Изменения в семейном кодексе в 2021 году

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Изменения в семейном кодексе в 2021 году». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.

В 2020 году начали действовать два важных нововведения в сфере семейных отношений. В частности, с 1 января 2020 года вступили в силу поправки в Семейный кодекс РФ, а также в ФЗ «О государственном банке данных о детях, оставшихся без попечения родителей». Законодатели создали реестр недобросовестных опекунов (попечителей), приемных либо патронатных родителей, а также лиц, лишенных родительских прав.

Семейное законодательство в РФ ждут изменения: главное на 2021 год

3 июля президент РФ Владимир Путин подписал указ «Об официальном опубликовании Конституции Российской Федерации с внесенными в нее поправками». В числе поправок, которые были одобрены в ходе общероссийского голосования 1 июля, были положения о семейных отношениях, защите семьи и воспитании детей.

Конституция была дополнена статьей 671, которая установила, что дети являются важнейшим приоритетом государственной политики России. Согласно пункту 4 новой нормы, государство создает условия для всестороннего развития детей в духовном, нравственном, интеллектуальном и физическом направлениях, а также способствует воспитанию в них патриотизма, гражданственности и уважения к старшим. Также государство берет на себя обязанности родителей в отношении детей, которые остались без попечения, но обеспечивает приоритет семейного воспитания.

Кроме того, была дополнена пунктом «ж. 1» часть 1 статьи 72 Конституции. Согласно ей, РФ и субъекты страны защищают семью, материнство, отцовство и детство, а также институт брака, под которым подразумевается союз мужчины и женщины. Помимо этого они создают условия для достойного воспитания детей в семье и для осуществления совершеннолетними детьми обязанности заботиться о родителях.

Руководитель временной комиссии Совфеда по подготовке предложений по совершенствованию Семейного кодекса Елена Мизулина, а также сенаторы Елена Афанасьева, Александр Башкин, Римма Галушина, Максим Кавджарадзе и Людмила Нарусова в июле внесли в Госдуму законопроект об изменении Семейного кодекса. Мизулина рассказала ТАСС, что документ предлагает 112 поправок в 69 из 170 статей кодекса, а также дополняет его двумя новыми главами и 27 новыми статьями. Законопроект подготовлен с учетом изменений Конституции, пишет РБК со ссылкой на пресс-службу сенатора.

Авторы законопроекта предлагают закрепить в Семейном кодексе понятия «родная семья» и «родители». Родителями, согласно поправкам, должны считаться только кровные отец и мать.

Сенаторы предлагают запретить заключение брака между лицами одного пола (в том числе при смене пола). Также лицам, сменившим пол, нельзя будет усыновлять детей.

Много поправок касается правил работы органов опеки и изъятия детей из семьи. Законопроект определяет, что лишение родительских прав — это крайняя мера семейно-правовой ответственности родителей. Также документ предлагает ряд других изменений.

• Сокращение перечня оснований для изъятия детей из семьи. Принудительно разлучить ребенка с родителями можно будет только при виновном поведении родителей на основании судебного решения о лишении или ограничении родительских прав, вступившего в законную силу.

• Лишение и ограничение родительских прав не будет распространяться на невиновных родителей, например при их болезни. У ребенка сохранится возможность контакта с родителем, если суд это прямо не запретит. Например, если мать либо отца ограничат в родительских правах из-за хронического алкоголизма, суд может обязать их пройти соответствующий курс лечения: при выполнении этой обязанности родитель сможет восстановить родительские права.

• Сотрудники органов опеки не смогут входить в дома и квартиры, чтобы проверить условия проживания ребенка, без согласия жильцов.

• Семьи родственников получат приоритетное право на усыновление. Органы опеки не смогут отказать родственникам ребенка в его передаче на попечение из-за низкого дохода, несоответствия их жилья санитарным требованиям, наличия у них на иждивении недееспособных лиц (если эти лица не представляют опасности для жизни и здоровья ребенка).

• Семейный кодекс будет гарантировать совместное устройство братьев и сестер, оставшихся без попечения родителей. Передавать их под опеку (попечительство) разным лицам будет запрещено. Органы опеки смогут отступить от этого требования только в том случае, если дети не смогут жить и воспитываться вместе по состоянию здоровья. Но усыновленные должны будут знать, где живут их братья или сестры, и иметь возможность с ними общаться;

• Родители получат право привлекать родственников для воспитания детей, не оформляя на них какие-либо специальные документы. Поэтому отобрать ребенка у бабушки и дедушки, у которых нет доверенности от родителей, будет нельзя.

• Родители, которые не смогут выполнять свои обязанности по уважительной причине, например из-за болезни или длительной командировки, получат возможность назначить ребенку любого опекуна. Органы опеки не смогут отказать родителям в назначении того лица, которого они определили.

• В Семейном кодексе появится глава о временных мерах защиты ребенка в экстренных ситуациях, когда родители какое-то время не могут осуществлять свои обязанности. Например, при задержании полицией или при экстренной госпитализации родителя, который находится без сознания. В таких случаях ребенка будут передавать родственникам или близким на период отсутствия родителей. Если таких людей не найдется, ребенка могут отправить в спецучреждение, которое должно его вернуть родителям по первому требованию. Если ребенок старше 10 лет, обязательно будет учитываться его мнение при определении лица, обеспечивающего временную защиту. По желанию человека, который будет временно присматривать за ребенком, его могут вместе с ребенком устроить в организацию социального обслуживания.

• Нельзя будет вернуть ребенка в детский дом спустя три года после усыновления.

Новой редакцией статьи 6 Семейного кодекса РФ установлено, что не допускается применение правил международных договоров в их истолковании, противоречащем Конституции РФ, а также основам правопорядка и нравственности. Противоречие может быть установлено в порядке, определенном федеральным конституционным законом.

Только по итогам 2019 года сумма алиментных долгов россиян составила 152 млрд рублей, а число должников за этот период составило 806,4 тыс. алиментщиков. Нетрудно предположить, что многие дети не получают положенную им финансовую поддержку от родителей. Именно поэтому тема выплаты алиментов от государства и создания алиментного фонда популярна и довольно часто обсуждается в российском обществе.

Благодаря новому законопроекту в имущественную массу супругов входят не только активы, но и пассивы. В случае бракоразводного процесса делить нужно также совместно нажитые долги, независимо от того, на кого из партнеров они оформлены.

Конечно, предусмотрена оговорка, которая позволит не относить к общим обязательствам то, что появилось в момент их раздельного проживания.

Дополнительно депутаты решили установить правило, которое гласит о том, что раздел имущества можно начинать только после определения размера доли каждого из супругов. В настоящий момент объекты делятся на категории, поэтому суды многократно рассматривают дела о разделении имущества одной и той же семейной пары. Это дает право недобросовестным экс-супругам несколько раз предъявлять разные «иски» о разделе общего имущества.

Конечно, новое законодательство направлено, в основном, на принцип равенства, который позволит быстрее и качественнее делить имущество между партнерами. Однако суд может уменьшить долю одного из супругов. Серьезной причиной для такого решения может стать продажа имущества без согласия жены (мужа).

Например, один из партнеров спустил часть денег на тотализаторе. В таком случае судья может рассматривать раздел имущества в соотношении 30% на 70%, где пострадавшая сторона, соответственно, получит большую долю.

  • Раздел I. Общие положения
    • Глава 1. Семейное законодательство
    • Глава 2. Осуществление и защита семейных прав
  • Раздел II. Заключение и прекращение брака
    • Глава 3. Условия и порядок заключения брака
    • Глава 4. Прекращение брака
    • Глава 5. Недействительность брака
  • Раздел III. Права и обязанности супругов
    • Глава 6. Личные права и обязанности супругов
    • Глава 7. Законный режим имущества супругов
    • Глава 9. Ответственность супругов по обязательствам
  • Раздел IV. Права и обязанности родителей и детей
    • Глава 10. Установление происхождения детей
    • Глава 11. Права несовершеннолетних детей
    • Глава 12. Права и обязанности родителей
  • Раздел V. Алиментные обязательства членов семьи
    • Глава 13. Алиментные обязательства родителей и детей
    • Глава 14. Алиментные обязательства супругов и бывших супругов
    • Глава 15. Алиментные обязательства других членов семьи
    • Глава 17. Порядок уплаты и взыскания алиментов
  • Раздел VI. Формы воспитания детей, оставшихся без попечения родителей
    • Глава 18. Выявление и устройство детей, оставшихся без попечения родителей
    • Глава 19. Усыновление (удочерение) детей
    • Глава 20. Опека и попечительство над детьми
    • Глава 21. Приемная семья
    • Глава 22. Устройство детей, оставшихся без попечения родителей, в организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей
  • Раздел VII. Применение семейного законодательства к семейным отношениям с участием иностранных граждан и лиц без гражданства
  • Раздел VIII. Заключительные положения

1. Семья, материнство, отцовство и детство в Российской Федерации находятся под защитой государства.

Семейное законодательство исходит из необходимости укрепления семьи, построения семейных отношений на чувствах взаимной любви и уважения, взаимопомощи и ответственности перед семьей всех ее членов, недопустимости произвольного вмешательства кого-либо в дела семьи, обеспечения беспрепятственного осуществления членами семьи своих прав, возможности судебной защиты этих прав.

КонсультантПлюс: примечание.
П. 2 ст. 1 не применяется к бракам, совершенным по религиозным обрядам на оккупированных территориях бывшего СССР в период ВОВ, до восстановления на этих территориях органов ЗАГС.

2. Признается брак, заключенный только в органах записи актов гражданского состояния.

3. Регулирование семейных отношений осуществляется в соответствии с принципами добровольности брачного союза мужчины и женщины, равенства прав супругов в семье, разрешения внутрисемейных вопросов по взаимному согласию, приоритета семейного воспитания детей, заботы об их благосостоянии и развитии, обеспечения приоритетной защиты прав и интересов несовершеннолетних и нетрудоспособных членов семьи.

4. Запрещаются любые формы ограничения прав граждан при вступлении в брак и в семейных отношениях по признакам социальной, расовой, национальной, языковой или религиозной принадлежности.

Права граждан в семье могут быть ограничены только на основании федерального закона и только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты нравственности, здоровья, прав и законных интересов других членов семьи и иных граждан.


Изменение Семейного кодекса РФ с 4 февраля 2021 года

(в ред. Федерального закона от 30.12.2015 N 457-ФЗ)

Семейное законодательство устанавливает порядок осуществления и защиты семейных прав, условия и порядок вступления в брак, прекращения брака и признания его недействительным, регулирует личные неимущественные и имущественные отношения между членами семьи: супругами, родителями и детьми (усыновителями и усыновленными), а в случаях и в пределах, предусмотренных семейным законодательством, между другими родственниками и иными лицами, определяет порядок выявления детей, оставшихся без попечения родителей, формы и порядок их устройства в семью, а также их временного устройства, в том числе в организацию для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.


1. В соответствии с Конституцией Российской Федерации семейное законодательство находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

2. Семейное законодательство состоит из настоящего Кодекса и принимаемых в соответствии с ним других федеральных законов (далее — законы), а также законов субъектов Российской Федерации.

Законы субъектов Российской Федерации регулируют семейные отношения, которые указаны в статье 2 настоящего Кодекса, по вопросам, отнесенным к ведению субъектов Российской Федерации настоящим Кодексом, и по вопросам, непосредственно настоящим Кодексом не урегулированным.

Нормы семейного права, содержащиеся в законах субъектов Российской Федерации, должны соответствовать настоящему Кодексу.

3. На основании и во исполнение настоящего Кодекса, других законов, указов Президента Российской Федерации Правительство Российской Федерации вправе принимать нормативные правовые акты в случаях, непосредственно предусмотренных настоящим Кодексом, другими законами, указами Президента Российской Федерации.


К названным в статье 2 настоящего Кодекса имущественным и личным неимущественным отношениям между членами семьи, не урегулированным семейным законодательством (статья 3 настоящего Кодекса), применяется гражданское законодательство постольку, поскольку это не противоречит существу семейных отношений.


В случае, если отношения между членами семьи не урегулированы семейным законодательством или соглашением сторон, и при отсутствии норм гражданского права, прямо регулирующих указанные отношения, к таким отношениям, если это не противоречит их существу, применяются нормы семейного и (или) гражданского права, регулирующие сходные отношения (аналогия закона). При отсутствии таких норм права и обязанности членов семьи определяются исходя из общих начал и принципов семейного или гражданского права (аналогия права), а также принципов гуманности, разумности и справедливости.


Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем те, которые предусмотрены семейным законодательством, применяются правила международного договора.


1. Граждане по своему усмотрению распоряжаются принадлежащими им правами, вытекающими из семейных отношений (семейными правами), в том числе правом на защиту этих прав, если иное не установлено настоящим Кодексом.

Осуществление членами семьи своих прав и исполнение ими своих обязанностей не должны нарушать права, свободы и законные интересы других членов семьи и иных граждан.

2. Семейные права охраняются законом, за исключением случаев, если они осуществляются в противоречии с назначением этих прав.


Некоторые общественные движения, занимающиеся защитой прав мужчин, выступают за отмену алиментов на детей в России. Одно из объяснений подобного требования — «чтобы женщины 100 раз думали перед тем, как подать на развод». Еще один распространенный аргумент — «чтобы мать ребенка не обогащалась за счет отца». Приверженцы этой идеи утверждают, что именно алименты разрушают российские семьи.

Такие «причины» звучат абсурдно, а требования — абсолютно несостоятельны и незаконны. Особенно с учетом среднего размера алиментов в РФ, который в 2020 составил 7500 руб. И то такую сумму получают далеко не все, многие довольствуются минимумом в размере 2000–3000 руб. на ребенка.

Как бы громко ни заявляли о своих требованиях приверженцы подобных движений, алименты не отменят ни в 2021 году, ни в последующих. Подобные заявления, к счастью, пока диковинка. Государство не собирается отступать от тезиса, что ребенка должны обеспечивать оба родителя.

  • Отобрать ребенка у родителей можно будет только на основании решения суда о лишении или ограничении родительских прав, вступившего в силу.
  • Документ устанавливает лишение и ограничение родительских прав как меру семейно-правовой ответственности. Предполагается, что они не будут распространяться на невиновных родителей, например в случае болезни.
  • Появится норма о временных мерах защиты ребенка в экстренной ситуации, когда родители какое-то время не могут исполнять свои обязанности при экстренной госпитализации или задержании. В таком случае ребенка должны будут передать родственникам или близким, отправить его в спецучреждение имеют право только при отсутствии такой возможности.
  • По желанию лица, обеспечивающего эту временную защиту, его совместно с ребенком могут устроить в организацию социального обслуживания.
  • Сотрудники органов опеки не смогут входить в дома и квартиры для проверки бытовых условий без согласия жильцов.
  • Опеке запретят отказывать родственникам ребенка в его передаче на попечение по причине недостаточного дохода или несоответствия жилья попечителей санитарным требованиям.
  • Родители смогут оформлять опеку и попечительство на другого человека по уважительной причине, например в случае длительной командировки или болезни, в назначении человека, которого определили родители, отказать будет нельзя.
  • Родственников можно будет привлекать к воспитанию без специальных документов, поэтому нельзя будет отобрать ребенка у бабушки и дедушки, не имеющих доверенности от родителей.
  • Нельзя будет отменить усыновление спустя три года после его оформления.

Повод для обострения споров, как ни странно, дал пресс-секретарь президента России Дмитрий Песков, который прокомментировал сообщение РИА «Новости» о том, что правительственная комиссия якобы уже дала отрицательный отзыв на этот законопроект. Дмитрий Песков заявил, что, по его мнению, и депутаты Госдумы, и сенаторы должны ориентироваться на заключение правительства. Заявление пресс-секретаря президента стало поводом для довольно основательного скандала: дело в том, что на момент, когда он давал свой комментарий, заключение правительственной комиссии (некоторые СМИ называют его автором заместителя министра труда Ольгу Баталину) ещё не поступило ни в Государственную думу, ни в Совет Федерации. Приходится предположить, что Дмитрий Песков сам противник «закона семи сенаторов» или в своём комментарии руководствовался утечками из аппарата правительства. Согласно этим утечкам, которые оформились в публикации в социальных сетях, некоторых телеграм-каналах и даже в информационных агентствах, правительственный отзыв действительно «торпедирует» законопроект. Если это так, очень интересно будет посмотреть, с какими аргументами.

В чём наши претензии к «ювенальной юстиции»? Многие поражаются: как же так бездушно действуют чиновники на Западе (да подчас – уже и в России), принимая решение забрать ребёнка из семьи по формальным основаниям, не пытаясь выяснить, любим ли он, хорошо ли ему? Удивление зряшное: чиновники от социальной службы – такие же бюрократы, как все остальные. Условие их существования – строгое выполнение инструкций, а также необходимость постоянно доказывать начальству, что им есть за что платить зарплату. Кому нужен «ювенальщик», который не будет отбирать в определённый срок определённое количество детей? Как можно вычислить КПД его деятельности, как не в отобранных детях на единицу времени? Просто из страха оказаться ненужным такой человек задушит в себе все эмоции и станет демонстрировать свою эффективность. То есть – забирать у как можно большего количества родителей как можно больше детей. Если часть этих решений потом по суду будет отменена – бюрократ не пострадает. Пострадает он, если проявит милосердие – так уж устроена бюрократия. Чтобы чиновник не рвался сломать жизнь как можно большему количеству семей, детям и взрослым, чиновника не надо призывать быть милосердным. Надо ограничить его полномочия, вменить ему в обязанность не ломать, а защищать семьи. Бездушная бюрократия – это машина, робот. Она будет делать то, что ей указано программистом-законодателем и программой-законом.

Альтернативой «закону семи сенаторов» считается законопроект, согласно которому «орган опеки или орган внутренних дел, получивший информацию об угрозе жизни или здоровью ребёнка, направляет заявление о его изъятии из семьи в районный суд. А суд обязан рассмотреть заявление об изъятии ребёнка из семьи в течение 24 часов в закрытом заседании с участием прокурора и родителей. Решение суда является основанием для немедленного изъятия ребёнка у родителей, которое осуществляется судебным приставом».

Понятно, что при таком отношении к делу отобрание будет происходить столько раз, сколько органы опеки сочтут правильным, потому что родители просто не смогут себя защитить. Сам факт обсуждения такого законопроекта означает наличие в стране серьёзного и сильного «ювенального лобби». И, возможно, у этого лобби есть заказчики. Люди, которым хотелось бы, чтобы существовал рынок усыновлений, на котором покупателями выступали бы, в том числе, и «нетрадиционные» родители.

Законом, который полностью регулирует вопросы алиментных обязательств является Семейный кодекс РФ. Именно Семейный кодекс устанавливает обязанность родителей по выплате алиментов на детей, определяет размер алиментов в процентном выражении и фиксированной сумме. В Семейном кодексе РФ закреплен порядок выплаты и удержания алиментов.

Последняя редакция Семейного кодекса в части, регулирующей алименты представлена на сайте. Если вам необходим новый закон об алиментах на ребенка в 2021 году, вы всегда можете найти его здесь.

24411

23553

Алименты в 2021 году

464692

Фото Видео 16937

Фото 15636

14007

Путин подписал закон о поправках в Семейный кодекс

20 октября 2017 года был принят Госдумой и 25 октября 2017 года одобрен Советом Федерации и подписан Президентом закон, в соответствии с которым Федеральной службе судебных приставов теперь разрешается самостоятельно, без привлечения сотрудников МВД, задерживать и доставлять для составления протокола должников по алиментам. Раньше сотрудники Федеральной службы судебных приставов данными полномочиями не были наделены, а поскольку многие должники самостоятельно не являлись, постоянно требовалось подключать полицию для выполнения данных функций, что существенно усложняло процедуру доставления и требовало дополнительных расходов.

7 марта 2018 года принят Федеральный закон о внесении изменений в ГПК РФ и Закон об исполнительном производстве, в соответствии с которым, скрывающегося должника по алиментам могут признать безвестно отсутствующим.

Так судья, получив заявление о признании гражданина безвестно отсутствующим или об объявлении его умершим, должен запрашивать имеющиеся о нём сведения в том числе у службы судебных приставов.

Если после розыска должника по алиментам судебными приставами в течение 1 года со дня получения последних сведений о нём не установлено его местонахождение, судебный пристав-исполнитель, осуществляющий розыск, должен разъяснить взыскателю его право обратиться в суд с заявлением о признании должника безвестно отсутствующим.

При установлении судом данного факта несовершеннолетние дети и нетрудоспособные члены семьи безвестно отсутствующего должника смогут получать страховую пенсию по случаю потери кормильца.

С 10 августа 2018 года размер неустойки за несвоевременную выплату алиментов снижен в 5 раз, с 0,5% от суммы невыплаченных алиментов за каждый день просрочки до 0,1% от указанной суммы. Также суды получили право снижать размер неустойки с учетом материального и (или) семейного положения должника, если подлежащая уплате неустойка явно несоразмерна последствиям нарушения обязательства по уплате алиментов. Данные нововведения подкреплены позицией Конституционного Суда РФ, согласно которой у судов должно быть право уменьшать размер неустойки по алиментам с учётом конкретных материалов дела. К такому выводу Суд пришел, рассмотрев жалобу должника, имевшего задолженность по алиментам около 217 000 руб. и у которого после развода в новом браке появилось 3-е детей. Размер неустойки за несвоевременную выплату алиментов составил более 3 млн. руб. Суд посчитал, уплата неустойки в таком размере может привести к имущественному ущербу его новой семье, поэтому размер неустойки должен быть уменьшен.

Рассмотрим, какие изменения в законодательстве могут ждать нас в ближайшее время. Чьи интересы будут затронуты?

Минюст России разрабатывает по требованию Конституционного Суда законопроект об изъятии у должников единственного жилья. В настоящее время взыскание не может быть обращено на единственное жильё граждан, но когда дело касается социально значимых производств, например, взыскания алиментов, возникает множество споров. Данный вопрос стал активно обсуждаться после решения Конституционного суда РФ от 14 мая 2012 года, которым было признано, что запрет на обращение взыскания на единственное жильё должника не должен распространяться на те случаи, где размер жилого помещения значительно превышает средние показатели, а стоимость достаточна для удовлетворения имущественных притязаний к должнику без ущерба его праву на жилище. Так предполагается разработать механизмы, расширяющие возможности взыскания средств с должников по алиментам. Уточняется, что должников по кредитам данный законопроект не коснётся.

Должников по алиментам с единственным жильём больших площадей могут переселить в квартиры меньшей площади, а за счёт разницы в стоимости погасить имеющуюся задолженность по алиментам. Сложность заключается в том, что судьям в таких ситуациях будет необходимо установить размер денежных средств, положенных должнику для покупки нового жилья по установленным нормативам. Как предполагается, для принятия судом такого решения, у собственника должно быть двукратное превышение нормы площади на каждого члена его семьи. Такие изменения в законодательстве необходимы для устранения нарушения баланса интересов должника и взыскателя.

Несмотря на то, что в действующем законодательстве чётко прописано, на какие доходы не может быть обращено взыскание, например, пособия по утрате кормильца, материнский капитал, выплаты гражданам, получившим ранения при исполнении служебных обязанностей, проблема списания таких средств судебными приставами-исполнителями в качестве погашения задолженности существует. Конечно, право оспорить такое взыскание никто не отменял, но в реальности это довольно сложно и времязатратно. Поэтому предлагается создание специальных, неприкасаемых для судебных приставов, счетов, куда будут перечисляться вышеназванные выплаты. Данный законопроект защитит и должников — банкротов. Деньги, находящиеся на таком специальном счёте, не будут включаться в конкурсную массу, и кредиторы их не смогут забрать за долги.

Сейчас суды при разделе рассматривают каждый вид имущества отдельно, дела объединяются в редких случаях. Если законопроект примут, перед началом раздела будет определяться размер общего имущества. В результате в рамках одного дела муж сможет получить квартиру и дачу, а жена – автомобиль и деньги с банковского счета.

Что касается споров о неделимом имуществе (недвижимости), то после вступления поправок в силу поделить его не получится. Суды будут оставлять жилье с одним из супругов, который обязуется выплатить денежную компенсацию второму.

Самый главный плюс законопроекта – возможность увеличения доли, если в суде будет доказано, что в браке один из супругов совершал сделки по отчуждению общенажитых ценностей без согласия второго. Доли будут увеличиваться пропорционально части стоимости отчужденного имущества.

На данный момент законопроект находится на рассмотрении, но дата первого чтения не определена.

Члены Совета Федерации, в числе которых Елена Мизулина и Людмила Нарусова, предлагают реформировать Семейный кодекс вслед за изменением Конституции. Законопроекты включают 112 поправок в 69 статей Семейного кодекса РФ, две новые главы и 27 новых статей. Они корректируют формулировки в документах и касаются правил работы органов опеки. Часть реформ затрагивает права ЛГБТ-людей.

Согласно поправкам в статью 22 ФЗ «Об актах гражданского состояния», орган загс получит право проверять свидетельство о рождении вступающих в брак. Если у трансгендерного человека будут одновременно документы с женским и мужским гендерными маркерами, органы загс будут признавать союз с ним как однополый, что означает фактический запрет на заключение брака.

Раздел I. Общие положения

  • Глава 1. Семейное законодательство
  • Глава 2. Осуществление и защита семейных прав

Раздел II. Заключение и прекращение брака

  • Глава 3. Условия и порядок заключения брака
  • Глава 4. Прекращение брака
  • Глава 5. Недействительность брака

Раздел III. Права и обязанности супругов

  • Глава 6. Личные права и обязанности супругов
  • Глава 7. Законный режим имущества супругов
  • Глава 8. Договорный режим имущества супругов
  • Глава 9. Ответственность супругов по обязательствам

Раздел IV. Права и обязанности родителей и детей

  • Глава 10. Установление происхождения детей
  • Глава 11. Права несовершеннолетних детей
  • Глава 12. Права и обязанности родителей

Раздел V. Алиментные обязательства членов семьи

  • Глава 13. Алиментные обязательства родителей и детей
  • Глава 14. Алиментные обязательства супругов и бывших супругов
  • Глава 15. Алиментные обязательства других членов семьи
  • Глава 16. Соглашения об уплате алиментов
  • Глава 17. Порядок уплаты и взыскания алиментов

Раздел VI. Формы воспитания детей, оставшихся без попечения родителей

  • Глава 18. Выявление и устройство детей, оставшихся без попечения родителей
  • Глава 19. Усыновление (удочерение) детей
  • Глава 20. Опека и попечительство над детьми
  • Глава 21. Приемная семья
  • Глава 22. Устройство детей, оставшихся без попечения родителей, в организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей

Опекунство контролируется целым государственным институтом — органами опеки и попечительства. Усыновленный ребёнок любого возраста не может быть ущемлён в правах относительно детей родных: ему также предоставляются все необходимые для полноценного роста и развития условия.

Для ребёнка, оставшегося без родителей и находящегося на попечении родственников, предусмотрены выплаты, которые отдаются в полное пользование ребёнку только после достижения им совершеннолетия. До этого момента все траты из пенсионных, накоплений, а также наследного имущества, происходят строго под контролем органов опеки и попечительства.

Семейный кодекс России 2021 года

Так как в Российской Федерации брак — это светский гражданский акт, не имеющий отношения к вероисповеданию, традициям и обычаям, которые законодательством не регламентируется, в Семейном Кодексе чётко указываются как права, так и обязанности всех возможных участников семейных правоотношений.

Права делятся по типу родства и нередко пересекаются между собой как в позитивном, так и в негативном, приводящем к конфликтам ключе:

  • брачные права (обязанности супругов друг перед другом, имущественные права в браке, право на материнство/отцовство);
  • права родителя (право воспитания, общения с ребёнком, участия в его жизни, право получать от ребёнка материальную поддержку в старости);
  • права ребёнка (право на обеспечение со стороны родителя, уважение собственной личности, право выбора);
  • Арбитражный процессуальный кодекс РФ

  • Бюджетный кодекс РФ

  • Водный кодекс Российской Федерации РФ

  • Воздушный кодекс Российской Федерации РФ

  • Градостроительный кодекс Российской Федерации РФ

  • ГК РФ

  • Гражданский кодекс часть 1

  • Гражданский кодекс часть 2

  • Гражданский кодекс часть 3

  • Гражданский кодекс часть 4

  • Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации РФ

  • Жилищный кодекс Российской Федерации РФ

  • Земельный кодекс РФ

  • Кодекс административного судопроизводства РФ

  • Кодекс внутреннего водного транспорта Российской Федерации РФ

  • Кодекс об административных правонарушениях РФ

  • Кодекс торгового мореплавания Российской Федерации РФ

  • Лесной кодекс Российской Федерации РФ

  • НК РФ

  • Налоговый кодекс часть 1

  • Налоговый кодекс часть 2

  • Семейный кодекс Российской Федерации РФ

  • Таможенный кодекс Таможенного союза РФ

  • Трудовой кодекс РФ

  • Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации РФ

  • Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации РФ

  • Уголовный кодекс РФ

  • ФЗ об исполнительном производстве

  • Закон о коллекторах

  • Закон о национальной гвардии

  • О правилах дорожного движения

  • О защите конкуренции

  • О лицензировании

  • О прокуратуре

  • Об ООО

  • О несостоятельности (банкротстве)

  • О персональных данных

  • О контрактной системе

  • О воинской обязанности и военной службе

  • О банках и банковской деятельности

  • О государственном оборонном заказе

  • Закон о полиции

  • Закон о страховых пенсиях

  • Закон о пожарной безопасности

  • Закон об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств

  • Закон об образовании в Российской Федерации

  • Закон о государственной гражданской службе Российской Федерации

  • Закон о защите прав потребителей

  • Закон о противодействии коррупции

  • Закон о рекламе

  • Закон об охране окружающей среды

  • Закон о бухгалтерском учете

    • Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 29.05.2012 N 9 (ред. от 24.12.2020)

      «О судебной практике по делам о наследовании»

    • Обзор практики рассмотрения судами дел, связанных с обеспечением детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями

      (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 23.12.2020)

    • Обзор судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 4 (2020)

      (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 23.12.2020)

    Все документы >>>

    Законопроект об изменении Семейного кодекса. Главное

    • Распоряжение Президента РФ от 14.10.2020 N 255-рп

      «О назначении официальных представителей Президента Российской Федерации при рассмотрении палатами Федерального Собрания Российской Федерации проектов федеральных законов»

    • Письмо Президента РФ

      «Заключение на проекты Федеральных законов «О внесении изменений и дополнений в Семейный кодекс Российской Федерации» и «О внесении изменений и дополнений в статьи 193.1, 193.2 и 202 Кодекса РСФСР об административных правонарушениях»

    • Письмо Президента РФ

      «Заключение на проект Федерального закона «О внесении изменений и дополнений в Гражданский процессуальный кодекс РСФСР»

    Все документы >>>

    • Постановление Правительства РФ от 11.09.2020 N 1396

      «О деятельности органов и организаций иностранных государств по усыновлению (удочерению) детей на территории Российской Федерации и контроле за ее осуществлением» (вместе с «Положением о деятельности органов и организаций иностранных государств по усыновлению (удочерению) детей на территории Российской Федерации и контроле за ее осуществлением»)

    • Постановление Правительства РФ от 14.12.2005 N 761 (ред. от 02.04.2020)

      «О предоставлении субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг»

    • Распоряжение Правительства РФ от 26.12.2019 N 3205-р

      «Об утверждении плана законопроектной деятельности Правительства РФ на 2020 год»

    Все документы >>>

    • Письмо Минпросвещения России от 25.01.2021 N ТВ-79/07

      «О направлении информации»

    • Методические рекомендации по вопросам представления сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера и заполнения соответствующей формы справки в 2021 году (за отчетный 2020 год)

    • СГА 101. Стандарт внешнего государственного аудита

      (контроля). Общие правила проведения контрольного мероприятия» (утв. постановлением Коллегии Счетной палаты РФ от 07.09.2017 N 9ПК) (ред. от 24.12.2020)

    Все документы >>>

    Глава 1. Семейное законодательство

    • Статья 1 — Основные начала семейного законодательства
    • Статья 2 — Отношения, регулируемые семейным законодательством
    • Статья 3 — Семейное законодательство и иные акты, содержащие нормы семейного права
    • Статья 4 — Применение к семейным отношениям гражданского законодательства
    • Статья 5 — Применение семейного законодательства и гражданского законодательства к семейным отношениям по аналогии
    • Статья 6 — Семейное законодательство и нормы международного права

    Глава 2. Осуществление и защита семейных прав

    • Статья 7 — Осуществление семейных прав и исполнение семейных обязанностей
    • Статья 8 — Защита семейных прав
    • Статья 9 — Применение исковой давности в семейных отношениях

    Глава 3. Условия и порядок заключения брака

    • Статья 10 — Заключение брака
    • Статья 11 — Порядок заключения брака
    • Статья 12 — Условия заключения брака
    • Статья 13 — Брачный возраст
    • Статья 14 — Обстоятельства, препятствующие заключению брака
    • Статья 15 — Медицинское обследование лиц, вступающих в брак

    Глава 4. Прекращение брака

    • Статья 16 — Основания для прекращения брака
    • Статья 17 — Ограничение права на предъявление мужем требования о расторжении брака
    • Статья 18 — Порядок расторжения брака
    • Статья 19 — Расторжение брака в органах записи актов гражданского состояния
    • Статья 20 — Рассмотрение споров, возникающих между супругами при расторжении брака в органах записи актов гражданского состояния
    • Статья 21 — Расторжение брака в судебном порядке
    • Статья 22 — Расторжение брака в судебном порядке при отсутствии согласия одного из супругов на расторжение брака
    • Статья 23 — Расторжение брака в судебном порядке при взаимном согласии супругов на расторжение брака
    • Статья 24 — Вопросы, разрешаемые судом при вынесении решения о расторжении брака
    • Статья 25 — Момент прекращения брака при его расторжении
    • Статья 26 — Восстановление брака в случае явки супруга, объявленного умершим или признанного безвестно отсутствующим

    Глава 5. Недействительность брака

    • Статья 27 — Признание брака недействительным
    • Статья 28 — Лица, имеющие право требовать признания брака недействительным
    • Статья 29 — Обстоятельства, устраняющие недействительность брака
    • Статья 30 — Последствия признания брака недействительным


    Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *