Охранные зоны тепловых сетей 2021
Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Охранные зоны тепловых сетей 2021». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.
Охранная зона тепловых сетей находится в ведении предприятия, осуществляющего обслуживание объекта. В связи с этим в пределах данного участка не допускается без письменного согласия данных организаций производить:
- Капремонт, строительство, реконструкцию сооружений.
- Земляные работы, посадку кустарников/деревьев, планировку грунта, обустройство монументальных клумб.
- Погрузочно-разгрузочные операции, работы, сопровождающиеся разбиванием дорожного покрытия и грунта.
- Сооружать переходы и переезды через трубопроводы.
Условия получения разрешения и осуществления указанных мероприятий предусматриваются в п. 7-8 Типовых правил. Согласование должно производиться не менее чем за три дня до начала работ.
В России начало действовать новое положение об охранной зоне тепловых сетей
В соответствии с ними на каждом объекте создается соответствующая охранная зона тепловой сети. Нормы являются обязательными для соблюдения всеми предприятиями, учреждениями, организациями, вне зависимости от их организационно-правового типа. На основании Типовых правил могут разрабатываться предписания местными органами власти с учетом конкретных условий. При этом требования не должны быть ниже, чем установленные в базовых документах. Правила распространяются на все организации, осуществляющие реконструкцию, строительство, техническое переоснащение и эксплуатацию теплосетей. Требования также обязательны для соблюдения предприятиями, которые используют дороги, железнодорожные и трамвайные пути, зеленые насаждения, переезды или ведут их переустройство вблизи защищаемых объектов.
Предприятия, которые получили письменное согласие на ведение работ в пределах защитных территорий, обязаны осуществлять их с выполнением условий, обеспечивающих сохранность объектов. В первую очередь перед началом мероприятий проводится инструктаж. Его осуществляет владелец объекта. Он знакомит исполнителей с расположением подземных конструкций, порядком проведения работ. Об этом делается соответствующая отметка в журнале или составляется акт. Инструктаж рабочих, бригадиров, мотористов, крановщиков, мастеров и прочего персонала входит в обязанности исполнителя. В п. 17 Типовых правил указывается, что охранная зона тепловых сетей должна быть свободна для доступа специалистов предприятий, в чьем ведении они находятся. Это требование, в частности, касается объектов, находящихся на территории других организаций. Охранная зона тепловых сетей используется для ремонта и обслуживания конструкций, установок, сооружений. Предприятия, в ведении которых находятся объекты, вправе запретить осуществление работ, нарушающих предусмотренные требования.
Около теплосетей запретят ставить гаражи и устраивать огороды
Структуры, которые уполномочены принимать решения об установлении охранных зон, могут определяться правительственными постановлениями, актами региональных/местных исполнительных органов. В действующих правилах не предусмотрен четкий порядок создания защитных участков. В частности, не определена необходимость принятия особого акта госорганом или местной структурой. При этом размеры, которым должна соответствовать охранная зона трубопровода тепловых сетей, предусмотрены правилами. Они формализуются в зависимости от разных параметров (диаметра, типа прокладки и так далее).
Сведения об охранных зонах вносятся в него на основании ст. 1, п. 2 ФЗ №221. Госкадастр представляет собой государственный (федеральный) информационный ресурс. Состав сведений о зонах, в пределах которых действует специальный правовой режим, которые в него включаются, определяется 10-й статьей указанного Закона. К этим данным, в числе прочего, относят описание расположения границ защитных участков, название органов муниципальной/госвласти, которыми было принято решение о создании таких зон, их изменении, реквизиты документов и источники их официального опубликования.
Теплоснабжение – часть инфраструктуры города и сельской местности. Оно обеспечивает человека, семью благами для полноценной жизнедеятельности. Установка требует прокладывания подземных и наземных труб, предназначенных для проводимости тепла в квартиры и дома. Государство гарантирует людям комфорт и удобство жизни в жилых помещениях. Законодательство заинтересовано в сохранности снабжения, поэтому регламентирует нормы и правила возведения охранных зон теплосети. С их помощью удается избежать аварий, прорывов, поломок, которые приводят к снижению качества жизни, что ощущается в зимний период.
Охранная зона теплотрассы выглядит как участок земли шириной, которая определяется углом откоса грунта в естественном виде. Право на установку это территории дает приказ, действующий с 1 января 1993 года, № 197. Он издан Министерством архитектуры, строительства, и жилищно-коммунального хозяйства РФ. Положения нормативно-правового акта повествуют об утверждении и введении в действие типовых правил охраны тепловых сетей. Цель – повысить технический уровень эксплуатации и организовать охрану от повреждений.
Государством разработаны строительные нормы и правила, регулирующие требования возведения охранных зон подземной теплотрассы и надземной сети. В них содержатся требования экологической безопасности, сформулированы критерии надежности и выбора материалов с учетом охраны от пожаров. СНИП охранной зоны тепловых сетей действуют с 1 сентября 2003 года, утверждены 24 июня 2003 года приказом Министерства архитектуры, строительства и ЖКХ № 110.
Законодательство считает обязательным регистрацию охранных зон теплосетей в Едином государственном реестре недвижимости (далее – ЕГРН). Это правило регламентировано в статьях 7, 8 Федерального закона «О государственной регистрации недвижимости» от 13.07.2015 N 218-ФЗ. Участки, где проходит трубопровод, регистрируются для сохранности.
Статья 10 этого нормативно-правового акта устанавливает перечень сведений, подлежащих указанию в ЕГРН:
- признаки, присвоенные зонам (номера, типы, индексы);
- обозначение места расположения;
- официальные названия государственных учреждений, принявших решение об установке;
- реквизиты приказов, регламентирующих создание территорий;
- ограничения для эксплуатации строений.
Органы местного самоуправления берут на себя обязательство по передаче информации в регистрационную палату об организации зон после утверждения приказов и распоряжений о их создании. Владелец земли обращается с заявлением о включении территории в Росреестр, сотрудники учреждения рассматривают этот вопрос, вносят сведения, выдают выписку из ЕГРН, подтверждающую регистрацию.
Охранные территории тепловых сетей призваны защищать от факторов, которые негативно влияют на функционал – поломок, аварий. Если посторонними людьми причинен ущерб, возмещение происходит за их счет.
Согласно статье 12 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее — ГК РФ) защита гражданских прав осуществляется способами, перечисленными в названной статье, а также иными способами, предусмотренными законом. В соответствии со статьей 304 ГК РФ собственник может требовать устранения всяких нарушений его права, хотя бы эти нарушения и не были соединены с лишением владения.
Представляется, что предъявление в суд иска на основании статей 304, 305 ГК РФ об устранении препятствий в осуществлении права собственности (в пользовании и обслуживании) сетей теплоснабжения путем переноса объектов из охранных зон является одним из возможных правовых способов защиты прав владельцев тепловых сетей, нарушенных застройкой земельных участков в охранных зонах.
Как следует из пункта 45 Постановления Пленума Верховного Суда РФ № 10 и Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ № 22 от 29.04.2010 г. «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав» (далее по тексту — постановление № 10/22) в силу статей 304, 305 ГК РФ иск об устранении нарушений прав, не связанных с лишением владения, подлежит удовлетворению в случае, если истец докажет, что он является собственником или лицом, владеющим имуществом по основанию, предусмотренному законом или договором, и что действиями ответчика, не связанными с лишением владения, нарушается его право собственности или законное владение. Такой иск подлежит удовлетворению и в том случае, когда истец докажет, что имеется реальная угроза нарушения его права собственности или законного владения со стороны ответчика.
Иск об устранении нарушений права, не связанных с лишением владения, подлежит удовлетворению независимо от того, на своем или чужом земельном участке либо ином объекте недвижимости ответчик совершает действия (бездействие), нарушающие право истца. Названная правовая позиция была подтверждена также в пункте 10 Информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 15.01.2013 № 153.
В соответствии с пунктом 46 постановления № 10/22 при рассмотрении исков об устранении нарушений права, не связанных с лишением владения, путем возведения ответчиком здания, строения, сооружения суд устанавливает факт соблюдения градостроительных и строительных норм и правил при строительстве соответствующего объекта.
Несоблюдение, в том числе незначительное, градостроительных и строительных норм и правил при строительстве может являться основанием для удовлетворения заявленного иска, если при этом нарушается право собственности или законное владение истца.
Удовлетворяя иск об устранении нарушений права, не связанных с лишением владения, суд вправе как запретить ответчику совершать определенные действия, так и обязать ответчика устранить последствия нарушения права истца (пункт 47 постановления № 10/22).
При этом, в силу статьи 208 ГК РФ исковая давность не распространяется на требование собственника или иного владельца об устранении всяких нарушений его права, хотя бы эти нарушения не были соединены с лишением владения. В этой связи длительность нарушения права не препятствует удовлетворению этого требования судом (пункт 48 постановления № 10/22).
По результатам анализа судебной практики рассмотрения подобных дел можно сделать следующие выводы.
В ряде случаев суды удовлетворяют требования владельцев тепловых сетей о переносе (сносе) объектов, возведенных в охранных зонах, либо переносе (перекладке) участка тепловой сети (при наличии технической возможности) при установлении следующих обстоятельств: несоблюдение ответчиком градостроительных и строительных норм и правил при строительстве объектов и нарушение прав владельца тепловой сети (постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 29.12.2011 по делу № А62-1210/2011, постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 28.12.2010 по делу № АЗЗ-3047/2010).
В случае установления того факта, что проектная документация объектов капитального строительства ответчика соответствует требованиям нормативных технических документов, результаты инженерных изысканий требованиям технических регламентов, в том числе факта непросадочности грунта, суд может отказать в удовлетворении заявленных требований (постановление Седьмого арбитражного апелляционного суда от 23.05.2008 № 07АП-1936/08).
При этом, истец должен доказать реальное нарушение его прав и реальное препятствие в пользовании теплосетевым имуществом, поддержании его в надлежащем техническом состоянии, производстве ремонтных или иных работ. Одного формального признака — несоответствия расположения объекта действующим СНиП — может оказаться недостаточно для удовлетворения судом негаторного иска (постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 30.11.2012 по делу № А45-6887/2012, постановление ФАС Волго-Вятского округа от 11.05.2012 по делу № А17-9711/2009).
В некоторых же случаях для удовлетворения заявленных требований правообладателя теплосети суду достаточно установить расположение возведенных объектов на участке тепловой сети. Так, при рассмотрении одного из дел суд первой инстанции пришел к выводу, поддержанному судами апелляционной и кассационной инстанций, о том, что расположение торговых павильонов ответчика на участке тепловой сети, находящейся в собственности истца, нарушает права и законные интересы последнего, поскольку препятствует нормальной и безопасной эксплуатации указанных тепловых сетей, создает угрозу жизни окружающих (арендаторов торговых павильонов, посетителей рынка, а также потребителей тепловой энергии), а также препятствует доступу ис��ца к местам проведения ремонтных работ, что подтверждается имеющимися в материалах дела актами (постановления Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 05.10.2010, ФАС Центрального округа от 01.02.2011 по делу № А35-3128/2010).
1. Среди особенностей правового режима охранных зон тепловых сетей и порядка их формализации и установления следует выделить следующие:
1) правовой режим охранных зон тепловых сетей регламентирован ведомственными нормативными актами по вопросам охраны и эксплуатации тепловых сетей;
2) действующие правила охраны тепловых сетей, в связи с обеспечением условий эксплуатации которых устанавливаются зоны, не определяют порядок установления охранных зон, в том числе необходимость принятия специального акта органа государственной власти или органа местного самоуправления об установлении соответствующей зоны, а также момент, с которого охранная зона считается установленной;
3) размеры охранных зон тепловых сетей являются нормативно определяемыми путем установления расстояний от тепловых сетей до сооружений и формализуются в зависимости от различных параметров (типа прокладки, диаметра сетей и др.);
4) внесение сведений об охранных зонах тепловых сетей в государственный кадастр недвижимости представляется труднореализуемым на практике, однако, существует риск отсутствия указанных сведений в государственном кадастре недвижимости, связанный с признанием действий лиц по возведению объектов в охранных зонах правомерными.
2. Возможны следующие способы защиты прав владельцев тепловых сетей, нарушенных застройкой земельных участков, находящихся в охранных зонах:
1) предъявление в суд иска об устранении препятствий в осуществлении права собственности (в пользовании и обслуживании) сетей теплоснабжения путем переноса объектов из охранных зон (негаторный иск).
2) обращение в управление Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору с соответствующей жалобой на действия лиц, нарушающих правила охраны тепловых сетей.
Отличают напорную и самотечную канализацию. Соответственно охранная зона бытовой напорной канализации — 5 метров от трубы до фундамента здания или сооружения.
Если канализация самотечная, то согласно СНиП охранная зона составит — 3 метра.
При этом минимальное расстояние от забора или опор контактной сети до канализации составит 3 и 1,5 метра соответственно.
Охранная зона водопровода — 5 метров от фундамента объекта до сети. Охранная зона от фундамента ограждения предприятий, эстакад, опор контактной сети и связи, железных дорог до водопровода — 3 метра.
Кроме того, из СП 42.133330.2011 Таблица 16 (подробнее см.ниже), можно подчерпнуть следующие сведения, касающиеся прокладки водопровода и канализациионных труб:
«2. Расстояния от бытовой канализации до хозяйственно-питьевого водопровода следует принимать, м: до водопровода из железобетонных и асбестоцентных труб — 5; до водопровода из чугунных труб диаметром до 200мм — 1.5 , диаметром свыше 200мм — 3; до водопровода из пластиковых труб — 1,5.
Расстояние между сетями канализации и производственного водопровода в зависимости от материала и диаметра труб, а также от номенклатуры и характеристики грунтов должно быть 1,5м.»
Охранная зона тепловых сетей: размер зоны, типовые правила, регистрация в ЕГРН
Постановление Правительства РФ от N 878 (ред. от ) «Об утверждении Правил охраны газораспределительных сетей»
Пункт 7. Для газораспределительных сетей устанавливаются следующие охранные зоны:
а) вдоль трасс наружных газопроводов — в виде территории, ограниченной условными линиями, проходящими на расстоянии 2 метров с каждой стороны газопровода;
б) вдоль трасс подземных газопроводов из полиэтиленовых труб при использовании медного провода для обозначения трассы газопровода — в виде территории, ограниченной условными линиями, проходящими на расстоянии 3 метров от газопровода со стороны провода и 2 метров — с противоположной стороны;
в) вдоль трасс наружных газопроводов на вечномерзлых грунтах независимо от материала труб — в виде территории, ограниченной условными линиями, проходящими на расстоянии 10 метров с каждой стороны газопровода;
г) вокруг отдельно стоящих газорегуляторных пунктов — в виде территории, ограниченной замкнутой линией, проведенной на расстоянии 10 метров от границ этих объектов. Для газорегуляторных пунктов, пристроенных к зданиям, охранная зона не регламентируется;
д) вдоль подводных переходов газопроводов через судоходные и сплавные реки, озера, водохранилища, каналы — в виде участка водногопространства от водной поверхности до дна, заключенного между параллельными плоскостями, отстоящими на 100м с каждой стороны газопровода;
е) вдоль трасс межпоселковых газопроводов, проходящих по лесам и древесно-кустарниковой растительности, — в виде просек шириной 6 метров, по 3метра с каждой стороны газопровода. Для надземных участков газопроводов расстояние от деревьев до трубопровода должно быть не менее высоты деревьев в течение всего срока эксплуатации газопровода.
Газопроводы различают по устройству (надземные, подземные) по давлению внутри трубы (от нескольких килопаскалей, до 1,5 мегапаскалей) и диаметру трубы. Расстояние от газопровода до здания определено в СП 62.13330.2011 в Приложении Б. Здесь представлены выдежки из этого приложения для подземных и надземных газопроводов.
По клику на участок официальной карты Инженерные сети территория вы узнаете кадастровый номер объекта, площадь, назначение, год постройки (для дома) и можете перейти к просмотру всех доступных электронных выписок из ЕГРН.
3. Проведение кадастровых работ по образованию земель из государственной собственности и внесение сведений о земельном участке в ГКН.
Площадь образуемого земельного участка, указанного в межевом плане, не может на 10 или более процентов отличаться от площади земельного участка, указанной в утвержденном проекте межевания территории (пп.8, п.2. статьи 26 ФЗ 221 от 24 июля 2021 г. “О государственном кадастре недвижимости”).
Уполномоченный орган власти принимает решение о предварительном согласовании предоставления земельного участка в срок не более чем 30 дней. Либо принимает решение об отказе. Перечень возможных причин для отказа ограничен Кодексом (пункт 8 статьи 39.15 Земельного кодекса).
Объекты, размещение которых может осуществляться на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов:
1. Подземные линейные сооружения, а также их наземные части и сооружения, технологически необходимые для их использования, для размещения которых не требуется разрешения на строительство.
2. Водопроводы и водоводы всех видов, для размещения которых не требуется разрешения на строительство.
3. Линейные сооружения канализации (в том числе ливневой) и водоотведения, для размещения которых не требуется разрешения на строительство.
4. Элементы благоустройства территории.
5. Линии электропередачи классом напряжения до 35 кВ, а также связанные с ними трансформаторные подстанции, распределительные пункты и иное предназначенное для осуществления передачи электрической энергии оборудование, для размещения которых не требуется разрешения на строительство.
6. Нефтепроводы и нефтепродуктопроводы диаметром DN 300 и менее, газопроводы и иные трубопроводы давлением до 1,2 Мпа, для размещения которых не требуется разрешения на строительство.
7. Тепловые сети всех видов, включая сети горячего водоснабжения, для размещения которых не требуется разрешения на строительство.
8. Геодезические, межевые, предупреждающие и иные знаки, включая информационные табло (стелы) и флагштоки.
9. Защитные сооружения, для размещения которых не требуется разрешения на строительство.
10. Объекты, предназначенные для обеспечения пользования недрами, для размещения которых не требуется разрешения на строительство.
11. Линии и сооружения связи, для размещения которых не требуется разрешения на строительство.
12. Проезды, в том числе вдольтрассовые, и подъездные дороги, для размещения которых не требуется разрешения на строительство.
13. Пожарные водоемы и места сосредоточения средств пожаротушения.
14. Пруды-испарители.
15. Отдельно стоящие ветроэнергетические установки и солнечные батареи, для размещения которых не требуется разрешения на строительство.
Последняя редакция принята 24.06.2003 г., однако не была зарегистрирована Минюстом. В связи с этим суды считают новые правила недействительными. При рассмотрении споров используются СНиП 2.04.07-86. В правилах предусмотрен перечень действий, запрещенных в пределах участков с особым режимом использования. Поскольку защита объектов выступает как основная цель, для которой создаются охранные зоны тепловых сетей, СНиП запрещают:
Минстрой подготовил Положение об охранной зоне теплосетей
Структуры, которые уполномочены принимать решения об установлении охранных зон, могут определяться правительственными постановлениями, актами региональных/местных исполнительных органов. В действующих правилах не предусмотрен четкий порядок создания защитных участков. В частности, не определена необходимость принятия особого акта госорганом или местной структурой. При этом размеры, которым должна соответствовать охранная зона трубопровода тепловых сетей , предусмотрены правилами. Они формализуются в зависимости от разных параметров (диаметра, типа прокладки и так далее).
Постановка на кадастровый учет объектов осуществляется в соответствии с ФЗ от 24.07.2021 № 221-ФЗ на основании тех. плана сооружения (ст.22 ФЗ № 221-ФЗ), который изготавливает кадастровый инженер, однако постановка на учет не влечет возникновение права собственности. Таким образом, существует вероятность, что после передачи инженерных сетей администрации она, в свою очередь, не сможет зарегистрировать право собственности на данные сети, по причине отсутствия права собственности у лица, которое их отчуждало – застройщика.
Если застройщик осуществил строительство инженерных сетей, то инженерные сети в границах многоквартирного дома должны принадлежать дольщикам, т. к. относятся к общедомовому имуществу дольщиков, инженерные сети за границей дома – застройщику (или иному лицу, в соответствии с договором). Однако, в соответствии с п. 11 ст. 1 ГрК РФ инженерные сети относятся к линейным объектам недвижимости, право собственности на которые, в силу положений статей 8, 131, 219, 223 ГК РФ, статьи 25 ФЗ от 21.07.97 № 122-ФЗ возникает с момента госрегистрации в органах Росреестра, у лица, имеющего права на земельные участки и получившего разрешение на ввод в эксплуатацию. Таким образом, для первичной регистрации права собственности на линейные объекты необходимо наличие права на земельные участки, т.к. согласно п. 1 ст. 25 ФЗ от 21.07.1997 № 122-ФЗ, в отсутствие прав на земельные участки право собственности на созданный линейный объект недвижимости невозможно зарегистрировать.
Возможно ли застройщику многоквартирного дома передать в администрацию муниципального образования сети (вода, канализация, газ, теплосеть и др.) по акту приема-передачи на основании выданной кадастровым инженером технической документации (техпланы), или выданной кадастровой палатой технической документации (кадастровые паспорта)? Будет ли соответствовать требованиям действующего законодательства такая передача? Какие у застройщика риски, если, несмотря ни на что, он передаст сети именно в таком порядке?
[4 ] Федеральный закон от 21 июля 2021 г. № 257-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части обеспечения безопасности объектов топливно-энергетического комплекса» // Российская газета. 2021. № 161.
К настоящему времени в России многие земли «поделены» между разными лицами, «свободных» или «неинтересных» земель осталось мало. Ужесточилось законодательство в части оформления строительства на разных землях. Редкий площадной объект обходится без подключения к линейным объектам, и необходимость скорейшего строительства различных линейных объектов абстрактно признают все.
Сразу под земной поверхностью начинаются недра, поскольку согласно первому абзацу преамбулы Закона Российской Федерации «О недрах» [3 ] (далее — Закон о недрах) «недра являются частью земной коры, расположенной ниже почвенного слоя, а при его отсутствии — ниже земной поверхности и дна водоемов и водотоков». Многочисленные судебные решения подтверждают положения разных законов о том, что земля (земельный участок) и недра — отдельные объекты. При этом не имеет значения, есть ли в недрах полезные ископаемые.
Выше мы приводили Постановление Пленума ВС РФ №10, Пленума ВАС РФ №22 от 29.04.2021. В рассмотренном в нём деле говорится о взаимных исках соседей МКД, которые не могли поделить придомовую территорию. У одной соседки возле дома были расположены небольшие постройки, которые мешали другому жильцу этого дома.
Построенные после вступления в силу ЖК РФ жилые дома вводятся в эксплуатацию только, если данные о местоположении границ земельного участка под МКД внесены в государственный кадастр недвижимости. Земельный участок под домом переходит в общее имущество собственников жилья с момента постановки его на государственный кадастровый учёт.
1. Правила установления охранных зон объектов тепловых сетей и особых условий использования земельных участков, расположенных в границах таких зон (далее – Правила) разработаны в соответствии с подпунктом 30-3) статьи 5 Закона Республики Казахстан от 9 июля 2004 года «Об электроэнергетике» (далее – Закон) и определяют порядок установления охранных зон объектов тепловых сетей и особых условий использования земельных участков, расположенных в границах таких зон.
2. В настоящих Правилах используются следующие понятия и определения:
1) тепловые сети – совокупность устройств, предназначенных для передачи тепловой энергии и (или) теплоносителя от источников тепловой энергии до теплопотребляющих установок, включая центральные тепловые пункты и насосные станции;
2) охранная зона тепловых сетей – земельные участки, отведенные в целях обеспечения сохранности тепловых сетей, создания нормальных условий эксплуатации, предотвращения их повреждений, а также несчастных случаев среди населения, оказавшегося в охранной зоне этих сетей.
Иные понятия и определения, используемые в настоящих Правилах, применяются в соответствии с законодательством Республики Казахстан в области электроэнергетики.
3. Настоящие Правила распространяются на все действующие, проектируемые, строящиеся и модернизируемые тепловые сети Республики Казахстан и исполняются на ее территории юридическими и физическими лицами.
4. Контроль состояния охранной зоны тепловых сетей обеспечивается организациями, в ведении которых находятся эти сети путем плановых, периодических, а также внеплановых осмотров при возникновении технологических нарушений в сетях.
5. Охранные зоны тепловых сетей устанавливаются без изъятия земельных участков у собственников земельных участков и землепользователей.
6. Физические и юридические лица, в том числе государственные органы, филиалы и представительства юридических лиц, принимают меры для обеспечения безопасности и сохранности тепловых сетей, в том числе проходящих по их территории.
7. Споры между организациями, в ведении которых находятся тепловые сети, и физическими и юридическими лицами (их филиалами и представительствами), решаются в порядке, установленном гражданским законодательством Республики Казахстан.
Об охранных зонах тепловых сетей
20. Физические и юридические лица, производящие земляные работы, при обнаружении тепловых сетей, не указанных в документах на производство этих работ, немедленно прекращают работы, принимают меры к обеспечению сохранности трубопроводов и сообщают об этом организации, эксплуатирующей тепловые сети и/или в местные исполнительные органы.
21. Физические и юридические лица, выполняющие работы, которые вызывают необходимость переустройства тепловых сетей или защиты их от повреждений, выполняют эти работы за счет собственных средств по согласованию с организациями, в ведении которых находятся тепловые сети.
22. При сооружении коллекторно-дренажных каналов, заборов, сооружений и производстве иных работ сохраняются подходы и проезды к тепловым сетям.
23. Планировка поверхности земли на трассе тепловых сетей исключает попадание поверхностных вод на теплопроводы.
24. Теплопроводы, арматура и компенсаторы покрываются тепловой изоляцией.
25. Не применяются трубопроводы и металлоконструкции тепловых сетей без защитных покрытий от наружной коррозии.
26. Спуск воды непосредственно в камеры тепловых сетей или на поверхность земли не допускается.
27. Спуск воды из трубопроводов при подземной прокладке производится в сбросные колодцы, установленные рядом с основной камерой, с последующим отводом воды самотеком или передвижными насосами в системы канализации.
28. Допускается предусматривать отвод воды из сбросных колодцев непосредственно в естественные водоемы и на рельеф местности при условии согласования этих мероприятий в соответствии с Водным кодексом Республики Казахстан.
29. При пересечении тепловых сетей арычными системами предусматривается надежная гидроизоляция тепловых сетей и их конструкций.
30. При пересечении тепловыми сетями действующих сетей водопровода, канализации, расположенных над трубопроводами тепловых сетей, а также при пересечении газопроводов, предусматривается устройство футляров на трубопроводах водопровода, канализации и газа на длину 2 м по обе стороны от пересечения (на свету). На футлярах предусматривается защитное покрытие от коррозии.
31. Работникам организацией, в ведении которой находятся тепловые сети, обеспечивается беспрепятственный допуск к объектам тепловых сетей, расположенным на территории других организаций, для выполнения работ по ремонту и техническому обслуживанию.
32. Работы по предотвращению аварий или ликвидации их последствий на тепловых сетях производятся без согласования с землепользователем, но с уведомлением его о проводимых работах.
33. После выполнения указанных работ организации, в ведении которых находятся тепловые сети, приводят земельные участки в состояние, пригодное для их использования по целевому назначению.
34. Физические и юридические лица в охранных зонах тепловых сетей выполняют требования организаций, в ведении которых находятся тепловые сети, направленные на обеспечение сохранности тепловых сетей и предотвращение несчастных случаев. При возникновении угрозы жизни людей во время выполнения работ другими физическими и юридическими лицами в охранных зонах этих сетей организации, в ведении которых находятся тепловые сети, приостанавливают работы до устранения угрозы жизни людей.
35. При выявлении нарушений настоящих Правил уполномоченные должностные лица организаций, в ведении которых находятся тепловые сети, составляют в произвольной форме акт о нарушениях с приложением материалов, подтверждающих факты нарушения (фотографии, объяснительные, схемы прохождения линий электропередач, разрешение на производство работ в охранной зоне и другие имеющиеся материалы), и принимают меры в соответствии с законодательством Республики Казахстан.
Приложение 1 к Правилам установления охранных зон объектов тепловых сетей и особых условий использования земельных участков, расположенных в границах таких зон |
Источники загрязнения |
Наименьшие расстояния на свету по горизонтали, метр |
1 |
2 |
1. Сооружения и трубопроводы бытовой производственной канализации: |
|
при прокладке тепловых сетей в каналах и тоннелях |
1,0 |
при бесканальной прокладке тепловых сетей |
1,5 |
Ду 200 мм |
3,0 |
2. Кладбища, свалки, поля опрошения |
10,0 |
при отсутствии грунтовых вод при наличии грунтовых вод и в фильтрующих грунтах с движением грунтовых вод в сторону тепловых сетей |
50,0 |
3.Выгребные и помойные ямы: |
7,0 |
при отсутствии грунтовых вод при наличии грунтовых вод и в фильтрующих грунтах с движением грунтовых вод в сторону тепловых сетей |
20,0 |
Примечание. При расположении сетей канализации ниже тепловых сетей при параллельной прокладке расстояния по горизонтали принимаются не менее разности в отметках заложения сетей, выше тепловых сетей — расстояния, указанные в таблице, увеличиваются на разницу в глубине заложения.
Приложение 3 к Правилам установления охранных зон объектов тепловых сетей и особых условий использования земельных участков, расположенных в границах таких зон |
Сооружения и инженерные сети |
Наименьшие расстояния на свету, метр |
Подземная прокладка тепловых сетей |
|
1 |
2 |
1. Водопровода, водостока, газопровода, канализации |
0,2 |
2. Бронированных кабелей связи |
0,5 |
3. Силовых и контрольных кабелей до 35 кВ |
0,5 |
4. Блока телефонной канализации или до бронированного кабеля связи в трубах |
0,15 |
5. Подошвы рельсов железных дорог промышленных предприятий |
1,0 |
То же железных дорог общей сети |
2,0 |
6. Верха дорожного покрытия автомобильных дорог общей сети I, II, III категории |
1,0 |
7. Дна кювета или других водоотводящих сооружений или до основания насыпи железнодорожного земляного полотна (при расположении тепловых сетей над этими сооружениями) |
0,5 |
8. Сооружений метрополитена (при расположении тепловых сетей над этими сооружениями) |
1,0 |
Надземная прокладка тепловых сетей |
|
9. Головки рельсов железных дорог |
Габариты «С», «Су», «Сп» |
10. Верха проезжей части автомобильных дорог |
5,0 |
11. Верха пешеходных дорог |
2,2 |
12. Частей контактной сети трамвая |
0,3 |
13. Частей контактной сети троллейбуса |
0,2 |
14. Воздушных линий электропередачи при наибольшей стреле провеса проводов при напряжении, кВ: |
|
До 1 |
1,0 |
Свыше 1 до 20 включительно |
3,0 |
35-110 |
4,0 |
220 |
5,0 |
500 |
6,5 |
Примечания:
1. Заглубление тепловых сетей от поверхности земли или дорожного покрытия (кроме автомобильных дорог I, II и III категорий) следует принимать не менее:
1) до верха перекрытий каналов и тоннелей – 0,5 м;
2) до верха перекрытий камер – 0,3 м;
3) до верха оболочки бесканальной прокладки – 0,7 м.
В непроезжей части допускаются выступающие над поверхностью земли перекрытия камер и вентиляционных шахт для тоннелей и каналов на высоту не менее 0,4 м;
4) на вводе тепловых сетей в здание допускается принимать заглубления от поверхности земли до верха перекрытия каналов или каналов – 0,3 м и до верха оболочки бесканальной прокладки – 0,5 м;
5) при высоком уровне грунтовых вод допускается предусматривать уменьшение величины заглубления каналов и тоннелей и расположение перекрытий выше поверхности земли на высоту не менее 0,4 м, если при этом не нарушаются условия передвижения транспорта;
2. При надземной прокладке тепловых сетей на низких опорах в свету от поверхности земли до низа тепловой изоляции трубопроводов должно быть не менее (м):
1) при ширине группы труб до 1,5 м – 0,35;
2) при ширине группы труб более 1,5 м – 0,5;
3. При подземной прокладке тепловые сети при пересечении с силовыми и контрольными кабелями связи могут располагаться над или под ними;
4. При бесканальной прокладке расстояние в свету от водяных тепловых сетей открытой системы теплоснабжения или сетей горячего водоснабжения до расположенных ниже или выше тепловых сетей канализационных труб принимается не менее 0,4 м.
- Новости регионов. В Атырау продолжатся работы по сносу старой части города
- НОВОСТИ БЕЛАРУСИ. ДОЛГИ ЗА ЖКУ. КОГДА НАСТУПАЕТ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ?
- Чем запомнился 2020 год в строительстве? (часть 1)
- Новости регионов. 18 проблемных ЖК обещают ввести в эксплуатацию в Нур-Султане
- Тренинг для тренеров. КУРС ХАУСМАСТЕРА. День третий
Как следует из п. 12.15 Методических рекомендаций по разработке проектов генеральных планов поселений и городских округов, утвержденных Приказом Минрегиона РФ от 26.05.2011 N 244, порядок установления охранных зон, их размеров и режим пользования землями охранных зон определяются для каждого вида инженерной инфраструктуры в соответствии с действующим законодательством.
В соответствии с п. 1 ст. 106 ЗК РФ Правительство РФ утверждает положение в отношении каждого вида зон с особыми условиями использования территорий, за исключением зон с особыми условиями использования территорий, которые возникают в силу федерального закона (водоохранные (рыбоохранные) зоны, прибрежные защитные полосы, защитные зоны объектов культурного наследия). В утверждаемых положениях должны быть указаны в том числе: порядок подготовки и принятия решений об установлении, изменении, о прекращении существования указанных зон; исчерпывающий перечень объектов, территорий, в связи с размещением которых или в целях защиты и сохранения которых устанавливается зона с особыми условиями использования территории, или критерии таких объектов, виды территорий; срок, на который устанавливаются указанные зоны; требования к предельным размерам указанных зон и (или) правила определения размеров зон и др.
Последствия установления, изменения, прекращения существования зон с особыми условиями использования территорий закреплены в ст. 107 ЗК РФ.
Градостроительство — Охранные зоны наружных инженерных сетей
Российское законодательство выделяет две охранные зоны газопровода: зону газораспределительных сетей и зону магистральных газопроводов.
ЗК РФ предусмотрены охранная зона трубопроводов (в т.ч. газопроводов) (п. 6 ст. 105 ЗК РФ), а также зона минимальных расстояний до магистральных или промышленных трубопроводов (в т.ч. газопроводов) (п. 25 ст. 105 ЗК РФ).
Пунктом 2 Правил охраны газораспределительных сетей, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 20.11.2000 N 878, установлено, что настоящие Правила действуют на всей территории РФ и являются обязательными для юридических и физических лиц, являющихся собственниками, владельцами или пользователями земельных участков, расположенных в пределах охранных зон газораспределительных сетей, либо проектирующих объекты жилищно-гражданского и производственного назначения, объекты инженерной, транспортной и социальной инфраструктуры, либо осуществляющих в границах указанных земельных участков любую хозяйственную деятельность.
Подпунктом «е» п. 3 Правил определено, что охранной зоной газораспределительной сети является территория с особыми условиями использования, устанавливаемая вдоль трасс газопроводов и вокруг других объектов газораспределительной сети в целях обеспечения нормальных условий ее эксплуатации и исключения возможности ее повреждения.
На земельные участки, входящие в охранные зоны газораспределительных сетей, в целях предупреждения их повреждения или нарушения условий их нормальной эксплуатации налагаются ограничения (обременения), которыми запрещается лицам, указанным в п. 2 Правил, в том числе: строить объекты жилищно-гражданского и производственного назначения; огораживать и перегораживать охранные зоны, препятствовать доступу персонала эксплуатационных организаций к газораспределительным сетям, проведению обслуживания и устранению повреждений газораспределительных сетей; разводить огонь и размещать источники огня; рыть погреба, копать и обрабатывать почву сельскохозяйственными и мелиоративными орудиями и механизмами на глубину более 0,3 м (п. 14 Правил).
Порядок охраны магистральных газопроводов с 20.09.2017 регулируется Правилами охраны магистральных газопроводов, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 08.09.2017 N 1083. Пункт 2 Правил устанавливает, что в понятие «магистральный газопровод» включаются: линейная часть магистрального газопровода; компрессорные станции; газоизмерительные станции; газораспределительные станции, узлы и пункты редуцирования газа; станции охлаждения газа; подземные хранилища газа, включая трубопроводы, соединяющие объекты подземных хранилищ газа, а п. 3 Правил устанавливает охранные зоны объектов магистральных газопроводов.
Указанные Правила возлагают на собственника (или иного законного владельца) земельного участка, на котором расположены объекты магистрального газопровода, ряд обязанностей, а также устанавливают запреты (п. 4 Правил) и некоторые ограничения в пользовании земельными участками — в частности, проведение горных, взрывных, строительных, монтажных, мелиоративных земляных, погрузочно-разгрузочных и иных работ и видов деятельности допускается лишь с письменного разрешения собственника магистрального газопровода или организации, эксплуатирующей магистральный газопровод (п. 6 Правил).
Установленные федеральным законодателем ограничения фактического использования земельных участков, на которых размещены объекты системы газоснабжения, обусловленные взрыво- и пожароопасными свойствами газа, транспортируемого по газораспределительным сетям, и предусмотренные в связи с этим особые условия использования данных земельных участков и режим осуществления на них хозяйственной деятельности направлены не только на обеспечение сохранности объектов системы газоснабжения при ее эксплуатации, обслуживании и ремонте, но и на предотвращение аварий, катастроф и иных возможных неблагоприятных последствий и тем самым на защиту жизни и здоровья граждан, на обеспечение их безопасности (Определение Конституционного Суда РФ от 06.10.2015 N 2318-О «Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданки Осиповой Людмилы Владиславовны на нарушение ее конституционных прав положениями пункта 6 статьи 90 Земельного кодекса Российской Федерации, части шестой статьи 28 и частью четвертой статьи 32 Федерального закона «О газоснабжении в Российской Федерации»).
Охранная зона объектов электроэнергетики (объектов электросетевого хозяйства и объектов по производству электрической энергии) предусмотрена п. 3 ст. 105 ЗК РФ.
Ограничения использования земельных участков и объектов капитального строительства на территории охранных зон определяются на основании Постановления Правительства РФ от 24.02.2009 N 160 «О порядке установления охранных зон объектов электросетевого хозяйства и особых условий использования земельных участков, расположенных в границах таких зон» (вместе с «Правилами установления охранных зон объектов электросетевого хозяйства и особых условий использования земельных участков, расположенных в границах таких зон»).
Охранная зона объектов электросетевого хозяйства устанавливается в целях обеспечения безопасного функционирования и эксплуатации, исключения возможности повреждения линий электропередачи и иных объектов электросетевого хозяйства (п. п. 1, 2 Правил).
В частности, охранные зоны устанавливаются: вдоль воздушных линий электропередачи, вдоль подземных кабельных линий электропередачи, вдоль подводных кабельных линий электропередачи, вдоль переходов воздушных линий электропередачи через водоемы (реки, каналы, озера и др.) — п. «а» Требований к границам установления охранных зон объектов электросетевого хозяйства (Приложение к Правилам).
В охранных зонах запрещается осуществлять любые действия, которые могут нарушить безопасную работу объектов электросетевого хозяйства, в том числе привести к их повреждению или уничтожению и (или) повлечь причинение вреда жизни, здоровью граждан и имуществу физических или юридических лиц, а также повлечь нанесение экологического ущерба и возникновение пожаров (п. 8 Правил).
Ограничения использования земельных участков в границах санитарных разрывов линий электропередачи установлены СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 «Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов».
Пункт 4 ст. 105 ЗК РФ предусматривает наличие охранной зоны железных дорог.
В целях обеспечения нормальной эксплуатации железнодорожного транспорта и санитарной защиты населения устанавливаются охранные зоны, размеры которых определяются исходя из рельефа, особых природных условий местности, необходимости создания защиты жилой застройки от шумов проходящих поездов, необходимости развития объектов железнодорожного транспорта. Размеры и режимы полосы отвода и санитарно-защитных зон железных дорог устанавливаются в соответствии с ЗК РФ (п. 3 ч. 2 ст. 90), Федеральным законом от 10.01.2003 N 17-ФЗ «О железнодорожном транспорте в Российской Федерации» (ст. 9) и Постановлением Правительства РФ от 12.10.2006 N 611 «О порядке установления и использования полос отвода и охранных зон железных дорог», Приказом Минтранса РФ от 06.08.2008 N 126 «Об утверждении Норм отвода земельных участков, необходимых для формирования полосы отвода железных дорог, а также норм расчета охранных зон железных дорог».
Приказом Министерства путей сообщения РФ от 15.05.1999 N 26Ц утверждено Положение о порядке использования земель федерального железнодорожного транспорта в пределах полосы отвода железных дорог.
В отношении земельных участков (их частей) в границах охранной зоны могут быть установлены запреты или ограничения на строительство капитальных зданий и сооружений, устройство временных дорог, вырубку древесной и кустарниковой растительности, удаление дернового покрова, проведение земляных работ, за исключением случаев, когда осуществление указанной деятельности необходимо для обеспечения устойчивой, бесперебойной и безопасной работы железнодорожного транспорта, повышения качества обслуживания пользователей услуг железнодорожного транспорта, а также в связи с устройством, обслуживанием и ремонтом линейных сооружений; распашку земель; выпас скота; выпуск поверхностных и хозяйственно-бытовых вод (п. 10 Правил, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 12.10.2006 N 611).
ЗК РФ предусматривает наличие охранной зоны тепловых сетей (п. 28 ст. 105 ЗК РФ).
Ограничения использования земельных участков охранной зоны тепловых сетей установлены Приказом Минстроя РФ от 17.08.1992 N 197 «О типовых правилах охраны коммунальных тепловых сетей».
Охрана тепловых сетей осуществляется для обеспечения сохранности их элементов и бесперебойного теплоснабжения потребителей путем проведения комплекса мер организационного и запретительного характера.
Охране подлежит весь комплекс сооружений и устройств, входящих в тепловую сеть: трубопроводы и камеры с запорной и регулирующей арматурой и контрольно-измерительными приборами, компенсаторы, опоры, насосные станции, баки-аккумуляторы горячей воды, центральные и индивидуальные тепловые пункты, электрооборудование управления задвижками, кабели устройств связи и телемеханики (п. 1 Типовых правил).
В пределах охранных зон тепловых сетей не допускается производить действия, которые могут повлечь нарушения в нормальной работе тепловых сетей, их повреждение, несчастные случаи или которые препятствуют ремонту (например, размещать автозаправочные станции, хранилища горюче-смазочных материалов, складировать агрессивные химические материалы; загромождать подходы и подъезды к объектам и сооружениям тепловых сетей, складировать тяжелые и громоздкие материалы, возводить временные строения и заборы; устраивать спортивные и игровые площадки, неорганизованные рынки, остановочные пункты общественного транспорта, стоянки всех видов машин и механизмов, гаражи; устраивать всякого рода свалки, разжигать костры, сжигать бытовой мусор или промышленные отходы) (п. 5 Типовых правил).
Ограничения использования земельных участков и объектов капитального строительства в отношении инженерных коммуникаций установлены: Сводом правил СП 42.13330.2011 «СНиП 2.07.01-89. Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений. Актуализированная редакция СНиП 2.07.01-89*» (утвержденным Приказом Минрегиона РФ от 28.12.2010 N 820), Правилами охраны электрических сетей, размещенных на земельных участках, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 24.02.2009 N 160 «О порядке установления охранных зон объектов электросетевого хозяйства и особых условий использования земельных участков, расположенных в границах таких зон».
Размер ремонтно-охранных зон определен в соответствии с п. 12.35 (табл. 15) вышеуказанного СП 42.13330.2011.
Охранные зоны устанавливаются вдоль подземных кабельных линий электропередачи в виде части поверхности участка земли, расположенного под ней участка недр (на глубину, соответствующую глубине прокладки кабельных линий электропередачи), ограниченной параллельными вертикальными плоскостями, отстоящими по обе стороны линии электропередачи от крайних кабелей на расстоянии 1 метра (согласно п. «б» Приложения к Правилам установления охранных зон объектов электросетевого хозяйства и особых условий использования земельных участков, расположенных в границах таких зон, утвержденным Постановлением Правительства от 24.02.2009 N 160 (далее — Правила установления охранных зон объектов электросетевого хозяйства)).
Охранные зоны подземных кабелей линий связи определены Постановлением Правительства РФ от 09.06.1995 N 578 «Об утверждении Правил охраны линий и сооружений связи Российской Федерации».
Охранные зоны устанавливаются вдоль подземных кабельных линий связи в виде части поверхности участка земли, расположенного под ней участка недр (на глубину, соответствующую глубине прокладки кабельных линий электропередачи), ограниченной параллельными вертикальными плоскостями, отстоящими по обе стороны линии электропередачи от крайних кабелей на расстоянии не менее чем на 2 метра (подп. «а» п. 4 Правил).
Минстрой разработал законопроект об охранной зоне теплосетей
ЗК РФ в п. 16 ст. 105 предусматривается наличие зоны санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, а не охранной зоны водопровода.
Охранные зоны водопровода определены на основании требований СП 42.13330.2011. Актуализированная редакция СНиП 2.07.01-89*. «Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений». Размер ремонтно-охранных зон определен в соответствии с п. 12.35 (табл. 15).
Нормы являются обязательными для соблюдения всеми предприятиями, учреждениями, организациями, вне зависимости от их организационно-правового типа. На основании Типовых правил могут разрабатываться предписания местными органами власти с учетом конкретных условий.
При этом требования не должны быть ниже, чем установленные в базовых документах.
Актуализированная редакция СНиП 41-02-2003
Технические условия Здания жилые и общественные. Параметры микроклимата в помещениях Трубы и фасонные изделия стальные с тепловой изоляцией из пенополиуретана с защитной оболочкой. Технические условия
«СНиП 2.02.04-88 Основания и фундаменты на вечномерзлых грунтах»
«СНиП 2.04.01-85* Внутренний водопровод и канализация зданий» «СНиП 2.09.03-85 Сооружения промышленных предприятий» «СНиП 3.02.01-87 Земляные сооружения, основания и фундаменты» «СНиП 3.03.01-87 Несущие и ограждающие конструкции» «СНиП 41-01-2003 Отопление, вентиляция, кондиционирование воздуха» «СНиП 41-03-2003 Тепловая изоляция оборудования и трубопроводов» Определение категорий помещений, зданий и наружных установок по взрывопожарной и пожарной опасности Питьевая вода.
Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения.
Контроль качества. Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения.
Охрана тепловых сетей осуществляется предприятием, в ведении которого находятся тепловые сети, независимо от его организационно — правовой формы.
3. Предприятия, организации, граждане в охранных зонах тепловых сетей обязаны выполнять требования работников предприятий, в ведении которых находятся тепловые сети, направленные на обеспечение сохранности тепловых сетей и предотвращение несчастных случаев. 4. Охранные зоны тепловых сетей устанавливаются вдоль трасс прокладки тепловых сетей в виде земельных участков шириной, определяемой углом естественного откоса грунта, но не менее 3 метров в каждую сторону, считая от края строительных конструкций тепловых сетей или от наружной поверхности изолированного теплопровода бесканальной прокладки.
Минстрой подготовил Положение об охранной зоне теплосетей
установить соответствующие информационные знаки.
Охранными называются территории, которые окружают строения канализационных сетей.
В пределах канализационных зон следует воздержаться от следующих действий:
- Прокопка траншей и ям;
- Устройство свалок.
- Высадка деревьев;
- Устройство дорожного покрытия из железобетонных плит, даже если эта дорога временного назначения.
- Проведение работ, повышающих или понижающих уровень грунта, то есть производство срезов грунта или его подсыпки.
- Складирование дров или любых других материалов;
- Производство любых действий, в результате которых будет заблокирован проезд к канализационным сетям.
- Планирование постройки каких-то зданий, проведение свайных или взрывных работ.
Как правило, границы охранных зон прописываются в постановлении, выдаваемом министерством окружающей среды. Точные сведения о размерах охранных зон можно получить в местных предприятиях водоканала.
Охранная зона теплосети.
Охранная зона тепловых сетей: сколько метров подлежит охране
Охрана тепловых сетей осуществляется предприятием, в ведении которого находятся тепловые сети, независимо от его организационно-правовой формы.3. Предприятия, организации, граждане в охранных зонах тепловых сетей обязаны выполнять требования работников предприятий, в ведении которых находятся тепловые сети, направленные на обеспечение сохранности тепловых сетей и предотвращение несчастных случаев.4.
Охранные зоны тепловых сетей устанавливаются вдоль трасс прокладки тепловых сетей в виде земельных участков шириной, определяемой углом естественного откоса грунта, но не менее 3 метров в каждую сторону, считая от края строительных конструкций тепловых сетей, или от наружной поверхности изолированного теплопровода бесканальной прокладки.Минимально допустимые расстояния от тепловых сетей до зданий, сооружений, линейных объектов определяются в зависимости от типа прокладки, а также климатических
Запись о проведенном инструктаже фиксируется в журнале регистрации, где работники расписываются.В охранных зонах надземных теплотрасс и подземных сетей без письменного согласия предприятия-владельца, запрещено:
- строительство, реконструкция, снос помещений и зданий, а также капитальный ремонт;организация клумб, посадка деревьев и другой растительности;разгрузка и погрузка товаров, укладка дорожных покрытий, разбивание грунта;сооружение переездов и переходов, используемых людьми.Эти виды работ согласовываются с собственниками за 3 дня до начала проведения, соблюдение требований по сохранности – обязательное условие получения разрешения. Организации, на территории которых, расположены тепловые сети, берут на себя обязательство по предотвращению ситуаций, негативно влияющих на надежность. На сколько метров распространяется
Охрана тепловых сетей осуществляется предприятием, в ведении которого находятся тепловые сети, независимо от его организационно-правовой формы.3.
Предприятия, организации, граждане в охранных зонах тепловых сетей обязаны выполнять требования работников предприятий, в ведении которых находятся тепловые сети, направленные на обеспечение сохранности тепловых сетей и предотвращение несчастных случаев.4. Охранные зоны тепловых сетей устанавливаются вдоль трасс прокладки тепловых сетей в виде земельных участков шириной, определяемой углом естественного откоса грунта, но не менее 3 метров в каждую сторону, считая от края строительных конструкций тепловых сетей, или от наружной поверхности изолированного теплопровода бесканальной прокладки.Минимально допустимые расстояния от тепловых сетей до зданий, сооружений, линейных объектов определяются в зависимости от типа прокладки, а также климатических
Об утверждении Правил установления охранных зон объектов тепловых сетей и особых условий использования земельных участков, расположенных в границах таких зон
тепловые сети – совокупность устройств, предназначенных для передачи тепловой энергии и (или) теплоносителя от источников тепловой энергии до теплопотребляющих установок, включая центральные тепловые пункты и насосные станции; 2) охранная зона тепловых сетей – земельные участки, отведенные в целях обеспечения сохранности тепловых сетей, создания нормальных условий эксплуатации, предотвращения их повреждений, а также несчастных случаев среди населения, оказавшегося в охранной зоне этих сетей. Иные понятия и определения, используемые в настоящих Правилах, применяются в соответствии с законодательством Республики Казахстан в области электроэнергетики.
Введение
При разработке свода правил использованы нормативные документы, европейские стандарты (EN), разработки ведущих российских и зарубежных компаний, опыт применения действующих норм проектными и эксплуатирующими организациями России.
Работа выполнена: И.Б.Новиков (руководитель работы), A.И.Коротков, д-р техн. наук В.В.Шищенко, О.А.Алаева, Н.Н.Новикова, С.В.Романов, Е.В.Савушкина (ОАО «ВНИПИэнергопром»); канд. техн. наук В.И.Ливчак, А.В.Фишер, М.В.Светлов, канд. техн. наук Б.М.Шойхет, д-р техн. наук Б.М.Румянцев; Е.В.Фомичева; Р.В.Агапов, А.И.Лейтман (ОАО «МТК»).
Изменение N 1 к СП 124.13330.2012 выполнено авторским коллективом: АО «Инжпроектсервис» (И.Б.Новиков — руководитель работы, Е.В.Фомичева, Е.И.Калугина), ООО НПП «Энергосистемы» (С.В.Романов, д-р техн. наук В.В.Шищенко), ПАО «Мосэнерго» (О.А.Вишневская, М.В.Артемов), ООО «ВЭП-инжиниринг» (Е.В.Кружечкина), ООО «ИК «Технопромэксперт» (М.В.Светлов), ПАО «МОЭК» (О.Е.Колкова, Д.Е.Балашов, И.А.Гайтаров, А.А.Ильичев), АО «МосводоканалНИИпроект» (А.И.Лейтман), ООО «ТСК-Мосэнерго» (Р.В.Агапов).
(Измененная редакция, Изм. N 1).
1.1 Настоящий свод правил устанавливает требования по проектированию тепловых сетей, сооружений на тепловых сетях во взаимосвязи со всеми элементами системы централизованного теплоснабжения (далее — СЦТ).
1.2 Настоящий свод правил распространяется на тепловые сети (со всеми сопутствующими конструкциями) от выходных запорных задвижек (исключая их) коллекторов источника теплоты или от наружных стен источника теплоты до выходных запорных задвижек (включая их) центральных тепловых пунктов и до входных запорных органов индивидуальных тепловых пунктов (узлов вводов) зданий (секции зданий) и сооружений, транспортирующие горячую воду с температурой до 200 °С и давлением до 2,5 МПа включительно, водяной пар с температурой до 440 °С и давлением до 6,3 МПа включительно, конденсат водяного пара.
1.3 В состав тепловых сетей включены здания и сооружения тепловых сетей: насосные, центральные тепловые пункты, павильоны, камеры, дренажные устройства и т.п.
1.4 В настоящем своде правил рассматриваются системы централизованного теплоснабжения в части их взаимодействия в едином технологическом процессе производства, распределения, транспортирования и потребления теплоты.
1.5 Настоящий свод правил следует соблюдать при проектировании новых и реконструкции, модернизации и техническом перевооружении и капитальном ремонте существующих тепловых сетей (включая сооружения на тепловых сетях).
Как оформить земельный участок под существующими сетями теплоснабжения 2021 год
В настоящем своде правил использованы нормативные ссылки на следующие документы:
ГОСТ 9238-2013 Габариты железнодорожного подвижного состава и приближения строений
ГОСТ 9720-76 Габариты приближения строений и подвижного состава железных дорог колеи 750 мм
ГОСТ 23120-2016 Лестницы маршевые, площадки и ограждения стальные. Технические условия
ГОСТ 30494-2011 Здания жилые и общественные. Параметры микроклимата в помещениях
ГОСТ 30732-2006 Трубы и фасонные изделия стальные с тепловой изоляцией из пенополиуретана с защитной оболочкой. Технические условия
ГОСТ Р 56227-2014 Трубы и фасонные изделия стальные в пенополимерминеральной изоляции. Технические условия
ГОСТ Р 56730-2015 Трубы полимерные гибкие с тепловой изоляцией для систем теплоснабжения. Общие технические условия
ГОСТ Р 58097-2018 Трубы гибкие полимерные армированные с тепловой изоляцией и соединительные детали к ним для наружных сетей тепло- и водоснабжения. Общие технические условия
СП 12.13130.2009 Определение категорий помещений, зданий и наружных установок по взрывопожарной и пожарной опасности (с изменением N 1)
СП 25.13330.2012 «СНиП 2.02.04-88 Основания и фундаменты на вечномерзлых грунтах» (с изменениями N 1, N 2, N 3)
СП 30.13330.2016 «СНиП 2.04.01-85* Внутренний водопровод и канализация зданий» (с изменением N 1)
СП 42.13330.2016 «СНиП 2.07.01-89* Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений»
4.1 Тепловые сети подразделяются на магистральные, распределительные, квартальные и ответвления от магистральных и распределительных тепловых сетей к отдельным зданиям и сооружениям. Разделение тепловых сетей устанавливается проектом или эксплуатационной организацией.
4.2 Потребители теплоты по надежности теплоснабжения делятся на три категории:
Первая категория — потребители, не допускающие перерывов в подаче расчетного количества теплоты и снижения температуры воздуха в помещениях ниже предусмотренных ГОСТ 30494. Например, больницы, родильные дома, детские дошкольные учреждения с круглосуточным пребыванием детей, картинные галереи, химические и специальные производства, шахты и т.п.
Вторая категория — потребители, допускающие снижение температуры в отапливаемых помещениях на период ликвидации аварии, но не более 54 ч:
жилые и общественные здания до 12 °С;
промышленные здания до 8 °С.
Третья категория — остальные потребители.
5.1 В своде правил установлены требования по:
безопасности, надежности, а также живучести систем теплоснабжения;
безопасности при опасных природных процессах и явлениях и (или) техногенных воздействиях;
безопасных для здоровья человека условий проживания и пребывания в зданиях и сооружениях;
безопасности для пользователей зданиями и сооружениями;
обеспечению энергетической эффективности;
обеспечению энергосбережения и повышения энергетической эффективности;
обеспечению учета используемых энергетических ресурсов;
обеспечению надежного теплоснабжения потребителей;
обеспечению оптимальной работы систем теплоснабжения с учетом энергосбережения в текущем состоянии и на долгосрочную перспективу;
обеспечению экологической безопасности.
5.2 Решения по перспективному развитию систем теплоснабжения населенных пунктов, промышленных узлов, групп промышленных предприятий, районов и других административно-территориальных образований, а также отдельных СЦТ следует разрабатывать в схемах теплоснабжения. При разработке схем теплоснабжения расчетные тепловые нагрузки определяются:
а) для существующей застройки населенных пунктов и действующих промышленных предприятий — по проектам с уточнением по фактическим тепловым нагрузкам;
б) для намечаемых к строительству промышленных предприятий — по укрупненным нормам развития основного (профильного) производства или проектам аналогичных производств;
в) для намечаемых к застройке жилых районов — по укрупненным показателям плотности размещения тепловых нагрузок или при известной этажности и общей площади зданий, согласно генеральным планам застройки районов населенного пункта — по удельным тепловым характеристикам зданий (приложение В).
5.3 Расчетные тепловые нагрузки при проектировании тепловых сетей определяются по данным конкретных проектов нового строительства, а существующей — по фактическим тепловым нагрузкам.
Допускается при отсутствии таких данных руководствоваться указаниями 5.2. Средние часовые нагрузки на горячее водоснабжение отдельных зданий следует определять по СП 30.13330.
Расчетные тепловые нагрузки для тепловых сетей по системам горячего водоснабжения следует определять как сумму среднечасовых нагрузок отдельных зданий.
Нагрузки для тепловых сетей по системам горячего водоснабжения при известной площади зданий определяются согласно генеральным планам застройки районов по удельным тепловым характеристикам (приложение Г).
5.4 Расчетные потери теплоты в тепловых сетях следует определять как сумму тепловых потерь через изолированные поверхности трубопроводов и с потерями теплоносителя.
6.1 Выбор системы теплоснабжения объекта производится на основании утвержденной в установленном порядке схемы теплоснабжения.
Принятая к разработке в проекте схема теплоснабжения должна обеспечивать:
безопасность и надежность теплоснабжения потребителей;
энергетическую эффективность теплоснабжения и потребления тепловой энергии;
нормативный уровень надежности, определяемый тремя критериями: вероятностью безотказной работы, готовностью (качеством) теплоснабжения и живучестью;
требования экологии;
безопасность эксплуатации.
6.2 Функционирование тепловых сетей и СЦТ в целом не должно приводить:
а) к концентрации, превышающей предельно допустимую, в процессе эксплуатации токсичных и вредных для населения, ремонтно-эксплуатационного персонала и окружающей среды веществ в тоннелях, каналах, камерах, помещениях и других сооружениях, в атмосфере, с учетом способности атмосферы к самоочищению в конкретном жилом квартале, микрорайоне, населенном пункте и т.д.;
б) к стойкому нарушению естественного (природного) теплового режима растительного покрова (травы, кустарников, деревьев), под которым прокладываются теплопроводы.
6.3 Тепловые сети, независимо от способа прокладки и системы теплоснабжения, не должны проходить по территории кладбищ, свалок, скотомогильников, мест захоронения радиоактивных отходов, полей орошения, полей фильтрации и других участков, представляющих опасность химического, биологического и радиоактивного загрязнения теплоносителя.
Технологические аппараты промышленных предприятий, от которых могут поступать в тепловые сети вредные вещества, должны присоединяться к тепловым сетям через водоподогреватель с дополнительным промежуточным циркуляционным контуром между таким аппаратом и водоподогревателем при обеспечении давления в промежуточном контуре меньше, чем в тепловой сети. При этом следует предусматривать установку пробоотборных точек для контроля вредных примесей.
Системы горячего водоснабжения потребителей к паровым сетям должны присоединяться через пароводяные подогреватели.