Рост биржевых цен на бензин октябрь 2021
Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Рост биржевых цен на бензин октябрь 2021». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.
Санкт-Петербургская международная товарно-сырьевая биржа организует биржевые торги на рынках нефтепродуктов, нефти, газа, СУГ (сжиженные углеводородные газы), леса и стройматериалов, минеральных удобрений, а также на срочном рынке.
В ходе торгов на СПбМТСБ формируется оптовая цена топлива. На бирже реализуется около 20% от общего производства нефтепродуктов в России.
Оптовая цена бензина на первых в 2021 году торгах возросла почти на 4%
Налоговая система в России устроена таким образом, что цены на бензин и дизель на АЗС остаются стабильными даже в условиях очень низких или высоких мировых цен на нефть. Достигается это за счет значительной доли налогов в стоимости каждого литра топлива, а также механизмом сдерживания цен на нефтепродукты — демпфера.
Суть его работы в том, что при высоких ценах на нефть НПЗ получают компенсацию в виде отрицательного акциза, а при очень низких — наоборот, должны платить государству сверхприбыли.
В конце мая правительству из-за стремительного роста цен на топливо пришлось экстренно принять меры для стабилизации ситуации. В частности, с 1 июня было решено снизить акцизы вместо их планируемого роста. В ответ крупные нефтяные компании обещали сдерживать цены в рознице, а также увеличить поставки нефтепродуктов на внутренний рынок. А еще правительство получило право в кризисных ситуациях вводить в России заградительную пошлину на нефтепродукты. «Это не только стимул, это, скорее, угроза в адрес нефтяных компаний. Надеюсь, ничего подобного нам не потребуется», — сказал в июне Владимир Путин в ходе прямого эфира.
ЭкономикаПутин связал рост цен на бензин с «налоговым маневром»Читать подробнее
В результате все лето биржевые цены на нефтепродукты прибывали в более-менее спокойном положении. Но наступила осень, и они снова вошли в рост. Стоимость бензинов на СПбМТСБ настойчиво поднимается уже 3-й месяц подряд, подбираясь к майским рекордам. Объемы биржевых продаж, наоборот, снижаются, несмотря на майские же протоколы совещаний у Дмитрия Козака, однозначно указывающие «продавать нефтепродуктов больше аналогичного периода прошлого года».
При этом розничные цены в среднем по России стабильны благодаря стойкости вертикально-интегрированных компаний, которые в убыток себе зафиксировали на одном уровне цифры на стеллах. Но если ВИНК могут отыграть прибыль в других сегментах бизнеса, то частные АЗС держаться уже не в силах.
Независимые заправки не участвовали в договоренностях по сдерживанию цен в рознице, но вынуждены были сначала играть по тем же правилам, чтобы не потерять клиентов. Однако рост биржевых цен в сентябре-октябре добавил убыточности частным АЗС. Чтобы хоть как-то компенсировать выпадающие доходы независимые заправки постепенно стали повышать цены. Первые звоночки прозвучали традиционно на востоке страны и, как ни странно, в Санкт-Петербурге.
По данным ЦДУ ТЭК, точечно бензин дорожает на заправках Приморского и Хабаровского краев, Тывы, Якутии и Магадана, а также Калининграда. В Иркутской области некоторые частные АЗС, резко поднявшие цены на бензин, вынудили правительство региона обратиться в Федеральную антимонопольную службу с просьбой разобраться в ситуации. А в Чувашии ФАС по жалобам жителей возбудила дело из-за роста цен на заправках уже крупной компании — «Татнефти».
На прошлой неделе сдали нервы у крупного частного игрока топливного рынка Северо-Запада — «Петербургской топливной компании» (ПТК), которая подняла розничные цены на дизельное топливо на 9% — до 50 руб. «Причиной стал рост оптовых цен на бирже, из-за чего маржинальность на АЗС стала отрицательной», — пояснял первый заместитель генерального директора ПТК Леонид Чурилов.
Генеральный директор агентства «Аналитика товарных рынков» Михаил Турукалов считает, что осенняя ситуация на рынке дизельного топлива сильно напоминает весенний бензиновый кризис: между оптовыми и розничными ценами установился значительный диспаритет, и в некоторых регионах независимые АЗС подняли цены на ДТ примерно на 5 рублей, чтобы вернуть маржинальность продаж.
«Однако между майской и октябрьской ситуацией есть ряд отличий. Так, текущий дефицит зимнего дизтоплива — на 99% рукотворное явление. НПЗ могут настроить работу так, чтобы увеличить производство и поставки на внутренний рынок достаточных количеств морозостойкого топлива. То, что компании не сделали этого, скорее, свидетельствует об умысле. Допускаю, что целью очередного топливного кризиса является усиление позиции нефтяников в переговорах по компенсации недополученной выручки на внутреннем рынке», — считает он.
ЭкономикаВ Минэнерго пообещали рост цен на бензин в пределах инфляции в 2019 годуЧитать подробнее
Специалист отдела мониторинга ТЭК «ОМТ-Консалт» Андрей Смирнов соглашается, что сейчас ситуация на рынке нефтепродуктов «весьма похожа на состояние конца весны». «Особенно показательна картина в сегменте дизельного топлива, которое большими объемами отгружается на экспорт. Ценовой рост в опте, безусловно, продолжится, если не будут приняты регулирующие меры на уровне государства», — сказал он.
Генеральный директор трейдера «РК Интегратор» Виктор Костюков подчеркнул, что «ситуация на рынке моторного топлива сейчас, мягко сказать, аховая». «Биржевые индексы, уже два месяца подряд находящиеся в повышательном тренде, почти обнулили маржу АЗС при «замороженных» розничных ценах. Об этом не устают заявлять представители независимых сетей АЗС, которые находятся в худшей ситуации. Полагаю, что власти до конца года не изменят позиции относительно сдерживания розничных цен. А производители топлива вряд ли снизят оптовые цены. Выхода из создавшегося положения пока не видно, как не слышно и об осенней активности властей по аналогу с майскими совещаниями у вице-премьера Козака. Возможно, власти полагают, что ситуация выправится сама по себе, после того как в ноябре заводы завершат ремонты», — рассуждает эксперт.
Гораздо более резкую оценку положению дел дает президент Российского топливного союза (РТС) Евгений Аркуша. «На бирже ситуация, действительно, тяжелая. Но в рознице все еще хуже. Если в апреле-мае с ростом оптовых цен увеличивались и розничные, то сейчас цены на АЗС ВИНК «заморожены», а независимые держать цены уже не могут. В итоге в некоторых регионах на частных заправках цены на топливо выше, чем у ВИНК на 5 рублей. Конечно, клиенты уходят. Я считаю, что ценовой кризис в разгаре, особенно остро его чувствует независимая розница, которая, по сути находится в предсмертном состоянии «, — сказал он.
Экономист дал прогноз цен на бензин в 2021 году
Вспоминая кризис апреля-мая, заместитель генерального директора Института национальной энергетики Александр Фролов отметил, что тогда толчком стало подорожание нефти с одновременным ослаблением рубля. «Примечательно, что традиционные меры, которые раньше помогали стабилизировать ситуацию с ценами, в этот раз не помогли. Помогло только снижение акцизов. Добиться долгосрочной стабилизации помог бы возврат акцизов к докризисным уровням, а также меры по усилению нацвалюты. Но руководство страны решило обойтись полумерами. В условиях дорожающей нефти это не могло гарантировать длительного сдерживания оптовых цен. Ожидаемо — в октябре механизм стал сбоить, опт пошел вверх, теперь начинает расти розница, пока только у независимых сетей», — сказал он.
ЭкономикаФАС предупредила о влиянии повышения НДС на цены на бензинЧитать подробнее
«Пока что правительство по-прежнему намеревается поднять акцизы с января 2019 года. Это вызовет нездоровый ажиотажный спрос уже в ноябре текущего года, что также разгонит цены. Кроме того, руководство страны намеревается поднять налог на добычу полезных ископаемых и снизить экспортные пошлины, что вызывает закономерную критику в отрасли и в профильных ведомствах — эти меры негативно скажутся на внутреннем рынке», — добавил Фролов.
Комментируя тему акцизов на топливо, глава РТС Аркуша, добавил: «Идеальным, конечно, было бы привести акцизы к тому уровню, который был задуман на начальном этапе налогового маневра. Но мы живем в текущих реалиях, и сейчас для нормализации ситуации логично не повышать акцизы с 1 января. Если акцизы все-таки повысят, мне даже страшно представить, что будет с топливным рынком. Надежды на демпфер сомнительны, потому что сложно понять, как он будет работать. В качестве примера демпфера можно привести факт снижения акцизов в июне. И вот сейчас все влияние от такого снижения «съедено», а мы снова живем в состоянии кризиса».
С этими мнениями не согласна аналитик VYGON Consulting Анна Львова. «Баланс на рынке сейчас поддерживается в ручном режиме, но с 2019 г. будет введен демпфирующий механизм. Он практически скомпенсирует заводам выпадающие доходы от продаж на внутреннем рынке и будет способствовать поддержанию комфортного для заправок уровня оптовых цен. Также благодаря нововведению на розничных ценах не отразится планируемое в январе 2019 г. повышение акцизов и НДС», — считает она.
Показательно, что именно сейчас поднялась волна обсуждения будущего роста акцизов на нефтепродукты. Счетная палата в заключении на проект бюджета РФ на 2019-2021 годы высказывала мнение, что увеличение акциза на бензин в 1,5 раза с 1 января 2019 года может вновь привести к резкому росту цен и потребовать принятия дополнительных компенсационных и сдерживающих мер.
Чиновники высшего уровня вынуждены были прокомментировать это заявление. Их реакция была ожидаемой: и министр энергетики Александр Новак, и министр финансов Антон Силуанов, и даже председатель Банка России Эльвира Набиуллина поспешили успокоить, что не ждут скачков цен на бензин в связи с повышением акцизов.
13.02.21 | Сенат США оправдал Трампа на процессе по импичменту | |
12.02.21 | Меркель предложила Байдену сделку на 1 млрд евро ради «Северного потока-2» | |
12.02.21 | Бюджет России будут спасать «печатным станком» | |
12.02.21 | Гособлигации России обвалились после решения ЦБ | |
12.02.21 | «Прямой путь в Венесуэлу»: На Россию надвигается дефицит сахара |
- НОВОЕ
- ОБСУЖДАЕМОЕ
10 Фев — 17:22
В Кировской области прицеп грузовика занесло на «встречку»: есть пострадавшие
10 Фев — 17:11
В Кирове могут появиться два перекрестка с круговым движением
10 Фев — 15:35
Привокзальная площадь Кирова – как для автомобилистов изменилось «лицо» города
10 Фев — 14:08
Продажи автомобилей восстановятся нескоро
10 Фев — 13:46
-
21 июля 2020, 08:00
Правительство дало полный газ: россияне получат по 80 тысяч для переоборудования машины на метан
-
21 апреля 2020, 16:11
Минус 40 за баррель: что означают отрицательные цены на нефть и станет ли бензин бесплатным
-
25 марта 2020, 11:20
Малый бизнес посыпется первым: как карантин угрожает независимым АЗС
Бензины в октябре — осеннее обострение весеннего кризиса. Обзор
При изменениях трат на один из пунктов, которые формируют ценообразование, пропорционально меняется цена на топливо. К примеру, изменение величины налога на добывание сырья влечет за собой увеличение стоимости одного литра бензина.
В качестве обоснования следует напомнить о налоге на добычу, который закладывается непосредственно в оплату бензина рядовыми гражданами. Эта часть бюджета составляет около 50-60% общей суммы.
На заметку!
Таким образом, можно говорить о прямой зависимости между повышением ставок налогообложения предпринимателей и ростом цен на бензин и дизельное топливо.
Эксперты в сфере отечественной и мировой энергетики сообщают, что прогноз роста цен должен основываться на нескольких факторах:
- Добыча. Развитие технологий, преодоление сложностей по добыванию сырья требуют денежных вливаний.
- Оборудование. Выход из строя оборудования для добычи, переработки или транспортировки нефти может потребовать покупки нового.
- Рост налоговых ставок.
Дизтопливо долгое время было более дешевым заменителем бензина, что сказывалось на выборе автомобиля рядовым гражданином.
Последние изменения в новых законах и решениях правительства страны дают возможность сформировать прогноз цен на топливо в 2021 году. Среди причин изменения цен в большую сторону называют стремление государственных чиновников плотно внедрить на отечественный авторынок машины, работающие на экологически чистой энергии. Считается, что резкое увеличение стоимости топлива подтолкнет автомобилистов к выбору экологичных автомобилей.
Среди прогнозов звучат предположения об увеличении цены на дизтопливо вплоть до 55-60 руб. за 1 литр.
На заметку!
Изучая данные топливных рынков за прошедшие 2 десятилетия, можно говорить о глобальном росте цен. Бензин подорожал с 7 до 54 руб. Следует понимать, что стоимость может меняться, и многое зависит от области или края страны, компании-поставщика топлива.
Многие компании понимают, что покупателям необходимо доступное топливо. Благодаря этому появляются разнообразные акции, накопительные системы баллов, скидки на топливо для владельцев корпоративных карт и многое другое.
Первая – это, конечно, налоги. С начала 2021 года ставки акцизов на нефтепродукты увеличились на 4% – вроде бы мелочь, но акцизы составляют более трети розничной стоимости топлива, а совокупная налоговая нагрузка – более 70%. Так что когда вы платите 45 рублей за литр, не стоит злиться на жадных продавцов – более 30 рублей уходит сразу в бюджет, а на оставшиеся 13–14 нефтяники ищут месторождения, бурят скважины, прокладывают трубы, строят нефтеперерабатывающие заводы, доставляют бензин на ту АЗС, где вы сейчас заправляетесь.
В общей сложности за пять последних лет акциз увеличился почти вдвое. А доля производителя бензина в общей цене существенно снизилась.
Третья проблема – транспорт. Нефть нужно доставить на НПЗ, а оттуда – бензин на АЗС. Это удовольствие профану может показаться совсем бесплатным, мол, бензин сам себя везёт, а на деле оказывается довольно дорогим. До 2019 году тарифы на перевозки росли почти на 10% в год – очень долго правительство не могло ограничить этот рост уровнем инфляции. Слабое развитие сети автомобильных дорог в отдалённых регионах приводит к тому, что нет альтернатив услугам рыцарей рельса и шпалы, романтиков железной дороги, которые с удовольствием этим пользуются. Их «доля малая» в цене на бензин составляет почти 10%. И Минфин опять же против того, чтобы компенсировать нефтяникам завышенные транспортные тарифы. Да и налоговые льготы на строительство новых НПЗ там, где они действительно нужны, получить практически невозможно.
Дмитрий Гусев констатирует:
«На Дальнем Востоке вообще категорически сложнейшая ситуация сложилась. Второй год не может быть выделено Минфином финансирование для внесения субсидий для перевозки туда топлива. Почти уже 10 лет не могут согласовать инвестиционные условия для постройки ВНХК, нового нефтеперерабатывающего завода, наличие которого категорически необходимо для Дальнего Востока. Поэтому позиция Минфина на сегодня заключается в создании кубышки, а распределение этой кубышки, к сожалению, почему-то происходит без значительного участия нефтеперерабатывающей отрасли, которая эту кубышку и формирует».
Далее – спекулянты, куда же без них, родненьких. Привыкшие к играм на фондовых и валютных биржах, они точно так же ведут себя и на топливных – многократно перепродают нефтепродукты, ищут лучшую цену и тем самым поднимают цены и для остальных, ведь активные покупки по закону рынка ведут к повышению стоимости любого товара. Порой приходится даже приостанавливать продажи – иначе контроль над ценами может быть совсем утерян.
Спекуляции бывают не только финансовыми, но и лоббистскими. Так называемые независимые сети АЗС, как правило, не имеющие собственной инфраструктуры и не желающие в неё вкладываться, давят на общественное мнение и государственные структуры, добиваясь льгот для своего всеми обижаемого маленького бизнеса.
Голубая мечта для любой такой сети – получать топливо от крупной компании по низким фиксированным ценам в обход биржи. Но для крупного поставщика это означает прямые издержки, которые надо как-то компенсировать – и вот мы вновь вместо снижения видим рост цен.
Говоря о причинах роста цен, доцент Финансового университета при Правительстве России Леонид Крутаков напоминает и о последствиях сделки ОПЕК+:
В результате (сделки ОПЕК+. – Ред.) частные компании погнали бензин на экспорт. Единственная компания, кстати, которая в таких условиях нарастила объём поставок на внутренний рынок, это «Роснефть». Потому что госкомпании защищают свой мандат перед всем обществом, то есть государственные интересы. Они ориентированы на социальный результат, поэтому считают деньги по-другому: тут и мультипликативные эффекты, и рост налогооблагаемой базы, и создание новых производств. А частные компании защищают свои интересы перед глобальным рынком. Для них главное – это прибыль, чистая прибыль. Почему в этом ряду оказалась «Газпром нефть», которая как бы не совсем частная, – это вопрос к качеству корпоративного управления и внутренних приоритетов топ-менеджмента.
Проблема сформулирована. Тревога остаётся, ведь рост цен на бензин – это рост цен на всё. Что же делать?
Старший аналитик компании WMT Consult Валерий Андрианов полагает, что прежде всего надо выстроить нормальную фискальную политику. Нужны меры, направленные на то, чтобы частные компании действительно поставляли большие объёмы нефтепродуктов на внутренний рынок.
Мы же очень давно говорим, что нефтепереработка у нас невыгодна, она такое замыкающее звено большого процесса. Пытались это изменить в результате налогового манёвра, но постоянно не получается. Всё-таки любые компании, в том числе и государственные, должны как-то зарабатывать, получать деньги на своё развитие. А для того чтобы это происходило, нужны нормальные условия. Нельзя полагаться только на социальную ответственность.
Отрасль своё слово сказала. Ждём ответного слова от правительства, потому что в противном случае о ценах на бензин громко заговорят граждане.
17269
33820
Фото 19171
Фото 17238
Фото Видео 16593
Что будет с ценами на бензин в 2021 году?
У подорожания каждого конкретного товара есть своя оправданная история. Проснувшаяся после локдауна Азия первым делом решила поесть, и вверх пошло масло — соевое, подсолнечное и пальмовое. На шестилетний максимум вышла пшеница, резко подорожала кукуруза (см. график 2). Основной рост начался еще летом, но локальный пик пришелся на осень 2020-го.
Однако главный рекорд принадлежит газу. Нынешняя холодная зима показывает, насколько тонок рынок СПГ. Особенность этого товара в том, что сжиженный газ испаряется со скоростью 1% в день. Испарившийся газ повышает давление в емкостях резервуарах, и поэтому его стравливают. Из-за самоиспарения создавать какие-то крупные запасы СПГ невозможно, в отличие от тех же запасов газа в подземных газохранилищах. В итоге из-за сбоя поставок, а чаще из-за наступления климатической зимы и роста потребления периодически наступает резкий дефицит этого топлива в конкретных регионах, а имеющаяся инфраструктура СПГ (газовозы, добывающие мощности, сжижающие и регазификационные терминалы) не может справиться с пиковыми нагрузками. Такие кризисы периодически случаются и в Азии, и в США — на рынках, где исторически не оборудованы подземные газохранилища.
Однако в этом году ситуация в Азии оказалась близкой к коллапсу. Энергосистема Японии оказалась неготовой к суровой зиме и установившейся погоде, местами доходящей до минус пяти градусов. В итоге запасы СПГ и угля на электростанциях Японии закончились. Как результат, цены на электроэнергию на биржах в Японии побили все рекорды. Среднедневная цена на 12 января составила 150,25 иены (107 рублей) за киловатт-час, внутридневная цена на бирже JEPX на пиковое вечернее время достигала 210 иен (150 рублей) за киловатт-час.
Резервы энергосистемы страны были исчерпаны. Запасы СПГ в Японии быстро подошли к концу, энергокомпании просили газовозы увеличить скорость транспортировки, а порты — разгрузить топливо как можно быстрее. Поставочные цены на газ на февраль в Японии обновили исторический максимум, достигнув невероятных 1100 долларов за тысячу кубометров. В этот момент оптовая цена в Европе была 260 долларов тысячу кубометров, это очень много по сравнению с летними 40 долларами за тысячу кубометров.
Безусловно, на этом скачке заработают российские компании. Во-первых, отгрузка угля на восточном направлении выросла на 25% за несколько недель. Российский СПГ с двух проектов — «Сахалин-2» и «Ямал СПГ» — отправился покрывать пиковый спрос. Тот же «НоваТЭК» принял беспрецедентные меры, направив по восточным морям Севморпути без ледокольного сопровождения в январе (!) два газовоза с партиями СПГ для Японии.
Можно долго рассуждать о том, что Япония за последнее десятилетие методично разрушала свою энергосистему: отказалась от АЭС, вкладывала в ненадежные источники энергоснабжения в виде ВИЭ, неспособные покрывать пиковый спрос. Но главный вывод из японского кейса в другом: если бы у японцев не было денег, они бы не покупали газ по таким ценам, а искали другие способы побороть энергоколлапс. То есть Япония в XXI веке топит ТЭЦ самым доступным для нее ресурсом — ассигнациями.
Учитывая вышеперечисленные факторы, давать прогнозы цен на нефть — одно из самых неблагодарных занятий. Однако в начавшемся ралли на товарных рынках многие аналитики увидели просвет и для нефтяной отрасли. За последние дни сразу несколько уважаемых организаций повысили свои прогнозы. Международное энергетическое агентство подняло прогноз стоимости американской нефти с 48,5 до 52,7 доллара за баррель. Аналитики американского инвестиционного банка Goldman Sachs теперь ожидают удорожания нефти марки Pent до 65 долларов за баррель уже в июле. Даже ОПЕК, обычно консервативная в своих прогнозах, стала более оптимистичной и считает, что «худшее позади».
Для российских нефтяников и экономики страны текущие котировки весьма комфортны. Сегодня баррель российской нефти стоит более 4000 рублей — при критическом для бюджета уровне 3000–3500 рублей за баррель.
Более того, дальнейший рост цен на нефть даже может негативно сказаться на российской экономике. Если излишки, получаемые нефтяниками, будут уходить не в реальную экономику, а в резервы, начнется очередной виток роста цен на бензин, что может ударить по реальным доходам населения.
Нужно понимать, что сами нефтяники находятся под ограничениями сделки ОПЕК+, а взросшая цена на нефть не приведет к увеличению инвестиций с их стороны. То есть инвестиционная активность в России, даже несмотря на ценовое ралли, будет оставаться сдержанной. А учитывая рост фискальной нагрузки в последние годы, другие отрасли экономики тоже вряд ли станут активно наращивать производство.
Внимательные россияне уже давно заметили повышение цен на топливо при росте стоимости нефти на мировом рынке. С одной стороны все выглядит логично — нефть дороже, значит и продукты ее переработки растут в цене. Однако обратных ситуаций почти не бывает — падение курса «черного золота» почти никогда не приводит к снижению стоимости топлива.
Россиян предупредили о резком росте цен на бензин в 2021 году
Первое, про что не стоит забывать, так это про спрос. В 2021 году от этого фактора будет сильно зависеть цена топлива. Характерный весенний скачок спроса может быть смазанным по причине дефицита средств у населения. В частности те, кто не использовал автомобиль в зимнее время из-за экономии, в кризисное время и весной могут отказаться от поездок. Изменения в местной и мировой экономике могут вынудить и регулярных пользователей автомобилей пересесть на общественный транспорт.
Это скажется на спросе внутри страны, но не стоит забывать и про падение продаж нефти на мировом рынке в случае глобального кризиса. Такая ситуация, как минимум, останавливает рост цен. Если же на это наслаивается резкое снижение локальной покупательской способности, то прогноз по ценам может быть самым неожиданным, хотя все же не стоит забывать про одностороннюю связь стоимости в паре нефть-бензин.
За 2020 г. цены на золото прибавили 46%, в моменте рост достигал 60% — были обновлены исторические максимумы.
Золото традиционно считается «тихой гаванью» на периоды рыночной турбулентности, когда из-за репутации защитного актива спрос на него растет.
COVID-19 запустил цепочку факторов, которые способствовали росту драгметаллов. Во-первых, выросла неопределенность. Во-вторых, реальные процентные ставки опустились до отрицательных значений — а это традиционно мощный драйвер для роста цен на золото. Еще один немаловажный момент — предложение золота в 2020 г. сократилось, за 9 месяцев падение достигло 5,4%.
По итогам 9 месяцев совокупный мировой спрос на драгоценный металл сократился на 10% г/г, со стороны мировых ЦБ — на 58,2%. Сильное падение спроса наблюдается и в ювелирной промышленности — на 41% за 9 месяцев 2020 г., в промышленном секторе — на 10,4%.
Единственным драйвером роста спроса на золото в 2020 г. стала инвестиционная активность.
Чего можно ожидать от котировок золота в 2021 г. Важность главного драйвера уходящего года — неопределенности из-за коронавируса — постепенно перестает быть актуальной. Монетарные стимулы начнут постепенно сокращаться, это снижает риски разгона инфляции, а значит, и угрозу дальнейшего падения реальных процентных ставок.
Мягкая денежно-кредитная политика мировых регуляторов сохранится в 2021 г. Этот фактор продолжит оказывать поддержку ценам на золото, но о дальнейшем смягчении речи уже не идет.
Важным драйвером может стать сокращение инвестиционного спроса. Если в 2020 г. притоки в ETF были на рекордных уровнях из-за пандемии, то теперь интерес инвесторов к защитному активу снижается. Эта тенденция наблюдается уже в IV квартале 2020 г.
Предложение золота должно постепенно выйти на докоронавирусные уровни. Этому будут способствовать смягчение карантинных мер, восстановление логистики, а также сохраняющиеся высокие цены.
Все вышеперечисленные драйверы негативны для динамики цен на золото. Позитивных стимулов, которые могли бы способствовать существенному росту котировок, меньше.
Один из самых важных — увеличение ювелирного спроса. Сектор сильно пострадал из-за коронавируса, однако уже в III квартале наметились первые признаки восстановления — спрос вырос на 32,4% кв/кв. Можно предположить, что тенденция получит развитие как в IV квартале 2020 г., так и в 2021 г. В частности, поддержку сегменту может оказать сильный рождественский сезон. Аналогичные тренды на восстановление спроса можно будет ожидать в промышленности.
В целом можно сделать вывод, что факторы для снижения цен на золото в 2021 г. превалируют. Однако пандемию полностью сбрасывать со счетов нельзя. Ожидания по следующему году по золоту: от нейтральных до умеренно негативных в зависимости от развития ситуации с пандемией. Диапазон цен $1650–1950 за унцию выглядит относительно справедливым.
Несмотря на не самые оптимистичные ожидания по рынку золота на 2021 г., включение драгоценного металла в инвестиционный портфель может быть оправданно с точки зрения диверсификации вложений. Из наиболее интересных способов инвестирования в золото выделим покупку акций золотодобывающих компаний. Ключевой фактор привлекательности — ценные бумаги, помимо роста цены, генерируют денежный поток за счет дивидендов, в то время как сам по себе металл может принести доход только в случае увеличения курсовой стоимости.
Подробнее про тренды на рынке золота: Золото в 2021 — что будет
20 ключевых рисков, которые могут повлиять на финансовые рынки в 2021 г. — это те темы, на которые инвестору нужно обратить пристальное внимание в первую очередь, и которые наши аналитики будут держать в фокусе. Возможны два сценария развития событий: восстановление мировой экономики или второй провал из-за коронавируса.
Коронавирус и экономика
• COVID-19 начнет мутировать.
• Второе дно в экономике в ходе «коронакризиса».
• Дефолты населения и бизнеса в случае нового витка ослабления экономики, которые могут ударить по американским банкам.
• Банковский кризис в еврозоне, в том числе из-за отрицательных процентных ставок.
• Кибератаки на бизнес, ушедший в онлайн.
Регуляторные риски
• Повышение корпоративных налогов в США.
• Фокус Байдена на «зеленых технологиях» ударит по нефтегазовому сектору США.
• Байден не сможет наладить диалог с Китаем.
• Антимонопольная политика Байдена — удар для сегмента слияний/поглощений.
• Нападки регуляторов на соцсети и крупные IT-компании.
• Обеспокоенность регуляторов личными данными пользователей — ограничения в сфере диджитал-рекламы.
• Разногласия в Конгрессе по вопросам фискального стимулирования.
• Недовольство политических лидеров США программами buyback.
• Санкционные риски
Пузыри и прочие риски
• Если экономика продолжит восстанавливаться, то ФРС выйдет из программ экстренного стимулирования экономики.
• Пузырь на рынке облигаций.
• Проблема госдолга США и Китая.
• Высокая долговая нагрузка (леверидж) корпоративного сектора.
• Снижение интереса иностранных инвесторов к американскому долгу.
• Пузырь на рынке недвижимости США.
Для инвесторов, настроенных на долгосрочные вложения, выделяем главные тенденции последней десятилетки. Для одних компаний изменения экономического ландшафта во время пандемии коронавируса оказались временными трудностями, для других «социальные эксперименты» могут стать эпохальными.
Вот тренды, оказывающие существенное влияние на инвестиционный ландшафт:
• Рост населения планеты и повышение уровня благосостояния
• Всеобщая диджитализация
• Шеринговая экономика
• Зеленая энергетика
• Беспроводные технологии и автономизация
• Стандарт связи 5G и связанное с ним развитие IoT
Подробнее о трендах и их влиянии на компании: Долгосрочное инвестирование в посткоронавирусном мире. Часть I и Часть 2.
Над материалом работала команда экспертов БКС Экспресс: Оксана Холоденко, Альберт Короев, Игорь Галактионов, Михаил Зельцер, Дмитрий Бабин, Константин Карпов, Дмитрий Пучкарёв, Павел Гаврилов, Андрей Мамонтов, Василий Карпунин.
БКС Мир инвестиций
Эксперты предупредили о росте цен на топливо в России
• Российская экономика: ключевые факторы
• Российские акции: лидеры в каждом секторе
• Российские акции с высокими дивидендами
• Российские облигации, которые обгонят депозит
• Американская экономика: ключевые факторы
• Американские акции: перспективные отрасли
• Прогноз по S&P 500
• Американские акции: кто может опередить S&P 500
• Американские акции, по которым вырастут дивиденды
• Американские акции: технологичные тренды
• Рынок нефти
• Валютный рынок
• Рынок золота
• Риски 2021: за какими новостями следить
• Тренды для долгосрочных инвестиций
Среди внешних факторов, влияющих на экономику России, ключевым в 2021 г. будет оставаться эпидемиологическая обстановка в мире. Экспортный характер отечественной экономики предполагает высокую чувствительность к балансу мирового спроса и предложения сырья и ценовым трендам, в частности, на рынках энергоносителей.
Воздействие окажут также тенденции движения мирового капитала. Прямые иностранные инвестиции упали в текущем году более чем в 5 раз, и ранее конца 2021 г. выйти на средние показатели последних 5 лет вряд ли получится.
На стабильность фондового рынка непосредственное влияние оказывает геополитический контекст: санкционное давление и валютные войны.
Среди внутренних факторов одной из основных проблем является недостаточная эффективность внешнеэкономической деятельности и низкий темп импортозамещения. Однако положительную роль в период коронакризиса играют относительно низкая доля сферы услуг в России (54%) и высокий удельный вес промышленности и сельского хозяйства в ВВП.
Монетарные драйверы играют не последнюю роль в привлекательности инвестиционных проектов и развитии внутреннего спроса. Курс финансовых властей сводится к развитию стимулирующей функции путем снижения стоимости денег в экономике. При текущей ключевой ставке в 4,25% годовых и скачке инфляции в последние месяцы выше таргета в 4% возникает временный риск ухода реальной доходности в область отрицательных значений. Однако угрозой экономической стабильности выступает скорее низкая деловая активность в стране, нежели общий подъем уровня цен.
Интерес к накопительным счетам падает, даже в странах с относительно высокой (2–5%) номинальной ставкой. В России также наблюдается активный приток инвесторов на фондовый рынок.
Нефтегазовый сектор. Среди потенциальных лидеров на 2021 г. — Лукойл и Газпром нефть.
Акции Лукойла интересны с точки дивидендов и роста курсовой стоимости. Лукойл может выплатить неплохие дивиденды по итогам 2020 г. — по предварительным оценкам, около 230-300 руб. на акцию.
Также позитивные моменты: сравнительная дешевизна по мультипликаторам относительно среднеотраслевых значений, высокая степень открытости, лояльность к миноритариям и менеджмент, заинтересованный в росте капитализации компании.
Акции Газпром нефти привлекательны при улучшении конъюнктуры на рынке нефти и росте квот на добычу в рамках ОПЕК+. Компания обладает внушительным потенциалом увеличения добычи при росте цен. Также стоит отметить, что бумаги в последние месяцы отстают от более ликвидных представителей сектора, и это может быть временное явление.
Металлургия и добыча. Опережающую динамику в 2021 г. относительно отрасли могут показать акции Северстали, ММК, Норникеля.
Металлурги в 2021 г. при сохранении текущей конъюнктуры могут продемонстрировать отличные финансовые результаты. В I квартале внутренние цены могут продолжить рост вслед за конъюнктурой на мировом рынке, что оказывает поддержку акциям Северстали и ММК. Но стоит учитывать накопленную к концу года перегретость этих бумаг
Дивидендная доходность Норникеля на горизонте ближайших 12 месяцев может превысить 11%. Конъюнктура на ключевых рынках Норникеля остается благоприятной, а чрезмерного укрепления рубля нет наблюдается.
В 2020 г. акции золотодобытчиков демонстрировали рекордный рост. Наиболее крупными компаниями являются Полюс, Полиметалл и Петропавловск. Полюс — крупнейший игрок на российском рынке с лидирующими в мире показателями рентабельности. Полиметалл отличается высокой степенью диверсификации производства за счет добычи серебра. Петропавловск — самая недооцененная по мультипликаторам из наиболее крупных российских золотодобывающих компаний, что отчасти связано с корпоративным конфликтом.
Интересной акцией на грядущий год также можно отметить АЛРОСА. В начале осени конъюнктура на рынке алмазов начала восстанавливаться, а последние данные по объемам реализации позволяют рассчитывать на хорошую прибыль в IV квартале. При сохранении благоприятного сентимента на рынке алмазов бумаги компании могут показать умеренно положительную динамику в 2021 г.
Потребительский сектор. Потенциальным лидером в 2021 г. могут стать акции X5 Retail. Компания собирается нарастить дивиденды в 1,5 раза по итогам 2020 г. X5 Retail — лидер российского рынка онлайн-ритейла, который вырос в условиях пандемии.
Среди интересных бумаг потребительского сектора также можно отметить Русагро. Менеджмент компании недавно обозначил минимальным уровнем дивидендных выплат 50% от чистой прибыли по МСФО против 25% ранее. Конъюнктура на ключевых рынках компании остается позитивной.
Химическая отрасль. Наиболее перспективное вложение на 2021 г. — ФосАгро. Компания может порадовать акционеров высокими дивидендами, так как конъюнктура в отрасли остается относительно стабильной, а рубль сравнительно слабым.
Сектор телекоммуникаций. Среди лидеров — МТС и Ростелеком.
МТС в 2021 г. планирует выплатить не менее 28 руб. на акцию, что по текущим котировкам соответствует 8,6% дивидендной доходности. Дополнительным драйвером роста может стать реализованный в 2020 г. buyback.
Ростелеком в 2020 г. улучшил финансовые результаты за счет консолидации Теле2 — это одна из мощных точек роста группы. В условиях пандемии толчок к росту получили цифровые сервисы Ростелекома, продолжили развитие облачные услуги.
Энергетический сектор. Перспективные бумаги: Юнипро, РусГидро, Ленэнерго-ап.
Ключевой фактор привлекательности кейса Юнипро — запуск энергоблока №3 Березовской ГРЭС и увеличение дивидендов на 43% до 0,317 руб. на бумагу. Дивидендная доходность в таком случае составит 11,6% по текущим котировкам.
Многие публичные компании России щедры по отношению к акционерам — уровень дивидендной доходности на нашем рынке один из самых высоких в мире.
Мы выбрали бумаги, которые способны в следующем году порадовать инвестора дивидендной доходностью выше среднерыночных значений, и разделили их на две группы. В первой группе — акции, по которым значительные дивиденды можно ожидать с высокой степенью уверенности. Во второй — те, которые обеспечат высокие дивиденды при определенных условиях.
На фоне эпидемии COVID-19 некоторые сектора экономики оказались под более высоким давлением. Доходность облигаций представителей таких секторов включает премию за отраслевой риск, которая выглядит избыточной на фоне перспектив победы над пандемией. Среди них можно выделить жилищное строительство, непродуктовую розницу и лизинг.
РЕСО-Лизинг. Выпуск БО-П-7 с доходностью 6,9%. Лизинговая компания, единственным акционером является страховая компания РЕСО-Гарантия (Рейтинг S&P BBB-). Диверсификация портфеля достаточно высокая, структура является сбалансированной, график погашения долга соотносится со срочностью.
Группа ПИК. Выпуск 001Р-03 с доходностью 7%. Крупнейший российский девелопер, имеет статус системообразующего предприятия. Компания обладает высокой маржинальностью и умеренной долговой нагрузкой. В 2020 г., несмотря на пандемию COVID-19, за первые 6 месяцев компания нарастила продажи и EBITDA на 34% и 81% соответственно.
Группа ЛСР. Выпуск БО-П-04 с доходностью 6,9%. Второй по объему текущего строительства девелопер России, имеет статус системообразующего предприятия. В I полугодии 2020 г. компания смогла поддержать достойный уровень операционных результатов и нарастить финансовую подушку за счет снижения дивидендных выплат.
Белуга Групп. Выпуск БО-П02 с доходностью 6,9%. Крупный производитель и поставщик алкогольной продукции, имеет широкий портфель брендов и сильные рыночные позиции. Компания не подвержена валютному риску за счет экспортной выручки, покрывающей валютные расходы. Выручка и EBITDA компании в I полугодии 2020 г. выросли на 23% к предыдущему году, несмотря на негативное влияние пандемии на продажи в сегменте HoReCa.
АФК Система. Выпуск 1Р-11 с доходностью 6,4%. Диверсифицированный холдинг с активами в различных отраслях, основным активом является мажоритарная доля в компании МТС. Облигации Система предлагают одну из самых высоких доходностей среди бумаги категории ВВ-/ВВ по международной шкале при низких рисках дефолта и планомерном снижении долговой нагрузки.
Подробнее про облигации — в полной версии статьи: Облигации, которые обгонят депозит в 2021
Топливный союз сделал неутешительный прогноз на 2021 год по росту цен на бензин
Рынки становятся быстрее. В феврале–марте наблюдалось одно из самых быстрых падений мировых рынков в истории. Американский индекс S&P 500 рухнул на 35% за пять недель и затем показал мощнейшее восстановление, вернувшись к максимумам всего 5 месяцев спустя.
Базовый взгляд на экономику США в наступающем году — позитивный. Согласно декабрьскому прогнозу ФРС, в 2021 г. ВВП США может вырасти на 4,2%.
Ключевым фактором, как и во всем мире, остается пандемия коронавируса, США является мировым лидером по числу выявленных случаев. Ожидается, что массовая вакцинация населения во II–III квартале поможет восстановлению экономики.
Стимулирующая монетарная политика Федрезерва поддержит экономику. Медианный прогноз участников Комитета по операциям на открытом рынке предполагает сохранение ключевой ставки на уровне 0,1% до конца 2023 г. Выкуп государственных и ипотечных облигаций продолжится, будут проводиться операции РЕПО.
Смешанный Конгресс уменьшает вероятность повышения налогов. Байден планировал, в частности, поднять до 28% налог на прибыль корпораций, который Трамп снизил с 35% до 21%.
Антикризисный пакет мер поддержки экономики в объеме около $900 млрд, возможно, не окончательная сумма. Помимо этого, Байден намерен реализовать программу инфраструктурных расходов с фокусом на альтернативную энергетику и «зеленые» технологии.
Есть надежда, что Джо Байден урегулирует торговые и политические разногласия с Китаем. Возможна отмена санкций и пересмотр торгового соглашения.
Подробности — в полной версии статьи: Американская экономика. Ключевые факторы на 2021
С точки зрения долгосрочных перспектив наиболее интересны сектора информационных технологий и здравоохранения. Однако сейчас по мультипликаторам IT-сектор выглядит перегретым. Фактор риска — нападки регуляторов на диджитал-компании в том, что они незаконно используют персональные данные пользователей.
Исходя из комплекса фундаментальных показателей и сделок M&A, возможны резкие выбросы наверх в отдельных акциях нефтегазового сектора, но риски в этом плане высоки. В целом, традиционные нефтяные компании могут пострадать из-за намерений Джо Байдена инвестировать в «зеленые технологии».
Читайте подробнее: Рынок США. Какие отрасли наиболее перспективны в 2021
Большинство согласится с тем, что у политиков всех мастей и поколений на протяжении истории было кое-что общее: необходимость быть избранным. К сожалению, призыв на так называемую «государственную службу» чаще всего был призывом к личному эго, поскольку все политики гонятся за тем, что Ницше метко назвал «жаждой власти».
Конечно, есть замечательные исключения (выберите своих героев) из этого циничного правила, но многие согласятся со мной, что наши лидеры — правые, левые или центристы — обладают довольно большим эго и очень низким экономическим IQ. Как заметил много веков назад знаменитый французский моралист Франсуа де Ларошфуко:
Высокие должности крайне редко занимают высокие умы.
С тех пор, как Никсон в 1971 году лишил доллар США, глобальную резервную валюту, золотого обеспечения, валюты во всем мире пошли в разгул. Другими словами, политики получили возможность свободно использовать «кредитную карту» национального масштаба, долг по которой они либо увеличивали, либо гасили с помощью напечатанных бумажных денег.
Такая ситуация постепенно перекинулась с Вашингтона на Брюссель, через Лондон в Токио, что легко объясняет, как и почему глобальный долг вырос с $5 трлн долларов в 1971 году до $280 трлн долларов сегодня.
Так сказать, уберите золотой стандарт и пусть долговая «вечеринка» неистовствует. Конечно, долг может приносить удовольствие, но недолго.
Эксперты дали прогноз по ценам на бензин в 2021 году
Создание большего количества фиатных (то есть фальшивых) денег для монетизации реальных долговых обязательств — глупая затея. Это убивает валюты и разрушает экономический рост.
Как ни странно, современные политики, жаждущие заполучить побольше голосов, убедили себя и мир в том, что инфляцию держат под контролем, хотя на самом деле статистические данные просто не соответствуют действительности.
И, конечно же, процентные ставки. И снова деятели из ФРС будут делать вид, будто «рассматривают возможность корректировки ставок». Но с учетом того, что государственный долг скоро превысит $30 трлн долларов и вряд ли на этом остановится, в этом поколении ФРС не повысит процентные ставки по той простой причине, что они не могут себе этого позволить. Пока ставки удерживаются на низком уровне, долг будет устанавливать все новые рекорды.
Но вот загвоздка: что происходит, когда процентные ставки повышаются? Сторонники современной монетарной теории скажут вам, что центральные банки не позволят инфляции и ставкам вырасти. Это как существование Деда Мороза — приятно верить.
К сожалению, когда дело доходит до повышения ставок, последнее слово в конечном итоге остается за естественными силами рынка облигаций, а не за центральными банками.
Учитывая находящиеся в обращении облигации с отрицательной доходностью на сумму более $18 трлн долларов, это лишь вопрос времени, когда кто-то закричит «огонь» и бросится к пожарному выходу (то есть, ликвидности), который сейчас размером с мышиную нору. В конечном итоге держатели облигаций начнут их распродавать, а значит их цены упадут, и, следовательно, доходность резко возрастет. А когда доходность облигаций увеличивается, процентные ставки взлетают до небес.
Но тем, кто все еще доверяет экспертам или полагает, что ФРС убережет великую нацию от финансового краха, стоит согласиться, что с историей сложно спорить, даже если наши политические взгляды расходятся.
Мои американские друзья думают, что я слишком жесток по отношению к политике США, поэтому позвольте мне быть справедливым и обратить свой суровый взор на другую дорогую мне страну.
К концу забытого XVIII века французы были похожи на современных американцев: внешне они выглядели роскошно, но гнили изнутри из-за социального разделения и долгов, связанных с длительными войнами, предшествующим крахом рынка и растущим дефицитом. Звучит знакомо?
Давайте разделим события на фазы, которые, я уверяю, покажутся вам до боли знакомыми.
В 1789 году Франция сияла снаружи, но разваливалась изнутри. Французы, как и американцы в 2008-м, как писал американский академик и историк Эндрю Д. Уайт в 1912 году, «искали кратчайший путь к процветанию» (т. е. хотели напечатать больше денег ), чтобы дать больной экономике небольшой «стимул» к восстановлению. Министром финансов Франции в то время выступал Жак Неккер.
В отличие от Бернанке в 2008 году, Неккер распознал в этом краткосрочном «лекарстве» долгосрочную (и фатальную) опасность выхода экономики из-под контроля.
Таким образом, он попытался отговорить Национальное собрание от соблазнительного желания напечатать больше денег, заявив, что результат «будет катастрофическим», поскольку печать была не более чем «панацеей и способом привлечь ресурсы без уплаты процентов».
Неккер беспокоился о том, что «чрезмерную эмиссию» бумажных денег будет трудно «сдержать». Кроме того, это решение могло спровоцировать создание невероятно опасного «класса спекулянтов». Что-то напоминает, не правда ли?
Сегодня подавляющее большинство американских инвесторов (от WeWork до Tesla) являются спекулянтами, стремящимися заработать состояния на фондовом рынке, который по всем историческим показателям представляет собой жалкое казино.
Но вопреки этим пророческим предупреждениям Жан-Поль Марат, «Друг народа», и другие соблазнили толпы обещаниями «стимулировать» экономику с помощью печати французских денег и подавления процентных ставок.
Помните Полсона? Гайтнера? Бернанке? Они обещали «ровно столько» количественного смягчения, сколько необходимо.
Итак, в 1790 году Франция сделала свой первый реальный рывок в печатании денег. Конечно, процесс им очень понравился. Казначейство Франции 1790 года по понятным причинам выдохнуло, старые долги были оплачены новыми фальшивыми деньгами, система кредитования восстановлена, и все были довольны — так же, как «V-образные» рынки после 2009 в США.