Назначение пенсии по возрасту в рб в 2021 году

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Назначение пенсии по возрасту в рб в 2021 году». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.

Напомним, повышение пенсионного возраста началось с 2017 года. Каждый год он будет прибавлять по полгода до тех пор, пока не достигнет 63 лет для мужчин и 58 — для женщин. Это произойдет в 2022 году.

В 2019 году мужчины выходили на пенсию в 61,5 года, а женщины — в 56,5 года. В 2021 году пенсионный возраст для мужчин составит 62 года и 6 месяцев, для женщин — 57 лет и 6 месяцев.

В 2022 году мужчины будут выходить на пенсию в 63 года, а женщины — в 58 лет.

В 2019 году власти обсуждали дальнейшее повышение пенсионного возраста после 2022 года, но только для женщин. Еще больше повысить пенсионный возраст советовали и в МВФ. А в 2019 году Александр Лукашенко поручил властям оценить эффективность пенсионной реформы. Однако официально о дальнейшем повышении пенсионного возраста чиновники пока не говорят.

— Давайте мы посмотрим, как в 2022 году пенсионная реформа будет влиять на балансировку Фонда, — объясняла министр труда Ирина Костевич.

Как изменится расчет пенсий в Беларуси с 1 января 2021 года

В 2021 году также увеличат минимальный страховой стаж, необходимый для получения трудовой пенсии. В него входит только то время, когда вы работали и работодатель платил за вас страховые взносы в Фонд соцзащиты. В 2020 году минимальный страховой стаж составляет 17,5 года, с 1 января 2021 года он увеличится на полгода до 18 лет.

Минимальный страховой стаж растет по той же схеме, что и пенсионный возраст: на полгода каждый год, пока не будет составлять 20 лет (это произойдет в 2025 году). В 2013 году минимальный страховой стаж увеличился с 5 до 10 лет, в 2015 — с 10 до 15, а с 2016 начал повышаться каждый год на полгода.

Белорусы, которые не выработали страховой стаж по новым правилам, попадают в «пенсионную ловушку», они не могут претендовать на трудовую пенсию, им могут назначить только социальную: мужчины — с 65 лет, женщины — с 60 лет. Сейчас социальная пенсия составляет 129,06 рубля.

Напомним, с 1 января 2020 года в страховой стаж начали включать срочную службу в армии. Это новшество на стадии обсуждения не поддерживали в Минтруда и Минфине. При этом по учебе в вузе и декретному отпуску, включение в страховой стаж которых обсуждалось наряду со службой в армии, власти изменения не приняли.

С 1 января 2021 года женщинам, родившим четверых детей, будут засчитывать в трудовой стаж для назначения пенсии время нахождения в отпуске по уходу за ребенком продолжительностью до 12 лет в общей сложности (сейчас — 9 лет). Назначать им трудовые пенсии будут при наличии стажа работы не менее 20 лет и страхового стажа не менее 10 лет (сейчас — 17 лет 6 месяцев).

Сейчас многодетные мамы, которые воспитывают четверых детей, рискуют не выработать требуемый страховой стаж, а значит, могут угодить в «пенсионную ловушку» — не получить трудовую пенсию, а только социальную. Дело в том, что сейчас матерям троих детей декретный отпуск включается в общий трудовой стаж в полном объеме. Для матерей, у которых пятеро и более, предусмотрены дополнительные льготы. А вот матерям четверых детей в общий стаж идет только 75% всего периода декретного отпуска.

Этот вопрос поднимали не один год. При этом в Минтруда выступали против того, чтобы матерям четверых детей декретный отпуск засчитывать в полном объеме в общий трудовой стаж.

— В многодетных семьях, как правило, дети рождаются без значительных перерывов между рождениями. Поэтому максимальный 9-летний период может охватывать время ухода мамы за четвертым, пятым и даже последующими детьми, — поясняли ранее в Минтруда, почему не видят ловушки страхового стажа для многодетных.

С 2021 года инвалидам I и II группы, у которых инвалидность более 10 лет, снизят требования к страховому стажу для назначения пенсии по возрасту (пропорционально времени нахождения на инвалидности). Инвалидам с детства на 5 лет снизят требования к продолжительности трудового стажа для получения права на досрочную пенсию по возрасту (для женщин — с 20 до 15 лет, для мужчин — с 25 до 20 лет).

Кроме того, родителям детей-инвалидов с тяжелой степенью утраты здоровья, длительное время осуществлявшим уход за ними (не менее 20 лет), будет повышен размер социальной пенсии — до минимальной пенсии по возрасту (с 129,06 рубля до 272,57 рубля).

Предусмотрено также, что работникам с неполным страховым стажем (свыше 10 лет, но менее требуемого) будут взамен социальной пенсии назначать трудовую пенсию по возрасту при неполном страховом стаже. При этом женщинам такую пенсию будут назначать при достижении 60 лет, а мужчинам — 65 лет, как это предусмотрено для социальной пенсии.

Ранее в Минтруда поясняли, что за 10 лет страхового стажа размер пенсии составит 73% бюджета прожиточного минимума пенсионера, или 142,46 рубля на сегодняшний день. «Размер пенсии будет увеличиваться на каждые 3% этого бюджета за дополнительный год страхового стажа больше 10», — уточняли в ведомстве.

Сейчас те, кто не смог выработать трудовой стаж, может претендовать на социальную пенсию.

18 мая 2020 г. Президентом Республики Беларусь подписан Указ № 171 «О социальной поддержке отдельных категорий граждан».

В части пенсионного обеспечения Указом предусматривается:
Для многодетных матерей
• Увеличение предельного периода по уходу за детьми, засчитываемого в общий стаж для целей пенсионного обеспечения,
— с 9 до 12 лет в общей сложности

Справочно:
Для матерей, родивших четверо и более детей, периоды, когда они не работали в связи с уходом за малолетними детьми, будут засчитываться в общий стаж работы для назначения пенсии в пределах 12 лет. В настоящее время учитываются в пределах 9 лет.

ВАЖНО!
Норма Указа будет применяться не только при первичных назначениях пенсий женщинам, родившим четверых и более детей, но и к пенсиям, назначенным до 1 января 2021 года.
Пенсии будут перерасчитываться с учетом данной нормы с первого числа месяца, следующего за тем, в котором женщина обратится за перерасчетом пенсии в установленном законодательством порядке (с заявлением и документами, подтверждающими рождение четверых и более детей и воспитание их до 3-летнего возраста (если таких документов нет в материалах пенсионного дела) в органы по труду, занятости и социальной защите.

• Уменьшение периода страхового стажа для назначения трудовой пенсии по возрасту по достижении общеустановленного пенсионного возраста женщинам, родившим четверых детей и воспитавшим их до 8-летнего возраста
— Женщинам, родившим четверых детей и воспитавшим их до 8-летнего возраста, трудовая пенсия по возрасту по достижении общеустановленного пенсионного возраста будет назначаться при наличии общего стажа не менее 20 лет и страхового стажа не менее 10 лет.

Справочно:
Для назначения трудовой пенсии по возрасту на общих основаниях в соответствии с Законом Республики Беларусь «О пенсионном обеспечении» требуется наличие страхового стажа:
• в 2021 году — не менее 18 лет
• в 2022 году — не менее 18 лет 6 месяцев
• в 2023 году — не менее 19 лет
• в 2024 году — не менее 19 лет 6 месяцев
• в 2025 году — не менее 20 лет

Для граждан с инвалидностью
• Снижение страхового и общего стажа для назначения трудовой пенсии по возрасту гражданам, которые являлись инвалидами I и (или) II группы
Снижение страхового стажа гражданам, которые являлись инвалидами I и (или) II группы:
более 10 лет – на 6 месяцев за каждый полный год нахождения на инвалидности

Справочно:
При нахождении на инвалидности I и (или) II группы:
11 лет – страховой стаж снижается на 5 лет 6 месяцев
12 лет – страховой стаж снижается на 6 лет
13 лет – страховой стаж снижается на 6 лет 6 месяцев
14 лет – страховой стаж снижается на 7 лет
15 лет – страховой стаж снижается на 7 лет 6 месяцев
16 лет – страховой стаж снижается на 8 лет
17 лет – страховой стаж снижается на 8 лет 6 месяцев
18 лет – страховой стаж снижается на 9 лет
19 лет – страховой стаж снижается на 9 лет 6 месяцев
20 лет – страховой стаж снижается на 10 лет
более 21 года – до 5 лет.

Одновременно для указанной категории лиц снижено требование к общему стажу
для женщин – с 20 до 15 лет,
для мужчин – с 25 до 20 лет.

Также на 5 лет снижен общий стаж инвалидам с детства I и (или) II группы для назначения досрочной пенсии по возрасту по статье 22 Закона Республики Беларусь «О пенсионном обеспечении».

Для назначения трудовой пенсии по возрасту с учетом данной нормы либо перевода с получаемой пенсии по инвалидности на пенсию по возрасту необходимо обращаться в установленном законодательством порядке (с заявлением и необходимыми документами) в органы по труду, занятости и социальной защите.
В этой связи обращаем внимание, что в соответствии с частью третьей статьи 68 Закона Республики Беларусь «О пенсионном обеспечении» инвалидам с детства, инвалидность которым установлена пожизненно, пенсия по возрасту увеличивается на 50 процентов минимального размера пенсии по возрасту.

Для родителей детей-инвалидов
• Увеличение размера социальной пенсии родителям детей-инвалидов с третьей и (или) четвертой степенью утраты здоровья, признанных впоследствии инвалидами с детства I группы

Для родителей детей-инвалидов с третьей и (или) четвертой степенью утраты здоровья, признанных впоследствии инвалидами с детства I группы, осуществляющих уход за инвалидами не менее 20 лет, размер социальной пенсии увеличивается до 130 процентов наибольшей величины бюджета прожиточного минимума пенсионера за два последних квартала (БПМ пенсионера).

Для других категорий граждан

С принятием настоящего Указа работникам с длительным стажем работы в особых условиях труда, выработавшим до 1 января 2009 г. (до введения профессионального пенсионного страхования) не менее половины требуемого полного льготного стажа, предоставляется право на назначение досрочной пенсии (пенсии по возрасту за работу с особыми условиями труда или пенсии за выслугу лет) по Закону Республики Беларусь «О пенсионном обеспечении» (по статьям 12, 13, 15 или по статьям 47-49, 49-2 соответственно).

Указанная пенсия назначается из средств общей пенсионной системы (подпункт 1.1. Указа).

Таким образом, лица, отработавшие до 1 января 2009 г. не менее половины требуемого льготного стажа, будут иметь право на назначение досрочной льготной пенсии в общей пенсионной системе взамен досрочной профессиональной пенсии в системе профессионального пенсионного страхования.

Норма, содержащаяся в подпункте 1.1 Указа, вступает в силу с 1 января 2020 г.

Указом в целях формирования более высоких размеров будущих профессиональных пенсий предусматривается повышение (более чем в два раза) тарифов взносов работодателей на профессиональное пенсионное страхование работников, занятых на работах с особыми условиями труда или отдельными видами профессиональной деятельности (за исключением работников, занятых работах с особыми условиями труда по спискам № 1 и № 2).

Тарифы взносов увеличиваются с 1 января 2021 г.

Следует отметить, что ранее (с 1 октября 2013 г.) аналогичное право пенсионирования по Закону о пенсионном обеспечении было предоставлено работникам, занятым на работах с особыми условиями труда по спискам № 1 и № 2 (п.п. 1.1 п. 1 Указа Президента Республики Беларусь от 25 сентября 2013 г. № 441 «О некоторых вопросах профессионального пенсионного страхования и пенсионного обеспечения»).

Работникам, занятым на работах с особыми условиями труда по спискам № 1 и № 2, тарифы взносов были также увеличены с 1 января 2014 г.

Указ расширяет переходный период, но не приводит к приостановлению действия системы профессионального пенсионного страхования.

Так, работникам, занятым на работах с особыми условиями труда или отдельными видами профессиональной деятельности, которые до 1 января 2009 г. отработали менее половины льготного стажа либо вовсе его не имели до указанной даты, предоставляется право:

  1. формирования досрочной профессиональной пенсии.
    В таком случае работодатель будет уплачивать за этого работника обязательные взносы на профессиональное пенсионное страхование в бюджет государственного внебюджетного фонда социальной защиты населения (ФСЗН);
  2. выбора вместо досрочной профессиональной пенсии дополнительной профессиональной пенсии. Дополнительная профессиональная пенсия будет назначаться по достижении общеустановленного пенсионного возраста (в размере БПМ) за счет сформированных пенсионных сбережений дополнительно к пенсии по возрасту;
  3. получения ежемесячной доплаты к заработной плате вместо указанного страхования. Ее размер определяется работодателем, но не может быть менее суммы взноса на профессиональное пенсионное страхование за этого работника. То есть взносы вместо уплаты в бюджет фонда на цели профессионального пенсионного страхования будут выплачиваться самому работнику к заработной плате.

В 2017 году в республике началось повышение пенсионного возраста (ежегодно на 6 месяцев). Общеустановленный пенсионный возраст установлен статьёй 11 Закона Республики Беларусь «О пенсионном обеспечении».

Сейчас для расчета пенсии учитывается зарплата за последние 26 лет (312 месяцев) работы подряд (или меньше, если вы проработали меньше 26 лет). С 1 января 2021 года его повысят на один год – до 27 лет (324 месяца). Ежегодно этот период увеличивается на 1 год до фактически имеющегося стажа работы.

Если предположить, что вы выходите на пенсию в 2021 году и работали без перерывов, то для расчета пенсии возьмут вашу зарплату за последние 27 лет. Если за это время был период, когда вы не работали, то зарплату возьмут за более ранние годы пропорционально этим перерывам. При этом непрерывный стаж на размер пенсии не влияет, никаких бонусов за него не полагается.

Важно не только то, сколько вы зарабатывали, но и то, как ваша зарплата соотносилась со средней заработной платой работников по стране. Исходя из этих двух показателей, рассчитывается индивидуальный коэффициент заработка пенсионера, или пенсионный коэффициент. Происходит это так. Ваш фактический заработок за каждый месяц за последние 26 лет работы (при расчете пенсии в 2020-м) сравнивается со средней зарплатой по стране за тот же месяц. Если коэффициент получился 1 – значит, ваша зарплата равнялась средней. Если 1,5 – в полтора раза больше, если 0,5 – в полтора меньше. Коэффициенты за каждый месяц суммируются, а потом делятся на количество учтенных месяцев. В результате получается итоговый пенсионный коэффициент – число с пятью знаками после запятой. Именно его используют при расчете пенсии.

С 1 января 2021 года на полгода вырастет пенсионный возраст, а также минимальный страховой стаж, который необходим для получения трудовой пенсии. Это очередное плановое поэтапное повышение. Со следующего года введут изменения по пенсиям для многодетных матерей, которые сейчас могут попасть в «пенсионную ловушку», и для людей с инвалидностью. Новшества появятся и для работников с неполным страховым стажем.

Так, в 2021 году пенсионный возраст для мужчин составит 62 года и 6 месяцев, для женщин – 57 лет и 6 месяцев. В 2020 году минимальный страховой стаж составляет 17,5 года, с 1 января 2021 года он увеличится на полгода до 18 лет.

Согласно указу право на назначение досрочной пенсии (пенсии по возрасту за работу с особыми условиями труда или пенсии за выслугу лет) из средств общей пенсионной системы по Закону о пенсионном обеспечении предоставляется работникам с длительным стажем работы в неблагоприятных условиях труда, выработавшим до 1 января 2009 г. (до введения профессионального пенсионного страхования) не менее половины требуемого полного льготного стажа. Например, для женщины — участкового врача-терапевта большая часть льготного стажа до 1 января 2009 года должна составить не менее 12 лет 6 месяцев.

Однако оформить досрочную льготную пенсию в управлении социальной защиты возможно только при совпадении всех условий. Речь идет о:

  • достижении определенного возраста (ниже общеустановленного пенсионного возраста на 5 лет);
  • наличии общего трудового стажа работы;
  • наличии стажа в особых условиях труда и наличии большей части его до 1 января 2009 года;
  • наличии необходимого страхового стажа. В 2020 году он должен быть не менее 17,5 года.

Пример 1. Допустим, женщине — участковому врачу-терапевту для назначения льготной пенсии предусмотрен суммарный льготный стаж не менее 25 лет, и если его большая часть составит не менее 12 лет 6 месяцев в период до 1 января 2009 года, то она может рассчитывать на трудовую пенсию за выслугу лет раньше достижения общеустановленного пенсионного возраста на 5 лет по Закону о пенсионном обеспечении.

Пример 2. Для назначения льготной пенсии женщине — работнице текстильного производства, занятой на станках и машинах, трудовым законодательством предусмотрен суммарный льготный стаж не менее 20 лет, и если его большая часть составит не менее 10 лет в период до 1 января 2009 года, то она может рассчитывать на трудовую пенсию за работу в особых условиях труда раньше достижения общеустановленного пенсионного возраста на 5 лет по Закону о пенсионном обеспечении.

Указом также в целях формирования более высоких размеров будущих профессиональных пенсий с 1 января 2021 г. предусматривается повышение (более чем в два раза) тарифов взносов работодателей на ППС, занятых на работах с особыми условиями труда или отдельными видами профессиональной деятельности (за исключением работников, занятых на работах с особыми условиями труда по Cпискам №1 и №2).

Для тех работников, которые трудились в течение полного рабочего дня в тяжелых и особо тяжелых условиях труда на аттестованных рабочих местах — по спискам производств, работ, профессий, должностей и показателей, занятость в которых дает право на пенсию по возрасту за работу с особыми условиями труда по Списку №1 и Списку №2, аналогичный подход при определении права на льготную профессиональную пенсию был предусмотрен Указом президента Республики Беларусь №441 и уже применяется с 1 октября 2013 г. Тарифы взносов были также увеличены с 1 января 2014 г.

Система профессионального пенсионного страхования работников, занятых в особых условиях труда, введена в Беларуси с 1 января 2009 г. (Закон Республики Беларусь от 5 января 2008 года «О профессиональном пенсионном страховании»).

Система основана на принципе предварительного накопления средств на выплату профессиональных пенсий. Таким работникам назначается досрочная профессиональная пенсия до достижения ими общеустановленного пенсионного возраста. Размер ее исчисляется исходя из объема целевых взносов, накопленных на индивидуальных счетах работников.

Досрочная пенсия по нормам Закона о профессиональном пенсионном страховании назначается при отработке работником после 1 января 2009 г. более половины требуемого льготного стажа.

О повышении пенсий и пособий с 1 февраля 2021 года

С 1 января текущего года в Беларуси на полгода вырос пенсионный возраст. Теперь на заслуженный отдых женщины смогут выйти в 57 лет и 6 месяцев, а мужчины, соответственно, в 62 года и 6 месяцев.

Поэтапное повышение пенсионного возраста в нашей стране началось с 2017 г. и продолжит увеличиваться, пока не составит 58 лет для женщин и 63 года для мужчин. Это произойдёт в 2022 г.

Вместе с пенсионным возрастом с 1 января вырос и минимальный страховой стаж, необходимый для получения трудовой пенсии. Теперь он составляет 18 лет.

Страховой стаж – это тот период работы гражданина, в течение которого работодатель уплачивал за него взносы в Фонд соцзащиты. С 2020 г. в страховой стаж включили срок срочной службы в армии.

Тому, кто по той или иной причине такого трудового багажа не накопил, можно рассчитывать только на социальную пенсию. Размер данной выплаты зависит от страхового стажа и будет составлять от 73% бюджета прожиточного минимума пенсионера за 10 лет до 100% этого бюджета за 19 лет (за каждый полный год свыше 10 лет дополнительно прибавляется 3%). На сегодняшний день социальная пенсия составляет 129 руб. 6 коп. К слову, претендовать на неё женщины могут по достижении 60 лет, а мужчины – 65.

Теперь размер трудовой пенсии зависит от заработной платы, которую работник получал в течении 27 лет подряд. Если в этот период в работе были перерывы, то зарплату возьмут за более ранние годы пропорционально этим перерывам.

Непрерывность стажа на размер пенсии никак не влияет, а вот сумма зарплаты значение имеет. При расчёте индивидуального пенсионного коэффициента человека будет учитываться не только то, сколько зарабатывал пенсионер, но и то, как его зарплата соотносилась со средней заработной платой по стране.

Рассмотрим на примере. Фактический заработок за каждый месяц за последние 27 лет работы сравнивается со средней зарплатой по стране за тот же месяц. Если коэффициент получается 1 – значит, зарплата была средней, если 1,5 – значит, в полтора раза больше, а если 0,5 – в полтора раза меньше. Коэффициенты за каждый месяц суммируются, а потом делятся на количество отработанных месяцев. Таким образом получается итоговый пенсионный коэффициент – число с пятью знаками после запятой, которое и используют при расчете пенсии.

Изменился размер социальной пенсии у родителей детей–инвалидов с тяжёлой степенью утраты здоровья. Речь идёт о тех, кто ухаживает за своими детьми длительное время (не менее 20 лет). Пенсия повысилась со 129, 06 руб. до 272, 57 руб.

Помимо этого, инвалидам с детства на 5 лет сократили продолжительность трудового стажа для получения права на досрочную пенсию по возрасту. Для женщин с 20 лет до 15, а для мужчин – с 25 лет до 20-ти.

Досрочная пенсия. Кто имеет право на ее назначение?

Наверное, каждый из нас хоть раз представлял себя на пенсии. Кто-то счастливый угощает внуков мороженным, кто-то путешествует, кто-то занимается цветами на даче или садит картошку. А также, наверное, каждый представлял, какого размера у него будет пенсия. Именно о пенсии, о ее видах и о другом, что с ней связано, мы сегодня и поговорим.

Пенсия – денежные выплаты, положенные людям, достигшим определенного законодательством возраста, а также – на основании других причин (наступление инвалидности, потеря трудоспособности и др.). Право на получение пенсии имеют граждане Беларуси и другие лица, проживающие на ее территории, а также граждане РБ, живущие за ее пределами (в отдельных случаях). Государственный бюджет и Фонд социальной защиты населения – основные источники денежных средств для выплаты пенсий.

Чтобы претендовать на получение пенсии по возрасту или за выслугу лет необходимо иметь достаточное количество общего и страхового стажа.

Общий стаж для мужчин составляет 25 лет, для женщин – 20 лет. Кстати, имейте ввиду, служба в армии, уход за ребенком, уход за инвалидом и пр. включаются в общий стаж.

Страховой же стаж (формируется в период работы, когда осуществляется уплата обязательных страховых взносов) по состоянию на 2019 год составляет 17 лет. Но, имейте ввиду, в 2025 году он уже будет составлять 20 лет.

Для многих читателей нашей статьи актуальным может быть вопрос: «Как начисляют пенсию?». Попробуем ответить.

Согласно Законодательству Республики Беларусь, пенсия по возрасту назначается в размере 55% от среднемесячного заработка работника. Но в то же время, она не может быть ниже минимальной. Также имейте ввиду, если стаж мужчины составляет более 25 лет, а женщины – более 20 лет, то в таком случае, за каждый полный год стажа, пенсия увеличивается на один процент среднего заработка. На такое увеличение могут рассчитывать и мужчины, и женщины, имеющие стаж работы с особыми условиями труда сверх 10 и 7,5 лет соответственно.

Пунктом выше мы упоминали о таком понятии, как минимальная пенсия. Что это такое и в каком размере установлена, пробуем разобраться.

Минимальная пенсия – денежная выплата пенсионерам, гарантированная государством и устанавливаемая законодательно. Для каждого вида пенсии установлен свой минимальный размер.

Итак, например, минимальная пенсия по возрасту устанавливается в размере 25% от величины прожиточного минимума в среднем на душу населения.

А размер минимальной пенсии по случаю потери кормильца равен 100% или 200% (в зависимости от конкретно взятого случая) мин. размера пенсии по возрасту. Более детально о размерах пенсии по потере кормильца вы можете прочитать на нашем сайте.

О минимальных размерах пенсии по инвалидности вы можете узнать по ссылке.

Если речь идет о минимальном размере пенсии за выслугу лет, то он равен минимальному размеру пенсии по возрасту.

С января 2021 года изменятся требования к страховому стажу

  • Как в Беларуси формируются пенсионные выплаты — секретами делится специалист из Несвижа
  • Чем ЕАЭС привлекает другие страны?
  • Еще три БЕЛАЗа будут добывать уголь в Казахстане
  • Политическая конкуренция, туризм, ставка на IT. Какой мировой опыт поможет Беларуси прирастить ВВП?
  • Уже в этом году Mastercard добавит платежи в криптовалютах
  • Волейболисты «Борисова-БГУФК» одержали третью подряд победу в чемпионате страны
  • Хоккеисты Минской области сразились с командой Президента
  • «Снега по пояс». Посмотрите, как в Узде замело дороги
  • Самобытное искусство плетения поясов возрождают в Слуцком районе
  • Футболисты «Торпедо-БелАЗа» начали сбор в Турции
  • Как в Беларуси формируются пенсионные выплаты — секретами делится специалист из Несвижа
  • Первую для Беларуси медаль на ЧМ-2021 по биатлону выиграла Анна Сола – она третья в спринте
  • Порывистый ветер и гололедица ожидаются в Беларуси 14 февраля
  • В Солигорском районе на трассе Минск — Микашевичи возобновили дорожное движение
  • В Столбцовском районе «Ниссан» столкнулся со «Шкодой»
  • Выбор Редакции
  • Технологии
  • Туризм и отдых
  • Происшествия
  • Общество
  • Образование
  • Новости партнеров
  • Недвижимость
  • Мультимедиа МЛЫН.BY
  • Люди
  • Калейдоскоп
  • Здоровье
  • Еда
  • Диалог с властью
  • Дела житейские
  • В мире
  • Афиша

При назначении выплат учитываются:

  • количество лет;
  • выработка страхового стажа;
  • дата обращения.

Страховой стаж (минимальный) — это время, в течение которого начислялись обязательные взносы в ФСЗН (фонд соцзащиты населения). В текущем 2020 году он составляет 17,5 лет и каждые двенадцать месяцев будет увеличиваться на полгода, пока в 2025 году не достигнет 20 лет.

В Беларуси постоянно повышают минимальный страховой стаж, который нужен для получения трудовой пенсии. К примеру, в 2013 году минимальный страховой стаж увеличился с 5 до 10 лет, в 2015-м — с 10 до 15, а с 2016-го начал повышаться каждый год на полгода. В 2020-м минимальный страховой стаж составляет 17,5 года, с 1 января 2021-го он увеличится на полгода до 18 лет. К 2025 году его намерены повысить до 20 лет.В страховой стаж входит только то время, когда вы работали и работодатель платил за вас страховые взносы в Фонд соцзащиты. К примеру, учеба в вузе и декретный отпуск не учитываются в этом стаже. Но с этого года входит служба в армии.
Белорусы, которые не выработали страховой стаж по новым правилам, попадают в «пенсионную ловушку» – они не могут претендовать на трудовую пенсию, им могут назначить только социальную: мужчинам — с 65 лет, женщинам — с 60 лет. Социальная пенсия составляет 129,06 рубля.
Сейчас чиновники решили ввести очередные изменения, связанные со страховым стажем.

Выход на пенсию в Беларуси: возраст, начисление

С 1 января 2021 года те, у кого есть минимум 10 лет страхового стажа, смогут претендовать на трудовую пенсию по возрасту, которая составит 73% бюджета прожиточного минимума пенсионера. При определении размера такой пенсии будут учитывать только страховой стаж, поясняли ранее в Минтруда.
Сейчас БПМ для пенсионера составляет 195,15 рубля. То есть 73% от этой суммы — 142,46 рубля. Это почти на 10,4% больше, чем социальная пенсия.
Но, как и в случае с социальной пенсией, новую пенсию мужчины смогут получать с 65 лет, женщины — с 60 лет. При этом в 2019 году мужчины выходят на заслуженный отдых и получают трудовые пенсии по возрасту в 62 года, а женщины — в 57 лет. В 2021 году пенсионный возраст составит 62 года и 6 месяцев и 57 лет и 6 месяцев соответственно.
Если говорить про новый вид пенсий, то за каждый полный год страхового стажа сверх 10 лет пенсия будет дополнительно увеличиваться на 3%, но она не может быть более чем 100% от БПМ для пенсионера, уточняли ранее в Минтруда.
К примеру, женщине, которая родилась 15 января 1960 года и которая не выработала минимальный страховой стаж, с 15 января 2020-го назначили социальную пенсию по возрасту (при достижении 60 лет). В 2020 году необходимый страховой стаж — 17 лет 6 месяцев, у этой женщины — 14 лет. Но в 2021 году она сможет перейти на новый вид пенсии для работников с неполным страховым стажем. В ее случае размер трудовой пенсии составит 85% БПМ пенсионера — 165,88 рубля. То есть за каждый год страхового стажа сверх 10 лет ей назначат по дополнительных 3% БПМ для пенсионера (73% + 12% = 85% от БПМ для пенсионера).
Так как в 2021 году минимальный страховой стаж вырастет до 18 лет, то, соответственно, максимальный размер нового вида пенсии для работников с неполным страховым стажем с 1 января будет на уровне 183,44 рубля (94% от БПМ пенсионера). За 10 лет минимального страхового стажа — 73% от БПМ пенсионера, за остальные 7 лет стажа — еще плюс 21%.
В 2022 году минимальный страховой стаж будет уже 18,5 года, а максимальный размер нового вида пенсии для работников с неполным страховым стажем составит 97% от БПМ для пенсионера.
В 2023 году минимальный страховой стаж вырастет до 19 лет, а максимальный размер нового вида пенсии для работников с неполным страховым стажем составит 100% от БПМ для пенсионера.

Повышение пенсионного возраста началось с 1 января 2017 года. В общей сумме его было решено поднять на три года — до 63 лет для мужчин и 58 лет для женщин. Повышение было постепенным: каждый год с 1 января возраст выхода на пенсию прибавлял по полгода.

— Мы уже упустили момент, когда можно было двигаться по одному или три месяца. Если мы хотим сохранить стабильность в государстве, то сегодня самый небольшой темп, который мы можем себе позволить, — это 6 месяцев, — комментировала такую динамику повышения Марианна Щеткина, занимавшая на тот момент пост министра труда и соцзащиты.

Изначально в Минтруда озвучивали три варианта повышения пенсионного возраста. Первый предполагал прибавку в пять лет — до 65 для мужчин и 60 для женщин. По второму сценарию мужчины должны были бы выходить на пенсию в 63, а женщины — в 60. То есть разрыв пенсионного возраста между полами сократился бы с пяти лет до трех. И, наконец, третий сценарий был самым щадящим: повышение на три года и для мужчин, и для женщин. В итоге власти остановились именно на этом варианте.

Заместитель административного директора по развитию исследовательского центра BEROC Анастасия Лузгина констатирует, что текущее повышение пенсионного возраста, которое закончится в 2022 году, было необходимым, но в дальнейшем к этому вопросу придется вернуться снова.

— Со времен Советского Союза как минимум значительно выросла продолжительность жизни как у мужчин, так и у женщин, а доля тяжелого физического труда значительно снизилась. В результате вполне трудоспособные, здоровые люди выходят на пенсию. Это, с одной стороны, может ограничивать профессиональную реализацию, а с другой — увеличивает нагрузку на Фонд соцзащиты, — объясняет Анастасия Лузгина. — Сейчас надо проанализировать результаты первого повышения возраста выхода на пенсию, но, на мой взгляд, впоследствии придется вернуться к данному вопросу. Это диктует и рост продолжительности жизни, и увеличение стажа для получения трудовой пенсии, и нехватка ресурсов в Фонде соцзащиты. Повышение пенсионного возраста — не уникальный случай: в связи с тем, что во многих странах наблюдается рост продолжительности жизни на фоне низкой рождаемости, автоматически возникает необходимость повышать пенсионный возраст.

По мнению эксперта, следующим логичным шагом было бы выравнивание возраста выхода на пенсию для мужчин и женщин.

Женщины по статистике живут дольше мужчин, а на пенсию выходят раньше. Кроме того, женщины тратят время на декретный отпуск, в то время как минимальный страховой стаж для получения трудовой пенсии для всех никто не отменял (в текущем году он составляет 18 лет и будет увеличиваться на полгода каждый год, пока не достигнет 20 лет. — Прим. ред.). На мой взгляд, пенсионный возраст для женщин можно было бы поднять до тех же 63 лет, что и у мужчин, а уже потом рассматривать возможности дальнейшего повышения с привязкой к продолжительности жизни и трудоспособному возрасту населения, — комментирует Анастасия Лузгина. — Конечно, медицина продолжает совершенствоваться, люди, особенно в последние годы, стремятся вести более здоровый образ жизни. И если благодаря этому все больше людей будут оставаться трудоспособными в 60−65 лет, не исключено, что можно будет говорить и о дальнейшем повышении. Но в первую очередь нужно все-таки рассмотреть вопрос выравнивания пенсионного возраста, потому что здесь есть явный дисбаланс.

Анастасия Лузгина отмечает, что повышение пенсионного возраста — это «техническая мера, а не какая-то качественная трансформация пенсионной системы».

Не буду оригинальна, об этом не раз говорили и другие эксперты, и правительство, но помимо распределительной пенсии, которая существует у нас сейчас, необходимо создать дополнительный накопительный элемент, — считает Анастасия Лузгина. — Если мы посмотрим на международный опыт, то в большинстве стран существует обязательная государственная пенсия и индивидуальные пенсионные накопления. Они могут создаваться как в обязательном порядке за счет государственных и частных фондов, так и на добровольной основе. Государственная пенсия из распределительных фондов гарантирует поддержание определенного жизненного уровня, который обычно является невысоким. Если человек получал достаточно высокую зарплату, то после выхода на пенсию он почувствует резкое снижение доходов в условиях распределительной пенсионной системы. Чтобы этого не произошло, как раз и нужен накопительный элемент, когда какой-то процент доходов направляется на индивидуальные накопительные счета. Это международная практика, к которой, я считаю, мы так или иначе все равно придем. Такая система тоже не идеальна, но ничего лучше сочетания гарантированного минимума и накопительного элемента пока не придумали.

Социальная пенсия с 1 января 2021 г.

Экономист Исследовательского центра ИПМ Глеб Шиманович тоже согласен с тем, что дальнейшая пенсионная реформа неизбежна.

Повышение пенсионного возраста замедлило темпы роста дефицита Фонда соцзащиты, но этот дефицит все равно сохраняется. Это означает, что дальнейшие изменения в параметрах пенсионной системы необходимы, но какие это будут изменения и когда — другой вопрос. То, что в какой-то перспективе эту проблему нужно будет решать — это факт, — говорит Глеб Шиманович.

Чтобы выяснить отношение населения к существующей пенсионной системе и ее возможным изменениям, Исследовательский центр ИПМ провел соответствующий опрос. Его результаты говорят о том, что в целом у белорусов нет понимания того, какие еще возможны реформы помимо повышения пенсионного возраста.

Повышение пенсионного возраста — это единственное изменение, вероятность которого люди считают очень высоким. Но о других возможных элементах пенсионной реформы, связанных с развитием накопительной системы, изменением формулы расчета пенсий в пользу большей дифференциации, изменением принципов предоставления пенсий на льготных условиях, люди не имеют почти никакого представления. В их глазах дальнейшее развитие накопительной системы имеет такую же степень вероятности, как то, что пенсии полностью отменят или их размер резко уменьшится. Это говорит о том, что у населения нет представления о том, что может происходить с пенсионной системой в дальнейшем. Остается надеяться, что это представление есть у госорганов. На самом деле то, что его не доносят до населения, плохо: это важный аспект, от которого зависит доверие к государственной политике и пенсионной системе, — говорит Глеб Шиманович.

Исходя из этого белорусы плохо представляют, какие именно реформы пенсионной системы могли бы изменить ее к лучшему.

Единственный пункт, который однозначно поддерживался, — это снижение требований по страховому стажу. Эта проблема очевидна большинству населения и ощущается остро. Около 17% респондентов говорили, что в будущем почти наверняка столкнутся с проблемой выработки страхового стажа, еще четверть опрошенных видят для себя такой риск. Идея включения в страховой стаж службы в армии, отпуска по уходу за ребенком тоже активно поддерживается населением, и такие изменения были бы однозначно позитивно восприняты обществом.

Также эксперты ИПМ спрашивали у людей, делают ли они накопления на будущую пенсию. Большинство ответили, что нет.

Первая основная причина — низкий уровень дохода: у многих в принципе нет возможности что-то откладывать. Второй момент, о котором говорили люди — это отсутствие доверия к системе. На это повлияли и сгоревшие после распада Советского Союза сбережения, и все белорусские девальвации, — комментирует Глеб Шиманович. — Из-за недоверия к финансовой системе люди готовы делать сбережения на пенсию только в том случае, если их можно будет оперативно забрать, а это противоречит самой сути пенсионных накоплений. В этом я вижу большую проблему и одновременно пространство для развития: необходимо повышать доверие к финансовой системе, развивать ее инструменты.

Еще один вывод из проведенного исследования звучит так: отношение к пенсионной системе, накоплениям и реформам отличается у разных социальных групп. Глеб Шиманович рассказывает, что о функционировании пенсионной системы больше осведомлены те, кого можно назвать белорусским средним классом: люди с высшим образованием, востребованностью на рынке труда, доходом выше среднего.

Они же больше остальных склонны к тому, чтобы самостоятельно делать сбережения, готовы и хотят взять больше ответственности за себя и обеспечить себе комфортную жизнь на пенсии. Эта группа населения достаточно существенная, и давать ей возможность реализовать свои стремления — логичный путь эволюции пенсионной системы Беларуси. Предпосылки для развития добровольной накопительной части в плане готовности населения есть, — делает вывод Глеб Шиманович. — Именно развитие добровольного пенсионного страхования кажется мне самым важным с точки зрения долгосрочной перспективы, и он тоже включает в себя достаточно много элементов: например, развитие фондового рынка, возможностей для инвестирования.

В целом же, говорит Глеб Шиманович, с необходимостью реформировать пенсионную систему сейчас сталкиваются практически все страны. Это связано как со старением населения, так и с изменениями на рынке труда: развитием неформальной занятости, уходом в сторону роботизации.

А это создает новые вызовы — конечно, очень долгосрочные, но однозначного ответа на них пока нет, что создает поле для экспериментов. Беларусь тоже может стать первопроходцем в чем-нибудь. Не обязательно опираться на чей-то опыт, которого может и не быть, нужно творчески подходить к этой проблеме, — считает эксперт.

В 2019 году право на трудовую пенсию по возрасту на общих основаниях предоставляется мужчинам по достижении возраста 61 год 6 месяцев, женщинам – 56 лет 6 месяцев.

Соответственно на 1 год увеличивается возраст для назначения досрочных пенсий по возрасту (за работу с особыми условиями труда, в соответствии с законами Республики Беларусь «О социальной защите граждан, пострадавших от катастрофы на Чернобыльской АЭС, других радиационных аварий», «О занятости населения Республики Беларусь») и за выслугу лет.

Обращаем внимание, что возраст выхода на пенсию определяется на дату обращения за назначением пенсии. Так, если женщины, родившиеся во втором полугодии 1962 г. и мужчины, родившиеся во втором полугодии 1957 г., не реализовали право на пенсию по возрасту в 2018 году, то в 2019 году пенсия им может быть назначена по достижении возраста соответственно 56 лет 6 месяцев и 61 год 6 месяцев.

Для назначения в 2019 году трудовой пенсии по возрасту, в том числе при неполном стаже работы, досрочной пенсий, а также пенсии за выслугу лет требуется не менее 17 лет стажа работы с уплатой обязательных страховых взносов в бюджет государственного внебюджетного фонда социальной защиты населения Республики Беларусь согласно законодательству о государственном социальном страховании (далее – страховой стаж).

Право граждан на пенсионное обеспечение, в том числе по старости, гарантируется статьей 1 Закона Республики Беларусь «О пенсионном обеспечении». В то же время, в статье 5 настоящего Закона указывается, что право на трудовую пенсию имеют граждане, с доходов которых в период трудовой деятельности делались отчисления по государственному социальному страхованию в течение не менее чем 5 лет.

C 1 ноября 2016 по 31 января 2017 года БПМ в среднем на душу населения снизился и составил 174,52 рублей. Однако снижение БПМ не приведет к уменьшению размеров пенсий, пособий и других выплат, исчисляемых из его размера. По указу №726 от 18 декабря 2006 года «Об исчислении социальных выплат» при их назначении и перерасчете используется наибольшая величина БПМ за два последних квартала.

В связи с этим при перерасчете с 1 ноября 2016 г. по 31 января 2017 г. различных социальных выплат, исчисляемых из размера БПМ, будет применяться наибольшая величина БПМ за два последних квартала. В данном случае: в ценах июня 2016 г. (175 белорусских рублей 50 копеек).

Минимальный размер пенсии по возрасту – 45,96 руб. (25 процентов бюджета прожиточного минимума в среднем на душу населения (статья 23 Закона Республики Беларусь «О пенсионном обеспечении»)).

Кроме государственного в РБ существуют негосударственные пенсионные фонды. Их суть в том, что работающий гражданин выплачивает в фонд определенные средства, которые в дальнейшем становятся основой его дополнительного к государственному пенсионного обеспечения в течение продолжительного временного периода.

Деятельность фонда заключается в аккумулировании уплат и инвестиции полученных средств на фондовом рынке. Доход, который приносят инвестиции по договору, распределяется между участниками фонда соответственно их вкладам.

С 1 января 2021 года вырастет пенсионный возраст в Беларуси

В Белоруссии с 1 августа вырастут минимальные трудовые и социальные пенсии, которые привязаны к размеру БПМ. Напомним, со следующего месяца этот показатель вырастет до 197,57 рубля.

Кроме того, с 1 августа увеличатся надбавки, повышения к пенсиям и доплаты белорусам 75 лет и старше, получающим пенсии в органах по труду, занятости и соцзащите, а также пособия по уходу за инвалидом I группы либо за лицом, достигшим 80-летнего возраста.

В настоящее время предусмотрено более 20 видов досрочных пенсий, которые выплачивались и выплачиваются из средств Фонда социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь (далее – Фонд). Действующее до 1 января 2009 года законодательство в части назначения и выплаты досрочных пенсий, привело к увеличению нагрузки на пенсионную систему и снижению общего уровня пенсий.

С 1 января 2009 года, в связи с вступлением в действие Закона Республики Беларусь «О профессиональном пенсионном страховании» (далее – Закон о ППС), введен дополнительный вид социального страхования. Основными принципами профессионального пенсионного страхования (далее – ППС) являются: целевой взнос работодателя, размер которого зависит от характера выполняемой работы (размеры взносов определены Указом Президента Республики Беларусь №23 от 10.01.2009 г. «О тарифах взносов на профессиональное пенсионное страхование») ; предварительное накопление средств на будущие пенсии; право выбора работника в назначении: досрочной профессиональной пенсии, либо дополнительной пенсии; преемственность права на досрочную пенсию (возможность реализации права на профессиональную пенсию с учетом выработанного специального стажа работы, дающего право на досрочную пенсию до 01.01.2009 г.).

Система ППС будет основана на накопительной системе. Размер профессиональной или дополнительной пенсии, при наличии требуемого специального стажа, дающего право на профессиональную пенсию, будет зависеть от суммы накопительных взносов.

Условия исчисления профессионального стажа, дающего право на профессиональную пенсию:

право на пенсию определяется работодателем на стадии уплаты страховых взносов. Профессиональному страхованию подлежат все лица, работающие на рабочих местах, дающих право на досрочную пенсию, при соблюдении условий, предусмотренных Списком №1 и №2 производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих право на пенсию по возрасту за работу с особыми условиями труда, утвержденных постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 25 мая 2005 года №536; текстильном производстве; работники гражданской авиации; медицинские и педагогические работники, отдельных учреждений здравоохранения и образования; отдельные работники, занятые в производстве сельскохозяйственной продукции (трактористы-машинисты, животноводы, свиноводы) и т. д. по профессиям, утвержденным постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 09.10.2008г. №1490 «О некоторых вопросах профессионального пенсионного страхования» (далее – постановление Совета Министров Республики Беларусь от 09.10.2008 г. №1490) в течение полного рабочего дня, на полную ставку до достижения общеустановленного пенсионного возраста 60/55 лет (соответственно для мужчин и женщин).

При исчислении профессионального стажа следует строго руководствоваться:

ст. 5 Закона о ППС; результатами аттестации рабочих мест по рабочим местам, дающим право на досрочную пенсию по Списку №1 и 2, работникам текстильной промышленности; соблюдением критериев попадания работников в систему профессионального страхового стажа ( оценивается совокупность соблюдения критериев ), утвержденных постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 09.10.2008 г. №1490.

Критерии для определения права на профессиональную пенсию оцениваются работодателем. В спорных случаях, заключения об условиях труда при определении права на досрочную пенсию с учетом профессионального стажа – даются соответствующими отраслевыми министерствами.

Исчисление профессионального стажа:

В стаж, дающий право на профессиональную пенсию, засчитывается: работа в течение полного рабочего дня по соответствующей профессии, предусмотренной ст. 5 Закона о ППС с соблюдением условий, дающих право на профессиональную пенсию при условии уплаты работодателем страховых взносов на профессиональное пенсионное обеспечение.

В специальный стаж засчитывается только работа в условиях, предусмотренных Законом о ППС и трудовые отпуска.

При определении права на профессиональную пенсию, в соответствии с постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 9 октября 2008 г. №1488 «Об утверждении Положения о порядке исчисления профессионального стажа для определения права на досрочную профессиональную пенсию», учитывается стаж работы, дающий право на досрочную пенсию по Закону «О пенсионном обеспечении» и по Закону о ППС.

Лица, отработавшие требуемый специальный стаж для права на досрочную трудовую пенсию по Закону Республики Беларусь «О пенсионном обеспечении» до 01.01.2009 г. и продолжающие работать после 01.01.2009 года на должностях, дающих право на профессиональную пенсию – при наличии профессионального стажа не менее половины требуемого в соответствии с законодательством приобретают право только на профессиональную пенсию.

Лица, реализовавшие своё право на досрочную пенсию по Закону Республики Беларусь «О пенсионном обеспечении» , не достигшие на 1 января 2009 года общеустановленного пенсионного возраста и продолжающие работать на должностях, предусмотренных ст. 5 Закона о ППС право на профессиональную пенсию не приобретают . В данном случае, в соответствии со ст. 8 Закона Республики Беларусь «О пенсионном обеспечении» отчисляемые работодателем взносы идут на возмещение выплаты уже назначенной досрочной пенсии.

Не засчитываются в профессиональный стаж: социальный отпуск, в том числе с сохранением заработной платы; оплата больничных листов; время нахождения в командировке, если в этот период выполнялась работа, не дающая право на профессиональную пенсию; простои, в т. ч. простои водителя на линии и т. д.

В редакцию «Светлагорскiх навiн» нередко обращаются читатели с рассказом о непростых жизненных ситуациях, в которых они оказались. Особенно часто поднимается тема социальной защищенности и важных материальных гарантий: пенсий, пособий и льгот для малообеспеченных семей. Чтобы жители города и района могли лично задать вопрос компетентному специалисту, на прошлой неделе «СН» организовала «прямую линию» с начальником управления по труду, занятости и социальной защите райисполкома Натальей Дорошевич.

  • до 2017 года – у мужчин в 60 лет, у женщин в 55 лет;
  • с 1 января 2017 года – у мужчин в 60 лет и 6 месяцев, у женщин в 55 лет и 6 месяцев;
  • с 1 января 2018 года – у мужчин в 61 год, у женщин в 56 лет;
  • с 1 января 2019 года – у мужчин в 61 год и 6 месяцев, у женщин в 56 лет и 6 месяцев;
  • с 1 января 2020 года – у мужчин в 62 года, у женщин в 57 лет;
  • с 1 января 2021 года – у мужчин в 62 года и 6 месяцев, у женщин — 57 лет и 6 месяцев;
  • с 1 января 2022 года – у мужчин в 63 года, у женщин в 58 лет.

Указом также предусмотрено аналогичное увеличение возраста, дающего право на льготные трудовые пенсии и пенсии за выслугу лет (за 6 лет на 3 года).

Стоит отметить, что размер пенсии зависит от стажа трудовой деятельности и уровня заработной платы, с которой человек уходит на пенсию. Также существуют понятия «трудовой стаж» и «страховой стаж», и важно понимать их различия.

Общий трудовой стаж– это период трудовой, предпринимательской, общественной и иной деятельности, установленной законодательством.

Страховой стаж– это продолжительность только того времени трудовой деятельности, на протяжении которого производились обязательные страховые отчисления в государственный бюджет.

Человек, который не накопил требуемый стаж, может претендовать на социальную пенсию. Однако назначена она будет по достижении мужчинами возраста 65 лет, женщинами – 60 лет.

  • В 2017 году – минимум 16 лет:
  • В 2018 году – минимум 16,5 лет;
  • В 2019 году – минимум 17 лет;
  • В 2020 году – минимум 17,5 лет;
  • В 2021 году – минимум 18 лет;
  • В 2022 году – минимум 18,5 лет:
  • В 2023 году – минимум 19 лет;
  • В 2024 году – минимум 19,5 лет;
  • В 2025 году – минимум 20 лет.

18 мая 2020 года Президент Беларуси Александр Лукашенко подписал Указ №171 «О социальной поддержке отдельных категорий граждан».

Согласно этому документу, предусмотрено с 1 января 2021 года женщинам, родившим четверых детей, засчитывать период нахождения их в декретном отпуске (по уходу за ребенком) в трудовой стаж продолжительностью до 12 лет в общей сложности (до 1 января 2021 года – максимум был 9 лет). Назначать им трудовые пенсии при наличии стажа работы не менее 20 лет и страхового стажа не менее 10 лет (до 1 января 2021 года – было не менее 17 лет 6 месяцев).

Также согласно указу, с 1 января 2021 годаинвалидам I и II группы, имеющим инвалидность более 10 лет, будут снижены требования к страховому стажу для назначения пенсии по возрасту (пропорционально времени нахождения на инвалидности).Инвалидам с детства на 5 лет снизятся требования к продолжительности трудового стажа для получения права на досрочную пенсию по возрасту (для женщин – с 20 до 15 лет, для мужчин – с 25 до 20 лет).Кроме того, родителям детей-инвалидов с тяжелой степенью утраты здоровья, длительное время осуществлявшим уход за ними (не менее 20 лет), будет повышен размер социальной пенсии до уровня, сопоставимого с минимальной пенсией по возрасту.

Указом предусмотрено также, что работникам с неполным страховым стажем (свыше 10 лет, но менее требуемого) с 1 января 2021 годабудут взамен социальной пенсии назначать трудовую пенсию по возрасту при неполном страховом стаже. При этом женщинам такая пенсия будет назначаться при достижении 60 лет, а мужчинам — 65 лет, как это предусмотрено для социальной пенсии.

Также Президент Беларуси Александр Лукашенко 10 февраля 2020 года подписал Указ №48 «О повышении уровня социальной защиты граждан в связи с призывом на срочную военную службу, службу в резерве». Согласно этому документу военнослужащие, проходящие срочную военную службу, подлежат обязательному государственному социальному страхованию на случай достижения пенсионного возраста, инвалидности и потери кормильца. А это значит, что этот период будет включен в страховой стаж, который необходим для права получения трудовой пенсии.

БЕЛТА

Назначение пенсии по возрасту в беларуси

Когда назначают выплаты, контролирующие органы учитывают:

  • дату обращения;
  • выработку страхового стажа
  • текущий возраст.

Минимальный страховой стаж – обозначение времени, на протяжении которого за сотрудника перечислялись взносы в соответствующий фонд. 17,5 лет – действующая цифра на 2020 год. Планируется, что каждые месяцев эту цифру будут увеличивать на полгода. В 2025 году минимальная цифра должна равняться 20 годам.

Из периода исключают такие явления:

  • учёба;
  • армейская служба;
  • декретные отпуска, и так далее.

Социальную пенсию в минимальных размерах назначают всем гражданам, у которых не набран минимум по стажу в 20 лет к 2025 году.

Досрочное назначение пенсии допустимо для граждан, которые потеряли работу за 12 месяцев до достижения максимального возраста. Но в этом случае стаж должен составлять 33 и 38 лет у женщин и мужчин, соответственно.

  • Повышение пенсии в Беларуси в 2021 году
  • Средняя пенсия в Беларуси в 2021 году
  • Повышение военной пенсии в Беларуси в 2021 году
  • Повышение пенсии по инвалидности для 1, 2, 3 группы…
  • Повышение пенсии по потере кормильца в Беларуси в 2021 году
  • Павышэнне пенсіі па інваліднасці для 1, 2, 3 групы ў…

С 2020 года начали менять правила, согласно которым выплачивают вознаграждения для граждан, занятых на опасных и вредных условиях труда. Например, разрешили вернуться к старой системе, чтобы и выплаты получать по-старому.

Для таких работников схема по профессиональному пенсионному страхованию действует, начиная с 2009 года. До этого времени источником выплат служил общий фонд. Но понадобилось искать самостоятельный источник из других направлений, поскольку с каждым годом нагрузка продолжала расти.

Профессиональная система помощи работает в зависимости от того, сколько каждый гражданин копит для собственного обеспечения. В дополнение к обязательным страховым взносам за такие начисления отвечает работодатель. Но от него не зависит сам возраст выхода на пенсию в Беларуси 2021 года.

Если кто-то успел отработать основной стаж, либо больше половины этого времени – правила тоже поменялись за последнее время. Теперь профессиональные пенсионные накопления можно использовать в трёх вариантах.

  • уход на пенсию на пять лет раньше (тогда перечисляют досрочные выплаты. После достижения стандартного возраста переходят к общей системе компенсаций);
  • продолжение работы с особыми условиями (это увеличивает размер выплат, положенных гражданину спустя некоторое время. Но будет применяться та же система накоплений, зависящая от участия в программе самого пенсионера);
  • повышение заработной платы, когда от профессиональной пенсии вовсе отказываются (категория работника и профессия определят, сколько получит тот или иной участник системы. Это и есть основная методика расчёта пенсии в Белоруссии).

Во многих странах практика повышения пенсионного возраста уже получила широкое распространение. Это связано с необходимостью реформировать действующую систему и снизить существующую нагрузку. Социальное и материальное обеспечение граждан при этом нисколько не страдает, наоборот – подобные меры актуальны в связи с необходимостью улучшить сложившееся положение. Правительство старается действовать постепенно, чтобы изменения не казались такими резкими. И чтобы сами граждане привыкали к изменениям.

13.02


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *