Ставка налога на имущество на 2021 год

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Ставка налога на имущество на 2021 год». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.

  • Вводится заявительный порядок предоставления льгот по транспортному и земельному налогам для организаций (Подробнее…)
  • Реализуется возможность провести сверку с налоговым органом с учетом всех объектов, находящихся на учёте (Подробнее…)
  • Одна налоговая декларация по налогу на имущество организаций — по всем объектам в одну Инспекцию (Подробнее…)

  • Отменяются декларации по транспортному и земельному налогам для организаций (Подробнее…)
  • Устанавливаются единые сроки уплаты транспортного и земельного налогов для организаций — не позднее 1 марта (Подробнее…)
  • Вводится обязанность представлять сообщение о наличии у организации транспортных средств и (или) земельных участков, признаваемых объектами налогообложени (Подробнее…)

В числе существенных нововведений – отмена налоговых деклараций по земельному налогу и изменение сроков его уплаты.

1. Федеральный закон от 15 апреля 2019 г. № 63-ФЗ.

Статья 398 НК РФ с 1 января 2021 г. утрачивает силу, освобождая налогоплательщиков от подачи налоговой декларации по земельному налогу. Соответственно, декларации за 2020 г. представлять не потребуется. С 1 января 2021 г. налоговые органы будут принимать декларации, в том числе уточненные, только за налоговые периоды, предшествующие 2020 г., а также уточненные декларации, если первоначально налоговые декларации были представлены в этом году в случае реорганизации организации1.

С нового года налоговые органы будут направлять организациям-налогоплательщикам сообщения об исчисленных суммах земельного налога. В случае неполучения такого сообщения налогоплательщик будет обязан передать в налоговый орган информацию о наличии каждого из принадлежащих ему земельных участков до 31 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом (п. 2.2 ст. 23 НК РФ).

2. Федеральный закон от 23 ноября 2020 г. № 374-ФЗ.

  • Изменены сроки уплаты земельного налога. Законодательные органы муниципальных образований больше не будут устанавливать эти сроки (п. 2 ст. 387 НК РФ). Налогоплательщики-организации должны будут уплачивать налог не позднее 1 марта года, следующего за истекшим налоговым периодом. Авансовые платежи по земельному налогу нужно будет уплачивать не позднее последнего числа месяца, следующего за истекшим отчетным периодом (п. 1 ст. 397 НК РФ).
  • Изменен порядок рассмотрения уведомления о выбранном для получения налогового вычета земельном участке (п. 6.1 ст. 391 НК РФ). Теперь такое уведомление рассматривается налоговым органом в течение 30 дней со дня его получения (с правом продления этого срока еще на 30 дней).
  • Внесены изменения в п. 1.1 ст. 391 НК РФ относительно учета сведений об изменяемой кадастровой стоимости участков. Изменение кадастровой стоимости, произошедшее в течение налогового периода, более не будет учитываться при определении налоговой базы в текущем и предыдущих налоговых периодах, за исключением случаев, при которых учет подобных изменений будет предусмотрен п. 1.1 ст. 391 НК РФ и законодательством РФ.
  • В случае когда кадастровая стоимость земельного участка будет изменена вследствие установления его рыночной стоимости, сведения об измененной кадастровой стоимости, внесенные в ЕГРН, будут учитываться при определении налоговой базы по земельному налогу начиная с даты начала применения для целей налогообложения сведений об изменяемой кадастровой стоимости (п. 1.1 ст. 391 НК РФ).

Законодатель обновил условия налогообложения при изменении кадастровой стоимости объекта налогообложения в течение налогового периода и уточнил особенности заполнения налоговой декларации.

1. Федеральный закон от 23 ноября 2020 г. № 374-ФЗ.

  • Изменение кадастровой стоимости объекта налогообложения в течение налогового периода будет учитываться при определении налоговой базы в текущем и предыдущих налоговых периодах только в случае, если это будет прямо предусмотрено п. 15 ст. 378.2 НК РФ и законодательством РФ, регулирующим проведение государственной кадастровой оценки.
  • Если кадастровая стоимость объекта налогообложения будет изменена по причине установления его рыночной стоимости, сведения об измененной кадастровой стоимости, внесенные в ЕГРН, будут учитываться при определении налоговой базы начиная с даты начала применения для целей налогообложения сведений об изменяемой кадастровой стоимости (п. 15 ст. 378.2 НК РФ).
  • В налоговой декларации должны быть отражены сведения о среднегодовой стоимости объектов движимого имущества, учтенных на балансе организации в качестве объектов основных средств в порядке, установленном для ведения бухгалтерского учета (п. 1 ст. 386 НК РФ).
  • Согласно п. 1.1 ст. 386 НК РФ налогоплательщик, состоящий на учете в нескольких налоговых органах по месту нахождения принадлежащих ему объектов недвижимого имущества, налоговая база по которым определяется как их среднегодовая стоимость, на территории субъекта РФ, вправе представлять налоговую декларацию в отношении таких объектов в один из указанных налоговых органов по своему выбору, уведомив об этом налоговый орган по субъекту РФ. Это уведомление подлежит рассмотрению в течение 30 дней со дня его получения (с правом продления данного срока еще на 30 дней). При наличии оснований, препятствующих применению предусмотренного п. 1.1 ст. 386 НК РФ порядка представления налоговой декларации, налоговый орган должен будет сообщить об этом налогоплательщику.

На фоне нововведений, коснувшихся земельного и транспортного налогов, изменения в части налога на имущество организаций выглядят скромно. В то же время тенденции в судебной практике показывают, что именно этот налог чаще становится причиной споров.

Подавляющее большинство споров по налогу на имущество организаций по-прежнему сконцентрировано вокруг утративших силу еще 1 января 2019 г. положений п. 25 ст. 381 НК РФ. Они предусматривали освобождение от налога для движимого имущества, принятого с 1 января 2013 г. на учет в качестве объектов основных средств. После упразднения этой нормы движимое имущество и вовсе было исключено из перечня облагаемых налогом объектов, однако это не поспособствовало решению вопроса о том, как отграничить для целей налогообложения движимое имущество от недвижимого.

Теоретически серьезных проблем при таком разграничении возникать не должно. Разумному налогоплательщику следовало бы напрямую обратиться к ст. 130 ГК РФ, руководствуясь положениями п. 1 ст. 11 НК РФ о том, что институты, понятия и термины гражданского, семейного и других отраслей законодательства, используемые в НК РФ, должны применяться в том значении, в каком они используются в этих отраслях. В ст. 130 ГК РФ установлено следующее: к недвижимым вещам относится все, что прочно связано с землей, т.е. объекты, перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, в том числе здания, сооружения, объекты незавершенного строительства.

Согласно разъяснениям Верховного Суда РФ, «вещь является недвижимой либо в силу своих природных свойств… либо в силу прямого указания закона, что такой объект подчинен режиму недвижимых вещей»2. Учитывая это, можно заключить, что при квалификации вещи в качестве движимой или недвижимой ключевыми будут следующие факторы: 1) недвижимая вещь имеет прочную связь с землей; 2) наличие у недвижимой вещи прочной связи с землей исключает возможность ее перемещения без причинения несоразмерного ущерба ее назначению. В остальных случаях (за исключением тех, когда вещь в силу прямого указания закона является недвижимой) вещь является движимой.

Налогоплательщикам остается посоветовать лишь одно: внимательно отнеситесь ко всем объектам организации, принятым на учет в качестве движимого имущества. Необходимо учитывать, что анкерное крепление или возможность сборки/разборки вещи не являются гарантией ее движимого характера. Оцените, насколько автономным является каждый принятый на учет объект, насколько сильно он задействован в глобальных технологических процессах предприятия, в каких местах и как он крепится к другому оборудованию или объекту, какие объекты он соединяет – движимые или недвижимые.

Во избежание ошибок при квалификации имущества в качестве движимого/недвижимого производственным компаниям может быть рекомендовано на основе полномасштабного анализа судебной практики разработать для своих сотрудников методические рекомендации по такой квалификации. Нужно будет подробно описать правила и руководящие принципы, которые следует использовать персоналу при квалификации вновь приобретаемого объекта основных средств и постановке его на бухгалтерский учет. Такие меры помогут нивелировать часть претензий налоговых органов в отношении объектов основных средств, по которым налог на имущество исчислять и уплачивать не планируется.


1 Письмо ФНС России от 31 октября 2019 г. № БС-4-21/22311@ «Об отмене с 01.01.2021 обязанности представления налоговых деклараций по транспортному налогу и земельному налогу».

2 Пункт 38 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 23 июня 2015 г. № 25 «О применении судами некоторых положений раздела 1 части первой ГК РФ».

Налоговая база по налогу на имущество — это его среднегодовая стоимость.

Налоговая база по налогу на имущество — это его среднегодовая стоимость или кадастровая стоимость. Если база по объектам недвижимости не определяется как кадастровая стоимость, ее нужно считать по среднегодовой стоимости. База рассчитывается отдельно по каждому объекту.

В свою очередь среднегодовая стоимость = (суммарная остаточная стоимость имущества на 1-е число каждого месяца + остаточная стоимость на 31 декабря) / 13.

Пример расчета. ООО «Компас» на рынке услуг уже 8 лет. За это время Общество закупило различные основные средства, которые помогают осуществлять деятельность. Часть имущества еще амортизируется и считается налогооблагаемым. Помимо этого, компания 04.07.2020 закупила новое оборудование. В регионе применяется ставка 2,2 %. Бухгалтер, заполняя декларацию за прошедший год, использовал следующие данные:

По состоянию на: Остаточная стоимость, тыс. руб.
01.01.19 100
01.02.19 95
01.03.19 90
01.04.19 85
01.05.19 80
01.06.19 75
01.07.19 70
01.08.19 234
01.09.19 207
01.10.19 191
01.11.19 174
01.12.19 146
31.12.19 118

Рассчитаем среднегодовую стоимость: (100 + 95 + 90 + 85 + 80 + 75 +70 + 234 + 207 +191 + 174 + 146 + 118) / 13 х 1000 = 128 077 руб.

Налог к уплате за год = 128 077 х 2,2 % = 2 818 руб. (при условии, что организация не платит авансы).

Если в регионе установлены авансовые платежи, организациям нужно платить их трижды в год, а затем уменьшать налог к уплате за год на их суммы.

Допустим, что в предложенном примере помимо налога требуется вычислить сумму аванса за все отчетные периоды.

Средняя стоимость облагаемых объектов за I квартал = (100 + 95 + 90 + 85) / 4 х 1000 = 92 500 руб.

Имущественные налоги: нововведения 2021 года

Налоговая база вычисляется сложением показателей остаточной стоимости каждого объекта на первое число каждого месяца и на последний день расчетного периода. Налоговая база амортизированных объектов — нулевая, но объекты включают в отчет.

Остаточная стоимость объекта ОС:

  • 1 января — 150 000 рублей
  • 1 февраля — 145 000 рублей
  • 1 марта — 140 000 рублей
  • 1 апреля — 135 000 рублей
  • 1 мая — 130 000 рублей
  • 1 июня — 125 000 рублей
  • 1 июля — 120 000 рублей
  • 1 августа — 115 000 рублей
  • 1 сентября — 110 000 рублей
  • 1 октября — 105 000 рублей
  • 1 ноября — 100 000 рублей
  • 1 декабря — 95 000 рублей
  • 31 декабря — 90 000 рублей

Авансовый платеж за 1 квартал

Налоговая база = (150 000 + 145 000 + 140 000 + 135 000) / 4 = 142 500 рублей
Платеж = 142 500 × 2,2% / 4 = 783,75 рублей

Авансовый платеж за полугодие

Налоговая база = (150 000 + … +125 000 + 120 000) / 7 = 135 000 рублей
Платеж = 135 000 × 2,2% / 4 = 742,5 рублей

Авансовый платеж за 9 месяцев

Налоговая база = (150 000 + … + 105 000) / 10 = 127 500 рублей
Платеж = 127 500 × 2,2% / 4 = 701,25 рублей

Доплата налога за год

Налоговая база = (150 000 + … + 90 000) / 13 = 120 000 рублей
Платеж = 120 000 × 2,2% – (783,75 + 742,5 + 701,25) = 412,5 рублей

Многие компании рассчитывают налог по кадастровой стоимости. Власти должны предупредить организации и опубликовать список имущества для уплаты налога по кадастровой стоимости до 1 января на официальном сайте региона. Закрытый перечень объектов недвижимости, облагаемой по кадастровой стоимости, дан в статье 378.2 НК РФ.

Всего есть четыре обязательных условия для налогообложения недвижимости по кадастровой стоимости:

  • недвижимость находится на территории РФ;
  • недвижимость принадлежит организации на праве собственности, хозяйственного ведения или получена по концессионному соглашению;
  • кадастровая стоимость недвижимости определена регионом;
  • в регионе утвержден порядок налогообложения недвижимости и прописаны конкретные виды имущества из статьи 378.2 НК РФ, на которые он распространяется.

Если объект в законе не прописан, то он облагается налогом по среднегодовой стоимости. Если же вид объектов указан в законе, но по нему не определена кадастровая стоимость, то налог тоже платится со среднегодовой стоимости.

Порядок бухучета недвижимости для кадастрового налога не имеет значения. Она может числиться как в составе ОС, так и в составе оборотных активов или за балансом.

Налоговая база в данном случае — кадастровая стоимость недвижимости, указанная в ЕГРН на 1 января года, за который рассчитывается платеж. По каждому объекту база определяется отдельно.

Отчетными периодами для налога на имущество, исчисленного по кадастровой стоимости, являются 1 квартал, 2 квартал и 3 квартал. Налог считайте по формуле:

Налог на имущество по кадастровой стоимости = Кадастровая стоимость имущества на 1 января × Ставка налога

Если в вашем регионе предусмотрены авансовые платежи, то квартальный платеж равен четверти суммы налога. При расчете итогового платежа за год просто отнимите перечисленные авансовые платежи от полученной суммы.

В некоторых случаях формула для расчета налога меняется. Особенности могут быть при получении льгот, наличии данных о кадастровой стоимости только по всему зданию, покупке или продаже недвижимости в середине года или изменении кадастровой стоимости. Рассмотрим их все:

1. На недвижимость распространяется льгота. Льгота может быть предоставлена в виде необлагаемой части кадастровой стоимости или уменьшения налога. В первом случае нужно вычесть из кадастровой стоимости, утвержденной на 1 января в ЕГРН, необлагаемую часть кадастровой стоимости и рассчитать налог с остатка. Во втором случае — отнять сумму льготы от рассчитанного по стандартной формуле налога.

2. Кадастровая стоимость определена только для здания, а вы владеете помещением. Считайте налог за год и авансовые платежи в обычном порядке. Чтобы определить налоговую базу, найдите кадастровую стоимость своего помещения пропорционально его площади в здании целиком.

3. Недвижимость купили или продали в середине года. Воспользуйтесь коэффициентом владения (п. 5 ст. 382 НК РФ). Он показывает соотношение количества месяцев, в которых вы владели недвижимостью, к общему числу месяцев в году или квартале.

4. Кадастровую стоимость пересмотрели в середине года. Если характеристики объекта изменились и его стоимость была пересмотрена, скорректируйте налог и авансовые платежи (п. 5.1 ст. 382 НК РФ). Корректировочный коэффициент показывает соотношение числа месяцев, в которых действовала старая стоимость, к общему числу месяцев.

5. Власти в середине года исключили объект из перечня имущества для уплаты налога по кадастровой стоимости. Пересчитайте налог с начала года по среднегодовой стоимости.

1.1. Сохраняется порядок исчисления и уплаты налога, а также налоговая ставка в размере 15%.

