Фз об обработке персональных данных 2021
Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Фз об обработке персональных данных 2021». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.
Пробегусь по пунктам новой статьи 10.1 Закона «О персональных данных». Это она определяет особенности публикации персональных данных. Подумайте заранее, как реализовать в вашей деятельности эти новшества.
Оператор обязан обеспечить субъекту персональных данных возможность определить перечень персональных данных по каждой категории персональных данных, указанной в согласии на обработку персональных данных, разрешенных субъектом персональных данных для распространения.
Это может выглядеть так: согласен на публикацию ФИО, не согласен на публикацию даты рождения. Посмотрим, что скажет РКН. Совершенно точно придется поломать голову над формулировками.
В случае раскрытия персональных данных неопределенному кругу лиц самим субъектом персональных данных без предоставления оператору согласия, предусмотренного настоящей статьей, обязанность предоставить доказательства законности последующего распространения или иной обработки таких персональных данных лежит на каждом лице, осуществившем их распространение или иную обработку.
Например, один сайт написал про чиновника, второй сделал рерайт новости, третий — просто ее перепостил. Чиновник обиделся и написал жалобу в РКН.
В этом примере доказывать, что есть общественный интерес персональным данным чиновника будут все три сайта. Вряд ли у них будет согласие на распространение ПД чиновника. А других законных оснований нет.
В случае, если персональные данные оказались раскрытыми неопределенному кругу лиц вследствие правонарушения, преступления или обстоятельств непреодолимой силы, обязанность предоставить доказательства законности последующего распространения или иной обработки таких персональных данных лежит на каждом лице, осуществившем их распространение или иную обработку.
Например, произошел слив базы данных банка в сеть. Кто-то их скопировал и опубликовал. Значит он будет доказывать законность распространения этой информации. Не знаю, получится ли у него это.
Изменились правила обработки персональных данных
Согласие на обработку персональных данных, разрешенных субъектом персональных данных для распространения, может быть предоставлено оператору:
- непосредственно;
- с использованием информационной системы уполномоченного органа по защите прав субъектов персональных данных.
С первым случаем все понятно, со вторым пока не понятно. Потому что Роскомнадзор еще не придумал такую систему. Когда придумает и запустит — не понятно. Если к 1 марта 2021 года не придумает, то единственным способом остается прямая передача согласия субъектом оператору. Это понятно, кэп?
Правила использования информационной системы уполномоченного органа по защите прав субъектов персональных данных, в том числе порядок взаимодействия субъекта персональных данных с оператором, определяются уполномоченным органом по защите прав субъектов персональных данных.
Роскомнадзор все придумает, напишет и нам расскажет. Когда — непонятно.
Действующий Федеральный закон № 152-ФЗ от 27.07.2006 не предусматривает процедуры отзыва согласия на обработку персональных данных. После вступления в силу поправок появится возможность прекратить передачу разрешенных для распространения персональных данных в любое время по требованию их владельца. Для этого субъект персданных направит оператору заявление об отзыве согласия на обработку. Оно будет включать такую обязательную информацию:
- Ф.И.О. субъекта персданных (отчество — при наличии);
- номер телефона и электронную почту субъекта;
- почтовый адрес;
- персональные данные, обработку которых необходимо прекратить.
Форму и формат документа Роскомнадзор утвердит дополнительно до вступления поправок в силу. Прекратить обработку своих персональных данных человек теперь вправе потребовать от любого лица, которое их обрабатывает, даже при отсутствии ранее данного письменного согласия.
В случае несоблюдения новых правил субъект сможет потребовать прекратить передачу персданных принудительно и привлечь оператора к ответственности или обратиться в суд для изъятия своих данных из обработки.
Ответственность за не обезличивание персональных данных теперь несут не только государственные и муниципальные органы власти, но и все операторы.
По второму изменению в новом КоАП дело касается обезличивания ПДн. Проще говоря, если персональным данным (паспортным, медицинским, контактным данным и т.п) будет присвоен идентификационный номер, то это обезличивает персональные данные, т.к. по одному номеру нельзя определить человека.
В новом КоАП предполагается распространить ответственность за не обезличивание персональных данных с государственных и муниципальных органов власти на всех операторов. Все операторы будут обязаны обезличивать ПДн, которые обрабатывают.
Невыполнение подобных требований влечет предупреждение или наложение административного штрафа для всех операторов ПДн в размере от 3 до 6 тысяч рублей. Штрафы небольшие, но можно предположить, что это только начало.
Утверждены новые правила обработки персональных данных
- Изучить все источники поступления ПДн в организацию, цели поступления и состав данных. К примеру, нужно понимать, что источники ПДн клиентов и сотрудников разные, и состав ПДн тоже разный.
- Проанализировать, где и как организация получает ПДн — наличие договора, соглашения и/или другого юридически значимого документа, подтверждающего правомерность получения персональных данных, их состав и цели обработки. Получение всех ПДн, которые попадают в организацию, без исключения должны подтверждаться подобными документами: корректно составленное соглашение по обработке ПДн на сайте, с которого компания получает ПДн клиентов, Соглашение по обработке ПДн с сотрудниками.
- Изучить, какие и чьи ПДн в организации обрабатываются (в разрезе категорий физических лиц). Ориентируясь на ПДн клиентов и сотрудников, видно, что процесс их обработки и хранения разный. Доступ к ПДн сотрудников имеют отдел кадров, бухгалтерия, а к клиентским данным — та же бухгалтерия и коммерческий отдел.
- Проверить наличие утвержденных локальных нормативных актов, определяющих порядок доступа сотрудников к персональным данным. Документы, в которых прописано, кто и за что отвечает.
- Проанализировать соответствие процесса обработки локальным нормативным актам. Зачастую на практике бывает несоответствие.
- Изучить ваших получателей персональных данных: кому, для каких целей и в каком составе передаются персональные данные. Опять же, практика показывает, что в некоторых организациях к ПДн допускаются сотрудники, не имеющие к ним отношения.
- Проанализировать, на каких условиях передаются ПДн третьим лицам — обязательно наличие договора, соглашения и/или другого юридически значимого документа, подтверждающего правомерность передачи персональных данных. Если зачисление зарплаты сотрудникам компании происходит через зарплатный проект банка, то компания обязана с каждым сотрудником, участвующем в зарплатном проекте, подписать соглашение о передаче его ПДн в этот банк.
- Определить, какие персональные данные стоит обезличивать. К примеру, это данные, чей срок хранения официально вышел, но при этом характеристики клиента имеют ценность без необходимости идентификации физического лица.
- Определить, какие согласия уже не имеют силы и которые надо скорректировать. Отсутствие отлаженной системы работы с ПДн в прошлом означает, что, возможно, часть документов уже не актуальна.
- Изучить, как защищаются персональные данные в компании и от кого они реально защищены — только от внешних злоумышленников или от внутренних тоже? Очень часто данные клиентов утекают вместе с увольняющимися сотрудниками коммерческих отделов.
- Составить годовой план и реализовать его. Необходимо разработать поэтапный план по реализации этих пунктов с учетом объема работы и времени на их выполнения.
Утечка ПДн может обернуться для компании не только финансовыми убытками, но и потерей репутации на рынке и разрывом отношений с партнерами. Поэтому важно изучить законодательство и вовремя принять меры. И здесь есть два пути:
- делать все самостоятельно (силами организации);
- доверить выполнение требований закона компаниям, которые могут провести независимый аудит по обработке ПДн и решить выявленные проблемы.
Сам закон содержит в себе 25 статей. В 2017 году правительство страны хотело ввести новые изменения в текст, но они так и не были оформлены официально. Несмотря на это, 2019 год принёс более существенные правки, некоторые из которых уже вступили в законную силу: был расширен список нарушений, за которые предусмотрена административная ответственность, а также на порядок был увеличен размер. Тут основная задача оператора по обработке ПДн остается прежней — понять, как же не нарушить правовые нормы законодательства и не стать мошенником.
Компаниям следует подготовиться к выполнению новых требований, установленных законом, и учитывать их в дальнейшей работе, в частности:
- принять необходимые меры по обновлению локальных актов компании, регламентирующих порядок обработки ПДн, разработать новые либо скорректировать существующие формы согласий на обработку ПДн;
- если деятельность компании связана с обработкой распространяемых ПДн, организовать деятельность компании и ее работников в соответствии с новыми требованиями законодательства, в частности, при необходимости пересмотреть существующие бизнес-процессы.
1. Законодательство Российской Федерации в области персональных данных основывается на Конституции Российской Федерации и международных договорах Российской Федерации и состоит из настоящего Федерального закона и других определяющих случаи и особенности обработки персональных данных федеральных законов.
2. На основании и во исполнение федеральных законов государственные органы, Банк России, органы местного самоуправления в пределах своих полномочий могут принимать нормативные правовые акты, нормативные акты, правовые акты (далее — нормативные правовые акты) по отдельным вопросам, касающимся обработки персональных данных. Такие акты не могут содержать положения, ограничивающие права субъектов персональных данных, устанавливающие не предусмотренные федеральными законами ограничения деятельности операторов или возлагающие на операторов не предусмотренные федеральными законами обязанности, и подлежат официальному опубликованию. (в ред. Федерального закона от 25.07.2011 N 261-ФЗ)
3. Особенности обработки персональных данных, осуществляемой без использования средств автоматизации, могут быть установлены федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации с учетом положений настоящего Федерального закона.
4. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем те, которые предусмотрены настоящим Федеральным законом, применяются правила международного договора.
5. Решения межгосударственных органов, принятые на основании положений международных договоров Российской Федерации в их истолковании, противоречащем Конституции Российской Федерации, не подлежат исполнению в Российской Федерации. Такое противоречие может быть установлено в порядке, определенном федеральным конституционным законом. (в ред. Федерального закона от 08.12.2020 N 429-ФЗ)
Персональные данные в 2021: как компаниям с ними работать и не получать штрафы
1. В целях информационного обеспечения могут создаваться общедоступные источники персональных данных (в том числе справочники, адресные книги). В общедоступные источники персональных данных с письменного согласия субъекта персональных данных могут включаться его фамилия, имя, отчество, год и место рождения, адрес, абонентский номер, сведения о профессии и иные персональные данные, сообщаемые субъектом персональных данных. (в ред. Федерального закона от 25.07.2011 N 261-ФЗ)
2. Сведения о субъекте персональных данных должны быть в любое время исключены из общедоступных источников персональных данных по требованию субъекта персональных данных либо по решению суда или иных уполномоченных государственных органов. (в ред. Федерального закона от 25.07.2011 N 261-ФЗ)
1. Обработка специальных категорий персональных данных, касающихся расовой, национальной принадлежности, политических взглядов, религиозных или философских убеждений, состояния здоровья, интимной жизни, не допускается, за исключением случаев, предусмотренных частями 2 и 2.1 настоящей статьи. (в ред. Федерального закона от 24.04.2020 N 123-ФЗ)
2. Обработка указанных в части 1 настоящей статьи специальных категорий персональных данных допускается в случаях, если:
1) субъект персональных данных дал согласие в письменной форме на обработку своих персональных данных;
2) персональные данные сделаны общедоступными субъектом персональных данных; (в ред. Федерального закона от 25.07.2011 N 261-ФЗ)
2.1) обработка персональных данных необходима в связи с реализацией международных договоров Российской Федерации о реадмиссии; (в ред. Федерального закона от 25.11.2009 N 266-ФЗ)
2.2) обработка персональных данных осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 25 января 2002 года N 8-ФЗ «О Всероссийской переписи населения»; (в ред. Федерального закона от 27.07.2010 N 204-ФЗ)
2.3) обработка персональных данных осуществляется в соответствии с законодательством о государственной социальной помощи, трудовым законодательством, пенсионным законодательством Российской Федерации; (в ред. Федеральных законов от 25.07.2011 N 261-ФЗ, от 21.07.2014 N 216-ФЗ)
3) обработка персональных данных необходима для защиты жизни, здоровья или иных жизненно важных интересов субъекта персональных данных либо жизни, здоровья или иных жизненно важных интересов других лиц и получение согласия субъекта персональных данных невозможно; (в ред. Федерального закона от 25.07.2011 N 261-ФЗ)
4) обработка персональных данных осуществляется в медико-профилактических целях, в целях установления медицинского диагноза, оказания медицинских и медико-социальных услуг при условии, что обработка персональных данных осуществляется лицом, профессионально занимающимся медицинской деятельностью и обязанным в соответствии с законодательством Российской Федерации сохранять врачебную тайну;
5) обработка персональных данных членов (участников) общественного объединения или религиозной организации осуществляется соответствующими общественным объединением или религиозной организацией, действующими в соответствии с законодательством Российской Федерации, для достижения законных целей, предусмотренных их учредительными документами, при условии, что персональные данные не будут распространяться без согласия в письменной форме субъектов персональных данных;
6) обработка персональных данных необходима для установления или осуществления прав субъекта персональных данных или третьих лиц, а равно и в связи с осуществлением правосудия; (в ред. Федерального закона от 25.07.2011 N 261-ФЗ)
7) обработка персональных данных осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации об обороне, о безопасности, о противодействии терроризму, о транспортной безопасности, о противодействии коррупции, об оперативно-розыскной деятельности, об исполнительном производстве, уголовно-исполнительным законодательством Российской Федерации; (в ред. Федерального закона от 25.07.2011 N 261-ФЗ)
7.1) обработка полученных в установленных законодательством Российской Федерации случаях персональных данных осуществляется органами прокуратуры в связи с осуществлением ими прокурорского надзора; (в ред. Федерального закона от 23.07.2013 N 205-ФЗ)
1. Государственные органы, муниципальные органы создают в пределах своих полномочий, установленных в соответствии с федеральными законами, государственные или муниципальные информационные системы персональных данных.
2. Федеральными законами могут быть установлены особенности учета персональных данных в государственных и муниципальных информационных системах персональных данных, в том числе использование различных способов обозначения принадлежности персональных данных, содержащихся в соответствующей государственной или муниципальной информационной системе персональных данных, конкретному субъекту персональных данных.
3. Права и свободы человека и гражданина не могут быть ограничены по мотивам, связанным с использованием различных способов обработки персональных данных или обозначения принадлежности персональных данных, содержащихся в государственных или муниципальных информационных системах персональных данных, конкретному субъекту персональных данных. Не допускается использование оскорбляющих чувства граждан или унижающих человеческое достоинство способов обозначения принадлежности персональных данных, содержащихся в государственных или муниципальных информационных системах персональных данных, конкретному субъекту персональных данных.
4. В целях обеспечения реализации прав субъектов персональных данных в связи с обработкой их персональных данных в государственных или муниципальных информационных системах персональных данных может быть создан государственный регистр населения, правовой статус которого и порядок работы с которым устанавливаются федеральным законом.
1. Обработка персональных данных в целях продвижения товаров, работ, услуг на рынке путем осуществления прямых контактов с потенциальным потребителем с помощью средств связи, а также в целях политической агитации допускается только при условии предварительного согласия субъекта персональных данных. Указанная обработка персональных данных признается осуществляемой без предварительного согласия субъекта персональных данных, если оператор не докажет, что такое согласие было получено.
2. Оператор обязан немедленно прекратить по требованию субъекта персональных данных обработку его персональных данных, указанную в части 1 настоящей статьи.
1. Если субъект персональных данных считает, что оператор осуществляет обработку его персональных данных с нарушением требований настоящего Федерального закона или иным образом нарушает его права и свободы, субъект персональных данных вправе обжаловать действия или бездействие оператора в уполномоченный орган по защите прав субъектов персональных данных или в судебном порядке.
2. Субъект персональных данных имеет право на защиту своих прав и законных интересов, в том числе на возмещение убытков и (или) компенсацию морального вреда в судебном порядке.
Сфера действия постановления — контроль над личной информацией, которой обладают следующие виды структур:
- госорганы;
- власти конкретных субъектов РФ;
- учреждения местного самоуправления;
- юридические лица;
- физлица, совершающие обработку личной информации.
Нормы ФЗ №152 контролируют во всех государственных и коммерческих организациях конфиденциальность ПДн, принадлежащих конкретному физическому лицу. Однако под действие закона не попадают следующие категории:
- использование информации гражданами для личных целей при отсутствии нарушения прав обладателя;
- недействительные документы, находящиеся на хранении в Архивном фонде РФ;
- ПДн, отнесенные под категорию «государственная тайна».
Таким образом, ФЗ №152 обязует хранителей персональной информации поддерживать неразглашение личных сведений физлица.
В 3 части ФЗ говорится: «Любые сведения, которые относятся к конкретному физическому лицу, являются персональными».
В этом перечне данные:
- касающиеся национальности, религиозных и политических пристрастий;
- связанные с физиологическими особенностями организма;
- о личности.
Причем вне зависимости от общественной доступности, важно лишь то, что информация касается определенного индивида.
Действия, которые попадают под определения обработки персональных данных — это работа с личной информацией клиента в автоматизированном либо ручном режиме. Сюда относятся:
- сбор;
- запись;
- анализ и хранение;
- актуализация;
- применение и предоставление доступа;
- блокировка, удаление.
Все эти действия выполняются оператором исключительно конфиденциально.
152-ФЗ о персональных данных с изменениями на 2020 год
Под действие Федерального закона попадают организации, признанные операторами ПД. При этом личная информация делится на следующие типы:
- сведения о сотрудниках;
- клиентская база;
- информация о пользователях интернет-источников.
Если общество имеет хотя бы одну из перечисленных категорий, то оно попадает под действие закона.
2 параграф ФЗ 152 2006 г. о персональных данных проводит разъяснение о тех случаях, когда согласие на обработку данных не требуется. Организация может безнаказанно работать с личной информацией в следующих случаях:
- Если обработка сведений предусмотрена законодательством Российской Федерации без разрешения владельца.
- Если личная информация используется в судопроизводстве.
- Если ПДн использует исполнительная ветвь власти РФ.
- Обработка на портале Госуслуги.
- При заключении договора о приобретении товара или услуги.
- Использование частных сведений необходима в жизненно опасных ситуациях, когда владелец не способен дать разрешение.
- В художественном произведении при условии ненарушения прав субъекта.
- В журналистских расследованиях и научных работах.
- Если личные сведения раскрыты в соответствии с Федеральным Законом.
Безнаказанное использование информации разрешено государственным структурам, поэтому органы контроля реже проверяют правительственных операторов, а внимательней следят за частными компаниями.
Статьи под номерами 5 и 6 в ФЗ-152 гласят о возможных принципах и условиях обработки частных сведений. Постановление предусматривает перечень ситуаций, при которых используют личную информацию, а также регулирует правила обработки.
Согласно законопроекту о персональных данных оператор в своей работе придерживается следующих принципов:
- частные сведения используются только для заранее оговоренных двумя сторонами задач;
- составление базы из личной информации невозможно;
- на использование сведений должны быть основания;
- обрабатывать исключительно те сведения, которые требует достижение поставленной цели;
- обрабатываться должна только действующая информация;
- объемы сведений не превышают разрешенного соглашением показателя;
- хранение информации не превышает временной промежуток, необходимый для достижения цели;
- устаревшие сведения подлежат немедленному уничтожению.
Процесс обработки персональных данных заключается в сборе, хранении, систематизации и удалении информации.
Какие положения регулирует данный закон:
- сбор, хранение и обработка персональных данных должна осуществляться в добровольном порядке. Гражданину должно быть предоставлено право выбора, соглашаться на обработку данных или нет;
- исполнение данного постановления должно быть направлено на защиту и свободу граждан России, отхождения недопустимы;
- обработка и хранение персональных данных следует осуществлять в рамках действующего законодательства. Должны быть соблюдены сроки и требования.
Какие положения не регулируются законодательством:
- обработка данных не используется для личных целей физических лиц;
- обработка и хранение информации, связанной с государственной тайной;
- данные, полученные в результате проведения судебного разбирательства;
- информация, которая относится к деятельности органов судебной власти.
Цель Федерального закона №152 прописана в ст. 2 и заключается в регулировании сферы обработки персональных данных человека, например, в средствах массовой информации и телекоммуникации.
Он призван защищать права и свободы каждого гражданина, проживающего на территории Российской Федерации, а также не допустить проникновение в личную и частную жизнь третьих лиц.
Федеральный закон РФ «О персональных данных» (152-ФЗ) 2021, 2020
Стоит знать о том, что персональные данные подразделяются на несколько категорий, которые подлежат сбору в соответствии с постановлением, сюда можно отнести следующие:
- расовые;
- религиозные;
- национальные;
- политические,
- философские и другие убеждения.
При этом необходимо заметить, что их сбор должен проводиться исключительно с согласия гражданина.
Каким-либо образом узнать дополнительные категории весьма затруднительно. В большинстве случаев это частная информация, которая касается непосредственного физического лица: военных, государственных служащих, работников, трудящихся на государственных предприятиях и компаниях.
Все те аспекты информации, которые гражданин держит в тайне, находятся под защитой закона №152.
Что входит в перечень ПД:
- фамилия, имя и отчество гражданина;
- актуальные паспортные данные;
- фактический адрес проживания и регистрации;
- данные о составе семьи;
- паспорт здоровья или медицинская книжка;
- документы, относящиеся к пенсионному страхованию;
- сведения, где и когда гражданин проходил военную службу;
- дипломы об образовании;
- информация о трудовой деятельности человека. Как правило, используется трудовая книжка. В некоторых случаях делается запрос на бывшее место работы.
Процесс обработки персональных данных заключается в сборе, хранении и систематизации информации о каждом гражданине.
Последние изменения 152 фз о защите персональных данных внесенные в 2020 году были внесены в статью 19, которая касается сбора и анализа персональных данных.
Также подверглись увеличению штрафные санкции, которые будут налагаться в случае не соблюдения требований закона. При этом был изменен список нарушений.
Также необходимо отметить, что персональные данные обрабатываются согласно критериям, утвержденным в данном законе. Далее будут подробно рассмотрен перечень условий:
- обработка данных может происходить только с согласия гражданина России, навязывание или утаивание недопустимо;
- хранение и сбор информации осуществляется исключительно для достижения целей, прописанных в действующем законодательстве;
- обработка информации используется для осуществления правосудия и исполнения административных актов;
- в ситуациях, когда для жизни и здоровья гражданина угрожает опасность, сбор персональных данных производится принудительно.
На сегодняшний день законом установлены следующие положения, регулирующие хранение персональных данных на территории Российской Федерации:
- за хранение персональных данных отвечает ответственный сотрудник (оператор);
- хранение информации должно производиться по специально разработанному регламенту в соответствии с Федеральным законом;
- необходимо соблюдать цели закона и ознакомить гражданина с актом о сборе, хранении и обработке персональных данных;
- необходимо соглашение, которое будет подписано гражданином в случае, если он согласен с обработкой персональных данных;
- гражданин России имеет право знать, каким образом на предприятии ведется учет, хранение, сбор, систематизация и уничтожение персональной информации;
- базы персональных данных должны быть актуальны, поэтому требуется своевременно их обновлять, например, если сотрудник изменил фамилию или место жительство;
- требуется защитить персональные данные от рук злоумышленников. Необходимо создать систему защиту информации. Если конфиденциальная информация гражданина попадет в руки третьих лиц, то это является административным правонарушением;
- необходимо четко исполнять условия, предписанные действующим законодательством. Уничтожение информации производится в течении 30 дней с момента ее получения, если в договоре не прописано иное условие.
Будьте бдительны. Условия хранения и правила обработки персональных данных проверяются уполномоченными ведомствами, Трудовой инспекцией и сотрудниками Федеральной службы по надзору в средствах массовой коммуникации (Роскомнадзор).
На основании Федерального закона №152 гражданин может согласиться на передачу данных третьим лицам только в том случае, если находиться в полном сознании и понимании своих действий. Принуждение или утаивание сбора информации недопустимо.
При этом, если человек согласился на обработку, он может от нее отказаться в любое время, причины такого решения не учитываются. Отказ необходимо написать по специально установленному заявлению подданному на имя руководителя.
Необходимо отметить, что в некоторых ситуациях отказаться не представляется возможным, например, когда обработка ПД является обязательным условиям для трудоустройства на работу.
Передача данных третьим лицам происходит на основании личной росписи гражданина в соответствующем постановлении. Но при этом, есть несколько положений, когда передача данных возможна без согласия.
Исключения:
- запрос информации о гражданине из судебной инстанции;
- запрос по требованию полиции или прокуратуры;
- при оказании медицинской помощи;
- если лицо получило тяжкие телесные травмы, которые угрожают жизни и здоровью.
Стоит заметить, что передача персональных данных третьим лицам в кредитных учреждениях происходит на основании личной росписи гражданина и не входит в перечень исключений.
23217
129859
455371
Фото Видео 16899
Федеральный закон от 27.07.2006 N 152-ФЗ
13948
- 27 октября 2008 г.
-
- Сутки
- Неделя
- Месяц
Статья 14. Право субъекта персональных данных на доступ к его персональным данным
1. Субъект персональных данных имеет право на получение сведений, указанных в части 7 настоящей статьи, за исключением случаев, предусмотренных частью 8 настоящей статьи. Субъект персональных данных вправе требовать от оператора уточнения его персональных данных, их блокирования или уничтожения в случае, если персональные данные являются неполными, устаревшими, неточными, незаконно полученными или не являются необходимыми для заявленной цели обработки, а также принимать предусмотренные законом меры по защите своих прав.
2. Сведения, указанные в части 7 настоящей статьи, должны быть предоставлены субъекту персональных данных оператором в доступной форме, и в них не должны содержаться персональные данные, относящиеся к другим субъектам персональных данных, за исключением случаев, если имеются законные основания для раскрытия таких персональных данных.
3. Сведения, указанные в части 7 настоящей статьи, предоставляются субъекту персональных данных или его представителю оператором при обращении либо при получении запроса субъекта персональных данных или его представителя. Запрос должен содержать номер основного документа, удостоверяющего личность субъекта персональных данных или его представителя, сведения о дате выдачи указанного документа и выдавшем его органе, сведения, подтверждающие участие субъекта персональных данных в отношениях с оператором (номер договора, дата заключения договора, условное словесное обозначение и (или) иные сведения), либо сведения, иным образом подтверждающие факт обработки персональных данных оператором, подпись субъекта персональных данных или его представителя. Запрос может быть направлен в форме электронного документа и подписан электронной подписью в соответствии с законодательством Российской Федерации.
4. В случае, если сведения, указанные в части 7 настоящей статьи, а также обрабатываемые персональные данные были предоставлены для ознакомления субъекту персональных данных по его запросу, субъект персональных данных вправе обратиться повторно к оператору или направить ему повторный запрос в целях получения сведений, указанных в части 7 настоящей статьи, и ознакомления с такими персональными данными не ранее чем через тридцать дней после первоначального обращения или направления первоначального запроса, если более короткий срок не установлен федеральным законом, принятым в соответствии с ним нормативным правовым актом или договором, стороной которого либо выгодоприобретателем или поручителем по которому является субъект персональных данных.
5. Субъект персональных данных вправе обратиться повторно к оператору или направить ему повторный запрос в целях получения сведений, указанных в части 7 настоящей статьи, а также в целях ознакомления с обрабатываемыми персональными данными до истечения срока, указанного в части 4 настоящей статьи, в случае, если такие сведения и (или) обрабатываемые персональные данные не были предоставлены ему для ознакомления в полном объеме по результатам рассмотрения первоначального обращения. Повторный запрос наряду со сведениями, указанными в части 3 настоящей статьи, должен содержать обоснование направления повторного запроса.
6. Оператор вправе отказать субъекту персональных данных в выполнении повторного запроса, не соответствующего условиям, предусмотренным частями 4 и 5 настоящей статьи. Такой отказ должен быть мотивированным. Обязанность представления доказательств обоснованности отказа в выполнении повторного запроса лежит на операторе.
7. Субъект персональных данных имеет право на получение информации, касающейся обработки его персональных данных, в том числе содержащей:
1) подтверждение факта обработки персональных данных оператором;
2) правовые основания и цели обработки персональных данных;
3) цели и применяемые оператором способы обработки персональных данных;
4) наименование и место нахождения оператора, сведения о лицах (за исключением работников оператора), которые имеют доступ к персональным данным или которым могут быть раскрыты персональные данные на основании договора с оператором или на основании федерального закона;
5) обрабатываемые персональные данные, относящиеся к соответствующему субъекту персональных данных, источник их получения, если иной порядок представления таких данных не предусмотрен федеральным законом;
6) сроки обработки персональных данных, в том числе сроки их хранения;
7) порядок осуществления субъектом персональных данных прав, предусмотренных настоящим Федеральным законом;
8) информацию об осуществленной или о предполагаемой трансграничной передаче данных;
9) наименование или фамилию, имя, отчество и адрес лица, осуществляющего обработку персональных данных по поручению оператора, если обработка поручена или будет поручена такому лицу;
10) иные сведения, предусмотренные настоящим Федеральным законом или другими федеральными законами.
Статья 18. Обязанности оператора при сборе персональных данных
1. При сборе персональных данных оператор обязан предоставить субъекту персональных данных по его просьбе информацию, предусмотренную частью 7 статьи 14 настоящего Федерального закона.
2. Если предоставление персональных данных является обязательным в соответствии с федеральным законом, оператор обязан разъяснить субъекту персональных данных юридические последствия отказа предоставить его персональные данные.
3. Если персональные данные получены не от субъекта персональных данных, оператор, за исключением случаев, предусмотренных частью 4 настоящей статьи, до начала обработки таких персональных данных обязан предоставить субъекту персональных данных следующую информацию:
1) наименование либо фамилия, имя, отчество и адрес оператора или его представителя;
2) цель обработки персональных данных и ее правовое основание;
3) предполагаемые пользователи персональных данных;
4) установленные настоящим Федеральным законом права субъекта персональных данных;
5) источник получения персональных данных.
4. Оператор освобождается от обязанности предоставить субъекту персональных данных сведения, предусмотренные частью 3 настоящей статьи, в случаях, если:
1) субъект персональных данных уведомлен об осуществлении обработки его персональных данных соответствующим оператором;
2) персональные данные получены оператором на основании федерального закона или в связи с исполнением договора, стороной которого либо выгодоприобретателем или поручителем по которому является субъект персональных данных;
3) персональные данные сделаны общедоступными субъектом персональных данных или получены из общедоступного источника;
4) оператор осуществляет обработку персональных данных для статистических или иных исследовательских целей, для осуществления профессиональной деятельности журналиста либо научной, литературной или иной творческой деятельности, если при этом не нарушаются права и законные интересы субъекта персональных данных;
5) предоставление субъекту персональных данных сведений, предусмотренных частью 3 настоящей статьи, нарушает права и законные интересы третьих лиц.
5. При сборе персональных данных, в том числе посредством информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», оператор обязан обеспечить запись, систематизацию, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение персональных данных граждан Российской Федерации с использованием баз данных, находящихся на территории Российской Федерации, за исключением случаев, указанных в пунктах 2, 3, 4, 8 части 1 статьи 6 настоящего Федерального закона.
Статья 18.1. Меры, направленные на обеспечение выполнения оператором обязанностей, предусмотренных настоящим Федеральным законом
1. Оператор обязан принимать меры, необходимые и достаточные для обеспечения выполнения обязанностей, предусмотренных настоящим Федеральным законом и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами. Оператор самостоятельно определяет состав и перечень мер, необходимых и достаточных для обеспечения выполнения обязанностей, предусмотренных настоящим Федеральным законом и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом или другими федеральными законами. К таким мерам могут, в частности, относиться:
1) назначение оператором, являющимся юридическим лицом, ответственного за организацию обработки персональных данных;
2) издание оператором, являющимся юридическим лицом, документов, определяющих политику оператора в отношении обработки персональных данных, локальных актов по вопросам обработки персональных данных, а также локальных актов, устанавливающих процедуры, направленные на предотвращение и выявление нарушений законодательства Российской Федерации, устранение последствий таких нарушений;
3) применение правовых, организационных и технических мер по обеспечению безопасности персональных данных в соответствии со статьей 19 настоящего Федерального закона;
4) осуществление внутреннего контроля и (или) аудита соответствия обработки персональных данных настоящему Федеральному закону и принятым в соответствии с ним нормативным правовым актам, требованиям к защите персональных данных, политике оператора в отношении обработки персональных данных, локальным актам оператора;
5) оценка вреда, который может быть причинен субъектам персональных данных в случае нарушения настоящего Федерального закона, соотношение указанного вреда и принимаемых оператором мер, направленных на обеспечение выполнения обязанностей, предусмотренных настоящим Федеральным законом;
6) ознакомление работников оператора, непосредственно осуществляющих обработку персональных данных, с положениями законодательства Российской Федерации о персональных данных, в том числе требованиями к защите персональных данных, документами, определяющими политику оператора в отношении обработки персональных данных, локальными актами по вопросам обработки персональных данных, и (или) обучение указанных работников.
О персональных данных (с изменениями на 30 декабря 2020 года)
Статья 25. Заключительные положения
1. Настоящий Федеральный закон вступает в силу по истечении ста восьмидесяти дней после дня его официального опубликования.
2. После дня вступления в силу настоящего Федерального закона обработка персональных данных, включенных в информационные системы персональных данных до дня его вступления в силу, осуществляется в соответствии с настоящим Федеральным законом.
2.1. Операторы, которые осуществляли обработку персональных данных до 1 июля 2011 года, обязаны представить в уполномоченный орган по защите прав субъектов персональных данных сведения, указанные в пунктах 5, 7.1, 10 и 11 части 3 статьи 22 настоящего Федерального закона, не позднее 1 января 2013 года.
3. Утратил силу. — Федеральный закон от 25.07.2011 N 261-ФЗ.
4. Операторы, которые осуществляют обработку персональных данных до дня вступления в силу настоящего Федерального закона и продолжают осуществлять такую обработку после дня его вступления в силу, обязаны направить в уполномоченный орган по защите прав субъектов персональных данных, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 статьи 22 настоящего Федерального закона, уведомление, предусмотренное частью 3 статьи 22 настоящего Федерального закона, не позднее 1 января 2008 года.
5. Отношения, связанные с обработкой персональных данных, осуществляемой государственными органами, юридическими лицами, физическими лицами при предоставлении государственных и муниципальных услуг, исполнении государственных и муниципальных функций в субъекте Российской Федерации — городе федерального значения Москве, регулируются настоящим Федеральным законом, если иное не предусмотрено Федеральным законом «Об особенностях регулирования отдельных правоотношений в связи с присоединением к субъекту Российской Федерации — городу федерального значения Москве территорий и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».
Согласно п. 1 ст. 3 федеральный закон от 27.07.2006 г. № 152-ФЗ (ред. от 31.12.2017 г.) «О персональных данных» регламентирует, что персональные данные – это любая информация, относящаяся к прямо или косвенно определенному, или определяемому физическому лицу (субъекту персональных данных). Такой информацией являются фамилия, имя, отчество, год, месяц, дата рождения, место рождения, адрес, семейное положение, социальное положение, имущественное положение, образование, профессия, доходы, иные сведения, относящиеся к субъекту персональных данных (п. 2.5 Рекомендаций).
Данные Правила устанавливают порядок проверок юридических лиц, ИП, которые являются операторами персональных данных в настоящее время.
Государственный контроль и надзор осуществляется Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций и ее территориальными органами.
Рассмотрим, каких конкретно аспектов коснулись данные Правила.
1.Осуществление внеплановой проверки. Согласно п. 17 Правил срок внеплановой проверки максимально будет составлять не более 10 рабочих дней. Обращаю ваше внимание, что для рассмотрения документов возможно продление срока на еще 10 рабочих дней. Внеплановые документарные проверки не проводятся (п. 25 Правил).
2. Осуществление плановой проверки. Срок проведения плановой проверки не может превышать 20 рабочих дней. Срок проведения плановой проверки может быть продлен однократно не более чем на 20 рабочих дней.
3. Осуществление выездной проверки. Выездная проверка проводится по месту нахождения оператора и (или) по месту фактического осуществления им деятельности по обработке персональных данных.
Выездная проверка оператора – физического лица, не являющегося индивидуальным предпринимателем, не проводится.
Выездная проверка начинается с предъявления служебного удостоверения должностными лицами, ознакомления руководителя оператора или иного уполномоченного представителя оператора с приказом о назначении выездной проверки и с полномочиями должностных лиц, проводящих проверку, а также с целями, задачами, основаниями проведения выездной проверки, видами и объемом мероприятий по контролю, сроками и условиями проведения выездной проверки. До начала проведения выездной проверки должностные лица вручают руководителю оператора или иному уполномоченному представителю оператора письменный запрос о представлении документов и информации, необходимых для проведения проверки.
Оператор обязан представить должностным лицам, уполномоченным на проведение выездной проверки, необходимые для проведения проверки документы и информацию в срок, указанный в запросе, предусмотренном п/ 33 настоящих Правил. Такой срок не может составлять менее 2 рабочих дней со дня вручения указанного запроса. Оператор создает необходимые условия для проведения выездной проверки, по требованию должностных лиц обеспечивает доступ в помещения и к оборудованию, посредством которого осуществляется обработка персональных данных, и представляет информацию и документацию, необходимые для проведения выездной проверки.
В случае если в ходе проведения выездной проверки представленные оператором документы и информация недостаточны для проведения выездной проверки, должностные лица вручают руководителю оператора или иному уполномоченному представителю оператора дополнение к указанному запросу.
4. Процедура устранения выявленных нарушений. Установленные и документарно подтвержденные нарушения в ходе проведенной проверки сотрудником Роскомнадзора можно устранить в течение 6 месяцев со дня получения предписания. Обращаю ваше внимание, что в настоящее время срок, в течение которого необходимо произвести устранение замечаний по минимальному и максимальному показателю, не определен.
5. Процедура приостановки деятельности. В случае, если неисполнение предписания об устранении выявленных нарушений нарушает права и законные интересы субъекта (субъектов) персональных данных, оператору направляется требование о приостановлении деятельности по обработке персональных данных до устранения нарушений, указанных в предписании.
В случае неисполнения оператором требования о приостановлении деятельности по обработке персональных данных составляется протокол об административном правонарушении в соответствии со ст. 13.11 КоАП РФ «Нарушение законодательства Российской Федерации в области персональных данных» и принимаются меры, предусмотренные федеральным законом «О персональных данных» (п. 6.8 приказа Минкомсвязи России от 14.11.2011 г. № 312 (ред. от 24.11.2014 г.) «Об утверждении Административного регламента исполнения Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций государственной функции по осуществлению государственного контроля (надзора) за соответствием обработки персональных данных требованиям законодательства Российской Федерации в области персональных данных»).
6. Условия, при которых не надо уведомлять Роскомнадзор об обработке персональных данных. Согласно правоприменительной практике, Роскомнадзор уведомлять не надо, если организация обрабатывает персональные данные физических лиц посредством рассмотрения резюме кандидатов на замещение вакантной должности (то есть осуществляет хранение данных резюме кандидатов даже с использованием компьютерных программ); если организация обрабатывает и хранит персональные данные сотрудников (в том числе посредством использования компьютерных программ); если организация обрабатывает персональные данные своих клиентов (в том числе посредством использования компьютерных программ).
Нормативно-правовая база по данному вопросу:
• федеральный закон от 27.07.2006 г. № 152-ФЗ (ред. от 31.12.2017 г.) «О персональных данных»,
• постановление Правительства РФ от 16.03.2009 г. № 228 (ред. от 25.09.2018 г.) «О Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций» (вместе с «Положением о Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций»),
• постановление Правительства РФ от 13.02.2019 г. № 146 «Об утверждении Правил организации и осуществления государственного контроля и надзора за обработкой персональных данных»,
• Методические рекомендации по уведомлению уполномоченного органа о начале обработки персональных данных и о внесении изменений в ранее представленные сведения, утвержденные приказом Роскомнадзора № 94 от 30.05.2017 г.,
• Требования к защите п��рсональных данных при их обработке в информационных системах персональных данных, утвержденные постановление Правительства РФ № 1119 от 01.11.2012 г.,
• Положение об особенностях обработки персональных данных, осуществляемой без использования средств автоматизации, утвержденное постановлением Правительства № 687 от 15.09.2008 г.
СОГЛАСИЕ
на обработку персональных данных
Я,
(фамилия, имя, отчество субъекта персональных данных),
в соответствии с п. 4 ст. 9 федерального закона от 27.07.2006 г. № 152-ФЗ «О
персональных данных», зарегистрирован___ по адресу: ,
документ, удостоверяющий личность:
(наименование документа, №, сведения о дате выдачи документа и выдавшем его органе).
(Вариант:
(фамилия, имя, отчество представителя субъекта персональных данных),
зарегистрирован___ по адресу: ,
документ, удостоверяющий личность:
(наименование документа, №, сведения о дате выдачи документа и выдавшем его органе). Доверенность от «__» г. № ___ (или реквизиты иного документа, подтверждающего полномочия представителя) (в целях указать цель обработки данных) даю согласие (указать наименование или Ф.И.О. оператора, получающего согласие субъекта персональных данных), находящемуся по адресу: (вариант: (указать наименование или Ф.И.О. лица, осуществляющего обработку персональных данных по поручению оператора, если обработка будет поручена такому лицу), находящемуся по адресу: ), на обработку моих персональных данных, а именно: (указать перечень персональных данных, на обработку которых дается согласие субъекта персональных данных), то есть на совершение действий, предусмотренных п. 3 ст. 3 федерального закона от 27.07.2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных».
Настоящее согласие действует со дня его подписания до дня отзыва в письменной форме
«___» г.
Федеральный закон о защите персональных данных распространяется на правоотношения в сфере обработки персональных данных (личной информации) различными структурами, в том числе органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также сторонними фирмами, получившими доступ к персональным данным человека.
Персонифицированная информация должна быть тщательным образом сохранена. Сюда также входит и защита личных данных от постороннего вмешательства.
Похожие записи: