Повышение акцизов на бензин в 2021
Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Повышение акцизов на бензин в 2021». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.
Налоговая система в России устроена таким образом, что цены на бензин и дизель на АЗС остаются стабильными даже в условиях очень низких или высоких цен на нефть. Достигается это за счет значительной доли налогов в стоимости каждого литра топлива, а также работой механизма по сдерживанию цен на нефтепродукты — демпфера.
Суть его работы в том, что при высоких ценах на нефть НПЗ получают компенсацию в виде отрицательного акциза, а при очень низких, наоборот, должны платить государству сверхприбыли.
Средства от взимания акцизов на моторное топливо и масла направляются на дорожное строительство, в том числе на строительство мостов и путепроводов. Ожидается, что поступления в 2021 году составят более 0,8 трлн рублей. В пользу региональных бюджетов направляется до 75% сборов. При этом, согласно утвержденному федеральному бюджету на 2021 год и плановый период 2022-2023 годов, 77,7% полученных средств будет распределено в дорожные фонды регионов РФ, а 23,3% будет передано на реализацию нацпроекта «Безопасные и качественные автодороги».
Многие граждане считают, что акцизом облагается только алкоголь и табачные изделия. Но это не так. Что же понимают под словом «акциз» и перед кем лежит обязательство его уплачивать?
Какие особенности его начисления, какие нормативные акты содержат информацию о данном виде налога?
Акциз считается косвенным налогом государственного уровня, который устанавливается на продукцию, что массово потребляется (алкогольная продукция, табачные изделия, нефтепродукты и т. д.).
Начисляется в рамках государства, чем и отличается от таможенного платежа с такой же функцией.
Сумма акциза включается в стоимость товара или в тарифы за предоставление услуг. В виду этого уплата производится и потребителями.
Условия налогообложения, исчисления и уплаты акциза по бензину регулируется гл. 22 НК.
В соответствии с нормативными актами, плательщиками такого акциза являются юридические лица, которые реализуют произведенную продукцию.
Если лицо осуществляет оптовую, оптово-розничную или розничную продажу товара, оно не считается налогоплательщиком.
Акциз по нефтепродуктам уплачивается предприятием, что их производит, при непосредственной продаже (ст. 182 п. 1 подп. 1 НК), а также в том случае, когда:
Действие | Законное закрепление |
Продукция передается с целью переработки или возврата изготовленного товара из давальческого сырья | ст. 182 п. 1 подп. 7, 12 НК |
Продукция передается в рамках предприятия для изготовления товара, что не облагается акцизом и т. д. | подпункт 8 |
При экспорте акциз не нужно уплачивать (ст. 183 п. 1 подп. 4 НК).
Продавцом должны быть предъявлены суммы акцизного налога на бензин к уплате (ст. 198 п. 1 НК), которая будет выделена в счете-фактуре и остальной первичной документации.
Согласно актуальной редакции Налогового кодекса, в 2021 году ставка на бензин 5 класса равняется 12 752 рублей за тонну, Акциз на бензин более низкого класса в 2021 году останется на уровне в 13 100 рублей, в 2021 году увеличится до 13 624 рублей, в 2022 году — до 14 169 рублей. Такое отличие в цене отражает политику государства по стимулированию использования более экологичных видов топлива.
Для того чтобы рассчитать сумму акциза, необходимо применить следующую формулу:
∑Акцизов = База налогообложения * Ставка
Если рассматривать топливную продукцию, то согласно вышеприведенной таблице базой будет считаться реализованный объем, измеряемый в тоннах. Стоит отметить, что для того чтобы не допустить двойного налогообложения (при покупке сырья и реализации готовой топливной продукции), производители уменьшают размер акциза на соответствующую разницу. Однако в ряде случаев это сделать невозможно.
В качестве первого примера возьмем предприятие, реализующее бензин марки АИ-92. Для производства топлива используется бензин класса ниже, а именно АИ-76, в который добавляются различные присадки. Партия сырья в размере 100 тонн была приобретена организацией в 2007 году, когда ставка была 2657 рублей за тонну.
При производстве 92 бензина предприятие получило 110 тонн топлива. Сумма акциза будет равна:
110 тонн * 13 100 = 1 441 000 рублей.
Однако стоит отметить, что эта суммы может быть уменьшена на сумму акциза, которая была уплачена им при покупке сырья:
100 тонн * 2657 = 265 700 рублей.
Как видно из примера, большая разница ставок для промежутка времени в 10 лет не позволит уменьшить цену для конечного потребителя.
Другой пример отразит ситуацию на топливном рынке, которая характеризуется отсутствием у одного из контрагентов лицензии на производство. Так, организация, производящее топливо и не имеющая на это специального разрешения, продает другой организации крупную партию 92 бензина. В результате реализации 100 тонн топлива производитель обязан заплатить в бюджет, учитывая, что сделка происходит в 2021 году:
100 тонн * 13 100 = 1 310 000 рублей.
В этом случае, в связи с отсутствием разрешительных документов изготовитель не вправе пользоваться налоговым вычетом, поэтому уплатит государству всю сумму целиком.
С помощью последнего примера можно показать, что конечным плательщиком акциза является рядовой потребитель. Условно имеем трех участников рынка: завод-изготовитель, оптовый продавец и розничная автозаправочная станция. Проследим путь 95 бензина от изготовителя к водителю, заправляющему свой автомобиль.
Предприятие, производящее топливо, реализует тонну 95 бензина оптовой организации. При этом сделка облагается налогом:
1 тонна * 12 752 = 12 тысяч 752 рубля.
Такая же сумма акциза будет фигурировать и в сделке с розничной автозаправочной станцией. В конечном итоге сумму этого акциза розничный продавец включит в цену бензина за литр, который купит условный покупатель.
С 1 апреля 2021 года НК РФ причисляет все темные нефтепродукты, в том числе мазут, к средним дистиллятам и признает их подакцизным товаром. Поэтому с этой даты потребители мазута смогут получить двойной налоговый вычет по акцизу на средние дистилляты, если оформят свидетельство плательщика акциза и подтвердят его целевое использование в качестве топлива — котельного или бункерного.
-
9 февраля 2021, 17:00
«Расцениваем как крайнюю меру»: челябинская сеть АЗС объяснила резкий рост цен «утечкой на экспорт»
-
14 января 2021, 07:00
Развели сопли: сравниваем магазинную и паленую незамерзайки на челябинском морозе
-
8 января 2021, 10:00
Долларовая лихорадка: как 2020 год переформатировал автомобильный рынок России
-
5 января 2021, 11:00
Новый Duster, «русский «Прадо»» и радикальная «Нива»: изучаем автомобильные новинки 2021 года
-
22 июня 2020, 10:00
Цена бензина резко выросла, несмотря на удешевление нефти: выясняем, как это возможно
-
2 июня 2020, 08:40
Как недоливают на АЗС и при чём здесь температура топлива
-
12 февраля 2020, 07:00
Последняя капля терпения. Для тех, кто недоливает на АЗС, вводят многомиллионные штрафы
Акцизы на дизельное топливо вынесены в отдельный подпункт Налогового кодекса:
Виды подакцизных товаров | с 1 января по 31 декабря 2021 года включительно | с 1 января по 31 декабря 2022 года включительно | с 1 января по 31 декабря 2023 года включительно |
Дизельное топливо | 9 188 рублей за 1 тонну | 9 566 рубль за 1 тонну | 9 938 рубль за 1 тонну |
Рассчитаем, к какому подорожанию дизтоплива приведет увеличение акцизов:
Дизельное топливо | |
Плотность, кг/м3 | 840 |
Литров в тонне | 1190 |
Акцизы на литр в 2020 году | 7,42 руб. |
Акцизы на литр в 2021 году | 7,72 руб. |
То есть из-за налоговой составляющей стоимость литра дизельного топлива вырастет на 30 копеек.
Подводя итоги данной статьи нужно сказать, что в 2021 году увеличение акцизов окажет небольшое влияние на итоговую стоимость автомобильного топлива.
Однако на практике бензин и дизельное топливо могут подорожать больше, чем на расчетные 30-40 копеек. И это будет говорить о том, что стоимость увеличена по желанию производителей и продавцов топлива.
Удачи на дорогах!
-
24 января 2021, 13:30
В Новосибирске подскочили цены на бензин. Показываем в одной картинке, как опустели наши баки с 2011 года
-
13 января 2021, 07:00
Тест-драйв доставки дешевого бензина — как это работает, сколько стоит и выгодно ли на самом деле
-
24 декабря 2020, 11:55
В Новосибирске появились странные заправки с дешевым бензином — его разливают прямо из бочек
-
10 июля 2020, 07:30
Что главное в машине для новосибирцев — экономить бензин или красоваться перед другими (опрос)
-
27 июня 2020, 15:00
«Ведро бензина — это ведро свободы». Путешественник — о четырех секретных местах в Новосибирской области
Цена на российскую нефть для белорусских НПЗ определяется по специальной формуле, напрямую привязанной к мировым котировкам. Упрощенно она выглядит так: мировая цена минус экспортная пошлина. К примеру, в январе 2021 года экспортная пошлина на российскую нефть сорта Urals составляет 38,7 долларов за тонну. Примерно на столько российская нефть дешевле для Беларуси, чем при продаже ее на экспорт (правда, российские нефтяники для сохранения привлекательности поставок нефти в Беларусь включают в цену еще пи премию в размере около 12 долларов за тонну).
С каждым годом налоговый маневр — то есть реформа налогообложения в нефтяной промышленности РФ, которая предполагает постепенное снижение экспортной пошлины на нефть с синхронным повышением налога на добычу полезных ископаемых, — приближает стоимость нефти для белорусских НПЗ к мировой.
Если в 2018 году белорусские НПЗ покупали нефть по цене около 75% от мировой, то в 2020 году — по цене 85% от мировой. Цена нефти для Беларуси в 2021 году составляет, по данным концерна «Белнефтехим», уже 88-90% от мировой. К 2024 году налоговый маневр в России завершится – то есть экспортная пошлина обнулится, и цена российской нефти для Беларуси будет такой же, как и на экспорт.
По логике, это должно означать, что с 2024 года в Беларуси будут не только мировые цены на нефть, но и мировые цены на автомобильное топливо.
В Беларуси налоговая составляющая в цене топлива — а это НДС, акцизы и другие сборы, которые платят белорусские НПЗ, — составляет около 40%.Преобладающую долю в розничной цене бензина занимает стоимость сырья — нефти, которую НПЗ покупают за валюту. В затратах НПЗ стоимость нефти занимает более 80%.
Сейчас власти пытаются облегчить налоговое бремя прежде всего для НПЗ, чтобы те из-за конъюнктурных изменений не просили регулятора повышать стоимость автомобильного топлива на внутреннем рынке. С этой целью правительство сохранило в 2021 году акцизы на бензин и иное топливо для автомобильного транспорта на уровне 2020 года. Причем в текущем году ставки акцизов на топливо установлена на весь год, без традиционной разбивки на полугодия.
А после завершения налогового маневра в РФ правительство Беларуси может вообще отказаться от акцизов на автомобильное топливо, о чем уже не один раз заявляли представители фискального ведомства. При этом в Минфине называет вероятную отмену взимания акцизов на автомобильное топливо вынужденной мерой, которая призвана сохранить приемлемый уровень цен на бензин для национальной экономики.
В Беларуси ситуация выглядит совсем иначе, что продемонстрировала в конце ноября 2020 года дискуссия в Палате представителей Национального собрания в ходе обсуждения нового механизма дорожного сбора в Беларуси.
В ходе ее первый заместитель министра финансов Беларуси Дмитрий Кийко пояснил, что одна из причин, почему не хотят включать дорожный сбор в стоимость топлива, — это единовременно рост цен на бензин, по расчетам Минфина, примерно на 0,1 рубля.
Кийко отметил, что из-за налогового маневра в РФ цена нефти для Беларуси ежегодно растет. «Соответственно, это влияет на эффективность нефтепереработки и выливается в необходимость увеличения цен на топливо на внутреннем рынке. Поэтому если наложить на те 0,1 рубля (дорожного сбора) еще и ежегодный рост стоимости топлива в связи с налоговым маневром (около 0,2 рубля), то на среднесрочном горизонте мы можем получить диспаритет цен с РФ. Это значит, что при существенном отличии цен на топливо в Беларуси и РФ в нашей стране будут меньше заправляться транзитные перевозчики, объемы реализации топлива в Беларуси упадут, есть риск серых перетоков топлива из России», — сказал Кийко.
По его словам, чтобы этого не допустить, в Беларуси будут вынуждены снижать налоговую составляющую в цене на бензин. «Поэтому на горизонте порядка трех лет мы полностью этот доходный источник в стоимости топлива нивелируем. То есть, произойдет его замещение на обычные акцизы. При этом мы начнем снижать акцизы, и этот доходный источник перестанет существовать», — сказал Кийко.
Два года назад Минфин Беларуси оценивал потери доходов при отказе от акцизов на автомобильное топливо в размере порядка 0,7% к ВВП.
- Пошлины на нефть и нефтепродукты повышаются с 1 февраля
- С 28 января повышаются цены на автомобильное топливо
- БНК не продлила долгосрочный контракт с литовской компанией на перевозку продукции в Клайпедский порт
- Посол России назвал успешной работу по переориентации белорусских нефтепродуктов на российские порты
- Нефть-2021: будет ли цена комфортной для Беларуси?
После бурных событий прошлого года, ситуация на валютном рынке Беларуси стабилизировалась, но это обманчивое спокойствие: в текущем году курс доллара на БВФБ может предпринять по крайней мере три попытки вырасти на величину более 10% и превысить уровень 3 рубля за доллар. На стабилизацию валютного рынка указывают итоги января, опубликованные Национальным банком РБ на прошлой неделе.
Цены на бензин пошли вверх. К чему готовиться водителям
В соответствие с ФЗ-301, с 01.01.2021 года ст. 193 НК РФ действует в новой редакции, согласно которой повышены акцизные ставки на бензин и нефтепродукты.
Согласно закону, в 2021 – 2021 гг. акциз на бензин, масла, авиационный керосин, прочие нефтепродукты останется без изменений. Повышение акцизных ставок предусмотрено с 1 января 2021 года в объеме 5-10% к ставкам акцизов, действующим ранее.
При изменениях трат на один из пунктов, которые формируют ценообразование, пропорционально меняется цена на топливо. К примеру, изменение величины налога на добывание сырья влечет за собой увеличение стоимости одного литра бензина.
В качестве обоснования следует напомнить о налоге на добычу, который закладывается непосредственно в оплату бензина рядовыми гражданами. Эта часть бюджета составляет около 50-60% общей суммы.
На заметку!
Таким образом, можно говорить о прямой зависимости между повышением ставок налогообложения предпринимателей и ростом цен на бензин и дизельное топливо.
Эксперты в сфере отечественной и мировой энергетики сообщают, что прогноз роста цен должен основываться на нескольких факторах:
- Добыча. Развитие технологий, преодоление сложностей по добыванию сырья требуют денежных вливаний.
- Оборудование. Выход из строя оборудования для добычи, переработки или транспортировки нефти может потребовать покупки нового.
- Рост налоговых ставок.
Дизтопливо долгое время было более дешевым заменителем бензина, что сказывалось на выборе автомобиля рядовым гражданином.
Последние изменения в новых законах и решениях правительства страны дают возможность сформировать прогноз цен на топливо в 2021 году. Среди причин изменения цен в большую сторону называют стремление государственных чиновников плотно внедрить на отечественный авторынок машины, работающие на экологически чистой энергии. Считается, что резкое увеличение стоимости топлива подтолкнет автомобилистов к выбору экологичных автомобилей.
Среди прогнозов звучат предположения об увеличении цены на дизтопливо вплоть до 55-60 руб. за 1 литр.
На заметку!
Изучая данные топливных рынков за прошедшие 2 десятилетия, можно говорить о глобальном росте цен. Бензин подорожал с 7 до 54 руб. Следует понимать, что стоимость может меняться, и многое зависит от области или края страны, компании-поставщика топлива.
Многие компании понимают, что покупателям необходимо доступное топливо. Благодаря этому появляются разнообразные акции, накопительные системы баллов, скидки на топливо для владельцев корпоративных карт и многое другое.
Акциз на нефтепродукты в 2021 году: расчеты, примеры
Владение автомобилем становится дорогим удовольствием: топливо дорожает, расходы на страховку, ремонт, налог. По данным аналитического агентства «Автостат», в 2020 году стоимость новых автомобилей в России подскочила на 12%.
В новом году машины дорожать продолжат. Более того, во второй половине 2020 года соотечественники столкнулись с дефицитом машин. Как пишет «Коммерсант», дефицит этот сохранится как минимум до весны. В результате вырастут цены. Автомобильный эксперт Михаил Лезжов ожидает подорожания машин как минимум на 10%.
Каждый год увеличиваются акцизы на алкоголь. Согласно постановлению Минфина, минимальная цена пол-литровой бутылки водки вырастет на 13 рублей, до 243 рублей. Бутылка коньяка аналогичного объема также подорожает на 13 рублей, до 446 рублей, бренди — на 9 рублей, до 324 рублей. Игристое вино вырастет в цене на 5 рублей, до 169 рублей за бутылку объемом 0,75 литра.
Вредные привычки с каждым годом становятся дороже. Вместе с ростом цен на алкоголь в России дорожает и табак. В новом году акцизы на табачную продукцию увеличатся на 15-20%. Это, как сообщил заместитель министра финансов Алексей Сазанов, соответствует антитабачной политике государства.
Акциз на традиционные сигареты составит 2359 рублей за тысячу штук, для электронных сигарет — 60 рублей за штуку. В среднем пачка сигарет подорожает на 17%, прогнозируют в Минфине.
В России регулярно увеличиваются тарифы на проезд в общественном транспорте. На сколько рублей вырастет стоимость билетов в автобусах, троллейбусах, маршрутках, трамваях и метро, решают местные власти. В Москве, например, со 2 января стоимость одной поездки в общественном транспорте увеличится на 2 рубля и составит 42 рубля. А стоимость безлимитных проездных не изменится.
Кроме того, со следующего года на 3,7% подорожают железнодорожные билеты. Такую индексацию утвердила Федеральная антимонопольная служба (ФАС).
По закону индексация тарифов на жилищно-коммунальные услуги не может быть выше размера годовой инфляции. По оценке Центрального банка РФ, темпы роста потребительских цен в этом составят 4,6-4,9%.
В среднем по России рост тарифов на ЖКУ составит 4%, сообщил заместитель руководителя Федеральной антимонопольной службы Виталий Королев. Повышение цен запланировано на 1 июля 2021 года.
Сильнее всего «коммуналка» подорожает в Чеченской Республике: на 6,5%. А меньше всего — в Мурманской области: на 3,2%. В Москве тарифы на ЖКУ проиндексируют на 4,6%,
По подсчетам ФАС, в следующем году средняя стоимость газа для российских потребителей вырастет на 3,11%. Как говорится в прогнозе Минэкономразвития на 2021-2023 гг., электричество подорожает на 5%
Тарифы на вывоз мусора проиндексируют с 1 июля. По словам замглавы «Российского экологического оператора» Алексея Макрушина, индексация составит порядка 4%.
Эксперты предупредили о росте цен на топливо в России
Отчетный период, за который происходит расчет акциза равен 1 месяцу. Как и в иные периоды, плательщики вправе получить налоговый вычет, с помощью которого происходит снижение налогового обязательства. Срок уплаты остался прежним – до 25 числа месяца, следующего за отчетным, необходимо перечислить рассчитанную сумму.
Сроки и порядок представления декларации
Субъекты, которые совершают операции с нефтепродуктами, попадающие под акциз, должны подавать в ФНС налоговую декларацию по акцизам (форма КНД 1151039). Подается декларация также каждый месяц в срок до 25 числа месяца, следующего за отчетным.
Декларация подается в налоговый орган по месту учета. При этом головные организации отчитываются по операциям с подакцизными товарами головного отделения, а обособленные подразделения – по операциям с подакцизными товарами. Когда операции проводила только обособка, то по месту нахождения головного офиса декларация не подается.
Крупнейшие налогоплательщики декларации по акцизам, включая и отчетность по своим обособленным подразделениям, подают в ФНС по месту своего учета, как крупнейшей компании. В этом случае ФНС самостоятельно направляет декларации по обособленным подразделениям в налоговые по месту нахождения этих обособок.
Сдать декларацию по акцизам можно на бумаге или в электронном виде. В первом случае потребуется личная явка в ФНС, либо направления отчета по почте. При подаче декларации в электронном виде она направляется через специального оператора или сайт ФНС.
Важно! Если среднесписочная численность работников за прошедший года составила более 100 человек, то декларация по акцизам подается в электронном виде.
Для подтверждения права на вычет по акцизам переработчикам нефтепродуктов необходимо подготовить следующие документы:
- свидетельство о регистрации лица, перерабатывающего нефть и нефтепродукты (копия);
- договор на поставку нефтесырья на правах собственности;
- договор на оказание услуг, связанных с переработкой нефтесырья;
- счета-фактуры от поставщика нефтесырья;
- документы, подтверждающие передачу нефтесырья на переработку (копии накладных на передачу в производство сырья, лимитно-заборных карт и т.д.).
Перечисленные документы предоставляются в налоговый орган вместе с декларацией в положенный срок.
В бухгалтерском учете акциз отражается на 68 счете «Расчеты по налогам и сборам». С этой целью к данному счету открывается субсчет «Расчеты по акцизам».
Отражается или нет акциз при реализации подакцизного товара будет зависеть от того, принимает ли налогоплательщик начисленный акциз к вычету или нет.
Предъявленный покупателю акциз отражается в корреспонденции со счетом, на котором отражена выручка от реализации таких товаров.
При начислении акциза в случае реализации товаров проводка будет следующей:
Д90.4 (91.2) К68 субсчет «Расчеты по акцизам».
Если продавцом сумма акциза не выставляется покупателю, то сумма налога в бухучете отражается на 19 счете «Налог на добавленную стоимость», субсчете «Акцизы». Проводка при этом будет следующей:
Д19 субсчет «Акцизы» К68 субсчет «Расчеты по акцизам» – начисление акциза при реализации товара.
В случае безвозмездной передаче подакцизных товаров начисление акциза отражается в следующей проводкой:
Д91.2 К68 субсчет «Расчеты по акцизам».
В том случае, если данные расходы для целей налога на прибыль не учитываются, то происходит возникновение налоговых обязательств. Последние в бухучете отражаются следующей проводкой:
Д99 К68 субсчет «Расчеты по налогу на прибыль».
Увеличения акцизов на бензин в 2020 году избежать не удастся. Чиновники планируют применять разные механизмы, чтобы предупредить значительный рост стоимости топлива на розничном рынке. Повышение акцизных платежей вызвано необходимостью пополнять местные бюджеты. По словам представителей власти, собранные средства будут тратиться на ремонт дорог и развитие транспортной инфраструктуры.
Неудовлетворительное состояние дорог и другие проблемы часто вызваны недостатком средств в местном бюджете. На дорожные работы обычно не выделяются деньги из федеральной казны. Увеличение поступлений финансов в местные бюджеты откроет новые возможности для восстановления дорожного покрытия и развития инфраструктуры, включая строительство мостов и развязок, новых магистралей и др.
Акциз относится к косвенному налогу, который действует только в производственной сфере. Список нефтяной продукции ограничен, но позволяет государству регулировать их производство, сбыт и потребление. Повышение этого платежа запускает цепную реакцию, которая приводит к увеличению цен на рынке, даже на продукты питания. Поэтому правительству важно сохранять влияние в этой области, чтобы исключить резких или стремительных скачков.
Любые новости о повышении цен на бензин часто приводит к панике, ведь они составляют 12% от конечной цены, предусмотренной для потребителя. Это косвенный налог, предусмотренный действующим законодательством, который направляется в федеральный бюджет. Платеж осуществляют юридические лица, занимающиеся покупкой сырья и продажей готовой продукции. Но по факту эту разницу платит конечный потребитель. Продавец всегда закладывают любые финансовые колебания в финальную стоимость.
Налог предусмотрен в случае продажи топлива. С его помощью Правительство регулирует оборот бензина в стране и сдвигает стоимость. Делается это обычно с целью повысить приток средств в бюджет, чтобы сократить его дефицит. Это может происходить и потому, что пошлина используется в качестве регулирующего инструмента на рынке.
Будет ли подорожание бензина в 2021 году
Эксперты делают неутешительные прогнозы. Счетная палата также заявляет о резком скачке цен, но чиновники утверждают обратное. Антон Силуанов заявил, что власти не допустят существенного подорожания цен из-за роста акцизов на бензин в 2020 году.
Чтобы предупредить проблему, чиновники рассматривают несколько возможных вариантов. Основную ставку делают на применение механизма отрицательного акциза для предприятий, которые занимаются переработкой нефтепродуктов. Подобные меры позволят нивелировать убытки компаниям, хотя ситуация неоднозначная. Эксперты заявляют, что уже сейчас деятельность в нефтяной отрасли часто убыточная из-за высокого налогообложения. Удастся ли чиновникам договориться с нефтяниками, чтобы предупредить рост цен, пока неизвестно.
Акциз относится к косвенному налогу, который действует только в производственной сфере. Список нефтяной продукции ограничен, но позволяет государству регулировать их производство, сбыт и потребление. Повышение этого платежа запускает цепную реакцию, которая приводит к увеличению цен на рынке, даже на продукты питания. Поэтому правительству важно сохранять влияние в этой области, чтобы исключить резких или стремительных скачков.
Акциз на бензин представляет собой косвенный налог, который взымается с предпринимателей и организаций. Он взымается на одном уровне с НДС, и за счет изменений его ставки регулируется цена и потребление продукции высокого спроса. Обязанность его рассчитывать и вносить в бюджет, лежит на самом плательщике. Специфика акциза на топливо:
- Действия производителя относительно прямогонного бензина облагаются налогом, но в стоимость конечного продукта такие платежи не закладываются.
- Оплачивать акциз на топливо можно отдельным субъектом или совместно несколькими участниками.
- В качестве объекта налогообложения выступает реализация продукции, получение или перемещение товара, передача его другому лицу, в том числе и на безвозмездной основе, использование в качестве натуральной оплаты.
- Двойное налогообложение за закупку сырья и сбыт готовой продукции исключается, за счет перерасчета его самим предприятием. Но такое разрешено делать далеко не во всех случаях.
- Цена устанавливается из расчета на одну тонну продукции. В среднем в год подорожание осуществляется в пределах 5-7%.
Акциз на топливо в 2019 году остался без изменений, согласно принятой редакции Федерального закона № 301. Увеличение его размера предусмотрено только в начале 2021 года. Сегодняшние показатели предусмотрены с прошлого года. К примеру, на бензин для автомобиля 13100 руб. за тонну, за дизельное топливо 5665 руб.
Продукты, произведенные из нефти, причисляются к подакцизной категории товара. Поэтому их выпуск облагается налогом. Отличительной их особенностью является сложный химический путь получения. Косвенным налогом облагается любая продукция, произведенная из нефти. Это автомобильное масло, керосин, дистилляторы и другое. В 2019 году на нефтепродукты сохраняется уровень акциза, предусмотренный для предыдущего года. Начисляется он при транспортировке готовой продукции своему филиалу для продажи, дальнейшей обработки или использования в собственных целях. Формула, по которой вычисляется коэффициент:
А = НБ х НС – НВ, где:
- А – акциз;
- НБ – налоговая база;
- НС – налоговая ставка;
- НВ – налоговый вычет.
Рассчитывать акциз на нефть должно само предприятие, которое занимается производством. Фискальные послабления со стороны правительства направляются на сдерживание рыночных цен на бензин и другую продукцию, предусмотренные для покупателя.
Поднятие ставки на бензин, дизельное топливо и другие производные нефти, не единственный пункт, предусмотренный принятым Федеральным законом №301. Также правительство утвердило изменения механизмы вычисления ставки на прямогонный бензин. В новой редакции размер определяется по следующей формуле:
Апб= ПТ х Спб – В, где:
- Апб – Акциз прямогонного бензина;
- ПТ – подакциз товара (количество измеряется в тоннах);
- С пб – ставка прямогонного бензина;
- В – вычеты (предусмотренные статье 200 НК РФ).
Рост планируется поэтапным, примерно на 5-10% каждый последующий период. Такая динамика направлена на стабилизацию рынка. Отчетным периодом, в который производитель рассчитывает акциз составляет 1 календарный месяц. Как и в другие периоды, плательщики имеют право получить налоговый вычет. С его помощью снижается размер налогового обязательства. Срок оплаты сохранился без изменений, и внести нужную сумму плательщик должен до 25 числа.
Стоимость топлива возобновляет рост
В отличие от многих других стран, в России складывается поистине уникальная ситуация, когда на ценники АЗС в большей степени влияют налоги в цене бензина, а не рыночная цена нефти. Совокупная налоговая составляющая в розничной цене литра уже достигла 65% – это официальная оценка Федеральной антимонопольной службы. Сюда входит и НДС, и налог на добычу полезных ископаемых, и, конечно, акцизы.
Текущая ставка акциза на бензин составляет 8,2 тысячи рублей за тонну. В пересчете на литры (в одной тонне бензина примерно 1,33 тысяч литров) получится, что размер акциза составляет примерно 6,17 рубля на литр бензина. Соответственно, при увеличении акциза до 12 374 рублей за тонну, размер акциза в цене вырастет на 3,13 рублей на литр до 9,3 рублей. Это увеличение обязательно заложат в розничную цену товара.
На первый взгляд, три рубля могут показаться мелочью, однако при регулярном использовании даже обычной легковушки, ежегодные затраты на бензин только из-за акциза могут заметно подрасти.
Возьмем среднестатистического автовладельца. К примеру, его легковушка тратит 9 литров бензина на 100 километров пути, а в год он в среднем накатывает 20 тысяч километров. В таком случае при нынешней средней цене бензина в 45,3 рублей (представим, что она неизменна) получится, что в год на бензин он тратит 81 540 рублей. Если цена возрастёт на 3 рубля, а мы учитываем её рост только от акциза, то новая цена, соответственно, составит уже 48,3 рубля. В процентах она вырастет на 6,6%.
При тех же параметрах использования в год на бензин наш автомобилист будет тратить уже 87 174 рубля, то есть почти на 6 тысяч больше. Его расходы на бензин вырастут на 7%.
Для одного человека это не много, но автоперевозки – это кровеносная система всей экономики, повышение акцизов отразится на росте почти всех товаров а заодно и многих услуг, ведь в их цену закладывается стоимость перевозки самих товаров и сырья для их производства.
Акцизы представляют собой косвенный вид налога, сумма которого закладывается в отпускную цену продаваемой продукции. Налог начисляется и платится производителями товаров, но фактически эти расходы субъект хозяйствования возмещает при продаже изделий, так как их оплачивает конечный потребитель. В бухгалтерии учет акцизов ведется раздельно по всем видам подакцизных товаров, что позволяет обособить начисления, производимые по разным ставкам.
Ставка акциза на сигареты и папиросы в 2020 году повысилась на 4% и составила 1,966 тысячи рублей за тысячу штук плюс 14,5% расчетной стоимости, исчисляемой исходя из максимальной розничной цены, но не менее 2,671 тысячи рублей за тысячу штук.
С 1 января на 4% выросла ставка акциза на трубочный, курительный, кальянный, жевательный, сосательный, нюхательный табак, она достигла 3,172 тысячи рублей за килограмм.
Ставка акциза для сигар повысилась на 3,86% (215 рублей за штуку), для сигарилл, биди и кретек — на 3,98% (3,055 тысячи рублей за тысячу штук), для нагревательного табака — на 3,99% (6,04 тысячи рублей за килограмм), для электронных систем доставки никотина — на 4,17% (50 рублей за штуку), для жидкостей к данным системам — на 8,33% (13 рублей за миллилитр).
В этом году увеличение ставок акцизов внесет относительно небольшой вклад в рост стоимости табачной продукции, рассказал руководитель отраслевого информационного агентства «Русский табак» Максим Королев.
«Что касается сигарет, повышение ставок акциза в разумных пределах — около 4% — это намного более щадящий режим, чем в прошлые годы, когда (показатель — ред.) повышали до 40% за один раз. На фоне других причин для повышения цен это влияние будет не очень большим», — сказал он.
Среди других причин подорожания сигарет в новом году Королев назвал запуск цифровой маркировки и «большие налоговый претензии к табачной индустрии». «Поэтому цены вырастут значительно, уж никак не меньше роста по 25% в год, который мы наблюдали последние 3-4 года по Росстату. Я думаю, что можно прогнозировать как минимум такое же повышение. Может быть, и больше, если появятся какие-то новые причины», — заявил Королев.
Следующее повышение ставок на табачную продукцию произойдет с 1 января 2021 года.
Акцизы представляют собой косвенный вид налога, сумма которого закладывается в отпускную цену продаваемой продукции. Налог начисляется и платится производителями товаров, но фактически эти расходы субъект хозяйствования возмещает при продаже изделий, так как их оплачивает конечный потребитель. В бухгалтерии учет акцизов ведется раздельно по всем видам подакцизных товаров, что позволяет обособить начисления, производимые по разным ставкам.
Акцизы / 9:45 25 мая 2018
Акцизы на бензин снизят
Акцизы / 11:46 17 апреля 2020
Обновились данные по топливным акцизам за март
Акцизы / 16:13 31 января 2018
ФНС направила коды видов подакцизных товаров в отношении автомобилей
Акцизы / 10:15 28 ноября 2019
Уточнен порядок заполнения декларации по акцизам на топливо
Акцизы / 14:25 6 февраля 2018
По ряду автомобилей изменился порядок отражения операций с ними в декларации по акцизам
Акцизы / 11:16 13 февраля 2018
Ставки акцизов на легковые автомобили на 2018 год
ЕНВД / 14:30 15 марта 2019
Ремонт и техобслуживание грузовиков подпадает под ЕНВД
Экономика и бизнес / 12:30 29 июля 2019
Совет Федерации отклонил закон о правилах весового контроля транспорта
Согласно актуальной редакции Налогового кодекса, в 2020 году ставка на бензин 5 класса равняется 12 752 рублей за тонну, Акциз на бензин более низкого класса в 2020 году останется на уровне в 13 100 рублей, в 2021 году увеличится до 13 624 рублей, в 2022 году — до 14 169 рублей. Такое отличие в цене отражает политику государства по стимулированию использования более экологичных видов топлива.
Для того чтобы рассчитать сумму акциза, необходимо применить следующую формулу:
∑Акцизов = База налогообложения * Ставка
Если рассматривать топливную продукцию, то согласно вышеприведенной таблице базой будет считаться реализованный объем, измеряемый в тоннах. Стоит отметить, что для того чтобы не допустить двойного налогообложения (при покупке сырья и реализации готовой топливной продукции), производители уменьшают размер акциза на соответствующую разницу. Однако в ряде случаев это сделать невозможно.
Операции с прямогонным бензином обязывают уплачивать акциз как производителя, так и покупателя. Организации, которые имеют лицензию на производство и реализацию прямогонного бензина, руководствуются особыми правилами.
Если производитель прямогонного бензина имеет соответствующее свидетельство, а также может доказать, что топливо производится для использования в нефтехимической отрасли, он может получить налоговый вычет. При передаче бензина для дальнейшего производства, в рамках предприятия, уплачивать налог не нужно. В таких случаях, специализирующееся на производстве прямогонного бензина предприятие ставит в документации специальную отметку и освобождается от налоговых выплат.