуществляется Банком России. (в ред. Федеральных законов от 10.01.2003 N 14-ФЗ, от 23.07.2013 N 251-ФЗ)
1. Досрочное негосударственное пенсионное обеспечение осуществляется вкладчиком, являющимся работодателем по отношению к работникам, занятым на работах, определенных пунктами 1 — 18 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ «О страховых пенсиях», на рабочих местах, условия труда на которых по результатам специальной оценки условий труда признаны вредными и (или) опасными, на основании пенсионного договора (договоров) досрочного негосударственного пенсионного обеспечения, заключаемого указанным вкладчиком с фондом (фондами), определенным пенсионной программой работодателя, в пользу этих работников в силу существующих между ними трудовых отношений и с их согласия. (в ред. Федерального закона от 21.07.2014 N 218-ФЗ)
Правовые отношения работодателя и работников, возникающие в связи с заключением пенсионного договора досрочного негосударственного пенсионного обеспечения и участием в системе досрочного негосударственного пенсионного обеспечения, регулируются настоящим Федеральным законом, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, коллективным договором, отраслевым (межотраслевым) соглашением, пенсионными правилами фонда, пенсионной программой работодателя, а также пенсионным договором досрочного негосударственного пенсионного обеспечения.
Согласие работника на осуществление в его пользу работодателем досрочного негосударственного пенсионного обеспечения выражается путем включения в трудовой договор соответствующего положения о присоединении к пенсионной программе работодателя и заключением работодателем с работником отдельного соглашения о досрочном негосударственном пенсионном обеспечении в связи с работой на рабочих местах, условия труда на которых по результатам специальной оценки условий труда признаны вредными и (или) опасными, содержащего основные обязательства работодателя по отношению к работнику в связи с осуществлением в отношении его досрочного негосударственного пенсионного обеспечения (далее — отдельное соглашение).
2. Право на досрочное негосударственное пенсионное обеспечение определяется периодами работ, дающих право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в соответствии с пунктами 1 — 18 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ «О страховых пенсиях» (в случае, если класс условий труда на рабочих местах указанных работ соответствовал вредному или опасному классу условий труда, установленному по результатам специальной оценки условий труда). В стаж работы, дающий работнику право на негосударственную пенсию в системе досрочного негосударственного пенсионного обеспечения, засчитываются периоды, в течение которых работодателем в пользу указанного работника уплачивались взносы по пенсионным договорам досрочного негосударственного пенсионного обеспечения, а также периоды, включаемые в порядке, предусмотренном указанным Федеральным законом, в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости. (в ред. Федерального закона от 21.07.2014 N 218-ФЗ)
3. Пенсионная программа работодателя:
1) предусматривает категории работников, на которых распространяется негосударственное пенсионное обеспечение;
2) устанавливает перечень пенсионных оснований в соответствии с настоящим Федеральным законом;
3) устанавливает порядок уплаты пенсионных взносов работодателем в пользу работников и периодичность такой уплаты в размере не ниже размера, предусмотренного настоящим Федеральным законом;
4) устанавливает возможность добровольного участия работников в формировании средств для выплаты негосударственных пенсий, а также условия уплаты пенсионных взносов за счет доходов от заработной платы работников и размер, порядок и периодичность такой уплаты;
5) устанавливает условия выплат негосударственной пенсии работникам и порядок таких выплат исходя из учтенных средств на именном пенсионном счете работника и периода выплаты ему негосударственной пенсии;
Как перейти в другой пенсионный фонд
Накопительная часть пенсии не имеет никакого отношения к государственной, состоящей из фиксированной выплаты и страховой части. Это 2%, которые выплачивались в начале нынешнего столетия, и 6%, перечислявшихся непродолжительное время до конца 2013 года.
Те, кто заключал договоры с негосударственными организациями, могут навести справки по месту перечисления, если таковое еще существует. В 2021 году существует возможность узнать, какая сумма находится на счете:
- На портале Госуслуги, если у гражданина есть личный кабинет. В нем можно найти специальный раздел «Извещение о состоянии лицевого счета в ПФР». Даже если накопительная пенсия переводилась непродолжительное время, все равно сумма должна быть отражена.
- В Многофункциональном центре, где сотрудник сообщит необходимые сведения, распечатает документ. Это более приемлемый способ для пожилых людей, которым сложно справиться с компьютером.
- Запросить необходимые сведения в отделении Пенсионного фонда.
Сумма ежегодно увеличивается на процент инфляции.
Те, кто откладывал в негосударственный пенсионный фонд, могут обращаться за получением, как только достигнут установленного возраста. Это 55 лет для женщин и 60 — для мужчин.
Если накопительная часть пенсии откладывалась на счет Внешэкономбанка в рамках государственного пенсионного страхования, то придется дожидаться пенсионного возраста, повышенного согласно реформе.
Обращение за средствами в ПФР в 2021 году дает возможность:
- Получить сразу всю накопленную сумму. Такое право имеют только инвалиды, получатели социальной пенсии или выплат, которые производятся по случаю потери кормильца. Есть и еще одно условие: накопленная сумма не должна превышать 5% от получаемой сейчас. Обычно так выходит у тех, кто в начале 2000-х выплачивал на НП 2%.
- Можно назначить себе срочную выплату, но эта возможность есть только у тех, кто формировал накопительную пенсию из материнского капитала или принимал участие в софинансировании. Есть одно исключение: в крупных корпорациях заключается договор о перечислении накопительной пенсии, но это нечастый случай.
- Можно ежемесячно получать из накопленных средств определенную сумму. Она считается просто: все, что есть на счете, делится на количество месяцев, которое называется «официальный срок дожития».
В 2019 году этот срок составлял 252 месяца, в 2020 — 258 месяцев, а в 2021 году вступили в действие изменения. Согласно последним новостям, накопительная пенсия при пожизненных выплатах будет делиться теперь на 264.
Председатель правления Пенсионного фонда Российской Федерации М. Топилин сообщил, что за время заморозки программы накопительной пенсии путем перенаправления всех средств на страховые взносы бюджету удалось сэкономить более 2 триллионов рублей.
Нынешние изменения означают, что средней продолжительностью считается 82 года, в то время как статистические данные говорят, что средний возраст, до которого доживают россияне, составляет немногим менее 73 лет.
На основании части 1 статьи 49 Федерального закона от 23 июля 2013 года N 251-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с передачей Центральному банку Российской Федерации полномочий по регулированию, контролю и надзору в сфере финансовых рынков» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2013, N 30, ст. 4084; 2015, N 27, ст. 4001) и статьи 7 Федерального закона от 10 июля 2002 года N 86-ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, N 28, ст. 2790; 2018, N 11, ст. 1588):
1. Не применять приказ Инспекции негосударственных пенсионных фондов при Министерстве труда и социального развития Российской Федерации от 4 декабря 2002 года N 151 «О требованиях к информационным материалам негосударственных пенсионных фондов» («Пенсия», 2002, N 12).
2. Настоящее Указание вступает в силу по истечении 10 дней после дня его официального опубликования.
Председатель Центрального банка Российской Федерации |
Э.С. Набиуллина |
ЦБ РФ были переданы полномочия по регулированию деятельности участников финансового рынка, в т. ч. НПФ. В связи с этим не применяется приказ Инспекции НПФ при Минтруде России, которым утверждены требования к информационным материалам НПФ.
Указание вступает в силу по истечении 10 дней после дня его официального опубликования.
Госдума приняла закон о выходе на негосударственную пенсию в 55 и 60 лет
Нечто вроде информационного слива о возможном банкротстве ПФР тут же напомнило старую истину – мало что пугает так сильно, как неясная угроза. Иной раз просто необходимо, чтобы электорат, а речь-то идёт о стариках – самой стойкой и самой надёжной его части, вздохнул с облегчением, считая, что могло быть и хуже.
Да, закрома Пенсионного фонда России уже не первый год были пусты, как в отстающем колхозе. И всем, кто не растерял память, понятно почему. Не из-за инфляции и не из-за санкций. И даже не потому, что пожилых людей в России стало слишком много – из-за роста продолжительности жизни.
Фонд, по всем внешним признакам, примитивно разворовали. Но кто и как – это, скорее всего, на века останется тайной. Негосударственные фонды разворовывали не так откровенно, но они тоже прогорали один за другим. А с началом пресловутой пандемии надо было ждать только нарастания процесса.
Кстати, так и случилось. На грани балансирует фонд «Благосостояние», обслуживающий РЖД. А из-за беглого банкира Мотылёва вот-вот грохнутся сразу семь негосударственных пенсионных фондов. Дежа-вю, да и только. Хотя вместо МММ – теперь НПФ.
Идея просто-напросто прикрыть наш всеобщий пенсионный фонд за ненадобностью витает в воздухе уже не первый год. Пресловутая реформа только придала ей актуальности.
За чиновников ПФР при такой перспективе волноваться не приходится – офисный планктон не тонет. И в конце концов, кто-то должен отвечать за то, что победила в итоге система, которая не просто «несправедлива», но остро «нуждается в масштабной ревизии».
Тот же Миронов не просто так сетует на то, что «чудовищная неэффективность» пенсионной системы «несёт колоссальные политические риски». И автор не просто так заговорила о пенсионерах, как о своеобразном авангарде электората. Они-то на выборы ходили, ходят, и будут ходить.
У старшего поколения всегда фиксируется самый высокий процент явки. И когда ему раз за разом предлагают затянуть пояса, оно всё ещё их затягивает. А то, что ПФР могут превратить в простого оформителя начислений, стариков, кажется, только порадует.
И всё же – чего ждать пенсионерам в наступающем году? Будем надеяться, следующий год осчастливит нас победой над коронавирусом. В Совете федерации назвали проценты, которые автор приводила ещё в одной из своих статей, как вполне соответствующие нашим реалиям.
Сейчас речь идёт о том, что с 1 января 2021 года все страховые пенсии будут проиндексированы на 6,3 процента. В верхней палате Федерального собрания даже уточнили, что в среднем это составит примерно по тысяче рублей на каждого.
Так не та ли это тысяча, которую нам клятвенно обещали, проворачивая вопреки всем недовольным пенсионную реформу? Отнюдь нет. Деньги, похоже, просто напечатали. Да вот только хватит ли их, чтобы сохранить хотя бы уровень жизни, который есть у пенсионеров сейчас?
Опять же, как видим, люди настроены однозначно — не было бы хуже. Но у кого-то есть надежда и на повышение социальных пенсий, которого можно ждать с 1 апреля. Но это касается лишь тех, кто в силу тех или иных причин не смог заработать трудовой стаж и необходимое количество пенсионных коэффициентов.
Государство хочет, чтобы мы сами выбирали, кто будет заниматься нашими пенсионными накоплениями. Поэтому страховщика по ОПС мы выбираем сами — это называется «распорядиться накопительной пенсией».
Какого бы страховщика вы ни выбрали, непосредственно вести инвестиционную деятельность будет одна или несколько управляющих компаний — УК. В ПФР и НПФ поступают деньги, а потом страховщики отправляют их в свои УК.
Как уже было отмечено, управляющие компании занимаются инвестированием пенсионных накоплений. Между ними и будущим пенсионером стоит страховщик — ПФР или НПФ.
Страховщик является прослойкой, которая выступает гарантом, формирует, а потом выплачивает накопительную пенсию. Формировать — значит принимать взносы, учитывать и передавать пенсионные накопления в управление УК.
Накопительные пенсии хотят полностью ликвидировать. Что тогда будет с НПФ?
Фонды вкладывают накопления в финансовые инструменты, которые приносят доход. За счет этого будущая пенсия увеличивается. Один фонд сработает лучше, другой — хуже, что в итоге повлияет на размер пенсии.
Бывало, что Центробанк отзывал лицензии у негосударственных пенсионных фондов из-за нарушений закона и невыполнения ими своих обязательств.
Например, в 2015 году лицензию отозвали у пяти НПФ: «Солнце. Жизнь. Пенсия», «Адекта-пенсия», «Уралоборонзаводский», «Защита будущего» и «Солнечное время». В этом случае деньги клиентов без потерь возвращают в ПФР — в портфель «Расширенный» УК ВЭБ. Далее будущие пенсионеры могут выбрать новый НПФ, сменить УК или инвестпортфель в рамках ВЭБ.
Если вы считаете, что ваш НПФ менее надежный или доходный — можете его поменять.
Доходность. Никто не знает заранее, как сработает негосударственный пенсионный фонд — они не гарантируют определенный процент прибыли от инвестиций. Какую доходность дал НПФ, становится известно только к апрелю следующего года. Например, за 2020 год фонды отчитаются к апрелю 2021.
Если какой-то фонд десять лет подряд давал 10%, это не значит, что на следующий год он не уйдет в минус. Поэтому после перехода в другой ПФ, который исторически показывал лучшие результаты, вы можете как выиграть в деньгах, так и проиграть.
Близость. Если вы перешли в фонд, чье отделение расположено в вашем городе, это может стать преимуществом. Например, вы захотите прийти туда, чтобы написать заявление или поскандалить.
Если же выбрать НПФ без представительства в вашем регионе, придется решать все вопросы удаленно или далеко ездить.
Пенсия из разных источников. Если вы доверили свои пенсионные накопления НПФ, он и будет платить вам накопительную пенсию. Страховую будете получать из ПФР. Обращаться за пенсиями придется в НПФ и ПФР.
Для удобства можете перед достижением пенсионного возраста вернуться в ПФР — туда вы обратитесь за обеими пенсиями и будете получать их из одного источника.
Чтобы сменить ПФ, нужны два документа: договор и заявление. Их можно оформить в течение года не позднее 1 декабря. Договор заключают при помощи представителей выбранного фонда или без них, а заявление в любом случае подают в ПФР. Эти документы не обязательно оформляют одновременно и в одном месте.
Где заключить договор. Если в городе есть филиал выбранного негосударственного пенсионного фонда, можно прийти туда с паспортом и СНИЛСом. Специалисты помогут оформить необходимые документы и подать заявление. Можно также отправить заявку через сайт фонда.
Как отметил ранее председатель Госдумы Вячеслав Володин, инициатива повышает интерес и доверие граждан к негосударственным пенсиям и позволит негосударственным пенсионным фондам запустить программы поддержки, рассчитанные на определенный возраст или льготные категории.
При этом, полагает Володин, закон станет дополнительной мерой поддержки людей предпенсионного возраста, поможет улучшить их финансовое положение.
РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН
О негосударственных пенсионных фондах
(с изменениями на 30 декабря 2020 года)
____________________________________________________________________
Документ с изменениями, внесенными:
Федеральным законом от 12 февраля 2001 года N 18-ФЗ (Российская газета, N 32-33, 15.02.2001);
Федеральным законом от 21 марта 2002 года N 31-ФЗ (Российская газета, N 53, 26.03.2002) (вступил в силу с 1 июля 2002 года);
Федеральным законом от 10 января 2003 года N 14-ФЗ (Российская газета, N 4, 14.01.2003);
1. Негосударственный пенсионный фонд (далее — фонд) — организация, исключительной деятельностью которой является негосударственное пенсионное обеспечение, в том числе досрочное негосударственное пенсионное обеспечение, и обязательное пенсионное страхование. Такая деятельность осуществляется фондом на основании лицензии на осуществление деятельности по пенсионному обеспечению и пенсионному страхованию (далее — лицензия).
2. Фонд вправе осуществлять деятельность по негосударственному пенсионному обеспечению со дня, следующего за днем принятия решения о предоставлении лицензии, а деятельность по обязательному пенсионному страхованию со дня, следующего за днем внесения фонда в реестр негосударственных пенсионных фондов — участников системы гарантирования прав застрахованных лиц.
(Статья в редакции, введенной в действие со 2 августа 2014 года Федеральным законом от 21 июля 2014 года N 218-ФЗ.
1. Лицом, имеющим право прямо или косвенно либо совместно с иными лицами, связанными с ним договорами доверительного управления имуществом, и (или) простого товарищества, и (или) поручения, и (или) корпоративным договором, и (или) иным соглашением, предметом которого является осуществление прав, удостоверенных акциями фонда, распоряжаться более 10 процентами акций, составляющих уставный капитал фонда, не может являться:
1) юридическое лицо, которое зарегистрировано в государствах или на территориях, предоставляющих льготный налоговый режим налогообложения и (или) не предусматривающих раскрытия и предоставления информации при проведении финансовых операций (офшорные зоны), перечень которых утверждается Министерством финансов Российской Федерации, либо находится под прямым или косвенным контролем указанного лица;
2) юридическое лицо, у которого за нарушение федеральных законов, нормативных актов Банка России была отозвана (аннулирована) лицензия на осуществление деятельности на финансовом рынке, либо юридическое лицо, сведения о котором были исключены из реестра некредитных финансовых организаций соответствующего вида за нарушение федеральных законов, нормативных актов Банка России;
3) лицо, не соответствующее требованиям к финансовому положению, устанавливаемым Банком России;
4) лицо, не соответствующее требованиям к деловой репутации, установленным пунктом 3 статьи 6_2 настоящего Федерального закона;
5) юридическое лицо в случае, если лицо, осуществляющее функции единоличного исполнительного органа такого юридического лица, не соответствует требованиям к деловой репутации, установленным пунктом 3 статьи 6_2 настоящего Федерального закона.
2. Оценка соответствия лица, указанного в пункте 1 настоящей статьи, требованиям к финансовому положению и деловой репутации осуществляется в порядке, установленном Банком России.
Лицо, указанное в пункте 1 настоящей статьи, его единоличный исполнительный орган или лицо, указанное в подпункте 5 пункта 29 статьи 7 настоящего Федерального закона, в течение 30 дней со дня, когда ему стало известно о признании его не соответствующим требованиям к деловой репутации, установленным настоящим Федеральным законом, вправе направить жалобу о признании его не соответствующим требованиям к деловой репутации в комиссию Банка России по рассмотрению жалоб (далее в настоящей статье — комиссия Банка России) в соответствии со статьей 60_1 Федерального закона от 10 июля 2002 года N 86-ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)».
В течение пяти рабочих дней со дня принятия комиссией Банка России решения об удовлетворении жалобы, указанной в настоящем пункте, Банк России принимает решение об отмене решения об отказе в предоставлении предварительного согласия (последующего одобрения) Банка России на совершение сделки (сделок), направленной на приобретение более 10 процентов акций фонда, и (или) сделки (сделок), направленной на установление контроля в отношении акционеров фонда, или об отмене предписания об устранении нарушения, указанного в пункте 3 настоящей статьи, в случае, если указанные решения были приняты исключительно на основании признания лица не соответствующим требованиям к деловой репутации, в отношении которого лицо обратилось с жалобой. О принятых в соответствии с настоящим пунктом решениях Банк России не позднее рабочего дня, следующего за днем их принятия, направляет в письменной форме сообщения соответственно лицу, обратившемуся с указанной жалобой, или в соответствующий фонд.
Лицо, указанное в пункте 1 настоящей статьи, его единоличный исполнительный орган или лицо, указанное в подпункте 5 пункта 29 статьи 7 настоящего Федерального закона, вправе обжаловать признание его не соответствующим требованиям к деловой репутации и последующие связанные с этим решения Банка России в судебном порядке только после обжалования их в порядке, предусмотренном настоящим пунктом.
1. Минимальный размер уставного капитала фонда должен составлять не менее 120 миллионов рублей, а с 1 января 2020 года — не менее 150 миллионов рублей.
2. В случае принятия фондом решения об уменьшении его уставного капитала лица, перед которыми фонд несет обязанности по пенсионным договорам, договорам об обязательном пенсионном страховании, управляющие компании этого фонда, его специализированный депозитарий, аудиторская организация, актуарий и исполнители услуг по ведению пенсионных счетов не являются кредиторами фонда для цели применения положений законодательства Российской Федерации об акционерных обществах о защите прав кредиторов при уменьшении уставного капитала акционерного общества.
3. Минимальный размер собственных средств фонда, рассчитанный в порядке, установленном Банком России, должен составлять не менее 150 миллионов рублей, а с 1 января 2020 года — не менее 200 миллионов рублей.
(Статья дополнительно включена со 2 августа 2014 года Федеральным законом от 21 июля 2014 года N 218-ФЗ)
1. Функции единоличного исполнительного органа, члена коллегиального исполнительного органа, контролера (руководителя службы внутреннего контроля) и главного бухгалтера фонда осуществляются лицами, состоящими в штате фонда и не являющимися по совместительству или по иному основанию работниками организаций, с которыми фондом заключен договор доверительного управления имуществом фонда, договор на оказание услуг специализированного депозитария, договор на проведение аудиторской проверки или договор на проведение оценки имущества фонда.
2. Лицо, осуществляющее функции единоличного исполнительного органа, его заместителя, члена коллегиального исполнительного органа, главного бухгалтера, заместителя главного бухгалтера фонда, руководителя и главного бухгалтера филиала фонда, контролера (руководителя службы внутреннего контроля), должностного лица, ответственного за организацию системы управления рисками (руководителя отдельного структурного подразделения, ответственного за организацию системы управления рисками), специального должностного лица, ответственного за реализацию правил внутреннего контроля в фонде в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, финансированию терроризма и финансированию распространения оружия массового уничтожения , члена совета директоров (наблюдательного совета) фонда, а также лица, для которых в соответствии с настоящим Федеральным законом или принятым в соответствии с ним нормативным актом Банка России наличие квалификационного аттестата является обязательным, должны соответствовать квалификационным требованиям и требованиям к деловой репутации.
(Пункт в редакции, введенной в действие с 28 января 2018 года Федеральным законом от 29 июля 2017 года N 281-ФЗ; в редакции, введенной в действие с 13 декабря 2019 года Федеральным законом от 2 декабря 2019 года N 394-ФЗ.
3. Под несоответствием лица требованиям к деловой репутации понимается:
1) наличие на день, предшествующий дню назначения (избрания) на должность или дню подачи в Банк России заявления о согласовании кандидатуры, у лица (за исключением кандидата на должность специального должностного лица, ответственного за реализацию правил внутреннего контроля в фонде в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, финансированию терроризма и финансированию распространения оружия массового уничтожения) неснятой или непогашенной судимости за совершение умышленного преступления;
(Подпункт в редакции, введенной в действие с 13 декабря 2019 года Федеральным законом от 2 декабря 2019 года N 394-ФЗ.
2) наличие обвинительного приговора суда в отношении лица (за исключением кандидата на должность специального должностного лица, ответственного за реализацию правил внутреннего контроля в фонде в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, финансированию терроризма и финансированию распространения оружия массового уничтожения ), совершившего умышленное преступление, без назначения ему наказания ввиду истечения срока давности уголовного преследования, если на день, предшествующий дню назначения (избрания) лица на должность или дню подачи в Банк России заявления о согласовании кандидатуры, не истек пятилетний срок со дня вступления в силу обвинительного приговора;
(Подпункт в редакции, введенной в действие с 13 декабря 2019 года Федеральным законом от 2 декабря 2019 года N 394-ФЗ.
Федеральный закон от 07.05.1998 г. № 75-ФЗ
1. Фонд должен организовать внутренний контроль за соответствием своей деятельности требованиям федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, нормативных актов Банка России, регулирующих указанную деятельность (далее — внутренний контроль).
2. Внутренний контроль осуществляется должностным лицом (далее — контролер) или отдельным структурным подразделением (далее — служба внутреннего контроля).
Контролер и руководитель службы внутреннего контроля назначаются на должность и освобождаются от должности советом директоров (наблюдательным советом) фонда.
Контролер и служба внутреннего контроля независимы от исполнительных органов фонда и подотчетны совету директоров (наблюдательному совету) фонда.
На контролера и руководителя службы внутреннего контроля не могут быть возложены обязанности, не предусмотренные правилами организации и осуществления внутреннего контроля в негосударственном пенсионном фонде (далее — правила внутреннего контроля).
3. Правила внутреннего контроля утверждаются советом директоров (наблюдательным советом) фонда и должны соответствовать требованиям Банка России.
(Статья дополнительно включена со 2 августа 2014 года Федеральным законом от 21 июля 2014 года N 218-ФЗ)
Статья 32. Бухгалтерский учет и отчетность
(в ред. Федерального закона от 10.01.2003 N 14-ФЗ)
1. Фонд осуществляет бухгалтерский учет и ведет отчетность в порядке, установленном Федеральным законом от 21 ноября
Особенности порядка осуществления бухгалтерского учета операций фонда устанавливаются Правительством Российской Федерации.
КонсультантПлюс: примечание.
По вопросу, касающемуся порядка ведения бухгалтерского учета и отчетности в негосударственных пенсионных фондах, см. Приказ Минфина РФ от 21.02.2001 N 15н.
2. Фонд обязан при осуществлении бухгалтерского учета не допускать смешения имущества, предназначенного для обеспечения уставной деятельности фонда, имущества, составляющего пенсионные резервы, и имущества, составляющего средства пенсионных накоплений.
3. Фонд ведет учет средств пенсионных резервов, средств пенсионных накоплений и соответствующих выплат отдельно по негосударственному пенсионному обеспечению, отдельно по обязательному пенсионному страхованию и отдельно по профессиональному пенсионному страхованию.
4. Фонд обязан обеспечивать сохранность документов по пенсионным счетам негосударственного пенсионного обеспечения в течение трех лет начиная со дня исполнения своих обязательств по пенсионному договору.
Фонд обязан обеспечивать сохранность документов по пенсионным счетам накопительной части трудовой пенсии в течение всей жизни застрахованного лица, а после его смерти — в течение срока, предусмотренного порядком хранения пенсионных дел в соответствии с законодательством Российской Федерации.
5. Фонд представляет в уполномоченный федеральный орган один раз в год заключение по результатам актуарного оценивания, проводимого актуарием. Указанное заключение является неотъемлемой частью годового отчета фонда.
6. Отчетным годом фонда является календарный год с 1 января по 31 декабря включительно.
Фонд представляет годовой отчет о своей деятельности в порядке и сроки, которые установлены уполномоченным федеральным органом.
7. Форма отчетности фонда и требования к осуществлению отчетности устанавливаются уполномоченным федеральным органом.
8. Фонд обязан публиковать годовой отчет о своей деятельности в периодической печати не реже одного раза в год.
Статья 33. Реорганизация и ликвидация фонда
1. Прекращение деятельности фонда может осуществляться в виде реорганизации (слияния, разделения, присоединения и выделения) или ликвидации.
2. Реорганизация фонда осуществляется на основании решения совета фонда по согласованию с уполномоченным федеральным органом при условии неухудшения условий негосударственного пенсионного обеспечения участников и обязательного пенсионного страхования застрахованных лиц в соответствии с заключениями аудитора и актуария.
(п. 2 в ред. Федерального закона от 10.01.2003 N 14-ФЗ)
3. Ликвидация фонда производится на основании и в порядке, которые предусмотрены законодательством Российской Федерации и настоящим Федеральным законом.
При ликвидации фонда средства пенсионных резервов направляются на удовлетворение требований вкладчиков и участников в соответствии с пенсионными договорами.
При ликвидации фонда средства пенсионных накоплений в трехмесячный срок передаются в Пенсионный фонд Российской Федерации в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.
При ликвидации фонда не допускается удовлетворение требований вкладчиков и участников за счет средств пенсионных накоплений и удовлетворение требований застрахованных лиц за счет средств пенсионных резервов.
При ликвидации фонда средства от реализации имущества, предназначенного для обеспечения уставной деятельности фонда, направляются на удовлетворение требований кредиторов в соответствии с очередностью, установленной законодательством Российской Федерации.
При ликвидации фонда полномочия по управлению делами фонда переходят к ликвидационной комиссии, формируемой учредителями (учредителем) фонда или органом, принявшим решение о ликвидации фонда, по согласованию с уполномоченным федеральным органом.
(п. 3 в ред. Федерального закона от 10.01.2003 N 14-ФЗ)
В федеральном законе применяются следующие понятия:
- Договор НПО – договор между фондом и вкладчиком, соответственно с которым последний обязуется делать взносы в НПФ, а организация обязуется предоставить ему НПО.
- Договор об обязательном пенсионном страховании (ОПС) – договор между НПФ и гражданином, соответственно с которым НПФ обязуется назначить и выплатить ему пенсионное обеспечение, когда наступит страховой случай.
- Вкладчик – физлицо либо юрлицо, которое является участником договора НПО и делает взносы в НПФ.
- Страхователь – физлицо либо юрлицо, которое обязано делать взносы на пенсионное обеспечение своего работника.
- Участник – физлицо, которому, соответственно с соглашением, выплачивается НПО. Участник также может быть вкладчиком.
- Застрахованный – физлицо, которое заключило соглашение об ОПС.
- Пенсионный взнос – деньги, которые уплачиваются вкладчиком в пользу участника соответственно с условиями соглашения.
- Пенсионная схема – комплекс правил, по которым уплачиваются взносы и выплачивается НПО.
- Выкупная сумма – деньги, которые выплачиваются НПФ участникам фонда или переводятся в другую организацию при аннулировании соглашения.
- Пенсионные резервы – деньги, которые находятся в распоряжении НПФ и предназначаются для выполнения организацией обязанностей перед участниками.
- Портфель инвестиций УК – активы, которые сформированы за счет пенсионных накоплений, предоставленных УК в доверительное управление от НПФ.
- Актуарий – лицо, которое соответствует нормам, определенным для лиц, занимающихся актуарным оцениванием работы предприятия.
- Единоразовая выплата – сумма, предоставляемая застрахованным гражданам за счет накоплений.