Требования к образованию 44 фз 2021
Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Требования к образованию 44 фз 2021». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.
-
Сфера применения настоящего Федерального закона
-
1. Настоящий Федеральный закон регулирует отношения, направленные на обеспечение государственных и муниципальных нужд в целях повышения эффективности, результативности осуществления закупок товаров, работ, услуг, обеспечения гласности и прозрачности осуществления таких закупок, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере таких закупок, в части, касающейся:
-
1) планирования закупок товаров, работ, услуг;
-
2) определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей);
-
3) заключения предусмотренных настоящим Федеральным законом контрактов;
-
4) особенностей исполнения контрактов;
-
5) мониторинга закупок товаров, работ, услуг;
-
6)аудитав сфере закупок товаров, работ, услуг;
-
7) контроля за соблюдением законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее – контроль в сфере закупок).
-
2. Настоящий Федеральный закон не применяется к отношениям, связанным с:
-
1) оказанием услуг международными финансовыми организациями, созданными в соответствии с международными договорами, участником которых является Российская Федерация, а также международными финансовыми организациями, с которыми Российская Федерация заключила международные договоры;
-
2) закупкой товаров, работ, услуг для обеспечения безопасности лиц, подлежащих государственной защите, в соответствии с Федеральным законом от 20 августа 2004 года N 119-ФЗ “О государственной защите потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства” и Федеральным законом от 20 апреля 1995 года N 45-ФЗ “О государственной защите судей, должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов”;
-
3) закупкой драгоценных металлов и драгоценных камней для пополнения Государственного фонда драгоценных металлов и драгоценных камней Российской Федерации и государственных фондов драгоценных металлов и драгоценных камней соответствующих субъектов Российской Федерации, на территориях которых были добыты драгоценные металлы и драгоценные камни;
-
4) назначением адвоката органом дознания, органом предварительного следствия, судом для участия в качестве защитника в уголовном судопроизводстве в соответствии с Уголовно-процессуальным кодексом Российской Федерации либо судом для участия в качестве представителя в гражданском судопроизводстве в соответствии с Гражданским процессуальным кодексом Российской Федерации или в административном судопроизводстве в соответствии с Кодексом административного судопроизводства Российской Федерации;
-
5) привлечением адвоката к оказанию гражданам юридической помощи бесплатно в соответствии с Федеральным законом от 21 ноября 2011 года N 324-ФЗ “О бесплатной юридической помощи в Российской Федерации”;
-
6) закупкой товаров, работ, услуг участковыми избирательными комиссиями, территориальными избирательными комиссиями, в том числе при возложении на них полномочий иной избирательной комиссии, окружными избирательными комиссиями, избирательными комиссиями муниципальных образований (за исключением избирательных комиссий муниципальных образований, являющихся административными центрами (столицами) субъектов Российской Федерации) во исполнение полномочий, предусмотренных законодательством Российской Федерации о выборах и референдумах, а также при подготовке проведения общероссийского голосования;
-
7) привлечением избирательными комиссиями, комиссиями референдума граждан к выполнению работ и оказанию услуг, связанных с обеспечением полномочий избирательных комиссий, комиссий референдума в период подготовки и проведения выборов, референдума, при подготовке проведения общероссийского голосования, по гражданско-правовым договорам, заключаемым с физическими лицами, в соответствии с Федеральным законом от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ “Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации”;
-
8) утратил силу с 31 июля 2018 года. – Федеральный закон от 03.07.2016 N 266-ФЗ;
-
9) закупкой товаров, работ, услуг Центральной избирательной комиссией Российской Федерации, избирательными комиссиями субъектов Российской Федерации, в том числе при возложении на них полномочий окружной избирательной комиссии, при проведении выборов в федеральные органы государственной власти, при подготовке проведения общероссийского голосования;
-
10) взиманием оператором электронной площадки, оператором специализированной электронной площадки платы в соответствии с частью 4 статьи 24.1 настоящего Федерального закона;
-
11) заключением соглашения об установлении сервитута в случаях и порядке, которые предусмотрены земельным законодательством.
-
3. Особенности регулирования отношений, указанных в части 1 настоящей статьи, в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, могут быть установлены отдельными федеральными законами.
-
Новые профстандарты для специалистов по госзакупкам на 2020 год
-
Законодательство Российской Федерации и иные нормативные правовые акты о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд
-
1. Законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее – законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок) основывается на положениях Конституции Российской Федерации, Гражданского кодекса Российской Федерации, Бюджетного кодекса Российской Федерации и состоит из настоящего Федерального закона и других федеральных законов, регулирующих отношения, указанные в части 1 статьи 1 настоящего Федерального закона. Нормы права, содержащиеся в других федеральных законах и регулирующие указанные отношения, должны соответствовать настоящему Федеральному закону.
-
2. В случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок, Президент Российской Федерации, Правительство Российской Федерации, федеральные органы исполнительной власти, Государственная корпорация по атомной энергии “Росатом”, Государственная корпорация по космической деятельности “Роскосмос” вправе принимать нормативные правовые акты, регулирующие отношения, указанные в части 1 статьи 1 настоящего Федерального закона (далее – нормативные правовые акты о контрактной системе в сфере закупок).
-
3. Органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления в соответствии со своей компетенцией в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок, принимают правовые акты, регулирующие отношения, указанные в части 1 статьи 1 настоящего Федерального закона. Данные правовые акты должны соответствовать нормативным правовым актам, указанным в частях 1 и 2 настоящей статьи.
-
4. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем те, которые предусмотрены настоящим Федеральным законом, применяются правила международного договора.
4.1. Решения межгосударственных органов, принятые на основании положений международных договоров Российской Федерации в их истолковании, противоречащем Конституции Российской Федерации, не подлежат исполнению в Российской Федерации. Такое противоречие может быть установлено в порядке, определенном федеральным конституционным законом.
-
Все изменения в 44-ФЗ на 2020 и 2021 годы: таблицы по месяцам
-
Организация электронного документооборота в контрактной системе в сфере закупок
-
1. В рамках отношений, указанных в части 1 статьи 1 настоящего Федерального закона, допускается обмен электронными документами, предусмотренными законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок, между участниками контрактной системы в сфере закупок, в том числе подача заявок на участие в определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей), окончательных предложений. Указанные заявки, окончательные предложения и электронные документы, направленные при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей), должны быть подписаны усиленной электронной подписью и поданы с использованием электронной площадки, специализированной электронной площадки. В случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок, обмен электронными документами осуществляется с использованием единой информационной системы.
-
2. Квалифицированные сертификаты ключей проверки электронных подписей, предназначенные для использования участниками контрактной системы в сфере закупок (за исключением участников закупок, являющихся иностранными лицами) в целях настоящего Федерального закона, создаются и выдаются удостоверяющими центрами, получившими аккредитацию на соответствие требованиям Федерального закона от 6 апреля 2011 года N 63-ФЗ “Об электронной подписи”.
-
3. Правительство Российской Федерации определяет порядок установления требований к формированию и размещению в единой информационной системе, на электронной площадке, специализированной электронной площадке информации и документов, предусмотренных настоящим Федеральным законом.
-
-
Принципыконтрактнойсистемывсфере закупок
Контрактная система в сфере закупок основывается на принципах открытости, прозрачности информации о контрактной системе в сфере закупок, обеспечения конкуренции, профессионализма заказчиков, стимулирования инноваций, единства контрактной системы в сфере закупок, ответственности за результативность обеспечения государственных и муниципальных нужд, эффективности осуществления закупок.
08.11.2019 на сайте проектов нормативных актов Минтруд выложил проект Приказа, который утверждает профстандарт «Эксперт в сфере закупок». Он состоит из 4 разделов:
- Общие сведения.
- Описание трудовых функций, которые входят в профстандарт (функциональная карта вида профессиональной деятельности).
- Характеристика обобщенных трудовых функций:
- консультирование в сфере госзакупок;
- экспертиза в сфере госзакупок;
- организация работ по экспертизе и консультированию в сфере госзакупок.
- Сведения об организациях — разработчиках профстандарта.
ВАЖНО! Трудовые функции, действия, умения и знания для эксперта в сфере госзакупок расписаны по аналогии со специалистом.
Своеобразным водоразделом является текущий год. Еще в 2016 г. контрактному работнику достаточно было иметь образование по правилам размещения заказов. Нынешняя ситуация обязывает соблюдать профстандарт специалиста по закупкам с 2020 года с наличием документов об образовании в контрактной сфере.
Эта специальность разделена по полномочиям в соответствии со шкалой сложности.
Вот квалификационные требования к должности специалиста по закупкам:
- уровень 5, начальный — обеспечение (предварительный сбор данных, подготовка документации, заключение контракта);
- 6 — осуществление (составление планов и обоснований, осуществление процедур);
- 7 — проверка (анализ результатов госзакупки, исполнения условий контракта и качества продукции);
- 8 — максимальный — контроль (мониторинг и аудит).
Составлены требования к образованию и обучению специалистов:
- Среднее, дополнительное профессиональное.
- Высшее (бакалавриат), дополнительное профессиональное.
- Высшее (специалитет, магистратура), дополнительное профессиональное.
- Высшее (специалитет, магистратура), дополнительное профессиональное.
Определены сроки опыта практической работы для специалистов в сфере госзакупок:
- Нет.
- Не менее 3 лет.
- Не менее 4.
- Не менее 5, в том числе на руководящих должностях не менее 2.
- Все изменения в законодательстве из-за коронавируса
- Антикризисные меры: как сохранить бизнес в период COVID-19
- Запреты и ограничения из-за эпидемии
- Все изменения по проверкам организаций
- Как организовать удаленную и офисную работу во время коронавируса
- Переносы сроков по налогам и сборам
- Как снизить страховые взносы до 15%
- Налоговые каникулы и другие меры поддержки организаций
- Получите доступ на 2 дня ко всем материалам К+
Для заказчиков становится обязательной проверка соответствия участника закупки п. 7.1 ч. 1 ст. 31. В настоящее время все положения ч. 1, начиная с п. 3 и вплоть до п. 11, просто декларируются на площадке, соответственно, участник декларируют свое соответствие. Нигде, в принципе, не написано, что заказчик должен проверять эту информацию, но он всегда может обратиться с запросом в соответствующие структуры госорганов в зависимости от вида декларируемого соответствия, в случае если у него возникнут сомнения. По новым правилам, с 1 января 2021 года комиссия заказчика обязана проверять соответствие поставщика п. 7.1 ч. 1 ст. 31.
п. 7.1 ч. 1 ст. 31 — это требование к юридическому лицу, согласно которому он, в течение двух лет до даты подачи заявки на участие, не привлекался к административной ответственности по статье 19.28 КОАП.
Еще раз обращаем внимание на то, что данное соответствие заказчик в 2021 году должен обязательно проверять!
С 1 апреля 2021 года меняются алгоритмы осуществления запроса котировок и закупки у единственного поставщика. Последние, также нередко называемые малыми закупками, или закупками с «полки», осуществляются по п. 4.5 ч. 1 ст. 93. Их название обусловлено тем, что заказчику достаточно зайти в каталог, размещенный на соответствующем сайте-операторе электронной площадки, выбрать интересующую его продукцию, составить извещение с описательными характеристиками на нее, и объявить закупочную сессию.
Отличительные нюансы запроса котировок в электронной форме:
- достаточно короткий срок для подачи заявки для участника
- отсутствие возможности заказчика менять положение извещения
- возможность отменить закупку не позднее, чем за один час до даты окончания срока подачи заявок
- стандартное время рассмотрения заявок
- один рабочий день
Обращаем внимание на особые алгоритмы заключения контракта: не ранее, чем через два рабочих дня с даты опубликования итогового протокола. При этом протокол разногласий не допускается! То есть проект контракта направляется участнику в один рабочий день с даты подведения итогов, участник подписывает его в один рабочий день, и уже далее заказчик подписывает документ со своей стороны. Таким образом, контракт может быть заключен не ранее, чем через два рабочих дня.
Ключевое изменение в закупках у единственного поставщика — увеличение НМЦК до 3 млн руб. При этом, если проводится бумажная закупка по п. 4.5 ч. 1 ст. 93, то предельное значение начальной максимальной цены сохраняется в 600 тыс. руб. Но в случае, когда закупка по тем же основаниям выходит на функционал электронных магазинов, НМЦК возрастает до 3 млн руб. Требования к совокупным годовым объемам закупок по п. 4.5 при этом сохраняются. Это важное изменение для заказчика!
Подробнее об алгоритмах закупочных процедур рассказывает эксперт Контру.Школы Светлана Сафина.
В 2021 году изменения коснутся и закупок на ЕАТ «Березка». В частности:
- Контроль цены закупки: участник закупки, разместивший свое предложение, во время закупочной процедуры не сможет подать цену выше той, по которой данный товар содержится в его каталоге.
- Березка для самозанятых: самозанятые, в том числе, могут участвовать закупках, объявленных как по 44-ФЗ, так и по 223-ФЗ. Для заказчиков, в отношении этих участников закупки, предусмотрена специальная отметка.
- Основания отмены закупки: если заказчик отменяет закупку, то у поставщика появилась возможность посмотреть обоснование причины отмены и узнать, почему его предложение было отклонено.
- Автооплата контрактов: это новшество планируется внедрить с 2021 года. ЕАТ «Березка» будет интегрирована с системой «Электронный бюджет», что позволит заказчикам автоматически оплачивать те контракты, которые заключены на «Березке».
- Контроль закупок: в 2021 году казначейство планирует расширить функции по контролю за действиями заказчиков и осуществлять контрольные полномочия, в том числе, в части согласования возможности заключения контрактов, если закупка на ЕАТ не состоится.
Время покажет, как на самом деле будут реализованы все вышеперечисленные функции в 2021 году.
- Как пройти бесплатное обучение по госзакупкам в Контур.Школе
- Электронная подпись для торгов. Что надо знать поставщику и заказчику
- Поставщик в системе госзакупок: как начать участвовать в государственных тендерах?
- Комплаенс как инструмент для участия в закупках по 44‑ФЗ и 223‑ФЗ
- Риски демпинга и антидемпинговые меры
- Приказ Минфина РФ № 126н: особенности применения
Изменения в госзакупках с 1 января 2021 года
В следующей статье мы расскажем о том, что изменится в закупках госкомпаний (федеральный закон 223-ФЗ) с 1 января 2021 года. Не пропустите!
- 20.07.2016 — Банковские гарантии по 44 и 223-ФЗ
- 16.01.2017 — Как обеспечить исполнение контракта по 223-ФЗ
- 11.01.2017 — Банковские гарантии исполнения контракта по 44-ФЗ
- 20.12.2016 — Обеспечение заявок по 44-ФЗ
- 01.11.2016 — Что такое закупки госкорпораций и госкомпаний
Руководитель отдела образовательных программ Росэлторг. В системе государственных, муниципальных и корпоративных закупок в качестве поставщика проработала более 5 лет, три из которых – руководила тендерным отделом Государственного университета управления. Кандидат экономических наук.
Читая текст Закона № 44-ФЗ, довольно сложно себе представить человека, не имеющего специальной подготовки и при этом сходу успешно осуществляющего обязанности контрактного управляющего. Ни для кого не секрет, Закон о контрактной системе является одним из самых сложных и имеет множество нюансов, особенностей и «узких» мест.
Даже квалифицированным юристам зачастую непросто разобраться в тех или иных случаях его применения, что уж говорить о работниках, не имеющих специальной подготовки. В регионах далеко не каждое учреждение имеет собственного юриста, а обязанности контрактного управляющего в большинстве случаев возлагаются на заместителя руководителя по хозяйственной части.
Тем не менее, прописанный в законе принцип профессионализма обязывает заказчиков предпринимать меры по поддержанию и повышению уровня квалификации и профессионального образования, в том числе путем повышения квалификации или профессиональной переподготовки в сфере закупок.
Опираясь на вышесказанное, можно сделать вывод, что законодатель напрямую не обязывает заказчика получать какое-либо дополнительное образование, однако он обязан иметь и поддерживать необходимый уровень знаний и профессиональных навыков в сфере закупок, обрести которые самостоятельно крайне сложно.
Не стоит забывать о том, что любые законодательные акты следует читать и понимать буквально, не фантазируя и не вдаваясь в пространные рассуждения. Закон № 44-ФЗ не смотря на наличие пробелов и «узких» мест является исчерпывающим документом, описывающим требования и нормы контрактной системы.
Согласно закону, с 01 января 2017 года работники контрактных служб и контрактные управляющие должны будут иметь одно из следующих образований:
- высшее образования (без учета профиля);
- дополнительное профессиональное образование в сфере закупок.
Закон прямо не требует обязательного наличия какого-либо дополнительного образования, а тем более наличия подтверждающего его документа. Однако, есть определенные требования к уровню подготовки работников в сфере закупок, наличию знаний и умений. Получить их самостоятельно крайне сложно, поскольку контрактная система на сегодняшний день – один из сложнейших механизмов экономики нашей страны.
Прохождение обучения по 44-ФЗ, получение дополнительного образования в сфере закупок – это наиболее целесообразный способ приобретения необходимых знаний и навыков. Возможность консультации с высококвалифицированными специалистами способна избавить начинающих работников от многих ошибок, сэкономить их время и средства.
Поскольку Закон №44-ФЗ обязывает иметь должный уровень квалификации, дополнительное обучение на курсах по управлению государственными и муниципальными закупками не обязательно, но необходимо.
Заместитель руководителя Казначейства России Анна Катамадзе на летней всероссийской онлайн-конференции «Электронное актирование-2020» рассказала о схеме процесса электронного актирования: «Когда заказчик подписывает акт выполненных работ, то соответствующие сведения из этого акта поступают в бухгалтерию заказчика в цифровом формате, а также в подсистему по платежам. Все это будет происходить в рамках интеграционного взаимодействия. Таким образом, происходит связь информации о поставленном товаре, выполненной работе и оказанной услуге между сторонами закупочного процесса. В конечном итоге мы обеспечим прозрачность и достоверность всех процессов. Также эта информация позволит добросовестным заказчикам и поставщикам защитить свои законные права и интересы в антимонопольном органе, судебных инстанциях и иных случаях, где это будет необходимо».1
В настоящее время заказчик и поставщик могут по своему усмотрению воспользоваться доступным функционалом реестра контрактов Единой информационной системы в сфере закупок в части электронного актирования, однако, чтобы данный процесс был легитимен, заказчику необходимо заранее это предусмотреть на этапе формирования закупочной документации. Обязательным электронное актирование может стать с 1 апреля 2021 года.
Совместно выпущенное письмо Казначейства и ФНС от 18 декабря 2019 №№ 14-00-06/27476, АС-4-15/26126 предупреждает вопросы поставщиков о необходимости дублирования первичной документации. Прочитайте его и убедитесь, что электронные документы о приемке имеют такую же юридическую силу, как и их бумажные аналоги.
Положения федерального закона от 27.12.2019 № 449-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» должны был вступить в силу еще 1 июля 2020, однако, дату вступления прописанных в нем изменений отложили до 1 апреля 2021 года. Основные изменения, описанные в данном законе, касаются запроса котировок в электронной форме и нового вида закупок у единственного поставщика, так называемых электронных закупок «с полки».
Законом устанавливается, что заказчик вправе осуществлять закупки путем проведения запроса котировок в электронной форме при условии, что начальная (максимальная) цена контракта не превышает трех миллионов рублей. При этом годовой объем закупок, осуществляемых путем проведения запроса котировок в электронной форме, не должен превышать десять процентов совокупного годового объема закупок заказчика. Таким образом, ценовой предел данного способа закупки увеличивается с 500 тысяч рублей до 3 миллионов рублей, а также исключается предельное значение для годового объема закупок, осуществляемых путем проведения запроса котировок в электронной форме, в стоимостном выражении (не более чем сто миллионов рублей).
Общая длительность закупочной процедуры, проводимой данным способом, сокращается с 13 до 7 дней. В частности, минимальный срок для подачи заявок сокращен до 4 рабочих дней, а также существенно сокращен срок на заключение контракта. Контракт может быть заключен не ранее чем через два рабочих дня, следующих за днем размещения в Единой информационной системе протокола подведения итогов запроса котировок в электронной форме. При этом формирование и размещение протокола разногласий в данном способе осуществления закупки не допускаются.
Малые закупки, предусмотренные пунктами 4 и 5 части 1 статьи 93 Закона № 44-ФЗ, (те, предел по которым раньше составлял 100 тысяч рублей, а сейчас — 600 тысяч рублей) с 1 апреля 2021 года можно будет осуществлять в электронной форме с использованием электронной площадки на сумму, не превышающую трех миллионов рублей.
Закупка будет проходить в следующем порядке.
Участники закупки будут вправе сформировать, подписать усиленной электронной подписью и разместить на электронной площадке предварительное предложение о поставке товаров. (Обратите внимание, что речь идет только о товарах). Такое предварительное предложение нужно будет «обновлять» на электронной площадке не реже, чем раз в месяц. Также можно установить конкретный срок его действия и в любой момент отозвать.
Предварительное предложение должно будет содержать в себе:
- наименование товара и его характеристики с использованием каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд;
- товарный знак (при наличии);
- наименование страны происхождения товара;
- документ (или его копия), подтверждающий страну происхождения товара (в случае, если такой документ в отношении соответствующего товара предусмотрен нормативными правовыми актами, принятыми в соответствии с частями 3 и 4 статьи 14 Закона № 44-ФЗ);
- единицу измерения товара по общероссийскому классификатору, используемому для количественной оценки технико-экономических и социальных показателей;
- цену (цены) единицы товара с учетом стоимости доставки, налогов, сборов и иных обязательных платежей;
- минимальное и (или) максимальное количество товара, предлагаемое участником закупки к поставкам;
- наименование субъекта (субъектов) Российской Федерации, муниципального (муниципальных) района (районов) или городского (городских) округа (округов) по общероссийскому (общероссийским) классификатору (классификаторам), используемому (используемым) для сопоставимости и автоматизированной обработки информации в разрезах административно-территориального деления, систематизации и однозначной идентификации на всей территории Российской Федерации муниципальных образований и населенных пунктов, входящих в их состав, в пределах территории (территорий) которого (которых) участник закупки предлагает товар к поставкам;
- минимальный (минимальные) срок (сроки) и (или) максимальный (максимальные) срок (сроки) поставки товара;
- информацию и документы, которые участник обычно подает для участия в конкурентных способах закупок (например, декларация соответствия единым требованиям и др).
Если вы опубликовали такое предварительное предложение, это означает ваше согласие на направление оператором электронной площадки заказчикам предложений о поставке товаров, соответствующих требованиям, установленным в извещениях об осуществлении закупок, то есть предварительное предложение «превращается» в момент его размещения в заявку участника закупки. Важно помнить, что ответственность за достоверность информации и документов, содержащихся в предварительном предложении, за соответствие указанных информации и документов требованиям, установленным законодательством Российской Федерации, несет участник закупки.
В свою очередь, заказчик формирует, подписывает усиленной электронной подписью и размещает в Единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, которое должно содержать также проект контракта и расчет начальной (максимальной) цены контракта. В течение одного часа с момента размещения в Единой информационной системе извещения об осуществлении закупки оператор электронной площадки определяет из числа всех размещенных предварительных предложений не более пяти заявок на участие в закупке (предварительных предложений), соответствующих требованиям, установленным в извещении и содержащих наименьшие цены за единицу товара, являющегося объектом закупки.
Оператор электронной площадки присваивает каждой заявке на участие в закупке порядковый номер в порядке возрастания цены за единицу товара и направляет их заказчику. Не позднее одного рабочего дня со дня, следующего за днем получения информации и документов, заказчик принимает в отношении каждой заявки решение. Присваивает каждой заявке на участие в закупке, которая не отклонена, порядковый номер в порядке возрастания цены за единицу товара, формирует с использованием электронной площадки протокол подведения итогов определения поставщика, где указывает победителя.
В случае наличия менее двух заявок на участие в закупке процедура не проводится — об этом заказчика уведомляет оператор электронной площадки. Контракт с победителем заключается в течение 2 рабочих дней, протокол разногласий для данной закупочной процедуры не предусмотрен.
Сильно утрируя и упрощая, данная закупочная процедура чем-то должна напоминать осуществление наших повседневных бытовых закупок в различных маркетплейсах.
С 1 января 2021 года планировался к вступлению в силу масштабный законопроект Минфина России, во многом меняющий положения Закона № 44-ФЗ. Сам регулятор контрактной системы называет его вторым оптимизационным пакетом поправок в Закон № 44-ФЗ.
Подготовка второго оптимизационного пакета поправок к Закону № 44-ФЗ была завершена только в мае, в том числе из-за пандемии коронавирусной инфекции и введения в РФ режима самоизоляции, что потребовало оперативного изменения закупочного законодательства и корректировки других законопроектов, находящихся на стадии подготовки. В конце мая Минфин России внес согласованный со всеми федеральными органами исполнительной власти оптимизационный пакет поправок к Закону № 44-ФЗ на рассмотрение правительства РФ, поэтому, очевидно, сроки вступления в силу положений законопроекта будут перенесены на более поздний срок.
Среди основных изменений, указанных в законопроекте, можно выделить следующие:
- Оптимизация способов закупок: существенно сократят количество способов закупок. Оставят только электронный аукцион, электронный конкурс, новый запрос котировок в электронной форме, электронные закупки «с полки» и закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя).
- Исключение документации о закупке при проведении вышеперечисленных конкурентных способов закупки. Реализация повлечет формирование одного документа о закупке (извещения) вместо двух документов (извещения и документации), при этом проект контракта, расчет начальной (максимальной) цены контракта, описание объекта закупки будут размещаться заказчиком в составе извещения.
- Введение универсальной стоимостной предквалификации (с сохранением специальной предквалификации по отдельным закупкам). Предусматривается необходимость наличия у участника закупки опыта исполнения любого государственного, муниципального контракта для участия в закупке с ценой от 20 млн. рублей (на 20 % от начальной (максимальной) цены проводимой закупки). Данные изменения направлены на определение заказчиками поставщиков (подрядчиков, исполнителей), обладающих квалификацией, выражающейся в опыте участия в государственных и муниципальных закупках, и исключение участия в закупках недобросовестных участников, фирм-однодневок.
- Расширение круга участников закупки, которые вправе заключить контракт при уклонении победителя. По электронным закупкам обязаны заключить контракт как минимум первые 3 участника закупки (остальные обязаны, если не отзовут свою заявку). При проведении электронных процедур устанавливается, что, в случае уклонения участника закупки от заключения контракта, заказчик направляет контракт для заключения участнику закупки, заявке которого присвоен следующий порядковый номер (каждому следующему участнику до заключения контракта). При этом участники закупки, за исключением первых трех, вправе отозвать заявки и не заключать контракт с заказчиком. Такой подход существенно увеличивает возможности заказчика заключить контракт со следующим участником закупки, принявшим участие в закупке, без повторного ее осуществления.
- Внедрение не только электронного актирования, но и электронного документооборота при расторжении контракта, а также при включении поставщика в реестр недобросовестных поставщиков.
- Установление условия о том, что взыскание заказчиком обеспечения исполнения контракта допускается не автоматически при расторжении контракта в одностороннем порядке, а только в случае включения ФАСом России поставщика в реестр недобросовестных поставщиков.2
Еще одной новацией второго оптимизационного законопроекта стал рейтинг деловой репутации предпринимателей. Регуляторы сообщают о запуске данного механизма не ранее 2023 года.
Правила формирования и использования в госзакупках рейтинга деловой репутации должно будет определить правительство Российской Федерации. В положении оптимизационного законопроекта отмечается, что под рейтингом деловой репутации участника закупки подразумевается совокупная оценка опыта участника закупки, формируемая в соответствии с правилами, установленными правительством Российской Федерации на основании данных из реестра контрактов, реестра договоров с госкомпаниями, информации и документов об исполнении контрактов. По замыслу Федеральной антимонопольной службы России, являющейся разработчиком этого предложения, рейтинг должен стать инструментом для поощрения добросовестных поставщиков и рассчитываться автоматически на основании данных единой информационной системы (количество исполненных контрактов, их цена, качество выполнения). Для компаний, включенных в этот рейтинг, предполагается снизить в несколько раз финансовое обеспечение заявки или контракта.3
В этом разделе мы расскажем о видах и формах, используемых при обучении закупкам по 44-ФЗ. Итак, определяют следующие виды обучения:
- Высшее образование в области закупок;
- Средне-специальное образование в области закупок;
- Дополнительное профобразование в области закупок.
Перейдем к более подробному описанию каждого вида обучения. Первые два имеют между собой много общего, прежде всего потому, что предусматривает обучение закупкам по 44-ФЗ с нуля, следовательно, рассмотрим его, как
Высшее и средне-специальное образование в области закупок.
Получение такого образования возможно двумя формами:
- Очное (дневное) обучение;
- Заочное обучение.
Каждая из форм может быть реализована двумя способами: на контрактной (платной) или бюджетной (бесплатной) основе. По окончанию обучения выдается Диплом соответствующего (государственного или негосударственного) образца.
Дополнительное профобразование в области закупок.
Здесь подразумеваются курсы повышения квалификации, которые могут проводиться при использовании следующих форм обучения:
- очной;
- заочной;
- дистанционной (онлайн);
- семинарские занятия.
Семинарские занятия – это форма обучения, предусматривающая лекционно-практическую работу с группой слушателей. Каждое занятие посвящено изучению определенной темы. Как правило, продолжительность семинаров по государственным закупкам не превышает двух дней.
Дистанционное или онлайн-обучение закупкам по 44-ФЗ является самой популярной формой, которая привлекает все больше слушателей.
Это объясняется простотой самой формы и легкодоступностью материалов. Обычно проходит в виде курса веб-лекций, после которых слушателям предстоит поработать самостоятельно и выполнить домашнее задание, данное лектором. Для проверки знаний используется тестирование, по результатам которого выдается свидетельство о повышении квалификации в области закупок. Чтобы пройти такой курс, человек должен иметь компьютер с доступом в Интернет и, конечно, время для прослушивания лекций (которое, кстати говоря, слушатель выбирает по своему усмотрению).
Правительство будет осуществлять контроль, в каком объеме заказчики закупают товары из РФ и других стран союза. В правительственном перечне из постановления правительства № 2014 от 03.12.2020 представлено 107 товаров. Для каждого товара рассчитана своя доля: от 50% до 90% от годового объема закупок. Так, для лифтов размер доли составляет 90%.
Санкций за несоблюдение квоты пока не предусмотрено, административная ответственность будет введена с 2022 г.
Нововведения в правилах планирования, проведения, контроля, мониторинга или аудита закупок будут введены одновременно: с 1 января 2022 г. Однако, если новый закон будет принят после октября, то изменения вступят в силу через год.
Его необходимо использовать при строительстве:
- объектов связи, телевидения и радиовещания;
- объектов водоснабжения и канализации;
- улиц, автомагистралей, транспортных развязок, туннелей;
- заводов по переработке отходов и иных объектов.
Акционера или учредителя компании, чья доля составляет менее 25%, не внесут в реестр. Но при этом в него будут включены все члены правления. Если полномочия одного из членов передадут другому лицу, его тоже включат в реестр.
В планах штрафовать за предоставление недостоверных документов и сведений при проведении закупки, а также при заключении или исполнении контракта. Так, за недостоверную информацию о товаре при подаче заявки должностных лиц и предпринимателей оштрафуют на сумму от 10 до 30 тыс. руб., юридических лиц от 50 до 200 тыс. руб.
Например, направить жалобу на этапе подачи заявок смогут только те участники, которые соответствуют требованию об «универсальной стоимостной предквалификации».
Другой информации пока нет, в том числе нет планов ввести плату на жалобы.
Требования к образованию контрактного управляющего по 44 ФЗ
Постановление правительства от 03.12.2020 № 2013 распространяется на 251 товар, среди них инструменты, вычислительная техника, различные категории медицинского оборудования, лифты, мебель и многое другое. Объем доли российского товара в среднем составляет 50-60%.
Закон действует на закупки всех госзаказчиков, строго описывает этапы торгов: от планирования до заключения контракта, регламентирует порядок, сроки госзакупок, требования к участникам и действия государственных организаций на каждом этапе. У заказчиков по 44-ФЗ есть четкий план проведения тендера, а у поставщиков — уверенность, что с победителем заключат сделку и оплатят контракт в срок.
Нарушение закона для госзаказчиков грозит административными взысканиями и отменой уже проведенной закупки, а для участников — включением в реестр недобросовестных поставщиков (РНП) с запретом участвовать в госзакупках на два года.
Закон устанавливает только общие особенности проведения торгов и обязывает заказчиков составить свое положение о закупках, которое регулирует закупочную деятельность. В положении заказчик прописывает, какими способами будет проводить торги, в какие сроки, устанавливает требования к участникам, к форме заявки и т.д.
Закон дает заказчику определенную свободу действий. Чтобы поставщику участвовать в торгах по 223-ФЗ, сначала нужно ознакомиться с положением о закупке конкретного заказчика.
Вебинар /* вывод даты справа в шапке*/ ?> 19.02.2021
Применяем Федеральный закон №44-ФЗ: защита интересов заказчика, членов комиссии, контрактной службы в контрактном органе (ФАС) по жалобам участников закупки
Профстандарты для специалистов по госзакупкам: измениться ли что-то в 2021 году
Так, например, один контрактный управляющий может заниматься закупкой строительных и ремонтных работ, второй закупкой продуктов питания, третий закупкой техники и т.д.
Эта позиция отражена в п.2 письма Минэкономразвития России от 30 сентября 2021 г.
№
Опираясь на вышесказанное, можно сделать вывод, что законодатель напрямую не обязывает заказчика получать какое-либо дополнительное образование, однако он обязан иметь и поддерживать необходимый уровень знаний и профессиональных навыков в сфере закупок, обрести которые самостоятельно крайне сложно. Требования Закона № 44-ФЗ к уровню образованию контрактных управляющих Помимо принципа профессионализма, закон о контрактной системе содержит определенные и на первый взгляд довольно четкие требования к уровню образованию контрактных управляющих и работников контрактных служб.
Минэкономразвития от 29.10.2021 № 631, разрабатывает собственный регламент или положение о деятельности структурного подразделения.
Обратите внимание, что определены минимально допустимые сроки освоения программ: повышения квалификации – не менее 16 часов профессиональной переподготовки – не менее 250 часов Обратите внимание при выборе учебной программы и образовательного учреждения на следующее: 1) Образовательное учреждение должно иметь лицензию на образовательную деятельность. 2) Срок обучения для контрактных управляющих и членов комиссий – от 108 часов. Для руководителей учреждений, работающих по Закону № 44-ФЗ – не менее 40 часов.
(Методические рекомендации Министерства экономического развития РФ и Министерства образования РФ от 12.03.2021).
- Человек должен числиться в штате организации-заказчика. Такое требование вытекает из разъяснительного письма Министерства экономики и развития за номером ОГ-Д28-834 от 31 января 2021 года.
- Человек обязан иметь высшее или профессиональное образование в области осуществления закупок.
- Контрактный управляющий не должен являться близким родственником лиц, участвующих в закупках, проводимых заказчиком.
То есть не должно возникать конфликта интересов.
В соответствии с частью 23 статьи Закона № 112 «О контрактной системе», работником контрактной службы или контрактным управляющим может быть лицо, имеющее любое высшее образование или дополнительное профессиональное образование в сфере размещения заказов. С января – уже в сфере закупок по 44-ФЗ.
Контрактная служба действует в соответствии с регламентом, который разработан и утвержден на основании типового положения , а он, в свою очередь, утвержден федеральным органом исполнительной власти по регулированию контрактной службы. Помимо приказа о контрактной службе заказчик обязан утвердить приказ о положении работы контрактной службы на основании типового положения. Обязанности работников контрактной службы перечислены в статье 38 Закона 44-ФЗ. Положение (регламент) устанавливает порядок формирования контрактной службы, полномочия контрактной службы и ответственность работников контрактной службы.
Тем не менее, прописанный в законе принцип профессионализма обязывает заказчиков предпринимать меры по поддержанию и повышению уровня квалификации и профессионального образования, в том числе путем повышения квалификации или профессиональной переподготовки в сфере закупок.
Опираясь на вышесказанное, можно сделать вывод, что законодатель напрямую не обязывает заказчика получать какое-либо дополнительное образование, однако он обязан иметь и поддерживать необходимый уровень знаний и профессиональных навыков в сфере закупок, обрести которые самостоятельно крайне сложно.
Изменения 2021 года для участников закупок
В приказе следует сослаться на статью 38 Закона о контрактной системе, перечислить одного или нескольких сотрудников, которые назначаются на такую должность. Одновременно можно утвердить и инструкцию к ней, которая определяет рабочие обязанности.
Решение о выборе между этими двумя вариантами принимается заказчиком на основании данных о совокупном годовом объеме закупок (далее СГОЗ). Если он не превышает ста миллионов рублей, то заказчик назначает контрактного управляющего. Если превышает, то в организации создается специальная служба на основании типового положения, утвержденного приказом Минэкономразвития от 29.10.2021 № 631. Бюджетное учреждение вправе назначить ответственным за госзакупки больше, чем одного сотрудника и возложить на каждого из них определенные функции и полномочия. При этом должны соблюдаться требования трудового законодательства РФ (письмо Минэкономразвития от 30.09.2021 № Д28и-1889).
- Количество конкурентных способов сократится до трех: аукцион, конкурс и запрос котировок – все в электронной форме.
Для последнего отменят максимальный годовой объем закупок, ограничивающий его применение, и введут требование об обеспечении заявок. Для электронного аукциона установят предельный срок – не более 3 часов. - Утвердят единую форму заявок и извещений для всех конкурентных способов. Унифицируют сроки их размещения, рассмотрения, разъяснения, изменения.
Больше никаких отдельных документов – техзадание, обоснование цены и другая дополнительная информация будет включена в электронную форму извещения в ЕИС. - Унифицируют случаи признания процедур несостоявшимися. Не надо будет проводить повторную процедуру.
Вторые номера будут обязаны подписывать контракт при уклонении победителя. Заказчикам дадут право заключать контракт с третьим номером и последующими. Однако участники, начиная с четвертого номера, смогут в этом случае отказаться. - Доработают процедуру совместных закупок. Их смогут проводить даже организации из разных регионов. Утратит силу подробный Порядок проведения совместных конкурсов и аукционов, вместо него в самом 44-ФЗ введут исчерпывающие требования.
- Упростят механику получения учреждениями УИС и организациями инвалидов преимуществ при закупках. Запретят смешивать в одном тендере лоты, входящие и не входящие в перечень ТРУ, при закупках которых предоставляются такие преимущества.
- Срок обмена информацией между банками и ЭТП сократят до часа. Это, например, позволит ускорить аукционы на строительство капобъектов с 4 часов до 2.
Обеспечение заявки банк будет блокировать уже при ее подаче, а не после окончания срока приема. Это даст участникам время пополнить спецсчет, если средств не хватает. Заблокированные для торгов средства запретят взыскивать по другим обязательствам поставщика. - В тендерах дороже 20 миллионов смогут участвовать только поставщики с опытом исполнения госконтракта на сумму не меньше 20% от НМЦК. Предмет контракта не имеет значения.
- В законе закрепят понятие «строительство под ключ», включающее проектирование, строительство и поставку оборудования. Урегулируют исполнение таких контрактов.
- В качестве объекта закупки разрешат указывать составление сметы на капремонт.
- Заказчики смогут изменять существенные условия в случаях, предусмотренных подпунктами а-в пункта 1 части 1 статьи 95 44-ФЗ, независимо от того, предусмотрена ли такая возможность закупочной документацией.
- Формирование документов о приемке окончательно перейдет в электронный вид в ЕИС.
- Предусмотрят возможность расторгать контракты онлайн, через ЕИС. Это ускорит процесс и гарантирует надлежащее уведомление поставщика о расторжении.
- Жаловаться можно будет через ЕИС.
- Решения о включении поставщиков в РНП тоже будут доступны в электронном виде в ЕИС.
- Для подачи жалобы во время подачи заявок участник должен пройти «универсальную стоимостную предквалификацию». То есть обжаловать тендер дороже 20 миллионов сможет только поставщик, исполнивший контракт на сумму не менее 20% от НМЦК такой закупки.
- В отношении банков, при реализации ими 44-ФЗ, разрешат подачу жалоб и проведение проверок.
Что меняется в работе государственных заказчиков и поставщиков с января 2021
Основная часть изменений вступила в силу с 13.11.2020 г. Позднее вступят в силу следующие изменения:
- с 01.01.2021 г. – Постановление Правительства РФ от 17.09.2012 №932 о форме плана закупок и часть изменений, касающиеся закупок для нужд обороны страны (Постановление Правительства РФ от 27.11.2017 г. №1428);
- с 01.04.2021 г. – изменения, касающиеся закупок у МСП и СОНО (Постановление Правительства от 17.03.2015 г. № 238);
- с 01.07.2021 г. – изменения, касающиеся утверждения планов-графиков закупок (постановление Правительства от 30.09.2019 г. №1279), а также отдельные изменения в порядке контроля закупок (Постановление Правительства от 05.08.2020 г. №1193);
- с 01.01.2022 г. будет внесено дополнение в подпункт «б» пункта 13 Правил ведения реестра контрактов (Постановление Правительства от 28.11.2013 г. №1084) о проверке финансового обеспечения по каждому коду объекта капитального строительства или объекта недвижимого имущества, сформированному в системе «Электронный бюджет».
Изменение в правилах указания единиц измерения и количества закупаемых товаров
В Плане формирования закупки необходимо указывать единицы измерения закупаемых товаров и коды по ОКЕИ, сведения о количестве закупаемых товаров. С 01.01.2021 г. данные сведения необходимы не только для поставки товаров, но при передаче товаров при закупке работ или услуг (пп. 5 п. 1 Постановления Правительства РФ №932 от 17.09.2012 г.). При этом сильных изменений сама форма Плана в данной части не претерпела.
В данном случае в плане закупки не нужно указывать информацию о количестве закупаемых товаров, если эти товары не передаются на баланс заказчика.
В план-график (Постановление Правительства РФ от 30.09.2019 №1279) следует включить информацию об общем объёме финансового обеспечения по таким закупкам по каждому коду объекта капитального строительства или объекта недвижимости.
Код формируется для госзаказчиков в системе управления общественными финансами «Электронный бюджет», что даёт в дальнейшем возможность проверки финансового обеспечения.
При проведении открытого конкурса в электронной форме на выполнение работ в сфере строительства не требуется указывать в реестре контрактов страну происхождения товара. При этом вся необходимая информация по такой закупке должна содержаться в утверждённой в соответствии с градостроительными нормами проектной документации, включённой в документацию о закупке (п.8 ч. 1 ст. 33 Закона 44-ФЗ).
Таким образом, общая тенденция изменений в сфере закупок строительных работ согласуется с позицией ФАС России (письмо от 25.06.2020 г. ИА/53616/20) – не следует устанавливать конкретные показатели для товаров, если те не будут передаваться заказчику на баланс. Т.е. если в результате выполнения работ была уложена паркетная доска, которая не передаётся заказчику отдельно от результата, то все требования к ней указываются именно в проектной документации.
Все вопросы, связанные с производством работ, закупкой и использованием инструментов, материалов в ходе строительных работ должны быть урегулированы специальными нормами.
Основной упор сделан на контроль финансирования госзакупок, причём информацию о расходовании средств стремятся максимально детализировать. Также совершенствуются нормативные акты и в отношении внедрения и регулирование работы электронных систем.
План закупки
В плане закупки указывается информация об объёме финансирования за счёт субсидии, каждый код целевой статьи расходов и код видов расходов. В самой форме плана закупки также появилась соответствующая графа для данной информации.
Правила функционирования ЕИС (утв. Постановлением Правительства от 23.12.2015 г. № 1414)
Теперь ЕИС обеспечивает контроль в том числе за соответствием информации об идентификационных кодах закупок и непревышением объёма финансового обеспечения для осуществления закупок. Кроме того, внесены некоторые технические поправки относительно возможностей ЕИС по формированию информации и документов, хранению и проверке электронно-цифровой подписи.
Изменения обусловлены введением так называемых «малых электронных торгов» при закупках у единственного поставщика.
Статья 93 Закона 44-ФЗ будет дополнена частью 12 (введена Федеральным законом №449-ФЗ от 27.12.2019). С 01.04.2021 г. проведение закупок у единственного поставщика на сумму до 3 млн. рублей можно будет осуществлять по специальной процедуре через электронную площадку.
Статьей 30 Закона 44-ФЗ предусмотрена обязанность заказчика отчитаться о проведении определённого процента закупок у МСП и СОНО. Теперь при составлении отчёта о закупках у СМП и социально ориентированных организаций заказчик отдельно будет указывать сведения о заключении контрактов с единственным поставщиком на основании части 12 статьи 93 Закона 44-ФЗ.