Ликвидация ано пошаговая инструкция в 2021 году

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Ликвидация ано пошаговая инструкция в 2021 году». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.

Статья 10 ФЗ№7 «О некоммерческих организациях» регламентирует правовые нормы деятельности АНО.

Основными их особенностями можно выделить:

  • Учредители, которые решили предоставить, в качестве взноса, свое имущество, они сразу теряют на него право, то есть оно становиться сразу собственностью некоммерческой организации;
  • Учредители некоммерческой организации не несут ответственность по обязательствам, созданной ими организации, и организация так же не несет ни какой ответственности за учредителей;
  • Надзор за деятельностью некоммерческой организации производят учредители на основании Устава организации. Эта норма применяется только в том случае, если учредителем АНО является юридическое лицо.
  • Система управления некоммерческой организации должна иметь в обязательном порядке высшего органа управления, причем он должен быть коллегиальным, то есть не меньше двух человек. Должен быть создан и ответственно функционировать исполнительный орган, но он может быть как коллегиальным, так и единоличным.

Ликвидация АНО в 2021 году пошаговая инструкция

Если возникла необходимость в закрытии некоммерческой организации, тогда ей необходимо будет соблюдать все процедуры, которые предусмотрены законодательством. Алгоритм ликвидации АНО из реестра юридических лиц предусматривает:

  • Проверка финансово-хозяйственной деятельности предприятия;
  • Уведомить контрагентов о том, что организация закрывается;
  • Подготовить пакет документов для закрытия организации.

Особое внимание к деятельности АНО объясняется применением льготного режима налогообложения. Учредители имеют полное право не разглашать причину закрытия организации.

Важно!!! Одна из основных причин закрытия некоммерческих организаций – это то, что идет отклонение от основной цели созданной организации, а так же невозможность выполнять основных задач, нарастает финансовая нестабильность, что приводит к банкротству организации.

Прежде чем закрыть некоммерческую организацию, необходимо соблюсти определенные условия, а именно:

  • Подготовить документы на закрытие;
  • Собрать собрание, на котором будет решен вопрос о прекращении деятельности некоммерческой организации. В обязательном порядке действия по закрытию организации должны быть запротоколированы;
  • В средства массовой информации нужно подать объявление о прекращение деятельности организации;
  • После размещения объявления, то есть его опубликовали, можно считать, что процесс закрытия предприятия начался. Согласно законодательству срок закрытия составляет два месяца с момента размещения объявления в средствах массовой информации о закрытии организации;
  • Необходимо сформировать комиссию, которая будет наблюдать за процессом прекращения деятельности. Так же назначается ликвидатор АНО, то есть ответственное лицо или управляющий;
  • Подготовить бухгалтерскую отчетность, составить ликвидационный баланс;
  • Составить промежуточный баланс.

Согласно действующему законодательству предусмотрено несколько алгоритмов закрытия некоммерческой организации, какие именно рассмотрим ниже:

  • Предприятия закрывается в режиме добровольной ликвидации, на основании принятого решения учредителей;
  • Прекращение деятельности АНО с использованием альтернативного варианта, а именно происходит поглощение более крупным предприятием;
  • Использование варианта реструктуризации;
  • Закрытие АНО в связи со сменой состава учредителей.

Так же закрытие некоммерческой организации возможно по решению судебных органов. Когда АНО тесно взаимодействие с другими организациями на фоне ослабевающего финансирования нередко приводит руководство в тупик. В таком случае кредиторы, которые переживают за свои средства, могут обратиться в суд с требованием принудительного закрытия организации, которая на стадии банкротства уже. В такой ситуации у учредителей нет необходимости проводить все этапы добровольной ликвидации организации, так как причина ликвидации организации уже ясна.

Когда управляющий орган получает решение о закрытии АНО, он должен направить его в налоговый орган и только после этого некоммерческая организация будет снята с учета.

Процесс закрытия автономной некоммерческой организации ни чем не отличается от процедуры закрытия любого другого юридического лица. Обязательно нужно соблюдать требования к оформлению документов. Наличие ошибок или каких-то недочетов может затянуть процесс закрытия АНО, а так же повышенное внимание со стороны государственных органов, которые производят надзор за изменением статуса АНО. И так рассмотрим пошаговую инструкции закрытия АНО:

  • Учредители собирают собрание. Составляется протокол, в котором фиксируются все присутствующие на собрании участники, решающие вопросы, итоги голосования и т.д. Протокол заверяется всеми участниками. После этого протокол передается в Министерство юстиции.
  • Затем создается комиссия, которая будет проверять финансово-хозяйственную деятельность организации, а так же надзор за оформлением отчетных бухгалтерских документов. На данном этапе так же назначается и ликвидатор, который будет отвечать за сопровождение всего процесса закрытия АНО;
  • Направляется уведомление в средства массовой информации о закрытии АНО. С момента официальной публикации в СМИ информации о закрытии АНО, организация может в течение двух месяцев принимать претензии от дебиторов и кредиторов;
  • Главным бухгалтером юридического лица проводится проверка финансовых показателей, сводные данные служат для формирования промежуточного баланса;
  • Имеющиеся активы в организации будут направлены на погашение кредиторской задолженности в порядке установленной очереди;
  • После того, как пройдет два месяца с момента опубликования объявления в СМИ информации о закрытии АНО, необходимо в налоговую инспекцию предоставить заявление о закрытии АНО. Все документы, которые предоставляются вместе с заявлением, проверяются очень внимательно налоговым инспектором, и только после этого принимается решение.

При закрытии АНО необходимо собрать определенный пакет документов и этому следует уделить особое внимание, если руководитель АНО не хочет попасть в неприятную ситуацию. В налоговую инспекцию необходимо предоставить, такие документы как:

  • Оригинал свидетельства о государственной регистрации некоммерческой организации (ОГРН);
  • Заявление, в котором организация выражает свое желание закрыть свою деятельность;
  • Квитанцию или иной документ, который подтверждает уплаты государственной пошлины за закрытие организации;
  • Документ, который подтверждает, что организация произвела все расчеты с негосударственными фондами;
  • Выписка из публикации о том, что предприятие прекращает свою деятельность;
  • Сведения обо всех учредителей и главном бухгалтере предприятия, а именно: паспортные данные, ИНН как физических лиц;
  • Копии устава организации и государственного реестра.

Инструкция по ликвидации некоммерческой организации в 2021 году

После того, как налоговая инспекция получила весь необходимый пакет для закрытия АНО, она в течение 5 рабочих дней должна внести изменения в ЕГРЮЛ. А в течение следующего рабочего дня подготовить справку для УФРС по СК, которая выдается заявителю в качестве подтверждения, что организация полностью прекратила свою деятельность. В следующие три дня справка передается ответственному лицу, стоявшему за регистрацией процесса ликвидации.

Важно!!! Указанные выше сроки не регулируются только в том случае, если прекращение деятельности некоммерческой организации инициализировано в судебном порядке. При таком раскладе внесение изменений в ЕГРЮЛ производится после полного прекращения судебного процесса.

Вопрос №1 Когда можно считать, что процесс закрытие АНО начался?

Ответ: Начало процесса закрытия АНО можно считать начатым тогда, когда в СМИ официально опубликовано объявление о закрытии организации.

Вопрос № 2 Каким документом фиксируется собрание учредителей, на котором они приняли решение о закрытии АНО?

Ответ: Решение учредителей о закрытии АНО должно быть зафиксировано протокол, который подписывают все участники собрания.

Вопрос №3 Через какое время необходимо предоставить заявление в налоговую инспекцию о закрытии АНО?

Ответ: Заявление о закрытии АНО в налоговую инспекцию предоставляется через два месяца после того, как было опубликовано объявление в СМИ о закрытии организации.

Предлагаем побеседовать о том, что представляет собой ликвидация общества с ограниченной ответственностью (ООО) сегодня, и почему ее по-прежнему лучше отдавать в руки профессионалов. Оговоримся, что речь пойдет именно о добровольной процедуре, применяемой к организации без серьезных долгов. То есть финансовая ситуация должна быть такой, чтобы компания в течение нескольких месяцев могла исполнить все имеющиеся обязательства перед контрагентами и госбюджетом.

Кстати, когда есть сомнения в «чистоте» ООО, лучше заранее проконсультироваться с юристами. Возможно, стоит ориентироваться на банкротство или иные способы ликвидации.

  1. Старт. Решаем, что ликвидации – быть! Если в компании один участник, то оформляется решение единственного участника. Если их несколько, составляется протокол общего собрания участников. В этих документах следует отразить намерение ликвидировать компанию. Желательно сразу назначить ликвидационную комиссию и ее руководителя, в ином случае придется принимать соответствующее отдельное решение.
  2. Важно – не пропускаем три рабочих дня с момента принятия решения. Начинает течь трехдневный срок для первого взаимодействия с регистрирующим органом. Руководитель ликвидационной комиссии должен подать в регорган уведомление о ликвидации, подписанное и заверенное у нотариуса. Второй документ, который потребуется сдать, – экземпляр принятого решения о ликвидации (протокола). Регоргану для внесения записи о начале ликвидации в реестр дается неделя с момента получения документов.
  3. Обращаемся к Федресурсу, чтобы опубликовать уведомление. В течение трех дней с даты принятия решения о завершении деятельности компании нужно опубликовать и соответствующее уведомление на Федресурсе (речь идет о Едином федеральном реестре сведений о фактах деятельности юридических лиц).
  4. Обнародуем сообщение о ликвидации в Вестнике. Оповещаем кредиторов. Когда в ЕГРЮЛ появится запись о начале ликвидации юридического лица, следует разместить публикацию в Вестнике госрегистрации. Также необходимо письменно сообщить о грядущем завершении деятельности контрагентам компании, перед которыми имеются неисполненные обязательства.
  5. Ждем, пока завершится срок, указанный в публикации Вестника. После публикации начинает течь время, предусмотренное для предъявления кредиторских требований к должнику. Минимум – два месяца, но срок может быть и более длительным. В этот период ликвидируемой компании следует подавать отчетность и рассчитываться с контрагентами и сотрудниками.
  6. Определяемся с текущим финансовым положением компании. По истечении вышеуказанного срока можно формировать промежуточный ликвидационный баланс. В регорган требуется направить только уведомление о подготовке баланса с заверенной у нотариуса подписью.
  7. У цели: сдаем ликвидационный баланс, проходим через госрегистрацию. Ну вот и финишная черта. Здесь бухгалтером составляется, а участниками ООО утверждается окончательный ликвидационный баланс. В регистрирующий орган подается пакет документов для внесения в реестр сведений о завершении деятельности компании.
  • Решение о ликвидации и назначении ликвидационной комиссии (либо – соответствующий протокол).
  • Уведомление регоргана о ликвидации. Подпись ликвидатора здесь должна быть удостоверена нотариально.
  • Сообщение в Федресурс.
  • Для публикации в Вестнике госрегистрации: заявление с сопроводительным письмом в двух экземплярах, копия листа записи в ЕГРЮЛ о начале ликвидации, соответствующее решение участников (протокол);
  • Уведомление регоргана о подготовке промежуточного ликвидационного баланса (подпись на нем должна быть удостоверена нотариально) и промежуточный ликвидационный баланс;
  • На последнем этапе в регорган подаются: заявление о ликвидации (подпись тоже должна быть удостоверена нотариально), ликвидационный баланс, справка из Пенсионного Фонда России и квитанция об оплате госпошлины. Приятный бонус: если документы подаются в электронном виде, госпошлина не оплачивается.

Еще раз напоминаем, что с 25 ноября 2020 года будут применяться новые формы для госрегистрации!

Ликвидация автономной некоммерческой организации

Несмотря на то, что добровольная ликвидация компании – это одна из самых прозрачных и простых процедур среди прочих видов завершения деятельности ООО (банкротство, альтернативные и принудительные ликвидации и т.п.), без специальной подготовки разобраться в этом деле непросто.

На бумаге все гладко – подаем документы, ждем очередных этапов, общаемся с регорганом, получаем результат. На практике случаются и «овраги»:

  • налоговые проверки и серьезные доначисления. А это может вылиться в банкротство;
  • затягивание по тем или иным причинам сроков. А не уложившись в один год, придется отменять процедуру. Начать ее заново можно через 6 месяцев после отмены ликвидации и т.п.

Именно поэтому процесс лучше доверять специализированным юристам – они видят детали, в которых «кроется дьявол». Юристы, например, помогут сделать ООО «неинтересным» для внимания налоговых органов; будут отслеживать ход событий и укладываться в нужные сроки, при необходимости – попросят суд о продлении процедуры. И, конечно, правильно подготовят необходимую документацию, которая часто служит основанием для отказа в госрегистрации по формальным причинам.

Бизнес давно научился ценить время, которое – те же деньги. Поэтому очевидно, что делегирование полномочий по ликвидации ООО юристам – оптимальное решение. Оно позволяет смело двигаться к новым вершинам, не переживая о незавершенных делах.

Процедура упразднения объединения осуществляется в следующем порядке:

  1. Проводится общее собрание учредителей НКО, по итогам которого принимается решение о прекращении ее деятельности. Его необходимо зафиксировать документально — для этого формируется протокол проведенного собрания. Кроме того, на собрании потребуется определить перечень членов ликвидационной комиссии и также включить его в протокол (п. 3 ст. 18 закона «О некоммерческих организациях» от 12.01.1996 № 7). С этого момента все права и обязанности по управлению организацией переходят к этой комиссии.
  2. В течение 3 рабочих дней с момента принятия решения о ликвидации в территориальное отделение Минюста РФ подается заявление, составленное по форме Р15001 (п. 1 ст. 20 закона «О госрегистрации…» от 08.08.2001 № 129-ФЗ). В этом ключевое различие между процедурами ликвидации коммерческой и некоммерческой организации: в первом случае заявление подается в отделение ФНС, а не Минюста.
  3. Сведения о предстоящей ликвидации публикуются в открытом источнике — журнале «Вестник государственной регистрации». В сообщении также указывается информация о сроках и порядке упразднения объединения. Этот срок, согласно п. 1 ст. 19 закона № 7, должен составлять не менее 2 месяцев с момента публикации сообщения.
  4. Составляется реестр кредиторов компании, в который включаются сведения обо всех юридических или физических лицах, перед которыми у НКО сформировалась задолженность.

В том случае, если собственных средств объединения недостаточно для того, чтобы расплатиться с имеющимися долгами, в отношении него реализуется процедура банкротства.

В соответствии с п. 2 ст. 62 ГК РФ в том случае, если имеющихся у НКО денег не хватает даже на то, чтобы провести процедуру ликвидации, учредители объединения должны профинансировать ее самостоятельно; материальные обязательства при этом распределяются солидарно.

Положения ст. 18 закона № 7 устанавливают особенные правила ликвидации следующих видов НКО:

  1. Фондов. Согласно п. 2 ст. 18 закона № 7 они могут быть упразднены только по решению суда. Основаниями для прекращения фондом своей деятельности являются:
  • нехватка денежных средств и/или имущества для нормального функционирования фонда и отсутствие источников, из которых можно было бы получить такие средства;
  • невозможность реализации целей, ради которых создавалась НКО, при условии что их нельзя изменить, внеся в учредительные документы соответствующие корректировки;
  • осуществление фондом деятельности, противоречащей его уставным целям, и пр.
  1. Отделений иностранной НКО, имеющей статус неправительственной. Согласно п. 2.1 ст. 18 закона № 7 основаниями для их ликвидации могут стать:
  • ликвидация головной неправительственной иностранной НКО;
  • непредставление сведений, обязательных для представления в соответствии с законодательством;
  • несоответствие деятельности объединения целям его создания, а также сведениям, представленным в соответствии с законодательством.

Пошаговая подробная инструкция “Открытие и регистрация автономной некоммерческой организации (АНО) самостоятельно”

Итак, что нужно для того чтобы открыть и зарегистрировать АНО в Минюсте самостоятельно? Порядок создания и регистрации автономной некоммерческой организации (АНО) можно описать пошагово следующим образом:

Процедура создания автономной некоммерческой организации (АНО) должна включать в себя определение учредителя (ей), выбор режима налогообложения, видов деятельности, структуры органов управления, решение вопросов аренды/покупки помещения и принятие решения по другим важным вопросам. Решение данных вопросов в процессе создания НКО помогут снизить финансово-управленческие риски в будущем (расходы на внесение изменений в устав, ЕГРЮЛ, на неоптимизированное налогообложения в связи с неверно выбранной системой налогообложения и т.д.). Поэтому до начала регистрации и разработки документов нужно “нарисовать” структуру будущей автономной некоммерческой организации (АНО), предусмотреть нюансы в учредительных документах и т.д. Конечно, оценить риски и придумать механизм их минимизации может и сам учредитель, пользуясь знаниями, полученными в университете, собственным опытом, специальной литературой, однако юрист, обладающий опытом в соответствующей сфере и специализацией, сможет провести оценку и составить схему работы автономной некоммерческой организации (АНО) быстрее, пользуясь собственным практическим опытом.

При определении состава учредителей автономной некоммерческой организации (АНО) необходимо учитывать следующие положения закона:

Положениями ст. 123.24 ГК РФ предусмотрено, что автономная некоммерческая организация (АНО) может быть создана одним лицом, то есть количественный состав не имеет значения в отличие от некоторых иных видов НКО. Учредителями АНО могут быть физические лица и/или юридические лица, при этом учредитель вправе выйти из состава учредителей в любой момент, также АНО вправе по единогласному решению учредителей принять новых учредителей. Особенностью АНО является тот факт, что она является унитарной, а не корпоративной организацией, то есть в АНО не предусматривается членства, учредители не имеют предусмотренных законом корпоративных прав и обязанностей, в частности оспаривать сделки организации от имени организации и т.д. Также, как и во многих иных НКО, учредители автономной некоммерческой организации (АНО) утрачивают права на имущество, деньги, переданные в собственность автономной некоммерческой организации (АНО) в отличие, например, от ООО, в которой участники имеют долю в уставном капитале. Вместе с тем, ассоциация (союз) не отвечает по обязательствам своих учредителей, а учредители по долгам АНО. Учредители автономной некоммерческой организации могут пользоваться ее услугами только на равных условиях с другими лицами.

При определении структуры органов управления автономной некоммерческой организации (АНО) нужно учитывать требования закона относительно состава данных органов:

  • Единоличный исполнительный орган (президент, председатель, генеральный директор и т.д.) — осуществляет оперативное управление АНО
  • Постоянно действующий коллегиальный орган (совет, президиум и т.д.) — может создаваться по желанию учредителей и ему передается часть полномочий согласно уставу

Срок полномочий и наименование должности исполнительных органов определяются уставом.

При выборе руководителя автономной некоммерческой организации (АНО) необходимо также проверить кандидатуру назначаемого руководителя в реестре дисквалифицированных лиц, так как если гражданин включен в данный реестр, регистрирующий орган может отказать в регистрации автономной некоммерческой организации (АНО). Указанную проверку можно осуществить онлайн с помощью сервиса “Прозрачный бизнес” на сайте ФНС.

Учредительным документом для АНО является устав, а также учредительный договор, заключенный между ее членами. Устав автономной некоммерческой организации (АНО) должен содержать сведения о ее наименовании и месте нахождения, предмете и целях ее деятельности, условия о порядке вступления (принятия) членов в ассоциацию (союз) и выхода из нее, сведения о составе и компетенции органов автономной некоммерческой организации (АНО) и порядке принятия ими решений, в том числе по вопросам, решения по которым принимаются единогласно или квалифицированным большинством голосов, об имущественных правах и обязанностях членов автономной некоммерческой организации (АНО), о порядке распределения имущества, оставшегося после ликвидации автономной некоммерческой организации (АНО). Учредителям союза нужно быть готовыми к тому, что регистраторы (сотрудники Минюста) очень тщательно изучают устав некоммерческих организаций на предмет соответствия его закону, отсутствия противоречий и т.д. (в отличие от регистрации ООО налоговыми органами, поэтому срок регистрации в Минюсте значительно больше, чем срок регистрации ООО). Возможно, учредителям придется ни раз переделывать устав, чтобы он “устроил” сотрудников Минюста.

Для регистрации автономной некоммерческой организации (АНО) необходимо принять решение о ее создании. Решение о создании автономной некоммерческой организации (АНО) принимается всеми учредителями единогласно и оформляется протоколом об учреждении автономной некоммерческой организации (АНО).

В любом случае протокол общего собрания о создании автономной некоммерческой организации (АНО) должен содержать:

  • дату и место проведения учредительного съезда (конференции), общего собрания
  • список учредителей — участников учредительного съезда (конференции), общего собрания, заседания
  • сведения о количественном и персональном составе (фамилия, имя, отчество) органов управления
  • существо принятых решений и результаты голосования по ним
  • сведения (фамилия, имя, отчество) об избранных (назначенных) членах руководящих и контрольно-ревизионных органов
  • определение места нахождения АНО
  • утверждение устава
  • фамилию, инициалы и личную подпись председателя и секретаря съезда (конференции), общего собрания, заседания, ответственных за составление протокола

Форма заявления утверждена Приказом ФНС России от 25.01.2012 № ММВ-7-6/25@. Для регистрации автономной некоммерческой организации (АНО) нужно заполнить: титульный лист, листы со сведениями об учредителях, о руководителе (иных лицах, осуществляющих его функции) и со сведениями о заявителе. Учитывайте общие и специальные требования к заполнению заявления. Если этого не сделать, то в госрегистрации автономной некоммерческой организации (АНО) может быть отказано.

Как заполнить заявление по форме Р11001 при регистрации АНО?

    1. Титульный лист заявления по форме Р11001

    На титульном листе обязательно заполните первые два раздела. При заполнении титульного листа укажите

    • разд. 1 (Наименование на русском языке). Укажите полное наименование НКО, т.е. полностью напишите организационно-правовую форму (вид НКО), а также произвольную часть наименования. Сокращенное наименование укажите, если оно предусмотрено в учредительном документе.

    • разд. 2 (Адрес (место нахождения)). Адрес руководителя (иных лиц, выполняющих его функции), по которому будет поддерживаться связь с юрлицом (юридический адрес, о котором говорилось выше). Обязательно укажите индекс и код субъекта РФ. Остальные графы (например, о районе, населенном пункте) заполните, если в адресе есть соответствующие элементы. НКО, адрес которых находится в г. Москве и г. Санкт-Петербурге, не указывают: район, город, населенный пункт. Указывайте “юридический” адрес в точном соответствии с документами, подтверждающими предоставление адреса.

    2. Сведения об учредителях

    Для сведений об учредителях в форме предусмотрены листы А, Б, В, Г и Д. Несмотря на нормы Закона о госрегистрации юрлиц, исходя из статьи 13.1 Закона о некоммерческих организациях, статьи 21 Закона об общественных организациях, а также пунктов 28 и 29 Административного регламента Минюста, при регистрации любой формы НКО также подлежат заполнению данные листы заявления (Письмо Минюста России от 08.12.2016 № 11-141929/16).

    На каждого учредителя заполните отдельный лист, т.е. сколько учредителей, столько листов должно быть. Выберите лист в зависимости от того, кем является учредитель:

  • учредитель является российским юрлицом — лист А
  • учредитель является иностранным юрлицом — лист Б
  • учредитель является физическим лицом (гражданином РФ, иностранным гражданином или лицом без гражданства) — лист В
  • 3. Сведения о лице, действующем без доверенности от имени НКО

    В отношении сведений о руководителе (лице, действующем от имени общественной организации без доверенности) в форме предусмотрены листы Е, Ж и З. Выберите лист в зависимости от того, кто будет выполнять полномочия единоличного исполнительного органа.

    Если в соответствии с уставом НКО лиц, действующих без доверенности, предусмотрено несколько, то необходимо на каждое лицо заполнить лист заявления.

    4. Сведения о заявителе

    Размер госпошлины за регистрацию автономной некоммерческой организации (АНО) при создании составляет 4 000 руб. (пп. 1 п. 1 ст. 333.33 НК РФ).

    Реквизиты для уплаты госпошлины можно получить в регистрирующем органе (на сайте данного органа). Отнеситесь внимательно к заполнению квитанции на уплату госпошлины, так как возврат неверно уплаченной пошлины занимает достаточно длительное время (не менее месяца).

    Полный перечень документов, которые представляются на государственную регистрацию АНО при создании:

    • заявление по форме № Р11001 (оригинал + копия)
    • протокол общего собрания о создании АНО (2 экз.)
    • устав (3 экз.)
    • квитанция (платежка) об уплате госпошлины. Несмотря на то что этот документ указан в Законе, представлять его необязательно. ФНС России самостоятельно может получить соответствующие сведения в порядке межведомственного взаимодействия. Вместе с тем рекомендуем приложить его к комплекту документов, поскольку есть риск того, что в ГИС ГМП могут несвоевременно поступать сведения об оплате.
    • документы, подтверждающие право на использование “юридического адреса” (также не является обязательным документом, но желательно приложить)
    • если учредитель-иностранное юридическое лицо, представьте выписку из реестра иностранных юрлиц соответствующей страны происхождения или иное равное по юридической силе доказательство юридического статуса иностранного НКО
    • нотариальная доверенность от заявителя, если документы подает представитель
    • паспорт заявителя/представителя (предъявляется при подаче документов)
    • разрешение на использование слов “Россия” и их производных, символики и т.д. (данное разрешение выдается Минюстом РФ), разрешение на использование личного имени гражданина, наименования другого юридического лица как части собственного наименования, наименований, символики, защищенной законодательством об интеллектуальной собственности
    • если планируется применение упрощенной системы налогообложения, то рекомендуем при регистрации АНО подать заявление о применении УСН

    Подайте документы в регистрирующий орган или единый регистрационный центр по месту нахождения автономной некоммерческой организации (АНО). Заявителями являются учредители автономной некоммерческой организации (АНО) или их представители на основании нотариальной доверенности от учредителя. Если учредителем является юрлицо, то от его имени выступает директор (руководитель) или управляющий (управляющая организация), либо также представитель по доверенности.

    Место госрегистрации НКО — населенный пункт, в пределах которого находится НКО (его постоянно действующий исполнительный орган). Место нахождения НКО определяется местом его госрегистрации.

    Регистрирующий орган: куда обращаться для регистрации автономной некоммерческой организации (АНО)?

    Для регистрации автономной некоммерческой организации (АНО) необходимо обращаться в территориальное подразделение Минюста (например, для регистрации АНО в Москве, необходимо обращаться в Управление Минюста по г. Москве).

    Способы подачи документов могут быть разными. Выберите один из следующих:

    • непосредственное обращение в регистрирующий орган
    • через МФЦ — возможность оказания услуги по регистрации НКО следует уточнить в конкретном МФЦ
    • почтовое отправление с объявленной ценностью при пересылке с описью вложения
    • через Единый портал госуслуг — при подаче документов в электронной форме. При этом они должны быть заверены усиленной квалифицированной электронной подписью
    • через нотариуса. Этот вариант возможен только при личном обращении к нему заявителя (всех учредителей). За это нотариальное действие взимается отдельная плата.
    1. Составляется и утверждается промежуточный ликвидационный баланс, содержащий сведения о дебиторской и кредиторской задолженности НКО, а также имеющихся у нее активах (п. 3 ст. 19 закона № 7).
    2. Производятся расчеты с кредиторами НКО. Если имеющихся денежных средств не хватает для полного погашения задолженностей, реализуется принадлежащее объединению имущество. Уплата долгов производится в последовательности, определенной положениями п. 1 ст. 64 ГК РФ:

    Это значит, что обязательным условием для ее ликвидации является внесение в ЕГРЮЛ соответствующей записи. Упразднение НКО подчиняется общим правилам прекращения деятельности юрлиц, установленным гражданским законодательством.

    • в добровольном порядке;
    • принудительном порядке через суд (по инициативе уполномоченных госорганов);
    • порядке банкротства (в том случае, если средств НКО недостаточно для того, чтобы погасить все задолженности, сформировавшиеся в ходе осуществления ею своей деятельности).

    Знать о предстоящем закрытии фирмы должны не только государственные структуры. Сведения о ликвидации ООО должны поступить в массы. Особенно это касается компаний – должников. О предстоящей ликвидации предприятия должны знать все заинтересованные лица и кредиторы в том числе.

    В случае когда долги не позволит покрыть и продажа имущества можно обратиться в судебные органы с заявлением о провозглашении фирмы банкротом. В связи с тем, что процедура банкротства связана со многими нюансами, лучше не проводить ее самостоятельными силами, а обратиться к специалистам.

    Публикация в «Вестнике» не является последним информационным шагом в мероприятии: как закрыть фирму ООО самостоятельно. Необходимо также лично уведомить каждого кредитора. В письмах в обязательном порядке необходимо указать:

    Ликвидация предприятия (в том числе некоммерческого объединения) — это совокупность действий, направленных на полное прекращение его функционирования без передачи существующих у него прав и обязанностей стороннему объединению (п. 1 ст. 61 ГК РФ).

    Порядок ликвидации некоммерческих организаций и необходимые документы

    В соответствии с п. 2 ст. 62 ГК РФ в том случае, если имеющихся у НКО денег не хватает даже на то, чтобы провести процедуру ликвидации, учредители объединения должны профинансировать ее самостоятельно; материальные обязательства при этом распределяются солидарно.

    1. указывается ИНН, КПП, учетный номер;
    2. пишется дата принятия решения о ликвидации, его номер;
    3. заполняется номер ОГРН, дата регистрации и название регистрирующего органа;
    4. если вердикт о ликвидации вынес особый орган, указывается его полное наименование, если участник или учредитель – ФИО.
    5. “галочкой” помечается, кто принял решение;
    6. отмечаются сведения о первой записи в ЕГРЮЛ об НКО;
    7. отмечается количество листов решения о ликвидации;
    8. указывается полное название ликвидируемой НКО, ее организационно-правовой статус;
    9. в “шапке” указывается полное юридическое наименование органа, в который направляется уведомление;
    • Фонд ликвидируется согласно судебному акту (ст. ГК РФ, п. 2 ст. 18 закона № 7-ФЗ) в соответствии с процедурой, предусмотренной гл. 27 Кодекса административного судопроизводства (см., например, решение Приволжского районного суда г. Казани от по делу № 2-1124/18).
    • Для ликвидации отделения иностранной неправительственной НКО предусмотрены дополнительные основания, указанные в п. 2.1 ст. 18 закона № 7-ФЗ.
    • Действие порядка ликвидации по закону № 7-ФЗ не распространяется на религиозные организации, бюджетные и казенные учреждения, автономные учреждения (пп. 4, 4.1, 4.2, 5 ст. 1, ст. 19.1 закона № 7-ФЗ). Например, религиозные НКО ликвидируются по основаниям, указанным в ст. 14 закона «О свободе совести…» от № 125-ФЗ (см. решение ВС ЧР от по делу № 3а-15/2021).

    После данной процедуры некоммерческая организация прекращает свое существование в качестве юридического лица. НКО отличается деятельностью от других коммерческих юридических лиц, поэтому ликвидация имеет ряд особенностей и отличий. Заработанные средства участники имеют право отправить в благотворительные фонды. Для общественных объединений существует ограничение на ведение предпринимательской деятельности — территориальное. Это значит, что организация должна вести свою деятельность исключительно в одном субъекте РФ.

    В электронном способе из вышеперечисленного придётся заплатить за публикацию в Вестнике около 2 000 руб. и выпуск электронной цифровой подписи — это около 2 500 — 3 000 руб. При этом, скорее всего, у Вашего бухгалтера уже имеется ЭЦП для сдачи отчетности, которую можно использовать на первом этапе подачи уведомления о ликвидации.

    Имущество частного учреждения, оставшееся после ликвидации некоммерческой организации, должно быть направлено на выполнение уставных целей, то есть распределено между дольщиками уставного капитала ранее существовавшей организации. Если по каким-то причинам выполнение этого обязательства невозможно, то имущество передается в обиход государству (оно, в свою очередь, направляет его на благотворительные цели). Все это указано в 8 пункте статьи 63 ГК РФ.

    Учредители обязаны информировать общественность о намерении ликвидировать АНО, но от объяснений причин закрытия руководство может отказаться.

    Также стоит учитывать, что процесс займет достаточно много времени, даже если совет директоров примет решение придерживаться альтернативного метода.

    Законодательством предусматривается соблюдение условий для ликвидации автономной некоммерческой организации:

    Ликвидация АНО несколько отличается от процесса закрытия других юридических лиц, необходимо учитывать, что особое внимание стоит уделить документам и не допускать фактических ошибок, поскольку это может привести к более тщательным проверкам и затянуть процесс еще на несколько недель, а то и месяцев.

    ГК РФ предусматривается порядок прекращения деятельности АНО:

    • учредители должны составить документ о принятие решение ликвидации. Процесс закрытия начинается с момента принятия решения;
    • после принятия решения о ликвидации, учредители обязуются утвердить ликвидационную комиссию и назначить ликвидатора. Все сведения о ликвидаторе представляются в уполномоченные органы в момент предоставления заявления о ликвидации организации;
    • ликвидатор обязан проинформировать общественность, через средства массовой информации. После этого необходимо выждать обязательные два месяца, прежде чем приступить к следующему этапу ликвидации. Это делается для того, чтобы все кредиторы, могли предъявить свои требования до момента фактической ликвидации;
    • главный бухгалтер проводит анализ внутренних финансовых оборотов организации и составляет промежуточный баланс с учетом всех задолженностей и предстоящих платежей. После подачи заявления составляется ликвидационный баланс;
    • погашение долговых обязательств перед кредиторами, даже при незначительных суммах;
    • после того как пройдут два месяца с момента публикации объявления о ликвидации, необходимо составить заявление в органы регистрации юридических лиц о намерении прекратить деятельность организации;
    • подача всех необходимых документов для ликвидации АНО, на основании которых уполномоченные органы будут принимать решение.

    Во время заседания правления АНО по вопросам проведения ликвидации, составляется протокол, который будет передаваться в местное управление Министерства Юстиции.

    Существуют законодательные нормы составления документа, которые необходимо учитывать. Документ должен быть заверен всеми учредителями.

    Также документируется процесс голосования, на основании, которого принималось решение о ликвидации и составлении ликвидационной комиссии.

    Также автономная некоммерческая организация может быть ликвидирована по решению суда. В этом случае учредителям не требуется проводить все внутренние процессы подготовки.

    Ликвидация происходит в момент постановления суда, на основании заявления уполномоченных органов, которые могут возбудить судебное разбирательство в случаях, предусмотренных действующим законодательством и потребовать ликвидировать АНО.

    После того как решение вступает в силу, в управление организации о регистрации юридических лиц приходит копия решения суда, на основании которого происходит регистрация ликвидации и снятие с реестра юридического лица.

    Законодательством предусматриваются нормативные нормы проведения ликвидации всех видов юридических лиц и предпринимателей, поэтому лучше всего получить квалифицированную помощь специалистов, которые помогут разобраться с нюансами именно в случае прекращения деятельности АНО.

    Особенности ликвидации некоммерческой организации

    Ликвидация юридического лица имеет специфические особенности, которые не присущи процедуре закрытия индивидуального предприятия или другой форме собственности. Ликвидация АНО не может осуществляться без согласия всех учредителей. Большую роль в этом случае отыгрывают взносы учредителей, которые предполагают исключительно имущественный характер. Учредители не могут сохранять право на имущество организации.

    Стоит учитывать, что учредители АНО не несут ответственность за функционирование организации в обоюдном порядке. Наряду с данными правилами, можно сделать вывод о том, какие действия необходимо выполнить для проведения ликвидации АНО:

    1. Создание официального уведомления, сообщающего о том, что решение о ликвидации АНО было принято всеми учредителями.
    2. Формирование письменного сообщения о том, что в процессе собрания была создана специальная комиссия для ликвидации, и был выбран ликвидатор-управляющий.
    3. Официальные данные о ликвидаторе-управляющем, который будет контролировать процесс в дальнейшем.
    4. Создание письменного уведомления о составлении промежуточного баланса предприятия, который необходим для ликвидации АНО.
    5. Представление отчета о создании баланса ликвидационного.

    Наряду с подачей сообщения в СМИ необходимо подготовить и подать на рассмотрение следующий пакет документов:

    1. Заявление о государственной регистрации АНО.
    2. Справка, сделанная на основе сведений из протокола АНО о начале ликвидации.
    3. Отчет о создании промежуточного баланса с официальной печатью того налогового органа, который осуществлял фискальный контроль над организацией.
    4. Квитанция, подтверждающая оплату государственной пошлины.
    5. Подтверждение публикации в СМИ о ликвидации АНО.

    В рамках правил некоторых территориальных фискальных органов могут действовать и другие правила. Например, для ликвидации АНО необходимо подать справку о том, что все печати организации были вовремя сданы в государственные органы.

    Альтернативная ликвидация ооо все чаще начинает практиковаться с целью максимальной минимизации рисков и финансовых потерь в процессе налоговых проверок. Проведение такой процедуры может не только сэкономить денежные средства собственников, но и ускорить процесс официального завершения деятельности предприятия.

    Выбрав данный подход, предприниматель, может сократить общее количество контактов с государственными органами, которые часто приводят к налоговым вычетам.

    Стоит учесть, что принудительная ликвидация юридического лица не может предполагать возможности использования альтернативных вариантов закрытия. Чаще всего данный метод применяется для ликвидации АНО с долгом или при добровольном закрытии.

    Альтернативные варианты предполагают следующие методы ликвидации:

    1. Смена генерального директора и всех учредителей.
    2. Проведение реорганизации для достижения результата ликвидации АНО.
    3. Ликвидационные мероприятия, предполагающие слияние организаций.

    Подходы к ликвидации могут иметь принципиально разные механизмы действия. Например, реорганизация предприятия предполагает полную приостановку функционирования предприятия. А вот смена генерального директора не учитывает необходимости полного закрытия. После смены руководства на бумаге АНО продолжает функционировать, хотя требования ликвидации могут считаться выполненными в данном случае.

    Ликвидация АНО при смене генерального директора проводится довольно быстро. Для выполнения всех необходимых требований достаточно двадцати пяти рабочих дней. Данный вариант ликвидации отличается высокой экономичностью, он является самым бюджетным среди всех подходов к закрытию организации.

    Негативным моментом является то, что информация о деятельности АНО не удаляется из ЕГРЮЛ, следовательно, государственные органы в любой момент могут поднять документы и начать процесс расследования дела. А если учредители захотят провести нотариальное освидетельствование для проведения сделки, тогда им придется потратиться на невероятно высокие нотариальные сборы.

    Альтернативные подходы к ликвидации АНО всегда учитывают определенный уровень ответственности. Предприниматели, которые решили уклониться от ответственности полузаконным способом, рискуют получить наказание в виде субсидиарной ответственности.

    Каждый из вышеперечисленных методов имеет свои преимущества и недостатки. Однако стоит помнить о том, что альтернативная ликвидация АНО не может на 100% обезопасить учредителей. Определенный риск присутствует всегда, поэтому необходимо всегда здраво оценивать все опасности привлечения к ответственности.

    • Альтернативная ликвидация ООО
    • Ликвидация АО
    • Ликвидация некоммерческого партнерства
    • Ликвидация фонда
    • Ликвидация ПАО
    • Ликвидация филиала
    • Ликвидация ассоциации
    • Ликвидация организации
    • Ликвидация банков
    • Ликвидация индивидуального предпринимателя
    • Приостановка деятельности ООО без ликвидации
    • Ликвидация ООО
    • Добровольная ликвидация ООО
    • Принудительная ликвидация юридического лица
    • Ликвидация производственного кооператива
    • Ликвидация некоммерческих организаций
    • Ликвидация ООО с долгами перед налоговой
    • Ликвидация ТСЖ
    • Ликвидация государственного учреждения
    • Ликвидация ЗАО
    • Ликвидация фирмы
    • Ликвидация ОАО
    • Ликвидация СНТ
    • Ликвидация обособленного подразделения
    • Ликвидация АНО

    Выход из состава НКО основан на заявлении, поданном на добровольной основе. Документы принимаются в территориальном отделении ФНС. Процедура не подлежит оплате.

    Понадобится небольшой пакет документов, только правильно заполненная форма Р13014 с заверенной у нотариуса подписью. Подать заявление можно лично, через почту России, в электронном виде или через официальное доверенное лицо, у которого на руках есть заверенная у нотариуса доверенность. Вне зависимости от способа подачи документов государственную пошлину платить не нужно.

    Важно знать, что заявление на выход из учредителей некоммерческой организации нужно подавать только в том случае, если в ЕГРЮЛ есть сведения о членах НКО. Если же в реестре юридических лиц таких сведений нет, то тогда достаточно провести общее собрание под протокол или сделать отметку во внутреннем реестре состава общества. Окончательная форма выхода из НКО зависит от прописанного в Уставе регламента.

    НКО – это общества, которые своей деятельностью охватывают разные сферы человеческой деятельности. Налоговая служба имеет право в некоторых случаях обжаловать выход учредителя из НКО в судебном порядке.

    Если НКО продолжает существовать, то его единственный учредитель не может уйти просто так. Он должен передать дела и назначить другое лицо, которому передаются все его полномочия и обязанности. Выход из состава некоммерческой организации единственного или последнего учредителя не допускается.

    Раньше учредители не имели права выходить из состава НКО, но изменения в ФЗ-7 от 31.01.2016 дали им возможность покидать фонды, некоммерческие корпорации и автономные некоммерческие организации.

    ФНС подчеркивает, что это правило не действует для лидеров религиозных общества, их учредители получают статус на всю жизнь.

    Выход участника из некоммерческой организации обычно происходит быстро и просто. С учредителями дело обстоит сложнее. Это ядро компании. Это тот лидер (или группа лиц), который объединил людей для решения конкретной проблемы.

    Если учредитель теряет интерес к управлению, то он подает заявление в ФНС по установленной форме. Требование логично, потому что его данные внесены в реестр юридических лиц. Выход участника из НКО проводится согласно регламенту, прописанному в Уставе компании.

    Соблюдая все тонкости законодательных актов, можно беспрепятственно покинуть некоммерческую организацию. Если возникают вопросы, то лучше обратиться к опытному юристу, который даст исчерпывающую консультацию после изучения Устава и конкретной ситуации.

    Соберите учредителей. Если вы – единственный владелец, примите решение самостоятельно. В протоколе необходимо написать следующее:

    • учредители добровольно решили ликвидировать существующее предприятие;
    • организовали ликвидационную комиссию и выбрали ее председателя либо единоличного ликвидатора;
    • в состав созданного органа вошли работники или учредители – им предстоит заниматься управлением делами ООО во время его закрытия;
    • установили регламент и период процедуры, который максимально может составлять один год.

    Процедура ликвидации автономной некоммерческой организации

    Опубликуйте в журнале «Вестник государственной регистрации» извещение, где говорится о ликвидации, ее регламенте и сроке, во время которого заимодавцы могут предъявлять претензии. Данный период должен длиться не меньше 2-х месяцев, чтобы все смогли возвратить свои средства.

    Требуется письменно оповестить контрагентов, которым вы должны. Это разрешено делать в свободной форме и лучше сразу же после выхода извещения. Советуем направлять уведомление ценным письмом с описью вложений: это удостоверит то, что вы выполнили все предписанные законом требования.

    Работники должны быть предупреждены об увольнении не позже чем за 2 месяца. Ознакомьте каждого сотрудника с оповещением в письменном виде и попросите в нем расписаться. Причиной лишения работы будет служить инициатива работодателя, обусловленная прекращением хозяйственной деятельности предприятия.

    Письменно уведомите службу занятости также не позже чем за 2 месяца. В случае массового увольнения этот период увеличивается до 3-х месяцев (увольнение можно считать массовым, если работу теряют более 15 сотрудников; в некоторых областях существуют свои нормативы). В уведомлении должна содержаться детальная информация о каждом сотруднике: его профессии, должности, специальности, квалификационных требованиях и условиях выплаты заработной платы.

    Сотрудников рекомендуется уволить через 2-3 месяца после того, как вы подадите все уведомления. Им придется заплатить выходное пособие и компенсацию за неиспользованный отпуск. Пока работник подыскивает новое место, ему нужно сохранять средний ежемесячный заработок, но не более чем в течение 2-х месяцев.

    В день, когда будет утвержден приказ об увольнении, или на следующий необходимо сдать отчет CPD-ТД.

    Через 2 месяца после оповещения о закрытии сформируйте ликвидационный промежуточный баланс. Обычно он составляется таким же образом, что и бухгалтерский, по форме №1. Внесите в него данные о составе имущества, претензиях кредиторов, итогах их разбора и запросах, удовлетворенных судом.

    Лучше поручить составление баланса профессиональному бухгалтеру. Документ ратифицируется на собрании учредителей или решением единственного участника. Затем баланс представляется в НИ с уведомление м Р15001, заверенным с помощью нотариуса. Лучше сразу добавить доказательство публикации в журнале и протокол собрания об утверждении баланса. Хотя законом это не предусмотрено, часто инспектор все-таки их требует.

    Не забудьте по очереди выплатить долги. После утверждения ликвидационного баланса заплатите гражданам, которым был причинен моральный или физический ущерб, если таковые имеются. Затем выплатите зарплату и выходные пособия сотрудникам на основании заключенных договоров.

    Месяц спустя после принятия баланса внесите все налоги, страховые взносы, пени и штрафы и затем выполните остальные обязательства. Если финансов для оплаты задолженностей недостаточно, ликвидационная комиссия распродает имущество фирмы на торгах. Если вырученной суммы не хватит, приступайте к процедуре банкротства.

    После проведения расчетов и оплаты всех долгов необходимо сформировать и утвердить обновленный ликвидационный баланс (сформированный как бухбаланс). Следующим шагом должно стать утверждение его собранием учредителей либо решением одного участника.

    Этап 8: отчетность по налогам и уволенному персоналу

    В течение одного месяца с даты утверждения промежуточного баланса сдайте отчеты по уволенным гражданам в Пенсионный фонд России. Кроме того, потребуется подать и всю налоговую отчетность.


    Похожие записи:

    Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *