Что значит снят с кадастрового учета
Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Что значит снят с кадастрового учета». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.
Становиться собственниками участка — дело добровольное. На общем собрании жильцы коллективно решают, нужны ли им дополнительные заботы или лучше оставить их на совести местных властей. Ведь, как и в любом деле, здесь есть плюсы и минусы.
Какие плюсы и минусы дает контроль над придомовой территорией
Преимущества в том, что собственники контролируют, какие объекты могут быть на территории, а какие нет: кафе и винные магазины теперь без ведома жильцов в доме не откроют. Также они сами могут решать, как благоустроить территорию, какие детские и спортивные площадки поставить, установить ли шлагбаум, сколько выделить мест под парковку. Жильцы даже могут сдавать в аренду объекты и землю во дворе. То есть это своего рода инвестиция в собственное жилье — при продаже квартиры она будет оцениваться выше. А если дом признают аварийным, то при назначении компенсации жильцам выплатят не только за квартиры, но и за придомовой участок.
Основания для снятия участка с учета
Снятие земельного участка (ЗУ) с кадастрового учета (КУ) подразумевает изменение и частичное удаление из официальной единой базы России актуальных сведений о нем. Чтобы произвести снятие земельного участка с кадастрового учета, нужны основания, так как без веских причин сведения, внесенные в реестр, удаляться не будут. В таблице ниже мы выясним, что это за причины:
Основания для снятия ЗУ с КУ |
|
1 |
Инициатива владельца (например, участок снят с учета при разделе земель и пр.). |
2 |
Исключение из ЕГРН временных сведений о ЗУ. |
3 |
Другие основания, предусмотренные законом. |
КС РФ признал не соответствующими Конституции РФ часть 3 статьи 16 ФЗ 189 в той мере, в какой она препятствует собственнику помещения в многоквартирном доме, не уполномоченному на то общим собранием собственников помещений в данном доме, обратиться с заявлением о формировании земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом.
«…Предусмотрев в части 3 статьи 16 Федерального закона «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации», что в случае если земельный участок, на котором расположен многоквартирный дом, не был сформирован до 1 марта 2005 года, любое уполномоченное общим собранием собственников помещений в этом доме лицо вправе обратиться в органы государственной власти или органы местного самоуправления с заявлением о формировании такого земельного участка, федеральный законодатель преследовал цель обеспечить предоставление собственникам помещений в многоквартирном доме права собственности на общее имущество в этом доме, включая земельный участок, предусмотренного частью 1 статьи 36 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Между тем в силу различий в статусе жилых и нежилых помещений в многоквартирном доме и обусловленных этим различий интересов собственников соответствующих помещений, при том, что все они фактически пользуются земельным участком, на котором расположен такой дом, принятие общим собранием решения становится практически невозможным. В рамках действующего правового регулирования это означает, сохранение на неопределенное время различного правового режима земельных участков под такими домами и нарушение одного из основных принципов земельного законодательства, единства судьбы земельных участков и прочно связанных с ними объектов.
Кроме того, собственники помещений (как жилых, так и нежилых) в многоквартирном доме, земельный участок под которым не сформирован, не несут связанное с использованием земельного участка налоговое бремя, хотя, как показывает правоприменительная практика, в некоторых случаях собственники нежилых помещений вынуждены уплачивать арендную плату за пользование этим земельным участком.
Следовательно, вытекающая из части 3 статьи 16 Федерального закона «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации» зависимость формирования земельного участка под многоквартирным домом (и, следовательно, перехода его в общую долевую собственность) от решения, принимаемого общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме, ведет к нарушению защищаемых статьями 35 и 36 Конституции Российской Федерации прав собственников, а также к искажению принципа всеобщности и равенства налогообложения (статьи 19 (часть 1) и 57 Конституции Российской Федерации, статья 3 Налогового кодекса Российской Федерации)».
По мнению Конституционного суда, «… Признание конкретного земельного участка, не имеющего, как правило, естественных границ, объектом гражданских прав, равно как и объектом налогообложения невозможно без точного определения его границ в соответствии с федеральными законами, как того требует статья 11.1 Земельного кодекса Российской Федерации во взаимосвязи со статьями 11 и 389 Налогового кодекса Российской Федерации.
Именно поэтому федеральный законодатель обусловил переход земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом и иные входящие в его состав объекты недвижимого имущества, в общую долевую собственность собственников помещений в таком доме необходимостью формирования данного земельного участка по правилам земельного законодательства и законодательства о градостроительной деятельности, возложив его осуществление на органы государственной власти или органы местного самоуправления».
С момента выхода указанного постановления КС РФ до внесения в федеральное законодательство необходимых изменений собственники помещений в многоквартирных домах, земельные участки под которыми не сформированы, вправе в индивидуальном порядке обращаться в органы государственной власти или органы местного самоуправления с заявлениями о формировании этих земельных участков. Такие заявления будут являться основанием для осуществления соответствующим органом публичной власти формирования земельного участка и проведения его государственного кадастрового учета. «…Обращение любого собственника помещений (как жилых, так и нежилых) в многоквартирном доме, в том числе не уполномоченного на то общим собранием собственников помещений в этом доме, в органы государственной власти или органы местного самоуправления с заявлением о формировании земельного участка, на котором расположен данный многоквартирный дом, должно рассматриваться как основание для формирования земельного участка и проведения его государственного кадастрового учета, что не отменяет необходимость формирования и проведения кадастрового учета земельных участков в разумный срок самими органами публичной власти, на которые возложена соответствующая функция».
Ну, а федеральному законодателю рекомендовано Конституционным судом РФ следующее: «…с учетом правовых позиций Конституционного Суда Российской Федерации, выраженных в настоящем Постановлении, — внести в жилищное законодательство изменения, направленные, как на уточнение порядка рассмотрения заявления о формировании земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, в случае если с таким заявлением обращается собственник жилого или нежилого помещения в этом доме, не уполномоченный на то решением общего собрания, так и на регулирование соответствующих действий органов публичной власти, в том числе в части определения предельных сроков их совершения».
С вопросом о законности ст.36 ЖК РФ и ст.16 ФЗ 189 внесена ясность рассмотренным Постановлением КС РФ. Но сам порядок оформления и согласования границ придомовой территории при МКД, конкретно не прописан в жилищном законодательстве, что не всегда позволяет определить ее размер и оформить право собственности на земельный участок придомовой территории собственникам МКД. Провозглашенное в статье 36 ЖК РФ право собственников помещений на придомовую территорию не конкретизировано более подробно в ЖК и других законах и не всегда реализуемо на практике.
Как было указано ранее, собственники МКД имеют право общей долевой собственности на земельный участок под МКД и иные объекты недвижимого имущества, входящих в состав МКД, который им принадлежит в силу закона, как собственникам помещения в многоквартирном доме. То есть, права собственности на придомовую территорию собственники не приобрели в силу закона, а только на земельный участок под домом и (или) если есть таковые, иные объекты недвижимости, входящих в состав МКД.
Часто при выяснении правового положения земельных участков под МКД и придомовой территории после окончания строительства и ввода домов в эксплуатацию, возникает ситуация, когда, поставленные на кадастровый учет земельные участки, относящиеся к МКД, по факту не могут быть оформлены в органах Росреестра по причине того, что проведенное несколько лет назад межевание при постановке таких участков на кадастровый учет не позволит согласовать границы таких участков и уточнить их, согласно требованиям земельного и градостроительного законодательства РФ, так как на указанных земельных участках нередко находятся и, по сути, включены в состав общего имущества МКД объекты, которые, априори, не могут к нему относиться исходя из смысла ст. 36 ЖК РФ: например, проезды, используемые жителями нескольких МКД, внутриквартальные пешеходные тротуары, спортивные площадки, также построенные для жителей квартала за счет финансирования из бюджетов различных уровней, и т.п. В результате такого положения дел возникает конфликт интересов собственников помещений МКД и собственниками других МКД, а также с муниципальным образованием.
Таким образом, как сказано выше, границы и размер земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, определяются в соответствии с требованиями земельного законодательства и законодательства о градостроительной деятельности.
Статьями 39, 40 Закона о кадастре предусмотрен порядок согласования границ земельных участков, статей 42.8 установлен порядок уточнения их границ. Градостроительным кодексом РФ установлены основные начала территориального планирования и зонирования территорий поселений, а также вопросы правил землепользования.
Постановлением Пленума Верховного Суда РФ и Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 29 апреля 2010 г. № 10/22 «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав» предусмотрено:
«…П. 68. Собственники помещений в многоквартирном доме вправе оспорить в судебном порядке с учетом подведомственности дел по правилам главы 25 ГПК РФ или главы 24 АПК РФ действия (бездействие) органа власти по формированию земельного участка, на котором расположен данный дом, по разработке документации по планировке территории (статьи 45 и 46 Градостроительного кодекса Российской Федерации), а также предшествующие распоряжению земельным участком действия, в частности, решения о предоставлении земельного участка для строительства, о проведении торгов по продаже земельного участка или права на заключение договора аренды земельного участка и т. д.
В случае если в результате таких действий органа власти у третьих лиц возникло право на земельный участок, необходимый для эксплуатации многоквартирного дома, собственники помещений в нем могут обратиться в суд к таким третьим лицам с иском, направленным на оспаривание соответствующего права, или с иском об установлении границ земельного участка.
При рассмотрении указанных исков суд разрешает спорные вопросы, связанные с границами данного земельного участка, в соответствии с требованиями земельного законодательства и законодательства о градостроительной деятельности (часть 1 статьи 36 ЖК РФ). При этом обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для формирования земельного участка в оспариваемых границах и размере, возлагается на соответствующий орган власти. Решение суда, которым установлены границы земельного участка, является основанием для изменения сведений о данном земельном участке в государственном кадастре недвижимости».
Резюмируя ранее сказанное, можно отметить, что для оформления права собственности на земельный участок, составляющий придомовую территорию, необходимо решение общего собрания собственников помещений, но, в порядке подготовки к такому собранию провести работу по уточнению и согласованию границ указанной придомовой территории, согласно положениям земельного и градостроительного законодательства РФ, определению их фактического положения и иные обстоятельства, в том числе и интересы третьих лиц и муниципальные нормативные акты, которые могут в дальнейшем повлиять на его регистрацию.
Снесенный или разрушенный объект недвижимости: как правильно оформить?
Любая вещь рано или поздно может прийти в негодность и прекратить своё существование. Объекты недвижимости не являются в этом плане исключением – они точно так же могут обветшать и разрушиться.
Нередко встречается ситуация, когда владелец сам принимает решение ликвидировать недвижимое имущество, которое утрачивает свое функциональное назначение или по каким-то другим причинам перестаёт устраивать его.
Согласно российскому законодательству, гибель или уничтожение имущества служат основанием для прекращения права собственности на него (п. 1 ст. 235 Гражданского кодекса РФ; далее — ГК РФ).
Однако прекращение права собственности на объект недвижимости в такой ситуации не происходит автоматически.
Это значит, что, несмотря на фактическое прекращение существования объекта, он будет числиться в Едином государственном реестре недвижимости (ЕГРН) до момента прекращения записи о праве собственности и снятия с кадастрового учета.
Так каким образом действовать, чтобы в максимально короткие сроки «избавиться» от прав на несуществующий объект недвижимости?
Реестр объектов недвижимости (кадастр недвижимости) – это специализированный ресурс, являющийся составной частью Единого государственного реестра недвижимости (ЕГРН), где собрана информация об имуществе, которое признано законом недвижимым, на всей территории страны, а также о границах различных территориальных единиц.
Кадастровый учет – это внесение специально уполномоченными органами необходимых сведений в кадастр, которые позволяют однозначно идентифицировать объект, подлежащий учету.
Недвижимое имущество – это участки землепользования и все, что прочно и неразделимо связано с ними.
В кадастр заносится информация о следующих видах имущества:
- участках землепользования;
- капитальных строениях;
- различных типах сооружений;
- помещениях, имеющих отдельный юридический статус;
- объектах, строительство которых не завершено.
Кто может снять дом с кадастрового учета, если его снесли?
Органы Росреестра официально снимают строение с кадастра, если его снесли. Пакет бумаг обязательно включает акт обследования. Составляет его лицензированный кадастровый специалист с выездом на местность. Документ доказывает, что дом перестал существовать фактически и необходимо исключить из кадастра.
Если дом снесли, то собирают пакет документов, подают их в учреждение кадастра, а потом получают выписку о прекращении существования объекта. Это основные шаги процедуры.
Услугу оказывают специалисты «Городской Ассоциации Инженеров Геодезистов». Мы готовим акт готовится в электронном виде в установленной форме, а при необходимости предоставляем бумажную версию.
В нашей компании такая услуга стоит от 8 000 рублей и включает
- предоставление выписки из ЕГРН,
- получение сведений, которые подтверждают снос объекта
- составление акта обследования.
Мы знаем, какие требования предъявляют органы Росреестра к бумагам, и работаем в рамках закона. Грамотное оформление необходимой информации ускоряет прохождение процедуры. По желанию клиента, мы полностью берём на себя сбор и подачу документации и представляем его интересы в инстанциях.
Кто может снять дом с кадастрового учета, если он сгорел?
Если дом сгорел, то сделать это может только Росреестр по обращению владельца. Потребуются правоустанавливающие бумаги, справки, акты, справки, бумаги от пожарных, представление из полиции. Однако этих бумаг для прекращения учёта недостаточно. Необходимо подтвердить актом обследования, что дом фактически перестал существовать. Сделать это по закону имеет право только лицензированный кадастровый специалист из списка Росреестра.
Такое право есть у «Городской Ассоциации Инженеров Геодезистов». Мы готовим заключение, составляем акт, а владелец недвижимости прикладывает его к документам в МФЦ, Росреестр.
Если у вас нет времени собирать в инстанциях необходимые документы, мы сделаем это за вас.
Как снять дом с кадастрового учета, если он сгорел несколько лет назад? Взять справку в пожарной части, так как она относится к документам, подтверждающим, что причиной исчезновения дома стал пожар, а не другие факторы.
Земля может реорганизована благодаря разделению на несколько участков. Помимо прочего, допускается соединение нескольких территорий в одну. Если такие категории земель не будут своевременно сняты с регистрационного учета, то информация о новых частях не сможет быть внесена в соответствующий реестр, в результате чего им не будут выделены индивидуальные кадастровые номера.
В некоторых ситуациях земли могут попросту погибнуть в результате следующих факторов:
- проведение военных операций;
- возникновение стихийных бедствий;
- затопление или возгорание;
- порча плодородного слоя почвы в результате техногенной катастрофы;
- размыв русла рек;
- обрушение земельной породы и так далее.
Снятие с кадастрового учета осуществляет Росреестр.
До того как отменить кадастровый учет участка, важно определиться с основанием этой процедуры. Просто так снять имущество с регистрации не получится. По желанию владелец вправе реорганизовать ЗУ и сделать из него несколько наделов меньшей площади. Возможна и обратная ситуация, когда группа небольших земельных участков объединяется в один. При таких обстоятельствах требуется отменить регистрацию, а после восстановить кадастровый учет уже нового ЗУ.
Бывает, когда в результате определенных действий надел гибнет:
- Потоп, пожар или прочие стихийные бедствия.
- Военные действия.
- Техногенная катастрофа, из-за чего верхний слой надела портится и неспособен выполнять свои функции.
- Оползни и так далее.
Особенностью снятия с регистрационного учета жилого многоквартирного дома (например, вследствие разрушения здания), владельцам квартир не нужно проводить отдельную процедуру прекращения существования своего жилья – ликвидация всей недвижимости происходит в рамках работ по одному объекту.
Сложности в процессе снятия объекта недвижимости с кадастрового учета могут случаться при судебном рассмотрении дела при свидетельстве нескольких сторон и подготовке расширенного пакета документов. Как правило, этот процесс затягивается на несколько месяцев.
В случае принятия одобрительного решения, все действия предписываются к выполнению судебными приставами.
В целом, отметим, что оформить документально факт прекращения существования объекта недвижимости – достаточно просто. Корректная подготовка всех документов и правильное обоснование для ликвидационных действий дают возможность добиться результата в относительно краткие сроки.
Снятие с кадастрового учета земельного участка, что это такое и для чего нужно
Снятие с кадастрового учета земельного участка представляет из себя административную процедуру, осуществляемую уполномоченным органом – Гос. кадастром. Суть данной процедуры заключается в выведении из общего реестра земельных наделов информации о земельных владениях.
Законодательство конкретно не определяет причины, когда необходимо снимать надел с кадастрового реестра. Вместе с тем это осуществляется при прекращении существования земельного владения. К примеру:
- при разделении на несколько частей;
- при соединении нескольких наделов;
- при возвращении надела в общий земельный фонд со сменой категории и т.д.
Любое обстоятельство, становящееся причиной прекращения существования земельного надела в границах, определенных кадастровой документацией, является основанием для снятия с кадастрового учёта.
Как снять с кадастрового учета земельный участок, порядок
При наличии оснований для прекращения регистрации земель без заявления заинтересованных лиц снятие с учета осуществляется в автоматическом режиме самой кадастром. При отсутствии подобных оснований и необходимости снятия с регистрации по желанию собственников процедура осуществляется по заявлению данных лиц.
Процедура регламентируется Законом РФ «О государственном кадастре недвижимости» (статья 8).
Заявление подается в письменной форме лично, посредством почтовых служб либо через электронный портал государственных услуг.
Срок рассмотрения заявки на осуществление административной процедуры составляет 18 суток. Это установленный законом ограниченный срок, который не может быть нарушен.
Однако стоит отметить, что для подачи заявления лично может уйти очень много времени, так как в кадастр, как правило, люди месяцами стоят в очереди.
По этой причине наиболее рекомендованным способом является направление заявки с документацией по почте. Это позволит избежать длинной очереди и провести процедуру в течение одного месяца.
Кто может снять дом с кадастрового учета, если его снесли?
Органы Росреестра официально снимают строение с кадастра, если его снесли. Пакет бумаг обязательно включает акт обследования. Составляет его лицензированный кадастровый специалист с выездом на местность. Документ доказывает, что дом перестал существовать фактически и необходимо исключить из кадастра.
Если дом снесли, то собирают пакет документов, подают их в учреждение кадастра, а потом получают выписку о прекращении существования объекта. Это основные шаги процедуры.
Услугу оказывают специалисты «Городской Ассоциации Инженеров Геодезистов». Мы готовим акт готовится в электронном виде в установленной форме, а при необходимости предоставляем бумажную версию.
В нашей компании такая услуга стоит от 8 000 рублей и включает
- предоставление выписки из ЕГРН,
- получение сведений, которые подтверждают снос объекта
- составление акта обследования.