Всепропальщикам на заметку. Как росли пенсии в России с 1999 по 2012 годы.
Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Всепропальщикам на заметку. Как росли пенсии в России с 1999 по 2012 годы.». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.
Негосударственные пенсионные фонды (НПФ) появились в России благодаря Указу Президента РФ «О негосударственных пенсионных фондах» от 16 сентября 1992 года № 1077. НПФ могли создаваться только в форме некоммерческих организаций, размещая активы с помощью управляющих компаний. Несмотря на то что необходимость развития дополнительного частного пенсионного обеспечения признавалась в посланиях Президента РФ Федеральному Собранию в 1994 и 1995 годах, до 1998 года их деятельность регулировалась только на основании данного указа. Закон «О негосударственных пенсионных фондах» № 75-ФЗ вступил в силу лишь в мае 1998 года – накануне кризиса. В нем было немало нечетких формулировок, некоторые определения не соответствовали гражданскому законодательству, при этом отсутствовали ключевые вопросы, например основания для выплаты пенсий и процедура удовлетворения требований к НПФ в случае его ликвидации.
Негосударственное пенсионное обеспечение
Лицензирование НПФ и определение требований к структуре их инвестиционных портфелей долгое время находились в ведении Инспекции НПФ, созданной при Министерстве труда и социального развития, юридический статус которой был не вполне очевиден. В результате российские стандарты лицензирования деятельности НПФ были крайне размыты. А других механизмов, обеспечивающих надзорные и контрольные функции в отношении НПФ, не существовало. С 2004 года вопросы регулирования деятельности НПФ были переданы Федеральной службе по финансовым рынкам.
Развитие негосударственного пенсионного обеспечения заметно отставало от других сегментов финансовых рынков. На начало 2009 года в стране числилось 233 НПФ (табл. 2), реально работавших было существенно меньше. На 10 крупнейших фондов в 2000–2008 годах приходилось 77–86% общей величины резервов, причем около 50% из них аккумулировал лидер – НПФ «Газфонд». Несмотря на то что услуги НПФ предоставлялись в более чем половине всех субъектов Федерации, каждый второй действующий фонд находился в Москве и Санкт-Петербурге.
В отличие от западных НПФ большинство российских фондов учреждено организациями реального сектора и ориентировано на работу с предприятиями. В 2003 году 81% из 5,2 млн участников НПФ обслуживались по договорам, заключенным работодателями (вкладчиками – юридическими лицами). Бурный рост отрасли в начале 2000-х годов также связан прежде всего с развитием корпоративных пенсионных систем. По-прежнему индивидуальных участников программ дополнительного пенсионного обеспечения – то есть тех, кто сам добровольно решил позаботиться о будущей частной пенсии, – единицы. Число пенсионеров, получающих частные пенсии из НПФ, хотя и растет, до сих пор не превышает 3% всех пенсионеров, а размер дополнительной пенсии меньше государственной.
Основные причины слабого развития частного пенсионного страхования: несовершенство и противоречивость правовой базы; недружественное к дополнительному пенсионному обеспечению налоговое законодательство; низкие доходы населения; недоверие к частным финансовым организациям; ограниченность финансовых инструментов. По данным опроса Независимого института социальной политики, в 2007 году 43% респондентов трудоспособных возрастов не могли стать клиентами НПФ из-за недостатка денег[28]. Кроме того, реальная доходность обязательных пенсионных накоплений остается невысокой. Доходность по дополнительному негосударственному пенсионному обеспечению была выше, чем в обязательной системе, но уступала альтернативным источникам вложения средств. Неудивительно, что треть опрошенных в 2007 году лиц трудоспособных возрастов не стали клиентами НПФ, потому что опасались, что их пенсионные накопления обесценятся.
Таким образом, несмотря на то что в предкризисные 2000-е годы негосударственное пенсионное обеспечение в России переживало подъем, дополнительное пенсионное обеспечение не заняло весомого места в пенсионной системе. Масштабы частных пенсионных накоплений в экономике страны также остаются более чем умеренными.
Таблица 2
Основные показатели негосударственного пенсионного обеспечения
1996 |
2000 |
2005 |
2007 |
2008 |
|
Число негосударственных пенсионных фондов |
254 |
262 |
2903 |
252 |
2334 |
Резервы, млрд рублей 1, 2 |
15,6 |
277,4 |
472,9 |
462,9 |
|
Численность участников, тыс. человек 2 |
1675,9 |
3375,2 |
6059,1 |
6757,1 |
6746,3 |
Численность получателей негосударственных пенсий, тыс. человек 2 |
155,9 |
281,9 |
705,7 |
1026,2 |
1131,4 |
В том числе в % к общей численности пенсионеров, состоявших на учете в органах соцзащиты |
0,4 |
0,7 |
1,8 |
2,7 |
2,9 |
Пенсионные выплаты, млрд рублей 1, 2 |
Н.д. |
0,6 |
7,6 |
13,8 |
17,5 |
Пример расчёта пенсии для граждан, родившихся до 1967 года
В зависимости от города однокомнатная квартира с мебелью стоила 8—15 рублей. Шикарные многокомнатные квартиры в центре крупных городов, разумеется, стоили дороже — 50—60 рублей за четырёх- и пятикомнатные. Более распространён был съём комнат. Даже в столице комнату можно было снять за 6—10 рублей в зависимости от района и дома.
Проведенное с февраля 1995 года повышение размера пенсий путем увеличения компенсационной выплаты, имевшее своей целью доведение минимального уровня пенсионного обеспечения до 65 процентов прожиточного минимума пенсионера, прошло с большим трудом, но в результате опережающего роста цен и недостаточности выделенных средств не достигло своей цели.
А это говорит о том, что фактически пенсионеры повышения своего материального положения не ощутят. За счет увеличения налоговой нагрузки цены даже на товары первой необходимости также увеличиваются, что по сути нивелирует самое повышение пенсионного обеспечения.
Заработная плата за период с августа 1993 г. по апрель 1994 г. (850000 руб ) увеличивается в 1,3 раза с учетом индекса, установленного с 1 мая 1994 г., и составит 1105000 руб. Заработная плата выплаченная после 1 мая 1994 г., учитывается в фактическом размере.
Среднемесячная заработная плата в СССР по годам
Для определения КСЗ нужно среднемесячный заработок пенсионера разделить на среднюю зарплату по стране за аналогичный период времени. С 2001 по 2002 используют единое значение – 1 495,5 рубля. Работники ПФР используют следующие советские зарплаты при начислении пенсий:
- 1980 г. – 174 р.;
- 1981 г. – 178,30 р.;
- 1982 г. – 184 р.;
- 1983 г. – 188 р.;
- 1984 г. – 193,20 р.;
- 1985 г. – 199,20 р.;
- 1986 г. – 206 р.;
- 1987 г. – 214 р.;
- 1988 г. – 233 р.;
- 1989 г. – 263 р.;
- 1990 г. – 303 р.;
- с 1991 г. – определяется отдельно по каждому региону. Связано это с нестабильной экономической обстановкой в целом по России до 2000-х годов.
Среднемесячные заработные платы с 1960 по 2001 г.
Не думайте, что свод данных, обозначенный таблицей, играет роль чисто ознакомительную. Нет, пользуются ей не только граждане, но и непосредственно правительство, как минимум для рассмотрения отношения двух заработных плат.
Чтобы осуществить данное рассмотрение, необходимо учесть трудовой доход конкретного человека, и сопоставить его с аналогичным усредненным показателем в таблице за конкретный временной срок.
Таблица 1. Средняя зарплата по месяцам с 1960 по 1990 годы (в российских рублях)
Усредненная величина заработной платы граждан, трудоустроенных официально, и работающих на территории нашего государства, определяется согласно обобщенному количеству выплат, полученных ими всеми. Данный показатель делится на подсчитанное ранее число работников (опять-таки, работающих в стране официально), и таким образом получается среднее значение, которое нас так интересует. Так, в 2018 году данный показатель был равен 42 тысячам 413 рублям.
Ещё одним важным отличием от современных пенсий было то, что после смерти человека, получавшего пенсию, она продолжала выплачиваться его семье. Пенсию вместо него получала либо его вдова (до самой смерти), либо его дети (юноши — до 17 лет, девушки до 21 года).
Пенсия в дореволюционной России полностью зависела от квалификации сотрудника. Неквалифицированный рабочий зарабатывал 20—25 рублей. Зарплата квалифицированных пролетариев (токарей, слесарей) была значительно выше и варьировалась в диапазоне от 50 до 100 рублей.
Военные получали ещё больше. Зарплата подпоручика (самый первый офицерский чин) составляла 70 рублей. Ставка капитана армии начиналась от 105 рублей в месяц. Полковник получал уже 320 рублей, а генеральские ставки начинались от 500 рублей. Зарплата городового начиналась от 20 рублей, зато околоточный надзиратель (что-то вроде современного участкового, но с большим количеством функций) получал уже 75. Фельдшер получал 35 рублей, а врач — 80—85 рублей.
В те времена системой меры в России был не килограмм, а фунт — 0,4 кг. Зная среднюю цену какого-либо продукта за один фунт, можно легко пересчитать цену в килограммах. Самые ходовые продукты в Москве и Питере накануне Первой мировой войны стоили: литр сметаны — 70 копеек, кило сахара — 30 копеек, килограмм гречки — 25 копеек, риса — 30 копеек. Капуста стоила ещё дешевле, килограмм стоил примерно 12,5 копеек.
Зато советские пенсионеры были лучше всех обеспечены капустой. Среднестатистический пенсионер мог приобрести 875 кг капусты — на 351кг больше, чем сейчас, на 575 килограммов больше, чем до революции.
Подводя итог, можно сказать, что покупательская способность современной пенсии превышает уровень советской пенсии накануне перестройки, очень сильно превышает уровень пенсии середины 90-х годов и по ряду пунктов уступает дореволюционной пенсии столетней давности. Как такое возможно? Неужели за сто лет не произошло прогресса?
На самом деле, произошёл. Сейчас государство гарантирует пенсию всем своим гражданам, размер которой зависит от различных факторов, но какой-то минимум всё равно обеспечен. Дореволюционная пенсионная система была похожей на современную китайскую — пенсии предусматривались только для людей, так или иначе работающих на государство (военные, чиновники, учителя).
Действительно, пенсия в те времена была выше — если сейчас она составляет 30—40% от прежней зарплаты, то сто лет назад при полной выслуге лет она равнялась 100% оклада, однако пенсию ещё надо было заслужить беспорочной службой.
С другой стороны, несомненным плюсом старых пенсий было то, что выплачивались они независимо от того, жив пенсионер или мёртв. Если уж человек заработал пенсию, то вдова и дети будут получать её даже после его смерти.
Можно ли вернуть советскую пенсионную систему?
«Вернуться в ту систему уже невозможно. Она могла эффективно работать только в социалистической экономике, где государство контролировало и распределяло все финансовые ресурсы», — считает профессор кафедры трудового права и права социального обеспечения Московского государственного юридического университета Эльвира Тучкова.
Но критерии назначения пенсий, по ее мнению, надо сделать прозрачными.
«Нужно напрямую, а не через хитрые коэффициенты учитывать два показателя: количественный (стаж) и качественный (зарплату). При этом минимальный размер пенсии должен обеспечивать достойные условия жизни. И государство должно гарантировать его на федеральном уровне каждому гражданину, независимо от территории его проживания», — говорит эксперт.
И в такой ситуации очень сложно было говорить о повышении пенсий. Именно поэтому все чаще возникали разговоры о необходимости проведения пенсионной реформы.
Соответствующий законопроект был внесен в Госдуму в начале лета 2018 года. Своей целью законопроект ставил повышение пенсионного возраста граждан. То есть, по задумке авторов, россияне будут позже выходить на пенсию и дольше работать. С одной стороны, это снизит нагрузку на ПФР, а с другой – повысит его доходы. За счет дополнительной выручки можно будет повысить средний размер пенсии.
В начальной версии документа ожидалось, что мужчины будут выходить на пенсию в 65 лет, а представительницы слабого пола – с 63 лет. Однако чуть позже в документ внесли правки, в результате которых положение мужчин не изменилось, а вот женщинам сделали послабление – они смогут рассчитывать на господдержку уже с 60 лет. Сторонники реформы активно кивали на западные страны, где возраст выхода на пенсию сегодня больше 65 лет и предпринимаются попытки его дальнейшего повышения.
В целом момент возраста стал главной составляющей всей пенсионной реформы. Повышать возраст будут не сразу, а постепенно. Для этих целей предусматривается специальный 10-летный период.
Также при упоминании реформы нужно отметить, что под особую защиту взяли граждан предпенсионного возраста. Например, если работодатель без весомых причин старается уволить работника, которому скоро на пенсию, то к нему могут применить меры административного и даже уголовного воздействия.
У некоторых категорий граждан будет возможность раньше выйти на пенсию. Такой вариант оставили тем, кто имеет много детей. Также на заслуженный отдых раньше срока смогут уйти граждане с большим трудовым стажем.
Минимальная пенсия в России по годам и средняя
Среднемесячный доход работающих граждан (заработная плата) считается, исходя из общего количества средств, выплаченных трудоустроенным слоям населения по всей территории Российской Федерации. Эта величина делится на количество официально устроенных работников – и выводится усредненный показатель.
В текущем году он был равен 42 413 рублей. На конец календарного года пока еще не рассчитан.
Среднемесячную величину заработной платы по РФ можно отнести к теоретическим показателям, который часто значительно расходится с реальными числами. Но это понятие широко используется для расчета различных выплат, и пенсионных — в том числе. Кроме того, существует понятие медианной заработной платы, которую часто путают со среднемесячной, хотя это в корне разные термины.
Медианный называют тот показатель, который делит всю часть работающего населения на две равные половины: одна зарабатывает больше указанного числа, другая – меньше.
Например, если взять 2013, то среднемесячная ЗП тогда составляла 29473, а медианная – 21268 рублей. На текущий год пока таких данных не выведено.
- История политических и правовых учений. — М.: Юнити-Дана, 2010. — 472 c.
- Марченко, М. Н. Теория государства и права в вопросах и ответах. Учебное пособие / М.Н. Марченко. — М.: Проспект, 2014. — 240 c.
- Жинкин, С.А. Теория государства и права. Конспект лекций / С.А. Жинкин. — М.: Феникс, 2017. — 602 c.
- Шумега, С.С Технология столярно- мебельного производства; М.: Лесная промышленность, 2012. — 288 c.
- Милантьев, В.П. История и методология физики / В.П. Милантьев. — М.: Российский университет дружбы народов (РУДН), 2016. — 578 c.
Минимальной пенсией в нашей стране называется прожиточный минимум пенсионера (сокращенно ПМП), который ежегодно устанавливается в качестве социального минимума для пожилых граждан Пенсионным Фоном Российской Федерации. Существует два вида ПМП, первый из которых называется государственным, а второй региональным. Для граждан конкретного региона в качестве базового берётся именно региональный ПМП.
Таблица. Минимальная пенсия в России по годам (по данным ПФР и Росстат)
Год | Размер ПМП, в рублях |
---|---|
2019 | 8657 |
2018 | 8726 |
2017 | 8540 |
2016 | 8803 |
2015 | 7161 |
2014 | 6354 |
2013 | 6131 |
2012 | 5564 |
2011 | 4938 |
2010 | 4780 |
2009 | 4294 |
2008 | 3191 |
2007 | 2731 |
2006 | 2418 |
2005 | 1801 |
2004 | 1605 |
2003 | 1379 |
2002 | 1144 |
2001 | 962 |
2000 | 571,3 |
1999 | 347,9 |
Усредненная величина заработной платы граждан, трудоустроенных официально, и работающих на территории нашего государства, определяется согласно обобщенному количеству выплат, полученных ими всеми. Данный показатель делится на подсчитанное ранее число работников (опять-таки, работающих в стране официально), и таким образом получается среднее значение, которое нас так интересует. Так, в 2018 году данный показатель был равен 42 тысячам 413 рублям.
Каждый будущей пенсионер, желающий осведомиться о том, каково будет получаемое им впоследствии пенсионное пособие, может использовать таблицу средней по стране заработной платы. Для сравнения он может взять любые пять лет трудового стажа, накопленного им за жизнь. Главное, чтобы эти пять лет шли подряд друг за другом, а не непоследовательно, так как в этом случае они не могут по закону быть учтены.
В июле 1964 года газета «Алтайская правда» рассказала душераздирающую историю Валентины Лебедевой из села Тулай Ребрихинского района. Молодая женщина долго болела и долго лечилась. А когда поздоровела и пришла к председателю колхоза просить работу, тот ее отшил.
Похожие записи: