Правила ведения кассовых операций в рк 2021
Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Правила ведения кассовых операций в рк 2021». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.
Порядок ведения кассовых операций с банкнотами и монетой ЦБ РФ (наличными деньгами) на территории РФ юридическими лицами (за исключением ЦБ РФ и кредитных организаций) регламентирован Указанием ЦБ РФ от 11.03.2014 № 3210-У (далее – Указание № 3210-У). Напомним, под кассовыми операциями понимаются операции по приему наличных денег, включая их пересчет, и по выдаче наличных денег.
Указанием ЦБ РФ от 05.10.2020 № 5587-У внесен ряд изменений в Указание № 3210-У. Эти новшества применяются с 30.11.2020.
К тому же помимо Указания № 3210-У учреждениям необходимо соблюдать Указание ЦБ РФ от 09.12.2019 № 5348-У. Согласно этому документу организации вправе расходовать наличные денежные средства, полученные за реализованные товары (работы, услуги), исключительно на выплату:
-
зарплаты сотрудникам;
-
страховых возмещений по договорам страхования;
-
вознаграждений за работы (услуги), а также на оплату товаров (не более 100 000 руб. по одному договору) (п. 4 Указания ЦБ РФ № 5348-У));
-
подотчетных средств;
-
денежных средств за оплаченные ранее наличными деньгами и возвращенные товары, невыполненные работы, неоказанные услуги.
В каком случае обособленным подразделениям можно не вести кассовую книгу?
Поступающие в кассу и выдаваемые из нее наличные деньги учреждение учитывает в кассовой книге (пп. 4.6 п. 4 Указания № 3210-У).
Если у казенного учреждения имелось хотя бы одно обособленное подразделение, осуществляющее кассовые операции (то есть принимающее и выдающее наличные деньги), то такое подразделение ранее было обязано вести отдельную от головной организации кассовую книгу[1]. Записи в нее вносились на основании кассовых документов – приходных и расходных кассовых ордеров. Кроме того, обособленным подразделениям прежде была вменена обязанность передавать в головную организацию копии листов своих кассовых книг в порядке и сроки, которые устанавливались учреждением самостоятельно исходя из срока составления бухгалтерской (финансовой) отчетности (пп. 4.6 п. 4 Указания № 3210-У). Например, учреждение могло закрепить в локальном акте, что обособленное подразделение передает копии листов кассовой книги в головной офис ежемесячно не позднее одного рабочего дня по окончании месяца.
Теперь пп. 4.6 п. 4 Указания № 3210-У дополнен новым правилом: если обособленное подразделение не хранит наличные денежные средства и по окончании проведения кассовых операций сдает их в кассу головной организации, то оно вправе не вести кассовую книгу.
Полагаем, данное обстоятельство позволит казенным учреждениям в дальнейшем избежать административной ответственности, предусмотренной ч. 1 ст. 15.1 КоАП РФ (подробнее об этом поговорим ниже).
Если проверяющие выявят факты отсутствия у обособленного подразделения кассовой книги или несвоевременного внесения в нее записей, то они могут наложить на учреждение штраф за неоприходование наличных денежных средств на основании ч. 1 ст. 15.1 КоАП РФ (см., например, постановления АС МО от 07.12.2020 № Ф05-18337 / 2020 по делу № А40-18500 / 20-154-132, от 17.11.2020 № Ф05-18278 / 2020 по делу № А40-18519 / 20-149-129, АС УО от 16.03.2020 № Ф09-1163 / 20 по делу № А60-49148 / 2019).
Новшества в правилах ведения кассовых операций
Согласно новой редакции пп. 5.1 п. 5 Указания № 3210-У кассир при приеме денежных банкнот теперь обязан удостовериться в их платежеспособности.
Напомним, признаки платежеспособности банкнот (монет) приведены в Указании ЦБ РФ от 26.12.2006 № 1778-У. Согласно данному документу платежеспособными признаются банкноты и монета ЦБ РФ, имеющие силу законного средства наличного платежа на территории РФ (в том числе изымаемые из обращения), не содержащие признаков подделки, без повреждений или с повреждениями следующего характера:
-
банкноты загрязнены, изношены, надорваны, имеют потертости, небольшие отверстия, проколы, посторонние надписи, пятна, оттиски штампов, утратили углы, края;
-
монета имеет мелкие механические повреждения.
Другими словами, кассир в настоящее время может принимать лишь банкноты, имеющие незначительные повреждения. К примеру, он не вправе отказать в приеме надорванной купюры, так как она в силу вышеперечисленных признаков не признается поврежденной.
Кроме того, Указанием ЦБ РФ № 5587-У введен запрет на выдачу кассиром банкнот, которые имеют одно и более повреждений, указанных в п. 2.9 Положения ЦБ РФ от 29.01.2018 № 630-П (далее – Положение № 630-П). В связи с этим пп. 6.2 п. 6 Указания № 3210-У дополнен соответствующим положением.
Согласно п. 2.9 Положения № 630-П кассир не должен выдавать из кассы платежеспособные монеты, имеющие повреждения механического, химического или термического характера (они признаются дефектными), и платежеспособные банкноты, имеющие одно и более из следующих повреждений (они признаются ветхими):
-
загрязнение поверхности лицевой или оборотной стороны, приводящее к снижению яркости изображения на 8 % и более;
-
посторонняя надпись, состоящая из двух и более знаков;
-
посторонний рисунок, оттиск штампа;
-
контрастное пятно диаметром 5 мм и более;
-
разрыв (разрывы) края банкноты длиной 7 мм и более;
-
сквозное отверстие, прокол диаметром 4 мм и более;
-
нарушение целостности банкноты, заклеенное клеящей лентой.
Банкноты (монеты), имеющие одно и более из перечисленных повреждений, подлежат сдаче в банк.
И еще: ранее (то есть до 30.11.2020) кассир при выдаче наличных денег из кассы в силу пп. 6.1 п. 6 Указания № 3210-У обязан был провести идентификацию получателя по предъявленному им паспорту или другому документу, удостоверяющему его личность в соответствии с требованиями законодательства РФ, либо по предъявленным получателем доверенности и документу, удостоверяющему его личность.
В настоящее время у кассира отсутствует обязанность по проверке документов, удостоверяющих личность получателя наличных денег, поскольку абз. 3 и 4 пп. 6.1 п. 6 Указания № 3210-У утратили силу. Сейчас при выдаче денег из кассы кассир должен лишь удостовериться в том, что они выдаются лицу, указанному в расходном кассовом ордере (новая редакция пп. 6.1 п. 6 Указания № 3210-У).
Согласно пп. 6.3 п. 6 Указания № 3210-У выдача денег подотчетному лицу на расходы, связанные с осуществлением деятельности учреждения, должна оформляться на основании приказа или иного распорядительного документа руководства учреждения либо письменного заявления работника[2]. При этом и заявление, и распорядительный документ должны содержать сведения о сумме и сроке, на который она выдается, а также подпись руководителя учреждения и дату. Кроме того, в вышеупомянутых документах должна быть описана цель выдачи подотчетных средств (например, на командировки, хозяйственные нужды, закупку материалов), чтобы было понятно, что потребность в них вызвана производственной необходимостью и связана с деятельностью учреждения.
Сроки (минимальный и максимальный), на которые могут быть выданы подотчетные суммы, в настоящее время не установлены ни одним правовым актом. Следовательно, формально учреждение вправе определить их самостоятельно. Также ему следует учесть, что закон не обязывает составлять такие распорядительные документы. Иными словами, срок для выдачи подотчетной суммы может быть установлен в каждом конкретном случае индивидуально. К примеру, учреждение вправе указать различные сроки в зависимости от целей расходования средств (на командировки, хозяйственные нужды, закупку канцтоваров и т. д.).
В Письме ЦБ РФ от 06.09.2017 № 29-1-1-ОЭ / 20642 сказано, что распорядительный документ должен оформляться на каждую выдачу наличных денег с указанием фамилии, имени и отчества (при наличии) подотчетного лица, суммы наличных денег и срока, на который они выдаются, и должен содержать подпись руководителя, дату и регистрационный номер (см. также Письмо ФНС РФ от 18.08.2020 № СД-4-3 / 13276@). При этом представители ЦБ РФ не возражал против указания нескольких работников в распорядительном документе. Так, в Письме от 13.10.2017 № 29-1-1-ОЭ / 24158 было отмечено, что если в течение дня суммы выдаются разным сотрудникам, то достаточно оформить один приказ руководящего лица с указанием Ф. И. О. и должностей всех подотчетных лиц, суммы, целей и срока ее выдачи.
В настоящее время такая возможность закреплена нормативно. Согласно новой редакции абз. 1 пп. 6.3 п. 6 Указания № 3210-У учреждение на законных основаниях вправе указать нескольких работников в одном распорядительном документе, на основании которого им выдаются наличные деньги под отчет.
Кроме того, прежняя редакция пп. 6.3 п. 6 Указания № 3210-У возлагала на подотчетное лицо обязанность по представлению авансового отчета об израсходованных подотчетных средствах в течение трех рабочих дней со дня окончания срока, на который выдавались эти суммы. Если данный срок истекал в период, когда работник отсутствовал на рабочем месте (например, болел или был направлен в другую командировку), сдать авансовый отчет нужно было не позднее трех рабочих дней со дня выхода на работу.
В настоящее время руководитель учреждения вправе самостоятельно установить сроки представления авансовых отчетов работниками, получившими подотчетные суммы (за исключением авансовых отчетов по командировкам). Это закреплено в новой редакции абз. 2 пп. 6.3 п. 6 Указания № 3210-У.
Если подотчетное лицо не представит в установленный срок авансовый отчет и не возвратит средства, полученные под отчет, руководитель учреждения в течение месяца после наступления последнего дня для сдачи авансового отчета (ст. 137 ТК РФ) может принять решение об удержании этих средств из зарплаты работника. В таком случае необходимо будет не только ознакомить работника с приказом об удержании средств из его зарплаты, но и получить его подпись на данном приказе.
Кроме того, возможен вариант прощения долга в виде невозвращенных подотчетных сумм (для этого также необходимо оформить соответствующий приказ). Правда, в данной ситуации с суммы прощенного долга работодателю придется исчислить и уплатить в бюджет НДФЛ и страховые взносы. Датой возникновения дохода у работника будет считаться дата подписания документа, в котором он оповещается о том, что долг прощен (п. 2 ст. 415 ГК РФ). Удержать НДФЛ можно при первой выплате в адрес работника, последовавшей после принятия решения и оповещения работника (п. 6 ст. 226 НК РФ).
Работник должен представить работодателю авансовый отчет об израсходованных в связи с командировкой подотчетных суммах в течение трех рабочих дней по возвращении из командировки. Данное требование закреплено в п. 26 Положения о служебных командировках, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 13.10.2008 № 749. Поэтому формально учреждение не вправе самостоятельно устанавливать срок для представления работниками авансовых отчетов об израсходованных в связи с командировками подотчетных суммах.
Заработная плата, которая не была выплачена работнику, должна быть депонирована. В связи с этим в последний день выдачи наличных денег, предназначенных для выплаты заработной платы, кассир в расчетно-платежной ведомости должен был сделать запись «Депонировано» напротив фамилий и инициалов работников, которым не выданы наличные деньги. Еще он должен был рассчитать и записать в итоговой строке сумму фактически выданных наличных средств и сумму, подлежащую депонированию. Эти требования были установлены пп. 6.5 п. 6 Указания № 3210-У.
Депонированные суммы, как правило, сдавались в банк, хотя положения Указания № 3210-У и не запрещали хранить их в кассе учреждения. Поэтому учреждение могло не сдавать в банк депонированные денежные средства (конечно, при условии, что лимит остатка наличных денег в кассе не был превышен).
Теперь депонировать невыплаченную зарплату учреждению больше не нужно, поскольку абз. 3 пп. 6.5 п. 6 Указания № 3210-У утратил силу.
Новые правила кассовых операций и выдачи наличных под отчёт в 2021 году
За нарушение порядка работы с денежной наличностью и порядка ведения кассовых операций ч. 1 ст. 15.1 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность в виде штрафа:
-
для должностных лиц – от 4 000 до 5 000 руб.;
-
для юридических лиц – от 40 000 до 50 000 руб.
Нарушениями в данном случае считаются:
1) осуществление расчетов наличными деньгами с другими организациями сверх установленных лимитов;
2) неоприходование (неполное оприходование) в кассу денежной наличности;
3) несоблюдение порядка хранения свободных денежных средств;
4) накопление в кассе наличных денег сверх установленных лимитов.
При этом выручка, полученная в кассу без надлежащего документального оформления или оформленная не в срок (не в тот же день), признается неоприходованной. Отражение в кассовой книге не всех оформленных в течение дня кассовых документов является неполным оприходованием наличных денег, в том числе выручки. Такой вывод следует из Указания № 3210-У.
При выявлении административных правонарушений, связанных с несоблюдением порядка ведения кассовых операций, совершенных несколькими обособленными подразделениями организации, в каждом случае составляются протоколы об административных правонарушениях, при этом административное наказание также назначается за каждое совершенное нарушение (см. Письмо ФНС РФ от 17.08.2017 № СА-4-20 / 16322).
Административное правонарушение, связанное с неоприходованием (неполным оприходованием) в кассу денежной наличности, относится к правонарушениям в сфере финансов, в отношении которых КоАП РФ не установлены специальные сроки давности.
По общему правилу постановление по делу об административном правонарушении не может быть вынесено по истечении двух месяцев со дня его совершения (ч. 1 ст. 4.5 КоАП РФ). При длящемся административном правонарушении этот срок начинают исчислять со дня его обнаружения (ч. 2 ст. 4.5 КоАП РФ).
Срок давности привлечения к административной ответственности за правонарушение, в отношении которого обязанность, предусмотренная правовым актом, не была выполнена к определенному сроку, начинает течь с момента наступления такого срока (п. 14 Постановления Пленума ВС РФ от 24.03.2005 № 5).
В названном случае моментом начала и окончания административного правонарушения является день получения выручки и неоприходования ее в кассу. Следовательно, это правонарушение является разовым и не относится к категории длящихся.
Таким образом, в отношении правонарушения, которое заключается в неоприходовании (неполном оприходовании) в кассу денежной наличности, подлежит применению общий срок давности (два месяца), исчисляемый со дня, на который установлен факт неоприходования денег в кассу. Подтверждением сказанному является, например, Постановление АС СЗО от 15.05.2020 № Ф07-3675/2020 по делу № А56-150168/2018. В нем указано, что постановление о назначении административного наказания в отношении эпизодов за 29.08.2018 и 30.08.2018 было вынесено 31.10.2018, то есть за пределами срока давности привлечения к административной ответственности, установленного ст. 4.5 КоАП РФ. В итоге данное постановление было отменено.
[1] Как указано в Письме ЦБ РФ от 04.05.2012 № 29-1-1-6 / 3255, данное требование должно соблюдаться каждым обособленным подразделением юридического лица, ведущим кассовые операции, независимо от наличия банковского счета юридического лица, открытого для совершения операций таким подразделением (см. также постановления Девятого арбитражного апелляционного суда от 13.02.2018 № 09АП-65335 / 2017 по делу № А40-166498 / 17, от 28.11.2018 № 09АП-53986 / 2018 по делу № А40-85393 / 18).
[2] Такое заявление составляется в произвольной форме.
27. Приходная касса осуществляет прием иностранной валюты, внесенной (сданной):
1) юридическим лицом и (или) государственным учреждением, имеющим банковский счет (банковские счета) в филиале Национального Банка, Центре Национального Банка и (или) в подразделении, ответственном за вспомогательный учет, на основании паспорта сделки (трейд-тикета) и приходного кассового ордера в иностранной валюте по форме согласно приложению 4 к Правилам;
2) государственным учреждением, имеющего банковский счет (банковские счета) в подразделении, ответственном за вспомогательный учет, на основании приходного кассового ордера в иностранной валюте по форме согласно приложению 4 к Правилам и на основании указания подразделения, ответственного за вспомогательный учет.
28. Кассовый работник приходной кассы принимает иностранную валюту от юридического лица и (или) государственного учреждения, имеющих банковский счет (банковские счета) в филиале Национального Банка, Центре Национального Банка и (или) в подразделении, ответственном за вспомогательный учет, отсортированные по номиналам и по степени износа, упакованными в полные пачки и мешки.
Прием неполных корешков с банкнотами иностранной валюты одного и (или) разных номиналов и отдельные монеты иностранной валюты разных номиналов от юридического лица и (или) государственного учреждения осуществляется с полистным пересчетом банкнот иностранной валюты и монет иностранной валюты по кружкам.
Пачки с банкнотами и мешки с монетами иностранной валюты от юридического лица и (или) государственного учреждения принимаются в срок, не превышающий 1 (одного) месяца со дня их формирования. Выявленные во время полистного пересчета ветхие, поврежденные, сомнительные, изымаемые (изъятые) из обращения, с признаками заводского брака иностранная валюта к приему не подлежит и возвращается юридическому лицу и (или) государственному учреждению.
29. Иностранная валюта принимается и пересчитывается кассовым работником приходной кассы в присутствии уполномоченного представителя. Ранее принятая иностранная валюта хранится в сейфах, металлических шкафах, ящиках стола, специальных тележках, закрывающихся на ключ, или сохранных (инкассаторских) мешках, опломбированных пломбиратором, закрепленным за кассовым работником приходной кассы.
30. При приеме иностранной валюты от юридического лица и (или) государственного учреждения, имеющих банковский счет (банковские счета) в филиале Национального Банка, Центре Национального Банка и (или) подразделении, ответственном за вспомогательный учет, кассовый работник приходной кассы проверяет:
1) банкноты иностранной валюты по пачкам и корешкам на предмет целостности упаковки, правильности оформления реквизитов на верхней накладке пачки, наличия ясного (отчетливо просматриваемого) оттиска клише или оттиска пломбиратора на пломбе;
2) монеты иностранной валюты по мешкам на предмет целостности упаковки, правильности оформления реквизитов на ярлыках, прикрепленных к мешкам, и ясного (отчетливо просматриваемого) оттиска пломбиратора на пломбе.
Пачки с банкнотами и мешки с монетами иностранной валюты упаковываются кассовыми работниками юридического лица и (или) государственного учреждения, в порядке, предусмотренном пунктами 83, 84, 85, 88 и 89 Правил. Пачки с банкнотами и мешки с монетами иностранной валюты в поврежденной упаковке приему не подлежат.
31. Полистный пересчет банкнот и пересчет монет по кружкам иностранной валюты принятых в упаковке юридического лица и (или) государственного учреждения производится кассой пересчета в течение 45 (сорока пяти) календарных дней со дня принятия банкнот и монет иностранной валюты.
32. Для приема банкнот и монет после окончания операционного дня приказом заместителя Председателя Национального Банка, курирующего ответственное подразделение, в филиале Национального Банка, Центре Национального Банка создается вечерняя касса, время работы которой устанавливается ответственным подразделением.
33. Прием банкнот и монет вечерней кассой от юридического лица производится кассовым работником под контролем контролера-бухгалтера, определенного приказом руководителей филиала Национального Банка, Центра Национального Банка или лиц, исполняющих их обязанности.
34. Банкноты и монеты, поступившие в вечернюю кассу, принимаются в порядке, предусмотренном параграфом 1 главы 3 Правил, с проставлением на кассовых документах печати кассового работника «Кешкі касса». Контролер-бухгалтер производит запись в приходном кассовом журнале вечерней кассы по форме согласно приложению 5 к Правилам.
35. Банкноты и монеты, принятые вечерней кассой, приходуются в оборотную кассу и зачисляются на соответствующий банковский счет (банковские счета) юридического лица не позднее следующего операционного дня.
36. Расходная касса осуществляет выдачу банкнот и монет физическим лицам, юридическим лицам, государственному учреждению.
37. Выдача банкнот и монет расходной кассой юридическому лицу, имеющим банковский счет (банковские счета) в филиале Национального Банка, Центре Национального Банка и (или) в подразделении, ответственном за вспомогательный учет, осуществляется на основании договора на кассовое обслуживание в национальной валюте – тенге, заключенного между филиалом Национального Банка, Центром Национального Банка и указанным юридическим лицом.
38. Выдача банкнот и монет расходной кассой физическому лицу, юридическому лицу, не имеющим банковский счет (банковские счета) в филиале Национального Банка, Центре Национального Банка и (или) подразделении, ответственном за вспомогательный учет, осуществляется без заключения договора на кассовое обслуживание в национальной валюте – тенге, с полистным пересчетом банкнот и монет по кружкам.
39. Выдача банкнот и монет расходной кассой государственному учреждению, имеющему банковский счет (банковские счета):
1) в филиале Национального Банка, Центре Национального Банка и (или) в подразделении, ответственном за вспомогательный учет, осуществляется на основании договора на кассовое обслуживание в национальной валюте – тенге;
2) в подразделении, ответственном за вспомогательный учет, осуществляется без заключения договора на кассовое обслуживание в национальной валюте – тенге.
40. Выдача банкнот и монет производится на основании следующих кассовых документов:
1) чека;
2) расходного кассового ордера по форме согласно приложению 6 к Правилам.
41. Выдача банкнот и монет осуществляется:
1) на основании чека и сводной ведомости для получения наличных денег банком (небанковской организацией) и (или) филиалом банка (небанковской организации) через филиал Национального Банка, Центр Национального Банка по форме, согласно приложению 2 к Правилам установления корреспондентских отношений между Национальным Банком Республики Казахстан и банками, а также организациями, осуществляющими отдельные виды банковских операций, утвержденными постановлением Правления Национального Банка Республики Казахстан от 31 августа 2016 года № 209 «Об утверждении Правил установления корреспондентских отношений между Национальным Банком Республики Казахстан и банками, а также организациями, осуществляющими отдельные виды банковских операций», зарегистрированным в Реестре государственной регистрации нормативных правовых актов под № 14336 (далее – сводная ведомость) — юридическому лицу, имеющим банковский счет (банковские счета) в подразделении, ответственном за вспомогательный учет;
2) на основании чека — юридическому лицу, государственному учреждению, имеющим банковский счет (банковские счета) в филиале Национального Банка, Центре Национального Банка;
3) на основании расходного кассового ордера по форме согласно приложению 6 к Правилам — государственному учреждению, имеющему банковский счет (банковские счета) в подразделении, ответственном за вспомогательный учет;
4) на основании расходного кассового ордера по форме согласно приложению 6 к Правилам — физическому лицу, юридическому лицу, не имеющим банковский счет (банковские счета) в филиале Национального Банка, Центре Национального Банка и (или) в подразделении, ответственном за вспомогательный учет.
42. юридическое лицо, с которым заключен договор на кассовое обслуживание, накануне дня получения или в день получения банкнот и монет представляет филиалу Национального Банка, Центру Национального Банка по ФАСТИ и (или) нарочно заявку на получение банкнот и монет (иностранной валюты) по форме согласно приложению 7 к Правилам.
Заявка на получение банкнот и монет (иностранной валюты) по форме согласно приложению 7 к Правилам, принимается ответственным исполнителем бухгалтерии филиала, который проверяет правильность заполнения, соответствие подписей получателя юридического лица, государственного учреждения, имеющим банковский счет (банковские счета) в филиале Национального Банка, Центре Национального Банка и (или) в подразделении, ответственном за вспомогательный учет, с имеющимися образцами подписей.
43. Ответственный исполнитель бухгалтерии филиала:
1) при выдаче банкнот и монет юридическому лицу, имеющему банковский счет (банковские счета) в подразделении, ответственном за вспомогательный учет:
принимает чек;
сверяет указанную в чеке сумму с данными сводной ведомости;
проверяет правильность заполнения чека;
проверяет соответствие подписей юридического лица, государственного учреждения с имеющимися образцами подписей, оттиска печати государственного учреждения;
59. Расходная касса осуществляет выдачу иностранной валюты юридическому лицу, государственному учреждению, имеющим банковский счет (банковские счета) в филиале Национального Банка, Центре Национального Банка и (или) в подразделении, ответственном за вспомогательный учет.
60. Выдача иностранной валюты расходной кассой производится на основании следующих кассовых документов:
1) паспорта сделки (трейд — тикет);
2) расходного кассового ордера в иностранной валюте по форме согласно приложению 9 к Правилам.
61. Выдача иностранной валюты расходной кассой осуществляется:
1) на основании паспорта сделки (трейд — тикет), расходного кассового ордера в иностранной валюте по форме согласно приложению 9 к Правилам, доверенности, выданной на имя уполномоченного представителя — юридическому лицу, государственному учреждению, имеющим банковский счет (банковские счета) в филиале Национального Банка, Центре Национального Банка и (или) в подразделении, ответственном за вспомогательный учет;
2) на основании расходного кассового ордера в иностранной валюте по форме согласно приложению 9 к Правилам, доверенности, выданной на имя уполномоченного лица государственного учреждения и указания подразделения, ответственного за вспомогательный учет — государственному учреждению, имеющему банковский счет (банковские счета) в подразделении, ответственном за вспомогательный учет.
62. Юридическое лицо, государственное учреждение, имеющие банковский счет (банковские счета) в филиале Национального Банка, Центре Национального Банка и (или) в подразделении, ответственном за вспомогательный учет, накануне дня получения или в день получения иностранной валюты представляет в филиал Национального Банка, Центр Национального Банка по ФАСТИ и (или) нарочно заявку на получение банкнот и монет (иностранной валюты) по форме согласно приложению 7 к Правилам.
Заявка на получение банкнот и монет (иностранной валюты) по форме согласно приложению 7 к Правилам, принимается ответственным исполнителем бухгалтерии филиала, который проверяет правильность ее заполнения, соответствие подписей получателей юридического лица, государственного учреждения, с имеющимися образцами подписей, оттиска печати государственного учреждения.
63. Выдача иностранной валюты юридическому лицу, государственному учреждению, имеющим банковский счет (банковские счета) в филиале Национального Банка, Центре Национального Банка и (или) в подразделении, ответственном за вспомогательный учет в упаковке организации производителя или в упаковке филиала Национального Банка, Центра Национального Банка производится по номиналам банкнот и монет с проверкой банкнот по пачкам и корешкам и целостности упаковки пачек, монет по надписям на ярлыках прикрепленных к мешкам.
Юридическому лицу, государственному учреждению, имеющим банковский счет (банковские счета) в филиале Национального Банка, Центре Национального Банка и (или) в подразделении, ответственном за вспомогательный учет, кассовым работником расходной кассы производится выдача:
1) банкнот иностранной валюты в отдельных корешках из неполных пачек и пачек с поврежденной упаковкой, с полистным пересчетом;
2) монет иностранной валюты, расфасованных в мешки, по надписям на ярлыках, прикрепленных к мешкам, а монет, расфасованных в пакеты, по надписям на пакетах.
64. Для выдачи юридическому лицу, государственному учреждению, имеющим банковский счет (банковские счета) в филиале Национального Банка, Центре Национального Банка и (или) в подразделении, ответственном за вспомогательный учет кассовый работник расходной кассы предварительно:
1) при вскрытии пачек с банкнотами иностранной валюты, отдельными корешками или листами пересчитывает всю пачку полистно;
2) при вскрытии мешков с монетами иностранной валюты, нерасфасованных в пакеты или тюбики пересчитывает отдельными кружками весь мешок с монетами по кружкам.
65. Кассовому работнику расходной кассы в момент выдачи иностранной валюты не допускается производить по требованию юридического лица, государственного учреждения, имеющим банковский счет (банковские счета) в филиале Национального Банка, Центре Национального Банка и (или) в подразделении, ответственном за вспомогательный учет, обмен банкнот и монет иностранной валюты одних номиналов на другие.
Новое и изменения в правилах ведения кассы и работы с наличными с 2021 года
73. Выдача уполномоченному представителю банкнот и монет в количестве, превышающем 20 (двадцать) пачек с банкнотами и 10 (десять) мешков с монетами, производится кассовым работником без снятия гарантийных клише с вакуумных упаковок и гарантийных пломб с пачек с банкнотами и мешков с монетами.
74. Прием и выдача банкнот и монет уполномоченному представителю в количестве, превышающем 5 (пять) пачек с банкнотами и 2 (двух) мешков с монетами, производится кассовым работником филиала Национального Банка через специальный шлюз (при его наличии).
75. Прием банкнот и монет уполномоченным представителем в филиале Национального Банка, Центре Национального Банка в расходной кассе, осуществляется с соблюдением следующих условий:
1) пачки с банкнотами в упаковке филиала Национального Банка, Центра Национального Банка принимаются по количеству корешков при наличии накладок с указанием на них наименования филиала Национального Банка, Центра Национального Банка, номинала, количества и суммы банкнот, даты формирования пачки, именного штампа, фамилии с инициалами или кода кассового работника и его подписи;
2) пачки с банкнотами в упаковке организации изготовителя принимаются по количеству корешков и номинала при целостности упаковки;
3) обеспечивается сохранность упаковки с банкнотами (целостность шпагата, вакуумной упаковки, наличие ясного оттиска пломбиратора или клише на гарантийном шве вакуумной упаковки);
4) мешки с монетами в упаковке филиала Национального Банка, Центра Национального Банка принимаются по количеству мешков, по ярлыку, прикрепленному к мешку, с указанием на нем штампа с наименованием филиала Национального Банка, Центра Национального Банка, номинала, количества и суммы монет, даты формирования упаковки, именного штампа, фамилии с инициалами или кода кассового работника и его подписи;
5) мешки с монетами в упаковке организации изготовителя принимаются с проверкой целостности мешка, по ярлыку, прикрепленному к мешку с указанием на нем номинала, количества и суммы монет, даты формирования упаковки, фамилии упаковщика и контролера организации изготовителя;
6) обеспечивается сохранность мешка с монетами (целостность мешка, шпагата, ясность оттиска пломбиратора).
81. Кассовые работники филиала Национального Банка, Центра Национального Банка (далее – кассовые работники) сортируют принятые в кассу пересчета банкноты и монеты по номиналам и по степени износа.
Банкноты сортируются по номиналам, по годам выпуска на годные к обращению, ветхие, изымаемые и изъятые из обращения.
Монеты сортируются на годные к обращению, дефектные (поврежденные), изымаемые и изъятые из обращения.
82. Банкноты и монеты, годные к обращению, упаковываются отдельно от ветхих банкнот и дефектных (поврежденных) монет, а также от изымаемых и изъятых из обращения банкнот и монет.
83. Каждые 100 (сто) листов банкнот одного номинала укладываются лицевой стороной вверх в одну сторону, формируются в корешки и обандероливаются крестообразно или одной поперечной бандеролью в зависимости от способа упаковки корешков в пачку. Если формирование пачки происходит с последующей обвязкой шпагатом, то корешки упаковываются крестообразно.
При упаковке банкнот в полиэтиленовые пакеты корешки упаковываются одной поперечной бандеролью. На бандероли проставляются:
1) штамп с наименованием филиала Национального Банка, Центра Национального Банка;
2) сумма и номинал банкнот;
3) подпись кассового работника;
4) именной штамп кассового работника, код или фамилия с инициалами кассового работника при использовании самонаборного датира;
5) дата формирования.
При оформлении корешков банкнот на бандерольных машинах применяется специальный упаковочный материал. в зависимости от конструктивной особенности бандерольной машины на бандероли проставляются:
1) сокращенное наименование филиала Национального Банка, Центра Национального Банка;
2) сумма и номинал банкнот;
3) код кассового работника;
4) дата и время формирования.
При формировании корешков банкнот используется крестообразная упаковка пачек пластиковыми лентами на специальных машинах до упаковки корешков банкнот в полиэтиленовые пакеты.
84. Банкноты формируются в пачку по 10 (десять) корешков (1000 (тысяча) листов банкнот одного номинала), которые снабжаются верхней и нижней накладками из картона и обвязываются шпагатом без узлов и надрывов, крестообразно двойной вязкой на четыре глухих узла, на концах шпагата кассовым работником накладывается пломба.
При упаковке банкнот в полиэтиленовые пакеты горловина пакета заваривается, а на клише, используемом для заварки, указываются наименование филиала Национального Банка, Центра Национального Банка и порядковый номер кассового работника.
85. На верхней накладке пачки, независимо от способа упаковки, проставляются:
1) штамп с наименованием филиала Национального Банка, Центра Национального Банка;
2) номинал банкнот;
3) сумма банкнот;
4) количество банкнот;
5) дата упаковки;
6) именной штамп кассового работника, код или фамилия с инициалами кассового работника при использовании самонаборного датира;
7) подпись кассового работника;
8) надпись «Шығарылған жылы _____».
При оформлении верхней накладки пачки юбилейных, памятных банкнот в нижнем левом углу накладки дополнительно проставляется штамп «Мерейтойлық, ескерткіш» и указывается год выпуска.
86. Оставшиеся после пересчета банкнот листы, неполные корешки, неполные пачки передаются для объединения и упаковки одному или нескольким кассовым работникам.
Кассовые работники полистно пересчитывают принятые для объединения банкноты и формируют из них полные пачки банкнот. Полные корешки банкнот одного номинала, одной степени износа, но разных годов выпуска, формируются в полную пачку банкнот, на верхней накладке в левом верхнем углу которой проставляется штамп «Құрама».
87. Сформированные пачки с банкнотами одного номинала и годные к обращению монеты разных номиналов, расфасованные в пакеты или тюбики, с вложением в один мешок 25 000 (двадцати пяти тысяч) тенге либо 50 000 (пятидесяти тысяч) тенге, со штампом «Құрама», выдаются в течение 10 (десяти) операционных дней либо по истечении срока хранения подвергаются банкноты полистному пересчету, а монеты по кружкам.
92. При обнаружении филиалом Национального Банка, Центром Национального Банка недостач (излишков) при пересчете банкнот и монет, принятых от юридического лица, государственного учреждения имеющие банковский счет (банковские счета) в филиале Национального Банка, Центре Национального Банка и (или) в подразделении, ответственном за вспомогательный учет, суммы недостач (излишков) списываются (зачисляются) на банковский счет (банковские счета), в соответствии с договором на кассовое обслуживание в национальной валюте — тенге, за исключением государственного учреждения, имеющего банковский счет (банковские счета) в подразделении, ответственном за вспомогательный учет.
93. Претензии юридического лица, государственного учреждения при обнаружении недостачи в упаковке филиала Национального Банка, Центра Национального Банка принимаются филиалом Национального Банка, Центром Национального Банка, если банкноты и монеты были пересчитаны юридическим лицом, государственным учреждением в присутствии кассового работника-контролера в помещении для пересчета банкнот, монет, иностранной валюты в порядке, установленном пунктом 52 Правил.
94. Не допускается выдача юридическому лицу, государственному учреждению неплатежных банкнот и монет, ранее принятых от юридического лица, государственного учреждения.
Неплатежные банкноты и монеты, принятые от юридического лица, государственного учреждения, сортируются по номиналам и хранятся в оборотной кассе филиала Национального Банка, Центра Национального Банка отдельно от других банкнот и монет.
95. Кассовые работники определяют платежность банкнот и монет, пересчитанных на машинах, используемых для пересчета банкнот и монет, а также рассортированных лицами, вносящими (сдающими) банкноты и монеты в соответствии с Правилами № 230.
96. Банкноты, имеющие незначительные повреждения (если они не препятствуют определению подлинности банкнот), сохранившие не менее 70 (семидесяти) процентов площади установленных Национальным Банком размеров банкнот, без ограничений обмениваются филиалом Национального Банка, Центром Национального Банка непосредственно при их приеме.
Банкноты, сохранившие менее 70 (семидесяти) процентов, но более 50 (пятидесяти) процентов площади установленных Национальным Банком размеров банкнот, обмениваются филиалом Национального Банка, Центром Национального Банка после проведения экспертизы.
97. В случае установления наличия сомнительных банкнот и монет в упаковке юридического лица, государственного учреждения, а также в упаковке филиала Национального Банка, Центра Национального Банка на сумму сомнительных банкнот и монет составляется акт о недостаче (излишке) по форме согласно приложению 11 к Правилам. При этом возмещение суммы недостачи путем списания с банковского счета юридического лица, государственного учреждения или возмещение допустившим недостачу работником филиала Национального Банка, Центра Национального Банка производится на основании акта экспертизы банкнот и монет по форме согласно приложению 12 к Правилам.
98. При обнаружении недостачи, излишков, неплатежных, с признаками подделки и (или) брака банкнот или монет в кассе филиала Национального Банка, Центра Национального Банка составляется акт о недостаче (излишке) по форме согласно приложению 11 к Правилам, который подписывается кассовым работником, контролером, при котором производился пересчет банкнот и монет или должностными лицами, ответственными за сохранность банкнот и монет в филиале Национального Банка, Центре Национального Банка.
99. Акт о недостаче (излишке) по форме согласно приложению 11 к Правилам, составляется:
1) в случае обнаружения недостачи, излишков, сомнительных, неплатежных, с признаками подделки и (или) брака банкнот или монет в упаковке филиала Национального Банка, Центра Национального Банка – в одном экземпляре, который остается в филиале Национального Банка, Центре Национального Банка;
2) в случае обнаружения недостачи, излишков, сомнительных, неплатежных, с признаками подделки и (или) брака банкнот или монет в упаковке юридического лица, государственного учреждения – в двух экземплярах, один из которых передается юридическому лицу, государственному учреждению с упаковочным материалом, второй экземпляр остается в филиале Национального Банка, Центре Национального Банка;
3) в случае обнаружения недостачи, излишков, сомнительных, неплатежных, с признаками подделки и (или) брака банкнот или монет в упаковке другого филиала Национального Банка, Центра Национального Банка – в двух экземплярах, один из которых передается другому филиалу Национального Банка с упаковочным материалом, второй экземпляр остается в данном филиале Национального Банка, Центре Национального Банка;
4) в случае обнаружения недостачи, излишков, сомнительных, неплатежных, с признаками подделки и (или) брака банкнот или монет в упаковке юридического лица, государственного учреждения, поступившей от другого филиала Национального Банка, Центра Национального Банка – в трех экземплярах, два из которых передаются в другой филиал Национального Банка, Центр Национального Банка с упаковочным материалом (один из которых с упаковочным материалом передается юридическому лицу, государственному учреждению), третий экземпляр остается в данном филиале Национального Банка или Центре Национального Банка.
Больше нет обязательного срока для сдачи в бухгалтерию авансового отчёта и подтверждающих документов. Раньше работник должен был отчитаться в течение трёх рабочих дней:
- либо со дня выхода на работу,
- либо со дня, следующего за истечением срока, на который выданы деньги.
Теперь руководители сами решают, когда работникам отчитываться. Новый срок надо прописать в локальных документах или указывать в каждом приказе о выдаче денег под отчёт.
ОП теперь могут не вести кассовую книгу, если не хранят наличные и после каждой смены передают их в кассу юрлица.
До поправок все ОП, которые принимали и выдавали наличные, должны были вести кассовую книгу. Если расчётного счёта не было, обязанность тоже сохранялась. За отсутствие своей книги налоговики штрафовали компании на 50 тыс. рублей, а руководителей на 5 тыс. рублей.
Суммы сверх установленного лимита должны сдаваться в банк.
Правда, превышение допускается в дни выплаты зарплаты/иных выплат, включая день получения наличных в банке на эти цели, а также в выходные/нерабочие праздничные дни (если фирма проводит в эти дни кассовые операции). В этом случае никакие штрафные санкции фирме и ее должностным лицам не грозят.
Начало 2021 года принесло не только надежды на будущее, но и изменения в организации и проведении контроля за денежными операциями.
Установлен полный контроль за операциями с наличными: банки теперь контролируют все операции с наличными в сумме 600 000 руб. и более (до 2021 г. – только операции, которые не обусловлены хозяйственной деятельностью).
Дополнен перечень операций, подлежащих обязательному контролю. Например, это лизинговые платежи на сумму 600 000 руб. и более.
В той или иной мере нововведения в порядке ведения кассовых операций коснулись всех хозяйствующих субъектов. В частности:
- индивидуальных предпринимателей и организаций, являющихся субъектами малого предпринимательства (критерии малых предприятий вы найдете в этой статье);
- организаций, не относящихся к малым;
- организаций, имеющих обособленные подразделения;
- лиц, использующих ККТ или бланки строгой отчетности (подробнее об учете денежных средств при использовании онлайн-касс читайте здесь);
- работодателей, выдающих деньги сотрудникам под отчет.
Рассмотрим теперь эти изменения подробнее.
Совместными постановлениями и приказом Правления Агентства Республики Казахстан по регулированию и развитию финансового рынка от 22 декабря 2020 года № 125, Министра финансов Республики Казахстан от 22 декабря 2020 года № 1223 и Правления Национального Банка Республики Казахстан от 21 декабря 2020 года № 151 утверждены новые Правила снятия субъектами предпринимательства наличных денег с банковских счетов.
Новые правила вводятся в действие с 1 января 2021 года.
Так, согласно Главе 2. Порядок снятия субъектами предпринимательства наличных денег с банковских счетов
3. Субъектами предпринимательства снятие наличных денег с банковских счетов осуществляется на основании заявок на снятие наличных денег с банковских счетов, поданных в банки второго уровня и организации, осуществляющие отдельные виды банковских операций, (далее – банки) в соответствии с Правилами осуществления кассовых операций и операций по инкассации банкнот, монет и ценностей в банках второго уровня, Национальном операторе почты и юридических лицах….
4. Сумма наличных денег, снимаемых с банковских счетов в течение календарного месяца субъектами предпринимательства, за исключением субъектов предпринимательства, на которые не распространяется требование по снятию наличных денег с банковских счетов, определенных в соответствии с подпунктом 10-1) части второй статьи 15 Закона о Национальном Банке, не превышает предельных размеров сумм снятия субъектами предпринимательства наличных денег с банковских счетов.
6. Банк в срок не позднее 10:00 часов по времени города Нур-Султан рабочего дня, следующего за днем подачи субъектом предпринимательства заявки на снятие наличных денег с банковского счета, направляет в орган государственных доходов на бумажном носителе и (или) в электронном виде документы, подтверждающие цель снятия наличных денег с банковского счета, согласие на передачу сведений и (или) документов в орган государственных доходов, в том числе для целей осуществления обмена сведениями и (или) документами между органом государственных доходов и Национальным Банком Республики Казахстан в соответствии с пунктами 14 и 15 настоящих Правил, и заявку, которая содержит идентификационный номер субъекта предпринимательства и индивидуальный идентификационный номер уполномоченного представителя субъекта предпринимательства, подавшего заявку на снятие наличных денег с банковского счета.
7. Орган государственных доходов до конца рабочего дня, следующего за днем получения от банка сведений и (или) документов, предусмотренных пунктом 6 Правил, направляет в банк в письменной и (или) электронной форме сведения о наличии либо отсутствии оснований для отказа в выдаче наличных денег в сумме, превышающей предельные размеры сумм снятия субъектами предпринимательства наличных денег с банковских счетов.
8. Орган государственных доходов, с учетом применения системы управления рисками, предусмотренной пунктом 1 статьи 136 Налогового кодекса, выносит одно из следующих решений:
по низкой степени риска – об отсутствии оснований для отказа в выдаче наличных денег;
по высокой степени риска – о наличии оснований для отказа в выдаче наличных денег.
9. Неполучение банком в течение трех рабочих дней со дня подачи субъектом предпринимательства заявки на снятие наличных денег, превышающих предельные размеры сумм снятия субъектами предпринимательства наличных денег с банковских счетов, сведений от органа государственных доходов о наличии либо отсутствии оснований для отказа в выдаче наличных денег в сумме, превышающей предельные размеры сумм снятия субъектами предпринимательства наличных денег с банковских счетов, является основанием для выдачи наличных денег субъекту предпринимательства.
Глава 3. Условия снятия субъектами предпринимательства наличных денег с банковских счетов сверх установленных предельных размеров
12. Превышение предельных размеров сумм снятия субъектами предпринимательства наличных денег с банковских счетов, за исключением субъектов предпринимательства, на которые не распространяется требование по снятию наличных денег с банковских счетов, определенных в соответствии с подпунктом 10-1) части второй статьи 15 Закона о Национальном Банке, допускается при соблюдении в совокупности следующих условий:
наличие документов, подтверждающих цель снятия наличных денег с банковского счета;
представление субъектами предпринимательства согласия на передачу сведений и (или) документов в орган государственных доходов, в том числе для целей осуществления обмена сведениями и (или) документами между органом государственных доходов и Национальным Банком Республики Казахстан в соответствии с пунктами 14 и 15 настоящих Правил;
1. Настоящие Правила осуществления кассовых операций и операций по инкассации банкнот, монет и ценностей в банках второго уровня, филиалах банков-нерезидентов Республики Казахстан, Национальном операторе почты и юридических лицах, исключительной деятельностью которых является инкассация банкнот, монет и ценностей (далее – Правила), разработаны в соответствии с законами Республики Казахстан от 30 марта 1995 года «О Национальном Банке Республики Казахстан» (далее – Закон о Национальном Банке), от 31 августа 1995 года «О банках и банковской деятельности в Республике Казахстан» (далее – Закон о банках и банковской деятельности) и определяют порядок осуществления кассовых операций и операций по инкассации банкнот, монет и ценностей в банках второго уровня, филиалах банков-нерезидентов Республики Казахстан, Национальном операторе почты (далее – банк) и юридических лицах, исключительной деятельностью которых является инкассация банкнот, монет и ценностей (далее – инкассаторские организации).
2. В Правилах используются следующие понятия:
1) специальная краска – красящее средство, используемое в приспособлениях для хранения и безопасной перевозки банкнот при осуществлении инкассации банкнот, монет и ценностей (кейсы и контейнеры) устойчивое к воздействию растворителей, химических реактивов, с характеристиками, позволяющими идентифицировать их наличие на банкнотах;
2) контролирующий работник – работник банка, осуществляющий контроль за осуществлением кассовым работником кассовых операций по пересчету, сортировке и упаковке наличных денег;
3) банк-эмитент – центральный банк иностранного государства, регулирующий осуществление операций, связанных с выпуском и изъятием денежных знаков из обращения;
4) инкассация банкнот, монет и ценностей – прием, сбор, доставка, сдача, перевозка и хранение банкнот, монет и ценностей, а также сопровождение клиента с банкнотами, монетами и ценностями;
5) подразделение инкассации банка – подразделение банка, осуществляющее инкассацию банкнот, монет и ценностей;
6) касса – специально оборудованное помещение для осуществления кассовых операций по приему, выдаче, пересчету, сортировке и упаковке наличных денег;
7) кассовый работник – работник банка, осуществляющий кассовые операции;
8) клиент – физические или юридические лица, получающие услуги банка и (или) инкассаторской организации, в том числе лица, уполномоченные на представление их интересов;
9) кладовая – специально оборудованное помещение, предназначенное для хранения наличных денег и ценностей;
10) наличные деньги – банкноты и монеты национальной и иностранной валюты;
11) лица, ответственные за сохранность наличных денег, – назначенные внутренним распорядительным документом банка уполномоченный работник и кассовый работник, ответственные за сохранность наличных денег, находящихся на хранении в кладовой и (или) сейфовой комнате, а также лица их замещающие.
Количество лиц, ответственных за сохранность наличных денег, определяется банком самостоятельно, но не менее двух работников;
12) ценности – платежные документы, платежные карточки, бланки документов, ценные бумаги, драгоценные металлы и изделия из них, материальные культурные ценности;
13) операционный работник – работник операционного подразделения или подразделения бухгалтерского учета банка, осуществляющий регистрацию и (или) последующий контроль совершенных кассовых операций;
14) сейфовая комната – специально оборудованное помещение, в котором устанавливаются сейфы (металлические шкафы), предназначенные для хранения наличных денег и ценностей;
15) сумка – специальное приспособление для хранения и безопасной перевозки банкнот, монет и ценностей при осуществлении инкассации банкнот, монет и ценностей (инкассаторская сумка, мешок, кейс, кассета, контейнер).
Порядок ведения кассовых операций в 2020 — 2021 годах
17. Кассовые операции по приему наличных денег от клиентов осуществляются кассовым работником на основании следующих приходных кассовых документов:
1) объявление на взнос наличных денег;
2) приходный кассовый ордер.
18. Банк самостоятельно устанавливает формы приходных кассовых документов с указанием следующих обязательных реквизитов:
1) наименование приходного кассового документа;
2) номер приходного кассового документа;
3) дата составления приходного кассового документа;
4) данные о клиенте (фамилия, имя, отчество (при его наличии) и индивидуальный идентификационный номер физического лица, наименование и бизнес-идентификационный номер юридического лица);
5) сумма принятых наличных денег (цифрами и прописью);
6) назначение принятых наличных денег;
7) наименование, бизнес-идентификационный номер банка;
8) фамилия, имя, отчество (при его наличии), должность и подпись кассового работника;
9) фамилия, имя, отчество (при его наличии) и подпись клиента.
19. Кассовый работник банка осуществляет следующие действия:
1) проводит визуальную идентификацию клиента, вносящего наличные деньги, с документом, удостоверяющим его личность;
2) принимает банкноты с полистным пересчетом, монеты с пересчетом по кружкам с проверкой на подлинность и платежность наличных денег в соответствии с пунктами 56 и 57 Правил;
3) проверяет наличие подписи клиента, при наличии подписи операционного работника, сверяет их с имеющимися образцами подписей;
4) сверяет соответствие суммы, указанной в приходном кассовом документе, с общей суммой фактически принятых наличных денег;
5) подписывает все экземпляры приходного кассового документа, проставляет штамп кассового работника банка на всех экземплярах приходного кассового документа;
6) выдает клиенту документ, подтверждающий проведение кассовой операции по приему наличных денег.
20. Наличные деньги принимаются и пересчитываются кассовым работником в присутствии клиента.
На рабочем месте кассового работника находятся наличные деньги клиента. Все ранее принятые наличные деньги хранятся в специальных устройствах, находящихся на рабочем месте кассового работника, закрывающихся на ключ, предназначенных для хранения наличных денег (металлический шкаф, сейф, тележка, ящики стола, тумба).
21. В случае если клиент вносит наличные деньги в кассу банка по нескольким приходным кассовым документам, кассовый работник принимает наличные деньги по каждому приходному кассовому документу отдельно.
22. Кассовому работнику не допускается покидать рабочее место до окончания обслуживания клиента.
23. Принятые в течение рабочего дня наличные деньги кассовый работник формирует, упаковывает и сдает по приходным кассовым документам заведующему кассой или лицу, осуществляющему функции заведующего кассой, в порядке, установленном внутренними документами банка.
Допускается передача принятых наличных денег заведующему кассой или лицу, осуществляющему функции заведующего кассой, в течение рабочего дня несколько раз.
24. Кассовые операции по приему наличных денег клиента от подразделения инкассации банка или инкассаторской организации осуществляется кассовым работником банка на основании препроводительного документа, соответствующего требованиям пункта 106 Правил.
Кассовый работник:
1) проверяет указание на препроводительном документе необходимых сведений, предусмотренных пунктом 106 Правил;
2) осуществляет регистрацию суммы принимаемых наличных денег в порядке, установленном внутренними документами банка;
3) проверяет целостность сумки;
4) проверяет правильность пломбирования сумки.
25. В случае обнаружения нарушения целостности сумки кассовый работник в присутствии работника подразделения инкассации банка или инкассаторской организации вскрывает и пересчитывает находящиеся в них наличные деньги и ценности.
При обнаружении недостачи или излишка составляется акт о результатах пересчета для принятия мер по выявлению причин недостачи или излишков в порядке, установленном внутренними документами банка.
26. Наличные деньги, принятые от клиента в течение рабочего дня зачисляются на банковские счета клиентов в тот же рабочий день.
28. Для совершения операций по выдаче наличных денег клиенту заведующий кассой или лицо, осуществляющее функции заведующего кассой, выдает кассовому работнику необходимую сумму наличных денег.
29. Выдача наличных денег осуществляется на основании следующих расходных кассовых документов:
1) чек;
2) расходный кассовый ордер.
Выдача наличных денег клиенту-юридическому лицу осуществляется по заявке на получение наличных денег, представленной клиентом-юридическим лицом не позднее одного рабочего дня до выдачи наличных денег, в порядке, установленном внутренними документами банка.
30. Банк самостоятельно устанавливает формы расходных кассовых документов с указанием следующих обязательных реквизитов:
1) наименование расходного кассового документа;
2) номер расходного кассового документа;
3) дата составления расходного кассового документа;
4) данные о клиенте (фамилия, имя, отчество (при его наличии) и индивидуальный идентификационный номер физического лица, наименование и бизнес-идентификационный номер юридического лица);
5) сумма выдаваемых наличных денег (цифрами и прописью);
6) назначение выдаваемых наличных денег;
7) наименование, бизнес-идентификационный номер банка;
8) фамилия, имя, отчество (при его наличии), должность и подпись кассового работника;
9) фамилия, имя, отчество (при его наличии) и подпись клиента.
31. Кассовый работник банка осуществляет следующие действия:
1) проводит визуальную идентификацию клиента по данным документа, удостоверяющего личность;
2) проверяет наличие подписи клиента, при наличии подписи операционного работника, сверяет их с имеющимися образцами подписей;
3) подготавливает сумму наличных денег, подлежащую выдаче;
4) пересчитывает подготовленные к выдаче наличные деньги в присутствии клиента, выдает клиенту наличные деньги;
5) подписывает все экземпляры расходного кассового документа и проставляет штамп кассового работника банка на всех экземплярах расходного кассового документа;
6) выдает клиенту документ, подтверждающий проведение кассовой операции по выдаче наличных денег.
32. Кассовый работник выдает клиенту банкноты полными, неполными пачками и (или) отдельными корешками банкнот по обозначенным на упаковке суммам без полистного пересчета при условии сохранения неповрежденной упаковки. Банкноты из неполных, а также поврежденных корешков выдаются кассовым работником полистным пересчетом.
Монеты, упакованные в мешки, выдаются по надписям на ярлыках, прикрепленных к мешкам, а упакованные в пакеты (тюбики, коробки) – по надписям на них. Монеты из неполных мешков выдаются кассовым работником с пересчетом по кружкам.
33. Кассовый работник осуществляет выдачу наличных денег клиентам только в упаковке банка. Допускается выдача наличных денег в упаковке Национального Банка Республики Казахстан (далее – Национальный Банк) или другого банка, если порядок урегулирования претензий по выявленным недостачам, излишкам, неплатежным и сомнительным наличным деньгам, определен в договоре корреспондентского банковского счета, заключенном между банками.
34. Обмен наличных денег одного номинала на другие по требованию клиента допускается после осуществления выдачи клиенту подготовленных наличных денег.
35. Клиент пересчитывает полученные наличные деньги, не отходя от кассы, или в помещении для пересчета наличных денег клиентами в присутствии кассового работника или контролирующего работника. При выявлении в результате пересчета недостачи или излишков наличных денег кассовым работником или контролирующим работником составляется акт недостачи или излишка по форме, определенной банком самостоятельно. Заявление клиента о недостаче, выявлении неплатежных, сомнительных наличных денег удовлетворению не подлежат, если они не были пересчитаны им, не отходя от кассы банка, под наблюдением кассового работника, выдавшего наличные деньги или контролирующего работника.
36. При осуществлении операции по размену, обмену наличных денег кассовый работник проверяет платежность и подлинность наличных денег в соответствии с пунктами 57 и 58 Правил.
Порядок осуществления операции по размену, обмену наличных денег определяется внутренними документами банка.
37. Остаток наличных денег после рабочего дня кассовый работник пересчитывает, сортирует, упаковывает и сдает с расходными кассовыми документами заведующему кассой или лицу, осуществляющему функции заведующего кассой, для проверки подшивки в кассовые документы дня в порядке, установленном внутренними документами банка.
41. Банки осуществляют кассовые операции по пересчету и сортировке наличных денег на оборудовании, имеющем функцию проверки не менее двух машиночитаемых защитных признаков банкнот и монет, установленных Правилами определения платежности банкнот и монет национальной валюты Республики Казахстан, утвержденными постановлением Правления Национального Банка Республики Казахстан от 29 ноября 2017 года № 230, зарегистрированным в Реестре государственной регистрации нормативных правовых актов под номером № 16120 (далее – Правила № 230).
42. Кассовые операции по пересчету, сортировке и упаковке наличных денег осуществляются кассовым работником в присутствии контролирующего работника, за исключением случаев совершения кассовых операций по приему и выдаче наличных денег клиенту.
43. Сортировка наличных денег осуществляется по номиналам и по степени износа. Банкноты сортируются по номиналам, на годные к обращению, ветхие, изъятые и (или) изымаемые из обращения.
Банк осуществляет дополнительно сортировку банкнот по годам выпуска для сдачи в территориальный филиал Национального Банка.
Монеты сортируются по номиналам, на годные к обращению, дефектные (поврежденные), изъятые и (или) изымаемые из обращения.
44. В случае обнаружения недостачи или излишка, а также при обнаружении неплатежных, сомнительных и имеющих признаки подделки банкнот и монет при осуществлении кассовых операций по пересчету и сортировке кассовый работник и контролирующий работник в порядке, установленном внутренними документами банка составляют акт недостачи или излишка для принятия мер по выявлению причин недостачи или излишков банкнот и монет.
45. Банкноты и монеты, годные к обращению, упаковываются отдельно от ветхих банкнот и дефектных (поврежденных) монет, а также от изъятых и (или) изымаемых из обращения банкнот и монет.
46. Каждые сто листов банкнот одного номинала укладываются лицевой стороной вверх в одну сторону, формируются в корешки и обандероливаются крестообразно или одной поперечной бандеролью в зависимости от способа упаковки корешков в пачку.
На бандероли указываются номинал, сумма, дата формирования, штамп или иной код, а также подпись (подписи) кассового работника (бригады кассовых работников), производившего (производивших) пересчет, сортировку и упаковку банкнот. На бандеролях ветхих банкнот дополнительно проставляется штамп «Ветхие».
47. Каждые десять корешков банкнот одного номинала упаковываются в пачку по одной тысяче листов, которые снабжаются верхней и нижней накладками.
На верхней накладке к пачке с банкнотами указываются наименование, банковский идентификационный код банка, номинал, сумма, количество банкнот, дата упаковки, штамп или код, а также подпись (подписи) кассового работника (бригады кассовых работников), производившего (производивших) пересчет, сортировку и упаковку банкнот.
На верхней накладке пачки с ветхими банкнотами дополнительно проставляется штамп «Ветхие».
48. Сформированная пачка банкнот обвязывается шпагатом без узлов и надрывов, крестообразно двойной вязкой на четыре глухих узла, на концах шпагата кассовым работником банка накладывается пломба и пломбируется пломбиратором с оттиском кода кассового работника (бригады кассовых работников), производившего (производивших) пересчет, сортировку и упаковку банкнот.
При упаковке пачек с банкнотами в полиэтиленовый пакет, полиэтиленовый пакет заваривается на вакуумном упаковщике, на заварочном шве проставляется банковский идентификационный код и код кассового работника (бригады кассовых работников), производившего (производивших) пересчет, сортировку и упаковку банкнот.
49. Оставшиеся после пересчета и сортировки банкнот листы, неполные корешки, неполные пачки передаются для объединения и упаковки кассовым работникам.
Кассовые работники полистно пересчитывают принятые для объединения банкноты и формируют из них полные корешки и пачки банкнот.
Оставшиеся банкноты упаковываются в пачку, состоящую из банкнот разных номиналов. Банкноты в пачке обандероливаются одной общей бандеролью без оформления реквизитов, предусмотренных частью второй пункта 46 Правил.
50. Отдельные корешки с банкнотами упаковываются в неполные пачки одного номинала или в пачки с банкнотами разного номинала, в количестве не более десяти корешков в пачке, которая снабжается верхней и нижней накладками. На верхней накладке указываются наименование, банковский идентификационный код банка, количество и сумма банкнот каждого номинала, общая сумма вложенных банкнот, дата упаковки, штамп или код, а также подпись кассового работника, производившего пересчет, сортировку и упаковку банкнот. На пачках, состоящих из корешков или листов разного номинала, дополнительно проставляется штамп «Сборная».
51. Пересчитанные и отсортированные по номиналам монеты кассовый работник упаковывает в мешки, пакеты, тюбики.
Количество монет, упаковываемых в пакеты или тюбики, устанавливается банками самостоятельно. Пакеты и тюбики подлежат упаковке в мешки без наружных швов и повреждений.
57. Банк при осуществлении кассовых операций проверяет платежность банкнот и монет в соответствии с Правилами № 230.
58. Банк при осуществлении кассовых операций проверяет платежность наличной иностранной валюты по образцам иностранной валюты, представленным банками-эмитентами, либо справочным и информационным материалам о признаках платежности иностранной валюты, полученным из официальных источников банков-эмитентов и других организаций, занимающихся распространением такой информации в соответствии с требованиями Правил осуществления обменных операций с наличной иностранной валютой в Республике Казахстан, утвержденных постановлением Правления Национального Банка Республики Казахстан от 4 апреля 2019 года № 49, зарегистрированным в Реестре государственной регистрации нормативных правовых актов под № 18545.
59. При обнаружении сомнительных банкнот и монет кассовый работник в присутствии клиента и заведующего кассой или лица, осуществляющего его функции, составляет акт о приеме на экспертизу сомнительных банкнот и монет в двух экземплярах по форме, определенной банком самостоятельно, в котором указываются дата, фамилия, имя, отчество (при его наличии) кассового работника банка, обнаружившего сомнительные банкноты и монеты, фамилия, имя, отчество (при его наличии) клиента, номинал банкнот и монет, номера и серии банкнот, а также характерные признаки сомнительности банкнот и монет, один из которых остается в банке, второй выдается клиенту.
Сомнительные банкноты и монеты в течение пяти рабочих дней направляются на экспертизу в филиал Национального Банка.
В случае получении от филиала Национального Банка результатов экспертизы о признании банкнот и монет платежными, осуществляется возврат банкнот и монет клиенту на основании его экземпляра акта о приеме на экспертизу сомнительных банкнот и монет.
В случае признания банкнот и монет неплатежными, банкноты и монеты возврату не подлежат, клиенту выдается результат экспертизы банкнот и монет.
60. Об обнаружении банкнот и монет, имеющих признаки подделки, сообщается в правоохранительные органы.
Банкноты и монеты, имеющие признаки подделки, подлежат изъятию правоохранительными органами на основании протокола об изъятии банкнот и монет, имеющих признаки подделки, один экземпляр, которого выдается клиенту.
61. Банкноты и монеты, имеющие признаки подделки, клиенту не возвращаются, сумма принятых банкнот и монет на банковский счет клиента не зачисляется.
62. Банк в течение пяти рабочих дней уведомляет филиал Национального Банка о выявлении банкнот и монет, имеющих признаки подделки, с указанием номинала, даты обнаружения банкнот и монет, серии и номера банкнот, номера и даты протокола об изъятии банкнот и монет, имеющих признаки подделки, правоохранительными органами.
63. При признании правоохранительными органами банкнот и монет подлинными, они подлежат передаче в банк для возврата клиенту, в случае признания их поддельными остаются в правоохранительных органах в качестве вещественных доказательств.
7 новых правил ведения кассовых операций
69. Загрузка кассет и (или) наличных денег в устройства, функционирующие в автоматическом режиме, и изъятие кассет и (или) наличных денег из устройств, функционирующих в автоматическом режиме, осуществляются работниками банка и (или) инкассаторской организации, ответственными за организацию работы устройств, функционирующих в автоматическом режиме, в порядке, установленном внутренними документами банка.
70. Получение и сдача кассет и (или) наличных денег подразделением инкассации банка, инкассаторской организацией для загрузки в устройства, функционирующие в автоматическом режиме, осуществляются в порядке, установленном внутренними документами банка.
71. В устройство, функционирующее в автоматическом режиме, загружаются банкноты и монеты, годные к обращению.
72. Устройство, функционирующее в автоматическом режиме, конструкция которого предусматривает повторное использование принятых наличных денег, оснащаются функцией распознавания не менее двух машиночитаемых защитных признаков в соответствии с Правилами № 230.
73. Банк обеспечивает наличие и сохранность информации, подтверждающей загрузку и изъятие кассет и (или) наличных денег, их сумму и остаток после загрузки и изъятия кассет и (или) наличных денег.
Next Prev