Расселение из ветхого и аварийного жилья 2021 г вологда

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Расселение из ветхого и аварийного жилья 2021 г вологда». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.

Для расселения граждан из аварийного жилфонда применяются:

  • Жилищный кодекс РФ, которым предусмотрен порядок выселения граждан из помещений, непригодных для проживания;
  • Федеральный закон № 185-ФЗ, которым предусмотрено создание Фонда содействия реформированию ЖКХ, разработка и реализация региональных программ;
  • национальный проект «Жилье и городская среда»;
  • федеральный проект «Обеспечение устойчивого сокращения непригодного для проживания жилищного фонда».

Во исполнение указанных нормативных актов каждый субъект РФ должен утвердить собственную программу переселения из аварийного жилфонда, представить паспорт программы и график переселения в федеральный реестр. Только в этом случае государство гарантирует выделение трансфертов из федерального бюджета.

Согласно ст. 2 закона № 185-ФЗ, в программе переселения принимают участие жилые помещения в многоквартирных домах (МКД), признанных аварийными и подлежащими сносу или реконструкции до 1 января 2017 года. Причиной аварийности является физический износ в процессе эксплуатации МКД.

Дом признается аварийным по следующим правилам:

  • по инициативе жильцов, муниципалитета или Госжилнадзора создается межведомственная комиссия для обследования дома;
  • для обследования привлекаются специалисты и эксперты в сфере недвижимости;
  • проводится обследование несущих конструкций и элементов здания, выполняются расчеты допустимых нагрузок, иные экспертизы;
  • для признания дома аварийным и непригодным для проживания должно подтверждаться существенное разрушение несущей способности конструкций и создание опасности для граждан;
  • на основании заключения межведомственной комиссии глава местной администрации принимает решение о признании дома аварийным, подлежащим сносу или реконструкции (в зависимости от степени износа и повреждения конструкций);
  • решение направляется в органы власти субъекта РФ для включения в адресную программу отселения.

Если дом признается аварийным, право на расселение приобретают жильцы всех помещений МКД. Поэтому получить другое жилье или компенсацию смогут наниматели, собственники, члены их семей.

Точный перечень мероприятий по расселению аварийного жилфонда утверждают субъекты РФ. Приоритет в отселении по ст. 16 закона № 185-ФЗ имеют:

  • жильцы дома, который был признан аварийным раньше других домов на территории района или квартала;
  • жильцы дома, в отношении которого вынесен судебный акт о немедленном расселении ввиду угрозы обрушения.

Исходя из даты признания дома аварийным субъект РФ формирует перечень отселения. Этот документ направляется в федеральные органы власти, а также публикуется в общем доступе в сети интернет.

Регионы могут предусматривать следующие варианты расселения аварийных домов:

  • предоставление маневренного (временного) фонда, если дом подлежит реконструкции с восстановлением характеристик;
  • выкуп помещений у застройщика и передача их в собственность или социальный найм для переселения;
  • выкуп помещений в аварийном доме у собственников по соглашению (используются методики с расчетом по рыночной цене кв. м в субъекте РФ или по кадастровой стоимости);
  • приобретение квартиры на вторичном рынке за счет региональных бюджетов;
  • участие в долевом строительстве, в том числе за счет средств граждан, если они хотят приобрести жилье больше социальной нормы.

При выделении квартир действуют правила о равнозначности и равноценности жилья. Это означает, что новые квартиры должны отвечать социальной норме (не менее 18 кв. м на члена семьи, однако с 2019 года государство гарантирует выделение жилье по принципу «метр в метр»), быть благоустроенными, находиться в том же районе или населенном пункте. Учитываются и иные факторы, связанные с транспортной доступностью, наличием инфраструктуры для детей и т. д.

Переселение жителей из аварийного и ветхого жилья происходит в несколько этапов:

  1. Жители или уполномоченный орган инициирует проверку жилого помещения для признания его аварийным или ветхим.
  2. Межведомственная комиссия производит оценку состояния жилого помещения.
  3. Выносится постановление о признании жилого помещения ветхим или аварийным.
  4. Жильцы дома встают в очередь на переселение (если дом включен в государственную программу) или получают выкупную стоимость изымаемого имущества (если дом не включен в государственную программу).
  5. Переселенцы изучают предложенные варианты квартир по смотровым ордерам.
  6. Если договоренность достигнута, происходит переселение или заключение нового договора социального найма (для лиц, проживающих на его основании в изымаемом жилье). Если договоренность не достигнута, одна из сторон обращается в суд.

Для признания жилого помещения ветхим или аварийным собственником, нанимателем или уполномоченным органом подаются следующие документы:

  • заявление;
  • паспорт заявителя;
  • копии правоустанавливающихе документов на жилье, собственник которого не отражен в Едином государственном реестре недвижимости (ЕГРН);
  • заключение комиссии об обследовании дома;
  • заключение органов государственного надзора (при необходимости);
  • заключение проектно-изыскательской организации по результатам обследования элементов ограждающих и несущих конструкций жилого помещения (при необходимости);
  • фотографии (при необходимости);
  • жалобы/заявления/письма граждан, свидетельствующие о непригодном для жизни состоянии дома;
  • другие обосновывающие документы.

До конца 2018 года по государственной программе происходит переселение жителей тех домов, которые были признаны аварийными до 1 января 2012 года. Переселение жителей из домов, признанных аварийными после этой даты, с 2019 года начало происходить по новой программе.

Если аварийный дом не включен в адресную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, собственнику взамен изъятого жилого помещения полагается денежная компенсация по договору выкупа или другая жилая площадь с зачетом ее стоимости в выкупную цену. Расходы, связанные с переездом (транспортные услуги, временное проживание на съемной квартире, оформление документов и т.д), также подлежат компенсации.

Если дом включен в адресную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, собственнику взамен изъятого жилого помещения полагается другое жилое помещение с той же площадью в том же населенном пункте.

Взамен помещения, проживание в котором проходило до выселения на основании договора социального найма, предоставляется аналогичное по площади жилое помещение. Составляется новый договор найма.

Рассмотрение заявления о признании жилья ветхим или аварийным происходит в течение 30 дней.

Собственник, выселяемый из аварийного жилья, по письменному согласию и при отсутствии в собственности других жилых помещений, вправе после получения возмещения пользоваться изымаемым жильем по в течение 6 месяцев.

Очередность расселения жителей домов определяется степенью их аварийности.

Государственная регистрация возникновения и перехода прав собственности на жилые помещения в связи с переселением по государственной программе осуществляется в течение 5 рабочих дней с даты подачи заявления.

ПРАВИТЕЛЬСТВО ВОЛОГОДСКОЙ ОБЛАСТИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 1 апреля 2019 года N 322

Об областной адресной программе N 8 «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда в муниципальных образованиях Вологодской области на 2019 — 2025 годы»

(с изменениями на 14 декабря 2020 года)

(в ред. постановлений Правительства Вологодской области от 13.01.2020 N 4, от 10.08.2020 N 940, от 14.12.2020 N 1480)

В соответствии с Федеральным законом от 21 июля 2007 года N 185-ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» и с целью переселения граждан из аварийного жилищного фонда в муниципальных образованиях Вологодской области Правительство области постановляет:

1. Утвердить прилагаемую областную адресную программу N 8 «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда в муниципальных образованиях Вологодской области на 2019 — 2025 годы».

2. Контроль за исполнением постановления возложить на заместителя Губернатора области А.Е. Стрижова.

Справку об исполнении постановления представить к 1 января 2026 года.

3. Настоящее постановление вступает в силу со дня его официального опубликования.

Одним из приоритетных направлений жилищной политики в Российской Федерации является обеспечение комфортных условий проживания, в том числе выполнение обязательств государства по реализации права на улучшение жилищных условий граждан, проживающих в жилых домах, не соответствующих установленным санитарным и техническим требованиям. В настоящее время дефицит жилых помещений в Вологодской области усугубляется большой степенью износа жилищного фонда, несоответствием условий проживания нормативным требованиям.

Проблема аварийного жилищного фонда является причиной некоторых отрицательных социальных тенденций. Условия проживания в аварийном жилищном фонде оказывают негативное влияние на здоровье граждан и на демографическую ситуацию, понижают социальный статус гражданина. Проживание в аварийных жилых помещениях практически всегда связано с низким уровнем благоустройства, что создает неравные условия доступа граждан к ресурсам городского хозяйства и снижает возможности их использования. Переселение граждан из аварийного жилищного фонда является одной из наиболее актуальных задач и требует скорейшего решения с использованием программно-целевого метода.

Федеральным законом N 185-ФЗ предусмотрена обязанность субъекта Российской Федерации до 1 сентября 2025 года расселить все многоквартирные дома, признанные до 1 января 2017 года в установленном порядке аварийными и подлежащими сносу или реконструкции в связи с физическим износом.

Реализация мероприятий по переселению граждан из аварийного жилищного фонда на территории Вологодской области будет осуществляться в рамках федерального проекта «Обеспечение устойчивого сокращения непригодного для проживания жилищного фонда» национального проекта «Жилье и городская среда».

(в ред. постановления Правительства Вологодской области от 10.08.2020 N 940)

Перечень муниципальных образований области, претендующих на предоставление финансовой поддержки за счет средств Фонда, представлен в таблице 1.

(в ред. постановления Правительства Вологодской области от 10.08.2020 N 940)

Объем средств на проведение в рамках реализации Программы мероприятий по переселению граждан из аварийного жилищного фонда определен исходя из перечня аварийных многоквартирных домов, площади расселяемых жилых помещений и размера стоимости одного квадратного метра общей площади жилых помещений, предоставляемых гражданам в соответствии с настоящей Программой.

Размер планируемой стоимости одного квадратного метра общей площади жилых помещений, предоставляемых гражданам в соответствии с Программой, составляет:

1 этап (2019 — 2020 годы) — 35375 рублей;

(в ред. постановления Правительства Вологодской области от 14.12.2020 N 1480)

2 этап (2020 — 2021 годы) — 35375 рублей;

(в ред. постановления Правительства Вологодской области от 14.12.2020 N 1480)

3 этап (2021 — 2022 годы) — 36199 рублей;

(в ред. постановления Правительства Вологодской области от 14.12.2020 N 1480)

4 этап (2022 — 2023 годы) — 36199 рублей;

(в ред. постановления Правительства Вологодской области от 14.12.2020 N 1480)

5 этап (2023 — 2024 годы) — 36199 рублей;

(в ред. постановления Правительства Вологодской области от 14.12.2020 N 1480)

6 этап (2024 — 2025 годы) — 36199 рублей.

(в ред. постановления Правительства Вологодской области от 14.12.2020 N 1480)

Распределение субсидий бюджетам муниципальных образований области по годам представлено в таблице 2.

Изменения, которые были внесены в ЖК РФ и в Федеральный закон «О Фонде содействия реформированию ЖКХ» от 21.07.2007 N 185-ФЗ, обращены на улучшение юридических способов соблюдения прав граждан на предоставление жилья после признания жилых домов аварийными, обеспечение их благоустроенным жильем и на реализацию задач Федерального проекта «Обеспечение устойчивого сокращения непригодного для проживания жилищного фонда» национального проекта «Жильё и городская среда».

В программу переселения, которая рассчитана до 2024 года, внесены объекты, признанные непригодными для проживания до 01.01.2017 года. К 2024 г. из аварийных домов в новое жилье должны быть переселены более 530 тыс. граждан на территории всей России.

В целях реализации проекта выделено финансирование из бюджета порядка 430 млрд. руб., кроме того, будут привлечены средства из внебюджетных источников.

Новый закон сохранил все имеющиеся механизмы расселения ветхих и аварийных здания жилого фонда.

Квартиросъемщикам муниципального жилья по договорам социального найма в ходе переселения также должны быть предоставлены равноценное жилые помещения, площадь которых не менее ранее занимаемых.

В отношении собственников аварийных квартир, закон делает уточнение, касающееся того, что в сумму компенсации взамен старой жилплощади должна входить рыночная стоимость участка земли, на котором находится жилой дом.

Также внесенные в закон изменения наделяют органы государственной власти субъектов РФ компетенцией на использование мер дополнительной помощи, требуемой для расселения аварийного жилья.

Например, финансирование, выделяемое Фондом содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства, в 2021 году может использоваться для частичной денежной компенсации собственникам квартир в аварийном доме затрат на оплату процентной ставки по ипотечному кредиту размером не более ключевой ставки за пользование кредитными средствами, которые использованы на покупку жилплощади.

Помимо этого, региональные власти могут решить предоставить в отношении граждан-собственников квартир в аварийном жилом доме субсидий на частичную компенсацию расходов на покупку другого жилья. Следует учитывать, что субсидия на покупку жилого помещения выделяется в размере не более разницы между ценой квартиры, равноценной по метражу изымаемой, которая рассчитывается в зависимости от нормативов стоимости кв. метров, и предоставленной компенсацией.

Также в качестве меры содействия может применяться выделение жилого помещения в наемном жилом доме.

Новый закон расширил возможные способы использования мер социальной поддержки, оказываемых государственным учреждением Фонд содействия реформированию ЖКХ регионам России на осуществление местных программ расселения граждан.

Денежные средства данного некоммерческого Фонда направляются в субъекты Российской Федерации для формирования маневренного жилищного фонда. После принятия закона органы государственной власти субъектов или муниципальные органы должны выделять гражданам, проживающих в аварийных зданиях, временные жилые помещения на срок до 2 лет.

До завершения данного срока местная администрация обеспечивает жильцов домов, непригодных для проживания, новыми квартирами или уплатить им денежную компенсацию взамен изымаемого жилья в аварийных объектах недвижимости.

Финансирование Фонда может направляться на покупку для расселяемых жителей квартир в жилых домах, включая в новостройках, возведение которых еще не окончено, и в домах-таунхаусах. Указанная норма существовала и раньше, но, в законе уточняется, что такое жилье может быть предоставлено жильцам в собственность или на основании договора социального найма, соглашению найма жилья маневренного жилищного фонда.

Таким образом, принятые изменения в процедуру расселения непригодного для проживания жилья позволяют обеспечить права граждан на широкий перечень мер социальной поддержки.

Федеральный закон вводит специальный механизм привлечения средств инвесторов в финансирование проектов комплексного развития городских территорий. Имеются в виду субсидии в отношении отдельных застройщиков, подписавших с местной администрацией соглашения о комплексном развитии территорий, на компенсацию произведенных затрат на исполнение обязательств по покупке для жильцов аварийных домов нового жилья или выплату денежной компенсации.

Такие субсидии может предоставляться в процессе выполнения строительными фирмами принятых на себя обязательств. Субсидия не может быть свыше 25 процентов нормативной стоимости переселения, рассчитанной исходя из общей площади жилых помещений, из которых осуществлено переселение граждан, и нормативной стоимости квадратного метра.

В законе в настоящее время установлены механизмы защиты инвестиционно привлекательных участков земли от использования для извлечения коммерческой прибыли.

Изменения в законе устанавливают правило целевого использования земельных участков под переселяемыми аварийными объектами. На изъятых территориях возможно размещение только объектов здравоохранения, социального обслуживания, образования и просвещения, объектов коммунального обслуживания, общественного управления, парков, зеленых зон, скверов, обустройство зон для занятий физкультурой, размещение жилья, строительство которых воплощается в действительность за счет средств бюджета.

Это условие не распространяется на земельные участки, на которых находились непригодные для проживания здания, если расселение жителей из них выполнялось в рамках осуществления договора о развитии городских территорий или комплексного развития.

При нарушении данного условия, оказываемая помощь, предоставленная субъекту РФ для расселения жильцов из аварийных жилых помещений, некоммерческой корпорацией по содействию реформирования жилищно-коммунального хозяйства возвращается в бюджет.

Кроме того, меняется порядок предоставления финансирования за счет Фонда реформирования на осуществление восстановительного ремонта и обновление сетей инженерных коммуникаций, процедура возвращения средств, предоставленных некоммерческой корпорацией, вводятся нюансы оказания Фондом содействия на расселение жильцов из аварийного жилья, которое получило такой статус после 01.01.2017 г.

Статья 16 ФЗ № 185 регулирует очерёдность переселения людей в новое жильё:

  • жители многоквартирного дома, в отношении которого выдан судебный акт о незамедлительном отселении;
  • граждане, чей дом получил статус аварийного ранее остальных МКД в рамках отдельно взятого квартала либо района в Вологде.

Реестр аварийных домов составляется с учетом даты признания здания аварийным. При выделении жилья действует норма о равноценности и равнозначности квартир.

269

266

15739

В Вологде до 2021 года планируют расселить 14 аварийных домов

Фото 18993

Фото 17043

Фото Видео 16571

Читательница АиФ Валентина Брызгалова из Белозерского района — возможно, рекордсменка по ожиданию. Расселения из своего дома на ул.Коммунистической, 81 женщина ждет с 1991 года! Именно тогда ее впервые поставили в очередь на переселение, которая не подошла до сих пор. Причем нельзя сказать, что женщина покорно смирилась со своей участью, наоборот, она выиграла суд, который постановил предоставить ей новое жилье, что зафиксировано в акте службы судебных приставов еще в 2012 году. В постановлении администрации Белозерска того же 12 года названа крайняя дата, когда нашу читательницу должны были переселить — второе полугодие 2015 года. Как можно догадаться, воз и ныне там.

«Нашему дому больше ста лет (здание 1912 года постройки — Прим.Ред.), а в программу расселения попали дома, которые «моложе» его как минимум в два раза», — сетует Валентина Брызгалова. Кстати, в прошлом году она попала на прием лично к губернатору области, тот, с ее слов, обещал посодействовать — и опять разочарование. Последняя на сегодняшний день, июльская отписка в ответ на обращения к главе региона (под документом стоит подпись замгубернатора Виталия Тушинова) гласит, что женщина… поставлена в очередь на получение жилья. Правда, «всего лишь» под пятым номером — учитывая, что Брызгалова ждет новую квартиру больше 20 лет, это, конечно, несомненный прогресс.

Адрес Управляющая компания Год Площадь м2 Жители
1 г. Вологда, тер. 498 км Архангельской линии, д. 1 1920 82
2 г. Вологда, тер. 595 км Ленинградской линии, д. 1 1937 32 3
3 г. Вологда, наб. 6 Армии, д. 29 1965 115 9
4 г. Вологда, наб. 6 Армии, д. 31 1957 116 4
5 г. Вологда, наб. 6 Армии, д. 33 1964 111 8
6 г. Вологда, наб. 6 Армии, д. 49 1917 497
7 г. Вологда, наб. 6 Армии, д. 81 1917 188
8 г. Вологда, наб. 6 Армии, д. 91 1872 369
9 г. Вологда, наб. 6 Армии, д. 97а 1914 280 17
10 г. Вологда, наб. 6 Армии, д. 99а 1908 227 10
11 г. Вологда, наб. 6 Армии, д. 149 1917 346
12 г. Вологда, наб. 6 Армии, д. 171 1926 205 18
13 г. Вологда, наб. 6 Армии, д. 173 1926 220 13
14 г. Вологда, наб. 6 Армии, д. 175 1926 213 15
15 г. Вологда, наб. 6 Армии, д. 181 1928 168 12
16 г. Вологда, наб. 6 Армии, д. 185 1928 242 26
17 г. Вологда, наб. 6 Армии, д. 227 1931 47 10
18 г. Вологда, ул. Ананьинская, д. 30 1954 40
19 г. Вологда, ул. Ананьинская, д. 32 1954 59 5
20 г. Вологда, ул. Ананьинская, д. 44 1956 48
21 г. Вологда, ул. Ананьинская, д. 67 1970 121
22 г. Вологда, ул. Ананьинская, д. 71 1971 152
23 г. Вологда, пер. Ананьинский, д. 11 1900 40
24 г. Вологда, ул. Белозерское шоссе, д. 8 1953 51
25 г. Вологда, ул. Беляева, д. 3 1977 1567

Закончился 1 этап переселения вологжан из ветхого и аварийного жилья

2019 год стал первым годом реализации нацпроектов.
— Задачи по исполнению бюджета на 2020 год очень серьезные, — отметила начальник департамента финансов Валентина Артамонова. — В этом году необходимо добиться более качественного исполнения госпрограмм.
Строительство соцобъектов, социального жилья для обеспечения детей-сирот и переселения из аварийного жилья — одна из приоритетных задач. Но часть средств в прошлом году профильным департаментом освоена не была.
— Основными причинами неосвоения средств являются длительность подготовки проектно-сметной документации подрядчиками. Это важный этап подготовки любого строительного объекта, от точности расчетов зависят человеческие жизни, — пояснил начальник департамента строительства Дмитрий Буслаев.
Как следствие — поздние сроки получения положительных заключений госэкспертизы и соответственно заключение государственных и муниципальных контрактов на выполнение работ. Также в отдельных случаях застройщики несвоевременно исполнили обязательства в рамках контрактов. Здесь причина также в особенностях технологического процесса стройки: средняя продолжительность возведения многоэтажного дома занимает от двух до четырех лет.
— Я прошу провести работу над ошибками каждому из курирующих национальные проекты ответственных за те сферы, где мы не исполнили бюджет, и не допустить этих ошибок в 2020 году, — подчеркнул первый заместитель губернатора области Антон Кольцов.
Мы поинтересовались судьбой неизрасходованных бюджетных средств: не «сгорят» ли они?
— По закону мы имеем право перенести их на этот год, поэтому все запланированные мероприятия 2019 года, по которым средства переносятся на текущий год, будут завершены в 2020 году, — пояснил Дмитрий Буслаев.

Для граждан, являющихся нанимателями жилых помещений на основании договоров социального найма порядок расселения из аварийного дома не изменился. Как и прежде он вправе получить жилое помещение равнозначное по площади имеющемуся. Однако если семья нанимателя в установленном законом порядке признана нуждающейся в жилом помещении, то при расселении учитывается норма предоставления на каждого члена семьи, установленная в регионе ее проживания.

Кроме того, жилье обязательно должно быть благоустроенным и находится в границах населенного пункта его проживания. Исключение могут составлять случаи, когда сам наниматель дал согласие на предоставление ему жилья в другом месте.

Если предоставляемая жилплощадь не соответствует требованиям благоустройства, применимым к конкретному населенному пункту, соотношения площади или по объективным причинам ухудшает условия проживания семьи, наниматель вправе отказаться от такой квартиры. Органы власти в этом случаи должны предложить иной вариант расселения.

В отношении собственников жилых помещений в аварийном доме порядок их расселения претерпел определенные изменения. Неизменными остались требования к благоустройству новой квартиры. Так, новый порядок основывается на том, что квартира в доме, признанном аварийным, оценивается исходя из остаточной стоимости, и полученная сумма вычитается из стоимости нового жилья. Разницу в цене собственник должен доплатить.

Если же собственники квартиры не имеют возможности произвести доплату, то им выплачивается компенсация. Квартира в этом случае предоставляется на основании договора социального найма. Однако при этом он должен будет ежемесячно оплачивать арендную плату.

Внимание! Для владельцев квартир, имеющих в собственности иные жилые помещения, законом предусмотрена только выплата денежной компенсации в соответствии с ее остаточной стоимостью.


Дальше тоже придется идти с перевыполнением. Президент поставил перед Фондом ЖКХ не менее амбициозную задачу. Потянете?

Константин Цицин: В этом году мы должны переселить из аварийного жилья 130 тысяч человек. Это примерно на 20 процентов больше, чем предусмотрено целевым показателем 2021 года, закрепленным в нацпроекте. Надо расселить 2,34 миллиона квадратных метров аварийного жилья. Это действительно очень амбициозная задача. Однако вполне выполнимая.

Благодаря новому закону у людей появилась гарантия, что при переезде в другой микрорайон у них будет все необходимое для жизни

Но такие рывки потребуют скорректировать уже намеченные планы. Какие?

Сергей Степашин: Скажу вам откровенно, по этому поводу я уже направил письмо в адрес председателя правительства РФ Михаила Мишустина. Вы знаете, что принято решение в этом году объединить Фонд ЖКХ с Фондом обманутых дольщиков. У нас разные функции — это отнимет много времени и сил. Я попросил главу правительства, чтобы три года нас не трогали. А потом — пожалуйста, давайте вернемся к этой теме. Тем более через три года, насколько я понимаю, Фонд обманутых дольщиков планирует закрыть проблему, собственно, ради чего его и создали.

Вы поэтому на три года просите отсрочить объединение?

Сергей Степашин: Нет. Мы должны в ближайшие три года досрочно выполнить программу расселения аварийных домов, которые признаны таковыми до 2017 года. У нас она теперь до 2024 года. Мы и к этому, и к увеличенному плану на 2021 год готовы. Но чтобы все это выполнить, не надо мешать работать Фонду. Потому что любые объединения — это большие организационные мероприятия, поиск новых форм. Все это очень серьезно затормозит нашу работу. Тем более у нас не только переселение из аварийного жилья, но и модернизация коммунальной инфраструктуры, вопросы энергоэффективности, капитальный ремонт. Это огромный объем работы. Да и те задачи, которые стоят перед Фондом ЖКХ, вечные, в отличие, скажем, от тех же обманутых дольщиков. В письме премьер-министру я просил обратить на это особое внимание.

Объединение — единственная проблема?

Сергей Степашин: Есть еще одна — финансовая. Нам нужно перенести средства, которые запланированы на 2024 год, на 2021-2022 годы. Пока деньги у нас есть. Мы перенесли 50 миллиардов рублей, сейчас нужно перекинуть 58 миллиардов. И еще. Мы боремся за ритмичность финансирования, чтобы 10-процентный секвестр, который был объявлен, нас не коснулся. В этом году, кстати, бюджет должен быть неплохим. Стоимость барреля нефти достаточно крепкая — выше цены отсечения. Так что, если деньги будут вовремя поступать, мы выполним поставленные перед нами задачи.

А регионы готовы к этому?

Константин Цицин: У нас есть информация практически из всех регионов. Некоторые даже перевыполняют программу. Два региона ее завершили — Карачаево-Черкесская Республика и Сахалинская область. Еще ряд регионов будут готовы выполнить программу в ближайшее время, в том числе и Чеченская Республика. 39 регионов планируют закрыть ее в 2023 году.

За счет чего? У них что, меньше аварийного жилья?

Константин Цицин: За счет набранных темпов, хорошей организации работы, финансирования, которое, кстати, не срывалось. А от объемов аварийного жилья это не зависит. Взять Якутию. Здесь его больше всего, а расселение идет ритмично. Не самый большой объем в Еврейской автономной области, а она срывает программу. Но и она небезнадежна. Кроме того, для нас помимо сроков очень важно качество жилья, в которое переселяют людей. Не во всех регионах есть свои строительные организации, не везде ведется качественный контроль. Именно поэтому мы оперативно направляем туда наших сотрудников.

Путина прозвучало в четверг на совместном заседании Госсовета и комиссии по мониторингу достижения целевых показателей социально-экономического развития страны, сообщает «Интерфакс». Это заявление президента было ожидаемым, так как срок действия программы расселения аварийного жилья от 2021 года в сентябре этого года подходит к концу, и ее планировали заменить новой — аналогичной «московской реновации».

Переселенцы их ветхого и аварийного жилья в Вологде получили ключи от квартир

С 2021 года начнет действовать новая программа переселения граждан из аварийного жилья. На ее реализацию из государственного бюджета планируется направить примерно 25 млрд рублей. Об этом заявил Сергей Степашин, возглавляющий наблюдательный совет Фонда содействия реформированию ЖКХ.

Новый подход к расселению аварийных домов похож на механизм действующей в столице программы реновации. В первую очередь будут расселяться большие кварталы, непригодные для проживания. Благодаря этому новое строительство уже будет обеспечено инфраструктурой. На программу планируется направить средства от продажи земельных участков под строительство. На реализацию программы будет направлено около 22-25 млрд рублей из федерального бюджета, при этом регионы также должны принять участие в финансировании, и предусмотреть средства на эту цель в бюджетах на 2021 год.

Переселение из аварийного жилья в 2021 году является одной из востребованных социальных программ. По представленным данным на её реализацию из государственного бюджета необходимо будет направить около 25 млрд. рублей. Именно об этом было недавно официально объявлено Сергеем Степашиным. Но, чем так привлекательна эта программа? В чём заключаются её основные плюсы и минусы?

Государственная программа переселения из аварийного жилья является для многих настоящим спасательным кругом и хорошей возможностью получить новое жильё, которое будет отвечать всем критериям и требованиям безопасности. Сегодня в соответствии с требованиями программы, чиновники на местах разрабатывают совершенно новый подход к расселению, беря за опыт схему со столичной реновацией. В чём она заключается? Какие её основные моменты? По плану снос целых кварталов, непригодных для проживания. Именно такая мера и шаг в значительной степени позволят использовать готовую инфраструктуру, а также по максимуму задействовать на реализацию программы средства, вырученные с продажи земельных участков под застройку.

Эксперты считают, что ситуация с непригодным жильем назрела еще в 90-х годах, когда необходимо было ремонтировать здания начала века и расселять людей из послевоенных бараков. Но в связи с политическим беспорядком возможности для разрешения данной проблемы не было.

  • выкуп муниципалитетом непригодной жилплощади с последующим сносом;
  • обмен на квартиру, являющуюся соотносимой по площади с прежним жильем, но не менее чем 18 кв.м. на каждого проживающего (пожелания относительно района проживания не учитываются);
  • предоставление государственных субсидий на покупку нового жилья (по выбору собственника, это могут быть объекты первичного или вторичного рынка);
  • предоставление жилплощади по договору социального найма.

Жильцам предлагается временное жилье, если дом уже признали опасным, а из бюджета еще не перечислены необходимые суммы на баланс муниципалитета. Временные помещения выделяется из маневренного жилого фонда и рассчитывается в размере 6 м2 на человека в соответствии с нормативами, указанными в ЖК РФ статьи №92, №99-103.

У большей части российского муниципального жилья, возведенного еще в советские годы в промежуток времени с 1940 по 1970 годы, технически потенциал исчерпан, а нахождение в нем становится опасным. Старые здания становятся не пригодными для эксплуатации в качестве жилого помещения и образуют так называемый аварийный фонд. Поэтому, переселение из аварийного жилья является одной из наиболее важных задач действующего правительства на ближайшие годы

Расселение ветхого и аварийного жилья

В рамках последнего четвертого этапа, планируется обеспечить новыми квартирами 2,4 тысячи человек. Проблемы возникли на нескольких объектах — при строительстве 40-квартирного дома в Кадникове Сокольского района, 77-квартирного здания в поселке Депо Вытегорского района и дома в Кирилловском районе. При этом в последнем муниципалитете сложности возникают по объективным причинам: из-за того, что земли находятся на территории национального парка «Русский север».

Такие данные были озвучены в ходе «правительственного часа», который состоялся в рамках 12-й сессии Законодательного Собрания. Мероприятие было посвящено итогам реализации программы переселения граждан из ветхого и аварийного жилья на территории Вологодской области.

Жилое помещение, находящееся в состоянии, которое угрожает жизни и здоровью жильцов, является непригодным для проживания, считается аварийным. Для получения данного статуса необходимы веские основания.

Признать жилье аварийным можно по следующим причинам:

  1. Помещение не соответствует нормам санитарии.
  2. Дом был серьезно поврежден при стихийных бедствиях, землетрясениях, что нельзя исправить ремонтными работами.
  3. Квартира располагается в том месте, где есть большой риск возникновения техногенной катастрофы.
  4. Повреждены конструктивные элементы помещения или уменьшена их прочность.
  5. Разрушены фундамент и стены.
  6. Утрата жилья вследствие пожара, когда восстановить его уже невозможно.

Многие люди часто называют ветхим и аварийным жилье одно и тоже помещение. Это совершенно неправильно. В квартире, признанной аварийной, жить дальше нельзя, так как это опасно для жизни и здоровья людей. В ветхом же жилье проживать можно.

Таким называют дом, который требует выполнения ремонта в силу своей старости. Чтобы квартиру переселенцев признали ветхой, необходимо более 70% износа для домов, построенных из кирпича и панелей, и 65% – для деревянных зданий.

Признанием жилья ветхим или аварийным занимается межведомственная комиссия. Для этого проводится обязательная экспертиза, на основании которой принимает решение.

Получить новое жилое помещение имеют право следующие лица:

  • Муниципальные собственники дома или жильцы, которые проживают в нем на основании соглашения о социальном найме. Заключается данный договор между гражданином и местным органом МСУ.
  • Владельцы, прошедшие приватизацию ветхого жилья, в результате которого зарегистрировали свое право собственности на него.
  • Собственники комнат в коммуналках и общежитиях, которые располагаются на муниципальной земле.

Граждане, у которых нет другого жилья, имеют право получить новое место проживания в первую очередь.

Процедура достаточно простая, но само расселение занимает много времени.

Для признания непригодности жилой площади требуется обратиться в администрацию. При себе необходимо иметь заявление и пакет бумаг. После этого собирается межведомственная комиссия, которая проверяет жилую недвижимость на предмет аварийности.

На основании обследования составляется акт, который передается в орган МСУ. Администрация уже принимает решение о том, когда и куда переселять. Просьба собственников не всегда может быть удовлетворена межведомственной комиссией. Если жильцы считают ее решение неправомерным, им стоит подать иск в судебную инстанцию.

Для того, чтобы доказать, что отказ органа был незаконным, заявителю придется провести независимую техническую экспертизу. На ее основании судья будет определять, отменять решение комиссии или нет.

147 семей Вологды улучшили жилищные условия

Важным новшеством является то, что гражданам теперь нужно будет выплачивать определенную плату за получение нового жилья. Это дает возможность собственникам самостоятельно выбирать себе жилую площадь. Например, если человек не желает переезжать в квартиру с такими же параметрами, ему потребуется доплатить за дополнительные квадратные метры.

Не все люди довольны данным нововведением. Ведь многие просто не смогут внести оплату. В этом случае законом о расселении из ветхого и аварийного жилья предусмотрен другой вариант обеспечения жильем – заключение договора о социальном найме с органом МСУ.

На основании него человек может безвозмездно пользоваться жильем с правом его выкупа в будущем. Платить гражданину придется только за услуги коммунальных служб. Но не все категории имеют право бесплатного пользования муниципальной квартирой. Такой льготой наделяются только следующие лица:

  • Люди, вышедшие на пенсию.
  • Инвалиды.
  • Семьи, имеющие 3 и более ребенка.
  • Семьи, признанные малоимущими.

Остальные граждане должны каждый месяц вносить арендную плату. Ее размер устанавливает муниципальным органом. Но обычно величина платежей намного меньше, чем при коммерческой аренде.

Расселение в настоящее время активно продвигается. Несмотря на то, что программа переселения из ветхого жилья действует уже достаточно много лет, не все аварийные дома переселены. Но большая часть населения все же получили заветные квадратные метры в новых домах.

От переселения из ветхого жилья собственники имеют полное право отказаться. Причинами этого чаще всего становятся следующие факторы:

  1. Отсутствие развитой инфраструктуры в новом месте проживания. Семьи всегда выбирают квартиры, расположенные рядом с детскими садиками, школами, больницами и прочими важными учреждениями. Поэтому отдаленность данных организаций часто влечет отказ от переезда.
  2. Несоответствие параметров нового жилья старым размерам. Не все люди понимают, что площадь может быть общей и жилой. Чиновник нередко пользуются этим, в результате чего выдают гражданам более маленькие квартиры.
  3. Расположение жилья на высоком этаже. Строить многоэтажные дома для переселения органам местной власти намного выгоднее. Поэтому расселение из ветхого жилья чаще всего производиться именно в высотки. Но не всем людям хочется жить на высоком этаже. Особенно этот касается пожилых людей, молодых мам, инвалидов.

Если жильцы отказываются от переезда в новое жилое помещение, движение очереди переселения существенно замедляется. Поэтому местные власти стараются быстрее решить вопрос с недовольными гражданами. Они могут предложить жильцам квартиры с более выгодными условиями проживания, чем в старой недвижимости.

Также орган МСУ может выкупить у собственника недвижимое имущество, признанное негодным. На вырученные средства владелец сможет приобрести себе новое жилье, которое будет полностью соответствовать его требованиям.

Расчет выкупной суммы производиться в индивидуальном порядке. При этом власти учитывают стоимость квартиры на рынке и расходы, понесенные собственником на переезд, аренду другого жилья на время расселения, оформление права собственности на купленный объект недвижимости.

Если гражданин отказывает и от денежной компенсации за ветхое жилье, то органам местной власти остается только принудительно выселить его из жилого помещения. Проводится процедура в судебном порядке.

Судебная практика, которая касается расселения из непригодных для проживания квартир, довольно обширная. Чаще всего в суд обращаются граждане, которые недовольны новыми условиями проживания, а также действиями чиновников. Люди нередко указывают на некомпетентность госслужащих, их халатное отношение к выполнению программы, а также коррумпированность.

Многие граждане соглашаются на предложенные органом МСУ варианты жилой площади, даже не понимая, что они не соответствуют правилам. Только небольшая часть жильцов набирается смелости и оспаривает решение администрации в суде. Причем они чаще всего побеждают.

Таким образом, расселение из аварийного жилья осуществляется строго по правилам, установленном законодательством о переселении. Если есть сомнения по поводу неправомерности действий чиновников, не нужно бояться обращаться в судебный орган.

В регионах фонд аварийного жилья превышает 11 млн. кв. метров. Жители возлагают большие надежды на эту государственную программу, в рамках которой будет проводиться расселение жителей из домов, которые представляют угрозу для жизни людей. По предварительным оценкам, для реализации программы потребуется 22-25млрд рублей из государственного бюджета. Региональные власти поставлены в известность о том, что в перспективе предусматривается софинансирование уже в бюджетах на 2021 год.

Пока не определено, какой институт развития выберут для реализации данной программы. По словам Степашина, на новую программу будут привлекаться бюджетные средства. О том, что в дальнейшем переселение из аварийного жилья будет финансироваться за счет средств федерального бюджета, ранее говорил руководитель Минстроя Михаил Мень. Программу разработают до конца первого полугодия 2021 года. До конца года она будет принята. При этом пропадет необходимость каждые несколько лет принимать новую программу, поскольку разрабатываемый механизм будет постоянно действующим.

Но, дело в том, что большинство граждан, которые проживают в таких домах, это люди преклонного и пенсионного возраста, и они не знают, как в нашей стране действуют государственные программы и рынок жилья в целом.

Дорогие читатели! Статья рассказывает о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай индивидуален. Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему — обращайтесь к консультанту:

Переселение из аварийного жилья после 2021 года

  • заявление;
  • паспорт заявителя;
  • копии правоустанавливающихе документов на жилье, собственник которого не отражен в Едином государственном реестре недвижимости (ЕГРН);
  • заключение комиссии об обследовании дома;
  • заключение органов государственного надзора (при необходимости);
  • заключение проектно-изыскательской организации по результатам обследования элементов ограждающих и несущих конструкций жилого помещения (при необходимости);
  • фотографии (при необходимости);
  • жалобы/заявления/письма граждан, свидетельствующие о непригодном для жизни состоянии дома;
  • другие обосновывающие документы.

Каков порядок действий в признании жилья аварийным или ветхим в Вологде, какие необходимы для этого документы, форма компенсации за изъятое жилое помещение по государственной программе и вне ее, сроки рассмотрения заявления и регистрации новых прав собственности.

Жилищный фонд постоянно обновляется за счет новостроек. Но остаются существовать также дома старого типа, которые постепенно ветшают и становятся опасными для проживания. Если дом будет признан аварийным и ветхим, то проживающие в нем люди вправе получить от государства равноценные благоустроенные квартиры в новом жилом фонде.

  1. Степень износа несущих конструкций признана критической.
  2. Отмечена опасность разрушения или часть дома обрушилась в результате допущенных ошибок в строительстве или иных факторов.
  3. Неблагоприятная обстановка в помещениях, связанная с изменениями в микроклимате. Сюда относятся такие факторы, влияющие на жизнь и здоровье граждан, как радиоактивный фон; вибрационные процессы, связанные с близким нахождениям к объектам, вызывающих их; обнаружение присутствия внутри помещений опасных химических веществ, нормы которых превышены.
  4. Нахождение в зонах природного риска, подверженных сезонным паводкам, землетрясениям, оползневым явлениям, природным пожарам и прочим.
  5. Дома, пострадавшие от взрывов, пожаров и иных факторов.
  • Во-первых, собственники (арендаторы) аварийного жилья получают равнозначное по метражу жилище. Новое жилье должно быть благоустроенным и оснащенным плитой, сантехникой, отоплением, канализацией, водопроводом, а также электроснабжением.
  • Во-вторых, жильцам предоставляется три варианта переселения, но индивидуальные пожелания граждан не учитываются.
  • В-третьих, жильцы, проживающие в аварийном объекте по договору найма, получают новое жилье на таких же условиях.
  • В-четвёртых, метраж нового жилья рассчитывается на основании актуальных норм для жилья, которое предоставляется по соцнайму. Например, семья, состоящая из двух человек, получит однокомнатную квартиру площадью 44-50 кв. метров. Семья из трех человек получит квартиру размером в 62-74 кв. метра. Согласно нормам, на каждого прописанного человека выделяется не менее 18-ти кв. метров.

Об этом заявил Сергей Степашин, возглавляющий наблюдательный совет Фонда содействия реформированию ЖКХ.
Пока не определено, какой институт развития выберут для реализации данной программы. По словам Степашина, на новую программу будут привлекаться бюджетные средства. О том, что в дальнейшем переселение из аварийного жилья будет финансироваться за счет средств федерального бюджета, ранее говорил руководитель Минстроя Михаил Мень.
Программу разработают до конца первого полугодия 2021 года. До конца текущего года она будет принята. При этом пропадет необходимость каждые несколько лет принимать новую программу, поскольку разрабатываемый механизм будет постоянно действующим.

На новую программу переселения из аварийного жилья возлагают большие надежды в регионах, где расселению подлежит более 11 млн кв. метров ветхого жилья. В частности, в Рязанской области переселения ожидают 5 тысяч человек. Их дома были признаны аварийными после 2012 года и не могут быть расселены по действующей программе. В Пермском крае расселения по новой программе ждут примерно 40 тысяч человек.
Новый подход к расселению аварийных домов похож на механизм действующей в столице программы реновации. В первую очередь будут расселяться большие кварталы, непригодные для проживания. Благодаря этому новое строительство уже будет обеспечено инфраструктурой. На программу планируется направить средства от продажи земельных участков под строительство.
На реализацию программы будет направлено около 22-25 млрд рублей из федерального бюджета, при этом регионы также должны принять участие в финансировании и предусмотреть средства на эту цель в бюджетах на этот год.

Расчет выкупной суммы производиться в индивидуальном порядке. При этом власти учитывают стоимость квартиры на рынке и расходы, понесенные собственником на переезд, аренду другого жилья на время расселения, оформление права собственности на купленный объект недвижимости.

Переселенцам предложат сразу три варианта недвижимости, но при этом никто не будет учитывать индивидуальные пожелания граждан. Это значит, что новая квартира может находиться в нежеланном для жильцов районе или иметь неудобную, с их точки зрения, планировку, но эти претензии во внимание браться не будут.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *