Какие льготы для пенсионеров в беларуси в 2021 году

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Какие льготы для пенсионеров в беларуси в 2021 году». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.

Адресная помощь – государственная программа поддержки, с помощью которой осуществляется материальная помощь определённым малообеспеченным категориям граждан Беларуси. Оказывается она не каждому, а определённому гражданину на основании заявления в органы социальной защиты по месту жительства. В подтверждение своей тяжёлой жизненной ситуации или невозможности себя обеспечить необходимо предоставить соответствующие документы. Адресная помощь выплачивается в виде:

  • Ежемесячного пособия – малообеспеченным гражданам, чей доход находится ниже уровня бюджета прожиточного минимума
  • Единовременного пособия (до 10 БПМ) – гражданам, которые испытывают денежные затруднения в связи с жизненными обстоятельствами и имеют доход менее 1,5 бюджета прожиточного минимума

Адвокат рассказал, какие льготы полагаются пенсионерам

На данный момент на территории страны действует около 150 центров, которые предоставляют социальное обслуживание населению. Получить его можно как на безвозмездной основе, так и с условием полной или частичной оплаты. К таким услугам относится:

  • Уборка помещений
  • Доставка воды, продуктов, лекарств и предметов первой необходимости
  • Кормление
  • Приготовление пищи
  • Санитарно-гигиеническое обслуживание

Нетрудоспособные пенсионеры, которые также утратили дееспособность, могут воспользоваться услугой сиделки.

Помимо оказываемой помощи в дневное время в социальных центрах действуют бесплатные кружки по интересам, а также танцевальные, шахматные и музыкальные клубы. Здесь можно обучиться вязанию, компьютерной грамотности, садоводству, поиграть в теннис и провести время в кругу единомышленников.

Мужчины, которые проработали 30 лет, и женщины, проработавшие 25 лет, при этом, достигшие пенсионного возраста, получают статус ветеранов труда. Они имеют право:

  • Обслуживаться в учреждениях здравоохранения, к которым были прикреплены во время трудовой деятельности.
  • Получать путёвки в центры реабилитации и оздоровления, которые оплачиваются согласно их доходу, а также сезону.

Ветераны труда и пенсионеры инвалиды 3 группы получают льготы на оздоровление в Минске и любом другом населённом пункте, с условием частичной оплаты (15-30% от полной стоимости путёвки).

Пенсионеры не уплачивают налог на недвижимость и землю. Это касается как земельных участков, на которых ведётся личное подсобное хозяйство, так и предназначенных для постройки и обслуживания жилых домов. Главное условие для обоих случаев – в данном имуществе не должны быть зарегистрированы трудоспособные лица.

Ещё одна льгота касается пенсионеров, которые занимаются предпринимательской деятельностью и уплачивают единый налог. Ставка по нему снижена на 20%.

Полностью освобождены от уплаты налога пенсии в Беларуси и материальная помощь от организаций, которые решили оказать денежную помощь бывшему сотруднику, вышедшему на пенсию.

Какие льготы предоставляются пенсионерам в Беларуси в 2021 году

При обращении к нотариусу пенсионеры не уплачивают государственную пошлину за составление заявления на получение пенсий и пособий. Это можно сделать бесплатно, так как уплата производится стороной нотариальной конторы. Также возможно полное или частичное освобождение от уплаты пошлины при обращении в судебные инстанции. Данное решение выносится Советом депутатов.

Кроме того, пенсионеры получают скидку в 50% на оплату некоторых услуг. К ним относятся:

  • Получение свидетельства о праве собственности на долю в любом недвижимом имуществе, совместно нажитом в период брака
  • Удостоверение завещания, доверенностей
  • Заверение копий документов и их перевода

В поддержку пенсионеров-долгожителей, достигших определённого возраста, осуществляются доплаты и надбавки. Их размер рассчитывается на основании минимальной заработной платы, которая зависит от бюджета прожиточного минимума. Если растёт БПМ, растёт и минимальная пенсия, а, соответственно, надбавки к ним.

В зависимости от возраста, пенсионеры получают следующие доплаты:

  • 75-80 лет – 75% от минимальной зарплаты
  • 80 лет и старше – 100% от минимальной зарплаты

Однако доплата к пенсионному пособию положена только тем гражданам, которые вышли на пенсию и не работают.

Надбавка на уход – ещё одна льгота, какая положена пенсионеру после 80 лет. Она составляет 50% от минимального размера заработной платы.

Чтобы получить ту или иную льготу, гражданину необходимо предъявить пенсионное удостоверение, а также соответствующие документы. То есть, если пенсионер хочет получить льготу по оплате коммунальных услуг, ему следует обратиться в компанию, предоставляющие эти услуги, и, помимо удостоверения, предоставить справку о том, что вместе с ним не проживают трудоспособные лица.

Решение об отмене льгот для пожилых граждан в Беларуси было принято под влиянием таких факторов:

  1. Низкий пенсионный возраст. Депутаты уверены – чтобы иметь возможность выплачивать пенсионерам пенсии в заявленных размерах, необходимо либо повышать возраст выхода на отдых по старости, либо отказываться от льгот.
  2. Для пенсионеров отмена льгот практически неощутима, ведь по официальным данным более 25% пожилого населения страны работают и имеют дополнительное материальное обеспечение. Вот только никто не задает вопрос, почему бабушка, которой положена якобы достойная пенсия, устраивается дворником вместо того, чтобы насладиться тишиной и спокойной старостью.

Народная избранница Наталья Гуйвик даже оперировала примером близких, якобы ее 65-летние родственники не собираются сидеть сложа руки и бездельничать, поэтому продолжают трудиться, ездят на автомобилях и даже путешествуют.

Также она ставит себя в один ряд с рядовыми пенсионерами, поясняя, что в конце концов обделенными льготами также стали пожилые депутаты.

Вот уже полгода в Беларуси рассматривается вопрос о восстановлении льготы на транспортный налог хотя бы для ветеранов, которых осталось слишком мало чтобы экономить на них. Есть надежда, что к 9 мая что-то изменится, хотя Президент Лукашенко ничего не обещает.

Льготы пенсионерам-инвалидам 2-й группы в Беларуси входят в 2021 году в такой список:

  • скидка 90% при покупке определенного перечня лекарств и медикаментов, утвержденного на законодательном уровне, если пенсионер покупает их согласно рецепту лечащего доктора;
  • изготовление и ремонт зубных протезов на совершенно бесплатной основе, кроме металлокерамики и других дорогостоящих материалов (льгота предоставляется только в государственных стоматологических поликлиниках);
  • если инвалиду необходимы специальные инструменты или средства для реабилитации и восстановления здоровья, к примеру, слуховые протезы, можно встать в очередь на их бесплатную выдачу (технические средства должны быть включенными в государственный реестр, составленный чиновниками и утвержденный Министерством здравоохранения в последней редакции закона);
  • если есть медицинское заключение с рекомендацией посетить санаторно-курортное лечение, путевка предоставляется бесплатно, но только если инвалид 2-й группы не работает;
  • скидка 50% на внесение оплаты по техобслуживанию и пользованию жилыми квадратными метрами не более 50 квадратов общей площади;

Также 50%-ная скидка положена пенсионерам-инвалидам 2-й группы по внесению оплаты за горячую и холодную воду, канализационные стоки, газ, электроэнергию, отопление, вывоз мусора, пользование лифтом.

В 2021 году также увеличат минимальный страховой стаж, необходимый для получения трудовой пенсии. В него входит только то время, когда вы работали и работодатель платил за вас страховые взносы в Фонд соцзащиты. В 2020 году минимальный страховой стаж составляет 17,5 года, с 1 января 2021 года он увеличится на полгода до 18 лет.

Минимальный страховой стаж растет по той же схеме, что и пенсионный возраст: на полгода каждый год, пока не будет составлять 20 лет (это произойдет в 2025 году). В 2013 году минимальный страховой стаж увеличился с 5 до 10 лет, в 2015 — с 10 до 15, а с 2016 начал повышаться каждый год на полгода.

Белорусы, которые не выработали страховой стаж по новым правилам, попадают в «пенсионную ловушку», они не могут претендовать на трудовую пенсию, им могут назначить только социальную: мужчины — с 65 лет, женщины — с 60 лет. Сейчас социальная пенсия составляет 129,06 рубля.

Напомним, с 1 января 2020 года в страховой стаж начали включать срочную службу в армии. Это новшество на стадии обсуждения не поддерживали в Минтруда и Минфине. При этом по учебе в вузе и декретному отпуску, включение в страховой стаж которых обсуждалось наряду со службой в армии, власти изменения не приняли.

С 1 января 2021 года женщинам, родившим четверых детей, будут засчитывать в трудовой стаж для назначения пенсии время нахождения в отпуске по уходу за ребенком продолжительностью до 12 лет в общей сложности (сейчас — 9 лет). Назначать им трудовые пенсии будут при наличии стажа работы не менее 20 лет и страхового стажа не менее 10 лет (сейчас — 17 лет 6 месяцев).

Сейчас многодетные мамы, которые воспитывают четверых детей, рискуют не выработать требуемый страховой стаж, а значит, могут угодить в «пенсионную ловушку» — не получить трудовую пенсию, а только социальную. Дело в том, что сейчас матерям троих детей декретный отпуск включается в общий трудовой стаж в полном объеме. Для матерей, у которых пятеро и более, предусмотрены дополнительные льготы. А вот матерям четверых детей в общий стаж идет только 75% всего периода декретного отпуска.

Этот вопрос поднимали не один год. При этом в Минтруда выступали против того, чтобы матерям четверых детей декретный отпуск засчитывать в полном объеме в общий трудовой стаж.

— В многодетных семьях, как правило, дети рождаются без значительных перерывов между рождениями. Поэтому максимальный 9-летний период может охватывать время ухода мамы за четвертым, пятым и даже последующими детьми, — поясняли ранее в Минтруда, почему не видят ловушки страхового стажа для многодетных.

С 2021 года инвалидам I и II группы, у которых инвалидность более 10 лет, снизят требования к страховому стажу для назначения пенсии по возрасту (пропорционально времени нахождения на инвалидности). Инвалидам с детства на 5 лет снизят требования к продолжительности трудового стажа для получения права на досрочную пенсию по возрасту (для женщин — с 20 до 15 лет, для мужчин — с 25 до 20 лет).

Кроме того, родителям детей-инвалидов с тяжелой степенью утраты здоровья, длительное время осуществлявшим уход за ними (не менее 20 лет), будет повышен размер социальной пенсии — до минимальной пенсии по возрасту (с 129,06 рубля до 272,57 рубля).

Предусмотрено также, что работникам с неполным страховым стажем (свыше 10 лет, но менее требуемого) будут взамен социальной пенсии назначать трудовую пенсию по возрасту при неполном страховом стаже. При этом женщинам такую пенсию будут назначать при достижении 60 лет, а мужчинам — 65 лет, как это предусмотрено для социальной пенсии.

Ранее в Минтруда поясняли, что за 10 лет страхового стажа размер пенсии составит 73% бюджета прожиточного минимума пенсионера, или 142,46 рубля на сегодняшний день. «Размер пенсии будет увеличиваться на каждые 3% этого бюджета за дополнительный год страхового стажа больше 10», — уточняли в ведомстве.

Сейчас те, кто не смог выработать трудовой стаж, может претендовать на социальную пенсию.

Какие льготы дают пенсионерам по возрасту в Беларуси в 2021 году

С 1 января 2021 года работодатели будут уплачивать более высокие налоги за работников, занятых на работах с особыми условиями труда или отдельными видами профессиональной деятельности. В связи с этим у таких граждан вырастет пенсия.

Кроме того, с 2021 года пенсию по потере кормильца будут получать женщины, которые овдовели во время декретного отпуска.

Фото: © Белновости

  • пенсии
  • многодетные семьи
  • инвалиды
  • Беларусь
  • Главные новости

У каждого пенсионера свое понимание того, какой должна быть жизнь после выхода на пенсию. Все более популярна в наши дни идея об активном долголетии. Кто-то хочет сосредоточиться на себе, научиться спортивной ходьбе, к примеру, и решает этим заняться. Другой человек продолжает активно участвовать в социальной жизни, сосредотачивается на социальной работе, активистской деятельности. Есть и те люди, которые любят отдыхать, готовы себе в этом честно признаться и отправляются в кругосветное путешествие.

На протяжении всех тех лет, когда приходится каждый день вставать по будильнику, идти на работу, многие люди ощущают нехватку времени и сил на повседневные обязанности, приятные мелочи. К примеру, на детей, внуков времени не хватает и именно после выхода на пенсию хочется посвятить себя этому. Психологи утверждают, что это результат неправильного распределения времени, постоянных стрессов. Стоит ли ждать пенсии? Работа действительно занимает треть суток. А это много и государство просто обязано человеку обеспечить достойную старость, пропорционально тем усилиям, которые он прилагал для этого.

В разных государствах система пенсионного обеспечения устроена по-разному. Многое решает экономическая ситуация в стране и в мире. Социальная среда, государство, государственные структуры были когда-то созданы для того, чтобы защитить жителей, позаботиться о людях пожилого возраста, детях, инвалидах. Естественно, что при пустой казне этого случиться не может. Но и пустой казна, если платятся налоги исправно, никогда не будет.

Пенсия – это льгота, мера социальной защиты. Её получают лица, которые в социальной защите нуждаются, не могут обеспечивать себя и не должны это делать. Помогают социально незащищённым категориям граждан не только государство, но и частные инвесторы, другие граждане на добровольных началах – благотворительные фонды, организации, благотворители. Но социальная инициатива – явление непостоянное. Сегодня она есть, завтра ее может не быть. Помощь, сопричастность существуют на добровольных началах. Гарантировать защиту в полной мере может лишь государство.

Пенсию платят:

  • в связи с достижением пенсионного возраста;
  • в связи с потерей кормильца;
  • в связи с инвалидностью;
  • за выслугу лет;
  • за особые заслуги перед государством.

Назначается льгота всегда с учетом индивидуальных особенностей ситуации, истории человека. Кому-то платят больше, а кому-то меньше. Чаще всего выплаты приблизительно одинаковые у всех людей с инвалидностью, например. Лишь группа имеет значение, может влиять. То же касается и людей, которым положена льгота в связи с выслугой лет. Она начисляется в соответствии с законами, расчет производится на общих основаниях, с учетом сферы, отрасли работы, временем выхода на пенсию.

Опять-таки, сумма выплат отличается у каждого человека, но не может быть меньше или превышать определенный лимит. Большая часть пенсионеров – это люди, получающие выплаты в связи с достижением пенсионного возраста. В 2021 году правила расчета пенсий этой категории изменились, притом значительно и в лучшую сторону. Чего следует ожидать теперь? Какие положены льготы пенсионерам по возрасту в Беларуси в 2021 году?

В Республике Беларусь, как и во всех странах, пенсионный возраст прописан в законах. В 2017 году, с 1 января вступили в силу некоторые изменения. Они непосредственно касаются пенсионного возраста и необходимого стажа. До 01.01.2018 г. женщины имели право отправиться на заслуженный отдых в тот день, когда исполнится 55 лет, но лишь в том случае, если трудовой стаж составлял 20 лет. Мужчины должны были выходить на пенсию после достижения возраста 60 лет, имея стаж 25 лет. Но с 2017 года условия стали более мягкими, с одной стороны, немного ужесточились с другой.

В частности, в 2021 году женщины выходят на пенсию в возрасте 55 лет и 6 месяцев. С каждым годом возраст будет увеличиваться на 6 месяцев, пока не достигнет 58 лет. Произойдет это в 2022 году. В отношении мужчин, в частности пенсионного возраста, предусмотрены те же изменения. Продолжительность жизни увеличивается и в связи с этим меняются рамки пенсионного возраста. Реформа коснется всех мужчин, родившихся в период с 1957 года по 1959 год, а также женщин, появившихся на свет в период с 1962 года по 1964 год.

Положения законов относительно необходимого стажа также были пересмотрены, изменены. С 01.01.2018 года вступили в силу новые. Право на трудовую пенсию теперь дает стаж, отчисления страхового взноса в бюджет государственного внебюджетного фонда социальной защиты населения Республики Беларусь минимум 16 лет (изменения касаются тех граждан, которые в 2021 должны выйти на пенсию).

Далее планка необходимого трудового стажа повысится: каждый год будет прибавляться к 16 годам по 6 месяцев. Планируется довести официальный, необходимый минимум трудового стажа до отметки 20 лет. Если речь идет о досрочной пенсии, которая предусмотрена законом, минимальный стаж составляет 5 лет, так что права данной категории граждан не нарушены, защищены, следовательно, переживать не о чем. В результате проведения данной реформы условия выхода на пенсию станут более гибкими, привлекательными, что, конечно же, радует.

Повышение пенсии в Беларуси в 2021 году

Для того чтобы рассчитать пенсию, сотрудники Пенсионного фонда изучают заработок последних 23 лет, фактический стаж. Каждый год цифра будет увеличиваться на 1 год, до тех пор, пока не приравняется к фактически имеющемуся стажу. Это, безусловно, справедливо, ведь кто-то проработал 30 лет, а кто-то – 23. Имеет значение не только продолжительность работы, но и вид деятельности. Так, если есть опыт предпринимательской деятельности, учитывается фактический доход. Когда речь идет о наемном труде, учитывается 40% средней заработной платы.

Какие положены льготы гражданину, если стаж минимален, 5 лет? Минимальная социальная дотация, на которую может рассчитывать гражданин в этом случае – 25% бюджета прожиточного минимума. Эта величина утверждается Министерством труда и социальной защиты Беларуси, в соответствии со ст. 23 Закона «О пенсионном обеспечении». Для расчетов берутся показатели бюджета за 2 последних квартала.

Предусмотрена доплата ко всем минимальным пенсиям. Составляет она 20% средней заработной платы. Прибавка начисляется тогда, когда размер средней заработной платы увеличивается. Таким образом, незащищенной категории граждан в республике нет. Каждый человек имеет право работать и получить льготы от государства, но с учетом опыта работы, личного жизненного опыта.

С первого дня 2021 года пенсионный возраст повысили еще на полгода. Белорусские женщины будут выходить на пенсию с 57,5 года, а мужчины — с 62,5 года.

Вырос и минимальный страховой стаж, необходимый для получения трудовой пенсии. Теперь для этого необходимо 18 лет осуществлять выплаты в Фонд социальной защиты населения. Если страхового стажа не хватает, то вместо трудовой пенсии будет начисляться социальная, которая сейчас составляет всего 129 рублей.

Базовую величину в Беларуси официально подняли с 27 до 29 рублей. Такая мера предусмотрена постановлением Совета министров от 30 декабря 2020 года №783. От базовой величины зависят размеры некоторых налогов и сборов, штрафов, пособий, стипендий, других выплат, в том числе пособий по безработице.

Так, минимальное пособие для официальных безработных вырастет до 29 рублей, максимальное — до 87. А штраф в размере популярных 30 базовых будет составлять не привычные 810 рублей, а 870. А как вырастут штрафы за нарушение ПДД, подробно можно прочитать здесь.

Льготы Лицам Предпенсионного Возраста В Рб В 2021 Году

1 января 2021 года истек срок действия пункта 1.5 президентского указа № 493 «О развитии безналичных платежей» от 16.10.2014. Это означает, что частичной отмены подоходного налога на кешбэк больше нет. В 2017-м указ продлевался до 1 января 2021 года, а пока — тишина. В Нацбанке сообщили Onliner, что безналичная система по-прежнему нуждается в стимулировании роста, поэтому проект указа, где в том числе прописана льгота по налогообложению кешбэка, находится в правительстве. Но точные сроки подписания неизвестны, поэтому ряд банков — в основном негосударственных — объявил, что кешбэк будет выплачиваться за вычетом подоходного налога.

«В соответствии с окончанием срока действия п. 1.5 Указа президента №493 „О развитии безналичных платежей“ от 16.10.2014, манибэк с 1 января 2021 года (включая манибэк за декабрь) будет выплачен за вычетом подоходного налога», — одним из первых сообщил «Альфа Банк».

В Беларуси с Нового года введен транспортный налог. Он привязан не к прохождению техосмотра, как прежде, а к факту наличия авто. Получается, даже если ваше авто годами стоит в гараже, оно требует оплаты налога. Исключения составят электромобили, угнанные машины, а также выпущенные до 1991 года включительно. При этом сумма такого налога стала ниже, чем оплата госпошлины: максимум 87 рублей. Остальным автовладельцам, в том числе и юрлицам, раз в календарный год придется платить по ставкам, установленным в зависимости от разрешенной максимальной массы, вместимости или за одну единицу транспортного средства.

Стоимость 1 кВт на станциях постоянного тока (быстрые ЭЗС) 39 копеек, на станциях переменного тока (медленные) — 29 копеек. Оплатить заряд можно помощью мобильного приложения Malanka. Получается, что электротопливо в нашей стране стоит втрое меньше бензина. Зарядка электрокара на 100 километров обойдется электромобилистам порядка 6 рублей в зависимости от типа заряда. Автомобиль с ДВС потратит на преодоление такого же расстояния около 10 литров топлива, что составит 18—20 рублей.

До 1 января максимальная ставка подоходного налога для одной комнаты в Минске составляла 32,5 рубля, но с Нового года выросла до 34,3 рубля. Все благодаря освеженному Налоговому кодексу. Это значит, что за каждую комнату, сдаваемую в центре Минска, арендодатель ежемесячно будет платить 34,3 рубля в казну. Ставки налога для более удаленных от центра квартир будут ниже, их вскоре установит городской совет депутатов.

Изменились ставки подоходного налога и для других городов Беларуси, а также прочих объектов недвижимости: гаражей, машино-мест, нежилых помещений.

Пенсионное обеспечение является важной составляющей механизма социальной защиты в Беларуси. На получение подобного вспомоществования вправе рассчитывать нетрудоспособные граждане страны. Начиная с начала 2017, наблюдается постепенное увеличение пенсионного возраста, и размер обеспечения напрямую зависит от продолжительности трудового стажа, места трудоустройства, занимаемой должности. Схема выплат вспоможения работает по принципу распределительной основы.

Пенсионером в республике называется индивид, подошедший к пенсионному возрасту и имеющий права на вознаграждение от государства. Еще несколько лет назад пенсионный ценз для женщин оговаривался 55 годами, при имеющемся стаже не менее 20 лет, для мужчин показатель был несколько выше ― 60 лет и 25, соответственно. Однако с 2017 планки стали постепенно повышать, и к окончанию пенсионной реформы начисление пенсии в Беларуси будет происходить в 63 и 58 лет для мужчин и женщин, также соответственно. Повышение пенсиона в 2020 году представляется вынужденной мерой, на фоне падения рождаемости, общего старения населения при росте средневозрастного количества белорусов и увеличения людей пожилого возраста.

Величина подобного обеспечения рассчитывается в соответствии различных показателей. Вначале отчисления производятся в республиканский фонд социальной защиты. За каждого работоспособного гражданина, работодатель уплачивает 34,0% налога, и 1% ― самим работником, причем полученные взносы распределяются на погашение различных пособий. Суть распределительной системы состоит в том, что она не предусматривает кумуляцию пенсионных отчислений, и все собранные средства идут пенсионерам. Однако денег практически хватает на приобретение самых необходимых товаров.

Какие льготы есть у пенсионеров в Беларуси и нужны ли они вообще

Величина начисления пенсионного пособия зависит от нескольких факторов:

  • суммы бюджета прожиточного минимума, его индексации;
  • экономического состояния страны;
  • скорости инфляционных процессов.

Чтобы точно высчитать размер пенсиона, берется величина прожиточного минимума с нижним возрастным пенсионным цензом.

Прожиточный минимум представляется переменным значением, определяемым исходя из ступени инфляции, существующих цен, других экономических показателей. Описываемый параметр ежеквартально утверждает правительство Беларуси. Однако при наименьших значениях, государство предусматривает конкретные добавки к пенсии, находящиеся на уровне 20,0% от среднемесячного заработка в республике. Наименьшая выплата пособия после потери кормильца выражается 100% выплатами по возрасту, и такой же показатель назначается по выслуге лет.

  • Повышение пенсии по инвалидности для 1, 2, 3 группы…
  • Средняя пенсия в Беларуси в 2021 году
  • Повышение пенсии по потере кормильца в Беларуси в 2021 году
  • Повышение военной пенсии в Беларуси в 2021 году
  • Павышэнне пенсіі па інваліднасці для 1, 2, 3 групы ў…
  • Павышэнне пенсіі па страце карміцеля ў Беларусі ў 2021 годзе

Показатель среднего пенсионного обеспечения составлял 37,80% по стране. Однако некоторые области уже переступили 40% порог, в их число вошли Брестская, Витебская, Гомельская, Гродненская и Могилевская области. Но столичная область и сам Минск недотягивают до показателя на 5-10%. Исходя их этого, можно заметить, что чем ниже уровень средней зарплаты, тем выше пенсия.

Максимальная сумма обеспечения по возрасту равнялась 674 рубля, исключая различные надбавки, минимальная же исчислялась 217 рублями. Самые высокое пенсионное вознаграждение получали летчики гражданской авиации, бывшие ликвидаторы Чернобыльской аварии, их иждивенцы. Но президент Лукашенко в послании народу заявил, что среднее пенсионное пособие должно быть не менее половины суммы от среднемесячного заработка. Исходя из расчетов Министерства финансов, повышение пенсий в РБ до этого показателя, принесло бы пенсионерам 537 рублей.

С августа 2020 года увеличился бюджет прожиточного минимума, что повлекло за собой перерасчет социальных и пенсий по возрасту, добавок и повышений, дополнительных выплат пенсионерам старше 75 лет. В третьем квартале бюджет минимума в среднем на одного человека приравнивался к 256 белорусским рублям, поэтому увеличилось и пенсионное вспоможение:

  • социальные пенсии;
  • добавки пенсионерам старше 75 лет, получающим пособие в учреждениях по труду, социальной защиты населения и занятости;
  • добавки к обеспечению и увеличение самих пенсий некоторым категориям граждан пенсионного возраста;
  • социальные пособия по уходу за лицами, имеющие признаки инвалидности 1 группы либо за человеком старше 80 лет.

В республике функционирует государственный пенсионный механизм. Все собранные средства разделяются на следующие формы:

1. Солидарная или распределительная пенсия является видом выплат, собранных в качестве пенсионных взносов сотрудников предприятий и организаций.

2. Накопительная система предполагает конкретный счет работника, где откладываются будущие пенсионные средства. Последней представлена условно-накопительная, выраженная пенсионным страхованием.

Распределительный механизм указывает на то, что у государственных институтов находятся на контроле пенсионные активы, пенсионеры же вправе рассчитывать на упоминаемые социальные гарантии.

Военнослужащие отправляются на пенсию по некоторым качествам:

• выслуга лет;

• полученная инвалидность;

• возрастной ценз;

• заслуги перед страной.

Военное вспомоществование полагается после несения службы сроком 20 полных лет. Возрастным цензом является показатель 45 лет, но с его постепенным повышением, он увеличится до 48. Однако некоторые разряды военных вправе остаться служить родине после перехода на пенсию, хотя увеличение пенсии в 2021 году в Беларуси затрагивает и их. Таковыми являются военнослужащие в чине полковника не старше 50 лет, генерал-полковники ― не свыше 60 лет. Звание прапорщика, офицера и контрактника, при стаже службы 20 полных лет, дает право на получение половины суммы от предоставляемого денежного довольствия. Затем, сверх приведенного времени, ежегодно добавляется еще по 3,0%. Неудовлетворительное состояние здоровья, выход по возрасту полагают 60,0% денежного довольствия.

Министерство труда республики постановило приравнять бюджет прожиточного минимума на одного человека равным 256 белорусских рублей, что почти на 4% выше, чем в прошедшем периоде. Поэтому также на такой процент увеличится добавка к пенсии в РБ, социальные выплаты. Законодательные акты Беларуси предусматривают следующие доплаты:

  • лицам старше 75 лет;
  • добавок по уходу за лицами с инвалидностью 1 группы, пожилыми людьми более 80 лет;
  • доплаты Героям республики, Советского Союза, участникам Великой Отечественной войны, донорам со званием Почетный.

Выплата пенсионного вспоможения в стране производится с 5 по 25 число календарного месяца, и выдается через банковские организации, почтовые отделения, структуры по осуществлению доставки. Для создания людям преклонного возраста удобных условий для получения денег, несколько изменился график выплаты пенсий, начальный срок выдачи сделали раньше. Через почтовое отделение и доставочное предприятие, вспомоществование можно будет получить, начиная с 3 числа, монетарные структуры начнут выдавать деньги с 5.

Необходимость дополнительной социальной защиты лиц предпенсионного возраста возникла в силу того, что с 2019 года в России была начата пенсионная реформа – возраст, дающий право выйти на страховую пенсию по старости, будет увеличиваться на год каждые 2 года.

Раньше в законодательстве уже было понятие предпенсионеров – это распространялось на тех, кому оставалось 2 года до выхода на пенсию, а единственной льготой была возможность досрочно выйти на пенсию безработному (при условии увольнения по сокращению штата).

Предпенсионеры получают и будут получать множество мер государственной поддержки в самых разных сферах повседневной жизни. Эти меры позволяют снизить социальную напряженность в обществе, вызванную проведением пенсионной реформы.

Льготы предпенсионерам, предложенные Президентом РФ, внесены во многие законы. Некоторые из них привязаны к достижению определенного возраста (например, налоговые), а другие определяются индивидуально, в зависимости от возраста выхода на пенсию гражданина.

Надеемся, что все предусмотренные законодательством права, льготы и гарантии предпенсионерам в 2021году, представленные в нашем обзоре, помогут Вам быть во всеоружии.

В 2021 году также увеличат минимальный страховой стаж, необходимый для получения трудовой пенсии. В него входит только то время, когда вы работали и работодатель платил за вас страховые взносы в Фонд соцзащиты. В 2020 году минимальный страховой стаж составляет 17,5 года, с 1 января 2021 года он увеличится на полгода до 18 лет.

Минимальный страховой стаж растет по той же схеме, что и пенсионный возраст: на полгода каждый год, пока не будет составлять 20 лет (это произойдет в 2025 году). В 2013 году минимальный страховой стаж увеличился с 5 до 10 лет, в 2015 — с 10 до 15, а с 2016 начал повышаться каждый год на полгода.

Белорусы, которые не выработали страховой стаж по новым правилам, попадают в «пенсионную ловушку», они не могут претендовать на трудовую пенсию, им могут назначить только социальную: мужчины — с 65 лет, женщины — с 60 лет. Сейчас социальная пенсия составляет 129,06 рубля.

Напомним, с 1 января 2020 года в страховой стаж начали включать срочную службу в армии. Это новшество на стадии обсуждения не поддерживали в Минтруда и Минфине. При этом по учебе в вузе и декретному отпуску, включение в страховой стаж которых обсуждалось наряду со службой в армии, власти изменения не приняли.

С 1 января 2021 года женщинам, родившим четверых детей, будут засчитывать в трудовой стаж для назначения пенсии время нахождения в отпуске по уходу за ребенком продолжительностью до 12 лет в общей сложности (сейчас — 9 лет). Назначать им трудовые пенсии будут при наличии стажа работы не менее 20 лет и страхового стажа не менее 10 лет (сейчас — 17 лет 6 месяцев).

Сейчас многодетные мамы, которые воспитывают четверых детей, рискуют не выработать требуемый страховой стаж, а значит, могут угодить в «пенсионную ловушку» — не получить трудовую пенсию, а только социальную. Дело в том, что сейчас матерям троих детей декретный отпуск включается в общий трудовой стаж в полном объеме. Для матерей, у которых пятеро и более, предусмотрены дополнительные льготы. А вот матерям четверых детей в общий стаж идет только 75% всего периода декретного отпуска.

Этот вопрос поднимали не один год. При этом в Минтруда выступали против того, чтобы матерям четверых детей декретный отпуск засчитывать в полном объеме в общий трудовой стаж.

— В многодетных семьях, как правило, дети рождаются без значительных перерывов между рождениями. Поэтому максимальный 9-летний период может охватывать время ухода мамы за четвертым, пятым и даже последующими детьми, — поясняли ранее в Минтруда, почему не видят ловушки страхового стажа для многодетных.

С 2021 года инвалидам I и II группы, у которых инвалидность более 10 лет, снизят требования к страховому стажу для назначения пенсии по возрасту (пропорционально времени нахождения на инвалидности). Инвалидам с детства на 5 лет снизят требования к продолжительности трудового стажа для получения права на досрочную пенсию по возрасту (для женщин — с 20 до 15 лет, для мужчин — с 25 до 20 лет).

Кроме того, родителям детей-инвалидов с тяжелой степенью утраты здоровья, длительное время осуществлявшим уход за ними (не менее 20 лет), будет повышен размер социальной пенсии — до минимальной пенсии по возрасту (с 129,06 рубля до 272,57 рубля).

Предусмотрено также, что работникам с неполным страховым стажем (свыше 10 лет, но менее требуемого) будут взамен социальной пенсии назначать трудовую пенсию по возрасту при неполном страховом стаже. При этом женщинам такую пенсию будут назначать при достижении 60 лет, а мужчинам — 65 лет, как это предусмотрено для социальной пенсии.

Ранее в Минтруда поясняли, что за 10 лет страхового стажа размер пенсии составит 73% бюджета прожиточного минимума пенсионера, или 142,46 рубля на сегодняшний день. «Размер пенсии будет увеличиваться на каждые 3% этого бюджета за дополнительный год страхового стажа больше 10», — уточняли в ведомстве.

Сейчас те, кто не смог выработать трудовой стаж, может претендовать на социальную пенсию.

Решение об отмене льгот для пожилых граждан в Беларуси было принято под влиянием таких факторов:

  1. Низкий пенсионный возраст. Депутаты уверены – чтобы иметь возможность выплачивать пенсионерам пенсии в заявленных размерах, необходимо либо повышать возраст выхода на отдых по старости, либо отказываться от льгот.
  2. Для пенсионеров отмена льгот практически неощутима, ведь по официальным данным более 25% пожилого населения страны работают и имеют дополнительное материальное обеспечение. Вот только никто не задает вопрос, почему бабушка, которой положена якобы достойная пенсия, устраивается дворником вместо того, чтобы насладиться тишиной и спокойной старостью.

Народная избранница Наталья Гуйвик даже оперировала примером близких, якобы ее 65-летние родственники не собираются сидеть сложа руки и бездельничать, поэтому продолжают трудиться, ездят на автомобилях и даже путешествуют.

Также она ставит себя в один ряд с рядовыми пенсионерами, поясняя, что в конце концов обделенными льготами также стали пожилые депутаты.

Вот уже полгода в Беларуси рассматривается вопрос о восстановлении льготы на транспортный налог хотя бы для ветеранов, которых осталось слишком мало чтобы экономить на них. Есть надежда, что к 9 мая что-то изменится, хотя Президент Лукашенко ничего не обещает.

Беларусь занимает #66 место среди лучших стран для пенсии и #72 место среди лучших стран для жизни.

С 1 января 2017 года пенсионный возраст повышается ежегодно на 6 месяцев до достижения возраста мужчинами 63 лет, женщинами — 58 лет. Было 60 и 55. Пенсионерами в Беларуси мужчины раньше становились в 60 лет, а женщины – в 55 лет.

Количество лиц пожилого возраста с каждым годом становится все больше. В 2017 году количество пенсионеров (без учета военных пенсионеров в Беларуси) составляло 2,6 млн. человек.

Наблюдается тенденция увеличения удельного веса пенсионеров в общей численности. В 2015 году он составлял 57,2% на 1000 работающих, в 2016 – 59,1%, в 2017 – 59,7%. за 3 года прирост составил 2,5% или 25 человек на 1000 работающих.

Пенсионером считается тот человек, который достиг установленного законодательством пенсионного возраста и кому положены пенсионные выплаты.

До недавнего времени составлял 60 лет для мужчин и 55 лет для женщин. Но пару лет назад в закон были внесены поправки, и теперь мужчины выходят на заслуженный отдых в 63 года, а женщины в 58 лет. То есть пенсионный возраст был повышен на три года.

Стоит отметить, что переход был сделан плавно, и люди предпенсионного возраста смогли выйти на пенсию не по достижению этого возраста, а раньше.

Если провести сравнительный анализ по уровню дохода и Беларуси, то последние заметно проигрывают в этом. Так, средняя пенсия в РФ в пересчете на белорусские рубли равна 430 рублям, и это значительно выше, чем получают белорусы. Хотя также стоит принять во внимание разницу по регионам, во многих уголках России пенсионные выплаты сопоставимы с пенсиями в Белоруссии.

А вот в сравнении с Украиной доходы белорусских пенсионеров выглядят позитивно — там средняя пенсия в переводе на белорусскую валюту составляет 140 рублей. Ну а в сравнении с Россией доходы украинских пенсионеров выглядят совсем мизерными.

Если сравнить пенсии с пенсиями в Западной Европе или США, то все три страны сильно проигрывают.

Важная составляющая системы соцзащиты в Республике Беларусь – пенсионное обеспечение. На выплаты от государства может рассчитывать каждый нетрудоспособный гражданин. С 2017 года происходит постепенное увеличение пенсионного возраста. Размер пенсионных пособий зависит от стажа работы, места и занимаемой должности. Система обеспечения в стране действует на распределительной основе. На выплату пособий уходят взносы работающего населения. Из нашего обзора, вы узнаете, как изменился размер пенсии и пенсионный возраст в Беларуси за последние годы.

  1. При достижении возраста выхода на пенсию в Беларуси, который предусмотрен законодательством.
  2. По инвалидности. Пособие получают при наличии профессионального заболевания или по причине травмирования на производстве. Также выплаты предусмотрены и при серьезных заболеваниях, не связанных с рабочей деятельностью.
  3. При потере кормильца. Пособие выплачивается нетрудоспособным членам семьи, в которой нет кормильца.
  4. За выслугу лет получают пособие граждане, трудящиеся в условиях, ведущих к преждевременной потере профессиональной трудоспособности.

Предусмотрены и определенные социальные выплаты для тех, кто не может рассчитывать на трудовое пособие. К данной категории относятся люди, имеющие разную степень инвалидности и лица без минимального социального стажа.

С первого дня 2021 года пенсионный возраст повысили еще на полгода. Белорусские женщины будут выходить на пенсию с 57,5 года, а мужчины — с 62,5 года.

Вырос и минимальный страховой стаж, необходимый для получения трудовой пенсии. Теперь для этого необходимо 18 лет осуществлять выплаты в Фонд социальной защиты населения. Если страхового стажа не хватает, то вместо трудовой пенсии будет начисляться социальная, которая сейчас составляет всего 129 рублей.

Базовую величину в Беларуси официально подняли с 27 до 29 рублей. Такая мера предусмотрена постановлением Совета министров от 30 декабря 2020 года №783. От базовой величины зависят размеры некоторых налогов и сборов, штрафов, пособий, стипендий, других выплат, в том числе пособий по безработице.

Так, минимальное пособие для официальных безработных вырастет до 29 рублей, максимальное — до 87. А штраф в размере популярных 30 базовых будет составлять не привычные 810 рублей, а 870. А как вырастут штрафы за нарушение ПДД, подробно можно прочитать здесь.

С 1 января 2021 года в Беларуси установилась месячная минимальная заработная плата в размере 400 рублей. Это предусмотрено постановлением Совмина от 21 декабря 2020 года №740, сообщили в пресс-службе правительства.

«Документ принят на основании части четвертой статьи 4 Закона Республики Беларусь от 17 июля 2002 года №124-З „Об установлении и порядке повышения минимальной заработной платы“. Постановление правительства от 29 августа 2019 года №582 признано утратившим силу», — рассказали в Совмине.

Новые Льготы Пенсионерам В Беларуси

1 января 2021 года истек срок действия пункта 1.5 президентского указа № 493 «О развитии безналичных платежей» от 16.10.2014. Это означает, что частичной отмены подоходного налога на кешбэк больше нет. В 2017-м указ продлевался до 1 января 2021 года, а пока — тишина. В Нацбанке сообщили Onliner, что безналичная система по-прежнему нуждается в стимулировании роста, поэтому проект указа, где в том числе прописана льгота по налогообложению кешбэка, находится в правительстве. Но точные сроки подписания неизвестны, поэтому ряд банков — в основном негосударственных — объявил, что кешбэк будет выплачиваться за вычетом подоходного налога.

«В соответствии с окончанием срока действия п. 1.5 Указа президента №493 „О развитии безналичных платежей“ от 16.10.2014, манибэк с 1 января 2021 года (включая манибэк за декабрь) будет выплачен за вычетом подоходного налога», — одним из первых сообщил «Альфа Банк».

В Беларуси с Нового года введен транспортный налог. Он привязан не к прохождению техосмотра, как прежде, а к факту наличия авто. Получается, даже если ваше авто годами стоит в гараже, оно требует оплаты налога. Исключения составят электромобили, угнанные машины, а также выпущенные до 1991 года включительно. При этом сумма такого налога стала ниже, чем оплата госпошлины: максимум 87 рублей. Остальным автовладельцам, в том числе и юрлицам, раз в календарный год придется платить по ставкам, установленным в зависимости от разрешенной максимальной массы, вместимости или за одну единицу транспортного средства.

Стоимость 1 кВт на станциях постоянного тока (быстрые ЭЗС) 39 копеек, на станциях переменного тока (медленные) — 29 копеек. Оплатить заряд можно помощью мобильного приложения Malanka. Получается, что электротопливо в нашей стране стоит втрое меньше бензина. Зарядка электрокара на 100 километров обойдется электромобилистам порядка 6 рублей в зависимости от типа заряда. Автомобиль с ДВС потратит на преодоление такого же расстояния около 10 литров топлива, что составит 18—20 рублей.

До 1 января максимальная ставка подоходного налога для одной комнаты в Минске составляла 32,5 рубля, но с Нового года выросла до 34,3 рубля. Все благодаря освеженному Налоговому кодексу. Это значит, что за каждую комнату, сдаваемую в центре Минска, арендодатель ежемесячно будет платить 34,3 рубля в казну. Ставки налога для более удаленных от центра квартир будут ниже, их вскоре установит городской совет депутатов.

Изменились ставки подоходного налога и для других городов Беларуси, а также прочих объектов недвижимости: гаражей, машино-мест, нежилых помещений.

В Беларуси постоянно повышают минимальный страховой стаж, который нужен для получения трудовой пенсии. К примеру, в 2013 году минимальный страховой стаж увеличился с 5 до 10 лет, в 2015-м — с 10 до 15, а с 2016-го начал повышаться каждый год на полгода. В 2020-м минимальный страховой стаж составляет 17,5 года, с 1 января 2021-го он увеличится на полгода до 18 лет. К 2025 году его намерены повысить до 20 лет.В страховой стаж входит только то время, когда вы работали и работодатель платил за вас страховые взносы в Фонд соцзащиты. К примеру, учеба в вузе и декретный отпуск не учитываются в этом стаже. Но с этого года входит служба в армии.
Белорусы, которые не выработали страховой стаж по новым правилам, попадают в «пенсионную ловушку» – они не могут претендовать на трудовую пенсию, им могут назначить только социальную: мужчинам — с 65 лет, женщинам — с 60 лет. Социальная пенсия составляет 129,06 рубля.
Сейчас чиновники решили ввести очередные изменения, связанные со страховым стажем.

С 1 января 2021 года те, у кого есть минимум 10 лет страхового стажа, смогут претендовать на трудовую пенсию по возрасту, которая составит 73% бюджета прожиточного минимума пенсионера. При определении размера такой пенсии будут учитывать только страховой стаж, поясняли ранее в Минтруда.
Сейчас БПМ для пенсионера составляет 195,15 рубля. То есть 73% от этой суммы — 142,46 рубля. Это почти на 10,4% больше, чем социальная пенсия.
Но, как и в случае с социальной пенсией, новую пенсию мужчины смогут получать с 65 лет, женщины — с 60 лет. При этом в 2019 году мужчины выходят на заслуженный отдых и получают трудовые пенсии по возрасту в 62 года, а женщины — в 57 лет. В 2021 году пенсионный возраст составит 62 года и 6 месяцев и 57 лет и 6 месяцев соответственно.
Если говорить про новый вид пенсий, то за каждый полный год страхового стажа сверх 10 лет пенсия будет дополнительно увеличиваться на 3%, но она не может быть более чем 100% от БПМ для пенсионера, уточняли ранее в Минтруда.
К примеру, женщине, которая родилась 15 января 1960 года и которая не выработала минимальный страховой стаж, с 15 января 2020-го назначили социальную пенсию по возрасту (при достижении 60 лет). В 2020 году необходимый страховой стаж — 17 лет 6 месяцев, у этой женщины — 14 лет. Но в 2021 году она сможет перейти на новый вид пенсии для работников с неполным страховым стажем. В ее случае размер трудовой пенсии составит 85% БПМ пенсионера — 165,88 рубля. То есть за каждый год страхового стажа сверх 10 лет ей назначат по дополнительных 3% БПМ для пенсионера (73% + 12% = 85% от БПМ для пенсионера).
Так как в 2021 году минимальный страховой стаж вырастет до 18 лет, то, соответственно, максимальный размер нового вида пенсии для работников с неполным страховым стажем с 1 января будет на уровне 183,44 рубля (94% от БПМ пенсионера). За 10 лет минимального страхового стажа — 73% от БПМ пенсионера, за остальные 7 лет стажа — еще плюс 21%.
В 2022 году минимальный страховой стаж будет уже 18,5 года, а максимальный размер нового вида пенсии для работников с неполным страховым стажем составит 97% от БПМ для пенсионера.
В 2023 году минимальный страховой стаж вырастет до 19 лет, а максимальный размер нового вида пенсии для работников с неполным страховым стажем составит 100% от БПМ для пенсионера.

У каждого пенсионера свое понимание того, какой должна быть жизнь после выхода на пенсию. Все более популярна в наши дни идея об активном долголетии. Кто-то хочет сосредоточиться на себе, научиться спортивной ходьбе, к примеру, и решает этим заняться. Другой человек продолжает активно участвовать в социальной жизни, сосредотачивается на социальной работе, активистской деятельности. Есть и те люди, которые любят отдыхать, готовы себе в этом честно признаться и отправляются в кругосветное путешествие.

На протяжении всех тех лет, когда приходится каждый день вставать по будильнику, идти на работу, многие люди ощущают нехватку времени и сил на повседневные обязанности, приятные мелочи. К примеру, на детей, внуков времени не хватает и именно после выхода на пенсию хочется посвятить себя этому. Психологи утверждают, что это результат неправильного распределения времени, постоянных стрессов. Стоит ли ждать пенсии? Работа действительно занимает треть суток. А это много и государство просто обязано человеку обеспечить достойную старость, пропорционально тем усилиям, которые он прилагал для этого.

В разных государствах система пенсионного обеспечения устроена по-разному. Многое решает экономическая ситуация в стране и в мире. Социальная среда, государство, государственные структуры были когда-то созданы для того, чтобы защитить жителей, позаботиться о людях пожилого возраста, детях, инвалидах. Естественно, что при пустой казне этого случиться не может. Но и пустой казна, если платятся налоги исправно, никогда не будет.

Пенсия – это льгота, мера социальной защиты. Её получают лица, которые в социальной защите нуждаются, не могут обеспечивать себя и не должны это делать. Помогают социально незащищённым категориям граждан не только государство, но и частные инвесторы, другие граждане на добровольных началах – благотворительные фонды, организации, благотворители. Но социальная инициатива – явление непостоянное. Сегодня она есть, завтра ее может не быть. Помощь, сопричастность существуют на добровольных началах. Гарантировать защиту в полной мере может лишь государство.

Пенсию платят:

  • в связи с достижением пенсионного возраста;
  • в связи с потерей кормильца;
  • в связи с инвалидностью;
  • за выслугу лет;
  • за особые заслуги перед государством.

Назначается льгота всегда с учетом индивидуальных особенностей ситуации, истории человека. Кому-то платят больше, а кому-то меньше. Чаще всего выплаты приблизительно одинаковые у всех людей с инвалидностью, например. Лишь группа имеет значение, может влиять. То же касается и людей, которым положена льгота в связи с выслугой лет. Она начисляется в соответствии с законами, расчет производится на общих основаниях, с учетом сферы, отрасли работы, временем выхода на пенсию.

Опять-таки, сумма выплат отличается у каждого человека, но не может быть меньше или превышать определенный лимит. Большая часть пенсионеров – это люди, получающие выплаты в связи с достижением пенсионного возраста. В 2021 году правила расчета пенсий этой категории изменились, притом значительно и в лучшую сторону. Чего следует ожидать теперь? Какие положены льготы пенсионерам по возрасту в Беларуси в 2021 году?

Для того чтобы рассчитать пенсию, сотрудники Пенсионного фонда изучают заработок последних 23 лет, фактический стаж. Каждый год цифра будет увеличиваться на 1 год, до тех пор, пока не приравняется к фактически имеющемуся стажу. Это, безусловно, справедливо, ведь кто-то проработал 30 лет, а кто-то – 23. Имеет значение не только продолжительность работы, но и вид деятельности. Так, если есть опыт предпринимательской деятельности, учитывается фактический доход. Когда речь идет о наемном труде, учитывается 40% средней заработной платы.

Какие положены льготы гражданину, если стаж минимален, 5 лет? Минимальная социальная дотация, на которую может рассчитывать гражданин в этом случае – 25% бюджета прожиточного минимума. Эта величина утверждается Министерством труда и социальной защиты Беларуси, в соответствии со ст. 23 Закона «О пенсионном обеспечении». Для расчетов берутся показатели бюджета за 2 последних квартала.

Предусмотрена доплата ко всем минимальным пенсиям. Составляет она 20% средней заработной платы. Прибавка начисляется тогда, когда размер средней заработной платы увеличивается. Таким образом, незащищенной категории граждан в республике нет. Каждый человек имеет право работать и получить льготы от государства, но с учетом опыта работы, личного жизненного опыта.

1. Указом предусмотрено, что в стаж работы для назначения трудовых пенсий засчитываются периоды отпуска по уходу за ребенком и ухода за детьми до достижения ими возраста 3 лет, но не более 12 лет в общей сложности.

Таким образом, максимальный период ухода за детьми, засчитываемый в общий стаж для целей пенсионного обеспечения, увеличен с 9 до 12 лет.

Соответственно, периоды, когда матери, родившие 4 и более детей, не работали в связи с уходом за малолетними детьми, будут засчитываться в общий стаж работы для назначения пенсии в пределах 12 лет (сейчас – в пределах 9 лет).

В Указе отмечено, что трудовые пенсии, назначенные до 1 января 2021 г., в связи с изменением стажа работы для назначения трудовой пенсии по предусмотренному основанию перерассчитываются.

Иными словами, норма Указа будет применяться не только при первичных назначениях пенсий женщинам, родившим 4 и более детей, но и к пенсиям, назначенным до 1.01.2021.

Пенсии будут перерасчитываться с 1-го числа месяца, следующего за тем, в котором женщина обратится за перерасчетом.

В органы по труду, занятости и социальной защите необходимо представить заявление и документы, подтверждающие рождение 4 и более детей и воспитание их до 3-летнего возраста (если таких документов нет в материалах пенсионного дела), пояснило Минтруда и соцзащиты.

2. Трудовая пенсия по возрасту женщинам, родившим 4 детей и воспитавшим их до 8-летнего возраста, назначается по достижении общеустановленного пенсионного возраста и при наличии стажа работы не менее 20 лет, в т.ч. не менее 10 лет стажа с уплатой страховых взносов в ФСЗН (далее – страховой стаж).

Таким образом, сокращается период страхового стажа для назначения трудовой пенсии по возрасту по достижении общеустановленного пенсионного возраста женщинам, родившим 4 детей и воспитавшим их до 8-летнего возраста, т.к. для назначения трудовой пенсии по возрасту на общих основаниях требуется наличие страхового стажа:

  • в 2021 г. – не менее 18 лет;
  • в 2022 г. – не менее 18 лет 6 месяцев;
  • в 2023 г. – не менее 19 лет;
  • в 2024 г. – не менее 19 лет 6 месяцев;
  • в 2025 г. – не менее 20 лет.

Расширен круг ее получателей.

Трудовая пенсия по случаю потери кормильца одному из родителей или супругу (супруге) либо деду, бабке, брату или сестре умершего кормильца, занятым уходом за детьми, братьями, сестрами либо внуками умершего кормильца, не достигшими 3 лет, назначается в случаях, когда они:

– находятся в отпуске по уходу за ребенком (братом, сестрой, внуком) умершего кормильца до достижения им возраста 3 лет по основной работе и работе по совместительству и не выполняют работу по гражданско-правовому договору, не являются ИП, нотариусами, адвокатами, не осуществляют виды ремесленной деятельности;

– являются ИП, нотариусами, адвокатами, осуществляют виды ремесленной деятельности, но приостановили соответствующую деятельность в связи с уходом за ребенком (братом, сестрой, внуком) умершего кормильца в возрасте до 3 лет.

Пенсия по случаю потери кормильца назначается также при названных выше условиях бывшему супругу (бывшей супруге) умершего кормильца, не вступившим в новый брак.

В июне этого года Исследовательский центр ИПМ и BEROC провели дискуссии в десяти фокус-группах, чтобы узнать отношение белорусов к системе соцзащиты в целом и пенсионной системе в частности. Среди прочего респондентам предложили обсудить и пенсионные льготы — как уже существующие, так и желаемые.

— Что интересно, в основном люди считают, что льгот у белорусских пенсионеров больше, хотя на самом деле их очень мало, — отмечает Александр Чубрик, директор исследовательского центра ИПМ. — Например, многие участники фокус-групп были уверены, что в Беларуси для пенсионеров есть скидки на лекарства, но по факту такой льготы не существует. Скидки на лекарства могут предоставляться отдельным категориям пенсионеров, например инвалидам, или их могут вводить отдельные аптеки по собственной инициативе. Но льгот на покупку лекарств для всех пенсионеров и на уровне государства у нас нет.

Среди желаемых льгот для пенсионеров участники фокус-групп называли в первую очередь как раз скидки на лекарства и на проезд в общественном транспорте (это в первую очередь актуально для жителей Минска). Но звучало и другое мнение: если размер пенсий будет достаточным, можно было бы обойтись вообще без льгот.

— Такую идею в дискуссиях люди высказывали достаточно часто, задаваясь вопросом: почему человек, который всю жизнь работал, должен получать какие-то льготы? У него должна быть пенсия, достаточная для того, чтобы нормально жить без всяких льгот и не идти с протянутой рукой к государству, — комментирует Александр Чубрик.

Сам эксперт считает, что льготы для пенсионеров в целом могут быть оправданны, но только в том случае, когда они действительно ведут к снижению рисков бедности.

— Льготы не берутся из ниоткуда, их оплачивают налогоплательщики. Поэтому всегда нужно ставить вопрос о том, насколько эти льготы эффективны, — объясняет Александр Чубрик. — В основном пенсионеры — это довольно однородная группа, потому что уровень пенсий примерно одинаковый, если не принимать в расчет бывших военных или госслужащих. А это означает, что в большинстве своем пенсионеры подвержены одним и тем же рискам. С учетом однородности группы какие-то льготы могли бы быть оправданны, если они действительно хорошо таргетированы и ведут к снижению рисков бедности и уязвимости. Но нужно понимать, что именно могло бы иметь смысл, в том числе прислушаться к мнению людей.

Академический директор исследовательского центра BEROC Катерина Борнукова считает, что «в идеале льгот для пенсионеров быть не должно, потому что в любой льготе уже заложена определенная несправедливость».

— Рассмотрим в качестве примера льготы на проезд в общественном транспорте. Есть пенсионер, который везде ходит пешком, и ему эта льгота вообще не нужна. А есть другой пенсионер, который каждый день ездит через весь город к внукам, в поликлинику, на рынок или к друзьям. Он пользуется этой льготой намного больше. Кроме того, проезд в транспорте — это льгота, которая нацелена в первую очередь на городских пенсионеров. Возможно, им поддержка действительно нужна больше, но мы этого не знаем. Вся эта ситуация — яркая иллюстрация того, что льготы распеределяются очень неравномерно и не всем приносят одинаковую пользу, а это не совсем справедливо, — объясняет Катерина Борнукова.

По этой причине в России пошли по пути монетизации льгот, говорит эксперт.

— Например, раньше в России пенсионерам предоставляли бесплатный проезд в общественном транспорте, который обходился бюджету в условные 15 рублей в месяц. Если кому-то эта льгота не нужна, он может получить эти дополнительные 15 рублей в пенсию. Тогда каждый сможет их потратить на то, что ему нужнее: кто-то купит еды, кто-то лекарства, кто-то одежду. Правительство не может знать, что именно нужно людям, а так эти деньги будут потрачены более эффективно.

Поэтому, говорит Катерина Борнукова, если в бюджете появляются лишние деньги, их лучше направить на повышение самих пенсий, а не на расширение льгот.

— И за то, и за другое в любом случае заплатит бюджет, просто из разных карманов. С учетом того, что каждый человек сам понимает, на что ему потратить деньги, лучше идти по пути увеличения пенсий, что правительство и делает при любой возможности, — говорит Катерина Борнукова.

Вместе с тем эксперты сходятся во мнении, что некоторые льготы для пенсионеров могли бы быть целесообразнее. В первую очередь речь идет о той самой скидке на покупку лекарств, в пользу которой высказывались и сами белорусы.

— Участники наших фокус-групп говорили, что если бы для пенсионеров существовали скидки на покупку лекарств, то и нынешнего размера пенсий более-менее хватало бы на жизнь. Даже коммунальные услуги не вызывали столько беспокойства, как расходы на здравоохранение, — отмечает Александр Чубрик. — Все участники дискуссий были согласны с тем, что для пенсионера лечение может оказаться очень серьезной статьей расходов, которая практически сразу ставит человека на грань бедности. При этом для того, чтобы столкнуться с финансовыми трудностями при покупке необходимого комплекта лекарств, вовсе не обязательно быть инвалидом. С учетом этого было бы хорошо, если бы проблемы со здоровьем не становились для пенсионеров еще и серьезной финансовой проблемой.

Катерина Борнукова добавляет, что потребности, связанные с лечением и здоровьем, у всех разные. Это вызывает неравенство в расходах, которое «хорошо бы было попытаться нивелировать».

— На мой взгляд, наиболее остро проблема стоит для людей с различными хроническими заболеваниями, которым постоянно приходится принимать какие-то препараты: скажем, сахарным диабетом или той же артериальной гипертензией. Расходы на них могут занимать значительную долю в бюджете пенсионера. При этом в целом для пенсионеров расходы на здравоохранение более актуальны, чем для других возрастных групп, — объясняет Катерина Борнукова. — Поэтому, возможно, тут могло бы вступить государство и хотя бы частично компенсировать расходы по этим статьям.

Еще одна возможная льгота, которую предлагает Катерина Борнукова, — это освобождение работающих пенсионеров от уплаты взносов в Фонд соцзащиты. Сейчас работающие пенсионеры могут получить прибавку к будущей пенсии только в том случае, если они откажутся от пенсии на время работы. Если же пенсионер решит получать и зарплату, и пенсию, то дополнительный стаж не повлияет на размер будущей пенсии, даже несмотря на то, что работающий пенсионер продолжит платить взносы в ФСЗН.

— Возможно, освобождение пенсионеров от уплаты страховых взносов стимулировало бы людей дольше работать, и это в целом было бы более справедливо, — говорит Катерина Борнукова.

Александр Чубрик добавляет, что неплохой «льготой» для пенсионеров была бы возможность трудоустройства в комфортном для себя режиме.

— Даже с учетом повышения пенсионного возраста многие пенсионеры все равно рассматривают возможность продолжения работы на пенсии, в том числе для того, чтобы избежать резкого падения уровня потребления. Поэтому, на мой взгляд, стоило бы задуматься о каких-то возможностях для них получать дополнительное образование, продумать систему гибкой занятости. Но это уже вопросы не столько пенсионного обеспечения, сколько рынка труда в целом, — говорит Александр Чубрик.

Изменения в назначении пенсий отдельных категорий граждан с 1 января 2021 года

Россия: скидки на транспорт и авиабилеты и возможность выйти на пенсию на полгода раньше

Федеральные льготы для российских пенсионеров очень похожи на те, что есть в Беларуси. Это освобождение от налога на недвижимость и землю, а также от подоходного налога на материальную помощь и подарки от бывших работодателей, скидки и субсидии на оплату коммуналки. Но при этом у жителей разных регионов могут быть свои локальные пенсионные льготы. Например, московские пенсионеры могут бесплатно ездить в городском транспорте, бесплатно заказывать и ремонтировать зубные протезы, а также получать путевки на санаторно-курортное лечение. А пенсионерам, живущим на Дальнем Востоке, положены субсидированные государством авиабилеты по определенным маршрутам. При этом российские пенсионеры могут монетизировать льготы — то есть получить вместо них ту сумму, которая заложена на эту льготу в бюджете.

Кроме того, с 2019 года в России тоже начали повышать пенсионный возраст. Он будет увеличиваться на полгода каждый год до тех пор, пока не достигнет 65 лет для мужчин и 60 — для женщин. Но при этом для тех, кто по старым правилам в ближайшее время должен был стать пенсионером, тоже ввели некоторые льготы. Во-первых, те, кто должен был выйти на пенсию в ближайшие два года, получили возможность оформить пенсию на шесть месяцев раньше своего нового пенсионного возраста. Во-вторых, некоторые федеральные и региональные пенсионные льготы (например, по налогу на недвижимость и землю, бесплатный проезд, скидку на лекарства и так далее) будут действовать по старому пенсионному возрасту — с 60 лет для мужчин и 55 для женщин.

В-третьих, люди в предпенсионном возрасте (ими в России считаются те, кому осталось пять лет до выхода на пенсию) ежегодно могут брать два дополнительных оплачиваемых выходных дня на прохождение диспансеризации. И в-четвертых, за увольнение или отказ брать на работу человека в предпенсионном возрасте грозит административная и даже уголовная ответственность. В Беларуси похожая льгота для предпенсионеров тоже есть: предприятия не могут уволить человека, которому до выхода на пенсию осталось два года (если он, конечно, не нарушает трудовую дисциплину).

Украина: бесплатный проезд и скидки на коммуналку

Льгота, которая есть у всех украинских пенсионеров, — это бесплатный проезд в городском транспорте. Кроме того, пенсионеры старше 60 лет могут обменять жилье на то, что будет расположено ближе к их родственникам. Другие льготы положены только отдельным категориям пенсионеров. Например, так называемые дети войны (те, кто родился в 1945 году или раньше) могут получить 25%-ную скидку на оплату коммуналки, а ветераны труда (мужчины с трудовым стажем минимум 40 лет и женщины с трудовым стажем минимум 35 лет) освобождаются от земельного налога, могут бесплатно сделать зубное протезирование или получить путевку в санаторий.

К слову, сейчас в Украине рассматривают предложение президента Владимира Зеленского полностью освободить малообеспеченных пенсионеров старше 70 лет от оплаты коммуналки.

Польша: скидки на проезд и бесплатные лекарства

Льгота на проезд появляется у польских пенсионеров начиная с 65 лет. Конкретный размер скидки зависит от региона, но в среднем это около 50%. Также начиная с 75 лет поляки могут не платить за кабельное телевидение и радио. А еще начиная с 75 лет польские пенсионеры имеют право бесплатно получать лекарства, включенные в составленный правительством список. По данным Минздрава Польши, в 2018 году пенсионерам было выдано 40 миллионов упаковок бесплатных лекарств.

Информация подготовлена редакцией портала TUT.BY

Первое что следует понимать – эти льготы оформляются внутренним приказом по организациям, которые их предоставляют.

Закон не требует от поставщиков товаров и услуг (кроме перечисленных выше) особых условий для пенсионеров. Потому если в одном магазине или медицинском центре есть скидки, то это не дает права требовать их в другом подобном месте.

  1. Ушла в прошлое льгота в отношении уплаты налоговых отчислений по процентам, касающимся депозитных вкладов.
  2. Теперь налог с выигрышей при участии в лотереях пенсионеры тоже должны оплачивать. Посчастливилось – одари счастьем государство, денег никогда много не бывает.
  3. Стоимость потребления газа и электроэнергии включает НДС. НДС – странный налог, который, по сути, не имеет под собой реального основания. Юристы давно указывают на его необоснованность, но законодатели не собираются отменять его, ведь НДС облагают все товары и услуги, это – одна из основных статей наполнения казны.
  4. В 2021 году пенсионеров обязали вносить отчисления по транспортному налогу, и совсем не важно, какая мощность двигателя, имеешь в собственности подержанный жигуль – будь добр, плати.
  5. Если раньше пенсионеры имели право заплатить за госпошлину при прохождении технического осмотра родной железной лошадки только 50% от первичной стоимости, то в 2021 году льгота для них больше не действует. Итого оплата за услуги СТО составит не 720 000 рублей, а 1 400 000 рублей, что ощутимо бьет по карману пожилых белорусов.

Народная избранница Наталья Гуйвик даже оперировала примером близких, якобы ее 60-летние родственники не собираются сидеть сложа руки и бездельничать, поэтому продолжают трудиться, ездят на автомобилях и даже путешествуют.

В разных государствах система пенсионного обеспечения устроена по-разному. Многое решает экономическая ситуация в стране и в мире. Социальная среда, государство, государственные структуры были когда-то созданы для того, чтобы защитить жителей, позаботиться о людях пожилого возраста, детях, инвалидах. Естественно, что при пустой казне этого случиться не может. Но и пустой казна, если платятся налоги исправно, никогда не будет.

Какие положены льготы гражданину, если стаж минимален, 5 лет? Минимальная социальная дотация, на которую может рассчитывать гражданин в этом случае – 25% бюджета прожиточного минимума. Эта величина утверждается Министерством труда и социальной защиты Беларуси, в соответствии со ст. 23 Закона «О пенсионном обеспечении». Для расчетов берутся показатели бюджета за 2 последних квартала.

Законом О государственных социальных льготах, правах и гарантиях для отдельных категорий граждан определены правовые, экономические и организационные основы предоставления отдельным категориям граждан государственных социальных льгот, прав и гарантий, в том числе льгот на бесплатный проезд на всех видах городского пассажирского транспорта. Основанием для предоставления государственных социальных льгот, в том числе и бесплатного проезда в городском пассажирском транспорте, является наличие у граждан оригиналов удостоверений установленного образца.

3.Это простое отмывание денег государства! они (верхушка) списывают государственные деньги на свои нужды, уж поверте! посему сейчас пенсионеры, участники ВОВ почти все вымерли, теперь у нас десть «дети войны», ничего, скоро внуки войны появятся.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *