Психология эффективного стратегического управления персоналом

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Психология эффективного стратегического управления персоналом». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.

Содержание

Несколько слов о психологической составляющей управления. Маленькая компания — это своего рода семья, где люди знают друг друга, обсуждают персоналии, а ошибки каждого видны сразу. Поэтому небольшим коллективом часто сложнее руководить, чем крупным предприятием. Ситуацию осложняет то, что в малом бизнесе недостаточно управленческих уровней, и выдвижение на руководящую должность одного сотрудника из группы равноправных до этого коллег влечет психологическую напряженность.

Это нейробиология, тема уже ближе к психологии. Еще с древних времен в нас встроена система мотиваций — гормоны.

Гормоны выделяются железами внутренней секреции, например, щитовидной, надпочечниками, поджелудочной или половыми железами. Гормоны вызывают какие-то реакции организма: голод, набор массы в виде мышц или жира, агрессию. Гормоны действуют не мгновенно: появляется раздражитель, мозг приказывает железам работать, гормоны выделяются, разносятся кровью по телу, клетки в теле захватывают гормон и начинается реакция.

Гормоны делятся на разные классы, но для простоты поделим их на две группы: мотивирующие и демотивирующие.

Мотивирующие гормоны.

  • Дофамин. Мы получаем его, когда чувствуем, что развиваемся, выполняем задачи, ощущаем, что текущий опыт позитивен.
  • Окситоцин. Выделяется когда мы чувствуем принятие и заботу. Например, когда находимся внутри какой-то группы, и нас в ней принимают.
  • Серотонин. Гормон уважения и признания.
  • Эндорфины. Это спорт, смех, стресс.

Способы психологического воздействия на мотивацию

Одним из способов повышения мотивации сотрудников организации является потребностно-материальный. Стоит заметить, что не рекомендуется прибегать к нему постоянно, потому что сотрудники привыкают к денежному стимулированию, а это может отразиться на финансовом обеспечении всего предприятия. Метод «пряника» необходимо подкреплять «кнутом».

Личностно-ориентированный способ воздействия заключается в ориентации на группы сотрудников. Для этого необходимо провести психологические тесты и определить, на что ориентированы те или иные сотрудники. Одних интересует лишь материальное поощрение, для других в приоритете самовыражение и личностный рост.

Личностно-деятельный психологический подход направлен на мотивацию руководителя и самомотивацию. Основным приемом работы здесь является коучинг. Ведь чем грамотнее руководитель в вопросах управления персонала, чем глубже он владеет психологией его управления, тем больше шансов, что ему удастся грамотно выстроить систему мотивации персонала. По статистике большинство руководителей на начальном этапе управления не имеют ни малейшего представления о механизмах психологического воздействия на персонал.

Методы исследования и другие аспекты

В основе любой деятельности лежат человеческие потребности и ресурсы. Чтобы задействовать ресурсы, необходимо удовлетворить потребности, и социальные методы управления должны также быть использованы в этих целях. Чтобы определить, какие потребности существуют у персонала на данный момент, можно провести социологические исследования. Это позволит эффективно спланировать дальнейшую деятельность в отношении управления персоналом и в результате уменьшить кадровую текучку.

Различные социологические способы исследования проблемы представляют собой опрос, обработку данных, оценку, дальнейшее обучение персонала в целях улучшения деятельность трудового коллектива.

  1. Самым простым способом является анкетирование – сотрудников массово опрашивают, чаще всего анонимно, и на основе опроса составляют график потребностей. Таким образом можно удовлетворить некоторые запросы большей части персонала.
  2. Идеальным способом общения с руководством считается интервьюирование. Хотя интервью требует от специалиста, который его проводит, достаточно высокого уровня квалификации, правильно подобранные и сформулированные вопросы позволят получить о каждом из сотрудников самую полную и достоверную информацию. Однако еще одним минусом является значительное время, которое нужно потратить на процесс интервью.
  3. Психологи также могут применить такой способ, как наблюдение. С его помощью можно определить в человеке те качества, которые зачастую проявляются в неформальной обстановке. Такой метод требует от психологов довольно высокого уровня квалификации.

После исследования возможностей персонала в целом и каждого сотрудника в отдельности психологи и руководство должны разработать систему взаимоотношений между сотрудниками и отделами. Правильно проведенное исследование поможет составить эффективные связи. В отличие от вышеуказанного соревнования работники должны сотрудничать друг с другом. Партнерство предполагает равноправные взаимоотношения внутри трудового коллектива. Нередко система «руководитель-подчиненный» нарушена, и в компании отсутствует какая-либо зависимость одних сотрудников от других.

Суть психологии работы с сотрудниками

Самое лучшее доказательство того, что руководитель предприятия отлично справляется с возложенными на него обязанностями – это наличие у каждого работника позитивного отношения к своей работе и желания являться на службу ежедневно с целью трудиться на благо организации. Достичь этого можно посредством стимулирования рабочего процесса. Это значит, что руководство компании должно научиться формировать мотивы в профессиональной деятельности сотрудников. Это определяется некоторыми факторами:

  • комфортные условия для работы;
  • наличие перспектив в карьере работника;
  • хорошие взаимоотношения в коллективе;
  • приемлемая заработная плата;
  • возможности развития – как профессионального, так и личностного.

Чтобы провести анализ и диагностику потребностей в каждом из перечисленных пунктов, необходимо знать психологию мотивации сотрудников. Кроме этого, для проверки существующего уровня мотивов профессиональной деятельности специалисты предлагают воспользоваться тестовыми методиками и опросниками.

В первую очередь нужно запомнить, что каждый работник имеет свои потребности. Кто-то работает для обеспечения финансового положения своей семьи, кто-то приходит на работу для карьерного роста, а кто-то просто любит размеренный образ жизни и трудовая деятельность является для него обычным делом.

Взаимодействие между всеми перечисленными потребностями людей и мотивами их поведения в рабочем коллективе анализировал знаменитый психолог по имени Абрахам Маслоу. Он смог провести необходимые исследования и создал целую иерархию нужд человека, разделенную на пять основных уровней.

Психологическое планирование составляет новое направление в работе с персоналом по формированию эффективного психологического состояния коллектива предприятия. Оно исходит из необходимости концепции всестороннего развития личности человека, устранения негативных тенденций деградации отсталой части трудового коллектива. Психологическое планирование предполагает постановку целей развития, и критериев эффективности, разработку психологических нормативов, методов планирования психологического климата и достижения конечных результатов. К наиболее важным результатам психологического планирования относятся:

  1. формирование подразделений («команд») на основе психологического соответствия сотрудников;
  2. комфортный психологический климат в коллективе;
  3. формирование личной мотивации людей исходя из философии предприятия;
  4. минимизацию психологических конфликтов (скандалов, обид, стрессов, раздражений).

Методы управления коллективом

Методы управления персоналом ─ это приёмы, с помощью которых воздействуют на сотрудников. Выделяют административные, экономические и социально-психологические методы управления.

  • Административные. Оказывают воздействие на осознанность персонала, взращивают понимание того, что трудовая дисциплина обязательна, формируют в сотрудниках чувство служебного долга и стремление работать на благо компании, следовать её нормам и требованиям.

  • Экономические. Материальное стимулирование подчинённых.

  • Социально-психологические. Влияние на персонал оказывается с учётом социальных потребностей каждого члена коллектива, в штате формируется благоприятная эмоциональная обстановка.

Основные функции психолога на предприятии

Психолог на предприятии может выполнять две функции. Первая из них – это консультирование, связанное с приёмом на работу потенциального сотрудника, определение его личностных качеств и его способность максимально раскрыться на данной работе. Такая функция даёт возможность нейтрального подхода к решению многих задач, в первую очередь, кадровых, для оценки и подбора персонала, как это делают современные консалтинговые компании, которые действуют на рынке труда.

Вторая функция психолога более обширна и требует его внедрения в рабочий процесс для оптимизации рабочего процесса. Психолог проводит собеседования с сотрудниками и тестирование их. Результаты предоставляет руководству вместе со своими рекомендациями. Как правило, психологов в штат нанимают для масштабных целей только крупные, амбициозные и прогрессивные компании. Но здесь есть и свои подводные камни. Когда психолог длительно работает на предприятии, часто снижается его статус до статуса члена коллектива. В этом случае, сотрудники обращаются к нему по любому поводу, что категорически неприемлемо. Поэтому такой психолог может быть лишь в подчинении и отчётности только непосредственно первому лицу предприятия.

Важно понимать, что психологические стопоры и «пробуксовки» часто бывают не только у работников, но и у руководства. Поэтому психолог может помочь совместно определить цель фирмы и критерии, по которым можно судить о достижении поставленных задач

Но руководителю стоит понимать, что приглашение психолога не воспринимается однозначно сотрудниками и во многом зависит от позиции руководства.

Методы управления персоналом

Систематизация HR-менеджмента позволит избежать хаотичности в работе предприятия. Для поддержания дисциплины, высокой продуктивности подчиненных руководитель должен использовать следующие методы управления персоналом:

  • Административные. Зачастую применяются в государственных и частных структурах. В их числе – дисциплинарные взыскания, включая выговоры, лишение премий, увольнения, должностные инструкции, в которых четко прописаны обязанности каждого сотрудника. Такой регламент подразумевает постоянный контроль за работой сотрудников и присутствие жесткой иерархической структуры. Административные методы воздействия на персонал обладают такими преимуществами, как высокая личная ответственность подчиненных, отсутствие необходимости использовать нематериальные методы мотивации. Они целесообразны на производственных предприятиях, где необходимо придерживаться жесткой дисциплины, выполнять план, избегать брака. Перебор с административным воздействием на креативных сотрудников приведет к застою, текучести кадров, потере мотивации к труду.
  • Экономический. Он подразумевает материальную мотивацию труда – заработную плату, премии и бонусы, финансовую помощь, льготы и привилегии. Их использование повысит продуктивность сотрудников в том случае, если будет присутствовать взаимосвязь между результатами труда и полученной суммой. Примеры такого метода управления – прибавка к зарплате в зависимости от выполненного плана.
  • Социально-психологический. Группа методов, которая повышает лояльность сотрудников к предприятию. В их числе – обучение, корпоративные мероприятия, участие подчиненных в управлении предприятием, доска почета, деятельность по командообразованию.

Проверка грамотности управляющего состава происходит при нестандартных ситуациях. Такие случаются на любом предприятии. Задачи управленцев — моментально отреагировать и скоординировать действия всего коллектива. Для этого хороший начальник должен обладать харизмой, то есть, вызывать желание следовать его приказам.

Речь идёт не только о трудностях на производстве. Наиболее частые нештатные ситуации связаны с межличностным взаимодействием сотрудников. Грамотный лидер может разобраться в конфликте между подчинёнными, определить, кто прав. Для этого используются разные методы:

  • индивидуальное общение с каждым участником конфликта;
  • очная ставка всех участников с детальным разбором претензий;
  • опрос свидетелей.

Дальновидный менеджер обладает некоторыми знаниями психологии, чтобы проводить такие процедуры. Для повышения грамотности по этому вопросу можно обратиться за консультацией к психологу, который поможет выстроить правильные отношения с коллективом. Он научит определять наиболее подходящий стиль общения с каждым типом личности. Многие топ-менеджеры регулярно проходят тренинги, стремятся повышать свою квалификацию, так как понимают, что психология управления — важный аспект их успешной работы.

Психология управления — наука, помогающая выстроить результативную деятельность у любого коллектива: от фирмы из трёх-четырёх человек до предприятия со множеством отделов. Она охватывает все стороны взаимоотношений начальников и подчинённых. Сегодня этот раздел психологии крайне популярен. Множество тренингов направлены на повышение эффективности директоров и кадрового отдела. Чтение полезной литературы в этом направлении — полезнейший аспект саморазвития каждого управленца.

Принципы управление персоналом

Управление персоналом основывается на следующих принципах:

  • Принцип подбора работников по деловым и личным качествам.

  • Принцип преемственности. Сочетание в трудовом коллективе молодых сотрудников и опытных специалистов.

  • Принцип соответствия. Порученная работа должна соответствовать возможностям и способностям исполнителя.

  • Принцип повышения квалификации.

  • Принцип замещения отсутствующего работника.

  • Принцип должностного и профессионального продвижения работников на основе использования обоснованных критериев оценки их деятельности и обеспечения условий для постоянного карьерного роста.

  • Принцип сочетания доверия к сотрудникам и контроля исполнения работниками своих трудовых обязанностей.

  • Принцип открытого соревнования между работниками, которые претендуют на руководящие должности.

  • Принцип правовой защищенности. Все управленческие и кадровые решения должны приниматься на основе действующего трудового законодательства.

Задачи психологии управления

Главная цель психологии управления – это создание благоприятной психологической обстановки, которая в дальнейшем будет способствовать повышению эффективности работы внутри коллектива. Для достижения этой цели ставятся следующие задачи:
1) Анализ деятельности руководства с психологической точки зрения – этонеобходимо для того, чтобы лидер мог правильно осуществлять деятельность по управлению подчиненными, он должен уметь анализировать свои поступки и их возможные последствия. В противном случае любые теоретические знания не будут иметь никакой ценности.
2) Разработка практических рекомендаций по правильному внедрению и применению методов психологического воздействия на коллектив с целью повысить его производительность.
3) Анализ такого понятия, как «лидерство». Только набор лидерских качеств и правильное воздействие на сотрудников может дать положительный результат, а потомуначальнику важно уметь анализировать собственные поступки, трезво оценивать свои лидерские качества и проводить работу над собой в случае необходимости.
4) Изучение группового взаимодействия. К сожалению, конфликты в коллективах – это не редкость, а потому очень важно создать правильный микроклимат в команде и четко обозначать рамки дозволенного, чтобы не снижалось общее настроение и мотивация.
5) Изучение способов спокойного урегулирования конфликтов внутри команды для достижения слаженной работы.

Понятие управления персоналом.

Управлять поведением и настроением человека можно, формируя среду и/или непосредственно оказывая воздействие на личность, «играя на струнах человеческой души». Влияя на поведение, легко скатиться к манипуляции – грань здесь достаточно тонкая. Так, манипулятор имеет скрытые цели, для достижения которых использует другого человека, латентно воздействуя на его ценности и мотивы; управление же должно осуществляться на фоне открытости конечных целей и признания их ценности обеими сторонами, при этом нет целей, известных только управленцу. Неслучайно одним из перспективных методов управления сейчас считается менеджмент открытых бухгалтерских книг.

Управление персоналом принято рассматривать в трех аспектах:

1. Как элемент управления организацией, основную функцию любого менеджера в достижении организационных целей. Управление персоналом заключается в деятельности по обеспечению потребностей организации (текущих и перспективных) в работниках всех категорий. Субъекты управления персоналом – менеджеры организации, как и все остальные категории работников, относятся к ее персоналу, и в этом контексте можно говорить о самоуправляемости персонала.

Функции по управлению персоналом, исходя из его специфики, обобщенно определяются следующим образом: нанимать, развивать, стимулировать развитие и необходимое трудовое поведение, достижение ожидаемых результатов, удерживать работников в организации.

2. Как управление основным фактором производства – трудом, отличающимся от материальных и финансовых факторов своей живой природой, системностью, активностью, способностью к развитию потенциала и обладающим всеми свойствами живых систем. Управление персоналом – это управление людьми: личностями, группами, коллективами, командами, общностями.

Объектом управления являются работники организации, одновременно выступающие и как субъекты, то есть имеющие, как правило, позицию, которая отражается на поведении, а предметом – трудовое поведение работников и групп и определяющие его факторы – личностные, социальные, экономические, нравственные. Влияя на них, менеджеры пытаются добиться необходимого трудового поведения.

3. Как комплексную прикладную науку об организационно-экономических, административно-управленческих, технико-технологических, правовых, групповых и личностных факторах, способах и методах воздействия на персонал предприятия для повышения эффективности в достижении целей организации. Управление персоналом как наука опирается на достижения фундаментальных и прикладных гуманитарных наук (психологии, социологии, социальной психологии, педагогики, экономической психологии и социологии, менеджмента и др.). Объектом этой науки являются личности и общности (формальные и неформальные группы, профессионально-квалификационные и социальные группы, коллективы и организация в целом) в организации (рис. 1.2).

Определение менеджмента.

Ключевым аспектом менеджмента является признание роли и значения других людей. Хороший менеджер знает, что для выполнения задач, стоящих перед организацией, необходимо участие всех сотрудников. В начале ХХ в. Мэри Паркер Фоллетт, исследователь в области менеджмента, определяла менеджмент как искусство достижения целей с помощью других людей.

Несколько позже выдающийся теоретик менеджмента Питер Друкер утверждал, что работа менеджера заключается в том, чтобы определять направление развития всей организации, обеспечивать руководство и решать, каким образом использовать организационные ресурсы, чтобы достичь поставленных целей. Решение задач с помощью других людей, использование ресурсов для достижения поставленных целей, обеспечение руководства и определение направления развития – именно то, чем занимаются менеджеры. Этими видами деятельности занимается не только высшее руководство, но и руководители службы безопасности, бухгалтерии, директор по маркетингу и другие менеджеры. Более того, считается, что менеджмент универсален, поскольку предполагает использование ресурсов и достижение целей всеми типами коммерческих и некоммерческих организаций.

Таким образом, менеджмент – это достижение организационных целей эффективным и экономичным способом посредством планирования, организации, лидерства и контроля над организационными ресурсами9.

В данном определении необходимо выделить два важнейших аспекта: а) четыре ключевые функции менеджмента, включающие планирование, организацию, лидерство и контроль; б) достижение организационных целей эффективным и экономичным способом. Чтобы выполнить свои функции, менеджеры используют разнообразные навыки, которые могут быть объединены в три также ключевые группы: концептуальные, гуманитарные и технические навыки. Некоторые теоретики менеджмента выделяют дополнительные функции (подбор персонала, налаживание коммуникаций, принятие решений), однако все они включаются в четыре основные. Процесс менеджмента охватывает реализацию функций, приобретение и использование ресурсов в целях достижения конечных результатов организации (подразделения).

1. Планирование.

Выбор целей и путей их достижения.

2. Контроль.

Мониторинг и корректировка деятельности.

3. Организация.

Установление ответственности за выполнение задания.

4. Лидерство.

Использование влияния, чтобы мотивировать сотрудников.

5. Ресурсы.

Человеческие.

Финансовые.

Сырьевые.

Технологические.

Информационные.

6. Результат.

Достижение целей.

Продукты.

Услуги.

Эффективное использование ресурсов (экономичность).

Эффективность.

Проведение анализа стиля руководства, психологических и профессиональных качеств руководителей, корректировка поведенческих направлений — необходимое условие положительного функционирования фирмы.

В работе представлен анализ профессионально-квалификационной структуры специалистов аппарата управления и анализ управленческо-психологического типа менеджера, который заключался в тестировании работников аппарата управления: главного бухгалтера и начальника отдела маркетинга.

Этим руководителям было предложено ответить на вопросы нескольких психологических тестов, которые позволяют выявить их личностные особенности.

По результатам опроса можно сделать следующие выводы:

— начальник отдела маркетинга:

Тактичен, не любит конфликтов, избегает критических ситуаций. Но если ему приходится вступить в спор, то он учитывает, как это отразится на психологическом климате коллектива или приятельских отношениях. Он стремиться быть приятным для окружающих. Он обладает огромной силой воли. На него можно положиться; его не страшат ни новые поездки, ни те дела, которые иных пугают; но иногда его твердая и непримиримая позиция по непринципиальным вопросам досаждает окружающим.

Он обладает вполне нормальным творческим потенциалом; обладает теми качествами, которые позволяют творить, но у него есть проблемы, которые тормозят процесс творчества. Во всяком случае, его творческий потенциал позволяет проявить себя, если он этого пожелает. он рассудителен, спокоен и осмотрителен; не эмоциями, а намерениями определяются его поступки. Его можно вывести из равновесия, но лишь в том случае, если к этому есть действительная причина. Он правильно оценивает значение вещей, этому способствует его уравновешенность. Если что-то случается, то он в первую очередь занимается решением этой проблемы, а не состоянием своих нервов. Он легко относится к стрессовым ситуациям.

В характере преобладает сангвинистический тип. Это значит, что он обладает сильной нервной системой, работоспособностью. Он довольно быстро ориентируется в незнакомой обстановке, инициативен, за короткое время входит в коллектив, хорошо адаптируется, сравнительно легко переживает неудачи.

У него достаточно твердый характер; он обладает реалистическими взглядами на жизнь, но не все его поступки равноценны — бывают и срывы, и заблуждения. Он добросовестен. У него коммерческий склад ума, он разделяет деньги и службу. Он не намерен хвастаться своим роскошным образом жизни, а склонен терпеливо умножать свое богатство. Он обладает прекрасным само менеджментом.

Он считает организацию неотъемлемой частью работы, однако ему следует присмотреться к самоорганизации. Ему в жизни сопутствует успех, поскольку у него достаточно здорового честолюбия.

Но в целом, это прекрасный руководитель и организатор.

Опыт и знания помогут ему стать в дальнейшем первоклассным менеджером.

— главный бухгалтер:

Относится к своей работе как к осознанной необходимости, а успехи стали для нее важной жизненной целью. Работа доставляет ей удовольствие. Она не считают, что для достижения поставленной цели все средства хороши. Она неплохой дипломат и в трудных ситуациях умеют себя вести гибко и тактично. Ей удается разумно сочетать служебные интересы с личной жизнью.

Главный бухгалтер — типы деловой женщины. Она миловидна, деловита и женственна. Она прекрасно понимает, что порой один взгляд может дать больше, чем умная фраза. Она общительна, однако в круг ее знакомств входят в основном люди, близкие по взглядам, культуре, интересам. В то же время ее отношение к людям зависит от их положения, и даже оценивая себя, она все время завышают стандарты, поэтому постоянно находится в напряжении.

Нерешительна и постоянно взвешивает все «за» и «против», поэтому часто упускает хорошие шансы. В какие-то моменты это просто опасно. Нужно стараться быть по тверже, рисковать и тогда почувствуете, что окружающим стало легче с вами. Тем не менее у нее хорошие предпосылки стать прекрасным менеджером. Как руководитель, она еще не сложилась; не стоит предпринимать каких-либо значительных перемен в коллективе. При большом количестве подчиненных она могла бы повести не совсем правильную политику руководства в своем подразделении. Она чувствует ответственность за все, что с ней происходит, преодолевает трудности, видит перед собой задачу и думает, как ее решить, при этом скрывая от окружающих свои внутренние эмоции. У нее преобладают черты сангвиника и меланхолика.

В таблице 2 представлены результаты анализа управленческо-психологического типа руководителя.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *