Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Ам 23р нормы расхода топлива 2021». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.
1. Методические рекомендации «Нормы расхода топлив и смазочных материалов на автомобильном транспорте» (далее — нормы расхода топлив) предназначены для автотранспортных предприятий, организаций, занятых в системе управления и контроля, предпринимателей и др., независимо от форм собственности, эксплуатирующих автомобильную технику и специальный подвижной состав на шасси автомобилей на территории Российской Федерации.
2. В данном документе приведены значения базовых, транспортных и эксплуатационных (с учетом надбавок) норм расхода топлив для автомобильного подвижного состава, норм расхода топлива на работу специальных автомобилей, порядок применения норм, формулы и методы расчета нормативного расхода топлив при эксплуатации, справочные нормативные данные по расходу смазочных материалов и специальных жидкостей, значения зимних надбавок и др.
(Измененная редакция. Изм. от 14.07.2015 г.)
3. Норма расхода топлив и смазочных материалов применительно к автомобильному транспорту подразумевает установленное значение меры его потребления при работе автомобиля конкретной модели, марки или модификации.
Нормы расхода топлив и смазочных материалов на автомобильном транспорте предназначены для расчетов нормативного значения расхода топлив по месту потребления, для ведения статистической и оперативной отчетности, определения себестоимости перевозок и других видов транспортных работ, планирования потребности предприятий в обеспечении нефтепродуктами, для расчетов по налогообложению предприятий, осуществления режима экономии и энергосбережения потребляемых нефтепродуктов, проведения расчетов с пользователями транспортными средствами, водителями и т.д.
При нормировании расхода топлив различают базовое значение расхода топлив, которое определяется для каждой модели, марки или модификации автомобиля в качестве общепринятой нормы, и расчетное нормативное значение расхода топлив, учитывающее выполняемую транспортную работу и условия эксплуатации автомобиля.
Нормы расхода смазочных материалов на автомобильном транспорте предназначены для оперативного учета, расчета удельных норм расхода масел и смазок при обосновании потребности в них для предприятий, эксплуатирующих автотранспортную технику.
Нормы эксплуатационного расхода смазочных материалов (с учетом замены и текущих дозаправок) установлены из расчета на 100 л от общего расхода топлива, рассчитанного по нормам для данного автомобиля. Нормы расхода масел установлены в литрах на 100 л расхода топлива, нормы расхода смазок — в килограммах на 100 л расхода топлива.
Нормы расхода масел увеличиваются до 20 % для автомобилей после капитального ремонта и находящихся в эксплуатации более пяти лет.
Расход смазочных материалов при капитальном ремонте агрегатов автомобилей устанавливается в количестве, равном одной заправочной емкости системы смазки данного агрегата.
Расход тормозных, охлаждающих и других рабочих жидкостей определяется в количестве и объеме заправок и дозаправок на один автомобиль в соответствии с рекомендациями заводов-изготовителей, инструкциями по эксплуатации и т.п.
Значения норм расхода смазочных материалов для АТС рекомендуется устанавливать на основании химмотологической карты смазки автомобиля или по рекомендациям завода-изготовителя. При отсутствии данных из вышеперечисленных источников рекомендуется устанавливать значения норм расхода смазочных материалов, приведенных в приложении № 1.
(Измененная редакция. Изм. от 14.07.2015 г.)
16. Индивидуальные эксплуатационные нормы расхода масел (в литрах) и смазок (в кг) на 100 л общего расхода топлив автомобилем, не более
16.1. Легковые автомобили
Марка, модель автомобиля
Моторные масла
Трансмиссионные и гидравлические масла
Специальные масла и жидкости
Пластичные смазки
1
2
3
4
5
Автомобили зарубежного производства и «АвтоВАЗа» всех моделей и модификаций
0,6
0,1
0,03
0,1
ГАЗ-13, -14
1,8
0,15
0,05
0,1
ГАЗ-24 всех модификаций
1,8
0,15
0,05
0,1
ГАЗ-24-07, -24-17
Значение зимних надбавок к нормам расхода топлив по регионам России в зависимости от климатических районов
№ пп
Регионы России (по федеральным округам)
Количество месяцев и срок действия зимних надбавок
Предельная величина зимних надбавок не более, %
1
2
3
4
I. Центральный
1
Москва
5,0
10
01.XI … 31.III
2
Белгородская обл.
4,0
7
15.XI … 15.III
3
Брянская обл.
5,0
10
01.XI … 31.III
4
Владимирская обл.
5,0
10
01.XI … 31.III
5
Воронежская обл.
5,0
10
01.XI … 31.III
6
Ивановская обл.
5,0
Классификация и система обозначения автомобильных транспортных средств
Автомобильные транспортные средства (АТС) подразделяются на пассажирские, грузовые и специальные.
К пассажирскому транспорту относятся легковые автомобили и автобусы. К грузовому — грузовые бортовые автомобили, фургоны, самосвалы, тягачи, прицепы и полуприцепы, включая специализированные АТС, предназначенные для перевозки конкретного вида специальных грузов. К специальным АТС относится подвижной состав, оборудованный и предназначенный для выполнения особых, преимущественно нетранспортных работ, не связанных с перевозкой грузов общего характера (в т.ч. пожарные и коммунальные автомобили, мастерские, краны, топливозаправщики, эвакуаторы и т.д.).
В настоящее время для автотранспорта введена новая международная классификация и обозначения, принятые в международных правилах, разрабатываемых Комитетом по внутреннему транспорту Европейской экономической комиссии ООН (Сводная резолюция о конструкции транспортных средств. Правила ЕЭК ООН и др.).
Классификация автотранспортных средств, принятая ЕЭК ООН
Категория АТС
Тип и общее назначение АТС
Максимальная масса, т
Класс и эксплуатационное назначение АТС
1
2
3
4
М1
АТС, используемые для перевозки пассажиров и имеющие не более 8 мест (кроме места водителя)
Не регламентируется
Легковые автомобили, в том числе повышенной проходимости
М2
АТС, используемые для перевозки пассажиров и имеющие более 8 мест (кроме места водителя)
АТС, используемые для перевозки пассажиров и имеющие более 8 мест (кроме места водителя)
Свыше 5,0
Автобусы: городские, в том числе сочлененные (кл. I), междугородные (кл. II), туристические (кл. III)
М2 и М3
Отдельно выделяются маломестные АТС, предназначенные для перевозки пассажиров, вместимостью не более 22 сидящих или стоящих пассажиров (кроме места водителя)
Не регламентируется
Автобусы маломестные, в том числе повышенной проходимости, для стоящих и сидящих пассажиров (кл. А) и для сидящих пассажиров (кл. В)
N1
АТС, предназначенные для перевозки грузов
До 3,5
Грузовые, специализированные и специальные автомобили, в т.ч. повышенной проходимости
N2
АТС, предназначенные для перевозки грузов
Норма списания гсм приказ минтранса 2021
Примеры расчета нормативного расхода топлив (в примерах приводятся условные цифры)
1. Из путевого листа установлено, что легковой автомобиль BAЗ-217030 Приора, работавший в городе с населением 500 тыс. человек, совершил пробег 180 км.
Исходные данные:
базовая норма расхода топлива на пробег для легкового автомобиля BAЗ-217030 Приора составляет Hs = 8,2, л/100 км;
надбавка за работу в городе с населением 500 тыс. человек составляет D = 15 %. Нормативный расход топлива составляет:
2. Из путевого листа установлено, что легковой автомобиль ВАЗ-111840 Калина, работавший в горной местности на высоте 850 — 1500 м над уровнем моря, совершил пробег 220 км.
Исходные данные:
базовая норма расхода топлива на пробег для легкового автомобиля ВАЗ-111840 Калина составляет Hs = 8,0 л/100 км;
надбавка за работу в горной местности на высоте от 801 до 2000 м над уровнем моря составляет D = 10 % (среднегорье).
3. Из путевого листа установлено, что легковой автомобиль Волга Сайбер, работавший в городе с населением 1,5 млн. человек в зимнее время, совершил пробег 85 км.
Исходные данные:
базовая норма расхода топлива на пробег для легкового автомобиля Волга Сайбер составляет Hs = 11,0 л/100 км;
надбавка за работу в городе с населением 1,5 млн. человек составляет D = 25 %, за работу в зимнее время D = 15 %.
4. Из путевого листа установлено, что легковой автомобиль Daewoo Nexia, оборудованный кондиционером и работавший в городе с населением 150 тыс. человек, совершил пробег 115 км.
Исходные данные:
базовая норма расхода топлива на пробег для легкового автомобиля Daewoo Nexia составляет Hs = 8,2 л/100 км;
надбавка за работу в городе с населением 150 тыс. человек составляет D = 10 %, при использовании кондиционера при движении автомобиля составляет D = 7 %. Нормативный расход топлива составляет:
5. Из путевого листа установлено, что легковой автомобиль Mercedes-Benz S500, оборудованный установкой климат-контроль, в зимнее время за рабочую смену в городе с населением 4 млн. человек совершил пробег 75 км, при этом, вынужденный простой автомобиля с работающим двигателем составил 2 часа.
Исходные данные:
базовая норма расхода топлива на пробег для легкового автомобиля Mercedes-BenzS 500 составляет Hs = 14,8 л/100 км;
время вынужденного простоя с работающим двигателем Т = 2,0 часа; надбавка за работу в городе с населением 4 млн. человек составляет D = 25 %; за работу в зимнее время D = 10 %; при использовании установки климат- контроль при движении автомобиля D = 10 %; при вынужденном простое автомобиля с работающим двигателем за один час простоя — 10 % от значения базовой нормы, то же на стоянке при использовании установки климат-контроль — 10 % от значения базовой нормы.
Дополнительный расход топлива на простой автомобиля с работающим двигателем составит:
Qдоп = 0,01 × Hs × D × Т = 0,01 × 14,8 × 20 × 2 = 5,92 л
6. Из путевого листа установлено, что городской автобус НефАЗ-5299-10-15 работал в городе с населением 2 млн. человек в зимнее время с использованием штатных отопителей салона, совершил пробег 145 км при времени работы на линии 8 ч.
Исходные данные:
транспортная норма расхода топлива на пробег для городского автобуса НефАЗ-H 5299-10-15 составляет Hs = 39,0 л/100 км;
надбавка за работу в городе с населением 2 млн. человек составляет D = 20 %; за работу в зимнее время составляет D = 8 %;
норма расхода топлива на работу отопителя составляет Нот = 2,5 л/ч.
Минтранс РФ выпустил изменения по нормам расхода ГСМ. Предыдущими редакциями воспользоваться уже невозможно. Ниже представлен приказ Минтранса РФ в текущей редакции на 2021 год, в том числе представлена последняя таблица норм расхода топлива, благодаря чему вы сможете воспользоваться данными для определения нормы расхода ГСМ на 2021 год по любому автомобилю.
N п/п
Модель, марка, модификация автомобиля
Число и расположение цилиндров
Мощность двигателя, л.с.
Чтобы установить лимиты на бензин по рекомендациям Минтранса, возьмите базовую норму из таблиц в пункте 7 Методических указаний (утв. распоряжением Минтранса № АМ-23-р). Проверьте, есть ли в пунктах 5 и 6 поправочные коэффициенты для вашего автомобиля. Затем рассчитайте норму по этой формуле:
Распоряжение Минтранса РФ от 14.03.2008 N АМ-23-Р
Цели учета нормативов топлива достаточно очевидны:
контроль расходов организации на топливо для транспортных средств;
профилактика перерасхода, слива и т.п.;
ведение соответствующей отчетности;
уточнение себестоимости перевозок;
снижение налогооблагаемой базы;
основание для расчета с сотрудниками, использующими для служебных целей личный автотранспорт.
Рекомендованные Министерством транспорта РФ либо самостоятельно разработанные на предприятии, нормы списания топлива зависят от объективных факторов:
вида транспорта (легковое авто, грузовик, фура, транспорт спецназначения и т.д.);
конкретной марки авто;
его пробега;
срока, в течение которого автомобиль находится в эксплуатации;
базового расхода ГСМ;
некоторых установленных коэффициентов – сезонных, территориальных, дорожных, грузоподъемных и т.п.
Служебный автомобиль, принадлежащий ООО «Вольта», марки Тойота Королла с объемом двигателя 1,6 л совершил поездку, отмеченную в путевом листе расстоянием 650 км. При этом он затратил 62 л бензина. Груза на борту не было (доставлялись документы). Поездка была произведена зимой, зимняя надбавка, установленная в ООО «Вольта», составляет 5%. Фирма использует для расчета показатели из таблицы Минтранса РФ.
Рассчитаем расход топлива для списания. По данным Распоряжения Минтранса, нормы расхода топлива для автомобиля данной марки, идущего без груза, составляет 9 л на 100 км пробега. Зимний коэффициент принимаем за 5. Других надбавок данная поездка на авто этой марки в приведенных условиях не предусматривает. Произведем исчисление по формуле: 0,01 х 9 х 650 (1 + 5 х 0,01) = 0,09 х 650 х 1,05 = 61,4 л.
Как видим, водитель служебного авто практически не превысил расхода бензина, требующегося по нормативу.
Минтранс РФ выпустил изменения по нормам расхода ГСМ. Предыдущими редакциями воспользоваться уже невозможно. Ниже представлен приказ Минтранса РФ в текущей редакции на 2021 год, в том числе представлена последняя таблица норм расхода топлива, благодаря чему вы сможете воспользоваться данными для определения нормы расхода ГСМ на 2021 год по любому автомобилю.
N п/п
Модель, марка, модификация автомобиля
Число и расположение цилиндров
Мощность двигателя, л.с.
Чиновники выделили три основных понятия:
Базовая НЗТ
Это стандартное значение затрат ГСМ. Устанавливается в отдельности для каждой марки транспортных средств. Учитывает индивидуальные конструкции, массу в снаряженном состоянии, вид потребляемого ГСМ и прочие характеристики. Вид расхода применим для стандартных, типизированных ситуаций.
Транспортная НЗТ
Этот вид нормативного использования применяется уже с учетом характеристик транспортной работы агрегата. По сути это базовый стандарт, пересчитанный с учетом грузоподъемности, тяговой силы, номинальной загрузки груза или пассажиров. То есть стандарт с учетом рабочих характеристик авто.
Эксплуатационная НЗТ
Это реальный норматив затрат, который пересчитан с учетом поправочных коэффициентов. Это базовая и транспортная НЗТ, которые учитывают условия эксплуатации ТС (местность, климат, температурный режим и прочие особенности эксплуатации).
Каждый из нормативных значений пересчитывается по отношению к базовому с учетом поправочных коэффициентов. Подробная таблица норм расхода топлива на 2020 год раскрывает значения по маркам авто. Сокращения в таблице:
Б — бензин;
Д — дизтопливо;
СНГ — сжиженный нефтяной газ;
СПГ — сжатый природный газ.
Для легкового авто расчет норматива производится по специальной формуле:
Qн = 0,01 × Hs × S × (1 + 0,01 × D),
где:
Qн — это норматив затрат ГСМ, исчисленный в литрах;
Hs — базовый стандарт расхода топлива на пробег автомобиля в 100 км;
S — конкретный пробег автомобиля, исчисляется в км;
D — поправочный коэффициент, установленный к норме, отражается в %.
Базовый стандарт определяется в соответствии с рекомендациями таблицы норм списания ГСМ Минтранса. Например, отдельные значения предусмотрены:
для отечественного транспорта до 2014 года выпуска;
для зарубежных авто до 2008 года;
для зарубежных марок с 2008 по 2014 год.
Если фирма эксплуатирует автобусы в работе, то рассчитывать нормативы придется иначе. Для этого используйте такую формулу:
Qн = 0,01 × Hs × S × (1 + 0,01 × D) + Hот × T,
где:
Qн — стандарт затрат ГСМ, исчисленный в литрах;
Hs — транспортная НТ расхода, определенная на пробег автобуса в 100 км, исчисленная с учетом нормируемой по классу и назначению автобуса загрузки пассажиров;
S — фактический пробег автобуса, определенный в км по путевому листу;
Hот — норматив затраты ГСМ при эксплуатации штатных независимых отопителей, рассчитывается в л/ч;
T — фактическое время работы автобуса с включенным отопителем, ч;
D — поправочный коэффициент, определенный к норме, %.
Фактический пробег автобуса подтверждается путевым листом.
Стандартный пересчет нормативов не дает фактических показателей. Чиновники ввели специальный поправочный коэффициент к норме расхода топлива. Корректировочных значений сразу несколько. Их устанавливают в зависимости от многочисленных факторов эксплуатации транспорта. Коэффициенты как увеличивают нормативы, так и снижают.
Например, при работе в зимний период транспорт расходует больше топлива, чем в летние месяцы. В то же время при движении по открытой трассе авто расходует меньше топлива, чем, к примеру, при езде по городу или опасному дорожному участку.
Оснований для применения повышающих коэффициентов для расчета нормы расходов топлива на автомобильном транспорте довольно много. Значения коэффициентов варьируются от 5% до 50%. А в сумме выдают и гораздо большие значения.
Основания для повышения норм расхода топлива:
работа в зимний период — 5-20%;
эксплуатация в горной местности — 5-20%;
дороги сложного плана и опасные участки дорог — 10-30%;
передвижение в городских зонах — 5-35%;
необходимость частых технологических остановок — 10%;
необходимость низкой скорость движения — 15-35% в среднем;
для обкатки нового авто — до 10%;
по длительности эксплуатации — 5-10%.
Это лишь ключевые факторы, которые повышают расход топлива. Исчерпывающий перечень приведен в Распоряжении Минтранса России от 14.03.2008 № АМ-23-р (ред. от 20.09.2018).
Оснований для применения понижающих коэффициентов намного меньше. Обозначим общие случаи, когда следует уменьшить нормы Минтранса по расходу топлива. Значения приведем в таблице:
Критерий
Коридор значения коэффициента
Работа на равнинной и слабохолмистой местности, за пределами населенных пунктов
До 15%
При работе в пригородной зоне
Не применяют повышающий коэффициент при работе в городских зонах
В некоторых ситуациях есть необходимость применить сразу несколько коэффициентов. Тогда следует рассчитывать надбавку или снижение как сумму или разницу показателей.
Документом, которым устанавливаются нормативы топливных расходов, является распоряжение от 14.03.2008 № АМ-23-р. Утверждает рекомендуемые нормы расхода топлива на 2020 год Минтранс РФ, последняя редакция методических рекомендаций была издана в сентябре 2018 г. Изменения были внесены распоряжением Минтранса РФ от 20.09.2018 № ИА-159-р.
Минтранс рекомендует объем израсходованного бензина считать следующим образом:
При понижении температуры ниже +5 °С применяется зимняя надбавка, продолжительность применения которой зависит от региона. Переход на зимние нормы расхода топлива в 2020 году осуществляется в зависимости от климатической зоны. От климата места эксплуатации зависят и зимние, и летние нормы расхода топлива — с какого месяца вводятся. В центральной части России зимняя надбавка составляет до 10% и вводится она на пять месяцев: с 1 ноября по 31 марта. В северных районах надбавка достигает 20% и применяется до 7 месяцев в году.
Субъект Российской Федерации или его часть
Количество месяцев и срок действия зимних надбавок
Предельная величина зимних надбавок, не более, %
Москва
5
01.11–31.03
10
Белгородская область
4
15.11–15.03
7
Брянская область
5
01.11–31.03
10
Владимирская область
5
01.11–31.03
10
Воронежская область
5
01.11–31.03
10
Ивановская область
5
01.11–31.03
10
Калужская область
5
01.11–31.03
10
Костромская область
5
01.11–31.03
10
Курская область
5
01.11–31.03
10
Липецкая область
5
01.11–31.03
10
Полный перечень уровней зимних коэффициентов по климатическим зонам и срокам их введения представлен в приложении 2 к методическим рекомендациям установления нормативов расходования ГСМ.
Для перехода на зимние коэффициенты рекомендуется издать приказ.
Кроме сезонных условий эксплуатации, распоряжение АМ-23-р устанавливает следующие причины увеличения базовых тарифов расходования ГСМ:
работа в горной местности (от 5 до 20%);
эксплуатация в населенных пунктах с большой численностью населения (от 5 до 35%);
движение с пониженной скоростью (например, при скорости ниже 20 км/ч — до 35%);
эксплуатация свыше 5 лет и пробег более 100 000 км (5%), свыше 8 лет и 150 000 км (10%);
использование кондиционера (до 10%).
Базовые нормативы могут понижаться. Например, при эксплуатации на равнинной местности за пределами населенных пунктов.
Базовая норма расхода топлива, установленная Минтрансом, не является обязательной. Налоговый кодекс не содержит требований о необходимости нормирования расходования ГСМ. Расходы на топливо для автотранспорта организация вправе списать в размере фактических затрат. Это правило действует и для ОСНО при расчете налога на прибыль, и для УСН.
Этой позиции на сегодняшний день придерживается и Минфин (письмо от 27.01.2014 № 03-03-06/1/2875). Контролирующие органы указывают, что затраты на ГСМ должны быть экономически оправданны и документально подтверждены, а каких-либо требований об их нормировании в НК РФ не установлено. Но налогоплательщик вправе установить объемы списания, опираясь на приказ Минтранса о нормах расхода топлива ГСМ на 2020 год (точнее, на методические рекомендации Минтранса, утвержденные распоряжением от 14.03.2008).
Достаточно длительное время контролирующие органы придерживались противоположной точки зрения. Еще в 2010 году в письме от 03.09.2010 № 03-03-06/2/57 Минфин указывал на обязанность налогоплательщика применять нормативы расходования топлива, установленные Минтрансом. Но затем под влиянием судебной практики точка зрения Минфином была изменена. И теперь для применения иных нормативов списания налогоплательщику необходимо документально обосновать правомерность списания ГСМ в том объеме, в котором они были фактически израсходованы.
Организации не обязаны руководствоваться нормативами, установленными Минтрансом в распоряжении № АМ-23-р (таблица норм списания ГСМ 2020 Минтранса РФ является рекомендательной). В своих внутренних нормативных документах компания вправе установить учет ГСМ в затратах в фактически израсходованных объемах. И использовать в качестве подтверждающих документы на приобретение топлива и путевые листы, указывающие на эксплуатацию автомобиля.
Тем не менее, в целях внутреннего контроля за расходованием ГСМ организация вправе разработать и установить собственные нормы. Для этого опираются:
на нормативы Минтранса;
на рекомендации производителя;
на собственные контрольные цифры, утвержденные специальной комиссией на основе контрольных измерений.
В этом же приказе говорится, когда переходят на летнюю норму расхода топлива, какие еще поправочные коэффициенты применяются в зависимости от условий эксплуатации автотранспорта.
Скачать нормы расхода топлива на 2020 год Минтранса РФ
Скачать таблицу зимних коэффициентов
Скачать образец приказа
Работодатель выплатил работнику 5500 рублей за использование в производственных целях легкового автомобиля сотрудника с объемом двигателя менее 2 тыс. куб. см. Уменьшить налоговую базу по налогу на прибыль можно будет только на 1200 рублей по норме. Проводки на дату выплаты компенсации:
Операция
ДЕБЕТ
КРЕДИТ
Сумма (руб.)
Отражение в расходах сумма компенсации (с приложением справки-расчета суммы за месяц использования авто)
20
73
3000
Перечисление суммы компенсации сотруднику
73
51
3000
Отражение постоянного налогового обязательства
99
68
360
(3000 р. – 1200 р.) х 20%
Формы путевого листа обязательны к применению только для профессиональных перевозчиков. Непрофильные компании вправе разрабатывать свои бланки и отражать их как приложение с образцом в учетной политике. Следует помнить о таких моментах:
на каждый автомобиль должен оформляться отдельный путевой лист;
предельный срок действия листа – 1 месяц;
в путевом листе отражается точный маршрут поездки и расход топлива.
Если в компании более двух транспортных средств, учитывать расходы на топливо будет проще, если вести внутреннюю отчетность. Формы отчетности, сроки составления, список ответственных лиц – все утверждается руководством в приказе. Среди полезных отчетных форм:
Отчет о движении горюче-смазочных материалов, оформляемый материально ответственным за выдачу ГСМ работником на основании актов, требований, товарно-транспортных накладных, карточки учета расхода ГСМ, ведомости учета возврата талонов. В документе указываются сведения о получившем топливо сотруднике, разновидности ГСМ, единицы измерения, цель выдачи, остаток на начало/конец отчетного периода, поступление, выбытие.
Ведомость учета выдачи горюче-смазочных материалов. В документе указывается выданное всем работникам топливо. Водители предъявляют путевой лист или другой документ, итоговое количество ГСМ суммируется в конце ведомости, вместе с наименованием и маркой ГСМ, информацией об автомобиле (регистрационный номер, модель, марка), информацией о водителе (ФИО, день выдачи топлива, табельный номер), сведения о ГСМ, необходимых в период техобслуживания и ремонта ТС (на основании накладных и лимитно-заборных карт).
Ошибка: Компания перешла на спутниковую систему для учета ГСМ, не отразив переход в учете.
Комментарий: Необходимо издать приказ об отмене ранее применявшихся нормативов расхода топлива и закрепить новый способ учета ГСМ. Дата издания приказа должна совпадать с датой введения системы в эксплуатацию. Нужно сделать распечатку системы с указанием расхода бензина по каждому рейсу. Ее подкалывают к путевому листу и списывают ГСМ.
Вопрос №1: Как произвести списание бензина по факту его расходования, если невозможно понять, сколько горючего осталось в баке заправленного автомобиля?
Ответ: Как правило, для этих целей фактический расход топлива определяется как количество километров по спидометру, умноженное на принятый в компании норматив.
Вопрос №2: Компания применяет нормативы расхода топлива, установленные Министерством транспорта для целей налогового учета. Можно ли применять аналогичные нормативы в бухгалтерском учете?
Ответ: Да. Одно и то же значение лимита (по нормам Минтранса или самостоятельно разработанным нормам) может быть использовано при расчете израсходованного бензина и при уменьшении налогооблагаемой базы.
Для учета ГСМ на предприятии используется счет 10, отдельный субсчет (в плане счетов — 10-3). По дебету этого счета осуществляется приход ГСМ, по кредиту — списание.
Как происходит списание ГСМ? По описанным выше алгоритмам производится расчет использованного количества ГСМ (фактический или нормативный). Это количество умножается на стоимость единицы, и полученная сумма списывается проводкой: Дт 20, 23, 25, 26, 44 Кт 10-3.
Внести изменения в Методические рекомендации «Нормы расхода топлив и смазочных материалов на автомобильном транспорте», введенные в действие распоряжением Министерства транспорта Российской Федерации от 14 марта 2008 г. № АМ-23-р, согласно приложению к настоящему распоряжению.
Заместитель Министра
Н.А. Асаул
Приложение к распоряжению Министерства транспорта РФ от 14 июля 2015 г. № НА-80-р
1. В пункте 2, в названии главы II слова «общего назначения» исключить.
2. Пункт 2 после слов «по расходу смазочных материалов» дополнить словами «и специальных жидкостей».
3. В пункте 4:
1) в абзаце втором слова «общего назначения» исключить;
2) в абзаце шестнадцатом слова «приказом или распоряжением руководства предприятия, эксплуатирующего АТС, или местной администрации» заменить словами «по решению юридического лица или индивидуального предпринимателя, осуществляющего эксплуатацию АТС»;
3) в абзацах тринадцатом, четырнадцатом, пятнадцатом слова «сжиженный нефтяной газ (СНГ)», «сжатый (компримированный) природный газ (СПГ)» заменить словами «сжиженный углеводородный газ (СУГ)» и «компримированный природный газ (КПГ)» в соответствующем падеже соответственно.
4. В пункте 5:
1) абзацы девятый — четырнадцатый изложить в следующей редакции:
«При работе автотранспорта в населенных пунктах с численностью населения:
свыше 5 млн. человек — до 35%;
от 1 до 5 млн. человек — до 25%;
от 250 тыс. до 1 млн. человек — до 15%;
от 100 до 250 тыс. человек — до 10%;
до 100 тыс. человек (при наличии регулируемых перекрестков, светофоров или других знаков дорожного движения) — до 5%»;
2) абзац шестнадцатый изложить в следующей редакции:
«При движении автомобилей с пониженной средней скоростью движения (при перевозке нестандартных, крупногабаритных, тяжеловесных, опасных грузов, грузов в стекле и иных подобных грузов, при движении в колоннах при сопровождении АТС автомобилями прикрытия) в диапазоне 20-40 км/ч — до 15%, то же со средней скоростью ниже 20 км/ч — до 35%»;
3) абзац девятнадцатый изложить в следующей редакции:
«Для автомобилей, находящихся в эксплуатации более пяти лет или с общим пробегом более 100 тыс. км — до 5%;
более восьми лет или с общим пробегом более 150 тыс. км — до 10%»;
4) абзац двадцатый заменить абзацами двадцатым, двадцать первым в следующей редакции:
«При работе грузовых автомобилей, фургонов, грузовых таксомоторов и т.п. без учета транспортной работы — до 10%.
При работе автомобилей в качестве технологического транспорта, включая работу внутри предприятия, — до 20%»;
5) абзац двадцать первый после слова «киносъемочных» дополнить словами «пожарных, автомобилей скорой помощи, автомобилей фотовидеофиксации»;
6) абзац двадцать второй после слов «в карьерах» дополнить словами «(кроме специальных карьерных АТС)»;
7) абзац двадцать третий после слова «наводнениях» дополнить словами «лесных пожаров»;
8) абзац двадцать пятый заменить абзацами двадцать пятым, двадцать шестым, двадцать седьмым в следующей редакции:
«При использовании установки «климат-контроль» (независимо от времени года) при движении автомобиля — до 7%.
При использовании кондиционера при движении автомобиля — до 7% (применение данного коэффициента совместно с зимней надбавкой в зависимости от климатических районов не допускается).
Нормы расхода топлива для функционирования дополнительного оборудования рефрижераторов, автобусов, специальных и специализированных транспортных средств определяются научными организациями, занимающимися разработкой подобных норм, заводами-изготовителями дополнительного оборудования или АТС (нормируются в л/час)»;
9) абзац двадцать девятый изложить в следующей редакции:
«Допускается на основании решения юридического лица или индивидуального предпринимателя, осуществляющего эксплуатацию АТС:»;
10) в абзаце тридцать третьем слова «сжиженный нефтяной газ (СНГ)», «сжатый (компримированный) природный газ (СПГ)» заменить словами «сжиженный углеводородный газ (СУГ)» и «компримированный природный газ (КПГ)» в соответствующем падеже соответственно.
5. В пункте 6:
1) абзац десятый изложить в следующей редакции:
«Применительно к конкретным условиям эксплуатации АТС допускается использование скорректированных значений поправочных коэффициентов (надбавок) к базовым нормам расхода топлив, утвержденных настоящими методическими рекомендациями, или дополнительных коэффициентов (надбавок) к базовым нормам расхода топлив при соответствующим обосновании и по согласованию с Минтрансом России»;
2) в абзаце одиннадцатом слова «руководители местных администраций регионов и предприятий могут вводить в действие своим приказом нормы» заменить словами «по решению юридического лица или индивидуального предпринимателя, осуществляющего эксплуатацию АТС, в отношении данных АТС могут вводиться базовые нормы».
6. В пункте 7:
1) позиции 11, 37, 40 таблицы подпункта 7.1.1 изложить в следующей редакции:
Распоряжение Минтранса АМ-23 Р от 14.03.2008
Автомобильные транспортные средства (АТС) подразделяются на пассажирские, грузовые и специальные.
К пассажирскому транспорту относятся легковые автомобили и автобусы. К грузовому — грузовые бортовые автомобили, фургоны, самосвалы, тягачи, прицепы и полуприцепы, включая специализированные АТС, предназначенные для перевозки конкретного вида специальных грузов. К специальным АТС относится подвижной состав, оборудованный и предназначенный для выполнения особых, преимущественно нетранспортных работ, не связанных с перевозкой грузов общего характера (в т. ч. пожарные, коммунальные, мастерские, краны, топливозаправщики, эвакуаторы и т. д.).
В настоящее время для автотранспорта введена новая международная классификация и обозначения, принятые в международных правилах, разрабатываемых Комитетом по внутреннему транспорту Европейской экономической комиссии ООН (Сводная резолюция о конструкции транспортных средств. Правила ЕЭК ООН и др.).
(в ред. Распоряжения Минтранса РФ от 14.07.2015 N НА-80-р)
1. Из путевого листа установлено, что легковой автомобиль ВАЗ-217030 Приора, работавший в городе с населением 500 тыс. человек, совершил пробег 180 км.
Чтобы установить лимиты на бензин по рекомендациям Минтранса, возьмите базовую норму из таблиц в пункте 7 Методических указаний (утв. распоряжением Минтранса № АМ-23-р). Проверьте, есть ли в пунктах 5 и 6 поправочные коэффициенты для вашего автомобиля. Затем рассчитайте норму по этой формуле:
Внимание, здесь могут быть две таблицы: до 2008 года и после
(в ред. распоряжения Минтранса России от 14.07.2015 N НА-80-р)
Нормы расхода смазочных материалов на автомобильном транспорте предназначены для оперативного учета, расчета удельных норм расхода масел и смазок при обосновании потребности в них для предприятий, эксплуатирующих автотранспортную технику.
Нормы эксплуатационного расхода смазочных материалов (с учетом замены и текущих дозаправок) установлены из расчета на 100 л от общего расхода топлива, рассчитанного по нормам для данного автомобиля. Нормы расхода масел установлены в литрах на 100 л расхода топлива, нормы расхода смазок — в килограммах на 100 л расхода топлива.
Нормы расхода масел увеличиваются до 20% для автомобилей после капитального ремонта и находящихся в эксплуатации более пяти лет.
Расход смазочных материалов при капитальном ремонте агрегатов автомобилей устанавливается в количестве, равном одной заправочной емкости системы смазки данного агрегата.
Расход тормозных, охлаждающих и других рабочих жидкостей определяется в количестве и объеме заправок и дозаправок на один автомобиль в соответствии с рекомендациями заводов-изготовителей, инструкциями по эксплуатации и т.п.
Значения норм расхода смазочных материалов для АТС рекомендуется устанавливать на основании химмотологической карты смазки автомобиля или по рекомендациям завода-изготовителя. При отсутствии данных из вышеперечисленных источников рекомендуется устанавливать значения норм расхода смазочных материалов, приведенных в приложении N 1. (в ред. распоряжения Минтранса России от 14.07.2015 N НА-80-р)
16. Индивидуальные эксплуатационные нормы расхода масел (в литрах) и смазок (в кг) на 100 л общего расхода топлив автомобилем, не более
16.1. Легковые автомобили
16.2. Автобусы
16.3. Бортовые грузовые автомобили
16.4. Тягачи
16.5. Самосвалы
16.6. Фургоны
16.7. Для автомобилей и их модификаций, на которые отсутствуют индивидуальные нормы расхода масел и смазок, установлены следующие временные нормы расхода масел и смазок:
Для автомобилей-фургонов нормативное значение расхода топлив определяется аналогично бортовым грузовым автомобилям по формуле (3).
Для фургонов, работающих без учета массы перевозимого груза, нормируемое значение расхода топлив определяется с учетом повышающего поправочного коэффициента — до 10% к базовой норме.
Специальные и специализированные автомобили с установленным на них оборудованием подразделяются на две группы:
— автомобили, выполняющие работы в период стоянки (пожарные автокраны, автоцистерны, компрессорные, бурильные установки и т.п.);
— автомобили, выполняющие ремонтные, строительные и другие работы в процессе передвижения (автовышки, кабелеукладчики, бетоносмесители и т.п.).
Нормативный расход топлив (л) для спецавтомобилей, выполняющих основную работу в период стоянки, определяется следующим образом:
Распоряжение АМ 23 Р / Расход топлива на 100 км
Автомобильные транспортные средства (АТС) подразделяются на пассажирские, грузовые и специальные.
К пассажирскому транспорту относятся легковые автомобили и автобусы. К грузовому — грузовые бортовые автомобили, фургоны, самосвалы, тягачи, прицепы и полуприцепы, включая специализированные АТС, предназначенные для перевозки конкретного вида специальных грузов. К специальным АТС относится подвижной состав, оборудованный и предназначенный для выполнения особых, преимущественно нетранспортных работ, не связанных с перевозкой грузов общего характера (в т. ч. пожарные, коммунальные, мастерские, краны, топливозаправщики, эвакуаторы и т. д.).
В настоящее время для автотранспорта введена новая международная классификация и обозначения, принятые в международных правилах, разрабатываемых Комитетом по внутреннему транспорту Европейской экономической комиссии ООН (Сводная резолюция о конструкции транспортных средств. Правила ЕЭК ООН и др.).
(в ред. Распоряжения Минтранса РФ от 14.07.2015 N НА-80-р)
1. Из путевого листа установлено, что легковой автомобиль ВАЗ-217030 Приора, работавший в городе с населением 500 тыс. человек, совершил пробег 180 км.
1. Методические рекомендации «Нормы расхода топлив и смазочных материалов на автомобильном транспорте» (далее — нормы расхода топлив) предназначены для автотранспортных предприятий, организаций, занятых в системе управления и контроля, предпринимателей и др., независимо от форм собственности, эксплуатирующих автомобильную технику и специальный подвижной состав на шасси автомобилей на территории Российской Федерации.
2. В данном документе приведены значения базовых, транспортных и эксплуатационных (с учетом надбавок) норм расхода топлив для автомобильного подвижного состава, норм расхода топлива на работу специальных автомобилей, порядок применения норм, формулы и методы расчета нормативного расхода топлив при эксплуатации, справочные нормативные данные по расходу смазочных материалов и специальных жидкостей, значения зимних надбавок и др. (в ред. распоряжения Минтранса России от 14.07.2015 N НА-80-р)
3. Норма расхода топлив и смазочных материалов применительно к автомобильному транспорту подразумевает установленное значение меры его потребления при работе автомобиля конкретной модели, марки или модификации.
Нормы расхода топлив и смазочных материалов на автомобильном транспорте предназначены для расчетов нормативного значения расхода топлив по месту потребления, для ведения статистической и оперативной отчетности, определения себестоимости перевозок и других видов транспортных работ, планирования потребности предприятий в обеспечении нефтепродуктами, для расчетов по налогообложению предприятий, осуществления режима экономии и энергосбережения потребляемых нефтепродуктов, проведения расчетов с пользователями транспортными средствами, водителями и т.д.
При нормировании расхода топлив различают базовое значение расхода топлив, которое определяется для каждой модели, марки или модификации автомобиля в качестве общепринятой нормы, и расчетное нормативное значение расхода топлив, учитывающее выполняемую транспортную работу и условия эксплуатации автомобиля.
(в ред. распоряжения Минтранса России от 14.07.2015 N НА-80-р)
Нормы расхода смазочных материалов на автомобильном транспорте предназначены для оперативного учета, расчета удельных норм расхода масел и смазок при обосновании потребности в них для предприятий, эксплуатирующих автотранспортную технику.
Нормы эксплуатационного расхода смазочных материалов (с учетом замены и текущих дозаправок) установлены из расчета на 100 л от общего расхода топлива, рассчитанного по нормам для данного автомобиля. Нормы расхода масел установлены в литрах на 100 л расхода топлива, нормы расхода смазок — в килограммах на 100 л расхода топлива.
Нормы расхода масел увеличиваются до 20% для автомобилей после капитального ремонта и находящихся в эксплуатации более пяти лет.
Расход смазочных материалов при капитальном ремонте агрегатов автомобилей устанавливается в количестве, равном одной заправочной емкости системы смазки данного агрегата.
Расход тормозных, охлаждающих и других рабочих жидкостей определяется в количестве и объеме заправок и дозаправок на один автомобиль в соответствии с рекомендациями заводов-изготовителей, инструкциями по эксплуатации и т.п.
Значения норм расхода смазочных материалов для АТС рекомендуется устанавливать на основании химмотологической карты смазки автомобиля или по рекомендациям завода-изготовителя. При отсутствии данных из вышеперечисленных источников рекомендуется устанавливать значения норм расхода смазочных материалов, приведенных в приложении N 1. (в ред. распоряжения Минтранса России от 14.07.2015 N НА-80-р)
16. Индивидуальные эксплуатационные нормы расхода масел (в литрах) и смазок (в кг) на 100 л общего расхода топлив автомобилем, не более
16.1. Легковые автомобили
16.2. Автобусы
16.3. Бортовые грузовые автомобили
16.4. Тягачи
16.5. Самосвалы
16.6. Фургоны
16.7. Для автомобилей и их модификаций, на которые отсутствуют индивидуальные нормы расхода масел и смазок, установлены следующие временные нормы расхода масел и смазок:
16.8. Специальные жидкости
Приказ Минтранс РФ АМ 23 Р /Расход топлива Peugeot
Справка
В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июля 2004 г. N 395 «Об утверждении Положения о Министерстве транспорта Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, N 32, ст. 3342) и в целях реализации приказа Министерства транспорта от 24.06.2003 г. N 153 «Об утверждении Инструкции по учету доходов и расходов по обычным видам деятельности на автомобильном транспорте» (зарегистрирован Минюстом России 24 июля 2003 г., регистрационный N 4916):
Ввести в действие методические рекомендации «Нормы расхода топлив и смазочных материалов на автомобильном транспорте».
Заместитель Министра
А.С. Мишарин
1. Методические рекомендации «Нормы расхода топлив и смазочных материалов на автомобильном транспорте» (далее — нормы расхода топлив) предназначены для автотранспортных предприятий, организаций, занятых в системе управления и контроля, предпринимателей и др., независимо от форм собственности, эксплуатирующих автомобильную технику и специальный подвижной состав на шасси автомобилей на территории Российской Федерации.
2. В данном документе приведены значения базовых, транспортных и эксплуатационных (с учетом надбавок) норм расхода топлив для автомобильного подвижного состава общего назначения, норм расхода топлива на работу специальных автомобилей, порядок применения норм, формулы и методы расчета нормативного расхода топлив при эксплуатации, справочные нормативные данные по расходу смазочных материалов, значения зимних надбавок и др.
3. Норма расхода топлив и смазочных материалов применительно к автомобильному транспорту подразумевает установленное значение меры его потребления при работе автомобиля конкретной модели, марки или модификации.
Нормы расхода топлив и смазочных материалов на автомобильном транспорте предназначены для расчетов нормативного значения расхода топлив по месту потребления, для ведения статистической и оперативной отчетности, определения себестоимости перевозок и других видов транспортных работ, планирования потребности предприятий в обеспечении нефтепродуктами, для расчетов по налогообложению предприятий, осуществления режима экономии и энергосбережения потребляемых нефтепродуктов, проведения расчетов с пользователями транспортными средствами, водителями и т.д.
При нормировании расхода топлив различают базовое значение расхода топлив, которое определяется для каждой модели, марки или модификации автомобиля в качестве общепринятой нормы, и расчетное нормативное значение расхода топлив, учитывающее выполняемую транспортную работу и условия эксплуатации автомобиля.
Для легковых автомобилей нормативное значение расхода топлив рассчитывается по формуле:
Qн = 0,01 х Hs х S х (1 + 0,01 х D), (1)
где Qн — нормативный расход топлив, л; Hs — базовая норма расхода топлив на пробег автомобиля, л/100 км; S — пробег автомобиля, км; D — поправочный коэффициент (суммарная относительная надбавка или снижение) к норме, %.
Для автобусов нормативное значение расхода топлива рассчитывается по формуле:
Qн = 0,01 х Hs х S х (1 + 0,01 х D) + Hот х T, (2)
где Qн — нормативный расход топлив, л; Hs — транспортная норма расхода топлив на пробег автобуса, л/100 км (с учетом нормируемой по классу и назначению автобуса загрузкой пассажиров); S — пробег автобуса, км; Hот — норма расхода топлив при использовании штатных независимых отопителей на работу отопителя (отопителей), л/ч; T — время работы автомобиля с включенным отопителем, ч; D — поправочный коэффициент (суммарная относительная надбавка или снижение) к норме, %.
Для грузовых бортовых автомобилей и автопоездов нормативное значение расхода топлив рассчитывается по формуле:
Qн = 0,01 х (Hsan х S + Hw х W) х (1 + 0,01 х D), (3)
где Qн — нормативный расход топлив, л; S — пробег автомобиля или автопоезда, км; Hsan — норма расхода топлив на пробег автомобиля или автопоезда в снаряженном состоянии без груза;
Hsan = Hs + Hg х Gnр, л/100 км,
где Hs — базовая норма расхода топлив на пробег автомобиля (тягача) в снаряженном состоянии, л/100 км (Hsan = Hs, л/100 км, для одиночного автомобиля, тягача); Hg — норма расхода топлив на дополнительную массу прицепа или полуприцепа, л/100 т х км; Gnр — собственная масса прицепа или полуприцепа, т; Hw — норма расхода топлив на транспортную работу, л/100 т х км; W — объем транспортной работы, т х км: W = Gгр Sгр (где Gгр — масса груза, т; Sгр — пробег с грузом, км); D — поправочный коэффициент (суммарная относительная надбавка или снижение) к норме, %.
Для грузовых бортовых автомобилей и автопоездов, выполняющих работу, учитываемую в тонно-километрах, дополнительно к базовой норме, норма расхода топлив увеличивается (из расчета в литрах на каждую тонну груза на 100 км пробега) в зависимости от вида используемых топлив: для бензина — до 2 л; дизельного топлива — до 1,3 л; сжиженного нефтяного газа (снг) — до 2,64 л; сжатого природного газа (спг) — до 2 куб. м; при газодизельном питании ориентировочно — до 1,2 куб. м природного газа и до 0,25 л дизельного топлива.
При работе грузовых бортовых автомобилей, тягачей с прицепами и седельных тягачей с полуприцепами, норма расхода топлив (л/100 км) на пробег автопоезда увеличивается (из расчета в литрах на каждую тонну собственной массы прицепов и полуприцепов) в зависимости от вида топлив: бензина — до 2 л; дизельного топлива — до 1,3 л; сжиженного газа — до 2,64 л; природного газа — до 2 куб. м; при газодизельном питании двигателя ориентировочно до 1,2 куб. м — природного газа и до 0, 25 л — дизельного топлива.
Распоряжение Минтранс России АМ 23 Р / Расход топлива SUBARU
Модель, марка, модификация автомобиля
Базовая норма, л/100 км
Топлива
1
2
3
Avia A-20H, A-21K, -21N
11,0
Д
Avia A-30N, A-31L, -31N, -31P
13,0
Д
DAF 95.350 (6L-11,63-354-16M)
23,5
Д
Ford Transit 350 Single Cab 2.4D (4L-2,402-116-5M)
Scania R 114 LB 380 (295/60R22,5) (6L-10,64-380-14M)
20,3
Д
Scania R 124 LB 420 (295/60R22,5) (6L-11,72-420-14M)
21,3
Д
Tatra 111R
33,0
Д
Volvo F10 (6L-9,607-285-12M)
20,9
Д
Модель, марка, модификация автомобиля
Базовая норма, л/100 км
Топлива
1
2
3
Avstro-Fiat CDN-130
26,0
Д
Chepel D-450
22,0
Д
Chepel D-450.86
25,0
Д
DAF FT/FA 95 XF 380 (6L-12,58-381-16M)
19,0
Д
DAF 95.XF 430 (6L-12,58-428-16M)
16,5
Д
DAF 95.480 (6L-12,58-483-16M)
18,6
Д
Faun H-36-40/45
85,0
Д
Faun H-46-40/49
90,0
Д
International H921 (Cummins) (6L-10,8-350-12M)
20,6
Д
Iveco-190.33
25,0
Д
Iveco 190.36/PT (6L-13,798-375-16M)
19,0
Д
Iveco 190 36 PT Turbo Star (6L-13,798-377-16M)
16,0
Д
Iveco-190.42
27,0
Д
Iveco 440 E 47 (6L-13,798-470-16M)
17,5
Д
Iveco AT440 S43 (с обтек.) (6L-10,3-430-16M)
16,9
Д
Iveco MP440 E42 (с обтек.) (6L-13,798-420-16M)
19,8
Д
KNVF-12T Camacu-Nissan
45,0
Д
MAN 19.463 FLS (6L-12,816-460-16M)
16,0
Д
MAN 19.372 (6L-11,961-370-16M)
17,0
Д
MAN 26.413 TGA (6L-11,967-410-16M)
19,7
Д
MAN 26.414 (6L-11,967-410-16M)
16,6
Д
MAN 26.463 FNLS (6L-12,861-460-16M)
17,0
Д
MAN F 2000 334 DFAT (с п/п SP-240) (6L-11,967-410-16M)
22,3
Д
MAN TGA 18.350 (6L-10,518-350-16M)
15,5
Д
Mercedes-Benz-1635S, -1926, -1928, -1935
23,0
Д
Mercedes-Benz 1733 SR (6V-10,964-340-16M)
17,4
Д
Mercedes-Benz 1735 (8V-14,62-354-16M)
23,7
Д
Mercedes-Benz 1735 LS (8V-14,62-269-16M)
18,7
Д
Mercedes-Benz 1832 LSNRA (6V-11,946-320-16M)
17,1
Д
Mercedes-Benz 1834 LS (6V-10,964-340-16M)
18,5
Д
Mercedes-Benz 1838 (8V-12,763-381-16M)
24,0
Д
Mercedes-Benz 1840 Actros (6V-11,95-394-16M)
17,0
Д
Mercedes-Benz 1850 LS (8V-14,618-503-16M)
20,4
Д
Mercedes-Benz-2232S
27,0
Д
Mercedes-Benz 2653 LS 33 (8V-15,928-530-16M)
19,5
Д
Mercedes-Benz 3340 Actros (6V-11,946-394-16M)
20,4
Д
Praga ST2-W
23,0
Д
Renault AE 430 Magnum (6L-12,0-430-18M)
18,9
Д
Renault R 340 ti 19T (6L-9,8-338-9M)
19,0
Д
Renault Premium HR 400.18 (6L-11,1-392-18M)
18,6
Д
Scania P114 GA 6×4 NZ340 Griffin (6L-10,64-340-9M)
18,7
Д
Scania R 113 MA/400 (6L-11,021-401-14M)
16,0
Д
Scania R 124 LA 400 (6L-11,7-400-12M)
16,0
Д
Scania R 420 LA (6L-11,705-420-14M)
17,7
Д
Scoda-LIAS-100.42, -100.45
24,0
Д
Scoda-706PTTN
25,0
Д
Tatra-815TP
48,0
Д
Volvo-1033
22,0
Д
Volvo F-8932
24,0
Д
Volvo FH 12 (6L-12,0-405-14M)
15,7
Д
Volvo FH 12/380 (6L-12,13-380-14M)
15,0
Д
Volvo FH 12/420 (6L-12,13-420-14M)
16,5
Д
Приложение к распоряжению Минтранса России от 14 марта 2008 года N АМ-23-р
(с изменениями на 20 сентября 2018 года)
1. Методические рекомендации «Нормы расхода топлив и смазочных материалов на автомобильном транспорте» (далее — нормы расхода топлив) предназначены для автотранспортных предприятий, организаций, занятых в системе управления и контроля, предпринимателей и др., независимо от форм собственности, эксплуатирующих автомобильную технику и специальный подвижной состав на шасси автомобилей на территории Российской Федерации.
2. В данном документе приведены значения базовых, транспортных и эксплуатационных (с учетом надбавок) норм расхода топлив для автомобильного подвижного состава, норм расхода топлива на работу специальных автомобилей, порядок применения норм, формулы и методы расчета нормативного расхода топлив при эксплуатации, справочные нормативные данные по расходу смазочных материалов и специальных жидкостей, значения зимних надбавок и др. (Пункт в редакции, введенной в действие распоряжением Минтранса России от 14 июля 2015 года N НА-80-р.
3. Норма расхода топлив и смазочных материалов применительно к автомобильному транспорту подразумевает установленное значение меры его потребления при работе автомобиля конкретной модели, марки или модификации.
Нормы расхода топлив и смазочных материалов на автомобильном транспорте предназначены для расчетов нормативного значения расхода топлив по месту потребления, для ведения статистической и оперативной отчетности, определения себестоимости перевозок и других видов транспортных работ, планирования потребности предприятий в обеспечении нефтепродуктами, для расчетов по налогообложению предприятий, осуществления режима экономии и энергосбережения потребляемых нефтепродуктов, проведения расчетов с пользователями транспортными средствами, водителями и т.д.
При нормировании расхода топлив различают базовое значение расхода топлив, которое определяется для каждой модели, марки или модификации автомобиля в качестве общепринятой нормы, и расчетное нормативное значение расхода топлив, учитывающее выполняемую транспортную работу и условия эксплуатации автомобиля.
1Типичная ошибка, когда Заказчик не до конца понимает, что такое базовая норма, уверенно полагая, что норма на трассе (дороги общего пользования за городом) это базовая норма и есть. Обращаем внимание, что базовая норма, которую вы видите в Методических рекомендациях АМ 23 р, согласно методики определения базовых норм, это средневзвешенное (среднее) значение между «городом» и «трассой». Очень многие просто не знают, что Методические Рекомендации содержат не только повышающие коэффициенты, но и понижающие. Цитируем АМ 23 р:
…Норма расхода топлива может снижаться при работе на дорогах общего пользования 1, 2 и 3 категории за пределами пригородной зоны на равнинной слабохолмистой местности до 15%…
Любой водитель скажет что на «трассе» расход топлива снижается, а в «городе» — повышается. ИТОГ:
базовая норма – это среднее значение между «городом» и «трассой».
2Типичная ошибка. Поправочные коэффициенты учитываются не правильно. Разберем простой пример: сначала к базовой норме (например 10 л.) прибавляют 20%-город, получается 12 л., а затем к 12 л. прибавляют 15%-зиму, получается 13,8 л. и когда бывает зимой бездорожье прибавляют к 13,8 л. еще 20%, получается 16,6 л. Хотя на самом деле должен быть расход 15,5 литров. Объясняем. Ошибка расчета в том, что проценты на базовую норму Заказчик «накидывает» нарастающим итогом, то есть % кладет на %. Хотя расчет должен быть следующим: база 10 л. + (20%+15%+20%) = 10 л. + 55% = 15,5 л. Другой пример: сначала к базовой норме (10 л.) прибавляют 20%-город, получается 12 л., а затем к 12 л. прибавляют 7%-кондиционер, получается 12,84 л. (летняя норма) и зимой прибавляют к 12,84 л. еще 5%, получается 13,48 л. (зимняя норма). Хотя на самом деле летом должен быть расход 12,7 литров, а зимой 12,5 литров. Объясняем. Расчет должен быть следующим: база 10 л. + (20%+7%) = 10 л. + 27% = 12,7 л. (летняя норма), база 10 л. + (20%+5%) = 10 л. + 25% = 12,5 л. (зимняя норма). Только так и никак иначе. А вы заметили, что зимняя норма меньше чем летняя? Для многих Заказчиков это просто открытие. В основном это открытие для южных регионов, где зимняя надбавка 5%. Опять же объясняем, Заказчик вычисляет летнюю норму (возможно даже правильно), а затем просто на летнюю норму «накидывает» зимнюю надбавку, забыв о том, что в летней норме осталась надбавка «кондиционер». Кондиционером же вы зимой не пользуетесь. Это показательный пример того, что при расчете игнорируют методику расчета указанную в АМ 23 р. Согласно, распоряжения АМ 23 р Минтранса: …при необходимости применения одновременно нескольких надбавок норма расхода топлива устанавливается с учетом суммы или разности этих надбавок…
ИТОГ:
при расчете сначала работаем с поправочными коэффициентами, а затем окончательную сумму или разность применяем к базовой норме.
3Типичная ошибка. Заказчик очень часто игнорирует дополнительные надбавки при простое, прогреве и другие случаи, когда автомобиль стоит, а двигатель работает. Это не только прогрев! Многие считают, что это только для зимы. Нет! Это любой случай, когда автомобиль стоит, а двигатель работает (например, время простоя в «пробке», время простоя при загрузке/погрузке, время ожидания начальника, клиента, больного и т.д.). Но, внимание. Многие Заказчики просят нас включить эти моменты в эксплуатационные нормы. Не получится. Потому что размерности разные. Эксплуатационные нормы – это нормы на пробег и измеряются в литрах/100км, а дополнительные надбавки при простое – это нормы на время и измеряются в литрах/час. Поэтому учитывать их надо отдельно. Сначала общий расчет по пробегу, а затем прибавляете расход по времени. ИТОГ:
при общем расчете расхода топлива, вы можете пользоваться дополнительными надбавками при простоях с работающим двигателем. Увеличивать эксплуатационные нормы по пробегу за счет этих надбавок, согласно распоряжению АМ 23 р Минтранса нельзя. Считаем отдельно, складываем и отражаем все это в путевом листе.
Чиновники выделили три основных понятия:
Базовая НЗТ
Это стандартное значение затрат ГСМ. Устанавливается в отдельности для каждой марки транспортных средств. Учитывает индивидуальные конструкции, массу в снаряженном состоянии, вид потребляемого ГСМ и прочие характеристики. Вид расхода применим для стандартных, типизированных ситуаций.
Транспортная НЗТ
Этот вид нормативного использования применяется уже с учетом характеристик транспортной работы агрегата. По сути это базовый стандарт, пересчитанный с учетом грузоподъемности, тяговой силы, номинальной загрузки груза или пассажиров. То есть стандарт с учетом рабочих характеристик авто.
Эксплуатационная НЗТ
Это реальный норматив затрат, который пересчитан с учетом поправочных коэффициентов. Это базовая и транспортная НЗТ, которые учитывают условия эксплуатации ТС (местность, климат, температурный режим и прочие особенности эксплуатации).
Каждый из нормативных значений пересчитывается по отношению к базовому с учетом поправочных коэффициентов. Подробная таблица норм расхода топлива на 2020 год раскрывает значения по маркам авто. Сокращения в таблице:
Б — бензин;
Д — дизтопливо;
СНГ — сжиженный нефтяной газ;
СПГ — сжатый природный газ.
Для легкового авто расчет норматива производится по специальной формуле:
Qн = 0,01 × Hs × S × (1 + 0,01 × D),
где:
Qн — это норматив затрат ГСМ, исчисленный в литрах;
Hs — базовый стандарт расхода топлива на пробег автомобиля в 100 км;
S — конкретный пробег автомобиля, исчисляется в км;
D — поправочный коэффициент, установленный к норме, отражается в %.
Базовый стандарт определяется в соответствии с рекомендациями таблицы норм списания ГСМ Минтранса. Например, отдельные значения предусмотрены:
для отечественного транспорта до 2014 года выпуска;
для зарубежных авто до 2008 года;
для зарубежных марок с 2008 по 2014 год.
Если фирма эксплуатирует автобусы в работе, то рассчитывать нормативы придется иначе. Для этого используйте такую формулу:
Qн = 0,01 × Hs × S × (1 + 0,01 × D) + Hот × T,
где:
Qн — стандарт затрат ГСМ, исчисленный в литрах;
Hs — транспортная НТ расхода, определенная на пробег автобуса в 100 км, исчисленная с учетом нормируемой по классу и назначению автобуса загрузки пассажиров;
S — фактический пробег автобуса, определенный в км по путевому листу;
Hот — норматив затраты ГСМ при эксплуатации штатных независимых отопителей, рассчитывается в л/ч;
T — фактическое время работы автобуса с включенным отопителем, ч;
D — поправочный коэффициент, определенный к норме, %.
Фактический пробег автобуса подтверждается путевым листом.
Стандартный пересчет нормативов не дает фактических показателей. Чиновники ввели специальный поправочный коэффициент к норме расхода топлива. Корректировочных значений сразу несколько. Их устанавливают в зависимости от многочисленных факторов эксплуатации транспорта. Коэффициенты как увеличивают нормативы, так и снижают.
Например, при работе в зимний период транспорт расходует больше топлива, чем в летние месяцы. В то же время при движении по открытой трассе авто расходует меньше топлива, чем, к примеру, при езде по городу или опасному дорожному участку.
Оснований для применения повышающих коэффициентов для расчета нормы расходов топлива на автомобильном транспорте довольно много. Значения коэффициентов варьируются от 5% до 50%. А в сумме выдают и гораздо большие значения.
Основания для повышения норм расхода топлива:
работа в зимний период — 5-20%;
эксплуатация в горной местности — 5-20%;
дороги сложного плана и опасные участки дорог — 10-30%;
передвижение в городских зонах — 5-35%;
необходимость частых технологических остановок — 10%;
необходимость низкой скорость движения — 15-35% в среднем;
для обкатки нового авто — до 10%;
по длительности эксплуатации — 5-10%.
Это лишь ключевые факторы, которые повышают расход топлива. Исчерпывающий перечень приведен в Распоряжении Минтранса России от 14.03.2008 № АМ-23-р (ред. от 20.09.2018).
Оснований для применения понижающих коэффициентов намного меньше. Обозначим общие случаи, когда следует уменьшить нормы Минтранса по расходу топлива. Значения приведем в таблице:
Критерий
Коридор значения коэффициента
Работа на равнинной и слабохолмистой местности, за пределами населенных пунктов
До 15%
При работе в пригородной зоне
Не применяют повышающий коэффициент при работе в городских зонах
В некоторых ситуациях есть необходимость применить сразу несколько коэффициентов. Тогда следует рассчитывать надбавку или снижение как сумму или разницу показателей.
Документом, которым устанавливаются нормативы топливных расходов, является распоряжение от 14.03.2008 № АМ-23-р. Утверждает рекомендуемые нормы расхода топлива на 2020 год Минтранс РФ, последняя редакция методических рекомендаций была издана в сентябре 2018 г. Изменения были внесены распоряжением Минтранса РФ от 20.09.2018 № ИА-159-р.
Минтранс рекомендует объем израсходованного бензина считать следующим образом:
При понижении температуры ниже +5 °С применяется зимняя надбавка, продолжительность применения которой зависит от региона. Переход на зимние нормы расхода топлива в 2020 году осуществляется в зависимости от климатической зоны. От климата места эксплуатации зависят и зимние, и летние нормы расхода топлива — с какого месяца вводятся. В центральной части России зимняя надбавка составляет до 10% и вводится она на пять месяцев: с 1 ноября по 31 марта. В северных районах надбавка достигает 20% и применяется до 7 месяцев в году.
Субъект Российской Федерации или его часть
Количество месяцев и срок действия зимних надбавок
Предельная величина зимних надбавок, не более, %
Москва
5
01.11–31.03
10
Белгородская область
4
15.11–15.03
7
Брянская область
5
01.11–31.03
10
Владимирская область
5
01.11–31.03
10
Воронежская область
5
01.11–31.03
10
Ивановская область
5
01.11–31.03
10
Калужская область
5
01.11–31.03
10
Костромская область
5
01.11–31.03
10
Курская область
5
01.11–31.03
10
Липецкая область
5
01.11–31.03
10
Полный перечень уровней зимних коэффициентов по климатическим зонам и срокам их введения представлен в приложении 2 к методическим рекомендациям установления нормативов расходования ГСМ.
Для перехода на зимние коэффициенты рекомендуется издать приказ.
Кроме сезонных условий эксплуатации, распоряжение АМ-23-р устанавливает следующие причины увеличения базовых тарифов расходования ГСМ:
работа в горной местности (от 5 до 20%);
эксплуатация в населенных пунктах с большой численностью населения (от 5 до 35%);
движение с пониженной скоростью (например, при скорости ниже 20 км/ч — до 35%);
эксплуатация свыше 5 лет и пробег более 100 000 км (5%), свыше 8 лет и 150 000 км (10%);
использование кондиционера (до 10%).
Базовые нормативы могут понижаться. Например, при эксплуатации на равнинной местности за пределами населенных пунктов.
Базовая норма расхода топлива, установленная Минтрансом, не является обязательной. Налоговый кодекс не содержит требований о необходимости нормирования расходования ГСМ. Расходы на топливо для автотранспорта организация вправе списать в размере фактических затрат. Это правило действует и для ОСНО при расчете налога на прибыль, и для УСН.
Этой позиции на сегодняшний день придерживается и Минфин (письмо от 27.01.2014 № 03-03-06/1/2875). Контролирующие органы указывают, что затраты на ГСМ должны быть экономически оправданны и документально подтверждены, а каких-либо требований об их нормировании в НК РФ не установлено. Но налогоплательщик вправе установить объемы списания, опираясь на приказ Минтранса о нормах расхода топлива ГСМ на 2020 год (точнее, на методические рекомендации Минтранса, утвержденные распоряжением от 14.03.2008).
Достаточно длительное время контролирующие органы придерживались противоположной точки зрения. Еще в 2010 году в письме от 03.09.2010 № 03-03-06/2/57 Минфин указывал на обязанность налогоплательщика применять нормативы расходования топлива, установленные Минтрансом. Но затем под влиянием судебной практики точка зрения Минфином была изменена. И теперь для применения иных нормативов списания налогоплательщику необходимо документально обосновать правомерность списания ГСМ в том объеме, в котором они были фактически израсходованы.
Расход топлива на служебном автотранспорте не может происходить бесконтрольно и ненормированно, иначе не избежать перерасходов, а возможно, даже слива. Для контроля и учета количества ГСМ выведено понятие нормы расхода топлива – экономически обоснованного показателя, отражающего среднюю надобность в горючем (бензине, газе, солярке) для служебного автотранспорта различных разновидностей на определенный километраж.
Общепринятым и наиболее удобным является расчет расхода ГСМ на 100 км пробега.
Цели учета нормативов топлива достаточно очевидны:
контроль расходов организации на топливо для транспортных средств;
профилактика перерасхода, слива и т.п.;
ведение соответствующей отчетности;
уточнение себестоимости перевозок;
снижение налогооблагаемой базы;
основание для расчета с сотрудниками, использующими для служебных целей личный автотранспорт.
Рекомендованные Министерством транспорта РФ либо самостоятельно разработанные на предприятии, нормы списания топлива зависят от объективных факторов:
вида транспорта (легковое авто, грузовик, фура, транспорт спецназначения и т.д.);
конкретной марки авто;
его пробега;
срока, в течение которого автомобиль находится в эксплуатации;
базового расхода ГСМ;
некоторых установленных коэффициентов – сезонных, территориальных, дорожных, грузоподъемных и т.п.