1.2. Расширяется круг предприятий, уплачивающих НДС независимо от объема выручки, за счет:

  • стационарных торговых точек по розничной реализации алкогольной продукции, включая пиво;
  • рынков и торговых комплексов.

1.3. Для налогоплательщиков, оборот по реализации товаров (услуг) которых не превышает один миллиард сумов в месяц, налоговым периодом устанавливается квартал.

1.4. Внесены изменения в порядок применения льгот при оказании услуг по перевозке пассажиров городским пассажирским транспортом и пассажирским автомобильным транспортом общего пользования (за исключением такси, в том числе маршрутного).

Льгота применяется перевозчиками, если органами государственной власти на местах установлен единый тариф и перевозка осуществляется по данному тарифу.

Уточнен порядок применения льгот за счет средств международных финансовых институтов и зарубежных правительственных финансовых организаций.

Теперь будет освобождаться оборот по реализации и ввоз товаров (услуг), приобретаемых за счет займов международных финансовых институтов и международных займов правительственных организаций, если их освобождение предусмотрено законом.

Исходя из этого, внесены изменения в статьи 243 и 246 Налогового кодекса.

2.1. Сохраняется порядок исчисления и уплаты акцизного налога.

2.2. Ставки акцизного налога устанавливаются Налоговым кодексом (статьи 2891 -2893). При этом при исчислении акцизного налога при ввозе, до утверждения соответствующего решения Кабинета Министров, применяются коды ТН ВЭД, действующие в соответствии
с постановлением президента № ПП-3818.

При отсутствии в статьях 2891-2893 товарной позиции соответственно акцизный налог на отсутствующие товарные позиции не начисляется.

Отменен акцизный налог по 73 позициям, в том числе на электротехническую продукцию (холодильники, кондиционеры, стиральные машины), тракторы и полуприцепы, пищевую продукцию (маргарин, кондитерские и другие изделия) и т. д.

2.3. При использовании ввезенных (импортированных) подакцизных товаров, реализуемых конечному потребителю (бензин, дизтопливо, сжиженный и сжатый газ) для собственных нужд, налогоплательщиками являются лица, которые ввозят эти товары для собственных нужд.

2.4. Не являются объектом налогообложения натуральные вина (за исключением бутилированных), реализуемые производителями
в дегустационных зонах (местах), организованных по туристским маршрутам.

Налог на имущество в 2020 и 2021 году

3.1. Сохраняется порядок исчисления и уплаты налога на прибыль, а также налоговые ставки, действовавшие в 2020 году.

3.2. Начиная с 1 января 2021 года имущество, полученное или приобретенное (созданное) за счет средств, поступивших в соответствии
с пунктами 8, 9, 14, 15 и 17 статьи 304 Налогового кодекса, а также полученное или приобретенное (созданное) за счет средств, высвобожденных в результате предоставленных налоговых и таможенных льгот, не признаются амортизируемыми активами и не подлежат амортизации.

Стоимость амортизируемого актива относится на расходы через амортизационные отчисления, начисляемые от первоначальной стоимости без учета их переоценок.

Стоимость амортизируемых активов, с учетом ранее проведенной переоценки, имеющаяся у налогоплательщика по данным бухгалтерского учета по состоянию на 1 января 2021 года, в целях налогообложения является первоначальной стоимостью.

Начиная с 1 января 2021 года при проведении налогоплательщиком в последующих отчетных (налоговых) периодах переоценки стоимости амортизируемых активов результат такой переоценки в целях налогообложения при начислении амортизационных отчислений не учитывается.

3.3. Сохраняется исчисление авансовых платежей налоговыми органами на основе предыдущего отчетного периода.

Вместе с тем, налогоплательщик вправе представить в налоговые органы справку о сумме авансовых платежей до 10 числа первого месяца следующего квартала, исходя из ожидаемой суммы прибыли в текущем квартале. Ранее эта норма была предусмотрена в указе президента № УП-5978.

4.1. Сохраняется порядок исчисления и уплаты налога на доходы физических лиц, а также налоговая ставка в размере 12%.

4.2. Для налогоплательщиков, уплачивающих налог в фиксированных размерах, предусматривается следующее:

  • налоговые ставки для данной категории налогоплательщиков устанавливаются Налоговым кодексом. При этом сохраняется размер налоговых ставок, действовавших в 2020 году;
  • в Налоговый кодекс переносятся отдельные нормы, связанные с применением этих налоговых ставок, которые были предусмотрены в законе о бюджете на 2020 год;
  • доходы физических лиц от сдачи имущества в аренду облагаются налогом по налоговой ставке в размере 12%. Минимальные ставки арендной платы для физических лиц, сдающих имущество в аренду в целях налогообложения, здесь;
  • сохраняется за Кенгашами народных депутатов районов и городов право устанавливать понижающие или повышающие коэффициенты от 0,7 до 1,3 к суммам налога в фиксированных размерах для индивидуальных предпринимателей в зависимости от специфики места осуществления деятельности индивидуального предпринимателя, а также сезонности осуществляемых видов деятельности.

4.3. Налог с физических лиц, состоящих в трудовых отношениях с индивидуальным предпринимателем, исчисляется и удерживается налоговыми агентами — индивидуальными предпринимателями — у источника выплаты, при выплате дохода налогоплательщику.

5.1. Сохраняется порядок исчисления и уплаты социального налога, а также налоговые ставки, действовавшие в 2020 году для юридических лиц в размере 12% и для бюджетных организаций — 25%.

5.2. Для следующей категории физических лиц предусмотрены:

  • уплата налога в сумме не менее одного размера базовой расчетной величины в год для исчисления трудового стажа производится:
    • а) на добровольной основе:
      • самозанятыми гражданами;
      • гражданами Узбекистана, работающими за границей по найму на основе трудового договора, а также в торговых домах, представительствах (в том числе без образования юридического лица), организациях, созданных (открытых) в иностранных государствах государственными органами и другими организациями Республики Узбекистан.
    • б) в обязательном порядке:
      • учениками школы «Уста — шогирд» — в период их работы до достижения двадцати пяти лет;
      • дехканскими хозяйствами, а также физическими лицами, занятыми в дехканском хозяйстве, на приусадебном земельном участке площадью не менее 4 соток или занимающимися выращиванием крупного рогатого скота либо домашней птицы не менее 50 голов на данной площади. При этом глава дехканского хозяйства уплачивает налог в обязательном порядке, а другие члены и указанные физические лица — на добровольной основе;
  • срок уплаты налога для данной категории физических лиц устанавливается до 1 декабря отчетного года. При этом размер налога исчисляется исходя из размера базовой расчетной величины, установленной на день уплаты.

Для остальных физических лиц сохраняется порядок исчисления и уплаты налога, действовавший в 2020 году.

6.1. Сохраняется порядок исчисления и уплаты налога с оборота.

6.2. Дополняется перечень лиц, на которых не распространяется налог с оборота, с учетом введения уплаты НДС в обязательном порядке для отдельной категории плательщиков. Следующие лица не вправе применять налог с оборота:

  • стационарные торговые точки по розничной реализации алкогольной продукции, включая пиво;
  • рынки и торговые комплексы.

6.3. Снижается налоговая ставка для лиц, осуществляющих риэлтерскую деятельность, с 25 до 13%.

Для остальной категории налогоплательщиков сохраняются налоговые ставки, действовавшие в 2020 году.

Как изменились налоги в Узбекистане в 2021 году

Недвижимое имущество, отраженное на балансе как основное средство, если налоговая база по ней определяется как среднегодовая стоимость. Среди прочего (неочевидные случаи) обложения налогом:

  • недвижимость передана другим лицам во временное владение, пользование, распоряжение;
  • передана в доверительное управление (кроме ПИФ);
  • внесена в совместную деятельность;
  • получена по концессионному соглашению;
  • получена вами как управляющей компанией ПИФ.

Также налогом облагается недвижимость, которая находится в России и принадлежит организации на праве собственности, хозяйственного ведения, получена по концессионному соглашению, если налоговая база в её отношении определяется как кадастровая стоимость.

Декларацию сдавайте в следующем составе:

  • Титульный лист и раздел 1 — всегда, когда подаем декларацию;
  • Разделы 2 и 2.1 — если есть имущество, облагаемое налогом по среднегодовой стоимости;
  • Раздел 3 — если есть имущество, облагаемое налогом по кадастровой стоимости.
  • Раздел 4 — если на балансе головной организации или обособленных подразделений есть движимые основные средства с остаточной стоимостью больше нуля.

Мы рекомендуем заполнять декларацию в последовательности: Титульный лист → Раздел 3 → Раздел 2 → Раздел 2.1 → Раздел 1 → Раздел 4.

Если у вас есть объекты налогообложения, но итоговая сумма налога равна нулю, декларацию нужно сдать. В этом случае вы являетесь плательщиком налога и должны отчитаться, несмотря на то, что налог нулевой.

Такое бывает в двух случаях:

  1. Ваша недвижимость полностью самортизирована, её остаточная стоимость равна нулю. При этом она облагается налогом по среднегодовой стоимости.
  2. Вся ваша недвижимость освобождена от налога по федеральным или региональным льготам.

Когда у организации совсем нет недвижимости, признаваемой объектом налогообложения, она не является налогоплательщиком и не должна сдавать декларацию.

Новая строка 002 «Признак СЗПК» нужна только для организаций с соглашением по капиталовложениям. Проставьте в строке «1», если недвижимость связана с исполнением СЗПК, «2» — если не связана. Для каждого признака нужен отдельный раздел 2 и раздел 3.

Утвердили новые коды федеральных и региональных льгот, связанных с коронавирусом:

  • 2010501 и 2010505 — для малых и средних предприятий;
  • 2010502 и 2010506 — для социально ориентированных некоммерческих организаций;
  • 2010503 и 2010507 — для некоммерческих организаций, наиболее пострадавших от коронавируса;
  • 2010504 и 2010508 — для централизованных религиозных организаций.

Ввели специальный код для имущества участников СЭЗ — «14». Его применяют для недвижимости Крыма и Севастополя. Код указывайте в строке 001, и для каждого кода составляйте свой раздел 2.

С 1 января 2021 года в силу вступили поправки к НК РФ, в соответствии с которыми в декларацию по налогу на имущество нужно включать сведения о движимом имуществе. Специально для этого ФНС добавила в форму декларации новый раздел 4 «Сведения о среднегодовой стоимости объектов движимого имущества, учтённых на балансе организации в качестве объектов основных средств». Его надо заполнить уже в декларации за 2020 год, если у компании на балансе есть такие основные средства.

Среднегодовую стоимость имущества нужно указать по каждому региону. Здесь же отражается стоимость такого имущества, числящегося за обособленным подразделением, которое имеет отдельный баланс.

На данный момент четвертый раздел носит справочный характер, так как движимое имущество по-прежнему не является объектом налогообложения. Но есть вероятность, что в будущем их снова начнут облагать налогом, правда, Минфин обещает снизить ставки.

Расчет зависит от того, исходя из какой стоимости недвижимого имущества считается налог.

Исходя из среднегодовой стоимости. Тут действует формула:

Налог за год = Среднегодовая стоимость недвижимости × Ставка налога

Исчисленный налог за год надо уменьшить на авансовые платежи — получится сумма налога к уплате или к уменьшению.

Например, среднегодовая стоимость недвижимости — 40 млн рублей. Ставка налога — 2,2%. В течение года начислены авансовые платежи — 662 476 Р. Налог за год:

40 000 000 Р × 2,2% = 880 000 Р

Налог к уплате:

880 000 Р − 662 476 Р = 217 524 Р

Авансовые платежи рассчитываются по специальной формуле:

Авансовый платеж = Средняя стоимость недвижимости × Ставка налога / 4

Исходя из кадастровой стоимости. Налог по каждому объекту недвижимости, облагаемому исходя из кадастровой стоимости, считается отдельно.

Формула для расчета налога:

Налог за год = Кадастровая стоимость недвижимости × Ставка налога

Исчисленный налог также надо уменьшить на уплаченные авансовые платежи. Они считаются так:

Авансовый платеж = Кадастровая стоимость недвижимости × Ставка налога / 4

Кадастровая стоимость берется на 1 января того года, за который считается налог.

В соответствии с Федеральным законом N 131-ФЗ от 06.10.2003 “Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации”, Главой 32 Налогового кодекса Российской Федерации, Налоговым кодексом Российской Федерации (в редакции Федерального закона N 284-ФЗ от 04.10.2014 «О внесении изменений в статьи 12 и 85 части первой и часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и признании утратившим силу Закона Российской Федерации «О налогах на имущество физических лиц», и Уставом городского поселения Смышляевка Собрание представителей городского поселения Смышляевка муниципального района Волжский Самарской области

РЕШИЛО:

  1. Ввести на территории городского поселения Смышляевка налог на имущество физических лиц на 2021 год. Налог на имущество физических лиц является местным налогом и уплачивается собственниками имущества, признаваемого объектом налогообложения.
  2. Налогоплательщиками налога признаются физические лица, обладающие правом собственности на имущество, признаваемое объектом налогообложения в соответствии со статьей 401 Налогового Кодекса Российской Федерации (далее по тексту – НК РФ).
  3. Объектом налогообложения признается расположенное на территории городского поселения Смышляевка следующее имущество:

1) жилой дом;

2) жилое помещение (квартира, комната);

3) гараж, машино-место;

4) единый недвижимый комплекс;

5) объект незавершенного строительства;

6) иные здание, строение, сооружение, помещение.

В целях настоящей статьи жилые строения, расположенные на земельных участках, предоставленных для ведения личного подсобного, дачного хозяйства, огородничества, садоводства, индивидуального жилищного строительства, относятся к жилым домам.

Не признается объектом налогообложения имущество, входящее в состав общего имущества многоквартирного дома.

  1. Налоговая база

1) Налоговая база в отношении объектов налогообложения определяется исходя из их кадастровой стоимости, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2 настоящей статьи.

2) Налоговая база в отношении объектов налогообложения, за исключением объектов, указанных в пункте 3 настоящей статьи, определяется исходя из их инвентаризационной стоимости.

3) Налоговая база в отношении объектов налогообложения, включенных в перечень, определяемый в соответствии с пунктом 7 статьи 378.2 НК РФ , а также объектов налогообложения, предусмотренных абзацем вторым пункта 10 статьи 378.2 НК РФ, определяется исходя из кадастровой стоимости указанных объектов налогообложения.

  1. Порядок определения налоговой базы исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения

1) Налоговая база определяется в отношении каждого объекта налогообложения как его кадастровая стоимость, указанная в государственном кадастре недвижимости по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом, с учетом особенностей, предусмотренных настоящей статьей.

2) В отношении объекта налогообложения, образованного в течение налогового периода, налоговая база в данном налоговом периоде определяется как его кадастровая стоимость на день внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведений, являющихся основанием для определения кадастровой стоимости такого объекта.

Изменение кадастровой стоимости объекта налогообложения в течение налогового периода не учитывается при определении налоговой базы в этом и предыдущих налоговых периодах, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.

Изменение кадастровой стоимости объекта налогообложения вследствие изменения качественных и (или) количественных характеристик этого объекта налогообложения учитывается при определении налоговой базы со дня внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведений, являющихся основанием для определения кадастровой стоимости.

В случае изменения кадастровой стоимости объекта налогообложения вследствие исправления технической ошибки в сведениях Единого государственного реестра недвижимости о величине кадастровой стоимости, а также в случае уменьшения кадастровой стоимости в связи с исправлением ошибок, допущенных при определении кадастровой стоимости, пересмотром кадастровой стоимости по решению комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости или решению суда в случае недостоверности сведений, использованных при определении кадастровой стоимости, сведения об измененной кадастровой стоимости, внесенные в Единый государственный реестр недвижимости, учитываются при определении налоговой базы начиная с даты начала применения для целей налогообложения сведений об изменяемой кадастровой стоимости.

В случае изменения кадастровой стоимости объекта налогообложения на основании установления его рыночной стоимости по решению комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости или решению суда сведения о кадастровой стоимости, установленной решением указанной комиссии или решением суда, внесенные в Единый государственный реестр недвижимости, учитываются при определении налоговой базы начиная с даты начала применения для целей налогообложения кадастровой стоимости, являющейся предметом оспаривания.

3) Налоговая база в отношении квартиры определяется как ее кадастровая стоимость, уменьшенная на величину кадастровой стоимости 20 квадратных метров общей площади этой квартиры, части жилого дома.

4). Налоговая база в отношении комнаты определяется как ее кадастровая стоимость, уменьшенная на величину кадастровой стоимости 10 квадратных метров площади этой комнаты, части квартиры.

5) Налоговая база в отношении жилого дома определяется как его кадастровая стоимость, уменьшенная на величину кадастровой стоимости 50 квадратных метров общей площади этого жилого дома.

С 1 января 2018 года также вступили в силу поправки в ст. 381.1 НК РФ, внесенные Федеральным законом от 30.09.2017 N 286-ФЗ. «Благодаря» им льгота, предусмотренная пунктом 21 статьи 381 НК РФ (объекты, имеющие высокую энергетическую эффективность) отдана на откуп регионам. Т.е. если субъект РФ не установил соответствующим законом возможность применения льготы в отношении указанных объектов, с 01.01.2018 г. они облагаются налогом в общеустановленном порядке.

Особенности исчисления сумм налога и авансовых платежей, если налоговая база определяется как кадастровая стоимость недвижимости, приведены в пункте 12 статьи 378.2 НК РФ.

С 1 января 2018 года уточнены особенности определения налоговой базы, исчисления и уплаты налога в отношении отдельных объектов недвижимого имущества организаций, если их кадастровая стоимость определена в течение года (Федеральным законом от 30.09.2017 N 286-ФЗ пункт 12 статьи 378.2 дополнен подпунктом 2.1).

Речь о недвижимости иностранных организаций, не осуществляющих деятельности в России через постоянные представительства и о недвижимости иностранных организаций, не относящиеся к их деятельности в России через постоянные представительства. А также о жилых домах и жилых помещениях, не учитываемых на балансе в качестве основных средств согласно ПБУ 6/01.

Если кадастровая стоимость указанной недвижимости была определена в течение года, то налоговая база и исчисление суммы налога (авансового платежа) по текущему году в отношении данных объектов определяется исходя из кадастровой стоимости, установленной на день внесения в ЕГРН сведений, являющихся основанием для определения кадастровой стоимости такого объекта.

Применение ставок по налогу на недвижимость

Согласно статье 409 Налогового кодекса РФ, плательщику следует внести налог до 1 декабря того года, который следует за прошлым налоговым периодом. Налоговая инспекция направляет в адрес гражданина уведомление, на основании которого и производится оплата.

Кадастровая стоимость — более достоверный показатель оценки недвижимого имущества физических лиц, который устанавливается в результате экспертизы. Перечисление налога на недвижимость с учетом кадастровой стоимости впервые произойдет в 2021 году.

  1. В основе исчисления налога на имущество граждан России в 2021 году будет лежать показатель кадастровой стоимости объекта.
  2. Владельцы недвижимого имущества могут получить налоговый вычет, который равен кадастровой стоимости определенного количества квадратных метров в отношении конкретного вида имущества: 50 – если во владении дом, 20 – если имущество в виде квартиры или части дома, 10 – если во владении часть квартиры или комната.
  3. В зависимости от вида имущества, налоговые ставки различны и составляют 0,1; 0,5; 2%. Произвести платеж необходимо на основании уведомления, которое присылает налоговая инспекция.
  4. Льготники могут быть освобождены от уплаты по одному дому или квартире, одному гаражу или месту для автомобиля. Если во владении есть второй и третий объект, то уплата налога обязательна.
  • Туристам планируют возмещать расходы
  • Что планируют добавить в Гражданский кодекс
  • Разрабатываются новые требования к внутреннему аудиту банков
  • Контроль за нарушениями ПДД планируют передать частникам
  • На каких условиях предпринимателям передадут оказание госуслуг
  • Кадастровые работы могут передать частному сектору

С учетом некоторых ограничений, категория пенсионеров освобождена от уплаты данного налога, причем собственно не важно, какая именно разновидность пенсии выплачивается человеку.

Но есть и нюансы:

  • Недвижимость, в обязательном порядке должна использоваться для личных нужд: если в комнате оборудован косметический салон – оформить льготу естественно не получится;
  • Хозяин должен иметь правоустанавливающие документы на нее;
  • Преференция затронет лишь определенный вид помещений;
  • Собственник, обязан в официальном порядке заявить о таком праве, так как в автоматическом порядке это не осуществляется;
  • В случае если человеку принадлежит, лишь часть (доля) помещения, преференция покроет только эту часть, а не всю площадь.

Говоря о видах объектов, которые не будут облагаться налогом, нужно отметить следующие:

  • Жилье. Это комната, либо же квартира (ее доля, часть), дом (его доля, часть).
  • Постройки на даче. К ним относят бани, всевозможные сараи и прочие сооружения, с площадью до пятидесяти квадратных метров.
  • Гаражи. В том числе боксы, место на парковке.
  • Прочие объекты, которые не учтены выше. К такой разновидности можно отнести помещения, используемые для удовлетворения творческих интересов.

Не стоит забывать, что для того, что бы узнать какие именно объекты подлежат налогообложению, можно только лишь подав соответствующий запрос в налоговые органы. При этом запрос нужно делать на хозяина имущества.

Зачастую рождается закономерный вопрос о том, как налоговики смогут разузнать, что человек на самом деле есть нерезидентом. Дело в том, что если лицо не снималось с регистрации, а представители налоговой не обладают данными пограничной службы (о выезде, либо въезде), то они и продолжают считать такое лицо резидентом.

Таким образом, этот человек, продавая недвижимость, отметит в декларации доход, который будет не по ставке 30%, а только 13%, а так же и может указать, что расходы на ее покупку больше, чем цена приобретения, то может получиться следующее:

  • человек будет оштрафован на 20-40% от самой суммы налога;
  • ему будет дополнительно начислено до 30% значения с общей суммы продажи;
  • назначена пеня.

Кроме того, если он проживает за рубежом, и будут обнаружены подобные нарушения, у него возникнут проблемы с пересечением границы.

H = (KC – B) × D× НC, где

  • KC — цена объекта по кадастру;
  • B — вычет имущественный;
  • D — доля (при условии, если собственность разделена на доли и необходимо узнать расчет её части);
  • КД — коэфф. дефлятор;
  • НC — налоговая ставка.

Ниже мы разберем примеры, когда можно не платить имущественный налог.

Налоговый кодекс в статьях 399 и 407 определяет льготников по уплате налога на имущество: федеральных по категориям и видам имущества, а также региональных.

К федеральным категориям, полностью освобожденных от уплаты, относятся:

  • инвалиды групп 1 и 2, а также инвалиды с детства и дети;
  • получатели пенсий по старости;
  • ветераны ВОВ;
  • лица, имеющие звание Герой Советского Союза и Российской Федерации;
  • обладатели ордена Славы трех степеней;
  • ликвидаторы ЧС, произошедших на радиоактивных объектах: Чернобыльской АЭС, ПО «Маяк», испытаний на полигоне в г. Семипалатинск;
  • иные категории военнослужащих, а также их семей.

Статьей 407 НК РФ определено, что физические лица не уплачивают налог за постройки менее 50 кв.метров на землях для ИЖС, огородничества, садоводства и дачи.

Региональные власти могут своими законодательными актами определять местные льготы. Например, в Москве на определенных условиях можно получить освобождение от налога на гараж или машино-место (это понятие введено с 2017 года).

Есть также условия получения льготы:

  • объект должен быть в собственности и не использоваться для предпринимательской деятельности;
  • если кадастровая стоимость недвижимого объекта выше 300 млн. рублей собственник не может рассчитывать на льготу.

Налог на недвижимость для пенсионеров с 2019 года, которым назначена пенсия по законодательству РФ, освобождены от уплаты налога только на одну единицу каждого вида имущества. Выбрать льготный объект пенсионер может сам. Остальные же облагаются налогом по установленной ставке. Иными словами, только одна квартира и машина в собственности пенсионера освобождена от налога на имущество.

Если у пенсионера, например, несколько квартир, и он не представил в орган ФНС заявление о выборе объекта, по которому хочет получить освобождение от налога, то для льготы принимается та, где сумма налога окажется максимальной.

Ознакомиться со всеми пособиями для пенсионеров можно на сайте ФНС, подробную инструкцию приводили выше.

На федеральном уровне с 2019 года ввели льготу увеличивающий величину имущественного вычета семье от 3 и более детей. На каждого добавляется 5 кв. м. для квартир и комнат, 7 кв. м. для частных и садоводческих домов.

Так же местные власти на своем уровне могут помочь уменьшить сумму налогов на имущество. Мало кто из территорий решает применять такие меры, пока только Нижний Новгород, Краснодар и Новосибирск решением местных Дум освободили семьи с тремя и более детей от имущественного налога.

Земельный налог относится к региональным налогам – соответственно, его условия регулируются региональными нормативными актами. В каждом регионе устанавливаются свои ставки налога, льготы по земельному налогу, сроки уплаты и критерии для расчета земельного налога.

Плательщиками земельного налога являются все люди, у которых в собственности есть земельные участки, а еще те, кто имеют право на бессрочное пользование землей (неприватизированные участки, выданные местной администрацией для постоянного пользования).

Льготы по земельному налогу предусмотрены Налоговым кодексом РФ и региональными нормативными правовыми актам. В соответствии подпунктом 7 пункта 1 статьи 395 НК РФ, от уплаты всех видов налогов освобождены все плательщики, которые относятся к коренным малочисленным народам Севера, Сибири и Дальнего Востока.

Вторая льгота установлена для некоторых категорий владельце земли в соответствии с пунктом 5 статьи 391 НК РФ. Данная льгота предусматривает уменьшение налоговой базы для исчисления земельного налога на величину кадастровой стоимости 600 кв.м. площади земельного участка следующим категориям граждан:

  • Героям Советского Союза и Российской Федерации;
  • кавалерам ордена Славы всех трех степеней;
  • ветеранам и инвалидам ВОВ и боевых действий;
  • инвалидам I и II группы, инвалидам с детства и детям-инвалидам;
  • чернобыльцам;
  • пенсионерам и предпенсионерам;
  • всем, у кого есть трое и более детей.

В отношении последней льготной категории следует отметить, что все дети должны быть несовершеннолетними на дату начисления налога.

Если земельный участок принадлежит на праве собственности нескольким людям, которые имеют право на льготу, то каждый из собственников имеет право на получение льготы в отношении своей доли.

Также регионы имеют право устанавливать дополнительные категории лиц, которым предоставляется льгота по уплате земельного налога или увеличивать размер льгот, предоставляемых Налоговым кодексом РФ.

Например, в Москве предоставляется дополнительная льгота, которая предусматривает уменьшение налоговой базы по земельному налогу на сумму в 1 миллион рублей для следующих категорий местных жителей:

  • ветеранам и инвалидам ВОВ и боевых действий;
  • инвалидам I и II группы и инвалидам с детства;
  • чернобыльцам;
  • одному из родителей многодетной семьи.

Данная льгота применяется только к землям, находящимся в собственности. Если человеку, относящемуся к льготной категории, земельный участок принадлежит на праве бессрочного пользования (аренды), то использовать льготу нельзя.

Налог на имущество – это региональ��ый налог. Правила его расчета, льготы и порядок уплаты регулируются главой 32 Налогового кодекса РФ и региональными нормативными правовыми актами.

Ставка налога на имущество физических лиц в 2021 году по кадастровой стоимости устанавливается на налоговый период. А как быть, если вы стали владельцем имущества, предположим только в ноябре 2020 года? Неужели надо платить налог за весь год?

Если вы приобрели имущество – то значит вы приобрели и необходимость уплаты налога за него, но только с момента приобретения. То есть, при расчете налога налоговики учтут, сколько полных месяцев вы владеете имуществом (если недвижимость куплена до 15 числа месяца, значит этот месяц будет учитываться как полный) и оплачивать налог придется только за месяцы владения (общая сумма налога делится на 12 месяцев и умножается на количество месяцев вашего владения).

Налоговые ставки на имущество физических лиц – величина не постоянная. Однако местные власти не могут их увеличить по своему усмотрению, без учета федеральных правил. Приобретая имущества в том или ином районе, лучше выяснить, какие налоговые ставки по кадастровой стоимости приняты муниципалитетом, насколько часто размеры налоговых ставок меняется и не будет ли налог на недвижимость высоким. Также следует учесть налоговые вычеты и льготы. Все эти нюансы важны для того, чтобы понимать какое бремя расходов ляжет на вас с учетом кадастровой стоимости и налоговых ставок приобретенной недвижимости.

В числе прочего подписанный закон уточняет момент, с которого налог на имущество физлиц рассчитывается с применением полагающихся физлицу льгот. В соответствии с будущей редакцией п. 6 ст. 407 НК РФ льготы при расчете налога учитываются начиная с налогового периода, в котором у плательщика возникло право на указанные льготы, а не с момента направления в ИФНС соответствующего заявления. Это положение вступит в законную силу уже с 1 января 2021 года (п. 5 ст. 9 Федерального закона от 23.11.2020 № 374-ФЗ).

Одновременно поправки разрешают учитывать изменение кадастровой стоимости недвижимости при расчете налога как в текущем, так и предыдущих налоговых периодах (будущая редакция ст. 403 НК РФ). Применять таким образом изменившуюся кадастровую стоимость недвижимости разрешается в случаях:

  • уменьшения кадастровой стоимости из-за исправления технической ошибки в сведениях Единого государственного реестра недвижимости;
  • внесения изменений в акт об утверждении результатов определения кадастровой стоимости.

В части транспортного налога поправки уточняют порядок определения момента, с которого плательщики-физлица вправе рассчитывать на получение существующих налоговых льгот. В указанных целях ст. 361.1 НК РФ дополняется нормой о том, что налоговая льгота предоставляется физлицу начиная с момента возникновения права на такую льготу, а не с налогового периода, в котором плательщик направит в ИФНС соответствующее заявление.

С 1 июля 2021 года поправки исключают возможность перерасчета транспортного налога в сторону его увеличения. В связи с этим в ст. 52 НК РФ вносится уточнение, согласно которому перерасчет транспортного налога физлица можно будет проводить только в случаях, если такой перерасчет не влечет увеличение ранее уплаченной суммы этого налога независимо от оснований перерасчета (пп. «а» п. 10 ст. 1 Федерального закона от 23.11.2020 № 374-ФЗ).

Еще одна важная поправка касается порядка прекращения обязанности по уплате транспортного налога в отношении уничтоженных или погибших транспортных средств. Напомним, до настоящего момента налог прекращал начисляться только с момента снятия таких транспортных средств с учета в ГИБДД (ст. 362 НК РФ). По новым правилам, вступающим в силу с 1 января 2021 года, транспортный налог на уничтоженный транспорт перестанет начисляться уже с 1-го числа месяца, в котором произошла гибель или

Всем гражданам России нужны знания о том, что обновлённая система налогообложения предлагает условие оспорить стоимость кадастровой недвижимости, если налогоплательщик считает, что при расчётах допущена ошибка. Оплатить налоговую квитанцию по спорной цене можно будет не за текущий год, а, начиная с того момента, когда была допущена ошибка – то есть в момент кадастровой оценки.

При этом отдельно нужно знать о том, что производить налоговый перерасчет и задними числами невозможно, то есть после того как кадастровая оценка уже применялась в налоговом периоде, её результат не уменьшится.

Официальная ставка налога на недвижимость составляет 0,5% для всех объектов, но власти регионов могут ее снизить, что, конечно, маловероятно.

Помимо того, что нужно знать порядок уплаты имущественного налога в отношении всех россиян, стоит следить еще и за новостями рынка недвижимости в России.

Недавно эксперты сделали заявление по поводу того, что объемы продаж жилья на территории РФ могут уменьшиться на 15 %. Серьезных ценовых колебаний не предвидится, но эксперты по рынку недвижимости, а также специалисты банковской сферы рекомендуют обратить внимание на эту ситуацию.

В каких-то регионах ситуация по снижению продаж может быть выше, в каких-то ниже, но нельзя учитывать экономическое влияние пандемии на все сферы жизни в России. Рынок недвижимости и ранее переживал не самые лучшие времена, но следующие несколько лет для него будут очень тяжелыми. Даже при неплохих ставках условия ипотечного кредитования остаются довольно тяжелыми, поэтому объем кредитов меньше, чем хотелось бы застройщикам.

Ежегодная цифра снижается, а введённый режим самоизоляции для россиян привел к тому, что существенно уменьшился спрос на жильё. Дальнейшая ситуация требует тщательного контроля, поэтому за новостями нужно следить и постоянно мониторить ситуацию.

Налоговая база определяется исходя из кадастровой стоимости объектов в тех субъектах РФ, где установлена единая дата начала применения такого порядка. Переход всех субъектов по определению налоговой базы на основании кадастровой стоимости объектов налогообложения состоится до начала 2020 года.

В тех субъектах РФ, где еще не осуществлен переход, налоговая база определяется в отношении каждого объекта, как его инвентаризационная стоимость. Ее исчисление ведется с учетом коэффициента-дефлятора на основании представленных в налоговые органы данных об инвентаризационной стоимости.

Инвентаризационная стоимость объектов налогообложения с 1 января 2020 года не учитывается.

Налоговые ставки устанавливаются законами муниципальных образований и зависят от местного порядка определения налоговой базы, однако не могут превышать следующие значения:

Ставка Объект налогообложения
0,1% жилой дом или его часть, квартира или ее часть, комната;
проектируемый жилой дом, строительство которого еще не завершено;
единый недвижимый комплекс в составе хотя бы одного жилого дома;
гараж и машино-место;
строение или сооружение хозяйственного типа площадью до 50 кв. метров, расположенное на земельном участке для ведения личного подсобного, дачного хозяйства, садоводства, огородничества или индивидуального жилищного строительства;
2% Объект налогообложения из перечня а. 2 п. 10 и п. 7 статьи 378.2 Налогового Кодекса РФ, а также объект, кадастровая стоимость которого более 300 000 000 рублей
0,5% Иные объекты налогообложения

Если представительными органами муниципальных образований не определены налоговые ставки, то применяются налоговые ставки, указанные в Налоговом Кодексе РФ.

Как видно из двух примеров выше, при владении одним и тем же объемом недвижимости, но при разном расчете налогооблагаемой базы, сумма итогового налога может значительно отличаться.

Однако, чтобы не допустить резкого увеличения налоговой нагрузки, приняты смягчающие меры. Если налог от кадастровой стоимости получается выше, чем от инвентаризационной, то применяются понижающие коэффициенты.

Так, в течение первых 4 лет после введения в муниципальном образовании правил по кадастровой стоимости сумма налога рассчитывается по формуле:

Сумма налога = (Сумма налога по кадастровой стоимости – Сумма налога по инвентаризационной стоимости) * Понижающий коэффициент + Сумма налога по инвентаризационной стоимости

Размер понижающего коэффициента в этом случае зависит от года:

  • В первый год – 0,2
  • Во второй год – 0,4
  • В третий год – 0,6
  • В четвертый год – 0,8
  • С пятого года рассчет на основании кадастровой стоимости

Что изменится в налогах с 2021 года

Налог на имущество физические лица платят ежегодно. Так, до декабря 2021 года надо будет заплатить за владение имуществом в 2020 году.

Налоговые ставки по кадастровой стоимости в 2021 году, как и в прошлые годы устанавливаются местными властями, на территории которых находится недвижимое имущество.

За московскую квартиру ставки на имущество физ. лиц устанавливает Москва, а за дом в Подмосковье ставка налога по кадастровой стоимости будет установлена муниципалитетом, на территории которого находится имущество.

Для того, чтобы понять какая ставка налога принята в 2021 году на вашу квартиру или жилой дом, следует найти действующий акт (Постановление, Распоряжение, Решение) местного муниципалитета и выяснить какая ставка применима к вашему имуществу. (Физ. лицам это делать не обязательно, так разве что из любопытства, – ведь о налогах на имущество к ним приходит уведомление из местной ФНС).

Существуют общие правила, которые муниципальные власти должны строго соблюдать – размеры ставок на имущество не должны превышать тех размеров, что установлены налоговым кодексом.

Налоговый кодекс определяет группы лиц, которым положены налоговые льготы. Так, за некоторые виды имущества не платят налог пенсионеры, ветераны, многодетные родители, инвалиды и другие льготники. Отдельно мы посвятили льготникам статью: «Какие льготы положены физическим лицам при уплате имущественного налога».

Правило 4 – Налоговый период

Ставка налога на имущество физических лиц в 2021 году по кадастровой стоимости устанавливается на налоговый период. А как быть, если вы стали владельцем имущества, предположим только в ноябре 2020 года? Неужели надо платить налог за весь год?

Если вы приобрели имущество – то значит вы приобрели и необходимость уплаты налога за него, но только с момента приобретения. То есть, при расчете налога налоговики учтут, сколько полных месяцев вы владеете имуществом (если недвижимость куплена до 15 числа месяца, значит этот месяц будет учитываться как полный) и оплачивать налог придется только за месяцы владения (общая сумма налога делится на 12 месяцев и умножается на количество месяцев вашего владения).

Налоговые ставки на имущество физических лиц – величина не постоянная. Однако местные власти не могут их увеличить по своему усмотрению, без учета федеральных правил. Приобретая имущества в том или ином районе, лучше выяснить, какие налоговые ставки по кадастровой стоимости приняты муниципалитетом, насколько часто размеры налоговых ставок меняется и не будет ли налог на недвижимость высоким. Также следует учесть налоговые вычеты и льготы. Все эти нюансы важны для того, чтобы понимать какое бремя расходов ляжет на вас с учетом кадастровой стоимости и налоговых ставок приобретенной недвижимости.

Земельный налог относится к региональным налогам – соответственно, его условия регулируются региональными нормативными актами. В каждом регионе устанавливаются свои ставки налога, льготы по земельному налогу, сроки уплаты и критерии для расчета земельного налога.

Плательщиками земельного налога являются все люди, у которых в собственности есть земельные участки, а еще те, кто имеют право на бессрочное пользование землей (неприватизированные участки, выданные местной администрацией для постоянного пользования).

Льготы по земельному налогу предусмотрены Налоговым кодексом РФ и региональными нормативными правовыми актам. В соответствии подпунктом 7 пункта 1 статьи 395 НК РФ, от уплаты всех видов налогов освобождены все плательщики, которые относятся к коренным малочисленным народам Севера, Сибири и Дальнего Востока.

Вторая льгота установлена для некоторых категорий владельце земли в соответствии с пунктом 5 статьи 391 НК РФ. Данная льгота предусматривает уменьшение налоговой базы для исчисления земельного налога на величину кадастровой стоимости 600 кв.м. площади земельного участка следующим категориям граждан:

  • Героям Советского Союза и Российской Федерации;
  • кавалерам ордена Славы всех трех степеней;
  • ветеранам и инвалидам ВОВ и боевых действий;
  • инвалидам I и II группы, инвалидам с детства и детям-инвалидам;
  • чернобыльцам;
  • пенсионерам и предпенсионерам;
  • всем, у кого есть трое и более детей.

В отношении последней льготной категории следует отметить, что все дети должны быть несовершеннолетними на дату начисления налога.

Если земельный участок принадлежит на праве собственности нескольким людям, которые имеют право на льготу, то каждый из собственников имеет право на получение льготы в отношении своей доли.

Также регионы имеют право устанавливать дополнительные категории лиц, которым предоставляется льгота по уплате земельного налога или увеличивать размер льгот, предоставляемых Налоговым кодексом РФ.

Например, в Москве предоставляется дополнительная льгота, которая предусматривает уменьшение налоговой базы по земельному налогу на сумму в 1 миллион рублей для следующих категорий местных жителей:

  • ветеранам и инвалидам ВОВ и боевых действий;
  • инвалидам I и II группы и инвалидам с детства;
  • чернобыльцам;
  • одному из родителей многодетной семьи.

Данная льгота применяется только к землям, находящимся в собственности. Если человеку, относящемуся к льготной категории, земельный участок принадлежит на праве бессрочного пользования (аренды), то использовать льготу нельзя.

Налог на имущество в 2020 году

Налог на имущество – это региональный налог. Правила его расчета, льготы и порядок уплаты регулируются главой 32 Налогового кодекса РФ и региональными нормативными правовыми актами.

Плательщиками налога на имущество признаются все россияне, которые имеют в собственности недвижимость, расположенную на территории РФ. Объектом налогообложения является любая недвижимость, в том числе не относящаяся к жилому помещению:

  • квартира;
  • дом;
  • комната;
  • гараж;
  • машино-место;
  • иные здания и сооружения.

Плательщиком налога может быть как россиянин, так и иностранный гражданин, который имеет в собственности недвижимое имущество на территории РФ. Также плательщиком налога на имущество признаются несовершеннолетние дети.

Льготы по налогу на имущество установлены статьей 407 НК РФ. Согласно кодексу, от налога на имущество в отношении одного объекта недвижимости освобождены:

  • Герои Советского Союза и Российской Федерации;
  • кавалеры ордена Славы всех трех степеней;
  • ветераны и инвалиды ВОВ, гражданской войны и боевых действий;
  • инвалиды I и II группы, инвалиды с детства и дети-инвалиды;
  • чернобыльцы;
  • пенсионеры и предпенсионеры (правда, не младше 55/60 лет);
  • военнослужащие со стажем работы более 20 лет;
  • многодетные родители.

Кроме этого, от налога на имущества освобождены россияне, у которых в собственности имеется дача или другое строение с площадью до 50 кв.м., предназначенное для ведения подсобного хозяйства для личных целей.

Дополнительно всем владельцам недвижимости (вне зависимости от отношения к льготной категории) предоставляется налоговой вычет по налоговой базе в размере:

  • 50 кв.м. в отношении дома;
  • 20 кв.м, в отношении квартиры;
  • 10 кв.м. в отношении комнаты.

Если земля или недвижимость зарегистрированы на несовершеннолетнего ребенка, это не дает основания не платить налог в бюджет.

До тех пор, пока ребенок является несовершеннолетним и не имеет собственного постоянного дохода (официального), имущественные налоги за ребенка уплачивает один из его родителей, усыновителей или опекунов. Такая обязанность установлена статьей 26 НК РФ и статьей 28 ГК РФ.

Стоит отметить, если ребенок считается эмансипированным, то он уже самостоятельно уплачивает имущественные налоги за себя.

Эмансипация несовершеннолетнего – признание гражданина старше 16 лет полностью дееспособным по решению местного органа опеки или по определению суда. Эмансипация может быть признана, если ребенок, например, устроился на официальную работу и больше не хочет зависеть от родителей, он вступил в брак или у него родился ребенок.

Если человек по какой-либо причине уплатил имущественный налог в большем размере, например, не воспользовался льготой, то он имеет право вернуть сумму переплаты. Сумму излишка можно вернуть в течение 3 лет со дня уплаты налога. То есть, имущественный налог за 2017 год, который был уплачен в ноябре 2018 году, можно будет вернуть только до ноября 2020 года. После этого переплату вернуть нельзя.

Для возврата денежных средств плательщику необходимо обратиться в налоговый орган с заявлением и документами, подтверждающими факт переплаты (платежную квитанцию, документ, подтверждающий право на льготу при наличии). В заявлении обязательно указываются:

  • наименование ФНС;
  • ФИО налогоплательщика;
  • причину и сумму переплаты;
  • банковские реквизиты для перечисления денежных средств.

ФНС в течение 10 рабочих дней выносит решение о возврате или отказе в возврате переплаты по имущественному налогу. Денежные средства поступят на счет налогоплательщика в течение 1 месяца с даты принятия заявления.

Стоит отметить, что если у налогоплательщика есть недоимки по другим налогам, то сумму переплаты будет направлена на зачет недоимок по другим налогам.

Если плательщик самостоятельно обнаружил ошибку в сумме имущественного налога, то ему следует обратиться в ИФНС, которая составила налоговое уведомление, с заявлением. Форма заявления может быть приложена к налоговому уведомлению или же ее можно взять в ФНС. В заявлении обязательно указывается:

  • ФИО налогоплательщика и его ИНН;
  • номер и дата ошибочного налогового уведомления.

Обратите внимание, заявитель не должен указывать в заявлении причину допущенной ошибки. Но при желании он может приложить документы, подтверждающие ошибку в расчете суммы налога.

Заявление с подтверждающими документами при их наличии можно направить в ФНС ценным письмом с описью вложения или отнести в налоговый орган самостоятельно. Также сообщить об ошибке можно через официальный сайт ФНС (через обращение или личный кабинет налогоплательщика).

ФНС обязано в течение 30 дней после получения заявления рассмотреть и исправить ошибку. Налогоплательщику направляется новое налоговое уведомление с уточненной суммой налога к уплате. Если специалистам налогового органа потребуются какие-либо подтверждающие документы, то срок корректировки суммы налога может быть увеличен до 60 дней.

В 2021 году впервые владельцы квартир, домов и гаражей на всей территории России (за исключением только Севастополя) будут платить налог за это свое имущество только по кадастровой, приближенной к рыночной, стоимости.

Новшество вводилось поэтапно. Первые 28 регионов, включая Москву и область, получили платежки с расчетами по новой схеме еще в 2016 году. Остальные переходили на «рыночный» налог по мере готовности. К 2021 году переход, как и планировалось, завершился для всей страны.

Некоторые СМИ в связи с этим пугают повышением платежей за недвижимость в 2021 году на 30-40%. Это не совсем так. Разница между налогом по старой схеме (исходя из так называемой инвентаризационной стоимости, известной в народе как «стоимость по БТИ») и по новой (по кадастровой стоимости) зачастую эти самые 30-40% и составляет. Но налог повышается не сразу, а поэтапно в течение 4 лет. Грубо говоря, 40% разбиваются на 10% повышения каждый год переходного периода (пример условный — на деле проценты могут быть другими и не всегда равными).

Сейчас ситуация такова. В тех регионах, которые, как Москва, перешли на новую схему расчетов первыми, все уже произошло — москвичи еще с 2019 года платят за свое жилье и прочую недвижимость по кадастровой стоимости по полной программе. По подсчетам аналитиков «БКС Премьер», налог на среднестатистическую квартиру в 55 кв. м. в среднем районе столицы вырос с 460 рублей (по инвентаризационной стоимости) в 2015 году до 6280 рублей в 2019 году. Дальше он может увеличиваться уже только в том случае, если будет пересчитана сама кадастровая стоимость жилья (при росте цен на недвижимость такое вполне вероятно).

Там же, где только перешли на налог по кадастровой стоимости, основное повышение впереди — но оно будет растянуто во времени, а не случится все сразу в 2021-м.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *