Методические рекомендации по вопросам представления сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера и заполнения соответствующей формы справки в 2021 году. Отправить по электронной почте

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Методические рекомендации по вопросам представления сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера и заполнения соответствующей формы справки в 2021 году. Отправить по электронной почте». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.

Данные Методические рекомендации разработаны с целью разъяснения отдельных ситуаций, возникающих при заполнении справок о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, носят рекомендательный характер и не являются нормативным правовым актом Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 25 Указа Президента Российской Федерации от 2 апреля 2013 г. N 309 «О мерах по реализации отдельных положений Федерального закона «О противодействии коррупции» Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации осуществляет оказание консультативной и методической помощи в реализации требований федеральных законов, нормативных правовых актов Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации о противодействии коррупции федеральным государственным органам, Пенсионному фонду Российской Федерации, Фонду социального страхования Российской Федерации, Федеральному фонду обязательного медицинского страхования, иным организациям, созданным на основании федеральных законов, а также уполномочено издавать методические рекомендации и другие инструктивно-методические материалы по данным вопросам.

В этой связи пунктом 2 раздела 4 протокола заседания президиума Совета при Президенте Российской Федерации по противодействию коррупции от 24 апреля 2015 г. N 47 федеральным государственным органам, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, государственным корпорациям (компаниям), фондам и иным организациям, созданным Российской Федерацией на основании законов, а также организациям, созданным для выполнения задач, поставленных перед федеральными государственными органами, поручено при реализации требований законодательства о противодействии коррупции руководствоваться издаваемыми Минтрудом России методическими рекомендациями и другими инструктивно-методическими материалами.

В свою очередь, исходя из Типового положения о подразделении федерального государственного органа по профилактике коррупционных и иных правонарушений, Типового положения об органе субъекта Российской Федерации по профилактике коррупционных и иных правонарушений, утвержденных Указом Президента Российской Федерации от 15 июля 2015 г. N 364 «О мерах по совершенствованию организации деятельности в области противодействия коррупции», уполномоченными на оказание консультативной помощи по вопросам, связанным с применением законодательства Российской Федерации о противодействии коррупции, является подразделение государственного органа, органа местного самоуправления или организации по профилактике коррупционных и иных правонарушений (орган субъекта Российской Федерации по профилактике коррупционных и иных правонарушений).

В этой связи лица, на которых возложены ограничения и запреты, требования о предотвращении или урегулировании конфликта интересов, обязанности, установленные законодательством Российской Федерации о противодействии коррупции, для получения соответствующей консультативной помощи, в том числе по вопросам заполнения справки о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, обращаются в указанное подразделение.

При возникновении у подразделений по профилактике коррупционных и иных правонарушений сложностей в предоставлении консультаций сотрудникам таких подразделений рекомендуется сначала обратиться в рабочем порядке к ответственным специалистам Департамента государственной политики в сфере государственной и муниципальной службы, противодействия коррупции Минтруда России в части разрешения сложившейся ситуации и при необходимости направить официальный запрос с приложением всех материалов, характеризующих ситуацию, с просьбой оказать консультативную помощь такому подразделению.

Администрация Курской области

Представление сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера является обязанностью соответствующего лица, предусмотренной антикоррупционным законодательством.

Лица, обязанные представлять сведения о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера

1. Сведения о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера (далее — сведения) представляются лицами, замещающими должности, осуществление полномочий по которым влечет за собой обязанность представлять такие сведения (далее — служащий (работник)), а именно:

1) лицами, замещающими государственные должности Российской Федерации, государственные должности субъектов Российской Федерации, муниципальные должности (последние — с учетом особенностей, установленных подпунктом 2 настоящего пункта);

2) лицами, замещающими муниципальные должности депутатов представительных органов сельских поселений и осуществляющими свои полномочия на непостоянной основе, — в течение четырех месяцев со дня избрания депутатом, передачи вакантного депутатского мандата или прекращения осуществления полномочий на постоянной основе, а также за каждый год, предшествующий году представления сведений (отчетный период), в случае совершения в течение отчетного периода сделок, предусмотренных частью 1 статьи 3 Федерального закона от 3 декабря 2012 г. N 230-ФЗ «О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам». В случае, если в течение отчетного периода такие сделки не совершались, такие лица сообщают об этом высшему должностному лицу субъекта Российской Федерации (руководителю высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации;

3) государственными и муниципальными служащими, замещающими должности, включенные в перечни, утвержденные нормативными правовыми актами Российской Федерации;

4) работниками государственных корпораций (компаний, публично-правовых компаний), Пенсионного фонда Российской Федерации, Фонда социального страхования Российской Федерации, Федерального фонда обязательного медицинского страхования, иных организаций, создаваемых Российской Федерацией на основании федеральных законов, замещающими должности, назначение на которые и освобождение от которых осуществляются Президентом Российской Федерации или Правительством Российской Федерации, и должности, включенные в перечни, утвержденные нормативными актами фондов, локальными нормативными актами организаций;

5) лицами, замещающими должности членов Совета директоров Центрального банка Российской Федерации, иные должности в Центральном банке Российской Федерации, включенные в перечень, утвержденный Советом директоров Центрального банка Российской Федерации;

6) работниками организаций, создаваемых для выполнения задач, поставленных перед федеральными государственными органами, замещающими отдельные должности на основании трудового договора в данных организациях, включенные в перечни, утвержденные федеральными государственными органами;

7) атаманами войсковых казачьих обществ, внесенных в государственный реестр казачьих обществ в Российской Федерации (далее — атаман войскового казачьего общества);

8) уполномоченным по правам потребителей финансовых услуг (далее — финансовый уполномоченный), руководителем службы обеспечения деятельности финансового уполномоченного;

9) иными лицами в соответствии с законодательством Российской Федерации.

2. Сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера представляются гражданином, претендующим на замещение (далее — гражданин):

1) государственной должности Российской Федерации, государственной должности субъекта Российской Федерации, муниципальной должности;

2) любой должности государственной службы (поступающим на службу);

3) должности муниципальной службы, включенной в перечни, утвержденные нормативными правовыми актами Российской Федерации;

4) должности в государственных корпорациях (компаниях, публично-правовых компаниях), Пенсионном фонде Российской Федерации, Фонде социального страхования Российской Федерации, Федеральном фонде обязательного медицинского страхования, иных организациях, создаваемых Российской Федерацией на основании федеральных законов, назначение на которую и освобождение от которой осуществляется Президентом Российской Федерации или Правительством Российской Федерации, и должности, включенной в перечни, утвержденные нормативными актами фондов, локальными нормативными актами организаций;

5) должности члена Совета директоров Центрального банка Российской Федерации, должности в Центральном банке Российской Федерации, включенные в перечень, утвержденный Советом директоров Центрального банка Российской Федерации;

6) отдельной должности на основании трудового договора в организациях, создаваемых для выполнения задач, поставленных перед федеральными государственными органами, включенной в перечни, утвержденные федеральными государственными органами;

7) должности атамана войскового казачьего общества (атаманом войскового казачьего общества, избранным высшим органом управления войскового казачьего общества при внесении Президенту Российской Федерации представления об утверждении атамана войскового казачьего общества);

8) должности финансового уполномоченного, руководителя службы обеспечения деятельности финансового уполномоченного;

9) иных должностей в соответствии с законодательством Российской Федерации.

39. При заполнении титульного листа справки рекомендуется обратить внимание на следующее:

1) фамилия, имя и отчество (при наличии) гражданина, служащего (работника), представляющего сведения, его супруги и несовершеннолетнего ребенка указываются (в именительном падеже) полностью, без сокращений в соответствии с документом, удостоверяющим личность, по состоянию на дату представления справки (реквизиты удостоверяющего личность документа указываются по состоянию на дату представления справки). Серия свидетельства о рождении указывается по формату: римские цифры — в латинской раскладке клавиатуры, русские буквы — в русской;

2) дата рождения (год рождения) указывается в соответствии с записью в документе, удостоверяющем личность;

3) страховой номер индивидуального лицевого счета (СНИЛС) указывается при наличии. При этом в соответствии с Федеральным законом от 1 апреля 1996 г. N 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» с ноября 2013 года СНИЛС присваивается новорожденным в беззаявительном порядке;

4) место службы (работы) и замещаемая (занимаемая) должность указываются в соответствии с приказом о назначении и служебным контрактом (трудовым договором) на отчетную дату (в случае, если в период декларационной кампании (с 1 января по 1 (30) апреля года, следующего за отчетным) наименование замещаемой (занимаемой) должности изменилось, то указывается должность, замещаемая (занимаемая) 31 декабря отчетного года). При заполнении справки гражданином, не осуществляющим трудовую деятельность в установленном порядке, претендующим на замещение вакантной должности, в графе место службы (работы) указывается: «временно неработающий, претендующий на замещение «наименование должности».

Если сведения представляются в отношении несовершеннолетнего ребенка, то в графе «род занятий» рекомендуется указывать образовательное учреждение, воспитанником (учащимся) которого он является, или «находится на домашнем воспитании».

При представлении сведений в отношении лиц, которые не имеют работы и заработка, зарегистрированы в органах службы занятости в целях поиска подходящей работы, ищут работу и готовы приступить к ней, в графе «род занятий» рекомендуется указывать «безработный»; в случае если лицо не имеет работу и заработок и при этом не зарегистрировано в органах службы занятости, то в графе «род занятий» рекомендуется указывать «временно неработающий» или «домохозяйка» («домохозяин»).

Лицу, осуществляющему уход за нетрудоспособными гражданами, в рассматриваемой графе рекомендуется указывать «осуществляющий уход за нетрудоспособным гражданином».

Представление депутатом представительного органа сельского поселения высшему должностному лицу субъекта Российской Федерации (руководителю высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) справки в связи с одновременным замещением иной самостоятельной муниципальной должности не отменяет обязанность по сообщению об отсутствии сделок, предусмотренных частью 1 статьи 3 Федерального закона от 3 декабря 2012 г. N 230-ФЗ «О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам»;5) при наличии на дату представления справки нескольких мест работы на титульном листе обязательно указывается основное место работы, т.е. организация, в которой находится трудовая книжка. При этом рекомендуется указать и иные места работы.

При заполнении справки лицом, только выполняющим работы и (или) оказывающим услуги на основании договоров гражданско-правового характера (самозанятые граждане, работающие без трудовой книжки), рекомендуется указывать «выполнение работ (оказание услуг) в сфере (указывается наименование соответствующей сферы)».

При заполнении справки лицом, замещающим муниципальную должность на непостоянной основе, указывается муниципальная должность и основное место работы (службы) или род занятий;

6) адрес места регистрации указывается по состоянию на дату представления справки на основании записи в паспорте или ином документе, подтверждающем регистрацию по месту жительства (наименование субъекта Российской Федерации, района, города, иного населенного пункта, улицы, номер дома и квартиры, почтовый индекс). При наличии временной регистрации ее адрес указывается в СПО «Справки БК» — в графе «доп. раздел». При отсутствии постоянной регистрации указывается временная (по паспорту). В случае если служащий (работник), гражданин, член семьи не проживает по адресу места регистрации, в СПО «Справки БК» — в графе «доп. раздел» указывается адрес фактического проживания.

Заполнение справок о доходах госслужащих за 2019 год

104. В данном подразделе указываются сведения о транспортных средствах, находящихся в собственности, независимо от того, когда они были приобретены, в каком регионе Российской Федерации или в каком государстве зарегистрированы. Транспортные средства, переданные в пользование по доверенности, находящиеся в угоне, в залоге у банка, полностью негодные к эксплуатации, снятые с регистрационного учета и т.д., собственником которых является служащий (работник), его супруга (супруг), несовершеннолетний ребенок, также подлежат указанию в справке.

Также в данном подразделе подлежат отражению транспортные средства, принадлежащие на праве собственности гражданину, зарегистрированному в качестве индивидуального предпринимателя.

105. Изменение регистрационных данных о собственнике по совершенным сделкам, направленным на отчуждение в отношении зарегистрированных транспортных средств, осуществляется на основании заявления нового собственника (пункт 6 Правил государственной регистрации транспортных средств в регистрационных подразделениях Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 21 декабря 2019 г. N 1764).

106. Если транспортное средство по состоянию на отчетную дату находилось в собственности служащего (работника), его супруги (супруга), несовершеннолетнего ребенка, то его следует отразить в данном подразделе справки. Если на отчетную дату транспортное средство уже было отчуждено, то в подразделе 3.2 справки его отражать не следует. При этом в разделе 1 справки следует указать доход от продажи транспортного средства, в том числе по схеме «трейд-ин».

107. Регистрация транспортных средств носит учетный характер и не служит основанием для возникновения (прекращения) на них права собственности (см. Определение Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации от 16 апреля 2019 г. N 18-КГ19-9). Таким образом, в случае, например, если служащий до 31 декабря 2020 года включительно продал легковой автомобиль, а новый собственник зарегистрировал такое транспортное средство только в январе 2021 года, то данный объект не подлежит отражению в подразделе 3.2 раздела 3 справки служащего. При заполнении графы «Место регистрации» указывается наименование органа внутренних дел, осуществившего регистрационный учет транспортного средства, например МО ГИБДД ТНРЭР N 2 ГУ МВД России по г. Москве, ОГИБДД ММО МВД России «Шалинский», ОГИБДД ММО МВД России по Новолялинскому району, 3 отд. МОТОТРЭР ГИБДД УВД по ЦАО г. Москвы и т.д. Указанные данные заполняются согласно паспорту транспортного средства.

Также допускается указание кода подразделения ГИБДД в соответствии со свидетельством о регистрации транспортного средства.

108. Аналогичным подходом необходимо руководствоваться при указании в данном подразделе водного, воздушного транспорта.

109. В строке 7 «Иные транспортные средства» подлежат указанию, в частности, прицепы, зарегистрированные в установленном порядке.

133. В данном разделе указываются сведения об имеющихся ценных бумагах, долях участия в уставных капиталах коммерческих организаций и фондах. Доход от имеющихся ценных бумаг указывается в разделе 1 «Сведения о доходах» (строка 5 «Доход от ценных бумаг и долей участия в коммерческих организациях»).

Ценные бумаги, приобретенные в рамках договора на брокерское обслуживание и (или) договора доверительного управления ценными бумагами (включая договор на ведение индивидуального инвестиционного счета) и собственником которых является служащий (работник), его супруга (супруг) или несовершеннолетние дети, также подлежат отражению в подразделе 5.1 или 5.2 соответственно.

В соответствии с пунктом 1 статьи 1012 Гражданского кодекса Российской Федерации передача ценных бумаг в доверительное управление не влечет перехода права собственности на него к доверительному управляющему. В этой связи переданные в доверительное управление ценные бумаги подлежат отражению в разделе 5 справки.

Ценные бумаги с неоднородными признаками (например, разные номинальные стоимости ценных бумаг, обыкновенные и привилегированные акции одного эмитента, разная стоимость приобретения (возмездная, безвозмездная) и т.д.) следует отражать в разных строках.

  • Правовые основы деятельности
  • Нормативные акты
  • Постановления Европейского Суда по правам человека
  • Судебная практика
  • Конституционный Суд
  • Верховный Суд
  • Научно-методические материалы
  • По вопросам надзора за исполнением федерального законодательства
  • По иным вопросам надзорной деятельности
  • Статистические данные
  • Об использовании выделяемых бюджетных средств
  • О деятельности органов прокуратуры
  • Новости
  • Основные документы
  • Главное управление международно-правового сотрудничества
  • Региональное представительство
    Международной ассоциации прокуроров в России
  • Новости Генеральной прокуратуры России
  • Новости прокуратур субъектов федерации
  • События Генеральной прокуратуры
  • Мероприятия и встречи
  • Интервью и выступления
  • Печатные издания
  • Видео
  • К сведению СМИ
  • Инфографика
  • Конкурс
  • Участие в конкурсе
  • Этапы конкурса
  • Итоги конкурса
  • Аккредитация СМИ

5. Справки не прошивать и не фиксировать скрепкой.

  • Информационные материалы
  • Социальные ролики
  • Наглядные материалы
  • Прокурор разъясняет
  • Порядок обращения граждан
  • График приема
  • Интернет приемная
  • Уведомления об экстремизме
  • Статусы уведомлений
  • Прямая линия для предпринимателей

21. Форма справки о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера утверждена Указом Президента Российской Федерации от 23 июня 2014 года N 460 «Об утверждении формы справки о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера и внесении изменений в некоторые акты Президента Российской Федерации» (далее — справка).

22. Собственноручное заполнение справки допускает возможность ее самостоятельного заполнения на персональном компьютере (с использованием текстовых редакторов) или иных печатных устройствах с последующим заверением личной подписью на титульной стороне каждого листа. При этом следует контролировать соответствие заполняемой формы аутентичному тексту приложения к Указу Президента Российской Федерации от 23 июня 2014 года N 460.

  • Контактная информация
  • Обратная связь для сообщений о фактах коррупции в службе
  • О представлении имущественных сведений лицами, замещающими муниципальные должности
  • Сведения о реализации мероприятий плана противодействия коррупции в исполнительных органах государственной власти Астраханской области за 2012 год
  • Службой безопасности опубликован Информационный бюллетень комиссии по координации работы по противодействию коррупции в Астраханской области за 2017 год

Методические материалы Министерства труда и социальной защиты РФ

  • «Горячие линии»
  • Приемная Губернатора Курской области
  • Противодействие коррупции
  • Электронные услуги
  • Общественные советы
  • Реализация национальных проектов в Курской области
  • Инвестиционный потенциал
  • Обеспечение доступа для субъектов малого и среднего предпринимательства к закупкам крупнейших заказчиков
  • Персональные данные.Дети
  • Информация для застройщиков

Должность руководителя государственного (муниципального) учреждения поименована в ч. 1 ст. 8 Закона № 273-ФЗ и освободить его от обязанности подавать справки о доходах нельзя. Уважительной причиной здесь не будут ни нахождение в отпуске (ежегодном оплачиваемом, без сохранения зарплаты, по уходу за ребенком и др.), ни временная нетрудоспособность, ни временное неисполнение должностных обязанностей по иной причине (п. 4 Рекомендаций по заполнению).

Подобной точки зрения придерживаются и суды (см., например, Апелляционное определение Московского городского суда от 07.05.2019 по делу № 33-20102/2019). Как следует из материалов этого дела, учредитель уволил руководителя подведомственного учреждения по п. 7.1 ст. 81 ТК РФ (из-за непредставления справки о доходах), а тот посчитал увольнение незаконным: в периоды с 30.03.2018 по 13.04.2018 и с 16.04.2018 по 24.05.2018 он находился на больничном. Суд не счел эту причину уважительной и поддержал учредителя.

В силу п. 5, 8, 9 Рекомендаций по заполнению справки о доходах можно подать в любое время, начиная с 1 января года, следующего за отчетным. Откладывать до апреля не стоит, особенно если планируется длительное отсутствие руководителя (например, командировка). В ситуации, когда не получается подать сведения лично, их можно направить по почте до 24:00 30 апреля.

Заявление о невозможности представить сведения о доходах госслужащих за 2019 руководителю учреждения написать нельзя – такое право не предусмотрено антикоррупционным законодательством (п. 31 Рекомендаций по заполнению). А вот в отношении членов своей семьи такое заявление направить можно – если причины, по которым не получается подать справку, объективны. Заявление должно быть направлено в установленный срок – до 30 апреля (п. 29, 30 Рекомендаций по заполнению).

Кстати, объективность причины, по которой не подается справка, тоже становится поводом для споров. В одном таком деле разбирался Верховный суд (Определение Судебной коллегии по гражданским делам ВС РФ от 17.04.2017 № 59-КГ17-3). Работница не подала работодателю справку о доходах своего супруга, поскольку тот отказался сообщать сведения, посчитав их коммерческой тайной. Комиссия по урегулированию конфликта интересов, созданная работодателем, признала причину необъективной и расценила ее как способ уклонения от представления сведений. В итоге трудовой договор с работницей был расторгнут по п. 7.1 ст. 81 ТК РФ и судьи признали законность такого решения.

Закон № 273-ФЗ устанавливает, что справки о доходах подают руководители государственных и муниципальных учреждений и граждане, претендующие на замещение этой должности. Однако органы-учредители могут расширить круг лиц, обязанных отчитываться о своем финансовом положении. Прежде всего, так делают федеральные органы власти в отношении подведомственных учреждений. Например, Минобрнауки[2] включило в перечень должностей не только руководителя, но и заместителя руководителя, главного бухгалтера, его заместителя и аналогичный руководящий состав филиалов и представительств учреждения. Все эти работники должны представлять справки.

Подобные решения принимают и учредители регионального уровня. В частности, Минстрой Республики Крым[3] обязал декларировать доходы директоров, их заместителей и главных бухгалтеров подведомственных учреждений.

Заявление о невозможности представить сведения о доходах госслужащих за 2019 руководителю учреждения написать нельзя – такое право не предусмотрено антикоррупционным законодательством.

Отметим, что на возникновение обязанности по раскрытию доходов напрямую влияет должностной статус, имеющийся у лица на отчетную дату. Применительно к должности руководителя учреждения приведем несколько важных разъяснений Минтруда.

  1. Врио руководителя учреждения, замещающий эту должность на 31 декабря отчетного года, обязан подать справку (пп. 2 п. 13 Рекомендаций по заполнению).

  2. Если лицо назначено на должность руководителя учреждения (в том числе в статусе врио) после 31 декабря отчетного года, справку представлять не надо (п. 14).

  3. Если руководитель учреждения уволился с этой должности в период с 1 января по 30 апреля 2020 года, справку за 2019 год подавать не требуется (п. 15). Отметим, что в прошлогодних рекомендациях Минтруд указывал, что отчитаться в аналогичной ситуации о своих доходах не будет нарушением.

Сведения подаются отдельно на работника и каждого члена его семьи, подпадающего под нормы о декларировании. Например, руководителю, состоящему в браке и имеющему двоих несовершеннолетних детей, нужно представить четыре справки. Как сказано в п. 11 Рекомендаций по заполнению, нельзя объединять в одной справке сведения о двух и более лицах (скажем, о двух несовершеннолетних детях).

Справку нужно заполнять на основании правоустанавливающих и иных подтверждающих официальных документов. Минтруд не рекомендует пользоваться информацией, полученной по телефону, в том числе в виде СМС-сообщений (п. 34 Рекомендаций по заполнению). Все это может повысить вероятность ошибки.

Если же руководитель учреждения обнаружит неточности после подачи справки, уточненные сведения можно представить в течение месяца после окончания срока представления справки – до 31 мая года, следующего за отчетным. При этом повторно подаются только те справки, в которых не отражены, не полностью отражены какие-либо сведения либо имеются ошибки (п. 27, 28 Рекомендаций по заполнению).

Если руководитель вовремя не воспользуется своим правом уточнить представленные сведения и неточности в справках обнаружат уже сотрудники органа-учредителя, первому лицу учреждения грозит дисциплинарная ответственность вплоть до увольнения по п. 7.1 ст. 81 ТК РФ. Но могут последовать и менее строгие наказания, в частности выговор.

Так произошло, например, в споре, который рассматривал Красноярский краевой суд (Апелляционное определение от 12.02.2018 по делу № 33-2017/2018). Работница посчитала незаконным выговор, который был вынесен работодателем за предоставление недостоверных сведений о доходах и расходах, и обратилась в суд. Но тот не увидел нарушений. Сведения действительно были поданы в неполном виде: в справках на себя и супруга работница неверно указала, например, вид собственности на недвижимое имущество, не вписала реквизиты документов, являющихся основанием для возникновения права собственности, а в разделе о счетах не указала адрес банка. Эти нарушения присутствовали как в основной, так и в уточненной справке. Выговор за подачу недостоверных сведений был вынесен правомерно.

Данный спор показывает, что вывод о недостоверности информации работодатель (учредитель) может сделать даже тогда, когда ошибки связаны именно с неверным заполнение справок о доходах госслужащих (отсутствие реквизитов документов-оснований, адреса банка). Не помешают подробные разъяснения Минтруда на этот счет.

Минтруда России от 29.04.2020 N 18-2/10/П-3881

Все полученные доходы, в том числе по основному месту работы, указываются без вычета НДФЛ. В строках разд. 1 справки отражаются следующие виды доходов:

  • по основному месту работы;

  • от педагогической и научной деятельности;

  • от иной творческой деятельности;

  • от вкладов в банках и иных кредитных организациях;

  • от ценных бумаг и долей участия в коммерческих организациях;

  • иные доходы (пенсия и доплаты к ней, средства, причитающиеся ребенку в качестве алиментов, или пособий, стипендия, доход от сдачи в аренду недвижимости или транспортного средства, от реализации недвижимости, транспортных средств и иного имущества, денежные средства, полученные в порядке дарения или наследования).

При отсутствии того или иного вида дохода в соответствующей строке надо поставить, например, «нет», «не имеется», «0». В последней строке раздела суммируется общий доход.

Вместе с тем Минтруд в п. 60 Рекомендаций по заполнению пояснил: в этом разделе не нужно учитывать денежные средства, полученные работником (членом его семьи) в качестве возмещения расходов, связанных:

  • со служебными командировками за счет средств работодателя;

  • с оплатой проезда и провоза багажа к месту использования отпуска и обратно;

  • с приобретением проездных документов для исполнения должностных обязанностей;

  • с оплатой коммунальных и иных услуг, наймом жилого помещения;

  • с внесением родительской платы за посещение дошкольного учреждения; и др.

Кроме того, в качестве дохода не указываются средства, полученные:

  • в виде социального, имущественного, инвестиционного налогового вычета;

  • в качестве бонусных баллов, бонусов на накопительных дисконтных картах, начисленных банками и иными организациями за пользование их услугами, в том числе в виде денежных средств («кэшбэк»-сервис);

  • в качестве возврата НДС, уплаченного при совершении покупок за границей, по чекам tax-free;

  • в виде кредитов, займов;

  • в связи с переводом денежных средств между своими банковскими счетами, а также с зачислением на свой банковский счет средств, ранее снятых с другого счета;

  • в качестве перевода (между супругами и (или) несовершеннолетними детьми).

В раздел 3 справки надо вписывать все основное имущество – недвижимость и транспортные средства, принадлежащее руководителю, его супруге (супругу), несовершеннолетним детям на праве собственности, независимо от того, когда эти объекты были приобретены, в каком регионе России или в каком государстве зарегистрированы. При внесении в данный раздел сведений надо ориентироваться на главный признак: имеется ли право собственности на тот или иной объект?

К примеру, если компания-застройщик передала покупателю объект долевого строительства, но на 31 декабря отчетного года квартира не была зарегистрирована в Росреестре, отражать информацию о ней в разд. 3 справки не надо. Сведения вносятся в разд. 6, где указываются объекты недвижимого имущества, находящиеся в пользовании (п. 94 Рекомендаций по заполнению).

Это же правило действует в отношении транспортных средств. Если по состоянию на 31 декабря отчетного года автомобиль находился в собственности руководителя учреждения, супруги (супруга), несовершеннолетнего ребенка, объект должен быть отражен в разд. 3. Если же автомобиль уже был продан, указывать сведения о нем здесь не нужно, а вот доход от продажи (в том числе по схеме «трейд-ин») необходимо внести в разд. 1 (п. 101 Рекомендаций по заполнению). При этом следует помнить, что регистрация транспортного средства не служит основанием для возникновения (прекращения) права собственности: если руководитель продал автомобиль до 31 декабря 2019 года, а новый собственник зарегистрировал машину только в январе 2020 года, сведения о ней не включаются в разд. 3.

В разделе 6 справки отражаются сведения об объектах недвижимости, находящихся в пользовании, а также о срочных обязательствах финансового характера.

В подразделе 6.1 указывается недвижимое имущество (муниципальное, ведомственное, арендованное и т. п.), находящееся во временном пользовании руководителя, членов его семьи, и основания пользования (договор аренды, фактическое предоставление и др.). Подраздел в обязательном порядке заполняется в отношении тех лиц, которые по месту работы (например, в соответствующем субъекте РФ) имеют временную регистрацию (п. 138, 140 Рекомендаций по заполнению).

Сведения об имуществе вносятся либо в подразд. 3.1 «Недвижимое имущество», либо в подразд. 6.1 «Объекты недвижимого имущества, находящиеся в пользовании». Отсутствие информации в обоих подразделах не допускается.

Вместе с тем на практике часто возникает путаница: гражданин, обязанный отчитываться о своем финансовом положении, не вносит сведения об имуществе в разд. 3 (поскольку оно не принадлежит ему на праве собственности), но и не включает эти сведения в подразд. 6.1. А впоследствии работодатели (органы власти) и суды делают вывод о нарушении работником антикоррупционного законодательства.

В одном из таких случаев служащий внес в справку за 2016 год сведения о двух квартирах, зарегистрированных в Росреестре в отчетном году, хотя расходы на них в справке отражены не были, а в предыдущих справках квартиры или соответствующие источники дохода не указывались. Как пояснил служащий, одна квартира приобреталась по договору долевого участия в 2008 году, а доля в праве собственности на вторую квартиру была унаследована в 2007 году. В силу давности приобретения недвижимости и отсутствия в эти периоды установленной обязанности соблюдать антикоррупционное законодательство служащий, не указав квартиры в более ранних справках, ничего не нарушил. Однако суд посчитал иначе: лицо подало неполные сведения, хотя обязано было внести в справки за 2015 и предыдущие годы сведения о квартирах независимо от фактической даты их госрегистрации (Постановление Президиума Хабаровского краевого суда от 12.11.2018 № 44Г-178/2018).

Аналогичный вывод судьи сделали и в другом споре (Определение Судебной коллегии по делам военнослужащих ВС РФ от 11.07.2017 № 204-КГ17-5). Служащий не указал в справке о доходах земельный участок и дом, находящийся в его фактическом пользовании (но не на праве собственности), хотя обязанность сообщать сведения о таких объектах прямо установлена антикоррупционным законодательством. К дисциплинарной ответственности в виде выговора (за представление неполных сведений) служащий был привлечен обоснованно.

В подразделе 6.2 указывается каждое имеющееся на отчетную дату срочное обязательство финансового характера на сумму, равную или превышающую 500 тыс. руб., кредитором или должником по которому является руководитель учреждения, его супруга (супруг), несовершеннолетний ребенок. Если на 31 декабря 2019 года размер обязательства (оставшийся непогашенным долг с суммой процентов) составил менее 500 тыс. руб., оно в справке не отражается. Хотя и включение его в справку не будет нарушением (п. 149, 154 Рекомендаций по заполнению).

Срочные финансовые обязательства, например, возникают по договорам о предоставлении кредита, об уступке права требования, а также по договору долевого строительства (их обязательно надо отражать в справке, если между моментом полной оплаты по договору и моментом подписания передаточного акта или госрегистрации квартиры проходит много времени). В последней ситуации должником выступает компания-застройщик (п. 158 Рекомендаций по заполнению).

Бизнес: • Банки • Богатство и благосостояние • Коррупция • (Преступность) • Маркетинг • Менеджмент • Инвестиции • Ценные бумаги: • Управление • Открытые акционерные общества • Проекты • Документы • Ценные бумаги — контроль • Ценные бумаги — оценки • Облигации • Долги • Валюта • Недвижимость • (Аренда) • Профессии • Работа • Торговля • Услуги • Финансы • Страхование • Бюджет • Финансовые услуги • Кредиты • Компании • Государственные предприятия • Экономика • Макроэкономика • Микроэкономика • Налоги • Аудит
Промышленность: • Металлургия • Нефть • Сельское хозяйство • Энергетика
Строительство • Архитектура • Интерьер • Полы и перекрытия • Процесс строительства • Строительные материалы • Теплоизоляция • Экстерьер • Организация и управление производством

Справка 460 о доходах: как правильно заполнить документ

  • Пн
  • Вт
  • Ср
  • Чт
  • Пт
  • Сб
  • Вс

    Согласно букве закона нашей страны, освобождение попадающего в вышеуказанный перечень категорий служащих человека от исполнения этого обязательство невозможно. Он вынужден его исполнять даже во время нахождения в отпуске:

    • оплачиваемом;
    • неоплачиваемом;
    • вынужденном по болезни;
    • по уходу за ребенком и т.д.

    Если самостоятельно служащий не в состоянии предоставить информацию ввиду частичной потери трудоспособности, то ему вменяется ее направление в организацию посредством:

    • почты стандартного типа;
    • электронной сети коммуникаций.

    Государственная фельдъегерская служба Российской Федерации

    Гражданин, заполняющий справку, обязан предоставлять сведения не только за себя, но и за некоторые лица, имеющие к нему отношение, то есть за:

    • жену или мужа, в зависимости от пола предоставляющего данные человека;
    • за несовершеннолетних детей (за каждого из них отдельно).

    Вписывание данных производится на каждую персону в отдельную бумагу.

    Приведем пример. Вы занимаете одну из перечисленных ранее должностей, при этом имеете супруга, дочь и сына, 16 и 17 лет соответственно. Получается, что, сдавая заполненную за себя бумагу, вы должны подать еще три за родных. Получается всего четыре.

    Как мы уже упомянули, сотрудник обязанный предоставлять актуальные на конкретную дату данные о себе, заключающиеся в получаемых им расходах и доходах, также обязан декларировать имущество своей семьи, то есть жены или мужа, а также не достигших восемнадцати лет детей.

    Когда организация принимает решение о важности декларирования информации по мужу или жене служащего, необходимо принимать во внимание пункты статьи №25 СК РФ. В ней сказано, что супругом или супругой является лишь тот гражданин, брак с которым официально скреплен посредством прохождения процедуры регистрации, и наличия акта соответствующего состояния граждан. Оканчивается брак также посредством получения аналогичного акта о его расторжении и внесения заметки в книгу регистраций.

    Рассмотрим, как заполнить обсуждаемую справку. В таком виде, каком мы ее знаем сейчас, она утверждена в 2014 году, посредством издания президентского Указа.

    Если гражданин самостоятельно заполняет бланк, он имеет право на вписывание данных:

    • с помощью компьютера;
    • на других печатных устройствах.

    При этом каждый заполняемый лист необходимо снабдить подписью заполняющего бумагу служащего или гражданина.

    Пункт 1. В этой части бланка вносится информация о имуществе недвижимого характера, которое находится во владении сотрудника или одного из представителей его семьи. К нему относятся:

    • участки земли;
    • недры;
    • дома и прочие строения, которые без невосполнимого ущерба отделить от земли не получится.

    Кроме того, недвижимостью считаются судна:

    • морские;
    • космические;
    • воздушные;
    • внутреннего плавания.

    Пункт 2. Согласно перечню, в третий раздел вносится вся недвижимость, которая принадлежит работнику организации или его супругу и детям, при этом не играет роли дата ее приобретения.

    В виде и наименовании имущественных объектов можно указать земельные участки следующего типа:

    • садовые – для выращивания ягод, фруктов, овощей и других культур и отдыха;
    • огородные — для выращивания овощей, фруктов, ягод, других культур, на которых можно возводить различные строения;
    • огородные земельные – для выращивания любых культур и ведения хозяйства, а также возведения строений;
    • дачные земельные – для отдыха, на них можно возвести нужные постройки, в которых нельзя регистрироваться, но жить можно, а также участок предоставлен под выращивание культур.

    Пункт 3. Под хозяйством личным, имеющим характер подсобных, закон подразумевает взращивание и процесс переработки продукции, представленной сельскохозяйственными наименованиями. Для его осуществления пригодна земля, как в черте города, так и за его пределами.

    Пункт 4. Для производства продуктов сельского хозяйства используют так называемые приусадебные участки, кроме того на них возводят жилые дома, и хозяйственные пристройки, соответствующие установленным государством регламентам в области градостроения, касающихся аспектов:

    • санитарно-гигиенических;
    • строительных;
    • экологических;
    • препятствующих возникновению пожаров и т.д.

    Как видите, бланк справки №460 представляет собой довольно таки объемный бумажный бланк, внутрь которого необходимо вписать большое количество разнообразных сведений. Чтобы не ошибиться, желательно консультироваться со специалистами бухгалтерского отдела по месту трудоустройства, в противном случае придется несколько раз бумагу переоформлять. Не бойтесь, на самом деле не все так страшно, большинство заполняющих бланк служащих пропускают множество разделов, так как внести данные по ним всем нужно лишь очень состоятельным людям. На практике же их сочетание встречается довольно редко.

    Мы желаем вам удачи в заполнении!

    Декларация о доходах и расходах госслужащего

    Сотрудники госслужбы, чьи полномочия предполагают предоставлять такие сведения:

    • Лица на государственной должности РФ, субъекта РФ, муниципальной должности на постоянной основе.
    • Государственные и муниципальные служащие на должностях, включенных в перечни из нормативных правовых актов РФ.
    • Работники госкорпораций, ПФ РФ, Фонда социального страхования РФ, Федерального фонда ОМС, а также организаций, которые создаются Российской Федерацией на основании федеральных законов. Назначение на эти позиции и освобождение от них производится Президентом РФ или Правительством РФ. Кроме того это должности, включенные в перечни, установленные нормативными актами фондов, локальными нормативными актами организаций.
    • Работники организаций, созданных для выполнения задач, поставленных перед федеральными государственными органами, замещающими отдельные должности на основании трудового договора в этих организациях, включенные в перечни, установленные федеральными государственными органами.

    При составлении Справки учитывается семейное положение гражданина или госслужащего на отчетную дату.

    Если необходимо подавать сведения о доходах и расходах супруги, следует руководствоваться ст. 25 Семейного кодекса РФ. Брак, расторгнутый в ЗАГСе, прекращается со дня регистрации расторжения брака в книге регистрации актов гражданского состояния. Если брак же расторгнут в суде, то датой растроржения считается день вступления решения суда в законную силу.

    • Федеральный закон от 25 декабря 2008 г. N 273-ФЗ «О противодействии коррупции».
    • Указ Президента РФ от18.05.2009 N 557 перечня должностей федеральной государственной службы, при замещении которых федеральные государственные служащие обязаны представлять сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей.
    • Указ Президента РФ № 559 от 18.05.2009 «О предоставлении сведений о доходах».
    • Указ Президента РФ от 21.09.2009 N 1065 (ред. от 19.09.2017) «О проверке достоверности и полноты сведений, представляемых гражданами, претендующими на замещение должностей федеральной государственной службы, и федеральными государственными служащими, и соблюдения федеральными государственными служащими требований к служебному поведению».
    • Указ Президента РФ от 21.09.2009 N 1066 (ред. от 19.09.2017) «О проверке достоверности и полноты сведений, представляемых гражданами, претендующими на замещение государственных должностей Российской Федерации, и лицами, замещающими государственные должности Российской Федерации, и соблюдения ограничений лицами, замещающими государственные должности Российской Федерации».
    • Указ Президента Российской Федерации от 23.06.2014 г. № 460 Об утверждении формы справки о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера и внесении изменений в некоторые акты Президента Российской Федерации.

    Декларирование доходов госслужащих – это одна из мер противодействия коррупции. Такие справки, подаваемые чиновниками определенных категорий, позволяют контролировать доходы и расходы чиновника и его семьи и выявлять средства и имущество, которые не соответствуют величине официальных доходов. Если такое выявляют – чиновника будут проверять на предмет злоупотреблений его положением и полномочиями.

    При заполнении этого раздела укажите все доходы с 1 января по 31 декабря 2019 года. К ним, в частности, не относятся займы и кредиты, а также выплаты по возмещению расходов.

    В разделе нужно указать:

    • в графе “Доход по основному месту работы” – заработок по месту службы;
    • в графе “Доход от педагогической и научной деятельности” – доход, полученный, например, за публикацию научных статей;
    • в графе “Доход от иной творческой деятельности” – доходы от разной творческой деятельности;
    • в графе “Доход от вкладов в банках и иных кредитных организациях” – сумму процентов, которые вы получили по вкладам;
    • в графе “Доход от ценных бумаг и долей участия в коммерческих организациях” – сумму дохода от операций с ценными бумагами и дивидендов;
    • в графе “Иные доходы” – все доходы, которые не отражены в предыдущих строках.

    После заполнения всех строк раздела суммируйте все доходы и укажите итоговую сумму.

    Этот раздел нужно заполнить, если госслужащий, супруга (супруг) или несовершеннолетние дети в 2019 году купили (приобрели в результате обмена) недвижимость, землю, транспорт, ценные бумаги или доли (в т. ч. участия в строительстве).

    Нюанс: данный раздел не заполняют те, кто только поступает на госслужбу и сдает справку вместе с пакетом документов для устройства на должность.

    В этом разделе нужно указать сведения о недвижимости и транспортных средствах, которые находились у вас в собственности по состоянию на 31 декабря 2019 года.

    В данном разделе нужно указать сведения об имеющихся ценных бумагах, долях участия в уставных капиталах коммерческих организаций и фондах.

    Справка (декларация) о доходах госслужащих – отдельный документ, введенный с целью борьбы с коррупцией. Его не следует путать с декларациями, которые надо подавать в налоговую (например, 3-НДФЛ).

    Чиновники, чьи должности входят в утвержденный Президентом перечень, впервые сдают справку в момент устройства на должность. Далее они обязаны отчитываться ежегодно.

    • График приема
    • Регламент рассмотрения обращений
    • Ответы на обращения, затрагивающие интересы неопределенного круга лиц
    • Интернет — приемная
    • Обзоры обращений граждан
    • Новости
    • Опрос населения
    • Прокуратура разъясняет
    • ГО и ЧС
    • ЖКХ
    • АнтиНарко
    • Телефонный справочник
    • Полезная информация
    • Открытые данные
    • Росреестр информирует
    • Земельные отношения
    • Жилищные отношения
    • Градостроительная деятельность
    • Для иностранных граждан
    • Услуги ЗАГСа
    • ДНД
    • Молодежная политика
    • Капитальный ремонт МКД
    • Списки очередности на получение жилья
    • Федеральные службы
    • Безопасность дорожного движения
    • Нотариальные услуги
    • Общественное обсуждение
    • Сведения о предоставленных льготах, отсрочках, рассрочках, о списании задолженности
    • Выборы главы
    • Комфортная городская среда
    • Сельское хозяйство
    • Чистый поселок
    • Реестр аварийного жилья
    • ТКО
    • Организация приема и регистрации уведомлений о проведении публичных мероприятий
    • Всероссийская перепись населения 2020 год
    • Информация пенсионного фонда
    • Деятельность по обращению с животными
    • Местные налоги
    • Муниципальный заказ
    • Информация о размещении заказов на поставки товаров
    • Социально-экономический прогноз
    • Развитие социально-экономического развития» программы комплексного развития
    • Использование информации
    • Соответствие 8-ФЗ
    • Карта сайта
    • Online-опрос
    • О персональной информации пользователей
    • О сайте


    Похожие записи:

    Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *