Основные изменения в Федеральном законе № 44-ФЗ в 2022 году

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Основные изменения в Федеральном законе № 44-ФЗ в 2022 году». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.

Содержание

Это такой способ закупки, когда заказчик приглашает участвовать в ней определенный круг поставщиков и выдает документацию по их запросам. В аукционе побеждает тот участник, который предложил самую низкую цену.

Действия заказчика при проведении закрытого аукциона по 44-ФЗ

Ниже мы распишем каждый этап, который должен пройти заказчик в ходе закрытого отбора поставщиков, а также расскажем, каким образом должна действовать организация, желающая принять участие в данном мероприятии.

Итак, проведение закрытого аукциона по 44-ФЗ: пошаговая инструкция для заказчика.

Этап 1. На этом этапе заказчик согласовывает проведение закрытого аукциона с уполномоченным органом государственного управления.

Данное действие подчиняется регламенту, разработку и реализацию которого осуществляет соответствующая структура федеральной исполнительной власти, в компетенцию которой входит обеспечение механизма контрактных закупок. Согласовать проведение закрытого аукциона по 44-ФЗ уполномоченная инстанция должна не позднее чем через 10 рабочих дней после того, как получит соответствующее обращение от организатора процедуры (ч. 3 ст. 84 44-ФЗ).

Права и обязанности заказчика

Главный принцип взаимодействия заказчика и исполнителей — прозрачность. В отличие от закупок по 44-ФЗ или 223-ФЗ, в системе гособоронзаказа организатор имеет право запрашивать информацию:

  • о финансовых операциях головного исполнителя по всем счетам;
  • о привлеченных головным исполнителем субподрядчиках;
  • о ходе исполнения госконтракта: на каком этапе работа, соответствует ли ход работ техзаданию, нет ли отклонений по качеству и пр.

Более того, это может делать не только заказчик, но и органы финансового мониторинга и прокуратура. В закупке военных средств, техники, боеприпасов к приемке товаров может подключиться военное представительство. Это дополнительная ответственность головного исполнителя и исполнителей.

Обязанности государственного заказчика установлены ст. 6.2 275-ФЗ «О государственном оборонном заказе».

Например, заказчик обязан:

  • разрабатывать с привлечением головного исполнителя, исполнителей, определенных в установленном порядке, предложения по объему поставок продукции по государственному оборонному заказу и его основным показателям;
  • организовывать и осуществлять размещение заказов на поставки продукции по государственному оборонному заказу;
  • формировать начальную (максимальную) цену государственного контракта при размещении государственного оборонного заказа путем использования конкурентных способов и цену государственного контракта при размещении государственного оборонного заказа у единственного поставщика;
  • заключать государственные контракты и принимает необходимые меры по их исполнению;
  • присваивать каждому государственному контракту идентификатор государственного контракта и указывает его в государственном контракте;
  • включать в государственный контракт условие об осуществлении расчетов по государственному контракту только с использованием отдельных счетов, открытых в уполномоченном банке и др.

Понятие и нормативная база

В Федеральном законе «О контрактной системе в сфере закупок» законодатель закрепил два возможных типа аукциона – открытый и закрытый. При этом если для открытого аукциона допустима, а нередко и является обязательной, форма проведения в виде электронной торговой процедуры, то закрытый аукцион в электронной форме не проводится, а все заявки подаются в виде запечатанных конвертов.

Регулирование проведения процедур открытого и закрытого аукционов происходит на основании статей 59-71 и 86-91 Федерального закона №44-ФЗ. В рамках указанных статей происходит не только регулирование собственно процедуры такого вида торгов, но также и устанавливается порядок доступа потенциальных участников торгов ко всем необходимым документам.

Особую важность такое регулирование имеет в отношении возможности доступа к необходимой документации о проведении закупок, которая не размещается при проведении закрытого аукциона, в рамках которых закупаются товары или услуги относительно объекта, составляющего государственную тайну.

Документация электронного аукциона по 44-ФЗ

Извещение должно содержать:

  1. Адрес сайта электронной площадки
  2. Дату окончания рассмотрения заявок
  3. Дату проведения торгов (только рабочий день)
  4. Размер обеспечения заявки
  5. Преимущества для поставщиков, например, малого бизнеса
  6. Требования к поставщику товара, работы, услуги
  7. Исчерпывающий перечень документов
  8. Ограничения для иностранных товаров и юридических лиц

Документация должна содержать:

  1. Наименование и описание закупки
  2. Описание условий контракта, срок подписания
  3. Требования к заявке участника
  4. Даты окончания срока подачи, рассмотрения заявок и проведения торговой сессии
  5. Размер и условия обеспечения контракта
  6. Информацию об ответственном лице заказчика, контактные данные
  7. Порядок разъяснения заказчиком положений документации
  8. Проект контракта

Документация не может содержать требований к оформлению и форме заявки.

Новый порядок согласования с 01.07.2020 года

17.06.2020 г. на портале правовой информации опубликовали приказ о новом порядке согласования проведения закрытых процедур. Он вступил в силу с 01.07.2020 года. С этой же даты утратил силу приказ Минэкономразвития №189 от 31.03.2015.

Новый порядок применяется для согласования конкурентных процедур, таких как: закрытый конкурс, конкурс с ограниченным участием, двухэтапный конкурс, аукцион, в том числе и процедуры в электронной форме.

Вот пошаговая инструкция, как согласовать процедуру для ограниченного числа участников по новым правилам:

Шаг 1. Сформируйте обращение по форме, которая утверждена новым приказом.

Шаг 2. Подготовьте приложения к обращению. В п. 7 проекта приказа указано, что к обращению прилагаются такие документы:

  • обоснование отнесения закупки к случаю, по п. 1 или 2 ч. 2 ст. 84 44-ФЗ (если закупка проводится по п. 1 или 2 ч. 2 ст. 84 44-ФЗ);
  • описание объекта закупки по правилам ст. 33 44 ФЗ;
  • обоснование НМЦК, начальных цен единиц товара (в случае, который предусмотрен ч. 24 ст. 22 44-ФЗ) с указанием информации о валюте, которую использовали для формирования цены контракта и расчетов с поставщиком, о порядке применения официального курса иностранной валюты к рублю, который используется для оплаты контракта (если закупка проводится в рамках гособоронзаказа по нормам Федерального закона №275-ФЗ от 29.12.2012);
  • требования к участникам закупки по п. 1 ч. 1, ч. 2, 2.1 ст. 31 44-ФЗ (если есть такие требования) и исчерпывающий список документов, которые подтвердят, что участник закупки соответствует таким требованиям, и требование, которое предъявляется к участникам закупки в рамках ч. 11 ст. 31 44 ФЗ (если предъявили такое требование);
  • информация о соответствии участников закупки, которые указаны в обращении по п. 6 проекта приказа, требованиям, которые предъявил заказчик.

Шаг 3. Отправьте обращение. В п. 8 проекта приказа изложена инструкция, как передать обращение на согласование закрытой закупки в ФАС:

  1. Передают этот документ на бумажном носителе в 1 экземпляре и, если есть техническая возможность — на съемном машинном носителе информации.
  2. Обеспечивают идентичность информации и документов на бумажном и съемном машинном носителях информации.
  3. Направляют с соблюдением требований законодательства о защите гостайны, если в обращении есть сведения о такой тайне.

ГОЗ следует отличать от госзакупок

Госзакупки по 44-ФЗ предусматривают конкурентную форму размещения контрактов на поставку товаров, оказание услуг и выполнение работ. А заказчиками являются коммерческие организации.

В гособоронзаказе закрываются федеральные нужды на товары и услуги, в целях обеспечения гособороны. Заказчиком здесь выступает Правительство РФ. Проводить закупки в рамках ГОЗ могут Минобороны РФ, «Роскосмос» и «Росатом». Средства на исполнение контрактов по гособоронзаказу выделяются из федерального бюджета и контролируются Правительством и Министерство обороны.

При проведении закупок по ГОЗ заказчики должны руководствоваться Федеральным законом 275-ФЗ «О государственном оборонном заказе» от 29 декабря 2021 г., гражданским кодексом, нормативными правовыми актами федерального уровня, приказами Минобороны, Минфина, Минпромторга, Минэкономразвития, Центробанка, Федерального казначейства, МЧС, ФАС.

Процесс организации торгов закрытого формата заказчиком

Организатор не имеет права самостоятельно проводить закупку закрытого типа. Для этого предусмотрен определенный порядок действий, указанный в 44-ФЗ. Необходимо пройти ряд этапов:

  1. Согласование. Заказчик обязан уведомить ФАС о предстоящей процедуре; обязательное требование — доказать необходимость организации закупки закрытым способом. В обращении следует указать причину, по которой процедура представляет собой гостайну, описать предмет торгов и предоставить список потенциальных исполнителей. ФАС рассматривает заявление в десятидневный срок. Ведомство принимает отрицательное решение в случае, если закупка не имеет грамотного обоснования либо заказчик предоставил недостаточно аргументов для организации закрытого формата торгов. При положительном ответе ФАС организатору дается 90 дней для проведения процедуры.
  2. Подготовка. Решаются различные организационные вопросы по проведению аукциона, выбирается состав комиссионной группы, разрабатывается регламент ее работы.
  3. Формирование пакета документов для конкурса. Организатор подготавливает и утверждает необходимые документы для участников, включая образцы шаблонов, техническое задание, проект контракта. Также заказчик вправе потребовать дополнительные документы от исполнителей, если это не выходит за рамки 44-ФЗ.
  4. Публикация сообщения о торгах в ЕИС и рассылка приглашений. Организатор торгов вправе официально размещать в системе только извещение о предстоящей процедуре. Сделать это необходимо минимум за 1 месяц до наступления дня вскрытия конвертов. Также на данном этапе рассылаются приглашения потенциальным кандидатам, содержащие информацию о заказчике, данные о предмете закупки и пр.
  5. Отправление конкурсной документации потенциальным поставщикам. Кандидаты вправе запросить данные о закупке, а организаторы обязаны предоставить их в трехдневный срок, если поставщик полностью отвечает предусмотренным законом требованиям.
  6. Передача отчетов в ФАС. Организатор предоставляет в ведомство список всех потенциальных исполнителей, получивших конкурсную документацию, а также дубликаты их предложений. На направление документов определенного срока не установлено, но не позже пяти суток до вскрытия конвертов.
  7. Рассмотрение заявлений. Все поступившие предложения регистрируются согласно внутренним правилам. В подтверждение кандидатам может быть предоставлена письменная расписка от организатора торгов. В предварительно установленный период проводится процедура вскрытия конвертов. Она длится не более десяти суток с момента завершения приема предложений исполнителей. По итогам рассмотрения заявок комиссионная группа решает вопрос о допуске кандидатов к торгам. Решение фиксируется в итоговом протоколе, который визируется каждым членом комиссии.
  8. Рассылка уведомлений. Согласно ст. 89 44 ФЗ организатор торгов обязан направить дубликат протокола в ФАС в течение двух суток. Также заказчик должен уведомить всех кандидатов о принятом решении.
  9. Проведение процедуры. Каждый из допущенных участников до начала аукциона регистрируется комиссионной группой; в протоколе фиксируется весь процесс. Заказчик отражает в акте подробные сведения об исполнителях, от которых поступило предложение с наименьшей ценой. В конце процедуры протокол визируется всем составом комиссии, а в ФАС направляется его копия.
  10. Подписание договора с победившим кандидатом. Чтобы заключить контракт с исполнителем, закон предусматривает 10 дней после составления и заверения протокола.

Что лучше: спецсчет или банковская гарантия

Давайте сравним спецсчет и банковскую гарантию.

Плюсы Минусы
бесплатно, дополнительно ничего покупать не надо; спецсчет можно открыть за пару минут. придется заморозить свои деньги, вытащить их из оборота.

По банковской гарантии:

Плюсы Минусы
не надо владеть нужной суммой, при хорошем раскладе она не понадобится; даже если деньги есть, не надо вытаскивать их из оборота. стоит денег, от 1000 рублей; оформляется от двух часов до нескольких дней.

Способы определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей)

При размещении закупок товаров, работ, услуг, сведения о которых составляют государственную тайну, используются закрытые способы определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей).

Правила к проведению таких закупок установлены в ст. 84 – 92 Закона о контрактной системе.

Закрытые способы определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) применяются по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством РФ на осуществление данных функций. Согласование применения закрытых способов определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) осуществляется в порядке, утвержденном Приказом Минэкономразвития РФ от 31.03.2015 № 189 (далее – Порядок № 189). Из положений этого документа следует, что заказчиком подается в Федеральную антимонопольную службу обращение о проведении закупки закрытым способом. К обращению прилагаются документы и информация, поименованные в п. 2 Порядка № 189. В случае если заявителем не будет выполнено или выполнено ненадлежащим образом требование вышеназванного пункта, Федеральная антимонопольная служба не рассматривает обращение и возвращает его заявителю с указанием причин такого возврата в срок, не превышающий пяти рабочих дней со дня поступления обращения (п. 4 Порядка № 189).

Работники Федеральной антимонопольной службы рассматривают обращение вместе с приложенными к нему документами и информацией и принимают одно из следующих решений (п. 5 Порядка № 189):

  • о согласовании применения закрытого способа определения поставщика (подрядчика, исполнителя), в том числе с указанием на выявленные нарушения законодательства РФ о контрактной системе в сфере закупок и на необходимость их устранения при определении поставщика (подрядчика, исполнителя);
  • об отказе в согласовании применения закрытого способа определения поставщика (подрядчика, исполнителя) в случае признания закупки необоснованной в соответствии с требованиями, предусмотренными Законом о контрактной системе, и (или) отсутствия оснований применения закрытого способа определения поставщика (подрядчика, исполнителя), и (или) необоснованного сокращения количества участников, приглашаемых к участию в закрытом способе определения поставщика (подрядчика, исполнителя).

Последовательность операций по участию и проведению открытого аукциона в электронной форме, сроки, и инструкции участника закупки.

Открытый электронный аукцион или открытый аукцион в электронной форме проводится в соответствии с 44 ФЗ или 223 ФЗ.

Последовательность операций по участию и проведению открытого электронного аукциона, сроки, и инструкции для участников закупки.

На данный момент, с помощью открытых электронных аукционов проводится более 70% всех закупочных процедур, проводимых Государством. Популярность электронных аукционов в последние годы становится всё выше, и не смотря на возрастающую популярность проблемы у участников аукционов не уменьшаются. В данной статье Вам предложена максимально развёрнутая информация по процессу участия в электронных аукционах, проводимых в рамках законодательства о контрактной системе.

Мы дадим, как само понятие термина «Электронный аукцион» или » Открытый аукцион в электронной форме», так и алгоритм участия в электронном аукционе.

Подробно опишем как заполнить и подать заявку на участие в электронном аукционе и сроки его проведения.

Порядок аккредитации участников желающих принять участие в электронном аукционе. (Открытом аукционе в электронной форме)

Для принятия участия в открытом электронном аукционе, участник должен иметь квалифицированную электронную подпись, регистрацию в Единой Информационной Системе и аккредитацию на электронной площадке.

С 01.01 2019г., вступил в силу новый порядок аккредитации на электронных площадках. Все новые участники закупок, проходят регистрацию в ЕИС, и автоматически аккредитуются на восьми государственных площадках. Несмотря на то что новый порядок удобнее, старого способа, на практике это несет ряд сложностей и неудобств. До 31.12.2019 г., участники, которые были аккредитованы ранее и имеют действующую электронно-цифровую подпись имеют возможность принимать участие в электронных закупочных процедурах, без регистрации в ЕИС. Эти участники имеют возможность пройти процедуру регистрации в ЕИС в течении 2019 года.

После регистрации участников закупки в ЕИС, операторы электронных торговых площадок, обязаны в течении одного рабочего дня, следующего за днем регистрации в ЕИС, осуществить аккредитацию участника на электронной торговой площадке, путем межсистемного информационного взаимодействия портала Госуслуг, Единой информационной системы, и электронными площадками согласно части 4 статьи 24.2 44 ФЗ.

Статья 59. Аукцион в электронной форме ( электронный аукцион )

  1. Под открытым аукционом в электронной форме (электронным аукционом) понимается аукцион, при котором информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении такого аукциона и документации о нем, к участникам закупки предъявляются единые требования и дополнительные требования, проведение такого аукциона обеспечивается на электронной площадке ее оператором.
  2. Заказчик обязан проводить открытый электронный аукцион в случае, если осуществляются закупки товаров, работ, услуг, включенных в перечень, установленный Правительством Российской Федерации, либо в дополнительный перечень, установленный высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации при осуществлении закупок товаров, работ, услуг для обеспечения нужд субъекта Российской Федерации, за исключением случаев закупок товаров, работ, услуг путем проведения запроса котировок, запроса предложений, осуществления закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) с учетом требований настоящего Федерального закона. Включение товаров, работ, услуг в указанные перечни осуществляется в случае одновременного выполнения следующих условий:

(в ред. Федерального закона от 28.12.2013 N 396-ФЗ) ( Открытый электронный аукцион )

(см. текст в предыдущей редакции)

1) существует возможность сформулировать подробное и точное описание объекта закупки;

2) критерии определения победителя такого аукциона имеют количественную и денежную оценку.

  1. Заказчик имеет право осуществлять путем проведения электронного аукциона закупки товаров, работ, услуг, не включенных в указанные в части 2 настоящей статьи перечни.
  2. Для проведения электронного аукциона заказчик разрабатывает и утверждает документацию об электронном аукционе.

Что такое гособоронзаказ?

Все этапы участия в закупках по государственному оборонному заказу (ГОЗ) регулируются положениями 275-ФЗ от 29 декабря 2012 г. Этот закон вступил в силу 1 января 2013 года, т.е. раньше на год, чем 44-ФЗ.

В ст.4-6 275-ФЗ приводится порядок формирования, утверждения и размещения ГОЗ. А в Постановлении Правительства РФ № 1255 от 26 декабря 2013 г. даны подробные указания, как разработать ГОЗ и его основные показатели (на основании которых и формируется ГОЗ).

В рамках таких закупок Правительство РФ разыгрывает задания на поставку товаров, выполнение работ и оказание услуг для нужд в целях обеспечения обороны страны, а также поставки продукции в области военно-технического сотрудничества с иностранными государствами (п.1 ст.3 275-ФЗ).

Низкая конкуренция в сфере ГОЗ для некоторых поставщиков является определяющим фактором для участия. Другие же, наоборот, не желают погружаться в сложности изучения законодательства, а также опасаются пристального внимания со стороны контролирующих ведомств к своей организации.

Не нужно думать, что государство проводит процедуру для приобретения только вооружения и техники. Например, закупаться может еда для военнослужащих: картофель, крупы, тушенка и т.д.

Закупки по 275-ФЗ по алгоритму проведения и участия напоминают мероприятия по 44-ФЗ, но с некоторыми особенностями. Можно сказать, что нормы 275-ФЗ являются специальными по отношению к 44-ФЗ и преобладают над нормами Закона о госзакупках.

В качестве госзаказчиков выступают органы исполнительной власти — Минобороны, МВД, МЧС, ФСБ, ФСО, ФСИН и др. Также на благо гособоронзаказа трудятся Роскосмос и Росатом. Эти структуры размещают заказы и нанимают исполнителей для их выполнения.

Госзаказчики сотрудничают с головными исполнителями, с которыми заключают контракт. К ним в большинстве случаев относятся бюджетные или казенные учреждения, унитарные предприятия, организации и общества, участником или учредителем которых является РФ (например, воинские части, судостроительные заводы, военные заводы и т.п.).

Головной исполнитель, со своей стороны, может передать исполнение обязательств исполнителю (субподрядчику второго порядка). Исполнитель также может привлечь для реализации контракта другого исполнителя (субподрядчика третьего порядка). Так формируется цепочка взаимоотношений между головным исполнителем и исполнителями второго и третьего порядка, которая называется кооперацией головного исполнителя.

Особенности работы с отдельным счетом по 275-ФЗ

Мы уже отметили, что для каждого выполнения ГОЗ следует иметь отдельный счет, который открывается в Промсвязьбанке. Средства на нем можно тратить строго на конкретные цели, определенные условиями контракта. Только после исполнения обязательств становится возможным перевод денег со спецсчета по 275-ФЗ на обычный расчетный счет.

Если выполнение госконтракта подразумевает несколько этапов, то деньги можно получить после выполнения всей работы целиком, а не ее части.

Для того, чтобы перевести средства на свой счет, исполнителю нужно предоставить в банк следующие бумаги:

  • контракт с допсоглашениями;
  • акт приема-передачи товара или акт выполненных работ (оказанных услуг);
  • документы, подтверждающие, что исполнитель тратил собственные средства на исполнение контракта по ГОЗ;
  • иные документы, перечень которых устанавливает банк, открывший отдельный счет.

Списание суммы произойдет только в том случае, если в распоряжении указан идентификатор госконтракта. В п.2 ч.1 ст.8.3 275-ФЗ приводится ряд случаев, когда разрешено выводить деньги с отдельного счета, помимо случая получения прибыли. Например, для уплаты налогов и сборов. А в ст.8.4 и 8.6 утвержден перечень операций, которые запрещено проводить по спецсчету и основания для приостановления операций по спецсчету.

К обязанностям поставщика относится особенный учет и оформление документации по ГОЗ. Во всех бумагах (договорах, счетах-фактурах и др.) необходимо указывать идентификатор контракта. Он служит инструментом контроля всех финансовых действий. Кроме того, поставщику потребуется вести учет расходов раздельно с другими расходами.

Шаг 5. Изучите условия госконтракта

Проверять контракт на стадии подписания — плохая практика. После того, как тендер уже выигран, поздно вносить изменения в условия поставки, а исполнитель может лишиться выгоды и даже сработать в минус.

Представьте, что вы выиграли тендер на поставку детского питания в детские сады. Но проморгали, что по контракту обязаны поставить госзаказ не в один район республики, а в 35. Вы не учли логистику в себестоимости контракта и не смогли его исполнить, за что вас внесли в реестр недобросовестных поставщиков, подали на вас в суд и взыскали неустойку.

Поэтому изучайте условия госконтракта до того, как вы решили участвовать в торгах.

Проверять проектную документацию лучше с профессиональным юристом или специалистом по госзакупкам. Он укажет на риски, которые могут привести к убыткам.

Семён Сивцев, маркетолог-консультант, занимался госзакупкамиОбычно документация к тендеру — это стопка бумаг формата А4, в которых сухим канцелярским языком и мелким шрифтом без интервалов написано, какие обязательства берёт на себя исполнитель, когда он должен выполнить условия контракта и что ему будет, если он нарушит договор. Но прочитать эти документы придётся, потому что на каждой странице могут прятаться нюансы и обычные опечатки, которые усложнят будущую работу.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *