Как выбрать подходящую систему налогообложения в 2023 году
Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Как выбрать подходящую систему налогообложения в 2023 году». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.
Законодательством российской Федерации установлены определенные условия, согласно которым любая коммерческая компания должна производить взносы в указанный период. Параллельно она обязана вести соответствующую отчетность. Число подготавливаемых отчетов и объем вносимых денег разнятся в зависимости от плана налогообложения, задействованного в работе организации.
УСН — это льготный режим, предназначенный для работы представителей малого и среднего бизнеса. Чтобы перейти на него, предстоит еще в момент регистрации юридического лица обратиться в ИФНС или УФНС для постановки на особый учет. При упрощенке необходимо оплачивать только один вид начислений и формировать отчетную документацию раз в 12 месяцев.
Выясняя, какой налог надо платить за ООО с прибыли в год, сколько придется потратить на осуществление официальной деятельности, важно помнить о ряде ограничений данной схемы. Применять ее не могут:
- банковские, страховые компании, нотариальные конторы, инвестиционные фонды и т.п.;
- организации, имеющие филиалы в других населенных пунктах;
- предприятия с численностью работников более 100 человек;
- объединения с годовым доходом свыше 150.000.000 рублей;
- при остаточной стоимости базовых средств больше 150 млн руб.;
- если доля других участников (юридических лиц) составляет 25%.
Ведение документооборота, а также многих производственных, складских и иных рутинных операций может стать проще, если использовать в работе эффективное ПО. «Клеверенс» предлагает готовые решения для бизнеса, которые помогут оптимизировать рабочие процессы.
Другие начисления и сборы
Кроме того, общество с ограниченной ответственностью может осуществлять деятельность, согласно которой предполагается внесение специальных платежей (за лицензии или разрешения). Дополнительные средства уплачиваются наряду с обязательным внесением платы по выбранной налоговой схеме.
Основные взносы |
На изготовление и продажу подакцизных изделий |
На транспорт |
|
Землю |
|
Воду |
|
Игорный бизнес |
|
Полезные ископаемые |
|
Добавочные сборы |
Применение водных ресурсов |
Задействование животных |
|
Недра |
Чтобы правильно определиться с системой налогообложения, надо учитывать следующие моменты:
- вид деятельности в соответствии с определенными кодами ОКВЭД;
- форма ведения предпринимательской деятельности с организационно-правовой точки зрения, например, это может быть ООО или ИП;
- количество сотрудников, числящихся в штате;
- стоимость имущества, находящегося на балансе предприятия и используемого для достижения целей компании;
- величина прибыли;
- системы налогообложения, применяемые покупателями и ключевыми поставщиками;
- деятельность, связанная с операциями экспорта и импорта;
- нюансы налоговых режимов на уровне региона и др.
Рассмотрим пример с предприятием, занимающимся розничной реализацией свежей выпечки с помощью собственного магазина. Начальные характеристики торговой точки этого вида следующие:
- прогноз товарооборота – 700 000 руб./мес. без учета НДС;
- ожидаемые расходы, связанные с приобретением продукции, арендой, заработной платой и др. – 400 000 руб./мес.;
- общая площадь зала, используемого для торговли, – 40 м2;
- штат сотрудников на условиях найма – 3 человека;
- страховые взносы, уплачиваемые в соответствии с количеством трудоустроенных людей, – 9 000 руб./мес.
По сути, выбор у юридического лица невелик. Если он не имеет дело с сельхозтоварами, он может работать на общем налоговом режиме или упрощенке. Безусловно, УСН ― наиболее выгодная, а потому и самая распространенная система налогообложения. Но, к сожалению, условия работы далеко не каждой организации дают право применить этот режим.
Если ООО в 2021 г. занимается несколькими видами деятельности, которые подходят под разные системы налогообложения, режимы можно совмещать. Но есть нюансы. Совмещать можно спецрежимы, но не ОСНО с УСН, так как оба режима распространяются на всю деятельность (являются базовыми).
Вне зависимости от налоговой системы, полученного дохода или выручки все ООО платят:
-
НДФЛ и страховые взносы;
-
НДС;
-
«налоги на собственность»: транспортный, земельный, налог на имущество;
-
специальные налоги, определяемые спецификой бизнеса: акцизы, сборы за загрязнение окружающей среды.
Просчитываем выгодные варианты
Выбрав упрощенку как подходящую для ООО систему налогообложения, необходимо определить, какой из объектов для обложения этим налогом окажется более подходящим: доходы или разница между доходами и расходами. Такую возможность выбора предусматривает ст. 346.14 НК РФ.
Обложение этих двух объектов осуществляется по разным ставкам. В общем случае для доходов ставка составляет 6%, а для разницы между доходами и расходами — 15%. Однако УСН — это налог, подчиняющийся не только положениям НК РФ, но и правилам, устанавливаемым регионами. Регионам же дано право понижать ставки в зависимости от категорий налогоплательщиков, устанавливая их в пределах 1–6% для доходов и 5–15% для разницы между доходами и расходами, а в определенных случаях снижать их до более низких значений и даже до 0% (ст. 346.20 НК РФ).
Для решения вопроса о том, какой объект выбрать, придется проанализировать состав и структуру доходов и расходов и произвести некоторые математические вычисления. Поясним это на примере.
ООО получает в год 10 000 000 руб. дохода и несет расходы в размере 25% от получаемых доходов (на аренду офиса, услуги связи и др.). Посчитаем величину упрощенного налога исходя из того, что пониженные ставки в регионе не установлены:
- доходы (6%): 10 000 000 × 6 / 100 = 600 000 руб.
- доходы минус расходы (15%): (10 000 000 – 0,25 × 10 000 000) × 15 / 100 = 1 125 000 руб.
Из примера видно, что ООО выгоднее применять УСН «доходы».
Для компаний, имеющих иную структуру доходов и расходов, выбор будет сложнее. Придется проанализировать все расходы и сравнить их с допустимыми видами «упрощенных» расходов, список которых приводится в ст. 346.16 НК РФ. Если большая часть расходов ООО укладывается в этот перечень, необходимо рассчитать и сравнить величину потенциального упрощенного налога, учитывая при этом величину ставок, действующих в регионе.
Продолжим пример: при 75%-ной доле расходов от суммы доходов налог составит:
- доходы (6%): 10 000 000 × 6 / 100 = 600 000 руб.;
- доходы минус расходы (15%): (10 000 000 — 0,75 × 10 000 000) × 15 / 100 = 375 000 руб.
В этом случае налоговая нагрузка при УСН (15%) практически в 2 раза ниже, чем при УСН (6%). Если ООО решит остановиться на упрощенке с базой расчета налога «доходы минус расходы», ему надо быть готовым к «сюрпризам» налогового законодательства — об этом речь пойдет в следующем разделе.
Доходы, которые участвуют в расчёте налога
Доходы для этой цели делятся на две группы: от реализации и внереализационные. Доходы от реализации организация получает следующим образом (статья 249 НК РФ):
- от продажи своих товаров, работ, услуг, имущественных прав;
- перепродавая ранее приобретенные товары.
Все прочие доходы считаются внереализационными. Это, например, доходы от долевого участия в других компаниях, от сдачи имущества в аренду, проценты по вкладам и другие.
Налогом облагается не вся прибыль — список исключений приводится в статье 251 НК РФ. Он исчерпывающий, то есть, если какого-то вида доходов в этой статье нет, значит, он облагается. Необлагаемых доходов довольно много, вот лишь некоторые:
- предоплата;
- имущество, которое получено в виде залога или задатка;
- кредитные и заёмные средства;
- всё, что передано в виде вклада в уставный или складочный капитал.
Налоговые режимы для малого бизнеса
Кроме основного или общего режима, существуют льготные системы налогообложения для ООО. Если организация выбирает такой льготный режим, то ее налоговая нагрузка, по сравнению с общей системой налогообложения, может быть снижена в десятки раз.
☑ Чтобы платить налоги по минимуму, надо соблюдать целый ряд условий, поэтому налоговая оптимизация доступна, к сожалению, не всем фирмам. Если эти условия и ограничения не соблюдаются, то у организации нет другого выбора, кроме как работать на общей системе налогообложения. |
Тенденции развития отечественной системы налогообложения
Система налогообложения в России с 1991 года претерпела радикальную перестройку. При социалистической плановой экономике налоговая система не играла важной роли в наполнении бюджета и регулировании экономических процессов. В шестидесятые годы в СССР была предпринята попытка снизить налоги с заработной платы рабочих и служащих вплоть до полной отмены.
«В период существования в России социалистической экономики было распространено мнение, что налоги с населения, и прежде всего подоходный налог с рабочих и служащих, не имеют политической и социальной почвы и не слишком важны как источник бюджета. На самых разных уровнях предлагалось ограничиться взиманием в бюджет платежей с доходов организаций».11
В 1991 году была учреждена Государственная налоговая служба России и сформировалась новая законодательная база по налогам и сборам. В 1998 году усиление роли налоговой службы в стране ознаменовалось созданием Министерства по налогам и сборам РФ.
В это время начался второй этап реформирования налоговой системы с учетом развития малого бизнеса в стране. Были разработаны специальные налоговые режимы: упрощенная система налогообложения, система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход. Результат налоговых реформ 1998–2004 годов предпринимательское сообщество считает наилучшим вариантом налоговой системы. Однако в последующие годы в налоговое законодательство были внесены дополнения и изменения, которые, по мнению предпринимателей, значительно повысили налоговую нагрузку на малый бизнес. Предприятия на упрощенной системе налогообложения обязали платить налог на имущество, повысили тарифы страховых взносов в социальные фонды, ввели торговые сборы, систему транспортных сборов «Платон», в худшую сторону изменилась система кадастровой оценки недвижимости, от которой зависят ставки налога на имущество и арендные ставки.
Реформирование налоговой системы является постоянной темой энергичных дискуссий в обществе и в СМИ. И власти, и бизнес-сообщество, и общественные деятели сходятся в том, что от изменения существующей налоговой системы во многом зависит успех экономических преобразований в стране.
Основные направления налоговой политики на 2017–2019 годы разработаны Министерством финансов РФ и утверждены федеральным законом. В послании к Федеральному Собранию 1 декабря 2016 года Президент России Владимир Путин указал, что основная цель перемен в области налоговой политики – стимулировать активность участников деловой сферы. А Министерство финансов РФ определило приоритетной задачей налоговой реформы достижение стабильного и предсказуемого уровня налоговой нагрузки.
Министр финансов Российской Федерации Антон Силуанов обозначил первоочередной задачей повышение собираемости налогов, вывод из тени доходов населения и бизнеса. Добиться этого предполагают стимулирующими мерами – за счет снижения фискальной нагрузки на фонд оплаты труда. Как показывает практика прошлых лет, эта мера производит ощутимый эффект: после снижения в 2005 году базовой ставки единого социального налога с 35,6 % до 26 % было отмечено значительное снижение доли теневой экономики. Инструментом борьбы с теневым сектором экономики должно стать расширение сферы применения безналичных расчетов и усиление надзора за использованием контрольно-кассовой техники в розничной сфере и в сфере онлайн-платежей.
Одной из ключевых задач по реформированию существующей налоговой системы станет ее упорядочивание. В частности, правительству поручено создать реестр неналоговых платежей и выработать единые подходы к ним, упорядочить существующие фискальные льготы, сделать их адресными, отказаться от неэффективных инструментов.
Для стимулирования деятельности малого и среднего бизнеса планируется оптимизировать государственное регулирование: упростить налоговое администрирование, сократить налоговую и статистическую отчетность и систематизировать различные платежи в казну.
Также планируется совершенствовать систему налогообложения добычи нефти и порядок налогообложения НДС.
НДС и налог на сделки с ценными бумагами
Налогообложение юр. лиц часто включает в себя такой вид, как НДС – это один из косвенных платежей. Он взимается на всех без исключения стадиях производства и продажи товаров. Сегодня ставка по НДС равна 18 %. Она применяется по умолчанию, если сделка не входит в законодательный перечень тех, что облагаются 10 % или вовсе не подлежит начислению процентов на добавленную стоимость.
Налог на операции с ценными бумагами оплачивается при эмиссии. Плательщиками выступают эмитенты этих бумаг, а объект – номинальная стоимость выпуска, которую заявил сам эмитент.
В этом случае платеж в бюджет осуществляется вместе с предоставлением всех документов, регистрируя эмиссию.
Отличия налогообложения ООО и ИП
При наличии всего одного учредителя выбор формы хозяйственной деятельности может колебаться между юридическим лицом «ООО» или физическим лицом ИП. Системы, по которым обкладываются налогами эти две формы деятельности, имеют ряд сходных черт и ряд различий.
К ним применимы следующие режимы начисления и уплаты налогов:
- традиционная (общая) система (ОСН);
- «упрощенка» (УСН);
- единый налог на вмененный доход (ЕНВД);
- единый сельскохозяйственный налог (ЕСХН);
При традиционной системе уплаты и начисления налогов обе рассматриваемые формы предприятий обязаны заплатить ряд следующих налогов:
- налог на добавленную стоимость, то есть НДС, который составляет 18 % от общего дохода (доход организация получает уже с момента отгрузки товара или предоставления услуги, а не с момента получения денег за этот товар или услугу);
- налог на недвижимое имущество, который составляет 2,2% от стоимости имущества;
- 30% получает фонд оплаты труда; этот процент начисляется на вознаграждения за работу сотрудников предприятия (ИП без наемных работников не платит этот налог);
Как рассчитать налог на коммерческую недвижимость?
Налог на недвижимое имущество рассчитывается исходя из его кадастровой стоимости. Это касается всех объектов, кроме тех, по которым налог должен вычисляться, исходя из среднегодовой стоимости. Как правило, такая категория объектов является скорее исключением. Понять, что именно и к какой группе относится, можно, если тщательно изучать региональное законодательство по данному поводу. Нередко исключения устанавливаются именно на уровне субъектов РФ. Кроме того, региональное законодательство позволяет определить конкретную ставку.
Важно: расчёт налога на основании среднегодовой стоимости возможен в отдельных случаях только в отношении коммерческой недвижимости, которая принадлежит организациям. Налог на недвижимость физических лиц всегда рассчитывается исходя из кадастровой стоимости.
Что нужно знать о среднегодовой стоимости объекта? В данном случае вычисления проводятся следующим образом:
- Нужно узнать изначальную стоимость объекта (по документам).
- Принять во внимание начисленную амортизацию.
- Вычесть из первого второе. Так вы получите среднегодовую стоимость, на которую можно ориентироваться.
Кадастровая стоимость используется в качестве базы всегда для таких объектов, как:
- торговые комплексы и любые помещения, которые относятся к таким сооружениям;
- торговые точки;
- офисы;
- административные здания.
Какие налоги неоходимо оплачивать с доходов от коммерческой недвижимости?
Учтите, что налог на коммерческую недвижимость придётся платить вне зависимости от того, используете ли вы её или нет. Именно поэтому при покупке подобной собственности нужно очень хорошо рассчитать будущие схемы получения дохода. Иначе вы получите дополнительные убытки.
Но когда вы наладите поступление прибыли с такого объекта, вам придётся выплачивать налог и с неё. И здесь всё зависит от того, в каком качестве выступает собственник.
Физические лица могут выплачивать налоги с коммерческой недвижимости по следующим ставкам:
- 13% — это если речь идёт об НДФЛ. То есть в данном случае собственник просто выступает как физическое лицо, которое получает доход от распоряжения своим имуществом. Ему достаточно будет указывать источник таких поступлений в ежегодной декларации и всё;
- 6% с дохода или 15% с оборота, если физическое лицо зарегистрируется в качестве ИП. Ставка в данном случае уменьшается. Но нужно учесть, что ИП ещё придётся платить обязательные годовые взносы за себя;
- 4% при поступлении дохода от физических лиц и 6% при поступлении дохода от юридических лиц, если физлицо зарегистрируется в налоговой в статусе самозанятого. Это самый выгодный вариант по ставкам на сегодня. Дополнительные взносы не требуются.
У юридических лиц картина будет другой. Она напрямую зависит от того, какую систему налогообложения выберет организация:
- 6% с получаемого дохода или 15% с оборота, если компания находится на УСН;
- 20% — с дохода, если фирма выбрала общий режим налогообложения (ОСНО).
Упрощенная система налогообложения для юридических лиц
Данные приведены с учетом изменений в НК РБ с 01.01.2022.
Можно применять с момента создания компании (если средняя численность составляет не более 50 человек) либо перейти на нее со следующего года. В течение года перейти на УСН нельзя.
На УСН с нового года вправе перейти только те субъекты хозяйствования, у которых в течение первых 9 месяцев текущего года:
- численность работников составляет не более 50 человек в среднем;
- размер валовой выручки нарастающим итогом составляет не более 1 612 500,00 белорусских рублей.
Применение УСН (если вы выбрали эту систему налогообложения с момента гос. регистрации либо с нового года) плательщиками прекращается с месяца, следующего за отчетным периодом, в котором:
- численность работников организации в среднем с начала года по отчетный период включительно превысила 50 человек.
- валовая выручка организаций и индивидуальных предпринимателей нарастающим итогом в течение календарного года превысила соответственно 2 150 000 белорусских рублей.
Не вправе применять УСН:
-
организации:
- производящие подакцизные товары;
- реализующие ювелирные и другие бытовые изделия из драгоценных металлов и драгоценных камней.
- реализующие имущественные права на средства индивидуализации участников гражданского оборота, товаров, работ или услуг (фирменные наименования, товарные знаки и знаки обслуживания, географические указания и другое);
- являющиеся резидентами свободных экономических зон, специального туристско-рекреационного парка «Августовский канал», Парка высоких технологий, Китайско-Белорусского индустриального парка «Индустриальный парк «Великий камень»;
- предоставляющие в аренду (финансовую аренду (лизинг)), иное возмездное или безвозмездное пользование капитальные строения, их части, машино-места, не находящиеся у них на праве собственности, хозяйственного ведения, оперативного управления;
- являющиеся участниками договора простого товарищества (договора о совместной деятельности);
- осуществляющие деятельность с цифровыми знаками (токенами) по их приобретению (добыче, получению), отчуждению (передаче, размещению, использованию), иные чем отчуждение (приобретение) цифровых знаков (токенов) за белорусские рубли, иностранную валюту, электронные деньги и обмен их на иные цифровые знаки (токены);
- организации, осуществляющие: лотерейную деятельность; деятельность по организации и проведению электронных интерактивных игр; деятельность в сфере игорного бизнеса; риэлтерскую деятельность; страховую деятельность; банковскую деятельность (банки);
-
организации, являющиеся:
- профессиональными участниками рынка ценных бумаг;
- участниками холдинга;
- микрофинансовыми организациями;
- инвестиционными фондами, специализированными депозитариями инвестиционного фонда, управляющими организациями инвестиционного фонда.
- плательщиками единого налога для производителей сельскохозяйственной продукции.
Кроме того, не могут применять УСН унитарные предприятия, собственником имущества которых является юридическое лицо (за исключением некоммерческой организации Республики Беларусь), а также коммерческие организации, более 25% акций которых принадлежат одной или нескольким организациям.