Налог на имущество г москва 2021

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Налог на имущество г москва 2021». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.

  • Вводится заявительный порядок предоставления льгот по транспортному и земельному налогам для организаций (Подробнее…)
  • Реализуется возможность провести сверку с налоговым органом с учетом всех объектов, находящихся на учёте (Подробнее…)
  • Одна налоговая декларация по налогу на имущество организаций — по всем объектам в одну Инспекцию (Подробнее…)

  • Отменяются декларации по транспортному и земельному налогам для организаций (Подробнее…)
  • Устанавливаются единые сроки уплаты транспортного и земельного налогов для организаций — не позднее 1 марта (Подробнее…)
  • Вводится обязанность представлять сообщение о наличии у организации транспортных средств и (или) земельных участков, признаваемых объектами налогообложени (Подробнее…)
  1. Жители Москвы и Московской области с начала 2021 года обязаны уплачивать налог на недвижимость не по инвентаризационной стоимости, а по кадастровой.
  2. Есть несколько категорий льготников, освобожденных от новой системы.
  3. Могут не платить ИП и самозанятые, работающие в своем жилом помещении.
  4. В Московской области снижены ставки налога для организаций, но взамен в список объектов вошли ранее не учитываемые помещения – собственность физических лиц.


Настоящим Законом в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации на территории города Москвы определяются ставка налога на имущество организаций (далее — налог), порядок и сроки уплаты налога, налоговые льготы, а также особенности определения налоговой базы.
(Статья в редакции, введенной в действие с 1 января 2009 года Законом города Москвы от 5 ноября 2008 года N 55, распространяется на правоотношения, возникшие с 1 января 2008 года; в редакции, введенной в действие с 1 января 2014 года Законом города Москвы от 20 ноября 2013 года N 63.


Налоговая база как кадастровая стоимость объектов недвижимого имущества определяется в отношении:

1) административно-деловых центров и торговых центров (комплексов) и помещений в них (кроме помещений, находящихся в оперативном управлении органов государственной власти, автономных, бюджетных и казенных учреждений), если соответствующие здания (строения, сооружения), за исключением многоквартирных домов, расположены на земельных участках, один из видов разрешенного использования которых предусматривает размещение офисных зданий делового, административного (кроме зданий (строений, сооружений), расположенных на земельных участках, вид разрешенного использования которых предусматривает размещение промышленных или производственных объектов) и коммерческого назначения, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания;
(Пункт в редакции, введенной в действие с 1 января 2015 года Законом города Москвы от 7 мая 2014 года N 25; в редакции, введенной в действие с 1 января 2015 года Законом города Москвы от 26 ноября 2014 года N 56; в редакции, введенной в действие с 1 января 2017 года Законом города Москвы от 18 ноября 2015 года N 60.

2) отдельно стоящих нежилых зданий (строений, сооружений) общей площадью свыше 1000 кв. метров и помещений в них, фактически используемых в целях делового, административного или коммерческого назначения, а также в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания;
(Пункт в редакции, введенной в действие с 1 января 2015 года Законом города Москвы от 7 мая 2014 года N 25; в редакции, введенной в действие с 1 января 2017 года Законом города Москвы от 18 ноября 2015 года N 60.

2.1) расположенных в многоквартирных домах нежилых помещений, принадлежащих одному или нескольким собственникам, фактически используемых для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания, если общая площадь нежилых помещений в многоквартирном доме превышает 3000 кв. метров;
(Пункт 2.1 дополнительно включен с 1 января 2015 года Законом города Москвы от 7 мая 2014 года N 25 (в редакции, введенной в действие с 1 января 2015 года Законом города Москвы от 26 ноября 2014 года N 56); в редакции, введенной в действие с 1 января 2017 года Законом города Москвы от 18 ноября 2015 года N 60.

3) объектов недвижимого имущества иностранных организаций, не осуществляющих деятельность в Российской Федерации через постоянные представительства, а также объектов недвижимого имущества иностранных организаций, не относящихся к деятельности данных организаций в Российской Федерации через постоянные представительства.

3.1) жилых помещений, гаражей и машино-мест, учитываемых на балансе в качестве объектов основных средств в порядке, установленном для ведения бухгалтерского учета;
(Пункт дополнительно включен с 1 января 2021 года Законом города Москвы от 11 ноября 2020 года N 21)

Налог на имущество для физических лиц в 2021 году в Москве

1. Налоговая ставка устанавливается в размере 2,2 процента, за исключением налоговой ставки, предусмотренной частью 2 настоящей статьи.

2. Налоговая ставка в отношении объектов недвижимого имущества, налоговая база по которым определяется как их кадастровая стоимость, устанавливается в следующих размерах:

1) 0,9 процента — в 2014 году;

2) 1,2 процента — в 2015 году;

3) 1,3 процента — в 2016 году;
(Пункт в редакции, введенной в действие с 1 января 2016 года Законом города Москвы от 18 ноября 2015 года N 60.

4) 1,4 процента — в 2017 году;
(Пункт в редакции, введенной в действие с 1 января 2016 года Законом города Москвы от 18 ноября 2015 года N 60.

5) 1,5 процента — в 2018 году.
(Пункт в редакции, введенной в действие с 1 января 2016 года Законом города Москвы от 18 ноября 2015 года N 60.

6) 1,6 процента — в 2019 году;
(Пункт дополнительно включен с 22 февраля 2019 года Законом города Москвы от 20 февраля 2019 года N 7, распространяется на правоотношения, возникшие с 1 января 2019 года)

7) 1,7 процента — в 2020 году;
(Пункт дополнительно включен с 22 февраля 2019 года Законом города Москвы от 20 февраля 2019 года N 7, распространяется на правоотношения, возникшие с 1 января 2019 года)

8) 1,8 процента — в 2021 году;
(Пункт дополнительно включен с 22 февраля 2019 года Законом города Москвы от 20 февраля 2019 года N 7, распространяется на правоотношения, возникшие с 1 января 2019 года)

9) 1,9 процента — в 2022 году;
(Пункт дополнительно включен с 22 февраля 2019 года Законом города Москвы от 20 февраля 2019 года N 7, распространяется на правоотношения, возникшие с 1 января 2019 года)

1. Налог, подлежащий уплате по истечении налогового периода, уплачивается не позднее 30 марта года, следующего за истекшим налоговым периодом.

2. Авансовые платежи по налогу по итогам отчетного периода уплачиваются не позднее 30 календарных дней с даты окончания соответствующего отчетного периода. Отчетными периодами признаются первый квартал, полугодие и девять месяцев календарного года, для налогоплательщиков, исчисляющих налог исходя из кадастровой стоимости, — первый квартал, второй квартал и третий квартал календарного года.
(Часть в редакции, введенной в действие с 1 января 2008 года Законом Москвы от 10 октября 2007 года N 41; в редакции, введенной в действие с 15 апреля 2016 года Законом города Москвы от 13 апреля 2016 года N 14, распространяется на правоотношения, возникшие с 1 января 2016 года.

3. Сумма налога зачисляется в бюджет города Москвы.

____________________________________________________________________
Со 2 января 2005 года в настоящей статье произведена нумерация частей — Закон Москвы от 24 ноября 2004 года N 76.
____________________________________________________________________

1. Освобождаются от уплаты налога:
(Абзац в редакции, введенной в действие с 16 декабря 2005 года Законом Москвы от 26 октября 2005 года N 51, распространяется на правоотношения, возникшие с 1 января 2005 года

1) пункт утратил силу с 1 января 2018 года — Закон города Москвы от 29 ноября 2017 года N 45.;

1.1) пункт утратил силу с 1 января 2019 года — Закон города Москвы от 21 ноября 2018 года N 26;

2) пункт утратил силу с 1 января 2019 года — Закон города Москвы от 21 ноября 2018 года N 26;

3) пункт утратил силу с 1 января 2011 года — Закон города Москвы от 17 ноября 2010 года N 49;

4) организации городского пассажирского транспорта общего пользования (кроме такси, в том числе маршрутного) и метрополитена, получающие ассигнования из бюджета города Москвы;

5) пункт утратил силу с 1 января 2019 года — Закон города Москвы от 21 ноября 2018 года N 26;

6) организации — в отношении автомобильных дорог и дорожно-мостовых сооружений общего пользования, придорожного озеленения, а также сооружений, являющихся неотъемлемой технологической частью указанных объектов. Перечень имущества, относящегося к указанным объектам, утверждается Правительством Москвы;
(Пункт в редакции, введенной в действие с 1 января 2010 года Законом города Москвы от 11 ноября 2009 года N 1

1. Налоговая база уменьшается на величину кадастровой стоимости 300 кв. метров площади объекта недвижимого имущества на одного налогоплательщика в отношении одного объекта по выбору налогоплательщика при одновременном соблюдении следующих условий:

1) налогоплательщик-организация является субъектом малого предпринимательства;

2) налогоплательщик-организация состоит на учете в налоговых органах не менее чем три календарных года, предшествующих налоговому периоду, в котором налоговая база подлежит уменьшению;

3) за предшествующий налоговый период средняя численность работников налогоплательщика, указанного в пунктах 1 и 2 настоящей части, составила не менее 10 человек и сумма выручки от реализации товаров (работ, услуг) на одного работника составила не менее 2 млн. рублей.

2. Налогоплательщики уплачивают налог в размере 25 процентов суммы налога, исчисленной в отношении расположенных в административно-деловых центрах и торговых центрах (комплексах) помещений, используемых:

1) налогоплательщиками для осуществления образовательной деятельности и (или) медицинской деятельности;

2) научными организациями, выполняющими научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы за счет средств бюджетов, средств Российского фонда фундаментальных исследований и Российского фонда технологического развития, при условии, что указанные средства составляют не менее 30 процентов всех доходов, полученных научной организацией в отчетном (налоговом) периоде.

2.1. Налоговая база уменьшается на величину кадастровой стоимости площади объекта налогообложения, используемой налогоплательщиком для размещения рабочих мест работников, обеспечивающих его производственную деятельность, с применением коэффициента 0,75 к указанной кадастровой стоимости при одновременном соблюдении следующих условий:
(Абзац в редакции, введенной в действие с 1 января 2019 года Законом города Москвы от 21 ноября 2018 года N 26.

1) пункт утратил силу с 1 января 2019 года — Закон города Москвы от 21 ноября 2018 года N 26;

2) площадь, используемая налогоплательщиком для размещения рабочих мест работников, обеспечивающих его производственную деятельность, находится в нежилом здании (строении, сооружении), расположенном на земельных участках, вид разрешенного использования которых предусматривает только размещение объектов промышленности и (или) производства и (или) административных зданий (строений, сооружений) промышленности, материально-технического, продовольственного снабжения, сбыта и заготовок промышленности;
(Пункт в редакции, введенной в действие с 1 января 2019 года Законом города Москвы от 21 ноября 2018 года N 26.

Льготы и ставки по Налогу на имущество организаций в городе Москве (2021 г.)

Налоговая база определяется исходя из кадастровой стоимости объектов в тех субъектах РФ, где установлена единая дата начала применения такого порядка. Переход всех субъектов по определению налоговой базы на основании кадастровой стоимости объектов налогообложения состоится до начала 2020 года.

В тех субъектах РФ, где еще не осуществлен переход, налоговая база определяется в отношении каждого объекта, как его инвентаризационная стоимость. Ее исчисление ведется с учетом коэффициента-дефлятора на основании представленных в налоговые органы данных об инвентаризационной стоимости.

Инвентаризационная стоимость объектов налогообложения с 1 января 2020 года не учитывается.

Налоговые ставки устанавливаются законами муниципальных образований и зависят от местного порядка определения налоговой базы, однако не могут превышать следующие значения:

Ставка Объект налогообложения
0,1% жилой дом или его часть, квартира или ее часть, комната;
проектируемый жилой дом, строительство которого еще не завершено;
единый недвижимый комплекс в составе хотя бы одного жилого дома;
гараж и машино-место;
строение или сооружение хозяйственного типа площадью до 50 кв. метров, расположенное на земельном участке для ведения личного подсобного, дачного хозяйства, садоводства, огородничества или индивидуального жилищного строительства;
2% Объект налогообложения из перечня а. 2 п. 10 и п. 7 статьи 378.2 Налогового Кодекса РФ, а также объект, кадастровая стоимость которого более 300 000 000 рублей
0,5% Иные объекты налогообложения

Если представительными органами муниципальных образований не определены налоговые ставки, то применяются налоговые ставки, указанные в Налоговом Кодексе РФ.

Как видно из двух примеров выше, при владении одним и тем же объемом недвижимости, но при разном расчете налогооблагаемой базы, сумма итогового налога может значительно отличаться.

Однако, чтобы не допустить резкого увеличения налоговой нагрузки, приняты смягчающие меры. Если налог от кадастровой стоимости получается выше, чем от инвентаризационной, то применяются понижающие коэффициенты.

Так, в течение первых 4 лет после введения в муниципальном образовании правил по кадастровой стоимости сумма налога рассчитывается по формуле:

Сумма налога = (Сумма налога по кадастровой стоимости – Сумма налога по инвентаризационной стоимости) * Понижающий коэффициент + Сумма налога по инвентаризационной стоимости

Размер понижающего коэффициента в этом случае зависит от года:

  • В первый год – 0,2
  • Во второй год – 0,4
  • В третий год – 0,6
  • В четвертый год – 0,8
  • С пятого года рассчет на основании кадастровой стоимости

Какие налоговые изменения в сфере недвижимости ждут россиян в 2021 году

Земельный налог относится к региональным налогам – соответственно, его условия регулируются региональными нормативными актами. В каждом регионе устанавливаются свои ставки налога, льготы по земельному налогу, сроки уплаты и критерии для расчета земельного налога.

Плательщиками земельного налога являются все люди, у которых в собственности есть земельные участки, а еще те, кто имеют право на бессрочное пользование землей (неприватизированные участки, выданные местной администрацией для постоянного пользования).

Льготы по земельному налогу предусмотрены Налоговым кодексом РФ и региональными нормативными правовыми актам. В соответствии подпунктом 7 пункта 1 статьи 395 НК РФ, от уплаты всех видов налогов освобождены все плательщики, которые относятся к коренным малочисленным народам Севера, Сибири и Дальнего Востока.

Вторая льгота установлена для некоторых категорий владельце земли в соответствии с пунктом 5 статьи 391 НК РФ. Данная льгота предусматривает уменьшение налоговой базы для исчисления земельного налога на величину кадастровой стоимости 600 кв.м. площади земельного участка следующим категориям граждан:

  • Героям Советского Союза и Российской Федерации;
  • кавалерам ордена Славы всех трех степеней;
  • ветеранам и инвалидам ВОВ и боевых действий;
  • инвалидам I и II группы, инвалидам с детства и детям-инвалидам;
  • чернобыльцам;
  • пенсионерам и предпенсионерам;
  • всем, у кого есть трое и более детей.

В отношении последней льготной категории следует отметить, что все дети должны быть несовершеннолетними на дату начисления налога.

Если земельный участок принадлежит на праве собственности нескольким людям, которые имеют право на льготу, то каждый из собственников имеет право на получение льготы в отношении своей доли.

Также регионы имеют право устанавливать дополнительные категории лиц, которым предоставляется льгота по уплате земельного налога или увеличивать размер льгот, предоставляемых Налоговым кодексом РФ.

Например, в Москве предоставляется дополнительная льгота, которая предусматривает уменьшение налоговой базы по земельному налогу на сумму в 1 миллион рублей для следующих категорий местных жителей:

  • ветеранам и инвалидам ВОВ и боевых действий;
  • инвалидам I и II группы и инвалидам с детства;
  • чернобыльцам;
  • одному из родителей многодетной семьи.

Данная льгота применяется только к землям, находящимся в собственности. Если человеку, относящемуся к льготной категории, земельный участок принадлежит на праве бессрочного пользования (аренды), то использовать льготу нельзя.

Налог на имущество – это региональный налог. Правила его расчета, льготы и порядок уплаты регулируются главой 32 Налогового кодекса РФ и региональными нормативными правовыми актами.

Плательщиками налога на имущество признаются все россияне, которые имеют в собственности недвижимость, расположенную на территории РФ. Объектом налогообложения является любая недвижимость, в том числе не относящаяся к жилому помещению:

  • квартира;
  • дом;
  • комната;
  • гараж;
  • машино-место;
  • иные здания и сооружения.

Плательщиком налога может быть как россиянин, так и иностранный гражданин, который имеет в собственности недвижимое имущество на территории РФ. Также плательщиком налога на имущество признаются несовершеннолетние дети.

Льготы по налогу на имущество установлены статьей 407 НК РФ. Согласно кодексу, от налога на имущество в отношении одного объекта недвижимости освобождены:

  • Герои Советского Союза и Российской Федерации;
  • кавалеры ордена Славы всех трех степеней;
  • ветераны и инвалиды ВОВ, гражданской войны и боевых действий;
  • инвалиды I и II группы, инвалиды с детства и дети-инвалиды;
  • чернобыльцы;
  • пенсионеры и предпенсионеры (правда, не младше 55/60 лет);
  • военнослужащие со стажем работы более 20 лет;
  • многодетные родители.

Кроме этого, от налога на имущества освобождены россияне, у которых в собственности имеется дача или другое строение с площадью до 50 кв.м., предназначенное для ведения подсобного хозяйства для личных целей.

Дополнительно всем владельцам недвижимости (вне зависимости от отношения к льготной категории) предоставляется налоговой вычет по налоговой базе в размере:

  • 50 кв.м. в отношении дома;
  • 20 кв.м, в отношении квартиры;
  • 10 кв.м. в отношении комнаты.

Если земля или недвижимость зарегистрированы на несовершеннолетнего ребенка, это не дает основания не платить налог в бюджет.

До тех пор, пока ребенок является несовершеннолетним и не имеет собственного постоянного дохода (официального), имущественные налоги за ребенка уплачивает один из его родителей, усыновителей или опекунов. Такая обязанность установлена статьей 26 НК РФ и статьей 28 ГК РФ.

Стоит отметить, если ребенок считается эмансипированным, то он уже самостоятельно уплачивает имущественные налоги за себя.

Эмансипация несовершеннолетнего – признание гражданина старше 16 лет полностью дееспособным по решению местного органа опеки или по определению суда. Эмансипация может быть признана, если ребенок, например, устроился на официальную работу и больше не хочет зависеть от родителей, он вступил в брак или у него родился ребенок.

О налоге на имущество организаций (с изменениями на 11 ноября 2020 года)

Если плательщик самостоятельно обнаружил ошибку в сумме имущественного налога, то ему следует обратиться в ИФНС, которая составила налоговое уведомление, с заявлением. Форма заявления может быть приложена к налоговому уведомлению или же ее можно взять в ФНС. В заявлении обязательно указывается:

  • ФИО налогоплательщика и его ИНН;
  • номер и дата ошибочного налогового уведомления.

Обратите внимание, заявитель не должен указывать в заявлении причину допущенной ошибки. Но при желании он может приложить документы, подтверждающие ошибку в расчете суммы налога.

Заявление с подтверждающими документами при их наличии можно направить в ФНС ценным письмом с описью вложения или отнести в налоговый орган самостоятельно. Также сообщить об ошибке можно через официальный сайт ФНС (через обращение или личный кабинет налогоплательщика).

ФНС обязано в течение 30 дней после получения заявления рассмотреть и исправить ошибку. Налогоплательщику направляется новое налоговое уведомление с уточненной суммой налога к уплате. Если специалистам налогового органа потребуются какие-либо подтверждающие документы, то срок корректировки суммы налога может быть увеличен до 60 дней.

Получить в 2021 году налоговое послабление на имущество, при наличии документов доказывающих подобные основания, вправе ряд категорий граждан.

Помимо послаблений, действующих на всей территории РФ, в отношении лиц имеющих собственность в Москве в 2021 году установлен ряд дополнительных преференций:

  1. Привилегии для владельцев гаражей и машино-мест, если они расположены на территории офисных и торговых объектов (постановление Правительства Москвы № 700-ПП). Льгота действует относительного одного машино-места/гаража с площадью не превышающей 25м2. Для тех, кто не подпадает под ст. 407 НК, налоговая ставка снижается за счет предоставления скидки с 1,2% до 0,1%.
  2. Налоговые послабления для владельцев апартаментов на территории зданий из специально выделенного реестра апартаментов (ПП – №706).

Для многодетных семей в Москве 2021 году налоговые льготы не предусмотрены.

Что касается пенсионеров-владельцев имущества, их полностью избавили от необходимости переводить средства в доход государства, но при условии, что в собственности значится только один объект и он не используется для бизнеса.

\r\n\r\n

Согласно комментируемому закону, налоговые ставки в отношении объектов из этого перечня установлены в следующих размерах:

\r\n\r\n

    \r\n\t
  • 1,6 процента — в 2019 году;
  • \r\n\t

  • 1,7 процента — в 2020 году;
  • \r\n\t

  • 1,8 процента — в 2021 году;
  • \r\n\t

  • 1,9 процента — в 2022 году;
  • \r\n\t

  • 2,0 процента — в 2023 году и последующие налоговые периоды.
  • \r\n

\r\n\r\n

Напомним, что в 2018 году ставка налога на имущество организаций в отношении «кадастровых» объектов в Москве составляла 1,5 процента.

Налог на имущество в 2021 годy. — в Москве

В числе существенных нововведений – отмена налоговых деклараций по земельному налогу и изменение сроков его уплаты.

1. Федеральный закон от 15 апреля 2019 г. № 63-ФЗ.

Статья 398 НК РФ с 1 января 2021 г. утрачивает силу, освобождая налогоплательщиков от подачи налоговой декларации по земельному налогу. Соответственно, декларации за 2020 г. представлять не потребуется. С 1 января 2021 г. налоговые органы будут принимать декларации, в том числе уточненные, только за налоговые периоды, предшествующие 2020 г., а также уточненные декларации, если первоначально налоговые декларации были представлены в этом году в случае реорганизации организации1.

С нового года налоговые органы будут направлять организациям-налогоплательщикам сообщения об исчисленных суммах земельного налога. В случае неполучения такого сообщения налогоплательщик будет обязан передать в налоговый орган информацию о наличии каждого из принадлежащих ему земельных участков до 31 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом (п. 2.2 ст. 23 НК РФ).

2. Федеральный закон от 23 ноября 2020 г. № 374-ФЗ.

  • Изменены сроки уплаты земельного налога. Законодательные органы муниципальных образований больше не будут устанавливать эти сроки (п. 2 ст. 387 НК РФ). Налогоплательщики-организации должны будут уплачивать налог не позднее 1 марта года, следующего за истекшим налоговым периодом. Авансовые платежи по земельному налогу нужно будет уплачивать не позднее последнего числа месяца, следующего за истекшим отчетным периодом (п. 1 ст. 397 НК РФ).
  • Изменен порядок рассмотрения уведомления о выбранном для получения налогового вычета земельном участке (п. 6.1 ст. 391 НК РФ). Теперь такое уведомление рассматривается налоговым органом в течение 30 дней со дня его получения (с правом продления этого срока еще на 30 дней).
  • Внесены изменения в п. 1.1 ст. 391 НК РФ относительно учета сведений об изменяемой кадастровой стоимости участков. Изменение кадастровой стоимости, произошедшее в течение налогового периода, более не будет учитываться при определении налоговой базы в текущем и предыдущих налоговых периодах, за исключением случаев, при которых учет подобных изменений будет предусмотрен п. 1.1 ст. 391 НК РФ и законодательством РФ.
  • В случае когда кадастровая стоимость земельного участка будет изменена вследствие установления его рыночной стоимости, сведения об измененной кадастровой стоимости, внесенные в ЕГРН, будут учитываться при определении налоговой базы по земельному налогу начиная с даты начала применения для целей налогообложения сведений об изменяемой кадастровой стоимости (п. 1.1 ст. 391 НК РФ).

Из важного – отменены налоговые декларации по транспортному налогу и изменены сроки его уплаты. Также предусмотрены особенности прекращения уплаты налога в связи с уничтожением транспортного средства.

1. Федеральный закон от 15 апреля 2019 г. № 63-ФЗ.

  • Статья 363.1 НК РФ с 1 января 2021 г. утрачивает силу, освобождая налогоплательщиков от подачи налоговой декларации по транспортному налогу. Налог они будут уплачивать на основании собственных расчетов.
  • Налоговые органы начнут направлять налогоплательщикам-организациям сообщения об исчисленных суммах налога. В случае несогласия с расчетом налога налогоплательщик вправе в течение 10 дней со дня получения сообщения представить в налоговый орган пояснения или документы, подтверждающие правильность исчисления, полноту и своевременность уплаты налога. Срок рассмотрения таких пояснений составляет 1 месяц (с правом его продления еще на 1 месяц). По его истечении налогоплательщику направляется уточненное сообщение об исчисленной сумме налога (в течение 10 дней после составления такого сообщения) либо требование об уплате налога, если по результатам рассмотрения пояснений выявлена недоимка (п. 4–6 ст. 363 НК РФ).

2. Федеральный закон от 29 сентября 2019 г. № 325-ФЗ.

Законодательные органы субъектов РФ больше не станут определять сроки уплаты транспортного налога (абз. 2 ст. 356 НК РФ). Налогоплательщики-организации должны будут уплачивать налог не позднее 1 марта года, следующего за истекшим налоговым периодом. Авансовые платежи по транспортному налогу нужно будет вносить не позднее последнего числа месяца, следующего за истекшим отчетным периодом (п. 1 ст. 363 НК РФ).

3. Федеральный закон от 23 ноября 2020 г. № 374-ФЗ.

В случае уничтожения транспортного средства исчисление налога прекращается с 1-го числа месяца, в котором ТС было утрачено. Только для этого налогоплательщику нужно будет подать соответствующее заявление. К нему можно приложить документы, подтверждающие факт уничтожения ТС. Заявление должно быть рассмотрено в течение 30 дней. Затем налогоплательщику будет направлено уведомление о прекращении исчисления налога или сообщение об отсутствии основания для этого.

Законодатель обновил условия налогообложения при изменении кадастровой стоимости объекта налогообложения в течение налогового периода и уточнил особенности заполнения налоговой декларации.

1. Федеральный закон от 23 ноября 2020 г. № 374-ФЗ.

  • Изменение кадастровой стоимости объекта налогообложения в течение налогового периода будет учитываться при определении налоговой базы в текущем и предыдущих налоговых периодах только в случае, если это будет прямо предусмотрено п. 15 ст. 378.2 НК РФ и законодательством РФ, регулирующим проведение государственной кадастровой оценки.
  • Если кадастровая стоимость объекта налогообложения будет изменена по причине установления его рыночной стоимости, сведения об измененной кадастровой стоимости, внесенные в ЕГРН, будут учитываться при определении налоговой базы начиная с даты начала применения для целей налогообложения сведений об изменяемой кадастровой стоимости (п. 15 ст. 378.2 НК РФ).
  • В налоговой декларации должны быть отражены сведения о среднегодовой стоимости объектов движимого имущества, учтенных на балансе организации в качестве объектов основных средств в порядке, установленном для ведения бухгалтерского учета (п. 1 ст. 386 НК РФ).
  • Согласно п. 1.1 ст. 386 НК РФ налогоплательщик, состоящий на учете в нескольких налоговых органах по месту нахождения принадлежащих ему объектов недвижимого имущества, налоговая база по которым определяется как их среднегодовая стоимость, на территории субъекта РФ, вправе представлять налоговую декларацию в отношении таких объектов в один из указанных налоговых органов по своему выбору, уведомив об этом налоговый орган по субъекту РФ. Это уведомление подлежит рассмотрению в течение 30 дней со дня его получения (с правом продления данного срока еще на 30 дней). При наличии оснований, препятствующих применению предусмотренного п. 1.1 ст. 386 НК РФ порядка представления налоговой декларации, налоговый орган должен будет сообщить об этом налогоплательщику.

На фоне нововведений, коснувшихся земельного и транспортного налогов, изменения в части налога на имущество организаций выглядят скромно. В то же время тенденции в судебной практике показывают, что именно этот налог чаще становится причиной споров.

Подавляющее большинство споров по налогу на имущество организаций по-прежнему сконцентрировано вокруг утративших силу еще 1 января 2019 г. положений п. 25 ст. 381 НК РФ. Они предусматривали освобождение от налога для движимого имущества, принятого с 1 января 2013 г. на учет в качестве объектов основных средств. После упразднения этой нормы движимое имущество и вовсе было исключено из перечня облагаемых налогом объектов, однако это не поспособствовало решению вопроса о том, как отграничить для целей налогообложения движимое имущество от недвижимого.

Теоретически серьезных проблем при таком разграничении возникать не должно. Разумному налогоплательщику следовало бы напрямую обратиться к ст. 130 ГК РФ, руководствуясь положениями п. 1 ст. 11 НК РФ о том, что институты, понятия и термины гражданского, семейного и других отраслей законодательства, используемые в НК РФ, должны применяться в том значении, в каком они используются в этих отраслях. В ст. 130 ГК РФ установлено следующее: к недвижимым вещам относится все, что прочно связано с землей, т.е. объекты, перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, в том числе здания, сооружения, объекты незавершенного строительства.

Согласно разъяснениям Верховного Суда РФ, «вещь является недвижимой либо в силу своих природных свойств… либо в силу прямого указания закона, что такой объект подчинен режиму недвижимых вещей»2. Учитывая это, можно заключить, что при квалификации вещи в качестве движимой или недвижимой ключевыми будут следующие факторы: 1) недвижимая вещь имеет прочную связь с землей; 2) наличие у недвижимой вещи прочной связи с землей исключает возможность ее перемещения без причинения несоразмерного ущерба ее назначению. В остальных случаях (за исключением тех, когда вещь в силу прямого указания закона является недвижимой) вещь является движимой.

Налогоплательщикам остается посоветовать лишь одно: внимательно отнеситесь ко всем объектам организации, принятым на учет в качестве движимого имущества. Необходимо учитывать, что анкерное крепление или возможность сборки/разборки вещи не являются гарантией ее движимого характера. Оцените, насколько автономным является каждый принятый на учет объект, насколько сильно он задействован в глобальных технологических процессах предприятия, в каких местах и как он крепится к другому оборудованию или объекту, какие объекты он соединяет – движимые или недвижимые.

Во избежание ошибок при квалификации имущества в качестве движимого/недвижимого производственным компаниям может быть рекомендовано на основе полномасштабного анализа судебной практики разработать для своих сотрудников методические рекомендации по такой квалификации. Нужно будет подробно описать правила и руководящие принципы, которые следует использовать персоналу при квалификации вновь приобретаемого объекта основных средств и постановке его на бухгалтерский учет. Такие меры помогут нивелировать часть претензий налоговых органов в отношении объектов основных средств, по которым налог на имущество исчислять и уплачивать не планируется.


1 Письмо ФНС России от 31 октября 2019 г. № БС-4-21/22311@ «Об отмене с 01.01.2021 обязанности представления налоговых деклараций по транспортному налогу и земельному налогу».

2 Пункт 38 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 23 июня 2015 г. № 25 «О применении судами некоторых положений раздела 1 части первой ГК РФ».

Около 37 тыс. нежилых объектов в Москве обложат налогом по кадастру в 2021 году

С учетом некоторых ограничений, категория пенсионеров освобождена от уплаты данного налога, причем собственно не важно, какая именно разновидность пенсии выплачивается человеку.

Но есть и нюансы:

  • Недвижимость, в обязательном порядке должна использоваться для личных нужд: если в комнате оборудован косметический салон – оформить льготу естественно не получится;
  • Хозяин должен иметь правоустанавливающие документы на нее;
  • Преференция затронет лишь определенный вид помещений;
  • Собственник, обязан в официальном порядке заявить о таком праве, так как в автоматическом порядке это не осуществляется;
  • В случае если человеку принадлежит, лишь часть (доля) помещения, преференция покроет только эту часть, а не всю площадь.

Говоря о видах объектов, которые не будут облагаться налогом, нужно отметить следующие:

  • Жилье. Это комната, либо же квартира (ее доля, часть), дом (его доля, часть).
  • Постройки на даче. К ним относят бани, всевозможные сараи и прочие сооружения, с площадью до пятидесяти квадратных метров.
  • Гаражи. В том числе боксы, место на парковке.
  • Прочие объекты, которые не учтены выше. К такой разновидности можно отнести помещения, используемые для удовлетворения творческих интересов.

Не стоит забывать, что для того, что бы узнать какие именно объекты подлежат налогообложению, можно только лишь подав соответствующий запрос в налоговые органы. При этом запрос нужно делать на хозяина имущества.

Зачастую рождается закономерный вопрос о том, как налоговики смогут разузнать, что человек на самом деле есть нерезидентом. Дело в том, что если лицо не снималось с регистрации, а представители налоговой не обладают данными пограничной службы (о выезде, либо въезде), то они и продолжают считать такое лицо резидентом.

Таким образом, этот человек, продавая недвижимость, отметит в декларации доход, который будет не по ставке 30%, а только 13%, а так же и может указать, что расходы на ее покупку больше, чем цена приобретения, то может получиться следующее:

  • человек будет оштрафован на 20-40% от самой суммы налога;
  • ему будет дополнительно начислено до 30% значения с общей суммы продажи;
  • назначена пеня.

Кроме того, если он проживает за рубежом, и будут обнаружены подобные нарушения, у него возникнут проблемы с пересечением границы.

На этот вопрос четко отвечает статья 409 Налогового кодекса: лицу следует уплатить сумму до 1 декабря года, который наступает, сменяя прошедший период налогообложения. Это происходит на основании извещения налогового органа.

Рассматривая основные новшества, которыми мы будем руководствоваться с 1 января следующего года, следует отметить следующие:

  • В стране начнет работать прогрессивная шкала налогообложения. Граждане, с доходом более 5 млн. руб. будут уплачивать уже повышенную ставку в 15%. Более того, такое изменение будет применено так же в случаях, если этот человек и не имеет указанного годового дохода, однако приобретает недвижимость, цена которого выше этой суммы.
  • Лицо обязано уплачивать налог, если только прошло не менее 3 лет между покупкой недвижимого объекта и его продажей.
  • Нерезиденты РФ будут освобождены от данного налога в случае владения недвижимостью более чем 5 лет.
  • жилой дом;
  • квартира;
  • комната;
  • гараж, машиноместо;
  • единый недвижимый комплекс;
  • объект незавершенного строительства и прочая недвижимость.

Не так давно, в 2019 году, введено понятие «садовый дом» (ст. 3 закона от 29.07.2017 N 217-ФЗ). По нормам данного закона садовый дом признается не жилым, так как не пригоден для постоянного проживания.
Однако, в целях налогообложения, все дома (в том числе и садовые) находящиеся на территориях земель физлиц (в СНТ, ОНТ, на землях ЛПХ и ИЖС) относятся к жилым домам (ст. 401 НК).

Налоговый кодекс определяет группы лиц, которым положены налоговые льготы. Так, за некоторые виды имущества не платят налог пенсионеры, ветераны, многодетные родители, инвалиды и другие льготники. Отдельно мы посвятили льготникам статью: «Какие льготы положены физическим лицам при уплате имущественного налога».

Правило 4 – Налоговый период

Ставка налога на имущество физических лиц в 2021 году по кадастровой стоимости устанавливается на налоговый период. А как быть, если вы стали владельцем имущества, предположим только в ноябре 2020 года? Неужели надо платить налог за весь год?

Если вы приобрели имущество – то значит вы приобрели и необходимость уплаты налога за него, но только с момента приобретения. То есть, при расчете налога налоговики учтут, сколько полных месяцев вы владеете имуществом (если недвижимость куплена до 15 числа месяца, значит этот месяц будет учитываться как полный) и оплачивать налог придется только за месяцы владения (общая сумма налога делится на 12 месяцев и умножается на количество месяцев вашего владения).

Налоговые ставки на имущество физических лиц – величина не постоянная. Однако местные власти не могут их увеличить по своему усмотрению, без учета федеральных правил. Приобретая имущества в том или ином районе, лучше выяснить, какие налоговые ставки по кадастровой стоимости приняты муниципалитетом, насколько часто размеры налоговых ставок меняется и не будет ли налог на недвижимость высоким. Также следует учесть налоговые вычеты и льготы. Все эти нюансы важны для того, чтобы понимать какое бремя расходов ляжет на вас с учетом кадастровой стоимости и налоговых ставок приобретенной недвижимости.

Российские регионы могут дифференцировать ставку имущественного сбора исходя из категории налогоплательщика и типа имущества:

  • объект недвижимости принадлежит религиозной организации и используется для осуществления основной деятельности;
  • учреждений Федеральной службы исполнения наказаний;
  • общественных объединений, где численность членов инвалидов и их законных представителей составляет свыше 80%;
  • федеральных научных центров;
  • адвокатских контор;
  • организаций, где основными учредителями являются ОО инвалидов, и штат работников с ограниченными возможностями превышает 50%, а их заработная плата составляет не меньше четверти от общего фонда предприятия;
  • предприятий, созданных для гуманитарных целей и реабилитации, и находящиеся в собственности организаций инвалидов;
  • фармацевтических организаций, если недвижимость используется для изготовления ветеринарных препаратов для борьбы с эпидемиями, и ряд других.

Данные об авансовых платежах необходимо предоставить в течение одного месяца после окончания расчётного периода. Например, за 1 квартал, данные нужно передать до 30 апреля, а годовая декларация даётся до 30 марта года, следующего за отчётным.

Сбор начисляется на остаточную стоимость недвижимого объекта в Москве, определяемой в соответствии с правилами бухгалтерского учёта. Когда объект имеет установленную кадастровую стоимость, при вычислении величины налога берётся именно этот показатель.

В числе прочего подписанный закон уточняет момент, с которого налог на имущество физлиц рассчитывается с применением полагающихся физлицу льгот. В соответствии с будущей редакцией п. 6 ст. 407 НК РФ льготы при расчете налога учитываются начиная с налогового периода, в котором у плательщика возникло право на указанные льготы, а не с момента направления в ИФНС соответствующего заявления. Это положение вступит в законную силу уже с 1 января 2021 года (п. 5 ст. 9 Федерального закона от 23.11.2020 № 374-ФЗ).

Одновременно поправки разрешают учитывать изменение кадастровой стоимости недвижимости при расчете налога как в текущем, так и предыдущих налоговых периодах (будущая редакция ст. 403 НК РФ). Применять таким образом изменившуюся кадастровую стоимость недвижимости разрешается в случаях:

  • уменьшения кадастровой стоимости из-за исправления технической ошибки в сведениях Единого государственного реестра недвижимости;
  • внесения изменений в акт об утверждении результатов определения кадастровой стоимости.

В Москве утвержден перечень нежилой недвижимости с налогом от кадастра

В части транспортного налога поправки уточняют порядок определения момента, с которого плательщики-физлица вправе рассчитывать на получение существующих налоговых льгот. В указанных целях ст. 361.1 НК РФ дополняется нормой о том, что налоговая льгота предоставляется физлицу начиная с момента возникновения права на такую льготу, а не с налогового периода, в котором плательщик направит в ИФНС соответствующее заявление.

С 1 июля 2021 года поправки исключают возможность перерасчета транспортного налога в сторону его увеличения. В связи с этим в ст. 52 НК РФ вносится уточнение, согласно которому перерасчет транспортного налога физлица можно будет проводить только в случаях, если такой перерасчет не влечет увеличение ранее уплаченной суммы этого налога независимо от оснований перерасчета (пп. «а» п. 10 ст. 1 Федерального закона от 23.11.2020 № 374-ФЗ).

Еще одна важная поправка касается порядка прекращения обязанности по уплате транспортного налога в отношении уничтоженных или погибших транспортных средств. Напомним, до настоящего момента налог прекращал начисляться только с момента снятия таких транспортных средств с учета в ГИБДД (ст. 362 НК РФ). По новым правилам, вступающим в силу с 1 января 2021 года, транспортный налог на уничтоженный транспорт перестанет начисляться уже с 1-го числа месяца, в котором произошла гибель или

Биржевой курс на 13 февраля 2021
$ 73.71
89.33

Особенности определения налоговой базы по налогу на имущество организаций в отношении столичных «кадастровых» объектов установлены Законом г. Москвы от 05.11.03 № 64.

Перечень объектов недвижимого имущества, по которым налоговая база в 2019 году определяется как их кадастровая стоимость, утвержден постановлением Правительства Москвы от 27.11.18 № 1425-ПП.

Проверить, включен ли тот или иной объект в этот список, можно на сайте Департамента экономической политики и развития города Москвы.

Расчет налога на имущество по кадастровой стоимости существенно изменится в 2020 году. Последние новости и пошаговую инструкцию на 2020 год вы найдете в статье.

Активировать пробный доступ к журналу «РНК» или подписаться со скидкой

С 1 января 2020 года вступают в силу очередные изменения в Налоговый кодекс. Часть из них затронут расчет имущественного налога с организаций. Изменится порядок определения объекта налогообложения и налоговой базы. А перечень облагаемых объектов расширится до бесконечности. Разберемся, как сделать расчет налога на имущество по кадастровой стоимости в 2020 году.

С 1 января 2020 года значительно увеличатся платежи компаний по налогу на имущество. Такой вывод многие сделали из буквального прочтения поправок в НК, которые внес Федеральный закон от 29.09.2019 № 325‑ФЗ.

Но как оказалось, он ошибочный.

Чиновники внесли изменения в порядок определения налогооблагаемых объектов.

Во-первых, с 1 января 2020 года производится разделение объектов в зависимости от типа налогообложения. Раньше на разделение объектов влиял факт принятия в бухучете в качестве ОС.

С 1 января 2020 года статья 374 НК РФ дополняется пунктом 2, согласно которому под налогообложение попадает недвижимость, не учтенная на балансе в качестве ОС.

Теперь, если для здания или сооружения установлен кадастровый ценник, не имеет значения, принят ли объект к учету в качестве основного средства или нет. В результате вся недвижимость организации делится на объекты, которые:

  • Облагаются налогом по среднегодовой стоимости,
  • Облагаются налогом по кадастровой стоимости.

А в каком качестве они числятся в компании, значения не имеет.

Во-вторых, перечень имущества, облагаемого налогом по кадастровому ценнику, увеличивается. Изменения коснулись жилых домов и квартир, находящихся в собственности у юрлиц. Отредактирован пп. 4 п. 1 ст. 378.2 НК РФ.

Раньше по кадастровой стоимости налог высчитывался, если квартиры и дома не числились у компании в качестве основных средств. С 1 января 2020 года не имеет значения, как они учтены бухгалтерией.

Они будут облагаться по кадастровой стоимости по общим правилам.

В-третьих, перечень облагаемого имущества стал открытым. Чиновники дополнили его новыми объектами:

  • Гаражные боксы,
  • Парковочные места,
  • Комнаты,
  • Незавершенные строящиеся объекты и т.д.

Дело в том, что пп. 4 п. 1 ст. 378.2 НК РФ дополнился формулировкой «иные объекты». Фактически перечень становится бесконечным и под налогообложение попадает любая недвижимость, принадлежащая юридическим лицам.

На официальном сайте >>> Федеральной налоговой службы есть онлайн-калькулятор для расчета налога на имущество по кадастровой стоимости. Но в настоящее время он работает только для физических лиц. Сервис позволяет сделать расчет не только для объектов недвижимости, но и земельных участков. То есть считает два имущественных налога физлиц:

Причем данные о кадастровой цене объекта сервис определяет сам. Пользователю достаточно внести кадастровый номер. Для юридических лиц такого калькулятора нет, поэтому расчет налога по кадастровой стоимости бухгалтеру придется делать самому.

У компаний появилась возможность уменьшить налоги за транспорт и имущество. Это связано с изменением судебной практики и поправками в Налоговом кодексе.

ФНС уже предупредила инспекторов на местах о предстоящих массовых корректировках. Но как обычно, чиновники сделали несколько важных оговорок.

При каких условиях теперь можно законно сэкономить на налогах и что для этого должен предпринять бухгалтер — читайте в статье «Российского налогового курьера».

Правила расчета налога на имущество юрлиц определяется Налоговым кодексом и региональными нормативными актами. В результате порядок расчета налога в регионах имеет общие черты и региональные особенности. Местные чиновники могут принять свой закон после проведения кадастровой оценки (п. 2 ст. 378.2 НК РФ).

Если чиновники в субъекте РФ своего закона не приняли, рассчитать налог по кадастровой стоимости вы не сможете.

После проведения оценки местные власти формируют списки объектов для налогообложения по кадастру (пп. 1 п. 7 ст. 378.2 НК РФ). Ежегодно до 1 января список направляется налоговикам для контроля своевременности и полноты уплаты налога. Такой же список публикуется на официальном сайте региональной администрации.

В списке не просто приведен перечень, а указаны конкретные объекты с точным адресом, номером по кадастру и стоимостью. Если в вашем субъекте РФ такого списка нет, или вы не нашли в нем свой объект, расчет налога по кадастровому ценнику невозможен.

Налоговая база – это цена недвижимости, которую региональные чиновники установили при проведении кадастровой оценки. Стоимость определяется по состоянию на начало налогового периода (п. 2 ст. 375 НК РФ). Если она не определена, то рассчитать налог на имущество по кадастровой стоимости невозможно, поскольку отсутствует налоговая база.

Если стоимость имущества определена, то нужно учитывать три момента:

  1. Если вы являетесь единственным владельцем, налоговой базой для вас будет вся стоимость объекта,
  2. Если вы владеете частью объекта, например, офисом в офисном здании, то проверьте, выделен ли эта часть в качестве самостоятельного объекта. Возможные варианты:
    • Если часть здания, например, офис, этаж и т.д. числится в качестве отдельного объекта, ему присвоен номер и определена стоимость, то она и будет вашей налоговой базой,
    • Если объект не выделен, то налоговой базой будет доля от общей стоимости. Она определяется, исходя из площади вашего помещения в общей площади здания.

Ваш офис площадью 25 кв.м находится в здании общей площадью 200 кв.м. Кадастровая стоимость здания – 3 000 000 руб. Ваша налоговая база равна 3 000 000 * 25 / 200 = 375 000 руб.

  1. Если кадастровая стоимость указана в виде суммы с НДС, то в налоговую базу попадает стоимость без учета НДС (письмо ФНС от 26.10.2017 № БС-4-21/21650).


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *